Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов предприятий ЖКХ в условиях трансформационной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устойчивое развитие экономики во многом зависит от эффективности взаимодействий государственного и рыночного регулирования и применяемых юридических режимов. И хотя сегодня реформы не обеспечили нормального функционирования рынка и препятствуют появлению рыночных стимулов развития производства, наблюдаются положительные предпосылки, способные переломить негативную тенденцию развития. К таким… Читать ещё >

Содержание

  • Теоретические основы исследования- финансовых ресурсов предприятия в условиях трансформационной экономики
    • 1. 1. Финансовые ресурсы как объект экономического исследования
    • 1. 2. Эволюция финансов предприятий России в XX веке
  • I. 3Формирование рыночного механизма финансовых отношений государства и предприятия
  • II. Оптимизация механизма формирования и использования финансовых ресурсов предприятий ЖКХ в условиях перехода к рыночным отношениям
    • 2. 1. Особенности функционирования предприятий ЖКХ в условиях рыночной трансформации
    • 2. 2. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности и оценка финансовой устойчивости предприятий ЖКХ
  • 2. ЗОрганизационно-правовые и хозяйственно-экономические факторы совершенствования управления финансовыми ресурсами предприятия в системе ЖКХ

Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов предприятий ЖКХ в условиях трансформационной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время ситуацию, сложившуюся в России в сфере нерыночного сектора экономики, можно охарактеризовать как весьма сложную. Основными причинами такого положения являются трудности доступа к финансовым ресурсам, постоянный рост стоимости сырья, энергоресурсов и др. Структурные преобразования в экономике страны вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность. Существенные дисбалансы, имеющиеся в национальном хозяйстве, снижение эффективности производства, низкая конкурентоспособность большей части оказываемых услуг, сокращение потребления и обнищание основной массы населения — все это обуславливает настоятельную необходимость пересмотра методов осуществления реформ и механизмов управления экономикой.

Реформе ЖКХ уже 12 лет, стереотипы «дореформенной» -трехуровневой — централизованной системы управления отраслью, подкрепленной централизованным финансированием, разрушены, а создать новую систему управления в условиях, когда потребителями и бюджетами всех уровней оплачивается менее 100% предоставленных услуг, не удается.

Большинство предприятий находятся в состоянии близком к банкротству. В счет погашения задолженности за тепловую и электрическую энергию, газ, воду предприятия вынуждены передавать часть своих основных средств. Возникают значительные обязательства перед бюджетами различных уровней. В результате предприятия не в состоянии не только проводить осмысленную и эффективную инвестиционную политику, но даже финансировать текущие мероприятия по поддержанию технического состояния находящихся на балансе инженерных сетей и сооружений. Стабилизация и дальнейшее развитие отрасли во многом определяются объемом финансовых ресурсов. Актуальной является и задача привлечения. внебюджетных источников и создание рыночной среды.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 г. Президент отметил, что «. государство тратит на дотации ЖКХ огромные средства, однако отдача от них остается низкой. Вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений. Главная цель реформы — это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Основное, что предстоит сделать — это передать права распоряжения самим гражданам, иначе население обязывают становиться потребителем услуг нерационального и затратного хозяйства"1.

В последние годы в связи с масштабной социально-рыночной трансформацией всего хозяйственного механизма России Правительством Российской Федерации принят пакет законодательных актов по регулированию деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Преобразования нерыночного сектора экономики в России требуют дальнейшей разработки вопросов реформирования нерентабельных предприятий, эффективного использования финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении, изменения потоков финансовых ресурсов, направляемых в дотационные отрасли и порядка государственного регулирования цен и формирования тарифов. Большой научный интерес для управления экономическими процессами, представляет сравнительный анализ динамики как традиционных источников формирования финансовых ресурсов так и новых, появившихся в период рыночных реформ. Все вышесказанное указывает на особую актуальность исследования проблем управления финансовыми ресурсами предприятия нерыночного сектора экономики.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что термин «финансовые ресурсы» широко используется в экономической литературе и практике хозяйствования, вопросам содержания этого понятия, источникам.

1 «России надо быть сильной и конкурентоспособной». Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию Российском Федерации. // Российская газета № 71 от 19.04.2002 г. формирования и направлениям использования финансовых ресурсов уделяется необоснованно мало внимания.

Финансовые ресурсы представляют собой одну из основополагающих экономических категорий. Распределение и перераспределение стоимости на основе финансовых отношений обязательно сопровождается движением финансовых ресурсов. Поэтому содержание термина «финансовые ресурсы» является одним из базисных понятий финансовой науки.

На этапе развития нашей страны, характеризовавшимся централизованным управлением экономикой, определению понятия и состава финансовых ресурсов уделялось большое внимание. Период рыночных реформ, начавшийся в 1992 г., кардинально изменил экономическую жизнь страны. Произошедшая ломка всей прежней системы экономических отношений была столь радикальной, что сделала невозможным непосредственное применение теоретических выкладок 6080-х годов к современной действительности без внесения в них существенных корректировок.

Вместе с тем, трансформация внешних проявлений финансовых ресурсов, произошедшая в последние годы, не означает необходимости отрицания всей предыдущей логики развития теории финансов по вопросу определения понятия и состава финансовых ресурсов. Поэтому, теоретической базой понимания финансовых ресурсов послужили фундаментальные классические исследования А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса. Значительное внимание проблемам в области финансов в России уделено в работах М. М. Алексеенко, С. Ю. Витте, К. Ф. Головина, И. В. Горелова, Е. Ф. Канкрина, Ф. А. Менькова, Н. И. Тургенева, И. И. Янжула.

Серьезный вклад в разработку теории финансов внесен советскими учеными A.M. Александровым, A.M. Бирманом, А. И. Буковецким, Д. П. Боголеповым, Э. А. Вознесенским, В. П. Дьяченко, В. В. Лавровым, И. В. Левчуком, Г. М. Точильниковым, М. К. Шереметьевым.

В 90-х годах XX века дальнейшая разработка теории финансов и проблем формирования и использования финансовых ресурсов получила 'в трудах 5.

В.Л. Алешина, A.M. Бабича, JI.A. Дробозиной, JI.JI. Игониной, A.M. Ковалевой, JI.H. Павловой, JI.B. Перекрестовой, Г. Б. Поляка, Н. В. Колчиной, В. М. Родионовой, П. Н. Шуляка, М. И. Яндиева.

В условиях становления рыночной экономики коренным образом изменилась и роль государства. На смену централизованному управлению всей финансовой деятельностью пришло ограничение вмешательства государства в хозяйственно-финансовые отношения предприятий. Принятие Налогового Кодекса РФ, Бюджетного Кодекса РФ и Гражданского Кодекса РФ оказало позитивное и стимулирующее воздействие на развитие финансов предприятий. Тем не менее, изучение хозяйственной практики показывает, что современная система российского законодательства при всех достигнутых за последние годы положительных результатах в ее реформировании, продолжает оставаться довольно серьезным тормозом экономического роста в России. Законодателю до сих пор не удалось избавиться от старых, советских стереотипов административно-властного управления народохозяйственным комплексом. Не создан новый эффективный механизм правового регулирования отечественной экономики, который был бы адекватен объективным закономерностям функционирования рыночной экономики и способствовал бы прогрессу финансовых отношений.

Трансформационный кризис в России затягивается из-за замедленного темпа структурных преобразований народного хозяйства, медленного сокращения нерыночного сектора, который поддерживается бюджетными ассигнованиями, перекрестным субсидированием за счет рентабельных предприятий и заниженных регулируемых цен естественных монополии.

Особый интерес сегодня вызывает исследование жилищно-коммунального хозяйства страны как нерыночного сектора экономики. Решающим этапом в деле реформирования жилищно-коммунальной отрасли стал указ Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», где определены основополагающие принципы и направления реформирования отрасли.

Несмотря на то, что означенной проблемой сегодня занимаются ученые и практики, законодательные и исполнительные органы на всех уровнях власти, серьезных положительных результатов в ее решении пока мало. Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностыо и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Изложенное убеждает в необходимости проведения серьезной реформы существующей системы отечественного законодательства, в ходе которой надлежит добиться того, чтобы идеи и принципы рыночной экономики пронизывали все законодательство, были главенствующими для всех отраслей народохозяйственного комплекса. От финансового оздоровления предприятий зависит и социально-экономическое состояние страны. В этом плане, в научной литературе остается еще немало открытых теоретических и прикладных вопросов, касающихся формирования и использования финансовых ресурсов предприятий. Актуальность проблемы исследования, ее практическая значимость, а так же недостаточная разработанность и обусловили выбор темы диссертационной работы.

Цель диссертационного исследования заключается в обосновании процесса трансформации теоретических подходов к совершенствованию механизма формирования финансовых ресурсов в жилищно-коммунальной отрасли в условиях ее перехода к рыночным отношениям, определении путей эффективного использования финансовых ресурсов и стабилизации экономики предприятий ЖКХ.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

• провести историко-экономический анализ возникновения финансов как экономической категории исходя из того, что целесообразность такого исследования связана с решением ряда практических задач становления рыночной экономики;

• уточнить роль государства в механизме стабилизации экономики предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

• исследовать механизм формирования и использования финансовых ресурсов на примере предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

• раскрыть значение организационно-правовых и социально-экономических факторов совершенствования управления финансовыми ресурсами предприятия;

• обосновать необходимость и неизбежность изменения существующей системы направления финансовых потоков с целью улучшения финансово-экономической ситуации в жилищно-коммунальной отрасли экономики;

• предложить возможные пути финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях единых рыночных подходов в отношении тарифов, льгот и субсидий.

Предметом диссертационного исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и использования финансовых ресурсов предприятий ЖКХ в условиях нестабильной рыночной экономики.

Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Методологические основы н теоретическая база исследования. Диссертационное исследование опирается на классические и современные труды российских и зарубежных экономистов. Для достижения избранной цели в ходе исследования автор опирался на методы исторического, логического, статистического, экономического анализа. В основе исследования лежит системный анализ процессов формирования финансов предприятий, который дополнен методами сравнительного анализа. При написании диссертационной работы использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного управления по вопросам реформирования жилищно-коммунальной сферы.

Ипформационно-эмпирическая база исследования включает справочные материалы, опубликованные в специальных и периодических изданиях, данные статистических сборников России, Волгоградской области, годовые отчеты Управления финансов по г. Волжскому об исполнении бюджета города, результаты исследования российских предприятий жилищно-коммунального хозяйства, размещенные в Internet, данные годовых бухгалтерских отчетов предприятий жилищно-коммунального хозяйства г. Волжского.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Изменение экономического содержания, источников и состава финансовых ресурсов предприятий в условиях транзитивной экономики не означает необходимости отрицания всей предыдущей логики развития теории финансов в части исследования финансовых ресурсов предприятий. Исследуя опыт финансовой науки, и учитывая необходимость внедрения рыночных подходов к формированию финансовых ресурсов предприятий ЖКХ, автором предложено следующее определение финансовых ресурсов. Финансовыми ресурсами предприятий ЖКХ в рыночных условиях являются денежные доходы и поступления, формируемые на рыночных принципах, находящиеся в постоянном или временном пользовании хозяйствующих субъектов для выполнения финансовых обязательств, финансирования затрат на цели производства и воспроизводства и экономического стимулирования персонала на основе действующих, законодательно принятых норм.

2. Для развития условий рентабельной работы предприятий ЖКХ, необходимо ограничение вмешательства государства в работу хозяйствующих субъектов и создание законодательно закрепленных возможностей для формирования достаточного объема финансовых ресурсов. При этом совершенствование рычагов и механизмов государственного финансового регулирования должно быть, направлено на обеспечение расширенного воспроизводства на предприятиях.

3. Наличие предприятий, не приносящих экономическую выгоду из-за затянувшегося периода адаптации и называемых нерыночными (в частности ЖКХ), оказывает негативное воздействие на итоговые показатели развития экономики страны. Тем самым рыночный сектор лишается значительных ресурсов развития. В широком смысле это * означает неспособность или неготовность предприятий работать в рыночных условиях прибыльно, иметь необходимые финансовые ресурсы и использовать соответствующие методы работы.

4. Дотационность отрасли в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления предприятиями, отсутствие конкуренции, наличие перекрестного субсидирования за счет рентабельных предприятий являются основными причинами существующих проблем жилищно-коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой занятости и отсутствия экономических стимулов снижения затрат, неэффективности и убыточности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, высокого уровня потерь ресурсов.

5. Бюджетные ограничения обусловливают недостаточность средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, существенную часть расходов на оказание услуг, не возмещаемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность. Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги безнадежно устарел, не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий. Система планирования рентабельности жилищно-коммунальных предприятий сохранилась со времен планового хозяйства и не гарантирует получение прибыли, необходимой для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную отрасль. Поэтому применение эффективных методов установления тарифов, ликвидация дотационности, совершенствование договорных отношений и государственная поддержка модернизации ЖКХ позволит перевести жилищно-коммунальную отрасль в рыночные условия хозяйствования.

6. Монополизм жилищно-коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Переход на.100-% * оплату жилищно-коммунальных услуг, оптимизация системы распределения льгот и субсидий, путем внедрения социальных счетовважнейшее направление перевода жилищно-коммунального сектора экономики страны в рыночные условия хозяйствования.

Научная новизна полученных результатов состоит в следующем: • уточнено понятие финансовых ресурсов предприятий ЖКХ в рыночных условиях, под которыми понимаются денежные доходы и поступления, формируемые па рыночных принципах, находящиеся в постоянном или временном пользовании хозяйствующих субъектов для выполнения финансовых обязательств, финансирования затрат на цели производства и воспроизводства и экономического стимулирования персонала на основе действующих, законодательно принятых норм, что.

11 позволило выделить основные направления совершенствования механизма формирования и использования финансовых ресурсов в жилищно-коммунальной отраслиопределены пути стабилизации экономики предприятий и методом сравнительного анализа финансовых показателей предприятий жилищно-коммунальной отрасли доказано, что для обеспечения эффективной и рентабельной деятельности предприятий ЖКХ в тарифы на оказываемые услуги должны включаться не только эксплуатационные расходы и затраты на техническое обслуживание, но и затраты на финансирование модернизации и перевооруженияпредложен механизм изменения функций участников системы финансовых отношений в ЖКХ и порядок их взаимодействия, а также схема реорганизации финансовых потоков. Суть ее в обеспечении адресности выделяемых субсидий, что позволит: прекратить практику перекрестного субсидирования, заинтересовать инвесторов во вложении средств в предприятия жилищно-коммунальной отрасли, привести к конкуренции и демонополизации жилищно-коммунального обслуживания и появлению экономических стимулов для снижения издержек от оказания услугдоказано, что необходимым направлением реформирования финансов ЖКХ является сокращение нефинансируемых льгот. Работа предприятий в условиях регулируемых государством цен и система льгот, ввиду их неполного и несвоевременного покрытия, снижает уровень возмещения затрат и, как следствие, приводит к недостатку финансовых ресурсов на предприятиях и к наличию нерентабельных предприятийсформулирована концепция реструктуризации задолженности предприятий и определены пути финансового оздоровления и снижения издержек по оказанию услуг предприятиями ЖКХ, предполагающие переучет бюджетного долга, погашение взаимных долгов, расчет имуществом с кредиторами. Основным направлением финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства должно стать признание бюджетами всех уровней своих долгов перед отраслью.

Теоретическая п практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость диссертации состоит в расширении научных представлений о процессе трансформации механизма формирования финансовых ресурсов в жилищно-коммунальной отрасли в условиях перехода к рынку, выявлении основных направлений реформирования и финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложенные рекомендации могут быть эффективно использованы при разработке законодательных и нормативных актов регионального и местного уровней, а так же могут быть внедрены в действующую практику формирования и использования финансовых ресурсов предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на научно-практических конференциях: «Вековой поиск модели хозяйственного развития России» (г. Волжский, 2002 г.), «Безопасность и устойчивое развитие Нижнего Поволжья» (г. Волгоград, 2002 г.), «Вековой поиск модели хозяйственного развития России». «Региональное экономическое пространство: интеграционные процессы» (г. Волжский, 2004 г.), «Вековой поиск модели хозяйственного развития России», «Юг России: модели и технологии развития экономики региона» (г. Волжский, 2004 г.).

Результаты диссертационного исследования использованы при внедрении мероприятий по обеспечению условий оптимизации издержек и совершенствованию системы сбора платежей за предоставляемые услуги МУП «Волжские межрайонные электрические сети» в рамках программы «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в г. Волжском». Отдельные рекомендации и методические разработки применены при проведении реструктуризации задолженности бюджета за тепловую энергию и инвентаризации задолженности за оказанные услуги в МУП «Тепловые сети». Теоретические положения исследования применены при чтении лекций в Волжском гуманитарном институте (филиале) Волгоградского государственного университета по дисциплине «Оперативная и финансовая работа на предприятиях».

Публикации. По результатам диссертации опубликовано 6 научных работ общим объемом 2,3 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Содержит таблиц — 18, рисунков — 21, приложений -11. Работа изложена на 174 страницах.

Основные результаты и выводы диссертационного исследования сводятся к следующему:

1. Несмотря на важность категории «финансовых ресурсов», вопрос об их составе и источниках формирования является недостаточно проработанным, причиной чему являются, происходящие радикальные изменения всей системы хозяйствования. Большое внимание в ходе разработки темы было уделено обоснованию экономического содержания финансовых ресурсов. Для синтеза новых знаний необходимым представляется исследование суммы знаний, накопленных в предыдущие периоды, выделение наиболее существенных черт и характеристик исследуемого предмета, установление логики развития знаний о нем. Финансовые ресурсы занимают промежуточное положение между такими понятиями, как денежные средства и финансовые резервы (фонды целевого использования). Неоднозначная трактовка понятия финансовых ресурсов в современной финансовой науке не мешает его использованию в практике финансово* хозяйственной деятельности. Обобщая понятия финансовых ресурсов, автором предпринята попытка предложить следующее определение финансовых ресурсов. Финансовыми ресурсами предприятий ЖКХ в рыночных условиях являются денежные доходы и поступления, формируемые на рыночных принципах, находящиеся в постоянном или временном пользовании хозяйствующих субъектов для выполнения финансовых обязательств, финансирования затрат на цели производства и воспроизводства и экономического стимулирования персонала на основе действующих, законодательно принятых норм.

2. Происходящие перемены в государственной политике оказывают кардинальное влияние на порядок формирования и использования финансовых ресурсов как государства в целом, так и предприятий, в частности. Характерным для концепции финансов советского периода было рассмотрение процесса создания доходов у государства и государственных предприятий как единого целого. В современных рыночных условиях предприятия эффективно функционируют лишь тогда, когда они обеспечены необходимой финансовой базой. На наш взгляд, для создания условий рентабельной работы предприятий, необходимо ограничение вмешательства государства в работу хозяйствующих субъектов и создание законодательно закрепленньг.: возможностей для формирования достаточного объема финансовых ресурсов. При этом совершенствование рычагов и механизмов государственного финансового регулирования, с помощью которых должен оптимизироваться уровень рентабельности, должно быть направлено на обеспечение необходимого объема финансовых ресурсов.

3. Устойчивое развитие экономики во многом зависит от эффективности взаимодействий государственного и рыночного регулирования и применяемых юридических режимов. И хотя сегодня реформы не обеспечили нормального функционирования рынка и препятствуют появлению рыночных стимулов развития производства, наблюдаются положительные предпосылки, способные переломить негативную тенденцию развития. К таким предпосылкам относятся: создание условий для формирования отношений собственности и механизмов управления, более соответствующих рациональному использованию ресурсовопределение и использование наиболее эффективных форм государственного регулирования экономики и оптимальных масштабов их внедрения для преодоления неплатежеспособности предприятий и формирования сильных субъектов рынканормализации, путем введения Налогового Кодекса РФ, взаимоотношений предприятий с бюджетом и государственными внебюджетными фондамиповышение эффективности использования предприятиями выделенных финансовых средств государственной поддержкиурегулирование взаимной просроченной задолженности предприятий, стимулирование накопления капитала для инвестиций в развитие производства, поддержка реформ предприятий, обеспечивающих их реструктуризацию, для повышения эффективности деятельностилегализация предпринимательской деятельности.

4. Для решения проблем обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ и повышения качества жилищно-коммунального облуживания необходимо жесткое регулирование деятельности локальных монополий, и создания эффективного управления городским хозяйством, в части рационального использования средств, отхода от затратного метода в ценообразовании, повышения качества предоставляемых услуг и т. п.

5. Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение, как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков. Создание законодательной и нормативно-методической базы функционирования предприятий в городском хозяйстве на принципах самофинансирования позволит перейти предприятиям жилищно-коммунального комплекса в разряд эффективных производителей услуг, что соответствует принципам рыночной экономики. При исследовании действующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Волжского видно, что только дальнейшие действия в отношении тарифов, льгот и субсидий обеспечат ресурсы, необходимые для решения проблемы финансирования ЖКХ. При этом следует учесть, что в настоящее время возмещаемые затраты включают только эксплуатационные расходы и затраты на техническое обслуживание. На анализируемых предприятиях только в МУП «ВМЭС» при формировании тарифов включаются затраты на финансирование модернизации и перевооружения.

6. Финансирование ЖКХ в настоящее время осуществляется, как правило, на уровне 50−70% от необходимой потребности. Проблему с недостаточностью финансовых ресурсов осложняет и наличие дебиторской задолженности, основной составляющей которой является неоплаченная выручка за оказанные услуги. Кроме того, регулирование тарифов в ЖКХ осуществляется в условиях отсутствия единой законодательной и нормативно-методологической базы. В результате предприятия отрасли, осуществляя хозяйственную деятельность, изначально находятся в неравном положении, ввиду различных подходов при формировании цены на оказываемые услуги. Оказание услуг потребителям при отсутствии полного финансового обеспечения возмещения услуг, в условиях государственных регулируемых цен, с предоставлением услуг населению в соответствии с Федеральными законами, приводит к недостатку ресурсов в оборотном капитале и снижению их платежеспособности и финансовой устойчивости.

7. Утверждение тарифов органами местного самоуправлении и РЭК, исходя из экономически обоснованных затрат без включения в них расходов на развитие и плановой рентабельности, что связано с недостаточностью средств в бюджетах на возмещение разницы в тарифах и неплатежеспособностью населения, приводит к тому, что, например, на исследуемых в диссертации предприятиях МУП «ТС» и МУП «ЖХ» нет собственных средств финансирования хозяйственной деятельности. МУП «ТС» в 2003 году недополучило из бюджетов всех уровней дотаций на покрытие убытков и возмещение льгот из ФБ РФ финансовых ресурсов в сумме 286 921,5 тыс. руб. Возмещение расходов в полном объемо позволило бы рассчитаться с кредиторами предприятия и привело бы к изменению структуры финансовых ресурсов предприятия, в части увеличения доли собственных средств. Объем выпадающих доходов МУП «ЖХ» в 2003 году составил 18 333,3 тыс. руб., однако фактическое возмещение из бюджета получено в сумме 9880,9 тыс. руб. Кроме того, не получено доходов по льготным категориям потребителей только в 2003 году в сумме 8452,4 тыс. руб., дотаций из городского бюджета на покрытие убытков — 5683,5 тыс. руб., что как следствие отразилось на объеме собственных средств и наличии убытков от деятельности. В случае полного возмещения выпадающих доходов предприятие получило бы вместо убытка в сумме 6865,0 тыс. руб. прибыль в размере 7270,9 тыс. руб. и имело бы возможность рассчитаться с основными кредиторами. Принятие и реализация этих мер должно привести к формированию достаточного объема финансовых ресурсов на предприятиях ЖКХ рыночных по назначению, но не приносящих экономическую выгоду и называющихся на современном этапе развития экономики нерыночными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотренные в диссертационной работе вопросы не охватывают всего спектра проблем формирования и использования финансовых ресурсов предприятий в условиях нестабильной рыночной экономики. Для реализации поставленной цели — разработки теоретических основ механизма формирования финансовых ресурсов в жилищно-коммунальной отрасли, определения путей эффективного использования финансовых ресурсов и стабилизации экономики предприятий ЖКХ — анализ ситуации проводился в трех уровнях: федеральных государственных программ, программ реформирования субъектов федерации и органов местного самоуправления и локальном, на примере конкретных предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Неэффективная система управления, дотационность сферы, высокие затраты и отсутствие экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, высокая степень износа основных фондов и большие потери ресурсов обусловили кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетов. В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жидищно-коммуналыюй сферы. Однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход. К концу 2004 года население должно было оплачивать 90% стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически, с учетом льгот и субсидий, оплачивается около 70%.

Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги безнадежно устарел, не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности коммунальных предприятий сохранилась, в основе, со времен планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную сферу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Логика экономического роста / Л. И. Абалкин. М.: Ин-т экономики РАН, 2002.
  2. Л.И. Хозяйственный механизм на современном этапе. М., 1980.
  3. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики, 1997, № 6.
  4. Актуальная Россия (вопросы экономической теории и практики) / Под ред. Ю. М. Осипова, О. В. Иншакова, М. М. Гузева, Е. С. Зотовой: В 2 т. М. Волгоград: Изд. Волгоградского государственного университета, 2000.
  5. A.M., Вознесенский Э. А. Финансы СССР. М.: Финансы, 1971.
  6. Л., Назарова А. Макроэкономические пропорции в 1999—2003 гг.. (по данным национальных расчетов) // Экономист, 2004, № 5.
  7. Л. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов. М.: «Финансы», ЮНИТИ, 1999.
  8. И.Г. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: «Финансы и статистика», 1995.
  9. И.Г. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 1998.
  10. B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: «Экзамен», 2000.
  11. М. И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: «Финансы и статистика», 2000.
  12. В.Г. Финансы фирмы. МГУ / Под ред. Мерзлякова И. П. М.:ИНФРА-М.: 1999.
  13. A.M. Очерки теории советских финансов. Вып. I, II и III (1971, 1972 и 1975гг.).
  14. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.:"Институт новой экономики", 1999.
  15. C.B., Демичев А. Н., Точильников Г. М. Финансы и кредит СССР / Под ред. Точильникова Г. М., М.: Изд. «Финансы», 1973.
  16. В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1998.
  17. Д.П. Краткий курс финансовой науки.- М.: 1929.
  18. П. Г. Петраков H .Я. Шаталин С. С. Рыночная экономика- выбор пути. М.: Профиздат, 1991.
  19. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. М., 1998.
  20. Вараксина Н. М, Кован Е. С. Возможные пути оздоровления предприятий // Налоговый вестник. 2000, № 12.
  21. П.И., Нешитой A.C. «Финансы»: Учебник для ВУЗов М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
  22. С.Ю. Воспоминания. ПГ, 1923. Т 1.
  23. Вопросы теории финансов / Под ред. В. А. Дьяченко. М.: Госфиниздат, 1957.
  24. Э.А. Дискуссионные вопросы теории социалистических финансов.- JL: Изд-воЛГУ, 1969.
  25. Э.А. Финансы как стоимостная категория. М.: Финансы и статистика, 1985.
  26. Все положения по бухгалтерскому учету (выпуск второй).- М.: ЗАО «Издательский Дом» Главбух", 2003.
  27. Всемирная история экономической мысли. Т.5. Теоретические и прикладные концепции развития стран Запада. Гл. 20. Финансовая наука. -М.: Мысль, 1994.
  28. Второй пятилетний план развития народного хозяйства Союза ССР. Госплан СССР. Т.1.М., 1934.
  29. В.Ю. Налоговая система в период НЭПа. Министерству Финансов России 190 лет, специальное приложение к журналу «Финансы», 1993.
  30. B.B. Становление финансовой системы России: Проблемы практики и теории // Вестник Московского университета, серия 6, экономика, 2004, № 3.
  31. С. Как добиться экономического роста? (Макродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения) // Российский экономический журнал, 1996, № 5−6.
  32. В.Н. Инвестиционная политика предприятия // Финансы, 1999, № 12.
  33. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I.- М., 1995.
  34. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть II.- М., 1996.
  35. Л.М., Гуревич Е. Т., Саватюгин А. Л. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 7.
  36. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: МИК, 2000.
  37. И. Теория финансов. Казань, 1845.
  38. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики, 2000, № 1.
  39. Государственное регулирование рыночной экономики // Под ред. H.A. Волгина, В. И. Кушлина, А. Н. Фолошьева. М., 1998.
  40. В.П., Грибов В. Д., Экономика предприятия. М.: «Финансы и статистика», 1997.
  41. В. О состоянии жилищно-коммунального комплекса // Экономист, 2004, № 7.
  42. Доклад на 3-й Международной конференции «Модернизация экономики: итоги и перспективы». Москва, 3−4 апреля 2002 г. // Вопросы экономики, 2002, № 5.
  43. Л.А., Константинова Ю. Н. и др. Общая теория финансов- Учебник / Под ред. Л. А. Дробозиной М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  44. В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. -М.: Наука, 1974.
  45. В.П. Общее учение о советских финансах. М.: ВЗИНО, 1946.
  46. В.П. Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства. 4.1.1917−1925гг. М.: Госфиниздат, 1947.
  47. О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999. (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»).
  48. М.М., Иншаков О. В., Овчинникова В. Н. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России. М., 1997.
  49. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года № 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» с учетом последующих изменений и дополнений.
  50. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от июня 1991 г. № 1488−1 (в ред. ФЗ от19.06.95г. № 89-ФЗ).
  51. Т.В. Управление государственной собственностью // Журнал российского права 2001 г., № 8.
  52. Изменение финансирования предприятий городского хозяйства в ходе реформы ЖКХ // Финансовая газета. Региональный выпуск, 1999, № 38.
  53. А. Экономическая свобода и благосостояние народов // Вопросы экономики, 2000, № 4.
  54. Информационно-аналитический обзор экономического состояния ЖКХ России по итогам 2002 г. // ЖКХ июнь 2003 г., № 6, часть П.
  55. О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития. Волгоград. 1995.
  56. История Министерства финансов России: В 4 т. Т. 4 /Авторский коллектив.- М.: ИНФРА-М, 2002.
  57. История социалистической экономики. Т.1., Т.7.
  58. А.Г. Город в трансформирующемся обществе. Волгоград: Изд. ВолГУ, 1999.
  59. A.M., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. -М: ИНФРА М, 2000.
  60. А.О., Кольцов A.B., Кузнецов Б. В. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ // Вопросы экономики, 2002, № 6.
  61. Конкуренция и антимонопольное регулирование. / Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999.
  62. Ю.А., Ильинский А. И., Финансовый кризис: причины и преодоление. М.: ЗАО «Финстатформ», 1999.
  63. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  64. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. 1996. 9 апреля.
  65. В.А. Модернизация и России на пороге XXI века // Вопросы философии. 1993, № 7.
  66. В.М. Трансфертное ценообразование (Опыт США) //Финансы. 1998, № 7.
  67. Т.А. Экономико-правовой бюллетень, 2003, № 1.
  68. В. Диапазон стратегических решений // Экономист, № 10.
  69. В.В. Финансы и кредит СССР. М.: Финансы и статистика, 1977.
  70. И.В. Денежное обращение и кредит СССР. М.: Финансы и статистика, 1986.
  71. В.М., Шпитцнер Р. Н., «Финансы и бухучет в рыночной экономике», СПб., «Знание», 1993.
  72. Я. Денежные аспекты экономической политики. // Вопросы экономики, 1989, № 6.
  73. А.Я. Экономическая реформа России и ее цена. М.: Культура, 1994.
  74. Л.С. Жилищный сектор экономики в постсоциалистических странах Европы // Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 3.
  75. Д. Экономика России, свободная от стереотипов монетаризма // Вопросы экономики. 2000, № 2.
  76. И.П. Контроль за целевым использованием бюджетных средств предприятиями // ЖКХ, 2003, № 6, часть 1.
  77. К.Р., Брю С.Л. Экономика. Баку. 1992. Т.1, т.2.
  78. К. Капитал. Т.1/Г.З. / К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. 2-е изд. Т.23,т. 25.
  79. Г. Нерыночный сектор экономики России // Вопросы экономики, 2002, № 6.
  80. May В. Экономика и политика в условиях радикальной экономической реформы. М., 1995.
  81. Ф.А. Основные начала финансовой науки. М., 1924.
  82. Монетарная политика и структурные реформы в экономике постсоветской России // Вопросы экономики, 2002, № 5.
  83. Налоговый вестник, 2001, № 7.
  84. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть I. М., 1998.
  85. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть II. М., 1999.
  86. Т. Реформа расходов бюджетной системы как фактор экономического роста. Финансовая газета, 2002, № 21.
  87. Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июня 1979 г. М., 1979.
  88. С.И. Амортизация, нераспределенная прибыль как основные источники процесса воспроизводства в организациях ЖКХ // ЖКХ. 2003 г. № 6, часть 1.
  89. Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.02.97 № 121.
  90. Л.П. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: М.: ЮНИТИ, 1998.
  91. Л.П. «Финансы предприятий», М.: Финансы, изд. объединение «ЮНИТИ», 1998.
  92. К.Н. Очерки истории бюджета Советского государства. М.: Госфиниздат, 1955.
  93. Плущевская 10. Финансовые потоки между основными секторами Российской экономики в 1997—2002 гг. // Вопросы экономики, 2003, № 6.
  94. Г. Б. Бюджетная система России. М.: Финансы и статистика, 2000.
  95. Г. Б. Финансовый менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000.
  96. Е.Б. Возможности реструктуризации задолженности предприятий ЖКХ // ЖКХ, 2004, № 1, часть 1.
  97. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Россия на рубеже эпох. О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации. М.: 1999.
  98. Пособие по истории России. Т.2. Черкасов П. П., Чернышевский Д.В.
  99. Постановление Правительства РФ от 02.08.99 № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».
  100. Постановление Правительства РФ от 17.11.01 № 797 «О подпрограмме „Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации“ федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002−20 Югоды».
  101. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг».
  102. Постановление Правительства РФ от 01.07.02 № 490 «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства».
  103. Постановление Правительства РФ от 26 августа 2004 года № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год».
  104. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 2 июля 1999 г. № 359-СФ «Об итогах рассмотрения в Совете Федерации вопроса о путях выхода страны из экономического кризиса».
  105. Постановление Волжской городской Думы Волгоградской области от 26 марта 2003 г. № 85/16 «Об утверждении городской программы «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в г. Волжском».
  106. Постановление Волжской городской Думы Волгоградской области № 91/2 от 02.07.2003 г. «Об утверждении целевой городской программы «Программа энергосбережения г. Волжского на 2003 г.»
  107. Постановление Волжской городской Думы Волгоградской области от 24 сентября 2003 года № 93/16 «О муниципальных унитарных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства г. Волжского».
  108. Построение фундамента социалистической экономики в СССР. 19 261 932гг.» М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  109. Приказ Минфина РФ от 28 июня 2000 г. № 60н «О Методических рекомендациях, о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации».1.Производственный менеджмент / Под ред. М. В. Макаренко, О. М. Махалиной М. 1998.
  110. В.А. Финансовые регуляторы в системе управления общественным производством (теоретические подходы к совершенствованию финансовой системы) // Финансы СССР, 1991, № 5.
  111. Решение Комитета Совета Федерации РФ по вопросам экономической политики от 28 марта 2000 г. № 35−56/2 «По вопросу о ходе, реформирования жилищно-коммунального хозяйства», собрание законодательства РФ № 15 от 10.04.2000.
  112. Д. Начала политической экономии и налогового обложения /Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.1. М., 1993.
  113. В.М. Финансы. М.: «Финансы и статистика», 1995.
  114. В.М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1998.
  115. О. Где экономика в государственной денежно-кредитной политике? // Экономист. 2004, № 5.
  116. Российский статистический ежегодник. М.: 2001 г.
  117. Руководство для мэров по организации и управлению городским хозяйством / Под общ. ред. П. Г. Грабового, JI.H. Чернышева. М.: «Реалпроект», 2004 г.
  118. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИП «Экоперспектива», 1998.
  119. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М., 2002 — (Серия «Высшее образование»).
  120. Дж. Рыночная экономика и Россия. М., 1995.
  121. П. Экономика. Т.1.М., 1992.
  122. Сборник декретов и распоряжений по финансам. Т. 1:1917−1919.Пг., 1919.
  123. С.Б. Практика реформы жилищно-коммунального комплекса. V Всероссийский форум «Стратегия развития жилищной и коммунальной сфер Российской Федерации» 16−17 марта 2004 г.
  124. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1993 / Антология экономической классики. В 2-х томах, т.1. М., 1993.
  125. Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. Лапусты М.Г.- Никольского П. С. М.: ИНФРА-М, 1999.
  126. Л.Д. Вопросы финансового оздоровления предприятий ЖКХ //ЖКХ, 2003, № 1,часть 1.
  127. Состоится ли экономический рост в России? М.: ЦМАКП.2001.
  128. Социально-экономические проблемы России: Справочник / Под ред. Филиппова П. С. СПб: Норма, 1999.
  129. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. : — изд., испр., измен, и доп. М.: ИНФРА — М, 2002. — (Справочники «ИНФРА-М»).
  130. Справочник по ценообразованию / Сост.: A.M. Метлин, В. Г. Ольховой, А. Н. Рудин, В. И. Торбин. Под ред. Н. Т. Глушкова. М.: Экономика, 1985.
  131. Стратегия реформирования экономики России (аналитический доклад Института экономики РАН) // Вопросы экономики. 1996, № 3.
  132. Г. М. Вопросы советских финансов. М.: Госфиниздат, 1962.
  133. Трансформация мировой экономики и Россия // Свободная мысль. 1996, № 4.
  134. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».
  135. Укрепление роли государства в экономике России в переходный период // Проблемы прогнозирования, 1999, № 1.
  136. A.B. В ожидании кризиса. Ход и противоречие экономических реформ в России. М.: — Изд. «Стрелец», 1999.
  137. Фабрично-заводская промышленность в период 1913—1918 гг.- М., 1926.
  138. В.Н. Об анализе платежеспособности и ликвидности предприятия // Бухгалтерский учет. 1997, № 11.
  139. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.1995 г.
  140. Федеральный закон № 19-ФЗ от 10.02.1999 г. «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
  141. Федеральный закон РФ «О финансовых основах местного, самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ.
  142. Федеральный закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118−1.
  143. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
  144. Федеральный закон от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 08.08.01 г. и 30.12.2001 г.).
  145. Федеральный закон от 14.04.95 г. № 41-ФЗ «О государственном, регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
  146. В. Федерализм и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия // Вопросы экономики, 2000, № 1.
  147. Финансовые и бухгалтерские консультации, 2001, № 2.
  148. Финансы / Под ред. А. М. Ковалевой, М.: «Финансы и статистика», 1998.
  149. Финансы. Учебник для ВУЗов / В. М. Родионовой, Ю. Я. Вавилова и др.- М.: Финансы и статистика, 1995 г.
  150. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999 г. (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»).
  151. Финансы в управлении предприятием / Под ред.A.M. Ковалевой М.: Финансы и статистика, 1995 г.
  152. Финансы и кредит СССР / Под ред. В. В. Лаврова М.: «Финансы» 1977 г.
  153. Финансы и эффективность общественного производства./Материалы научной конференции. М.: изд. «Финансы». 1974 г.
  154. Финансы предприятий: Учебник / Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк, Л. П. Павлова и др. Под ред. проф. Н. В. Колчиной.- М.: Финансы. ЮНИТИ, 1998 г.
  155. Финансы России: Стат. Сб./ Госкомстат России. М., 1998 г.
  156. Финансы. Учеб. пособие для вузов / A.M. Ковалева, В. Н. Варенникова, В. Д. Богачева / Под ред. Заслуженного работника высшей школы РФ, A.M. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001.
  157. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой- М.: «Финансы и статистика», 1995.
  158. Финансы. Учебник, издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. A.M. Ковалевой М.: ООО «ТК «Велби», 2003.
  159. Финансы отраслей промышленности России до и после кризиса 1998 года. М.: РЦЭР, 2002.
  160. Финансы предприятий: Учебное пособие / Под ред. Бородиной Е. И. М.: ЮНИТИ. 1999.
  161. Финансы России: Стат. Сб. / Госкомстат России.- М., 1998.
  162. Г. И. Технология экономического рывка в России: чему учит исторический опыт//ЭКО. 2004, № 10.
  163. К. Финансовый и экономический анализ деятельности предприятий / Международная организация труда: Пер. с англ. Лукичева Д. П. и Лукичевой А. О. / Под ред. Воропаева Ю. Н. / М.: Финансы и статистика, 1996.
  164. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФА-М, 1995.
  165. М.К. Финансы СССР. М.: Финансы, 1977.
  166. П.Н., Белотелова Н. П. Финансы. Учебное пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000.
  167. Эволюционный подход к переходной экономике / Под ред. Л. И. Абалкина М.: ИЭ РАН, ЦЭМИ РАН, 1995.
  168. Экономическая теория: Учебник / Под редакцией В. Д. Камаева.6-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.
  169. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л. Т. Гиляровской -М.: ЮНИТИ. 2001.
  170. И.И. Основные начала финансовой науки. Спб., 1899.
  171. Е. Поражение или отступление? (Российские реформы и финансовый кризис) // «Вопросы экономики». 1999, № 2.
  172. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // «Вопросы экономики», 2004, № 7.
  173. Bratislava Case study. UN.N.Y. Geneva, 1999.
  174. Campbell I.L. Reflections on the Fiscal Grisis of Post-Communist States, in I. Hausner, and allies (eds.).Strategic Choice and Path-Dependency in Post-Socialism Institutional Dynamics in the Transformation Process. Alder shot, 1995.
  175. Housing Finance Key Concepts and Termes. UN.N.Y. Geneva, 1998.
  176. Magyar statisztikai envoy 1990−2000.
  177. Mc Kinsey Global Institute. Экономика России: рост возможен. М., 1999.
  178. Slovakia. Country Profiles on the housing Sector. Poland. UN.N.Y., Geneva, 1999.
  179. Stiglitz I., Greenwald В., Towards a New Paradigm In Monetary Economics. Cambridge, 2002.
  180. World Investment Report. UNDP, Wash., 2002.
  181. Анализ показателей работы жилищно-коммунального хозяйства г. Волжского за 2003 год
  182. Отрасли всего в т. ч. населен. всего в т. ч. населен. всего в т. ч. населен.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
  183. Водоснабжение тмЗ 51 181,1 16 889,4 109 131,9 36 012,9 108 303,1 12 607,3 35,0 28 810,3 2077,1 1650,1 12 475,82 7202,58 1874,3 5,2
  184. Канализация тмЗ 34 236,5 26 279,3 72 066,8 55 317,1 55 734,7 17 763,9 32,1 44 253,7 2976,7 2481,3 21 031,78 11 063,42 2689,6 4,9
  185. Теплоэнергия т.Гкал. 1571,46 1363,67 384 630 333 771,6 223 728,2 172 125,1 51,6 267 017,3 30 091,6 24 485,5 40 315,08 66 754,32 99 224,3 29,7
  186. Эксплуатация жил. фонда т. м2 5179,1 5002,171 237 837,5 229 712,4 115 801,1 93 812,6 40,8 183 769,9 21 970,9 9499,4 58 487,02 45 942,48 76 034,2 33,1
  187. Саночистка гмЗ 423,6 298,2 19 746,1 13 900.6 17 416,5 10 264,5 73,8 11 120,5 1726,4 1344,6 -2215,02 2780,12 0 0,0
  188. Электроснабже -ние 192 724,6 138 961,1 99 835,3 71,8 111 168,9 17 670,3 6003,4 X X 0 X
  189. Газоснабжение 26 877 32 127,4 22 887 71,2 257 019 4463,7 1944,7 X X 1529,7 Xитого 839 803 429 296 51,1 903 159,6 В0976, 7 47 409 X X 181 352,1 X
  190. Источник: Пояснительная записка к отчету об исполнении бюджета г. Волжского за 2003 год.
Заполнить форму текущей работой