Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие системы государственного регулирования качества продукции машиностроительных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены основные позитивные и негативные факторы влияния государственного регулирования на деятельность предприятий. К позитивным факторам относятся: наличие ощутимого задела нереализованных идей, что облегчает организацию высокотехнологичных производств, ориентированных как на внутренний рынок, так и на экспортразвитие уникальных производств и крупных специализированных предприятий, имеющих… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Стр
  • Глава 1. Роль государственного регулирования качества продукции в условиях модернизации экономики И
    • 1. 1. Сущность государственного регулирования качества продукции в современных условиях И
    • 1. 2. Совершенствование национальной политики России в области качества продукции
  • Глава 2. Анализ влияния государственного регулирования качества выпускаемой продукции на деятельность предприятий
    • 2. 1. Анализ особенностей российской модели государственного регулирования качества продукции Российских предприятий
    • 2. 2. Анализ состояния системы государственного регулирования качества продукции Российских машиностроительных предприятий
  • Глава 3. Развитие государственного регулирования качества продукции на машиностроительных предприятиях
    • 3. 1. Реализация требований государственного регулирования качества продукции в СМК предприятия
    • 3. 2. Оценка результативности государственного регулирования качества продукции в СМК предприятия

Развитие системы государственного регулирования качества продукции машиностроительных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перед нашей страной в настоящее время стоит стратегическая задача модернизации экономики на основе перехода на инновационный путь социально-экономического развития. Кроме этого остро стоят цели решения или смягчения проблем, ставших хроническими для социально-экономического развития России: технологическое отставание в основных отраслях производства, недостаточное развитие человеческого капитала, чрезмерная дифференциация субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития, наличие очагов этнополитической и межконфессиональной напряженности и др.

Для обеспечения системного подхода в достижении целей и решения проблем социально-экономического развития страны одним из перспективных направлений реализации модернизационного сценария является стимулирование и поддержка процессов формирования новой модели государственного управления стандартизацией. На современном этапе развития экономики стандартизации отводится роль интерфейса между содержательными постановками задач и их реализацией на базе использования достижений информационных технологий. Эта роль должна способствовать повышению эффективности внедрения научных разработок и менеджмента всех уровней в практику модернизации экономики. При этом необходимо следить, чтобы регламентирующие функции стандартизации не становились тормозом развития самого объекта стандартизации, которую обычно связывают с установлением норм и правил в части, касающейся продукции, ее производства и потребления, а в социальной сфере — норм и правил по предоставляемым услугам. В контексте задач модернизации, поставленных руководством страны, стандартизацию следует рассматривать как ключевой фактор поддержки ряда важнейших направлений промышленной политики. Таких, в частности, как внедрение инноваций, развитие конкуренции, обеспечение государственных поставок, устранение торговых барьеров и расширение торговли, защита интересов потребителей и окружающей среды и т. д. Стандартизация приобретает особое значение в связи с необходимостью обеспечения конкурентоспособности российской экономики и активизацией выхода страны на внешние рынки. Она становится ключевым звеном политики в области международных торговых отношений, важнейшим инструментом повышения качества промышленной продукции и, прежде всего, российского машиностроения. Однако международная стандартизация, как инструмент повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции, используется недостаточно.

В настоящее время экономика России находится на этапе перехода от экономического подъема, вызванного процессами импортозамещения и благоприятной внешней конъюнктуры, к периоду устойчивого экономического роста. Но устойчивой может быть только та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют порядка 70% внутреннего спроса. Российский производитель должен создавать конкурентоспособную продукцию, предлагать и продвигать ее на внутреннем и внешнем рынках. Обязанность же государства — обеспечить благоприятные условия для развития и модернизации предприятий. В целом, актуальность настоящего исследования определяется потребностями разработки теории и совершенствования практики государственного управления качеством и конкурентоспособностью предприятий России.

Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные с определением качества функционирования объекта в условиях, приближенных к реальным социально-экономическим процессам, были рассмотрены еще в работах Аристотеля, Г. В. Гегеля, К. Маркса. В развитие теории менеджмента качества большой вклад внесли различные концептуальные подходы отечественных и зарубежных специалистов, среди которых можно выделить работы A.B. Гличева, Э. Деминга, Д. С. Димиденко, С. Д. Ильенковой, К. Исикавы, Е. М. Карлика, Т. Конти, В. А. Лапидуса, В. М. Ларина, Н.В.

Лапиной, В. М. Мишина, В. Ю. Огвоздина, В. В. Окрепилова, М. З. Свиткина, P.A. Фатхутдинова, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона.

Теоретико-методологические подходы к решению данной проблемы и построение инструментария измерения результативности системы менеджмента качества нашли отражение в исследованиях Ю. П. Адлера, Г. Г. Азгальдова, П. Друкера, Ф. М. Русинова, Д. С. Синка, И. М. Сыроежина, Н. С. Яшина.

В данной работе сделана попытка переноса на организационные отношения промышленных предприятий и государства идей и разработок по качеству, изложенных в работах отечественных и зарубежных ученых Ю. П. Адлера, A.B. Гличева, В. В. Окрепилова, В. А. Лапидуса, И. З. Аронова, В. Г. Круглова, В. Е. Швеца, В. В. Версана, P.A. Фатхутдинова, А. Фейгенбаума, Дж. Ситтинга, К. Исикавы, Ф. Кросби, Дж. Харрингтона, Дж. Джурана, Э. Деминга, X. Кумэ и др. Однако анализ современной литературы по изучаемой проблеме позволяет сделать вывод, что теоретико-методические основы и обобщение отечественного и зарубежного опыта управления качеством и конкурентоспособностью предприятий находятся на этапе становления.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью работы является разработка наиболее значимых для предприятий промышленности России организационно-методических основ формирования государственного механизма регулирования качества продукции, направленного на развитие и повышение эффективности отечественного производства.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

• определена сущность и содержание государственного регулирования качества продукции в условиях модернизации экономики;

• изложены основные направления совершенствования национальной политики России в области качества продукции;

• проведен анализ особенностей российской модели государственного регулирования качества продукции российских предприятий;

• проведен анализ влияния государственного регулирования качества выпускаемой продукции на деятельность предприятий;

• разработан подход по реализации требований государственного регулирования качества продукции в СМК предприятия;

• предложена методика оценки результативности государственного регулирования качества продукции в СМК предприятия.

Объектом исследования выступают машиностроительные предприятия и государственные органы, влияющие на их деятельность.

Предметом исследования являются взаимоотношения государственных органов власти и предприятий в процессе управления качеством продукции.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологической базой диссертационной работы служат принципы системного, историко-логического, синергетического подходов, основные методы научного познания: диалектический, генетический, научной абстракции, ретроспективный, экономико-статистический, структурно-функциональный, сравнительный и эмпирический анализ особенностей развития менеджмента качества в условиях глобализации экономики.

Теоретической базой диссертационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области теории качества, систем менеджмента качества, стандартизации и сертификации, а также опубликованные автором материалы и рекомендации.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные документы, международные и отечественные стандарты, результаты хозяйственной деятельности предприятий машиностроения, а также публикации периодической печати по проблемам, относящимся к теме диссертации.

Исследование выполнено в рамках паспорта научных специальностей ВАК 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством- 13 -Стандартизация и управление качеством продукции (п. 13.20 «Стандартизация, оценка соответствия и информационное обеспечение в системе технического регулирования и управления качеством продукции (услуг)».

Научная новизна исследования подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту:

• уточнено понятие государственного регулирования качества продукции в современных условиях модернизации экономики, под которым можно считать совокупность методов и средств государственного воздействия, обеспечивающих координированные действия органов управления для достижения главной цели системы — обеспечения всемерного использования научно-технических, производственных и социально-экономических возможностей для обеспечения качества продукции в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей людей и повышения качества жизни;

• сформулированы принципы национальной политики в области качества продукции и услуг: осознание роли качества в решении экономических, социальных и иных проблем как национальной идеиовладение методами менеджмента качества руководителями и специалистами всех уровней, исходя из того, что менеджмент качества является специальной отраслью знанийсоздание общих правовых, экономических, социальных и организационно-технических условий, обеспечивающих предприятиям и организациям возможность успешно решать задачи в области качествареформирование технического регулирования, сбалансировано обеспечивающего защиту потребителей для повышения качества жизни;

• обоснована целесообразность формирования межотраслевой стандартизации и правил организационно-экономических коммуникаций организаций, занятых во взаимоотношениях проектного характера (консорциумах, кластерах, аутсорсинге) на принципах межотраслевого административного управления, которая заключается в координации отраслевых систем и охватывает практически все участки управленческой деятельности, приводит к гарантированию согласованного функционирования различных управленческих систем в сферах экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности. Предлагаемый подход в менеджменте качества позволяет учитывать интересы не только товаропроизводителей различных форм собственности, но и органов всех уровней государственной власти, а также населения регионов;

• выявлены основные позитивные и негативные факторы влияния государственного регулирования на деятельность предприятий. К позитивным факторам относятся: наличие ощутимого задела нереализованных идей, что облегчает организацию высокотехнологичных производств, ориентированных как на внутренний рынок, так и на экспортразвитие уникальных производств и крупных специализированных предприятий, имеющих монопольное положение на российском рынкедостаточно высокий потенциал развития производственной и транспортной инфраструктуры, позволяющий эффективно осуществлять межрегиональные и внешнеэкономические связисоздание правовой базы, обеспечивающей привлекательность инвестиционной и инновационной деятельности через принятие соответствующих областных законов. К негативным факторам относится практика формирования значительной части государственных заказов на продукцию местных производителей не на региональном, а на федеральном уровнеопределено, что основными причинами, снижающими эффективность деятельности по стандартизации в РФ, являются низкий уровень развития ее методологии и слабая организация работ по стандартизации;

• обоснован подход к построению целевой программы повышения качества и конкурентоспособности отрасли или региона, предусматривающий: оптимизацию структуры собственности с точки зрения пропорций на макрои микроуровне в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для роста конкурентоспособностивовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управленияиспользование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, совершенствование системы управления и системы мониторинга объектов государственного имущества, защиту интересов государства как кредитора и приватизацию государственной собственности, как механизм достижения целей программы;

• определены основные принципы оценки результативности СМК предприятия в процессе государственной сертификации: зависимость оценки от запланированной деятельности и достижения запланированных в СМК результатовзависимость оценки от выполнения требований технических регламентовинвариантность оценки как от различий, обусловленных временем целеполагания в СМК организации, так и от различий, обусловленных планированием различных целей по качеству в разных организацияхприспособленность показателей оценки для принятия решения о государственной сертификации СМК;

• разработаны критерии оценки результативности государственного регулирования качества продукции, которые целесообразно использовать при государственной сертификации СМК предприятия: невыполнение единичного требования государственного стандарта соответствияналичие документированных доказательств неудовлетворенности потребителей качеством поставляемой предприятием продукцииотсутствие доказательства результативности СМК предприятиянесоответствие ресурсов предприятия необходимым для эффективного решения задач обеспечения качества. Уровень соответствия данным критериям дает основание отнесения системы менеджмента качества в одну из четырех зон состояния результативности, что определяет уровень доверия государства к предприятию.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались автором на научных семинарах, международных, всероссийских и вузовских конференциях, проводившихся в городах Саратов, Саранск, Пенза, Камышин, Волгоград в 2008 — 2011 гг.

Разработанные методические положения и рекомендации по совершенствованию управления качеством продукции предприятия нашли практическое применение, что подтверждено соответствующими актами о внедрении.

Отдельные положения диссертационной работы были внедрены в учебный процесс и используются при подготовке специалистов по курсам «Управление качеством», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Стратегия конкурентоспособности предприятий» .

Публикации. По результатам диссертационной работы опубликовано 18 статей общим объемом 5,3 п.л.- (в том числе 4,45 авторских) три статьи опубликованы в рекомендуемых ВАК РФ научных изданиях.

Состав и структура работы. Структура диссертационного исследования отражает логику поставленных задач. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (включающего 255 источников), приложений. Содержание рукописи включает 217 страниц машинописного текста, 10 таблиц, 16 рисунков.

Заключение

.

Проведенные в диссертационной работе исследования позволяют автору получить научные и практические результаты, основное содержание которых заключается в следующем.

1. Для повышения качества жизни, которая стала основой государственной политики большинства развитых стран, логически вытекает государственная политика в области качества товаров и услуг. В СССР обеспечение качества продукции осуществлялась в рамках Единой системы государственного управления качеством продукции, которая обеспечивала управление качеством на всех уровнях управления народным хозяйством и на всех стадиях жизненного цикла продукции. Автор считает важным отметить положительные аспекты данной системы, которые без серьезных затрат могут быть адаптированы к современным условиям и трендам глобализации. Управленческие отношения, предусматриваемые ГРКП, имеют форму субординации (подчиненности) и координации (сотрудничества).

Отношения субординации характеризуются вертикальными связями, содержание которых зависит от централизации или децентрализации функций и задач управления, решаемых на различных уровнях (системах) управления качеством продукции, а отношения координации характеризуются горизонтальными связями между взаимодействующими предприятиями и организациями или работниками одного уровня, работающими в системах управления качеством продукции.

Практическая деятельность по управлению качеством в ГРКП осуществляется путем реализации законодательных актов страны через государственную систему стандартизации, а также через систему сертификации продукции и производственных систем управления качеством на предприятиях — изготовителях продукции. Таким образом, под государственным регулированием качества продукции в современных условиях можно считать совокупность методов и средств государственного воздействия, обеспечивающих координированные действия органов управления для достижения главной цели системы — обеспечении всемерного использования научно-технических, производственных и социально-экономических возможностей для обеспечения качества продукции в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей людей и повышения качества жизни.

2. Особенный интерес для России в настоящее время представляет задача по созданию базы доверия в отношениях «изготовительпотребитель», ведь за последние годы такое доверие оказалось достаточно подорванным. Для ее решения необходимо соблюдение следующих условий:

• оценки качества товаров и услуг организацией, не зависимой ни от поставщика, ни от потребителя, но которой могли бы доверять и поставщик, и потребитель (независимая третья сторона);

• наличия системы качества у поставщика товаров и услуг;

• единой оценки соответствия качества товаров и услуг и уровня систем качества у поставщиков (сертификации) — такая сертификация также производится независимой третьей стороной, которой могли бы доверять и поставщик, и потребитель.

3. Стандартизация как способ государственного регулирования качества жизни идет параллельно с глобализацией, она стремительно углубляется, происходит переход от стандартов на продукты к стандартам на детали и инфраструктуры. Современный этап глобализации состоит в установлении стандартов качества жизни, здоровья, экологии. Успешность и конкурентоспособность стран зависит от скорости внедрения этих стандартов и занятия лидирующих позиций на различных рынках.

На глобальном поле Россия может проводить такие заимствования, которые не противоречат ее культурно-историческим основаниям, но следующим шагом должна стать выработка собственных стандартов уровня и качества жизни.

4. Технические регламенты обеспечивают только необходимый уровень безопасности, а стандарты — сосредотачиваются только на конкурентоспособности. Степень положительного воздействия стандарта на рынок зависит от качества самой разработки. В этом смысле любой вид стандарта — национальный или корпоративный может оказывать влияние на внедрение инноваций. Самое главное, чтобы он учитывал перспективное направление эволюции отрасли или решал проблемы более широкого использования данного товара.

Оценка соответствия создается таким образом, чтобы с одной стороны, быть максимально эффективной как проверка выполнения обязательных требований и минимально затратной для государства. А, с другой стороныэкономически возможной для производителя, понятной и прозрачной, не являющейся административным барьером для деятельности предприятий.

5. Перед сферой технического регулирования сегодня стоят задачи:

• снижение барьеров в торговле.

• снижения административного давления на производителя и устранение избыточного ведомственного регулирования.

• создание эффективной защиты потребительского рынка от опасной продукции.

• повышение конкурентоспособности российской продукции.

Для решения этих задач и был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который отменил два закона «О стандартизации» и «О сертификации» и определил новые основы регулирования через технические регламенты и стандарты.

Поскольку содержание технического регламента прямо влияет на конкурентоспособность, необходимо проработать все действующие ГОСТы, ОСТы и обновить их, гармонизировать с международными, выявить и отсеять совсем устаревшие. То есть сформировать понятную и прозрачную систему обязательных современных норм. При этом обязательными становятся только те ключевые требования, по которым фиксируется планка безопасности.

6. Основные проблемы сегодняшней стандартизации состоят в том, что:

• снизилась активность технических комитетов по стандартизации в связи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, кардинальной реорганизацией управления отраслями;

• темпы обновления и актуализации фонда стандартов за последние 10−15 лет значительно снизились;

• интерес и активность бизнес — сообщества к национальной и международной стандартизации после придания стандартам добровольного статуса снижены.

7. Политика государства в области качества должна стать частью его экономической политики и быть направленной на создание условий, благоприятных для обеспечения производителями конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынках, в которой должны участвовать фактически все федеральные органы управления, эта деятельность должна быть конкретизирована в программе в виде мер государственного регулирования качества, а также приведена в соответствие с действующим законодательством.

Необходима гармонизация системы технического регулирования в России с международной практикой, нормами и правилами ВТО. Следует разделить организационно и по категориям документов нормирование обязательных требований к продукции и услугам, направленных на обеспечение безопасности (через технические регламенты), и нормирование требований, которые предприятия вправе применять на добровольной основе в целях повышения качества и конкурентоспособности своей продукции и услуг (через добровольные стандарты).

8. Техническое регулирование является одним из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности отечественной продукции, модернизации промышленности, обеспечения безопасности продукции и процессов ее производства, защиты внешнеэкономических интересов страны в условиях подготовки по присоединению к Всемирной торговой организации. В настоящее время интерес к техническому регулированию сместился из национальной сферы в межнациональную. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерации в рамках Таможенного союза приступили к созданию единой системы технического регулирования. Целесообразно предусмотреть переходные положения, которые относятся к обязательному подтверждению соответствия, то есть обязательной сертификации и принятию декларации о соответствии.

9. Для проведения анализа влияния государственного управления на качество и конкурентоспособность продукции автором было проведено обследование состояния деятельности Правительства Волгоградской области по исполнению законодательства, направленного на развитие производительных сил реального сектора экономики.

На долю промышленности приходится 21,5% стоимости всех основных фондов области. Стоимость основных фондов промышленных предприятий на конец 2010 года составила 110 млрд руб., увеличившись за 3 последних года в сопоставимых ценах на 11%.

Доля промышленно-производственных основных фондов в общей стоимости основных фондов промышленности составила более 98%.

11. За последние годы в отраслевой структуре промышленного производства отчетливо проявляется тенденция роста доли машиностроения и металлообработки и пищевой промышленности, отраслей, ориентированных в основном на внутренний рынок и сохранивших свою конкурентоспособность. Анализ структуры собственности, проведенный в целом по предприятиям, свидетельствует, что около 50−55% акций приватизированных предприятий принадлежат работникам этих предприятий (в основном высшему управленческому составу), около 30−35% акций принадлежат частным внешним российским инвесторам, около 10−20% закреплено в федеральной, областной и муниципальной собственности, на долю иностранных инвесторов приходится около 5%.

За последние годы отчетливо прослеживается тенденция снижения предприятий с государственной формой собственности и проведенный анализ наглядно показывает достаточно высокий уровень влияния государственных органов власти на обеспечение качества и развитие конкурентоспособности промышленных предприятий и выявляет приоритетность задачи формирования системы менеджмента качества промышленного предприятия учитывающей интересы государственных органов, а так же совершенствование механизма оценки их результативности.

12. Формирование системы менеджмента качества, как правило, обычно начинается с описания существующей деятельности предприятия в формате стандартной организационно-функциональной модели. В результате построения бизнес-модели предприятия можно создать документацию СМК, позволяющую выполнять установленную деятельность.

13. Разработка стандартов обычно позволяет сократить время, затрачиваемое менеджментом на приведение данных о деятельности каждой из подконтрольных компаний к единому знаменателю — некоему консолидированному представлению о состоянии дел в целом, так как МС ИСО 9001 требует не системы документов, а документированности СМК. Следует иметь в виду, что документация СМК — часть информационной системы организации, и согласно МС ИСО 9000 (п. 2.7.1), разработка документации системы — не самоцель, она должна добавлять ценность организации, т. е. повышать результативность и эффективность деятельности в системе.

С учетом этих требований целесообразно использовать метод документирования процессов с максимальным использованием графических форм, например карты процесса, содержащей его основные характеристики, или алгоритма процесса, описывающего его течение с сугубо управленческих позиций. Построенная таким образом документированная система менеджмента качества отвечает принципам государственной политики в области качества.

14. Оценка результативности, в совокупности с оценкой соответствия СМК установленным требованиям должны позволить решить вопрос о возможности выдачи организации сертификата соответствия. Для того чтобы синтезировать такую оценку результативности СМК организации необходимо:

— определить требования стандарта соответствия к необходимости планирования в СМК результатов и деятельности;

— четко определить требования стандарта соответствия и СМК в области результативности;

— определить классификацию несоответствий в зависимости от значимости требований стандарта соответствия и СМК в области результативности.

Такой подход позволяет органически объединить анализ результативности с анализом соответствия СМК установленным требованиям, в процессе принятия решения о сертификации СМК.

15. Так как невыполнение запланированных в СМК организации результатов, как и невыполнение планируемой деятельности, являются несоответствиями требованиям СМК, то оценку результативности СМК организации в процессе сертификации целесообразно представить в виде зависимости от несоответствий СМК в области результативности (в области реализации запланированных в СМК результатов и деятельности).

Принятие решения о выполнении в СМК требований в области результативности в процессе сертификации, как и классификация несоответствий в области результативности по степени их значимости проводятся по общей методике принятия решения о выполнении в СМК установленных требований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ Р ИСО Ю015/ТО-98 Руководящие указания по управлению экономикой качества.
  2. ГОСТ Р ИСО 10 015−99 Управление качеством. Руководящие указания по обучению
  3. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 // М., Изд-во Госстандарта, 2001 г., 158с.
  4. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Текст. М.: Изд-во стандартов, 2001. -26с.
  5. ГОСТ Р ИСО 9000−2008. Москва, Стандартинформ, 2009. 35С. С 13 ноября 2009 г. ИСО 9001:2008 вводится в действие в качестве ГОСТ Р ИСО 9001−2008.
  6. ГОСТ Р ИСО 9001−2008. Москва, Стандартинформ. 2009 г. 31 С.
  7. ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. -М.: Изд-во стандартов, 2001.
  8. ГОСТ Р ИСО 9004−2009. www.normativnik.ru
  9. Федеральный закон РФ от 27.12.2002 г. № 184 «О техническом регулировании».
  10. Постановление Правительства РФ от 17.10.2003 № 440 «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регулировании».
  11. Постановление Правительства РФ от 15.08.2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. и единой информационной системе по техническому регулированию»
  12. Постановление Правительства РФ от 21.08.2003 г. № 513 «Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию».
  13. Закон Российском Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154−1.
  14. Юридический энциклопедический словарь. М.: Библиотека словарей «ИНФРА. М. и, 1996.
  15. Международный стандарт ИСО 9000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 2-е изд. 2005−12−15. ISO 2005.
  16. Международный стандарт ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования. 3-е изд. 2000−12−15. ISO 2008.
  17. Международный стандарт ИСО 9004. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности. 2-е изд. ISO 2009.
  18. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 25, ст. 2942- 1999, № 42, ст. 5037- 2001, № 20, ст. 20−23.
  19. Ю.П., Щепетова С. Процессное описание бизнеса основа основ и для системы экономики качества // Стандарты и качество. — 2002. — № 2.- с. 10−15.
  20. Ю.П. Мотивация в системах качества. // Стандарты и качество. № 5. — 1999. — с. 5−9.
  21. Г. Г. Потребительная стоимость и ее измерение. М.: 1971.
  22. М.И., Швец В. Е. «К вопросу определения эффективности территориальных систем управления качеством продукции» // Стандарты и качество, № 3 2004.
  23. С.Б., Балюкевич В. П., Горбачев A.B. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. Бюро экономического анализа. М., 2000.
  24. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.
  25. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.- 248 с.
  26. JI. Менеджмент качества и сертификация: опыт и проблемы // Стандарты и качество. 2001. — № 3. — с.62 — 65.
  27. Альперин JI. MC ИСО серии 9000 версии 2000: процветание через качество // Стандарты и качество. 2001. — № 7−8. — с.66 — 73.
  28. A.B., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000.
  29. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.- 519с.
  30. Ю. Интеграция управления качеством с новаторской структурой управления бизнесом // Стандарты и качество. 1999. — № 7. -с.58−61.
  31. Е.С. Международные стандарты требований по сертификации системы управления организации их сила и слабость. // http://quality.eup.ru/GOST/ms.htm, окт. 2007.
  32. А.М., Гасюк Д. П. Основы управления качеством продукции. СПб.: Издательство «Союз», 2002.
  33. JI.E., Протасьев В. Б. Управление качеством. М.: ИНФРА — М.: 2002.
  34. В. Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 631 С.
  35. Бир С. Мозг фирмы.//Пер. с англ.- М.: Радио и связь, 1993.
  36. Д.Н. Основные категории теории управления. М.: АНХ СМ СССР, 1986.
  37. Ю.А., Полховская Т. М., Филиппов М. Н. Основы метрологии. М.: МИСИС, 2008.
  38. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. М.: Машиностроение, 1993.
  39. К. Основы стратегического менеджмента. /Пер. с анг. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой.- М.:Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997. 175с.
  40. В.В. Оценка риска и последствий отказов комплексной системы, конструкций, процессов. Ярославль, 1997.
  41. Ю.М., Кормилицин С. И., Солодков В. А. Основы квалиметрии. Волгоград, 1998.
  42. С.А. Управление качеством продукции. М.: ИНФРА — М, 2001.
  43. В.Г. «Кризис в стандартизации систем менеджмента. Причины. Пути выхода» // М., Стандарты и качество, № 3, 2009, с. 78−83.
  44. В.Р. Основы менеджмента. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада. Лтд», 1996.
  45. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.- 160 с.
  46. X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1996.
  47. Вопросы изучения экономических аспектов конкурентоспособности товара (на примере машинотехнической продукции) Приложение БИКИ. -1984.-№ 12.
  48. Г. Освоение систем качества путь на мировой рынок // Стандарты и качество. — 2001. — № 5−6. — с.44 — 47.
  49. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. /Пер. с датского А. Н. Чеканского. О. В. Рождественского М.: Высш. шк., 1994, 272с.
  50. Всеобщее управление качеством./ Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999.
  51. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика. Пер. с англ. -М.: Дело, 1991.
  52. Р. Преодоление парадокса процессов // Стандарты и качество.- 2002. -№ 1.- с. 10−15.
  53. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1994.
  54. В. И. Управление качеством продукции. Ростов н/Д: Феникс.- 2000.
  55. А. В. Основы управления качеством продукции. М.: Издательство АМИ, 1998.
  56. A.B., Панов В. П., Азгальдов Г. Г. Что такое качество? М.: 1968.
  57. Е.И., Ковалева Т. М. Сертификация продукции и стандарты качества на ОАО «ОЭМК» // Производство проката.-2000. № 1. с.43−46.
  58. Э.Н., Круглов Е. Д. Статистические методы контроля качества продукции. М.: Изд-во стандартов, 1983.
  59. Гроув Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент /Пер. с анг. -М.: «Филинъ», 1996. 280с.
  60. Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. -М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.
  61. Дж. Джуран: два века качества (интервью с др. Дж. Джураном): Пер. с англ. // Европейское качество. 1999. Т. 6. № 2. с. 57.
  62. Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.
  63. Л.И. Вступительная статья к книге М. Мескона и др. «Основы менеджмента». М., 1992.
  64. С.А. Основы теории экономического управления предприятием: М.: Издательство «Финпресс», 2000.
  65. Л.А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. — 165 с.
  66. О.О., Толстопятенко A.B., Черепных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1998.
  67. В.М. Методы анализа качества продукции. М.: 1985.
  68. А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций.-М.: Филонь, 1996, 272 с.
  69. И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993.
  70. Исикава Каору Японские методы управления качеством.- Пер с англ. -М.: Экономика.- 1988.
  71. Р. Практическое введение в управление качеством. М.: Издательство стандартов. -1975.
  72. . Деловая стратегия.//Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  73. Э.А., Масалытина О. В. Качество образования главное условие экономической конкурентоспособности России / Непрерывноетехническое образование: школа-колледж-вуз: Тезисы докладов. Старый Оскол, 2002.-с. 30−31.
  74. Э.А., Масалытина О.В., В.А. Карпова, Е. А. Ченцова К вопросу экономической диагностики системы качества предприятия / Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Матер, конф./ Пенза.- 2003. — с. 141−143.
  75. Э.А., Масалытина О. В. Моделирование развития систем качества предприятия / Проблемы машиностроения и технологии материалов на рубеже веков: Матер, конф./ Пенза.- 2003. — с. 132−134.
  76. Э.А., Масалытина О. В. Принцип постоянного улучшения деловой активности компаний / Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке: Матер, конф. / ПГПУ им. В. Г. Белинского. Пенза.- 2003. — с. 126−130.
  77. Э.А., Масалытина О. В. Статистическое управление качеством продукции / Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: Матер, конф./ Пенза.- 2003. — с. 162−164.
  78. Кац Я.Л. ОЭМК- лидер качественной металлургии // Металлург.-1999.- № 3. -с. 15−20.
  79. В. «Изюминки» систем качества предприятий России и Ближнего зарубежья по ИСО 9001−1994 // Стандарты и качество. 2001. — № 7−8.-c.180- 186.
  80. В.Д. Управление организационной культурой. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  81. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг // Стандарты и качество. 2008. — № 4. — с.4 — 10.
  82. Ю. Два взгляда на качество товара. // Стандарты и качество. 2002.- № 1. — с.58 — 59.
  83. Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКА, 1997.
  84. А., Хил Алуха X. Введение теории нечетких множеств в управлении предприятиями / Пер. с исп. Мн: Выш. шк., 1992. — 224 с.
  85. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: 1993.
  86. Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000: Пер. с немец. /Под ред. В JI. Рождественского. Киссинг (Германия): Форум Ферлаг, 1996.
  87. Г. Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 5.-М.: ИНФРА М, 2000.
  88. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Издательство стандартов. — 1992.
  89. КС УКП, ИСО 9000 и TQM вехи мирового опыта управления качеством продукции // Стандарты и качество. — 2001. — № 5−6. — с.80 — 86.
  90. В.А. На что потрачен век? // Методы менеджмента качества. 2000. — № 6. — с.4 — 8.
  91. В.А. Статистический приемочный контроль и международные стандарты ИСО. Вчера, сегодня, завтра. H Новгород: СМЦ «Приоритет».- 1993. — 101 с.
  92. .Г. Управленческие решения. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1998. -248с.
  93. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.
  94. Х.М., Бедлес Н. А., Карпентер Д. Б. Компонента человеческих ресурсов в TQM // Стандарты и качество. 2000. — № 10. — с.66 -68.
  95. . П. Управление переходными процессами на предприятиях машиностроения. —М.: Машиностроение.- 1995.-144с.
  96. П.Э. Менеджмент искусство управлять: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1995.
  97. А., Нусенкис Р. Интеграционный подход к управлению качеством продукции // Экономика и управление. 2000. — № 6. — с. 44 — 49.
  98. Масалытина О.В. CALS технологии — поддержка эффективной системы управления качеством на предприятии / Современные сложные системы управления: Матер, конф. / - Старый Оскол, 2002. — с. 380 — 382.
  99. О.В., Карпова В. А. Применение нечетких моделей для решения задач управления качеством продукции / Современные сложные системы управления: Матер, конф. / Старый Оскол, 2002. — с. 383 — 384.
  100. Г. П. Основы терминоведения. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.
  101. Менеджмент систем качества: Учебное пособие/ М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. М.: ИПК «Изд-во стандартов», 1997.
  102. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.// Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  103. Метод FMEA: анализ видов потенциальных дефектов и их влияния. В сб. TQM XXI. Проблемы, опыт, перспективы./Под ред. В. Л. Рождественского и В. А. Качалова. — М.: ЗАО ТКБ «Интерсертифика», 1997, выпуск И.1. У? ! ¦ •
  104. Миттаг Х.-И. и др. Статистические методы обеспечения качества. Пер. с нем. — М.: Машиностроение, 1995, 616 с.
  105. Е.А. Основы бенчмаркинга // Менеджмент в России и за рубежом.-2001.-№ 1. — с. 134- 139.
  106. Е.А. Основы бенчмаркинга: эволюция концепций качества//Менеджмент в России и за рубежом.-2001. -№ 2. -с. 114−121.
  107. В. М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000.
  108. Н.К. Выбор технических решений при создании новых изделий. — М.: Машиностроение, 1980, 181 с.
  109. В.М., Хаценко А. Н. Развитие технического регулирования в нефтегазовом комплексе Текст. / Мороз В. М., Хаценко А.Н./ Вестник СГСЭУ, -2011, -№ 4(38) с. 96−99 (0,5п.л., в том числе авторских 0,25 п. л).
  110. A.A., Хаценко А. Н. Оценка качества и сложности труда в материальном стимулировании. Текст. / Хаценко А. Н. // Вестник СГСЭУ, -2011, -№ 1(35) стр. 36−39(0,5п.л., в том числе авторских 0,25 п. л).
  111. А.Н. Задачи государственного управления качеством продукции в условиях модернизации экономики. Текст. / Хаценко А.Н.// Современная экономика: проблемы и решения 2011, № 7 стр. 113−118 (0,5п.л).
  112. Наставники по качеству. Арманд Фейгенбаум // Стандарты и качество. 1999. — № 10. — с.28 — 29.
  113. Наставники по качеству. Джозеф Джуран // Стандарты и качество. -1999. № 7. — с.86 — 87.
  114. Наставники по качеству. Каору Исикава // Стандарты и качество. -1999.-№ ll.-c.90−92.
  115. Наставники по качеству. Уильям Эдварде Деминг // Стандарты и качество. — 1999. — № 6. — с.84 — 86.
  116. Наставники по качеству. Филип Кросби // Стандарты и качество. -1999. № 9. — с.74 — 75.
  117. Национальная премия США в области качества // Сертификация. -1998.-№ 4.-с. 34−37.
  118. В.М. Российская черная металлургия на современном этапе // Сталь. 2003. — № 5. — с. 79−84.
  119. В.Ю. Анализ основных терминов стандарта ИСО 8402. Качество. Словарь //Стандарты и качество. 1992. — № 3.
  120. В.Ю. Модель качества //Стандарты и качество. 1991. -№ 11. с. 17−22.
  121. В.Ю. Кризис применения стандартов ИСО 9000. Что дальше? // М., Стандарты и качество, № 12, 2009, с. 62- 66.
  122. В.Ю. Об уточнении методической основы и терминологии стандартов ИСО 9000 и ИСО 8402 // Стандарты и качество. 1993. -№ 11. с. 20−24.
  123. В.Ю. Управление качеством и менеджментом //Стандарты и качество.- 1993.- № 9. с. 14−18.210. * г' * I?'
  124. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.
  125. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.
  126. Организационные структуры управления производством. / Под общ. Ред. Б. З. Мильнера. М.: Мысль, 1975.
  127. И. Сущность понятия «качество». // Стандарты и качество. -2002.-№ 8.-с. 62−63.
  128. Т.М., Воробьева Г. Н., Ртищева Г. А. Стандартизация. Часть 1: Организационно-правовое регулирование работ по стандартизации. -М.: МИСИС, 1999.
  129. М. Конкуренция: Пер. с англ. Под ред. Я. В. Заблоцкого. -М.: Издательский дом «Вильяме». 2001. — 495 с.
  130. В.М., Филиппов В. В. О системности в стандартизации и системообразующих стандартах // Стандарты и качество. 2001. — № 9. -С.10−17.
  131. В. Определение качества. // Стандарты и качество. -2001.-№ 3.-с. 50−53.
  132. .А., Пекарский JI.C. Качество планово-управленческой работы.-М.: Экономика, 1987.
  133. А. Россия в 2000—2004 годах: на пути к государственному капитализму? //Вопросы экономики. 2004. — № 4
  134. А., Мальгинов Г. Рынок корпоративного контроля и государство //Вопросы экономики. 2006. — № 3
  135. Рекомендации по разработке технических регламентов Р 50.1.044−2005.
  136. K.M., Скрипко JI.E. Состав затрат на обеспечение качества // Стандарты и качество. 1998. — № 8. — с. 51 — 55.
  137. Робертсон Боб Лекции об аудите качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 1999.
  138. М.И. Как научиться смотреть вперед? Внедрение FMEA -методологии // Методы менеджмента качества. 2000. — № 6. — с.25 — 28.
  139. Н.К. Управление качеством. СПб: Питер, 2002.
  140. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация системы: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991.
  141. В. Стратегическое планирование цель или средство. // Маркетинг. 1999. № 1. — с.42−47.
  142. М. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации //Стандарты и качество.- 2002.- № 3.
  143. Дж. Десять аргументов против стандартов ИСО серии 9000 // Европейское качество. 2001. — № 2.
  144. Семь инструментов качества в японской экономике. М.: Изд-во стандартов, 1990.
  145. Сертификация продукции и услуг: Информ.-аналит. сб. М.: Изд-во ВНИИКИ Госстандарта, 1992.
  146. Сертификация системы качества и производств // Стандарты и качество. 1998. — № 10.- с.8−11.
  147. Системы управления. Инжиниринг качества / Под ред. А. Г. Варжапетяна. М.: Вузовская книга, 2001.
  148. Г. Н., Зверев С. М., Ямпольская Н. Ю. Стратегия повышения качества и конкурентоспособности продукции // Методы менеджмента качества. 2000. — № 11. — с. 26 — 31.
  149. Стандартизация и управление качеством продукции./Под ред. Проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 1999.
  150. Д. Э. Как рассчитать эффективность инвестиций. — М.: АО Финстатинформ, 1996, 92 с.
  151. Статистические методы повышения качества // Под ред. X. Кумэ. -М.: Финансы и статистика.- 1990. (Главы из книги в журнале «Стандарты и качество».- 1992.- № 4, 6, 7, 9−11- 1993.- № 1−5, 7, 9).
  152. М.З., Яшин К. Ю. Подход к созданию документированных процедур системы менеджмента качества. Сер. Все о качестве. Отечественные разработки. — Вып. 15. -М.: НТК «Трек», 2000.
  153. С. Н. Менеджмент в системе интеграции качества продукции/ Семенов С. Н., Дрючков Ю.Б.- Под ред. С. Н. Семенова Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1998. — 405 с.
  154. П.С. Серенков, B.JI. Соломахо, В. А. Нифагин, A.A. Минова Концепция инфраструктуры стандартизации как базы знаний на основе онтологий. //В журнале «Новости. Стандартизация и сертификация». № 5, 2004 г., Мн., БелГИСС
  155. Е.И. Экспертный метод потребительской оценки качества продукции // Стандарты и качество. 1998. — № 11.-е. 44−46.
  156. Управление качеством продукции / Под ред. Н. И. Новицкого. Мн.: Новое знание, 2002.
  157. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1998.
  158. Цели и принципы стандартизации / Под ред. Т. Сандерса. М.: Издательство стандартов, 1974. — 132 с.
  159. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.
  160. P.A. Вузы России должны готовить специалистов по управлению конкурентоспособностью // Стандарты и качество.-1999.-№ 6.
  161. P.A. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. 352с.
  162. В. К., Дурнев В. Д., Лебедев В. Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции. М.: Информационно -издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000.
  163. А. Контроль качества продукции М.: Экономика, 1986.
  164. М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. / С. Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета. — 1997.
  165. P.M., Яковлева Е. Ю. О закономерности снижения эффективности работы эксперта с ростом числа экспертной группы // Методы менеджмента качества. 2000. — 12. — с. 19−22.
  166. Р., Хойер Б. Что такое качество? // Стандарты и качество. -2002. -№ 3.-с.97- 103.
  167. А.Н. Межотраслевая направленность развития стандартизации в современных условиях./ Вестник качества, -2010, № 5. (0,5 п. л).
  168. В.А., Хаценко А. Н. Построение системы менеджмента качества для предприятий промышленно-строительного комплекса (межотраслевой аспект)./Современная экономика: проблемы и решения 2010, № 8 стр. 135 144.
  169. И. Проповедь о качестве // Стандарты и качество. 2001. — № 7−8.-с.58 — 61.
  170. Н.М. Товарные критерии, определяющие конкурентоспособность // Методы менеджмента качества. 1999. — № 4.
  171. У., Александ Г., Байли Д. Ж. Инвестиции М.:ИНФРА-М., 1997 г., 1024С.
  172. В.Е. Дорога к качеству и преодоление барьеров. // Стандарты и качество. 2001. — № 5 — 6. — с. 74 — 79.
  173. В.Е. Измерение процессов в современной системе менеджмента качества // Методы менеджмента качества. 2001. № 1.
  174. В.Е. Об управлении конкурентоспособностью продукции на предприятиях. Л.: ЛДНТП, 1990.
  175. В.Е. Самооценка и ее роль в развитии систем качества // Сертификация. 1998. — № 3. — с. 20 — 22.
  176. А. Особенности национального менеджмента. «Смертельные болезни» по Демингу и ошибки российских предприятий // Стандарты и качество. -1999. № 10. — с. 40 — 46.
  177. А. Процессный подход //Стандарты и качество.- № 11.2008. с. 52−58.
  178. Ю. Психологические аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. 2001. — № 2. — с.55 — 57.
  179. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс,-1982.-c.164.
  180. О.В. Анализ конкурентоспособности продукции черной металлургии // Сталь. 1999. — № 4. — с.79−83.
  181. A.M. Качество остается с нами, когда о цене уже давно забыто // Машиностроитель. 1999. — № 5−6. — с. 42−44.
  182. Adler Yu., Shchepetova S. Cost of quality, cost of poor quality or cost management? Proceedings of the Millenium International Conference of the Israel Society for Qualiti — Jerusalem, November, 2000. — Vol. 1.
  183. Deming W Edwards The new economics for industry government education Cambridge Published by the Massachusetts Institute of Technology USA 1993.
  184. Imai M. Kaizen: The key to Japan’s competitive success. New York: Random House. 1986.
  185. Juran J.M. A history of managing for quality. The evolution, trends and future directions of managing for quality. ASQC.- Milwaukee, Wisconsin: Quality press, 1995.
  186. Ogvozdin V. Revisions leave basic ISO series terms unclear. European Quality, EOQ, vol.2, number 4,1995, p.64.
  187. The Herrmann Brain Dominance Instrument is designed to «illustrate and explain the way you prefer to think, learn, communicate, and make decisions.» Published by The Ned Herrmann Group, 2075 Buffalo Creek Road, Lake Lure, NC 28 746.
  188. Kantor, D., and Lehr, W. (1975) Inside the Family. San Francisco: Jossey-Bass.
  189. , G. (1972) Steps to an Ecology of Mind. New York: Random House.
  190. Juran J. M. Strategic Quality Management. Juran’s Quality Control Handbook, chapter 6. — McGra-Hill, Inc, 1992
Заполнить форму текущей работой