Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль и место свободных экономических зон в социально-экономическом развитии КНР

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стремление СЭЗ Китая достичь больше эффективности в использовании иностранного капитала выражается в расширении в последние годы диапазона каналов и форм сотрудничества с зарубежными партнёрами. Изучение и анализ современного состояния разных форм иностранных инвестиций позволяет выявить некоторые тенденции их развития: заметно снижается доля компенсационных и поручительных соглашений в общем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор СЭЗ в мировой экономике
    • 1. 1. СЭЗ: возникновение и развитие
    • 1. 2. Типы СЭЗ и их современное состояние
  • Глава 2. СЭЗ в открытой экономике КНР
    • 2. 1. Социально-экономические предпосылки перехода
  • КНР к открытой экономической политике
    • 2. 2. Этапы развития СЭЗ КНР и их типы
    • 2. 3. Формирование инвестиционного климата и его правовой базы
    • 2. 4. Формы участия иностранного капитала в экономике СЭЗ
  • Глава 3. Региональные особенности развития СЭЗ КНР
    • 3. 1. СЭЗ Шэньчжэнь
    • 3. 2. СЭЗ Чжухай
    • 3. 3. СЭЗ Шаньтоу
    • 3. 4. СЭЗ Сямэнь
    • 3. 5. СЭЗ Хайнань
    • 3. 6. Новый район Пудун
  • Глава 4. Роль СЭЗ КНР в разрешении социальных проблем
    • 4. 1. Уровень жизни населения
    • 4. 2. Народное благосостояние
    • 4. 3. Медицина и здравоохранение

Роль и место свободных экономических зон в социально-экономическом развитии КНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Развитие мирового хозяйства последних лет показывает, что внешнеэкономическая деятельность из дополнительного и стимулирующего фактора всё более превращается в один из основных факторов экономического развития. Быстрыми темпами протекает процесс развития мировой торговли, интернационализации производства, капитала, науки и техники. Важным феноменом в этом процессе стали свободные экономические зоны (СЭЗ), получившие широкое распространение во многих странах мира, как развитых, так и развивающихся.

На фоне глобального развития мировой экономики Китай, долгое время проводивший политику замкнутости в области внешних связей, в конце 70-х годов также вступил на путь реформ. Важной и неотъемлемой частью курса на проведение глубоких экономических реформ является разработка стратегии на всестороннее развитие внешнеэкономических связей, постепенное включение национального хозяйства КНР в мировую экономику. Суть этой политики заключается в максимальном использовании возможностей экономических, социальных и научно-технических связей с зарубежными странами для структурной перестройки экономики, интенсификации производства, внедрения эффективных форм управления и организации, совершенствования общественных отношений в Китае.

Анализ двадцатилетнего опыта проведения реформы в КНР показывает, что переход к открытой экономике является мощным стимулом для решения актуальных народнохозяйственных задач и социальных проблем, расширения участия страны в международном разделении труда. Китай совершает в настоящее время мощный экономический рывок. В течение уже нескольких лет по темпам роста он является лидером даже в таком динамично развивающемся регионе, как Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), где в 1979 — 1998 гг. средний годовой прирост ВВП составил 9.8%, а в 1992 — 1996 гг. средний годовой прирост ВВП даже составил 12.1% Наряду с экономическим подъёмом наблюдается и заметное улучшение во всех областях социальной жизни. При этом оказывается, что социальные реформы в сферах медицины, страхования, жилья и других социальных сферах быстрее и эффективнее реализуются именно в СЭЗ.

В настоящее время Китай установил торгово-экономические отношения более чем с 220 странами и регионами, расположенными на всех континентах мира. Зарубежные бизнесмены более 170 стран и регионов мира сделали капиталовложения в Китай. Всего за период 1979;1998 гг. было фактически освоено 406,91 млрд долл. иностранного капитала, из них 267,67 млрд долл. составили внешние прямые инвестиции2. Успехи, демонстрируемые сегодня Китаем миру, свидетельствуют об эффективности избранной им модели развития, подразумевающей реформу экономической системы и открытую экономическую политику.

Открытая экономическая политика реализуется в многообразных формах. Диверсификация форм даёт возможность полнее учитывать конкретные местные условия и позволяет получить специализированный инструментарий для решения определённых приоритетных задач.

Из всего многообразия форм и направлений, охватывающих открытую экономическую политику КНР, основное внимание исследователей привлекают свободные экономические зоны. Можно сказать, что создание СЭЗ стало одним из самых ярких свидетельств нового подхода к использованию внешнего фактора в модернизации экономики страны. СЭЗ выдвинулись на передний край реализации открытой экономической политики.

В настоящее время СЭЗ являются не только инструментом решения чисто экономических задач, но и в известной степени моделью, экспериментальной.

1 Ежегодник «Китайская экономика». /Чжунго цзинцзи няньцзян/. Пекин. 1999. с. 887.

2Ежегодник «Китайская экономика». /Чжунго цзинцзи няньцзян/. Пекин. 1999. с. 947. лабораторией для проверки будущих нововведений в обществе и экономике всей страны. Со временем выросло и значение зон в реализации такой важной для КНР политической концепции, как «одно государство — два строя». Углубление реформы экономики в Шэньчжэнь и провозглашение «хайнаньской модели развития» становятся реальным доказательством возможности осуществления этой столь важной для КНР политической концепции на деле. Это подтверждается в том числе и ростом тайваньских инвестиций в СЭЗ Сямэне. Это означает, что участие СЭЗ в реализации важной политической концепции обеспечивает ей политическую поддержку, что в условиях Китая весьма немаловажно. Возвращение Гонконга в 1997 г. и Аомэня (Макао) в 1999 г. под юрисдикцию Китая только укрепило эту позицию.

Изучение опыта создания и функционирования СЭЗ в Китае имеет три важных аспекта — теоретический, практический и прикладной.

В теоретическом плане рассмотрение китайского опыта связано с перспективной и ещё далеко не полностью разработанной в экономической науке проблемой места и роли СЭЗ Китая в преодолении слаборазвитости страны, ускорении экономического роста и улучшении социального положения.

В практическом плане актуальным представляется изучение получаемых Китаем как позитивных, так и негативных результатов в создании и развитии СЭЗ, в решении ряда правовых, экономических и социальных проблем с тем, чтобы максимально использовать все рациональные моменты в интересах оптимальной перестройки внешнеэкономического механизма России.

Прикладной аспект проблемы охватывает изучение Китая как перспективного партнёра по широкомасштабному инвестиционному сотрудничеству с Россией, выявление наиболее перспективных направлений и форм сотрудничества.

Опыт китайских СЭЗ особенно актуален для России ещё и потому, что в России также имеются подобные зоны. Как показывает практика функционирования различного рода СЭЗ в мире, от первых шагов по формированию структуры экономики той или иной зоны в очень большой степени зависит дальнейшее направление её развития. Концепция СЭЗ в этой связи должна быть не абстрактной, а по возможности конкретной. В известной степени можно говорить о том, что для каждой создаваемой зоны необходима своя концепция, увязывающая стратегию развития анклава с его географическим положением, природными ресурсами, возможными иностранными инвесторами и т. д. Об этом убедительно свидетельствует опыт развития китайских СЭЗ. Кроме того, этот опыт интересен и с более узкой точки зрения — как возможность анализа методики формирования непосредственно в СЭЗ благоприятного инвестиционного климата.

Анализ китайских СЭЗ говорит о том, что подобные зоны могут оказаться активными катализаторами проводимых государством экономических реформ. Уже на начальной стадии преобразований эти зоны могут явиться как бы «шагом через ступеньку», и их впечатляющие успехи, равно как и неудачи, дают конкретный материал для постепенного осуществления реформы экономики страны и выбора оптимальных вариантов включения страны в международное разделение труда. В широком смысле слова свободные экономические зоны могут послужить объективными индикаторами, указывающими место страны в международном разделении труда и тем самым оказывающими определённое влияние на выбор приоритетов её внутренней экономической политики.

Объект исследования — СЭЗ в мировой экономике, их формирование, функционирование и развитие в КНР, а также изменения в социальной жизни населения КНР.

Предметом исследования в данной диссертационной работе являются теоретические и практические аспекты процесса формирования и функционирования СЭЗ в мире и в КНР, их роль и место в осуществлении экономических реформ КНР, их типы и этапы развития, формы участия иностранного капитала в экономике СЭЗ, их роль в решении социальных проблем.

Автор сосредоточивает своё внимание на главных вопросах, служащих обоснованию необходимости и актуальности разработки стратегии создания СЭЗ, раскрывает принципы и пути её реализации, освещает свойственные ей черты, формы и условия развития, оценивает их роль в решении коренных задач и социальных проблем, тесно связанных с программой всесторонней модернизации КНР.

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать формирование и функционирование СЭЗ Китая как важнейшей составной части преобразований экономической системы в плане её максимальной открытости внешнему миру, как модели использования страной внешних факторов экономического развития, а также показать значимость СЭЗ для улучшения условий социальной жизни населения.

Для достижения поставленной цели в ходе диссертационного исследования решены следующие задачи:

1. Изучены международные факторы, способствующие процветанию СЭЗ во многих странах мира и обусловливающие необходимость включения Китая в мировое хозяйство и расширение участия Китая в международном разделении труда.

2. Исследован курс открытой экономической политики на основе новой модели внешнеэкономических связей Китая, стержнем которой является создание и развитие СЭЗ.

3. Анализированы особенности успешного функционирования и развития СЭЗ в Китае, при этом особый акцент сделан на ситуации с формированием инвестиционного климата для привлечения зарубежных инвестиций.

4. Исследована роль государства в обеспечении стабильности на инвестиционном рынке, и в особенности значение принятия ряда нормативно-законодательных актов.

5. Изучена эволюция и эффективность использования иностранных инвестиций.

6. Раскрыта роль и значение СЭЗ в ускорении развития национального хозяйства.

7. Исследована роль СЭЗ в улучшении условий социальной жизни страны вцелом и в распространении сферы социальных услуг на малообеспеченные районы.

8. Показано, что вовлечение населения в СЭЗ привело к увеличению занятости, росту доходов и покупательской способности городского и сельского населения.

9. Исследована жилищная реформа в КНР и показаны её успехи в СЭЗ.

10. Показано, что социально-экономический потенциал СЭЗ позволил значительно улучшить пенсионное обеспечение, медицинское страхование и страхование по безработице, создал благоприятные условия для преобразования системы здравоохранения, что привело к победе над многими инфекционными заболеваниями и эпидемиями, к увлечению продолжительности жизни населения и снижению смертности.

Методами исследования послужили основные положения материалов научных конференций и симпозиумов, публикации международных организаций и современной экономической теории. Решение поставленных задач потребовало использования разнообразных методов исследования: статистического, сравнительно-географического, факторного и типологического.

При подготовке диссертации автор широко опирался на результаты исследований китайских и российских учёных по различным аспектам мировой практики в области создания и развития СЭЗ, а также по формам международного экономического сотрудничества. Автор внимательно изучил труды таких ведущих российских учёных, как Авдокушин Е. Ф., Васильев Л. Н., Манежев С. А., Новоселова Л. В., Овчиникова С. Г. Островский а. в. и Пивоварова Э. П., а также работы таких китайских экономистов, как Лю Гогуан, Пэн Нэйтянь, Сюй Цзыцэ, У Дакунь и Хо Чжэньцинь.

Научная новизна заключается в современной постановке проблемы, комплексном анализе эволюции и развития СЭЗ на нынешнем этапе реформ Китая, вовлечении в российский научный оборот позиций китайских учёных по этому вопросу. При этом, по мнению автора, новым является следующее:

1. Раскрытие особой роли государства как гаранта стабильности и успеха в инвестиционных сферах на современный период. Разработанная государством система льгот и поощрений способствует увеличению притока инвестиций, а новая государственная отраслевая политика (июль 1995 г.) определяет и регулирует объёмы и направленность этих инвестиций. Контроль со стороны государства на макроэкономическом уровне позволяет не допускать чрезмерно высокого темпа роста промышленности и ускорения инфляции.

2. Позитивное влияние СЭЗ на развитие близлежащих и внутренних районов страны, продукция которых к середине 90-х годов становится вполне конкурентоспособной на международном рынке. Эта продукция экспортируется через СЭЗ, успевшие создать прочные торговые отношения со многими странами. Такими образом, СЭЗ стали выполнять не только функцию экспортно-производственной базы, но также функцию транзитной торговли.

3. Вклад СЭЗ в дело изменения отношения соотечественников на Тайване, в Гонконге и Аомыни к Китаю: инвесторы из этих регионов активно вкладывают капитал в экономику СЭЗ и путём совместного предпринимательства упрочивают связи этих регионов с родиной. Поэтому возвращение Гонконга и Аомэня под юрисдикцию Китая ознаменовало не только воплощение в жизнь идеи Дэн Сяопина «одно государство — два строя», но и подтвердило огромное значение СЭЗ в политической жизни страны.

4. Оживление и прогресс экономики всей страны, благодаря преимущественному развитию СЭЗ, в результате чего в конце 90-х годов Китай занял прочные позиции в мировом хозяйстве и имеет всё важное значение в международной экономической жизни.

5. Преимущественное развитие сектора третьей индустрии, возникновение и рост частного и акционерного сектора предоставляют много новых рабочих мест. Число занятых в этой сфере в СЭЗ за последние 20 лет возросло в 6 раз против 3,8 раз вцелом по Китаю.

6. Организация нового механизма трудоустройства, в котором функции распределяются между государством, осуществляющим макроконтроль, предприятиями, самостоятельно набирающими персонал и самими людьми, свободно выбирающими работодателей, привела к снижению безработицы в КНР. При этом в СЭЗ коэффициент безработицы снизился до 2,5%, что ниже, чем вцелом по Китаю (3,1%).

7. Развитие экономики СЭЗ привело к значительному увеличению чистых доходов на душу населения: крестьян — в 8,3 раза, рабочих — 5,8 раза, что в 1,8 раза больше, чем для крестьян и рабочих всей страны. Создаются благоприятные условия для расширения спектра источников дохода населения.

8. Развитие экономией СЭЗ приводит к увлечению покупательской способности всех слоев населения.

9. Жилищная реформа привела к увеличению жилой площади на душу населения в СЭЗ до 11,8 кв. м., по сравнению с 9,3 кв. м. по всей стране.

10. Социально-экономический потенциал СЭЗ позволил укомплектовать на уровне провинций пенсионные фонды, фонды медицинского страхования и страхования по безработице, позволил увеличить оперативность выплат и расширить охват системы социального обеспечения.

11. Возможность гибкого распределения сил и средств между тремя сторонами в СЭЗ — государством, предприятиями и пациентами позволяет эффективно проводить реформу здравоохранения. Так сфера медобслуживания охватила доселе незатронутые сельские районы. Заметные результаты достигнуты в проведении профилактики, ликвидации или локализации о многих инфекционных заболеваний, очагов эпидемий и т. п. На 5 лет увеличилась средняя продолжительность жизни, значительно снизился уровень смертности младенцев и рожениц.

На основе новой стратегии, сформулированной на 15-ом Всекитайском съезде КПК (1997 г.), автором также выявлены и исследованы основные направления и модели развития СЭЗ КНР в будущем: прилагать усилия к дальнейшему развитию СЭЗ и шанхайского Нового района Пудун, поощрять их движение идти впереди в организационных новшествах, повышении уровня производства, расширении открытости, в стремлении играть образцовую, показательную и стимулирующую роль для всей страны.

Информационно — справочная база. Источниками информации послужили материалы по экономической реформе правительственных органов Китая, статистические материалы китайских, российских и международных экономических организаций, материалы научных экономических конференций и дискуссий, опубликованных в экономических журналах. В диссертации также широко использованы законодательные акты КНР, материалы съездов КПК и Пленумов ЦК ЮЖ.

Практическая значимость. Комплексное исследование СЭЗ в Китае представляет собой не только теоретический, но и практический интерес. Анализ накопленного опыта создания различных СЭЗ, комплексного использования экономических, юридических и налоговых мер для привлечения и эффективного использования иностранного капитала, учёт ошибок, допущенных в ходе экономических преобразований, может принести пользу для разработки стратегии создания СЭЗ в России.

Содержащийся в диссертации многообразный фактический материал и сделанные на его основе обобщения и выводы могут быть использованы научными институтами соответствующего профиля при выработке планов, программ и рекомендаций, касающихся развития и углубления экономического сотрудничества между Китаем и Россией, а также внешнеторговыми организациями и предприятиями, желающими выходить на внешний рынок и заинтересованными в налаживании партнёрских отношений с предприятиями СЭЗ КНР.

Степень разработанности темы. Если функционирование СЭЗ в КНР до начала 90-х годов было удостоено пристального внимания учёных самого Китая, России и других стран, то период 90-х годов, в особенности второй половины 90-х годов, исследован пока значительно слабее. Осмысление характера новых направлений и изменений в социально-экономическом развитии СЭЗ в научном плане только начинается. Диссертация представляет собой одну из первых попыток комплексного исследования этого круга проблем на материале последних лет.

Процесс развития СЭЗ в Китае далёк от завершения. В ходе дальнейших преобразований ещё много предстоит сделать, откорректировать, а то и переделать заново. С этой точки зрения, проводимые исследования современного состояния СЭЗ помогают выявлять закономерности их развития и решать новые проблемы.

Апробация исследования. Основные выводы и результаты исследования были использованы в выступлении на Международной научной конференции «Актуальные проблемы социологии, экономики и политологии на исходе XX века» (Москва, март 1999 г.), а также нашли своё отражение в публикациях:

1. Статья «Роль свободных экономических зон в развитии экономики КНР». // Материалы I международной конференции молодых учёных гуманитарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова — М.: Диалог-МГУ, 1999.

2. Брошюра «Свободные экономические зоны КНР». — С.Пб. ИПРЭ РАН, 2000.

3. Брошюра «Мировой опыт в создании свободных экономических зоны». -С.П6. ИПРЭ РАН, 1999.

Структура работы. Данная диссертация состоит из введения, трёх гнав, заключения, библиографии и приложения. Список использованной литературы содержит 112 наименований на русском и китайском языках. Диссертация содержит 193 страниц основного текста.

Заключение

.

Вторая половина XX века стала периодом настоящего расцвета разного рода свободных экономических зон в мировом хозяйстве. Создание свободных экономических зон стало одним из важных направлений активизации внешнеэкономической деятельности. СЭЗ получили широкое распространение как в развитых странах, так и в развивающихся странах, и играют в важную роль в мировой экономической и социальной жизни.

Влияние СЭЗ на национальное хозяйство глубоко и разнообразно.

СЭЗ способствует привлечению иностранного капитала и зарубежной технологии, расширению экспорта и притоку валюты, ускорению процесса структурных изменений в производстве, открытию границ для сотрудничества.

80-е и 90-е годы для КНР были периодом перехода к последовательному проведению открытой экономической политики, включению национального хозяйства в мировое хозяйство и более активному участию в интеграционных процессах. Такая стратегия получила воплощение в создании свободных экономических зон. Эти зоны относятся к числу наиболее развитых регионов Китая, имеют выгодное географическое расположение, хорошую производственную базу и выпускают почти четверть всей валовой промышленной и сельскохозяйственной продукции страны. Одновременно они являются центрами науки, техники и культуры, тесно связаны с внутренними районами КНР и способствуют выходу их продукций на мировой рынок.

Практика создания и развития СЭЗ в КНР позволяет сделать некоторые общие выводы и предложения, основными из которых являются следующие:

Стратегия ускоренного развития СЭЗ — неотъемлемая составная часть общего, проводимого в Китае, курса открытой экономической политики. Эта стратегия базируется не на конъюнктурных соображениях текущего момента, а вытекает из политики глубокой модернизации экономики и наращивания экономической и научно-технической мощи страны.

Функционирование СЭЗ показывает, что эта форма хозяйствования обеспечивает возможность рационального использования материальных и трудовых ресурсов, а также научных кадров. СЭЗ становятся мощным фактором улучшения развития всего национального хозяйства Китая и его активного включения в международное разделение труда. Темпы роста экономики в этих районах значительно выше, чем в других регионах КНР. СЭЗ стали основным каналом привлечения из-за рубежа финансовых средств, современных технологий и передового управленческого опыта.

Как показывает китайский опыт, распространение элементов рыночного механизма в экономике СЭЗ должно сопровождаться разработкой и активным применением экономических рычагов государственного регулирования, а также усилением экономической обоснованности административных и правовых методов управления экономикой.

Развитие СЭЗ требует от государственных органов гибкости в решении ряда вопросов, таких как налогообложение, валютный и таможенный режимы, система оплаты труда, аренды земли и помещений. Речь идёт о создании более дифференцированной налоговой системы и системы финансовых льгот с учётом региональной специфики и национальных приоритетов страны. Для этого размеры и направленность льгот, предоставляемые иностранным инвесторам, должны носить строго целевой выборочный характер, необходимо поощрять создание именно таких объектов сотрудничества, деятельность которых в наибольшей степени отвечает задачам национальной стратегии социально-экономического развития.

Стремление СЭЗ Китая достичь больше эффективности в использовании иностранного капитала выражается в расширении в последние годы диапазона каналов и форм сотрудничества с зарубежными партнёрами. Изучение и анализ современного состояния разных форм иностранных инвестиций позволяет выявить некоторые тенденции их развития: заметно снижается доля компенсационных и поручительных соглашений в общем объёме инвестицийконтрактные СП, являющиеся лидером и по числу проектов, и по объёму инвестиций в 80-е годы, теперь стали уступать как паевым СП, так и чисто иностранным предприятиямнабирает оборот развитие акционерной формы вложения финансовых средствлидером инвестиций пока остаются паевые СП, но наблюдается тенденция, дающая основание предполагать, что их место со времени займут чисто иностранные предприятия.

Под государственным контролем иностранный капитал в СЭЗ направляется на развитие экспортной базы, причём предпочтение отдаётся таким отраслям, как электроника, производство средств механизации и автоматизации производства, технологического и химического оборудования, приобретению современных технологий. Государственная отраслевая политика позволяет изменить структуру промышленного производства Китая в направлении налаживания выпуска и экспорта новых видов продукции, расширения ассортимента экспортируемых товаров, а также замены ряда импортируемых изделий отечественными.

На современном этапе для СЭЗ Китая важное значение приобретает процесс технологической оснащённости. Сотрудничество СЭЗ с развитыми странами рассматривается прежде всего как стимул интернационализации научно-технического прогресса за счёт постоянного внедрения достижений НТР и распространения их на всю промышленную систему СЭЗ.

В 1996 г. Китай заключил 6074 соглашения (на 67% больше, чем в 1995 г.) по привлечению иностранной технологии со 39 странами на сумму 15,3 млрд долл. (на 17% больше, чем в 1995 г.).

Немало важно и то обстоятельство, что развитие СЭЗ заметно оживило внешнеэкономическую деятельность в целом. Активное привлечение внешних финансовых средств позволило Китаю развернуть широкомасштабную экспортную программу и тем самым стимулировать общий объём внешней торговли, оборот которой в 1998 г. достиг 323,9 млрд долл., в том числе экспорт — 183,8 млрд долл. Китай по объёму внешней торговли в 1998 г. занимает 11-е л место в мире, а в 1999 г. занимает 9-е место в мире.

В 1998 г. валовой национальный продукт Китая составил 7801,78 млрд. ю., в сопоставимых ценах возрос на 7,8% против предыдущего года, в 6,4 раза против 1978 г. В 1979;1998 гг. среднегодовой рост ВНП был равен 9,67%3. По абсолютным показателям производства ряда важнейших видов промышленной и.

1 Ежегодник «Китайская экономика». /Чжунго цзинцзи няньцзянь/. Пекин. 1997. с. 330.

2 Ежегодник «Китайская экономика». /Чжунго цзинцзи няньцзянь/. Пекин. 1999. с. 339.

3 Китай. Ежегодник посольства КНР в РФ. /Чжунго/. Пекин. 1999. с. 115. Ежегодник «Китайская экономика». /Чжунго цзинцзи няньцзянь/. Пекин. 1999. с. 886, 887. сельскохозяйственной продукции Китай вышел на первое место в мире.

Развитие и функционирование СЭЗ играет также огромную роль в становлении и всестороннем развитии системы социального обеспечения, повышении уровня жизни населения и улучшении национального благосостояния. Благодаря СЭЗ социальные реформы затрагивают все слои населения, сфера социальных услуг охватывает до сих пор не затронутые малообеспеченные районы, учитывая при этом их социально-экономические и культурные особенности.

Вовлечение населения в СЭЗ приводит к увеличению занятости, росту доходов и покупательской способности населения.

Социально-экономический потенциал СЭЗ позволяет увеличивать и своевременно выплачивать пенсии и пособия по безработице, поднимать заработную плату, наполнять фонды медицинского страхования.

Развитие СЭЗ способствует общему подъёму и реформам в системе здравоохранения, что привело в Китае к победе над многими инфекционными заболеваниями и эндемиями, к увеличению продолжительности жизни населения и снижению смертности.

Возможность гибкого распределения сил и средств в СЭЗ между государством, предприятиями или организациями и людьми, наделение этих сторон необходимыми функциями позволяет добиваться наилучших результатов реформ во всех областях социальной жизни населения.

Так за последние 20 лет коэффициент безработицы в СЭЗ снизился до 2,5%, тогда как для Китая вцелом он достиг лишь 3,1%, а уровень занятости в СЭЗ составляет на сегодняшний день 60,2%, что на 4% выше уровня занятости по всей стране.

Увеличение чистого дохода на душу населения в СЭЗ за тот же период (в 8,3 раза для крестьян и в 5,8 раза для рабочих) оказалось в 1,8 раза больше, чем вцелом по Китаю.

Жилищная реформа привела к увеличению жилой площади на душу населения в СЭЗ до 11,8 кв.м., по сравнению с 9,3 кв.м. по всей стране.

Таким образом, рассматривая социально-экономическое развитие Китая, можно заключить, что благодаря СЭЗ страна добилась значительного роста совокупной мощи и существенного усиления своих позиций в международном разделении труда.

Наряду с высоким темпом экономического роста в СЭЗ имеют место и некоторые проблемы. Нередко случается потеря контроля над инвестициями, объёмом и структурой потребления. Вследствие этого экономика СЭЗ за очень короткое время взлетает на высший «гребень волны», на котором, как известно, долго удерживаться невозможно: стремительно поднимается уровень цен, быстро складывается «перегрев экономики». «Перегрев» проявляется в чрезмерно высоких темпах роста промышленности (ситуация, близкая к потере контроля), в слишком больших размерах инвестиций, не соответствующих объективным потребностям в конкретных ситуациях, в резком структурном повышении цен и ускорении инфляции.

Такие макроэкономические колебания отрицательно влияют на развитие экономики СЭЗ. Особую негативную роль играет инфляция, которая подаёт ложные сигналы, порождающие фиктивный бум и ошибочное размещение ресурсов в народном хозяйстве. Эти проблемы необходимо устранять, чтобы добиться рациональной увязки роста экономики и её стабильности.

Для решения такого рода проблем автор считает, что правительству КНР целесообразно принять меры по следующим направлениям: усиливать государственный контроль над объёмом и направлениями капиталовложений. Не допускать экстенсивной потребности в капиталовложениях и разбазаривания природных ресурсов. Известно, что Китай обладает слабой базой и низкими среднедушевыми показателями по наличию природных ресурсов. улучшать отраслевую политику. Для здорового развития экономики следует достичь гармоничности во всех отраслях экономики, вместе с тем выделить узловые моменты на базе реальных потребностей каждой стадии развития. В настоящее время к числу узловых моментов развития СЭЗ относятся сельское хозяйство, энергетика, транспорт, наука и техника, которые должны получить приоритет при развитии. Необходимо увеличивать вложение в эти области, устранять их ограничивающие воздействия на экономическое развитие страны. диверсифицировать источники иностранного капитала и зарубежной технологии, подключать к осуществлению программы модернизации экономики большее число стран, в том числе и Россию. переходить от трудоёмких отраслей к капиталоёмким и высокотехнологическим отраслям промышленности. Основная особенность китайских СЭЗ такова, что они имеют обилие дешёвых трудовых ресурсов и поэтому развитие СЭЗ началось с трудоёмких отраслей промышленности. Такой подход соответствовал реальной действительности Китая и общему закону экономического развития. Однако в дальнейшем необходимо переходить к развитию капиталоёмких и высокотехнологических отраслей промышленности.

Государственная политика должна быть направлена на поддержку отечественного наукоёмкого производства, повышение технического уровня национальной экономики. ускорять научно-технический прогресс. Выборочно и планомерно осуществлять технические реконструкции имеющихся предприятий, широко применять новое оборудование, создавать новые предприятия только на основе современных технологий, налаживать производство новых видов продукции. В итоге переводить народное хозяйство на рельсы, где в центре внимания будет повышение экономической эффективности.

Практика показывает, что наблюдающаяся в современном мире неуклонная тенденция к росту взаимной зависимости между различными странами всё более набирает силу. В этих условиях совершенствование инвестиционного климата в СЭЗ является не единовременной акцией, а сложным и длительным процессом, требующим периодического возврата к уже, казалось бы, решённым вопросам, их пересмотра с учётом накопленного опыта и изменившихся обстоятельств.

Анализ положительных и негативных сторон деятельности СЭЗ позволяет сделать вывод, что некоторые результаты, достигнутые КНР в этой области, также являются определённым вкладом в мировой опыт создания СЭЗ. Данное исследование представляет определённый практический интерес для правительственных органов и предприятий России, которая может использовать китайский опыт в создании и развитии СЭЗ и в деле ускорения экономических и социальных преобразований.

Автор считает приятным долгом сердечно поблагодарить профессора Александра Степановича Панкратова за интересную тему и чуткое руководство.

Также выражаю огромную благодарность Аносовой Людмиле Александровне за неоценимую помощь в ходе выполнения работы и подготовки к защите.

Благодарю профессора Романенко Михаила Васильевича за внимательное прочтение рукописи, положительную рецензию и конструктивную критику.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Роль внешнего фактора в экономике КНР /Реформы в КНР: замыслы и реальности. — М., 1991.
  2. Е.Ф. Международные экономические отношения. —М., 1996.
  3. Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. Учеб. пособие для студентов. —М., 1993.
  4. .Г. Китай и внешний мир. — М., 1990.
  5. Бо Ибо. Налаживать осуществление реформ и политики открытости в специальных экономических зонах. //Информ. материалы. Сер.: Экспресс информация. /РАН Ин-т Дал. Востока. — М., —1992. Вып. 6. — с. 3−16.
  6. А.И. Зарубежные китайцы активные партнеры КНР. //Китайская традиционная культура и проблема модернизации. — М., — 1994. ч. 1. — с. 152−156.
  7. В.Б., Ливанцев H.H. Международные экономические отношения. — М., 1997. —с. 93,107.
  8. Ван Гуаншэн. Иностранный капитал в экономике КНР. /Проблема теории и практики управления. — М., —1997.—№ 3. — с. 31−33.
  9. Л.Н. Вопросы формирования свободных экономических зон. //Экономист. —1993. —№ 9. — с. 50−54.
  10. Ю.Васильев Л. Н. Свободные экономические зоны: от эйфории к продуктивной работе //Российский экономический журнал. —1992. —№ 11−12. — с. 46−51.
  11. П.Васильева Л. Н. Свободные зоны: как им развиваться? //Экономика и жизнь. — 1992. —№ 39.
  12. С.Н. Хозяйственно-юридический механизм специальных экономических зон КНР. //Государство и право. — М., — 1992. — № 3. — с. 118−129.
  13. Ду Синхуа. Иностранный капитал в КНР. //Вестник Моск. ун-та. Сер.: Экономика,—М., —1993. —№ 3. —с. 55−60.
  14. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. — М., 1988.
  15. Дэн Хунсюнь. Продолжать формирование особого экономического района острова Хайнань с учетом реальностей. //Информ. материалы. Сер.: Экспресс информация. /РАН Ин-т Дал. Востока. — М., —1993. — Вып. 3. — с. 47−56.
  16. И. Специальные экономические зоны в Китае. //Профсоюзы и экономика. — М., —1993. —№ 6. — с. 144−147.
  17. .И. Свободная экономическая зона: опыт проблемы создания и развития.—М., 1993.
  18. Дж. Инвестиционный бум в Китае. //Экспресс информация /РАН Ин-т Дал. Востока. — М., —1995. — № 1. — с. 21−29.
  19. В. Китайская политика открытой экономики. //Российский экономический журнал. —1993. —№ 5. с. —105−112.
  20. КНР: законодательные акты. —М., 1989. — с. 287.
  21. Е. Китайский опыт развития зон свободного предпринимательства. //Хозяйство и право. —1991. — № 1. — с. 124−131.
  22. Лао Баотай. О развитии специальных экономических зон в Китае. //Информ. материалы. Сер.: Экспресс информация. /РАН Ин-т Дал. востока. — *л&bdquo- — 1992. —Вып. 11. —с. 16−24.
  23. А.И. Особенности экономики зоны свободного предпринимательства. — М., 1990.
  24. Л. М. Носкова И.Я. Международные экономические отношения.1. М., 1995.
  25. С.А. Иностранный капитал в экономике КНР. —М., 1990.
  26. С.А. Опыт КНР и создании специальных экономических зон. //Информ. бюл. /РАН Ин-т Дал. Востока. — М., —1993. —№ 7. —с. 80−87.
  27. B.C. Открытие Китая внешнему миру: политика, теория, стратегия.1. М., 1996.
  28. П.М. Бум иностранных инвестиций в Китае: причины и последствия. //Китайская традиция культура и проблемы модернизации. — М., — 1994. — ч. 1, —с. 50−54.
  29. П.М. Иностранные инвестиции в Китае: новейшие тенденции. //Финансовый бизнес. — М., —1994. — № 7. — с. 24−29.
  30. П.М. Формирование открытой экономики в Китае: региональные проблемы. //Мировая экономика и международные отношения. — М., — 1994.—№ 3, —с.96−104.
  31. П.М. Привлечение иностранного капитала в акционерной форме: опыт КНР. //Проблемы Дальнего Востока. —1997. —№ 1. — с. 49−59.
  32. JI.B. Инвестиционный фактор рыночных преобразований в КНР. //Российский экономический журнал. —1993. —№ 6. — с. 78.
  33. JI.B. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР.1. М., 1996.
  34. В.Я. Иностранный предпринимательский капитал в Китае: динамика, географическое распределение, правовое регулирование. //Информ. бюл. /РАН Ин-т Дал. Востока. — М., —1995. — № 12. — с. 144−168.
  35. В.Я. Специальные экономические зоны КНР: некоторые итоги и проблемы развития. //Информ. бюл. /РАН Ин-т Дал. Востока. — М., — 1995. —№ 11. —с. 59−69.
  36. Правовые аспекты модернизации в КНР. —М., 1990.4 7. Рыбалки на В. Е. Международные экономические отношения. — М., 1997.
  37. E.H. СЭЗ в современных региональных процессах в Китае и России. — М., 1994.
  38. Г. В. Развитие свободных экономических зон и оффшорных зон. //Российский экономический журнал. —1995. —№ 11. — 34−44.
  39. . Н. Белова, Г. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики. — М., 1993.
  40. Сюй Цзыцэ. Свободные экономические зоны Китая. —Новосибирск, 1993.
  41. И.В. Концепции «открытой экономики». —М., 1991.
  42. Р.И. Международное экономическое отношение. —М., 1991. — т. 1, —с.21−35.
  43. Хуан Вэйсюн. Развитие акционерных предприятий и рынка акций в Шэньчжэне. //Информ. материалы. Сер.: Экспресс информация. /РАН Ин-т Дал. Востока. — М., —1992,—Вып. 6.—ч. 2. с. — 55−63.
  44. Г. С. Аносова Л.А. Сямэнь: особая экономическая зона КНР: становление, развитие, управление. — М., 1995.1. Периодические издания:
  45. Вестник Моск. ун-та. Сер.: Экономика57. Вопросы экономики58. Государство и право
  46. Иностранные инвестиции и международное сотрудничество
  47. Информ. бюл. /РАН Ин-т Дал. Востока
  48. Информ. материалы. Сер.: Экспресс информация. /РАН Ин-т Дал. Востока
  49. Китай. Ежегодник посольства КНР в РФ. /Чжунго/
  50. Китай: факты и цифры./Чжунго: шиши юй шуцзы/
  51. Мировая экономика и международные отношения65. Проблемы Дальнего Востока66. Профсоюзы и экономика
  52. Российский экономический журнал68. Финансовый бизнес1. На китайском языке:
  53. Внешняя торговля СЭЗ Сямэнь. — Сямэнь, 1995.73 .Город Шаньтоу в свободной зоне провинции Гуадун. Справочник для инвесторов и туристов. —Пекин, 1986.
  54. Линь Лин, Лю Шицин. Подход взлёта экономики Юго-восточного приморского района Китая. —Пекин, 1998. — с. 1−84.
  55. Люй сюань. Свободная экономическая зона Китая: экономические и правовые аспекты деятельности. — Пекин, 1989.
  56. Лю Гогуан. Стратегия развития экономики СЭЗ Шэньчжэнь в 90-е годы. — Пекин., 1993.
  57. Лю Цзуньсю. Китайские ученые о СЭЗ Шэньчжэнь. — Шэньчжэнь, 1991.
  58. Настоящее и будущее китайских СЭЗ. — Пекин, 1995. — с. 38.
  59. Основные положения КНР о прямых иностранных инвестициях. — Пекин, 1988.
  60. Пэн Нэйтянь. Операция по поручительной переработке и сборке. — Пекин, 1989.
  61. Свободные экономические зоны Китая и районы технике экономического развития по побережью. Ежегодник.—Пекин, 1991.
  62. Способы регулирования инвестиций госсектора в частный сектор. — Тайвань, 1997.
  63. Сун Тао. Теория и практика современных внешнеэкономических связей КНР. —Пекин, 1989, — с. 7.
  64. Жу. Свободные экономические зоны Китая: теория и практика. — Пекин, 1988.
  65. У Дакунь. Стратегия экономического развития приморских районов Китая. — Пекин, 1988.
  66. У Чжэнькуй. Общий обзор о открытости Китая внешнему миру. — Пекин, 1993.
  67. Управление предприятиями с участием иностранных инвестиций. — Пекин, 1988.
  68. Хайнань первая крупная СЭЗ Китая. Сб. ст. Сост. Чэнь Сяосин. — Сиань, —1988.
  69. Хо Чжэныщнь. Открытая политика Китая. —Пекин, 1990.
  70. Цзинь Дунчао. Исследование стратегии экономического развития открытых приморских районов КНР в 90-е годы. —Пекин, 1993.
  71. Чэн Сюшэн. Путь открытых районов. —Пекин, 1994. 93 .Чэнь Вэньцань. Изучение китайских СЭЗ. — Шанхай, 1996.
  72. Энциклопедия по строительству рыночной экономики в Китае. — Пекин, 1997.1. Периодические издания:
  73. Вечерняя газета СЭЗ Шаньтоу. /Шаньтоу тэцюй ваньбао/
  74. Ежегодник «Китайская экономика». /Чжунго цзинцзи няньцзянь/
  75. Ежегодник Шаньтоу. /Шаньтоу няньцзянь/98.Жэньминь жибао
  76. Информационный бюллетень. /Цанькао сяоси/100. Миньбао юекань
  77. Рынок Гонконга /Сянган шичан/
  78. Торговля приморья. /Яньхай маои/ ЮЗ. Фуцзянь луньтань
  79. Ю4.Хунци цзачжи 105. Чжунго ицу бао 1 Об. Шэньчжэнь тэцюй бао
  80. Экономика Азиатско-Тихоокеанского региона. /Ятай цзинцзи/
  81. Экономика Гонконга и Аомыни. /Ганъао цзинцзи/
  82. Экономика провинции Фуцзянь. /Фуцзянь цзинцзи/ ПО. Экономика СЭЗ. /Тэцюй цзинцзи/111 .Экономика СЭЗ и открытых городов. /Тэцюй юй кайфан чэнши цзинцзи/ И2. Экономика юга. /Наньфан цзинцзи/
Заполнить форму текущей работой