Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности формирования и реализации человеческого капитала в условиях трансформационной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно актуальной проблема формирования и реализации человеческого капитала является для трансформационной экономики России, которая переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной системе хозяйствования. В 1990;е годы около 40% работников в России сменили профессию. Данное явление получило название «великая ре-аллокация человеческого капитала». ' Связанное с этим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ
    • 1. 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
    • 1. 2. ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ КАК РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
    • 1. 3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЗДОРОВЬЕ
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
    • 2. 1. ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
    • 2. 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
  • ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 3. 1. ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТДАЧИ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
    • 3. 2. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Особенности формирования и реализации человеческого капитала в условиях трансформационной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, с его уровнем образования и квалификации, состоянием здоровья и социальными связями.

Особенно актуальной проблема формирования и реализации человеческого капитала является для трансформационной экономики России, которая переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной системе хозяйствования. В 1990;е годы около 40% работников в России сменили профессию. Данное явление получило название «великая ре-аллокация человеческого капитала».' Связанное с этим обесценение накопленного во времена СССР человеческого капитала коснулось не только знаний и навыков, которые люди получают в системе формального образования, но и специфического человеческого капитала, который приобретается в процессе производственной деятельности на рабочих местах. Эти деструктивные изменения привели к резкому снижению производительности труда в России.

Серьезной угрозой для экономического развития страны является также неудовлетворительное состояние здоровья экономически активного населения России, на которое обратил внимание в своем выступлении перед Федеральным Собранием 25 апреля 2005 года Президент В. В. Путин. В частности он сказал, что «мы не можем мириться с тем, что российские женщины живут почти на 10, а мужчины — на 16 лет меньше, чем в странах Западной Европы».

Приоритетной задачей внутренней политики Правительства Российской Федерации на 2007 и последующие годы определено сохранение и развитие человеческого капитала как основного фактора экономического роста страны. Значительные средства бюджетов всех уровней расходуются на развитие системы здравоохранения и образования, которые ранее считались непроизводительными и финансировались по остаточному принципу. Только на реализацию федеральных целевых программ в 2007 году будет израсходовано около 700 млрд. рублей. Понимание категории «человеческий капитал» и особенностей его формирования в трансформационной экономике является важным для оценки эффективности государственных и муниципальных инвестиций.

Экономисты с давних пор проявляют интерес к человеку как особому объекту анализа, что подтверждают работы В. Петти, А. Смита, Д. Риккардо, Дж. С. Милля, Г. Госсена, С. Джевонса, К. Менгера, А. Маршалла, К. Маркса, Й. Шум-петера, Т. Веблена, Ф. Хайека, Дж. М. Кейнса и многих других. Множественность концепций экономического анализа человека объясняется различием в научных предпосылках и методах исследования, а также диктуется разнообразием возникающих проблем, определяющих контекст исследования.

В 50−60-х годах XX века сформировалась теория человеческого капитала, которая получила развитие трудах Т. Шульца, Г. Беккера, Б. Вейсброда, Дж. Минцера, JI. Хансена, М. Блауга, С. Боулса, Й. Бен-Порэта, Р. Лейарда, Дж. Псахаропулоса, Ф. Уэлча, Б. Чизвика и многих других исследователей. Разрабатывающие теорию человеческого капитала экономисты вторглись в сферы, которые традиционно исследовались представителями других общественных наук, за что были обвинены в экономическом империализме.

Исследованием проблем развития человеческих способностей занимались советские и российские экономисты. Экономическая роль образования и проблема нравственного капитала исследовалась Н. Мордвиновым, Н. Чернышевским, А. Шторхом, А. Бутовским, И. Бабстом, И. Янжулом, А. Чупро-вым, Б. Пихно. В рамках марксисткой традиции проблемы образования и квалификации разрабатывались С.Г. Струмили-ным, В. И. Басовым, А. Б. Дайновским, Е. Н. Жильцовым, В. Е. Комаровым, C.JI. Кастаняном, Л. И. Тульчинским, Г. А. Егиа-заряном, В. А. Жаминым и многими другими. В. Гойло и Р. И. Капелюшников впервые в советской экономической литературе проанализировали теорию человеческого капитала. Исследованием моделей человека и его экономического поведения занимаются В. С. Автономов, М. Критский, А. Добрынин, С. Дятлов, Б. Лисовик, К. Сабирьянова и многие другие.

Особую роль в формировании и реализации человеческого капитала играют социальные сети, формирующие социальный капитал как элемент человеческого капитала. Изучением социального капитала занимались П. Бурдье, Дж. Коулмен, Ф. Фукуяма, Г. Беккер, М. Коул, М. Шифф, Р. Эмерсон, К. Кук, Митчелл, В. В. Радаев и другие.

Объектом исследования являются наемные работники, их образование и квалификация, состояние здоровья, социальные связи.

Предметом исследования — социально-экономические отношения, определяющие формирование и реализацию человеческого капитала.

Целью работы является выявление особенностей формирования и реализации человеческого капитала в условиях трансформационной экономики.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

— исследовать методологические основы теории человеческого капитала, определить его структуру;

— выявить особенности определения и измерения основных видов человеческого капитала: образования, квалификации, здоровья, социальных связей;

— дать эконометрическую оценку отдачи от инвестиций в человеческий капитал;

— выявить социально-экономические последствия неудовлетворительного состояния здоровья населения;

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков экономики, а также отечественных и зарубежных экономистов, работающих в рамках неоклассического и нового институционального направления экономической науки и изучающих проблемы формирования человеческого капитала, содержание этой экономической категории, классификацию видов человеческого капитала, особенности его реализации и оценки.

Диссертационное исследование основывается на общенаучной методологии, предполагающей системный подход к решению проблем, единство исторического и логического, качественного и количественного анализа. В работе используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, а также экономико-статистические методы и модели.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— уточнено определение категории «человеческий капитал»;

— определена сущность, роль и место социального капитала в структуре человеческого капитала;

— выявлены ошибки измерения основных элементов человеческого капитала, которые необходимо учитывать при интерпретации результатов исследований;

— измерено воздействие уровня образования, квалификации и социальных связей на заработную плату и возможности трудоустройства;

— обоснована приоритетность решения проблемы высокой смертности с позиций теории человеческого капитала на основе анализа социально-экономических последствий неудовлетворительного здоровья.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что уточнено понятие «человеческий капитал» с учетом роли социального капитала в развитии воплощенных в человеке способностей в условиях трансформационной экономики.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования комплексного подхода при разработке государственных и муниципальных программ развития образования и здравоохранения, что обеспечит повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов экономики труда, истории экономических учений.

Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на конференции Консорциума экономического образования и исследований (EERC, Москва). Материалы диссертации были использованы в процессе обучения студентов и аспирантов Ижевского государственного технического и Удмуртского государственного университетов.

В первой главе «Человеческий капитал, его структура и методы измерения» исследуются история развития и методологические основы теории человеческого капиталавыявлены особенности определения, измерения, формирования образования, квалификации и здоровья как элементов человеческого капитала.

Во второй главе «Социальный капитал в структуре человеческого капитала» определена сущность, роль и место социального капитала в структуре человеческого капиталарассмотрены проблемы определения, измерения и формирования социального капитала.

В третьей главе «Человеческий капитал трансформационной экономики» измерено воздействие уровня образования, квалификации и социальных связей на заработную плату и возможности трудоустройстваобоснована приоритетность решения проблемы высокой смертности с позиций теории человеческого капитала на основе анализа социально-экономических последствий неудовлетворительного здоровья.

В заключении представлены основные результаты и выводы исследования.

Основные выводы проведенного исследования представлены ниже.

1. Категория «человеческий капитал» представляет собой чрезвычайно сложное и многогранное понятие, поэтому-закономерно существование множества определений, обусловленных различными авторскими подходами к анализу проблемы. Как правило, под человеческим капиталом понимают воплощенную в человеке способность приносить доход. Эта способность включает в себя как врожденные, так и приобретенные характеристики человека: физические, интеллектуальные, психологические. К важным компонентам человеческого капитала относят также потенциал трудовой мобильности, мотивацию, уровень потребностей человека, которые определяют стремление человека к усердной работе и проявлению инициативы .

Данный подход, однако, не позволяет учесть влияния множества таких факторов, как, например, социальные связи, репутация, нравственные позиции человека. Названные факторы, не являются чисто экономическими, но оказывают существенное влияние на результаты экономической деятельности человека, фирмы и общества в целом. Учесть влияние этих факторов позволяет понятие «социальный капитал», которое автор определяет как социальные нормы, сети, связи и доверие. Социальный капитал является видом человеческого капитала. Запас социального капитала создает условия для реализации всех других элементов человеческого капитала, облегчает индивиду доступ к ресурсам других экономических агентов, способствует более эффективному использованию собственных.

Социальный капитал человека следует включать в определение человеческого капитала, потому что, с одной стороны, принадлежность индивида к различным социальным сетям и формальным группам, его способность вызывать доверие окружающих позволяет получать дополнительную информацию, увеличивать производительность труда. С другой стороны, создание и поддержание социальных связей требует материальных инвестиций.

2. В работе были выявлены особенности количественной оценки основных элементов человеческого капитала на микроэкономическом уровне, а также ошибки измерения, которые могут привести к неправильной интерпретации результатов исследований.

В современной экономической литературе принято, что количество лет обучения является хорошим индикатором уровня образования, этот показатель не подвержен серьезным систематическим ошибкам измерения. Иногда в исследованиях используется показатель полученной степени образования (если учесть, что некоторым приходится для получения диплома тратить больше или меньше времени, чем обычно). В редких случаях исследователи пытаются измерить еще и качество обучения, включая в эмпирический анализ такие переменные, как уровень расходов учебного учреждения в расчете на одного ученика, количество учебных дней в году, внешние рейтинги учебных учреждений.

Запас навыков, приобретенных в ходе трудовой деятельности, измерить труднее. Обычно опыт работы оценивают как количество лет трудового стажа. Но при проведении опросов эта переменная часто не определяется, поскольку респонденты затрудняются с ответом. На практике исследователи рассчитывают стаж расчетным путем: возраст минус количество лет обучения и минус семь лет. Предполагается, что все рабочие пошли в школу в семь лет и тратили свое время только на работу и учебу. Такие вычисления не применимы к женщинам, так как они могли находиться в декретном отпуске, к мужчинам, которые служили в армии, к тем людям, которые находились продолжительное время без работы по другим причинам или работали неполный рабочий день.

В современных научно-теоретических концепциях здоровье рассматривается либо как отсутствие болезнейлибо как способность работать, исполнять те функции, для которых индивид был социализированлибо как благополучие. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Это определение здоровья позволяет по-другому подойти к проблеме охраны здоровья — отказаться от традиционного узкого понимания охраны здоровья исключительно с медицинской точки зрения как деятельности по лечению и профилактике различных заболеваний населения. С другой стороны такое широкое определение здоровья не позволяет использовать его в прикладных исследованиях.

Оценка взаимосвязи между здоровьем и социально-экономической активностью могут быть очень чувствительны к используемым способам измерения здоровья. Ошибка измерения статуса здоровья отчасти является случайной, отчасти систематической, поэтому необходимо уделять больше внимания измерению. Во многих случаях это подразумевает усреднение данных (чтобы уменьшить случайные искажения), учет особенностей показателей для снижения систематической ошибки или исключение индикаторов, которые более склонны к ошибке.

3. В ходе диссертационного исследования было измерено воздействие уровня образования и квалификации на заработную плату и возможности трудоустройства.

Оценка воздействия образования, специфических навыков и общего стажа работы проводилась на основе уравнения заработной платы Дж. Минцера, ставшего стандартным для вычислений подобного рода. Оценка коэффициентов уравнения была проведена с помощью регрессии по методу наименьших квадратов.

Норма отдачи от инвестиций в образование составила 7,3% прироста заработной платы на каждый год обучения. Таким образом, частные нормы отдачи от инвестиций в образование находятся на высоком уровне как по сравнению с другими странами, так и по сравнению с советским периодом и последним десятилетием XX века. Коэффициенты, определяющие норму отдачи от общего и специфического стажа работы, являются статистически незначимыми при 5% уровне.

Независимые переменные в уравнении определяют лишь 15,8% вариации уровня заработной платы. В уравнении не были учтены другие факторы заработной платы, в первую очередь накопленный социальный капитал в виде связей, принадлежности к определенным неформальным группам. Более 68% опрошенных ответили, что устр’оились на последнее место работы по знакомству. Поэтому следует считать уровень образования необходимым, но не достаточным для получения высокооплачиваемой работы.

Обладание человеческим капиталом увеличивает вероятность трудоустройства. За исключением лиц с незаконченным высшим образованием, более образованные имеют уровень занятости выше для всех возрастных групп.

4. В работе была обоснована приоритетность решения проблемы высокой смертности с позиций теории человеческого капитала на основе анализа социально-экономических последствий неудовлетворительного здоровья населения.

Смерть ребенка является огромной потерей, нравственной трагедией и психической травмой прежде всего для семьи. Преждевременная смерть взрослого человека, получившего воспитание и образование, обладающего квалификацией и другими элементами человеческого капитала, является невосполнимой утратой не только для его семьи, но и для всего общества, инвестировавшего в развитие способностей этого человека и рассчитывающего на получение отдачи от своих вложений.

Особенно актуальной проблемой является крайне высокая смертность среди мужчин трудоспособного возраста. В 2001 году вероятность того, что пятнадцатилетний мальчик не доживет до 60 лет, превышала 40 процентов, т. е. была на 16% выше, чем в Бразилии, и вдвое выше, чем в Турции.

Основной причиной высокой смертности в России являются неинфекционные заболевания и травматизм. Поскольку многие неинфекционные заболевания являются хроническими, они требуют дорогостоящего и длительного лечения, что является обременительным для системы здравоохранения.

Короткая ожидаемая продолжительность здоровой жизни приводит к тому, здоровая когорта населения среднего возраста имеет вероятность дожить до старости без утраты трудоспособности почти на 70% меньше, по сравнению с европейскими странами.

Средние потери рабочего времени из-за плохого состояния здоровья в России составляют 10 дней на одного работника в год, в 15 странах Европейского союза этот показатель составляет 7,9. Отсутствие на рабочем месте по болезни приводит к прямым затратам на выплату пособий по болезни, а также к косвенным издержкам из-за снижения производительности. Общая оценка потерь рабочих дней по болезни в России варьируется от 0,55 до 1,37% ВВП. Этот показатель не отражает других последствий высокой заболеваемости, таких как снижение производительности труда и смертность.

Неудовлетворительное состояние здоровья населения отрицательно сказывается на обеспеченности трудовыми ресурсами, поскольку вероятность раннего выхода на пенсию или увольнения и получения доходов исключительно в виде государственной пенсии для работников, страдающих хроническими заболеваниями и алкоголизмом, выше, чем для здоровых людей. Хронические заболевания приводят к тому, что трудовая деятельность среднестатистического россиянина сокращается примерно на два года.

Для современной России характерно снижение доли взрослого населения трудоспособного возраста и увеличение доли пожилых людей, что имеет негативные экономические последствия, в том числе и для пенсионной системы. Однако, что здоровое население пенсионного возраста представляет самостоятельный неиспользованный резерв рабочей силы. Поэтому необходимо создавать механизмы для привлечения и удержания пожилых работников, особенно высококвалифицированных. В этих условиях существенно важной становится забота о здоровье (трудоспособности) людей пожилого возраста.

Демографический кризис и плохое состояние здоровья населения России представляют проблемы для национальной безопасности: в предстоящие годы число мужчин призывного возраста резко сократитсяв военном бюджете придется увеличить долю средств на медицинское обслуживание, питание и борьбу с употреблением наркотических и токсических веществ среди призывников и солдатмалонаселенность территории страны может вызвать рост нестабильности и трудности в управлении и взаимодействии между регионами.

Ухудшение здоровья является серьезной проблемой, ставящей пределы экономическому развитию. Меры по снижению смертности требуют не прямых трансфертов населению, но развития эффективных государственных институтов здравоохранения, социальной защиты, пропаганды здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.М., Логинов Д. М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. 2002. — № 5. — С. 24−34.
  2. Е. Социальные ресурсы адаптации населения (количественная оценка)/ Обзор экономики России. Основные тенденции развития. М., 2002. -282с.
  3. М.Л., Полетаев А. В., Фатеева А. В. Российское образование в контексте международных показателей, 2004.Сопоставительный доклад. М.: Аспект Пресс, 2005. -187с.
  4. А. С. Здравоохранение и рынок //Общественные науки и современность. 1998. № 2.
  5. В.М. О формализме объектных отношений, или критика анализа социальных сетей // Социологические исследования. 2002. — № 2. — С. 98 — 105.
  6. П. Современная социология // Социс, 1996, № 1 С.141−142.
  7. Р. Источники посткризисного экономического роста в России// Вопросы экономики, 2005, № 1.
  8. А.И. Рабочая сила и трудовые ресурсы развитого социализма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -71с.
  9. У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад XX столетия в экономическую теорию// Вопросы экономики, 2001, № 2. С.73−107.
  10. Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. -672с.
  11. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования/Пер. с англ. М.: Academia, 1999. -783с.
  12. А. Дэниел Канеман и Верной Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности)//Вопросы экономики, 2003, № 1.
  13. Э. Практика эконометрики: классика и современность. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -863с.
  14. М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. Пер. с англ./Науч. ред. и вступит, статья B.C. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.
  15. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994. -720с.
  16. Г. В. Человеческий капитал фирмы// Вестник СПбГУ. Сер. 5, 1999, вып. 1 (5).
  17. Л.Б., Лисовик Б. С., Ломова И. Е. Человеческий капитал: организация и эффективность накопления в условиях формирования рынка труда. СПб.: ОАО «ПФП», 2002. -188с.
  18. А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире// Вопросы экономики, 2003. № 5.
  19. П. Практический смысл. СПб., 2001.
  20. П. Социальное пространство и генезис классов / Социология политики. М.: Socio — Logos, 1993. -235с.
  21. Н.А. Культурные корни социального капитала // Социологические исследования. 1999. — № 8. — С. 144 -148.
  22. Г. А., Ползик Е. В., Макаров Е. Н., Насыбуллина Г. М., Кныш О. С. Оценка величины экономического ущерба, вызванного неблагоприятным состоянием здоровья населения промышленного города// Экономика здравоохранения. 2003. № 1.
  23. Ю. «Дорогой человек» эпохи НТР//Мировая экономика и международные отношения, 1991, № 11.
  24. Экономика и социология доверия/Ю.В. Веселов, Е.В. Ка-пусткина, В. Н. Минина и др.- Под ред. Ю. В. Веселова. -СПб.: Социол. общество им. М. М. Ковалевского, 2004. -836с.
  25. Н. Российский рынок рабочей силы и опыт Запада // Мировая экономика и международные отношения, 1992, № 8.
  26. Восприятие здоровья и связанных с ним привычек и установок (Сравнительное исследование взрослого населения в Хельсинки и Москве). М., 1998. -227с.
  27. Воспроизводство рабочей силы и повышение эффективности использования трудовых ресурсов / Под ред. Ф. М. Волковой, B.C. Немченко, В. Я. Ягодкиной. М., 1971. -279с.
  28. . Эффективность общественных затрат на образование // Вопросы экономики. 1973. № 11.
  29. Всемирная организация здравоохранения: Основные доку-менты//Под ред. Р. Калимо, М. А. Эль-Батами, K.JI. Купера. Женева, 1989. -211с.
  30. Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России/ /Вопросы экономики, 2003, № 5.
  31. И. Повышение гибкости актуальная проблема современного рынка труда // Мировая экономика и международные отношения, 1991, № 10.
  32. И., Иванов Н., Михина М. Стратегия развития человеческих ресурсов в условиях перехода к рын-ку//Мировая экономика и международные отношения, 1992, № 9.
  33. В. С. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. М.: Наука, 1975. -231с.
  34. А. Факторы роста российской экономики и перспективы технического обновления//Вопросы экономики, 2004, № 5. С. 44−58.
  35. Я.И. Квалифицированный труд и методы его измерения. М.: Экономика. 1972. -231с.
  36. М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности/Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики/Сост. и науч. ред. В.В. Радаев- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
  37. С. Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. -210с.
  38. А.Б. Экономика высшего образования: планирование, кадры, эффективность. М.: Экономика.1976.
  39. Г. Гибкая рабочая сила в Великобритании/ /Мировая экономика и международные отношения, 1991, № 5.
  40. JI.С. Трудовой потенциал общества и социальная политика. М.: Наука, 1984. -159с.
  41. Г. Г. К новой модели человека//Мировая экономика и международные отношения.1989. № 9.
  42. А.И., Дятлов С. А., Циренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. -309с.
  43. В.А. Оценка качества выпускников ВГУЭС по итогам анкетирования работодателей // Перспективные технологии оценки и мониторинга качества в образовании. Сборник научных трудов. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2003. С.45−86.
  44. С.А. Инвестиции в человеческий капитал: критерии эффективности//Известия СПбУЭФ, 1996. № 4.
  45. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: СПбУЭФ, 1994. -187с.
  46. С.А. Человеческий капитал России: проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики. СПб.: СПбУЭФ, 1995.
  47. В.А. Экономика образования (вопросы теории и практики). М.: Просвещение. 1969. -224с.
  48. В.Д. Здоровье как антропологическая проблема // Человек. 2002. № 6.
  49. Н.А., Одегов Ю. Г., Андреев К. Л. Трудовой потенциал промышленного предприятия. Саратов, 1988.-133с.
  50. И. В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб.: СПбУЭФ, 1996. 225с.
  51. История экономических учений (современный этап) / Под общ. ред. А. Г. Худокормова. М: ИНФРА- М, 1998. -430с.
  52. Р. И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М.: Наука, 1981.-287с.
  53. Р. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности // Вестник общественного мнения. № 4(78), 2005. с.46−54.
  54. Е.В. Трудовые ресурсы формирование и использование. — М. 1975. -144с.
  55. М.Б. ФРГ: образование и экономика. М.: Наука.1973. -200с.
  56. Концепция демографического развития РФ до 2015 года // Российская газета, 16.10.01.
  57. Копачева Е. Инвестирование в людей выгодно. Но не в России // Экономика и жизнь.1998. № 20
  58. В. Экономическая реформа в здравоохранении //Вопросы экономики. 1990. — № 11.
  59. С. JI. Предмет и метод экономики образования.- М., 1976. -188с.
  60. Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. — № 3. — С. 121- 139.
  61. А. С дипломом за границу//Аргументы и факты, 2004, № 1.
  62. М.М. Человеческий капитал. JI.: ЛГУ, 1991.-117с.
  63. Я. Непосредственно общественный характер рабочей силы и труда // Вопросы экономики, 1982, № 8.
  64. Э. Экономический рост и реформы в России //Вопросы экономики, 2002, № 6.
  65. Я., Бендукиздзе К., Юдкевич М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. -442с.
  66. Я., Радаев В, Яковлев А, Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможность культивирования институциональных изменений) // Вопросы экономики, 2005. № 5.
  67. Н. Специфика российского рынка труда// Человек и труд.2003. № 5.
  68. А.П. Здоровье фундамент деловых успехов // Управление персоналом. 1997. № 10. С.88−90.
  69. Л., Некипелова Е. Миграция выпускников за рубеж потеря для российской науки// Человек и труд. 2003. № 5.
  70. О.В. Обучение на рабочем месте в России: определяющие факторы и отдача. М.: EERC, 2006.-34с.
  71. Ю.П. Слово о здоровье. М.: Советская Россия. 1986. -189с.
  72. Н.А. Тест «Здоровье и работоспособность» // Управление персоналом. 1997. № 11.
  73. Д. Экономика развития. М.: Экзамен, 2001. -77с.
  74. А. Доверие и трансакционные издержки // Вопросы экономики.2003.№ 1.
  75. Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективы оценки здоровья населения. М.: ПЕРСЭ. 2002. -186с.
  76. В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука. 1991. -239с.
  77. А. Принципы экономической науки. Т. 1.- м.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993. -414с.
  78. В.А. Перед вызовами постиндустриализма: взгляд в прошлое, настоящее и будущее экономики России. -М.: Альпина Паблишер, 2003. -189с.
  79. Т. Н. Экономические проблемы роста населения и использование трудовых ресурсов в СССР. М., 1978. -151с.
  80. .А. Здоровье должно быть престижным // Российская врачебная газета. Медицинский вестник. 30.07.2002.
  81. П., Роберте Дж. Экономика, организации, менеджмент. В 2-х т.т. СПб.: Экономическая школа. 1999.-840с.
  82. С.М. Здоровье и продолжительность жизни населения Земли // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2002. № 1.
  83. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Российская программа экономических исследований. — Научные доклады. — № 99 / 04. -46с.
  84. А. Конституция российского рынка. Институциональная экономика/Под общ. ред. А. Олейника. М.: Инфра-М, 2005. -435с.
  85. В.В. Методы анализа социальных сетей на примере визуализации структуры предпочтения профессий // Социология: 4 М. 2001. — № 13. — С. 60−75.
  86. А. Человеческие качества. М.: Прогресс.1980. -224с.
  87. К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // Thesis, 1993 Вып.2. С.10−17.
  88. Политика по контролю кризисной смертности в России в переходный период / Под редакцией В. М. Школьникова и В. В. Червякова Программа развития ООН/Россия. Институт международных исследований семьи/Москва. Проект № RUS/98/G51. 2000. 191 с.
  89. Е.А. Человеческий капитал в современной экономике России: проблемы формирования и реализации. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. 184 с.
  90. В. Парадоксы демографии//Политический журнал № 22 (117). 2006. www.politjournal.ru
  91. Е., Бородаевский А. Экономические права человека: рынок труда и собственность // Мировая экономика и международные отношения, 1991, № 7.
  92. Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М.: Мысль. 1973. -301с.
  93. .Б. Здоровье человека как функция истории и географии // Энергия: экономика, техника, экология. 2002. № 3.
  94. Дж. Концепции и неправильные представления о теории человеческого капитала // Экономика образования, 2001, № 1. С.13−16.
  95. Дж. Теория профессионального образования. Советы тем, кто планирует профессиональное образование // Экономика образования, 2000. № 4.
  96. В.Т. Главная производительная сила социалистического общества и экономические законы ее развития. -Л.: изд-во ЛГУ, 1979. -13бс.
  97. Рано умирать. Проблемы высокого уровня заболеваемости и преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний и травм в РФ и пути их решения. Доклад Всемирного банка, 2005. — 31с.
  98. Региональные проблемы и управление здоровьем населения России / Под ред. В. Д. Белякова. М.: Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора России. 1996. -438с.
  99. Российский статистический ежегодник: статистический сборник / Госкомстат России. М., 2005.
  100. Русские экономисты (XIX н. XX веков) / Ред.-сост. JI.A. Зубченко, Л. И. Зайцева.- М.: Институт экономики РАН. 1998. -226с.
  101. К.З. Экономика человеческого богатства. Уральский университет. Свердловск, 1990. (Рук. деп. В ИНИОН РАН № 42 357 от 10.07.90).
  102. К. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда // Вопросы экономики. 1998. № 1. С.42−58.
  103. Г. А. Рациональность как процесс и продукт мышления // Thesis, 1994, вып. 3. С.16−38.
  104. В. Ю. Некоторые итоги развития системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Здравоохранение Российской Федерации, 2002, № 3.
  105. Г. П., Чижова Л. С. Трудовой потенциал страны. М., 1982. -64с.
  106. А. Исследовании о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз. 1935. Т. 1. -319с.
  107. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред. сост. и предисл. А. Ю. Сагомонова: Пер. с англ. -М.: Политиздат, 1992. -542с.
  108. Социальный капитал и социальное расслоение в современной России. М.: Альпина паблишер, 2003. -384 с.
  109. В. Социальный капитал в социологической перспективе: теоретико-методологические аспекты исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. -№ 2. — С. 24−41.
  110. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука. 1982. -733с.
  111. С.Г. Хозяйственное значение народного образования/Проблемы экономики труда. М.: Наука. 1982. -419с.
  112. В. Роль государства в экономике: американский опыт // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 4.
  113. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. М.: ВНИИМИ, 1988. -188с.
  114. С.А. Основные подходы к исследованию социального капитала // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. 2006. Выпуск 103−4. — С. 14 — 19.
  115. В. Реформа российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики, 2005, № 3.
  116. Тихонова Н. Е. Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность, 2004, № 4. С.24−35.
  117. О.А., Румянцева М. Н. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена // Российский журнал менеджмента. 2003. Выпуск 1. — С. 77 — 102.
  118. Трудовой потенциал социалистического общества. Ярославль, 1986. -128с.
  119. О. Экономические институты капитализма. -СПб.: Лениздат, 1996. -227с.123. Уильямсон О. И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // Thesis, 1993, вып. 3. С.39−49.
  120. М. Если бы деньги заговорили./ Пер. с англ. -М.: Дело, 1998. -348с.
  121. Ф. Великий разрыв /Пер. с англ.-М.:"Издательство ACT", 2004. 474 с.
  122. Ф. Доверие. Социальные добродетели и создание благосостояния / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  123. Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика. 1992. -175с.
  124. Ч. Алчущий дух. За гранью капитализма: поиск цели в современном мире/Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  125. . Рабочая сила и ее особенности в период развитого социалистического общества. М., 1978.-168с.
  126. Р. Теоретическая социология Джеймса Коулмена: аналитический обзор // Социологический журнал, 1996. №½ .
  127. П.Н. Природа социального капитала: социально-психологический подход / / Общественные науки и современность, 2003, № 2.
  128. Т. Ценность детей // Thesis, 1994, № 6. С. 3749.
  129. Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 800с.
  130. Г. Какую экономику и какое общество мы собираемся построить и как этого добиться? // Вопросы экономики, 2004, № 4.
  131. Е. Бремя государства и экономический рост (либеральная альтернатива) // Вопросы экономики, 2002, № 11.
  132. Andreev Е. Demographic consequences of mortality reversal in Russia. Tours, 2005.
  133. Atrostic B.K. The Demand for Leisure and Nonpecuni-ary Job Character statistics.// American Economic Review. -1982. № 72:3, — June, pp.428−440.
  134. Azariadis С. Implicit Contracts and Unemployment Equilibria // Journal of Political Economy. December 1975. Vol. 83.
  135. Ben-Porath Y. The Production of Human Capital and the Life Cycle of Earnings // Journal of Political Economy, 1967, 75:4, August.
  136. Barron, J., M. Berger, and D. Black Do Workers Pay for On-the-Job Training, The Journal of Human Resources 34 (2), 1999.
  137. Bassanini, A., Booth A., Brunello G., De Paola M., and Leuven E. Workplace Training in Europe, IZA Discussion Paper No. 1640, 2005.
  138. Bennet N., Bloom D., Ivanov S. Macroeconomic consequences of the Russian mortality crisis//World Development. Vol.26. 1998.#11. P.1957−1975.
  139. Blaug M. An Introduction to the Economics of Education. L.: Penguin Books, 1972.
  140. Bobak M., Kristenson M. Life span and disability: a cross sectional comparison of Russian and Swedish community based data// British medical journal. 329 (7469), 2004.
  141. Bowen H. et. al. Investment in Learning. The Individual and Social Value of American Higher Education. San-Francisco, Wash. — L.: JOSSEY-Bass, 1977.
  142. Charles K., P. Kline. Relational Costs and the Production of Social Capital: Evidence from Carpooling. NBER Working Paper 9041, 2004. http://www.nber.org/papers/w9041
  143. Coase R. The New Institutional Economics // Journal of Institutional and Theoretical Economics, March 1984, v. 140.
  144. Coleman J. S. Foundations of Social Theory. Cambridge: Belnap Press of Harvard University Press, 1990.
  145. Coleman, J. S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology, 1988, V. 94.
  146. Correa H. A Conceptual Model of Health // Research in Human Capital and Development. Vol. 3. Greenwich: JAI Press, 1983.
  147. Currie J, Madrian B. Health, health care and the labor market// Handbook of labor economics, Vol. 3. Elsevier Science, 1999.
  148. Davenport Th. Human Capital. What It Is and Why People Invest It? San Francisco, 1999.
  149. Dhesi A. Human Capital Formation and its Utilization. N.D.: Sterling Publishers PVT Ltd, 1979.
  150. Doyle D. Capital Formation and Movement: The Human Dimension // AEI Foreign Policy and Defense Review. 1985. -Vol.5. № 4.
  151. Dustmann Chr., Windmeijer F. Wages and the Demand for Health A Life Cycle Analysis / Discussion Paper No. 171, July 2000.
  152. Ettner S. The impact «parent care» on Female Labor Supply Dicision // Demography, 1995, № 32.
  153. Fagerlind J. Formal Education and Adult Earnings. Stockholm, 1975.
  154. Fogel R. Economic Growth, Population Theory and Physiology and the Bearing of Long-term Processes on the Making of Economic Policy // American Economic Review, 1994, № 84.
  155. Jacobs, J. The Life and Death of Great American Cities, Random House, New York, 1961.
  156. Jencks Gh. et al. Ireguality: A Reassesment of the Effect of Family and Schooling in America. N. Y. 1972.
  157. Halman L. The European Values Study: A Third Wave. Tilburg: EVS, WORC, Tilburg University, 2001.
  158. , L. «The Rural School Community Center», Annals of the American Academy of Political and Social Science, No. 67, 1916.
  159. Harter, S. Stretching the Concept of лSocial Capital'// Communist Economies and Economic Transformation, Vol. 10, No. 2, 1998. p.270−278.
  160. Granovetter M. Getting a Job: A Study of Contacts and Careers. Cambridge. MA, 1974.
  161. Griliches Z. Estimating the Returns to schooling: some econometric problems.// Econometrica. 1977, № 45, p.1−22.
  162. Grossman M. The Demand for Healrh: A Theoretical and Empirical Investigation. N.Y., 1972.
  163. Glaester, E.L. The Formation of Social Capital/ J.F.Helliwell (ed.), The Contribution of Human and Social Capital to Sustained Economic Growth and Well-being: International Symposium Report, Human Resources Development Canada and OECD. 2001.
  164. Glied Sh, Lleras-Muney A. Health Inequality, Education and Medical Innovation. June, 2003 // http://papers. nber.org/papers/W9738.
  165. Knack, S. and Keefer, P. Does Social Capital Have an Economic Payoff? A Cross-Country Investigation// Quarterly Journal of Economics, Vol. 112 (4), 1997. pp. 12 511 288.
  166. Lambrinos J. Health: a source of bias in labor supply models.//The Review of Economics and Statistics. 1981, № 63, C. 206−212.
  167. Machlup F. The Economics of Information and Human Capital. Princeton. Princeton University Press, 1984.
  168. Manning W.G., Newhouse J.P., Ware J.I. The Status of Health in Demand Estimation: or beyond excellent, good, fair or poor. // Economic Aspect of Health. Chicago.- University of Chicago Press.-1982.-pp. 143−181.
  169. Measuring the Nation’s Material Wealth. Washington: U.S. Government Printing Office, 1965.
  170. Mincer J. Schooling, Experience and Earnings. N.Y.: Nat. Bur. Econ. Res., 1974.
  171. Mossey J.M., Shapiro E. Self Rated Health: a Predictor of Mortality among the Elderly. // American Journal of Public Health, 1982, — № 72, pp. 800−808.
  172. Mullahy J, Sindelar J. Effects of Alcohol on Labor Market Success: Income, Earnings, Labor Supply and Occupation// Alcohol Health and Research World, 1992, № 16.
  173. Oi W. The Fixed Employment Costs of Specialized Labor. // The Measurement of Labor Cost. Chicago, University of Chicago Press. -1983. pp.63−122.
  174. Over M. et. al. The consequences of adult ill-health.// The health of adults in the developing world. Oxford: Oxford u. press, 1992.
  175. Parsons D.O. Health, Family structure and Labor Supply // American Economic Review, 1977, № 67.
  176. Petro N.N. Creating Social Capital in Russia: The Novgorod Model // Word Development 29, 2001, pp. 229−244.
  177. Putnam R. The Prosperous Community: Social Capital and Public Life, American Prospect 13 (1993). PP. 35−42. 187. Sabirianova K. The Great Human Capital Reallocation. Working Paper #2K/11. M.: EERC, 2001.
  178. Schultz Th. Capital formation by Education. Journal of Political Economy, December, 1960.
  179. Schultz P., Tansel A. Wage and labor supply effects of illness in Cote d’lvoire and Ghana.// J. devel. econ., Aug. 1997, 53(2).
  180. Strauss J., Thomas D. Health, Nutrition and Economic Development//Journal of Economic Literature, 1998, № 36.
  181. Taubman P. The Relative Influence of Inheritable and Environmental Factors and the Importance of Intelligence in Earnings Functions. In: Personal Income Distribution. Ed. W. Krelle, Amsterdam, 1978.
  182. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1970.
  183. Weiss Y. The Determination of Life cycle earnings: a survey / 0. Ashenfelter and R. Layard. Handbook of Labor Economics. New York, 1986.
  184. Wiles P. The Correlation between Education and Earnings: The External-Test-not-Content-Hypothesis (ETNC). Higher Education, 1974, vol. 3, № 1.
  185. Willis R. Wage Determinants: A Survey and Reinter-pretation of Human Capital Earnings Functions // Handbook of Labor Economics, 1986, Vol. 1, Amsterdam: North Holland Elsevier Science Publishers.
  186. Woolcock, M. Social Capital: The State of the Notion. Helsinki: Global and Local Perspectives, 1999.
Заполнить форму текущей работой