Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление института экологического образования в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Beck U. World risk society as cosmopolitan society? Ecological questions in a framework of manufactured uncertainties: theory/ Beck U. Culture & Society 13 :4. 1996. 211 p. — Blossfeld H-P. Js the German dual system a model for a moder vocational training system? // IntJCompSoc. Badia Fiesolana, 1992. 23 2. P. 168−181 — Gayford, Ch. Science education and sustainability: A case-study… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы институционализации экологического образования в современной России
    • 1. 1. Концептуальные подходы к взаимодействию общества и природы
    • 1. 2. Институционализация экологического образования в современной
  • России
  • 2. Социологический анализ позиций участников процесса становления экологического образования

Становление института экологического образования в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Ценностное отношение общества к природе, осознание неразрывности связи с ней, в процессе исторического развития постоянно менялось. Причем на любом историческом этапе человек, наделяя конкретным смыслом природные и общественные явления и процессы, делает это тем интенсивнее, чем важнее становятся они для него самого, чем больше они затрагивают общественные интересы.

В.течение довольно длительного отрезка времени природа понималась как некая рамка деятельности общества или источник ресурсов для* него. Лишь в последние десятилетия стало понятно, насколько человеческая деятельность и ее формы воздействуют на природу и находятся под влиянием обратных связей, с ней. Так сформировалось понятие социоприродного взаимодействия, в рамках изучения которого стало очевидным, что в современном обществе природа социализирована* и уже не может рассматриваться вне связи, вне взаимодействий с обществом.

Проблема социоприродного взаимодействия? в современных условиях приобрела новое звучание, что обусловлено существенными изменениями природной среды под воздействием технического прогресса, породившими устойчивую тенденцию к истощению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды. В связи с этим, проблема ценностного отношения к природе приобрела на современном этапе природопользования особую значимость, что обусловило активизацию деятельности по формированию системы экологического образования, процесс становления и развития которой «требует глубокого анализа.

Возрастание требований к ценностно-мировоззренческой и профессиональной компетентности человека и общества в целом, обусловленное необходимостью оптимизации взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой, делает непреложным тот факт, что в решении многих проблем современной цивилизации важная роль принадлежит экологическому образованию, которое становится способом развития личности, социума, техносферы и биосферы.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретическим фундаментом исследования вопросов социоприродного взаимодействия и становления социальной экологии, явились труды отечественных и зарубежных социологов: М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Н. Мамедова, Д. Ж. Марковича, Т. Парсонса, Ю. Н. Пахомова, М. Н. Руткевича, А. Д. Урсула, Ю: Хабермаса, П. Штомпки и др1.

Переход человечества к духовно-экологической цивилизации предполагает, в первую очередь, изменение сознания людей, то есть смену жизненных ориентиров, экологизацию потребностей, — интересов ценностей. Эти проблемы нашли отражение в работах таких ученых, как Тугаринов В'. П.-. Пахомов Ю. Н.- Палий В. Ф., Щербина В'. Ф.- Васильева В. Н.- Беркунова Л. А. и др.2.

1 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избр. произведения: пер с нем. / М. Вебер: М.: Прогресс, 1990 — Гидденс Э. Социология: [пер. с англ.]: учебник. М.: Эдиториал УРСС, 1999: 703 с. — Дюркгейм Э. Социология.: Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 352 с — Мамедов Н. М. Основания экологизации образования // Устойчивое развитие и экологизация школьного образования / сост. и отв. ред. Н. М. Мамедов. М., 2003. С. 7−22 — Мамедов Н. М., Статус образования в переходе общества к устойчивому развитию // Вестн. эколог, образования в России. 2008. № 4 (50). С. 1−3 — Маркович Д. Ж. Глобализация и экологическое образование // СОЦИС. 2001. № 1. С. 17−23 .- Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. Н. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994 С. 448−464 — Пахомов, Ю. Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 120 с.- Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи: избранное. М.: Гардарики, 2002. 541 с. — Урсул А. Д. Образование XXI века и переход к устойчивому развитию цивилизации // Экологическое образование и устойчивое развитие / [К.Х. Делокаров и др. — отв. ред. А. Д. Урсул — Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ.]. М., 1996. С. 22 — Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Д. С. СПб: Наука, 2000. 377 с — Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь: Новый поворот в социологии // СОЦИС. 2009. № 8. С. 3−13.

2 Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек // Избр. труды / В. П. Тугаринов. Л.: Из-во ЛГУ, 1988. С. 315−325 — Палий В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы: методол. аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 142 с. — Васильева В. Н. Социально-экологический идеал как способ регуляции социоприродной среды. СПб.: Наука, 2002. 294 с. — Беркунова Л. А. Экологическое образование и.

Смена ценностных социоприродных ориентиров вызывает необходимость становления института экологического образования. В этой области, наряду с идеями российских ученых Гирусова Э. П., Захлебного А. Н., Зверева И. Д., Комарова В. Д., Медведевой М. В., Моисеева Н. Н., Левина В. А. и др.3 имеются работы зарубежных социологов У. Бека, Ч. Гейфорда, Дж. Хьюбера и др.4. Несмотря на большой массив публикаций по теме исследования, следует отметить, что вопросы социальной экологии, а в связи с этим и проблемы экологического образования по-прежнему сохраняют свою актуальность. Научное осмысление этой проблематики не может утратить своего теоретического значения и практической целесообразности. экологическая культура в аспекте ценностей современного общества. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2001. 58 с.

3Гирусов Э. П. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, •образование, (материалы к конф.) / [редкол. Н. М. Мамедов (отв. ред.) и др:]. М., 1989. С. 17−28 — Захлебный А. Н. Каким быть экологическому образованию в российской школе. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 5. С. 18 — Зверев И. Д. Приоритеты экологического образования // Материалы 1-ой Московской науч.-практ. конф. по непрерывному экологическому образованию / под. ред. В. В. Лебединского. М., 1995. С. 16−26 — Комаров В. Д. Социальная экология: философские аспекты. JI.: Наука, 1990. 215 с. — Медведева М. В. Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегии развития // Эколог, образование. 2007. № 3. С. 59−60 — Моисеев Н. Н. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации). М.: Молодая гвардия, 1988. 251, [3] с. — Левин В. А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики / В. А. Левин // Материалы Всероссийской конференции «Развитие региональных систем экологического.

4Beck U. World risk society as cosmopolitan society? Ecological questions in a framework of manufactured uncertainties: theory/ Beck U. Culture & Society 13 :4. 1996. 211 p. — Blossfeld H-P. Js the German dual system a model for a moder vocational training system? // IntJCompSoc. Badia Fiesolana, 1992. 23 2. P. 168−181 — Gayford, Ch. Science education and sustainability: A case-study in discussion-based learning // Research in science a. technological education. Abington, 1995.Vol.13, № 2. P. 135−145 — Huber, J. Ecological modernisation: beyond scarcity and bureaucracy // Technologie en Milieubeheer. Tussen Sanering en Ecologische Modernisering / (eds.) A. P. J. Mol, G. Spaargaren and B. Klapwijk. Den Haag: SDU, 1991. PI 167−183. Verhagen, F. C. Earth literacy education: why and how?// High school j.- Chapel Hill, 1995/96. Vol.79, № 2. P.157−163 — Higher education reform processes in Central and Eastern Europe. Frankfurt am Main: P. Lang, 1995. p — International Strategy for action in the Field of Environmental Education and Training for the 1990's: UNESCO — UNEP Congress on Environmental Education and Training, Москва / UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, United Nations Environment Programme. Paris — Kenya: United Nations Environment Programme, 1987. P. 6. — Turner R. Pearce D, Bateman I. Environment and Ethics. In. Environmental economics. Baltimore: The John Hopkins University Press, 1993. P. 28−40.

Объектом диссертационного исследования является становление социального института экологического образования.

Предметом? исследования является социологический анализ позиций участников процесса становления экологического образования.

Актуальность предложенной^ исследовательской проблематикиобусловили следующие цели и задачи диссертационного исследования:

Целью исследованияявляется анализ развитияинститута экологического образования' в России в контексте усложнившихся взаимодействий общества и природы. Реализация данной целю предполагает решение следующих задач:

— осуществить анализ концептуальных, подходов к взаимодействию общества и природы;

— проанализировать роль образования как регулятора взаимодействий общества и природы;

— рассмотреть, процесс ииституционализации экологического образованияи. определить его: роль, в. формировании экологической грамотности? молодежи-:

— выявить значение экологическогообразования" для? формирования! экологического мышлениями развития природоохранных ориентации;

— изучить влияние СМИ, литературы и искусства на становление экологического образования;

Теоретической} и методологической базой! диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области институционального анализасоциально-экологических, процессов и социологии образования;

При разработке1 темы использовались, как общенаучные' методыобобщениеанализ, синтез, так и специальные, социологические методы сбора и анализа данных (анкетирование, экспертный анализ, анализ специальных и статистических документов, вторичный анализ результатов, ряда исследований по изучаемой проблематике). В представленной работе автором использованы методы системного и структурно-функционального анализасоциального конструированияметодологии и методики социологических исследованийметоды статистической обработки полученных результатов (SPSS).

Информационную базу диссертационного исследования. составили:

— официальные статистические данные за 1998;2009 гг., характеризующие состояние экологической ситуации в мире и в России;

— вторичный анализ результатов ряда социологических исследований по изучаемой проблеме (материалы ВЦИОМ и др. исследований);

— материалы научных конференций, конгрессов, посвященных образованию и экологии;

— интернет-ресурсы Министерства образования и науки Российской-Федерации и комитета по образованию;

— публикации в российских и региональных периодических изданиях по проблеме экологического образования.

Эмпирическая база диссертации включает результаты исследований, проведенных под руководством и с участием «автора:

— «Роль институтов1* социализациимолодежи в формировании гражданских качеств» (2007). Опрошена группа экспертов, — специалистов из 37 человек, работающих* с молодежью г. Мурманска. Выборка многоступенчатая, квотная. Результаты обработаны с помощьюпрограммы SPSS, версия 13.0, двумерное распределение.

— «Формирование ценностного отношения к природе у молодого поколения» (2009). Опрошено 370 учащихся общеобразовательной школы № 4 и Профессионального лицея" № 19' п. Росляково. Выборка многоступенчатая, квотная. Результаты обработаны с помощью программы SPSS, версия 13.0, двумерное распределение.

— «Освещение экологических проблем в СМИ» (2009). Метод: контент-анализ печатных и электронных статей. Проанализированы 70 статей в следующих газетных изданиях: «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты».

— «Развитие экологического образования в Мурманской области» (2010). Проинтервьюировано 3 преподавателя, 2 директора и представитель районного отдела народного образования.

Научная новизна диссертационного, исследования состоит в следующем:

— конкретизировано с социологических позиций понятие «институт экологического образования»;

— сформулированы принципы ответственной включённости человека в социоприродные взаимодействия, реализация которых должна привести к повышению устойчивости развития;

— обоснована приоритетная роль, экологического образования для формирования поколения, способного' обеспечить. устойчивое социоприродное взаимодействие в современных условиях;

— исследована, роль СМИ в формированииэкологических ценностей подростков, и молодежи.

Основные положения, выносимые на защиту:.

1. Обеспечение-устойчивого развития общества предполагает переход к новой модели образования, подходы которой к человеку, обществу и природе основываются, на принципе холизма, единстве современного научного знания и гуманистических ценностно-мировоззренческих установок.

2. Социальная ответственность современного человека, степень включенности его в-социальную жизнь, профессионализм и т. д., влияют на возможность решения глобальных проблем современности. Поскольку эти личностные характеристики общество задает через сферу общего и профессионального образования, то экологическое образование должно быть комплексным и непрерывным.

3. Экологизация образования может стать фактором, способным обеспечить реализацию двуединой задачи: реформировать образование, связав его с меняющейся реальностью и повысить уровень экологической грамотности молодежи, создав этим предпосылки для преодоления существующих социоприродных противоречий.

4. Экологическое образование должно включать в себя, по меньшей мере, два аспекта: во-первых, развитие образования должно обладать опережающим характером по отношению к другим сферам деятельностиво-вторых, образовательный процесс должен осуществляться в соответствии с желаемой моделью будущего развития социоприродного бытия.

5. В современных условиях для экологизации образования необходимо использовать как художественную литературу, так и радио, телевидение, интернет — СМИ и искусство.

6. Институционализация экологического^ образования предполагает развитие упорядоченной многоуровневойобразовательной системы, охватывающей все возрастные категории населенияВ настоящее время в> проект федерального закона об образовании необходимо включить предмет «Экология» в школьную программу.

Теоретическая' и* практическая значимость исследования заключается в следующем:'.

— теоретически обоснована необходимость развития института экологического образования в современной России;

— результаты исследования используются образовательными учреждениями Мурманского региона, инициирующими эколого-образовательные программы разного уровня;

— материалы диссертации используются при чтении спецкурсов по экологическому образованию в Мурманском государственном техническом университете и в Мурманском государственном гуманитарном университете.

Апробация результатов исследования.

Основные положения, выводы диссертационного исследования были представлены автором в докладах и сообщениях на семинарах, научных и научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы управления качеством образования в вузе» ноябрь.

2006 года в ПензеМежвузовская научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава «Образование и наука: достижения, задачи и перспективы» ноябрь 2006 года в МурманскеVI Международная научно-практическая конференция «Экология и безопасность жизнедеятельности» декабрь 2006 года в ПензеXIV Международная научно-методическая конференция «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке» февраль /.

2007 года в Санкт-ПетербургеНаучно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного общества» ноябрь 2007 года в МурманскеНаучно-практическая конференция «Опыт и проблемы преподавания социально-экономических и гуманитарных наук» 2007 год в БелгородеНаучно-практическая конференция «Образование в современном обществе: проблемы, решения, перспективы» ноябрь 2008 года в МурманскеМеждународная научно-практическая конференция «Развитие рыбопромышленного и нефтегазового бизнеса в Арктическом регионе» март 2010 года в Мурманске.

Структура и объем работы определяются задачами и логикой диссертационного исследования, состоящего из введения, двух глав с 5 параграфами, заключения, библиографического списка, включающего 177 наименований, приложения. Диссертация содержит 14' таблиц, 7 диаграмм. Общий объем работы 176 страниц.

•¦V.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Возрастание требований к ценностно-мировоззренческой и профессиональной компетентности человека и общества в целом, обусловленное необходимостью оптимизации взаимодействия человека и общества* с окружающей природной средой, делает непреложным тот факт, что в решении многих проблем современной цивилизации важная роль принадлежит экологическому образованиюкоторое становится способом развития личности, социума, техносферы ибиосферы.

От направленности и эффективности образования сегодня во многом зависят перспективы развития человечества, что свидетельствует о повышении' социальной роли образования, о превращении его в ведущий фактор социального и экономического прогресса. Такое отношение к образованию связано с тем, что в современных условиях человек способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений' стал основным капиталом современного общества. От того, 4 какой: тшъ человека будет формироваться в процессе образования, каким, будет уровень его индивидуального сознания, характер и широта межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь, профессионализм и т. д., зависят и возможности решения глобальных проблем современности. Поскольку эти личностные характеристики общество задает через сферу общего и профессионального образования, а освоение природоохранных знаний необходимо для всех возрастных групп населения, то1 экологическое образование должно быть комплексным и непрерывным.

Экологическое образование будет не только способствовать формированию природоохранных установок, потребность которых продиктована процессами глобализации, но также обретению Россией своего места в европейском образовательном пространстве, укреплению ее имиджа за рубежом.

Одним из факторов развития экологической культуры является" новая модель образования, которая, должна отдавать приоритет экологическому образованию, направленному на изменение сознания, поведения и практической деятельности человека.

Экологическое образование призвано способствовать осознанию масштабов" и опасности сложившейся экологической" ситуациикотораядостигла кризисного состояниячто1 актуализирует его значимость и актуальность.

Институционализация экологического: образования предполагает развитие упорядоченноймногоуровневой образовательной? системы, предполагающей" создание: единой: экообразовательнош вертикали, охватывающей все возрастные категории населения. ¦ .

Следовательнов свете задач экологического образования наибольшую актуальность. представляют вопросы поиска", потенциальных: «антропоориентированных» ресурсов: образовательной: системы, моделирования таких формобучения и воспитания становящейся личности, которые бы максимально соответствовалиприроде и сущности человека-, что во многом способствовало бы и становлению его собственной устойчивости, адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, формированию. позитивной: личностной идентичности. Наличие экологических знанийне является гарантом экологически целесообразного поведения личности, — для этого необходимо еще' и соответствующее деятельностно-активное отношение к природе, предполагающее высокий, уровень, ответственностиза качество природной среды.

Формирование ответственного поведения, по1 отношению окружающей социоприродной среде связано с выработкойсистемы^ определенных привычек, умений и навыков, способных опредмечиваться, в экологически целесообразных решенияхи действиях.

Следовательно, образование должно ориентироваться в своем содержании не только на прошлое и настоящее социоприродного взаимодействия, но и на его будущее. Требуется, чтобы образование не только приближало обучаемого человека к реалиям современной жизни, но и давало бы ему возможность предвидеть и выбирать более адекватно свою профессиональную и общественную карьеру.

Формирование экологического мышления и развитие природоохранных установок не должно замыкаться исключительно на процессе образования, оно должно охватывать все жизненные циклы развития человека и все стороны его жизнедеятельности, создавать условия для проявления экологической инициативы, способствуя максимальному самораскрытию человека, чувствующего свою" нерасторжимую связь с природой.

Большой вклад в дело экологической", пропаганды и формирования экологического сознания вносят СМИ. Цель экологической пропаганды в СМИ — это не только информирование о существовании экологических проблем, но и содействие повышению экологической" грамотности и экологической культуры своей аудитории. В современном обществе особенно активно занимается^ экологическим информированием система Интернета, оказывая1 в силу этого существенное влияние на развитие ценностных ориентаций различных категорий населения.

Современные средства массовой информации играют важную роль в распространении экологических знаний. Они способствуют формированию экологического мировоззрения.

Эффективным средством распространения экологической культуры является художественная литература, которая, безусловно, обладает огромным потенциалом воздействия на читателей. Художественное творчество, формируя социальные и индивидуальные установки личности, способствуют преодолению идеологии потребительства посредством распространения экологической культуры, соответствующей новым требованиям, предъявляемым человечеству в современную эпоху.

Для повышения уровня экологической культуры следует также использовать такие средства воздействия, которые способны пробудить в человеке нравственное отношение к природе. Таким средством воздействия, способным эффективно моделировать человеческое сознание и поведение, всегда было и останется искусство. Искусство является действенным фактором экологического воспитания. Формирует у людей понимание своей принадлежности к природе, осознание своих национальных корней, ответственность за сохранение красоты и неповторимости живого на земле, то есть ценностное отношение к природе.

Итак, в современных условиях справедливым представляется вывод, что имеющийся арсенал художественной литературы^ для формирования природоохранных ориентаций молодежи используется недостаточно. Это объясняется тем, что в учебных заведениях не придают значения этому факту, хотя общеизвестночто художественная литература обладает огромным социокультурным потенциалом. Она формирует личность, совершенствует ее культурно и нравственно. Искусство' призвано способствовать развитию самого человека, упрочениюего связей с социально-значимыми* ценностями. Способствовать сохранению драгоценного соответствия разума и чувства в сфере природопользования, развивать самого человека в процессе познания.

Литература

и искусство являются важнейшими ресурсами становления экологического образования:

Итак, экологическое образование — важнейшая составная часть мировой культуры, непрерывного процесса познания и преобразования окружающей действительности, оно способствует осознанию того, что все мы являемся субъектами реализации гармоничного отношения к природе, которая станет нашей действительностью, когда каждый человек проникнется новыми взглядами на естественные основы собственного существования. Понимание этой истины должно быть сознательным и ответственным, иначе у человечества не будет будущего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации Электронный ресурс.: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. — Электрон, дан. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.
  2. О высшем и послевузовском образовании Электронный ресурс.: федер. закон Рос. Федерации от 22 авг. 1996'г. № 125-ФЗ. Электрон, дан. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.
  3. О государственном регулировании образования- в области" экологии Электронный ресурс.: федер: закон* Рос. Федерации1 от 18 дек. 1998″ г. № 3416. Электрон, дан. — Доступ- из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.
  4. Об охране окружающей среды Электронный ресурс.: федер. закон Рос. Федерации от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ. — Электрон, дан. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».- Загл. с экрана.
  5. Об охране окружающей природной’среды Электронный ресурс.: федер. закон РСФСР от 19'дек. 1991 г. № 2060−1 Электрон, дан. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана'.
  6. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса Электронный ресурс.: федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2004 г. № 210-ФЗ. — Электрон, дан. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.
  7. Об утверждении Федеральной программы развития образованияг
  8. Электронный ресурс.: федер. закон Рос. Федерации от 10 апр. 2000 г. № 51
  9. ФЗ Электронный ресурс. Электрон, дан. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.
  10. Об образовании Электронный ресурс.: закон Рос.' Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266−1. — Электрон, дан. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.
  11. Об охране природы в РСФСР Электронный ресурс.: закон1 РСФСР от 27 окт. 1960 г. № 40 (утратил силу 03.03.1992). Электрон, дан. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.
  12. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию Электронный ресурс.: указ Президента Рос. Федерации от 01* апр. 1996 г. № 440. Электрон, дан. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.
  13. О мерах по улучшению экологического образования населения Электронный ресурс.: постановление, Пpaвитeльcтвav Рос. Федерации- от 03 ноя. 1994 г. № 1208. Электрон, дан. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.
  14. Об образовании в Мурманской^ области Электронный ресурс.: закон Мурманской области от 19 дек. 2005 г. № 707−01-ЗМО. Электрон, дан. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюсРегион». -Загл. с экрана.
  15. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010' г. Электронный ресурс.: приложение к приказу Минобразования России от 11.02.202 № 393. Электрон, дан. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана.
  16. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию Электронный ресурс.: утв. Указом Президента Рос. Федерации от 01 апр. 1996 г. № 440. — Электрон, дан. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Загл. с экрана.
  17. Азза-Мушта, А. Л. Пути и средства формирования экологического мышления и экологической культуры: монография. / А. Л. Азза-Мушта, В. Н. Васильева — Федер. агентство по рыболовству, ФГУ ВПО Мурман. техн. ун-т. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. — 140 с.
  18. , Ж. Вклад в будущее: приоритеты в образовании- / Ж. Аллак. -М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 163 с.
  19. , В. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 6 / В. Астафьев. -Красноярск: Офсет, 1997. — 432 с.
  20. Бауман, 3. Текучая современность / 3. Бауман — пер. с англ. С. А. Комарова — под ред. Ю. В. Асочакова. СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 238 с.
  21. , В. В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума / В. В. Бахарев. Ульяновск: Изд-во Ульян, гос. ун-та, 1999.-446, 1. с.
  22. , В. И. Ремесло отчуждения : Бюрократия и экология: Размышление при разборе бумаг / В. И. Белов. М.: Сов. Россия, 1988. — 87, 1. с.
  23. Белыницкий-Бируля, В. Письма / В. Белыницкий-Бируля. — Минск: Худож. лит., 1999. — 175 с.
  24. , Л. А. Экологическая культура в аспекте ценностей современного общества : автореф. дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / Беркунова Любовь Андреевна. М., 2004. — 20 с.
  25. , Л. А. Экологическое образование и экологическая культура в аспекте ценностей современного общества / Л. А. Беркунова. — Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2001. 58 с.
  26. , О. П. Ж. Бодрийяр о судьбах современного искусства / О. П. Беспалая // Ученые записки МГЛУ. Общественные науки. Мурманск: Мурман. гос. пед. ун-т, 2007. — Вып. 4. — С. 75−78.
  27. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета5. Откровение св. Иоанна Богослова / Моск. Патриархия. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1992. — 1371 с.
  28. , С. А. На пути к устойчивому развитию! / С. А. Боголюбов // Экология и право: бюл. центра эколог, политики России / ЦЭП России. М., 2007. — № 37. — С. 6−8.
  29. , В. Е. Дорога к заповеднику: Природоохранная пропаганда и экопросвещение в заповедных объектах / В. Е. Борейко. — М.: Всемир. фонд дикой природы, 1996. — 120 с. •
  30. , В. Е. Предмет, методы, задачи* и принципы природоохранной эстетики / В. Е. Борейко // Гуманитарный экологический журнал. Киев, 2005. — № 3. — С. 40−45.
  31. , В. Е. Художники дикой природы / В. Е. Борейко5 // Гуманитарный экологический журнал. — Киев, 2005. № 3. — С. 30−36.
  32. , Л. В. Структура ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов формирования и развития: дисс. канд. социолог, наук: 22.00.04 / Брик Лариса Викторовна. — СПб., 2009. — 166 с.
  33. , И. Конец знакомого мира : Социология XXI века / Иммануэль Валлерстайн — пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева — Центр исслед. постиндустриал, о-ва. М.: Логос, 2003. — 354, 1. с.
  34. , В. Н. Социально-экологический идеал как способ регуляции социоприродной среды / В. Н. Васильева. СПб.: Наука, 2002. -294 с.
  35. , В. Н. Экологический идеал как основа регуляции социоприродной среды : дис.. д-ра социолог, наук: 22.00.06 / Васильева Вера Николаевна. СПб., 2002. — 251 с.
  36. , М. Избранные произведения : пер. с нем. / М. Вебер — сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова — предисл. П. П. Гайденко — коммент. А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990. — 804, 1. с. -(Социологическая мысль Запада).
  37. , А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий // Педагогика. 1997. — № 6. -С. 31−32.
  38. , В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский — отв. ред. Б. С. Соколов, А. А. Ярошевский — АН СССР, Ин-т геохимии и аналит. химии им. В. И. Вернадского. М.: Наука, 1989. — 258, 3., с:
  39. , В. И. Основою жизни искание истины / В. И. Вернадский // Новый мир. — 1988. — № 3. — С. 119−124.
  40. , В. И. Философские мысли натуралиста : сборник: К 125-летию со дня рождения. / В. И". Вернадский — [предисл. A. JI. Яншина и др. — примеч. И. И. Мочалова, К. П: Флоренского] - АН СССР. М.: Наука, 1988.- 19, 1. с.
  41. , JI. Избранные работы по социологии : сб. пер.: пер. с англ. / Луис Вирт — Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по общественным наукам. М.: ИНИОН РАН, 2005. — 243 с. — (Серия «Теория и история социологии»).164 .
  42. , Г. Посланник князя Тьмы : Повести: Русские хроники в одном лице / Генрих Гацура — Худож. Н. Байраков. -М.: Терра, 1996- 477, [2] е.: ил. — (Терра-детектив).
  43. Г’ершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: , Проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М.? Педагогика, 1987.—264 с. -
  44. , Э. Социология : учебник: пер- англ. / Энтони Гидденс — науч. ред. проф. В: А. Ядов — общ. ред. J1. С. Гурьевой и-JI. Н: Иосилевича — [пер. Bi Малышенко и др.]. — М.: Эдиториал УРСС, 1999: 703 с.: ил. '
  45. , Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь: пер. с англ / Э. Гидденс. —ML: Весь мир, 20 041 ЗГ2 с.
  46. Гирусов, Э: В. Природные основы экологической культуры / Э. В. Гирусов // Экология, культура- образование: (материалы к конф.) / редкол. Н. М. Мамедов (отв.ред.) и др. М., 1989. — С. 17−28. .
  47. , М. Б. Социальный- институт: определение, строение, классификация / М. Б. Глотов // СОЦИС : — Социолог, исследования: 2003. -№ 10.-С. 1−13.
  48. , Л. А. Экология : конспект лекций / А. А. Горелов. М.: Высш. образование, 2007.-189- 2. с.- (Хочу все сдать).^: '
  49. Государственная экологическая политика в Российской Федерации: ред. ст."//Экология и жизнь. 1999Ь-№ 2. — С. 3−5.
  50. , И. А. Социальная . политика взаимодействия государства, общества и человека: автореферат дисс. д-ра социолог, наук: 22.00.04 / Григорьева Ирина Андреевна. СПб., 2005. — 40 с.
  51. , Д. Интеграция экологического образования и общего университетского обучения в Европе / Д. Девюст,. Л. Хенс // Высшее: образование в Европе. 1990. — Т. 15, № 4. с. 14−18.
  52. , Ж. Образование: необходимая утопия / Ж. Делор // Педагогика.: — 1998. № 5. — С. 32.
  53. , Е. Н. Направления реализации Указа-Президента РФ по включению экологических знаний- в Государственный стандарт общего среднего образования / Е. Ш Дзятковская // Эколог, образование. 2009: -№ 1.-С. 3−16. ' '. 1″
  54. , М. Экологическое воспитание в Германии / М. Дорнер// Педагогика.- 1997. № 5. — С. 103−107.
  55. , Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. М.: Изд-воИНТОП, 1996.-80 с.
  56. , Э. Социология : Ее предмет, метод, предназначение /Э. Дюркгейм — пер. с фр., сост., послесл. и прим. А. Б. Гофмана. М.:: Канощ 1995.-352 с.
  57. , С. Экология и культура / С. Залыгин // Новый мир. -1992.-№ 9.-С. 3−12.
  58. , А. Н. Каким быть экологическому образованию в российской школе / А. Н. Захлебный // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 5. — С. 18.
  59. , Р. А. Самоорганизующийся подход к изучению общества: методологический аспект / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1999. — Вып. 2. — С. 40−50.
  60. , А. Н. Уголовная ответственность юридических лиц за нарушение природоохранного законодательства: необходимость и перспективы / А. Н. Ивлева // Вестн. Поморского ун-та. Сер. Гуманит. и социальные науки. 2006. — № 4. — С. 148−151.
  61. , Ф. Е. Региональные особенности трансформации качества среды"и их отражение на с, остоянии-здоровья.населения Тюменской области: дис.. д-ра биол. наук: 03.00:16 / Ильин Федор Ефимович. — Тюмень, 2005. -346 с.
  62. , В. Н. Интегративная концепция человека / В: Н. Келасьев — С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. — 207 с.
  63. , Е. В. Проблемы содержания экологического образования в интересах устойчивого развития / Е. В. Колесова // Вестн. эколог, образования в России. 2008. — № 4 (50). — С. 10−12.
  64. , В. Д. Социальная экология : философские аспекты / В. Д. Комаров — под. ред. С. С. Гусева — АН СССР, Ленингр. каф. философии. -Л.: Наука, 1990.-215 с.
  65. , М. А. Становление экологического образования в Германии / М. А. Кузменок // Биология в школе. 1997. — № 6. — С. 22−24.
  66. , И. П. Экологическая модернизация: теория и практика / И. П. Кулясов — под науч. ред. Ю. Н. Пахомова. СПб.: ВВМ, 2004. — 153, 1. с.
  67. , Е. П. Стихия-леса в русском характере / Е. П. Кушнир // Социально-гуманитарные знания. 2007. — №<4. — С. 343−347.
  68. Леопольд, О.1 Календарь песчаного графства / Олдо Леопольд — пер. с англ. И. Г. Гуровой. М.: Прогресс, 1999. — 216 с.
  69. , Н. М. Основания экологизации образования / Н. М. Мамедов // Устойчивое развитие и экологизация школьного образования / сост. и отв. ред. Н. М. Мамедов. М., 2003. — С. 7−22. — (Образование для устойчивого развития).
  70. , Н. М. Статус образования в переходе общества к устойчивому развитию / Н. М. Мамедов // Вестн. эколог, образования в России. 2008. — № 4 (50). — С. 1−3.
  71. , О. Ю. Идеальные модели и реальность образовательного процесса : (социал.-филос. анализ): дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / Маркова Ольга Юрьевна. СПб., 2001. — 322 с.
  72. , Д. Ж. Глобализация и экологическое образование / Д. Ж. Маркович // СОЦИС: Социолог, исследования. 2001. — № 1. — С. 17−23.
  73. , Д. Ж. Социальная экология / Д. Ж. Маркович. М.: Просвещение: Изд-во Рос. ун-та Дружбы народов, 1997. — 436 с.
  74. , Н. Н. На* стыке медицины и антропоэкологии / Н. Н. Марфенин // Вестн. эколог, образования в России. 2009. — № 1 (51). — С. 2.
  75. , М. В. Образование для устойчивого развития ввысшей школе России: научные основы и стратегии развития / М. В. Медведева// Эколог, образование. 2007. — № 3. — С. 59−60.
  76. , М. В. Состояние экологического образования и просвещения в регионах России / М. В. Медведева // Эколог, образование. -2007. -№ 3, — С. 53−59.
  77. , А. Щепки Сочинской олимпиады / А. Мельников // Природа и человек. XXI век. 2008. — № 7. — С. 11.
  78. , О. На дне мусорного контейнера поблескивает золото / О. Меньшикова // Мурман. вестник. 2008. — 27 дек. — С. 2.
  79. , А. Осенние прогулки / А. Мете. Таллин: Ээсти Раамат, 1970.-62 с.
  80. , Н. Н. Заслон средневековью : сборник / Н. Н. Моисеев — М.: Тайдекс Ко, 2003. — 309, 2.' с. — (Библиотека журнала «Экология и жизнь» / Фонд глобал. проблем выживания человечества им. Н. Н. Моисеева).
  81. , Н. Н. Современный антропогенезис и цивилизационные разломы : Эколого-политологический анализ // Вопр. философии. 1995. — № 1.-С. 3−30.
  82. , Н. Н. Стратегия переходного периода / Н. Н. Моисеев // Вестник РАН. 1995. — Т. 65- № 4. — С. 291−295.
  83. , Н. Н. Преддверие к разговору // Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н: Моисеев: М.: Яз. рус. культуры, 2000- - С. 13−24.
  84. , Т. В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания1// СОЦИС: Социолог, исследования. -2003.-№ 10.-С. 39−46.
  85. Наше-общее будущее: докл. Междунар. комис. по окружающей среде и развитию МКОСР: пер. с англ. / под ред. С. А. Евтеева, Р. А. Перелета — предисл. Г. Харлем Брундтланд. М.: Прогресс, 1989. -371, 1. с.
  86. , Е. О. Социология глобальных экологических процессов / Е. О. Новожилова // СОЦИС: Социолог, исследования. 2008. -№ 9.-С. 59−67.
  87. , А. Г. Экологическая культура учащихся и эстетическое воспитание / А. Г. Озеров // Внешкольник. — 2003. № 6. — С. 5−6.
  88. Охрана природы России: от Горбачева до Путина / Владислав. Ларин, Рубен Мнацаканян, Игорь Честин, Евгений Шварц — Всемир. фонд дикой природы (WWF) и др. М.: КМК, 2003. — 415 с.
  89. , А. А. Формирование и развитие экологической культуры учащихся / А. А. Павлов // Эколог, образование. 2009. — № 1. — С. 43.
  90. , В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы : методол. аспекты / В. Ф. Палий, В. Ф. Щербина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 142 с.
  91. , Т. Система координат действия и общественная теория: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В4. Н. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994.-С. 448−4641
  92. , В. Ф. Формирование государственнойv политики- по переходу России к устойчивому развитию / В: Ф. Парфенов. Mi: НИА-Природа, 1999. — 42 с.
  93. Пахомов,.КК Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки / Ю. Н. Пахомов — С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. социологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002: — 120 с.
  94. , Н. Может ли повториться Чернобыль? / Н. Петровская•// Североморские вести1. 2008: — 14 марта. — С. 6.
  95. , А. Человеческие качества / Аурелио Печчеи — пер- с англ. О. В. Захаровой. М.: Прогресс, 1995.-312 с.
  96. , О. Ф. «Живые новости», или о времени и пространстве в телевизионном эфире : Социология массовых коммуникаций / О. Ф. Пиронкова // СОЦИС: Социолог, исследования. 2000. — № 8. — С. 6574.
  97. Пределы роста: докл. по проекту Рим. клуба «Сложные положения человечества»: пер. с англ. / Доннела X. Медоуз, Деннис Л.
  98. Медоуз, Йорген Ранд ер, Вильям В. Беренс III — науч.ред. Д. Н. Кавтарадзе. -2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 205, 2. с.: ил.
  99. , Н. Ф. Природопользование : словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. Ml: Мысль, 1990-.-637,.2.: с: :.ил.
  100. , Л. П- Социализация: детей и подростков в. условиях городской? среды.: дисс.. канд. социолог, наук: 22.00.04 / Селеия Людмила Павловна: М., 2008. — 168 с.
  101. , В. В. Образование и личность : Теория- и практика проектирования педагогических систем / В: В: Сериков- — М-.: Логос- 19 991 -272 с.
  102. Сизеран, Роберт’де ля. Рескин и религия красоты: / Роберт де ля Сизеран — пер. с фр. Л. П. Никифирова. 2-е изд., стер. — M.: URSS, 2007. -2., 202 е. — (Из наследия мировой философской ¡-мысли. Эстетика).
  103. , А. Д. Образование для устойчивого развития : научные основы / А. Д. Урсул, Ф. Д. Демидов — Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 148, 2. с.
  104. , Ш. Ф. Институциональные основы формирования экологической грамотности : дисс.. канд. социолог, наук: 22.00.04 / Фарахутдинов Шамиль Фаритович. Тюмень, 2006. — 192 с.
  105. , Н. Ф. Записка об неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим / Н. Ф. Федоров // Сочинения) / Н. Ф. Федоров. М., 1982. — С. 91−92.
  106. , Н. Ф. Супраморализм, или Всеобщий синтез / Н. Ф. Федоров // Сочинения / Н. Ф. Федоров. М., 1982. — С. 482.
  107. , Ш. М. Пособие по экологической журналистике / Ш. М. Фридман, К. А. Фридман. -М.: Тас'^, 1998. 92 с.
  108. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. С. В. Шачина — под ред. Д. С. Скляднева. СПб.: Наука, 2000 -377 с.
  109. , Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 448 с.
  110. , А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности / А. Хунинг // Философия техники в ФРГ / А. Хунинг. М.: Прогресс, 1989. — 412 с.
  111. , Н. Ф. Правовые основы работы в области экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения в Российской Федерации / Н. Ф. Церцек // Вестн. эколог, образования. 2008. — № 3 (49). — С. 13−16.
  112. , К. Э. К. Э. Циолковский: неизвестные разумные силы / К. Э. Циолковский — подгот. текстов и предисл. Ю. М. Медведева. М.: Моск. рабочий, 1991. — 44, 2. с. — (Первоисточники).
  113. , И. В. Духовность — ключ к воспитанию человека будущего / И. В. Чуткова // Начальная школа. 2001. — № 7. — С. 19−21.
  114. , В. Д. Информационные технологии в образовании. Информационные технологии и дистанционное обучение / В. Д. Шадриков // Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. — № 1. — С. 23−28.
  115. , А. Благоговение перед жизнью : сб. работ.: пер. с нем. / Альберт Швейцер — сост. и послесл. А. А. Гусейнова — общ. ред. А. А. Гусейнова, М. Г. Селезнева. М.: Прогресс, 1992. — 572, 1. с.
  116. , П. В фокусе внимания1 повседневная жизнь.: Новый поворот в социологии / П. Штомпка // СОЦИС*"Социолог, исследования. -2009.-№ 8.- С. 3−13.
  117. Экологическая доктрина Российской Федерации: одобрена распоряжением"Правительства Рос. Федерации от 31 авг. 2002 г. № 1225-р // Российская газета. -2002. 18 сент.
  118. , О. Н. Экологическая социология как риск-рефлексия / О. Н. Яницкий // СОЦИС: Социолог, исследования. 1999. — №>6. — С. 50−60.
  119. Г541 Яницкий, О. Hi Экологический риск и его политическая интерпретация / О.* Hi Яницкий * II Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. — Т. 5, №Т. — С. 26−42.
  120. Beck, U. Reflexive Modernization: politics, tradition and desthetics in the modern social order / Beck U., Giddens A., Lash S (eds.). Cambridge: Polity Press, 1994. — 225 p.
  121. Beck, U. Risk Society / Beck U. London: Sage, 1992.
  122. Beck, U. The reinvention of politics. Rethinking modernity in the global social order / U. Beck. Cambridge: Polity Press, 1997. — 216 p.
  123. Beck, U. World Risk Society / Beck U. Cambridge: Polity, 1998.
  124. Beck, U. World risk society as cosmopolitan society? Ecological questions in a framework of manufactured uncertainties: theory / U. Beck. -Culture & Society 13:4. 1996. — 211 p.
  125. , J. «Education, for the environment: a critique" — an analysis / / Fien J. // Environmental Education Research. 2000. — Vol. 6, № 2. — P. 179−192.
  126. Gayford, Ch. Science education and sustainability: A case-study in discussion-based learning / Ch. Gayford // Research in science a. technological education. Abington, 1995. -Vol. 13, № 2. — P. 135−145.
  127. Hannigan, J. A. Environmental sociology. A social constructivist perspective / John A. Hannigan. L., 1995. — P.» 25−26.
  128. Hannigan, John A. Review: Environmental Sociology: A Scoial Constructionist Perspective (Environment'and Society) / John A. Hannigan. L.: Routledge, 2006: — 194 p.
  129. Hart, Roger A. Children’s Participation: The Theory and Practice of Involving Young Citizens in Community Development and Environmental Care: Paperback. / Roger A. Hart. Earthscan — London, 1997. — 208 p.
  130. Higher education* reform processes in Central and Eastern Europe / Klaus Hufner (editor). Frankfurt am Main: Peter Lang Pub Inc, 1995. — 254 p.
  131. Programme. — Paris — Kenya: United Nations Environment Programme, 1987. — 21 P
  132. Leal, Filho W. Lifelong learning and environmental education, bang / W. Leal’Filho. Frankfurt am Main, 1997. — 201 p.
  133. Lutters, W.G. An Introduction to the Chicago School of Sociology: Interval-Research Proprietary / Wayne G. Lutters, Mark S. Ackerman. Interval Research Proprietary, 1996.
  134. Verhagen, F. C. Earth literacy education: why and how? / F. C. Verhagen // High school j. Chapel Hill, 1995/96. — Vol. 79, № 2. — P. 157−163.
Заполнить форму текущей работой