Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование механизма управления корпоративной культурой предпринимательских структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Алгоритм управления корпоративной культурой на основе сбалансированной системы показателей представляет собой следующую последовательность действий: идентификация существующей корпоративной культурыопределение характеристик желаемой культурывыбор элементов корпоративной культуры, в большей степени определяющих её эффективность, определение направлений изменений корпоративной культурывключение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы корпоративной культуры предпринимательских структур
    • 1. 1. Сущность корпоративной культуры предпринимательских структур
    • 1. 2. Структура корпоративной культуры и факторы, влияющие на ее формирование
    • 1. 3. Методология изучения и типологии корпоративной культуры
  • Выводы
  • Глава II. Анализ уровня развития корпоративной культуры предпринимательских структур
    • 2. 1. Сравнительная рейтинговая оценка предприятий по уровню развития корпоративной культуры
    • 2. 2. Лояльность персонала как интегральный критерий оценки уровня развития корпоративной культуры предпринимательских структур
    • 2. 3. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности предпринимательских структур
  • Выводы
  • Глава III. Методические рекомендации по управлению корпоративной культурой предпринимательских структур
    • 3. 1. Существующие подходы к управлению корпоративной культурой предпринимательских структур
    • 3. 2. Учет затрат на формирование и управление корпоративной культурой
    • 3. 3. Управление корпоративной культурой на основе системы сбалансированных показателей
  • Выводы

Совершенствование механизма управления корпоративной культурой предпринимательских структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Усиление конкуренции, постоянные изменения во внешней среде, усложнения в производственной и коммерческой деятельности предприятий, повышение значения фактора времени, расширение масштабов деятельности предприятия и увеличение объёмов и скорости получения информации и новых знаний повышают значимость внутренних источников экономического роста, способных обеспечить эффективность предпринимательской деятельности. Важнейшим ресурсом, способным создать адаптивную, эффективную производственную систему, является корпоративная культура, поскольку именно она определяет, как, каким образом и с какими затратами достигаются результаты деятельности предприятия, обусловливая изменение соотношения между объёмом производства и измеряемыми затратами.

Корпоративная культура является важнейшим инструментом управления, лежащим в основе построения любой экономической модели деятельности. Как система элементов, корпоративная культура лежит в основе организации управления всеми факторами производства (трудовыми ресурсами, материалами, капиталом и информацией). Быстрее всех развиваются компании, имеющие хорошо развитую корпоративную культуру. Поэтому совокупность факторов, влияющих на развитие предпринимательских структур, необходимо дополнить фактором эффективной корпоративной культуры.

Слабая корпоративная культура может стать источником глубокого кризиса предпринимательской структуры. Это может произойти в случае слияния / поглощения компаний, смены собственников или руководства, смены поколений персонала, расширения, изменения стратегии компании (преобразования бизнес-процессов). Одной из основных причин возникновения кризиса является отсутствие систематической и целенаправленной работы по развитию и адаптации корпоративной культуры к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

Уникальная сущность корпоративной культуры, сложность ее оценки создают определенные проблемы при управлении корпоративной культурой. Корпоративная культура дает возможность грамотно и эффективно управлять организацией, при этом является направлением, недостаточно изученным в России.

Степень проработанности проблемы. Теоретические основы корпоративной культуры были заложены в трудах таких зарубежных ученых, как М. Армстронг Д. Денисон, Т. Дил, Д. Дреннан, JI. Каммингс, А. Кеннеди, Дж. Коттер, А. Кромби, К. Камерон, Р. Куинн, С. Мишон, Г. Морган, В. Оучи, Т. Питере, С. Роббинз, Р. Рюттингер, В. Сате, Р. Уотерман, Э. Шейн, П. Штерн, Дж. Хескетт, Г. Хофстеде, JI. Эллридж и др.

Проблемы формирования и развития корпоративной культуры рассматривали такие российские ученые, как А. Н. Асаул, Т. Ю. Базаров, О. С. Виханский, В. А. Гневко, А. И. Добрынин, Б. JI. Еремин, П. Ю. Ерофеев, Э. А. Капитонов, В. В. Козлов, Н. В. Левкин, А. Ю. Манохин, А. И. Наумов, JI. С. Савченко, Т. О. Соломанидина, В. А. Спивак, Н. В. Тесакова, А. Е. Шадрин, В. Щукин и др.

Анализ литературных источников показал, что в российской и зарубежной литературе вопросы сущности, структуры, типологии корпоративных культур рассмотрены достаточно подробно. Однако сохраняется потребность в проведении дальнейших исследований и разработке методов оценки влияния корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия. Отсутствуют критерии оценки уровня развития корпоративной культуры. Не достаточно проработана методика управления корпоративной культурой, которая способствовала бы интеграции управления корпоративной культурой в стратегическое и оперативное управление предпринимательской структурой. Отсутствуют критерии оценки уровня развития корпоративной культуры. Практически не исследованы вопросы стоимостной оценки корпоративной культуры.

Необходимым условием создания эффективно функционирующей системы управления корпоративной культурой предпринимательских структур является повышение научной обоснованности управленческих решений в области выбора и взаимодействия основных элементов системы управления: принципов, функций и методов, направленных на достижение целей управления. Это определяет необходимость формирования методологических основ управления корпоративной культурой, являющейся частью системы управления предприятием.

Актуальность указанных проблем, недостаточная проработанность ряда теоретических и методологических аспектов в этой области и значимость их для практической деятельности предпринимательских структур определили выбор темы, цель и задачи настоящего исследования.

Объектом исследования является процесс формирования и развития корпоративной формы предпринимательства.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и управления корпоративной культурой предпринимательских структур.

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка методических положений и практических рекомендаций по формированию и управлению корпоративной культурой для решения задач повышения производственной и организационной эффективности предпринимательских структур.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: исследование сущности и содержания корпоративной культуры предпринимательских структур, выявление факторов, влияющих на ее формированиеисследование особенностей корпоративной культуры как нематериального ресурса предпринимательских структуробоснование критерия развития корпоративной культурыанализ научных подходов и разработка методических предложений по оценке уровня развития корпоративной культурыоценка влияния корпоративной культуры на эффективность деятельности предпринимательских структурвыявление основных проблем управления корпоративной культурой предпринимательских структур, существующих подходов и особенностей управления, связанных с российскими условиямиразработка системы показателей корпоративной культуры предпринимательских структур, позволяющих принимать управленческие решения по ее формированию и развитиюразработка методических рекомендаций по совершенствованию механизма управления корпоративной культурой предпринимательских структур, интеграции управления корпоративной культурой с другими элементами системы управления организацией: стратегическим и оперативным планированием, управлением персоналом.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам оценки и управления корпоративной культурой предпринимательских структур. В рамках исследования применялись как общенаучные методы — метод анализа и синтеза, метод сравнения, системного и комплексного подходов, так и экономико-математические и статистические методы.

Эмпирической основой исследования стали законодательные и нормативные акты РФ, монографии и научные доклады, периодические издания, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, данные из глобальной сети Интернет, фактические данные об уровне развития корпоративной культуры предпринимательских структур, предоставленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, результаты собственных расчетов.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с п. 10.18. «Теоретические, методологические и методические основы формирования и развития организационной культуры в системе предпринимательства» специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства) шифра специальностей.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем: уточнена сущность корпоративной культуры как уникального нематериального ресурса предпринимательских структур, представляющего собой систему базовых представлений и ценностей, разделяемых большинством членов данной организации, на основе которого создается особая технология управления факторами производства и организацией в целомвыявлена роль корпоративной культуры в повышении конкурентоспособности предпринимательских структурпредложен метод сравнительной рейтинговой оценки предприятий по уровню развития корпоративной культуры в целях определения сильных и слабых сторон корпоративной культурыобосновано использование в качестве интегрального критерия оценки уровня развития корпоративной культуры лояльности персонала компании как степени соответствия между целями и ценностями сотрудников и целями и ценностями компании в целомразработаны методические рекомендации по оценке уровня лояльности персонала на основе нахождения различия между потребностями сотрудников и степенью их удовлетворения с математическим обоснованием результатов оценкипредложена система показателей развития корпоративной культуры, включающая финансовые и нефинансовые показатели, позволяющая осуществлять оценку уровня развития и управление корпоративной культурой предпринимательских структурразработаны методические рекомендации по управлению корпоративной культурой, способствующие выбору элементов культуры на основе определения их влияния на эффективность деятельности предпринимательских структур и затрат на формирование указанных элементовразработан методический подход к управлению корпоративной культурой предпринимательских структур на основе системы показателей, позволяющий интегрировать управление корпоративной культурой в систему стратегического и оперативного планирования и управление персоналом, в систему внутрифирменного учета и отчетности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические предложения по оценке уровня развития и совершенствованию механизма управления корпоративной культурой предпринимательских структур дополняют методический инструментарий стратегического и оперативного управления предпринимательскими структурами.

Предложенные практические рекомендации могут быть использованы в деятельности предпринимательских структур в процессе формирования, поддержания и изменения корпоративной культуры в целях повышения производственной и организационной эффективности. Практическое применение результатов, полученных в ходе исследования, возможно при формировании кадровой политики предприятия, оценке эффективности инвестиций в персонал компании.

Апробация и публикация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях. Результаты исследования опубликованы в Российском научном журнале Экономика и управление, в других изданиях. Теоретические и методологические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе для проведения занятий по дисциплинам «Корпоративная культура», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент», «Экономика предприятия», «Теория организации» и др. Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность ряда предприятий г. Санкт-Петербурга, что подтверждается справками о внедрении.

Выводы.

Процесс развития корпоративной культуры можно представить как три взаимосвязанных подпроцесса: формирование, поддержание и изменение. Тогда управление корпоративной культурой предпринимательской структуры можно определить как организационно-управленческую деятельность по формированию, поддержанию и изменению корпоративной культуры в целях повышения производственной и организационной эффективности предпринимательских структур.

Анализ существующих подходов к управлению корпоративной культурой предпринимательских структур показал, что изолированное использование этих подходов не решает все проблемы, связанные с управлением корпоративной культурой. Необходим комплексный подход, учитывающий множество факторов, влияющих на управление культурой, предполагающий применение элементов различных подходов (формирование миссии, управление знаниями, создание обоснованной и прозрачной системы мотивации персонала).

При управлении корпоративной культурой следует учитывать, что культура по своей природе более инертна, чем остальные элементы системы управления, поэтому действия по ее изменению должны опережать все остальные преобразования.

Поскольку корпоративная культура создает условия для получения дохода компании, управление корпоративной культурой предлагается осуществлять, рассматривая объект управления — корпоративную культуру — как нематериальный ресурс предприятия.

Перед предпринимательской структурой стоит задача выбора элементов корпоративной культуры, на формировании которых необходимо сконцентрировать материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы. Эту задачу можно решить, исходя из возможного влияния элементов корпоративной культуры на уровень развития корпоративной культуры в целом и затрат на формирование этих элементов, рассматривая инвестиции в персонал как инвестиции в корпоративную культуру.

Алгоритм управления корпоративной культурой на основе сбалансированной системы показателей представляет собой следующую последовательность действий: идентификация существующей корпоративной культурыопределение характеристик желаемой культурывыбор элементов корпоративной культуры, в большей степени определяющих её эффективность, определение направлений изменений корпоративной культурывключение цели изменения корпоративной культуры в систему стратегических целей предприятиявыбор показателей и определение их целевых значенийразработка стратегических мероприятий по реализации целейсогласование и передача целей на нижние уровни управления (каскадирование) — внедрение изменений в практическую деятельностьсоздание системы контроллинга для проверки осуществления стратегических мероприятий.

Механизм управления корпоративной культурой на основе сбалансированной системы показателей заключается в том, что сначала формулируются вербально цели предстоящих изменений корпоративной культуры. Затем для каждой сформулированной цели определяются показатели (индикаторы), которым присваиваются целевые значения. По каждой цели определяются стратегические мероприятия, реализация которых необходима для достижения целевых значений показателя. Особенность заключается в том, что мероприятия выводятся из разработанной стратегии.

Этот методический подход способствует решению следующих задач: определение содержания корпоративной культуры, которое в наибольшей степени будет способствовать достижению стратегических целей предприятиявыявление элементов корпоративной культуры, оказывающих наибольшее влияние на показатели эффективности деятельности предприятия и на рост стоимости предприятия как на интегральную характеристику эффективности предприятия в целомразработка комплексной системы оценки уровня развития корпоративной культуры предприятияразработка эффективных механизмов формирования и управления корпоративной культурой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Главной целью данного исследования является выработка методических рекомендаций по оценке уровня развития и эффективному управлению корпоративной культурой предпринимательских структур. Под корпоративной культурой будем понимать уникальный нематериальный ресурс предпринимательской структуры, представляющий собой систему базовых представлений и ценностей, разделяемых большинством членов данной организации, выраженную в поведении персонала и символике, на основе которого создается особая технология управления факторами производства и организацией в целом, позволяющая организации формировать конкурентные преимущества и использовать их более эффективным способом, чем это делают конкуренты, т. е. повышающая конкурентоспособность организации.

На основе анализа теоретических положений о сущности и структуре корпоративной культуры, ее характеристики как нематериального ресурса предпринимательской структуры можно сделать вывод о том, что корпоративная культура — это измеряемый и управляемый ресурс.

Для оценки уровня развития корпоративной культуры предлагается использовать метод сравнительной рейтинговой оценки, дополнив его экспертной оценкой удельного веса каждого показателя корпоративной культуры, подвергаемого сравнению.

В качестве интегрального критерия оценки уровня развития корпоративной культуры предпринимательских структур предлагается использовать лояльность персонала, поскольку лояльность персонала показывает степень соответствия ценностей и целей сотрудников с целями и ценностями компании в целом. Методом диагностики лояльности персонала может стать выявление различий между потребностями сотрудников и степенью их удовлетворения. В работе приведены основные потребности и мотивы сотрудников и математическое обоснование результатов исследования.

Актуальной проблемой является количественное подтверждение теоретических положений о влиянии элементов корпоративной культуры на эффективность производственной деятельности с помощью методов математической статистики. Это необходимо для решения двух основных задач: определения элементов культуры организации, эффективных в той или иной ситуацииизмерения" влияния этих элементов на деятельность компании.

Проведенное самостоятельное исследование с помощью методов корреляционно-регрессионного анализа показало, что существует положительная корреляция между уровнем развития корпоративной культурой компании и следующими показателями деятельности предприятия: производительностью труда, рентабельностью деятельности и рентабельностью продаж.

Управление корпоративной культурой предпринимательской структуры можно определить как организационно-управленческую деятельность по формированию, поддержанию и изменению корпоративной культуры в целях повышения производственной и организационной эффективности предпринимательских структур.

Основными задачами управления корпоративной культурой являются:

1) достижение экономических результатов: повышение производительности труда, рентабельности деятельности, качества продукции и стоимости предприятия в целом;

2) повышение организационной эффективности (степени реализации стратегии);

3) повышение лояльности персонала компании.

Управление корпоративной культурой должно основываться на комплексном подходе, учитывающим множество факторов, влияющих на управление культурой, предполагающим применение элементов различных подходов — внутреннего, когнитивного, поведенческого, символического.

Для повышения эффективности управления корпоративной культурой предпринимательских структур предлагается управлять корпоративной культурой как нематериальным ресурсом, выбирая элементы корпоративной культуры, исходя из максимального положительного влияния этих элементов на уровень корпоративной культуры в целом при некотором приемлемом уровне затрат на их формирование, либо минимального уровня затрат для некоторого ожидаемого уровня влияния элементов на корпоративную культуру предприятия.

Для определения затрат на формирование элементов корпоративной культуры предлагается определить эффективность инвестиций в персонал.

Необходимо выделить основные трудности, возникающие в процессе управления корпоративной культурой, вытекающие из самой ее сущности как нематериального ресурса предприятия: сложен процесс выбора комбинации элементов корпоративной культурысложно арифметически агрегировать нефинансовые показатели, характеризующие корпоративную культурунедостаточно формализован процесс управления корпоративной культурой.

Указанные трудности приводят к следующим проблемам управления корпоративной культурой: изменения элементов корпоративной культуры вызывают непонимание или противодействие со стороны тех сотрудников, которые должны их реализовыватьнейтральность управленческих систем по отношению к корпоративной культуре (изменения корпоративной культуры не отражаются в содержании систем планирования и отчетности) — оторванность индивидуальных целей сотрудников и системы мотивации персонала от управления корпоративной культурой компании.

Представляется, что эффективное управление корпоративной культурой предпринимательской структуры позволит осуществить комплексная система оценочных индикаторов Каплана и Нортона — сбалансированная система показателей. Управление корпоративной культурой на основе сбалансированной системы показателей позволит превратить корпоративную культуру в фактор стратегического конкурентного преимущества компании, будет способствовать интеграции управления корпоративной культурой во все сферы деятельности предприятия, адекватной оценке стоимости компании с учетом стоимости ее нематериальных активов, в том числе корпоративной культуры.

В работе изложены авторский методический подход к управлению корпоративной культурой, ее преимущества, этапы создания системы управления. В качестве целевого интегрального показателя эффективности деятельности предприятия, в качестве стратегической цели рекомендуется использовать величину стоимости предпринимательской структуры. Для визуализации целей управления корпоративной культурой, определения взаимозависимости между отдельными целями и получении информации о возникающих при достижении целей взаимных эффектах можно составить цепочку создания стоимости. Это будет способствовать формированию стоимостного мышления, способствовать реализации стратегии предпринимательской структуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Российская приватизация: подходы и последствия. // Вопросы экономики. 2004. № 6.
  2. В. Г., Крылов В. В., Кузьмичев А. Ю. Корпоративное управление: Учеб. Пособие. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006.
  3. Аоки., Ким X. К. Корпоративное управление в переходных экономиках: инсайдерский контроль и роль банков. — СПб., 1997.
  4. И. Новая корпоративная стратегия. — СПб., 1999.
  5. М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. / Пер. с англ. Ростов-н/Д: Феникс, 1998.
  6. А. Н., Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Ерофеев М. П. Культура организации: проблемы формирования и управления. — СПб.: Гуманистика, 2006.
  7. Л. С. Вознаграждение персонала. — М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2003.
  8. Г. Л., Томилов В. В., Чернышева 3. А. Маркетинг и культура предпринимательства. СПб.: СПбУЭФ, 1995.)
  9. А. В. Деятельность корпораций. — М., 1999.
  10. Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента / Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб, 1999.
  11. Л. Тендерная культура, или Типология взаимоотношений полов в организациях. СПб.: Наука, 2000.
  12. В.В., Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы. — СПб., 2002.
  13. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Уч. для вузов. -М.: Олимп-бизнес, 2007.
  14. Э. Дж., Макконелл Дж. Дж. Политика выплаты дивидендов //Экономическая теория / под ред. Дж. Итуелла, М. Милгрейта, П. Ньюмена. — М., 2004.
  15. Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2001.16.17,18,19.20,2122,23
Заполнить форму текущей работой