Совершенствование коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста
Диссертация
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: они определены его целью, предметом, задачами и логикой. Для установления искомых зависимостей и проверки исходных положений использован комплекс методов, включающий: теоретические методы. теоретический анализ психолого-педагогической, лингвостилистической, лингводидактической и методической литературы по проблеме… Читать ещё >
Содержание
- I. Теоретические основы совершенствования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения комплексному анализу текста
- 1. Теория речевой деятельности как методологическая основа работы по развитию речи
- 2. Текст как единица языка и речи
- 3. Текст как объект анализа в процессе языкового образования
- 4. Анализ текста как вид упражнений по формированию коммуникативной компетенции у учащихся основной школы
- 5. Анализ современного программно-методического комплекса по русскому языку для основной школы: цель, задачи, содержание
- ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ I
- II. Методика совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении комплексному анализу текста
- 1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста
- 2. Описание методики совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении комплексному анализу текста
- 3. Реализация методики совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы
- 4. Диагностика по результатам внедрения методики совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы
- ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ II
Список литературы
- Абасов, 3. Диалог в учебном процессе Текст. / 3. Абасов // Народное образование. — 1993. — № 9−10. — с. 43−45.
- Адмони, В.Г. Типология предложений и логико-грамматические типы предложения Текст. / В. Г. Адмони // Вопросы языкознания. -1973,-№ 2.-с. 46−57.
- Ажеж, Клод. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманит. науки Текст. / Клод Ажеж. М, 2003. — с. 304.
- Александрова, О.М. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Текст. // О. М. Александрова. -Русский язык в школе. 2000. — № 2. — с. 76−89.
- Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студентов фак. иностр. яз. вузов. Текст. / Е. Е Анисимова. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 128с.
- Антонова, Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к Рабочей тетради по развитию речи и мышления школьников 5−6 классов. Текст. / Е. С. Антонова. М.: Вербум — М., 2000. — 160с.
- Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. Текст. / Е. С. Антонова М.: КНОРУС — 2007. — 464с.
- Арутюнова, Н.Д., Ширяев, E.H. Русское предложение. Бытийный тип: структура и значение Текст. / Н. Д. Арутюнова, E.H. Ширяев. -М.: Русский язык, 1983.- 198с.
- Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. Текст. -Изд-во «Наука», 1982. 191с.
- Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахманова. Изд-во. — 2-ое, стереотип. — М., «Советская энциклопедия», 1969.-608с.
- Бабайцева, В.В., Беднарская, Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка Текст. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская // Русская словесность. № 3. — 1997. — с. 57−61.
- Бабкина, М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка Текст. / М. В. Бабкина // Русский язык в школе. № 2. — 2004. — с.З.
- Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов Текст. / Л. Г. Бабенко. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 464с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / Сост. С. Г. Бочаров: Текст подг. П. С. Бернштейн. М.: Из-во, 1979. — 242с.
- Бенвенист, Эмиль. Общая лингвистика. Текст./ Э. Бенвенист. М, 2002.-c.448c.
- Богин, Г. И. Типология понимания текста: Учебное пособие Текст. / Г. И. Богин. КГУ. — Калинин, 1986. — 87с.
- Богуславская, Н.Е. Обучение слушанию в системе работы по культуре речи (в школе и вузе): Методические рекомендации Текст. / Н. Е. Богуславская. Урал Пед. ин-т, Екатеринбург, 1992. — 98с.
- Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2 т.т. — Т. 1. Текст. / И. А. Бодуэн де Куртенэ. — Из-во АН СССР. -М., 1963.-384с.
- Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста Текст. /Н.С. Болотнова. М.: Флинта: Наука, 2009. — 520 с.
- Брудный, A.A. Другому как понять тебя? Текст. /A.A. Брудный. -М.: Знание, 1990. 64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Лекторское мастерство" — № 3).
- Брудный, A.A. Понимание и общение Текст. /A.A. Брудный. И., Знание, 1989. — 64с. (В помощь лектору. Библиотека «Психология общения»),
- Брудный, A.A. Семантика языка или психология человека Текст. /A.A. Брудный. Изд-во «Ишим», — Фрунзе, 1972. — 97с.
- Брудный, A.A., Шукуров Э. Мир общения Текст. /A.A. Брудный, Э. Шукуров. Ф., «Кыргызстан», 1977. — 72с.
- Бубер, М. Два образа веры Текст. / М. Бубер: пер. с нем. Под ред. П. С. Гуревича, С .Я. Левит, C.B. Лёзова. М.: Республика, 1995. -464с.
- Будагов, P.A. Человек и его язык Текст. / Р. А. Будагов. Изд-во Моск. Универститета, 1974. -223с.
- Будагов, P.A. К теории синтаксических отношений Текст. / Р. А. Будагов // Вопросы языкознания. 1973. — № 1. — с. 3−15.
- Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка Текст. / Ф. И. Буслаев. Гос. уч. пед изд. наркомпросса РСФСР, Ленинград, отд.: Л., 1941. — 248с.
- Быстрова, Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка Текст. / Е. А. Быстрова // Рус. яз. в, шк. 1996. — № 1. -с. 3−9.
- Быстрова, Е.А. Филологическое образование в школе: к уроку словесности Текст. / Е. А. Быстрова // Рус. словесность. 1997. — № 6. -с. 41−46.
- Валгина, Н.С. Теория текста: Учебное пособие Текст. / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2004. — 280с.
- Васильковская, К.И. Уроки грамматики в связи с развитием речи Текст. / К. И. Васильковская // Русский язык в школе. 1936. — № 4 (Июль-август). — Учпедгиз, Москва, Наркомпрос. — с.47−49.
- Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Камаева, Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов Текст. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Камаева. Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2001. — 544с.
- Введенская, Л.А., Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники и учебные пособия» Текст. / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. Ростов на/ Дону: Феникс, 2003. — 384с.
- Вершинина, Г. Б. Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки в системе работы над коммуникативными умениями Текст. / Г. Б. Вершинина. -Автореферат, М., 1995.-23с.
- Виноградов, В.В. О теории художественной речи Текст. / В. В. Виноградов. Из-во «Высшая школа». — М., 1971. — 546с.
- Власова, Т.И. Диагностика индивидуальной культуры современных школьников: (Аксиологический подход) Текст. / Т. И. Власова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. -с.35−40.
- Воробьёва, Т.В. Использование исследовательских методов в лексической работе на уроках русского языка основной школы Текст. / Т. В. Воробьёва. Диссертация на соскание учёной степени кандидата педагогических наук. — Екатеринбург, 2007. — 259с.
- Воробьёва, Т.В. Использование исследовательских методов в лексической работе на уроках русского языка основной школы Текст. / Т. В. Воробьёва. Автореферат на соскание учёной степени кандидата педагогических наук. — Пермь, 2007. — 22с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. Изд. 5, испр. — Изд-во «Лабиринт», М., 1999. — 352с.
- Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного Текст. / Г.-Г. Гадамер. -Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. — 367с. — (Серия «История эстетики в памятниках и документах»).
- Гальперин, И.Р. О понятии «текст» Текст. / И. Р. Гальперин // Вопросы языкознания. 1974. — № 6. — с. 44−56.
- Гиндин, С.И. Что такое текст и лингвистика текста Текст. / С. И. Гиндин // с. 25−31.
- Глушенкова, А. В. Диагностика педагогического мастерства учителя в условиях модернизации содержания образования Текст. / А. В. Глушенкова // Завуч. 2006. — № 5. — с. 15−26.
- Годовникова, Л.В. Диагностика готовности учащихся с трудностями в обучении к переходу в среднее звено школы Текст. /
- Л.В.Годовникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. — № 1.-е. 72−76.
- Гореликова, М.И., Магомедова, Д.М. Лингвистический анализ художественного текста Текст. / М. И. Гореликова, Магомедова Д. М. -М.: Рус. яз.1989. 152с.
- Горский, В.А. Филологическая основа формирования коммуникативной компетентности в объединениях учащихся научно-технического профиля Текст. / В. А. Горский // Теория и практика дополнительного образования. 2009. — № 4. — с. 25−28.
- Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебник Текст. / И. Б. Голуб. М.: «Логос», 2005. — 344с.
- Григорьева, Д.В. и др. Личностный рост ребёнка: методика диагностирования Текст. / Д. В. Григорьева // Кл. рук. 2003. — № 6. -с. 65−86.
- Гришунин, А.Л. Исследовательские аспекты текстологии Текст. /
- A.Л. Гришунин. -М.: Наследие. 1998. -416с.
- Груздева, Н.А. Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников при создании портретного очерка: Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук Текст. / Н. А. Груздева. -Урал. гос. пед. университет. Екатеринбург, 2006. — 282с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. Текст. / В. В. Давыдов. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 288 с.
- Данильченко, В.М. «Стиль обучения» и «стиль учения»: как согласовать индивидуальные особенности учителя и ученика Текст. /
- B.М.Данильченко // Директор школы. 2003. — № 8. — с. 43−45.
- Данюшевская, Г. А. Записки школьного психолога, или Размышления над результатами школьной диагностики Текст. / Г. А. Данюшевская // Нач. шк. Плюс До и После. 2006. — № 6. — с. 7580.
- Дейк, ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. Текст. / Т.А. ван Дейк. Пер. с англ. / Сост. В.В. Петрова- Под ред. В.И. Герасимова- Вступит. Статья Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. -347с.
- Деникина, JI.M. Новое в планировании программы развития образовательного учреждения: Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения Текст. / J1.M. Денякина // Нач. шк.: плюс-минус. 2002. — № 3. — с. 59−65.
- Денякина, Л.М. Новое в планировании программы развития образовательного учреждения: (Пед. диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения) Текст. / Л. М. Денякина // Нач. шк.: плюс-минус -. 2002. № 1.-е. 73−76.
- Дерябо, С., Ясвин, В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: Методика измерения Текст. / С. Дерябо, В. Ясвин // Директор шк. 1999.-№ 2.-с. 7−16.
- Долинин К.А. Интерпретация текста: (Фр. яз.). Учеб. пособие для студентов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» Текст. / К. А. Долинин. М.: Просвещение, 1985. — 288 с.
- Долинина, Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином Государственном Экзамене Текст. / Т. А. Долинина. 2-е изд. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 128с.
- Домашнев, А.И. и др. Интепретация художественного текста: Нем. яз.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / А. И. Домашнев, И. П. Шишкина, Е. А. Гончарова. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989. — 208 с.
- Жинкин, Н.И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. Изд-во «Академия Пед. Наук». — М., 1958. — 370с.
- Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. Изд-во «Наука», М., 1982. — 156 с.
- Журова, Л.Е. и. др. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Текст. / Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова // Нач. шк. 1999. — № 11. — с. 70−76.
- Журова, Лидия. Готовность к школьному обучению Текст. / Л. Журова, М. Кузнецова, Е. Кочурова // Нач. шк.: прил. к газ. «Первое сентября». 2007. — № 13.-с. 12−19.
- Зайцев, В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения Текст. / В. Зайцев // Нар. Образование. 2001. — № 5. — с. 104−112.
- Зайцев, В. Диагностико-технологическое управление процессом обцчения: Оценка состояния общеучебн. умений Текст. / В. Зайцев // Нар. Образование. 2000. — № 8. — с. 85−94.
- Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистический и методологический аспекты Текст. / Н. Д. Зарубина. М.: Русский язык, 1981. — 112с.
- Засорина, Л.Н., Плюснина, Е.М. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования Текст. / JI.H. Засорина, Е. М. Плюснина // Нач. шк. 1999. — № 1. — с. 74−79.
- Звегинцев, В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика Текст. / В. А. Звягинцев. -М., «Просвещение», 1967. -367с.
- Зельманова, Л.М. Работа по развитию связной речи на основе стабильных учебников Текст. / Л. М. Зельманова // Русский язык в школе. № 2. — 1994. — с. 3−8.
- Земская, Е.А., Ширяев, E.H. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная? Текст. / Е. А. Земская, E.H. Ширяев // Вопросы языкознания. 1980. № 2. — с.61−72.
- Земш, М. Метод интервью-тестирования в начальной школе Текст. / М. Земш//Нар. Образование. 1999. — № 10.-с 145−152.
- Зинченко, В.Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме: учебное пособие Текст. / В. Г. Зинченко, В. Г Зусман, З. И. Кирнозе. М.: Флинта: Наука, 2007. -236с.
- Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. — 432с. (Серия «Психология Отечества»),
- Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса Текст. / Г. А. Золотова. М., 1982. — 367с.
- Золотова, Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка Текст. / Г. А. Золотова. М., 1973. — 349с.
- Золотова, Г. А., Дручинина, Г.П., Онипенко, Н. К. Программа курса «Коммуникативный синтаксис русского языка (Функциональный подход к изучению синтаксического строя современного русского языка)» (VIII-IX классы гуманитарной специальности) Текст. / Г. А.
- Золотова, Дручинина Г. П., Онипенко Н. К. // Русский язык в школе. -№ 3.- 1997.-с. 57−61.
- Зырянова, Е.А. Формирование умений речевого этикета младших школьников: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата пед. наук Текст. / Е. А. Зырянова. Челябинский гос. пед. ун-т. — Челябинск, 2011. — 25с.
- Ибакаева, Е.К. Обучение младших школьников аудированию как виду речевой и учебной деятельности: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата пед. наук Текст. / Е. К. Ибакаева. -Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. — 22с.
- Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. А. Иванов // Завуч. 2008. — № 1. -с. 4−25.
- Имаева, Е.З. Метатекст как средство понимания текста Текст. / Е. З. Имаева // Филологические науки. № 6. — 2002. — с. 70−72.
- Интерпретация художественного текста: пособие для преподавателей Текст. / М.: Изд. Московск. университ. 1984. — 80с.
- Ионова, C.B. Вторичный текст в концепциях текстуальности и интертекстуальности Текст. / C.B. Ионова // Филологические науки. -№ 4.-2006.-с. 87−95.
- Кабардов, М. К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей Текст. / М. К. Кабардов. Автореферат, М., 2000.-23с.
- Казарин, Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов Текст. / Ю. В. Казарин. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 432с.
- Как научиться понимать художественный текст: задачник-практикум Текст. // Русский язык. 1999. — № 15.-е. 5−12. — Прил. к газ. «Пер. сентября».
- Калинина, Н., Лукьянова, М. Результативность образовательного процесса: психолого-педагогические показатели и диагностика Текст. / Н. Калинина, М. Лукьянова // Нар. Образование. 2000. — № 9. — с. 191−197.
- Каменская, О.Л. Текст и коммуникация. Учебное пособие для институтов иностранного языка Текст. / О. Л. Каменская. М.: Высшая школа, 1990. — с. 152.
- Капинос, В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: книга для учителя Текст. / В. И. Капинос, H.H., Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991. — 342с.
- Карасёв, Л.В. Живой текст Текст. / Л. В. Карасёв //Вопросы философии. 2001. — № 9. — с. 54−70.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 264с.
- Кармадонова, О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка Текст. / О. Ф. Кармадонова. Автореферат, Новосибирск, 1999. — 23 с.
- Кармадонова, О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского язык Текст. / О. Ф. Кармадонова. Диссертация, Новосибирск, 1999. — 234с.
- Кацнельсон, С.Д. Типология языка и речевое мышление Текст. / С. Д. Кацнельсон. Академия наук СССР. Институт языкознания. -Изд-во «Наука», Лингвистическое отделение, Ленинград, 1972. — 365с.
- Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов Текст. / Е. В. Клюев. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 320с. — (Психологический бестселлер).
- Кожина, М.Н. К основаниям функциональной стилистики Текст. / М. Н. Кожина. Пермь, 1968. -252с.
- Кожина, М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики Текст. / М. Н. Кожина. Пермь, 1966. -213с.
- Кожина, М.Н. Стилистика русского языка. Учебник для студентов пед. институтов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / М. Н. Кожина. — М.: Просвещение, 1983. -223с.
- Колшанский, Г. В. Функции паралингвистических средств в языковой коммуникации Текст. / Г. В. Колшанский // Вопросы языкознания. № 1.- 1973.-с. 16−25.
- Колшанский, Г. В. К вопросу о коммуникативном статусе высказывания: Сборник научных трудов. Текст. / Г. В. Колшанский. Выпуск 217. Лингвистические проблемы текста. М., 1983. — с. 74−89.
- Колшанский, Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 108 с.
- Коротаева, Е.В. Обучение, погружённое в общение Текст. / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. № 2. — 1997. — с.3−7.
- Костикова, Л.П. Современное образование с позиций диалогового подхода Текст. / Л. П. Костикова // Образование и наука. 2008. — № 4.-с. 32−35.
- Костомаров, В.Г., Леонтьев, A.A. Некоторые теоретические вопросы культуры речи Текст. / В. Г. Костомаров, A.A. Леонтьев // Вопросы языкознания. 1966. — № 5. — с. 3−15.
- Крамаренко, Н.О. Коммуникативная компетентность студента-филолога Текст. / О. Н. Крамаренко // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». 2009 Май. — № 1(2).-с.98−113
- Кручинина, И.Н. Некоторые тенденции развития современной теории сложного предложения Текст. / И. Н. Кручинина // Вопросы языкознания. 1973. -№ 2. — с. 111−119.
- Кубрякова, Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности Текст. / Е. С. Кубрякова. М., «Наука», 1986. — 150с.
- Культура русской речи: Учебник для вузов Текст. / Под редакцией проф. JI.K. Граудиной и проф. E.H. Ширяева. М.: Изд-во НОРМА (Изд. группа НОРМА. — ИНФРА-М), 2001. — 56 с.
- Купина, H.A., Матвеева, Т.В. Правильность речи и основы речевого этикета. Учебное пособие для учителя Текст. / H.A. Купина, Т. В. Матвеева. Изд. 2-е, испр. И доп. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1995.-80с.
- Курганская, Л.М. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению в малокомплектной начальной школе (на материале изучения родного языка) Текст. / Л. М. Курганская. Автореферат. Белгород, 1999. — 23с.
- Кусова, М.Л. О возможностях обучения комплексному анализу текста при изучении русского языка в основной школе. Текст. / М. Л. Кусова // Филологический класс. — 2005. — № 13. — с. 56−67.
- Кусова, М.Л., Дёмышева A.C. Развитие языковой личности ребёнка в период детства: лингвистический, психолингвистический, лингводидактический аспекты Текст.: монография / М. Л. Кусова, A.C. Дёмышева. Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2009. -246с.
- Левицкий, Ю.А. Проблемы лингвистики текста: Уч. пособие Текст. / Ю. А. Левицкий. Пермь, 2002. — 137с.
- Леонтьев, A.A. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / A.A. Леонтьев. М., Просвещение, 1969. — 214с.
- Леонтьев, A.A. Основы психолингвистики Текст. / A.A. Леонтьев. -М.- Смысл, 1997.-287с.
- Леонтьев, A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные труды Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 536с. — (Серия «Психология России»).
- Лингвистический анализ в школе и вузе. Межвузовский сборник научных трудов Текст. Воронеж, Изд-во Воронежского университета, 1983. — 112с.
- Литневская, Е.И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / Под ред. Е. И. Литневской. М.: Академический проект, 2006. — 590с.
- Лозинская, Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5−6 класс Текст. / Т. П. Лозинская. Москва: «Московский лицей», Брянск: «Курсив», 1997. — 153с.
- Лосева, Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей Текст. / Л. М. Лосева. Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. — 94с.
- Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история Текст. / Ю. М. Лотман. М.: «Языки русской культуры», 1999. — 464с.
- Лузина, Л.Г. Распределение информации в тексте (Когнитивный и прагмастилистический аспекты). Текст. / Л. Г. Лузина. М, 1996. -139с.
- Лурия, А.Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 467с.
- Львов, М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / М. Р. Львов. М.: Изд. центр: «Академия», 2002. — 248с.
- Львова, С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5−11 классы Текст. / С. И. Львова, И. П. Цыбулько, А.Н.Гостева- [под ред. С.И.Львовой]. М.: Эксмо, 2007. — 476с.
- Лэ, Э. Лингвистический анализ политического дискурса: язык статей о чеченской войне в американской прессе Текст. / Э. Ле // Полис: Политические исследования. 2001. — № 2. — с. 93−112.
- Люстрова, З.Н., Скворцов, Л.И, Дерягин, В.Я. О культуре русской речи Текст. / З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дюрягин. М.: Знание, 1987. — 176с.- (Нар. Ун-т. Фак. литер, и искусства).
- Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения Текст. / А. К. Маркова. М.- «Педагогика», 1974. — 216с.
- Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика Текст. / В. А. Маслова. -Минск, 2005.-348с.
- Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента Текст. / Сост. Г. С. Ковалёва, C.B. Иванова. М.: Дрофа, 2001. — 134с.
- Махмурян, К.С. Содержание понятий «филология» и «филологическая компетенция» на современном этапе Текст. / К. С. Махмурян // Вестник МГУ Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. — № 3. — с. 202−207.
- НЗ.Меняйло, И. Ю. О коммуниктаивно направленном преподавании русского языка в 8 классе Текст. / И. Ю. Меняйло // Русский язык в школе. -№ 4, — 1997.-с.3−10.
- Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие длястудентов пединститутов Текст. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, 195
- М.Р.Львова и др.- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. -264с.
- Методика развития речи на уроках русского языка Текст. / Под ред. Т. А. Ладыженской.- М., 1991. 216с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя Текст. / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др., Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. — 276с.
- Минеева, С.А. Порождение текста в процессе обучения основам устной речи: Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования. Тезисы докладов научно-теоретической конференции Текст. / С. А. Минеева. Пермь, 1982. -228с.
- Молчанова, Г. Г. Некоторые языковые механизмы вариативной интеграции действительности (эволюция метафоры метафора эволюции) Текст. / Г. Г. Молчанов //Вестник МГУ Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2002. — № 2. — с. 7−12.
- Мурзин, JI.H., Штерн, A.C. Текст и его восприятие Текст. / Л. Н Мурзин, A.C. Штерн. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 172с.
- Настольная книга учителя русского языка: Справочно-методическое пособие Текст. / Сост. Е. Т. Романова. М.: ООО «Изд-во «Астрель»: ООО «Изд-во ACT», 2002. — 348с.
- Никитина, Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / Е. И. Никитина. 15-е изд, стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 127с.
- Никитина, Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / Е. И. Никитина. 15-е изд, стереотип. -М.: Дрофа, 2006. — 132с.
- Никитина, Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / Е. И. Никитина. 16-е изд, стереотип. -М.: Дрофа, 2007. — 134с.
- Николаева, Т.М. Актуальное членение категория грамматики текста Текст. / Т. М. Николаева // Вопросы языкознания. — 1972. — № 2.-с. 48- 54.
- Новикова, Н.С. Коммуникативная норма и лингвистические проблемы межкультурной коммуникации Текст. / Н. С. Новикова // Филологические науки. № 2. — с. 93−100.
- Одинцов, В.В. Стилистический анализ авторедактирования писателей Текст. / В. В. Одинцова // Вопросы языкознания. 1973. -№ 2. — с. 80−86.
- Озерова, JI.H. Зачем нужна педагогическая диагностика Текст. / Л. Н. Озерова // Нач. шк. 2003. — № 6. — с. 22−23.
- Осмоловская, И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе Текст. / И. Осмоловская // Народное образование. № 5. — 2006. — с. 77−80.
- Остин, Джон. Избранное Текст. / Джон Остин. Перевод с англ. Макеевой Л. Б., Руднева В. П. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.-332с.
- Отводенко, Н.В. Развитие риторической компетенции студентов педвузов: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата пед. наук Текст. / Н. В. Отводенко. Челябинский гос. пед. ун-т. -Челябинск, 2009. — 24с.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Текст. /Е.И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. -223 с.
- Пащук, Н.М. Учимся анализировать поэтический текст Текст. / Н. М. Пащук // Рус. словесность. 1991. — № 2. — с. 22−25.
- Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 е.: ил. — 432с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Текст. / Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- сост. A.A. Князьков. -М.: Флинта, Наука, 1998. -218с.
- Плёнкин, H.A. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя Текст. / H.A. Плёнкин. М., «Просвещение», 1975.- 143с.
- Потебня, A.A. Слово и миф Текст. / A.A. Потебня. М.: Изд-во «Правда», 1989.-367 с.
- Потёмкина, Г. В., Соловьёва, H.H. Русский язык и культура речи: Учебник Текст. / Г. В. Потёмкина, H.H. Соловьёва. М.: Гардарики, 2004.-256с.
- Приказ Минобразования РФ от И февраля 2002 № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
- Принципы научного анализа: Сб. под ред. Т. А. Дегтерёвой. Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС Текст. / М., 1959. Шендельс Е. И. о грамматических значениях в плане содержания. 164с.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 классы Текст. / сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. — 318 с.
- Проняева, C.B. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Текст. / C.B. Проняева. Диссертация на соскание учёной степени кандидата педагогических наук. -Екатеринбург, 1999. 23с.
- Рац, М. Диалог в современном мире Текст. / М. Рац // Вопросы философии. 2004. — № 10. — с. 20−32.
- Рикёр, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике Текст. / П. Рикёр. М.: «Academia-Центр», «Медиум», 1995. — 254с.
- Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Рузавин, Г. И. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов Текст. / Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 1999. -317с.
- Русский язык и культура речи: Учебник Текст. / А. И. Дунев, В. А Ефремов, Е. В. Сергеева, В. Д. Черняк. Под ред. В. Д. Черняк. СПб.: САГА: Форум, 2006. — 368с.
- Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс Текст. / Автор-составитель Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. М.: Дрофа, 2002. -97с.
- Русский язык: Учебн. для 5 класса общеобразоват учреждений Текст. / Т. А Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. -М.: Просвещение, 2003. 303с.
- Русский язык: Учебн. для 6 класса общеобразоват учреждений Текст. / М. Т. Баранов, Т. А Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 23-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 240с.
- Русский язык: Учебн. для 7 класса общеобразоват учреждений Текст. / М. Т. Баранов, Т. А Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 25-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 219с.
- Русский язык: Учебн. для 8 класса общеобразоват учреждений Текст. / [Л.А. Тростенцова, Т. А Ладыженская, А. Д. Дейкина О. М Александрова- научный редактор Н. М Шанский] 4-е изд. — М.: Просвещение, 2007. — 208с.
- Русский язык: Учебн. для 9 класса общеобразоват учреждений
- Текст. / Л. А. Тростенцова, Т. А Ладыженская, А. Д. Дейкина О. М199
- Александрова- научный редактор Н. М Шанский 4-е изд. — М.: Просвещение, 2004. — 205с.
- Русский язык: учебн. для 5 класса общеобразоват учреждений Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др- Под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2004. — 304с.
- Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. А. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 5-е изд.- стереотип. — М.: Дрофа, 2001. -368с.: ил., 8л. цв. вкл.
- Русский язык: учебн. для 7 класса общеобразоват учреждений Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др- Под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2002. — 320 с.
- Русский язык: учебн. для 8 класса общеобразоват учреждений Текст. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С.И. Львова- под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 9-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. -268с., [4] с. ил., [8] л. цв. вкл.
- Русский язык: учебн. для 9 класса общеобразоват. учреждений Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В Львов- Под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 268с.
- Русский язык: учебн. для 7 класса общеобразоват. учреждений Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 320с.: ил., 8 л. цв. вкл.
- Русский язык. Практика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.- под ред. А. Ю. Купаловой. 12-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006.-324с.
- Русский язык. Практика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / Г. К. Лидман-Орлова, А. Ю. Купалова, С.Н.200
- Молодцова и др.- под ред. Г. К. Лидман-Орловой. 13-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 314с.
- Русский язык. Практика. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / С. Н. Пименова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.- под ред. С. Н. Пименовой. 14-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007.-312с.
- Русских, Г. А. Педагогическая диагностика и коррекция в процессе работы школьников с текстом Текст. / Г. А. Русских // География в школе. 2003. — № 2. — с. 57−61.
- Савченко, А.Н. Речь и образное мышление Текст. / А. Н. Савченко // Вопросы образования.- 1980. № 2. — с.21 -32.
- Садохин, А.П. Компетентность или компетенция Текст. / А. П. Садохин // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 3. — 2007. — с. 33−56.
- Сборник нормативных документов Текст. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 445 с.
- Селиванова, Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации: Монографическое учебное пособие Текст. / Е. А. Селиванова, К. — ЦУЛ, «Фитосоциоцентр», 2002. — 336 с.
- Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация Текст. / Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. — с. 138−144.
- Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 тт. Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
- Селиванов, Ю. Р. Текст как капитал Текст. / Ю. Р. Селиванов // Вопросы философии. 2004. — № 12.-е. 29−40.
- Семёнов, A.B. Гибкий индивидуальный контроль Текст. / A.B. Семёнов // Завуч. 1999. — № 2. — с. 62−69.
- Симонов. В.П., Черненко, Е.Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам: Учебно-справочное пособие
- Текст. / В. П. Симонов, Е. Г. Черненко. 2-е изд., испр. и доп. — М. «Граф-Пресс», 2002. — 69с.
- Скворцов, Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: Кн. для учащихся Текст. / Л. И Скворцов. М.: Просвещение, 1996.- 158 с.
- Скворцов, Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи Текст. / Л. И Скворцов. СПб.: «ДИЛЯ», 2006. — 1136 с.
- Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учебн. пособие для студентов высш. уч. заведений Текст. / Л. И Скворцов. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Изд. центр «Акдемия», 2006. -224 с.
- Скопылатов, И.А., Ефремов, О.Ю. Система педагогической диагностики в вузе Текст. / И. А. Скопылатов, О. Ю. Ефремов // Педагогика. 2001. — № 7. — с. 58−62.
- Словарь-справочник по культуре речи для школьников Текст. / Сост. A.A. Евтюгина, И. В. Родионова, И.К. Мированоа- Отв. ред. A.A. Евтюгина. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 334с.
- Современный словарь иностранных слов: Текст. / Изд-во «Рус. яз.» Ок. 20 000 слов. — М.: Рус. яз., 1993. — 740с.
- Солганик, Г. Я. «К определению понятий «текст» и «медиатекст» Текст. / Г. Я. Солганик // Вестник Московского университета. Сер., 10, Журналистика. 2005. — № 2. — с. 7−11.
- Солганик, Г. Я. «Субъективно-модальное значение предложений типа «запрещается шуметь» Текст. / Г. Я. Солганик // Вестник Московского университета. Сер., 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. — № 4. — с. 140.
- Солганик, Г. Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Рус. яз и лит.» и «Журналистика» Текст. / Г. Я. Солганик. М., «Высшая школа», 1973. — 315с.
- Солганик, Г. Я. Стилистика текста: Учебн. пособие Текст. / Г. Я. Солганик. 2-е изд. — М.: Флинта: наука, 2000. — 256с.
- Солганик, Г. Я., Дроняева, Г.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учебное пособие для студ. вузов Текст. / Солганик Г. Я. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 364с.
- Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики. / Пер. с фр. A.M. Сухотина- научн. ред. пер., предисл. и прим. М.А. Слюсаревой- послесловие Р. Энглера (Пер. с. фр. — Б.П.Нарумов) Текст. / Ф. де Соссюр. — М.: Изд. «Логос», 1998. — 296с.
- Стилистический энциклопедический словарь русского языка Текст. / Под ред. М. Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. М.: Флинта: Наука, 2003. -696с.
- Суворова, А.И. Изложение как один из методических приёмов обучения слушанию Текст. / А. И. Суворова // Филологический класс. -№ 7.-2002.-с. 32−41.
- Суворова, Е.П. Обучение восприятию и созданию текста единый творческий процесс Текст. / Е. П. Суворова // Русский язык в школе. -№ 6.-2001.-с. 3−10.
- Сычугова, Л.П. «И звезда с звездою говорит»: уроки-творческие мастерские Текст. / Л. П. Сычугова // Рус. яз. в шк. 2005. — № 6. — с. 29−31.
- Сычугова, Л.П. «Как сердцу высказать себя?»: (Развитие речи при обучении сочинению-описанию) Текст. / Л. П. Сычугова //Рус. яз. в шк. -2001.-№ 3.-с. 23−27.
- Сычугова, Л.П. Картина-учитель-ученик: (К 150-летию со дня рождения В.М. Васнецова) Текст. /Л.П. Сычугова // Рус. яз. в шк. -1998,-№ 4.-с. 18−27.
- Текст и его компоненты как объект комплексного анализа: Межвузовский сборник научных статей Текст. Ленинград, 1986. -152 с.
- Теплов, Б.М. Избранные труды в 2-х томах. Т. II. Текст. / Б. М, Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 360с., ил. — (Труды д. чл. и чл-кор. АПИ СССР).
- Теплов, Б.М. Избранные труды в 2-х томах. Т. I. Текст. / Б. М, Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 328с., ил. — (Труды д. чл. и чл-кор. АПИ СССР).
- Тюпа, В.И. Анализ художественного текста: учебное пособие для студ. филолог, вузов Текст. / В. И. Тюпа. М.: Изд. центр «Академия», 2006.-312с.
- Фарисенкова, Л.В. Новый учебник востребованная методическая традиция Текст. / Л. В. Фарисенкова // Русский язык в школе. — 2005. -№ 4.-с. 92−102.
- Фарисенкова, Л.В. Новый учебник по русскому языку Текст. / Л. В. Фарисенкова // Русский язык в школе. 2003. — № 1.-е. 98−103.
- Фёдоров, А.К., Сорокоумова, В.Н. Русский язык: VIII класс Текст. / А. К. Фёдорова, В. Н. Сорокумова // Русский язык в школе. 2005. — № 1.-е. 111−115.
- Филатова, Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования Текст. / Филатова Л. О. // Дополнительное образование. 2005. — № 7. — с. 9−11.
- Филиппова, Ю.В. Актуализация личностных характеристик коммуникативных в контексте диалога культур Текст. / Ю. В. Филиппов // Вестник МГУ Сер. МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. — № 1.-е. 131−137.
- Фомичева, И.Г., Белякова, Е.Г. Диагностика школьников Текст. / И. Г. Фомичева, Е. Г. Белякова // Завуч. 2003. — № 1.-е. 133−146.
- Хлюстова, В.Н. Учим пересказывать текст на основе лингвистического анализа (Дидактический материал) Текст. / В. Н. Хлюстова // Образование в современной школе. 2002. — № 7. — с. 1219.
- Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей Текст. / С. Н. Цейтлин. М.: Просвещение, 1982. — 143с.
- Цыбулько, И.П. Новые подходы к оценке учебных достижений по русскому языку Текст. / И. П. Цыбулько // Оценка качества образования. 2007. — № 1.-е. 34−46.
- Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис Текст. -М.:Наука, 1992.-281с.
- Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи Текст. -М.: Наука, 1991.-240с.
- Чэнь, Юнли. Текст как лингвистическая единица Текст. / Юнли Чень // Актуальные проблемы современной науки. 2004. — № 5. — с. 55−57.
- Шабес, В.Я. Событие и текст: Монография Текст. / В. Я. Шабес. -М.: Высшая школа, 1989. (Б-ка филолога). — 175с.: ил.
- Шанский, Н.М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста Текст. / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. 1983. — № 3. — с. 53−63.
- Шанский, Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя Текст. / Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2002. — 224с.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды Текст. / Г. П. Щедровицкий. -М.: Шк. культ. Полит., 1995. 759с.
- Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л. В. Щерба. Изд-во «Наука», 1974. — 438с.
- Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку Текст. / Л. В. Щерба. Государственное учебно-педагогическое изд-во Мин. Просвещения РСФСР.- М, 1957. — 479с.
- Шипицына, Г. М. Русский язык: Изложения и сочинения. 5 кл. Текст. / Г. М. Шипицына. М.: Дрофа, 2001. — 217с.
- Ширяев, E.H. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. Отв. ред. член-корреспондент АН СССР Д. Н. Шмелёв Текст. / E.H. Ширяев. М, «Наука», 1986. — 224с.
- Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц Текст. / А. Н. Щукин. М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2008. — 746, [6] е.- [150] фот.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы и возраст в педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступит. Статья Д. И. Фелтдштейна Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 е.: ил. — (Труды действующих членов и членов-корреспондентов АПН СССР).
- Энгельс, Ф. Диалектика природы Текст. / Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1982. -XVI, 359с.
- Языкознание. Большой энциклопедический словарь Текст. / Под ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия. -1998.-685с.
- Языки как образ мира Текст. / М.: ООО «Изд. АСТ" — СПб.: FERRA FANTASTICA- 2003. 568, [8] е.: илл.
- Язык о языке: Сб. статей Текст. / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Язык русской культуры, 2000. — 624с.
- Widdonson, H.G. Stilistics and the teaching of literature LongmanGroupLtd. 1975. — 128 p.