Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика расследования преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулированные автором научные выводы и практические рекомендации внедрены в учебный процесс Академии экономической безопасности МВД России. Материалы исследования используются в практической деятельности Главного управления собственной безопасности МВД Россиис участием диссертанта подготовлен информационный обзор «Об опыте работы по обеспечению собственной безопасности сотрудников, выявляющих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Криминалистическая характеристика преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения
    • 1. Общественная опасность и криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых против лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения
    • 2. Способы преступных посягательств
    • 3. Обстановка совершения преступления
    • 4. Личность преступника. Личность потерпевшего
  • Глава II. Особенности планирования расследования преступных посягательств в отношении лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения, и тактики отдельных следственных действий
    • 1. Типичные следственные ситуации и планирование расследования
    • 2. Особенности тактики отдельных следственных действий
    • 3. Использование специальных знаний при расследовании
    • 4. Противодействие раскрытию и расследованию преступлений и криминалистические методы его нейтрализации

Методика расследования преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последнее десятилетие в российской преступности и в деятельности правоохранительных органов России произошли большие изменения. Резко изменившиеся в 90-х годах XX века социально-политические и экономические условия жизни российского общества, неподготовленный переход к рыночной экономике, обвальный рост преступности, эскалация организованной преступной деятельности, коррумпированность многих чиновников в органах власти и управления, распространение мошенничества и других злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере и предпринимательстве, неэффективность в новых условиях ряда действовавших старых норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства отмечались многими социологами и юристами.

Затянувшаяся судебно-правовая реформа в 1997;2001 годах привела, наконец, к принятию новых уголовного и уголовно-процессуального кодексов. Новые условия жизни общества потребовали серьезного реформирования системы российских правоохранительных органов и их деятельности.

Экономические реформы привели к изменению налоговой политики, обусловили создание (1992 г.) и становление федеральных органов налоговой полиции. В марте 2003 года Президентом Российской Федерации был издан указ № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации», которым было решено упразднить ФСНП России, а функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и иных правонарушений передать во вновь созданную Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел России.

В этих условиях налоговые правонарушения приобрели устойчивую тенденцию все более широкого распространения — к началу 2002 года их количество увеличилось по сравнению с 1992 г. более чем в 40 раз.1 Фактором, стимулирующим их увеличение, стала активная организованная преступная деятельность, направленная на легализацию теневого капитала и его включение в товарно-денежный оборот с последующим извлечением сверхприбылей.

Рост криминальных проявлений в области экономики в определенной мере сдерживается деятельностью правоохранительных и контролирующих органов. Однако представители этих органов, выявляющие и расследующие налоговые правонарушения, нередко подвергаются различным посягательствам в целях противодействия их деятельности. Причем такое противодействие л приобретает характер негативного социального явления и осуществляется в отношении как расследования конкретных уголовных дел, так и деятельности правоохранительных органов в целом, всей системы обеспечения экономической безопасности государства.

Сотрудники правоохранительных и контролирующих органов3, выявляющие и расследующие налоговые правонарушения4, все чаще становятся объектом преступных посягательств в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Угрозы, шантаж, повреждение или уничтожение имущества сотрудников указанных органов, причинение вреда их здоровью и даже их убийства стали типичными способами негативного воздействия на них.

1 Бурлин С. А. Проблемы преодоления противодействия расследованию преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. Дисс. канд. юрид. наук. — Саратов, 2002. С. 3.

2 Волынский А. Ф., Лавров В. П. Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений (проблемы теории и практики)//Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. -М.: ЮИ МВД России, 1997. С. 93−99.

3 В контексте нашего исследования имеются в виду сотрудники налоговой полиции (до 1 июля 2003 года), сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, сотрудники ГУБНП ФСЭНП МВД России (правопреемника ФСНП России) и работники Министерства по налогам и сборам России (Федеральной налоговой службы Министерства финансов России).

4 Понятие «налоговые правонарушения» включает и налоговые правонарушения, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации выявляемые налоговыми органами, и налоговые преступления, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, выявляемые и расследуемые сотрудниками подразделений органов внутренних дел по борьбе с налоговыми преступлениями.

Так, если в 1992 году было зарегистрировано 90 преступлений и правонарушений, в том числе одно убийство, 21 телесное повреждение, 52 угрозы убийством, 7 краж со взломом служебных помещений налоговых инспекций, с уничтожением имущества и документов, 4 поджога служебных помещений и квартир, в 1993 году — 129 противоправных посягательств, в 1994 году — около 250 посягательствто в 1995 году уже почти в 4 раза больше — 9291, в 1996 году — 1028 преступных посягательств, в 1997 году — 1147, в 1998 году -940, в 1999 году — 1105, в 2000 году — 1298.2 В последующие годы ведомственные формы статистической отчетности были измененыобобщенных сведений о количестве совершавшихся преступлений исследуемой категории и возбуждавшихся ежегодно дел о них в статистических отчетах ГИЦ МВД РФ не содержится.

Вместе с тем далеко не все преступные посягательства исследуемой категории попадают в официальную статистику в силу различных причин. Зачастую они квалифицировались по статьям, предусматривающим ответственность за такого рода преступления без учета связи со служебной деятельностью потерпевшего (особенно в период действия УК РСФСР, т. е. до 1997 года).

Результаты исследования дел указанной категории показывают, что одна треть из них была прекращена по различным основаниям, по четверти дел действия преступника были переквалифицированы, а в 14% случаеврасследование приостановлено по настоящее время. У следователей прокуратуры, подразделений Следственного комитета при МВД России и оперативных работников органов внутренних дел отсутствуют необходимые методические рекомендации по выявлению и расследованию таких преступных посягательств.

Научная новизна исследования. Учеными-криминалистами и специалистами в области теории оперативно-розыскной деятельности.

1 См.: Федеральная служба налоговой полиции//Налоговая полиция в цифрах и фактах 19 921 997. — М.: ТОО «Стиль», 1997. С. 7.

2 По данным статистики ГУББК ФСНП России за 1996;2002 гг. проведено немало исследований в сфере методики расследования преступлений против личности, жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе и на диссертационном уровне. Результаты изложены в многочисленных монографиях, учебных и практических пособиях, главах учебников, руководствах для следователей, методических рекомендациях. Однако практика расследования посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения, специальному научному исследованию не подвергалась. До сих пор в отечественной науке нет диссертаций, специальных монографических работ и учебных пособий по этой проблеме (по сходной теме имеется лишь диссертационное исследование C.B. Пахомова «Проблемы методики расследования посягательств на сотрудника правоохранительного органа» — М., 2003), главы в «Руководствах для следователей»: В. И. Руднева (Расследование преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов (М., 1997) — С. П. Щербы и С. А. Приданова (Расследование посягательств на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов, лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование (М., 2001).

Методика расследования таких преступлений, имеющая определенную специфику (вызванную особенностями предмета посягательств, мотивами и целями, а также способами действий преступников, их взаимосвязью с налоговыми правонарушениями и т. д.), до настоящего времени не разрабатывалась.

В то же время за прошедшее десятилетие в органах налоговой полиции и других правоохранительных органах накоплен определенный опыт выявления, раскрытия и расследования указанных преступлений, требующий своего анализа, научного осмысления и обобщения.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в его результате разработаны необходимые практическим работникам органов внутренних дел и прокуратуры методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений исследуемой категории. Рекомендации, выработанные на основе проведенного исследования, могут быть полезны также при формировании новых частных методик большей степени общности — расследования преступлений, предусмотренных статьями 295, 296 и 298 Уголовного кодекса Российской Федерации. Такие методики пока тоже отсутствуют.

Основные цели диссертационного исследования заключались в разработке общих положений криминалистической методики расследования преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения (включая и криминалистические методы выявления и нейтрализации противодействия расследованию преступлений данной группы), и на этой основе — в подготовке методических рекомендаций для следователей и оперативных работников.

Достижение указанных целей обеспечивалось решением следующих задач:

1. Разработать криминалистическую характеристику преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения.

2. Раскрыть характер типичных следственных ситуаций, складывающихся при расследовании дел о таких преступных посягательствах.

3. Определить направления и методы расследования преступных посягательств указанной категории.

4. Выявить особенности тактики отдельных следственных действий и использования специальных знаний.

5. Разработать и внедрить методические рекомендации для следователей и дознавателей по раскрытию и расследованию преступных посягательств данного вида.

6. Внести предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса раскрытия и расследования преступлений исследуемой категории.

Объектом исследования стали практика раскрытия и расследования преступлений рассматриваемой категории, нашедшая отражение в уголовных делах, организационно-управленческих документах и в специальной литературе, а также законы и подзаконные акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов.

Предмет исследования — закономерности деятельности по подготовке, совершению и сокрытию преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения, а также деятельности следователей, дознавателей и оперативных работников по выявлению и расследованию указанных преступных посягательств.

Методологическая основа. В основу исследования положен диалектический метод научного познания. При исследовании применялись общенаучные и специальные методы: наблюдение, описание, сравнение, логический, исторический, статистический, сравнительно-правовойиспользовалась литература по философии, социологии, криминологии, уголовному праву, уголовному процессу и криминалистике.

Теоретической базой исследования послужили труды известных криминалистов Т. В. Аверьяновой, О Л. Баева, В. П. Бахина, P.C. Белкина, В. И. Брылева, А. Н. Васильева, Н. Т. Ведерникова, И. А. Возгрина, А. Ф. Волынского, В. Ю. Владимирова, В. К. Гавло, И. Ф. Герасимова, А. Ю. Головина, В. Н. Григорьева, Л. Я. Драпкина, A.B. Дулова, В. А. Жбанкова, A.A. Закатова, В. Д. Зеленского, Г. Г. Зуйкова, Е. П. Ищенко, В. Н. Карагодина, В. Я. Колдина, А. Н. Колесниченко, В. Е. Коноваловой, В. Е. Корноухова, Ю. Г. Корухова, A.M. Кустова, В. П. Лаврова, И. М. Лузгина, Н. П. Майлис, И. А. Николайчука, В. А. Образцова, И. Ф. Пантелеева, В. М. Плескачевского, A.C. Подшибякина, Н. И. Порубова, Л. Н. Посельской, H.A. Селиванова, Б. П. Смагоринского, В.А.

Снеткова, И. Н. Сорокотягина, Д. А. Турчина, А. Г. Филиппова, A.A. Хмырова,.

H.Г. Шурухнова, В. И. Шиканова, Н. П. Яблокова и других ученых.

Нормативно-правовую основу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные нормативно-правовые акты, относящиеся к теме.

Эмпирической базой исследования послужила практика деятельности органов прокуратуры, налоговой полиции и органов внутренних дел Центрального, Южного, Поволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов Российской Федерации, в том числе двадцати пяти субъектов Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Чувашия, Алтайский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Липецкая, Московская, Орловская, Омская, Пермская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Тюменская, Ульяновская области и г. Москва).

По специально разработанной анкете изучено 110 архивных уголовных дел об указанных выше преступлениях за период с 1995 по 2003 гг. и 145 материалов проверок, проведенных подразделениями собственной безопасности налоговой полиции и органов внутренних дел Исследовались дела, возбуждавшиеся по ст. ст. 105, 167, 296, 298, 306, 318 и 319 УК РФ, а также по ст. ст. 149, 176−2, 191−2 УК РСФСР.

На основе выборочных проверок можно утверждать, что нами изучено и проанкетировано не менее одной трети всех уголовных дел указанной категории, относящихся к периоду 1995 — 2003 годов.

Основные положения, выносимые на защиту. В работе обосновываются и выносятся на защиту следующие положения, выводы и рекомендации теоретического и прикладного характера:

I. В структуре преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения, на практике преобладают: оскорблениеугроза убийством, причинением вреда здоровьюприменение насилия в отношении представителя властиумышленное уничтожение, повреждение имуществазаведомо ложный доносклеветапосягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

2. В состав криминалистической характеристики преступных посягательств указанной категории должны быть включены: 1) сведения о типичных способах преступлений и следах-отражениях, возникающих в результате применения этих способов- 2) обстановка совершения преступлений;

3) типовая характеристика лиц, совершающих эти преступления;

4) типовая характеристика потерпевших.

3. Способ преступления в большинстве случаев складывается из действий виновного лица по совершению и сокрытию преступного деяния, без подготовки. Более трети преступных посягательств совершается одновременно различными способами (угрозы и применение насилия, угрозы и оскорбления, применение насилия и оскорбления).

4. Типичные элементы обстановки преступления — время совершения преступного посягательстваместо преступленияналичие заинтересованных свидетелей и конфликтной ситуации в связи с осуществлением потерпевшим служебной деятельности.

5. Типовой портрет личности преступника: лицо мужского пола среднего возраста, занятое в сфере бизнеса и предпринимательстваимеющее среднее и среднее специальное образованиеранее не судимоехарактеризующееся по месту работы положительно или нейтрально. Типовой портрет личности потерпевшего: лицо мужского пола, в возрасте от 30 до 40 лет, имеющее высшее образованиесостоящее в бракепроходящее службу (работающее) либо в подразделениях налоговых органов, либо в оперативных подразделениях правоохранительного органаимеющее стаж службы (работы) до 5-ти летположительно характеризующееся по месту службы (работы).

6. Перечень выделенных автором типичных исходных и последующих следственных ситуаций, пути разрешения этих ситуаций, методические рекомендации по их разрешению. Предложена классификация типичных следственных версий в зависимости от связи посягательства со служебной деятельностью потерпевшего сотрудника, личности преступника, законности действий лица, выявляющего и расследующего налоговые правонарушения, места, времени, цели и мотива совершения преступления.

7. Тактические особенности проведения отдельных следственных действий и сформулированные методические рекомендации по проведению допроса, выемки и осмотра документов, регламентирующих служебную деятельность потерпевшего правоохранительного органа, проведению очных ставок, контроля и записи переговоров.

8. Особенности использования специальных знаний при расследованиирекомендации, связанные с назначением отдельных судебных экспертиз по рассматриваемой категории дел — судебно-медицинскойэкспертизы огнестрельного или холодного оружиявзрыво-техническойпожарно-техническойсудебно-психиатрическойтрасологическойпочерковедческой.

9. Перечень типичных для данной категории преступлений приемов противодействия расследованию: дача ложных показанийнемедленное оставление места преступленияоказание психологического или физического давления на потерпевшего, свидетеля, следователя и иных участников судопроизводствауклонение от явки в орган расследованиязаведомо ложный донос в отношении потерпевшегоотказ от дачи показанийиспользование ложного алиби, а также рекомендации по нейтрализации такого противодействия.

10.Предложение о включении в УК РФ статьи 296−1 и статьи 318−1, в целях установления специальной уголовной ответственности за умышленное уничтожение, повреждение имущества лиц, осуществляющих правосудие или производство предварительного расследования, и за то же деяние, связанное с исполнением представителями власти своих служебных обязанностей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры криминалистики Академии экономической безопасности МВД России, на Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики раскрытия, расследования и предупреждения преступлений» (г. Тула, 2004 г.), на Третьем Всероссийском круглом столе «Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики» (г. Ростов-на-Дону, 2004 г.), на Криминалистических чтениях в Академии управления МВД России, посвященных 100-летию со дня рождения С. П. Митричева (г. Москва, 2004 г.), и опубликованы в четырех статьях автора диссертации.

Сформулированные автором научные выводы и практические рекомендации внедрены в учебный процесс Академии экономической безопасности МВД России. Материалы исследования используются в практической деятельности Главного управления собственной безопасности МВД Россиис участием диссертанта подготовлен информационный обзор «Об опыте работы по обеспечению собственной безопасности сотрудников, выявляющих и расследующих экономические и налоговые правонарушения», который направлен для использования в практической деятельности сотрудников подразделений собственной безопасности в органах внутренних дел России. Указанные выше внедрения результатов исследования подтверждены соответствующими актами.

Структура диссертации определена целями, задачами и результатами проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав (включающих восемь параграфов), заключения, списка литературы и приложений — образца анкеты, использованной для изучения уголовных деланалитической справки по результатам обобщения анкетдиаграмм, выражающих основные из этих результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты данного исследования позволяют сделать определенные выводы, сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию организации расследования и тактике проведения отдельных следственных действий.

В структуре преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения, преобладают: оскорблениеугроза убийством, причинением вреда здоровьюприменение насилия в отношении представителя властиумышленное уничтожение, повреждение имуществазаведомо ложный доносклеветапосягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

В состав криминалистической характеристики преступных посягательств указанной категории должны быть включены: 1) сведения о типичных способах преступлений и следах-отражениях, возникающих в результате применения этих способов- 2) обстановка совершения преступлений- 3) типовая характеристика лиц, совершающих эти преступления- 4) типовая характеристика личности потерпевших.

Преступные посягательства нередко совершаются без подготовки и складываются из действий виновного лица по совершению и сокрытию преступления. Более трети преступных посягательств на лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения, совершаются одновременно различными способами (угрозы и применение насилия, угрозы и оскорбления, применение насилия и оскорбления).

Угрозы убийством, применением насилия или умышленным уничтожением (повреждением) имущества и оскорбления в подавляющем большинстве случаев высказываются словесно и лишь в каждом пятом деле сопровождаются действиями преступника, создающими реальную угрозу, демонстрацией оружия.

Применение насилия в отношении представителя власти носит преимущественно не опасный для жизни и здоровья сотрудника характер и применяется обычно в дополнение к другим способам посягательств (в основном к угрозам и оскорблению). Насилие в таких ситуациях служит дополнительным фактором, повышающим общественную опасность действий виновного лица, усиливающим психологическое давление и подтверждающим реальность высказываемых угроз.

Определенную специфику имеют элементы обстановки преступного посягательства: времяместоисполнение служебных обязанностей потерпевшимналичие свидетелей преступления, их действиявзаимоотношения между преступником и потерпевшим при разрешении конфликтной ситуацииприсутствие сотрудников, непосредственно отвечающих за личную безопасность проверяющей группыдействия потерпевшего сотрудника, выходящие за пределы его компетенции.

Две трети посягательств совершается в служебное время (с 9 до 18 часов), при этом преступные посягательства, совершенные в вечернее и ночное время, имеют мотивом местьбольшинство посягательств, совершенных в ночное время — умышленное уничтожение (повреждение) имущества путем поджога или взрыва, посягательство на жизнь сотрудника.

Местом преступного посягательства выступает место проведения проверочных мероприятий, следственных действий или осуществления иных служебных обязанностей по месту службы сотрудника, а также место проживания потерпевшего сотрудника (преимущественно при совершении умышленного уничтожения, повреждения имущества или покушения на жизнь сотрудника).

Более половины всех посягательств совершается при осуществлении деятельности по выявлению и документированию налоговых правонарушений, при осуществлении контрольных (административных) функций по соблюдению налогового законодательства различными категориями налогоплательщиков, преимущественно — предпринимателями без образования юридического лица.

Характеризуют обстановку преступления и оказывают существенное влияние на процесс расследования по уголовному делу также конфликтная ситуация до совершения посягательствасовершение посягательства в присутствии лиц, связанных либо не связанных с проверяемой организацией или совершение посягательства без свидетелей-очевидцев.

Как правило, преступное посягательство совершается одним лицом. Лишь в каждом десятом случае посягательства совершались группой лиц (чаще всего это убийства, покушения на убийство или умышленное уничтожение, повреждение имущества путем поджога или взрыва). Три четверти преступных посягательств на лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения, совершают мужчины, занятые в сфере бизнеса и предпринимательствакак правило — люди среднего (зрелого) возраста, т. е. лица старше 30 лет, в подавляющем своем большинстве имеющие среднее и среднее специальное образованиепо трети дел — это предприниматели без образования юридического лицаранее не судимыехарактеризующиеся по месту работы положительно или нейтрально.

Исполнителями посягательств также являются родственники, близкие лица или сотрудники проверяемого предпринимателя, организации. Для совершения более тяжких и общественно опасных преступлений подчас привлекаются лица из криминальной среды за вознаграждение.

В качестве потерпевших от преступных посягательств в двух из трех случаев выступают мужчины. В остальных случаях потерпевшие — женщины, почти все из них — работники налоговых органов. Подавляющее большинство потерпевших имеют высшее образование и работают в подразделениях налоговых органов, осуществляющих налоговые проверки, либо проходят службу в оперативных подразделениях правоохранительных органов. В каждом десятом случае — это руководители правоохранительного органа или налогового органа (начальники отделов, управлений, служб и т. д.).

Типовой портрет личности потерпевшего: лицо мужского полав возрасте от 30 до 40 лет, имеющее высшее образованиесостоящее в браке, проходящее службу (работающее) либо в подразделениях налоговых органов, либо в оперативных подразделениях правоохранительного органа, имеющее стаж службы (работы) до 5-ти лет, положительно характеризующееся по месту службы (работы).

Типичными источниками информации о преступном посягательстве и поводами к возбуждению уголовного дела выступают: заявления (рапорт) потерпевшего сотрудникаматериалы предварительной проверки заявления подразделениями собственной безопасности правоохранительного органа, а также непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором признаков преступления.

По рассматриваемой категории уголовных дел массовый характер носит нарушение ст. 144 УПК РФ: лишь в четверти случаев оперативные работники укладываются в определенный процессуальным законом 10-дневный срок предварительной проверки.

Установлены три типичные исходные следственные ситуации:

1) имеется полная информация о событии преступления, преступник известен, в отдельных случаях задержан (в административном или уголовно-процессуальном порядке) на месте преступления либо спустя некоторое время;

2) имеется достаточная информация, указывающая на признаки преступления, преступник не задержан, но имеются сведения, указывающие на конкретное лицо;

3) имеется достаточно полная информация о событии преступления (как правило, умышленное уничтожение (повреждение) имущества путем поджога или взрыва, убийство сотрудника с применением огнестрельного оружия и др.), сведения о преступнике незначительны либо отсутствуют.

С учетом этих следственных ситуаций и данных криминалистической характеристики в диссертации сформулированы и рассмотрены типичные следственные версии, а также тактические особенности проведения отдельных следственных действийданы методические рекомендации по проведению допроса, выемки и осмотра документов, регламентирующих служебную деятельность потерпевшего — работника налоговых органов, сотрудника правоохранительных органов, по проведению очных ставок и контроля и записи переговоров.

При расследовании рассматриваемой категории дел относительно редко применяются технические средства фиксации результатов осмотра, допроса, обыска (средства видеои звукозаписи, выявления следов человека, транспортных средств и иных следов). Недостаточно внимания уделяется подготовке следственного действия, изучению обстановки происшествия, составлению психологического портрета допрашиваемого и иных участников следственных действий, тактике общения и установления психологического контакта.

В целях предупреждения изменения показаний или дачи ложных показаний недобросовестными свидетелями необходимо более активно использовать такие широко известные способы фиксации показаний, как собственноручная запись показаний свидетелем, обвиняемымаудио и видеозапись допросов и очных ставок. Явно недостаточно используются такие следственные действия, как освидетельствование, обыск, следственный эксперимент, проверка показаний на месте. В большей части дел, передаваемых в суд, существенные противоречия в показаниях потерпевших и обвиняемых в полной мере разрешены не были.

По значительной доле дел используются контроль и запись переговоров (как следственное действие) и прослушивание телефонных переговоров (как оперативное мероприятие). Однако доказательственное значение результаты таких действий имеют лишь в 20% случаев их осуществления.

Заметно недостаточное использование специальных знаний в процессе расследования, причем это касается не только нетрадиционных видов экспертиз (по исследуемым делам — автороведческая и фоноскопическая), но и «классических» криминалистических экспертиз.

Противодействие расследованию является гораздо более интенсивным, чем по многим другим видам преступлений. Наиболее распространенными являются следующие приемы: дача ложных показанийнемедленное оставление места преступления с целью скрытьсяоказание психологического или физического давления на потерпевшего, свидетелей, следователя и иных лицуклонение от явки в орган расследованияложный донос на потерпевших сотрудниковотказ от дачи показанийиспользование ложного алиби.

В результате проведенного исследования рекомендуется:

1. В целях установления связи преступления с исполнением служебных обязанностей лицом, выявляющим и расследующим налоговые правонарушения, тщательно изучать его прежнюю деятельность по расследованию уголовных дел, проведению налоговых проверок, рейдов, ревизий и иных служебных мероприятий.

2. Для проверки законности осуществления налоговой проверки и иного мероприятия, осуществлявшегося потерпевшим сотрудником, изучать правовые и фактические основания мероприятия, пределы полномочий лица, выявляющего и расследующего налоговые правонарушения. В этих целях рекомендуются выемка и осмотр служебных характеристик, должностных инструкций, поручений и постановлений на проведение проверочных и иных служебных мероприятий, актов, составленных по результатам проверок и выявленных налоговых правонарушений, а также допросы свидетелей-очевидцев, непосредственного начальника потерпевшего.

3. По делам о посягательствах, совершенных в «неслужебное» время, допросить родственников и близких лиц потерпевшего, его сослуживцев с целью установления фактов высказывания угроз убийством или причинением вреда здоровью, уничтожения имущества, совершения иных противоправных действий в отношении сотрудника по мотиву мести, наличия конфликтной ситуации с конкретными недобросовестными налогоплательщиками и т. п.

4. В целях фиксации продолжающихся угроз, высказываемых с помощью средств связи, возможности высказывания таких угроз или оказания негативного воздействия на свидетелей и потерпевших проводить контроль и запись переговоров таких лиц, а при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством — и подозреваемого (обвиняемого).

5. Допрос свидетелей-сотрудников проверяемой организации производить в кратчайшие сроки после возбуждения уголовного дела. При наличии информации о готовности оказания негативного воздействия на них, а также на иных свидетелей-очевидцев и потерпевшего, применение мер государственной защиты следует проводить немедленно.

6. По делам о применении насилия в отношении представителя власти, а также в случаях его активной самообороны проводить освидетельствование как потерпевшего, так и подозреваемого (обвиняемого) — в целях установления механизма совершения преступления и предупреждения необоснованных ходатайств и жалоб подозреваемого (обвиняемого) о применении насилия, незаконности действий сотрудника и т. п.

7. По делам, когда не установлен преступник и неизвестна его личность, изучать преступления, совершенные аналогичным способом за последнее время на территории региона, в том числе нераскрытые преступления прошлых леторганизовать тесное взаимодействие с оперативными сотрудниками, осуществляющими поиск преступников по этим делам, ориентировать их на установление информации о заказных преступлениях, действиях отдельных лиц, направленных на приискание исполнителей преступления, о высказывании угроз мести сотрудникам правоохранительных органов, в предпринимательской и криминальной среде.

8. При назначении пожарно-технических и взрыво-технических экспертиз ставить перед экспертом вопросы, касающиеся установления типа и свойств горючесмазачных материалов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, места их производства и хранения.

9. В целях совершенствования организации расследования и предупреждения преступлений рассматриваемой категории создать единую нормативную межведомственную базу взаимодействия следователя и оперативных работников при расследовании преступных посягательств на лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения. Вопросы координации действий следователей и сотрудников подразделений собственной безопасности, а также подразделений по борьбе с организованной преступностью приобретают особое значение в свете принятия в августе 2004 года Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

10. Рассмотреть вопрос о введении новых форм отчетности (уголовной статистики), отражающих количество преступных посягательств, совершаемых в отношении сотрудников правоохранительных органов и иных представителей власти, с указанием структурного подразделения потерпевшего, способа посягательства, с включением отдельной строкой показателей работы по таким делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет.

11. Регулярно проводить с личным составом правоохранительных и контролирующих органов занятия по вопросам личной безопасности (особенно по пресечению преступных действий, направленных на шантаж, подкуп, провокацию и т. п.). Необходимость проведения таких занятий обусловлена весьма высоким уровнем ротации кадрового состава среднего звена правоохранительных и контролирующих органов.

12. Целесообразно подготовить и принять постановление Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о преступных посягательствах на жизнь, здоровье, честь и достоинство представителей власти». Данное постановление должно разъяснить имеющиеся на практике спорные вопросы, связанные с квалификацией преступных посягательств рассматриваемой категории, а также установлением обстоятельств, подлежащих доказыванию.

В целях совершенствования уголовно-правовой защиты имущества судей, прокуроров, следователей, дознавателей и иных представителей власти от умышленного уничтожения (повреждения), совершаемого путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, в связи с исполнением служебных обязанностей указанными субъектами, предлагается включить в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие статьи:

— Статья 2961. Умышленное уничтожение или повреждение имущества лиц, осуществляющих правосудие или производство предварительного расследования.

1. Умышленное уничтожение или повреждение имущества судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом.

2. Те же деяния, совершенные в отношении имущества прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

— Статья 3181. Умышленное уничтожение или повреждение имущества представителя власти.

1. Умышленное уничтожение или повреждение имущества представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих служебных обязанностей, совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Надеемся, что реализация выводов, предложений и рекомендаций, сформулированных нами по результатам проведенного исследования, позволит повысить эффективность практической деятельности как по расследованию преступных посягательств на лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения, так и по обеспечению безопасности служебной деятельности сотрудников правоохранительных и контролирующих органов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные документы.
  2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// «Российская газета», 25 декабря 1993 г. N 237.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби, 2004. — 592с.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2004. — 188с.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N31 ст. 3824.
  6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. / Под общ. ред. Ю. И. Скуратова. М.: НОРМА-ИНФРА М, 1996. -587с.
  7. Научно-практический комментарий к УПК РФ/Под общ. ред. В.М. Лебедева- Науч. ред. В. П. Божьев. М.: Спарк, 2004. — 1151с.
  8. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов «//Собрание законодательства Российской Федерации 24 апреля 1995, N 17, ст. 1455.
  9. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства’У/'Тоссийская газета» от 21 августа 2004 г.
  10. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026−1 «О милиции"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16, ст. 503.
  11. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943−1 «О налоговых органах Российской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., N 15, ст. 492.
  12. О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ): Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 // «Российская газета» от 9 февраля 1999 г.
  13. Суд обоснованно переквалифицировал действия виновного с ч.2 ст. 318 УК РФ на ч. 1 этой статьи (Извлечение): Определение СК Верховного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., И 11, стр. 9.
  14. Покушение на жизнь сотрудника правоохранительного органа возможно лишь с прямым умыслом: Определение СК Верховного Суда РФ от 30 сентября 1998 г. //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1999 г., N6, стр. 15.
  15. О мерах по реализации Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»: Приказ МВД РФ от 20 декабря 1995 г. N 483 // «Российские вести» от 14 марта 1996 г., N 48.
  16. Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам: Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783 // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября 2000 г., N 43, ст. 4242.
Заполнить форму текущей работой