Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование налога на доходы физических лиц

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовой статус налоговых агентов имеет двойственный характер, поскольку, с одной стороны, они выступают как обязанные лица, наделенные статусом, аналогичным статусу налогоплательщиков (по отношению к налоговым органам), а с другой стороны, как представители налоговых органов, но не наделенные правами этих органов (по отношению к налогоплательщикам), что позволяет сделать вывод об их особом месте… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы правового регулирования налога на доходы физических лиц
    • 1. 1. Механизм правового регулирования и функции налога на доходы физических лиц
    • 1. 2. Правовая природа налога на доходы физических лиц
    • 1. 3. История развития законодательства о подоходном налоге
  • Глава 2. Правовое регулирование налога на доходы физических лиц на современном этапе: особенности элементов юридического состава
    • 2. 1. Правовое положение налогоплательщиков налога на доходы физических лиц и налоговых агентов
    • 2. 2. Особенности определения объекта налогообложения и формирования налоговой базы
    • 2. 3. Правовая природа вычетов и освобождений по налогу на доходы физических лиц: порядок и условия их применения
    • 2. 4. Правовое обеспечение порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
  • Глава 3. Направления совершенствования правового регулирования налога на доходы физических лиц

§ 3.1. Совершенствование юридической техники и достижение стабильности налогового законодательства как способы преодоления неопределенности правового регулирования налогообложения доходов физических лиц.

§ 3.2. Использование зарубежного опыта в целях совершенствования правового регулирования налога на доходы физических лиц.

Правовое регулирование налога на доходы физических лиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) является самым распространенным в мировой практике налогом, уплачиваемым с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы и является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов бюджетной системы.

Особенный характер подоходного налога выражается в закреплении обязанности каждого физического лица, независимо от его национальности, гражданства, социального статуса или иных критериев, уменьшить полученные им суммы доходов на установленные законом суммы налога.

Отношения по исчислению и уплате налогов, в том числе налога на доходы физических лиц, а также сопутствующие им отношения могут существовать исключительно в форме, определенной законом. В связи с этим создание четкого правового механизма налогообложения доходов физических лиц, сочетающего как интересы налогоплательщиков, так и интересы бюджетов, является одной из основных целей любого государства. Для достижения этой цели необходимо предельно четко регламентировать, в том числе с научно-теоретической точки зрения, каждый элемент юридического состава налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование налога на доходы физических лиц не является в полной мере эффективным. Это связано как с недостаточной теоретической разработанностью многих проблем правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, так и с несовершенством юридической техники и нестабильностью налогового законодательства.

К проблемам правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, требующим дополнительного изучения, выработки новых правовых позиций и предложений по их решению, определяющим актуальность представленного диссертационного исследования, можно отнести следующее: во-первых, отсутствие единого подхода к определению возраста наступления налоговой дееспособности физического лица, обусловленное наличием пробелов в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, регулирующем налоговую правосубъектность физических лицво-вторых, неоднозначность норм Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц, и отсутствие концептуального подхода к определению понятия «доход" — в-третыа, неопределенность правовой природы налоговых механизмов, предоставляющих налогоплательщикам возможность не уплачивать налог на доходы физических лиц, либо уплачивать его в меньшем размере, а именно вычетов и освобождений, предусмотренных статьями 215, 217,218−221 Налогового кодекса Российской Федерациив-четвертых, нечеткая правовая регламентация порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами.

Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработанность правового регулирования налога на доходы физических лиц, необходимость совершенствования его правового механизма, обусловленная высокой социальной, экономической и политической значимостью данного налога, определили выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Тема правового регулирования налога на доходы физических лиц не является новой для науки финансового права. Однако она относится к числу недостаточно изученных: большинство работ, посвященных налогу на доходы физических лиц, либо касаются отдельных аспектов правового регулирования данного налога, либо затрагивают его экономическую природу. Системных исследований, непосредственно посвященных анализу правового регулирования налога на доходы физических лиц, не проводилось.

Отдельные вопросы правового регулирования налогообложения доходов физических лиц отражены в работах И. А. Гуляевой, В. Ф. Евтушенко, Р. К. Костаняна, C.B. Притулы, С. С. Тропской, А. В Чуркина и ряда других авторов.

Экономическая сущность налога на доходы физических лиц и его основных элементов разработана в трудах Л. И. Гончаренко, М. С. Грачева, М. Е. Косова, Е. Б. Поспеловой, Ю. Г. Тюриной, В. П. Фироновой, Л. Г. Ходова и В. П. Попова, и некоторых других авторов.

Вместе с тем, несмотря на значимость проведенных исследований, отдельные аспекты правового регулирования налога на доходы физических лиц не получили завершенного выражения и окончательной разработанности в теории финансового права.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования налога на доходы физических лиц.

Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:

— рассмотреть механизм правового регулирования и функции налога на доходы физических лиц;

— исследовать правовую природу налога на доходы физических лиц- - проанализировать развитие отечественного законодательства о подоходном налогообложении;

— установить особенности правового положения налогоплательщиков налога на доходы физических лиц и налоговых агентов;

— изучить правовую регламентацию объекта и предмета налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок, порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;

— выявить правовую природу вычетов и освобождений по налогу на доходы физических лиц;

— исследовать способы преодоления неопределенности правового регулирования налога на доходы физических лиц;

— провести анализ зарубежного опыта правового регулирования налогообложения доходов физических лиц и определить возможность его использования при! совершенствовании российского налогового законодательства;

— разработать конкретные предложения по ключевым аспектам совершенствования правового регулирования налога на доходы физических лиц.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при установлении, исчислении и уплате налога на доходы физических лиц.

Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, регулирующие налог на доходы физических лиц, а также практика их применения.

Методологическая основа исследования. Методологической основой научного исследования явился диалектический метод познания, а также основанная на нем система общенаучных и частно-научных методов. К ним относятся методы анализа и синтеза, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический и формально-юридический методы и т. д.

В частности, историко-правовой метод позволил проанализировать специфику правового регулирования подоходного налогообложения в различные исторические периоды и выявить основные тенденции развития отечественного законодательства в данной области.

Использование сравнительно-правового метода при проведении анализа зарубежного опыта правового регулирования налогообложения доходов физических лиц позволило установить особенности такого правового регулирования в различных странах, а также определить возможность его использования при совершенствовании российского налогового законодательства.

Формально-логический и формально-юридический методы применялись при анализе текстов нормативных правовых актов, формулировании авторских определений.

Проведенное исследование базируется на принципах диалектики, взаимосвязанности и взаимообусловленности социальных процессов.

Теоретическую основу исследования составляют работы С. С. Алексеева, Н. Г. Александрова, Н. М. Артемова, Е. М. Ашмариной, В. К. Бабаева, A.B. Брызгалина, Д. В. Винницкого, Е. Ю. Грачевой, О. Н. Горбуновой, М. В. Карасевой, М. В. Кустовой, И. И. Кучерова, Н. П. Кучерявенко, A.B. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, O.A. Ногиной, С. Г. Пепеляева, Г. В. Петровой, A.C. Пиголкина, Н. И. Химичевой, А. И. Худякова, С. Д. Цыпкина, H.A. Шевелевой и других.

Предпосылки становления налогообложения доходов физических лиц и эволюцию его правового регулирования на различных исторических этапах рассмотрены в трудах ученых как дореволюционного, так и советского периода: М. М. Алексеенко, Г. И. Болдырева, К. Т. Зеберга, И. М. Кулишера, Г. Л. Марьяхина, M.JI. Тамарченко, А. Хезретова.

Зарубежный опыт правового регулирования налогообложения доходов физических лиц был исследован на основании работ P.JT. Деренберга, В. Кнаппа, В. Турони.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие объект диссертационного исследования.

Эмпирической основой исследования стали результаты проведенного в 2008;2010 годах анализа актов Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, иных органов судебной власти Российской Федерации по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц за период с 1996 года по 2010 год. В диссертационном исследовании также использован опыт, полученный автором в результате многолетней работы в налоговых органах и Министерстве финансов Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация является одной из первых научных работ, в которой на основе анализа российского и зарубежного законодательства, а также практики его применения проведено системное исследование правового регулирования налога на доходы физических лиц.

В результате исследования разработано научное определение налога на доходы физических лиц, выявлена его правовая природа, раскрыт его элементный состав, установлены особенности правового регулирования данного налога.

Обоснована необходимость установления возраста наступления налоговой дееспособности и возложения обязанностей по исчислению и уплате налога при получении доходов несовершеннолетними, а также ответственности за ее нарушение, на их законных представителей.

Предложен новый концептуальный подход к определению понятия «доход».

Выявлена правовая природа налоговых вычетов и освобождений по налогу на доходы физических лиц.

Сформулированы научно обоснованные предложения по совершенствованию действующего налогового законодательства Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит также в сформулированных теоретических и практических положениях, выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При исследовании правовой природы налога на доходы физических лиц установлено отсутствие единого подхода к определению такой основополагающей категории как «налог». На основе проведенного анализа различных концепций и научных подходов к определению налога как правовой категории разработано авторское определение налога на доходы физических лиц, под которым понимается основанная на законе и обеспеченная силой государственного принуждения правовая форма возложения на физических лиц обязанности по участию своими доходами, полученными данными лицами от совершения действия (действий) или осуществления шш деятельности, в формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований на условиях индивидуальной безвозмездности и безвозвратности.

2. Обоснована необходимость установления возраста наступления налоговой дееспособности с шестнадцати лет и возложения обязанности по исчислению и уплате налога при получении доходов несовершеннолетними, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, а также ответственности за ее нарушение, на их законных представителей, посредством прямого закрепления вышеуказанных обязанностей в Налоговом кодексе Российской Федерации, поскольку отсутствие таких положений в Налоговом кодексе Российской Федерации создает возможность ухода от налогообложения и ответственности лиц, не достигших шестнадцати лет.

3. Установлено, что объектом налога на доходы физических лиц является факт получения налогоплательщиком дохода в той или иной форме. При этом выявлена неоднозначность и нечеткость положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся определения объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

В связи с этим предлагается исключить из предусмотренного в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации определения понятия «доход», упоминание об экономической выгоде, что позволит снять неоднозначность при применении данного термина, и установить в данной статье следующую трактовку данного понятия: «Доходом признается любое поступившее в пользу налогоплательщика имущество, включая деньги, ценные бумаги и имущественные права, не связанное с встречными обязательствами по его возврату н подлежащее оценке в денежной форме, а также полученную им материальную выгоду, определяемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса».

В главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации предлагается концептуально изменить подход к определению дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц, а именно уточнить, что доходом является не все имущество, поступившее в пользу физического лица в денежной или натуральной форме или полученная им материальная выгода, а только доход, определенный в соответствие со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшенный на сумму расходов, связанных с извлечением такого дохода.

4. Выявлена правовая природа вычетов и освобождений по налогу на доходы физических лиц, предусмотренных статьями 215, 217, 218−221 Налогового кодекса Российской Федерации. Установлено, что налоговые вычеты (за исключением стандартного налогового вычета, предоставляемого всем налогоплательщикам на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации) содержат все признаки, отличающие налоговые льготы от иных правовых институтов, что дает основание признать идентичность их правовой природы. Освобождения и изъятия, предусмотренные статьями 215 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют иную правовую природу, а именно являются налоговыми иммунитетами и элементами порядка исчисления налога на доходы физических лиц соответственно.

5. В целях устранения неопределенности правового регулирования вычетов и освобождений по налогу на доходы физических лиц, основными причинами которой являются несовершенство юридической техники и отсутствие единого подхода к правовому регулированию указанных механизмов, предлагается:

1) установить закрытый перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, путем исключения упоминания в статье и.

217 Налогового кодекса Российской Федерации «об иных выплатах и компенсациях», «иных расходах»;

2) изменить в подпункте 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации порядок предоставления имущественного налогового вычета при приобретении имущества, установив возможность его получения, исходя из установленной суммы такого вычета, независимо от количества объектов, приобретенных налогоплательщиком;

3) систематизировать налоговые вычеты и исключить из них налоговые вычеты, предполагающие уменьшение налоговой базы на сумму расходов, связанных с извлечением доходов, поскольку на основе разработанного автором нового концептуального подхода к определению дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц, данные расходы должны исключаться из дохода налогоплательщика до применения к нему налоговых вычетов.

6. Выявлены особенности налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой, обусловленные их особым правовым статусом, к которым отнесено право данных налогоплательщиков уменьшать налоговую базу по налогу на доходы физических лиц на фактически произведенные ими и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, что сближает порядок исчисления налога на доходы физических лиц вышеуказанных налогоплательщиков с порядком исчисления налога на прибыль организаций.

В связи с этим предлагается выделить вышеуказанных лиц в отдельную группу налогоплательщиков и установить в Налоговом кодексе Российской Федерации специальный раздел, регулирующий особенности налогообложения данных лиц.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обусловлены методологией исследования, применением совокупности общенаучных и частно-научных методов познания. Объединение различных методов позволило всесторонне изучить исследуемые проблемы правового регулирования налога на доходы физических лиц, провести их комплексный анализ, обосновать сделанные выводы и предложения. Достоверность полученных результатов также обусловливается тем, что работа написана с использованием нормативных правовых актов действующего законодательства, а их обоснованность, в частности, определяется результатами анализа использованного в работе эмпирического материала.

Теоретическая" и практическая значимость полученных результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработанные в ходе данного исследования научные положения и сделанные выводы повышают степень разработанности темы правового регулирования налога на доходы физических лиц, углубляют теорию финансового и налогового права, способствуют проведению дальнейших исследований проблем правового регулирования налогообложения доходов физических лиц.

Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования законодательства о налогах и сборах, регулирующего налогообложение доходов физических лиц. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе для подготовки учебных материалов и при преподавании учебных дисциплин «Финансовое право» и «Налоговое право».

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование подготовлено и обсуждено на кафедре «Финансового и налогового права» Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

Основные положения и выводы исследования были изложены автором на международной конференции «Неделя финансового права в Москве» в выступлении в ходе проведения международного «круглого стола» на тему «Финансовая система и финансовое право современной России» (ФГОУ ВПО Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 14 декабря 2009 г.). Отдельные положения диссертационного исследования изложены в шести научных статьях автора, четыре из которых опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией, и две — в иных научных изданиях.

Выводы и предложения исследования использовались автором в процессе работы в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации при подготовке и рассмотрении проектов нормативных правовых актов, регулирующих исчисление и уплату налога на доходы физических лиц.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, подразделенных на девять параграфов, заключения, приложений.

Выводы по главе 3.

Проанализировав действующее российское законодательство, а также законодательство о подоходном налоге зарубежных стран, можно предложить следующие направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц:

1) планомерное совершенствование юридической техники действующих нормативных правовых актов путем устранения имеющихся неточностей, коллизий и пробелов, а также полное и правильное использование всех ее средств и приемов при создании новых нормативно-правовых актов, что позволит обеспечить точное выражение содержания данных актов, доходчивость и доступность последних, возможность наиболее рационального их использования в практической работе;

2) научное осмысление и выработка основополагающих концептуальных подходов к проблемам определения объекта и предмета налогообложения по налогу на доходы физических лиц, установления возраста наступления налоговой дееспособности физических лиц, определения порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;

329 См.: Титов A.C. Подоходный налог в налоговой системе Великобритании // Налоги (Журнал), 2007, № 3.

3) обеспечение стабильности правового регулирования налоговых правоотношений путем последовательной и научно осмысленной проработки принимаемых нормативных правовых актов с учетом сложившейся обстановки и использованием всех последних достижений юридической науки, а также правил и приемов юридической техники;

4) использование зарубежного опыта правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, а именно:

— четкое закрепление и разделение таких понятий как «валовой доход», «облагаемый доход» и «не облагаемый доход»;

— сокращение перечня доходов, не подлежащих налогообложению;

— унификация освобождений и вычетов по налогу на доходы физических лиц;

— применение некоторых правил порядка исчисления и уплаты, позволяющих упростить и оптимизировать данную процедуру, в частности, автора очень заинтересовало использование кумулятивной системы при сборе подоходного налога в Великобритании.

Заключение

.

При подведении итогов проведенного диссертационного исследования автор полагает необходимым сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Правовое регулирование налогообложения доходов физических лиц сложный, длящийся во времени процесс, имеющий следующие стадии: 1) регламентация правовых отношений по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц и сопутствующих им отношений- 2) действия норм законодательства о налогах и сборах, регулирующих правоотношения по налогообложению доходов физических лиц- 3) реализация налогоплательщиками, налоговыми агентами и налоговыми органами субъективных прав и юридических обязанностей- 4) применение права (факультативная стадия).

Для обеспечения результативности правового регулирования необходима особая система правовых средств, которая, в своей совокупности, образует его механизм, состоящий из четырех элементов, соответствующих стадиям правового регулирования: 1) норм права- 2) правоотношений- 3) актов реализации прав и обязанностей- 4) актов применения права.

2. Особенности правового регулирования налоговых отношений, в частности, связанных с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц, вытекают из публично-правовой природы налогового права и проявляются в его императивной направленности, преобладании обязывающих и запрещающих налогово-правовых норм, конфликтности налоговых правоотношений и обеспечении баланса частных и публичных интересов его участников.

3. Сущность налога имеет двойственный характер, поскольку данная категория, имеет как экономическое, так и юридическое значение. Двойственная сущность налога проявляется, прежде всего, в выполняемых им функциях. При этом автор выделяет фискальную и регулирующую функции налога.

Фискальная функция определяется экономической природой налогов, в ней проявляется его основное назначение — обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами, регулирующая функция, прежде всего, обусловлена правовой составляющей природы налога.

Правовым способом реализации регулирующей функции налога является закрепление ее в элементах юридического состава налога. При этом регулирующая функция может быть реализована любым элементом юридического состава налога. В связи с этим четкое установление всех его элементов является определяющим при правовом регулировании налогов.

4. Большое значение для характеристики правового регулирования имеет его эффективность. При этом под эффективностью правового регулирования автор понимает научную категорию, отражающую качественное состояние процесса правового регулирования налоговых правоотношений в его целостности с учетом экономических, политических, социальных, юридических, нравственных и других целей и соизмеримости произведенных затрат и использованных средств поставленным целям.

Автор выделяет критерии, показатели и условия эффективности норм налогового права. При этом к критериям эффективности правовой нормы автор относит цель, средство и результат правового регулирования, к показателям — различные варианты их соотношения, которые определяют степень эффективности налоговых норм (низкую, среднюю, высокую), к условиям — условия, относящиеся к процессу правотворчестваусловия, связанные с действием, реализацией правовых нормусловия, относящиеся к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдающих и нарушающих требования правовой нормы.

5. Понятие категории «налог» является комплексным, что обуславливает наличие дифференцированных подходов к определению данного понятия различными науками.

На основе проведенного анализа различных концепций и научных подходов к определению налога как правовой категории автором сделан вывод, что* под налогом на доходы физических лиц понимается основанная на законе и обеспеченная силой государственного принуждения* правовая форма возложения на физических лиц обязанности по участию^ своими доходами, полученными данными* лицами от совершения действия, (действий) или осуществления, ими*деятельности, в формировании бюджетов бюджетной системы. Российской Федерации для финансового обеспечения деятельности, государства и (или) муниципальных образований на условиях-индивидуальной безвозмездности и. безвозвратности.

6. Основными признаками налога, в том числе налога на* доходы физических лиц, являются: обязательность, законность, безвозмездность, абстрактность, денежная форма.

7. Исходными функциональными единицами каждого налога, являются его элементы, составляющие в своей совокупности юридический состав налога. Несмотря на то, что состав их одинаков для всех налогов, по каждому налогу они определяются отдельно и вследствие этого являются сугубо индивидуальными, что позволяет различать налоги между собой.

Законодательное закрепление элементного состава налога является необходимым условием для установления налога. При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

8. При исследовании налоговой правосубъектности физического лица автором выявлена существующая неопределенность относительно возраста наступления-его налоговой дееспособности и отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации положений, закрепляющих возложение обязанностей по исчислению и уплате налогов, в частности, налога на доходы, физических лиц, на законных представителей, несовершеннолетних до достижения ими установленного возраста, в том числе и установление ответственности для таких лиц. Данный факт создает реальную возможность ухода от налогообложения и ответственности, лиц, не достигших 16 лет. В связи с этим автором предлагается законодательно закрепить возраст наступления налоговой-дееспособности (16 лет) и возложить, на законных представителей несовершеннолетних, не достигших шестнадцатилетнего возраста, обязанность по уплате налога и установить ответственность за ее нарушение.

9. Правовой статус налоговых агентов имеет двойственный характер, поскольку, с одной стороны, они выступают как обязанные лица, наделенные статусом, аналогичным статусу налогоплательщиков (по отношению к налоговым органам), а с другой стороны, как представители налоговых органов, но не наделенные правами этих органов (по отношению к налогоплательщикам), что позволяет сделать вывод об их особом месте среди субъектов налоговых правоотношений. В полной мере данная сущность налогового агента проявляется именно при исчислении и уплате им налога на доходы физических лиц. Это связано с тем, что получение любого дохода физическим лицом предполагает для лица, от которого или в результате отношений с которым был получен данный доход, возложение на него обязанностей налогового агента, поэтому именно налоговым агентам по налогу на доходы физических лиц предоставляются достаточно обширные полномочия и права в части исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, в том числе по возврату излишне удержанного налога и предоставлению налоговых вычетов.

10. Объектом налога на доходы физических лиц является факт получения налогоплательщиком дохода в той или иной форме. При этом его получение связывается с возникновением у физического лица права собственности на денежные средства или имущество, являющиеся предметом налогообложения.

В результате исследования выявлена неоднозначность и нечеткость положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся определения объекта налогообложения, по налогу на доходы физических лиц.

В связи с этим предлагается исключить из предусмотренного в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации определения понятия «доход», упоминание об экономической выгоде, что позволит снять неоднозначность при применении данного термина, и установить в данной статье следующую трактовку данного понятия: «Доходом признается любое поступившее в пользу налогоплательщика имущество, включая деньги, ценные бумаги и имущественные права, не связанное с встречными обязательствами по его возврату и подлежащее оценке в денежной форме, а также полученную им материальную выгоду, определяемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса».

В главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации предлагается концептуально изменить подход к определению дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц, а именно уточнить, что доходом является не все имущество, поступившее в пользу физического лица в денежной или натуральной форме или полученная им материальная выгода, а только доход, определенный в соответствие со статьей 41 Р1алогового кодекса Российской Федерации, уменьшенный на сумму расходов, связанных с извлечением такого дохода.

11. Налоговая база является своеобразным связующим звеном между нормой права и фактическими обстоятельствами, свидетельствующими о налоговой способности субъекта, она является основой налога, поскольку к ней непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.

Особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц зависит от формы получения дохода и от его вида.

12. Налоговый кодекс Российской Федерации содержит ряд правовых механизмов, предоставляющих налогоплательщикам возможность не уплачивать налог либо уплачивать его меньшем размере. 1С таким механизмам, в частности, относятся вычеты и освобождения по налогу на доходы физических лиц, предусмотренные статьями 215, 217, 218−221 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку правовая природа данных правовых механизмов законодательно не определена автор соотнес признаки этих механизмов с признаками налоговых льгот и пришел к выводу о том, что только налоговые вычеты (за исключением стандартного налогового вычета, предоставляемого всем налогоплательщикам на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 218.

Налогового кодекса Российской Федерации) содержат все признаки, отличающие налоговые льготы от иных правовых институтов, что даетг основание полагать, что их правовая природа идентична. Освобождения еэ: изъятия, предусмотренные статьями 215 и 217 Налогового кодекса. Российской Федерации, содержат лишь ряд общих признаков с налоговыми льготами и имеют иную правовую природу.

13. Анализ системы вычетов и освобождений-по налогу на доходы физических лиц привел автора к выводу, что данная система является очень" сложной и запутанной и не позволяет налогоплательщику в должной мере воспользоваться указанными преференциями. В связи с этим авторов предлагается упростить данную' систему путем сокращения доходов, не подлежащих налогообложению, а также систематизировать налоговые вычеты и исключить из них налоговые вычеты, предполагающие уменьшение налоговой базы на сумму расходов, связанных с извлечением доходов, поскольку данные расходы должны исключаться из дохода, налогоплательщика до применения к нему налоговых вычетов.

14. Автор предлагает изменить концептуальный подход при установлении: имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, установив возможность" его получения, исходя из установленной суммы такого вычета, независимо от количества объектов, приобретенных налогоплательщиком, а также, предоставив возможность при приобретении имущества в общую собственность, распределять данный вычет в зависимости от воли сособственников.

15. Исчисление налога на доходы физических лиц, порядок и сроки его уплаты имеют свои особенности.

Налог на доходы физических лиц строится по кумулятивной системеисчисления, то есть предусматривает исчисление налога1 нарастающим: итогом с начала года с учетом ранее внесенных платежей.

Уплата налога на доходы физических лиц производится у источника, или по декларации.

Самым распространенным способом уплаты налога на доходы физических лиц является удержание у источника, то есть уплата налога налоговым агентом.

Декларационный способ применяется при уплате налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися в установленном порядке частной практикой, а также физическими лицами при получении определенных видов доходов.

Установление отдельного перечня доходов, при получении которых налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц, связано с необходимостью определения порядка исчисления и уплаты данного налога в случаях, когда налоговый агент отсутствует или исчисление и удержание сумм налога налоговым агентом невозможно или затруднено.

Особый правовой статус индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой, обусловил наличие ряда специфических черт в налогообложении их доходов. При этом разрозненное закрепление правовых норм, регулирующих порядок налогообложения данных лиц, не способствует их эффективной реализации и правильному примененшо. В этой связи, необходимо выделение индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой, в отдельную группу налогоплательщиков и установление в Налоговом кодексе Российской Федерации специального раздела, регулирующего особенности их налогообложения.

16. Анализ правового регулирования налогообложения доходов физических лиц выявил многочисленные нарушения принципа правовой определенности. При этом основными причинами нарушения такого принципа являются несовершенство юридической техники, отсутствие научно осмысленных и обоснованных взглядов, единых подходов и принципов, которые должны определять правовое регулирование налоговых отношений, связанных с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц, и составлять их своеобразную теоретическую базу, а также нестабильность налогового законодательства.

17. Анализ действующего российского законодательства, а также законодательства о подоходном налоге зарубежных стран, позволил выявить и предложить следующие направления4 совершенствования налогообложения доходов физических лиц:

1) планомерное совершенствование юридической техники действующих положений Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих исчисление и уплату налога на доходы физических лиц, путем устранения имеющихся неточностей, коллизий и пробелов, а также полное и правильное использование всех ее средств и приемов при создании новых норм, регулирующих вышеуказанные правоотношения;

2) научное осмысление и выработка основополагающих концептуальных подходов к проблемам определения к проблемам определения основных элементов юридического состава налога на доходы физических лиц;

3) обеспечение стабильности правового регулирования налоговых правоотношений по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц путем последовательной и научно осмысленной проработки принимаемых нормативных правовых актов с учетом сложившейся обстановки и использованием всех последних достижений юридической науки, а также правил и приемов юридической техники;

4) использование зарубежного опыта правового регулирования налогообложения доходов физических лиц, а именно:

— четкое закрепление и разделение таких понятий как «валовой доход», «облагаемый доход» и «не облагаемый доход»;

— сокращение перечня доходов, не подлежащих налогообложению;

— унификация освобождений' и вычетовпо налогу на доходы физических лиц;

— применение некоторых правил порядка исчисления и уплаты, позволяющих упростить и оптимизировать данную процедуру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. — № 4. — Ст. 445.
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 13. — Ст. 1447.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 31.- Ст. 3824.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 32. — Ст. 3340.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 31. — Ст. 3823.
  6. Федеральный закон от 25 ноября 2009 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
  7. Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 2009. № 48. — Ст. 5731.
  8. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 30. — Ст. 3032.
  9. Письмо Минфина России от 22 февраля 2008 г. № 03−04−06−01/41 // СПС КонсультантПлюс.
  10. Манифест от 11 февраля 1812 «О преобразовании комиссий по погашению долгов» // Полное собрание законов т. XXXII. № 24. — Ст. 993.
  11. Закон от 6 апреля 1916 года «О государственном подоходном налоге» // Собрание узаконений. 1916. — № 106. — Ст. 838.
  12. Постановление Временного Правительства от 12 июня 1917 года «О повышении окладов государственного подоходного налога» // Вестник Временного правительства. 16 июня 1917 года.
  13. Постановление Временного Правительства от 12 июня 1917 года «Об установлении единовременного налога» // Вестник Временного Правительства. 16 июня 1917 года.
  14. Декрет Совета Народных Комиссаров от 30 ноября 1917 года «О взимании прямых налогов» // Собрание узаконений РСФСР. -1917. — № 5. -Ст. 71.
  15. Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 ноября 1922 года // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР." 1922. — № 76. — Ст. 940.
  16. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1941 года «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. — № 31. — Ст. 31.
  17. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 «О военном налоге» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1942. — № 17. -Ст. 2.
  18. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. -№ 42.
  19. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1943. -№ 2. — Ст. 17.
  20. Закон СССР от 19 ноября 1986 года «Об индивидуальной трудовой деятельности» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. — № 47. -Ст. 965.
  21. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 года «О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы» // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1962. № 39. -Ст. 401.
  22. Закон СССР от 23 апреля 1990 года «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» // Ведомости Съезда народны депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. — № 19. — Ст. 320.
  23. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 № 392−1 «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР „О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства“» // Ведомости Съезда народны депутатов РСФСР. 1990. -№ 29. — Ст. 386.
  24. Закон Российской Федерации 6 декабря 1991 г. № 1992−1 № «О налоге на добавленную стоимость» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 52. — Ст. 1871.
  25. Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года № 1998−1 «О подоходном налоге с физических лиц» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 2. — Ст. 591.
  26. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. -№ 11. — Ст. 525.
  27. Проекты федеральных законов:
  28. Материалы судебной практики:
  29. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 1997 года № 3-П «По делу о проверке конституционности Постановления’Правительства Российской Федерации от 28 февраля^ 1995 года
  30. О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»" // СПС КонсультантПлюс.
  31. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 года № 556-О-Р // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2008. — № 6.
  32. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года № 444−0 // СПС КонсультантПлюс.
  33. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июня 2006 года № 266−0 // СПС КонсультантПлюс.
  34. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 года № бЗ-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. — № 5.
  35. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2004 года № 207−0 // СПС КонсультантПлюс.
  36. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2001 года № 291- О // СПС КонсультантПлюс.
  37. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 14 519/08 // СПС КонсультантПлюс.
  38. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 августа 2009 года № ВАС-10 509/09 // СПС КонсультантПлюс.
  39. Информационное письмо «Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года № 71 // СПС КонсультантПлюс.
  40. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2003 года № 106 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2006. — № 7.
  41. Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 8 декабря 2005 года № Ф04−8839/2005 (17 637-А46−29) // СПС КонсультантПлюс.
  42. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2005 года по делу № КА-А40/12 608−05-П // СПС КонсультантПлюс.
  43. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 июля 2008 года по делу № А06−7445/07 // СПС КонсультантПлюс.
  44. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 года по делу № А42−13 910/2005 // СПС КонсультантПлюс.
  45. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2004 года по делу № А66−5941/2004 // СПС КонсультантПлюс.
  46. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2'сентября 2004 года по делу № А44−1142/04-С14 // СПС КонсультантПлюс.
  47. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2003 года дело № A44−2016/03-C3 // СПС КонсультантПлюс.
  48. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказскогоокруга от 15 января 2008 ¦: ода № Ф08−8811/07−3309А // СПС КонсультантПлюс.
  49. Постановлен:^' <з Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от ^ августа 2007 года по делу № Ф08−473 5/2007−1915А // СПС КонсультантПлюс—
  50. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 мая 2007 года по =лу № Ф09−4106/06-С2 // СПС КонсультантПлюс.
  51. Постановление ~ Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 января 2002 г. по ¦ «у № Ф09−3359/01-АК // СПС КонсультантПлюс.
  52. Постановление^-г^- Федерального арбитражного суда Центральногоокруга от 19 декабря. 2007 года по делу № А48−733/07−14 // СПС1. КонсультантПлюс.
  53. Постановлен1ЕЗг=ге Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2008 года № С > 9АП-17 061/2008-АК // СПС КонсультантПлюс.
  54. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2007 года по .--^те.гту № А56−47 237/2006 // СПС КонсультантПлюс.
  55. Решение Арбз&згг-тражного суда Свердловской области от 21 февраля2008 года по делу № А6О-30 905/2007-С10 // СПС КонсультантПлюс.
  56. Абдулаев 1УГ-Т?— «Т-, Комаров С. А. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ре, т~т^ С. А. Комарова. СПб.: Питер, 2003.
  57. Александров Т г 1 Г Право и законность о период развернутого строительства коммунизз>^— .та. М., 1961.
  58. Алексеев С. С Право- азбука теория — философия: Опыт комплексного исследовав: — М., 1999.
  59. С.С. 1- —проблемы теории права. Свердловск, 1972.
  60. С.С. Теория права. -М.: Издательство БЕК, 1995.
  61. М.М. Подоходный налог и условия его применения. -Харьков, 1885.
  62. Н.М., Ашмарина Е. М. Налоговое право. М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
  63. Г. И. Подоходный налог на Западе и в России. -Ленинград: Издательство Сев. — Зап. Промбюро В.С.Н.Х., 1924.
  64. Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2002.
  65. Д.В. Субъекты налогового права. М.: Норма, 2000.
  66. В.И. Российское налоговое право. М.: Издательство «Экономика», 1997.
  67. A.B. Налоговое право России: Учебное пособие. -М.-.РУМЦЮО, 2006.
  68. Р. JI. Международное налогообложение. М.: Юнити, 1997.
  69. В.Ф. Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений / Под общ. ред. И. И. Кучерова. М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
  70. Н.Е. Теория налогов: Учебник. Минск: БГЭУ, 2002.
  71. К.Т. Современные налоги на Западе. Пг., 1923.
  72. С.И. Косвенное обложение в теории и практике. Вып. 1.-Одесса, 1892.
  73. A.A. Очерк теории и политики налогов. М., 2004.
  74. История налогов с населения в СССР: краткая справка (19 171 945гг.). М.: Министерство финансов СССР, 1980.
  75. М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М.: Вершина, 2004.
  76. М.В. Финансовое правоотношение. М.: Норма, 2001.
  77. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). Главы 21−24 / сост. и авт. комментариев С. Д. Шаталов. М.: МЦФЭР. 2004.
  78. М.Е. Налогообложение имущества и доходов физических лиц. М.: Юнити-Дана, 2010.
  79. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.-М., 1971.
  80. В.Н., Никитинский В. И., Самощенко И. С., Глазырин В. В. Эффективность правовых норм. М., 1980.
  81. И.М. Очерки финансовой науки. Петроград, 1919.
  82. М.В., Ногина O.A., Шевелева H.A. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. H.A. Шевелева. М.: Юристъ, 2001.
  83. И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001.
  84. Н.П. Курс налогового права: в 6 т. Харьков, 2002.
  85. О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). — М.: Фонд «Правовая культура», 1995.
  86. A.B. Стимулы и ограничения в праве. М.: «Юристъ», 2003.
  87. Г. Л. Очерки истории налогов с населения в СССР. -М.: Финансы, 1964.
  88. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. A.B. Брызгалина. М.: «Аналитика-пресс», 1997.
  89. Налоги с физических лиц / Под общ. ред. Гончаренко Л. И. -М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.
  90. Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. H.A. Шевелева. М: Юристъ, 2004.
  91. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю. А. Крохина. М.: НОРМА, 2003.
  92. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. — М.: Юрист, 2003.
  93. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М. Н. Марченко. М.: «Зерцало», 1998.
  94. A.B. Налоги и международные соглашения России. — М., 2000.
  95. Г. В. Налоговое право: Учебник для вузов. М., 1997.
  96. И.А. Основные проблемы гражданского права. — М., 2001.
  97. Проблемы теории государства и права / Под ред. Проф. М. Н. Марченко. -М.: Юристъ, 2002.
  98. Е.В. Теория налоговых обязательств: учебное пособие. — Алматы, 2001.
  99. В.М. История финансовой мысли и политики налогов. -М.: ИНФРА-М, 1996.
  100. Ш. Рукавишникова И. В. Метод финансового права / Отв. ред. Н. И. Химичева. М.: Юристъ, 2006.
  101. Т.Г., Семенков A.B. Денежные реформы России в XIX веке. Спб., 1992.
  102. З.Слуцкий М. И. Популярные лекции по финансовому праву. -СПб., 1902.
  103. Ю.В. Усмотрение в налоговом правоприменении / Под ред. М. В. Карасевой. М.: Юриспруденция, 2007.
  104. M.JI. Советские финансы в период Великой Отечественной войны. -М.: Финансы, 1967.
  105. Теория государства и права / Под общ. ред. A.C. Пиголкина. -М.: «Городец», 2003.
  106. Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. -М.: Юристъ, 2005.
  107. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. -М.: Юристъ, 2004.
  108. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В. Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005.
  109. С.С. Правовой статус налогоплательщика — физического лица. М.: Изд. МГУ, 2009.
  110. Ф.Н., Чулюкин Л. Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань, 1977.
  111. Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. — М., 1996.
  112. Финансовое право зарубежных стран: Исследования, рефераты, законодательные акты / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2005.
  113. В.М. Налоговое регулирование: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. -М.: Статут, 2004.
  114. Н.И. Налоговое право: Учебник. — М., 1997.
  115. Л.Г., Попов В. П. Подоходное налогообложение физических лиц (зарубежный опыт, российские проблемы): Учебное пособие. -М.: ТЕИС, 2004.
  116. К.С. Об отмене налогов с рабочих и служащих и других мероприятиях, направленных на повышение благосостояния советского народа.-М., 1960.
  117. А.И., Бродский М. Н., Бродский Г. М. Основы налогообложения: Учебное пособие. СПб.: Европейский дом, 2002.
  118. С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: правовые вопросы.-М., 1973.
  119. С. Налоговые агенты: проблемы статуса и практики. -М.: ЮК «Юркафе», 2004.
  120. Knapp V. Comments on the Problem of Stability of Legislation of Studies on Foreign and Comparative Law. Beograd, 1966.
  121. Tax Law Design and Drafting / Editor: Victor Thuronyi. -International Monetary Fund, 1998.1. Словари и энциклопедии:
  122. Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.
  123. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2006.
  124. Практическая налоговая энциклопедия / Под общ. ред. Брызгалина A.B. -М.: Гарант, 2009.
  125. Толковый словарь русского языка / Под ред. Ушакова Д. Н., издание 1935−40 г. г. Яндекс (электронная версия), 2007.
  126. Юридическая энциклопедия / Под общей редакцией акад. Б. Н. Топорнина. -М.: «Юристъ».1. Научные статьи:
  127. Е.М. Некоторые проблемы современного налогового права России // Государство и право. 2003. — № 3.
  128. O.A. О сроке исполнения налогового обязательства // Финансовое право. — 2002. № 3.
  129. A.B. Кудреватых С. А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли права // Государство и право. — 2000. — № 6.
  130. Д.В. Налог как политико-правовая категория // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. — № 4.
  131. И. Налоговая реформа 2000: налог на доходы физических лиц и единый социальный налог // Журнал «Налоги». — 2000. — Вып. 2.
  132. МЗ.Гармаева М. А. Соотношение налоговых вычетов и налоговых льгот // Право и экономика. 2008. — № 7.
  133. A.B. Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, проблемы // Финансовое право. 2007. — № 7.
  134. A.B. Метод налогового права: универсальные средства и отраслевые особенности // Финансовое право. 2009. — № 3.
  135. A.B. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность // Налоговый вестник. 2002. — № 3.
  136. Г. И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2005. ~№ 8.
  137. О.С. Проблемы определения налоговой базы при налогообложении материальной выгоды // Закон. 2006. — № 2.
  138. A.A. Теория эффективности и проблемы российского законодательства // Проблемы эффективности законодательства в современных условиях. М., 2005.
  139. Н.М. Институты финансового права // Журнал российского права. 2005. — № 9.
  140. М.Н. Налоговые льготы и иные инструменты налоговой политики: правовые аспекты // Финансовое право. 2004. — № 5.
  141. М.В. С какого возраста гражданин может быть субъектом налогового правоотношения? // Российская юстиция. 1996. — № 6.
  142. В.А. О правовой природе налога // Журнал российского права. 2002. — № 3.
  143. М.В. Налоговое законодательство и правосубъектность физического лица // Хозяйство и право. 1996. — № 7.
  144. Ю.Ю. Ответственность налоговых агентов // Финансовое право. 2004. — № 4.
  145. Д.С. Налоговый агент как самостоятельный субъект налоговых правоотношений // Ваш налоговый адвокат. 2004. — № 1.
  146. В.Е. Особенности процессуального статуса налоговых агентов // Финансовое право. 2006. — № 7.
  147. И.И. Значение предмета и источника налогообложения для юридической конструкции налога // Финансовое право. — 2009. № 5.
  148. И.И. Новый концептуальный подход к определению налога // Финансовое право. 2008. — № 1.
  149. . И.И. Объект налога как правовое основание налогообложения // Финансовое право. 2009. — № 1.
  150. A.C. Правовой статус налогового агента // Законодательство. 2000. — № 7.
  151. С. Степанова М., Никитин А. Налог на личные доходы: опыт развитых стран // Мировая экономика и международные отношения. -2001.-№ 7.
  152. O.A. К вопросу об элементном составе налога // Финансовое право. — 2005. — № 7.
  153. М.Ю. Особенности норм налогового права // Финансовое право.-2007.-№ 2.
  154. С.Г. Налоговое резиденство физических лиц // Налоговый вестник. 2000. -№ 11.
  155. С.Г., Кудряшова Е. В. О юридической классификации налогов // Налоговый вестник. 2002. — № 6.
  156. Е.А. Способы правового регулирования налоговых отношений // Финансовое право. — 2006. № 6.
  157. В.А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государство и право: Вопросы теории и истории. -Владивосток, 1992.
  158. В. О подоходном налоге с граждан СССР // Хозяйство и право. 1990.-№ 9.
  159. В.А. О правовой природе налога // Журнал российского права.-2002.-№ 3.
  160. А.Р. Правовая определенность и антимонопольное законодательство // Арбитражная практика. 2007. — № 4.
  161. A.C. Подоходный налог в налоговой системе Великобритании // Налоги (Журнал). 2007. — № 3.
  162. . Г. Налоговые агенты: права и обязанности// Финансовая: газета.-2000.-№ 21.
  163. К. Налоговая база подоходного налога // Законность. — 2001.-№ 3.
  164. С. Определение понятий «нерезидент» и «источник дохода» // Материалы международного семинара ОЭСР «Налогообложение нерезидентов». Анкара: ОЭСР, 2008.
  165. А. Из истории развития законодательства о подоходное налоге с населения (1940−1945 гг.) // Вестник Туркменского государственного университета им. А. М. Горького. — 1986.
  166. В.М. Проблемы соотношения понятий «обязанность» и «обязательство» в налоговом праве // Налоги (журнал). — 2006. — № 3.
  167. .В. К вопросу о понятии юридической техники // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2002. — № 5−6.
  168. Диссертации и авторефераты диссертаций:
  169. Е.М. Совершенствование систем налогов с юридических лиц, как условие успешного выполнения доходной части бюджетов Российской Федерации. Дис.. к. ю. н. М., 1998.
  170. Е.М. Финансово-правовые аспекты учетных систем Российской Федерации. Дис.. д. ю. н. -М., 2005.
  171. A.A. Правовое регулирование налога на добавленную стоимость в Российской Федерации. Дис.. к. ю. н. М., 2004.
  172. Д.В. Субъекты налогового права Российской Федерации. Дис.. к. ю. н. — Екатеринбург, 1999.
  173. С.Г. Гражданин как субъект финансового права: Дис.. к. ю. н.-М., 1991.
  174. М.С. Подоходный налог с населения и его социальная роль. Дис.. к. э. н.-Спб., 1998.
  175. B.B. Гражданин как субъект налогового права в Российской Федерации: Дис.. к. ю. н. Саратов, 1995.
  176. И.А. Проблемы правового регулирования налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Дис.. к. ю. н. М., 2004.
  177. И.В. Индивидуальные налогово-правовые акты: Автореф. дис. к. ю. н. Воронеж, 2005.
  178. H. Н. Налог как правовая категория. Дис. к. ю. н. М., 2003.
  179. А.Р. Правовой статус частных субъектов налогового права. Дис.. к. ю. н. М., 2005.
  180. М.В. Финансовое правоотношение. Дис.. д. ю. н. -Воронеж, 1998.
  181. Р.К. Правовое регулирование налоговых льгот в Российской Федерации. Дис.. к. ю. н. М., 2008.
  182. Е.Г. Правовой статус налогоплательщиков-организаций. Дис.. к. ю. н. Саратов, 2001.
  183. Е.В. Теоретическое и практическое значение категории «косвенные налоги (финансово-правовое исследование). Дис.. к. ю. н. -М., 2004.
  184. В.В. Юридическая ответственность в механизме правового регулирования: Дис.. к. ю. н. ~ Тольятти, 2004.
  185. Т.Н. Неопределенность в российском праве. Дис.. к. ю. н. M., 2006.
  186. С.Г. Гражданин как субъект финансово-правовых отношений. Дис.. к. ю. н.-М., 1991.
  187. Г. В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования. Дис. д. ю. н. М., 2003.
  188. В.И. Налог с доходов физических лиц как инструментгосударственного регулирования экономики в России и за рубежом. Дис.. к. э. н.-М., 2003.
  189. Е.Б. Формирование социальной направленности налогообложения семей. Дис.. к. э. н. М., 2006.
  190. М.Б. Правовое регулирование налогообложения имущества физических лиц: Дис.. к. ю. н. Саратов, 1998.
  191. А.Е. Юридические факты в механизме правового регулирования. Дис. к. ю. н. Нижний Новгород, 2005.
  192. P.A. Организация как субъект налогового права: Дис.. к. ю. н. Воронеж, 2003.
  193. М.В. Налоговые льготы: Дис.. к. ю. н. — Спб., 2004.
  194. Г. П. Европейское налоговое право. (Проблемы теории и практики). Дис.. д. ю. н. М., 2001.
  195. Ю.Г. Налогообложение доходов физических лиц: приоритеты и перспективы развития в России. Дис.. к. э. н. -М., 2007.
  196. В.П. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации. Дис.. к. э. н. — М., 2004.
  197. A.B. Понятие объекта налогообложения и проблемы его определения в законодательстве. Дис.. к. ю. н. М., 2002.
  198. К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект). Автореф. дис.. к. ю. н. Саратов, 1999.2П.Яговкина В. А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дис. к. ю. н. М., 2003.
  199. А.О. Эффективность действия норм общей части налогового права. Дис.. канд. юрид. наук. Воронеж, 2003.
Заполнить форму текущей работой