Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Региональные особенности развития малого предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ выявленных региональных факторов, влияющих на активность развития малого предпринимательства, позволил классифицировать их на несколько групп. По отношению к предмету исследования выделенные факторы можно подразделить на условно-объективные (в текущем периоде их изменение мало зависит от воли и деятельности людей) и субъективные. К условно-объективным можно отнести плотность населения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ
    • 1. 1. Понятие малого предпринимательства
    • 1. 2. Международный опыт поддержки малого предпринимательства
    • 1. 3. Содержание, методы и формы государственной поддержки малого предпринимательства
  • 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 2. 1. Факторы развития и их влияние на структуру экономики
    • 2. 2. Региональные особенности малого предпринимательства
    • 2. 3. Экономическое районирование России и его учет в развитии малого предпринимательства."
    • 2. 4. Экономико-математическая модель развития малого предпринимательства в регионах (ретроспективный анализ)
  • 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Социально-экономическая ситуация в Иркутской области
    • 3. 2. Малое предпринимательство в Иркутской области
      • 3. 2. 1. Состояние предпринимательства на внутриобластном уровне
      • 3. 2. 2. Пути совершенствования системы поддержки малого предпринимательства в Иркутской области
      • 3. 2. 3. Моделирование развития малого предпринимательства в Иркутской области

Региональные особенности развития малого предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные экономические преобразования, которые происходят в экономике России в настоящее время и направлены на совершенствование и развитие рыночных отношений, представляют собой очень сложный и многоаспектный процесс. Формирование рыночной экономики в стране, более 70 лет ориентировавшейся на плановую, централизованно управляемую систему единого народного хозяйства, естественно, ставит множество политических, социально-экономических, организационно-управленческих проблем, от своевременного решения которых напрямую зависит судьба экономических реформ. В ряду важнейших из таких задач можно уверенно назвать ускоренное развитие на территории России малого предпринимательства, базирующегося на эффективной системе его государственной поддержки.

Как и любая другая значительная экономическая проблема, проблема развития малого предпринимательства является комплексной и тесно связана с рядом направлений экономических реформ. Среди них можно назвать систему налогообложения, структурную перестройку и ускоренное развитие рыночной инфраструктуры, демонополизацию экономики вообще и ограничение монопольного влияния мощных хозяйственных структур в частности и многие другие.

Следует также заметить, что развитие малого предпринимательства в России сопряжено с рядом значительных трудностей разного рода. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где процесс развития малого бизнеса и системы его поддержки проходил естественным путем на протяжении десятилетий, Россия, кардинально изменившая экономическую ориентацию, вынуждена решать эту проблему в ограниченные сроки и в крайне тяжелых экономических условиях.

Проблема развития малого предпринимательства в настоящее время очень широко исследуется российскими экономистами по различным научным направлениям. На федеральном уровне и во всех регионах страны созданы организационные структуры поддержки. Функционирует федеральный Комитет поддержки малого предпринимательства, в администрациях областей, городов и районов действуют соответствующие отделы и службы.

В большинстве регионов России существуют бизнес-инкубаторы и бизнес-парки, в числе учредителей которых присутствуют местные органы власти Средства на мероприятия по поддержке малого предпринимательства выделяются в бюджетах всех уровней отдельной строкой.

В разное время проблема малого бизнеса находила отражение в трудах известных западных экономистов, таких как А. Маршалл, М. Вебер, В. Зомбарт. Ф. Найт, А. Коул, А. Чандлер, К. Макконнелл, Л. Эрхард и многих других.

В последние годы проблемы малого предпринимательства ввиду их особой важности привлекают внимание и российских экономистов. Жданова Л., Зевелев В. А., Ичитовкин Б. Н.5 Копанев Г. В., Любимова В., Мягков П. А., Разумнова П. И., Смирнов С., Савельев А., Шнипер Р. И., Новоселов А. С., и другие отечественные исследователи работали не только над обобщением мирового опыта, накопленного по данной проблеме, и применением его к российским условиям, но и создали теоретическую и методологическую базу для исследования особенностей развития этой сферы экономики в условиях рыночных реформ.

Однако до настоящего времени практически отсутствовали исследования, посвященные региональным аспектам и особенностям создания, развития, функционирования малого предпринимательства и системы его поддержки Поэтому одной из задач проведенного исследования было выявление факторов, определяющих региональные особенности малого предпринимательства.

Среди огромного числа факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства в России, одно из ведущих мест занимает региональный или территориальный, связанный с огромной пространственной протяженностью государства, большим количеством административно-территориальных образований (республики, автономные округи, края, области), которые существенно отличаются друг от друга по множеству важнейших показателей. К ним можно отнести социально-экономическую и политическую ситуацию, степень соответствия регионального законодательства решаемым задачам, уровень обеспеченности собственными ресурсами всех видов, сложившуюся структуру экономики, состав населения и его менталитет, производственный, технологический, интеллектуальный, инфраструктурный потенциалы данного региона, а также разного рода риски, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности и тоже существенно влияют на развитие новых экономических структур.

Влияние перечисленных факторов приводит к тому, что каждая административно-территориальная единица Российской Федерации имеет значительно отличающиеся от других стартовые условия вхождения в рыночную экономику, и, соответственно, различные условия для развития малого предпринимательства. Такое положение приводит к мысли о необходимости обязательного учета особенностей того или иного региона, при осуществлении на его территории мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства и системы его поддержки. Особый интерес представляет возможность количественной оценки региональных факторов, а также выявление степени влияния каждого из них на исследуемый нами процесс.

Малое предпринимательство представляет собой один из важнейших элементов системы рыночных отношений. Без него невозможно представить современную рыночную экономику. Учитывая нацеленность бывшей советской J экономики на развитие крупнейших производственно-хозяйственных структур и сложившийся невысокий удельный вес малого бизнеса в экономике России, можно сказать, что его развитие является одной из важнейших задач, стоящих перед государством на современном этапе. Поэтому тема выполненного исследования вполне актуальна, а решаемые задачи создают условия для целенаправленного эффективного воздействия на процесс развития малого предпринимательства и системы его государственной поддержки.

Целью проведенного исследования является разработка методологического подхода к решению проблемы развития малого предпринимательства на уровне административно-территориальных образований РФ на основе выявления и количественной оценки региональных особенностей его функционирования и факторов, на него влияющих.

Осуществление поставленной цели потребовало решения комплекса взаимосвязанных задач: уточнения количественных и качественных критериев отнесения хозяйственных единиц к сфере малого предпринимательства;

— выявления и обоснования факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства на уровне региона, рассмотрения и анализа взаимосвязи этих факторов;

— установления степени количественной зависимости характеристик исследуемого процесса от каждого из проанализированных факторов;

— разработки инструмента, позволяющего выявить причины отставания и опережающего роста уровня развития малого предпринимательства в исследуемом регионе, выявления имеющихся резервов роста на основе дифференцированного анализа влияния того или иного фактора;

— определения подхода к разработке классификации факторов развития малого предпринимательства с выделением объективных и субъективных, динамичных и стабильных, капиталоемких и малозатратных его факторов.

Исследование носит методологическую направленность, развивая сложившиеся подходы к управлению процессом развития малого предпринимательства.

Объектом исследования является малое предпринимательство и система его поддержки в России и Иркутской области в процессе своего формирования и развития.

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы по определению и количественной оценке влияния региональных факторов на процесс развития малого предпринимательства.

Теоретическая и методологическая база по теме исследования активно формируется. Интерес для исследования представляли нормативные документы государственных органов власти федерального и регионального уровней, а также работы перечисленных выше авторов.

Необходимая глубина анализа и достоверность выводов достигаются применением методов и приемов экономического и статистического анализа, теории вероятности и математической статистики, в том числе экономико-математического моделирования.

Информационной базой для исследования послужила специальная литература по теме исследования, материалы периодической печати, статистические данные по регионам России и по Иркутской области, нормативно-правовые документы, региональные и федеральные программы содействия развитию малого предпринимательства.

Некоторые положения, выдвигаемые автором в ходе решения проблемы, могут быть развиты другими исследователями. Это относится к проблеме применения натуральных и рейтинговых показателей, как дающих осле з л объективную оценку состояния и динамики исследуемого процесса в условиях переходного периода, а также к проблеме количественной оценки степени влияния региональных факторов на развитие малого предпринимательства.

Представляется, что создав систему мониторинга деятельности и развития малого предпринимательства в масштабах административно-хозяйственных образований, появляется возможность изучения динамики выявленных в настоящем исследовании взаимосвязей. Результаты такого анализа позволят оперативно реагировать и учитывать в мерах поддержки реакцию предпринимательства на происходящие социально-экономические и политико-правовые изменения в обществе.

Решение сформулированной в качестве цели исследования проблемы имеет большую практическую значимость, которая заключается в активизации процессов развития малого предпринимательства на основе комплексного учета особенностей каждого конкретного региона и возможности выделять наиболее значимые факторы, целенаправленное влияние на которые позволит существенно увеличить эффективность мероприятий, направленных на поддержку и совершенствование системы малого предпринимательства в регионе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном решении проблемы развития и поддержки малого предпринимательства в условиях становления рыночной экономики, на основе выделенных и количественно оцененных региональных особенностей, определяющих этот процесс. При этом:

— обоснована объективность и необходимость процесса развития малого предпринимательства в России в переходный период, а также зависимость этого процесса от политических, социально-экономических, демографических и других особенностей каждой административно-территориальной единицы;

— сформирован подход к уточнению критериев отнесения хозяйствующих субъектов к сфере малого предпринимательства путем введения показателя валового дохода предприятия;

— выявлены и обоснованы факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства на уровне региона, рассмотрена и проанализирована взаимосвязь этих факторовустановлена степень количественной зависимости характеристик исследуемого процесса от каждого из проанализированных факторов;

— разработан инструмент, позволяющий выявлять причины отставания и опережающего роста уровня развития малого предпринимательства в исследуемом регионе, определять имеющиеся резервы роста на основе дифференцированного анализа эффективности того или иного фактора. Дифференциация факторов по уровню их значимости имеет методологическое значение и практическое применение;

— определен подход к разработке классификации факторов развития малого предпринимательства с выделением объективных и субъективных, капиталоемких и малозатратных, динамичных и стабильных его параметров;

Научный и практический интерес представляют также выявленные особенности развития малого предпринимательства на территории Иркутской области и анализ развития малого предпринимательства по районам области.

Полученные результаты имеют теоретическое и прикладное значение и могут быть использованы на территориальном и федеральном уровне.

Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы автором в семи научных статьях (две в соавторстве), отражены в отчете кафедры «Экономика и менеджмент в машиностроении» ИГЭА по научно-исследовательской теме «Исследование методологических аспектов влияния региональных факторов на становление и развитие малого бизнеса» (УДК 658. 14. и.

012 + 330. 46, № госрегистрации 01. 960. 8 861), исполнителем которой является диссертант.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на международных конференциях в Москве, Новосибирске, на региональной конференции «10-летие предпринимательства: итоги и пути дальнейшего развития» в Иркутске и на итоговых научных конференциях Иркутской государственной экономической академии в 1995 — 1998 гг.

Диссертант является соавтором учебного пособия «Антимонопольная деятельность и защита прав потребителей», в котором им разработана тема «Развитие предпринимательства — важное направление антимонопольной деятельности и защиты прав потребителей».

• Основные результаты диссертационной работы сводятся к следующему.

1. Переход к рыночной экономике требует пересмотра положений теории экономики и организации малого предпринимательства и, в частности, такой ее важной части, как влияние региональных факторов на развитие малого предпринимательства. Этот вывод стал основой для настоящего научного исследования, в ходе которого проанализированы существующие подходы к классификации малых предприятий с учетом требований настоящем экономической ситуации.

2. Учитывая различия, существующие между Россией и развитыми зарубежными странами по проблемам развития малого предпринимательства, логически следует вывод о невозможности прямого заимствования зарубежных аналогов в силу специфики российской экономики и неразвитости рыночных отношений. Функционирование субъектов малого предпринимательства в России выдвигает много проблем, не существующих ни в одной другой стране мира. Значительная часть этих проблем обусловлена влиянием региональных факторов, связанных с огромной пространственной протяженностью государства, большим количеством административно-территориальных образований (республики, автономные округи, края, области), которые существенно отличаются друг от друга по множеству важнейших показателей.

Влияние этих факторов приводит к тому, что каждая административно-территориальная единица Российской Федерации имеет значительно отличающиеся от других стартовые условия вхождения в рыночную экономику, и, соответственно, различные условия для развития малого предпринимательства. Такое положение приводит к мысли о необходимости обязательного учета особенностей того или иного региона, при осуществлении на его территории мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства и системы.

145 его поддержки. Особый интерес представляет возможность количественной оценки региональных факторов, а также выявление степени влияния каждого in них на исследуемый нами процесс. №.

3. Анализ выявленных региональных факторов, влияющих на активность развития малого предпринимательства, позволил классифицировать их на несколько групп. По отношению к предмету исследования выделенные факторы можно подразделить на условно-объективные (в текущем периоде их изменение мало зависит от воли и деятельности людей) и субъективные. К условно-объективным можно отнести плотность населения, удельный вес сельских жителей, доля собственных доходов региона в его расходах, ресурсно-сырьевой и производственный потенциалы, инфраструктуру. Знание уровней названных показателей по регионам, выявленное влияние их на активность малого бизнеса дает федеральным органам власти инструмент для финансового и иного воздействия на малый бизнес и его поддержку. Изменение субъективных факторов в основном зависит от динамики социально-экономических, политических и криминальных характеристик, институциональных и других преобразований в регионе.

По отношению к затратам на активизацию малого бизнеса выявленные факторы можно подразделить на капиталоемкие и малозатратные. К числу последних можно отнести большую часть субъективных факторов, а также возможность региона самофинансироваться. Последний значительно зависит от распределения полномочий между регионом и федерацией. Понятно, что содействие развитию малого предпринимательства, особенно в современных экономических условиях, должно осуществляться в первую очередь через воздействие на малозатратные факторы.

4. Степень влияния каждого из исследованных факторов значительнее выявленных количественных оценок в силу неоднозначных, разнонаправленных векторов взаимодействующих причин, благодаря взаимосвязям между самими.

146 факторами, а также из-за отсутствия однородности причинно-следственных связей. Последнее заключается в том, что исследованные факторы не только непосредственно или опосредованно влияют на уровни показателей активности предпринимательства, но и сами, в свою очередь, зависят от их изменения.

5. В ситуации, когда основная тяжесть принятия решений в области поддержки малого предпринимательства ложится на местные органы власти, последним необходимо иметь в своем распоряжении доступный и надежный инструмент, позволяющий максимально объективно оценить ситуацию в регионе, сравнить его положение с соседними административно-территориальными единицами, выявить факторы, влияющие на процесс развития малого предпринимательства и как можно более точно оценить степень их влияния. Это является необходимым, хотя и не достаточным условием для повышения эффективности мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства на региональном уровне.

6. Разработанная методика количественной оценки влияния региональных факторов на уровень предпринимательской активности позволяет ранжировать величины влияния каждого из них на обобщающий показатель и на этом основании выделять приоритетные направления воздействия на процесс развития малого предпринимательства.

Результаты исследований показали, что выявление региональных особенностей развития малого предпринимательства, определение роли каждого конкретного фактора, влияющего на этот процесс, особенно с учетом возможного взаимовлияния этих факторов, способно значительно облегчить анализ ситуации в регионе, а также указать наиболее перспективные направления поддержки малого предпринимательства.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Иркутской области. Закон Ирк. обл. от 29. 12. 1995 г № 354.
  2. О действенности государственной власти в России // Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Рос. вести. 1995. 17 февр.
  3. Основные положения региональной политики РФ // утв. Пост. Правительства РФ 23. 03. 1996 г.
  4. Постановление главы администрации Иркутской области от 6.12.93 г. № 396 «Положение о фонде поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области»
  5. Постановление губернатора от 22.05.96 г. № 138-п «О создании совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе области»
  6. Постановление губернатора от 29.12.94 г. № 172 «О программе „Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 1995−1996 г. г.“»
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 г. № 1213 «О финансировании Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. № 1256 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996−1997гг.»
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства».
  10. Приказ Государственной налоговой службы Российской Федерации от 24 января 1996 г. №ВГ-3−02/5 «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».
  11. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. № 131 «Об Указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
  12. Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».
  13. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1995 г. № 563 «О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства».
  14. Федеральный закон Российской Федерации № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности для субъектов малого предпринимательства" —
  15. Федеральный закон Российской Федерации № 227-ФЗ от 31 декабря 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в законы Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».149
  16. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"// Российская газета 1995. — 20 июня
  17. В. С. Малый бизнес: проблемы становления. Российский экономический журнал, 1993. № 2.
  18. А. Предпринимательство в регионе, условия развития и государственное регулирование // Экономист. 1994. -№ 12-с.71
  19. В. Большие проблемы малого бизнеса // Финансы в Сибири. -1996. -№ 10-с.25
  20. Т., Маевская Л. Большие деньги для малого бизнеса // ЭКО. -1996. -№ 8-с.64
  21. А. Государственная политика поддержки малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 1996. -№ 2 — с.96
  22. А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики. 1996. — № 7 — с.39
  23. А. Малый бизнес поможет обустроить Россию // Бизнес и политика 1996. — № 2 — с.29
  24. М. К. Национальная экономика. Уч. пособие. М.: Дело, 1997. -272 с.
  25. Е.М., Виленский А. В. Российское малое предпринимательство и система его государственной поддержки: задачи и перспективы развития // Проблемы прогнозирования. 1996. — № 4 — с.65
  26. М., Тюканова Т. Как помочь малому бизнесу России // ЭКО. № 12- 1996.-c.132
  27. А.В. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики 1996. — № 7 — с.30
  28. Л. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса// Вопросы экономики 1996. — № 7. — с. 83−87.
  29. Все налоги России. 1995: Практическое пособие в 2х ч. /Под общ. ред. В. В. Карпова. М.: Экономика и финансы. — 4.1, 4.2, — 1995. — 784 е., 800 с.
  30. И. Каков он, польский средний класс? //Деловой мир.-1992, — 23 янв.
  31. Л. Системная поддержка малого предпринимательства: столичная модель // Российский экономический журнал 1996. — № 8 — с. 81
  32. Где и как поддерживают малый бизнес (Канада, Япония, Австралия) // Бизнес для всех.-1994.-N5/6
  33. Э. Об условиях развития малого и среднего бизнеса //Экономист.-1992 .-N1
  34. Государство и малый бизнес: открываем новую страницу // Путь к успеху.- 1995. № 5 — с. 741 .Данишевская Т. А. Мелкий бизнес в Великобритании // Мировая экономика и международные отношения.-1992.-N3
  35. Е. Банки и малый бизнес // Деньги и кредит-1996.-№ 5-с.70
  36. Г. Поддержка малого инновационного предпринимательства // Экономист 1996. — № 5 — с. 7 415 144.3евельев В. А. Малый бизнес большая проблема России.45.3яблюк Н Г. государство и малый бизнес США М.: Наука, 1987
  37. Н. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой // Российский экономический журнал. 1995. — № 12- с.76
  38. Ильин. Малое предприятие вопросы становления и развития // Экономист-1992.-N6
  39. . Н. Малые формы хозяйствования. -М.: Экономика, 1991. -204 с.
  40. . Н. Немонополистический сектор экономики в системе современного монополистического капитализма К.: Красноярский университет, 1991,192с.
  41. И.П. Ставка на малый и средний бизнес // Банковское дело. -1995. -№ 10-с.И
  42. А., Колесникова JI. Малый и средний бизнес эволюция понятий и проблема определения // Вестник торгово-промышленной палаты Восточной Сибири и АО «РАПМБ Иркутский бизнес-парк» -1995.
  43. Г. В. Региональная экономика (вводная часть). Междунар. академия информатизации, — Ижевск, 1994. — 194 с.
  44. В., Зайцев А. Рука ведущая // ЭКО. 1996.-№ 12 — с.56
  45. Крепче держись на ногах, малыш // Российская газета. 1997. 14 января.
  46. А. Промышленная политика: есть ли здесь место малому предпринимательству // Финансы в Сибири. 1996. — № 10 — с. 12
  47. А.И., Юрченко Т. И., Новоселов А. Л. Экономико-математические методы в планировании. М: Высшая школа 1991 г.
  48. В. Место «мельчайшего бизнеса» в экономике // МЭ и МО.-1992.-N11152
  49. JT. М., Зубарев В. М. Зарубежный опыт государственного воздействия на деятельность малых и средних предприятий // Материалы семинара «Новые формы производственно хозяйственных организаций в системе управления», -М.: МГУ, 1990, 241с.
  50. Малые предприятия и НТП //Вестник Московского университета.-сер.6 Экономика.-1992.-N3
  51. Малый бизнес в России: был, есть и будет // ЭК0.1995, — № 7- с. 149
  52. Малый бизнес России: адаптация к переходным условиям. Вопросы статистики. 1995. № 9.
  53. Малый бизнес у нас и в Японии // Деловой мир.-1992.- 13 февр.
  54. Малый, средний бизнес и государство: опыт Японии // Проблемы прогнозирования .-1993. -N3
  55. Мелкие и средние предприятия в Германии // M3hMO.-1993.-N9
  56. В.И. Малый бизнес: финансы и страхование // Финансы. 1996. — № 5 — с.47
  57. П. А. Малые предприятия. -М.: Экономика: Малое научно-произв. предприятие «ЭСИ», Б.г.(1992).
  58. Надежда наших реформ // Экономика и жизнь. 1996. № 8.
  59. Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1987 — 766 с.
  60. А., Комаров С. Секреты процветания: не присмотреться ли к французской модели? // Хозяйство и право 1991.-N10700 финансовой поддержке малого бизнеса// Финансы.-1994.-N3
  61. Перспективы социально экономического развития Иркутской области // Иркутск.: Изд-во Ирк. Гос. Эконом. Академии. — 1998. — 201 с.
  62. А. Н. Таланов С. Г. Малый бизнес Магаданской области. Магадан: Российско-Американский учебно-научный центр бизнеса, 1997.50 с.153
  63. Поддержка малого предпринимательства // Деловой MHp.-1994.-Nl 53
  64. Политика активизации предприимчивости (ст. Из Польши) // Вестник Моск. ун-та. Серия 6, Экономика.-1992 -Nl
  65. В.А. Малое предпринимательство: задачи и перспективы // Деньги и кредит. 1996. — № 5 — с.70
  66. Развитие конкуренции на рынках Российской Федерации // Вопросы экономики. 1995. — № 11. — с. 4 — 30
  67. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит. 1993. — N 6
  68. И.И. «Малое прекрасно». Роль малого бизнеса в экономике США // Наука и жизнь.-1990.-№
  69. И.И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление -М.: Наука, 1989.
  70. Региональная экономика: Учеб. Пособие для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.- Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 304 с.
  71. Регионы России // М.: Эксперт. 1997. — № 47. — с. 21 — 34
  72. Регионы России: информ. стат. сб. в 2 т. Т. 1 / Госкомстат России. — М., 1997.-666 с., т. 2.-648 с.
  73. Регулирование предпринимательской деятельности в ЕЭС //МЭ и МО1991.-N12
  74. Реформы и развитие российской экономики в 1995 1997 гг. Программа Правительства РФ. Проект новой среднесрочной программы Правительства РФ / изложение и комментарии JI. Лопатникова // Деловой мир. — 1995. 27 марта — 2 апреля. — с. 10−11
  75. Роль мелкого бизнеса в экономике промышленно развитых стран (обзор). Реферат. М., АН СССР, ИНИОН, 1992, с. 10
  76. Российская газета. 1996. 16 апреля.154
  77. Российские проблемы и зарубежный опыт (о развитии малого бизнеса) // МЭ и МО. 1993. — N9
  78. А. Макроприбыль на микроуровне? // Риск. 1996, — № 6 -с. 18
  79. Т. К. Мелкое предпринимательство в странах Востока: социально-экономические и политические аспекты / Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. -М: Наука, 1992.
  80. А. Малый бизнес основа благополучия Запада // Вестник ТПП ВС и АО «РАПМБ — Иркутский бизнес — парк» — 1995. — № 5. — с.5−7.
  81. В. И. Иркутский бизнес-парк профессиональный помощник в реализации ваших идей // Вестник торгово-промышленной палаты Восточной Сибири и АО"РАПМБ — Иркутский бизнес-парк». — 1995.-№ 5-с.4
  82. Современные организационно хозяйственные структуры в промышленности (зарубежный и первый отечественный опыт). — М, 1993.
  83. М. В. Развитие предпринимательства важное направление антимонопольной деятельности и защиты прав потребителей // В уч. пос. «Антимонопольная деятельность и защита прав потребителей» (авторский коллектив). — Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996. — с. 84
  84. М. В., Щуплецов А. Ф. Малый бизнес в Иркутской области : проблемы становления и развития // Вестник ИГЭА, № 13. 1998 -Иркутск. — с. 59−71
  85. Е.А. Малая экономика в историческом диапазоне // ЭКО. -1996.-№ 7-с.150
  86. А. Малый и средний бизнес: новые подходы к поощрению экспорта // Внешняя торговля. -1995. № 2 — с.35
  87. Структура поддержки малого предпринимательства // Вестник ТПП ВС и АО «РАПМБ Иркутский бизнес — парк» — 1995. — № 5. — с.1.А155
  88. Структура Фонда малого и среднего предпринимательства Иркутской области // Вестник ТПП ВС и АО «РАПМБ Иркутский бизнес — парк"1995. -№ 5. с. 19−23.
  89. У малого предпринимательства большие проблемы // Рос. экон. журнал.-1993.-N7100.финансовое планирование деятельности малых предприятий США. -М.: Сов. -америк. совм. предпр. «Крокус Интернешнл», 1991.
  90. Ю1.Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе //
  91. Российский экон. журнал.-1993.-N3 Ю5. Шуровский М. Малый бизнес в экономике США // Бизнес и политика.1996.-№ 4-с.25
  92. Экономика и жизнь. 1996. № 7. 107. Экономические науки. 1989. № 1 с. 101.
  93. Концепция развития Иркутской области на 1998 2002гг. -Иркутск, Комитет по экономике при администрации Иркутской области.1997.- 88 с.
  94. Промышленность Иркутской области: тенденции развития. Иркутск, Иркутский областной комитет государственной статистики.-1997.-39с.
  95. Частный бизнес: становление и развитие в регионах России. М.: ИСАРП, 1998.-230 с. 1. Три ложен ис 1
  96. Показатели и рейтиги предпринимательской активности регионов России1. зято из табл.2 с. 24−25, табл. 11 с. 29−30, табл. с. 1
  97. Yi Y2 Уз Y4 Xi Х2 Хз Х4 Х5
  98. Респ. Карелия 0,42 16,4 60,2 3,09 4,6 11,6 26 10,24 62,5
  99. Респ. Коми 0,37 11,1 46 2,14 2,9 11,7 25,6 16,25 81,4
  100. Архангельская обл. 0,37 13,7 34,5 2,61 2,6 11,3 26,4 9,34 72,3
  101. Вологодская обл. 0,26 15,2 32,7 2,87 9,3 8,1 32,4 14,29 83,1
  102. Мурманская обл. 0,46 13,6 59,1 1,85 7,2 12,9 8 13,58 70
  103. Ленинградская обл. 0,61 31,8 121,4 8,24 75,4 10,5 10 9,21 84
  104. Новгородская обл. 0,35 33,2 51,4 2,6 13,4 9,3 29,1 5,92 71
  105. Псковская обл. 0,22 16 29 1,85 15,1 11,7 34,7 5,54 52,4
  106. Брянская обл. 0,35 28,7 34,5 2,07 42,4 9,3 31,3 5,27 72,5
  107. Владимирская обл. 0,44 27,2 48,8 6,2 56,7 12,3 19,9 6,49 72,2
  108. Ивановская обл. 0,4 35,8 46,9 5,48 58,1 14,9 17,7 5,07 58,8
  109. Калужская обл. 0,47 24,6 66,6 3,79 36,7 8,3 26,4 7,41 67,8
  110. Костромская обл. 0,28 22,6 39,9 3,34 13,4 8,7 33,7 7,33 39
  111. Московская обл. 0,42 17,18 133,9 13,36 324,7 7 8 12,63 87,9
  112. Орловская обл. 0,26 24,31 30,75 6,27 37 7,2 37,1 6,58 63,2
  113. Рязанская обл. 0,34 22,05 48,6 3,34 33,5 6,4 32 7,85 74,4
  114. Смоленская обл. 0,29 24,45 37,72 3,11 23,5 9,6 30,3 6,69 84,8
  115. Тверская обл. 0,27 26,09 37,72 2,87 19,6 8 27,4 7,03 75,3
  116. Тульская обл. 0,39 30,32 41,65 5,63 70,6 5.9 18,7 6,83 71,3
  117. Ярославская обл. 0,44 26,39 60,29 6,4 39,9 11,5 19,4 10,16 69,3
  118. Респ. Марий Эл 0,31 22,2 30,1 2,94 33 11,2 37,8 5,12 55,8
  119. Респ. Мордовия 0,22 17,05 22,09 3,9 36,5 10,3 41.2 5.23 42
  120. Чувашская респ. 0,39 8,05 38,22 2,71 74,4 9.6 39,4 5.53 65,9
  121. Кировская обл. 0.21 18.44 26,78 3 Л 1 13.5 9.2 29.6 7.17 73.5
  122. Нижегородская обл. 0.29 11.35 30,72 5.66 48,5 7.8 22,1 9.42 86.7
  123. Белгородская обл. 0,29 14,04 33,8 2,87 54,2 5,5 35,2 8,6 84,1
  124. Воронежская обл. 0,31 12,1 35,2 10,47 47,8 7,4 38,4 6,6 76,6
  125. Курская обл. 0,2 8,19 23,8 2,08 45,2 5,9 39,9 7,14 71,7
  126. Липецкая обл. 0,31 12.33 29,6 2,97 51,9 6,3 36,5 1 1,03 79,7
  127. Тамбовская обл. 0,2 24,32 22,2 4,31 38,2 10 42,2 4,99 64,1
  128. Респ. Калмыкия 0,15 24,71 41 5,28 4,2 | 19,7 65,1 2,79 27,2
  129. Астраханская обл. 0.38 35,2 49.5 3.09 л л →J, J 13,1 > 5,6 56
  130. Волгоградская обл. 0,43 2306 68,8 4.7 24.7 10,3 25,7 7,27 82,4
  131. Пензенская обл. 0,43 25,12 45,6 2,9 36,2 12,5 35,8 4,78 66,5
  132. Самарская обл. 0,38 17,36 52,5 4,92 61,8 7,3 19,4 13,61 97
  133. Саратовская обл. 0,3 9,04 45 л j 27,3 9,6 26,4 ' 7,46 78,1
  134. Ульяновская обл. 0,3 10,49 30,8 3,49 40,1 7,8 21, Ъ 7,16 73,3
  135. Респ. Адыгея 0,33 22,6 48,8 6,7 59,3 11,8 46,1 4,09 46,5
  136. Респ. Дагестан 0,72 8,84 65 1,69 39,7 22,3 58 1,99 17,4
  137. Респ. Ингушетия 0,18 5,68 19,4 1,4 65,8 45,2 58,7 1,94 6,7
  138. Кабардино-Балкарская респ. 0,61 16,71 30,2 2,59 63,2 14,7 42,3 3,33 44,5
  139. Карачаево-Черкесская респ. 0,2 27,08 48,1 3,31 30,9 24 54 3,9 48,3
  140. Респ. Северная Осетия 0,33 23,27 35,5 3,73 82,8 24 30,7 3,53 35,7
  141. Краснодарский край 0,35 15,73 62,7 4,04 66,4 8,8 45,8 6,16 80,3
  142. Ставропольский край 0,16 17,86 29 3,07 40,1 9,2 45,9 6,84 68,2
  143. Ростовская обл. 0,31 20,23 48,4 2,52 43,9 8,2 32,1 5,95 71,7
  144. Респ. Башкортостан 0,34 9,91 38,2 2,24 28,5 7,3 35,3 9,65 68,8
  145. Удмуртская респ. 0,33 32,81 42,7 5,94 38,9 11,2 30,3 7,59 76,1
  146. Курганская обл. 0,21 14,96 34,3 3,61 15,7 8,5 45,1 5,69 66,8
  147. Орен бургская обл. 0,52 35,51 64,2 4,86 18 6,9 35,9 8,15 86,5
  148. Пермская обл. 0,39 12,61 40,7 3,93 18,7 8,6 23,5 12,29 91,9
  149. Свердловская обл. 0,44 19,97 57,6 6,07 24,1 8,5 12,4 12,38 94,1
  150. Челябинская обл. 0,3 19,73 37,79 4,36 42 8,3 18,7 8,97 89,2
  151. Респ. Алтай 0,41 32,67 74,6 3,3 2,7 11,3 76 4,51 29,4
  152. Алтайский край 0,29 21,1 39,5 3,48 15,9 10,8 45,7 5,53 54,7
  153. Кемеровская обл. 0,42 10,83 47,6 13,96 32,1 6,6 13,2 11,84 78,3
  154. Новосибирская обл. 0,34 13,43 61,1 8,29 15,4 9,5 26,1 8,38 80,3
  155. Омская обл. 0,27 16,56 43,6 3,23 15,6 5,2 32,6 9,53 73,9
  156. Томская обл. 0,28 10,28 48,4 5,48 3,4 8,5 34,1 11,9 75,3
  157. Тюменская обл. 0,62 8,16 105,6 12,34 2,2 6,1 23,8 34,42 94
  158. Респ. Бурятия 0,38 18,79 51,4 4,3 3 13,7 40,4 7,35 58,1
  159. Респ. Тыва 0,33 37,13 64,5 5,69 1,8 14,7 51,4 3,52 23,3
  160. Респ. Хакассия 0,33 12,42 39,3 2,68 9,5 9,6 28,3 8,7 82
  161. Красноярский край 0,48 7.63 58,8 10.63 1.3 9 26,1 14,17 92,7
  162. Иркутская обл. 0,39 11,34 49,1 5,66 3.6 9,2 20,5 12,25 91,5
  163. Читинская обл. 0.29 10.68 29.5 3.65 п j 10.2 37,1 7.74 75.5
  164. Респ. Саха (Якутия) 0.23 50.8 37.4 2.04 0.3 6.4 35,7 19.76 41,71 ирсиская АО 0.33 26.9! 43,4 4,24 5,8 15,9 32.7 5,64 42,6
  165. Чукотский АО 0,54 28,5 70,5 1,98 0,1 5,2 29,9 14,14 57,8
  166. Приморский край 0,43 13,92 64,8 14,11 13,6 10,7 22,1 8,52 75,6
  167. Хабаровский край 0,36 14,38 48,8 6.2 2 11,6 19,1 9,54 75,3
  168. Амурская обл. 0,52 22,63 63 6.6 2,9 12,5 34,7 8,01 54,6
  169. Камчатская обл. 0,43 30,72 86,8 8,61 0,9 8,5 19,2 12,97 6682 58 86 Al 46 43 7Л 6 3427 64 77 2526 79 2250 692L
Заполнить форму текущей работой