Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политэкономический анализ функций цены в транзитивной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. За прошедшие десять лет либерализации цен многое изменилось: на смену плановому ценообразованию пришло свободное рыночное. Российские предприятия наряду с привычными затратными методами формирования цен все чаще применяют рыночные. Переход к рыночному ценообразованию сопровождался стремительным ростом цен, связанным с инфляционным шоком в январе 1992 г., когда был снят прямой… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖКАТЕГОРИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ СТОИМОСТИ, ЦЕННОСТИ И ЦЕНЫ В КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущностные характеристики стоимости, ценности и цены в трактовках различных экономических школ
    • 1. 2. Концепция ценообразования в российской транзитивной экономике
  • 2. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИЙ ЦЕНЫ И МЕТОДОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РЫ
  • НОЧНО ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКЕ
    • 2. 1. Особенности и специфика функций цены в транзитивной экономике
    • 2. 2. Адаптация методов ценообразования к условиям переходной экономики
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ БАЛАНСИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ЦЕНЫ.'
    • 3. 1. Алгоритм методики ценообразования на изделия производственно-технического назначения
    • 3. 2. Определение границ области предпочтительных отпускных цен
    • 3. 3. Платежеспособный спрос как один из основных ограничительных факторов ценовой динамики

Политэкономический анализ функций цены в транзитивной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. За прошедшие десять лет либерализации цен многое изменилось: на смену плановому ценообразованию пришло свободное рыночное. Российские предприятия наряду с привычными затратными методами формирования цен все чаще применяют рыночные. Переход к рыночному ценообразованию сопровождался стремительным ростом цен, связанным с инфляционным шоком в январе 1992 г., когда был снят прямой контроль над ними. За десятилетие либерализации экономики (с декабря 1991 г. по декабрь 2001 г.) цены в электроэнергетике выросли в 23 503, в газовой промышленности — в 35 630, на железнодорожном транспорте — в 17 754, на производственно-промышленную продукцию — в 10 301, закупочные на сельскохозяйственную продукцию — в 3590, потребительские цены — в 8578 раз.

Испытывая воздействие совокупности технологических, экономических, политических и социально-психологических факторов, за свою долгую экономическую историю категория цены претерпела существенные изменения. Трансформировалась структура цены, функции плановых цен утратили ряд своих свойств, а в современной экономике России формируются их новые характеристики и методы реализации. Особенностями ценообразования в транзитивной экономике России являются осуществление ценой присущих ей функций с учетом преемственности от практики централизованного планирования и функций, выполняемых ценой в рыночной экономике, и свобода предприятий в выборе методики формирования цен.

Среди отечественных экономистов нет единства мнений о теоретическом основании цены, не изучены масштаб и особенности проявления её функций в транзитивной экономике. Огромный опыт рыночного формирования цен, накопленный за рубежом, невозможно без адаптации перенести на российскую почву. Затратный механизм ценообразования, унаследованный от планово-административной системы хозяйствования, когда цены выступали в роли фактора роста издержек производства, характеризуется рядом недостатков, углубляющих в настоящее время кризисные явления в экономике. Это вызывает необходимость перестройки системы ценообразования, что предполагает пересмотр концепции ценообразования, выработку новых целей, внесение кардинальных изменений в методологию ценообразования, отличительной чертой которой должны являться ориентация на удовлетворение потребностей домашних хозяйств и фирм, переход от затратных к ценностным принципам формирования.

Потребность в комплексном подходе к анализу сущности и функций цены, методов ценообразования в транзитивной экономике, а также необходимость разработки оптимизационных ценовых моделей для производственных предприятий определяют актуальность и направленность исследования.

Исследования теоретических основ формирования цены в различных экономических школах, сравнение и преемственность взглядов осуществлялись до настоящего времени в рамках изучения истории экономической мысли (из зарубежных ученых — М. Блауг, Т. Негиши, из отечественных — B.C. Автономов, Ю. Я. Ольсевич, А.Г. Худокормов).

Каждая развитая система экономических знаний стремилась раскрыть происхождение, структуру и функции цены как экономической категории. Исторически представители экономических школ придерживались в этом вопросе или двух противоположных концепций: теории трудовой стоимости и теории предельной полезности, или осуществляли их синтез.

Теорию цены с позиций трудовой теории стоимости развивали: У. Пет-ти, А. Смит, Д. Рикардообосновали К. Маркс и Ф. Энгельсеё придерживаются представители отечественной политэкономии (А.Н. Малафеев, А. И. Кащенко, Ш. Я. Турецкий, Я. А. Кронрод, Д. Д. Кондрашев, A.A. Дерябин, П И. Гребенников, Н. Я. Петраков, Ю. В. Яковец и др.). Согласно положениям этой теории, основой цены товара является стоимость его производства и реализации.

Ж. Тюрго, У С. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, Л. Валь-рас, Р. Аплен, Дж. Р. Хикс обосновали, что цена определяется предельной полезностью или ценностью блага для индивида.

А. Маршалл создал теорию цены без стоимости (неоклассический синтез). Позднее синтезу теории предельной полезности и теории стоимости были посвящены работы представителей отечественной экономико-математической школы: М.И. Туган-Барановского, JI.B. Канторовича, В В. Новожилова.

Цена в трактовке монетаристов (М. Фридмен) предстает превращенной формой меновой стоимости, рассматривается в рамках денежного обращения.

Неоинституциональные трактовки цены даны в работах Р. Коуза, О. Уильямсона, исследовавших влияние на цены различных институтов (права, государства, групп лобби), трансакционных издержек.

Ценообразование на основе абстрактных моделей рынка: чистой конкуренции, монополии, олигополии и монополистической конкуренции, применяя графический метод, разрабатывали А. О. Курно, А. Пигу, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин.

Построению концепций планового ценообразования посвящены труды: J1.M. Гатовского, С. Г. Струмилина (стоимостная концепция), Д. Д. Кондрашева (концепция усредненной стоимости), З. В. Атлас, J1.A. Ваага (концепция цены производства), М. Г. Габриэли, В. П. Дьяченко, B.C. Немчинова, К Н. Плотникова (концепция цены воспроизводства), В В. Новожилова, Н. П. Федоренко (концепция цены оптимального плана).

В современной экономической науке исследование проблем ценообразования развивается с позиции двух достаточно обособленных подходов: микроэкономической теории (JI.C. Тарасевич, В. Е. Есипов, Р. Барр, Д. Хэй) и в системе маркетинговых решений (В В. Герасименко, И В. Липсиц, Г. Н. Чуба-ков, Е. Дихтль, Ф. Котлер, Т.Т. Нэгл).

Вопросами урегулирования диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в современной России занимаются К. Борхунов, A.C. Бородина, А. Воропаев, И. А. Глазунова, А. Назаренко.

Направления совершенствования ценового регулирования естественных монополий рассматриваются В. И. Моргуновым, A.A. Никифоровым.

Ценообразованию в условиях перехода к рыночным отношениям посвящены работы В. И. Торбина, В. Новикова.

Возможность синтеза теорий стоимости и предельной полезности исследовалась В. Афанасьевым, Е В. Балацким, Э. П. Дунаевым, Р. Нижегородце-вым.

Актуальность рассматриваемой проблемы, её практическая значимость, недостаточная изученность особенностей реализации функций цены в современной экономике России, необходимость обновления применяемых методов ценообразования являются обоснованием для выбора темы исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе политэкономического исследования категории цены и присущих ей функций выявить такие особенности их реализации в транзитивной экономике России, которые предполагают разработку альтернативной методики ценообразования на продукцию производственно-технического назначения.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

• выявить с помощью интегративного метода историческую эволюцию трактовок теоретических оснований и структуры цены в различных направлениях экономической мысли;

• определить сущность цены в современных условиях;

• охарактеризовать основные факторы ценообразования в транзитивной экономике;

• выделить специфику реализации функций цены в современной экономике по сравнению с плановой и рыночной, раскрыть масштабы их проявления;

• на основе изучения отечественного и зарубежного опыта проанализировать современные методы ценообразования, сравнить их, обосновать целесообразность применения на практике метода предельных (маржинальных) издержек;

• разработать рекомендации по совершенствованию методики ценообразования в условиях выживания фирмы и различных вариантов максимизации прибыли;

• предложить оптимальную ценовую модель на продукцию производственно-технического назначения, позволяющую повысить эффективность использования оборотных средств.

Объектом диссертационного исследования является цена как важнейшая политэкономическая категория. Предметом исследования выступают функции цены и методы ценообразования, реализация которых способствует повышению эффективности системы хозяйственного взаимодействия экономических субъектов в условиях транзитивной экономики.

Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составляют фундаментальные концепции, представленные в исторических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, реализующих классический, неоклассический, маржиналистский и марксистский подходы к ценообразованию.

Инструментарно-методический аппарат работы. В процессе исследования теоретических основ, структуры, функций цены и методов ценообразования были использованы следующие методы. Категориальный и сравнительный анализ реализован при изучении содержания категорий «цена», «ценность», «стоимость" — эмпирический и системный — при анализе функций цены в плановой, рыночной и транзитивной экономиках, а также при обосновании применения методов ценообразованияисторико-генетический и интегратив-ный — при исследовании генезиса теории ценыэкономико-статистическийпри обработке данных, необходимых для анализа специфики реализации функций ценыметод симуляции с применением компьютерной программы Maple — при определении функции спроса и графическом её представлении в оптимальной ценовой моделиматематическое моделирование — при расчете показателей в методике ценообразования.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные статистические данные Госкомстата РФ, материалы Департамента цен и государственных закупок Министерства экономического развития и торговли РФ, Управления по ценовой политике Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, периодической печати, информационно-аналитические сборники «Цены и рынок».

Нормативно-правовую базу настоящей работы составили законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, постановления Главы Администрации Ростовской области, касающиеся ценовой политики.

Рабочая гипотеза состоит в обосновании комплексного теоретического подхода к исследованию категории цены, обусловленности применяемых методов ценообразования её функциями в транзитивной экономике. Этим определяется разработка методики ценообразования на основе учета множественности ценовых ограничений с целью повышения эффективности функционирования предприятий, выпускающих продукцию производственно-технического назначения.

Основные положения, выносимые на защиту.

По специальности 08.00.01 «Экономическая теория».

1. В отличие от традиционного противопоставления теоретических и методологических аспектов теории трудовой стоимости и теории предельной полезности, современная теория цены строится на комплексном обобщении трактовок цены различными экономическими школами и даёт основу для практического ценообразования с учетом обеих концепций, поскольку в центре их анализа находится одна и та же проблема — определение цены товара.

2. Такие основные преимущества рыночного ценообразования, как гибкость, ориентация на покупательский спрос, свобода в выборе метода формирования достигаются функциями, выполняемыми ценой в транзитивной экономике: балансирующей' спрос и предложение (уравновешивающей), учетно-контрольной, измерительной, (пере)распределительной, затратной, социальной, разделительной, стимулирующей, информационной, стабилизирующей, внешнеэкономической, критерия принятия решений, прогностической, меры стоимости. Функции цены несут потенциал согласования интересов потребителя и производителя: цена должна обеспечить обоим условия для реализации собственных интересов.

3. Поскольку цена выражает экономические отношения между различными субъектами экономики по поводу производства и реализации продукции, постольку в условиях транзитивной экономики встает вопрос о ранжировании выполняемых ею функций. Среди них системообразующей является функция сбалансирования спроса и предложения (уравновешивающая), так как она определяет действие всех других функций и обусловливает применение рыночных методов ценообразования.

4. Цена в условиях рынка является инструментом взаимодействия экономических субъектов только в случае наличия адекватной социально-институциональной структуры. Несовершенство последней выступает объективным препятствием реализации в транзитивной экономике полного перечня функций цены, имманентных ей в рыночной среде.

По специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством — ценообразование».

1. В транзитивной экономике наряду с элементами совершенной конкуренции распространены элементы несовершенной конкуренции, и с учетом этой неоднородности рыночной структуры экономически эффективно использовать в тех секторах экономики, где сохраняется конкурентная среда, рыночные методы ценообразования (маркетинговых оценок), а на рынках с несовершенной конкуренцией, в частности, на продукцию производственно-технического назначения — метод предельных (маржинальных) издержек.

2. В методику формирования цены, позволяющую предприятиям с наименьшими потерями адаптироваться к условиям транзитивной экономики, в качестве ценовых ограничений, помимо издержек производства и реализации, объема выпуска продукции, уровня целевой прибыли, величины платежеспособного спроса, следует включить ограниченность оборотных средств, так как производственно-сбытовая деятельность, как правило, осуществляется в условиях их дефицита, а финансовое положение не позволяет инвестировать в основные средства.

3. Методика ценообразования, основанная на применении метода предельных (маржинальных) издержек, ориентирована на достижение двух целей — установки на выживание фирмы и различных вариантов максимизации прибыли — и позволяет решить задачу определения границ ценового пространства для данного вида продукции.

Научная новизна проведенного политэкономического исследования цены и её функций состоит в том, что с позиции комплексного обобщения теории стоимости и теории предельной полезности предложен новый методологический подход к ценообразованию, обосновывающий применение той или иной концепции в разных социально-экономических условиях. Разработана методика ценообразования, основанная на применении метода предельных (маржинальных) издержек, позволяющая предприятиям адаптироваться к современным условиям с наименьшими потерями.

Элементы приращения научного знания состоят в следующем:

По специальности 08.00.01 «Экономическая теория».

1. Конкретизировано с позиции концептуальных положений теории предельной полезности и теории стоимости определение цены как экономической категории, уравнивающей при обмене товаров на деньги ценность продукта и стоимость его производства, что даёт теоретическую основу для применения в отечественном ценообразовании не только традиционных затратных методов, основанных на стоимостном подходе, но и альтернативных: маркетинговых оценок и предельных (маржинальных) издержек.

2. Выделена прогностическая функция цены в рыночной экономике, на основе которой посредством динамических моделей возможны прогнозы конъюнктуры рынка, качества продукции, предпочтений потребителей, будущих цен, что позволяет рыночным агентам принципиально изменить подход к ценообразованию: оно должно быть не реагирующим, а проактивнымпредполагать предвидение уровня цен до начала производства товаров в соответствии с нормами бизнес-планирования.

3. Доказано наличие у цены в транзитивной экономике новой, не присущей ей в плановой экономике функции — балансирующей спрос и предложение, что является обоснованием для применения в практике ценообразования метода предельных (маржинальных) издержек, который дает возможность учитывать интересы как производителя, так и потребителя. В отличие от традиционного метода полных издержек, метод предельных издержек позволяет более гибко строить ценовую стратегию, учитывая платежеспособный спрос.

4. Обосновано, что несовершенство институциональной структуры увеличивает издержки, связанные с процессом ценообразования, и снижает эффективность функционирования экономической системы, поэтому его следует строить на основе сочетания функций, выполняемых ценой в плановой и рыночной экономиках. Так как в транзитивной экономике существуют неконкурентные рынки, что снижает эффективную реализацию функций цены, в этих условиях недопустимо самоустранение государства от регулирующей роли в области ценообразования.

По специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством — ценообразование».

1. Предложена основанная на комплексном подходе к процессу ценообразования альтернативная методика формирования цены на продукцию производственно-технического назначения, учитывающая основные ценообра-зующие факторы транзитивной экономики России, применение которой позволяет повысить эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия.

2. Аналитически установлены основные зависимости между ценой, объёмом выпуска продукции и издержками производства, использование которых в методике позволяет достичь максимума прибыли, запланированной величины прибыли при минимально возможных ценах, а также повысить эффективность использования оборотных средств предприятия в условиях их ограниченности и рационально перераспределять их между производством различных видов продукции.

3. Определена на основе применения метода предельных издержек область предпочтительных цен с учетом различных комбинаций целей предприятия и ценовых ограничительных факторов, что позволяет установить её границы для данного вида продукции: нижний уровень цен определяется нулевой прибылью, верхний — значением, которое способен выдержать рынок с учетом качественно-ценового позиционирования и сопоставления с ценами конкурентов на аналогичную продукцию.

Теоретическая значимость исследования состоит в использовании комплексного политэкономического подхода к анализу категории цены, специфики функций и методов её реализации в транзитивной экономике.

Практическая значимость заключается в разработке альтернативной методики ценообразования на продукцию производственного назначения, основанной на применении метода предельных издержек, что позволяет повысить эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятий. Совокупность научных результатов диссертационного исследования образует теоретико-методологическую базу дальнейшей работы по созданию единой теории цены и актуальных в транзитивной экономике методик ценообразования. Теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, вытекают из логики неоклассического синтеза, интегративного подхода, обобщения значительной базы статистических данных и могут быть использованы: в учебном процессе при совершенствовании программ курсов ценообразования, экономической теории, маркетинга, теории фирмыпри разработке специальных теоретических курсов «Ценообразование современной фирмы», «Теория цены в трактовках различных экономических школ" — в программах повышения квалификации экономистов-ценовиков.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на научных конференциях и семинарах в г. Краснодар, Пенза, Ростов-на-Дону. Разработки, изложенные в диссертации, одобрены и приняты к внедрению на ОАО «Ростовский завод ГА № 412».

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 9 научных работ общим объемом 1,6 п. л.

Структура диссертационной работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка научной литературы по теме исследования и включает 10 рисунков, 8 таблиц и 3 приложения. Объем работы составляет 179 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный пол— лжономпяескпл анализ теоретических основ формирования цены, концепции ценообразования в транзитивной экономике, выполняемых ею функций и методов их реализации позволил получить следующие методологические, теоретические и практические выводы:

1. Цена и стоимость являются объективными категориями, а ценность — субъективной. Ценность тгвара при обмене отражает его полезность для потребителя и выражаемся соответствующим количеством другого обмениваемого товара, т. е. имеет не денежную, а натуральную форму. Стоимость товара выражает в денежных единицах зая разы на производство товара.

2. С позиции нового ллл.-. i пческого подхода к ценообразованию — концептуального обобщения положении теории предельной полезности и теории трудовой стоимости, предложена следующая формулировка цены как категории, уравнивающей п ii обмене товаров на деньги ценность продукта и стоимость его производства.

3. В рыночной жономпке при прочих равных условиях ни один товар не будет продан выию его цени с i п. по всегда выше стоимости изготовления (издержек): продажа яоваров iп.не. ' евышающей издержки его производства, является среден ом подул лтя лпомпческой прибыли, но никто не согласится приобрести т вар по п ле вы-пе его ценности, обусловленной полезностью для потребите, i.

4. За прошедшие сю л ¡-.я ггииный аппарат экономической теории претерпел немалс изменен л .! я объяснить обособленно ни стоимости без цены, ни ценл Гея цеп юсти. i ¡-дна теория призвана объяснить и стоимость, и цену товара, и их взан яоевя Трудовая теория стоимости изучает процесс ценообразования с поащии товаропроизводителя, субъективная теория ценности — с поз: пин поп ял. между тем в формировании цены.

4 участвуют и те и другие, л попом-* ясяя Яч ценообразования необходимо основывать на комплексном o’oomci мсс минных теорий. Это, разумеется, не означает полного теоретического н ич: ¡-на школ.

5. В рамках мпожинали? a ?i ?. чдовой теории стоимости структуры цены несопоставимы, изд ержки в i cp? ом случае менее затратны, хотя включают больше компонентов, чт объясняемся .м минирующим влиянием соотношения спроса и предложен! и. чете i. i ?. издержек на формирование цены в маржиналистском подх ме. 101? в. рдовой теории стоимости фигурирует добавленная стоимо-? ?. г, сред я я прибыль — таким образом, несравнимы и структуры прибыли.

6. Концепция денообра ов-.ни к транзитивной экономике должна отвечать критериям оптимальности — обеспечивать полный и точный учет це-нообразующих факторов г. целях u? .мня цены и объема производства, максимизирующих приб! и, Наибе: ч: > соответствует этим требованиям концепция предельных с. гомшй., к мчв расчет цены включаются лишь переменные издержкив. что бу/ ei —) мано фирмой сверх их величины, направляется на компенсацию нос л л издержек и формирование прибыли.

7. Преимущес!? механг чп. рь-. .:¡-ого ценообразования достигаются спецификой выполняс и ix цепо с. и- - и рыночной экономике. Функции цены несут потенциал согласования шпеоееов потребителя и производителя. Существование конкурентной ере ¡-л во можно только при осуществлении функций рыночной ценг ! 1ри o? ic и конкурентной среды реализовыва-лись функции плановой? и.

8. Несоверше мтм ап. и,. .плюй структуры увеличивает издержки, связанные с пр ммеом и и v ания. и снижает эффективность функционирования экон с и ч. с? a, nc? полому ценообразование следует строить на основе сочепч и? ф.•. п,. i шяемых ценой в плановой и рыночной экономиках. Суп ествоваш. е? еко- ?крентных рынков в транзитивной экономике снижает эфс| мммшую рс ми .иню рыночных функций ценыв этих условиях недопустг с-, л,. г с дарства от регулирующей роли в области ценообразо я л я. ^ 9. К классич а: фуопм в рыночной экономике автор предлагает добавить прс: и1! ее 1Iяющуюся через прогнозы конъюнктуры рынка, качества яре, ч 1 к — -: е! я рсбителей, будущих цен посредством динамических моде, и) га ц т яя позволяет рыночным агентам принципиально изменить по-: л к цеп Г я я м по — оно должно быть не реагирующим, а проактивны предкоя о я ледвпдение уровня цен до начала производства товаров, 4 1 я мне к — я я я ям бизнес-планирования.

10. Обоснован eiiieni:. -ямо я я следующих функций цены в эко-* номике России: информя яоппоп рюя,., кмцей), стабилизирующей, стимулирующей. При отсутс! ! яоя я среды эти функции цены должны реализовываться через г — регв ¡-о V мпрование цен.

11. Необходим емабт я еекмо составляющую внешнеэкономической функции це: я выряя е: лоре — дотирование государств СНГ, что обеспечит защиту и I о песо к о .я 1 лы товаропроизводителей и снизит существующий ди с п кто! ко р 1 оиен между странами СНГ и странами дальнего зарубежья о яяо о я мыюй субсидией первым.

12. В трансфо, яяоям, — - о цлшкции цены как взаимодействуют, так зачастую и к. иворс г р>'У Например, стимулирующая функция цены содейстг я, осям, ял акции сбалансирования спроса и предложения, способств па: як., я ч пяводства товаров, пользующихся спросом. Распредели, пая: м действует совместно с функцией оптимизации размещено лив ел собетвуя переливу капитала в те сферы хозяйства, в кото, oe.ee. ел шли спрос на конкретные товары. Учетная функция це я я. с я противоречие со всеми остальными функциями, так кя.,. , я, х цены под воздействием неценовых факторов сущест! и о пя я м издержек производства и реализации.

13. Множеств^ •01ь 0 занностями в своей госу етпеип задач осуществления от.. 11 И X II вать все функции не пре возложить на цену весь, ,: ',, 1, создать эффективный це,> он ме.

14. В рыночно? с-рор' вая функция, присущая 0,-0,'. номике — функция с б ал 1:). мю. щая). Эта функция цены 1 я е ге: рой становится возможно прим е.

15. С учетом экономики, где наряду. о, е. * нены элементы несовер ¦ ООО 0 пользовать в тех сектора ю.-: ночные методы цен о о о- 1 о, ю ных рынках, в частнос п, а про-, чения — метод предельно оаржо.

16. В отличии) ¦., и о полных издержек, мето 010.10 ить ценовую стратеги ко 0. Л о ками, а гораздо ниже —: ¦ .о, проявлением на пракго.

Применение затратных рующей функции.

17. Реализаци О.'.Л. лишь на основе компле! вания цен, обусловленп осос-о. его использовании в ом и о., ло эффективности функщи .,. ы. которая явно перегружена обя-I также противоречивость целей и ля I к тому, что успешно реализо-:ы1 Пока сохраняется стремление ясского регулирования, попытки. -ш окажутся плодотворными.. м жономике России выделена но-о — попавшая у цены в плановой эко-и предложения (уравновешиваю-чЗразующей, основываясь на кото-¡-1 очных методов ценообразования. о о ¦ 111 о и структуры транзитивной ' пеппоп конкуренции распростра-жономически эффективно ис-:ра11яе гея конкурентная среда, ры-о.оных оценок), а на неконкурент-г^иодс гвенно-технического назна-¦ о о че рже к. я еоветских экономистов метода: же к позволяет более гибко стро-,! оцшпичен не полными издерж-.ременных. Этот метод является оопания спроса и предложения, осуществлению ценой стимули.

•и)[Ч) ценообразования, возможна I о подхода к процессу формиро-ыночных отношений в России, и пых моделях с целью повышения.

18. На основ, тивная методика цеиоо жек с постановкой двух л.ь. выживания фирмы и ра : — состоит из четырех этап — - - нового пространства да I, 1. — ется минимальная цена V им мальная цена, рассчитай, зацию прибыли.

19. Предложс ирм, ^ с учетом различных ком п ш позволяющий у стан о в и. к, продукции. Нижний) Р: ^ 1 менными издержками, пин выдержать рынок с уче > .мес тавления с ценами ко и к.

20. Так как осуществляется в уелом п- -. разработке алгоритма, предложено учитывать. ицелях их рационально! видов продукции.

21. Для нахо&bdquoиспользование програм мендовать этот продую ности предприятий. жлии цены разработана альтерна-.л !!а методе предельных издер-. .-левой установки на обеспечение: акеимизации прибыли. Методика ! л. задачу определения границ це—:. нижним уровнем которого явля-кка.ми, верхним уровнем — опти-л целевой установки на максими.

1я области предпочтительных цен ювых ограничительных факторов, пространства для данного вида 1п определяется средними перезначением, которое способен того позиционирования и сопос-. ю продукцию. топая деятельность предприятий пит, а оборотных средств, то при рамках краткосрочного периода льзования оборотных средств в между производством различных и функции спроса апробировано версия 7.0, что позволяет реко-.юплния в практической деятель.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации М.: Известия, 1995.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Части первая, вторая и третья. М.: ООО «ТК Велби», 2002.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. М.: Известия, 2002.
  4. Российская Федерация. Президент (1991 Б.Н. Ельцин). О либерализации цен: Указ президента Рос. Федерации от 3 дек. 1991 г. № 297 (с дополнениями) // Собр. зак-ва РФ. — 1991. — № 48. — Ст. 736
  5. Российская Федерация. Правительство. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства Рос. Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 (с дополнениями) // Собр. зак-ва РФ. 1995. -№ 15. — Ст. 1201.
  6. Российская Федерация. Законы. О естественных монополиях: ФЗ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (в редакции от 30.12.2001) / Ведомости Совета народных депутатов. 2002. — № 1.
  7. Российская Федерация. Законы. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: ФЗ от 29 июля 1998 г. № 35-Ф3 / Ведомости Совета народных депутатов. 1998. — № 17.
  8. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2000.
  9. Ростовская область: статистический ежегодник. Ростовоблстат, 2001.
  10. Социально-экономическое положение России // Государственный комитет РФ по статистике. 2002. — Январь- апрель.
  11. С.Ю. Системные аспекты формирования цен предложения в условиях рынка // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2001. — № 2. — С. 68−74.
  12. И. Оптимизация цен в маркетинговых исследованиях фирмы // Маркетинг. 1999, — .№ 4. — С. 40−42.
  13. В.И. Методологические основы обоснования цен на новую технику. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
  14. М. Необходимость и возможность отражения спроса в цене // Маркетинг. 2001. — Л" 5. — С. 15−17.
  15. Аристотель. Сочинения. М.: Мысль, 1983. — Т. 4.
  16. З.В. Эффективность производства и рентабельность предприятий. -М: Мысль, 1977.
  17. В. Вклад австрийской школы в развитие трудовой теории стоимости (к проблемам единства экономической науки) // Вопросы экономики. 2002. — С. 102−118.
  18. А. Деньги, пена и валютный обмен М.: Наука, 1949.
  19. В., Богданов А., Степанов И. Предисловие к кн.: К. Маркс. «Капитал» М., 1990.
  20. Е.В. Издержки и полезность как факторы ценообразования // Вестник МГУ. Серил 6. — 1996.-№ 4.-С. 12−17.
  21. Е.В. О дискретном характере процесса ценообразования // Вестник МГУ, — Серия 6. 1994, — Л1> 5. — С.20−30.
  22. Е.В. Ценовые стратегии фирм в условиях фискального давления // МЭ и МО. 1998, — jNo 9. — С. 4−12.
  23. Р. Политическая экономия: В 2-х тт. Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1994
  24. Э.А. ЦенооГ .гюваш е К- аеноярск: «Универс», 2000.
  25. А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. 2002. — № 4. — С. 28−32.
  26. Белолипецкий В.Г. d лапсы г прмы. М.: Ось-89, 1999.
  27. P.A. Учет , — ребитс. л. скпх свойств продукции в ценообразовании М.: Наука, 19ь С. Зи.
  28. Бём-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. М.: Наука, 1990.
  29. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. -М.: Дело ЛТД, 1994.
  30. Е. В. Г швация разв!:ня промышленности на основе ценового регулирования: /ллореф. дис. канд. эк. наук. Орел, 2000.
  31. A.C. О со : ношении цеп на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и npoMi ленные мзде л ¦ и услуги // Вопросы статистики. -2001. -№ 11. С 19-д.
  32. Н. Закупочные шпервенипи па рынке зерна// АПК: экономика, управление. 2002 2 — о — I.
  33. Борхунов H. Ocooei ли пр дукъ о рынка и цены в АПК//Экономика сельского хозяйс -. — России. — 20- -2. — № 2. — С. 20.
  34. Н., Назар l i.o, А Цеповые пропорции и паритет отношений в сельском хозяйстве АПК: экономика. управление. 1995. — № 5. — С. 3438.
  35. Н., Назаре:.ко А. ены. Аляцпя, паритет // Экономика сельского хозяйства Рос i, AI <15.
  36. Брагинский C.B., I ер 1! аческая экономия: дискуссионные ^ проблемы, пути обн ления. M.: N л, 1слв. 1993.
  37. В.В. Теория п м , о: а и: е анализ и развитие классического подхода: Автореф.. н-:. па у,-. Санкт-Петербург, 2000.
  38. Л. Элемен eioi ли е он жономии. М: Наука, 1996.
  39. К.К. Общи ей — .ей: м. статистические исследования.-М.: «Янус-К», 1998
  40. M 43. Васильева Н. Э. Ко: /а А. II
  41. М.: АО «Бизнес-шк. •<�•! ?in е.-- спи-.. 1995.
  42. Ф. О происх -M.: Наука, 1992.
  43. Водомеров Н. К Н. Серия 6. Экономик-46. Войтов А. Г. Эком 2001.
  44. Волконский В О 1977, — № 3. С. 96-i
  45. В.Л., пропорции в Россп № 3. — С. 34−39.
  46. Воронов Ю. Bon г вложений в промьн50. Воркуев Б. А. Цени
  47. А. Пути промышленную пр 10.-С. 48−53.
  48. X. Р. Мик подход: Учебник д.
  49. М.Г. НТ1 вышение его jkoi 1984.
  50. Гальперин В. M Э< мики. 1977. — №
  51. Гальперин В.М., I- Общая редакция В Т.1.
  52. В.И. Микроэкономика: В 2 т. / I, i а. ана V! !б Экономическая школа, 1994. л!. юг..: органами: отечественный и заруaei иО. С.66−69.
  53. Гатовский JI M С V ». !. ' :ip 1! ы — еории и практики ценообразования при социалп. к ~ 1
  54. И. Ценооо- Mi. — p. -пке нефти: вчера, сегодня, завтра // Вестник Hay .v: С.30−36.
  55. B.B. 1 .-,! 11.,". 1 Мх Финстатинформ, 1995.
  56. И.А. Це (i X ГЫ. /.ape 1 венного регулирования экономики АПК // А ':)К — -ление. 2001. — № 1. 1. С. 35−37.
  57. И.А. Во . (-. i L ¦ :е диспаритета цен между седьским хозяйством п. ?in.'.. мом и ки // Экономика сельскогохозяйства и перера: вак'., X Hp. .m 111.- 2000. -№ 11.-С. 14−15.
  58. К.П. Г1р : —. мое lemie уровней цен // Экономика иматематические мс. :. —. С. 3−14.
  59. В. Цены .а.. iL ¦V., ей жизни //Экономика ижизнь. 2002. — № ¦¦J. 3 J.
  60. Голощапов H.A. I: ! Ii'-': чю,.. 1 Ml! теория и практика: словарьсправочник. М.: I
  61. Голубков Е.П. Mai. I. ., Мх Дело, 1995.
  62. Е.П. Пр(me эле '?II OB комплекса маркетинга // Маркетинг в России и. ¦ (- С. 98−118.
  63. Гребенников П И. ' ?Iii. х затрат труда и планового ценообразования.
  64. С. Бартер г .риминаиии. /http:// www. nes in
  65. Данные Межведом — о центра по промышленнымпредприятиям Рос. V «' •. dcenter.ni.
  66. Л.А. Ме: эластичности потр С. 22−27.
  67. . Три ф>1- методы. 1990 — 1
  68. Е. Ценообр тинг. 2000. — М> 1
  69. Денисова И. П X- рехода к рынку
  70. И. П. У- тельство МГУ, 1%
  71. А.А. Цс: Изд-во „Наука“. I1
  72. А.А., Сил кой-М.: Знание. :78. Джевонс У. С. Тес
  73. А. Закон мист. 2000. — К» 280. Дихтль Е., Херпп 1995.
  74. Думнов А. Экопо Вопросы эконом ИI
  75. Э. П. К в предельной поле. С. 3−13.
  76. В.П. Цс М.: Экономика, 184. Енохин В. А. Крас,
  77. В.Е. Цен о тер, 2000.87. Жигун J1. Концеш:.тинг. -2001. Л- 2
  78. О. Моле Маркетинг. 200 1
  79. История эконом п1 И. Мекал иной
  80. История экономим В.М. -М.:Выеша91. Казанцев С В. l eo92. Калачев Ю. В. Цеп
  81. Ю.В. Рег тов-на-Дону: РГЭ/
  82. Калита Н С. Цены вы. Киев: Науко-
  83. Л.Ь. Наука, 1972.96. Кащенко А. И. JKi i- М.: Наука, 1У 75.97. Кейнс Дж.М. (ни1995.
  84. Коган А. М. Дешл теории трудов о, — е
  85. В. ^ i // Экономист. 2(.л
  86. Кондрашев Д.Д. I Финансы, 1 963 105. Кондрашев Д. Д Ц106. Конончук, А .Я. LU" 1989.
  87. А.К. Дина условиях кризисна 2000. -№ 4. с 3(
  88. Ф. Основы вой. M.: Про1 рес109. Коуз Р. Фирма, ры
  89. А., Розено мики. 1982.-Л" — 9.
  90. КронродЯ.А. С он стоимости // Boiip112. Кротов М. Эконом 67−70.
  91. Крючкова 0.11. 1 i i Маркетинг в Росс i114. Ксенофонт. Вос. ю115. Куликов Г. Иш сс116. Купринов Э. и методологии
  92. Паука, 1993. «СП г. 2002. -№ 16-С.86. V д. етные пены / Вопросы теорииах принципов богатства теории. ова В 2 т. М.: Наука, 1974.
  93. Дж. М. w экономической а
  94. В. Ск.рв- правда. 2002 — 2121. Левшин Ф. М. И. к'122. Леиашвили П,-J. Л
  95. Леонтьев Д. А .д. мерной реко1. С. 10−15.
  96. Липсиц И В. Кон 1998. -№ 9. С V
  97. Липсиц И В. У к российская np-:u"l i126. Липсиц И. В. Ком х127. Лушин С И. Цеп И1128. Максимова В. мл л
  98. Малафеев A l i Л. щество «Знание)
  99. Малафеев А.. Мысль, 1964.
  100. Малафеев A I! I s циалистическ, i ,
  101. Маренков Л.1 i М.: Эдиториал У!'133. Маркс К., Эн1 ь.134. Маршалл А. 1984. Т. 2.
  102. Дж. С)с ния их к соци-, 1
  103. Минаева Е В. ! 1рп щевая промып леь140. Михайлова 10мики россии к mi1. Экономика. 2и0
  104. Мониторинг к м — 2001. -№ 3. v
  105. Моргунов B.11 Ц силы. СПб.: i i' -143. Москалева Н и л
  106. Мстиславским i I ^ нование оптовой i 1968.145. Найт Ф. Поня 12−28.146. Негиши Т. 11с, Любимова
  107. Немчинов В .< произведения — 6
  108. Нижегородцем.? МО. 1996. — -
  109. В. Ц, к № 2. -С.64−6У
  110. Новожилов В , — 1 ном планирова. пь
  111. Т.Т. Холл ей тер, 2001.155. Коммунальнач -д>1
  112. Ольсевич Ю >. л ных и ревизи .и'
  113. Организация, ила- ятием / Пол рел 1979.
  114. Пашков А. И -юр ная стоимость пр^
  115. Петраков Н ' л тельность. N1.: М
  116. У. Траклат ки. -М.: МП < ' лл
  117. Пешкова Е Л ! р тике устано- ь практической 1.
  118. Пешкова Е.11 л реходной эк (м:163. Пигу А. Эком ли1. Т.1.л > 11 о м 1111 с с ко й реформы: цены, 9−1. Серия 6. -№ 5.-С. 10' - .а кн. 992. лерпол 'Экономист. 1996. г п ре л лы атов при оптимальенооора'-ювания. СПб.: Пи
  119. Полтерович !.'л. ценах // Экч.-л Вып. 4. С. 7 •
  120. Пономарев /.. венно общее i спи цены при com II
  121. Пунин Е.Н. V в условиях р- >'. дународные о. .¡-он
  122. Райская Н., LV -2002.- 27 i .
  123. Рафикова К? t дукции // Экч).
  124. Д. Н классики. -1! vi
  125. Робинсон Дж, кч Экономичесл
  126. Рындин, А О. л. Высшая ш ко !
  127. Сагайдак Э. L экономика, i i
  128. Фпнстатинформ», 1996. iocr — л, Финансы. 2000.
  129. Сергиенко Я — С ном секторе.. С. 18−22.178. Слуцкий Е Е С
  130. А. Нес... гия экономии.
  131. Солодилова 1 Автореф. дне j-
  132. Сраффа П. II г тике эконом! .vu182. Струмилин С !
  133. Сухотин Ю.1 о ские метод 1.1
  134. Тарасевич I ценообразог, i
  135. Тарасов В. I I л вования. -i-186. Тарасов В. I 1985.187. Татевосов К i рийноммап188. Теория фир189. Торбин В. И1. С. 3−10.
  136. Торбин B. I I .1 сборник «Ц, i
  137. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. М.: Эконов, 1998.
  138. Ш. Я. Очерки планового ценообразования в СССР. М.: Наука, 1959.
  139. А. Размышления о создании и распределении богатства. М.: Мысль, 1994.
  140. О. Экономические институты капитализма. М.: Наука, 1998.
  141. С.М. О ценовом хозяйстве России // Эко. 2002. — № 10. -С. 4−60.
  142. Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС, 1997.
  143. Учет потребительских свойств продукции в ценообразовании: Материалы второй расширенной сессии научного совета по проблемам ценообразования. М.. Наука, 1964.
  144. Н.П. Вопросы оптимального функционирования в экономике. -М.: Наука, 1980.
  145. М. Могучая рука рынка / Фридмен и Хайек о свободе. Минск, 1990.
  146. Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Инфра-М, 1992.
  147. Д.Н. Современная микроэкономика,— М.: Экономика, 1995.
  148. Дж. Р. Стоимость и капитал.: пер. с англ. / Общая ред. P.M. Энтова. -М.: Прогресс, 1993.
  149. Дж. Р., Аллен Р.Г. Д. Пересмотр теории ценности / Теория потребительского поведения и спроса. Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Эк. школа, 1997.
  150. А.Г. Качество, стоимость, цена // Экономические науки. -1983. -№ 2. С. 8−15.
  151. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: в 2 т. / Пер. с англ. под ред. А. Г. Слуцкого. СПб.: Эк. школа, 1999.
  152. Цацулин, А Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. М.: Фи-линъ, 1998.
  153. Ценообразование в промышленности / Сост. Н. С. Калита. Киев: Техника, 1978.
  154. Ценообразование и рынок: Пер. с англ.: общ. ред. и предисл. Е. И. Пунина и С Б. Рычкова. М.: Прогресс, 1992.
  155. Ценообразование на мировом социалистическом рынке / Сост. В. П. Дьяченко. М.: Экономика, 196S
  156. Ценообразование на предметы потребления: Материалы научной конференции / Под ред. Ш. Я. Турецкого М.: МГУ, 1964 — Ч. 1 .
  157. Цены и ценообразование /11од ред. В. Е. Есипова. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  158. Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Наука, 1995.
  159. Н.Г. Очерки из политической экономии (по Миллю). М.: Мысль, 1974.
  160. Г. Н. Стратеги — ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: Инфра-» !. 1995.
  161. Р. Практика мари: пнга для малых и средних предприятий. М.: Республика, 1995.
  162. Шевченко J1. И. Цена и ет: >:/лир v. aniie производства и применения новой техники. Киев: Нам. ч-. чумка. 1976.
  163. Н.И. Плановое це.ю разовапие. М.: Наука, 1983.
  164. П.Н. Ценообрпзо"-1!' -о: Умо’ио-прпктическое пособие. 2-е изд. -М.: ИВЦ «Маркетинг». 1 —
  165. Й.А. Теори пин го? азвития: исследование предпринимательской прибыли, ка — мала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, .'ч 1
  166. Эванс Дж Р., Бермап •: пн: М.: Экономика, 1990 .
  167. ЯковецЮ.В. Цена и к-. ! М? ч, :сс, 1974.
  168. В.П. Как жп: № 47. С. 5.
  169. А. Форм!г -2002. -№ 3. С. 11.
  170. Bidualt Francis. Ted. Value. Prentice Hall, i 1
  171. Bils M. Cyclical Beh- Review. 1987 — Dec
  172. Campbell Robert J. С Manufacturing. Que
  173. Klemperer P. Price vr studies. 1989 — №
  174. M. Silver and Cli. Io- tween Relative Price omy. -2001, — Vol. 1(
  175. April Rotenberg J. J. American Economic232. http://www.dcentere233. hti|i://wwwj-efir iU234. http://www.gks.iu.1. ЮГ99:
  176. J. Communicating and Delivering1 Рисе.. nerican Economicpricing Systems for Moderniiij costs // The review of economic. .jiences in the Relationship bee ''rices Jo kiI of Political Econid it >r of monopoly pricing// .-o. 917−925.A
Заполнить форму текущей работой