Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование деятельности кредитных институтов в интересах обеспечения военно-экономической безопасности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертации. В представленной работе следующие положения и выводы, по мнению диссертанта, содержат элементы научной новизны: о дано определение понятий «система государственного регулирования экономики» и «система государственного регулирования банковской деятельности» — уточнена трактовка категорий «рынок» и «экономическая безопасность оборонно-промышленного комплекса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы анализа системы государственного регулирования деятельности кредитных институтов и её влияния на процесс обеспечения военно-экономической безопасности России
    • 1. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, функции, основные инструменты и его роль в обеспечении военно-экономической безопасности Российской Федерации
    • 2. Банковская система как объект государственного регулирования кредитной сферы и субъект системы обеспечения военно-экономической безопасности страны
  • Глава 2. Анализ становления и функционирования системы государственного регулирования банковской деятельности в Российской Федерации
    • 1. Эволюция российской банковской системы, форм и методов её регулирования
    • 2. Зарубежный опыт взаимодействия государства и банковской системы и его использование в современной России
  • Глава 3. Совершенствование механизма государственного регулирования банковской деятельности как элемента системы обеспечения военно-экономической безопасности России
    • 1. Анализ современного состояния и основных проблем функционирования российской системы государственного регулирования банковской деятельности
    • 2. Оптимизация взаимодействия государства и банковской системы как необходимое условие укрепления военно-экономической безопасности Российской Федерации

Государственное регулирование деятельности кредитных институтов в интересах обеспечения военно-экономической безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что одной из главных причин возникновения серьезных проблем в процессе перехода России на рыночные основы явилась недостаточно активная позиция государства в их решении. Что же касается рыночных механизмов, то они в течение всего периода социально-экономической трансформации так и не стали, как надеялись некоторые реформаторы, панацеей от системных кризисов и не смогли нейтрализовать негативные последствия переходного этапа.

В тоже время, поскольку экономика России находится далеко не в лучшем состоянии, а последние события в мире демонстрируют наличие реальной угрозы возникновения широкомасштабных войн, то в настоящий момент перед нашей страной с особой остротой встает проблема обеспечения собственной военно-экономической безопасности.

Так, проведенные исследования показывают, что, с одной стороны, отечественный оборонно-промышленный комплекс находится в очень плачевном состоянии: изношенные производственные фонды, финансовый голод, отток высококвалифицированных кадров и т. п. При этом значительная доля проблем, испытываемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса, обусловлена, прежде всего, отсутствием достаточных инвестиционных ресурсов для дальнейшего развития. Вместе с тем, российские банковские институты, обладая значительным кредитным потенциалом, проявляют весьма слабую заинтересованность в сотрудничестве с реальным сектором экономики, в том числе и с предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Следовательно, необходимость усиления роли государства в организации эффективного взаимодействия между кредитными институтами и промышленными предприятиями, а также требование качественной реструктуризации системы регулирования банковской деятельности в интересах укрепления военно-экономической безопасности придают научным исследованиям в этом направлении важное теоретико-методологическое и практическое значение.

Актуальность темы

исследования обусловлена: во-первых, важностью анализа функций современного государства в рыночной экономикево-вторых, исключительной значимостью мониторинга реальных угроз национальной, в т. ч. и военно-экономической, безопасности Российской Федерации и разработки на этой основе комплекса мероприятий по минимизации их негативного воздействияв-третьих, необходимостью научного осмысления роли и места кредитных и, в частности, банковских институтов в системе обеспечения военно-экономической безопасности государствав-четвертых, объективной потребностью в исследовании механизмов взаимодействия государства и банковского сектора экономикив-пятых, недостаточной теоретической и практической разработкой проблем функционирования системы государственного регулирования деятельности кредитных институтов в современных условияхв-шестых, практической значимостью исследований, связанных с поиском путей совершенствования системы государственного регулирования банковской деятельности в интересах обеспечения военно-экономической безопасности Российской Федерации.

Таким образом, требования конструктивного решения задачи укрепления военно-экономической безопасности страны путем создания, в частности, эффективной системы государственного регулирования кредитной сферы обусловили необходимость данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод о том, что в прямой постановке проблема совершенствования системы государственного регулирования деятельности кредитных институтов в интересах обеспечения военно-экономической безопасности страны до сих пор не рассматривалась. Тем не менее, многие аспекты данной проблемы, в той или иной степени, уже были исследованы российскими и западными специалистами.

Так, достаточно большой вклад в теорию государственного регулирования экономики внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как Л. Абалкин,.

A.Илларионов, Д. Норт, И. Осадчая, П. Самуэльсон, С. Серегина, В. Танци, Ф. Шамхалов, Л. Якобсон, Е. Ясин и др.1.

В то же время, актуальность вопросов обеспечения национальной и экономической безопасности страны предопределила пристальное внимание к ним со стороны различных ученых и, прежде всего, экономистов. Достойный вклад в развитие теории и практики решения данной проблемы внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как Е. Бухвальд, С. Глазьев, Н. Головацкая,.

B.Илюхин, С. Лазуренко, Х. Маховски, Х. Мауль, А. Михайленко, К. Мэрдох, В. Сенчагов, В. Тамбовцев, И. Чепко, и др.2.

1 См., например: Абалкин Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики. — 1997. — № 6- Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика: Пер. с англ. — М.: «Издательство БИНОМ», 1997; Осадчая И. Государство в постиндустриальной экономики и социал-демократия //Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 7- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Экономика, 1997; Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций //Мировая экономика и международные отношения. -1998. — № 10- Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике //Вопросы экономики. — 1997. — № 6- Илларионов А. Бремя государства //Вопросы экономики. — 1996. — № 9- Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1996; Серёгина С. Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002; Шамха-лов Ф. Государство и экономика (власть и бизнес). — М.: Экономика и финансы, 1999; и др.

2 См., например: Бухвальд Е., Головацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели //Вопросы экономики. — 1994. — № 12- Ми-хайленко А. Механизм обеспечения экономической безопасности //Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — № 7- Чепко И. Б. Экономическая безопасность и её роль в обеспечении общественного благосостояния: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. -Ростов-на-Дону, 2000; Тамбовцев В. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы //Вестник Московского университета. Серия 6, экономика. -1995. — № 3- Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны — альтернативный реформационный курс //Российский экономический журнал. — 1997. -№ 1,№ 2- Экономическая безопасность: Производство-Финансы-Банки /Под ред. Сенчаго-ва В.К. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998; Илюхин В. И. Нация — Государство — Безопасность. — М.: ООО Центркнига, 1999; Machovski Н. Ost-West Handel: Entwicklung, In-teressenlagen, Aussichten// Aus Politik u. Zeitgeschichte. — Bonn. — 1985. — № 5- Murdoch C. Economic factors as objects of security: Economics security & vulnerability //K.Knorr, F.Trager. Economics interests & national security. — Lawrence. 1977; Maul H. Raw materials, energy and Western security. — L., 1984; и др.

Соответственно, трудности, возникшие при переходе страны на рыночные отношения, придали значительный импульс теоретическим разработкам проблем обеспечения военно-экономической безопасности России, вопросов функционирования в современных условиях отечественного оборонно-промышленного комплекса. Наибольший интерес среди исследований данного направления представляют работы таких ученых, как Г. Кезлинг, А. Пискунов, А. Пожаров, Э. Рутковский, А. Хорев, Е. Хрусталев, В. Цымбал и др.1.

В свою очередь, серьёзность таких угроз экономической безопасности России, как рост теневого сектора, коррупции, налоговой преступности в финансово-кредитной сфере предопределили соответствующую направленность ряда исследований. К ним, безусловно, относятся работы Д. Аминова, Е. Берлина, Н. Болвы, М. Есипова, Г. Клейнера, А. Кокшарова, Л. Косалса, А. Лукьянова, Д. Макарова, А. Олынаного, П. Ореховского, В. Полтеровича, В. Радаева, В. Ре-вина и др.2.

1 См., например: Пискунов А. В. Военно-экономическая безопасность России. — М.: ВУ, 1996; Кезлинг Г., Рутковский Э. Экономическая безопасность оборонной промышленности //Защита и безопасность. — 2001. — № 2- Хрусталев Е., Цымбал В. Военная безопасность России: замыслы и реалии //Мировая экономика и международные отношения.

2001. — № 1- Военная экономика. Теория и актуальные проблемы /Под ред. Пожарова А. И. — М.: Военное издательство, 1999; Хорев А. Федеральная служба налоговой полиции в системе обеспечения военно-экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях: Дис. канд. экон. наук: 20.01.07. -М., 2002; и др.

2 См., например: Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России //Вопросы экономики. — 1998. — № 3- Косалс JI. Теневая экономика как особенность российского капитализма //Вопросы экономики. — 1998. — № 10- Полтерович В. М. Факторы коррупции //Экономика и математические методы. — 1998. — № 3- Аминов Д., Ре-вин В. Преступность в кредитно-банковской сфере. — М.: Брандес, 1997; Лукьянов А. В. Экономическая безопасность и особенности её обеспечения в Российской Федерации: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. — Саратов, 2000; Олынаный А. И. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт /Под ред. Ищенко Е. Г., Алексеева В. И. — М.: Русская Деловая Литература, 1998; Есипов М. Теоретико-методологические проблемы нейтрализации экономической преступности //Преступность: стратегия борьбы. — М., 1997; Берлин Е. Сто цветов расцветают //Эксперт. — 2000. — № 12- Клейнер Г. Нет тени только у привидений //Вопросы экономики. — 1999. — № 4- Кокшаров А. Черная дыра //Эксперт. -2000. — № 12- Ореховский П. Статистические показатели и теневая экономика //Российский экономический журнал. — 1996. — № 4- Болва Н. В. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. — Новосибирск, 1998; Радаев В. Российский бизнес: на пути к легализации? //Вопросы экономики.

2002. -№ 1- и др.

Проблемам же взаимодействия государства и банковской системы были посвящены научные труды таких российских ученых, как В. Васильева, А. Вику-лин, Н. Голованова, А. Диянский, Н. Егорова, В. Заводов, И. Кох, Е. Лепихова, В. Лимонов, В. Попков, А. Смулов, Г. Тосунян и др.1.

Необходимо отметить, что в научных работах вышеперечисленных и других исследователей были заложены теоретические основы и методологические ориентиры социально-экономического анализа системы государственного регулирования деятельности кредитных институтов. Тем не менее, актуальность и недостаточная научная разработка проблемы её совершенствования в интересах укрепления военно-экономической безопасности Российской Федерации предопределили выбор темы, обусловили цель и задачи исследования.

Объектом исследования выступает система институциональных отношений, опосредующих процесс реализации государством своих функций по обеспечению экономической безопасности, как базовой детерминанты национальной безопасности страны.

Предмет исследования — экономические отношения, объективно возникающие в процессе государственного регулирования деятельности кредитных институтов в интересах укрепления военно-экономической безопасности Российской Федерации.

1 См., например: Васильева В. А. Эффективность формирования и реструктуризации банковской системы в переходный период: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. -М., 2000; Голованова Н. Б. Оптимизация взаимодействия государства и банковской системы в процессе управления экономикой: Дис. докт. экон. наук: 08.00.05. -М., 2000; Диянский А. В. Пути повышения эффективности банковского сектора российской экономики: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. -М., 2000; Егорова Н. Е., Смулов А. М. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование: Учеб.-практ. пособие. — М.: Дело, 2002; Заводов В. Г. Роль банковской системы в развитии реального сектора экономики: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. — Екатеринбург, 2000; Кох И. А. Государственное регулирование банковской системы: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. — Казань, 1999; Лепихова Е. Ф. Государственное регулирование банковской деятельности: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. — М., 2001; Лимонов В. В. Модернизация банковской системы как фактор эффективного функционирования реального сектора: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. -М., 2000; Попков В. В. Банки на переходе. — М.: ООО Издательско-Консалтинговая Компания «ДеКА», 2001; Тосунян Г. А, Викулин А. Ю. Реструктуризация кредитных организаций: Учеб.-практ. Пособие. — М.: Дело, 2002; и др.

Цель диссертационного исследования — на основе анализа современного состояния и проблем функционирования отечественной системы государственного регулирования деятельности кредитных институтов разработать предложения по её совершенствованию в интересах обеспечения военно-экономической безопасности России.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач: о уточнить сущность и содержание системы государственного регулирования экономики, её место и роль в процессе обеспечения военно-экономической безопасности страныв дать оценку банковской системе как объекту государственного регулирования и субъекту системы обеспечения военно-экономической безопасности страныо рассмотреть особенности становления и развития банковской системы Российской Федерациипроанализировать опыт взаимодействия государства и банковской системы, накопленный в наиболее развитых странахо выявить и проанализировать современные проблемы функционирования отечественной системы государственного регулирования деятельности банковских институтоввыработать предложения и практические рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования банковской деятельности в интересах укрепления военно-экономической безопасности Российской Федерации.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные работы известных отечественных и зарубежных ученых, исследовавших проблемы государственного регулирования экономики и, в частности, деятельности кредитных институтов, а также проблем обеспечения экономической и военно-экономической безопасности страны, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность государственных органов власти и хозяйствующих субъектов в указанных областях.

Источниками фактического материала стали данные Госкомстата России, аналитические материалы международных и российских конференций, статей в периодической печати, учебных и методических пособий по данной проблематике.

В процессе исследования были использованы такие методы изучения социально-экономических явлений, как диалектический, системный, аналитический, исторический и логический, а также методы научной абстракции, индукции и дедукции, нормативного и позитивного анализа и синтеза.

Научная новизна диссертации. В представленной работе следующие положения и выводы, по мнению диссертанта, содержат элементы научной новизны: о дано определение понятий «система государственного регулирования экономики» и «система государственного регулирования банковской деятельности" — уточнена трактовка категорий «рынок» и «экономическая безопасность оборонно-промышленного комплекса" — о уточнены функции государства в рыночной экономике и системы государственного регулирования экономики- 0 обоснованы роль и место банковской системы в процессе обеспечения военно-экономической безопасности государства- © проанализированы социально-экономические условия и специфика процесса становления банковской системы Российской Федерации- © рассмотрены особенности государственного регулирования банковской сферы в индустриально развитых странахо выявлены и проанализированы современные проблемы функционирования российской системы государственного регулирования банковской деятельностиопределены основные направления и пути реструктуризации системы государственного регулирования деятельности кредитных институтов в интересах обеспечения военно-экономической безопасности Россиио сформулированы конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования банковской деятельности в интересах укрепления военно-экономической безопасности Российской Федерации.

В качестве результатов исследования на защиту выносятся следующие положения: авторское уточнение сущности понятий «система государственного регулирования экономики» и «система государственного регулирования банковской деятельности" — авторская трактовка основных функций государства в рыночной экономике и системы государственного регулирования экономикио авторская характеристика современного состояния и основных проблем функционирования российской системы государственного регулирования банковской деятельности- © авторское обоснование путей реструктуризации системы государственного регулирования деятельности кредитных институтов в интересах обеспечения военно-экономической безопасности России- ® практические рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования банковской деятельности в интересах укрепления военно-экономической безопасности Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения, выводы и предложения позволяют более глубоко проанализировать современные проблемы функционирования отечественной системы государственного регулирования деятельности кредитных институтов и на этой основе разработать направления и пути ее совершенствования в интересах укрепления национальной и, в частности, военно-экономической безопасности Российской Федерации.

Отдельные выводы и практические рекомендации соискателя могут быть учтены и использованы государственными институтами при разработке и осуществлении целевых комплексных программ дальнейшего развития банковского сектора России.

Материалы исследования, содержащиеся в нем выводы и рекомендации, могут быть также использованы в процессе преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях Российской Федерации, Министерства <$v обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других силовых структур, а также в научно-исследовательской работе.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы исследования изложены диссертантом в следующих публикациях:

1. Губин И. Н., Хорев В. П. Банковская система России: сущность, структура, место и роль в системе обеспечения военно-экономической безопасности государства. -М.: Военный университет, 2002. — 2,5 п.л.

2. Губин И. Н. Основные этапы и особенности формирования банковской системы Российской Федерации. — М.: Военный университет, 2002. — 2,0 п.л.

Отдельные теоретические положения, выводы и практические рекомендации диссертационного исследования были изложены автором в научных сооб-ф. щениях на заседаниях и научных семинарах кафедры экономических теорий и военной экономики Военного университета, а также в процессе преподавания курсов «Экономика», «Экономические аспекты воинской деятельности», «Государственное регулирование экономики», «Банковское дело», «Деньги. Кредит. Банки», «Экономическая безопасность».

Структура исследования определена целью и задачами работы и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

На основе материала диссертационного исследования соискатель делает следующие выводы.

1. Существуют определенные фазы в эволюции общества, когда преимущества той или иной модели экономического развития становятся достаточно определенными и очевидными, а модель государственного регулирования выбирается с учетом реальных обстоятельств. При этом конкретные направления, формы, методы, инструменты государственного регулирования экономики определяются, прежде всего, характером и остротой социально-экономических проблем, стоящих перед обществом.

2. В современном мире государство, вмешиваясь в экономическую деятельность, выполняет функции, как непосредственно связанные с экономикой, так и обеспечивающие поддержание необходимых условий существования государства и общества.

В качестве представителя интересов своих граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовывает взаимодействия всех членов общества и социальных групп, в т. ч. и в экономической сфере, поддерживая порядок внутри страны, обеспечивая национальную безопасность, осуществляя или регламентируя взаимоотношения с другими государствами от имени и в интересах всех своих граждан.

Следовательно, государство для поддержания целостности общественной системы должно обеспечить, прежде всего, сбалансированное развитие всех подсистем общества, не допуская гипертрофии или угасания какой-либо из них. При этом в качестве базовых функций государства в рыночной экономике выступают следующие: формирование правовых рамок функционирования экономики и контроль за исполнением принятых нормативно-правовых актовв создание и поддержка средств коммуникаций, обеспечение всем экономическим субъектам доступа к информации, касающейся функционирования экономикио поддержание сложившихся в обществе экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности- © обеспечение гармоничного развития различных сфер общественной жизни- © обеспечение экономической безопасности страны.

3. Непрекращающиеся до сих пор дискуссии о значении государственного регулирования на различных этапах становления и развития рыночных отношений тем, или иным образом отражают более широкие процессы, связанные, прежде всего, с переоценкой потенциала и эффективности функционирования государства в целом. Наглядным примером последствий «ухода» государства из сферы регулирования рыночных отношений является Россия, где на начальном этапе проведения реформ господствующей стала концепция «минимального вмешательства». Сегодня же очевидно, что разрушение государственности, включая демонтаж с о отв етству ю щих институтов регулирования экономики, оказалось не менее опасным для российского общества, чем подавление частнособственнических и рыночных отношений.

4. Современный этап реформирования национального хозяйства России, когда на первый план выходят задачи экономического роста и структурной перестройки, объективно требует усиления роли государства в регулировании экономических процессов. В то же время, методы и инструменты системы государственного регулирования должны быть выбраны таким образом, чтобы сформированная на их основе отечественная экономическая система соответствовала бы критериям развитой индустриальной страны.

Система государственного регулирования экономики — это совокупность отношений, возникающих в процессе реализации государством своих экономических функций, а также институтов, создаваемых в целях приведения данных отношений в соответствие с решаемыми задачами и условиями функционирования национального хозяйства. При этом в качестве базовых функций системы государственного регулирования экономики выступают следующие: в формирование правовой и информационной базы хозяйственной деятельности и обеспечение условий её эффективного функционирования- © обеспечение макроэкономической стабилизацииподдержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, соцйальной стабильности в обществе- © обеспечение экономической (в т.ч. и военно-экономической) безопасности.

5. На этапе формирования в России рыночных отношений резко возрастает удельный вес внутренних факторов, угрожающих военно-экономической безопасности государства, обеспечение которой является достаточно сложной задачей, которая не может быть решена без разработки и реализации государственной стратегии в этой области. Одной из таких угроз, напрямую сегодня затрагивающей безопасность Российской Федерации в целом, является крайне тяжелое состояние её оборонно-промышленного комплекса, обусловленное, прежде всего, отсутствием достаточных инвестиционных ресурсов для дальнейшего функционирования и развития.

6. В то же время, отечественные банковские институты, обладая значительным кредитным потенциалом, проявляют слабую заинтересованность в сотрудничестве с реальным сектором экономики (в т.ч. и с предприятиями ОПК), и, тем самым, не способствуют устранению угроз экономической и военно-экономической безопасности страны. При этом одной из главных причин такого положения выступает несовершенство российской системы государственного регулирования банковской деятельности.

Система государственного регулирования банковской деятельности представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе реализации государством своих экономических интересов в банковской сфере, а также институтов, созданных им в целях приведения данных отношений в соответствие с решаемыми задачами и условиями функционирования национального хозяйства. При этом в качестве основных функций системы государственного регулирования банковской деятельности выступают следующие: о формирование и укрепление банковской системыв минимизация рисков, присущих банковской деятельностио защита интересов клиентов банковсоздание условий для возможности самоорганизации и саморегуляции банковской системыв защита от монополизации и недобросовестной конкуренции на рынке банковских услугв установление единообразных правил совершения банковских операций.

7. Необходимость вмешательства государства в деятельность кредитных институтов обусловлена, прежде всего, интересами обеспечения экономической безопасности, и именно от эффективности усилий государства в этом направлении во многом зависит, станет ли в скором времени отечественная банковская система активным субъектом процесса обеспечения военно-экономической безопасности Российской Федерации.

8. На рубеже столетий в экономике и общественной жизни России произошли кардинальные качественные изменения. При этом кризисы на финансовых рынках, имевшие место в процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике, серьезным образом отразились на состоянии банковской сферы, которая является одной из первых, кто испытывает на себе их негативные последствия. В то же время, именно устранение государства (на начальном этапе экономических реформ) от процесса жесткого регулирования деятельности кредитных институтов во многом обусловило наличие серьезных проблем в современной российской банковской системе, создающих реальную угрозу экономической и военно-экономической безопасности страны.

9. Современная отечественная банковская система очень далека от совершенства и несет в себе значительный негативный потенциал для возникновения кризисных явлений в экономике (например, низкая капитализация, оторванность от реального сектора экономики, нехватка ликвидных инструментов, потеря доверия со стороны населения и потенциальных инвесторов и др.), а потому требует кардинального реформирования с учетом принципиальных ошибок и недостатков, отчетливо проявившихся входе предыдущих кризисов. В свою очередь, представляется весьма важным использование опыта государственного регулирования банковской деятельности, накопленного в наиболее развитых странах.

10. Достаточно сложные и противоречивые на протяжении всего переходного периода взаимоотношения банков с промышленными предприятиями в той или иной мере сохраняются и в настоящее время, не позволяя при этом банковскому сектору успешно выполнять свои основные функции по обеспечению расчетов в экономике и созданию инвестиционных основ для развития предприятий, а реальному сектору — обеспечивать устойчивый экономический рост в стране на базе технического перевооружения промышленности и ее структурной перестройки. При этом современная обстановка в реальном секторе и, в частности, оборонно-промышленном комплексе настоятельно требует кардинальной модернизации системы государственного регулирования банковской деятельности, что позволит значительно облегчить процесс вывода промышленного производства из кризисного состояния, структурной перестройки промышленности, а. также обеспечения экономической и военно-экономической безопасности России.

11. Современный механизм государственного регулирования банковской деятельности имеет ряд существенных недостатков, которые затрудняют процесс формирования в России привлекательной инвестиционной среды. При этом сегодня основными проблемами функционирования отечественной банковской системы являются: недостаточное обеспечение прав кредиторово отсутствие системы сбора информации о заемщикахнесовершенство правовой базы и мер по реализации процедуры банкротства предприятийнесовершенство механизма раскрытия информации о банках и их клиентахслабая консолидация банковской системы- © «давление» государственных банковотсутствие стимулов к приходу на российский рынок иностранных банковв недостаточно эффективная организация банковского надзорав несовершенство процедур ликвидации и реструктуризации российских банковнедостаточное правовое обеспечение корпоративного управленияв преступность в кредитно-банковской сфере.

12. В качестве основных направлений реформирования российской системы государственного регулирования банковской деятельности в интересах обеспечения экономической и военно-экономической безопасности Российской Федерации выступают следующие: совершенствование правовых и нормативных основ механизма банковского кредитованияповышение действенности системы банковского надзорареструктуризация банковской системыустранение препятствий долгосрочным вложениям в реальный сектор экономикипротиводействие преступности в кредитно-банковской сфере.

Результаты диссертационного исследования позволяют автору предложить следующие практические рекомендации. ф С целью совершенствования отечественной системы государственного регулирования деятельности кредитных институтов в интересах обеспечения военно-экономической безопасности государства:

1. Федеральному собранию РФ и Президенту РФ необходимо: 1.1. Принять поправки в действующие законодательные акты: а) внести изменения в ГК РФ в части: © предоставления залогодержателю и залогодателю возможности заключения соглашения об ускоренном порядке наложения взыскания на заложенное 4& имущество до факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником- © предоставления права кредитору самому реализовать заложенное имущество, на которое обращено взыскание, либо оставлять его у себя в счет исполнения обязательств должником- © сокращения времени судебной отсрочки продажи заложенного имущества должникаб) внести изменения в Закон «О банках и банковской деятельности» в части: изложения нормы о банковской тайне в редакции, корреспондирующей определению, данному в ГК РФ- © определения перечня государственных органов, которым могут предоставляться сведения, составляющие банковскую тайну- © регламентации возможных случаев предоставления государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну- © определения порядка и сроков предоставления сведений, составляющих банковскую тайнуналожения прямого запрета на запрос значительно более широкой информации, чем предписано законом- © сокращения числа органов, которые имеют право получать информацию о средствах в банках и операциях физических лицв) внести изменения в Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» в части: введения поправки, определяющей «неравноправную конкуренцию» как получение конкурентных преимуществ за счет использования бюджетных средств или иных средств нерыночной природы- © введение оплаты со стороны банков за обслуживание бюджетных счетов- © закрепления требования об осуществлении расчетного обслуживания счетов бюджетов и бюджетных организаций «день-в-день" — © введения поправок, направленных на создание равных конкурентных условий для частных банков и банков с государственным участиемг) внести изменения в Закон «Об исполнительном производстве» в части: дополнения перечня исполнительных документов таким видом документа, как «Нотариально удостоверенные соглашения залогодержателя с залогодателем о внесудебном обращении взыскания на предмет залога" — д) внести изменения в Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в части: о сокращения срока, установленного для регистрации ипотеки;

1.2. Рассмотреть целесообразность кодификации банковского законодательства путем разработки и принятия Банковского кодекса и/или законов «О банковском кредитовании», «О залоге», «О банковской тайне», «О кредитной кооперации», «О доверительном управлении».

1.3. Ввести международные стандарты финансовой отчетности и аудита.

1.4. Ужесточить санкции за нарушения банковского законодательства.

1.5. Обеспечить укомплектование государственных органов надзора финансового сектора высококвалифицированными кадрами.

1.6. Обеспечить процессы отбора, обучения и аттестации судей, специализирующихся на рассмотрении дел по кредитным спорам хозяйствующих субъектов.

2. Центральному банку РФ необходимо: о стимулировать консолидацию банковской системы путем повышения эффективности банковского надзора- © повысить значение норматива долгосрочной ликвидности банка (Н4) — ® совершенствовать процесс лицензирования, в т. ч. путем ужесточения требований к финансовому положению, а также к профессиональной пригодности и деловой репутации владельцев банков- © заменить банковскую лицензию лицензией финансовой компании для любых учреждений, не проявляющих активности в привлечении вкладов населениясовершенствовать корпоративное управление государственных банков и банков, находящихся в собственности ЦБ РФ- ® ограничить кредитование корпораций со стороны государственных банков- © воздерживаться от оказания поддержки государственным банкам в виде взносов в их капитал- © настаивать на том, чтобы государственные банки предоставляли услуги/ссуды по ценам, близким к рыночнымликвидировать институт «уполномоченных» банковв повысить минимальные требования к уровню собственных средств банка при выдаче банковской лицензиив перейти от формальных процедур контроля за соблюдением установленных нормативов к оценке систем управления рисками и внутрибанковских систем управления рисками и контроляв повысить роль инспекторских проверок, в особенности при осуществлении надзора за проблемными банками, банками, принявшими повышенные риски и (или) не имеющими адекватных систем управления рисками или внутреннего контролясовершенствовать процедуры финансового оздоровления и/или ликвидации проблемных банков- © повысить качество корпоративного управления в банках, в т. ч. путем повышения роли независимых банковских аудиторов, использования международной практикипринять меры по привлечению к ответу менеджмента разорившихся кредитных институтов, не допустить их возврата в банковский сектор- ® внимательно следить за тем, чтобы территориальный охват деятельности коммерческого банка соответствовал его финансовому состоянию.

Диссертант полагает, что реализация, хотя бы частично, предлагаемых мер будет способствовать повышению эффективности отечественной системы государственного регулирования деятельности кредитных институтов, выходу реального сектора из затянувшегося кризиса и, соответственно, укреплению военно-экономической безопасности Российской Федерации.

Вместе с тем, изложенный автором подход к анализу путей совершенствования российской системы государственного регулирования банковской деятельности в интересах обеспечения военно-экономической безопасности государства не снижает актуальности дальнейшего исследования данной проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации //Новый сборник законов Российской Федерации. -М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2001.
  2. Концепция национальной безопасности (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) //Российская газета.2000. 12 января.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации //Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2001.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации //Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2001.
  5. Таможенный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2001.
  6. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» //Новый сборник законов Российской Федерации. М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2001.
  7. Федеральный закон РФ «О безопасности» //Российская газета.-1992.-6 мая.
  8. Федеральный закон РФ «О финансово-промышленных группах» //Новый сборник законов Российской Федерации. М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2001.
  9. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». М.: ИНФРА-М, 2002.
  10. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 года № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности РФ» //Российская газета. 1996. -14 мая.
  11. Положение Банка России № 516-П от 8 сентября 1997 г. «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации».
  12. Положение Банка России № 153-П от 21 сентября 2001 г. «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции».
  13. Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Совместное письмо «О дополнительных мерах по усилению контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров» от 01.10.1998 г. //Бизнес и банки.-1998.-№ 42.
  14. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики. 1997. — № 6.
  15. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение //Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  16. Н.В., Викулов С. Ф., Пожаров А. И. Военно-экономическая безопасность в системе национальной безопасности //Вооружение. Политика. Конверсия. 1993. — № 3.
  17. Н. Склонность населения России к сбережению: тенденции 1990-х годов //Вопросы экономики. 2001. — № 10.
  18. А.А., Медведев В. И., Сарбанов У. К. Психологические механизмы банковского менеджмента. М.: ПЕРСЭ, 2002.
  19. С. и др. Российские банки после кризиса //Вопросы экономики. 2000. — № 4.
  20. В.В. Экономическая безопасность банковской системы региона: Ф- сущность, оценка, регулирование: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. Иваново, 2000.
  21. М., Мехед Н., Фомин А. Сущность и угрозы экономической безопасности //Власть. 1996. — № 12.
  22. Д., Ревин В. Преступность в кредитно-банковской сфере. М.: Брандес, 1997.
  23. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия) //Вопросы экономики.- 1996. № 9.
  24. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения //Вопросы экономики. 1994. -№ 12.
  25. A.M., Бороздин С. В., Брагин JI.A. Макроэкономика: показатели экономической безопасности и их пороговые значения. М.: Экономика и финансы, 1997.
  26. К. Стратегии экономической безопасности России в контексте мирохозяйственных связей //Вестник Московского университета. 1999.№ 2.
  27. A.M., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
  28. К., Хрусталев Е. Как сохранить и приумножить оборонно-промышленный потенциал //Российский экономический журнал. 1997. -№ 1.
  29. А.И. Совершенствование механизмов и инструментов банковской системы России: опыт Японии: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. -М., 2001.
  30. Банки и банковское дело /Под ред. Балабанова И. Т. СПб.: Питер, 2003.
  31. Банковское дело: Учебник /Под ред. Белоглазовой Г. Н., Кроливецкой Л.П.- 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003.
  32. Банковское дело: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Лаврушина ф О.И. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  33. Банковское дело: Учебник /Под ред. Коробовой Г. Г. М.: Юристъ, 2002.
  34. А. «Рособоронэкспорт» готов к вызовам XXI века //Военный парад.-2001.-№ 1.
  35. С.Ю. Банковская система как фактор стабилизации переходной экономики России: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. -М., 1999.
  36. И.Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты 1992−1998. М.: ОАО «Внешторгиздат», 1999.
  37. И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. — М.:ИСПИ РАН, 2001.
  38. Н.В. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Новосибирск, 1998.
  39. Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 1999.
  40. Боэлжл А"Т1БяидпаГ)ТИДм. щщ. еттте пая о ппавовом статусе Банка России
  41. А. Капиталообразование в России //Вопросы экономики. 2001. -№ 3.
  42. Е., Головацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели //Вопросы экономики. -1994. -№ 12.
  43. А.Ф. Теневая экономика и экономическая безопасность России. Учебное пособие. М.: ЮИ МВД РФ, 1998.
  44. А. Неплатежи и бартер как проявление системных трансформаций //Вопросы экономики. 2000. — № 6.
  45. В.П. Роль Управления ФСНП России по г. Москве в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий в рамках межрегиональных и наиболее важных дел оперативного учета //Сборник ФСНП России. 2002. — № 2(50).
  46. В.А. Эффективность формирования и реструктуризации банковской системы в переходный период: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. -М., 2000.
  47. С.Ф. Современные проблемы экономического обеспечения оборонной безопасности России: Монография. М.: ВФЭФ, 1997.
  48. Военная экономика: адаптация к новым условиям. /Под ред. Фарамазяна Р. А., Борисова В.В.- М.: ИМЭМО РАН, 1994.
  49. Военная экономика (актуальные проблемы). /Под ред. Соколова П. В., Наумова В. А .- М.: Военный университет, 1997.
  50. Военная экономика: актуальные проблемы общей теории. (Учебное пособие) /Под ред. Спидченко К. И. М.: ВПА, 1989.
  51. Военная экономика. Теория и актуальные проблемы /Под ред. Пожарова А. И. М.: Военное издательство, 1999.
  52. Военный бюджет государства. Методы обоснования и анализа /Под общей ред. Олейника Г. С. М.: Военное издательство, 2000.
  53. О.Н. Мотивация труда персонала финансово-кредитных организаций /Под ред. Одегова Ю. Г. М.: Изд-во «Экзамен», 2002.
  54. Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики. 2000. — № 4.
  55. Я.А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации //Государство и право. 1997. — № 6.
  56. Я.А. Какой Центральный банк нужен Российской Федерации //Государство и право. 1999. — № 8.
  57. Геополитические интересы России и военно-экономическая безопасность.-М.:ВУ, 1996.
  58. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс //Российский экономический журнал. -1997. — № 1,№ 2.
  59. Н.Б. Оптимизация взаимодействия государства и банковской системы в процессе управления экономикой: Дис. докт. экон. наук: 08.00.05.-М., 2000.
  60. В.Н. Актуальные вопросы реструктуризации //Деньги и кредит. -1999. -№ 12.
  61. Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии. 1997. Всемирный банк, Вашингтон, 1997.
  62. Д. Двадцать восемь причин //Эксперт. 2000. — № 26.
  63. М. Основные тенденции развития банковской системы России в условиях перехода к рыночной экономике: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. — М., 2000.
  64. Т. Олигархи в кавычках //Эксперт. 2000. — № 28.
  65. А. и др. Эффективность поддержки малого предпринимательства //Вопросы экономики. 2002. — № 7.
  66. А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 1999г. //Вопросы экономики. 2000. — № 4.
  67. В. Отечественные ФПГ: испытание кризисом-98 //Российский экономический журнал. 1999. — № 11−12.
  68. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. Лаврушина О. И. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  69. А.В. Пути повышения эффективности банковского сектора российской экономики: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. -М., 2000.
  70. Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб., 1994.
  71. А. Российский оборонно-промышленный комплекс: потенциал роста //Военный парад. 2001. — № 1.
  72. Е.В. Экономика общественного сектора России: Курс лекций. — М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998.
  73. Н.Е., Смулов A.M. Математические методы финансового анализа банковской деятельности (на примере крупного сберегательного банка) //Аудит и финансовый анализ. 1998. — № 2.
  74. Н.Е., Смулов A.M. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование: Учеб.-практ. пособие. -М.: Дело, 2002.
  75. Н.Е., Смулов A.M. Финансовый инжениринг в системах интеграции банковского и промышленного капитала //Финансовый бизнес. 1997. -№ 11.
  76. Ежегодник СИПРИ 2000. Вооружения, разоружение и международная безопасность.-М.: Наука, 2001.
  77. Н. Ю. Международное банковское право. М., 1998.
  78. В., Крылов А. Криминализация экономических отношений в кредитно-финансовой сфере. М.: МЮИ МВД России, 1998.
  79. М. Теоретико-методологические проблемы нейтрализации экономической преступности//Преступность: стратегия борьбы. -М., 1997.
  80. Л.Г. Еще раз о юридической личности Банка России //Бизнес и банки. 1999. — № 3.
  81. В., Салихов Б., Синайский А. Геополитические интересы России и военно-экономическая безопасность. М.: ВУ, 1996.
  82. В.Г. Роль банковской системы в развитии реального сектора эко-ф номики: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. Екатеринбург, 2000.
  83. B.C. Национальная экономическая безопасность //Общественные науки и современность. 1995. — № 2.
  84. А.Н. Мировой опыт развития банковских услуг и пути его применения в России: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. М., 2000.
  85. А., Маковская Е. Кто кого пересидит //Эксперт. 2000. — № 22.
  86. А. Как Россия потеряла XX столетие //Вопросы экономики. -2000. № 1.
  87. А. Бремя государства //Вопросы экономики. 1996. — № 9.
  88. А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором //Вопросы экономики. 2001. — № 4.
  89. А. Экономическая свобода и благосостояние народов //Вопросы экономики. 2000. — № 4.
  90. В.И. Нация Государство — Безопасность. — М.: ООО Центркнига, 1999.
  91. Инвестиционный климат в России (доклад экспертного института) //Вопросы экономики. 1999. — № 12.
  92. Кабалоева Ж. Х. Становление банковской системы в переходной экономике
  93. России: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01.-М., 2001.
  94. Е.А. Банковский капитал в системе экономических отношений России: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. СПб., 1999.
  95. М.В. Взаимоотношения аграрных формирований с банковской системой: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2000.
  96. А. Отмывание и утечка капиталов //Защита и безопасность. -2001. № 2.
  97. А.Е. Стимулирование труда работников налоговых органов и налоговой полиции России (опыт политико-экономического исследования): Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. Ярославль, 1999.
  98. Р. «Где начало того конца?.» (к вопросу об окончании переходного периода в России) //Вопросы экономики. 2001. — № 1.
  99. Г., Рутковский Э. Экономическая безопасность оборонной промышленности //Защита и безопасность. 2001. — № 2.
  100. С. Поддержка ВПК становится главным направлением работы АКБ «Интерпромбанк» //Военный парад. 1999. — № 4.
  101. В. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований? //Российский экономический журнал. -1999.-№ 2.
  102. Г. Нет тени только у привидений //Вопросы экономики. 1999.
  103. И.А., Терехов А. Г., Юденков Ю. Н. Управленческий учет в коммерческом банке: Практическое пособие /Под ред. Шапигузова С. М. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
  104. И.М., Тимофеев JI.M. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000.
  105. И. Системные банковские кризисы в условиях финансовой глобализации //Вопросы экономики. 2002. — № 8.
  106. П.В. Микроэкономическое моделирование банковской деятельности. — СПб.: Питер, 2001.
  107. JI. Теневая экономика как особенность российского капитализма //Вопросы экономики. 1998. — № 10.
  108. Кох И. А. Государственное регулирование банковской системы: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. Казань, 1999.
  109. А. Об экономической преступности в России //Защита и безопасность. 2001. — № 2.
  110. Курс переходной экономики: Учебник для вузов /Под ред. Абалкина Л. И. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997.
  111. Курс экономической теории: Учебник /Под общей ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: Издательство «АСА», 1997.
  112. Е.Ф. Государственное регулирование банковской деятельности: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01.-М., 2001.
  113. В.В. Модернизация банковской системы как фактор эффективного функционирования реального сектора: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. -М., 2000.
  114. А.В. Экономическая безопасность и особенности её обеспечения в Российской Федерации: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. Саратов, 2000.
  115. Лучшие рефераты по банковскому делу. /Сост. Э.Нестерова. Серия «Банк рефератов». -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  116. М.И. Стратегия и политика коммерческого банка в переходной экономике: проблемы разработки и оценки эффективности: Дис. докт. экон. наук: 08.00.10.-М., 1999.
  117. B.C. и др. Что и как Банк России проверяет в коммерческих банках: Сб. нормативных актов с коммент. /Сост. и общ. ред. коммент. Ля-ховского B.C.-М.: Гелиос АРВ, 2000.
  118. Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России//Вопросы экономики. 1998. — № 3.
  119. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. М.: Республика, 1992.
  120. Г. Участие государства в управлении корпоративными структурами в России //Вопросы экономики. — 2000. № 9.
  121. Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. М.: ООО Издательско-Консалтинговая Компания «ДеКА», 1998.
  122. Д.А. Методология управления устойчивостью банковскогосектора российской экономики: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. -М., 2000.
  123. В.Н. Обеспечение экономической безопасности России в условиях возрастания угроз техногенного характера: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01.-М.:ВУ, 2000.
  124. May В. Российские экономические реформы глазами западных критиков //Вопросы экономики. 1999. — № 12.
  125. May В. Экономическая политика России: в начале новой фазы //Вопросы экономики. 2001. — № 3.
  126. В. Проблемы экономической безопасности России //Вопросы экономики. 1997. — № 3. .
  127. В.Н. Рыба ищет где глубже, капиталы где лучше //Защита и безопасность.-2001.-№ 2.
  128. JI. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории /Пер. с 3-го испр. англ. изд. А. В. Куряева. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  129. Миллер P. JL, Ван-Хуз Д. Д. Современные деньги и банковское дело: Пер с англ. М.: ИНФРА-М, 2000.
  130. Н. К проблеме холдингового контроля над промышленным капиталом //Российский экономический журнал. 1997. — № 2
  131. Мир денег: Крат, путеводитель по денежной, кредитной и налоговой системам Запада /Ред.-сост. Энтов P.M. М.: АО «Развитие», 1992.
  132. А. Механизм обеспечения экономической безопасности //Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 7.
  133. А. Коммерческие банки и военно-техническое сотрудничество //Военный парад. 2001. — № 4.
  134. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность /В.И.Волков и др.- под общ. ред. В.И.Лисова- Федер. Служба налоговой полиции РФ- Акад. Налоговой полиции. М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.
  135. А. Российский кризис и рационализация экономической стратегии //Российский экономический журнал. 1999. — № 1.
  136. А. Переходный период закончился. Что дальше? //Вопросы экономики. 2000. — № 6.
  137. А. Инструмент геополитики. Законодательная сфера военно-технического сотрудничества требует изменений //Военный парад. 2002. — № 3.
  138. В. Банки, протекционизм и национальная безопасность //Российский экономический журнал. 1997. — № 8.
  139. Новый Уголовный кодекс, преступления в сфере экономической деятельности //Финансовая газета. 1997. — № 6.
  140. О стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу //Российский экономический журнал. — 2001.-№ 4.
  141. Обзор экономической политики в России за 2000 год //Бюро экономического анализа. М.:ТЕИС, 2001.
  142. Обзор основных тенденций российской экономики //Вопросы экономики. -2002. № 5.
  143. В. Глобализация мировой экономики и Россия //Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 3.
  144. А. «Бизнес по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма //Вопросы экономики. 2001. — № 5.
  145. Г. С. Научные основы финансов экономики оборонной безопасности России. М.: Военный финансово-экономический университет, 2000.
  146. И. Государство в постиндустриальной экономики и социал-демократия //Мировая экономика и международные отношения. 1999. -№ 7.
  147. И.М. Бюджетная политика государства на переломных этапах: опыт индустриально развитых стран //Мировая экономика и международные отношения. 1995. — № 8.
  148. Основы банковской деятельности (Банковское дело) /Под ред. Тагирбекова К. Р. -М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь мир», 2003.
  149. Основы военно-экономических знаний: Учебное пособие (структурно-логические схемы) /Под ред. Харитонова Д. Я. М.: Военный университет, 1998.
  150. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник /Научн. ред. Круглов В. В. М.: ИНФРА-М, 1998.
  151. Основы теории финансов /Под ред. Дробозиной Л. А. М.: Банки и Биржи- ЮНИТИ, 1995.
  152. О.М. Банковское дело: Толковый словарь. 2-е изд. — М.: Ге-лиос АРВ, 2001.
  153. А. Военно-экономическая безопасность России на современном этапе //Военная мысль. 1995. — № 3.
  154. А.В. Военно-экономическая безопасность России. М.: ВУ, 1996.
  155. А.И. Оборонная достаточность: военно-экономический аспект //Военная мысль. 1993 — № 7.
  156. В.П., Московкина Л. А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М.: ИНФРА-М, 1996.
  157. В.В. Банки на переходе. М.: ООО Издательско-Консалтинговая Компания «ДеКА», 2001.
  158. В.В. Модернизация банковской системы в условиях трансформации экономики: Дис. докт. экон. наук: 08.00.10. -М., 2001.
  159. И. Самофинансирование ФПГ: возможности консолидированного баланса //Российский экономический журнал. 1996. — № 7.
  160. И.С. Правовой механизм государственного регулирования банковской деятельности: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.04. М., 2000.
  161. А.А. Национальные рыночные модели экономического развития //Российский экономический журнал. 1997. — № 11−12.
  162. А. Элитная экономика. М.: ИНФРА-М, 2001.
  163. Примерный перечень показателей для разработки критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации //Экономика и жизнь. 1996. — № 37.
  164. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Рук. авт. колл. Д.С. Львов- Отд. экон. РАН- научно-ред. совет изд-ва «Экономика». -М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  165. В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности //Вопросы экономики. 2001. — № 6.
  166. В. О роли насилия в российских деловых отношениях //Вопросы экономики. 1998. — № 10.
  167. В. Российский бизнес: на пути к легализации? //Вопросы экономики.-2002. № 1.
  168. А., Сидоров И. Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества? //Вопросы экономики. 2000. — № 5.
  169. Л. Российская реформа в пятнадцатилетней ретроспективе //Российский экономический журнал. 2001. — № 4.
  170. Реформы глазами американских и российских ученых /Общ. Ред. О. Т. Богомолова. М.: «Российский экономический журнал», Фонд «За экономическую грамотность», 1996.
  171. Ю.Н. Эффективность использования бюджетных средств по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях: Дис. канд. экон. наук. М., 1999.
  172. Россия: укрепление доверия. Развитие финансового сектора в России. /Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь Мир», 2002.
  173. П.С. Банковский менеджмент. -М.: Дело ЛТД, 1995.
  174. Р. Российское общество как теневая социально-экономическая система //Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 4.
  175. Т.М. О формировании системы кредитования в России //Бизнес и банки.-1999.-№ 48.
  176. В., Очередько В. Противодействие преступности в кредитно-банковской сфере //Защита и безопасность. 2001. — № 2.
  177. П.А., Нордхаус В. Д. Экономика: Пер. с англ. -М.: «Издательство БИНОМ», 1997.
  178. Се Лей. Банковская система Китая в условиях развивающихся рыночных отношений: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. М., 1999.
  179. В. О сущности и основах экономической безопасности России //Вопросы экономики. 1995. — № 1.
  180. Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности
  181. Вопросы экономики. 1996. — № 1.
  182. В. Экономическая безопасность: состояние экономики, фондового рынка и банковской системы //Вопросы экономики. 1996. — № 6.
  183. В.К., Архипов А. И. Финансы, денежное обращение и кредит -М.: Проспект, 2000.
  184. С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.
  185. В.М. Как возродить экономику России реформировать, не нарушая. — М.: «Паритет», 1999.
  186. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соц-экгиз, 1962.
  187. В., Исалова М. Экономическая политика (спецкурс) //Российский экономический журнал. 1995. — № 10.
  188. Статистика финансов: Учебник. 2-е изд. /Под ред. Салина В. Н. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  189. Дж.Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ- ИНФРА-М, 1997.
  190. Стратегия развития государства на период до 2010 года. (Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руков. Ишаева В. И. //Российский экономический журнал. 2001. — № 1.
  191. Д. Трансформация сберегательных стратегий населения России //Вопросы экономики. 2001. — № 10.
  192. Е. Экономические реформы в России: взгляд в будущее //Вопросы экономики. 2001. — № 6.
  193. А. Суть офсетной практики в международной торговле вооружением //Военный парад. 2001. — № 1.
  194. М.С. Военно-экономическая безопасность России в условиях возрастания угроз техногенного характера: Дис. канд. экон. наук: 20.01.07. — М.: ВУ, 2000.
  195. Т.Г. Проблемы правового регулирования банковской деятельности //Государство и право. 1999. — № 6.
  196. A.M., Ребельский Н. М. Конкуренция в банковском секторе России: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Тавасиева A.M. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  197. A.M., Эриашвили Н. Д. Банковское дело: Учебник для средних профессиональных учебных заведений /Под ред. Тавасиева A.M. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.
  198. В. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы //Вестник Московского университета. Серия 6, экономика. -1995.-№ 3.
  199. В. Роль государства в экономике: эволюция концепций //Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 10.
  200. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов /Под ред. Г. П. Журавлевой и Н. Н. Мильчаковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  201. М.П. Экономическое развитие: Учебник /Пер. с англ. под ред. С. М. Яковлева, Л. З. Зевина. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.
  202. Г. А., Викулин А. Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. 4.1. 3-е изд. М.: Дело, 2000.
  203. Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: Учеб.-практ. пособие. -М.: Дело, 2003.
  204. Г. А., Викулин А. Ю. Реструктуризация кредитных организаций: Учеб.-практ. Пособие. М.: Дело, 2002.
  205. К.Ю. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг //Хозяйство и право. 2000. — № 1.
  206. В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: Изд-во «Все для вас», 1993.
  207. Р., Борисов В. Военная экономика: упор на эффективность и экономию средств //Мировая экономика и международные отношения. -2000-№ 8.
  208. Р.А., Борисов В. В. Военно-экономические аспекты национальной безопасности. -М.: АО «Полиграфия», 1996.
  209. В. Федерализм и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия //Вопросы экономики. 2000 — № 1.
  210. Философский словарь /Под ред. Фролова И. Т. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001.
  211. Финансово-кредитный энциклопедический словарь /Под общ. ред. Грязно-вой А.Г. М.: Финансы и статистика, 2002.
  212. Финансово-экономические проблемы военного строительства в современных условиях: Сборник материалов научно-практической конференции /Под ред. Ермакова С. М. и др. М.: Военный финасово-экономический университет МО РФ, 1999.
  213. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник /Под ред. Л. И. Сергеева. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов (БИЭФ), 1999.
  214. Л., Видясов М., Мельянцев В. Государственные расходы и экономический рост //Мировая экономика и международные отношения. -1999.-№№ 10,11.
  215. Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. -М., 1997.
  216. А. Федеральная служба налоговой полиции в системе обеспечения военно-экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях: Дис. канд. экон. наук: 20.01.07. М., 2002.
  217. Е.Ю., Цымбал В. И. Экономические проблемы обеспечения военно-экономической безопасности России. М.: ЦЭМИ РАН, 2000.
  218. Е., Цымбал В. Военная безопасность России: замыслы и реалии //Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 1.
  219. Е.Ю. Особенности функционирования и развития российского военно-промышленного комплекса //Менеджмент в России и за рубежом. — 2002.-№ 2.
  220. И. Японская модель роста: сбережения, кредитование, инвестирование //Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 6.
  221. И.Б. Экономическая безопасность и её роль в обеспечении общественного благосостояния: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. Ростов-на-Дону, 2000.
  222. Ф. Государство и экономика (власть и бизнес). М.: Экономика и финансы, 1999.
  223. С. Коммерческие банки на выставках: демонстрация финансовых технологий в интересах оборонного комплекса //Военный парад. 2001. -№ 6.
  224. А. Общие черты и особенности развития банковской системы России и Германии: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. -М., 1998.
  225. А. Проблемы реструктуризации российского оборонно-промышленного комплекса //Военный парад. 2002. — № 3.
  226. Экономика: Учебник /Под ред. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1997.
  227. Экономика переходного периода: Учебное пособие /Под ред. В. В. Радаева,
  228. A.В.Бузгалина. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
  229. Экономическая безопасность: Производство-Финансы-Банки /Под ред. Сенчагова В. К. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
  230. Экономическая теория. /Под ред. Королева В. Д. М.: Военный университет, 1999.
  231. Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред.
  232. B.И.Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: Изд-во Российской экономической академии, 2000.
  233. Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация. -М.: Изд-во «ВЕСЬ МИР», 2000.
  234. Ю. Издержки австрийского «экономического чуда» //Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 6.
  235. В.М. Что сказали бы деньги, или шесть ошибок Милтона Фридмена //Банковское дело. 1999. — № 4.
  236. Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1996.
  237. А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? //Вопросы экономики. 2000. — № 11.
  238. Е. Новая эпоха, старые тревоги (взгляд либерала на развитие России) //Вопросы экономики. 2001. — № 1.
  239. Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста //Вопросы экономики. 2002. — № 5.
  240. Е. Функции государства в рыночной экономике //Вопросы экономики. 1997. -№ 6.
  241. A new capital adeguacy framework (consultative paper) /by Basel Committee on banking supervision, 1999.
  242. Felderer В., Homburg S. Macroeconomics and New macroeconomics. — Springer-Verlog. Berlin Heidelberg, 1992.
  243. Machovski H. Ost-West Handel: Entwicklung, Interessenlagen, Aussichten// Aus Politik u. Zeitgeschichte. Bonn. — 1985. — № 5.
  244. Maul H. Raw materials, energy and Western security. L., 1984.
  245. Murdoch C. Economic factors as objects of security: Economics security & vulnerability //K.Knorr, F.Trager. Economics interests & national security. -Lawrence. 1977.
  246. Okun Arthur M. The Political Economy of Prosperity. Washington, D.C.: Brookings Institution, 1970.
  247. Robert E. Holl, Gohn B.Taylor. Macroeconomics: theory, performance, and policy. New York, 1991.
  248. Vito Tanzi. The Changing Role of the State in the Economy: A Historical Perspective //IMF Working Paper 97/114, September 1997.
  249. Рост государственных расходов, 1870−1996 гг. (в процентах к ВВП)1
  250. Общие государственные расходы (в % к ВВП)
  251. Страны 1870 г. 1890 г. 1910 г. 1930 г. 1946 г. 1960 г. 1980 г. 1996 г.
  252. Австралия 18,3 16,5 19,3 14,8 21,2 34,1 34,9 36,6
  253. Австрия — 14,7 20,6 35,7 48,1 38,6 51,7
  254. Бельгия. 13,8 22,1 21,8 30,3 57,8 54,3 54,3
  255. Великобритания 9,4 12,7 26,2 30,0 32,2 43,0 39,9 41,9
  256. Германия 10,0 14,2 25,0 34,1 32,4 47,9 45,1 49,0
  257. Ирландия — 18,8 25,5 28,0 48,9 41,2 42,0
  258. Испания 11,0 8,3 13,2 18,8 32,2 42,0 43,3
  259. Италия 11,9 11Д 22,5 24,5 30,1 42,1 53,4 52,9
  260. Канада — 16,7 25,0 28,6 38,8 46,0 44,7
  261. Нидерланды 9.1 9.0 13,5 19,0 33,7 55,8 54,1 49,9
  262. Новая Зеландия — 24,6 25,3 26,9 38,1 41,3 34,7
  263. Норвегия 5,9 9,3 16,0 11,8 29,9 43,8 54,9 49,2
  264. США 7,3 7,5 12,1 19,7 27,0 31,4 32,8 33,3
  265. Франция 12,6 17,0 27,6 29,0 34,6 46,1 49,8 54,5
  266. Швеция 5,7 10,4 10,9 16,5 31,0 60,1 59,1 64,7
  267. Швейцария 1.6,5 14,0 17,0 24,1 17,2 32,8 33,5 39,4
  268. Япония 8,8 8,3 14,8 25,4 17,5 32,0 31,3 36,2
  269. В среднем по странам 10,5 11,9 18,2 22,4 27,9 43,1 44,8 45.8
  270. См.: Vito Tanzi. The Demise of the Nation State? //IMF Working Paper 98/120, August 1998. -P.5.
Заполнить форму текущей работой