Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: они определены его целью, предметом, задачами и логикой. Для установления искомых зависимостей и проверки исходных положений использован комплекс методов, включающий: теоретические методы. теоретический анализ психолого-педагогической, лингвостилистической, лингводидактической и методической литературы по проблеме… Читать ещё >

Содержание

  • I. Теоретические основы совершенствования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения комплексному анализу текста
  • 1. Теория речевой деятельности как методологическая основа работы по развитию речи
  • 2. Текст как единица языка и речи
  • 3. Текст как объект анализа в процессе языкового образования
  • 4. Анализ текста как вид упражнений по формированию коммуникативной компетенции у учащихся основной школы
  • 5. Анализ современного программно-методического комплекса по русскому языку для основной школы: цель, задачи, содержание
  • ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ I
  • II. Методика совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении комплексному анализу текста
  • 1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста
  • 2. Описание методики совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении комплексному анализу текста
  • 3. Реализация методики совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы
  • 4. Диагностика по результатам внедрения методики совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы
  • ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ II

Совершенствование коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное образование определяет коммуникативную направленность процесса обучения, предполагающего овладение совокупностью знаний, умений и навыков в области коммуникации. В «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» определены основные компетенции, которыми должен овладеть школьник в процессе изучения дисциплины «Русский язык». Такое овладение обеспечивают коммуникативные умения, а также поддерживает и формирует коммуникативную компетенцию.

Совершенствование коммуникативных умений заключается в том, что у ученика возникает потребность познания окружающей действительности, способности самостоятельного нахождения способов решения учебных задач, умение включать усвоенные знания в другие виды деятельности (в нестандартных ситуациях). Таким образом, коммуникативные умения выступают не только как качество личности учащегося, но и как характеристика самой учебной деятельности. Важную роль в совершенствовании коммуникативных умений выполняет язык, который является средством познания окружающего мира и общения между людьми. Совершенствование коммуникативных умений учащихся основной школы основывается на реализации коммуникативного подхода при обучении русскому языку. Однако в современной методике реализация данного подхода представлена не последовательно. Основу обучения русскому языку учащихся основной школы должно составить совершенствование коммуникативных умений в процессе обучения комплексному анализу текста (языковых единиц), приводящему к объективному пониманию коммуникативной ситуации, представленной в тексте и способствующей созданию вторичного текста на основе анализируемого. В связи с этим актуальным является и подготовка учащихся к ЕГЭ, в котором третья часть (часть С) представляет собой анализ текста (некую коммуникативную ситуацию), требующую ответа на 3 вопрос (проблему). Письменный ответ на вопрос — это возможность учащихся раскрыть в собственном вторичном тексте не только функциональные возможности языковых единиц, представленных в исходном тексте, но и выразить собственные мысли, дать оценку коммуникативной ситуации.

Именно в процессе коммуникации формируется языковая способность человека, происходит становление личности, рост самосознания, развитие познавательных способностей, умственное и речевое развитие. У школьников возникает потребность познать свойства и функции языка, языковых уровней, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащаться всем тем, что уже создано нашими предками — носителями языка, основу которого составляет культура, традиции, опыт.

Кроме того, коммуникативные умения способствуют лучшему усвоению всех учебных предметов школьниками, постигающими смысл текста через функциональные возможности всех языковых уровней.

Проследить функционирование языковых единиц в тексте можно при комплексном его исследовании, поскольку комплексный анализ текста отслеживает «поведение» языковых единиц во взаимодействии друг с другом. Комплексный анализ текста — это вид упражнений, в основе которых лежит коммуникативный подход, предполагающий определение коммуникативной ситуации и установление коммуникативно обусловленных функциональных возможностей языковых единиц в анализируемом первичном тексте, их реализацию во вторичном тексте, а также взаимодействие коммуникантов: автора исходного текста с адресатом (создателем вторичного текста), наделяющим вторичный текст субъективным смыслом и оценкой. Такие упражнения тесно связаны с развитием творчества и мышления у школьников. Комплексный анализ текста позволяет формировать у учащихся научный подход к языку как системе и реализовывать язык в конкретной коммуникативной 4 ситуации, то есть способности самостоятельно добывать и применять знания в изменяющейся ситуации.

Таким образом, коммуникативные умения, коммуникативная компетенция востребованы обществом. Однако в методике преподавания коммуникативное направление отражено недостаточно полно, поэтому считаем, что обращение к вопросу, связанному с совершенствованием коммуникативных умений у учащихся в процессе обучения комплексному анализу текста, необходимо. Коммуникативные умения, совершенствующиеся при комплексном анализе текста, определяются нами как особое новообразование личности, постоянно меняющееся в зависимости от условий деятельности и переходящее в дальнейшем в коммуникативную компетенцию.

Актуальность настоящей работы вытекает из ряда противоречий: а) на социальном уровне: между социальной востребованностью личности со сформированными коммуникативными умениями и недостаточным уровнем сформированное&tradeкоммуникативных умений у выпускников основной школыб) на научном уровне: между разработанностью теории коммуникации и теории речевой деятельности и недостаточной последовательностью её реализации в методике развития речи учащихся основной школыв) на методическом уровне: между методическим аппаратом учебников, обеспечивающим совершенствование языковых, речевых и речеведческих умений в процессе анализа текста и отсутствием в учебниках коммуникативно-ориентированных заданий в работе с текстом.

Названные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в обосновании теоретико-методических аспектов совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы на уроках русского языка.

В рамках указанной проблемы определена тема исследования: «Совершенствование коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста».

Объектисследования. процесс совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы на уроках русского языка.

Предметисследования: методика совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста.

Гипотеза исследования: совершенствование коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста будет наиболее успешно, если:

1) в процессе языкового образования учащихся основной школы внедряется методика, предполагающая поэтапное совершенствование коммуникативных умений учащихся в последовательно разворачивающейся коммуникативной ситуации: начальный — восприятие исходного текста с учётом адресанта и его коммуникативной задачианалитический — понимание исходного текста, его осмысление (интерпретация) с учётом адресата и адресанта и их коммуникативных задач и творческий — порождение собственного вторичного текста, отражающего коммуникативное намерение адресанта первичного текста и адресанта вторичного текста и учитывающего адресата вторичного текста;

2) методика включает комплексный анализ текста как вид упражнений, выполняемых с учётом определённой коммуникативной ситуации, в рамках которых языковые и речевые единицы рассматриваются в контексте речевой деятельности участников коммуникации и соотносятся с их коммуникативными задачами;

3) на занятиях русского языка используется система упражнений, способствующих совершенствованию коммуникативных умений у учащихся основной школы на уроках русского языка: языковые 6 упражнения (овладение понятиями о единицах системы языка и характером их связи с единицей высшего уровня этой системы) — речевые (овладение понятиями о тексте как результате речевой деятельности) — комбинированные (сочетающие в себе элементы языковых и речевых упражнений в контексте определённой коммуникативной ситуации);

4) они будут представлены для каждого класса при работе с текстом с опорой на основные виды речевой деятельности: восприятие, интерпретация, порождение и коммуникативная ситуация.

Цель исследования, заключается в проектировании и верификации методики совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы. Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ философской, психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.

2. Уточнить понятие «коммуникативные умения учащихся основной школы», «совершенствование коммуникативных умений учащихся».

3. Разработать методику совершенствования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения комплексному анализу текста.

4. Выделить критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста.

5. Проверить результативность предложенной методики. Теоретико-методологической основой исследования являются: теория деятельности (JI.C. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия,.

С.Л.Рубинштейн), теория речевой деятельности (Н.И. Жинкин,.

И.А.Зимняя, Е. С. Кубрякова, A.A. Леонтьев, Л. М. Лосева, А. Р. Лурия,.

М.Р.Львов, С. Л. Рубинштейн, Н. М. Шанский, Л. В. Щерба и др.), психолингвистические теории о системе языковых средств, используемых в коммуникации, процессах создания и восприятия знаков языка их 7 носителями (Н.И.Жинкин, A.A. Леонтьев, А.К. Маркова), теория речевого общения (М.М.Бахтин, М. Бубер, В. Я. Булохов, В. И. Капинос, М. Н. Кожина, H.A. Купина, Т. В. Матвеева, Л. М. Мурзин, Л. В. Трубайчук,.

A.С.Штерн, и др.), теория текста (Л.Г. Бабенко, Н. С. Валгина,.

B.В.Виноградов, И. Р. Гальперин, Г. А. Золотова), учение о коммуникативной компетенции учащихся (М.В. Вятютнёв, И. А. Зимняя и др.), учения о коммуникативных умениях (Г.М. Андреева, М. В. Вятютнёв, И. В. Забродина, И. А. Зимняя, Е. В. Коротаева, A.A. Леонтьев, A.B. Мудрик, М. Ю. Олешков, Е. И. Пассов и др.), идеи о содержании обучения анализу текста в основной школе (A.C. Антонова, В. В. Бабайцева, А. Д. Дейкина, М. Л. Кусова, М. М. Разумовская, Т. М. Пахнова, Л. П. Сычугова, Н. М. Шанский и др.), компетентностный подход (И.А. Зимняя, М. В. Вятютнёв, А. Н. Щукин и др.), теория языковой личности (В.В.Виноградов, Ю. Н. Караулов и др).

Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: они определены его целью, предметом, задачами и логикой. Для установления искомых зависимостей и проверки исходных положений использован комплекс методов, включающий: теоретические методы. теоретический анализ психолого-педагогической, лингвостилистической, лингводидактической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, проектирование, изучение программ обучения русскому языку в основной школе и анализ учебно-методических комплексов по русскому языку для основной школыэкспериментальные методы: диагностические (анкетирование, беседы с учащимися и педагогами, специальные диагностические пробы), педагогическое наблюдение и фиксирование результатов обучения и развития, формирующее опытно-поисковое исследованиеметоды сравнительного анализа данных.

Первый этап — организационно-подготовительный (2001;2005 г. г.) -был посвящен изучению проблемы совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста. В этот период были осмыслены противоречия, обусловившие выбор темы, выработаны и определены цели, задачи и методы исследования, анализировалась литература по выбранной проблеме, определена сущность понятия «коммуникативные умения учащихся основной школы" — конкретизирована сущность понятий «комплексный анализ текста», «совершенствование коммуникативных умений».

Второй этап — содержательно-технологический (2006;2007 г. г.) дано обоснование и разработана методика совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста. На этом этапе было проведено диагностическое исследование исходного уровня сформированности коммуникативных умений учащихся.

Третий этап — итогово-диагностический (2008;2010 г. г.). На этом этапе был завершён формирующий этап опытно-поисковой работыпроведён анализ его результатов с точки зрения проблемы данной работы.

Научная новизна исследования:

1. Разработана методика, обеспечивающая поэтапное совершенствование коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста: этап — восприятие исходного текста с учётом адресанта и его коммуникативной задачианалитический — понимание исходного текста, его осмысление интерпретация) с учётом адресата и адресанта и их коммуникативных задач и творческий — порождение собственного вторичного текста, отражающего коммуникативное намерение адресанта первичного текста и адресанта вторичного текста и учитывающего адресата. Данные этапы обучения реализуются через представленные алгоритмы анализа 9 первичного текста, создания вторичного текста и анализ собственного вторичного текста.

2. В методике определены виды упражнений, способствующие совершенствованию коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста: 1) языковые упражнения (овладение понятиями о единицах системы языка и характером их связи с единицей высшего уровня этой системы) — 2) речевые (овладение понятиями о тексте как результате речевой деятельности) — 3) комбинированные (сочетающие в себе элементы языковых и речевых упражнений в контексте определённой коммуникативной ситуации).

3. Разработаны критерии и показатели коммуникативных умений учащихся основной школы, совершенствуемых в процессе обучения комплексному анализу текста, соотносимых с восприятием, интерпретацией и порождением текста: а) с восприятием (первичное восприятие текста — восприятие коммуникативной ситуации, представленной в тексте) — б) интерпретация (понимание коммуникативной задачи автора текста и восприятие языковых средств, реализуемых в тексте, коммуникативных средств, обусловленных этой коммуникативной задачей) — в) порождение (определение собственной коммуникативной задачи и отбор языковых единиц с учётом этой коммуникативной задачи и адресата вторичного текста).

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизировании понятийного поля исследования, включающего уточнение четырёх базисных понятий:

— «коммуникативный подход» в обучении языку, предполагающий такой отбор языкового материала, анализ языковых примеров, которые показывают роль средств языка в передаче мысли, её оттенков;

— «коммуникативные умения учащихся основной школы» способность 81 (адресата) в процессе коммуникации воспринимать информацию от 82(адресанта), осмыслять её й наделять информационным.

10 собственным) отношением, реализующимся в собственном вторичном тексте;

— «совершенствование коммуникативных умений учащихся» — это динамический процесс овладения коммуникативными умениями, связанный с постепенным развёртыванием коммуникативной ситуации, усложнением коммуникативной задачи и изменением коммуникативного статуса коммуникантов;

— «комплексный анализ текста» — вид упражнений, в основе которых лежит коммуникативный подход, предполагающий определение коммуникативной ситуации и установление коммуникативно обусловленных функциональных возможностей языковых единиц в анализируемом первичном тексте, их реализацию во вторичном тексте, а также взаимодействие коммуникантов: автора исходного текста с адресатом (создателем вторичного текста), наделяющим вторичный текст субъективным смыслом и оценкой.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования педагогами общеобразовательных учреждений содержащихся в работе материалов. Предлагаемая автором методика не связана с конкретным учебным комплексом по русскому языку и может быть использована в разных организационных формах обучения, может дополнять разные учебные комплексы по русскому языку. Теоретические положения и практические материалы исследования могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, при систематизации и обобщении курса «Русский язык» у школьников, получающих среднее (полное) общее образование, в процессе подготовки к ЕГЭ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытной проверки методики совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы в МОУ СОШ № 30, 11 г. Каменска-Уральского. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Уральского государственного педагогического университета. Материалы диссертационного исследования докладывались и на конференциях международного уровня (Ижевск 2008, Екатеринбург 2009), всероссийского (Екатеринбург, 2010), регионального (Екатеринбург 2008, Пермь 2008, Шадринск 2008), заседаниях цикловых комиссий русского языка в ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» и ГОУ СПО «Каменск-Уральский педагогический колледж».

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора: Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Табатчикова, К. Д. Обучение комплексному анализу текста в аспекте подготовки к единому государственному экзамену / К. Д. Табатчикова // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 6. -с. 20−22. (п.л. 0,4).

2. Табатчикова, К.Д., Кусова, М. Л. Формирование коммуникативной и речевой компетенций у учащихся основной школы посредством обучения комплексному анализу текста. / К. Д. Табатчикова, М. Л. Кусова // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 1.-е. 141−147. (п.л. 0,4).

3. Табатчикова, К. Д. Обучение комплексному анализу текста учащихся основной школы (на основе методического аппарата стабильных учебников). / К. Д. Табатчикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2011. — № 10.-е. 151 -159. (п.л. 0,4).

Учебники, учебные и учебно-методические пособия:

4. Табатчикова, К.Д. Учебно-методическое пособие «Комплексный анализ текста» / К. Д. Табатчикова. — Екатеринбург, 2011. — 72 с. (п.л. 4,1).

Научные статьи в прочих изданиях:

5. Табатчикова, К. Д. Формирование у учащихся навыков лингвистического анализа художественного произведения на уроках словесности / К. Д. Табатчикова // Содержание филологического образования в период детства: материалы научно-практической конференции, Екатеринбург, 27−28 апреля 2006 г. / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2006. — с. 196−200. (п.л. 0,2).

6. Табатчикова, К. Д. Совершенствование коммуникативных умений школьников в процессе обучения изложению / К. Д. Табатчикова // Проблемы лингвистического и речевого образования в школе и вузе. / Урал. гос. пед. ун-тОт. Ред. И. С. Чудинова. — Екатеринбург, 2007. Вып. 4 -с. 52−56. (п.л. 0,2).

7. Табатчикова, К. Д. Диагностика текстовых умений школьников на уроках русского языка / К. Д. Табатчикова // Содержание образования в период детства: материалы Педагогического форума, посвященного 50-летию Института педагогики и психологии детства, Екатеринбург, 4−7 декабря 2007 г. /Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2007. — с. 238−242. (п.л. 0,2).

8. Табатчикова, К. Д. Реализация коммуникативного подхода в процессе обучения комплексному анализу текста / К. Д. Табатчикова // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы // Научно-методический сб. статей / Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008. — № 5 (13). -с. 62−66. (п.л. 0,2).

9. Табатчикова, К. Д. Анализ как метод научного исследования (на примере анализа текста) / К. Д. Табатчикова // Философия и наука: материалы УП-й Региональной научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Философия и наука», Екатеринбург, 15 апреля 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2008. — с. 276−280. (п.л. 0,2).

10. Табатчикова, К. Д. Совершенствование умения анализировать языковые средства выразительности учащихся основной школы в процессе.

13 обучения комплексному анализу текста / К. Д. Табатчикова // Шадринские чтения: материалы третьей межрегиональной науч. Конф. по проблемам филологии и культурологии, Шадринск, 23−24 апреля 2008 г. — Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. — с. 157−160. (п.л. 0,1).

11. Табатчикова, К. Д. Развитие коммуникативной компетенции у учащихся при обучении комплексному анализу текста / К. Д. Табатчикова // Многоязычие и межкультурное взаимодействие: материалы междунар. Конф.- к 80-летию проф. С. Я. Гельберг / Сост. и отв. ред. Т. Н. Зеленина, Н.И. ПущинаУдмуртский, гос. ун-т. — Ижевск, 2008. — с. 260−262. (п.л. 0,2).

12. Табатчикова, К. Д. Обучение комплексному анализу текста учащихся 5 класса основной школы как процесс совершенствования коммуникативных умений / К. Д. Табатчикова // Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб. статей по материалам межрегион, науч.-практ. конф. (Пермь, 24−25 марта 2008 г.) / редкол.: Е. А. Рябухина (отв. ред.) и [др.]- Пермский гос. пед. университет. — Пермь, 2008.-с. 410−415. (п.л. 0,2).

13. Табатчикова, К. Д. Обучение комплексному анализу текста учащихся основной школы / К. Д. Табатчикова // Филологическое образование младших школьников: сб. статей по итогам междунар. науч.-практ. конф. «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 21−22 апреля 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2009.-е. 158−163. (п.л. 0,2).

14. Табатчикова, К. Д. Об особенностях работы с текстом на учебных занятиях / К. Д. Табатчикова // Методическое пособие «Создание условий гармоничного развития личности студентов в системе СПО». — Каменск-Уральский, 2009.-е. 330−334. (п.л. 0,1).

15. Табатчикова, К. Д. Реализация коммуникативного подхода в обучении русскому языку учащихся основной школы / К. Д. Табатчикова //.

Филологическое образование младших школьников: в 2 ч.: сб. статей по.

14 итогам всерос. (с международным участием) науч.-практ. конф. преподавателей, молодых учёных, педагогов-практиков «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 20−21 апреля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — с. 206−209. (п.л. 0,2).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совершенствование коммуникативных умений учащихся — это динамический процесс овладения коммуникативными умениями, связанный с постепенным развёртыванием коммуникативной ситуации, усложнением коммуникативной задачи и изменением коммуникативного статуса коммуникантов. При совершенствовании коммуникативных умений учащихся учитываются восприятие, интерпретация и порождение текста с последующим усложнением коммуникативной ситуации с учётом трёх участников коммуникации.

2. Основой методики совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста является коммуникативный подход, предполагающий такой отбор материала, анализ языковых примеров, которые показывают роль средств языка в передаче мысли, её оттенков и благодаря которому комплексный анализ текста соотносится с коммуникативной задачей, обеспечивающей возможность вступления учащегося в процесс коммуникации с адресантом первичного текста и адресатом вторичного текста, созданного на основе первичного. Реализация методики строится на следующих принципах: взаимодействия основных видов речевой деятельности (основано на одновременном формировании четырёх видов речевой деятельности), коммуникативности (соединяет в себе овладение языком как средством общения), комплексности (реализуется в параллельном усвоении языка и речи), системности (рассмотрение языка как системного образования и правила его употребления в речи), функциональности (усвоение языковых единиц в тесной связи их с функциями в речи).

3. Приоритетной задачей методики становится поэтапное совершенствование коммуникативных умений у трёх участников коммуникации: начальный этап — умения восприятия исходного текста с учётом адресанта и его коммуникативной задачианалитическийпонимание исходного текста, его осмысление (интерпретация) с учётом адресата и адресанта и их коммуникативных задач и творческий — умения порождения собственного вторичного текста, отражающего коммуникативное намерение адресанта первичного текста и адресанта вторичного текста и учитывающего адресата. Методика включает алгоритмы: 1) обобщающий алгоритм анализа связан с процессом восприятия в исходном тексте коммуникативной задачи автора- 2) алгоритм создания вторичного текста основан на понимании коммуникативной задачи автора и восприятии языковых средств, обусловленных этой коммуникативной задачей- 3) алгоритм анализа собственного вторичного текста реализует собственную коммуникативную задачу и отбор языковых единиц адресата вторичного текста. Методика совершенствования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения комплексному анализу текста включает комплекс упражнений: 1) языковые упражнения (овладение понятиями о единицах системы языка и характером их связи с единицей высшего уровня этой системы) — 2) речевые (овладение понятиями о тексте как результате речевой деятельности) — 3) комбинированные (сочетающие в себе элементы языковых и речевых упражнений в контексте определённой коммуникативной ситуации).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II.

Для определения содержания методики совершенствования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения комплексному анализу текста была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативных умений учащихся основной школы, а также опрос учителей о необходимости обучения учащихся основной школы комплексному анализу текста на уроках русского языка.

Данные, полученные до проведения опытно-поисковой работы, показали необходимость использования на уроках русского языка в основной школе комплексного анализа текста. Также результаты, полученные до опытно-поисковой работы, способствовали созданию и внедрению методики совершенствования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения комплексному анализу текста. Предлагаемая нами методика включает в себя алгоритмы по созданию вторичного текста для каждого класса основной школы, а также методы работы такие, как: конструирование, создание текста по ключевым словам и иллюстрациям, синонимическим рядам и др. Данная методика осуществлялась следующим образом:

1) внедрение в содержание курса «Русский язык» комплексного анализа текста;

2) создание факультативного курса «Комплексный анализ текста» и применение его на практике.

Разработка и апробация на практике вышеперечисленных вариантов работы по обучению комплексному анализу текста способствовали последовательному и осознанному использованию учащимися того или иного коммуникативного умения в процессе создания собственного вторичного текста, позволили строить дальнейшее обучение русскому в аспекте коммуникативного подхода.

Анализ результатов, полученных после опытно-поисковой работы, выявил положительную динамику в совершенствовании у учащихся.

176 коммуникативных умений в процессе обучения комплексному анализу текста. Снизился процент школьников, находившихся на низком уровне, увеличился процент, находящихся на среднем и высоком уровнях. Эти данные представлены в сводной таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:

1. Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что для учащихся основной школы ведущим видом деятельности является общение, при котором язык реализуется в речи, создаются основы для его восприятия в текстах и живом общениисоздаются предпосылки обучения школьников созданию вторичных текстов на основе анализируемых.

2. Совершенствование коммуникативных умений учащихся — это динамический процесс овладения коммуникативными умениями, связанный с постепенным развёртыванием коммуникативной ситуации, усложнением коммуникативной задачи и изменением коммуникативного статуса коммуникантов. Совершенствование коммуникативных умений у учащихся основной школы на уроках русского языка осуществляется при обучении комплексному анализу текста, так как текст — единица коммуникации. При выполнении комплексного анализа текста меняется коммуникативная ситуация, ориентируясь на которую учащийся реализует имеющиеся у него коммуникативные умения: способность S ¡-(адресата) в процессе коммуникации воспринимать информацию от 82(адресанта), осмыслять её и наделять информационным (собственным) отношением, реализующимися в собственном вторичном тексте.

3. Методика совершенствования коммуникативных умений учащихся основной школы в процессе обучения комплексному анализу текста включает в процесс коммуникации ученика и автора исходного текста, поскольку между ними происходит информационный обмен, предполагающий передачу различных видов смысла и побуждающего адресата к определённому «ответному» коммуникативному действию. В процессе обучения комплексному анализу текста на уроках русского языка.

178 методика совершенствования коммуникативных умений строится на следующих методах: конструирование, дискуссии, наблюдение, поисковые методы. При этом методика реализуется поэтапно в каждом классе: начальный, аналитический, творческий. Также методика включает алгоритмы (обобщающий алгоритм анализа первичного текста, алгоритм создания вторичного текста, алгоритм анализа собственного вторичного текста) работы с текстом и виды упражнений (языковые, речевые и комбинированные упражнения).

4. Критериями оценивания коммуникативных умений у учащихся основной школы на уроках русского языка являются: восприятие первичного текста (первичное восприятие текста — восприятие коммуникативной ситуации, представленной в тексте) — интерпретация первичного текста (понимание коммуникативной задачи автора текста и восприятие языковых средств, реализуемых в тексте, языковых средств, их обусловленности этой коммуникативной задачей) — порождение вторичного текста (определение собственной коммуникативной задачи и отбор языковых единиц с учётом этой коммуникативной задачи и адресата вторичного текста).

5. Предложенная методика обеспечивает положительный результат в процессе совершенствования коммуникативных умений учащихся, в том числе в использовании следующих типов упражнений при обучении комплексному анализу текста (на начальном, аналитическом, творческом этапах обучения): 1) языковые упражнения, направленные на овладение понятиями о единицах системы языка и характером их связи с единицей высшего уровня этой системы, используются на начальном этапе- 2) речевые, направленные на овладение понятиями о тексте как результате речевой деятельности, используются на аналитическом этапе- 3) комбинированные, сочетающие в себе элементы языковых и речевых упражнений в контексте определённой коммуникативной ситуации, используются на творческом этапе.

Перспективы данного исследования связаны с разработкой методики совершенствования коммуникативных умений на уроках русского языка для учащихся старших классов, в учреждениях среднего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов, 3. Диалог в учебном процессе Текст. / 3. Абасов // Народное образование. — 1993. — № 9−10. — с. 43−45.
  2. , В.Г. Типология предложений и логико-грамматические типы предложения Текст. / В. Г. Адмони // Вопросы языкознания. -1973,-№ 2.-с. 46−57.
  3. Ажеж, Клод. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманит. науки Текст. / Клод Ажеж. М, 2003. — с. 304.
  4. , О.М. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Текст. // О. М. Александрова. -Русский язык в школе. 2000. — № 2. — с. 76−89.
  5. , Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студентов фак. иностр. яз. вузов. Текст. / Е. Е Анисимова. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 128с.
  6. , Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к Рабочей тетради по развитию речи и мышления школьников 5−6 классов. Текст. / Е. С. Антонова. М.: Вербум — М., 2000. — 160с.
  7. , Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. Текст. / Е. С. Антонова М.: КНОРУС — 2007. — 464с.
  8. , Н.Д., Ширяев, E.H. Русское предложение. Бытийный тип: структура и значение Текст. / Н. Д. Арутюнова, E.H. Ширяев. -М.: Русский язык, 1983.- 198с.
  9. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. Текст. -Изд-во «Наука», 1982. 191с.
  10. , О.С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахманова. Изд-во. — 2-ое, стереотип. — М., «Советская энциклопедия», 1969.-608с.
  11. , В.В., Беднарская, Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка Текст. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская // Русская словесность. № 3. — 1997. — с. 57−61.
  12. , М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка Текст. / М. В. Бабкина // Русский язык в школе. № 2. — 2004. — с.З.
  13. , Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов Текст. / Л. Г. Бабенко. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 464с.
  14. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / Сост. С. Г. Бочаров: Текст подг. П. С. Бернштейн. М.: Из-во, 1979. — 242с.
  15. Бенвенист, Эмиль. Общая лингвистика. Текст./ Э. Бенвенист. М, 2002.-c.448c.
  16. , Г. И. Типология понимания текста: Учебное пособие Текст. / Г. И. Богин. КГУ. — Калинин, 1986. — 87с.
  17. , Н.Е. Обучение слушанию в системе работы по культуре речи (в школе и вузе): Методические рекомендации Текст. / Н. Е. Богуславская. Урал Пед. ин-т, Екатеринбург, 1992. — 98с.
  18. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2 т.т. — Т. 1. Текст. / И. А. Бодуэн де Куртенэ. — Из-во АН СССР. -М., 1963.-384с.
  19. , Н.С. Филологический анализ текста Текст. /Н.С. Болотнова. М.: Флинта: Наука, 2009. — 520 с.
  20. , A.A. Другому как понять тебя? Текст. /A.A. Брудный. -М.: Знание, 1990. 64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Лекторское мастерство" — № 3).
  21. , A.A. Понимание и общение Текст. /A.A. Брудный. И., Знание, 1989. — 64с. (В помощь лектору. Библиотека «Психология общения»),
  22. , A.A. Семантика языка или психология человека Текст. /A.A. Брудный. Изд-во «Ишим», — Фрунзе, 1972. — 97с.
  23. , A.A., Шукуров Э. Мир общения Текст. /A.A. Брудный, Э. Шукуров. Ф., «Кыргызстан», 1977. — 72с.
  24. , М. Два образа веры Текст. / М. Бубер: пер. с нем. Под ред. П. С. Гуревича, С .Я. Левит, C.B. Лёзова. М.: Республика, 1995. -464с.
  25. , P.A. Человек и его язык Текст. / Р. А. Будагов. Изд-во Моск. Универститета, 1974. -223с.
  26. , P.A. К теории синтаксических отношений Текст. / Р. А. Будагов // Вопросы языкознания. 1973. — № 1. — с. 3−15.
  27. , Ф.И. О преподавании отечественного языка Текст. / Ф. И. Буслаев. Гос. уч. пед изд. наркомпросса РСФСР, Ленинград, отд.: Л., 1941. — 248с.
  28. , Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка Текст. / Е. А. Быстрова // Рус. яз. в, шк. 1996. — № 1. -с. 3−9.
  29. , Е.А. Филологическое образование в школе: к уроку словесности Текст. / Е. А. Быстрова // Рус. словесность. 1997. — № 6. -с. 41−46.
  30. , Н.С. Теория текста: Учебное пособие Текст. / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2004. — 280с.
  31. , К.И. Уроки грамматики в связи с развитием речи Текст. / К. И. Васильковская // Русский язык в школе. 1936. — № 4 (Июль-август). — Учпедгиз, Москва, Наркомпрос. — с.47−49.
  32. , Л.А., Павлова, Л.Г., Камаева, Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов Текст. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Камаева. Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2001. — 544с.
  33. , Л.А., Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники и учебные пособия» Текст. / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. Ростов на/ Дону: Феникс, 2003. — 384с.
  34. , Г. Б. Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки в системе работы над коммуникативными умениями Текст. / Г. Б. Вершинина. -Автореферат, М., 1995.-23с.
  35. , В.В. О теории художественной речи Текст. / В. В. Виноградов. Из-во «Высшая школа». — М., 1971. — 546с.
  36. , Т.И. Диагностика индивидуальной культуры современных школьников: (Аксиологический подход) Текст. / Т. И. Власова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. -с.35−40.
  37. , Т.В. Использование исследовательских методов в лексической работе на уроках русского языка основной школы Текст. / Т. В. Воробьёва. Диссертация на соскание учёной степени кандидата педагогических наук. — Екатеринбург, 2007. — 259с.
  38. , Т.В. Использование исследовательских методов в лексической работе на уроках русского языка основной школы Текст. / Т. В. Воробьёва. Автореферат на соскание учёной степени кандидата педагогических наук. — Пермь, 2007. — 22с.
  39. , Л.С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. Изд. 5, испр. — Изд-во «Лабиринт», М., 1999. — 352с.
  40. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного Текст. / Г.-Г. Гадамер. -Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. — 367с. — (Серия «История эстетики в памятниках и документах»).
  41. , И.Р. О понятии «текст» Текст. / И. Р. Гальперин // Вопросы языкознания. 1974. — № 6. — с. 44−56.
  42. , С.И. Что такое текст и лингвистика текста Текст. / С. И. Гиндин // с. 25−31.
  43. , А. В. Диагностика педагогического мастерства учителя в условиях модернизации содержания образования Текст. / А. В. Глушенкова // Завуч. 2006. — № 5. — с. 15−26.
  44. , Л.В. Диагностика готовности учащихся с трудностями в обучении к переходу в среднее звено школы Текст. /
  45. Л.В.Годовникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. — № 1.-е. 72−76.
  46. , М.И., Магомедова, Д.М. Лингвистический анализ художественного текста Текст. / М. И. Гореликова, Магомедова Д. М. -М.: Рус. яз.1989. 152с.
  47. , В.А. Филологическая основа формирования коммуникативной компетентности в объединениях учащихся научно-технического профиля Текст. / В. А. Горский // Теория и практика дополнительного образования. 2009. — № 4. — с. 25−28.
  48. , И.Б. Русский язык и культура речи: Учебник Текст. / И. Б. Голуб. М.: «Логос», 2005. — 344с.
  49. , Д.В. и др. Личностный рост ребёнка: методика диагностирования Текст. / Д. В. Григорьева // Кл. рук. 2003. — № 6. -с. 65−86.
  50. , А.Л. Исследовательские аспекты текстологии Текст. /
  51. A.Л. Гришунин. -М.: Наследие. 1998. -416с.
  52. , Н.А. Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников при создании портретного очерка: Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук Текст. / Н. А. Груздева. -Урал. гос. пед. университет. Екатеринбург, 2006. — 282с.
  53. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. Текст. / В. В. Давыдов. М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 288 с.
  54. , В.М. «Стиль обучения» и «стиль учения»: как согласовать индивидуальные особенности учителя и ученика Текст. /
  55. B.М.Данильченко // Директор школы. 2003. — № 8. — с. 43−45.
  56. , Г. А. Записки школьного психолога, или Размышления над результатами школьной диагностики Текст. / Г. А. Данюшевская // Нач. шк. Плюс До и После. 2006. — № 6. — с. 7580.
  57. Дейк, ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. Текст. / Т.А. ван Дейк. Пер. с англ. / Сост. В.В. Петрова- Под ред. В.И. Герасимова- Вступит. Статья Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. -347с.
  58. , JI.M. Новое в планировании программы развития образовательного учреждения: Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения Текст. / J1.M. Денякина // Нач. шк.: плюс-минус. 2002. — № 3. — с. 59−65.
  59. , Л.М. Новое в планировании программы развития образовательного учреждения: (Пед. диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения) Текст. / Л. М. Денякина // Нач. шк.: плюс-минус -. 2002. № 1.-е. 73−76.
  60. , С., Ясвин, В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: Методика измерения Текст. / С. Дерябо, В. Ясвин // Директор шк. 1999.-№ 2.-с. 7−16.
  61. К.А. Интерпретация текста: (Фр. яз.). Учеб. пособие для студентов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» Текст. / К. А. Долинин. М.: Просвещение, 1985. — 288 с.
  62. , Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином Государственном Экзамене Текст. / Т. А. Долинина. 2-е изд. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 128с.
  63. , А.И. и др. Интепретация художественного текста: Нем. яз.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / А. И. Домашнев, И. П. Шишкина, Е. А. Гончарова. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989. — 208 с.
  64. , Н.И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. Изд-во «Академия Пед. Наук». — М., 1958. — 370с.
  65. , Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. Изд-во «Наука», М., 1982. — 156 с.
  66. , Л.Е. и. др. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Текст. / Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова // Нач. шк. 1999. — № 11. — с. 70−76.
  67. Журова, Лидия. Готовность к школьному обучению Текст. / Л. Журова, М. Кузнецова, Е. Кочурова // Нач. шк.: прил. к газ. «Первое сентября». 2007. — № 13.-с. 12−19.
  68. , В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения Текст. / В. Зайцев // Нар. Образование. 2001. — № 5. — с. 104−112.
  69. , В. Диагностико-технологическое управление процессом обцчения: Оценка состояния общеучебн. умений Текст. / В. Зайцев // Нар. Образование. 2000. — № 8. — с. 85−94.
  70. , Н.Д. Текст: лингвистический и методологический аспекты Текст. / Н. Д. Зарубина. М.: Русский язык, 1981. — 112с.
  71. , Л.Н., Плюснина, Е.М. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования Текст. / JI.H. Засорина, Е. М. Плюснина // Нач. шк. 1999. — № 1. — с. 74−79.
  72. , В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика Текст. / В. А. Звягинцев. -М., «Просвещение», 1967. -367с.
  73. , Л.М. Работа по развитию связной речи на основе стабильных учебников Текст. / Л. М. Зельманова // Русский язык в школе. № 2. — 1994. — с. 3−8.
  74. , Е.А., Ширяев, E.H. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная? Текст. / Е. А. Земская, E.H. Ширяев // Вопросы языкознания. 1980. № 2. — с.61−72.
  75. , М. Метод интервью-тестирования в начальной школе Текст. / М. Земш//Нар. Образование. 1999. — № 10.-с 145−152.
  76. , В.Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме: учебное пособие Текст. / В. Г. Зинченко, В. Г Зусман, З. И. Кирнозе. М.: Флинта: Наука, 2007. -236с.
  77. , И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. — 432с. (Серия «Психология Отечества»),
  78. , Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса Текст. / Г. А. Золотова. М., 1982. — 367с.
  79. , Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка Текст. / Г. А. Золотова. М., 1973. — 349с.
  80. , Г. А., Дручинина, Г.П., Онипенко, Н. К. Программа курса «Коммуникативный синтаксис русского языка (Функциональный подход к изучению синтаксического строя современного русского языка)» (VIII-IX классы гуманитарной специальности) Текст. / Г. А.
  81. Золотова, Дручинина Г. П., Онипенко Н. К. // Русский язык в школе. -№ 3.- 1997.-с. 57−61.
  82. , Е.А. Формирование умений речевого этикета младших школьников: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата пед. наук Текст. / Е. А. Зырянова. Челябинский гос. пед. ун-т. — Челябинск, 2011. — 25с.
  83. , Е.К. Обучение младших школьников аудированию как виду речевой и учебной деятельности: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата пед. наук Текст. / Е. К. Ибакаева. -Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. — 22с.
  84. , Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. А. Иванов // Завуч. 2008. — № 1. -с. 4−25.
  85. , Е.З. Метатекст как средство понимания текста Текст. / Е. З. Имаева // Филологические науки. № 6. — 2002. — с. 70−72.
  86. Интерпретация художественного текста: пособие для преподавателей Текст. / М.: Изд. Московск. университ. 1984. — 80с.
  87. , C.B. Вторичный текст в концепциях текстуальности и интертекстуальности Текст. / C.B. Ионова // Филологические науки. -№ 4.-2006.-с. 87−95.
  88. , М. К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей Текст. / М. К. Кабардов. Автореферат, М., 2000.-23с.
  89. , Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов Текст. / Ю. В. Казарин. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 432с.
  90. Как научиться понимать художественный текст: задачник-практикум Текст. // Русский язык. 1999. — № 15.-е. 5−12. — Прил. к газ. «Пер. сентября».
  91. , Н., Лукьянова, М. Результативность образовательного процесса: психолого-педагогические показатели и диагностика Текст. / Н. Калинина, М. Лукьянова // Нар. Образование. 2000. — № 9. — с. 191−197.
  92. , О.Л. Текст и коммуникация. Учебное пособие для институтов иностранного языка Текст. / О. Л. Каменская. М.: Высшая школа, 1990. — с. 152.
  93. , В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: книга для учителя Текст. / В. И. Капинос, H.H., Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991. — 342с.
  94. , Л.В. Живой текст Текст. / Л. В. Карасёв //Вопросы философии. 2001. — № 9. — с. 54−70.
  95. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 264с.
  96. , О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка Текст. / О. Ф. Кармадонова. Автореферат, Новосибирск, 1999. — 23 с.
  97. , О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского язык Текст. / О. Ф. Кармадонова. Диссертация, Новосибирск, 1999. — 234с.
  98. , С.Д. Типология языка и речевое мышление Текст. / С. Д. Кацнельсон. Академия наук СССР. Институт языкознания. -Изд-во «Наука», Лингвистическое отделение, Ленинград, 1972. — 365с.
  99. , Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов Текст. / Е. В. Клюев. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 320с. — (Психологический бестселлер).
  100. , М.Н. К основаниям функциональной стилистики Текст. / М. Н. Кожина. Пермь, 1968. -252с.
  101. , М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики Текст. / М. Н. Кожина. Пермь, 1966. -213с.
  102. , М.Н. Стилистика русского языка. Учебник для студентов пед. институтов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / М. Н. Кожина. — М.: Просвещение, 1983. -223с.
  103. , Г. В. Функции паралингвистических средств в языковой коммуникации Текст. / Г. В. Колшанский // Вопросы языкознания. № 1.- 1973.-с. 16−25.
  104. , Г. В. К вопросу о коммуникативном статусе высказывания: Сборник научных трудов. Текст. / Г. В. Колшанский. Выпуск 217. Лингвистические проблемы текста. М., 1983. — с. 74−89.
  105. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 108 с.
  106. , Е.В. Обучение, погружённое в общение Текст. / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. № 2. — 1997. — с.3−7.
  107. , Л.П. Современное образование с позиций диалогового подхода Текст. / Л. П. Костикова // Образование и наука. 2008. — № 4.-с. 32−35.
  108. , В.Г., Леонтьев, A.A. Некоторые теоретические вопросы культуры речи Текст. / В. Г. Костомаров, A.A. Леонтьев // Вопросы языкознания. 1966. — № 5. — с. 3−15.
  109. , Н.О. Коммуникативная компетентность студента-филолога Текст. / О. Н. Крамаренко // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». 2009 Май. — № 1(2).-с.98−113
  110. , И.Н. Некоторые тенденции развития современной теории сложного предложения Текст. / И. Н. Кручинина // Вопросы языкознания. 1973. -№ 2. — с. 111−119.
  111. , Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности Текст. / Е. С. Кубрякова. М., «Наука», 1986. — 150с.
  112. Культура русской речи: Учебник для вузов Текст. / Под редакцией проф. JI.K. Граудиной и проф. E.H. Ширяева. М.: Изд-во НОРМА (Изд. группа НОРМА. — ИНФРА-М), 2001. — 56 с.
  113. , H.A., Матвеева, Т.В. Правильность речи и основы речевого этикета. Учебное пособие для учителя Текст. / H.A. Купина, Т. В. Матвеева. Изд. 2-е, испр. И доп. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1995.-80с.
  114. , Л.М. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению в малокомплектной начальной школе (на материале изучения родного языка) Текст. / Л. М. Курганская. Автореферат. Белгород, 1999. — 23с.
  115. , М.Л. О возможностях обучения комплексному анализу текста при изучении русского языка в основной школе. Текст. / М. Л. Кусова // Филологический класс. — 2005. — № 13. — с. 56−67.
  116. , М.Л., Дёмышева A.C. Развитие языковой личности ребёнка в период детства: лингвистический, психолингвистический, лингводидактический аспекты Текст.: монография / М. Л. Кусова, A.C. Дёмышева. Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2009. -246с.
  117. , Ю.А. Проблемы лингвистики текста: Уч. пособие Текст. / Ю. А. Левицкий. Пермь, 2002. — 137с.
  118. , A.A. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / A.A. Леонтьев. М., Просвещение, 1969. — 214с.
  119. , A.A. Основы психолингвистики Текст. / A.A. Леонтьев. -М.- Смысл, 1997.-287с.
  120. , A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные труды Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 536с. — (Серия «Психология России»).
  121. Лингвистический анализ в школе и вузе. Межвузовский сборник научных трудов Текст. Воронеж, Изд-во Воронежского университета, 1983. — 112с.
  122. , Е.И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / Под ред. Е. И. Литневской. М.: Академический проект, 2006. — 590с.
  123. , Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5−6 класс Текст. / Т. П. Лозинская. Москва: «Московский лицей», Брянск: «Курсив», 1997. — 153с.
  124. , Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей Текст. / Л. М. Лосева. Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. — 94с.
  125. , Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история Текст. / Ю. М. Лотман. М.: «Языки русской культуры», 1999. — 464с.
  126. , Л.Г. Распределение информации в тексте (Когнитивный и прагмастилистический аспекты). Текст. / Л. Г. Лузина. М, 1996. -139с.
  127. , А.Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 467с.
  128. , М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / М. Р. Львов. М.: Изд. центр: «Академия», 2002. — 248с.
  129. , С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5−11 классы Текст. / С. И. Львова, И. П. Цыбулько, А.Н.Гостева- [под ред. С.И.Львовой]. М.: Эксмо, 2007. — 476с.
  130. Лэ, Э. Лингвистический анализ политического дискурса: язык статей о чеченской войне в американской прессе Текст. / Э. Ле // Полис: Политические исследования. 2001. — № 2. — с. 93−112.
  131. , З.Н., Скворцов, Л.И, Дерягин, В.Я. О культуре русской речи Текст. / З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дюрягин. М.: Знание, 1987. — 176с.- (Нар. Ун-т. Фак. литер, и искусства).
  132. , А.К. Психология усвоения языка как средства общения Текст. / А. К. Маркова. М.- «Педагогика», 1974. — 216с.
  133. , В.А. Когнитивная лингвистика Текст. / В. А. Маслова. -Минск, 2005.-348с.
  134. Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента Текст. / Сост. Г. С. Ковалёва, C.B. Иванова. М.: Дрофа, 2001. — 134с.
  135. , К.С. Содержание понятий «филология» и «филологическая компетенция» на современном этапе Текст. / К. С. Махмурян // Вестник МГУ Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. — № 3. — с. 202−207.
  136. НЗ.Меняйло, И. Ю. О коммуниктаивно направленном преподавании русского языка в 8 классе Текст. / И. Ю. Меняйло // Русский язык в школе. -№ 4, — 1997.-с.3−10.
  137. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие длястудентов пединститутов Текст. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, 195
  138. М.Р.Львова и др.- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. -264с.
  139. Методика развития речи на уроках русского языка Текст. / Под ред. Т. А. Ладыженской.- М., 1991. 216с.
  140. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя Текст. / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др., Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. — 276с.
  141. , С.А. Порождение текста в процессе обучения основам устной речи: Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования. Тезисы докладов научно-теоретической конференции Текст. / С. А. Минеева. Пермь, 1982. -228с.
  142. , Г. Г. Некоторые языковые механизмы вариативной интеграции действительности (эволюция метафоры метафора эволюции) Текст. / Г. Г. Молчанов //Вестник МГУ Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2002. — № 2. — с. 7−12.
  143. , JI.H., Штерн, A.C. Текст и его восприятие Текст. / Л. Н Мурзин, A.C. Штерн. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 172с.
  144. Настольная книга учителя русского языка: Справочно-методическое пособие Текст. / Сост. Е. Т. Романова. М.: ООО «Изд-во «Астрель»: ООО «Изд-во ACT», 2002. — 348с.
  145. , Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / Е. И. Никитина. 15-е изд, стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 127с.
  146. , Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / Е. И. Никитина. 15-е изд, стереотип. -М.: Дрофа, 2006. — 132с.
  147. , Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / Е. И. Никитина. 16-е изд, стереотип. -М.: Дрофа, 2007. — 134с.
  148. , Т.М. Актуальное членение категория грамматики текста Текст. / Т. М. Николаева // Вопросы языкознания. — 1972. — № 2.-с. 48- 54.
  149. , Н.С. Коммуникативная норма и лингвистические проблемы межкультурной коммуникации Текст. / Н. С. Новикова // Филологические науки. № 2. — с. 93−100.
  150. , В.В. Стилистический анализ авторедактирования писателей Текст. / В. В. Одинцова // Вопросы языкознания. 1973. -№ 2. — с. 80−86.
  151. , JI.H. Зачем нужна педагогическая диагностика Текст. / Л. Н. Озерова // Нач. шк. 2003. — № 6. — с. 22−23.
  152. , И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе Текст. / И. Осмоловская // Народное образование. № 5. — 2006. — с. 77−80.
  153. Остин, Джон. Избранное Текст. / Джон Остин. Перевод с англ. Макеевой Л. Б., Руднева В. П. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.-332с.
  154. , Н.В. Развитие риторической компетенции студентов педвузов: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата пед. наук Текст. / Н. В. Отводенко. Челябинский гос. пед. ун-т. -Челябинск, 2009. — 24с.
  155. , Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Текст. /Е.И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. -223 с.
  156. , Н.М. Учимся анализировать поэтический текст Текст. / Н. М. Пащук // Рус. словесность. 1991. — № 2. — с. 22−25.
  157. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 е.: ил. — 432с.
  158. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Текст. / Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- сост. A.A. Князьков. -М.: Флинта, Наука, 1998. -218с.
  159. , H.A. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя Текст. / H.A. Плёнкин. М., «Просвещение», 1975.- 143с.
  160. , A.A. Слово и миф Текст. / A.A. Потебня. М.: Изд-во «Правда», 1989.-367 с.
  161. , Г. В., Соловьёва, H.H. Русский язык и культура речи: Учебник Текст. / Г. В. Потёмкина, H.H. Соловьёва. М.: Гардарики, 2004.-256с.
  162. Приказ Минобразования РФ от И февраля 2002 № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  163. Принципы научного анализа: Сб. под ред. Т. А. Дегтерёвой. Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС Текст. / М., 1959. Шендельс Е. И. о грамматических значениях в плане содержания. 164с.
  164. Программно-методические материалы: Русский язык. 5−9 классы Текст. / сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. — 318 с.
  165. , C.B. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Текст. / C.B. Проняева. Диссертация на соскание учёной степени кандидата педагогических наук. -Екатеринбург, 1999. 23с.
  166. Рац, М. Диалог в современном мире Текст. / М. Рац // Вопросы философии. 2004. — № 10. — с. 20−32.
  167. , П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике Текст. / П. Рикёр. М.: «Academia-Центр», «Медиум», 1995. — 254с.
  168. , СЛ. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  169. , Г. И. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов Текст. / Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 1999. -317с.
  170. Русский язык и культура речи: Учебник Текст. / А. И. Дунев, В. А Ефремов, Е. В. Сергеева, В. Д. Черняк. Под ред. В. Д. Черняк. СПб.: САГА: Форум, 2006. — 368с.
  171. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс Текст. / Автор-составитель Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. М.: Дрофа, 2002. -97с.
  172. Русский язык: Учебн. для 5 класса общеобразоват учреждений Текст. / Т. А Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. -М.: Просвещение, 2003. 303с.
  173. Русский язык: Учебн. для 6 класса общеобразоват учреждений Текст. / М. Т. Баранов, Т. А Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 23-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 240с.
  174. Русский язык: Учебн. для 7 класса общеобразоват учреждений Текст. / М. Т. Баранов, Т. А Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 25-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 219с.
  175. Русский язык: Учебн. для 8 класса общеобразоват учреждений Текст. / [Л.А. Тростенцова, Т. А Ладыженская, А. Д. Дейкина О. М Александрова- научный редактор Н. М Шанский] 4-е изд. — М.: Просвещение, 2007. — 208с.
  176. Русский язык: Учебн. для 9 класса общеобразоват учреждений
  177. Текст. / Л. А. Тростенцова, Т. А Ладыженская, А. Д. Дейкина О. М199
  178. Александрова- научный редактор Н. М Шанский 4-е изд. — М.: Просвещение, 2004. — 205с.
  179. Русский язык: учебн. для 5 класса общеобразоват учреждений Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др- Под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2004. — 304с.
  180. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. А. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 5-е изд.- стереотип. — М.: Дрофа, 2001. -368с.: ил., 8л. цв. вкл.
  181. Русский язык: учебн. для 7 класса общеобразоват учреждений Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др- Под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2002. — 320 с.
  182. Русский язык: учебн. для 8 класса общеобразоват учреждений Текст. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С.И. Львова- под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 9-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. -268с., [4] с. ил., [8] л. цв. вкл.
  183. Русский язык: учебн. для 9 класса общеобразоват. учреждений Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В Львов- Под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 268с.
  184. Русский язык: учебн. для 7 класса общеобразоват. учреждений Текст. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.- под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 320с.: ил., 8 л. цв. вкл.
  185. Русский язык. Практика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.- под ред. А. Ю. Купаловой. 12-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006.-324с.
  186. Русский язык. Практика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / Г. К. Лидман-Орлова, А. Ю. Купалова, С.Н.200
  187. Молодцова и др.- под ред. Г. К. Лидман-Орловой. 13-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 314с.
  188. Русский язык. Практика. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / С. Н. Пименова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.- под ред. С. Н. Пименовой. 14-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007.-312с.
  189. , Г. А. Педагогическая диагностика и коррекция в процессе работы школьников с текстом Текст. / Г. А. Русских // География в школе. 2003. — № 2. — с. 57−61.
  190. , А.Н. Речь и образное мышление Текст. / А. Н. Савченко // Вопросы образования.- 1980. № 2. — с.21 -32.
  191. , А.П. Компетентность или компетенция Текст. / А. П. Садохин // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 3. — 2007. — с. 33−56.
  192. Сборник нормативных документов Текст. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 445 с.
  193. , Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации: Монографическое учебное пособие Текст. / Е. А. Селиванова, К. — ЦУЛ, «Фитосоциоцентр», 2002. — 336 с.
  194. , Г. К. Компетентности и их классификация Текст. / Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. — с. 138−144.
  195. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 тт. Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
  196. , Ю. Р. Текст как капитал Текст. / Ю. Р. Селиванов // Вопросы философии. 2004. — № 12.-е. 29−40.
  197. , A.B. Гибкий индивидуальный контроль Текст. / A.B. Семёнов // Завуч. 1999. — № 2. — с. 62−69.
  198. . В.П., Черненко, Е.Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам: Учебно-справочное пособие
  199. Текст. / В. П. Симонов, Е. Г. Черненко. 2-е изд., испр. и доп. — М. «Граф-Пресс», 2002. — 69с.
  200. , Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: Кн. для учащихся Текст. / Л. И Скворцов. М.: Просвещение, 1996.- 158 с.
  201. , Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи Текст. / Л. И Скворцов. СПб.: «ДИЛЯ», 2006. — 1136 с.
  202. , Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учебн. пособие для студентов высш. уч. заведений Текст. / Л. И Скворцов. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Изд. центр «Акдемия», 2006. -224 с.
  203. , И.А., Ефремов, О.Ю. Система педагогической диагностики в вузе Текст. / И. А. Скопылатов, О. Ю. Ефремов // Педагогика. 2001. — № 7. — с. 58−62.
  204. Словарь-справочник по культуре речи для школьников Текст. / Сост. A.A. Евтюгина, И. В. Родионова, И.К. Мированоа- Отв. ред. A.A. Евтюгина. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 334с.
  205. Современный словарь иностранных слов: Текст. / Изд-во «Рус. яз.» Ок. 20 000 слов. — М.: Рус. яз., 1993. — 740с.
  206. , Г. Я. «К определению понятий «текст» и «медиатекст» Текст. / Г. Я. Солганик // Вестник Московского университета. Сер., 10, Журналистика. 2005. — № 2. — с. 7−11.
  207. , Г. Я. «Субъективно-модальное значение предложений типа «запрещается шуметь» Текст. / Г. Я. Солганик // Вестник Московского университета. Сер., 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. — № 4. — с. 140.
  208. , Г. Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Рус. яз и лит.» и «Журналистика» Текст. / Г. Я. Солганик. М., «Высшая школа», 1973. — 315с.
  209. , Г. Я. Стилистика текста: Учебн. пособие Текст. / Г. Я. Солганик. 2-е изд. — М.: Флинта: наука, 2000. — 256с.
  210. , Г. Я., Дроняева, Г.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учебное пособие для студ. вузов Текст. / Солганик Г. Я. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 364с.
  211. , Ф. де. Курс общей лингвистики. / Пер. с фр. A.M. Сухотина- научн. ред. пер., предисл. и прим. М.А. Слюсаревой- послесловие Р. Энглера (Пер. с. фр. — Б.П.Нарумов) Текст. / Ф. де Соссюр. — М.: Изд. «Логос», 1998. — 296с.
  212. Стилистический энциклопедический словарь русского языка Текст. / Под ред. М. Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. М.: Флинта: Наука, 2003. -696с.
  213. , А.И. Изложение как один из методических приёмов обучения слушанию Текст. / А. И. Суворова // Филологический класс. -№ 7.-2002.-с. 32−41.
  214. , Е.П. Обучение восприятию и созданию текста единый творческий процесс Текст. / Е. П. Суворова // Русский язык в школе. -№ 6.-2001.-с. 3−10.
  215. , Л.П. «И звезда с звездою говорит»: уроки-творческие мастерские Текст. / Л. П. Сычугова // Рус. яз. в шк. 2005. — № 6. — с. 29−31.
  216. , Л.П. «Как сердцу высказать себя?»: (Развитие речи при обучении сочинению-описанию) Текст. / Л. П. Сычугова //Рус. яз. в шк. -2001.-№ 3.-с. 23−27.
  217. , Л.П. Картина-учитель-ученик: (К 150-летию со дня рождения В.М. Васнецова) Текст. /Л.П. Сычугова // Рус. яз. в шк. -1998,-№ 4.-с. 18−27.
  218. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа: Межвузовский сборник научных статей Текст. Ленинград, 1986. -152 с.
  219. , Б.М. Избранные труды в 2-х томах. Т. II. Текст. / Б. М, Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 360с., ил. — (Труды д. чл. и чл-кор. АПИ СССР).
  220. , Б.М. Избранные труды в 2-х томах. Т. I. Текст. / Б. М, Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 328с., ил. — (Труды д. чл. и чл-кор. АПИ СССР).
  221. , В.И. Анализ художественного текста: учебное пособие для студ. филолог, вузов Текст. / В. И. Тюпа. М.: Изд. центр «Академия», 2006.-312с.
  222. , Л.В. Новый учебник востребованная методическая традиция Текст. / Л. В. Фарисенкова // Русский язык в школе. — 2005. -№ 4.-с. 92−102.
  223. , Л.В. Новый учебник по русскому языку Текст. / Л. В. Фарисенкова // Русский язык в школе. 2003. — № 1.-е. 98−103.
  224. , А.К., Сорокоумова, В.Н. Русский язык: VIII класс Текст. / А. К. Фёдорова, В. Н. Сорокумова // Русский язык в школе. 2005. — № 1.-е. 111−115.
  225. , Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования Текст. / Филатова Л. О. // Дополнительное образование. 2005. — № 7. — с. 9−11.
  226. , Ю.В. Актуализация личностных характеристик коммуникативных в контексте диалога культур Текст. / Ю. В. Филиппов // Вестник МГУ Сер. МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. — № 1.-е. 131−137.
  227. , И.Г., Белякова, Е.Г. Диагностика школьников Текст. / И. Г. Фомичева, Е. Г. Белякова // Завуч. 2003. — № 1.-е. 133−146.
  228. , В.Н. Учим пересказывать текст на основе лингвистического анализа (Дидактический материал) Текст. / В. Н. Хлюстова // Образование в современной школе. 2002. — № 7. — с. 1219.
  229. , С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей Текст. / С. Н. Цейтлин. М.: Просвещение, 1982. — 143с.
  230. , И.П. Новые подходы к оценке учебных достижений по русскому языку Текст. / И. П. Цыбулько // Оценка качества образования. 2007. — № 1.-е. 34−46.
  231. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис Текст. -М.:Наука, 1992.-281с.
  232. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи Текст. -М.: Наука, 1991.-240с.
  233. Чэнь, Юнли. Текст как лингвистическая единица Текст. / Юнли Чень // Актуальные проблемы современной науки. 2004. — № 5. — с. 55−57.
  234. , В.Я. Событие и текст: Монография Текст. / В. Я. Шабес. -М.: Высшая школа, 1989. (Б-ка филолога). — 175с.: ил.
  235. , Н.М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста Текст. / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. 1983. — № 3. — с. 53−63.
  236. , Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя Текст. / Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2002. — 224с.
  237. , Г. П. Избранные труды Текст. / Г. П. Щедровицкий. -М.: Шк. культ. Полит., 1995. 759с.
  238. , Л.В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л. В. Щерба. Изд-во «Наука», 1974. — 438с.
  239. , Л.В. Избранные работы по русскому языку Текст. / Л. В. Щерба. Государственное учебно-педагогическое изд-во Мин. Просвещения РСФСР.- М, 1957. — 479с.
  240. , Г. М. Русский язык: Изложения и сочинения. 5 кл. Текст. / Г. М. Шипицына. М.: Дрофа, 2001. — 217с.
  241. , E.H. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. Отв. ред. член-корреспондент АН СССР Д. Н. Шмелёв Текст. / E.H. Ширяев. М, «Наука», 1986. — 224с.
  242. , А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц Текст. / А. Н. Щукин. М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2008. — 746, [6] е.- [150] фот.
  243. , Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы и возраст в педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступит. Статья Д. И. Фелтдштейна Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
  244. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 е.: ил. — (Труды действующих членов и членов-корреспондентов АПН СССР).
  245. , Ф. Диалектика природы Текст. / Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1982. -XVI, 359с.
  246. Языкознание. Большой энциклопедический словарь Текст. / Под ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия. -1998.-685с.
  247. Языки как образ мира Текст. / М.: ООО «Изд. АСТ" — СПб.: FERRA FANTASTICA- 2003. 568, [8] е.: илл.
  248. Язык о языке: Сб. статей Текст. / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Язык русской культуры, 2000. — 624с.
  249. Widdonson, H.G. Stilistics and the teaching of literature LongmanGroupLtd. 1975. — 128 p.
Заполнить форму текущей работой