Научно-методические аспекты стратегического управления предприятием в условиях конкурентной среды: на примере предприятий кондитерской отрасли
Диссертация
На первом этапе в результате анализа роли политики правительства РФ в повышении конкурентоспособности предприятий была выявлена низкая эффективность участия государства в секторе обрабатывающей промышленности отечественной экономики, что в свою очередь делает актуальными вопросы о реализации государственной стратегии развития и реализации конкурентных преимуществ российских предприятий. Это… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы конкурентного положения предприятия и современные подходы к оценке его уровня
- 1. 1. Теоретические аспекты категории «конкурентоспособность»
- 1. 2. Анализ и обоснование факторного подхода к оценке конкурентного потенциала предприятия
- 1. 3. Особенности существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия
- 1. 4. Основные элементы стратегического управления конкурентоспособностью предприятия
- Глава 2. Диагностика состояния и перспектив развития кондитерской отрасли
- 2. 1. Общеотраслевые особенности современного состояния кондитерской промышленности
- 2. 2. Важнейшие аспекты развития рынков кондитерских изделий
- 2. 3. Государственные меры в области повышения эффективности производства российских промышленных предприятий
- 2. 4. Содержание сценарных условий развития кондитерской отрасли
- Глава 3. Методические аспекты оценки и стратегического управления конкурентным положением кондитерских предприятий
- 3. 1. Инструментарий оценки конкурентного потенциала кондитерского предприятия на основе факторно-отраслевой модели
- 3. 1. 1. Характеристика основных особенностей внешней среды предприятия
- 3. 1. 2. Анализ общеэкономических составляющих кондитерской отрасли
- 3. 1. 3. Выявление и обоснование выбора факторов конкурентного потенциала кондитерского предприятия и информации для их оценки
- 3. 1. 4. Квантильная оценка конкурентного потенциала кондитерского предприятия
- 3. 2. Обоснование стратегических направлений развития групп предприятий
- 3. 1. Инструментарий оценки конкурентного потенциала кондитерского предприятия на основе факторно-отраслевой модели
Список литературы
- Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. Санкт-Петербург: Издательство «Союз», 2002.-С. 158−193.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. Москва: Центр экономики и маркетинга, 1996.- С. 128−130.
- Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ./ научн. ред. и авт. предисловие Л. И. Евенко. -М.: Экономика, 1989. 519с.
- Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учебное пособие. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. -142 с.
- Багиев Г. Л. и др. Benchmarking в разработке стратегий маркетинга / Аренков И. А., Мартынова М. В // Маркетинг в системе управления предпринимательством. Киев, 1996.- С. 13−18.
- База данных Всемирного Банка «Оценка инвестиционного климата». http://iresearch.worldbank.org/ics/jsp/index.jsp>
- База данных Всемирного банка по индикаторам состояния деловой среды,
- Белый И.И. К устойчивому развитию через управлениеконкурентоспособностью и экономической устойчивостью предприятия // Всероссийская Интернет-Конференция. Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод» Новочеркасск, 2006.
- И.Бондарев А. А. «Совершенствование управления промышленным предприятием на основе оценки эффективности маркетинговой деятельности»: Дисс. к.э.н. Владимир, 2002. — С 75−122.
- Большой экономический словарь / Сост. Борисов А. Б. М.: Книжный мир, 2002.-223 с.
- Василевский Д.Ю. «Типичные заблуждения производителей мучных кондитерских изделий на российском рынке в области брендинга». ИнформАнализ Москва, 2006. http://informanaliz.ru/cat/248
- Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России: «Бюро экономического анализа».- Москва: «Теис», 2005.- 58 с.
- Гаврелюк Е. «Анализ кондитерского рынка России» // «Газета. Яи» -Москва, 2005. http://www.foodsmarket.info/news/
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480с.
- Голубков Е.П. Маркетинговых исследования: теория, методология, практика. М.: Финпресс, 2003. — 493 с.
- Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации, М.: Маркетинг в России и за рубежом, № 3, 2000. -с. 103
- Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. проф. Грузинова В. П. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 535с.
- Грузинов В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. — 208с.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с анл. Под ред. Ю. Н. Каптуревского Спб: Питер, 1999.- 560с.
- Егоров Н.С. Стратегическое управление конкурентоспособностью промышленных предприятий региона: Автореф.. к.э.н., Чебоксары, 2007.1. С. 9−10.
- Захаров А.Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // «Бизнес и банки» -2004.-№ 2. С. 1−5.
- Зулькарнаев И.У., Ильясова Л. Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий.// Маркетинг в России и за рубежом. 2004.- № 4, — 5 с.
- Зиннуров У.Г., Ильясова Л. Р. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей // Экономика и управление (Уфа). — 1997. № 4.- С. 47—52.
- Ильясова Л.Р. Позиция предприятия на рынке инструмент эффективного управления // Экономика и управление (Уфа). — 1998 — № 6. — С. 74—80.
- Инвестиционная деятельность в России: Условия, Факторы, Тенденции.: Сб. статей / Москва: Федеральная служба государственной статистики. — 2005. — С.56−79.
- Исследование финансовых рынков в Центральном федеральном округе, www.mosfund.ru
- Каленский В.С. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия, Автореф. к.э.н., М., 2000 — 22с.
- Карлик А.Е., Шухгальтер М. Л. Экономика предприятия. Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2004. 432 с.
- Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб, 2000. -284с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — № 2 — 944с.39. «Краткий обзор российского рынка шоколада и шоколадных изделий». Портал Российский рынок Санкт-Петербург, 2006. http://www.russianmarket.ru/ ?ра=51км (1ос&пс1=85
- Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт, 2001. — № 2 -224с.
- Магомедов М.Д., Алексейчева Е. Ю. Конкурентоспособная система управления предприятием. «Пищевая промышленность», № 7,2001. — с.22
- Магомедов Ш. Щ. Конкурентоспособность товаров. Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2003. — 294с.
- Макконнелл К. Р., Брю Л. С. Экономикс: Принципы проблемы и политика. Т.1. М.: Республика, 1993.-399 с.
- Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг.- 1996. № 3.- С. 33−39.45. «Менеджмент качества как компонент инновационной стратегии промышленного предприятия». http://belisa.org.bv/ru/izd/other/Gr2005/
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: «Дело», 1993 .-251с.47. «Мониторинг административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России. Раунд 5, ноябрь 2005» ЦЭФИР. http://www.cefir.ru/
- Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия, www.cfin.ru/management/strategy/49. «Мучнистые кондитерские изделия. Новые тенденции и перспективы» // «Кондитерские изделия. Чай, кофе, какао» Москва, 2006. http://www.mv-ki.ru/
- Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2006 г и на период до 2008.- М.: Министерство экономического развития и торговли РФ. 2006, — С 12−58.
- Поддубный А. «Анализ рынка мучных кондитерских изделий» // журнал «Эксперт» Москва, 2006. http://www.foodsmarket.info/news/
- Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. -М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
- Портер М. Конкуренция. М: Издательский дом «Вильяме», 2 003 495 с. 66. «Практическое руководство по сегментированию рынка». http://marketing.spb.ru/lib-research/swot.htm
- Программа дисциплины «Корпоративный менеджмент». — М.: РЭА им. Плеханова, 1998. 60 с.
- Равлюк С. «Как кровь в нем закипела карамель. Обзор российского рынка шоколадных кондитерских изделий» // Russian Food&Drinks Москва, 2006. — № 2. http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=1058
- Рахимова Г. С. «Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности»: Автореф.. к.э.н. -Казань, 2003.- С. 10−12.
- Роман М.И. Научные основы управления конкурентоспособностью. Учеб.-метод. пособие. Владимир, 2001.- 23 с.
- Рябова Т.Ф., Филатов O.K. Проблемы развития конкуренции предприятий (стратегия и тактика). М.: Пищепромиздат, 1999. -120 с.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия-М.:000 «Новое знание», 2002.- 470с
- Сенчагов В.К., Захаров А. Н., Зокин A.A. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России. // «Бизнес и банки «2003.-№ 43.- 34 с.
- Силюков В. Отечественный кондитерский рынок сегодня непредсказуем // НГ Политэкономия. 2000.- № 18 (59).
- Скляр Е. Н.5 Анисимова J1. Ф. Практические рекомендации по повышению конкурентного потенциала коммерческой организации//
- Менеджмент сегодня».- 2006 г.- № 3- 12с.
- Старостина Н., Львов Ю. «Встречают по обертке»// «Коммерсант"-Москва, 2007. http. V/www.konditerprom.ru/articles/5023
- Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности.- М.: Высшая школа, 1999.-341с.
- Суворов А.И. Анализ конкурентоспособности предприятия на основе технологии бенчмаркинга. www.cpeb.ru/analiticl2.html
- Толковый словарь рыночной экономики. Изд. 2-е доп. — М.: Глория, 1993. —890 с.
- Тульская Н.С., Косикова Ю. А., Толкачева C.B., Богданов Д. В. Продвижение кондитерской продукции на рынке// Пищевая промышленность. 1998. — № 10. — 9 с.
- Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 312 с.
- Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002.-886 с.
- Царькова С. В. Методологические аспекты исследования конкурентоспособности в России. Автореф. к.э.н. М., 1999. — 15с.
- Шеремет А.Д., Суйц В. П. Аудит: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1995.
- Шумилова А.В. Формирование системы механизмов стратегического управления производственной организацией (на примере предприятий лесопромышленного комплекса Архангельской области). Автореф.. к.э.н. -М.:2006. С. 10−12.
- Экономический анализ и прогнозирование на федеральном уровне. -М: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. 2004.- С. 23−56.
- Ясин Е.Г. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост. М: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. — 2006.- 56 с.
- Ясин, Е.Г. Структурные изменения Российской промышленности. М.: ГУ-ВШЭ. 2004.-36 с.
- Acemoglu D. and Johnson S., «Unbundling Institutions». Journal of Political Economics, forthcoming. -2005.- C.23−30.
- Acemoglu D., Johnson S. and Robinson J.A. (2005), «Institutions as the Fundamental Cause of Long-Run Growth», Handbook of Economic Growth, forthcoming
- Aghion Ph., Vandenbussche J. and Meghir C. (2004), «Growth, Distance to Frontier and Composition of Human Capital», mimeo, Harvard University.
- Индекс потребительских цен на кондитерскую продукцию в % 1
- Кондитерские изделия 102,1 103,3 104,9 108,9 103,2 105,4 107,8 111,0 101,9 103,4 105,0 107,9 102,0 103,2
- Печенье 101,7 103,0 104,2 106,3 102,4 104,4 107,0 110,5 103,1 105,8 108,1 110,9 101,9 103,3
- Пряники 102,3 103,3 105,4 108,5 104,0 107,2 111,2 115,5 103,6 107,0 109,5 112,2 101,8 103,3
- Зефир, пастила 102,6 104,0 107,2 112,4 102,9 104,6 107,2 109,8 101,2 101,9 102,9 106,3 101,2 101,8
- Карамель 102,5 103,6 105,0 109,0 103,1 105,1 106,9 109,5 101,3 102,1 103,2 105,5 101,7 102,9
- Конфеты мягкие, глазированные шоколадом 101,9 103,1 104,9 111,6 103,7 105,5 107,3 110,1 101,1 101,8 102,6 105,6 101,4 102,3
- Шоколад 102,5 103,9 105,8 111,8 103,7 106,4 108,4 110,6 101,7 102,8 104,0 107,1 102,8 104,3
- Кексы, рулеты н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 101,9 103,3 104,6 107,4 102,2 103,7
- Торты н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 101,9 103,3 105,6 109,0 102,8 104,4
- По данным Федеральной службы по статистике РФ.
- Индекс потребительских цен на основное сырье для кондитерской промышленности в % 2
- Масло сливочное 102,3 99,7 99,8 112,0 105,9 100,8 104,4 111,4 101,1 99,1 101,0 106,8 102,6 102,4
- Масло растительное 107,6 108,0 107,7 106,5 101,7 102,6 107,6 107,6 99,8 99,2 99,6 102,1 101,7 102,0
- Варенье, джем, повидло, мед 101,6 103,8 114,1 121,5 106,4 112,0 126,7 131,7 101,6 102,1 105,5 105,9 101,2 101,9
- Маргарин 102,8 103,7 105,3 108,4 102,7 103,8 106,8 109,3 101,3 102,1 102,8 105,2 102,2 103,1
- По данным Федеральной службы по статистике РФ.
- Основные показатели деятельности кондитерской отрасли (в среднем)3
- Количество предприятий и организаций, ед. 1042 1098 67 59 132 136
- Удельный вес убыточных предприятий и организаций в общем числе предприятий % 25,7 30,4 28,4 35,6 35,6 39,7
- Рентабельность активов предприятий и организаций % 12,3 8,9 1,6 -1 17 14,9
- Коэффициент текущей ликвидности предприятий и организаций % 111,9 105,6 90,7 101,8 181,5 171,7
- Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами предприятий и организаций % -3,5 -6,6 -46,3 -46,2 17,8 16,0
- Коэффициент автономии предприятий и организаций % 52,9 52,5 29,5 19,7 50,0 50,2
- Численность занятых, чел. 253 043 263 062 27 511 23 975 64 551 65 641
- Среднемесячная заработная плата работников, р. 7440,5 6058,7 8435,4 6950,8 11 268,4 9431.6
- Рентабельность производства % 9,3 9,5 -14,6 -1.2 18,6 15,38
- Рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) предприятий и организаций % 8,2 6 4 3,4 12,8 12,2
- Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг предприятий и организаций, тыс.р. 84 030 751 84 021 495 18 738 182 11 257 509 76 375 243 63 655 303
- Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) тыс.р. 93 337 309,9 54 926 174 21 895 861,5 8 425 251 75 674 917,3 44 305 271
- Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) 3 482 184 2 748 723 -638 368 -509 188 6 189 519 6 685 827
- Темп роста физического объема инвестиции в основной капитал, % 88,5 95,0 121,7 168,9 84,8 86,3
- Темп роста физического объема, % 95,9 97,9 99 98 108,3 108,9
- Изменение относительной производительности труда, % 2005 к 2004 гг. 108,6 н/д 100,2 н/д 116,9 н/д1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- Председателю Диссертационного1. Совета Д 212.148.06,д.э.н., проф. Денискину В.В.1. Справкаоб использовании результатов диссертационной работы Рябовой О. М. в учебном процессе МГУПП
- Указанные дисциплины относятся к числу профилирующих в системе подготовки высококвалифицированных специалистов АПК.
- Проректор по учебной работе МГУПП, д.т.н., 1ХШСШ"•орYЛ ' ' 1. О4"'» ''•• Г- С
- Директор Института рКонб^йкШ-.! иПредприним ательс^эа^д, э. н^профГ.'и,.л?
- Зав. кафедрой «Организа^' ««» ' л производства и маркетинг», к.э.н., проф.
- Открытое акционерное Общество с иностранными инвестициями «БОЛЬШЕВИК»
- Тел:777 90 ООФакс: 777 90 01 125 040 г. Москва, Ленинградский проспект, дом 15.
- Председателю Диссертационного Совета Д 212.148.06, д.э.н., проф. Денискину В.В.1. СПРАВКА
- Об использовании результатов диссертационного исследования