Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Медико-организационные аспекты удовлетворенности взрослых пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реформирование и модернизация здравоохранения Российской Федерации, оптимизация управления и структуры отрасли, развитие медицинских технологий, повышение профессионального уровня работающих в здравоохранении специалистов имеют основной целью улучшение состояния здоровья населения, медико-демографической ситуации в стране. Однако не менее важной и значимой задачей этих мероприятий является… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПАЦИЕНТОВ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Современные представления о качестве медицинской помощи в условиях реформирования системы здравоохранения Российской Федерации
    • 1. 2. Анализ социологических и медико-организационных аспектов удовлетворённости населения оказанием медицинской помощи
  • Глава 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава 3. АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВО ВЗРОСЛЫХ ПОЛИКЛИНИКАХ
    • 3. 1. Анализ удовлетворённости оказанием медицинской помощи по данным опроса населения г. Иванова и Ивановской области
    • 3. 2. Анализ удовлетворённости оказанием медицинской помощи по данным опроса пациентов поликлиник г. Иванова и Ивановской области
    • 3. 3. Мнение работников здравоохранения г. Иванова и Ивановской области об удовлетворённости пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках
    • 3. 4. Отдельные аспекты удовлетворенности оказанием медицинской помощи по данным анализа жалоб и благодарностей пациентов городских поликлиник
  • Глава 4. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ПО ДАННЫМ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЯ ВРАЧЕЙ, ПАЦИЕНТОВ И НАСЕЛЕНИЯ
    • 4. 1. Сопоставительный анализ удовлетворённости оказанием медицинской помощи по данным опроса пациентов и врачей
    • 4. 2. Сопоставительный анализ удовлетворённости населения и пациентов оказанием медицинской помощи
  • Глава 5. МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПАЦИЕНТОВ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
    • 5. 1. Обоснование организационных мероприятий, направленных на повышение удовлетворённости пациентов оказанием медицинской помощи
    • 5. 2. Обоснование метода прогнозирования удовлетворённости пациентов оказанием медицинской помощи

Медико-организационные аспекты удовлетворенности взрослых пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность научного исследования.

Реформирование и модернизация здравоохранения Российской Федерации, оптимизация управления и структуры отрасли, развитие медицинских технологий, повышение профессионального уровня работающих в здравоохранении специалистов имеют основной целью улучшение состояния здоровья населения, медико-демографической ситуации в стране. Однако не менее важной и значимой задачей этих мероприятий является повышение качества жизни людей, к неотъемлемым компонентом которого многие специалисты относят удовлетворенность населения медицинской помощью (Сус-лин С. А., 2010; Bloom D. Е. et al., 2003, Hsiao С. J. et al., 2013).

В 2006 г. стартовал национальный проект «Здоровье», ориентированный на сохранение и укрепление здоровья населения, в том числе путем развития и реформирования системы первичной медико-санитарной помощи (повышение качества и доступности, усиление профилактической направленности). За эти годы в системе амбулаторно-поликлинической помощи произошли существенные изменения, выразившиеся в повышении материальной заинтересованности участковых врачей и медицинских сестер в своей работе, улучшении материально-технического оснащения, внедрении современных медицинских технологий лечения и обследования больных (Голикова Т. А., 2007; Андреева О. В., 2008, Плетинский В. И., 2006). В публикациях, посвященных вопросам реализации национального проекта «Здоровье» и эффективности мероприятий, осуществленных на первых этапах модернизации здравоохранения, особо подчеркивается, что удовлетворённость пациентов медицинской помощью определяет социальную эффективность деятельности медицинских учреждений и системы здравоохранения в целом (Лаврищева Г. А., Черниенко Е. И., 2011, Стародубов В. И., Хальфин Р. А., КакоринаЕ. П., 2005).

На формирование удовлетворенности пациентов медицинской помощью влияют многие факторы: квалификация и профессионализм медицинского персонала, межличностные взаимоотношения, условия оказания помощи, ее результат и т. д. Должно наблюдаться соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню развития медицинской науки и техники (Комаров Ю. М., 2008, 2009).

В настоящее время изучение состояния удовлетворенности населения оказанием медицинской помощи в поликлиниках представляется важным с позиций понимания тех аспектов, которые сохранили актуальность и значимость в формировании удовлетворенности после проведения комплекса мероприятий по модернизации системы здравоохранения. Однако комплексных исследований, позволяющих дать современную характеристику удовлетворенности взрослых пациентов поликлиник с учетом их различных структурно-функциональных подразделений и более дифференцированно разрабатывать медико-организационные мероприятия по ее повышению, не проводилось, что определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования — на основании изучения современного состояния удовлетворенности взрослых пациентов поликлиник медицинской помощью в зависимости от их структурно-функциональных подразделений разработать и внедрить комплекс медико-организационных мероприятий по ее повышению.

Задачи исследования.

1. Оценить состояние удовлетворенности городского и сельского взрослого населения (на примере Ивановской области) оказанием медицинской помощи в условиях поликлиник и установить факторы, влияющие на него.

2. Оценить состояние удовлетворенности взрослых пациентов поликлиник оказанием медицинской помощи в зависимости от их структурно-функциональных подразделений и установить основные поводы к формированию скрытой неудовлетворённости, сохраняющие значимость после проведения мероприятий по модернизации здравоохранения.

3. Изучить распространенность и структуру случаев явной удовлетворенности и неудовлетворенности взрослых пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках.

4. Разработать программу совершенствования оказания медицинской помощи в поликлиниках для повышения удовлетворенности взрослых пациентов с учетом ее различия в структурно-функциональных подразделениях поликлиник.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

— дана современная характеристика состояния удовлетворенности городского и сельского взрослого населения оказанием медицинской помощи в условиях поликлиник в период после проведения мероприятий в рамках национального проекта «Здоровье» и первых этапов модернизации здравоохранения;

— на основании сопоставительного анализа данных опроса пациентов и врачей поликлиник дана современная характеристика состояния удовлетворенности пациентов оказанием медицинской помощи в различных структурно-функциональных подразделениях поликлиник в период после проведения мероприятий в рамках национального проекта «Здоровье» и первых этапов модернизации здравоохранения, что позволило выявить позиции, сохранившие значимость для формирования скрытой неудовлетворенности в настоящее время;

— изучена современная распространенность и структура случаев явной удовлетворенности и неудовлетворенности взрослых пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках;

— научно обоснован, разработан и внедрен комплекс медико-организационных мероприятий по повышению удовлетворенности взрослых пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках в зависимости от структурно-функциональных подразделений с учетом установленных наиболее значимых для формирования скрытой и явной неудовлетворенности позиций.

Практическая значимость заключается в представлении в органы управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, непосредственно в медицинские организации предложений по повышению удовлетворенности пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования внедрены в практическую деятельность ОБУЗ «Городская клиническая больница № 3» г. Иванова и ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница имени Куваевых».

По данным исследования разработано рационализаторское предложение «Способ прогнозирования удовлетворённости пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках» (удостоверение № 2525 от 2 апреля 2013 г.).

Результаты исследования используются в педагогическом процессе на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья института последипломного образования ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России.

Материалы проводимого исследования были использованы при создании информационного письма «Медико-организационные аспекты удовлетворённости взрослых пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках» (утв. ГБОУ ВПО ИвГМА и Департаментом здравоохранения г. Иваново, 2013).

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на 91, 92 и 93-й ежегодных научно-практических конференциях студентов и молодых учёных ИвГМА «Неделя науки» (Иваново, 2011—2013) — 64-й студенческой научной конференции и 40-й конференции молодых учёных Смоленской медицинской академии (Смоленск, 2012), 15-й Юбилейной всероссийской медико-биологической конференции молодых исследователей «Фундаментальная наука и клиническая медицина — человек и его здоровье» (Санкт-Петербург, 2012)-Всероссийской научно-практической конференции «Общественное здоровье и здравоохранение 21 века: проблемы, пути решения, подготовка кадров» (Москва, 2012) — научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы эффективности управления здравоохранением» (Москва, 2012) — 7-й Международной Пироговской научной медицинской конференции студентов и молодых учёных (Москва, 2012) — Всеукраинской научно-практической конференции студентов и молодых учёных с международным участием «Современные аспекты медицины и фармации — 2013» (Украина, 2013).

Апробация работы состоялась 28 июня 2013 года на совместном заседании кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья ИПО, общественного здоровья и здравоохранения, медицинской информатики и истории медицины, гигиены с основами экологии человека и военной гигиены, экстремальной и военной медицины ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Состояние удовлетворённости взрослого городского и сельского населения оказанием медицинской помощи и факторы на него влияющие.

2. Сопоставительный анализ состояния удовлетворённости оказанием медицинской помощи во взрослых поликлиниках в зависимости от структурнофункциональных подразделений, современные поводы к формированию скрытой неудовлетворённости, сохраняющие значимость после проведения мероприятий в рамках национального проекта «Здоровье» и модернизации здравоохранения.

3. Распространенность и структура случаев явной неудовлетворённости и удовлетворённости пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках.

4. Комплекс медико-организационных мероприятий по повышению удовлетворённости пациентов оказанием медицинской помощи с учетом различных структурно-функциональных подразделений и позиций, сохраняющих значимость для формирования скрытой и явной неудовлетворенности в настоящее время.

Личное участие автора.

Автором самостоятельно проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме, разработана программа и выбраны адекватные методы исследования, разработана вся первичная документация, проведено анкетирование населения, пациентов и врачей поликлиник, выкопировка данных из медицинской документации, осуществлена статистическая обработка материала, разработаны способ прогнозирования, направления и содержание организационного эксперимента.

Публикации.

По результатам исследования опубликовано 16 научных работ, в том числе 4 — в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Объём и структура диссертации.

Диссертация изложена на 174 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы о материалах и методах исследования, 3 глав, посвященных результатам и их обсуждению, заключения, выводов и предложений для внедрения в практику.

Список литературы

включает 175 источников, в том числе 119 отечественных и 56 иностранных. Работа иллюстрирована 40 рисунками и 20 таблицами. Приложение содержит анкеты для населения, пациентов и врачей, акты внедрения, способ прогнозирования удовлетворённости пациентов, памятки.

ВЫВОДЫ.

Показано, что удовлетворённость оказанием медицинской помощи в группе населения находится на «среднем» уровне (Ку = 1,94 по трехбалльной шкале). В данной группе более половины респондентов (62,2%) не полностью удовлетворены оказанием медицинской помощи, около 18% — полностью и 12% — неудовлетворены. На уровень удовлетворённости в большей степени влияют: частота посещения поликлиники (уровень удовлетворённости снижается при уменьшении частоты посещения) и материальный доход (уровень удовлетворённости снижается с увеличением материального дохода).

Установлено, что общий уровень удовлетворённости оказанием медицинской помощи в группе пациентов (Ку = 2,59 по трехбалльной шкале) и врачей (Ку = 2,22) — «выше среднего». Большинство пациентов (56,8%) полностью удовлетворяет медицинское обслуживание в поликлиниках по месту жительства. Среди врачей преобладают те, кто считает, что их пациентов не полностью удовлетворяет оказание медицинской помощи в поликлиниках (59,1%). Врачи значительно более критично подходят к оценке уровня удовлетворённости пациентов медицинской помощью, чем сами пациенты.

Выявлено, что пациенты наиболее удовлетворены квалификацией медицинского персонала (43,5 на 100 опрошенных пациентов), результатами лечения (34,1 на 100 опрошенных) и условиями пребывания в поликлинике (23,2 на 100 опрошенных). В то же время сохраняют значимость для формирования скрытой неудовлетворенности работа регистратуры (очереди — 42 на 100 опрошенных, неуважительное отношение медицинских регистраторов — 17,3 на 100 опрошенных), работа диагностических подразделений (долгое ожидание обследований — 31 наЮОопрошенных), работа врачей-специалистов (неудобный график их работы — 24,9 на 100 опрошенных, низкая доступность врачей-специалистов — 19,2 на 100 опрошенных), отсутствие или неполная медицинская информация (9,1 на 100 опрошенных).

Установлено, что наиболее частыми причинами явной неудовлетворённости являлись: очереди и запись на приём к врачам-специалистам (25,0%), невнимательное, недоброжелательное отношение к пациентам (19,5%), неудовлетворённость исходом заболевания (10,0%), направление на госпитализацию (8,9%).

Разработанный и внедрённый комплекс медико-организационных мероприятий по повышению удовлетворённости пациентов медицинской помощью в условиях поликлиник с учетом наиболее значимых для формирования скрытой и явной неудовлетворенности позиций и структурно-функциональных подразделений позволил увеличить ее уровень на 7%, особенно выраженный в работе регистратуры (11,5%), участковых терапевтов (8,2%) и врачей-специалистов (7,6%).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Департаменту здравоохранения Ивановской области:

1.1. Оптимизировать работу централизованной компьютеризированной системы «электронная регистратура» для возможности записи на приём в поликлинику через интернет.

1.2. Оснащение поликлиник электронными терминалами записи на приём.

1.3. Осуществлять на программно-целевой основе организационные мероприятия, включающие разработку и внедрение нормативных актов, более чётко и подробно регламентирующих механизмы оценки и повышения удовлетворённости пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках.

Амбулаторно-поликлиническим учреждениям:

2.1. Внедрить в практику разработанный на основании данных исследования и апробированный в ходе эксперимента «Способ прогнозирования удовлетворённости пациентов оказанием медицинской помощи в поликлиниках».

2.2. Проводить регулярные круглые столы по вопросам этико-деонтологичесих основ общения медицинского персонала и пациентов.

2.3. Разработать и внедрить положения по оценке удовлетворённости пациентов оказанием медицинской помощи на основе анкет и методов, разработанных на основании данных исследования и апробированных в ходе эксперимента.

2.4. Организовать стенды с информацией о режиме и организации работы поликлиники, правами и обязанностями пациентов и основными мероприятиями, проводимыми в поликлинике для пациентов.

2.5. Внедрить в практику электронную базу данных по учёту обращений пациентов в администрацию поликлиники и органы государственной власти.

2.6. Проводить на регулярной основе анализ обращений пациентов в администрацию поликлиники и органы государственной власти.

Администрации ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России:

3.1. Разработать и внедрить программу по основам этико-деонтологи-ческого общения медицинского персонала с пациентами в рамках государственных образовательных стандартов подготовки специалистов на уровне интернатуры, ординатуры, профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей;

3.2. Разработать и внедрить экспресс-тесты для населения на основе анкет, разработанных в ходе данного исследования с целью мониторинга удовлетворённости оказанием медицинской помощи в поликлиниках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. Н. Удовлетворенность пациента как показатель качества медицинской помощи (по материалам социологического опроса) / Н. Н. Абашин // Пробл. социальной гигиены и история медицины. — 1998. — № 5. —С. 31—34.
  2. , О. В. Индикативное планирование как инструмент совершенствования государственного управления в сфере здравоохранения / О. В. Андреева // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. — 2008. — № 6. — С. 28—33.
  3. , Н. Л. Качество медицинского обслуживания в системе обязательного медицинского страхования как социологическая проблема / Н. Л. Антонова // Известия Уральского государственного университета.2007. — № 51. — С. 168—179.
  4. , Н. Г. Оценка удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием в стационаре медико-санитарной части / Н. Г. Астафьева, Н. В. Китавина // Главврач. — 2005. — № 5. — С. 57—61.
  5. , Е. А. Управление качеством медицинской помощи в период модернизации здравоохранения / Е. А. Ацель, А. В. Фомина // Современные исследования социальных проблем. — 2013. — № 1 (21).
  6. , Л. Т. Психологическое сопровождение пациентов с врожденными и приобретенными дефектами и деформациями челюстно-лицевой области : монография / Л. Т. Баранская, А. Г. Леонов, С. И. Блохина. — Екатеринбург: СВ-96, 2005. — 128 с.
  7. , А. Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации : рук-во для врачей / А. Н. Белова, О. Н. Щепетова. — М., 2002. — 440 с.
  8. , С. В. Проблемы формирования единой системы стандартизации в здравоохранении / С. В. Болл, Ю. Г. Голинский // Главврач. — 2006. — № 9. —С. 41—45.
  9. , Г. Р. Социологический опрос в организации оценки качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования / Г. Р. Булькина // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2010. — № 3. — С. 38—41.
  10. , С. Л. Анализ показателей результативности лечебно-диагностического процесса новым методом / С. Л. Вардосанидзе, И. Б. Шикина, Н. В. Мелешкина // Пробл. стандартизации в здравоохранении. — 2005. —№ 11. —С. 147.
  11. , С. Л. Современные подходы к управлению медицинской помощью на региональном уровне : учеб. пособие для вузов / С. Л. Вардосанидзе. — М., 2006. — 264 с.
  12. Вариант оценки качества медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения / В. Ю. Тегза и др. // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. — 2009. — № 3. — С. 54—56.
  13. , Ш. М. Управление качеством в здравоохранении и медицине / Ш. М. Вахитов, М. В. Блохина, А. В. Шулаев, Л. И. Гилазетдинова. — Казань: Медицина, 2010. — 64 с.
  14. , К. А. Национальный проект в здравоохранении: взгляд в будущее / К. А. Виноградов // Национальные проекты. — 2007. — № 2(9). —С. 51—55.
  15. , К. А. Приоритетный национальный проект «Здоровье: первые итоги» / К. А. Виноградов // Менеджер здравоохранения. — 2007. — № 3. —С. 4—11.
  16. , М. Е. Социология конфликта в медицине : автореф. дис.. д-ра мед. наук / Е. М. Волчанский. — Волгоград, 2008. — 48 с.
  17. , П. А. Качество медицинской помощи: проблемы оценки, контроля и управления / П. А. Воробьёв // Пробл. стандартизации в здравоохранении. — 2007. — № 10. — С. 6—14.
  18. , А. И. Проблемы здоровья населения РФ в период реформы здравоохранения / А. И. Вялков // Главврач. — 2005. — № 7. — С. 12—18.
  19. , А. И. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения (материалы социологического исследования): монография / А. И. Вялков, В. О. Щепин. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — 224 с.
  20. , А. И. Управление качеством здравоохранения / А. И. Вялков // Пробл. управления здравоохранением. — 2003. — № 1. — С. 5—12.
  21. , Л. В. Оценка врачами стационара качества восстановительного лечения / Л. В. Галактионова // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2012. — № 1. — С. 43—44.
  22. , Г. И. Пациент как партнер в деле улучшения здравоохранения / Г. И. Галанова // Менеджер здравоохранения. — 2008. — № 4. — С. 40—45.
  23. Гун, Г. Е. Удовлетворенность пациентов и их родителей работой детского ортопедического стационара — 2000 / Г. Е. Гун // Социальная педиатрия — проблемы, поиски, решения. — М., 2000. — С. 227—228.
  24. , Т. М. Удовлетворенность населения представляемой ему медицинской помощью в оценках медицинских работников — 2005 / Т. М. Демуров // Бюл. Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2005. — Вып. 5. — С. 51—55.
  25. , С. А. Социальные аспекты взаимоотношений врача и пациента / С. А. Ефименко // Социология медицины. — 2006. — № 1. — С. 9—14.
  26. , И. А., Удовлетворённость медицинской помощью работников многопрофильной больницы республики Йемен / И. А. Камаев, Абдуль Аль-Дарси, М. А. Салам, Ю. А. Елина // Медицинский альманах. — 2012. — № 5. — С. 29—32.
  27. , В. Т. Качество медицинской помощи: ожидания и действительность / В. Т. Карташов // Здравоохранение. — 2008. — № 5. — С. 29—38.
  28. Качество медицинской помощи: информ. бюл. ВОЗ для руководителей здравоохранения. — М., 2005. — Вып. 6. — 6 с.
  29. , Ю. М. Качество медицинской помощи как одно из приоритетных направлений развития здравоохранения / Ю. М. Комаров // Здравоохранение. — 2009. — № 10. — С. 35—45.
  30. , Ю. М. Стратегия развития здравоохранения в РФ / Ю. М. Комаров // Здравоохранение. — 2008. — № 2. — С. 53—62.
  31. Комплексный анализ реализации конституционных прав граждан РФ на получение качественной бесплатной медицинской помощи — одно из основных направлений деятельности Счётной палаты РФ // Здравоохранение. — 2009. — № 9. — С. 71—77.
  32. , А. В. Анкетирование пациентов как критерий оценки качества медицинской услуги / А. В. Красильников // Пробл. управления здравоохранением. — 2005. — № 1. — С. 34—39.
  33. , С. А. Анализ удовлетворенности призывников и врачей Оренбургской области организацией медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе / С. А. Кузьмин // Военно-медицинский журн.2011. —Т. 332, № 5. —С. 12—15.
  34. , Н. В. Конфликтный пациент / Н. В. Кунгуров // Медицинская кафедра. — 2005. — № 2. — С. 144—148.
  35. , В. 3. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению: учеб. пособие / В. М. Алексеева, М. В. Авксентьева. — М.: ГЭОТАР-МЕдиа, 2008. — С. 560.
  36. , Г. А. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в первичном звене здравоохранения / Г. А. Лаврищева, Е. И. Черниенко // Здравоохранение. — 2011. — № 3. — С. 163—172.
  37. , А. Л. Федеральный закон «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» и проблемы управления качеством медицинской помощи / А. Л. Линденбратен // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2012. — № 4. — С. 3—5.
  38. , А. Г. Изучение мнения пациентов национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова о качестве медицинской помощи / А. Г. Ломакин // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2010. — № 5. — С. 30—33.
  39. , А. Г. Современные тенденции управления качеством медицинской помощи в многопрофильном ЛПУ / А. Г. Ломакин // Вестн. национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова. — 2009. — Т. 4, № 2. — С. 102—109.
  40. , Т. К. Совершенствование системы качества медицинской помощи в лечебно—профилактической организации / Т. К. Луговкина, Н. А. Тютикова // Системная интеграция в здравоохранении. — 2012. — № 3 (17). —С. 61—70.
  41. , И. М. Медико-юридические конфликты как индикатор качества медицинской услуги / И. М. Лузанова // Правовые вопросы в здравоохранении. — 2012. — № 1. — С. 48—54.
  42. , Н. Н. Опыт разработки и использования медицинских информационных систем в деятельности врачебно-экспертной комиссии клинической больницы / Н. Н. Малютина // Пермский мед. журн. — 2011. —Т. 28, № 1. —С. 131—134.
  43. , Е. В. Роль стандартов в повышении эффективности здравоохранения и качества медицинской помощи / Е. В. Манухина, Г. Б. Артемьева // Социальные аспекты здоровья населения (электронный научный журнал). 2012.
  44. , В. А. Организация медицинской помощи : курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: ч. 2 / В. А. Медик, В. К. Юрьев.—М., 2003. —48 с.
  45. Методика осуществления программы социологического мониторинга удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи. — М.: Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, 2005. — 60 с.
  46. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи / О. П. Щепин и др. — М.: Медицина, 2002. — 176 с.
  47. Миняев, В А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов / под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова.—М.: Медпресс-информ, 2002. — С. 76—113.
  48. Н. В. Методология обеспечения и управления качеством медицинской помощи в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 / Н. В. Михайлова // Вестн. Росздравнадзора. — 2010. — № 3. —С. 19—27.
  49. Мнение жителей г. Омска о качестве и доступности медицинской помощи / И. Л. Стрыгина и др. // Здравоохранение. — 2011. — № 3. — С. 43—47.
  50. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи Н. Г. Петрова и др. // Пробл. управления здравоохранением. — 2009. — № 1.-С. 59—61.
  51. , Ж. Б. Анализ удовлетворенности больных медицинской помощью в стационарах / Ж. Б. Набережная, А. Г. Сердюкова // Главврач. — 2005. — № 3. — С. 49—54
  52. Население России о качестве медицинской помощи: по материалам Левада-Центр // Вопр. экспертизы и качества медицинской помощи. — 2012. —№ 3. —С. 43.
  53. О деятельности межрегионального координационного совета по защите прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования: отчёт ФОМС за 2011 год // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. — 2012. — № 4. — С. 17—19.
  54. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 2010 № 326-ф3 (ред. от 11.02.2013). —
  55. Режим доступа: base.consutant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=LAW- n=142 047.
  56. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ. — Режим доступа: base.consutant.ru/cons/cgi/online .cgi?req=doc -base=LAW- n=131 658.
  57. , E. Ю. Оценка доступности и качества медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения / Е. Ю. Огнева, Р. А. Хальфин, В. В. Мадьянова, И. Я. Таджиев // Пробл. стандартизации в здравоохранении. — 2010. — № 1—2. — С. 30—39.
  58. Организационная технология мониторинга удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи / И. В. Ушаков и др. // Главврач. — 2006. —№ 1. —С. 77—85.
  59. Отзывы пациентов о качестве медицинских услуг, оказываемых медицинским учреждением / S. N. Weingart et al. // Международный журн. о качестве в сфере здравоохранения. — 2006. — № 18. — С. 95—101.
  60. , Н. Г. Анкетирование пациентов как инструмент контроля качества медицинской помощи / Н. Г. Петрова, В. Ф. Жемков, J1. Р. Шпаков-ская // Главврач. — 2004. — № 12. — С. 425
  61. , Н. Г. Социологические исследования как неотъемлемый инструмент управления на современном этапе / Н. Г. Петрова, М. М. Мартиросян, Э. В. Комличенко, М. В. Петров // Пробл. управления здравоохранением. — 2008. — № 4. — С. 19—25.
  62. , В. И. Новые пути решения проблем проекта «Здоровье» /
  63. B. И. Плетинский // Главврач. — 2006. — № 8. — С. 4—7.
  64. Повышение удовлетворённости пациентов медицинской помощью как результат внедрения электронной регистратуры / А. В. Голенков, Л. А. Воропаева, А. В. Аверин и др. // Заместитель главного врача. — 2012. — № 2. — С. 54—59.
  65. , Н. С. Показатели статистической отчетности как критерий оценки качества медицинской помощи / Н. С. Прилипко // Военно-медицинский журн. — 2012. — Т. 333, № 7. — С. 53—54.
  66. , О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ 81а1181юа / О. Ю. Реброва. — М.: Ме-диаСфера, 2006. — 312 с.
  67. , А. В. Медико-социологический подход к исследованию качества медицинской помощи / А. В. Решетников, Л. М. Астафьев // Социология медицины. — 2005. — № 1. — С. 32—38.
  68. , А. В. Социология управления здравоохранением / А. В. Решетников // Пробл. управления здравоохранением. — 2002. — № 1. —1. C. 50—53.
  69. , А. В. Технология социологического исследования как методологическая основа медико-социального мониторинга (часть 2) / А. В. Решетников // Социология медицины. — 2010. — № 2. — С. 3—13.
  70. , М. А. Система менеджмента качества в учреждении здравоохранения / М. А. Садовой, И. Ю. Бедорева. — Новосибирск, 2007. — 320 с.
  71. , Т. Г. Медико-правовой анализ обращений пациентов в государственные и муниципальные органы власти / Т. Г. Светличная, О. А.
  72. , В. К. Зинькевич // Экология человека. — 2010. — № 2. — С. 50—53
  73. , Т. Г. Медико-социологический подход к анализу удовлетворённости населения качеством медицинских услуг / Т. Г. Светличная О. А. Цыганова // Социальные аспекты здоровья населения. — 2011. — № 3. —С. 6.
  74. , Т. Г. Оценка удовлетворенности медицинской помощью пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений / Т. Г. Светличная // Здравоохранение Российской Федерации. — 2010. — № 3. — С. 18—21.
  75. , Т. Г. Профиль удовлетворённости пациентов первичной амбулаторной помощью услуг / Т. Г. Светличная О. А. Цыганова, Е. Л. Борчанинова // Пробл. стандартизации в здравоохранении. — 2010. — № 5—6. — С. 3—7.
  76. , Т. Г. Структурный анализ удовлетворенности пациентов стационарной медицинской помощью / Т. Г. Светличная // Главврач. — 2010. — № 2. —С. 77—82
  77. , И. Ф. Опыт всероссийского изучения мнения населения об организации медицинской помощи / И. Ф. Серёгина // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. — № 6. — С. 9—12.
  78. , И. Ф. Опыт всероссийского изучения мнения населения об организации медицинской помощи / И. Ф. Серёгина // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2009. — № 4. — С. 9—12.
  79. , И. Ф. Результаты социологического исследования мнения населения РФ о качестве и доступности медицинской помощи / И. Ф. Серёгина, Н. К. Гришина // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2009. — № 5. — С. 3—7.
  80. , А. Ф. Социальная гигиена и организация здравоохранения / А. Ф. Серенко, В. В. Ермакова. — М.: Медицина, 1977. — 672 с.
  81. , В. И. О задачах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения / В. И. Стародубов, Р. А. Хальфин, Е. П. Какорина // Здравоохранение. — 2005. — № 12. — С. 15—23.
  82. , В. И. Факторы, влияющие на показатели и оценку состояния общественного здоровья и здравоохранения / В. И. Стародубов, И. Н. Ступаков, И. В. Самородская // Менеджер здравоохранения. — 2005. — № 10. — С. 38—44.
  83. , А. А. Удовлетворенность пациента — критерий качества медицинской помощи / А. А. Старченко и др. // Здравоохранение. — 2005. —№ 1. —С. 49—55.
  84. , С. А. Современные подходы к определению качества медицинской помощи / С. А. Суслин // Здравоохранение. — 2010. — № 9. — С. 25—32.
  85. , Э. В. Роль рейтинговой оценки деятельности врача-педиатра участкового в улучшении качества и эффективности первичной медико-санитарной помощи / Э. В. Тайницкая // Заместитель главного врача. — 2012. — № 12. — С. 57—64.
  86. , М. А. Оценка удовлетворённости потребителей медицинских услуг в системе управления здравоохранением / М. А. Татарников, Г. М. Вялкова, Г. А. Глухова // Экономика здравоохранения. — 2011. — № 155. —С. 29—35.
  87. , М. А. Руководство по управлению качеством медицинской помощи / М. А. Татарников // Вопр. экспертизы и качества медицинской помощи. — 2012. — Прил. — 384 с.
  88. Удовлетворённость как оценка качества медицинской помощи / И. А. Урванцева и др. // Уральский медицинский журн. — 2011. — № 06 (84). —С. 53—55.
  89. Удовлетворённость населения оказанием медицинской помощи в сельских врачебных амбулаториях / А. X. Шамсутдинов и др. // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2011. — № 3. — С. 16—19.
  90. Удовлетворённость пациентов как критерий оценки качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре / Н. Б. Шикина и др. // Пробл. управления здравоохранением. — 2006. — № 5. — С. 22—26.
  91. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях: ГОСТ Р ИСО 10 002—2007. — М.: Изд-во стандартов, 2007. — 24 с.
  92. Указ президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. — Режим доступа: base.consutant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc- ЬаБе=ЬА?- п=87 685
  93. , Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» / Г. Э. Улумбекова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — С. 592.
  94. , Г. В. Мнение врачей-педиатров о состоянии лечебно-диагностической и профилактической помощи юношам допризывного и призывного возраста / Г. В. Федорова // Здравоохранение Российской Федерации. — 2008. — № 6. — С. 446.
  95. , М. Ю. Медицинское право : учеб. пособие для вузов / М. Ю. Фёдорова. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 320 с.
  96. , В. О. Модернизация российского здравоохранения — основа обеспечения доступности и качества медицинской помощи населению /
  97. B. О. Флек, Д. А. Зинланд. — СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2011. — 440 с.
  98. , Р. У. О результатах социологического исследования по оценке доступности и качества медицинской помощи населению / Р. У. Хабриев, И. Ф. Серёгина // Здравоохранение. — 2007. — № 6. — С. 31—45.
  99. , A. JI. Характеристика дефектов оказания медицинской помощи (по материалам комиссионных судебно-медицинских экспертиз) / A. JI. Хлапов // Пермский медицинский журн. — 2011. — Т. 28, № 1. —1. C. 110—116.
  100. . О. А. Предикторы удовлетворённости пациентов качеством стационарной медицинской помощи / О. А. Цыганова, Т. Г. Светличная // Вестн. РАМН. — 2011. — № 3. — С. 19—23.
  101. , Н. Ф. Анализ социальной удовлетворенности населения амбулаторно-поликлинической помощью / Н. Ф. Шильникова // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2012. — № 1. — С. 40—42.
  102. , Н. Ф. Мнение пациентов: результаты анкетирования / Н. Ф. Шильникова, И. П. Кропачева // Сестринское дело. — 2005. — № 3.—С. 19.
  103. , В. В. Анализ удовлетворённости пациентов круглосуточных стационаров Волгоградской области / В. В. Шкарин // Вестн. новых медицинских технологий. — 2012. — № 1. — С. 19.
  104. Шоу, Ч. Основы для разработки национальных стратегий по усовершенствованию качества в системах здравоохранения / Ч. Шоу, А. Кало. — Женева: ВОЗ, 1999. — 88 с.
  105. , Г. Т. Удовлетворенность пациентов — значимая характеристика качества медицинской помощи населению республики Башкортостан / Г. Т. Ямлиханов // Пробл. управления здравоохранением. — 2008. — № 6. —С. 65—68.
  106. A conceptual model for assessing quality of care for patients boarding in the emergency department: structure-process-outcome / S. W. Liu et al. // Acad. Emerg. Med. — 2011. — Apr, Vol. 18 (4). — P. 430—435.
  107. A telephone survey of patient satisfaction with realtime telemedicine in a rural community in Colombia / C. Lopez et al. // J. Telemed. Telecare. — 2011. —Vol. 17(2). —P. 83—87.
  108. Anderson, G. F. Leadership in creating accountable care organizations / G. F. Anderson // J. Gen. Intern. Med. — 2011. — Nov, Vol. 26 (11). — P. 1368—1370.
  109. Assessment of patient satisfaction with psychiatric care. Development and clinical evaluation of a brief consumer satisfaction rating scale (UKU-ConSat) / U. G. Ahlfors et al. // Nord J. Psychiatry. — 2001. — Vol. 55, № 44. — P. 71— 90.
  110. Blenkiron, P. What determines patients' satisfaction with their menikl health care and quality of life? / P. Blenkiron, C. A. Hammill // Postgrad Med. J. — 2003. — № 79. — P. 337—340.
  111. Bloom, D. E. Longevity and life-cycle savings / D. E. Bloom, D. Canning, B. Graham // Scand. J. of Economics. — 2003. — № 105. — P. 319—338.
  112. Bound, J. Health, economic resources and the work decisions of older men / J. Bound, T. Stinebrickner, T. Waidmann. — Bethesda: Canadian National Institute on Aging, 2003.
  113. Brown, G. S. Pushing the quality envelope: a new outcomes management system / G. S. Brown, G. M. Burlingame, M J. Lanbert et al. // Psychiatric Serv. — 2001. — Vol. 52, № 7. — P. 925—934.
  114. Carneiro, J. N. Catalan Primary Health Care as seen from Brasilian health reform / J. N. Carneiro, B. J. Gene //Aten Primaria. — 2011. — Nov, Vol. 43 (11). —P. 611—666.
  115. Chabot, J. M. Medical practice beyond 2010/ J. M. Chabot // Rev. Prat. — 2010. — Mar, 20, Vol. 60 (3). — P. 391—392.
  116. Crafts, N. The contribution of increased life expectancy to growth of living standards in the UK, 1870—2001: Unpublished manuscript / N. Crafts. — London: London School of Economics and Political Science, 2003.
  117. Deming, W. E. New economic for industry education / W. E. Deming // Gaverment II M. A. Massachusetts institute of technology. — 2003. — Vol. 15, № 7.—P. 19—24.
  118. Deming, W. E. Out of the crisis / W. E. Deming. — Cambridge, 2001. — 148 p.
  119. Donabedian, A. Criteria, forms and standarts of quality: what do they mean? // Amer. J. Publ. Health. — 2002. — Vol. 81. — P. 217—220.
  120. Duvauferrier, R. Process management in a radiology department. Impact on the quality system / R. Duvauferrier, S. Badonnl, Y. Vannoorenberghe // J.Radiol. —2002. —Vol. 83, № 1. —P. 13—25.
  121. Fiqueiras, A. One-to-one versus group sessions to improve prescription in primary care: a pragmatic randomized controlled trial / A. Fiqueiras, I. Sastre, F. Tato et al. // Med. Care. — 2001. — Vol. 39. — P. 158—167.
  122. From understanding health care provider behavior to improving health care: the QVERL framework for quality improvement. Quality Enhancement Research Initiative / L. V. Rubenstein et al. // Med. Care. — 2000. — Vol. 38, № 6. —P. 129—141.
  123. Garratt A. M., Patient satisfaction questionnaires for primary care out-of-hours services: a systematic review / A. M. Garratt, K. Danielsen, S. Hun-skaar // Br. J. Gen. Pract. — 2007. — Sep, Vol. 57 (542). — P. 741—747.
  124. Gronroos, C. A service quality model and its marketing implications / C. Gronroos // Eur. J. of Marketing. — 1991. — Vol. 18, № 4. — P. 36-^14.
  125. Hsiao, C. J. Electronic Medical Record Features and Seven Quality of Care Measures in Physician Offices / C. J Hsiao, J. A. Marsteller, A. E. Simon// Am. J. Med. Qual. — 2013. — Apr, Vol. 22.
  126. Improving quality of medical treatment and care: are surgeons' working conditions and job satisfaction associated to patient satisfaction / S. Mache et al. // Langenbecks Arch. Surg. — 2012. — Aug, Vol. 397 (6). — P. 973—982.
  127. Is the length of stay in hospital correlated with patient satisfaction? / I. Borghans et al. // Int. J. Qual, Health Care. — 2012. — Oct, Vol. 24 (5).1. P. 443—451.
  128. Kaderli, R. Healthcare quality management in Switzerland-a survey among providers / R. Kaderli, C. A. Pfortmueller, A. P. Businger // Swiss. Med. Wkly. — 2012. — Apr, Vol. 27. — P. 142.
  129. Kalemli-Ozcan, S. Mortality decline, human capital investment and economic growth / S. Kalemli-Ozcan, H. E. Ryder, D. E. Weil // J. of Development Economics. — 2000. — № 62. — P. 1—23.
  130. , К. E. Исследование значения личных взаимоотношений между врачом и пациентом в общей медицинской практике / К. Е. Kearley, G. К. Freeman, A. Heath // Британский журнал общей медицинской практики. — 2001. —№ 51, —С. 712—718.
  131. Marriage, K. Consumer satisfaction with an adolescent inpatient psychiatric unit / K. Marriage, J. Petrie, D. Worling // Can. J. Psychiatry. — 2001. — № 46(10). —P. 969—975.
  132. , А. Психология бытия : пер. с англ. / A. Maslou. — М.: Рефл-Бук — Киев: Ваклер, 1997. — 232 с.
  133. МсКее, М. The composition of surrogate alcohols consumed in Russia. / M. McKee et al.] // Alcohol Clinical and Experimental Research. — 2005. — № 29.—P. 1884—1888.
  134. Measuring patient satisfaction for the Quality and Outcomes Framework / M. Hankins et al. // Br. J. Gen. Pract. — 2007. — Sep, Vol. 57 (542). — P. 737—740.
  135. Miller, T. R. Variations between countries in values of statistical life / T. R. Miller // J. of Transport Economics and Policy. — 2000. — № 34. — P. 169—188.
  136. Minimally important difference of the Treatment Satisfaction with Medicines Questionnaire (SATMED-Q) / J. Rejas et al. // BMC Med. Res. Methodol. — 2011. —Oct, Vol. 20, № 11. —P. 142.
  137. Nilsing, E. Sickness certificates in Sweden: did the new guidelines improve their quality? / E. Nilsing, E. Soderberg, B. Oberg // BMC Public Health. — 2012. — Oct, Vol. 26, № 12. — P. 907.
  138. Perceived quality of care in a nursing home in Piedmont (Italy) / K. Fidanza et al. // Ig. Sanita Pubbl. — 2012. — Nov-Dec, Vol. 68 (6). — P. 803—819.
  139. Peterson, M. C. A systematic review of outcomes and quality measures in adult patients cared for by hospitalists vs nonhospitalists / M. C. Peterson // Mayo Clin. Proc. — 2009. — Vol. 84, № 3. — P. 248—254.
  140. , К. Система первичного здравоохранения в переходный период: опыт пациентов / К. Polluste, R. Kalda, М. Lember // Международный журнал о качестве в сфере здравоохранения. — 2000. — № 12. — С. 503—509.
  141. Potential savings without compromising the quality of care / C. Norman et al. // Int. J. Clin. Pract. — 2009. — Sep, Vol. 63 (9). — P. 1320—1326.
  142. Quality of medication use in primary care-mapping the problem, working to a solution: a systematic review of the literature. / S. Garfield et al. // BMC Med. — 2009. — Sep, Vol. 21, № 7. — P. 50.
  143. Quality of US primary care delivered by resident and staff physicians / L. Zallman et al. // J. Gen. Intern. Med. — 2010. — Nov, Vol. 25 (11). — P. 1193—1197.
  144. Relationship between regional per capita Medicare expenditures and patient perceptions of quality of care / F. J. Jr. Fowler et al. // JAMA. — 2008. — May, Vol. 28, № 299 (20). — P. 2406—2412.
  145. Revicki, D. A. Patient assessment of treatment satisfaction: methods and practical issues / D. A. Revicki // Destroy user interface controlMeasuring patient satisfaction // Br. J. Gen. Pract. — 2008. — May, Vol. 53, Suppl. 4. — P. 40—44.
  146. Schonherr, U. Quality management according to DIN EN ISO 9001 at a university eye hospital / U. Schonherr, A. Handel, G. Naumann // Ophthalmology. — 2001. — Vol. 98, № 2. — P. 194—198.
  147. Schroeder, S. D. Quality focus: The triple aim / S. D. Schroeder // South Dakota Foundation for Medical Care. S D Med. — 2010. — Nov, Vol. 63 (11).1. P. 387.
  148. Scotland’s Knowledge Network: translating knowledge into action to improve quality of care / A. Wales et al. // Scott. Med. J. — 2012. — Nov, Vol. 57 (4). —P. 221—224.
  149. Sekiyama, M. Recommendations for making quality improvements in administration within local authorities / M. Sekiyama // Nippon Koshu Eisei Zasshi.2002. — Vol. 49, № 5. — P. 463—473.
  150. Shkolnikov, V. Mortality reversal in Russia: the story so far / V. Shkolnikov // Hygeia Internationalis. — 2004. — № 4. — P. 29—80.
  151. Statistics with confidence / D. G. Altmat et al. — London: British Medical Journal. — 2000. — Vol. 3. — P. 240.
  152. The impact of patient and physician computer mediated communication skill training on reported communication and patient satisfaction / D. L. Roter et al. // Patient Educ Couns. — 2012 Sep, Vol. 88 (3). — P. 406—413.
  153. Treatment satisfaction / J. Villar Lopez et al. // Aten Primaria. — 2009. — Nov, Vol. 41 (11). — P. 637—645.
  154. View on the problem of managing of medical carequality / O. M. Posnenkova et al. // Oman. Med. J. — 2012. — May, Vol. 27 (3). — P. 261—262.
  155. Zarbock, S. Connecting health insurance to quality of medical care / S. Zarbock // JAAPA. — 2008. — Jun, Vol. 21 (6). — P. 13.
Заполнить форму текущей работой