Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка эффективности развития производственного комплекса и его влияния на социально-экономическое состояние региона: на примере освоения угольных месторождений Республики Тыва

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка макроэкономических показателей развития Республики Тыва «с проектом» показывает, что развитие производственно-транспортного комплекса по сценарию «Железнодорожная транспортировка с ГЧП» в совокупности с реализацией мероприятий «Программой экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года» выведет регион из сегодняшнего положения экономической отсталости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ОСВОЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ КОКСУЮЩЕГОСЯ УГЛЯ КАК СРЕДСТВО УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
    • 1. 1. Оценка социально-экономического развития Республики Тыва
      • 1. 1. 1. Анализ социально-экономического состояния
      • 1. 1. 2. Оценка перспектив развития экономики
      • 1. 1. 3. Обзор инвестиционной деятельности
    • 1. 2. Оценка целесообразности освоения месторождений коксующегося угля Улуг-Хемского бассейна
      • 1. 2. 1. Анализ мирового потребления коксующегося угля
      • 1. 2. 2. Исследование рынка коксующегося угля в России
      • 1. 2. 3. Характеристика качества и количества запасов коксующегося угля Улуг-Хемского бассейна
      • 1. 2. 4. Потенциал Улуг-Хемского угольного бассейна
    • I. 2.5. Потенциал трудовых ресурсов
  • Выводы по главе I
  • Глава II. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРУПНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА И ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ЭКОНОМИКУ СЛАБОРАЗВИТОГО РЕГИОНА
  • ПЛ. развитие методов оценки эффективности инвестиций
    • II. 1.1. Методы оценки эффективности инвестиций при плановой экономике
    • II. 1.2. Особенности методов оценки эффективности инвестиций в энергетике
    • II. 1.3. Методические подходы к оценке влияния реализации проектов на региональное развитие
      • 11. 1. 4. Государственно-частное партнерство — перспективная форма реализации крупного инвестиционного проекта в регионе
  • П.З. Методический инструментарий финансово-экономического анализа крупного инвестиционного проекта в регионе
  • П. 2.1. Содержание проекта
    • 11. 2. 2. Основные участники реализации проекта и их интересы
    • II. 2.3. Методический подход к финансово-экономическому анализу
      • 11. 2. 4. Имитационная модель финансово-экономической оценки проекта
  • И.2.5. Учет влияния риска и неопределенности
  • Выводы по главе II
    • Глава III. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА И ОЦЕНКА ЕГО ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
  • 111. 1. Анализ эффективности сценариев развития производственного комплекса
  • III. 1.1. Общие допущения
  • III. 1.2. Анализ эффективности сценария «Железнодорожная транспортировка»
  • III. 1.3. Анализ эффективности сценария «Автотранспортная перевозка»
  • III. 1.4. Анализ эффективности сценария «Глубокая переработка»
    • 111. 2. оценка влияния развития производственного комплекса на экономику Республики Тыва
  • Выводы по главе III
  • Оценка эффективности развития производственного комплекса и его влияния на социально-экономическое состояние региона: на примере освоения угольных месторождений Республики Тыва (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность исследования. Коренные изменения экономической системы России в начале 90-х гг. XX столетия по-разному отразились на развитии ее регионов. Часть регионов, воспользовавшись своим конкурентным преимуществом, достигла значительных успехов в социально-экономическом развитии. К таким регионам относятся, в первую очередь, Тюменская область и Республика Татарстан. У группы традиционно отсталых регионов, типичным представителем которых является Республика Тыва, в течение этого периода, напротив, ухудшились основные социально-экономические показатели развития, которые и до сих пор не достигли дореформенного уровня.

    В последние годы задача достижения слаборазвитыми регионами приемлемого (среднероссийского) уровня социально-экономического развития стала важным приоритетом экономической политики государственной власти. Поэтому на современном этапе становится актуальным и исследование экономического потенциала Республики Тыва для выбора «точек роста», выявления естественных конкурентных преимуществ территории, способных обеспечить ее ускоренное развитие. Обоснование целесообразности освоения месторождений каменного угля Улуг-Хемского бассейна и строительства железной дороги как локомотива развития Республики Тыва базируется на наличии в республике больших запасов высококачественного коксующегося угля, на благоприятной для производителей тенденции развития мирового и внутреннего рынка таких углей, а также на необходимости решения проблемы транспортной изолированности территории.

    Перечисленные факторы определяют актуальность исследования экономических проблем развития угольного комплекса в республике, прежде всего, с позиции региона.

    Целью исследований является обоснование направлений развития производственного комплекса в регионе для повышения уровня и ускорения темпа социально-экономического развития Республики Тыва.

    Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

    — проанализировать проблемы и тенденции социально-экономического развития республики;

    — на основе анализа конъюнктуры мирового и российского рынков коксующихся углей выявить рыночные ниши для поставки коксующегося угля Улуг-Хемского бассейна;

    — выявить круг участников инвестиционной деятельности по освоению месторождений Улуг-Хемского бассейна и проанализировать их интересы;

    — предложить схему оценки эффективности развития производственного комплекса (предприятия по добыче и обогащению угля + транспортная инфраструктура);

    — сформировать сценарии развития производственного комплекса и в соответствии с предложенной схемой оценить их эффективность и влияние на экономическое развитие республики;

    — определить наиболее предпочтительный сценарий развития производственного комплекса, который обеспечивает согласование интересов основных участников инвестиционной деятельности.

    Объектом исследования является региональный производственный комплекс, включающий в себя предприятия по добыче, переработке и транспортировке угольной продукции.

    Предметом исследования стала совокупность финансово-экономических взаимосвязей, возникающих с повышением эффективности развития производственного комплекса в регионе.

    Область исследования — 15.20: «Состояние и перспективы развития отраслей топливно-энергетического комплекса» и 2.18: «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионахрациональное использование природно-ресурсной базы» (Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

    Методической базой исследования послужили опыт исследований проблем развития промышленного производства в регионе, теория инвестиционного анализа, а также труды специалистов:

    — по экономике угольной промышленности: исследования коллективов ЦНИЭИуголь, ИНКРУ, ВНИКИ, ЗАО «Росинформуголь», ИСЭМ СО РАН, ВИЭМС и труды Г. И. Грицко, В. Е. Зайденварга, А. Б. Ковальчука, И.П. Крап-чина, В. И. Лебедева, В. М. Марковой, В. П. Пономарева, А. Д. Соколова,.

    B.Н. Чурашева, М. И. Щадова и др.;

    — по региональным аспектам развития производства: исследования коллективов ГНИУ «СОПС», ИЭОПТТ СО РАН и труды А. Г. Аганбегяна, Г. Ф. Балакиной, М. К. Бандмана, А. Г. Гранберга, Н. Г. Коренева, В. В. Кулешова, В. Ю. Малова, П. А. Минакира, В. О. Ооржака, О. С. Пчелинцева, Б. Г. Санеева, В. И. Суслова,.

    C.А. Суспицына, А. И. Татаркина, Б. М. Штульберга и др.;

    — по вопросам анализа и оценки эффективности инвестиционных проектов: исследования В. Беренса, Г. Бирмана, П. Л. Виленского, В. В. Ковалева, В. В. Косова, В. Н. Лившица, И. В. Липсица, Т. С. Новиковой, С. А. Смоляка, Дж. Стиг-лица, Дж. Хилла, В. В. Царева, Е. М. Четыркина, A.M. Шахназарова, Л. И. Якобсона и др.

    Результаты исследования, полученные лично автором:

    — выявлено, что развитие Республики Тыва по инерционному или эволюционному пути не способно обеспечить достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития на среднеи долгосрочную перспективу;

    — на основе разработанных отечественной наукой методических подходов к условиям Республики Тыва адаптирована и апробирована схема оценки эффективности инвестиций в развитие производственного комплекса, которая позволяет учитывать особенности региона, характеризующегося слаборазвитой экономикой и высоким природно-ресурсным потенциалом;

    — уточнена информация для сценариев развития угольного комплекса в совокупности с созданием транспортной инфраструктурысформирован дополнительный сценарий «Глубокая переработка», не требующий строительства железной дорогиколичественно оценено влияние каждого из сценариев на макроэкономические показатели Республики Тыва;

    — обосновано, что при освоении Улуг-Хемского бассейна интересы основных участников инвестиционной деятельности соблюдаются в том случае, когда развитие производственного комплекса осуществляется по сценарию, предусматривающему крупномасштабное освоение Элегестского месторождения в совокупности со строительством железной дороги Кызыл-Курагино с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

    Практическая значимость работы заключается в следующем:

    — предложенная схема оценки эффективности инвестиций в развитие производственного комплекса может использоваться при разработке концепций и стратегий вовлечения природных ресурсов в эксплуатацию на федеральном и региональном уровнях управления;

    — аналитические и методические результаты диссертационной работы используются в учебном процессе Тывинского государственного университета по дисциплинам «Антикризисное управление», «Экономика недвижимости» и «Региональная экономика».

    Научная новизна и Положения, выносимые на защиту:

    1. Поддержание существующих темпов роста экономики Республики Тыва и реализация мероприятий «Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года» не могут решить задачу достижения республикой среднероссийского уровня экономического развития в среднеи долгосрочной перспективе.

    2. На основе анализа мировой и российской конъюнктуры рынка коксующихся углей выявлена возможная ниша для поставки улугхемских углей. Благодаря высокому качеству и благоприятным условиям разработки, угли Элегестско-го месторождения являются конкурентоспособным ресурсом республики.

    3. Предложенная схема оценки эффективности инвестиций в развитие производственного комплекса в слаборазвитом регионе отвечает требованиям научно-методологической обоснованности и практической направленности.

    4. Расчеты по предложенной схеме исследования показали, что в наибольшей степени соблюдению принципа согласования интересов основных участников инвестиционной деятельности соответствует развитие производственного комплекса по сценарию, предусматривающему крупномасштабное освоение Элегестского месторождения в увязке со строительством железнодорожной линии Кызыл-Курагино с привлечением механизма ГЧП.

    5. Оценка макроэкономических индикаторов Республики Тыва на перспективу показывает, что развитие производственного комплекса по выбранному сценарию в совокупности с реализацией мероприятий «Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года» способно вывести регион из сегодняшнего положения экономической отсталости и дотационности бюджета.

    Достоверность и обоснованность научных положений и выводов подтверждается использованием представительного объема статистических, аналитических и прогнозных материалов, характеризующих развитие угольной промышленности в стране и мире и социально-экономическое положение Республики Тыва, а также корректным использованием методов системного анализа, оценки экономической эффективности проектов и имитационного моделирования.

    Реализация выводов и рекомендаций. Прикладные результаты работы использовались при выполнении хоздоговорной работы с Министерством топлива и энергетики Республики Тыва по теме «Стратегия развития угольной отрасли Республики Тыва до 2010 года» (2003 г.) и хоздоговорной работы с Территориальным управлением Агентства природных ресурсов РФ по Республике Тыва («Тыванедра») для оценки стоимости Одегелдейского месторождения каменного угля (2005 г.). Теоретико-методические положения диссертации используются в процессе преподавания курсов дисциплин «Теория антикризисного управления», «Экономика недвижимости» и «Региональная экономика» в Тывинском государственном университете (2002;2006 гг.).

    Апробация работы. Основные результаты по теме диссертации докладывались и были одобрены: на научно-практической конференции «Энергетическая безопасность России: новые подходы к развитию угольной промышленности» (Кемерово, 2003) — международной конференции «Стратегия развития минерально-сырьевого комплекса в XXI в.» (Москва, 2004) — VII Международной конференции «Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов» (Кызыл, 2005) — методических семинарах в ИЭОПП СО РАН и ТувИКОПР СО РАН.

    Публикации. По теме исследований опубликовано 7 работ общим объемом 2,7 печ. л. (из них авторских 2,0 п.л.), в том числе в рецензируемых изданиях 1 работа (0,3 печ. л., из которых авторских — 0,1 печ. л.).

    Объем и структура работы. Диссертация изложена на 166 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 94 названий, содержит 28 таблиц, 22 рисунка, 7 приложений.

    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III:

    1. Практические результаты финансово-экономического анализа крупного инвестиционного проекта «Освоение месторождений коксующегося угля Улуг-Хемского бассейна (Республика Тыва)» по разным сценариям развития производственного комплекса демонстрируют работоспособность предложенного методического инструментария.

    2. При формировании сценариев в расчетную модель включен не только наиболее проработанный базовый сценарий «Железнодорожная транспортировка», имеющий достаточное на данном этапе технико-экономическое обоснование, но и другие информационно менее обеспеченные сценарии: «Железнодорожная транспортировка с ГЧП», «Автотранспортная перевозка» и «Глубокая переработка». Таким образом, реализован принцип вариантности экономических расчетов при оценке эффективности инвестиций.

    3. Исходя из принципа согласования интересов участников, на основе наибольшей эффективности и устойчивости и наибольшего благоприятствования развитию региона, рекомендуется развивать производственный комплекс в регионе по сценарию «Железнодорожная транспортировка с ГЧП», предусматривающий разработку Элегестского месторождения коксующегося угля в совокупности со строительством железной дороги Кызыл-Курагино.

    4. Оценка показателей развития Республики Тыва при развитии производственного комплекса по сценарию «Железнодорожная транспортировка с ГЧП» совместно с «Программой экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года» показывает, что он способен вывести регион из положения дотационное&tradeбюджета и экономической отсталости. Так, собственные ежегодные доходы бюджета Республики Тыва составят 7,4 млрд рублей, что более чем в 6 раз превышает собственные доходы бюджета, полученные в 2005 году. Валовой региональный продукт на душу населения увеличится до 116 тыс. руб., что будет в 4,1 раза выше уровня 2004 года. Дотационность республиканского бюджета будет ликвидирована. Потенциальное число новых рабочих мест составит 7600 мест.

    5. Общественная эффективность от инвестиций в проект за счет мультипликатора оценивается от 177 436 млрд руб. до 887 182 млрд руб. Создание новых рабочих мест в других отраслях, связанных с угольным комплексом по цепочке межотраслевых связей, оценивается не менее чем в 700 рабочих мест. Кроме этого, транспортная составляющая проекта обеспечит надежную связь республики с остальной частью страны.

    Заключение

    .

    1. Сравнение состояния экономики Республики Тыва со среднероссийским уровнем и уровнем региона-лидера на основе официальных статистических данных и по агрегированным показателям, составленным разными авторами и по разным методикам, однозначно свидетельствует, что Тува значительно отстает от среднероссийского уровня, и весьма существенно — от уровня регионов-лидеров. Постановка задачи достижения республикой среднероссийского уровня развития справедлива и правомерна как с точки зрения населения республики, так и с точек зрения федерального и регионального уровней власти. Но анализ показывает, что инерционное развитие экономики Республики Тыва и реализация мероприятий «Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года» в совокупности не могут решить данную задачу.

    2. Территория Тувы богата многочисленными природными ресурсами, в том числе коксующимися углями, сосредоточенными в пределах экономически освоенной центральной части республики — в Улуг-Хемском угольном бассейне. Анализ качества и количества коксующихся углей Улуг-Хемского бассейна, с одной стороны, и исследование мирового и российского рынков коксующегося угля — с другой, показывают, что коксующиеся угли являются наиболее конкурентоспособным ресурсом республики не только на российском, но и на мировом рынке. Поэтому ускоренное развитие Республики Тыва следует связывать, прежде всего, с освоением месторождений коксующихся углей Улуг-Хемского бассейна.

    3. Одной из главных причин неразвитости производительных сил Республики Тыва, в том числе неосвоение запасов высококачественных коксующихся углей Улуг-Хемского бассейна, является отсутствие железнодорожной линии, связывающей республику с другими регионами. Эта проблема многократно обсуждалась еще в советское время, но до сих пор не решена. В настоящее время возникла благоприятная ситуация, обусловленная внутренними (региональной политикой центра, направленной на стимулирование развития регионовдефицитом на внутреннем рынке углей ценных марокналичием заинтересованной в освоении месторождений организационно-экономической структуры — Межпромбанка) и внешними (повышенныым спросом на коксующийся уголь на мировом рынке) предпосылками, которые способствуют решению данной проблемы с помощью новой формы мобилизации ресурсов общества — государственно-частного партнерства (ГЧП).

    4. Адекватным сегодняшним реалиям инструментарием планирования развития производственного комплекса в регионе является инвестиционное проектирование крупных проектов на его территории.

    5. Несмотря на существование большого количества методов оценки эффективности инвестиций, в том числе в энергетике, они не в состоянии отразить особенности реализации крупного производственно-инфраструктурного проекта, реализуемого в регионе со специфическими условиями (в Туве). Эти условия заключаются в том, что регион характеризуется отсталым социально-экономическим развитием с низкой производственной и финансовой возможностью, но обладает высоким природно-ресурсным потенциалом. Они же определяют особенности реализации проекта «Освоение месторождений коксующегося угля Улуг-Хемского бассейна»: при осуществлении проекта обязательно участие нескольких субъектов с разными интересами и возможностями, а депрессивность региона не позволяет ему стимулировать реализацию проекта, хотя тот решает многие региональные экономические проблемы.

    6. Сформирована и апробирована схема исследования эффективности крупного инвестиционного проекта, использующая разработанные отечественной наукой методические подходы по расчету общественной, коммерческой и бюджетной эффективности инвестиционных проектов. Проведена адаптация существующих методик для учета особенностей реализации проекта в Республике Тыва, характеризующейся отсталым экономическим развитием, но обладающей высоким ресурсным потенциалом.

    7. В результате исследования установлено, что согласование интересов основных участников инвестиционной деятельности и наибольшее благоприятствование развитию региона достигается при реализации сценария развития производственно-транспортного комплекса, предусматривающего крупномасштабное освоение Элегестского месторождения коксующегося угля Улуг-Хемского бассейна в совокупности со строительством железнодорожной линии Кызыл-Курагино с привлечением механизма государственно-частного партнерства. При этом финансирование инвестиционных затрат в транспортную часть проекта осуществляется в следующих соотношениях: 50% — из федерального бюджета, 40% —вкладывает генеральный инвестор, 10%— РАО «РЖД». Эффективность для всех участников, которые осуществят инвестиционные затраты, по показателю дисконтированного срока окупаемости колеблется от 9 до 13 лет, а по показателю внутренней нормы доходности — от 20 до 32%.

    8. Оценка макроэкономических показателей развития Республики Тыва «с проектом» показывает, что развитие производственно-транспортного комплекса по сценарию «Железнодорожная транспортировка с ГЧП» в совокупности с реализацией мероприятий «Программой экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года» выведет регион из сегодняшнего положения экономической отсталости и дотационное&tradeбюджета. В этом случае, ВРП на душу населения увеличится до 116 тыс. руб., что примерно будет соответствовать средне-российскому уровню. Собственные налоговые доходы бюджета Республики Тыва составят 7,4 млрд рублей, число новых рабочих мест — 7600 мест, что означает ликвидацию дотационности республиканского бюджета и снижение уровня безработицы до 6,5%.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003 -495 с.
    2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Р32 Стат. сб. / Росстат. -М., 2004. 966 с.
    3. Социально-экономическое положение Республики Тыва за январь-декабрь 2004 года / ТО ФСГС по РТ. Кызыл, 2005. — 66 с.
    4. Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. -М, 2004. -431 с.
    5. Н.Г. Государственное регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации / Под науч. ред. докт. экон. наук С. Б. Гальперина М.: ООО «Ди Джи Дизайн Групп», 2004.-314 с.
    6. С.А. Показатели положения регионов России в 2004 г. // Регион: экономика и социология. 2005. — № 2 — С. 233−240.
    7. В.Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. -1996. -№ 1. С. 4—43.
    8. Н.П. Россия иа рубеже веков М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“, 2003. — 727 с.
    9. А.Г. Реформы надо продолжать // ЭКО 2004. — № 8. — С. 3−20.
    10. Программа экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года: Утверждена Постановлением Правительства Республики Тыва № 128 от 15.03.2003.
    11. П.Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития М.: Наука, 2004.-258 с.
    12. С.Н. Целевые программы развития регионов // ЭКО 2003. — № 4, — С. 15−20.
    13. Г. Ф. Экономика региона в период реформ: Республика Тыва. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1996. — 95 с.
    14. Республика Тыва: 60 лет (Юбилейный статистический сборник) / Отв. за выпуск С. М. Ломаченко. Кызыл: Федеральная служба гос. статистики, 2004. — 86 с.
    15. B.C. и др. Инвестиционный потенциал Российской экономики М.: Экзамен, 2003. -320 с.
    16. Г. Ф. О методических рекомендациях руководителям органов местного самоуправления по привлечению средств населения в инвестиции // Тувинская правда. -04.08.2005.-№ 91 (16 068).
    17. Проблемы развития производительных сил Тувинской АССР на период до 2005 года и Основные направления дальнейшего развития ее минерально-сырьевой базы / Материалы науч.-практ. совещ. (12−13 авг. 1988 г., Кызыл). Кызыл, 1988.
    18. Концепция освоения Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна / ЗАО „СПб-Гипрошахт“. Санкт-Петербург, 2004.
    19. Итоги работы угольной промышленности России за 2005 год // Уголь. 2006 — № 3. — С. 49−56.
    20. Прогноз потребления первичных энергоносителей // Уголь. 2004. — № 1. — С. 64−66.
    21. Основные показатели мировой угольной промышленности в 2003 г. // Уголь. 2005. -№ 4.-С. 70.
    22. Положение с углем в отдельных странах в 2003 г. // БИКИ. 2004. -№ 124. — С. 12−14.
    23. Состояние и перспективы мирового рынка коксующихся углей // Уголь. 2003. — № 5. -С. 70.
    24. В.М. Угольная промышленность России: стратегия потенциал будущего // Уголь. -2005.-№ 3.-С. 3−5.27. http://www.rosugol.ru28. http://www.mineral.ru29. http://www.metcoal.ru30. www. wci-coal.com31. www.abare.ru32. www.iea.com
    25. М.В., Голицын A.M. Коксующиеся угли России и мира: Справочник / Под ред. В. Ф. Череповского. М.: Недра, 1996. -239 с.
    26. В.М. Экономическое обоснование направлений развития добычи и потребления коксующихся углей России: Диссертация. канд. экон. наук по спец. 08.00.05. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004 -150 с.
    27. И.В., Хархардин П. П. Состояние и пути совершенствования сырьевой угольной базы коксования // Кокс и химия. 1997. — № 2. — С. 4−9.
    28. Стратегия развития угольной промышленности России в первые десятилетия XXI века / Конторович А. Э. Кулешов В.В. и др. Новосибирск: Изд-во СО РАН, фил. „Гео“, 2000. -55 с.
    29. В.М. Формирование сырьевой базы коксующегося угля на востоке России // Уголь. 2005. — № 2. — С. 50−51.
    30. Улугхемский бассейн и другие угольные месторождения Республики Тыва // Угольная база России: Т. III. Угольные бассейны и месторождения Восточной Сибири (южная часть) / Ред. тома B.C. Быкадоров. М.: ООО „Геоииформцентр“. 2002. — С. 270−363.
    31. Лосев A. J1. Угольные месторождения Тувинской АО // Советская геология: Сб. 46. -1955.
    32. В.И. Обобщение результатов геологоразведочных работ по Улуг-Хемскому угольному бассейну по состоянию на 01.01.1993. Кызыл, 1994 // ТТФГИ.
    33. Государственный баланс запасов полезных ископаемых Российской Федерации на 01.01.2001 год: Вып. 91: Уголь, т. № 7: Сибирский Федеральный округ, Республика Тыва / Сост. тома A.M. Солдатенков. М., 2001.
    34. Сводный отчетный баланс запасов каменного угля по Республике Тыва за 2002 г. / Сат З. С., Габеев В. А. Кызыл. 2003 // ТТФГИ.
    35. Разработка ТЭО по освоению Элегестского месторождения коксующегося угля / ВУХИН. Екатеринбург, 2003.
    36. ГУП „Разрез Каа-Хемский“. Корректировка горно-транспортной части проекта технического перевооружения разреза проектной мощностью 650 тыс. т угля в год: Пояснительная записка П268.01-ПЗ / Гипроуголь. Новосибирск, 2000.
    37. Г. Г. и др. Комплексная геолого-экономическая оценка Улуг-Хемского угольного бассейна. Новосибирск, 1984 // ТТФГИ. Инв. № 1821.
    38. М. Железные аргументы для Миронова // Известия Тувы. 20.07.2006. — № 29 (41).
    39. Типовая методика определения эффективности капитальных вложений, новой техники в народном хозяйстве СССР. М., 1960. 23 с.
    40. Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. ML 1988. — 118 с.
    41. Моделирование взаимодействия многоотраслевых комплексов в системе народного хозяйства / Кулешов В. В., Чернышов A.A., Чурашев В.IT. и др. Новосибирск: Наука, 1992.-193 с.
    42. Л.Д., Синявская Э. Г., Чурашев В. Н. Согласование отраслевого и территориального подходов при оптимизации развития и размещения производства. -Новосибирск: Наука, 1982. 191с.
    43. A.A., Суслов Н. И. Использование ОМММ для анализа развития межотраслевых комплексов // Оптимизационные межрегиональные межотраслевые модели. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1989.
    44. Оптимизация развития и размещения угледобывающей промышленности. -Новосибирск: Наука, 1975. 132 с.
    45. Системные исследования проблем энергетики / Под. ред. Н. И. Воропая. Новосибирск: Наука, 2000.-558 с.
    46. Методы и модели разработки региональных энергетических программ / Санеев Б. Г., Соколов А. Д., Агафонов Г. В. и др. Новосибирск: Наука, 2003. — 140 с.
    47. В.М., Карпенко Е. И. Анализ инвестиционных проектов. Улан-Удэ, 1995. — 272 с.
    48. И.В., Косов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М.: Изд-во БЕК. 1996.- 304 с.
    49. ПЛ., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2001. — 832 с.
    50. А.Л., Хилл Дж., Казаченко Л. Д. Финансово-экономическая оценка минеральных месторождений: Учебник / Под ред. В. И. Старостина. М.: Изд-во МГУ, 2000.- 176 с.
    51. Эколого-экономическая эффективность плазменных технологий переработки твердых топлив / Отв. ред. В. Н. Чурашев Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. — 159 с.
    52. В., Хавранек П. М. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований: Новое перераб. и доп. изд. М.: АОЗТ „Интерэксперт“, 1995.- 343 с.
    53. Коммерческая оценка инвестиционных проектов. Основные положения методики. -СПб.: ИКФ „Альт“, 1993. 98 с.
    54. Временные методические рекомендации по геолого-экономической оценке промышленного значения месторождений твердых полезных ископаемых. / МПР РФ, ВИЭМС, — 1998.-С. 98.
    55. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов и отбору их для финансирования. М.: Экономика, 1994. — 80 с.
    56. А.Д. Научно-методические основы исследования тенденций и закономерностей развития угольной промышленности России и его регионов: Автореф. дис.. докт. техн. наук, спец. 05.14.01. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2006.-47 с.
    57. С.А. Методика комплексной оценки инвестиционных проектов в регионе / В кн.: Проект СИРЕНА: комплекс моделей и процедур ситуационного анализа регионального развития: Метод, разработка. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002. -С. 72−91.
    58. Стратегии макрорегионов России. Методологические подходы. Приоритеты и пути реализации / Под ред. Гранберга А. Г. М.: Наука, 2004. — 719 с.
    59. В.Н., Кобылковский Г. П., Бгатов А. П., Максимик Р. В., Пузанов Н.Я.
    60. Транспортные проекты России XXI в. Стратегия развития транспортного комплекса Республики Саха (Якутия). М.: СОПС, 2004. — 248 с.
    61. Т.С. Анализ общественной эффективности проектов. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2005. — 221 с.
    62. Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо-Востока, Урала и Сибири. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002. — 355 с.
    63. В.Я., Перцев В. П., Варнавский В. Г., Прокофьева Т. А., Муштаков Д. А., Малов В. Ю., Сутурии C.B., Ламин В. А., Воробьев B.C. Оценка эффективности инвестиций в проекты транспортного строительства. Новосибирск: Наука, 2004. — 334 с.
    64. В.Г. Партнерство государства и частного предпринимателя на транспорте // Регион: экономика и социология. 2005. — № 2. — С. 146−152.
    65. Г. А. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: региональный аспект // Регион: экономика и социология. 2005. — № 2. — С. 153−170.
    66. О недрах: Закон Российской Федерации № 2395−1 от 21.02. 1992.
    67. Е., Окуиева Е. Система регулирования нефтяного комплекса России // Вопросы экономики. 2004. — № 7. — С. 70−85.
    68. О концессионных соглашениях: Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005.
    69. Концепция промышленного развития Республики Тыва. Кызыл: ЦКП ТувИКОПР СО РАН, 1995 — 88 с.
    70. Устойчивое развитие Республики Тыва. ТОО СИМС, 1997 — 88 с.
    71. В.О. Формирование и реализация стратегии промышленного развития региона / Под ред. докт. экон. наук, проф. Б. К. Злобина. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 125 с.
    72. М.А., Разбегин В. Н., Чурашев В. Н., Маркова В. М. Возможности бездотационного развития Республики Тыва // Регион: экономика и социология. 2005. -№ 2.-С. 61−75.
    73. Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации: Утверждено Постановлением Правительства РФ № 1470 от 22.11.1997.
    74. В.Г. Концессионный механизм как инструмент реализации транспортной стратегии // Транспортная стратегия России: Материалы науч.-практ. конф. (12−13 мая 2003 г., Новосибирск). Новосибирск, 2003. — С. 724−732.
    75. Т.М. Горнодобывающий комплекс Тывы и будущее республики // ЭКО 2006. -№ 10.-С. 111−116.
    76. Топливно-энергетическое сырье / Лебедев В. И., Кужугет К. С. // Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва: возможности его использования в 1999—2001 гг. и перспективы дальнейшего использования. Кызыл: ТувИКОПР, 1998. — С. 22−24.
    77. Крапчин И. П, Кудимов Ю. С. Уголь сегодня, завтра (технология, экология, экономика). -М.: Издательский дом „Новый век“», 2001. 216 с.
    78. Химические вещества из угля. М.: Химия, 1980. — 614 с.
    79. Е.Ж. Тувинские угли как сырье для химической промышленности (из доклада). // Учен. зап. ТНИИЯЛИ. Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1959. — Вып. 7, № 7, — С. 210— 212.
    80. П.В. Тувинские угли как база коксохимической промышленности Востока // Кокс и химия. 1958,-№ 6.-С. 10−11.
    81. Физико-химические особенности термохимических превращений газовых углей Каа-Хемского месторождения (02.00.04) / Институт химии и химической технологии СО АН СССР. Красноярск, 1990.
    82. К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. М.: ИНФРА-+М, 2003. — 972 с.
    83. А., Кузнецов С. Методика выбора отраслей для создания прямых и сопряженных рабочих мест // Экономист. 2000. — № 5. — С. 36−44.
    84. В.Н., Маркова В. М., Соям М. К. Угольные проекты Сибири // ЭКО 2006. -№ 10.-С. 106−110.
    Заполнить форму текущей работой