Актуальность темы
исследования. В настоящее время одной из ключевых проблем, стоящих перед современным российским обществом в контексте модернизации российской экономики и повышения конкурентоспособности страны и регионов, является оптимизация взаимоотношений между властью и бизнесом. Развитие разнообразных форм взаимодействия органов власти и бизнес-структур становится одним из важнейших условий формирования эффективной региональной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной привлекательности как страны в целом, так и отдельных ее субъектов.
Необходимость развития форм взаимодействия государства и бизнеса определяется масштабом поставленных стратегических целей на федеральном уровне — это необходимость модернизации российской экономики через качественный структурный прорыв от сырьевой экономики к экономике инновационной. Подобные комплексные преобразования возможны только при формировании стабильной и эффективной системы взаимодействия между действующими субъектами региональной экономики.
Действенные механизмы выстраивания оптимальных отношений органов власти и бизнес-структур были заимствованы из мирового опыта, но не получили широкого использования в российских условиях. Необходимо выявить факторы и причины, тормозящие их развитие в отдельных регионах Российской Федерации.
Существующие подходы к расчетам эффективности совместных проектов требуют доработки с учетом качественной и количественной оценки представителей бизнеса и органов региональной власти проблем, проявляющихся при осуществлении их партнерской деятельности. Грамотное и оптимальное распределение рисков и ответственности между действующими субъектами, решение вопросов перераспределения прав собственности, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов в рамках, например, государственно-частного партнерства (ГЧП), четкое представление о финансовых источниках, а также законодательно проработанные институционально-экономические основы взаимодействия власти и бизнеса являются необходимыми условиями для совершенствования механизма совместной их деятельности.
Все вышеперечисленное определяет значимость и актуальность целого ряда теоретических и методических вопросов, связанных с темой представленного диссертационного исследования. Степень разработанности проблемы.
Многие аспекты взаимодействия власти и бизнеса в последнее время являются предметом многочисленных научных дискуссий и публикаций.
Весомый вклад в развитие теории и методологии взаимодействия власти и бизнеса внесли Ф. Бастиа, Р. Барроу, Дж. Гэлбрейт, Дж. Кейнс, К. Маркс, А. Маршалл, Дж.С. Милль, Н. В. Мотрошилова, В. Ойкен, В. Петти, В. М. Полтерович, И. Т. Посошков, А. Д. Радыгин, А. Смит, Ж. Сэй, И. П. Фаминский, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, М. М. Эльянов, Л. Эр-хард,.
A.Ю.Юданов и др.
Проблемы взаимодействия представителей власти и бизнес-структур рассматриваются в работах Р. А. Абрамова, В. Э. Бойкова, Ш. М. Валитова,.
B.Н.Виноградова, Н. Ю. Власова, С. В. Вобленко, И. С. Глебовой,.
C.Д.Дансаранова, С. В. Киселева, Б. Д. Колосова, Ю. Ю. Комлева, М. Н. Максимовой, С. В. Мокичева, С. П. Перегудова, М. П. Посталюка, Я. П. Силина, Г. А. Сульдиной, В. Ф. Уколова, Ф. И. Шамхалова, А. Н. Шохина, О. В. Эрлиха и других исследователей.
Особенности государственно-частного партнерства как феномена и как понятия рассматриваются О. С. Белокрыловой, И. Ю. Беляевой,.
B.Г.Варнавским, Л. И. Ефимовой, В. А. Михеевым, Т. А. Санниковой, Б. В. Столяровой.
Важные политико-правовые аспекты государственно-частного партнерства в России нашли свое освещение в работах М. В. Вилисова,.
C.С.Сулакшина, Е. А. Хрусталевой, В. И. Якунина.
Вопросы формирования и функционирования государственно-частного партнерства представлены в работах зарубежных исследователей, среди которых выделяются авторы Э. Аткинсон, Дж. Бреннан, Д. Делмон, М. Портер, А. Томпсон, М. Фридмен, Д. Хенсон.
Вопросы социального партнерства власти и бизнеса отражены в научных трудах Я. В. Абрамова, Ф. А. Брокгау, И. А. Ефрона,.
A.М.Васильчикова, С. Б. Веселовского, А. Д. Градовского, А. Н. Куломзина,.
B.И.Маслова, П. Н. Милюкова, А. А. Мошкина, И. Х. Озерова, Н. Д. Чечулина, Б. Н. Чичерина, Л. Н. Яснопольского.
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых показал, что необходим комплексный, системный анализ противоречий и проблем, связанных с развитием форм взаимодействия власти и бизнеса в российских регионах, что послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования.
Целыо диссертации является исследование форм и механизмов взаимодействия органов власти и бизнес-структур в регионах России, разработка методических положений и практических рекомендаций по их совершенствованию в условиях модернизации экономики территорий.
Для достижения цели предполагается решение следующих основных задач:
— раскрыть содержание процесса взаимодействия региональной власти и бизнес-структурсистематизировать соотношение форм и механизмов взаимодействия власти и предпринимательских структур и предложить их классификациювыявить причины и последствия противоречий интересов, возникающих между органами власти и бизнес-структурами, в процессе реализации их совместных проектовпровести анализ институциональных условий ведения бизнеса в регионах ПФО на основе разработанных эконометрических моделей;
— оценить эффективность реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в регионах РФ по выдвинутым параметрам;
— разработать алгоритм согласования интересов участников ГЧП, включающий этап оценки эффективности региональных проектов государственно-частного партнерства;
— проанализировать тенденции развития социальной ответственности бизнеса в регионах России и выявить причины, тормозящие проявление интереса со стороны бизнес-структур к использованию социально ответственного поведения в своей практике;
— составить рейтинг ведущих российских компаний, осуществляющих социальную ответственную деятельность с помощью метода ранжирования;
— предложить направления совершенствования процесса взаимодействия органов региональной власти и бизнес-структур с учетом специфики региона.
Объектом исследования выступают механизмы и формы взаимодействия органов региональной власти и бизнес-структур в регионах Российской Федерации.
Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и реализации механизмов и форм взаимодействия органов региональной власти и бизнес-структур в регионах России.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили методы комплексного анализа, классификации, структуризации форм и механизмов взаимодействия, компаративного анализа, методы экономико-математического моделирования, метод ранжирования, а также научные труды отечественных и зарубежных ученых по общетеоретическим проблемам взаимодействия власти и бизнеса в современных условиях.
Эмпирической базой исследования послужили материалы органов государственной статистики Российской Федерации и Республики Татарстан, данные Министерства экономического развития РФ, материалы нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан, данные научно-технических организаций, производственных структур, отечественных и зарубежных исследований, а также результаты исследований, проведенных автором.
Содержание диссертационного исследования соответствует паспорту специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):
3.17. Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионовоценка их эффективности.
3.19. Разработка методологии анализа и методики оценки функционирования корпоративных структур, малого и среднего бизнеса, предприятий общественного сектора и некоммерческих организаций в регионах и муниципалитетах. Проблемы рационального использования региональных материальных и нематериальных активов — природных ресурсов, материально-технической базы, человеческого капитала и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании ряда теоретико-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия органов региональной власти и бизнес-структур с учетом специфики региона.
К основным результатам, определяющим научную новизну, относятся следующие:
— раскрыто содержание процесса взаимодействия региональной власти и бизнес-структур как взаимовыгодной интеграции региональной власти и хозяйствующих субъектов, направленной на установление их функций и ролей, базирующихся на согласовании экономических интересов сторон, что позволяет рассматривать систему складывающихся отношений действующих субъектов в качестве основополагающего условия эффективного функционирования экономики территорий;
— определены противоречия интересов региональной власти и бизнес-структур при реализации форм их взаимодействия, характерные для модернизируемых региональных экономических систем (с одной стороны заинтересованность властных структур в переложении социальных функций на бизнес, увеличении поступлений в бюджет, с другой стороны, заинтересованность предпринимательских структур в минимизации вмешательства власти в их деятельность, уменьшении налогового бремени, устранении административных барьеров), проявляющихся в деформации основных принципов взаимодействия органов управленческих и хозяйствующих субъектов (персонификация отношений, невыполнение обязательств сторон, проявление теневых взаимодействий, коррупция, слабая консолидация), устранение которых позволит оптимизировать процесс взаимодействия власти и бизнес-структур;
— определено и систематизировано соотношение форм и механизмов взаимодействия властных и предпринимательских структур, существующих в современной практике, и дана их классификация с учетом качества и срочности их взаимодействия, общественно-значимого эффекта, организационных форм применения и механизмов их реализации по мере участия действующих субъектов в процессе реализации совместных региональных проектов;
— разработаны эконометрические модели для регионов Приволжского федерального округа, отражающие направление и силу связи между факторами региональной среды (государственная поддержка, ресурсы, развитость инфраструктуры, стоимость услуг, барьеры для ведения бизнеса) и количеством субъектов малого и среднего предпринимательства, позволяющие разработать рекомендации по модернизации условий деятельности и функционирования бизнесструктур в регионах ПФО;
— разработан алгоритм, позволяющий согласовывать интересы участников государственно-частного партнерства и оценивать эффективность региональных проектов через качественный и количественный анализ для обеспечения эффективного их отбора при принятии управленческих решений на региональном уровне с использованием предлагаемых параметров оценки эффективности ГЧП-проектов: информационная база проекта, форма его финансирования, характеристика осуществления проекта, технико-экономическое его обоснование, выгоды для государственных и бизнес-структур, социально-экономическая и финансовая оценка проекта;
— выделены тенденции развития социальной ответственности бизнеса как вынужденной формы его поведения для устойчивого развития территорий и определены критерии оценки процесса реализации социально ответственной деятельности бизнес-структур по двум блокам: критерии оценки осуществления мероприятий социальной ответственности на основе нефинансовой отчетности и критерии оценки качества ее составления.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что в диссертационной работе на основе выявленных противоречий взаимодействия власти и бизнеса определены возможности совершенствования форм и механизмов их сотрудничества, что является необходимым условием модернизации региональной экономики.
Содержащиеся в работе выводы и практические рекомендации могут быть использованы в деятельности Администрации глав субъектов РФ, Аппарата полномочного представителя президента РФ в федеральных округах, а также в преподавании таких дисциплин, как «Стратегическое управление», «Муниципальное управление», «Региональная экономика и управление» и «Теория и практика взаимодействия власти и бизнеса».
Апробация результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования были доложены, обсуждены и получили одобрение на международных, региональных, межвузовских научных и научно-практических конференциях, в том числе на Ш-ей Международной молодежной научной конференции «Креативная экономика и инновационные процессы (вопросы модернизации, развития и управления)» (Самара, 2011), Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Наука, технологии и коммуникации в современном обществе» (Набережные Челны, 2011), 1-ой международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие социально-экономических систем: вопросы теории и практики» (Казань,.
2011), VII Международной научно-практической Интернет-конференции «Альянс наук: ученый — ученому» (Москва, 2012), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики» (Москва,.
2012), Международной научно-практической конференции «Проблемы модернизации и посткризисное развитие современного общества» (Саратов, 2012), Международной научно-практической конференции «Современные вопросы науки и образования — XXI век» (Тамбов, 2012).
Отдельные результаты проведенного исследования используются в учебном процессе Казанского (Приволжского) федерального университета, внедрены в практику деятельности автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани», ОАО «Холдинговая компания «Татнефтепродукт», Федерального государственного унитарного предприятия.
ЦНИИгеолнеруд", что подтверждается справками о внедрении.
Теоретические и практические результаты исследования автора нашли отражение в коллективной монографии и 11 опубликованных статьях, общим объемом 8,13 п.л., в том числе статья «Современные формы взаимодействия власти и бизнеса в регионе» в журнале «Казанская наука», статья «Анализ институциональных условий ведения бизнеса в регионах Приволжского федерального округа» в журнале «Экономические науки» и «Оценка эффективности проектов ГЧП как механизма взаимодействия власти и бизнеса в регионе» в журнале «Современные проблемы науки и образования», включенных в перечень периодических изданий ВАК Российской Федерации.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Структура и логика работы согласуются с предметом и целью исследования, что отражено в содержании диссертации.
— выводы и предложения (дается общая оценка экономической целесообразности и перспектив внедрения проекта).
Мероприятия по информационному сопровождению проекта государственно-частного партнерства представлены на рисунке 3.2.
Рис. 3.2. Мероприятия по информационному сопровождению проекта государственночастного партнерства.
На стадии запуска проекта:
1. Создание своеобразного Делового центра проекта — места для проведения рабочих встреч, совещаний, переговоров, брифингов, пресс-конференций, Интернет-конференций и т. д.
2. Создание «фирменного» стиля проекта: товарный знак, логотип, фирменный блок (товарный знак, объединенный в композицию с логотипом, а также поясняющие надписи: страна, почтовый адрес, адрес сайта телефон, факс), фирменный цвет, набор шрифтов фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций и т. д.).
3. Создание специализированного Интернет-сайта проекта как важнейшего средства информации и брендинга. Чрезвычайно важно обеспечить наполнение сайта достоверной, подробной, актуальной информацией, наладить процесс постоянного обновления материалов, обеспечить обратную связь с посетителями сайта.
4. Разработка и изготовление фирменной атрибутики ГЧП-проектанапример, флаг, эмблема, плакаты, настольные флажки, постеры и т. д.
5. Разработка и изготовление визитных карточек, фирменных канцелярских принадлежностей (ручки, папки, фолдеры, визитницы, блокноты, ежедневники, планинги, органайзеры, куб-блоки и т. д.).
6. Разработка и изготовление фирменных сувениров.
7. Издание газеты, бюллетеня для журналистов (1−2 раза в месяц).
8. Организация издания ежеквартального журнала, посвященного вопросам разработки и реализации проекта (карты, схемы, экономические обзоры, статинформация, дискуссии, статьи о компаниях и персонах, принимающих участие в реализации программы, тендеры, объявления о рабочих местах и т. д.). Организация масштабной рассылки журнала.
9. Организация цикла семинаров, «круглых столов» по различным проблемам, связанным с реализацией ГЧП-проекта для привлечения его потенциальных участников.
10. Организация специальных мероприятий для инвесторов и спонсоров. К ним относятся: презентации проекта, инвестиционные семинары, торжественные приемы, специализированные выставки, конференции с приглашением и выступлениями известных специалистов в области региональной экономики, экономики транспорта, нефтегазодобычи и переработки и т. д. Возможна организация для инвесторов ознакомительного тура по территориям, участвующим в реализации проекта. Позитивным вкладом в имидж партнерского проекта могут стать благотворительные аукционы, например, для формирования фонда выплаты стипендий студентам — будущим специалистам, желающим участвовать в реализации программы.
11. Специальные мероприятия для населения (презентации проекта, конкурсы, ярмарки вакансий, спортивные мероприятия и т. д.). Например, можно организовать широкомасштабный конкурс идей по проекту с разными номинациями. Для начала — конкурс по разработке фирменной символики и деловой атрибутики проекта государственно-частного партнерства.
12. Специальные мероприятия для СМИ: рассылка пресс-релизов, пресс-конференции, брифинги. Презентации проекта ГЧП для СМИ с вручением специальных подборок материалов (Папки для прессы с материалами по истории территорий, участвующих в проекте, истории разработки самой программы, с актуальной текущей информацией, статистикой, имиджевыми материалами, слайдами, деловыми сувенирами с фирменной символикой и т. д.).
На стадии реализации проекта государственно-частного партнерства:
1. Разработка и реализация рекламно-информационной кампании:
— специальные телепрограммы;
— телевизионные блиц-ролики (5−15 сек.) и фильмы-ролики (30−60 сек.);
— наружная реклама: информационно-рекламные ролики на мультивидео-экранах на улицах, плакаты на брандмауэрах, щиты, световые установки, компьютеризированные панно и т. д.;
— информационные и рекламные материалы в газетах и журналах (циклы статей, обзоры, статистическая информация, мониторинга, интервью и т. д.);
— реклама на транспорте.
2. Специальные мероприятия для инвесторов и спонсоров (отчетные конференции, «круглые столы», торжественные приемы по поводу завершения определенного этапа проекта и т. д.).
3. Специальные мероприятия для населения, привлекаемого для участия в программе (ярмарки вакансийлотереипродажа жилищных сертификатов для квалифицированных специалистов и рабочих, с условием участия в программепредоставление ипотечных кредитов на жилье с частичным погашением сумм за работу по программе и т. д.).
4. Выездные информационно-рекрутинговые мероприятия для привлечения будущих специалистов (информация студентов о будущих вакансиях, заключение договоров «о намерениях» с возможной выплатой специальных стипендий).
5. Организация благотворительных акций (с широким освещением в СМИ).
6. Специальные мероприятия для СМИ: рассылка пресс-релизов, пресс-конференции, брифинги. Спутниковая пресс-конференция в прямом телеи/или радиоэфире. Видео-пресс-релизы для СМИ с информацией о ходе реализации программы.
7. Специальные мероприятия для населения территории освоения, для рабочих и специалистов, участвующих непосредственно в реализации программы. Например, «Северная стрела» — первый поезд, идущий по новой магистрали, в котором агитбригада, концертная бригада, больница на колесах, бесплатные услуги и т. д.
Необходимо отметить, что реально Программа информационного сопровождения существенно зависит от выделенного бюджета. В случае его ограниченности необходимо планировать мероприятия по степени их важности, исходя из первоочередных задач.
Особый упор при разработке Программы информационного сопровождения проекта государственно-частного партнерства следует сделать на использовании достаточно «агрессивной», наступательной стратегии, которая, с одной стороны, предполагает активные действия по формированию позитивного имиджа программыс другой стороныдейственную профилактику нежелательных изменений общественного общественного мнения, отношения к проекту.
В этих целях необходимо регулярно производить мониторинг общественного мнения и коррекцию информационно-имиджевых мероприятий в зависимости от его результатов. Кроме того, следует разработать действенный механизм противодействия нежелательным публикациям, акциям, различного рода выступлениям, так или иначе наносящим урон имиджу и репутации проекта, задействованных в ней территорий, организаций или персоналий, т. е. сформировать своеобразный «имиджевый иммунитет». Важная роль в этом отводится регулярному диалогу между ключевыми фигурами проекта и ведущими журналистами, поскольку и те и другие заинтересованы в предельно четком освещении реалий ГЧП и его позитивном имидже.
ГЧП — проект имеет четкую пространственную локализацию, поэтому имидж программы можно и нужно формировать во взаимодействии и взаимосвязи с имиджем и репутацией территорий, задействованных в проекте. Теоретико-методологические основы формирования имиджа и репутации территорий, рекомендации по организации процесса брендинга мест, реализации их конкурентных преимуществ предлагаются в работах западных и российских исследователей.
Конкурентные преимущества территорий, базирующиеся на их особенностях и ресурсах, существенно возрастают в процессе планомерной работы по построению их имиджа и репутации. Особенности и ресурсы территорий, принимающих участие в проекте государственночастного партнерства, во многом определяют содержание программы, ее возможности, механизмы реализации и результаты.
Информационное сопровождение партнерства власти и бизнеса при реализации социально-значимых проектов «работает» на имидж и репутацию не только территорий, но и различных структур, задействованных в его реализации в качестве организаторов, инвесторов, производителей, спонсоров или в другом качестве. Уже сам факт участия организации, компании, бизнес-структуры в программе, правильно интерпретированный и квалифицированно представленный в средствах массовой информации, добавляет позитива в образ компании, привлекает к ней внимание.
Информационное сопровождение партнерства власти и бизнеса при реализации социально-значимых проектов в регионе может также оказать очень большое влияние на имидж политических деятелей, руководителей территорий, разработчиков программы, представителей бизнеса, инвесторов и других персон, так или иначе принимающих участие в проекте. Более того, Программа информационного сопровождения проекта будет играть важную роль в получении положительной общественной оценки их личностных и деловых качеств, формировании их персональной репутации, доверия к ним, что чрезвычайно актуально на современном этапе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Осмысливая теоретические и практические подходы к анализу процесса взаимодействия региональной власти и бизнеса сделан вывод, что этот процесс многоуровневый (федеральный, региональный, муниципальный), многоаспектный (коммуникационный, традиционный, либеральный) и многофункциональный (межсекторный, межотраслевой). В условиях отсутствия общепринятого определения понятия мы исходим из того, что процесс взаимодействия региональной власти и бизнес-структур следует рассматривать как процесс интеграции региональной власти и хозяйствующих субъектов, направленный на:
— создание условий, способствующих удовлетворению актуальных и перспективных потребностей экономики территорий;
— принятие и реализацию эффективных решений по модернизации экономики территорий;
— достижение целей отдельных хозяйствующих подсистем, базирующихся на согласовании экономических интересов сторон.
На основании вышеизложенного, было раскрыто содержание процесса взаимодействия региональной власти и бизнес-структур как взаимовыгодной интеграции региональной власти и хозяйствующих субъектов, направленной на установление их функций и ролей, базирующихся на согласовании экономических интересов сторон, что позволяет рассматривать систему складывающихся отношений действующих субъектов в качестве основополагающего условия эффективного функционирования экономики территорий.
В результате проведенного исследования определены основные проблемы взаимодействия власти и бизнеса на современном этапе:
— низкий уровень доверия между основными субъектами взаимодействия;
— стремление бизнес-структур к индивидуальному взаимодействию с властью, что автоматически ведет к отказу от консолидации интересов с бизнес-сообществом в целом;
— отсутствие четко сформулированной и представленной стратегии власти в процессе выстраивания отношений с предпринимательскими структурами;
— несовершенство законодательной базы, регулирующей совместную партнерскую деятельность власти и бизнеса (тендерное законодательство, концессионное законодательство), а также полное отсутствие законодательного регулирования лоббизма, что способствует развитию теневых структур;
— наличие механизмов перераспределения ресурсов, определяющие суть административного рынка, сохранившиеся из советской экономики, усложняющих процесс выстраивания прозрачных, органичных отношений между властью и бизнесом.
Проведенный в диссертационной работе анализ целей и интересов региональной власти и бизнес-структур позволил определить их основные противоречия. Власть заинтересована в переложении социальных функций на бизнес, а также в увеличении поступлений в бюджет, в усилении рычагов давления на бизнес. Бизнес же, наоборот, заинтересован в минимизации вмешательства власти в свою деятельность, в уменьшении налогового бремени и административных преград на пути развития своей деятельности. Бизнес с неохотой берет на себя дополнительную социальную нагрузку, так как это отражается на себестоимости продукции и снижении конкурентоспособности предприятий, и в тоже время не имеет достойного резонанса в обществе для повышения репутации фирмы и улучшения её имиджа.
Выявленные противоречия проявляются в деформации основных принципов взаимодействия органов региональной власти и бизнес-структур, которые объясняют реальные причины недейственности существующего механизма взаимодействия управленческих и хозяйствующих субъектов на современном этапе развития в России.
Преодоление проблем неэффективного сотрудничества властных и бизнес-структур, главным образом, зависит от ликвидации дефицита доверия и соблюдения декларируемых принципов и методов партнерства, смены стереотипов в отношениях, от повышения социальной и личной ответственности каждой стороны.
Результаты проведенного исследования позволили предложить процедуру согласования интересов действующих субъектов для каждой отдельной сферы их деятельности с предполагаемым положительным эффектом, включающую:
— совместную работу по повышению образовательного уровня предпринимателей;
— разработку и реализацию программ подготовки управленческих кадров для сферы малого бизнеса;
— проведение семинаров по вопросам налогообложения, кредитования, бухгалтерского учета, государственной поддержки малого бизнеса, вопросам землепользования и т. д.;
— совместную работу по реализации соглашений между администрацией региона и профсоюзами;
— заключение соглашений между отраслевыми министерствами и общественными объединениями предпринимателей;
— проведение процедуры общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В диссертационной работе был проведен анализ институциональных условий для ведения бизнеса в регионах Приволжского федерального округа — Нижегородской области, Республике Татарстан и Самарской области, а также даны рекомендации для улучшения условий функционирования и развития бизнеса для каждого выбранного субъекта ПФО. Так в Республике Татарстан следует обратить внимание на усиление государственной поддержки — увеличивать количество программ поддержки бизнес-структур, создавать условия для возникновения большего числа государственных и негосударственных организаций, оказывающих поддержку бизнесу, необходим контроль расходования средств бюджета субъекта федерации, выделяемых на поддержку бизнес-структур, для этого возможно внедрение критериев эффективности и продуктивности государственных программ поддержки. Одним из приоритетных направлений в области оптимизации условий для ведения бизнеса является улучшение инфраструктуры, возможно, через увеличение финансирования транспортной и логистической инфраструктуры, через внедрение института государственно-частного партнерства. В Нижегородской области необходимо изменять политику управления человеческими ресурсамиорганизовывать и вводить большее количество специализированных образовательных программ, государственных и негосударственных организаций, для которых это было бы сферой деятельности, тем самым снизив дефицит квалифицированных работников. Возможно увеличение количества программ выдачи кредитов субъектам малого и среднего бизнеса на льготных условиях и введение государственного кредитования. В Самарской области необходимо увеличить прозрачность расходования целевых средств, увеличивать количество негосударственных организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству, ужесточить контроль за реализацией проектов по срокам внедрения новых транспортно-логистических комплектов.
Данные рекомендации будут способствовать улучшению общих условий для ведения деятельности бизнес-структур и стимулировать активность и эффективность работы.
С целью обеспечения эффективного отбора ГЧП-проектов при принятии управленческих решений на региональном уровне предложен алгоритм, позволяющий согласовывать интересы участников государственно-частного партнерства и оценивать эффективность региональных проектов через качественный и количественный анализ. Отличительной особенностью предлагаемого алгоритма является включение качественного анализа в процесс оценки эффективности проектов ГЧП, который позволяет комплексно оценить все факторы, ресурсы, риски, условия партнерства и способствует повышению эффективности принимаемого управленческого решения на региональном уровне.
В диссертации выделены основные тенденции развития социальной ответственности бизнеса в России и проблемы, препятствующие практическому становлению концепции социально ответственного поведения в российских регионах:
— реализация принципов социально ответственного поведения распространяется лишь на крупные российские компании или в подразделениях международных компаний, отсутствие широкого распространения идеологии социально ответственного предпринимательства, невысокий уровень «гражданского самосознания»;
— вынужденный характер социальной активности компаний, навязанный внешним давлением (необходимость выполнения преобразований международных стандартов качества выпускаемых товаров и услуг, постепенный отход государства от финансирования социальных программ и перенос социальной ответственности на бизнес-структуры), преобладание мнения в обществе о социальных инвестициях как нежелательных расходах, негативно сказывающихся на финансовых результатах деятельности фирмы в силу сложности оценки их эффективности для самих компаний и для общества в целом;
— несовершенство законодательной и нормативной базы в данной сфере, невыполнение установленных социальных и налоговых обязательств, отсутствие четкого представления о целях и направлениях корпоративной социальной политики, процедурах выработки социальной политики и механизме ее реализации, что в свою очередь отражается на невысокой результативности осуществления социальных программ, преобладанию разовых и краткосрочных проектов;
— отсутствие понимание того, что социально ответственное поведение компаний является фактором устойчивого развития как бизнеса, так и общества в целом, которое отражается в недоверии общества к социально ответственному бизнесусуществовании недоверия бизнеса к общественным некоммерческим организациям как к посредникам между бизнесом и получателями средств, выделенных в рамках социально ответственной деятельности;
— отсутствие структурных подразделений и квалифицированных специалистов, ответственных за реализацию социальной политики, которое проявляется в отсутствии социальной отчетности на многих предприятиях или в низком качестве предоставляемой информации за исключением крупных международных и российских компаний.
В диссертационной работе доказано, что для решения перечисленных проблем необходимо:
— разработать программы развития и сформировать государственные приоритеты, в которых социальная ответственность бизнеса находила бы поддержкуинициировать создание структур с участием органов государственной и региональной власти, обобщающих, дорабатывающих и распространяющих передовой опыт управления социальной ответственности широкому кругу компанийввести подготовку квалифицированных кадров в области социальной ответственности в регионах России;
— создать благоприятные экономические условия для предприятий с высокой степенью социальной ответственности путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталомформировать модельные системы управления социальной ответственностью на государственных предприятиях;
— разработать и законодательно утвердить систему индикаторов, определяющих степень социальной ответственности корпораций, а также стандарты в области социальной ответственностисоздать открытую информационную систему по апробации и функционированию корпоративных социальных программ с целью выявления наиболее эффективныхподдерживать развитие фондов социально ответственного инвестирования;
— оказывать содействие распространению идей «устойчивого развития» регионов через систему образования и средства массовой информации;
— вести открытый диалог региональной власти с бизнесом по совместному решению актуальных проблем территорий, обращая особое внимание на механизмы взаимовыгодного государственно-частного партнерстваопределить совместно с участием представителей бизнес-сообщества конкретные сферы социальной деятельности частных фирм, которые приветствуются государством, с соответствующими формами их косвенного стимулирования.
В результате проведенного исследования можно констатировать, что в настоящее время из ключевых проблем, стоящих перед современным российским обществом в контексте модернизации российской экономики и повышения конкурентоспособности страны и регионов, является оптимизация взаимоотношений между властью и бизнесом.
Наиболее значимыми направлениями совершенствования форм и механизмов в процессе реализации управленческих отношений между органами региональной власти и бизнес-структурами с учетом специфики региона являются:
— создание единого государственного органа, координирующего действия между различными ведомствами для более эффективного развития форм взаимодействия органов власти и бизнес-структур. Данный координирующий орган должен стать эффективным посредником между взаимодействующими субъектами, единым экспертным центром для обеих сторон;
— выработка концепции взаимодействия власти и бизнеса, учитывающей как экономические интересы и потребности социально-экономической модернизации регионов, так и социокультурную составляющую;
— сокращение регулирующих функций органов власти, а именно передача регулирующих функций саморегулируемым организациям, оптимизация регулирующих функций государственных органов власти;
— повышение цивилизованности деятельности бизнес-структур, выражающегося в формировании этических отношений в предпринимательстве, сокращении теневого оборота и ненормативных отношений с органами власти, развитии корпоративных форм деятельности бизнес-структур;
— совершенствование деятельности органов государственной власти, включающее повышение ответственности органов власти перед гражданами и бизнес-сообществом, совершенствование форм воздействия органов власти на бизнес-сообщество;
— обеспечение информационного сопровождения партнерства власти и бизнеса при реализации социально-значимых проектов в регионе.
Движение в этих и других направлениях будет способствовать развитию эффективных форм и механизмов в процессе реализации управленческих отношений между органами региональной власти и бизнес-структурами в условиях модернизации экономики территорий.