Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегический анализ эффективности предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегический анализ эффективности предпринимательской деятельности позволяет количественно оценить характер и степень адаптации ограниченных ресурсов предприятия в рыночной среде, разработать организационно-экономические мероприятия эффективных действий стратегического характера, позволяющие развить взаимосвязь положительных и снизить влияние отрицательных существенных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Экономическая сущность и содержание предпринимательства
    • 1. 1. Теоретические аскеты предпринимательской деятельности
    • 1. 2. Методологические основы анализа эффективности предпринимательской деятельности
    • 1. 3. Системный подход к анализу предпринимательской деятельности
  • 2. Стратегический анализ предпринимательской деятельности
    • 2. 1. Исследование тенденций развития предпринимательской деятельности
    • 2. 2. Анализ существенных корреляционных связей факторов рыночной среды и эффективности предпринимательской деятельности
  • 3. Методический аппарат стратегического анализа эффективности предпринимательской деятельности
    • 3. 1. Сценарии стратегического анализа предпринимательской деятельности
    • 3. 2. Экономическое обоснование методического аппарата стратегического анализа предпринимательской деятельности

Стратегический анализ эффективности предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования и постановка проблемы. Предпринимательство — один из наиболее прогрессивных способов производства, обеспечивающий устойчивый экономический рост. В экономическом пространстве России созданы принципиально новые условия развития предпринимательской деятельности. Ее возрождение началось в 1986 году и за прошедшие годы оно заняло важное место в экономике страны.

В то же время качественное и количественное состояние предпринимательства в России еще не соответствует той роли, которую оно должно сыграть в развитии экономики страны. Предпринимательство порождает множество сложных связей между субъектами рынка, обладающих способностью к самоорганизации, то есть к сохранению элементов своей внутренней структуры и упорядочению их в условиях относительной устойчивости внешней среды и к их изменению, если среда существенно меняется.

Однако в силу ряда причин дальнейшее развитие предпринимательства связано с решением стоящих перед ним проблем устойчивого развития взаимосвязи предпринимательской деятельности с политическими, правовыми, экономическими, организационными, моральными процессами в регионах страны. Выявление стратегических ресурсов подъема предпринимательства исследовалось многими отечественными и зарубежными учеными.

Много научных трудов посвящено изучению путей развития предпринимательской деятельности. В то же время научные исследования, посвященные анализу эффективности предпринимательской деятельности во взаимосвязи с многоструктурным организмом, таким как экономика страны, крайне редки.

Необходимость научного исследования данной проблемы определила тему диссертационного исследования.

Состояние изученности темы.

Мировая экономическая мысль на протяжении трех веков уделяет большое внимание проблемам предпринимательства.

Особый вклад в ее разработку внесли многие зарубежные и отечественные ученые: А. А. Аузан, Г. Л. Багиев, JI.C. Бляхман, П. Бодо, А. Е. Бусыгин, М. Вебер, В. М. Власова, О. О. Воронова, Е. П. Голубков, Т. Ю. Горькова, В. Я. Горфинкель, В. П. Грузинов, С. И. Грядов, Е. В. Гущенко, Ю. М. Турин, П. Дракер, М. Зомбарт, Р. Кантильон, Д. Кейнс, Ф. Кенэ, И. Кирцнер, Н. Д. Кондратьев, Я. Корнай, Д. Кларк, М. И. Кротов, И. Т. Крячков, В. В. Куликов, М. Г. Лапуста, И. Я. Лукасевич, Т. Е. Малофеев, А. Маршалл, К. Маркс, Л. Мизес, Н. В. Минаева, В. Ф. Мищенко, А. И. Муравьев, Ф. Найт, Ю. М. Осипов, Г. Пиншот, М. Питере, Г. Б. Поляков, А. Г. Поршнев, Д. Рикардо, А. Н. Романов, Ю. М. Сигидов, Л. Скамай, А. Смит, В. Е. Совченко, Ю. Л. Старостин, Ж. Б. Сэй, К. Татеиси, Й. Тиммонс, Ф. Тоссиг, А. Тюрбо, Ф. Уокер, Ф. Хайек, Р. Хизрич, Е. П. Хоскинг, В. А. Швандар, Е. П. Шикин, Г. Шмоллер, А. А. Шулус, Й. Шумпетер и многие др.

Однако практика российского предпринимательства испытывает острую потребность в фундаментальном теоретическом, методологическом и методическом научном обеспечении стратегического анализа эффективности предпринимательской деятельности.

Цели и задачи исследования.

Основной целью диссертационной работы является разработка методических положений к стратегическому анализу эффективности предпринимательской деятельности, базируясь на современной концепции эффективности производства.

Постановка цели диссертационного исследования требует решения следующих задач:

1) раскрыть экономическую сущность взаимосвязи понятий «рынок», «конкуренция», «эффективность предпринимательской деятельности»;

2) теоретически обосновать принципы и критерии стратегического анализа предпринимательской деятельности с учетом факторов внешней рыночной среды;

3) исследовать тенденции и особенности развития предпринимательской деятельности;

4) изучить характер и степень влияния факторов внешней рыночной среды на показатели эффективности предпринимательской деятельности;

5) экономико-математически обосновать сценарии развития предпринимательской деятельности;

6) разработать методический аппарат стратегического анализа эффективности предпринимательской деятельности во взаимосвязи с устойчивыми экономическими процессами в рыночной среде.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются экономико-теоретические и экономико-методологические аспекты обеспечения эффективной предпринимательской деятельности.

Объект исследования.

Объектом исследования явились различные организационные формы предпринимательства в Московской области.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам предпринимательства и экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий предпринимательского типа.

Методической основой диссертационного исследования послужили положения, концепции, методология исследования, представленные в классических и современных трудах ученых, программные разработки федеральных и областных органов управления.

В научно-методических обоснованиях использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Московской области, определяющие экономическую политику страны в области предпринимательства.

Для решения поставленных задач использовались монографический, экономико-статистический, экономикоматематический, экспертный, расчетно-конструктивный, диалектический, абстрактно-логический и другие методы исследования. ф 8.

Научная новизна проведенных исследований состоит в следующих положениях:

1. Раскрыта экономическая сущность взаимосвязи категорий «рынок» и «анализ эффективности предпринимательской деятельности», под которой подразумевается анализ устойчивых ф причинных связей предпринимательской деятельности с экономическими процессами в рыночной среде.

2. Обоснованы принципы и разработаны критерии стратегического анализа предпринимательской деятельности, которые позволяют выявить в рядах динамики существенные корреляционно-регрессионные связи, характеризующие степень влияния различных факторов внешней рыночной среды на показатели эффективности предпринимательской деятельности.

3. Выявлены отраслевые особенности развития предпринимательской деятельности в Московской области:

— в строительстве устойчиво развиваются положительные корреляционно-регрессионные связи между процессом обновления активной части собственного капитала и средствами, направляемыми на оплату труда;

— в промышленности отрицательно влияет на прибыль от реализации продукции уровень фондооснащенности основного производства, при этом устойчиво положительно развиваются корреляционные связи между эффективностью живого труда и издержками основного производства.

4. Разработаны отраслевые эконометрические модели эффективности предпринимательской деятельности с учетом факторов рыночной среды, существенно влияющих на развитие предпринимательства.

5. Разработан методический аппарат стратегического анализа эффективности предпринимательской деятельности, который на основе анализа эконометрических моделей оптимальных, возможных и рациональных сценариев развития предпринимательства выявляет в рядах динамики устойчивые причинные связи эффективности предпринимательской деятельности в исследуемой рыночной среде.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая и практическая значимость полученных автором результатов заключается в том, что основные теоретические и методические положения, изложенные в диссертации, доведены до стадии, позволяющей использовать их в практике предпринимательской деятельности.

Апробация результатов исследования.

Основные положения, изложенные в диссертации, докладывались ее автором и обсуждались на Республиканской научно-практической конференции, посвященной 10-летию Татарского института содействия бизнесу «Инновационные процессы в современной экономике» (г. Казань, 2002 г.), на Международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Казани и 5-летию Международной кафедры ЮНЕСКО Татарского института содействия бизнесу «Интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство» (г. Казань, 2003 г.), на расширенном заседании кафедры предпринимательства и маркетинга Татарского института содействия бизнесу (г. Казань, 2003 г.).

Результаты исследования, разработанные предложения и рекомендации приняты к практическому внедрению на предприятиях Московской области.

По материалам диссертации опубликовано 6 работ. Общий объем публикаций 1,1 печатного листа.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии и приложений.

Вывод:

Данный методический аппарат позволяет выявить предприятию не только возможности и угрозы для его развития в исследуемой рыночной среде, но и использовать их с выгодой.

Стратегический анализ эффективности предпринимательской деятельности во взаимосвязи с факторами рыночной среды позволяет количественно обосновать оптимальные варианты развития предприятия. При этом решаются следующие основные проблемы: разработка стратегии оптимального противодействия конкурентам;

— определение сферы деятельности предприятия.

Таким образом, предприятие оценивает:

1) варианты стратегического развития предприятия в конкретной рыночной среде;

2) направленность развития возможностей предприятия.

Заключение

.

1. Под предпринимательской активностью подразумевается предпринимательская деятельность, которая формируется в следующих объективных условиях хозяйствования: большая гибкость в управлении производством и (или) реализации продукции (услуг) — новые формы контроля, организации и разделения предпринимательского трудаизменение структуры издержек производства и (или) реализации продукции (услуг) — рост удельного веса затрат, связанных с реализацией продукции (услуг).

2. Для стратегического анализа эффективности предпринимательской деятельности необходимо изучить характер и степень влияния различных факторов внешней рыночной среды на показатели эффективности производства и реализации продукции (услуг). Для оценки сценария развития предпринимательства наибольшее значение приобретает выявление существенных положительных и отрицательных корреляционных связей параметров рынка с потенциальными возможностями предприятия. Общая сумма информационных качеств, выявленных существенных связей свидетельствует о рациональном, оптимальном и (или) возможном использовании ресурсного потенциала предпринимательских структур отрасли.

3. Стратегический анализ существенных корреляционно-регрессионных связей позволяет выявить устойчивые тенденции развития взаимосвязей факторов предпринимательской деятельности в исследуемой среде. Устойчивые тенденции в рыночной среде формируются под существенным воздействием двух факторов: факторов внешней среды и факторов предпринимательской активности. При этом динамика развития устойчивых тенденций в исследуемой среде соответствует динамике противоречий экономических интересов субъектов рынка.

4. Несущественные корреляционно-регрессионные связи между факторами предпринимательской деятельности зарождаются из-за несоответствия направлений их развития динамике внешней рыночной среды. Процесс эффективного использования ресурсов предпринимательской деятельности формирует существенные положительные корреляционно-регрессионные связи между предпринимательской деятельностью и динамикой исследуемой среды.

5. Каждая модель существенной корреляционной связи свидетельствует об экономической ситуации, существующей объективно. Экономические ситуации в исследуемой рыночной среде могут противоречить друг другу. Анализ экономико-математических моделей изучаемых экономических ситуаций — это наиболее рациональный путь оценки предпринимательской активности, который позволяет разработать сценарии эффективности предпринимательской деятельности.

6. Разработанные методические подходы к решению проблем стратегического анализа эффективности предпринимательской деятельности доказывают, что сценарии предпринимательской деятельности в рыночной среде, характеризуемые существенными корреляционно-регрессионными связями, наиболее эффективны при обосновании рациональных путей развития предпринимательства.

7. Стратегический анализ эффективности предпринимательской деятельности позволяет количественно оценить характер и степень адаптации ограниченных ресурсов предприятия в рыночной среде, разработать организационно-экономические мероприятия эффективных действий стратегического характера, позволяющие развить взаимосвязь положительных и снизить влияние отрицательных существенных корреляционно-регрессионных связей между исследуемыми экономическими показателями, обосновать рациональные, оптимальные и возможные сценарии развития предпринимательской деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: 30 ноября 1994 г., № 51-ФЗ.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ в ред. от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января1998 г. № 6-ФЗ.
  6. Закон Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. № 2030−1 вред, от4 мая 1999 г. № 95-ФЗ.
  7. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» декабрь 1990 г.
  8. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г.№ 158-ФЗ.
  9. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118−1 в ред. от 8 июля1999 г. № 142-ФЗ
  10. Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116−1 в ред. от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ.
  11. Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992−1 в ред. от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ.
  12. Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ.
  13. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ.
  14. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
  15. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ
  16. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
  17. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 10 февраля 1995 г.
  18. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948−1 в ред. от 6 мая 1998 г. № 70-ФЗ.
  19. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 41-ФЗ.
  20. Указ Президента «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств Федерального бюджета» от 8 июля 1994 г. № 1484.
  21. А.П. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 2001. — 255 с.
  22. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1998. 144 с.
  23. Н.А. Экономическое стимулирование трудовой активности. АН УССР. Институт экономики. Киев: Наука думка, 1996. — 193 с.
  24. В. Государство и рынок // Маркетинг. 2002. N"5. — С. 3−20.
  25. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2002. — 200 с.
  26. В.М. Стратегическое планирование на предприятии. — СПб.: СПбУЭФ, 1998.- 123 с.
  27. М.Г. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства // Вестник ТИСБИ. 2002. № 1.
  28. И.И. Информационные системы менеджемента. М.: ГУВШЭ, 2000.-688 с.
  29. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. 4-е изд., перераб. М: Финансы и статистика, 2003. — 415 с.
  30. И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 1998. -212 с.
  31. И.Т. Интерактивный бизнес. СПб.: Питер, 2001. — 128 с.
  32. В.М. Экономическая теория в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 509 с.
  33. А.О., Плаксея В. И. Модель территориального центра поддержки предпринимательства. М.: Луч, 2002. — 125 с.
  34. А.А. Время в экономике. Российская АН, Институт народнохозяйственного прогнозирования. -М.: Наука, 1999.-450 с.
  35. С.П. Разработка стратегии предприятия. — Сыктывкар: СГУ, 1998.-144 с.
  36. А. Моделирование в менеджменте. М.: ФИЛИНЪ, 2000. -464 с.
  37. В., Кабаков В., Ходачек А. Стратегия малого предпринимательства. СПб., 1995. — 336 с.
  38. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2003. — 215 с.
  39. В.Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. М.: ПРИОР, 2000. — 96 с.
  40. П.Х. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. Минск, 1998. — 258 с.
  41. В.Н. Типы предприятий и их экономическое поведение в условиях рынка. СПб., 1999. — 239 с.
  42. И.В. Проблемы стимулирования инвестиционной активности // Научно-практический сборник. Казань Нижнекамск: КГТУ, 1997.
  43. С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об сценариях ближайшего будущего // Российский экономический журнал. 2000. -№ 1.-С. 3−9.
  44. Дж. Стратегия бизнеса. Новосибирск: ИЭИОПП, 1996. — 106 с.
  45. В.А. Развитие предприятия. М.: Дело, 2001. — 208 с.
  46. Горфинкель B.5L Курс предпринимательства. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-439 с.
  47. А.Г., Федотова М. А., Ленская С. А. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2000. — 512 с.
  48. С.И. Предпринимательство в АПК. М.: Колос, 1997. — 351 с.
  49. Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы. М.: ИНФРА-М, 1998.- 199 с.
  50. Ю.В. Стратегия развития предприятия. СПб.: СПбУЭФ, 1999. -244 с.
  51. И.П. Эффективность понятия заимствования при принятииинвестиционных решений // Журнал Министерства образования РФ. Качество. Инновации образования. 2002. № 1.
  52. П.М. Эффективное управление. М.: ФАИР — ПРСС, 2001. — 288 с.
  53. В.В., Парсаданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики. М.: ИНФРА, 2003. — 184 с.
  54. Н.Н., Барсученко Э. Н. Формы предпринимательства за рубежом. Киев: УкрГИИНТИ, 2001. — 361 с.
  55. О.Н., Королевская В. И., Хохлов В. И. Системный подход к управлению. М.: ЮНИТИ, 2001. — 62 с.
  56. Ю.Н. Экономическая статистика. М.: ИНФРА-М. 1998. — 479 с.
  57. A.M. Рынок и стратегическое развитие предприятия. СПб.: СПбУЭФ, 2003. — 133 с.
  58. A.M., Крутик А. Б. Предприятие в условиях рынка: стратегия развития, новые формы хозяйствования. М.: МГУ, 2001. — 187 с.
  59. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 2002. — 201 с.
  60. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства. СПб.: СПбГИЭА, 1996.-258 с.
  61. Кац И. Я. Российская экономика на современном этапе: стратегия развития, инновационная политика. Монография. Ульяновск: УлГУ, 2000.-453 с.
  62. Когу г А.Е., Еремин В. А. Реформы и развитие предпринимательства в России. СПб.: Наука, 2003.-312 с.
  63. В.И., Хохлов С. Н. Управление территориальной экономикой в условиях рынка. М.: ЮНИТИ, 2001. — 64 с.
  64. Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компании: оценка и управление. М.: Олимп — Бизнес, 1999. — 576 с.
Заполнить форму текущей работой