Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная организация и управление сферой туризма в условиях современной России: теоретико-методологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость решения организационно — управленческих проблем функционирования и развития сферы туризма, предполагает исследование фундаментальных характеристик туризма как вида социальной деятельности, специфики социальных регуляторов и детерминант этой деятельности, особенностей управления институциональными структурами сферы туризма как социальными организациями и ряда других аспектов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы анализа туризма как сферы социальной жизни
    • 1. 1. Туризм как предмет исследования: основные исследовательские подходы
    • 1. 2. Туризм как социальный феномен
    • 1. 3. Институциональные характеристики туризма
      • 1. 3. 1. Генезис туризма как социального института
      • 1. 3. 2. Институт туризма и его функциональные задачи
  • ГЛАВА II. Специфика организации и управления туристской деятельностью
    • 2. 1. Туризм как объект управления
    • 2. 2. Принципы и формы организации туристской деятельности
    • 2. 3. Содержание и специфика управленческого труда в туризме
  • ГЛАВА III. Организационно-управленческая система туризма в условиях современной России
    • 3. 1. Российская индустрия туризма в контексте рыночной экономики
    • 3. 2. Опыт регулирования туристской деятельности в современных государствах и возможность его использования в условиях России
    • 3. 3. Основные векторы совершенствования организации и управления туристской деятельности

Социальная организация и управление сферой туризма в условиях современной России: теоретико-методологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время туризм является одной из наиболее стремительно развивающихся сфер социальной жизни. Современная сфера туризма является значительным социально-экономическим и политическим явлением, оказывающим влияние на социальную жизнь, культуру и политику различных государств и регионов.

Туризм выступает в качестве одного из эффективных катализаторов социально-экономического развития, индустрия туризма оказывает стимулирующее влияние на такие секторы экономики, как торговля, строительство, транспорт, связь, производство товаров народного потребления, сфера услуг и т. д. Он обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, внося позитивный вклад в решение проблем занятости населения, способствует вливанию дополнительных иностранных инвестиций, расширению международных контактов и оптимизации внешнеторгового баланса. Для множества государств именно туризм, являясь источником значительных валютных поступлений, занимает ведущие позиции в формировании валового внутреннего продукта.

В соответствии с результатами исследований Всемирной туристской организации (ЮНВТО) сфера туризма обеспечивает около 10% оборота производственно-сервисного рынка мирового хозяйства. При этом предполагается, что доходы от туризма к 2020 году достигнут 2 трлн. долларов в год, а ежегодный прирост международного туризма будет составлять около 4%1.

Однако помимо несомненного возрастания экономической роли феномен туризма имеет еще более очевидную и постоянно возрастающую социальную значимость.

Неслучайно, на Всемирном совещании руководителей туристской сферы по социальным проблемам туризма (Манила, Филиппины, 22 мая 1997.

1 См. Яков ¡-ев Г. А Экономика и статистика туризма — М.: Издательство РДЛ, 2007 — С.З. г.) особо подчеркивалось социальное воздействие туризма.1 Это, прежде всего, проявляется в том, что туризм (как сфера деятельности и обеспечивающие его институциональные структуры) призван удовлетворять определенные социальные потребности членов общества. Именно туризм является одним из эффективных средств удовлетворения рекреационных потребностей. Как показывает социальная практика удовлетворение соответствующего вида потребностей (и на это указывают многие аналитики) есть индикатор уровня развития общества, зрелости его социальной сферы, влияющее на социальное самочувствие граждан. Уровень развития индустрии туризма — это надежный показатель социального благополучия общества. Поэтому научное исследование сферы туризма, факторов и детерминант ее функционирования и оптимизации является неотъемлемой частью изучения реального состояния и качества социальной жизни.

Кроме того, необходимость обращения к социологическому исследованию проблем развития туристской отрасли связано с тем, что туризм все больше начинает определять систему социального неравенства и социальной стратификации. Туристское потребление становится показателем социального статуса. С 70-х гг. прошлого столетия, в западных обществах сфера потребления обретала доминирующее значение, а туризм стал важным ч О компонентом социального статуса". Английский исследователь Дж. Урри отмечает, что центральной характеристикой массового туризма в современном обществе является то, что большинство населения стремится совершать путешествия не связанные с работой. Путешествия сегодня занимают 40% свободного времени. Отсутствие же такого рода досуговой деятельности воспринимается как утрата статуса.3 В соответствии с западной трудовой этикой, работа совершается для добывания «хлеба насущного» и преимущественно по месту жительства. Туристская же деятельность осуществляется добровольно, в свободное от выполнения трудовых функций.

1 См. Квартальное В. А. Иностранный туризм. — М.: Финансы и статистика, 2003 — С. 232.

2 См: MacCannell Dean. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class. Berkley: University of California Press, 1996.

3 Cm: UrryJohn. The tourist Gaze. Leisure and Travel in Contemporary Societies. London: Sage, 1990. время, при этом она детерминирована социально-статусной, потребительской, рекреационной и гедонистической мотивациями.1.

Нельзя не учитывать и культурное воздействие туризма, которое находит свое выражение в рационализации свободного времени. Он позволяет совместить отдых с познанием жизни, быта, истории культуры, обычаев своего и других народов. Знакомство со странами и народами, разнообразная тематика экскурсий развивают интеллект человека, помогают лучше осознать реальную картину мира, играя серьезную роль в процессах социализации.

Между тем в настоящее время социальная эффективность современного российского туризма в силу ряда экономических и социальных причин весьма невысока. Невысока и степень эффективности функционирования сферы туризма в целом, несмотря на то, что Россия представляет собой привлекательное и перспективное пространство с точки зрения ее потенциальных возможностей для организации туристской деятельности". «Однако, — отмечает по этому поводу Е. В. Вавилованесмотря на свой высокий потенциал, она до сих пор занимает незначительное место на мировом рынке: на ее долю приходится менее 3% мирового туристского потока"3.

В немалой степени столь неадекватное социальным и экономическим возможностям нынешнее состояние российского туризма обусловлено не только объективными трудностями трансформации отрасли в условиях транзитивного общества, но и несовершенством организационно-управленческой деятельности в туристском комплексе России. При этом аналитики, исследующие проблемы управления индустрией туризма, обоснованно указывают на несомненную социальную детерминированность проблем управления, поскольку «большая часть туристских организаций не.

1 См: Granburn N. Tourism: The Sacred Journey // Host and Guests. The Anthropology ofTourism / Ed. Valene L. Smith. Philadelphia: University of Pennsylvania Prees, 1989. — P. 21−36.

2 Достаточно констатировать, что по мноюобразию и богатству только рекреационных ресурсов (не говоря уже об историко-культурных объектах) современная Россия занимает ведущее место в мире. В стране имеется более 250 природных районах, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, а также более 150 курортных центров и несколько десятков тысяч экскурсионных объектов.

3 Вавилова Е. В. Основы международного туризма — М., 2005 — С. 3. в состоянии использовать потенциал своих сотрудников, применяемые методы управления персоналом не обеспечивают требуемой производительности труда, качества обслуживания клиентов, удовлетворенности своих работников"1. В настоящее время многие успешные туристские организационные структуры, осознавая значимость социальных факторов обеспечения устойчивого развития туриндустрии, стремятся «создавать системы управления персоналом, в которых главная роль отводится личности работника, знанию мотивационных установок, умению их формировать и направлять действия работников в соответствии с целями и задачами, стоящими перед организацией"2.

Необходимость решения организационно — управленческих проблем функционирования и развития сферы туризма, предполагает исследование фундаментальных характеристик туризма как вида социальной деятельности, специфики социальных регуляторов и детерминант этой деятельности, особенностей управления институциональными структурами сферы туризма как социальными организациями и ряда других аспектов, входящих в контекст именно социологического анализа. Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России, требует методологического обоснования и обеспечения приемами и способами управленческих воздействий, адекватными новым реалиям, а объективное и всестороннее изучение особенностей организации и управления в сфере туризма с точки зрения их социологического видения поможет выработке эффективного инструментария решения множества практических проблем в этой сфере.

Все это свидетельствует об актуальности темы диссертации, которая, посвящена социологическому исследованию проблем организации и управления сферой туризма и их специфике в условиях современной России.

1 Чудновский А. Д., Жукова М. А., Сенин B.C. Управление индустрией туризма. — М.: КноРус, 2007. — С. 7.

2 Там же. — С. 8.

Степень разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования сложна и многоаспектна, и поэтому социологическое изучение проблем сферы туризма требует обращения сразу к нескольким самостоятельным областям социологического знания, а именно: социологии социальных институтов и процессов, социологии коммуникаций, социологии культуры, социологии личности, социологии управления, экономической социологии.

Среди зарубежных ученых, занимающихся исследованиями проблем туризма как комплексного социального феномена, необходимо отметить в первую очередь Ж. Фурастье, Ж. Дюмазедье, Дж. Келли, Ж. Фридмана1.

Социологическая составляющая комплекса исследовательской литературы, в рамках которой анализируются различные аспекты проблематики функционирования туризма как социокультурного института, представлена трудами таких ученых, как: В.И. Бестужев-Лада, Ю. Н. Давыдов, А. Д. Жарков, С. Н. Иконникова, А. И. Кравченко, С. С. Фролов и др2.

Роль туризма в процессах социальной адаптации и социализации личности затрагивается в работах Дж. Гибсона, У. Найссера, А. Б. Фенько, Л. А. Яковлева .

В методологическом плане важное значение для исследования ценностных ориентаций и мотиваций личности в сфере досуга имеют труды К. Альдерфера, А. Маслоу, Т. Парсонса4. Изучение научных разработок названных авторов позволило многое осмыслить и понять в сложнейших процессах, формирующих основные компоненты исследуемой деятельности, социальные аспекты ее организации и управления.

1 См.: Фурастье Ж. Великая надежда XX века. — М., 2001; Дюмазедье Ж. 11а пути к цивилизации досуга. -М., 2003; Дюмазедье Ж. Досуг как сфера духовной деятельности. — М, 1989; Kelly ,/. Situational and Social Factors in Leisure Decision. — NY., 1996; Фридман Ж. Досуг в повседневной жизни. — СПб., 2002.

2 Бестужев-Лада В. Опыт типологии социальных показателей образа жизни общества // Социологические исследования. — 1999. — № 2- Давыдов Ю. Н. Индекс социального неблагополучия // Социологические исследования. — 2002. — № 10- Жарков АД. Технология культурно-досуговой деятельности. — М., 2001; Иконникова С. Н. Восприятие межкультурных различий. — М., 2003; Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент. — М.: МГУ, 2001; Фролов С. С. Социализация личности как проблема социологии. — М., 2001.

3 Гнбсон Дж. Организации: поведение, структура, процессы. — СПб., 2001; Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологиипер. с англ В. А. Лучкова / У. Найссер. — М.: Прогресс, 1999; Фенько А. Б. Туризм как показатель социального статуса// Социологические исследования. -2007. — № 2- Яковлев Л. А. Инвайроментальные механизмы социализации: структурация жизненных пространств. — Саратов: СГУ, 2004.

4 См.: Alderfer С.Р. Existence Relatedness and Groros: Human need in Organizational sitting. -NY, 1972; Маслоу А. Теория человеческой мотивации. — СПб.: Евразия, 1999. Парсонс Т. Система современных обществ. — М.: Аспект-пресс, 1998; Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академия, 2000.

Основы организации туристского бизнеса, менеджмент, экономические аспекты деятельности туристских фирм анализируются в работах E.H. Ильиной,.

A.Д. Чудновского, В. А. Квартальнова, P.A. Браймера, Н. К. Моисеевой, М.В. Ефремовой1.

Основы маркетинга и его значение в туристской деятельности, методы продвижения туристского продукта изложены в трудах Е. В. Демченко, А. П. Дуровича, В. Д. Марковой, а также зарубежных специалистов Д. Боуэна, Ф. Котлера, Д. Мейкенза2.

Проблемы международного туризма, состояние, тенденции и перспективы мирового сотрудничества в туризме, методы международного, национального и регионального регулирования туристской сферы анализируется в работах В. А. Квартального, М. Б. Биржакова, А. Ю. Александровой, М. Монтехано, Г. Харриса3.

В ходе исследования автор обращается также к анализу отдельных диссертационных работ, в которых затронуты различные аспекты рассматриваемой проблемы (К.А. Евдокимов, В. И. Рогачева, A.M. Ахметшин,.

B.Г. Гуляев, И. Н. Филатова и др.)4.

Вместе с тем широкий круг теоретических исследований, а также множество публикаций, в которых нашел отражение накопленный практический.

1 Ильина E.H. Товар как социальный конструкт, социальное неравенство. — М.: Институт социологии РАН, 2000; Чудновский А. Д, Жукова М., Сенин B.C. Управление индустрией туризма. — М.: КноРус, 2007; Квартальное В. А. Энциклопедия туризма. — М.: Финансы и статистика, 2004; Квартальное В. А. Теория и практика туризма. — М., 2003; Бракмср P.A. Основы управления в индустрии гостеприимства. — М.: Аспект-пресс, 1995; Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебн. — М.: Финансы и статистика, 2000; Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учеб. пособие. — М.: Ось-89, 1999.

2 См.: Демченко Е. В. Маркетинг услуг. — М.: БГЭУ, 2002; Дурович А. П. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., стер. — Минск: Новое знание, 2003; Маркова В. Д. Маркетинг. Менеджмент. -М.: Омега-Л, 2007; Боуэн Дж., Котлер Ф., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. Пер. с англ. Учебн. — 2-е изд. — М.: Юнити, 2003;

3 См.: Квартальное В. А. Иностранный туризм. — М.: Финансы и статистика, 2003; Биржаков М. Б.

Введение

в туризм. — СПб.: Издательство Торговый Дом «Черда», 2000; Александрова А. Ю. Международный туризм. -М.: Аспект-пресс, 2000; Монтехано М. Структура туристического рынка. — М.: Смоленск, 1997; Harrison J. Thinking about Tourism // International Sociology. — 2003. — Vol. — № 2.

4 Евдокимов K.A. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества: Дис.. кан. соц. наук. — Тула, 2005; Рогачева В. И. Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации: Дис.. канд. соц. наук. — М., 2003; Ахметшин A.M. Туризм для лиц с ограниченными жизненными возможностям".: Дис.. кан. соц. наук. — М., 2004; Гуляев В. Г. Социально-экономические основы развития туризма в России: Дис.. док. экон. наук. — М., 2003; Филатова Я. Я. Туризм как элемент рыночной экономики современной России: Дис. канд. соц. наук.- Саратов, 2004. опыт, имеют скорее прикладную, нежели теоретико-методологическую значимость. Попытки же рассмотреть туризм в предметном поле социологии, что предполагает изучение туризма как социального феномена, анализ мотивации, целей, интересов, моделей поведения индивидов, включенных в туристскую деятельность, функционирование структурных компонентов сферы туризма как социальных организаций, исследование социальных аспектов оптимизации управления в сфере туризма и т. п., довольно немногочисленны и фрагментарны. По существу, базовых работ, посвященных анализу именно социологических аспектов организации туристской деятельности, пока еще нет. В таком случае, вполне можно согласиться с мнением С. Е. Щеглова, утверждающего, что «социологическая составляющая туризма еще недостаточно представлена в российской социологии», а сама «социология туризма в России находится на стадии институционализации"1. Между тем именно социологическое исследование позволяет в полной мере осуществить анализ социальных аспектов туризма.

Таким образом, недостаточная разработанность названного круга проблем на теоретико-социологическом уровне, с одной стороны, и насущная потребность организационной практики в подобных теоретических разработках, с другой, делают социологическое исследование туризма необходимостью как с точки зрения науки, так и с практической точки зрения.

Объект исследования. Объектом исследования является туризм как необходимый и значимый с точки зрения реализуемых им социальных функций компонент социальной сферы современного российского общества.

Предмет исследования. Предметом исследования является социальная организация и управление туризмом как социальным институтом современного общества.

Цель исследования. Основной целью данного диссертационного исследования является социологический анализ и выявление специфики.

1 См.: Щеглов С. Е. Тенденции развития современного российского туризма// II Всероссийский Социологический конгресс. — М., 2004. организации и управления туристской деятельностью в контексте социальных и социокультурных условий современной России, а также определение путей, форм и методов оптимизации организационно-управленческой системы туризма.

Реализация этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

— выявить специфику социологического подхода к анализу туризма как особого социального феномена;

— проанализировать институциональные характеристики туризма;

— исследовать особенности сферы туризма как объекта управления;

— изучить социальный контекст управленческих процессов как в масштабах туристской отрасли, так и на уровне отдельных организаций, обратив особое внимание на управление человеческими ресурсами как главного компонента организационной деятельности;

— рассмотреть специфику организационно-управленческой составляющей сферы туризма в условиях современной России в контексте рыночной экономики;

— исследовать вопросы возможности использования опыта ре1улирования туристской деятельности в государствах с развитой сферой туризма применительно к российской специфике;

— определить основные пути совершенствования организационно-управленческих стратегий туристской сферы, выявив социальные предпосылки и факторы оптимизации туристской деятельности.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляют концептуальные положения, которые содержатся в научных трудах отечественных и зарубежных социологов, посвященных исследованию проблем социокультурного, институционального и структурно-функционального анализа общества во взаимосвязи с туризмом как социальным явлением, а также в исследовательских разработках ученых, работающих в области организации и управления, менеджмента в сфере туризма.

Методологическую базу исследования составляют современные методы изучения социальных процессов и явлений, в том числе: диалектический, исторический, структурно-функциональный, системный, методы логического, статистического, типологического анализа.

В ходе работы над диссертацией в качестве исследовательского инструментария применялись такие общенаучные методы, как: анализ, синтез, аналогия, моделирование, индукция и дедукция, а также методы сравнения, ранжирования, экспертных оценок.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

— международные и российские правовые актынормативные документы;

— официальные статистические данные;

— результаты социологических исследований, проведенных в различных регионах России различными исследовательскими центрами, а также результаты зарубежных социологических исследований, существующие в анализируемой нами научной литературе.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

— впервые в современной отечественной литературе организационно-управленческий компонент системы туризма проанализирован в рамках социологии управления;

— выявлены особенности социальной организации и управления туристской деятельности с учетом специфики сферы туризма как объекта социального управления;

— осуществлен сравнительный анализ опыта организации туристской деятельности за рубежом и в современной России с целью определения степени применимости организационно-управленческих зарубежных наработок к российскому туризму;

— определены факторы оптимизации функционирования как туристской отрасли в целом, так и ее регулятивного сегмента в частности.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Сфера туризма представляет собой институциализированную социальную систему, т. е. выступает в виде социального института, в рамках которого интегрированы взаимосвязи и взаимодействия субъектов туристской деятельности. Эти взаимодействия осуществляются посредством комплекса статусов и ролей, а также образцов поведения, формирование и системная группировка которых обусловлена особенностью и содержанием реализуемых в туризме социальных функций.

Анализ структуры и функций туризма как социального института показывает, что само его существование имеет объективную социальную обусловленность: наличие социальной потребности в туристской деятельностиналичие потребности в объединении социально ориентированной деятельности туристских учреждений в упорядоченную функциональную системувероятность и возможность реализации названных потребностейналичие организационных и коммуникативных условий для интеграционных процессов, осуществляемых в рамках туристской деятельности.

2. Институциональный статус и институциональная структурированность сферы туризма находят свое выражение в том, что туризм выступает в виде системно выстроенной совокупности взаимосвязанных между собой функционально-организационных связей и отношений между субъектами туристской деятельности. Это определяет функционирование туризма, в том числе специфику управления туристской сферойКак институт туризм управляется посредством системы структурно-функциональных и функционально-организационных отношений, а также системами нормативного и правового регулирования.

3. Как функционально-организационная система туризм имеет ряд только ему присущих черт, обусловленных специфическими свойствами услуг, которые предоставляются туристскими организациями, а также особенностями социального контекста, которые определяют организационно-управленческую деятельность в сфере туризма. Эти особенности следующие:

— значимость социально-мотивационного комплекса как потребителей, так и создателей туристских услуг в процессе организации туристской деятельности;

— комплексный характер предоставляемого туристского продукта, который является результатом согласованной деятельности множества разнообразных функциональных организаций, предоставляющих туристские услуги, работа которых требует подчиненности единой цели и высокой степени скоординированности;

— особый характер труда в сфере туризма, являющийся типичным примером сервисного типа труда, который требует специальной подготовки и коммуникативной компетенции.

4. В настоящее время специфика рынка туристских услуг в России характеризуется: ростом числа платежеспособного населенияизменением структуры потребления в сторону увеличения спроса на непродовольственные товары и услуги, в том числе туристскиеналичием значительного отложенного спроса после снятия ряда ограничений на выезд за границу и упрощение процедуры оформления выездных документовочевидной переориентацией многих граждан России с внутреннего рынка туризма на внешнийиспользованием зарубежных поездок для решения материальных и бытовых проблемактивизацией культурных и научных обменов, расширением деловых контактов и сотрудничества по коммерческим каналам.

При этом наиболее перспективным как в экономическом, так и в социокультурном аспекте сектором российского туризма является международный (въездной и выездной), развитие которого сдерживается следующими факторами: дефицит позитивной информации о России, неразвитость отечественной рекламы на зарубежных туристских рынкахнеразвитость туристской инфраструктурынеблагоприятный визовый режимнизкий уровень сервиса, несоответствие цен на предоставляемые туристские услуги качеству этих услугнедостаток квалифицированных кадров в сфере туризманесовершенство законодательной базы.

5. Анализ опыта регулирования туристской сферы в зарубежных странах, а также моделей управления индустрией туризма, имеющихся в мировой практике, показал, что наиболее адекватной для условий России является так называемая европейская модель, особенностью которой являются: дифференциация органов туристской администрации на два основных структурных компонента — управленческий и маркетинговыйтесное взаимодействие государственной туристской администрации с местными властями и частным бизнесомзакрепление функций регулирования туристской отрасли за определенным государственным ведомством.

6. Основными направлениями деятельности по совершенствованию организационно-управленческого компонента туристской отрасли и трансформации туризма в высокоэффективный и конкурентоспособный сегмент российской социально-экономической системы являются: формирование нормативно-правовой базы, адекватной целям и задачам, а также значительному потенциалу российского туризмасоздание действенной системы государственного регулирования туристской деятельности с учетом требований рыночного контекстаформирование современного отечественного туристского рынка на основе конкуренцииобеспечение условий для развития различных видов въездного и выездного туризмаразвитие международного сотрудничества в сфере туризмасоздание благоприятного инвестиционного климата, ориентированного на развитие российского туризмаформирование инвестиционных условий для стимулирования притока средств (в том числе и зарубежных инвесторов) в объекты туристской индустрии в России.

В практическом преломлении это предполагает: консолидацию материальных, управленческих, экономических и социально-культурных ресурсов для развития туристского комплексапривлечение частного бизнеса к управлению сферой туризмаинтенсификацию финансовых вложений в эффективные технологии создания и предоставления туристских услугформирование действенной системы подготовки и отбора кадров для сферы туризмаснижение цен на туристские услугиформирование положительного имиджа России как туристского регионаупрощение визового режима.

Теоретическая и практическая значимость работы связана с попыткой решения актуальной для современного этапа развития российского общества проблемы совершенствования сферы туризма, в том числе ее организационно-управленческой составляющей как важнейшего компонента социальной инфраструктуры.

Результаты диссертационного исследования расширяют систему научных знаний о роли и социальной значимости данной сферы социальной деятельности и могут быть включены в теоретическую разработку программ становления и развития туристской политики. Выводы и рекомендации, сформулированные на основании результатов проведенного исследования, могут содействовать оптимизации туристской практики как на федеральном, так и региональном уровнях, повышению профессиональной квалификации управленческого персонала организации, осуществляющего свою деятельность в сфере туризма.

Содержание работы, ее основные положения могут быть использованы при разработке и чтении базисных лекционных курсов и спецкурсов по социологии, социологии управления, социальной экологии, а также специализированным дисциплинарным направлениям, изучающим проблематику туризма.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы нашли отражение в публикациях автора, а также были апробированы на VI Межвузовской конференции молодых ученых «Диалог цивилизаций: Восток — Запад» и VII Межвузовской конференции молодых ученых «Диалог цивилизаций: Восток — Запад». Кроме того, ряд положений диссертации обсуждался на научно-теоретических семинарах факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов и рекомендована к защите.

Заключение

.

Анализ представленного в данной диссертационной работе исследовательского материала позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Несмотря на множество исследовательских разработок по проблематике туризма, в современном научном сообществе отсутствует единое мнение при определении сущностных характеристик феномена туризма, его основных функций, роли и места в системе социальных отношений, понятийно-категориального аппарата, а также ряда других теоретико-методологических аспектов названной проблематики. При этом множественность подходов обусловлена не только сложностью самого объекта анализа — сферы туризма, проблемное поле которого требует изучения на межотраслевом уровне, но и разнонаправленностью исследовательских подходов.

Однако в научной литературе имеют место и точки зрения (вполне разделяемые диссертантом), авторы которых рассматривают его в первую очередь как социальный феномен. Сфера туризма представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, в которые интегрированы субъекты туристской деятельности.

Анализ исследовательских позиций, а также изучение фундаментальных характеристик туризма, осуществленные в диссертации, позволили сделать вывод о важности и необходимости социологического исследования названного феномена, поскольку именно социологический подход (т. е. изучение структуры, функционирования и развития туризма как в первую очередь социального явления) позволяет, по мнению диссертанта, наиболее адекватно природе столь сложного феномена как туризм, осуществить его анализ. Именно социологический метод дает возможность изучения тенденций и факторов развития туризмаявлений и процессов в обществе, обусловленных развитием туризмасоциальных групп и институтов, включенных в туристскую деятельностьсоциально организационных форм туризма и много другого, что является предметом исключительно социологического анализа.

2. Социальный характер сферы туризма, позволяющий рассматривать его как важнейший социальный феномен, находит свое выражение в том, что туризм выполняет ряд социальных функций: воспроизводящую, рекреационную, коммуникативную, гедонистическую, когнитивную, культурологическую, социокультурную и т. д.

В современных условиях туризм является фактором социального равновесия, нахождения взаимопонимания между людьми и народами, развития личности и призван участвовать в решении важных задач в социальной сфере — определения образа, уровня и стиля жизни людей, их благосостояния, потребления, использования времени. В рамках сферы туризма осуществляются различные виды деятельности, что активно влияет на занятость населения и социально-экономический прогресс общества в целом.

В соответствии со своим социально-целевым предназначением выделяют такие виды туризма как культурный, рекреационный, общественный, спортивный, деловой, политический и социальный. При этом последнему, предполагающему со стороны общества и государства льготное обеспечение возможности получения отдыха социальных слоев, не имеющих для этого достаточных средств, во всем мире уделяется все больше и больше внимания.

Являясь определенным образом организованной социальной деятельностью и адекватных ей социальных отношений, сфера туризма представляет собой институциализированную социальную систему, т. е. выступает в виде социального института, в рамках которого интегрированы взаимосвязи и взаимодействия субъектов туристской деятельности, осуществляющейся посредством комплекса статусов и ролей, а также образцов поведения, формирование и системная группировка которых обусловлена особенностью и содержанием реализуемых в туризме социальных функций.

Анализ структуры и функций туризма как социального института показывает, что само его существование имеет объективную каузальную детерминированность: а) наличие социальной потребности в туристской деятельностиб) наличие потребности в объединении социально-ориентированной деятельности туристских учреждений в упорядоченную функциональную системув) вероятность и возможность реализации названных потребностейг) наличие организационных и коммуникативных условий интеграционных процессов в рамках туристской деятельности.

Социальные функции туризма как системного институционально структурированного объекта, его цели и задачи, социальный заказ, реализуемый в туризме, имеют отношения к самым различным областям общественной жизни — сфере социального регулирования поведения, социализации, воспроизводства ценностных и нормативных систем и т. п.

3. Институциональный статус и институциональная структурированность сферы туризма находят свое выражение в том, что туризм выступает в виде системно выстроенной совокупности взаимосвязанных между собой функционально — организационных связей и отношений, что с необходимостью требует адекватной специфике туризма системы управления.

Как функционально-организационная система туризм имеет ряд только ему присущих особенностей, обусловленных специфическими свойствами услуг, которые предоставляются туристскими организациями, а также особенностями социального контекста, которые определяют организационно-управленческую деятельность в сфере туризма. Это, в первую очередь: его теснейшее взаимодействие со всеми другими социальными институтами и подсистемами обществ, а также сложность взаимосвязей между его составляющимитрудно измеримые целивысокая значимость мотивов, целей участников (как создателей туристского продукта, так и его потребителей) туристского процессаособенности (неотделимость от источника формирования, неосязаемость и т. п.) туристского продуктаактивное взаимодействие с внешней средойкомплексный характер туристских услуг.

Спецификой сферы туризма как сложно организованной управляемой системы является ее уязвимость перед влиянием случайных факторов, в связи с чем управляющим структурам необходимо постоянно осуществлять комплекс мер, обеспечивающих относительную безопасность организации от такого влияния, т. е. туристская организация должна постоянно реагировать на малейшие изменения во внешней среде. Следует также учитывать, что основными элементами туристского комплекса как системы выступают различные подсистемы, обслуживающие потребителей туристского продукта. Поэтому особые требования к характеру и качеству управленческого труда в сфере туризма детерминированы тем, что туристская инфраструктура представляет собой не просто материально-вещественную среду, обеспечивающую функционирование туристского комплекса, а систему взаимодействия между субъектами туристской деятельности, т. е. людьми и социальными группами.

4. Поэтому при организации управленческих процессов в сфере туризма необходимо учитывать особенности социального контекста «организационно-управленческой деятельности, а именног.

— значимость социально-мотивационной составляющей процесса производства и реализации туристского продукта, т. е. зависимость эффективности предоставления туристских услуг от субъективных факторов;

— комплексный характер предоставления туристского продукта, который является результатом согласованной деятельности множества разнообразных функциональных единиц, работа которых тем не менее требует подчиненности единой цели, что требует высочайшей степени скоординированности;

— особый характер труда в сфере туризма, проявляющийся в сложности нормирования трудовых процессов и значительной доли непроизводственного труда.

В связи с этим характерными чертами управления туристской организацией являются следующие: а) особый учет человеческого фактора, т. е. специфических потребностей и интересов всех участников туристских взаимодействийб) непервичность туристской услуги, поскольку туристский продукт не является товаром первой необходимостив) чрезвычайная значимость маркетинговой деятельностиг) уникальность и невозможность абсолютно точного повторения туристских услуг.

В связи с этим одной из важнейших задач организации эффективного функционирования туристского учреждения является формирование дееспособного и квалифицированного коллектива. Именно персонал туристских организаций является одним из основных ресурсов их конкурентоспособности, т.к. качество туристского продукта всецело зависит от профессионализма персонала, в связи с чем управление человеческими ресурсами выступает как важнейший целевой сегмент организационной деятельности в сфере туризма.

5. В современной России сфера туризма как с точки зрения развития ее экономического потенциала, так и с точки зрения реализации ее социальных функции оставляет желать лучшего, хотя возможности для ее оптимизации и совершенствования вне всякого сомнения имеются. В настоящее время специфика рынка туристских услуг в России характеризуется:

— ростом числа платежеспособного населения;

— изменением структуры потребления в сторону увеличения спроса на непродовольственные товары и услуги, в том числе туристские;

— наличием значительного отложенного спроса после снятия ряда ограничений на выезд за границу и упрощение процедуры оформления выездных документов;

— очевидной переориентацией многих граждан России с внутреннего рынка туризма на внешний;

— использованием зарубежных поездок для решения материальных и бытовых проблем;

— активизацией культурных и научных обменов, расширением деловых контактов и сотрудничества по коммерческим каналам.

При этом наиболее перспективным как в экономическом, так и в социокультурном аспектах сектором российского туризма является международный (въездной и выездной) туризм, развитие которого сдерживается следующими факторами: дефицит позитивной информации о России, неразвитость отечественной рекламы на зарубежных туристских рынках;

— неразвитость туристской инфраструктуры;

— неблагоприятный визовый режим;

— низкий уровень сервиса, несоответствие цен на предоставляемые туристские услуги качеству этих услуг;

— недостаток квалифицированных кадров в сфере туризма;

— несовершенство законодательной базы.

Большинство из названных проблем являются проблемными областями именно организационно-управленческой деятельности.

6. Весьма позитивным фактором совершенствования российской сферы туризма и ее управленческого сегмента является учет и использование мирового опыта организации туристской деятельности.

Анализ опыта регулирования туристской сферы в зарубежных странах, а также моделей управления индустрией туризма, имеющихся в мировой практике показал, что наиболее релевантной к условиям России является т.н. «европейская модель», особенностью которой являются:

— дифференциация органов туристской администрации на два основных структурных компонента — управленческий и маркетинговый;

— тесное взаимодействие государственной туристской администрации с местными властями и частным бизнесом;

— закрепление функций регулирования туристской отрасли за определенным государственным ведомством.

7. Основными направлениями деятельности по совершенствованию организационно-управленческого компонента туристской отрасли и трансформации туризма в высокоэффективный и конкурентоспособный сегмент российской социально-экономической системы являются:

— формирование нормативно-правовой базы адекватной целям и задачам, а также значительному потенциалу российского туризма;

— создание действенной системы государственного регулирования туристской деятельности с учетом требований рыночного контекста;

— формирование современного отечественного туристского рынка на основе конкуренции;

— обеспечение условий для развития различных видов въездного и выездного туризма;

— развитие международного сотрудничества в сфере туризмасоздание благоприятного инвестиционного климата, ориентированного на развитие российского туризма;

— формирование инвестиционных условий для стимулирования притока средств (в том числе и зарубежных инвесторов) в объекты туристской индустрии в России.

В практическом преломлении это предполагает: а) консолидацию материальных, управленческих, экономических и социально-культурных ресурсов на развитие именно туристского комплексаб) стимулирование частного бизнеса к управлению сферой туризмав) интенсификацию финансовых вложений в эффективные технологии создания и предоставления туристских услугг) формирование действенной системы подготовки и отбора кадров для сферы туризмад) снижение цен на туристские услугие) формирование положительного имиджа России как туристского регионаж) упрощение визового режима.

Все это предполагает осуществление качественного, а не декларативного поворота государства к проблематике российского туризма. Приходится констатировать, что государство (без участия которого, как показал анализ, осуществленный в диссертационном исследовании, эти проблемы решить невозможно) все еще не демонстрирует понимания ни экономической, ни, что самое главное, социальной значимости развития сферы туризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17 января 2007 года).
  2. Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.
  3. Гаагская декларация по туризму // Организация туризма / Под общ. ред. А. П. Дуровича. Приложения. Мн.: Новое знание, 2006
  4. Глобальный кодекс этики туризма / Под общ. ред. А. П. Дуровича. Приложения. — Мн.: Новое знание, 2006.
  5. Европа и глобальные проблемы современности: По материалам 44 сессии Генеральной ассамблеи ООН. М.: РАН ИНИОН, 2003.
  6. Межпарламентская конференция по туризму Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г.
  7. Осакская декларация тысячелетия // Организация туризма (Под общ. ред. А.П. Дуровича). Минск, 2006.
  8. Собрание законодательства Республики Дагестан, 29.04.2006, № 4.
  9. Федеральная целевая программа развития туризма в России. М., 1996.
  10. Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся. Социальная справедливость в условиях глобализации экономики. Доклад Генерального директора МОТ. 81 сессия. Женева, 1996.
  11. А.Х. Туризм сегодня и завтра. Туристско-экскурсионная работа профсоюзов. М., 1978.
  12. В.И. Экономика и организация туризма. М.: Профиздат, 1993.
  13. В.И. Туризм еще один феномен XX века // Туризм. Практика, проблемы, перспективы. — 2003. — № 9.
  14. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  15. Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды академии туризма. Вып. 2. — Спб., 1997.
  16. А.Ю. Международный туризм.- М.: Аспект-пресс, 2000.
  17. Аналитическая записка. Сравнительный анализ законодательства государств-участников СНГ в сфере туризма СПб.: Невский Фонд, 2005.
  18. М.А. «Невидимый экспорт» и международные отношения. — М., 2001.
  19. Ю.П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории^ менеджмента. -М.: РМАТ, 1997.
  20. Е.Б., Терешенко A.A. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. — 2004. № 3.
  21. E.H. Молодежный сегмент туристического рынка как объект маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. № 4.
  22. А.М. Туризм для лиц с ограниченными жизненными возможностями.: Дис.. йканд. соц. наук. — М., 2004.-
  23. Н.И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, 2002.
  24. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1999.
  25. Бауман 3. Глобализация: последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.
  26. JI.B. Стратегический менеджмент в туризме. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  27. Бестужев-Лада В. Опыт типологии социальных показателей образа жизни общества//Социологические исследования. — 1999. № 2.
  28. Ф.М. Институциональные и ценовые механизмы развития рынка социальных услуг курортно-рекреационного района: Дис.. канд. экон. наук. Ростов на Дону, 2003.
  29. М.Б. Туризм на рубеже 2000-летия. В сб. «Туристские фирмы». Вып. 14.-СПб.: Олбис, 1997.
  30. М.Б. Введение в туризм. Издание — 9-е, переработанное и дополненное. — СПб.: Издательство Торговый Дом «Герда», 2007.
  31. Г. Общество как символическая интеракция. М.: МГУ, 1997.
  32. JI.E. Виртуальное состояние социума, или шансы и риски открытого общества в России. М., 1998.
  33. О.В. Формирование профессионально значимых качеств студентов будущих специалистов по сервису и туризму. Автореф. дис.. канд. педагог, наук: 13.00.08 — Ставрополь, 2006.
  34. В.Г. Туризм и отраслевые системы. М., 2001.
  35. С. Туризм, терроризм, СМИ и государственный PR // Туризм, практика, проблемы, перспективы. — 2001. № 7.
  36. К.А., Уваров Н. И. Международные туристские организации. -М.: Международные отношения, 1990.38:Борисов В. Г. Туризм и отраслевые системы. М., 2001.
  37. Дж., Котлер Ф. Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. 2-е изд. пер. с англ. Учебник. Гриф МО РФ. М.: Юнити, 2003.-
  38. Д.Ю. Управление взаимодействием туристских и транспортных предприятий: Дис.. канд. экон. наук. СПб, 2002.
  39. P.A. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект Пресс, 1995.
  40. У. Менеджмент в организации. М.: Инфра-М, 1997.
  41. A.B. Основы туристской деятельности. М.: РМИТ, 1998.
  42. Ю.Е. Организация социального управления. М.: Контур, 1999.
  43. А.Т. Управление рынком туристских услуг. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.
  44. С.А., Воронцова М. Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб.: «Издательский дом Герда», 2007.
  45. Е.В. Основы менеджмента туризма. — М., 2005.
  46. М. Избранные произведения. М., 1990.
  47. В. Туристический рынок сегодня: тенденции и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2002. -№ 4.
  48. Н.И. Международный туризм: правовые акты. М.: РМАТ, 1996.
  49. Н.И. Правовые основы туристской деятельности: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2002.
  50. Г. П. Народный досуг: Социокультурные аспекты генезиса и развития. Омск, 2000.
  51. Л.П. История туризма: Учеб. пособие. М.- Воронеж: Моск. псих. — соц. институт: МОДЭК, 2001. «
  52. М.Г. Стратегический менеджмент как основа устойчивого развития регионального туризма // Менеджмент: наука, образование, култура: Сб. науч. труд. СПб.: СПбГУКИ, 2003.
  53. М.Г. Туризм: организация и управление. Учеб. пособие. -СПб.: СПбГУКИ, 2004.
  54. И.Н. Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России. Дис.. док. экон. наук. СПб., 2001.
  55. Д.М. Организация и управление: Изд. 3-е, перераб. М.: Изд-во МГТУ, 1998.
  56. Дж. Организации: поведение, структура, процессы. СПб., 2001.
  57. Э. Социология. М., 1999.
  58. А.Г. и др. Основы социального управления. М.: Высшая школа, 2001.
  59. Д.А. Социально-экономические и общественно-политические особенности становления института туризма (на примере Орловской области). Орел, 2001.
  60. П.Г. Социально-демографические аспекты туризма // Социс. 1999.-№ 5.
  61. М. Таймшер по-русски: особенности национальной продажи // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2003. № 2.
  62. Р. Социальная организация предприятия и ее функции. — Вильнюс: Минтис, 1980.
  63. .А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Мысль, 1967.
  64. П.Г. Социально-демографические аспекты туризма // Социс. 1999.-№ 5.68:Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. -М.: Тандем, 1998.
  65. В.Г. Практики туристского бизнеса. М. РУЦ, 1996.
  66. В.Г. и др. Человеческие ресурсы: концепция развития. М.: РГАТиЗ, 1998.
  67. В.Г. Туризм: Экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003.
  68. В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 2003.73 .Гуляев В. Г. Социально-экономические основы развития туризма в России:
  69. Дисдок. экон. наук. Москва, 2003.
  70. Ю.Н. Индекс социального не благополучия // Социологические исследования. № 10. — 2002.
  71. И.Н., Загребальная В. Состояние санаторно-курортного комплекса КМВ // Экология, управление и развитие курортно-рекреационных регионов: проблемы и перспективы. Пятигорск -СПб., 2005.
  72. Е.В. Маркетинг услуг. М.: БГЭУ, 2002
  73. Ю. Д. Типология государств, туристских регионов и их социальная особенность. СПб., 2001.
  74. С.И. Участие России в международной торговле услугами: масштабы, основные направления, регулирование. -М.: ВАВТ, 2005.
  75. Г. П. История социального туризма в СССР. — Ростов на Дону, 1995.
  76. Г. П. История туризма в дореволюционном российском обществе. Ростов на Дону, 1998.
  77. Г. М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. М.: Феникс, 2001.
  78. А.Н. Методологические проблемы оценки и прогнозирования спроса в туризме. Дис.. канд. экон. наук. М., 1970.
  79. Д. Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996.
  80. Д. Основополагающие идеи в деятельности социального туризма.-М.: Дело, 2002.
  81. А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., стер. — Минск: Новое знание, 2003.
  82. А.П., Бондаренко Г. А., Сергеева Т. М. и др. Организация туризма. Минск, 2006.
  83. . Досуг как сфера духовной деятельности. М., 1989.
  84. . На пути к цивилизации досуга. М., 2003.
  85. К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества: Дис.. канд. соц. наук. Тула, 2005.
  86. И. Современный туристский бизнес: экостратегии в управление фирмой. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  87. Европа и глобальные проблемы современности: По материалам 44 сессии Генеральной ассамблеи ООН. М. РАН ИНИОН, 2003.
  88. М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. М.: «Ось — 89», 1999.
  89. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. — М.: 2001.
  90. М.А. Индустрия туризма: менеджмент организаций. М., 2003.
  91. М.А. Управление индустрией туризма в современных условиях: Дис. док. экон. наук. М., 2003.
  92. В.А. Опыт управления туристской индустрией в различных странах. СПб.: СПбГУэФ, 2004.
  93. Д.Н. Образы путешествий: социальное освоение пространства. // Социологические исследования. — 2002. № 2.
  94. Л.Н. Туризм как социокультурное явление. Тюмень: ТГУ, 2003.
  95. И.В. Менеджмент туризма-М.: РМАТ, 1998.
  96. И.В. Экономические аспекты стимулирования деятельности отечественных производителей туристского продукта.// Теория и практика физической культуры и спорта, 1999, № 11.
  97. И.В., Квартальнов В. А. Туристика. М. Советский спорт, 2001.
  98. И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2001.
  99. И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования. Автореф. дис. док. пед. наук: 13.00.08.-М., 2001.
  100. И.В. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001.
  101. А.И. Концепты туризма. Опыт структурно-семантического анализа // Теория и практика физической культуры. Научно -теоретический журнал. 2002. — № 11.
  102. Г. И., Ильина E.H. Основы туристской деятельности М.: Советский спорт, 2002.
  103. В.Н., Патрушев В. И. Социальный менеджмент. Учебное пособие. М.: Юристъ, 1998.
  104. А.П. Экономические проблемы управления туризмом в развитом социалистическом обществе. Дис.. канд. экон. наук. М.: ВШПД, 1977.
  105. И.Н. Институциональные системы и их искажения//Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 2003. — № 5.
  106. Изменяющаяся Россия: вызовы и возможности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2002 г. М.: Ин-т социально-политехнических исследования РАН, 2003. — Т. 1 и 2.
  107. С.Н. Восприятие межкультурных различий. М.: 2003.
  108. E.H. Туризм путешествия. — М.: РМАТ, 1998.
  109. E.H. Товар как социальный конструкт, социальное неравенство. М.: Институт социологии РАН, 2000.
  110. E.H. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
  111. E.H. Деятельность туристских агентств: туристский рынок и предпринимательство. Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005.
  112. E.H. Государственное регулирование развития туризма в России. Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.005. — Ульяновск, 2000.
  113. Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм. М., 2002.
  114. Д.К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса). -М.: Книгодел, 2005.
  115. Н.И. Менеджмент туризма. Мн.: Новые знания, 2007.
  116. Г. А. и др. Сфера туризма: Этапы развития, экономика и управление. -М.: Пресс-сервис, 1998.
  117. Г. Л. Экономика современного туризма. М.: СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 1998.
  118. E.H. Организация международного туризма: Практическое пособие. Гомель: ГГТУ, 2003.
  119. В.Ф. Факторы развития и общественное значение туризма. -М., 1983.
  120. А.Д. Организация сферы туризма. СПб.: «Изд. дом Герда», 2006.
  121. В.А. Организация и развитие отечественного и иностранного туризма. М., ЦРИБ «турист», 1987.
  122. В. А. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления. М.: финансы и статистика, 1999.
  123. В.А. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. М.: Финансы и статистика, 1999.
  124. В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2000.
  125. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М., 2001.
  126. В.А. Теория и практика туризма. — М., 2003.
  127. В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 2003.
  128. В.А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2004.
  129. М.Г. Необходимость возрождения российского туризма. -М., 1998.
  130. Э.В., Гордон JI.A. Потери и обретения в России девяностых. М., 2000.
  131. И. Русская тропа, которую прокладывает ВТО: в будущем году Россия возглавит Всемирную индустрию отдыха. // Труд, 2002.
  132. H.A. Национальная безопасность в меняющемся мире// Мировая экономика и международные отношения. 2002 — № 10.
  133. Ю.М., Кривчикова Э. С. Международное право: учебник. М.: Международные отношения, 2005.
  134. А.Б. Менеджмент в туристической фирме. М.: КНОРУС, 2007.
  135. О.И. Основы туризма. М.: «Ось — 89», 1999.
  136. Ф., Боуэн Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебн. для вузов, пер. с англ. М.: Юнити, 1998.
  137. А.И. Прикладная социология и менеджмент. — М.: МГУ, 2001.
  138. А.И., Тюрина И. О. Социология управления: фундаментальный курс. М.: Академический проект, 2005.
  139. Т.В. Современные проблемы туристского бизнеса // Управление персоналом. — 2001. № 5.
  140. Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма. // Управление персоналом. 2001. -№ 5.
  141. Ю.В. Туризм как социальный феномен конца 20 начала 21 веков. Труды Академии туризма. Вып. 2. СПб., 1997.
  142. В.П. Обращаясь к первоосновам социологической теории. // Социологические исследования 1999. -№ 12.
  143. Ф.М. Мировой туризм. М., 2003.
  144. А.Л. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма. М.: Вестник, 1999.
  145. А.Н. Оптимизация туристско-институционального пространства региона в условиях современного российского общества (на примере Астраханской области). Автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.04 Волгоград, 2006.
  146. Ш. М.- Чилилов A.M. Рынок туристских услуг: проблемы и пути развития. М., 2003.
  147. М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М., 2003.
  148. В.Д. Маркетинг менеджмент. М.: Омега-Л, 2007.
  149. Е.В. Управление туристской фирмой: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
  150. А. Теория человеческой мотивации. — СПб.: Евразия, 1999.
  151. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: учебник. -М.: Финансы и статистика, 2001.
  152. Р. Развитие социального института. М., 1997.
  153. О. Туризм категория социально-экономическая // Юридический вестник. — 1998. -№ 2.
  154. Л.П. Психологические особенности личности будущего специалиста менеджера организаций // Социология и психология управления: Сборник научных статей. — М.: Вузовская книга, 2007.
  155. Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.
  156. М. Опыты: в 3 кн. Кн. 3-я / Монтень М. СПб: Кристалл, 1998.
  157. М. Структура туристического рынка. М. Смоленск, 1997.
  158. М.А. Повышение эффективности управления персоналом (на примере предприятий туриндустрии) // Менеджмент в России и за рубежом. М., 2003. — N 2.
  159. В. А. Государственное регулирование развития индустрии туризма на современном этапе // Туризм: экономика и право. 2004. — № 4.
  160. И. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования // Вопросы экономики. 1995. — № 9.
  161. У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии- пер. с англ В. А. Лучкова / У. Найссер. М.: Прогресс, 1999.
  162. Э.П. Основные теоретические подходы к преблеме воздействия на личность в процессе управления // Социология и психология управления: Сборник научных статей. М.: Вузовская книга, 2003.
  163. В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.
  164. B.C. Менеджмент в туризме. М.: МГСТР, 2006.
  165. B.C. Менеджмент в туризме. М.: Магистр, 2007.
  166. A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль, 1980.
  167. Организация туризма (Под общ. ред. А.П. Дуровича) Минск, 2006.
  168. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М.: МГИК, 1994.
  169. . Прогнозы в туризме в свете теории ошибок // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2000. № 2.
  170. А.Г. Этапы развития туризма как социального института // Актуальные проблемы кадровой политики: стратегические и практические задачи в деле системного управления персоналом, привлечения отбора и закрепления кадров. М., 2003.
  171. Г. В., Налетова А. Д. Система социальная // Энциклопедический социологический словарь. — М.: РАН, 1995.
  172. Г. В. Типы социальных систем. Социальные и социетальные связи // Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Осипов Г. В., Москвичев J1.H. М.: Изд. Норма, 2002.
  173. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // американская социологическая мысль: тексты / Под ред. Добренькова В. И. М., 1996.
  174. Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998.
  175. Т. О структуре социального действия. М.: Академия, 2000.
  176. Г. А. Международные экономические отношения. Маркетинг в туризме. М., 2000.
  177. А.Н. Качество персонала в туристском сервисе (опыт социологического анализа) // Социс. 2007. — № 2.
  178. Правовое регулирование в туризме: Нормат. правовые акты / Рос. Междунар. акад. туризма- сост. Волошин Н. И. М.: Совет, спорт, 2004.
  179. Р. Опыт становления и развития культурного туризма: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2001.
  180. А.И. Социологические аспекты управления. М.: Знание, 1974.
  181. А.И. Современная социология организации. М.: Интерпракс, 1995.
  182. И. Подойдет ли России западноевропейская модель? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2005. № 11.
  183. Е.П., Честикова В. А. Международный туристический бизнес. -М.: Экспертное бюро, 1997.
  184. Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная систематология. М.: Наука, 2003.
  185. В.И. Туризм как феномен кросс-культурной коммуникации: Дис.. канд. соц. наук.М., 2003.
  186. П.В. Социологические интерпретации менеджмента. — Саратов: СГТУ, 2000.
  187. .А. Туризм спутник мира. — М., 1989.
  188. Т.В. Совершенствование системы управления развитием культурного туризма. Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
  189. Русский турист. Типология. Попытка социологического анализа, кто же такой «Руссо туристо — Облико Морале» М., 2002.
  190. К.С. Социальный туризм Путь развития России // Теория и практика физической культуры и спорта, 1999, Х2 11.
  191. В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: Ось-89, 1997.
  192. К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -СПб, 2003.
  193. Н.В. Договор оказания туристских услуг в гражданском праве России: дис.. канд. юрид. наук. — М., 2001.
  194. Собрание сочинений в четырех томах / Байрон Дж.Г. — М.: 1981 — Т.2.
  195. М.В. История туризма: Учеб. пособие / Соколова М. В. — М.: Мастерство, 2002.
  196. М.В. Туризм как культурно-исторический феномен. Автореф. дис.. док. культурологи: 24.00.01. -М., 2007.
  197. Социальное управление: Словарь-справочник. М.: МГУ, 2001.
  198. , А.Н. Туризм: проблемы на современном этапе. — Барнаул, 2000.
  199. В. А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2000.
  200. С.А. Туризм как фактор социально-экономического и культурного развития страны. В сб. «Актуальные вопросы теории и практики туризма». Труды Академии туризма. Вып. 2. СПб., 1997.
  201. С.С. Менеджмент в туризме. М.: Магистр, 2007.
  202. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М., Высш. шк., 1991.
  203. Н.М. Субъект социальный // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль, 2003.
  204. Д.П. Понятие международного туризма. Юрид. портал LawMix — www.lawmix.ru/ 2005.
  205. В.А. Социология молодежного досуга. СПб., 1999.
  206. С.Н. Туризм в социокультурном пространстве -временном континууму: Дис.. канд. филос. наук. Краснодар, 2004.
  207. Тенденции развития рынка бизнес-туризма // Коринф. 2001. — № 35.
  208. A.B. Социология управления. Теоретические основы. -СПб., 2000.
  209. И.И. Культурно-познавательные аспекты туризма: природа и сущность. М., 2002.
  210. .В. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 1992.
  211. Труды Академии Туризма. Выпуск 3. СПб.: Издательство «Невский фонд», 2000.
  212. Туризм в цифрах 2002: Статистический сборник. — М.: ИИЦ Статистика России, 2003.
  213. Туризм в цифрах 2003: Статистический сборник. — М.: ИИЦ Статистика России, 2003.
  214. Туризм как объект управления / Под ред. Г. А. Карповой. М.: Вуз и школа, 2002.
  215. Туризм как феномен культуры: Сб. тез. выступлений участников I Всерос. конф. по турист, культурологии, г. Сходня, 22 апр. 2002 г. / Рос. междунар. акад. туризма- Сост. и науч. ред.: Комаров А. И., Пироженко Н. Т. М.: Турист, 2003.
  216. С. Путешествие, паломничество, туризм. М., 1997.
  217. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М.: Советский спорт, 1999.
  218. М.В. Социология управления. М.: ИНФРА-М, 1998.
  219. А. Из тени в свет перелетая. // Туризм: практика, проблемы, перспективы: Ежемесячный журнал для профессионалов. — 2003. № 4.
  220. Дж. Туристское созерцание и «окружающая среда // Вопросы социологии. 1999. -№ 7.
  221. Э. Основы мотивационного менеджмента. — М.: ЭКМОС, 2000.
  222. Дж., Фрейгер Р., Маслоу А. и психология самоактуализации // Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм Еврознак, 2002.
  223. А.Б. Туризм как показатель социального статуса // Социс, 2007. № 2.
  224. Н.И. Туризм как элемент рыночной экономики современной России: Дис.. канд. соц. наук. Саратов. 2004.
  225. Финансовые гарантии в турбизнесе: щит для туриста, меч для «черных» фирм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. -2002. -№ 8.
  226. . Досуг в повседневной жизни. СПб., 2002.
  227. С.С. Социализация личности как проблема социологии. -М., 2001.
  228. С.С. Социология организации. М.: Гардарики, 2001.
  229. . Великая надежда XX века, — М., 2001.
  230. Г., Кац K.M. Стимулирование международного туризма в XXI веке. -М., 2000.
  231. К. Холистическая сущность туризма // Теория и практика физической культуры. Научно теоретический журнал. — 2000. — № 8.
  232. Ю.М. Туристический бизнес. М.: Аспект Пресс, 1998.
  233. Н.В. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: Учебное пособие. — 2-е изд. исп. и доп. — М.: Советский спорт, 2005.
  234. Т. Туризм в перспективе городского развития. -Саратов: ПАГС, 2002.
  235. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. — М.: Московский психолого — социальный институт: Флинта, 2001.
  236. А.Д., Жукова М.А, Сенин B.C. Управление индустрией туризма. М.: КноРус, 2007.
  237. А.Д. Международный туризм. М., 2003.
  238. А.Б. Основы управления туристскими ресурсами // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2000. — № 4.
  239. П. Социально-экономические аспекты развития туризма. М., 1996.
  240. С.Е. Динамика и тенденции развития туризма в России //Социальная политика и социология. 2004. — № 2.
  241. С.Е. Тенденции развития современного российского туризма // II Всероссийский социальный конгресс. М., 2004.
  242. Экспертно аналитическая группа ЭКСПАНС. Откуда нам взять 20 млрд. долларов? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. -2000.-№ 10.
  243. Р.А. Маркетинг как необходимый инструмент управления турфирмой // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 2
  244. Р.А. Анализ состояния российского рынка туристских услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 2.
  245. В. Социальные структуры и социальные субъекты. М: ИС-РАН, 1992.
  246. В.А. Социология в России. М: ИСРАН, 1998.
  247. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999.
  248. И. Социокультурные тенденции. М., 2001.
  249. Л. Вопросы социализации и адаптации.- М.: Прогресс, 1999.
  250. Л.А. Инвайроментальные механизмы социализации: структурация жизненных пространств. — Саратов: СГУ, 2004.
  251. Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство РДЛ, 2007.
  252. Alderfer С.Р. Existence Relatedness and Groros: Human need in Organizational sitting. NY, 1972.
  253. Archer B. Domestic tourism as a development factor, Annals of Tourism research.-NY., 1996.
  254. Atkinsons H., Berry A., Jarvis R. Business Accounting for Hospitality & Torism. London: Charman & Hall, 1993.
  255. Bull A. The Economics of Travel and Tourism. London. Pitman, 1991.
  256. Granburn N. Tourism: The Sacred Journey // Host and Guests. The Anthropology of Tourism / Ed. Valene L. Smith, Philadelphia: University of Pennsylvania Prees, 1989. P. 21−36.
  257. Griffith S. Work your way around the world / By Susan Griffith. -10th ed., rev. a. updated. Oxford: Vacation Work, 2001.
  258. Goeldner R. Tourism: Principles, Practice, Philosophies. -New York: John Wiley and Sons, Inc. 2004.
  259. Harrison J. Thinking about Tourism // International Sociology. 2003. Vol. № 2.
  260. Holloway J. Christopher. The Business of Tourism. London: Longman, 1994.
  261. Kelly J. Situational and Social Factors in Leisure Decision. -NY., 1996.
  262. MacCannell Dean. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class. Berkley: University of California Press, 1996.
  263. Meethan K. Tourism in global Society: Place, culture, consumption. -New York: Palgrave, 2001.
  264. Methieson A. Tourism, Social, economic and physical impacts. NY., 2000.269. «Organisation des Nations, Unies pour Education, la Science et la Culture», doc 72 EX/3, Annexe, 1964.
  265. Provisional Guidulinus on Statistics of International Tourism // Statistical Papers. Serial M. № 62 United Nations Department Of Social.
  266. Shipside S. Travel / Steve Shipside. Oxford: Capstone, 2002.
  267. Smith Valena L., Eadington William R. Tourism Alternatives. -London: John Wiley & Sons, 1994.
  268. Tourism 2020 Vision. A Nev forecast from the Word Tourism Organization. Madrid, 1998.
  269. Tourism and New Information Technologies. WTO. Madrid, 1996.
  270. Urry John. The tourist Gaze. Leisure and Travel in Contemporary Societies. London: Sage, 1990.276. www.italynews.ru277. www.profi.travel.ru278. www.russiatourism.ru279. www. 100dorog.ru280. www.unwto.ru281. www.tourlib.columb.net282. www.soc.lib.ru
Заполнить форму текущей работой