Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегическое управление экономикой региона: механизмы и технологии: На материалах Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пищевая промышленность РА может являться своего рода точкой роста экономики республики, а соответственно и кластером, в рамках которого могут быть сконцентрированы комплекс предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, основной территориальной концентрацией которого будет город Майкоп. Выделяя пищевую промышленность как кластер, состоящий из достаточно тесно связанных между собой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы стратегического управления устойчивым развитием региона
    • 1. 1. Концептуальные подходы к исследованию. региональной экономики
    • 1. 2. Сущность и принципы стратегического управления региональными социально-экономическими системами
    • 1. 3. Структурно-функциональная характеристика управления экономикой региона
  • Глава 2. Развитие инструментарно-методического аппарата стратегического управления региональной экономикой
    • 2. 1. Формирование алгоритма разработки стратегии развития региональной экономической системы
    • 2. 2. Обоснование использования кластерного подхода в управлении развитием региональных экономических систем
    • 2. 3. Адаптация методов когнитивного анализа к стратегическому планированию развития региональных социально-экономических систем
  • Глава 3. Реализация инструментария кластерно-когнитивной технологии в процессах стратегического планирования устойчивого развития региона (на примере Республики Адыгея)
    • 3. 1. Кластеризация региональной экономической системы
    • 3. 2. Формирование и анализ когнитивных моделей кластеров региональной экономики в контексте вариативности. управляющих воздействий

Стратегическое управление экономикой региона: механизмы и технологии: На материалах Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Особенностью трансформационных процессов, происходящих в отечественной экономике, является повышение самостоятельности и усиления роли административно-территориальных образований РФ в составе общегосударственного хозяйственного комплекса. В условиях переходного периода, связанного с формированием рыночного экономического механизма, все большую роль играет региональный фактор, так как преобразования осуществляются в пределах конкретных территорий, существенно различающихся по своим условиям.

За последние десять лет резко усилилась дифференциация уровней социально-экономического развития регионов, что было связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткамобнаружилась также различная способность адаптации к рыночным условиям регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.

В этих условиях возрастает роль стратегического управления региональными экономическими системами, основанного на современных научных инструментах и технологиях кластерного и когнитивного анализа, позволяющих дополнить и расширить его инструметарно-методическую основу.

Несмотря на наличие множества работ, посвященных стратегическому управлению региональным развитием, в которых были успешно проработано проблемы, касающихся различных аспектов жизнедеятельности региона, существенный ряд вопросов устойчивого стратегического управления регионом остается открытым.

Динамичная и неопределенная среда, подверженная быстрым качественным перестройкам оказывает существенное влияние на задачи управления, решение которых требует наличия соответствующего инструментарно-методического обеспечения. Успешное функционирование региона в этой среде требует не столько оптимизации его социально-экономических показателей, сколько мобилизации усилий по адаптации к далеко не всегда предсказуемым изменениям внешней и внутренней среды. Наблюдающийся в настоящее время дефицит финансовых ресурсов у регионов заставляет пристально исследовать проблему мобилизации всех внутренних резервов, полного и комплексного использования потенциала административно-территориальной единицы.

Развитие методов и технологий стратегического управления регионом, как сложной социально-экономической системой, основанных на принципах адаптивного управления, является одним из ключевых путей стабилизации российской экономики в целом.

Степень разработанности проблемы.

В условиях интенсификации процессов рыночной трансформации и регионализации, проблемы развития региональной экономики в различных ее аспектах стали предметом дискуссии в отечественной специальной научной литературе и в периодической печати.

Методологические основы исследования региональной экономики, включающие проблемы стратегического развития, в современных российских условиях исследуются в работах Гранберга А. Г., Джаримова A.A., Золотарева B.C., Игнатова В. Г., Кетовой Н. П., Лексина В. Н., Львова Д. С., Некрасова H.H., Швецова A.M. и других авторов.

Вопросы формирования региональной стратегии устойчивого социально-экономического роста рассмотрены в работах Альтудова Ю. К.,.

Зарубина В.И., Хутыза З. А., Игнатовой Т. В., Овчинникова В. Н., Тамбиева А. Х. и др.

Проблемы определения приоритетов экономического развития региона и собственно управление региональным экономическим развитием рассматриваются в работах Андреева С. Ю., Горбачева А. И., Дружинина А. Г., Каримова P.M., Кокова В. М., Колесникова Ю. С., Корчагиной Е. А., Куева А. И., Кузнецова Н. Г., Попова P.A. и др.

Работы Виханского О. С., Глухова В. В., Ефремова B.C., Круглова М. И, Круглова Н. Ю., Юданова А. Ю посвящены стратегическому управлению в социально-экономических системах.

Решение задач стратегического управления развитием региональных социально-экономических систем может быть осуществлено на основе принципов адаптивного управления и принципов самоорганизации.

Недостаточная степень разработанности инструментарно-методической основы процессов планирования и прогнозирования устойчивого развития региона определили выбор темы диссертации, цель исследования и его задачи.

Цель исследования — формирование алгоритма разработки стратегии развития региональной экономической системы, в условиях усиления процессов регионализации и динамично изменяющейся рыночной среды.

Реализация сформулированной цели потребовало решения следующих задач:

— исследовать методологические основы стратегического управления развитием региона;

— определить сущность и принципы стратегического управления региональными социально-экономическими системами в их взаимосвязи с механизмами адаптации;

— сформировать инстументарно-методическую основу разработки стратегии развития региональных экономических систем;

— обосновать возможность использование кластерного подхода в процессах планирования и прогнозирования развития региона;

— адаптировать методы когнитивного анализа для исследования и прогнозирования процессов устойчивого развития региональной экономики;

— осуществить кластеризацию региональной экономической системы (на примере Республики Адыгея);

— сформировать и проанализировать когнитивные модели кластеров региональной экономической системы (на примере Республики Адыгея).

Объект исследования — процессы развития региональной экономики как адаптивной самоорганизующейся экономической системы.

Предмет исследования — механизмы и технологии стратегического планирования и прогнозирования развития региональных социально-экономических систем.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили концептуальные положения, выводы и рекомендации, представленные и обоснованные в фундаментальных и прикладных научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики и стратегического управления. Методологической основой исследования являются диалектический, системный и ситуационный подходы.

Инструмента рно-методический аппарат работы. В процессе решения сформулированных задач использовались принципы системно-структурного подхода к исследованию социально-экономических объектов, теории системного анализа и теории принятия решений. Для обработки, анализа и обобщения материалов, в зависимости от поставленных целей и задач, применялись системный и ситуационный анализ, кластерный анализ, методы когнитивного моделирования, статистические, а также экспертные методы.

Информационно-эмпирическая база диссертационной работы сформирована на основе официальных данных федеральных и региональных органов Госкомстата, информации Министерства экономического развития Республики Адыгея, а также материалов монографических исследований, фактов и сведений из публикаций в научной литературе и периодической печати, данных сети Internet.

Гипотеза диссертационного исследования базируется на теоретико-методологическом положении о возможности повышения эффективности региональной экономики на основе реализации принципов адаптивности в механизмах и инструментах стратегического планирования и прогнозирования развития экономики региона в рамках кластерно-когнитивного подхода к анализу стратегических альтернатив.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1.В зависимости от степени нестабильности внешней среды вектор стратегического управления регионом может быть представлен его видами: управление на основе экстраполяцииуправление на основе прогнозирования измененийуправление на основе экспертных решенийуправление на основе адаптации к внешним воздействиям. Управление регионом на основе адаптации к внешним воздействиям позволяет при малых возмущениях во внешней среде региональной системы разработать и реализовать меры, способствующие возвращению системы на траекторию развития, а в случае сильного возмущения создает условия, способствующие переходу системы на новую траекторию.

2. Анализ содержания региональной политики показывает, что регионы стремятся к устойчивому стратегическому росту, основанному на становлении предпринимательской среды с соответствующей инфраструктурой, а также поддержке перспективных отраслей — «точек» экономического роста, специфических для конкретных регионов. Применение кластерного подхода позволяет определить приоритетные отрасли, имеющие экономический потенциал и способствующие развитию конкурентоспособности, выявить факторы и элементы, воздействующие на степень развития конкурентных преимуществ региональной системы.

3. Исследование региона, как сложной слабоструктурированной системы, функционирующей на принципах адаптации и самоорганизации, обусловливает выбор способа формирования алгоритма разработки стратегии развития региональной экономической системы, основанного на применении инструментария кластерного подхода и когнитивного моделирования и сочетающего преимущества данных методов и классических инструментов стратегического анализа (8?ОТ-анализ, БТЕР-анализ и др.). Данное сочетание позволяет обеспечить высокую адаптивную способность процедур стратегического управления и планирования, проявляющуюся в процессах согласования планов стратегического развития региональных систем.

4. Разработанный алгоритм формирования стратегии развития региональной экономической системы позволил сформировать по отраслевому признаку три кластера экономики Республики Адыгея -«Пищевая промышленность», «Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность», «Машиностроение и металлообработка». Стратегии развития кластеров должны согласовываться с региональной стратегией и являться ее составной частью.

5. Когнитивная модель взаимозависимости базовых показателей социально-экономического состояния отраслевого кластера позволила выделить такие целевые факторы, как физический объем производства, финансовые ресурсы региона и валовой региональный продукт, и влияющие на них управляющие факторы — структуру и объем инвестиций в основной капитал региона, а также цепочки причинно-следственных связей между ними. На их основе были разработаны сценарии развития кластера и основных показателей, отражающих эффективность функционирования региональной экономики.

6. Модели зависимостей показателей концептов когнитивной модели отраслевого кластера, формализованные в виде совокупности регрессионных уравнений, отражающих динамику изменения показателей и их внутреннюю взаимосвязь, позволяют прогнозировать значения данных показателей в зависимости от изменения точки приложения управляющих воздействий, что предоставляет возможность получить обоснованные прогнозы социально-экономического развития региона.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретико-методического подхода к формированию стратегии на основе ютастерно-когнитивного моделирования функционирования экономики региона.

Конкретными элементами приращения научных знаний являются следующие:

1. Развит инструментарно-методический аппарат стратегического планирования и прогнозирования региона, в основу формирования которого положен кластерно-когнитивный подход. Разработан алгоритм формирования стратегии развития региональной социально-экономической системы, позволяющий выделить кластеры региональной экономической системы, произвести их классификацию и определить основные направления их стратегического развития.

2. Предложена методика когнитивного моделирования региональных систем, позволяющего исследовать взаимовлияние основных элементов экономики региона в процессах стратегического выбора. Данная методика предусматривает, в отличие от традиционных, возможность анализа сценарных условий развития региона.

3. Сформирована когнитивная модель кластера «Пищевая промышленность Республики Адыгея». В процессе анализа возмущений в когнитивной модели определены основные целевые факторы управления и управляющего воздействия, оказывающие наиболее существенное влияние на состояние региональной экономики.

4. Разработана регрессионная модель взаимовлияния факторов, определяющих состояние региональной экономики. Реализовано ситуационное моделирование развития отраслевых кластеров региональной экономической системы, в результате которого проанализированы сценарии территориального развития: саморазвитие, кризисный, управляемое развитие.

Теоретическая и практическая значимость работы. Научные выводы, положения и рекомендации могут быть использованы в структурах управления регионом, ответственных за выработку экономической политики и повышение эффективности процессов регионального планирования и прогнозирования. Теоретические положения и методические разработки могут применяться в процессах выработки стратегических решений по развитию отраслей экономики региона и организации систем стратегического управления.

Методические разработки и обобщения, представленные в диссертации, могут использоваться при совершенствовании программ по учебным дисциплинам «Стратегический менеджмент», «Теория организации», «Стратегия социально-экономического развития территорий».

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертации изложены в докладах на научно-практических конференциях Майкопского государственного технологического университета (2002;2006 гг.), а также на научных семинарах кафедр исследования систем управления, менеджмента, государственного и муниципального управления МГТУ.

Теоретические положения и методические разработки диссертационного исследования приняты к внедрению Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея, а также используются в учебном процессе в Майкопском государственном технологическом университете.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 4,6 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 8 параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованной литературы включающего 220 наименований.

Заключение

.

Анализ концепций и методологических подходов к исследованию экономических региональных систем, определение основных принципов формирования системы адаптивного стратегического управления и алгоритмов ее реализации позволили сформулировать следующую совокупность выводов.

Эволюция теории региона отражает повышение роли нематериальных целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого эколого-социо-экономического развития.

Разработка стратегии устойчивого развития региона немыслима без учета всех сторон его существования и моделирования сценариев развития. При моделировании социально-экономических и экологических процессов в регионе возникают проблемы получения объективных оценок для укрупненных блоков показателей социально-экономического, промышленно-технологического, эколого-географического и медико-биологического состояния региона. Для получения целостной картины объективного состояния региона необходимо рассматривать ситуацию в указанных блоках совместно в текущий или планируемый момент времени. Это требование системного подхода — требование взаимосвязи блоков и привязки оценки состояния к единому периоду времени — при огромном количестве переменных и взаимосвязей между ними трудно осуществить в полном объеме без применения современных информационных технологий и построения информационных систем поддержки управленческих решений.

Научно-обоснованное развитие требует осмысленного подхода к решению проблем, существующих в регионе. Долгосрочный план развития любой территориальной социально-экономической системы оформляется в виде стратегии развития, т. е. совокупности принципиальных направлений долгосрочного развития. Одной из главных задач стратегии является решение проблем региона как системы. Поэтому цели и определяемые ими пути развития должны быть ориентированы на решение выявленных проблем развития. Исходя из этого, стратегия регионального развития позволяет обеспечить единство решений, ориентируя их на повышение эффективности работы системы в целом.

Рассмотрение региона как сложной слабоструктурированной системы, позволяет применить методологию исследования системного анализа, со всеми вытекающими из этого последствиями: наличие большого количества сложных взаимосвязанных причинно-следственных связей между факторами, рассматриваемыми в описании сложной системы, результат действия которых не всегда очевиден при принятии решений, необходимость исследования систем в условиях неопределенности, неоднозначности.

Особенностью современной парадигмы управления экономическим развитием региона является то, что, во-первых, управление становится стратегическим, а во-вторых, экономическое развитие территории и эффективное управление этим процессом становятся задачей не только управленческой подсистемы региона, но и общественных групп населения.

Рассмотрение региона как сложно формализуемой самоорганизующейся социально-экономической системы, управление которой зависит не только от оптимальной внутренней структуры, но и от того, насколько четко она сможет адаптироваться к своему многочисленному внешнему окружению позволило сформулировать и обосновать новые алгоритмы и инструменты стратегического управления региональным социально-экономическим развитием.

Существуют явные преимущества от внедрения систем регионального стратегического социально-экономического развития, которые включают как федеральный уровень, так и субъектов федерации. Общегосударственный уровень устанавливает общие принципы, дающие возможность решить проблемы регионов. Региональный уровень устанавливает детализированное рассмотрение своего собственного потенциала и проблем. Регионы также способны внести свои накопленные знания и навыки в области экономического развития. Механизм планирования и программного метода, который уже функционирует в России в виде целевых программ развития регионов, следует развивать и совершенствовать с учетом российских условий.

Комплексные программы социально-экономического развития регионов должны составлять основу стратегического управления. Они уже разрабатываются Российской Академией Наук (например, «Сибирь», «Урал» и пр.) с целью достижения максимального взаимодействия, интеграционного сближения регионов, концентрации их ресурсов на решении общенациональных задач.

На уровне регионов программы решают вопросы приоритетного развития специализации, финансовой стабилизации, инфраструктуры и пр. Однако практика реализации программ показывает, что зачастую они не корреспондируются друг с другом, в них нет четкого выделения отраслевых и территориальных приоритетов, что приводит к распылению ограниченных финансовых ресурсов. Да и само финансирование программ осуществляется крайне недостаточно.

Среди причин, вызывающих такие результаты, необходимо назвать главную — отсутствие детально разработанной и обоснованной стратегии экономического развития регионов. Стратегия создает условия для перспективного развития и помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей. И если не разработать стратегии управления региональным производственным комплексом, в котором многие предприятия находятся в тесной технологической связи, как единым целым, он не будет функционировать эффективно.

Исходным пунктом рассмотрения закономерностей функционирования регионов служит анализ причин их образования, функций, выполняемых ими. Территориальная форма общественного.

разделения труда приводит к образованию в регионе комплекса отраслей специализации, выполняющих основную системообразующую роль. Такой комплекс отраслей является функциональной доминантой региона, ибо они удовлетворяют важную и несущую общественную потребность, которая не может быть эффективно удовлетворена без его участия.

В данной работе разработан и предлагается к использованию алгоритм разработки стратегии развития региональной социально-экономической системы, основанный принципах адаптивного управления и совмещающий классические механизмы стратегического анализа, кластерного подхода и когнитивного анализа. Данный алгоритм представлен на рисунке 2.1. Использование данного алгоритма призвано обеспечить реализацию принципов адаптивного управления сложными региональными социально-экономическими системами, через известные технологии, механизмы и инструменты стратегического управления, которые дополнены современными механизмами кластерного и когнитивного анализа, адаптированными к реалиям региональных социально-экономических систем.

Содержание отдельных элементов промышленной политики территориальных образований страны показывает, что регионы стремятся создать собственную экономическую базу устойчивого роста. Ее основой, как правило, является становление предпринимательской среды с соответствующей инфраструктурой, а также поддержка перспективных отраслей — мультипликаторов экономического роста, специфических для конкретных регионов.

В условиях ограниченности ресурсов задачей региональной политики является концентрация средств там, где они могут принести наибольшую экономическую отдачу.

В своей промышленной политике регионы отдают приоритет отраслям и производствам, работающим непосредственно на потребительский рынок и удовлетворение потребностей человека.

Необходимость повышения экономической эффективности региональных хозяйств ставит перед территориями новые задачи, прежде всего связанные с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал. Существует большое количество различных теорий формирования и развития конкурентоспособности, одной из которых является теория кластерного управления экономикой.

Применение кластерного метода наиболее актуально именно на региональном уровне вследствие необходимости тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение. Особый интерес концепция кластерного управления региональной экономикой приобретает в свете усиления роли внешнеторговой деятельности в социально-экономическом развитии регионов, способствующей экономическому росту. Так как позволяет определить приоритетные отрасли, имеющие экономический потенциал и способствующие повышению конкурентоспособности, выявить факторы и элементы, воздействующие на степень развития конкурентных преимуществ через призму внешнеэкономической конкурентоспособности.

Одним из преимуществ кластерного управления экономикой является усиление роли экономических факторов и снижение административных. Роль региональных органов власти высока только на первых этапах формирования кластеров: в оценке внешнеэкономического комплекса региона, в выборе наиболее перспективных кластеров и их формировании, и обусловлена учетом интересов регионального развития, не являющимися приоритетными для бизнеса. В дальнейшем роль региональных властей сокращается и главную роль начинают играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных производств, а роль региональных органов власти сводится к поддержке важнейших кластеров.

Очевидно, что стратегия развития региональной социально-экономической системы, направленная на содействие притоку инвестиций и смещению акцентов со старой отраслевой экономики на экономику, функционирующую на основе развития и интеграции промышленных кластеров является своего рода решением проблемы социально-экономического неравенства регионов. Успешно функционирующие и быстро расширяющиеся крупные и средние предприятия, являющиеся ядром кластера оказывают благотворное влияние на среду в которой они размещаются. Еще одним фактором эффективности кластера, является эффект синергии кластера, под которым представляется стимулирование элементами кластера размещения на ближайшей территории новых производств, связанных с ними хозяйственной деятельностью.

Развитие сложной социально-экономической системы (СЭС) (отрасли, округа, региона, компании и др.) невозможно обеспечить только за счет внутренней самореализации, без использования в интересах развития объекта изменений во внешней среде (политической, экономической, социальной, технологической и др.).

Внешняя среда все более приобретает свойства нестабильности и неопределенности. Нестабильность проявляется в том, что темпы изменения внешней среды растут, а неопределенность — в том, что возникающие ситуации все чаще становятся неузнаваемыми (совершенно новыми). В таких условиях управление развитием СЭС резко усложняется, причем прошлый опыт управления, пусть даже успешный, уже не пригоден для разрешения новых проблемных ситуаций. Это приводит к повышению вероятности принятия неверных стратегических решений по обеспечению целенаправленного развития СЭС, а именно эти ошибки обходятся дороже всего.

Названные обстоятельства актуализируют переход от традиционного управления на основе прошлого опыта к адаптивному стратегическому управлению, выявляющему те внешние тенденции, риски, опасности и шансы, которые способны изменить сложившуюся ситуацию в настоящем. Учет и использование в своих интересах изменений, которые происходят во внешней среде, дает возможность экономить ресурсы на развитие (инвестиции).

При реализации адаптивного и стратегического управления в таких сложных системах, как отрасли промышленности необходима методология, механизм и технология, учитывающие условия быстрой изменчивости внешней среды при развитии сложной социальноэкономической системы, и позволяющая прогнозировать наступление проблемной ситуации и принимать меры по снижению степени риска и неопределенности.

В основе технологии когнитивного анализа и моделирования лежит когнитивная (познавательно-целевая) структуризация знаний об объекте внешней для него среды, причем объект и внешняя среда разграничиваются «нечетко» .

Цель такой структуризации — выявление наиболее существенных (базисных) факторов, характеризующих «пограничный» слой взаимодействия объекта и внешней среды, и установление качественных (причинно-следственных) связей между ними, т. е. какие взаимовлияния оказывают факторы друг на друга в ходе их изменения. Взаимовлияния факторов отображаются с помощью когнитивной карты (модели), которая представляет собой знаковый (взвешенный) ориентированный граф.

Необходимо учитывать тот факт, что сформированные с помощью когнитивного моделирования сценарии и стратегии развития будут реализовываться в нестабильной среде, и, следовательно, подвергаться постоянному воздействию ряда негативных факторов. Поэтому требуется обеспечить адаптивность системы управления к происходящим изменениям.

Адаптивность можно обеспечить реализацией принципов адаптивного управления сложными социально-экономическими системами, через механизмы и инструменты стратегического кластерного и когнитивного анализа.

Основным обобщающим показателем, отражающим на макроэкономическом уровне состояние развития экономики региона, является валовой региональный продукт, который по своему экономическому содержанию является близким региональным аналогом показателя валового внутреннего продукта, рассчитанного производственным методом на федеральном уровне. Это универсальный показатель оценки экономического потенциала региона, который характеризует не только сложившийся уровень развития, но и особенности структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень вовлеченности региона в интеграционные процессы и другие аспекты его деятельности.

Анализ изменения валового регионального продукта свидетельствует, о том, что реальный объем ВРП, темпы его роста, структура обусловлены нестабильностью общеэкономического положения, наблюдавшегося в последние годы как в Республике Адыгея, так и в Российской Федерации в целом.

Более половины общего промышленного производства в Республики Адыгея занимает пищевая промышленность. Также к основным системообразующим отраслям экономики республики можно отнести лесную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную промышленность, а также машиностроение и металлообработку. Перечисленные подотрасли в 2004 году произвели 83,9% от общего объема промышленного производства в РА.

Следует отметить одну важную особенность промышленного комплекса Республики Адыгея — концентрация большинства крупных и средних предприятий системообразующих отраслей в столице республики городе Майкопе. Ввиду неоспоримого доминирования в структуре промышленного производства РА пищевой промышленности (53,8% в 2004 г.) представляется целесообразным, что данной отрасли нужно уделять максимум внимания со стороны руководства региона. Потенциал пищевых и перерабатывающих предприятий РА не использован в полной мере даже сейчас, хотя мы и наблюдаем некоторый рост объемов производства в данной отрасли в 2004 году по сравнению с 2003 г.

Пищевая промышленность РА может являться своего рода точкой роста экономики республики, а соответственно и кластером, в рамках которого могут быть сконцентрированы комплекс предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, основной территориальной концентрацией которого будет город Майкоп. Выделяя пищевую промышленность как кластер, состоящий из достаточно тесно связанных между собой предприятий и организаций, мы можем рассмотреть проблемы данной отрасли во взаимосвязи с проблемами пересекающихся с ней отраслей, а также более четко генерировать стратегические решения по эффективному управлению данной социально-экономической системой. Концентрация наиболее крупных предприятий данной отрасли на достаточно небольшой по площади территории является положительным фактом в пользу выделения такого кластера.

Итоговым результатом кластеризации экономической системы Республики Адыгея по отраслям будет формирование трех основных кластеров:

1. Кластер «Пищевая промышленность»;

2. Кластер «Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность»;

3. Кластер «Машиностроение и металлообработка».

Каждый из предлагаемых кластеров не ограничивается предприятиями именно отрасли кластера. В него также могут входить различные предприятий и организации, которые тем или иным способ связаны с эффективным функционированием данного кластера экономической системы, а к таким объектам можно отнести достаточно много региональных структур.

Представленная в работе когнитивная модель кластера «Пищевая промышленность» позволила нам определить основные направления развития данного кластера, путем проведения сценарных исследований.

Основными целевыми факторами разработанной когнитивной модели являются физический объем производства и финансовые ресурсы региона, кроме того, индикативную роль играет фактор валовой региональный продут, основными факторами управляющего воздействия являются структура и объем инвестиций в основной капитал РА и структура промышленного производства. Формирование региональной стратегии устойчивого развития может осуществляться с использованием предложенного алгоритма, который предполагает создание отраслевых кластеров в региональной экономической системе. Развитие кластеров и степень их влияния на эффективность основных показателей региональной экономики можно определить, использую метод когнитивного моделирования, который позволяет строить различные сценарии стратегического развития, как кластеров, так и региональной экономики. Количество сценариев при предлагаемом моделировании можно увеличивать, что в результате дает многовариантность решения проблемы стратегического развития региона, а следовательно более высокую адаптивность конечного варианта стратегии к различного рода возмущениям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации. Вопр. Экономики. 2001.- № 5 — С. 113 — 124.
  2. Т.Т. Экономическое развитие местного сообщества: методология и технология. Краснодар: «Экоинвест», 2001. — 279с.
  3. А., Кистанов В. Региональные программы перспективные вопросы // Экономист. 1997. — № 3. — С.34−45.
  4. У. Некоторые направления регионального развития и сотрудничества и некоторые вопросы в региональной науке, не имеющие ответов// Региональное развитие и сотрудничество. 1998.
  5. Р. Планирование будущего корпораций. М.: Прогресс, 1985.-324с.
  6. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. радио, 1974.-272с.
  7. Активизация социально-экономического развития городов и регионов: Информац. издание. Журнал ЕВРОГРАД. — 1998. — № 10. — 76с.
  8. Актуальные проблемы предпринимательской деятельности на региональном уровне: Сб. материалов. науч.-практ. конф. 16 марта 2000. Белгород, 2001.-203 с.
  9. М. Условия эффективности в экономике. Пер. с французского. Научно-издательский центр «Наука для общества»., М., 1998.-304с.
  10. A.M. Стратегия экономического развития региона / На примере Республики Дагестан М.: МАКС Пресс, 2001. — 180 с.
  11. Анализ тенденций развития регионов России в 1992−95гг. TACIS -Россия. -М., 1996.
  12. С.Ю. Механизмы регулирования региональных экономических интересов: Препр. СПб., 1998. — 39 с.
  13. С.Ю. Совершенствование организационно-экономических механизмов управления региональной экономикой.- СПб., 1998.-280 с.
  14. И. Стратегическое управление / Сокр.пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519с.
  15. В.Н. Адаптивные системы автоматического управления: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. Б. Яковлева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.-204 с
  16. С.С. Региональная политика России: Обзор современного положения.// Регион: экономика и социол. 1999. — № 3. — С. 21 -37.
  17. С.И. Внешние источники финансирования реструктуризации экономики региона. // Проблемы региональной экономики. 2000. — № 5/7. — С. 268 — 280.
  18. А.О. Прогноз развития экономики России на период 2001 2005 гг. с использованием динамической межотраслевой модели с бюджетным монетарным блоком. — Новосибирск, 2000. — 36 с.
  19. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 5. -С.85−90.
  20. В. Основные проблемы развития экономической реформы в регионах Российской Федерации. Экономист. М., 1996, — № 4, с. 7−15.
  21. А.Р. Этапы становления российской модели воспроизводства. // Пробл. прогнозирования. 2001. — № 2. — С. 4 -23.
  22. А.Р. Эффективный экономический рост в 2001 2010 гг.: условия и ограничения. // Пробл. Прогнозирования. — 2001. — № 1. — С. 27 -45.
  23. В., Кабаков В., Ходачек А. Стратегия малого предпринимательства. СПб.: Корвус, 1995. — 224с.
  24. С.С., Петров А. Н., Сигов В. И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. М.: Пресс-сервис, 1997, — 152с.
  25. М.А. Инфраструктура и территориальные основы регионального управления в системе муниципальных образований // Стратегии и проблемы региональной экономики. Ростов н/Д, 2002. Вып. 4.
  26. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456 с.
  27. Н.П., Васюхин О. В., Голубев A.A., Подлесных В.И Эффективное управление фирмой: современная теория и практика /. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1999. — 416 с
  28. В.А. Производственные и инвестиционные характеристики регионов России: сравнительный анализ. Аудит и финансовый анализ. 1998. — Шкв. — С. 67 — 97.
  29. B.C., Трейвиш А. И. Федеральные целевые программы развития регионов и их роль в смягчении межрегиональной ассиметрии. http: // www. Tacis, ru-
  30. В. Прогноз регионального развития сельского хозяйства России. // Экономист. -2001. -№ 1. С. 76 — 82.
  31. И. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.
  32. А. Рыночная экономика главная составляющая стратегического курса России. // Проблемы теории и практики управления. -2001.-№ 1.-С. 18−21.
  33. Генеральный план комплексного социально-экономического развития г. Тольятти / Утв. СМ РСФСР в апреле 1976 г.
  34. Гиг Дж. Прикладная общая теория систем: В 2-х кн. Пер. с англ. под ред. Сушкова Б. М., Тюхтина B.C. М.: Мир, 1981.
  35. С. О выборе стратегии будущего. // Экономист. 2001. -№ 2.-С. 4−23.
  36. В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.
  37. В.М., Иванов В. В., Яненко В. М. Моделирование развивающихся систем. М.: Наука, 1983.
  38. Е.М. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1982.- 157с.
  39. Ю.А. Ассиметрия экономического развития регионов. Современные проблемы. Стратегия регулирования. Ставрополь, 2001.
  40. А.И. Стратегии развития: обеспечение ресурсами. Проблемы обеспечения финансовыми ресурсами программ экономического развития регионов. М.: МАКС — пресс, 2000. — 84с.
  41. А.И. Стратегия развития промышленности регионов. -М.: МАКС пресс, 2000. — 62 с.
  42. A.A., Кулибанов B.C., Лебедева Т. В. Реформирование экономики при дефиците инвестиций. / ИСЭП РАН, СПб Отд. академии инвестиций и экономики строительства. СПб., 1995. — 95с.
  43. Г. В., Джаримов Н. Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. Майкоп 2002. -360с.
  44. С.М. Направленность государственного регулирования в агропромышленном комплексе. Сб. науч. тр. Сев.- Кавказ. Гос. техн. ун-та. Экономика. Ставрополь, — 2000 — Вып. 1. — С. 46 — 53.
  45. Е.В. Экономическое развитие региона: приоритеты, механизмы, модели. Тверь, 1999, с. 160.
  46. Г. В., Мироедов A.A., Федин С. В. Управление региональной экономикой. //Москва Финансы и статистика, 2002.-176 с.
  47. А.Г. Основы региональной экономики. М., ГУ ВШЭ, 2001.
  48. А.Г. Учебник «Основы региональной экономики: о структуре, методологии и содержании» (авторский комментарий). Российский экономический журнал. М., 2000-№ 11 12, с. 44.
  49. O.B. Нещадин A.A. Альтернативные подходы к эколномической реформе в регионах. // Общество и экономика. -1996 № 6.
  50. A.A. Регион в едином экономическом пространстве России (на материалах Республики Адыгея). Ростов — н/Д: РГУ. 1995.
  51. О.Г. Региональная экономическая диагностика. -СПб., 1992.
  52. В.В., Конторов Д. С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985.
  53. Н.В. Нетрадиционные методы стимулирования регионального развития // Самарская область на пороге XXI века: стратегия социально-экономического развития / Материалы всероссийской научно-практической конференции Самара: Сам Вен, 1998. — С.340−342.
  54. A.B. Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике: ресурсный подход. — Курск: РОСИ, 2000. 216 с.
  55. В. Альтернативные прогнозы развития экономики России в 2001 г. // Вопросы экономики. 2001. — № 3. — С. 43−45.
  56. Ю.А., Колесников Ю. С., Зинченко В. А. СевероКавказский экономический район: проблемы ускорения. Ростов н/Д, 2001.
  57. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 137с.
  58. JI. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решения. Математика сегодня. — М.: Знание, 1974, 123 с.
  59. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. М., Изд-е офиц., 1995. — № 30. — Ст.2871.
  60. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. -М., Изд-е офиц., 1995. № 35. — Ст.3506.
  61. В.И. Проблемы идентификации кризисных ситуаций развития социально- экономических объектов //Известия высших учебных заведений. Сев.-Кав. Регион. Изд-во Общественные науки. Ростов-на-Дону, 2001, — № 4 (0,4п.л.)
  62. В.И., Чефранов С. Г., Тхакушинов Э. К. Концептуальные основы разработки механизма мониторинга и управления региональным АПК. Монография.-Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002 (9,5 пл.).
  63. В.М. Концепция развития АПК Ростовской области. Механизация и электрификация сел. хоз-ва. 2000. — № 6. — С. 5−7.
  64. О.И. Социальная напряженность: основные показатели, методы выявления и измерения/ Теория и практика экономических реформ. Международный опыт. Сравнительный анализ. Под ред. А. Е. Когута. СПб.: Наука, 1994.-С.215−228.
  65. С.А., Тишин Е. В. Стандарты качества жизни в системе социального управления. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.- С. 34−50.
  66. Т.В., Павлов А. О., Мартыненко Т. В., Таранников В. В. Антикризисное регулирование экономики. Ростов н/Д, 2002.
  67. Н.И., Лукманова И. Г. и др. Управление проектами. СПб.: „Два-Три“, 1996.-610с.
  68. С.М. Совершенствование управления кредитной системой региона. Махачкала, 2000. — 259 с.
  69. Инвестиционный рейтинг российских регионов // Эксперт. 1998.39.
  70. О.В., Курченков В. В., Поляков П. В. Концепция создания региональной управляющей компании. Волгоград, 2001.
  71. Итоги социально экономического развития Республики Адыгея за 2000 г. Материалы Министерства экономического развития Республики Адыгея — Майкоп. — 2001.
  72. В.И. Федеральная макроэкономическая политика и регионы // Проблемы прогнозирования 2001. № 5.
  73. Н.П. Региональная экономика. Ростов н/Д, 1998. — 174 с.
  74. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. — 399с.
  75. А.Г. Государственное управление в регионах: новые подходы. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999/.- № 5/.- С. 47−57.
  76. Н.И. Инвестиционные параметры регионального развития: теоретико-методологические основы оценки. // Регион: экономика и социология 2000. — № 3. — С. 24−41.
  77. E.H. Курдюмов С. П. Синергетика в условиях устойчивого развития сложных систем. В кн. Новая парадигма развития России (комплексные исследования проблем устойчивого развития) / под ред. Коптюга В. А. изд. МГУК, 1999. с.340−343.
  78. А.Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е., Румянцев A.A. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки. СПб, 1994.- 186с.
  79. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 143 с.
  80. А.Е., Рохчин В. Е. Конверсия и экономическая реформа: региональный аспект. СПб.: ИСЭП РАН, 1993. — 177с.
  81. А.Е., Рохчин В. Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.: ИСЭП РАН, 1994. — 87с.
  82. В.М. Политика стабилизации и экономического роста (региональный аспект). Экономист. — 1999.-№ 7.-С. 3−13.
  83. H.A. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М., Финансы и статистика, 2000.
  84. Е.А. Бюджетная региональная политика и стимулы экономического развития регионов. // Регион: экономика и социология -№ 3. -С. 133−143.
  85. О.В., Овсянников Е. К., Пономарев В. В., Рохчин В. Е. Научные основы разработки концепции развития региона. Л.: ЛИИАН, 1987.- 143с.
  86. Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.
  87. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997−2000 гг. Структурная перестройка и экономический рост. // Вопросы экономики. 1997. — № 1.
  88. Концепция стратегического развития России до 2010 года. // Гос. Совет РФ М., — 2001. — 134 с.
  89. Г. В. Региональная экономика (вводная часть). Ижевск, 1994.
  90. Л. Проблемы реализации экономического потенциала регионов России. // Общество и экономика. 1998. — % 4/5. — С. 41−67.
  91. В.И. Стратегия спасательного прорыва российской экономики // Россия в актуальном времени-пространстве. Москва- Волгоград, 2000.
  92. О. Пути стабилизации социально-экономического положения региона. // Экономист. 2000. — № 8. — С. 61−65.
  93. В.И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка. М.- ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  94. А.П. Регионоведение. Казань: Казанский технологический университет, 1999.
  95. Ю.В. Совершенствование регулирования экономики региона в переходный период. // Изв. СПб. университета экономики и финансов. 2000. — № 2. — С. 85−102.
  96. В.В. Экономика в Южном федеральном округе: проблемы и перспективы развития, совершенствования управления. // Управление региональным экономическим развитием Юга России. Ростов -н/Д: СКАГС, 2002.
  97. Н.С. Региональный АПК в условиях перехода к рыночной экономике. // Регионология. 2001. — № 1. — С. 255−266.
  98. Д.Б. Инвестиционная политика Российских регионов. // Проблемы прогнозирования. 1999. -№ 1. — С. 77−87.
  99. А.И., Самигулин А., Оводова Т. А. Основные направления развития и размещения производительных сил Республики Адыгея на 19 993 1995 гг. и на период до 2000 г. — Майкоп: Мечта, 1994.
  100. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. № 4.
  101. Г. А. Оценка условий инвестирования в регионах России: Учеб.: В 2 ч. М.: МАКС Пресс, 2000. — Ч. 1. — 60 с.
  102. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Том 1. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. -439с.
  103. Г. Состояние экономики и задачи экономической политики. Экономист. 2001. — № 4. — С. 12−22.
  104. Курс общей экономической теории: Учеб. пособие/ Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПб. УЭиФ, 1996. — 453с.
  105. И.А. Принципы разработки инвестиционной стратегии региона: (на примере Кабардино Балкарской Республики). // Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. — М., 1999. — С. 161 -177.
  106. В.Н. Научно-методологические проблемы государственного регулирования территориального развития. // Экономическая наука современной России. 2001. — № 1. — С. 48−58.
  107. Т. Бюджетная политика и российские регионы: экономическая ситуация. // Регион: экономика и социология 1999. — Спец. Вып.-С. 174−201.
  108. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1997. — № 3 — С.32−46- № 4 — С.25−42.
  109. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.
  110. А., Новиков А. И др. Региональная структура России // Регион: экономика и социология, 1994, № 3.
  111. Е.Л. Инвестиционные проблемы регулирования региональных рынков. Краснодар, 1999. — 115 с.
  112. Р. Макроэкономика: Курс лекций для российских читателей/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. — 159с.
  113. Д.С., Гранберг А. Г., Егоршина А. П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. // Экономика 2004.-605с.
  114. H.H. Построение математических моделей и исследование сложных систем на основе самоорганизации. Деп. В ВИНИТИ. 1986 -№ 7964 — В86.
  115. H.H. Применение принципов самоорганизации для решения некорректных задач управления // Известия СКНЦ ВШ. Технические науки, 1990.
  116. М.Г. Категория цели в домарксистской философии. -М.: Наука, 1974.- 186с.
  117. В.И., Корноушенко Е. К. Аналитические основы применения когнитивного подхода при решении слабоструктурированных задач. Труды ИПУ, вып.2, 1998
  118. Р. Методологические основы управления экономическим развитием региона. // Экономика и управление. 2000. — № 4. -С. 43−48.
  119. В.Д. Влияние макроэкономических параметров на развитие экономики региона. // Регион: экономика и социология 2001. — № 2.-С. 3−13.
  120. В.В. Эволюция концептуальных основ российского регионального развития. // Регион: экономика и социология 2000. — № 3. — С. 151−156.
  121. May В., Яновский К. Политические и правовые факторы экономического роста в российских регионах // Вопросы экономики. 2001. № И.
  122. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702с.
  123. Местное самоуправление и рыночная экономика: уроки западноевропейского опыта / Под общ.ред. д.э.н. Б. М. Гринчеля. СПб.: Ин-т ЕВРОГРАД, 1996.-295с.
  124. A.M., Подольский В. А. Категория развития в марксистской диалектике. М.: Мысль, 1980. — 166с.
  125. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998. -С.5152.
  126. П. Трансформация региональной экономической политики. // Проблемы теории и практики управления 2001. — № 2. — С. 8792.
  127. К. Ресурсный потенциал региона (теоретические аспекты исследования). М.: Наука, 1991. — 94с.
  128. H.H. Анализ дифференциации социально-экономического положения российских регионов. // Проблемы прогнозирования. 1999. — № 5. — С. 91−102.
  129. H.H. Проблемы использования региональных счетов в макроэкономическом анализе. // Экономика и математические методы -2000. Т. 36. — № 4. — С. 48−57.
  130. H.H. Региональная экономика и управление. Хабаровск, 2000.
  131. Моделирование и управление процессами регионального развития. // Под ред. С. Н. Васильева. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. — 431 с.
  132. О.Г. Основные положения концепции промышленной политики в регионе Рост.обл. Изв. вузов Сев.-Кавк. Регион. // Общественные науки. 2000. -№ 2. — С. 71−75.
  133. Е.И. Особенности управления региональной экономикой переходного периода. Ростов н/Д, 1999. — Вып. 4. — С. 94−103.
  134. Н.Д. Стратегии регионального управления в обеспечении экономического роста. // Менеджмент: теория и практика. — 1999.-№ 2.-С. 61−68.
  135. H.H. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. 2-е изд. М.: Экономика, 1978.
  136. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М., 2000.
  137. В.Н. О концепции экономической политики Ростовской области. Изв. вузов Сев.-Кавк. Регион. // Общественные науки. -1999.-№ 3.-С. 53−57.
  138. В.Н. Стратегические приоритеты экономического развития Юга России. М.: СКАГС, 2002.
  139. В. Основные принципы экономической политики./Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1995. 494с.
  140. А.К. Проблемы стратегического управления в регионе. // Проблемы региональной экономики. 2000. — № 5/7. — С. 58−90.
  141. А.К. Регион как объект регулирования и управления. // Менеджмент: теория и практика. 1998. — № 1. — С. 53−66.
  142. А.К. Экономика региона: теория, проблемы, методы. -Екатеринбург: УрО РАН, Институт экономики, 1996.
  143. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2000 г. // Регионология. 2001. — № 1. — С. 222−223.
  144. М., Яценко А. Возможность, действительность и цель. Проблемы возможности и действительности. М.: Наука, 1964. — 171с.
  145. Е.П. Теоретико-методологические основы регулирования экономических процессов в регионе: Ростов н/Д, 2000. — 266 с.
  146. С.И. Управление в регионе: активизация мотивов хозяйственной деятельности. -СПб., С. Петербургский университет экономики и финансов, 1994.
  147. А. Политика регионального выравнивания в России (основные подходы и принципы). // Вопросы экономики. 2000. — № 10. — С. 74−91.
  148. А. В. Становление региональных систем управления: проблемы и перспективы. Управление региональным экономическим развитием Юга России. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2000.
  149. A.B. Инновационное управление в регионе Рост, обл. Изв. Вузов. Сев.-Кавк. Регион. // Общественные науки. 1999. — № 3. — С. 5761.
  150. P.A. Региональный менеджмент. Краснодар, 2000.
  151. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Сов. радио, 1976.- 440с.
  152. Постановление Правительства РФ от 19.09.98 № 1112 „О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов“ // Российская газета. 1998. — 26 сеньября (№ 184).
  153. О.С. Инвестиционная политика и структурные преобразования российской экономики. Рост. гос. строит. Ун-т. Ростов н/Д, 2001.- 114 с.
  154. О.С. Проблемы социально-политического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. 2001. № 1.
  155. О.С. Регионы России: Современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию. // Проблемы прогнозирования. -2001.-№ 1.-С. 102−115.
  156. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Экономика, 2000.
  157. Региональные аспекты инновационной и инвестиционной деятельности. РАН. Ин-т пробл. Региональной экономики. СПб., 2001. -213 с.
  158. Региональные стратегии и технологии экономического развития.- Ростов н/Д., 1999. 254 с.
  159. Рей У. Методы управления технологическими процессами: Пер. с англ. М.: Мир, 1983.
  160. Республике Адыгея десять лет. Социально-экономические итоги. — Майкоп, 2001.
  161. Г. И. Системы экономической и экологической безопасности: национальный и точечный уровни // Россия в актуальном времени-пространстве. Москва- Волгоград, 2000.
  162. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Российский экономический журнал. 1997.- № 4.
  163. Н.И. Категория цели: проблемы исследования. М.: Мысль, 1980.- 127с.
  164. В.Е. Стандарты качества жизни населения как инструментарий социальной политики // Регион: Политика. Экономика. Социология. 1999. — № 1−2. — С.89−91.
  165. В.Е. Стратегическое планирование развития регионов: первочередные задачи научного обеспечения. // Гуманитарные науки. 2000.- № 3. С. 62−77.
  166. В.Е. Формирование стратегического выбора региона: методологический аспект // Школа гуманитарных наук. 1997. — № 2. — С.13−16.
  167. В.Е., Жилкин С. Ф. Стратегический выбор города: научный подход. СПб.: ИСЭП РАН, 1998. — 112с.
  168. В.Е., Половинкин А. Е. Структурная перестройка промышленности крупного города: сущность, цели, управление. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.- 182с.
  169. В.Е., Филиппов А. И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований. Методология разработки концепции и механизм ее реализации. СПб, 1996. — 117с.
  170. В.Е., Чекалин B.C. Региональное и муниципальное планирование. Часть 1. Региональное планирование. СПб, 1995. 175с.
  171. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.2. Часть 1./ Основы бизнеса. -М.: Соминтек, 1992. 180с.
  172. Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1995. -331с.
  173. В.Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. 1996. — № 1. -С.3−44.
  174. P.A. Методы определения социально-экономических целей развития региона и крупного города./Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. -С. 198−206.
  175. Д. Альтернативные подходы к макроэкономике: методологические проблемы и неокейнсианство // МЭиМО. -1997. -№ 6. С.54−64.
  176. Стратегические направления регионального развития Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16−18 нояб. 1999 г. Ом. Гос. ун-т. Омск, 1999.-240 с.
  177. Стратегическое планирование и управление/Под ред. проф. А. Н. Петрова. 4.1: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1997. — 145с.
  178. Стратегия развития государства на период до 2010 года: Докл., подгот. Рабочей группой Государственного совета РФ под рук. В. И. Ишаева. // Российский экономический журнал. 2001. № 1. — С. 3−37.
  179. С.А. Подход к комплексной оценке влияния государственной политики на региональное развитие. // Регион: экономика и социология. 2000. № 3. — С. 42−60.
  180. А.И., Романова O.A., Чененова P.M., Филатова Н. Г. Размышления о прогрессивных технологиях. Анализ региональных концепций промышленной политики. // ЭКО. 200. — № 8. — С. 81 -92.
  181. Е.В. Актуальные проблемы социального развития и пути их решения// Экономист. 1997. -№ 4. — С.22−28.
  182. Е.В. Теоретические основы формирования социальной политики на местном уровне // Гуманитарные науки. -1997. № 2 (8). — С.47−52.
  183. Е.В. Управление персоналом на предприятии / учебное пособие. СПб., 1996. — 152с.
  184. Е.В., ГТоловинкин А.Е. Проблемы повышения качества жизни населения крупного города. СПб., 1997, С.5−12.
  185. С.А. Концептуальное обоснование рыночно-трансформационных преобразований в экономике региона. Материалы кандидатской диссертации. Майкоп, АГУ, 2003.
  186. С.Г., Черныш Е. А., Кузнецова Н. Г. Региональная экономика. Ростов н/Д. Феникс, 2001.-320с.
  187. М.Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. РАН. Институт народнохозяйственного прогнозирования. М., 2000. — 359 с.
  188. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г., № 769 „Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетных субъектов Российской Федерации и местных бюджетов“.
  189. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. „О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"// Рос. газета. 1997. — 7 мая.
  190. Управление это наука и искусство: Сборник/ А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 349с.
  191. Уровень социально-экономического развития регионов РФ за 2001 год. // Экономика и жизнь. Октябрь 2002 г. — № 41. — С.4.)
  192. Р. Энциклопедия современного управления / Пер. с англ. -М., 1992.
  193. Федеральные региональные программы России: Информ. Сб. ВИНИТИ. М., 2000. — Вып. 1 (9). — 173 с.
  194. Н.П. Проблемы программно-целевого планирования и управления// Экономика и математические методы. 1978. — т. 14. — вып.4. -С. 16−21.
  195. Н.В. Прогнозирование социально- экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998. — 687 с.
  196. Н.Г. и др. Формирование региональной инновационной политики // Инновации. 2001. — № 4/5/ - С/ 41 -44.
  197. П. Экономический образ мышления. -М.: Дело, 1993.701с.
  198. A.M. Стратегический выбор// Экономика. Политика. Инвестиции. 1998. — № 1. — С. 14−16.
  199. Э. Практика управления. Обнинск, 1992.
  200. Т.В. Кластерная теория экономического развития. Теория и практика управления, № 5, 2003 г.
  201. В.Н. Руководителю о принятии решений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 272 .
  202. М.Ю. Оценка инвестиционного потенциала и региональная инвестиционная политика. // Регион: экономика и социология.2000.-№ 2.-С. 107−117.
  203. М.А. Муниципальная экономика: логическая концепция. Ростов н/Д, 1998. — 229 с.
  204. К. Социально-экономические проблемы инвестирования структурных преобразований в регионах России. / СПбГУЭФ. СПб., 2000. — 122 с.
  205. С.А. Современные формы территориальной локализации экономики // Стратегии и проблемы региональной экономики. Ростов н/Д.2001.
  206. А. О задачах социально-экономического развития Российской Федерации в 1992 1993 годах // Общество и экономика. — М., 1999. №¾, с. 41.
  207. Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы.- Международный журнал Проблемы теории и практики управления.- № 3, 2001 г.
  208. А.Х. Региональные аспекты инновационно-инвестиционного развития (теория и практика анализа инвестиций). СПб., 2000.- 158 с.
  209. Р.И. Регион: экономические методы управления. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд., 1991.
  210. .М., Введенский В. Г. Региональная политика Росси: теоретические основы, задачи и методы реализации. М., Гелиос, 2000, с. 208.
  211. Экономика России в наступающем десятилетии: угрозы и альтернативы развития. Аналитический доклад. М., Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, с. 7.
  212. Экономические реформы: проблемы и перспективы/Под ред. А. Е. Когута. СПб.: Наука, 1993. -212с.
  213. Энциклопедия кибернетики (в двух томах). Том 1. Киев, Изд.-во главная редакция Украинской советской энциклопедии, 1974 — 607 с
  214. Юг России на рубеже III тысячелетия: территория, ресурсы, проблемы, преоритеты. / Под ред. А. Г. Дружинина, Ю. С. Колесникова. Ростов н/Д: 2000.
  215. Юзбеков 3. О программе экономической стабилизации на Северном Кавказе. // Общество Экономика. 1999. — № 6. — С. 279−287.
  216. Ю.В. Экономический рост. Структурная политика. // Проблемы прогнозирования. -2001. -№ 1. С. 6−14.
  217. Структура инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности вэкономике РА1 В процентах к итогу1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
  218. Основные социально-экономические показатели Республика Адыгея млн, ВУб
  219. Абсолютные данные В% к соответствующему периоду предыдущего года Справочно: январь-декабрь 2003 в % к январю- декабрю 2002декабрь январь-декабрь декабрь январь-декабрь
  220. Объем промышленной продукции (без досчета на неформальную экономику) 514,2 5310,2 171,2 133,6 110,2
  221. Объем подрядных работ по договорам строительного подряда 113,5 1063,6 47.0 78,2 115,7
  222. Инвестиции в основной капитал, оценка 474,1 2046,7 77,6 70.8 119,4
  223. Ввод в действие жилых домов, гыс. м2 общей площади 7,9 36,8 46,2 63.2 49,3
  224. Продукция сельского хозяйства 176,7 3671,3 98,7 114,1 93,2
  225. Объем услуг предприятий транспорта1' 27.4 296,9 95,9 138.2 104,9
  226. Объем услуг связи“ 56.2 622,6 108.3 182.8 157,0
  227. Оборот розничной торговли по всем каналам реализации 870,3 8684,4 117,8 115,9 104,5
  228. Оборот общественного питания 10.9 85,3 128,3 106.9 80,1
  229. Объем платных услуг населению 280.2 2324,1 144.2 113,8 113,7
  230. Средняя численность работающих в экономике, гыс. человск 2) 85.4 86,9 96,9 97.9 95.8
  231. Численность официально зарегистрированных безработных3', тыс. чсловек 8,8 X 117,5 X 134,6
  232. Реальные располагаемые денежные доходы населения X X 104.0 105,7 102,1
  233. Начисленная средняя заработная плата одного работника2):номинальная, рублей 4515.7 4467,5 113,8 133,3 124,2реальная 4475,4 3939,6 100.2 117,5 107,5
  234. Индекс потребительских цеп, % 100,70 1"3,384 113.38 113.40 115,29
  235. Индекс цен производителе промышленной продукции. % 100,26 110.51» 110.51 114,52 114,821} По крупным и средним предприятиям, в действующих ценах.
  236. По крупным и средним предприятиям соответственно за ноябрь, январь-ноябрь2004г.3. На конец периода.4. К декабрю 2003 г.
  237. Производство промышленной продукции в 2004 году в разрезе субъектов Южного федерального округа (без неформальной экономики)
  238. Наименование Объем промышленной продукции (млн.руб.) в % к 2003 году (индексы)
  239. Южный федеральный округ 566 678,6
  240. Республика Адыгея 5310,2 133,6
  241. Республика Дагестан 10 938,6 116,6
  242. Республика Ингушетия 799,0 92,1
  243. Кабардино-Балкарская Республика 10 284,3 107,0
  244. Республика Калмыкия 1683,8 94,4
  245. Карачаево-Черкесская Республика 7305,9 102,1
  246. Республика Северная Осетия-Алания 14 391,5 104,2
  247. Краснодарский край 135 393,0 104,8
  248. Ставропольский край 67 593,9 104,3
  249. Астраханская область 30 465,0 98,6
  250. Волгоградская область 125 969,8 105,3
  251. Ростовская область 156 543,6 117,1
  252. Всего по РА 4060,0 5310,2 130,8 131,4 В том числе: крупные и средние предприятия 3291,0 4096,9 124,5 128,3из общего объема: город Майкоп 2234,7 2495,8 111,7 112,3город Адыгейск 21,3 72,9 в 3,4 раза в 3,1 раза
  253. Гиагинский район 419,2 1545,4 в 3,6 раза в 3,0 раза
  254. Кошехабльский район 156,6 170,2 108,7 129,2
  255. Красногвардейский р-он 83,1 84,3 104,4 130,8
  256. Майкопский район 368,0 344,7 93,7 99,3
  257. Тахтамукайский район 637,2 450,3 70,7 71,5
  258. Теучежский район 107,8 112,9 104,7 117,4
  259. Шовгеновский район 32,1 33,7 105,0 105,3
Заполнить форму текущей работой