Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуально-типологические особенности организма и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у младших школьников и их роль в донозологической диагностике нарушения артериального давлени

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом за последние несколько лет структура кардиоваскулярной патологии детского и подросткового возраста претерпела существенные изменения, увеличился удельный вес сердечно-сосудистых заболеваний неревматического происхождения (М.А. Школьникова и соавт., 2003, 2005, 2008; Р. Г. Оганов, Г. В. Погосова, 2003, 2007; И. В. Леонтьева, 2003; Д. Д. Панков, 2005; С. Е. Лебедькова, 2006; Дж. Хоффман… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬ НИКОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
    • 1. 1. Индивидуально-типологические особенности организма и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста
    • 1. 2. Распространенность патологии сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста
    • 1. 3. Современные подходы к донозологической диагностике нарушений артериального давления у детей младшего школьного возраста
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования и характеристика обследуемого контингента
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Комплексная оценка здоровья ребенка
      • 2. 2. 2. Функциональные методы исследования
      • 2. 2. 3. Психофизиологические методы исследования
    • 2. 3. Статистические методы исследования
  • ГЛАВА 3. ИНДИВИДУАЛЬНО — ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (ПДА) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8−11 лет
    • 3. 1. Индивидуально-типологические различия суточного объема привычной двигательной активности у детей 8−11 лет
      • 3. 1. 1. Индивидуально-типологические различия ПДА у мальчиков
      • 3. 1. 2. Индивидуально-типологические различия ПДА у девочек
  • ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8−11 ЛЕТ
  • С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
    • 4. 1. Комплексная оценка физического развития у детей младшего школьного возраста
  • 8−11 лет с различным уровнем ПДА
    • 4. 1. 1. Комплексная оценка физического развития у мальчиков
    • 4. 1. 2. Комплексная оценка физического развития у девочек
    • 4. 2. Физиометрические показатели у детей младшего школьного возраста 8−11 лет с различным уровнем ПДА
    • 4. 2. 1. Показатели сердечно-сосудистой системы у мальчиков
    • 4. 2. 2. Показатели сердечно-сосудистой системы у девочек
    • 4. 3. Функциональное состояние и адаптационные возможности детей младшего школьного возраста
  • 8−11 лет с различным уровнем ПДА
    • 4. 3. 1. Физическая работоспособность, длительность и характер восстановительных реакций после стандартной физической нагрузки у мальчиков
    • 4. 3. 2. Физическая работоспособность, длительность и характер восстановительных реакций после стандартной физической нагрузки у девочек
    • 4. 3. 3. Оценка вегетативной реактивности и степени напряжения регуляторных механизмов у мальчиков в покое и при функциональной нагрузке
    • 4. 3. 4. Оценка вегетативной реактивности и степени напряжения регуляторных механизмов у девочек в покое и при функциональной нагрузке
    • 4. 4. Уровень и характеристика тревожности и направленности агрессии у детей младшего школьного возраста с различным уровнем ПДА
    • 4. 4. 1. Уровень и характеристика тревожности и направленности агрессии у мальчиков
    • 4. 4. 2. Уровень и характеристика тревожности и направленности агрессии у девочек
  • ГЛАВА 5. КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8−11 ЛЕТ
    • 5. ЛЛ. Индивидуально-типологические характеристики организма, функционального состояния сердечно-сосудистой системы у мальчиков и критерии донозологической диагностики нарушений артериального давления
    • 5. Л.2. Индивидуально-типологические характеристики организма, функционального состояния сердечно-сосудистой системы у девочек и критерии донозологической диагностики нарушений артериального давления

Индивидуально-типологические особенности организма и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у младших школьников и их роль в донозологической диагностике нарушения артериального давлени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Несмотря на совершенствование лечебных мероприятий и активное внедрение различных методов профилактики, детская заболеваемость в России остается еще высокой и не имеет выраженной тенденции к снижению (Ю.М. Белозеров и соавт., 2004;

A.А.Баранов, Л. А. Щеплягина, 2001, 2006; Ю. Е. Вельтищев, 2000, 2003; В. И. Стародубов и соавт, 2004, 2005; В. Р. Кучма и соавт., 2004; 2009; Д. С. Лабузов и соавт., 2007; В. Ю. Альбицкий и соавт., 2008; Т. И. Знобина и соавт, 2008; М. А. Сухарева и соавт., 2009; Мс. Inosh Middle, 2003). В связи с этим возникает необходимость более активного проведения фундаментальных исследований по изучению особенности роста и развития детского организма, поскольку формирование индивидуального здоровья невозможно без глубокого понимания физиологических особенностей каждого организма на различных этапах онтогенеза. При этом высокая заболеваемость в детском возрасте требует неотложной разработки более эффективной модели-профилактики, донозологической диагностики и реабилитации' распространенных болезней (К.В. Судаков, 1997, 2005; А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, 2000, 2006; Н. В. Дмитриева, О. С. Глазычев, 2000; В. Р. Кучма, 2000, 2004, 2007, 2009; Ю. А. Рахманин, 2004; В. И. Медведев, 2004; М. М. Безруких, 2006; World health., 2004).

Известно, что сердечно-сосудистые заболевания занимают ведущее место в структуре неинфекционной патологии взрослых и являются основной причиной ранней инвалидизации и преждевременной смертности в большинстве экономически развитых стран (Р.Г.Оганов, 2000, 2002, 2007;

B.А.Карпин, 2003; Н. Р. Граб, 2006;. Ю. Н. Беленков и соавт, 2008; Е. В. Ощепкова, 2009; S. Anand et al., 2003; S. Leeder, 2004; L. L. Hayman et al", 2007). Вместе с тем не вызывает сомнения, что истоки данной патологии следует искать в детском и подростковом возрасте (Н.А.Белоконь, 1987; А. А. Александров, 2000; О. А. Мутафьян, 2002; И. В. Леонтьева, 2005; Р: Г. Оганов, Г. В. Погосова, 2007; E. Grinene, 2000; D.C.Freedman et al, 2001;

Shankaran S. et al, 2006; P. Mitchell et al, 2007). В последнее время результаты проведенных исследований указывают на то, что гипертонические состояния чаще встречаются у детей и подростков, чем у взрослых и могут в последующем трансформироваться в гипертоническую болезнь, а также быть фактором риска ишемической болезни сердца (О.О.Куприянова, 1998, 2006, 2009; О. А. Мутафьян, 2002; Ю. М. Белозеров, 2004; JI.M. Беляева и соавт, 2005; Ю. Н. Беленков, 2008; В. И. Воронцов, 2009; Lloyd J. Kolbe Carey, 2001; E. Chen et al, 2002; S. Mendis, 2005; G. Mary, 2009).

При этом за последние несколько лет структура кардиоваскулярной патологии детского и подросткового возраста претерпела существенные изменения, увеличился удельный вес сердечно-сосудистых заболеваний неревматического происхождения (М.А. Школьникова и соавт., 2003, 2005, 2008; Р. Г. Оганов, Г. В. Погосова, 2003, 2007; И. В. Леонтьева, 2003; Д. Д. Панков, 2005; С. Е. Лебедькова, 2006; Дж. Хоффман, 2006; A.W.Zieske et al, 2002). С каждым годом' в целом* возрастает значимость артериальной гипертонии и гипотонии у детей (И.В.Леонтьева, 2002; О. Ф. Выхристюк и соавт., 2006; С. Е. Лебедькова и соавт, 2006; L.N.Diaz et al., 2007; Heidi May, 2009). Так, по данным Р. И. Гридневой и соавт. (2005) повышенное артериальное давление наблюдается у 14,3% школьников 13−14 летпониженное артериальное давление у 10,9% .

Увеличение заболеваемости школьников происходит на фоне заметного снижения общего уровня их физического развития (А.А.Важенин, 2002; Л. М. Козак, 2002; М. М. Хомич и соавт., 2004; М. Н. Кузнецова и соавт, 2005; В. И. Макарова, 2005; Ю. А. Ямпольская, 2005, 2009; В. Р. Кучма, 2004, 2009). Рост объема информации уже в начальных классах и дефицит времени на ее переработку, а также снижение уровня физической активности представляют далеко не полный перечень факторов, способствующих формированию застойных отрицательных эмоций. Чувствительность сердечно-сосудистой системы детей и подростков к эмоциональным и другим неблагоприятным воздействиям определяется как конституционально-типологическими, так и личностными особенностями (А.В.Аболенская и соавт, 1996; А. А. Александров, 2000; В. В. Мышьяков, 2001; М. М. Семаго и соавт., 2001; М. М. Петрова и соавт, 2003; Н. Ю. Ларькина, 2002; В. А. Лобова и соавт., 2003; М. А. Школьникова, 2003; А. П. Койносов, 2003, 2009; А. И. Григорьев, 2004, 2008). В связи с этим постоянный контроль имеет первостепенное значение, поскольку между состоянием нормы и клинической манифестацией заболевания лежит довольно широкий спектр переходных состояний и функциональных отклонений, которые могут быть зарегистрированы при правильной организации медицинского наблюдения за здоровьем детей (Р.М.Баевский, 2003, 2009; В. А. Беляков, 2005; Н. А. Агаджанян и соавт., 2006). Отсюда принцип целостности организма в обосновании системной профилактики и донозологической диагностики приобретает особое значение на современном этапе развития медицинской науки (К.В.Судаков, 2005, 2007; Ю. А. Рахманин, 2004; АЛ. Берсенева, 2006; А. И. Григорьев и соавт., 2007, 2008).

В связи с этим за методологическую основу настоящих исследований нами принята концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности — функциональных типов конституции — ФТК (В.В.Колпаков и соавт., 2002, 2008, 2009). Конституция является фундаментальной характеристикой целостного организма, наиболее полно воплощающей представления о качественном единстве его биологической организации (В.Д.Сонькин, 1990, 2007; Б. А. Никитюк и соавт., 1997, 1998; И. А. Корниенко и соавт.- 2007; Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков, 2002; А. Г. Щедрина, 2003, 2008; П. Г. Койносов и соавт. 2005; А. П. Койносов, 2003, 2009) и определяющей одной из ведущих направлений системы профилактики (В.П.Казначеев, С. В. Казначеев, 2006).

Таким образом, установление морфофункциональных и психологических особенностей у младших школьников различных функциональных типов конституции (ФТК-1, ФТК-2, ФТК-3) — детей с различным уровнем привычной двигательной активности (ПДА) дает возможность дальнейшей разработки фундаментальной базы для более полного обоснования физиологической индивидуальности человека и предложений по разработке принципиально новых подходов к донозологической диагностике нарушений артериального давления и оценке общего состояния их здоровья.

Цель работы. На основе комплексного определения морфофункциональных и психофизиологических характеристик детей 8−11 лет различных функциональных типов конституции установить индивидуально-типологические особенности их организма и функционального состояния сердечно-сосудистой системы и предложить соответствующие критерии донозологической диагностики нарушений артериального давления (гипои гипертензий).

Задачи исследования.

1. Установить индивидуально-типологические различия привычной двигательной активности (низкой — НПДА, средней — СПДА, высокойВПДА) у детей младшего школьного возраста, оценить их физическое развитие, состояние здоровья и функциональное состояние сердечнососудистой системы.

2. Определить физическую работоспособность, длительность и характер восстановительных реакций после стандартной физической нагрузки (СФН), состояние вегетативной реактивности и степень напряжения регуляторных механизмов у детей младшего школьного возраста с различным уровнем ПДА.

3. Изучить уровень общей тревожности у детей различных функциональных типов конституции и дать ей развернутую характеристику по 8 факторам с установлением направленности агрессивности.

4. С учетом индивидуально-типологических особенностей сердечной деятельности и системного кровообращения в состоянии покоя дать оценку реагирования сердечно-сосудистой системы при напряжении (стандартная физическая нагрузка, активный ортостаз) у детей различных функциональных типов конституции (НПДА — ФТК-1, СПДА-ФТК-2, ВПДА-ФТК-3) с выявлением процентного соотношения атипических форм восстановительных реакций.

5. Провести сравнительный анализ морфофункциональных pi психофизиологических показателей, а также процентного распределения атипических форм восстановительных реакций после СФН и активного ортостаза у детей различных ФТК и установить соответствующие клинико-физиологические критерии донозологической диагностики нарушений АД (гипои гипертензий).

Научная новизна.

Впервые проведены комплексные морфофункциональные и психофизиологические исследования^ младших школьников с, различным уровнем привычной двигательной активности (НПДА, СПДА, ВПДА) и на этой основе определены три группы детей разных функциональных типов конституции (ФТК-1, ФТК-2, ФТК-3) с индивидуально-типологической характеристикой физического развития, физиологического статуса и функционального состоянии сердечно-сосудистой системы в покое, при напряжении организма и в восстановительном периоде.

Установлено, что увеличение гипотонического и дистонического типов восстановления АД и ЧСС после стандартной физической нагрузки у детей ФТК-1 (НПДА), по сравнению со среднестатистическими данными, по всей' -популяции обследованных, сочетается с умеренной брахиморфией, более высокой ЧСС и меньшими показателями АДС, АДД, ПД, СДД и ПСС, в покое, ниже среднего физической работоспособностью, наибольшим индексом напряжения регуляторных систем и симпатикотонической вегетативной реактивностью на клиноортостатическую пробу, повышенной общей тревожностью и характерными ее проявлениями — аутоагрессивной направленностью.

Для младших школьников с высоким уровнем ПДА (ФТК-3) и имеющих гипертонический тип восстановления ЧСС И АД после стандартной физической нагрузки являлось, по сравнению со среднестатистическими данными по всей популяции обследованных, характерным склонность к умеренной долихоморфии, более низкая ЧСС и высокие показатели АДС, АДД, СДД И ПСС в покое, выше среднего физическая работоспособность и индекс напряжения регуляторных систем, а также симпатикотоническая вегетативная реактивность на клиноортостатическую пробу, повышенная общей тревожностью и характерными ее проявлениями — гетероагрессивной направленностью.

Применение системного (конституционального) подхода с анализом процентного распределения атипических форм, реагирования на стандартную физическую нагрузку и активный ортостаз детей младшего школьного возраста различных ФТК позволили разработать и предложить клинико-физиологические критерии донозологической диагностики нарушений артериального давления (гипои гипертензии).

Научно-практическая значимость.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом исследовательских работ Тюменской государственной медицинской академии.

В результате системного подхода установлены индивидуально-типологические особенности организма и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста, характерных для различных функциональных типов конституции (ФТК-1, ФТК-2, ФТК-3). Это позволило разработать объективные методы донозологической диагностики нарушений АД (гипои гипертензий) и дало возможность использовать индивидуальный подход к каждому ребенку с.

11 учетом выраженности общей локомоторной активности и его физиологического статуса.

Полученные материалы исследования используются в преподавании на кафедрах нормальной физиологии, детских болезней педиатрического факультета, кафедры физвоспитания, ЛФК и ВК ГОУ ВПО Тюменской государственной медицинской академии Росздрава, а также внедрены в практику работы МАДОУ № 141 и МОУСОШ № 33 г. Тюмени.

Положение, выносимое на защиту.

Прогностическую и текущую оценку нарушений артериального давления, а также выделение групп риска развития гипои гипертензий необходимо проводить с учетом индивидуально-типологических особенностей организма — функционального типа конституции.

Апробация работы. Материалы и основные положения доложены и обсуждены на 41-й, 42-й, 43-й всероссийских научных конференциях студентов и молодых ученых «Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной и клинической медицины» (Тюмень, 2007,2008, 2009), на конференции «Актуальные вопросы диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний внутренних органов» (Тюмень, 2008), на IX Международном конгрессе «Здоровье и образование XXI век» (Москва,.

2008), на Международной конференции «Физиология развития человека» посвященной 65-летию Института возрастной физиологии РАО (Москва,.

2009).

Основные положения диссертационной работы как составляющие научного направления кафедры нормальной физиологии ФГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава обсуждены на IX Международном конгрессе «Здоровье и образование XXI век» (Москва, 26.11.2008 г.) и отмечены дипломом 3 степени.

Публикации. По теме опубликовано 14 работ, в том числе 4 работы в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК для кандидатских диссертаций.

Личный вклад автора.

Все научные результаты получены автором самостоятельно или при его личном участии.

Личный вклад автора заключается в разработке полученных данных и применении современных статистических методов для выявления индивидуально-типологических особенностей сердечной деятельности и системного кровообращения у детей различных ФТК. Это позволило охарактеризовать состояние их вегетативной реактивности и степень напряжения регуляторных механизмов, а также определить уровень адаптационных возможностей.

Полученные результаты комплексных исследований и анализ процентного распределения атипических форм реагирования на стандартную физическую нагрузку и активный ортостаз детей младшего школьного возраста различных ФТК позволили установить клинико-физиологические критерии донозологической диагностики нарушений артериального давления (гипои гипертензии).

Автор непосредственно участвовал в подготовке научных статей (авторский вклад составляет от 30 до 100%), докладов на конференциях.

Автором лично проведен набор материала, математическая обработка, оформление диссертационной работы, обобщение, формулирование выводов, проведена экспертиза первичного материала комиссией (согласно приказу по ГОУ ВПО Тюменской государственной академии Росздрава № 285 от 12 мая 2009 года).

Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 180 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, собственных исследований, обсуждения полученных результатов, выводов, практических рекомендаций и списка литературы. Работа иллюстрирована 34 таблицами и 6 рисунками.

выводы.

1. Системный подход с оценкой морфофункциональных и психофизиологических характеристик младших школьников с различным уровнем привычной двигательной активности (НПДА, СПДА, ВПДА) определил типовую вариабельность физиологической индивидуальности детей 8−11 лет и выделение трех функциональных типов конституции (ФТК-1, ФТК-2, ФТК-3).

2. Каждый функциональный тип конституции детей 8−11 лет имеет свои индивидуально-типологические особенности реагирования на состояние напряжения и характер восстановительных реакций, которые определены физическим развитием, вегетативной реактивностью, функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы, а также психофизиологическими показателями и уровнем адаптационных возможностей.

3. Для младших школьников с низким уровнем ПДА (ФТК-1) и имеющих от 31,6% до 37,2% гипои дистонической типов восстановления ЧСС и АД после стандартной физической нагрузки являлось характерным склонность к умеренной брахиморфии, более высокая ЧСС и меньшие показатели АДС, АДД, ПД, СДД и ПСС в покое, ниже среднего физическая работоспособность, наибольший индекс напряжения регуляторных систем и симпатикотоническая вегетативная реактивность на клиноортостатическую пробу, сочетающаяся с повышенной общей тревожностью и характерными ее проявлениями — аутоагрессивной направленностью.

4. Для младших школьников с высоким уровнем ПДА (ФТК-3) и имеющих от 27,6% до 29,7% - гипертонического типа восстановления ЧСС И АД после стандартной физической нагрузки являлось характерным склонность к умеренной долихоморфии, более низкая ЧСС и высокие показатели АДС, АДД, СДД И ПСС в покое, выше среднего физическая работоспособность и индекс напряжения регуляторных систем, а также симпатикотоническая вегетативная реактивность на клиноортостатическую пробу, сочетающаяся с повышенной общей тревожностью и характерными ее проявлениями — гетероагрессивной направленностью.

5. Установление индивидуально-типологических особенностей организма (ФТК-1, ФТК-2, ФТК-3) и состояния сердечно-сосудистой системы у младших школьников 8−11 лет в покое, при напряжении организма и в восстановительном периоде позволяет дать прогностическую и текущую оценку нарушений артериального давления, выделить группы риска развития гипои гипертезий, а также предложить соответствующие критерии донозологической диагностики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Показатели морфофункционального и психофизиологического статуса детей 8−11 лет с низким и высоким уровнем привычной двигательной активности (ФТК-1 и ФТК-3) рекомендуется использовать в клинической практике как критерии оценки общего состояния организма и возможного прогноза нарушений артериального давления.

2. Выявленную взаимосвязь между уровнем привычной двигательной активности и степенью реагирования детей на стандартную физическую нагрузку и активный ортостаз рекомендуется учитывать при формировании диспансерных групп и планирования индивидуального подхода в профилактике и лечения гипои гипертензий.

3. Раздел «Клинико-физиологические критерии донозологической диагностики нарушений артериального давления у детей младшего школьного возраста 8−11 лет» рекомендован для внедрения в программу преподавания медико-биологических и клинических дисциплин на педиатрическом факультете базового образования и факультете повышения квалификации и переподготовки специалистов ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье/ Агаджанян Н. А., Баевский P.M., Берсенева А. П. // Учеб. пособие.-М.': Изд-во*РУДН, 2006.- 284 с.
  2. Альбицкий В1Ю. Заболеваемость детей и инвалидность/ Альбицкий
  3. B. Ю., Зелинская Д. И., Терлецкая Р. Н.// Российский педиатрический журнал: научно-практический журнал.- 2008.-№ 5.1. C.32−35.
  4. В.В. Современный взгляд на терминологию и классификацию нейроциркуляторной дистонии у детей и подростков/Аникин В.В., Курочкин А. А. // Клиническая медицина.-2001. Том 79.-№ 7.-С. 69−72.
  5. Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психологи.- 1998. № 1 — С. 18.
  6. И.А. Очерки по возрастной физиологии// М.: Медицина, 1976. 475с.
  7. Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ.- Новосибирск: Изд. СО РАМН, 2000.-126 с.
  8. Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии: монография.- М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  9. P.M. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья /Баевский P.M., Берсенева А. П. Валеология. Спб, 1993.158 с.
  10. P.M. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья // Рос.физиол.журн. им. И. М. Сеченова.- 2003.- Т. 89.- № 4. -С.473.
  11. А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков /Баранов А.А., Щеплягина JI.A.// Российский педиатрический журнал.- 2000. № 5. -С. 5−11.
  12. А. А. Здоровье детей на пороге XXI века: пути решения проблемы /Баранов А. А., Щеплягина JI. А. // Педиатрия.- 2001. Т. 8.-№ 18. — С. 737−740.
  13. А.А. Профилактические технологии в педиатрии: научные и практические проблемы//Педиатрия.- 2003.-2003.- С.4−7.
  14. Бартош О. П. Адаптация кардиореспираторной системы у детей и подростков северо-востока России в зависимости от соматотипа/ Бартош О. П., Соколов, А .Я. II Гигиена и санитария.- 2006. -№ 6. С. 59−61.
  15. Ю.Н. Функциональная диагностика сердечно-сосудистых заболеваний: Руководство. М.: ГЕОТАР — Медиа, 2007. — 975 с.
  16. Беленков Ю. Н. Кардиология. Национальное руководство /Беленков Ю.Н., Оганов Р. Г. Гэотар- Медиа, 2008.-670 с.
  17. Ю.М. Детская кардиология.- М.: Медпресс-информ, 2004.-597 с.
  18. Н. А. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей /Белоконь Н. А., Кубергер М. Б.- М.: Медицина, 1987. Т. 1. -448 с.
  19. Н.А. Подходы к диагностике синдрома вегетососудистой дистонии у детей /Белоконь Н.А., Шварков С. Б., Осокина Г. Г. // Педиатрия.- 1986. № 1. — С. 37−41.
  20. Ю.Б. Вопросы этики биомедицинских исследований в педиатрии // Фарматека.- 2001.- № 5.- С.13−15.
  21. Беляева Л. М. Функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей /Беляева JI.M., Хрусталева Е. К. Минск: Амалфея, 2000 — 208 с.
  22. JI.M. Артериальная гипертензия у детей и подростков/ Беляева J1.M., Король С. М. Минск: Амалфея, 2005. -130 с.
  23. В. А. Адаптационные возможности и здоровье детей раннего возраста / В. А. Беляков, Т. С. Подлевских // Российский педиатрический журнал.- 2005. № 2. — С. 8−10.
  24. А.П. Донозологическая диагностика в оценке уровня здоровья школьников/ А. П. Берсенева, JI. А. Денисов, Е. Ю. Берсенев и др. // Функциональная диагностика.- 2006 г.- № 3 .- С. 515.
  25. , В. В. Понятия «норма» и «патология» в биологии, медицине и физиологии спорта (обзор) // Лечебная физкультура и массаж.- 2008.- № 7.- С.50−57.
  26. Бреслав.Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отношение.- М.: Педагогика, 1990 144 с.
  27. А.Н. Стресс-индуцированная артериальная гипертония // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья.- 2003. Т. 6.- № 5.- С. 34−40
  28. А. А.Физическое развитие и функциональное состояние организма детей 8−11 лет отдельных этнических групп Тюменского Севера: Автореферат диссертации. к-та мед. наук: 03.00.13.-г.Тюмень, 2002. — 23 с.
  29. Р.А. Системная концепция индивидуального здоровья с позиций практической медицины. Научно-практические аспекты донозологической диагностики /Вартабанов Р.А., Ушаков И. Б., Усов В. М., Беляева И.А.//Гигиена и санитария.- 2005.- № 4.- С.70−78
  30. Ю.Е. Автоматизированная система управления диспансеризацией детского населения (Система слежения заздоровьем детей) /Вельтищев Ю.Е., Кобринский Б. А., Ветров В. П. и др.- М: Минздрав СССР, 1989.- 55 с.
  31. Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России// Российский вестник перинатологии и педиатрии.- 2000. № 1.- С. 59.
  32. Ю. Е. Актуальные направления научных исследований в педиатрии//Российский вестник перинатологии и педиатрии.- 2003.Т. 48.- № 1.-С. 5−11
  33. И.М. Автоматизированные системы многопрофильной ранней диагностики детских заболеваний: Учебно-методическое пособие/Воронцов И. М. Иванова Т.И., Шаповалов В.В.-С-Петербург: ГПМА, 1993.- 32 с.
  34. И.М. АСПОН-Дт базовая автоматизированная система для профилактических обследований детей/Воронцов И.М., Раксина Н. А., Шаповалов В. В. //Teira Medica.- 1997.- № 4.- С. 28−30.
  35. О.Ф. Проблемы хронической патологии в детском возрасте и демографическая ситуация/ Выхристюк О. Ф., Самсыгина Г. А. //Лечащий врач.- 2006. № 4.- С.4−10.
  36. Глазачев О. С. Особенности реакций микроциркуляторного русла здорового человека на моделируемое психоэмоциональное напряжение/Глазачев О.С., Классина С. Я., Орлова М. А.// Физиология человека.- 2007.- Т. 33.-№ 4, — С.33−40.
  37. И. С.План действия по разработке региональных программ по укреплению здоровья детей: Часть II./ Глазунов И. С., Демин А. К., Евстифеева Г. Ю. и др.//Профилактика заболеваний и укрепление здоровья, 2004.- № 2.- С. 48−56.
  38. Н.Р. Кардиология: пер. с англ /Граб Н.Р., Ньюби Д.Е.- М.: МЕДпресс-информ, 2006.- 704с.
  39. Н.Н. Методы оценки функционального состояния кардиореспираторной системы человека /Гребнева Н.Н., Соловьев B.C.- Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1997.-24 с.
  40. Н.Н. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири/Гребнева
  41. Н.Н., Кривощеков С. Г., Загайнова А.Б.- Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001. 108с.
  42. Р.И. Распространеность артериальной гипер- и гипотензии у детей школьного возраста по результатам популяционого обследования /Гриднева Р.И., Поздняков A.M., Богданова Л.И.// Материалы конгресса «Детская кардиология 2000», 2000.-С. 89−93.
  43. ГригорьевА.И.Медико-социологический мониторинг соматического здоровья и образа жизни детей и молодежи / Григорьев А. И., Орлов
  44. B.А., Фудин Н. А. // Социология медицины.-2004.~ № 2.- С. 50−54.
  45. А.И. Концепция здоровья в космической медицине /Григорьев А.И., Баевский P.M.- М.:Слово, 2007.- 208 с.
  46. А. И. Молекулярные механизмы адаптации: агрессия и стресс /Григорьев А. И., Тоневицкий А.Г.// Молекулярная медицина.- 2008.- № 3.- С. 29−40.
  47. П. Д.Стресс и система крови/Горизонтов П.Д., Федотова М. И., Белоусова О.И.-.М.: Медицина, 1983.- 239 с.
  48. Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний, — М.: Изд-во МГУ, 1992. 192 с.
  49. Данилова Н. Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики/Данилова Н.Н., Коршунова С. Г., Соколов Е. Н., Чернышенко Е. Н. // Журн. высш. нервн. Деятельности.- 1995. Т. 45. -№ 6. — С. 647.
  50. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей/Под ред.
  51. C.Б.Тихвинского, С. В. Хрущева.- М.: Медицина, 1991.- 560 с.
  52. Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков. Методические рекомендации ВНОК.- М-., 2003.
  53. Д.В., Глазачев О. С. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма (системно-информационный подход)// М.:Медицина, 2000. -214 с.
  54. Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей //Гигиена и санитария.- 1994. № 9. — С. 21−23 (www.cardiosite.ru).
  55. Доскин В. А. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник /Доскин В.А., Келлер X., Мураенко Н. М. и др.- М.: Медицина, 1997. 288 с.
  56. Доскин В. А. Поликлиническая педиатрия/Доскин В.А., Косенкова Т. В., Авдеева Т. Г., Шестакова В. Н., Никонорова Н. М., Федоров Г. Н., Григорьева В. Н. М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. — 503 с.
  57. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.- Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
  58. Л.П. Рациональные подходы к диагностике и лечению артериальной гипертензии у детей и подростков//Медицинский совет.- 2007.- № 3.- С. 16−22.
  59. А.В. Нормальная физиология/ Завьялов А. В., Смирнов В.М.- М.: Изд. МЕДпресс-информ, 2009.-540 с.
  60. В. В. Оздоровительные технологии 21 века: реалии и перспективы/ Зайцева В. В., Сонькин В.Д.// Медицинская техника.-2000. № 6.- С. 24−29.
  61. М.П. Донозологическая диагностика в современных условиях: методология и методические подходы//Донозология.-2007.-№ 1.- С. 47.
  62. Закурдаев В. В. Новый подход к решению проблемы донозологической диагностики: концепция- и метод/ Закурдаев В. В., Лизунов Ю. В., Закурдаев В л .В., Козлов В.Г.//Гигиена и санитария.- 2004.- № 6.- С.66−69.
  63. Звездина И! В. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения /Звездина И. В., Сухарева Л. М., Жигарева Н. С. и др. // Российский педиатрический журнал.- 2009. -№ 2.- С.8−11.
  64. Т.И. Медико-социальные аспекты заболеваемости и инвалидизации детей в современной России/ Знобина Т. И., Азарко В. Е., Цыбульская И. С., Уткина Г. Ю.// Российские медицинские вести.- 2008.- Т. 13.- № 1.- С. 42.
  65. С. В. Выявление групп риска по артериальной гипертензии среди молодых лиц с вегетососудистой дистонией // Российский кардиологический журнал.- 2005. № 3. — С. 76−78.
  66. Л. Н. Роль отдельных личностных характеристик в процессе формирования артериальной гипертензии у подростков/ Игишева Л. Н., Тарасова О. Л., Янко Е. В., Строева В.П.// Педиатрия.- 1998. № 6. — С. 52−54.
  67. С.И. Конституциональный фактор роста и созревания ребенка/Изаак С.И., Панасюк Т. В., Тамбовцева Р. В. // Физиология человека.- 2001.- Т. 27.- № 6.- С. 29.
  68. А. Г. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков Ильин А. Г., Звездина И. В., Эльянов М. М. и др. //Гигиена и санитария.- 2000.- № 1.- С. 59−62.
  69. Е.П. Психология индивидуальных различий.- Спб.: Питер, 2004. -701 с.
  70. О.Н. Справочник психолога средней школы/Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Изд. З-е.- Ростов н/Д: Феник, 2006.- 511 с.
  71. Э.М. Автоматизированная оценка адаптивных возможностей организма у лиц с различным морфотипом/Казин Э.М., Шорин Ю. П., Лурье С. Б. и др.// Физиология человека.- 1992, — № 1. -С.97−101.
  72. В.П. Адаптация и конституция человека/ Казначеев В. П., Казначеев С. В. Новосибирск: Наука, 1986. — 120 с.
  73. В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения /Казначеев В.П., Баевский P.M., Берсенева А.П.- Л.: Медицина, 1990. 225 с.
  74. В.П., Адаптация человека к климато-географическим условиям и первичная профилактика//Конференция по климатологии. Тезисы докладов 4-й Всесоюзной конференции, г. Новосибирск, 2−3 июля 1986 г. Новосибирск, 1986. -Т. 1. —1986. -С.212.
  75. .А. Автоматизированная система диспансеризации детского населения, структура и функции/ Кобринский Б. А., Фельдман А. Е., Мартынов А. Б. и др. // Медицинская техника.-1988.-№ 4.-С. 28−33.
  76. В.А. Медико экологический мониторинг заболеваний сердечно — сосудистой системы на урбанизированном Севере// Кардиология.- 2003.-Т. 43.-№ 1.-С.67−72.
  77. П.Г. Физическое развитие детей Тюменской области /Койносов П.Г., Соколов А. Г., Койносов А. П. и др.//Научный вестник Тюменской медицинской академии. 2001. — № 4. — С. 107.
  78. А.П. Индивидуально-типологические особенности адаптации организма подростков к различным двигательным режимам // Автореферат диссертации. кан-та мед. наук: 03.00.13. Тюменская медицинская академия. — Тюмень, 2003. — 22 с.
  79. Козак Л. М. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста/Козак Л. М., Коробейникова Л. Г., Коробейников Г. В. // Физиология человека.-2002. Т. 28.-№ 2. — С.35−43.
  80. Колпаков В. В. Конституциональный подход в оценке привычной двигательной активности человека. /Колпаков В.В., Бабакин Е. А., Брагин А. В .//Основные направления формирования здоровья человека на Севере: Матер, научн. конф., Красноярск, 1999. — С. 143−146.
  81. В.В. Системный подход в оценке функциональных типов конституции /Колпаков В.В., Бабакин Е. А., Шунько E. JL, Беспалова Т.В.// Научный вестник Тюменской медицинской академии.- 2002. -№ 7−8. С. 79.
  82. Н. А. Клиническая антропология: от дифференциации к интеграции медицины // Сибирский медицинский журнал.- 1997.- № ¾. — 5−13.
  83. И.А. Индивидуальные особенности соматотипа и энергетика скелетных мышц у девочек 7−17 лет/Корниенко И.А., Сонькин В. Д., Тамбовцева Р. В., Панасюк Т.В.//Физиология человека.-2000.- Т. 26.- № 2. -С. 87.
  84. Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. -2004. -№ 1.- С. 137.
  85. С.А., Ноздрачов А. Д., Одинак М. М. и др. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах /Котельников С. А. Ноздрачов А.Д., Одинак М. М. и др.// Физиология человека. 2002. — Т. 28, — № 1.- С.130−143.
  86. С.Г. Индивидуально-типологические особенности морфофункционального развития и поведения младших школьников/ Кривощеков С. Г., Мозолевская Н.В.// Бюл. СО РАМН.-2007.- № 3. -С. 150.
  87. В. И. Липидный обмен у детей: Монография /Крылов В. И., Вельтищев Ю. Е., Петрушина А. Д., Чимаров В. М.- Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1985. — 129 с.
  88. Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии.- 2004. -№ 1.- С. 137.
  89. М.Н. Особенности физического развития и двигательной активности дошкольников/ Кузнецова М. Н., Хрущев С. В., Поляков С.Д.//Рос.педиатр.журнал.- 2005.- № 5.-С.34−36
  90. А.П., Григорович О. А. Основы физиологии здоровья/ Кузнецов А. П., Григорович О. А. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2001.-258 с.
  91. О. О.Суточный ритм сердца у детей // Педиатрия, 1998. № 4.- С.51−55.
  92. О.О. Особенности электрокардиограммы у здоровых детей и подростков/Жардиология.- 2009.- № 7−8.- С. 105 110.
  93. В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников/ Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А.К.- М: Медицина, 2000. -149 с.
  94. В.Р. Показатели здоровья детей и подростков в современной системе социально-гигиенического v мониторинга //Гигиена и санитария.- 2004.- №• 6. С.14−16
  95. В. Р. Нормативы физического развития детей 8, 9, 10 лет/ Кучма В. Р., Сухарева^ Л. М., Ямпольская Ю. А. и др.//Справочник педиатра.- 2007.- № 4.- С. 49−64.
  96. В. Р.Тенденции роста и развития московских школьников старшего подросткового возраста на рубеже тысячелетий /Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Ямпольская Ю. А.//Гигиена и санитария.- 2009. -№ 2.-С. 18−20.
  97. В. Р.Физическое развитие младших школьников и факторы, его определяющие/ Кучма В. Р., Скоблина Н. А. // Российский педиатрический журнал.- 2009. № 2. — С.14−19.
  98. Н.Ю. Психофизиологические характеристики детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем двигательной активности.// Дисс.. канд. биол. наук: 03.00.13.-Тюмень, 2002. -155 с.
  99. С. Е. Профилактика артериальной гипертонии у детей и подростков в рамках международной программы CINDI/Лебедькова С. Е., Евстифеева Г. Ю., Суменко В. В.,
  100. Т. М., Лапачева И. Б., Александров А. А. //Профилактика.2006, — № 4.- С. 17
  101. И.В. Артериальная гипотония у детей и подростков// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2002. — С. 62.
  102. И.В. Факторы риска атеросклероза и ишемической болезни сердца у детей и подростков, подходы к профилактике// Российский вестник перинатологии и педиатрии.- 2003. — С. 61.
  103. И.В. Лекции по кардиологии детского возраста.- М.: ИД Медпрактика, 2005. 535 с.
  104. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник/ Под ред. В. А. Епифанова, Г. Л. Апанасенко. М.:Медицина, 1990.- 368 с.
  105. С. П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания/ Левушкин С. П., Сонькин В.Д.// Физиология человека.- 2009. -Т. 35. № 1.- С. 67−74.
  106. Мазурин А. В. Пропедевтика детских болезней/ Мазурин А. В., Воронцов И.М.- СПб: ИКФ, Фолиант, 1999. 928 с.
  107. , В. Н.Масштаб личности и ее адаптация // Мир психологии.2007.-№ 1.- С. 100−109.
  108. Медведев В. И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека.- 1998.- Т. 24.-№ 4.- С. 7−13.
  109. , В. И. Адаптация.- СПб.: Институт мозга человека РАН, 2004. — 584 с.
  110. Ф. 3. Защита сердца от ишемических повреждений: роль стресс-лимитирующих систем и стабилизации структур миокарда // Российский кардиологический журнал.- 2001.- № 5.- С. 49−59.
  111. Ф. 3. Адаптационная медицина: Концепция долговременной адаптации.-М.: Дело, 1993. 138 с.
  112. JI. А. Донозологическая диагностика здоровья ребенка: методология, критерии, результаты//Сибирское медицинское обозрение.- 2008. № 5.- С.27−31.
  113. Морман Д. Физиология сердечно-сосудистой системы/Морман Д., Хеллер Л.- СПб.: Питер, 2002. 256 с.
  114. В.В. Особенности регуляции сердечного ритма у детей 9−10 лет с разным уровнем тревожности // X съезд Белорусского общества физиологов.- Минск, 2001. -С. 111.
  115. О.А. Артериальные гипертензии и гипотензии у детей и подростков: Практическое руководство.- М.- СПб.:БИНОМ: Невский Диалект, 2002.- 143'с.
  116. .А., Хапалюк А. В. Конституциональные диссоциации и их клиническое значение// Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии. Материалы конференции. Красноярск, 1997.- С. 64−65.
  117. . А. Интегративная биомедицинская антропология: монография/ Никитюк Б. А., Хапалюк А. В. // Томск: Изд-воТомского университета, 1998. 182 с.
  118. Р.Г. Сердечно-сосудистые заболевания в Российской Федерации во второй половине 20 столетия: тенденция, возможные причины, перспективы // Кардиология.- 2000. Т. 40.-№ 6. — С. 4−8.
  119. Р.Г., Масленникова Г. А. Смертность от сердечнососудистых и других хронических неинфекционных заболеваний среди трудоспособного населения России/Оганов Р.Г., Масленникова Г. А. // Кардиоваскулярная терапия и профилактика.2002. -№ 3.- С. 4−8.
  120. Р.Г. Факторы риска и профилактика сердечно сосудистыхс заболеваний // Качество жизни. 2003.- № 2.-С. 45−49.it
  121. Р.Г., Шальнова С. А., Калинина А. М. и др. Новый способ оценки индивидуального сердечно-сосудистого суммарного риска для населения России //Кардиология, 2008. Т. 48.-№ 5. — С. 87−91.
  122. В.А. Функциональные резервы систем организма как основа 'оценки соматического здоровья человека/ Оганов Р. Г., Шальнова С. А., Калинина A.M. и др.// Менеджер здравоохранения: ежемесячный научно-практический журнал.- 2007.- № 7.- С. 33−38.
  123. Е.В. Смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний в Российской Федерации в 2001—2006 гг.. и пути по ее снижению // Кардиология.- 2009.- № 2.- С. 67 72.
  124. Ю. А., Ревазова Ю. А. Донозологическая диагностика в проблеме окружающая среда здоровье населения/Рахманин Ю. А., Ревазова Ю. А.// Гигиена и санитария, — 2004. — № 6.- С. 3−5.
  125. М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод, и студ. -М.: Мозаика-Синтез, 2004. 256 с.
  126. Д. Д. Патогенез и прогностическая значимость артериальной гипотензии у подростков / Д. Д. Панков, Т. А. Бородулина, А. Г. Румянцев // Российский педиатрический журнал.- 2005: № 2. — С. 11−14.
  127. Т., Анатомия и физиология. Справочник: перевод с англ. -Изд. ACT, 2004.-235 с.
  128. Петрова М. М. Стресс и артериальная гипертония/ Петрова М. М., Лака Е. А., Непомнящая Е. А. и др. // Кардиоваскулярная терапия и профилактика: Научно-практический рецензируемый.- 2003. — № 4. С.58−61.
  129. В. В. Диагностика функционального состояния сердечнососудистой системы детского организма методом спироартериокардиоритмографии/ Пивоваров В. В., Лебедева М. А., Панкова Н. Б. и др. // Российский педиатрический журнал.- 2005. -№ 1.- С. 8−12.
  130. А.Д. Избранные вопросы педиатрии. Поликлиническая педиатрия. Учебное пособие.- Тюмень: Издат. центр «Академия», 2006.- 108 с.
  131. Полунина Н. В. Дифференцированный подход к формированию показателей здоровья подрастающего поколения/ Полунина Н. В., Попов В. В. //Главврач.- 2006.- № 11. -С.49.
  132. В. А. Концепция профессионального здоровья и перспективы практики военной авиационной медицины // Военно-медицинский журнал.- 2006.- Т. 3.- № 7.- С. 63−66.
  133. Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» // Санитарный врач.- 2004.- № 5. С. 103.
  134. Приказ МЗ РФ от 21.03.2003 № 114 «Об утверждении отраслевой программы и укрепления здоровья здоровых детей на 2003−2010 гг.».
  135. A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности// Психологическая наука и образование.- 1998.- № 2 .-С.11−17.
  136. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000.- 304 с.
  137. И.М., Возрастная анатомия и физиология.- Изд. Новое знание, Минск, 2006.- 200 с.
  138. А.Р. Возрастные особенности вариабельности показателей центрального кровообращения у детей младшего и среднего школьного // Российский педиатрический журнал. 2005. -№ 6. — С. 4−7
  139. Ю.И., Киселев В. И. Практические навыки функциональных физиологических исследований: Учебное пособие. /Савченков Ю.И., Киселев В. И. Красноярск.: Изд-во Краснояр. унта, 1993. -168 с.
  140. .П. Общая физическая работоспособность по тесту PWC 170.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- С. 80.
  141. .П. Функциональные параметры системы дыхания у здоровых и больных детей в покое и при нагрузке // Автореф. дисс. .д-рамед. наук.-М., 1993. -53 с.
  142. В.М. Нормальная физиология/ Смирнов В. М., Агаджанян Н.А.-М.: Изд. МИА, 2007.-400 с.
  143. И.Е. Избыточная двигательная активность: влияние на здоровье подростков/ Смирнов И. Е., Поляков С. Д., Хрущев С. В. //Росс.педиатр.журнал.- 2003.- № 1.- С.6−9.
  144. М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов/ Семаго М. М., Ахутина Т. В., Семаго Н. Я. и др. М.: АРКТИ, 2001.- 136 с.
  145. Н.В. Вегетососудистая дистония у детей: Учебное пособие для врачей педиатров/ Соботюк Н. В., Белан Ю. Б., Сальникова О. А. и др. Омск, 2002 — 88 с .
  146. В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников/ААвтореф. докт. биол. наук.- М., 1990.-50 с.
  147. В.Д. Физическая работоспособность и энергообеспечение1.мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека//
  148. Физиология человека, — 2007. -Т. 33.- № 3.- С. 81. j
Заполнить форму текущей работой