Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционные функции выборов в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многопартийные выборы — принцип становления конституционного строя России. Основная задача политической партии — участие в выборах. Диссертант предлагает отойти от практики закрепления избирательного залога от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда (разумнее привязать размер залога к численности избирателей в округе или к определенным экономическим показателям). Автор… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Выборы — конституционно-правовой институт прямого народовластия
    • 1. 1. Выборы в Российской Федерации и их конституционные функции
    • 1. 2. Институт выборов в системе конституционного строя Российской
  • Федерации
  • Глава 2. Реализация конституционных функций выборов в России
    • 2. 1. Избирательный процесс как форма реализации конституционных функций выборов
    • 2. 2. Многопартийные выборы — важнейший принцип конституционного строя в России
  • Глава 3. Конституционно-правовые гарантии участия граждан в свободных выборах
    • 3. 1. Международно-правовые гарантии участия граждан в свободных выборах
    • 3. 2. Судебная защита права на участие граждан в выборах

Конституционные функции выборов в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется значимостью избирательных процессов в развитии демократии, необходимостью системного подхода при анализе достигнутых результатов и поиска путей преобразования законодательства в целях дальнейшего развития механизма реализации конституционных функций выборов как высшего непосредственного выражения власти народа Российской Федерации. В Конституции Российской" Федерации закреплено, что выборы, обеспечивающие одно из направлений непосредственного участия граждан в управлении делами государства, являются институтом демократии как политической формы организации государственной власти. Особо важны для-понимания природы демократии и правового регулирования избирательного процесса положение ст. 3 и 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающие политическое субъективное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления1.

Выборы оказывают воздействие на развитие демократии игражданского общества, играют огромную роль в становлении конституционного строя. Данный институт находится на стыке таких наук как право, политология, история и философия. Выборы без правовой формы не могут существовать в государстве. Изменения избирательного законодательства, влияние на их функции и механизм реализации, а фактически на изменения избирательных отношений определяет конституционный смысл и значение института выборов.

Изучение реализации функций выборов имеет большое значение для понимания основных вопросов политического, социально-экономического и правового развития государства. Проведение выборов как стадия.

См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации/отв.ред.: А. В. Иванченко. М., 1999. С. 9. избирательного процесса — это сплетение воедино всех конституционных функций института выборов.

Исследование поставленных вопросов в рамках конституционных функций выборов позволяет выявить прежде всего проблемы современного российского конституционализма.

Становление подлинной демократии заключается в том, что страна слишком долго переживала состояние, в котором «народ сам по себе, а государство само по себе». Такое отчуждение государства и народа друг от друга сказалось на отсутствии опыта в области правового общения общества и государства, человека и власти. Проведение демократических реформ осложнялось и продолжает тормозиться по ряду причин, в частности, в современной российской политической и правовой культуре очень медленно складывается понимание роли представительных органов власти в. демократическом правовом государстве, отсюда слабое доверие населенияк ним и персонификация публичной власти в лице единоначальных глав, исполнительных органов.

Наряду с инструментальным значением избирательного права для реализации принципов конституционного строя весьма актуально исследование конституционных функций выборов, так как качество их реализации в современном законодательстве определяет степень политической свободы в обществе. От степени эффективности реализации^ конституционных функций выборов зависит уровень демократизации общества, повышение правовой культуры и электоральной активности граждан.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена проблемой устранения противоречий федерального и регионального законодательства, регулирующего процесс выборов.

Внесение в избирательное законодательство необходимых уточнений и корректировок, разработка на его основе предложений по внедрению в избирательный процесс современных информационных технологий, а также повышение правовой культуры участников избирательного процесса — главные задачи современного Российского государства.

В науке российского конституционного права вопрос конституционных функций выборов не являлся предметом специального комплексного исследования, что также обусловливает актуальность настоящей диссертационной работы.

Степень научной разработанности. Несмотря на актуальность вопроса конституционных функций выборов, данная проблема не получила комплексной разработки в научной литературе. Ее специфика состоит в необходимости изучения широкого спектра вопросов, касающихся взаимоотношений участников, вовлеченных в избирательный процесс.

Формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления путем выборов пронизывает практически всю социальную®систему, связывает ее в единое целое.

Периодические измененияизбирательного законодательства влевуг глубокие: измененияг избирательной системы. В связи с этим необходимопредложить, новые научные подходы и модели правового регулирования избирательных, отношений;

Теоретическую, базу диссертационного исследования составили труды, нетолько в области права, но и социологии, политологии, истории;

Проблемам народовластияи анализу выборов были посвящены? труды.

A.А.Бёзуглова, Н. А. Бобровой, JI.A. Григоряна, F.C. Гурвича, К). А. Дмитриева,.

B.Т. Кабышева, В. В. Комаровой, P.M. Кочкарова, В .А. Кряжкова, О. Е. Кутафина, J1.C. Мамута, О. О. Миронова, В. А. Ржевского, Ю. И. Скуратова, Ю. А. Тихомирова, И. Е. Фарбера, В. Е. Чиркина и др.

Вопросы теории и истории российского избирательного права, исследования содержания избирательных прав граждан Российской Федерации на различных стадиях избирательного процесса нашли отражение в работах таких ученых, как: А. С. Автономов, И. А. Алебастрова, П. А. Астафичев, А. А. Белкин, Р. Т. Бикгагаров, В. И. Васильев, Ю. А. Веденеев, А. А. Вешняков, Н. И. Воробьев,.

И.В. Галушко, В. Г. Горбунов, А. И. Денисов, С. В. Езопихин, В. Г. Елизаров, Н. Н. Ефремова, О. К. Застрожная, С. А. Зенкин, А. В. Зиновьев, З. М. Зотова,.

A.В. Иванченко, В. Б. Исраелян, А. И. Ким, С. Д. Князев, А. И. Ковлер,.

B.М.Колдаев, Е. И. Колюшин, И. В. Котелевская, В. В. Красипский, К. В. Краснов,.

C.М. Кременецкий, М. И. Кукушкин, В. В. Лапаева, В. И. Лысенко, М. В. Масловская, В. Д. Мостовщиков, И. В. Мухачев, Ю. А. Новиков, А. Е. Постников, О. В. Романенко, Г. Д. Садовникова, Н. Ф. Судариков, А. В. Теперик, Е. Н. Хрусталев, С. Ю: Чудила, Н. В: Шелютго, Н. Э. Шишкина,.

A.А. Югов, С. В. Юсов, Ц. А. Ямпольская и др.

Вопросам юридического анализа конституционных прав, свобод, обязанностей и ограничений в Российской Федерации-посвящены, труды. таких специалистов-как: С. А. Алексеев, А. Г. Бережнов, В. В. Бойцова, Л. В'. Бойцова, Н. С. Бондарь, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, В. А! Карташкин, Е. А. Козлова, 1 Н. С. Колесова В. А. Кучинский, А. М. Ларин, А. В. Лебедев, И'. А. Ледях, Ю. И. Лейбо, Е. А. Лукашева, Н. С. Малеин, А. В. Малько, Г. В/Мальцев, Н. И. Матузов, М. Ф. Орзих, А. А. Подмарев, Ф: М. Рудинский, Б. С. Эбзеев, М. Л. Энтин и др.

В основу исследования проблем общей теории юридической, конституционно-правовой и иных видов ответственности положены труды, С. А. Авакьяна, Л. А. Агеевой, М. В. Баглая, И. Н. Барцица, В. Г. Бессарабова, С. Н. Братуся, В. А. ВиноградоваИ. А. Галагана, Ю.ГГ. Еременко, Т. Д. Зражевской, В.В.' Игнатенко, Ф. Ш. Измайлова, Е. П. Ищенко, Н. М. Колосовой, А. А. Кондрашева, М: А. Краснова, Б. С. Крылова,.

B.Г. Ларионова, В. О. Лучина, М. С. Матейковича, Ж. И. Овсепян, Л. А. Окунькова, Г. С. Пономарева, О. Ю. Рыбакова, И. О. Соломонидиной, М. С. Строговича, М. К. Треушникова, Л. В. Тумановой, Д. Т. Шона и др.

В процессе написания диссертации использовались публикации в области выявления и устранения противоречий федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации таких ученых, как: Л. Г. Алехичева, В. В. Барышев, Т. М. Бялкина, С. Н. Воронов, В. Т. Гайков,.

И.А. Журавлева, А. Н. Мещеряков, Н. Н. Мисник, В. И. Платов, Е. А. Покровский, М. В. Титов, В. П. Шергин, Э. С. Юсупов и др.

Тем не менее, несмотря на обширный круг приведенных источников, в конституционной науке отсутствует единый комплексный труд, подробно охватывающий конституционные функции выборов и процесс их реализации. Актуальность работы обусловлена и большим объемом часто обновляемого избирательного законодательства.

Нормативную и информационную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации 1993 годамеждународно-правовые актыдействующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области выборовнекоторые утратившие силу правовые акты. Специальному анализу подвергнута практика деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Автором изучены соответствующие постановления<�и определения Конституционного Суда РФ, принятые им в период с 1993 по 2007 год.

В работе также использованы доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации, результаты социологических исследований, материалы периодической печати и другие источники.

Исследуемая тема предполагает обращение и к иным разделам юриспруденции: административному праву, гражданскому и гражданско-процессуальному, уголовному и уголовно-процессуальному, международному праву.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе конституционно-правового закрепления функций выборов и их обеспечения на стадиях избирательного процесса.

Предметом исследования являются конституционные функции выборов, правовой механизм их реализации и конституционно-правовые гарантии свободных выборов.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертации сводится к выявлению конституционных функций выборов и механизма их реализации. Она достигается путём изучения истории становления выборов совместно с закреплением в России других институтов конституционно-демократического строя, определения тенденций их развития и выработки предложений по. совершенствованию современного правового механизма выборов," атакже посредством* анализасущности исодержания действующего избирательного законодательства, практики его применениям ходе различных уровней выборов, перспектив развития фактических отношений. Для достижения обозначенной цели автором устанавливаются задачи: обобщить и проанализировать в целом опыт становления' и развития выборовисследовать реальные фактические отношения, выявить тенденции в динамике проведения выборов и выделить конституционные* функции' выборовдетально проследить конституционно-правовое закрепление функций выборов в Российской Федерации, их реализацию на стадиях избирательного процессаизучить различные точки зрения по вопросам функций выборови классифицировать выделенные' функциираскрыть конституционные основысоотношениявзаимосвязифункций выборов, функций политических партий и функций избирательных системобобщить нормы, международного права, закрепляющие функции выборовпроанализировать, насколько постоянно обновляемое российское избирательное законодательство и смежное с ним соответствует Конституции' Российской Федерации и международному праву с позиции реального воплощения важнейших конституционных функций выборов, разработать и предложить конкретные практические рекомендациипо совершенствованию конституционно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе выборов.

Методологическая основа исследования. При решении поставленных задач автор использовал современные общенаучные и частные методы познания общественных явленийобщенаучные методы: диалектический, системный, анализа и синтеза, восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Также использовались формально-юридический, сравнительно-правовой методы познания. В" определенном объеме (для анализа эмпирического материала) диссертант прибегал к ряду специальных методов: функциональному, статистическому, конкретно-социологическому и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании ряда центральных проблем, тенденций конституционного развития России, недостаточно изученных отечественной конституционно-правовой наукой. Впервые комплексно обобщены конституционные функции выборов, определено их место и роль в формировании конституционного строя в Российской Федерации. Предложена авторская классификация не только конституционных функций выборов, но и классификация принципов избирательного права. В* работе исследуются правовые и фактические основы социально-политического структурирования российского общества, трансформации его в, гражданское* путём учреждения подлинно представительных органов. власти черезучастие граждан в избирательном процессе. В результате проведенного исследования* диссертантом сформулировано понятие, предложена классификация конституционных функций выборов, а также даны практические рекомендации совершенствования механизма реализации функций выборов.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Конституционные функции выборов — это демократические формы воздействия на конституционный строй государства с целью структурирования органов государственной власти и местного самоуправления наделением полномочиями должностных лиц посредством прямого, сознательного волеизъявления граждан. Функцию выборов можно определить как предмет и содержание выборов. Многообразие сторон взаимодействия участников избирательного процесса на различных стадиях обусловливает наличие множества функций выборов.

2. Для классификации конституционных функций выборов автор предлагает принять за основу, во-первых, участие народа. Так, можно выделить субъективные и объективные функции выборов. Объективные функции выборов — это нормы, закрепленные в Конституции России и в нормативно-правовой базе. Субъективные функции выборов непосредственно зависят от воли народа. Во-вторых, по предмету регулирования функции можно разделить на конституционно-правовые, политические и морально-идеологические.

3. В основу классификации принципов избирательного права автор предлагает положить различные критерии: во-первых, согласно ст. 3. Конституции Российской Федерации, основополагающий принцип-конституционного строя свобода человека и гражданинаво-вторых, основываясь на гл. 2 Конституции Российской Федерации, а именно на политических правах и свободах человека и гражданина, можно выделить: принципы участия граждан в выборах (закрепленные в Конституции РФ) — принципы альтернативноговыбора гражданпринципы ответственности депутатовлибо кандидатов в депутаты или партии перед гражданамив-третьих, организационные принципы избирательного права.

Соблюдение неотъемлемых принципов избирательного права ведет к укреплению законности, формированию гражданского общества, а в конечном итоге — к укреплению демократии и конституционного строя страны.

4. Лишение общественных объединений права назначать наблюдателей, по мнению автора, является существенным отступлением от принципа открытости выборов. В стране существует ряд общественных объединений, которые носят неполитический характер (т.е. не претендуют на представительство в органах власти), но одной из своих целей считают борьбу за честные и справедливые выборы. Наблюдатели, направляемые этими организациями, оказываются зачастую более квалифицированными и неравнодушными, чем наблюдатели от политических партий, и отчеты этих организаций более доступны широкой общественности.

5. В 2003 году голосовали «против всех» около 13 миллионов человек. Причем чаще всего голосующие так — образованные люди, протестующие против отсутствия реального выбора. Диссертант считает, что отмена явки избирателей на выборы может привести к неадекватности принципа легитимности выборных органов. Вероятнее всего, большинство из «протестующих» не примут участия в выборах. Кандидат «против всех» характеризует неудовлетворенность избирателя в отношении предложенных кандидатами публично-политических решений социальных проблем и означает, что ни один из кандидатов на выборную должность не выражает тех интересов и целевых установок, которые разделяет избиратель1.

6. Многопартийные выборы — принцип становления конституционного строя России. Основная задача политической партии — участие в выборах. Диссертант предлагает отойти от практики закрепления избирательного залога от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда (разумнее привязать размер залога к численности избирателей в округе или к определенным экономическим показателям). Автор, с точки зрения перспектив формирования в России каркаса партийно-политической системы, считает, что в Федеральный закон «О политических партиях» необходимо внести изменения, в частности установить запрет выхода из партийного списка первой тройки известных лиц (первая тройка фаворитов) при прохождении партии в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

1 См.: Джагарян А. Выборы в механизме государственного целеполагания: конституционно-правовые аспекты // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2. С. 40.

7. Подготовка и проведение, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль над соблюдением прав участников избирательного процесса возлагаются на избирательные комиссии. Весьма актуальным остается вопрос о деятельности избирательных комиссий. По мнению диссертанта, необходимо пересмотреть ряд вопросов. Во-первых, переформирование состава комиссии идет к каждому избирательному циклу, что автоматически превращает ее членов в период избирательной кампании в своего рода «оправдывание доверия» лиц их назначившихво-вторых, пересмотреть вопрос финансирования избиркомов от исполнительной власти, поскольку комиссия не имеет своего фиксированного бюджета на текущую деятельность, а получает денежные средства лишь при проведении непосредственно избирательной кампаниив-третьих, квалификация членов комиссии является серьезным изъяном, закрепленным в законодательстве. По мнению автора, председатели избирательных комиссий должны иметь высшее юридическое образование хотя бы на уровне комиссий субъектов Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии.

8. «Сдерживающий» фактор работы избирательных комиссий заключается в том, что половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Как правило, существует взаимосвязь главы исполнительной власти* и-законодательного органа субъекта. В результате крайне редко в избирательную комиссию попадают представители сил политического меньшинства. Предлагается ввести в состав избирательных комиссий субъектов Российской Федерации членов от политического меньшинства.

9. Не соответствующей принципу гласности считает диссертант работу избирательных комиссий по регулированию вопросов обращений участников избирательного процесса письмами — документами1 Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, ибо в этом случае письмо Центральной избирательной комиссии России приравнивается по юридической силе к Федеральному закону. Такое положение прямо противоречит п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

10. При нарушениях прав участников избирательного процесса реализация функций выборов полностью искажает смысл п. 1 ст. З Конституции Российской Федерации: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В целях сокращения нарушений функций выборов, по мнению диссертанта, следует защитить формирующееся гражданское общество от его чрезмерной политизации, а избирательный процесс и власть — от криминала и коммерциализации (речь идет о i финансировании выборов со стороны бизнес — элит), а также от влияния административного ресурса" - результата неформальных договоренностей политических элит либо силового давления правящей элиты.

Практическая значимость исследования определяется I необходимостью постоянного совершенствования конституционно-правового I регулирования общественных отношений, возникающих при реализации конституционных функций выборов.

Практические предложения могут быть использованы как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности участников избирательного процесса, s Отдельные авторские комментарии часто обновляемого избирательного законодательства помогут должной реализации его норм в.

1 См • Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060. f.

1 ! правоприменительной практике, в частности, с целью предотвращения и недопущения различных правонарушений.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций по конституционному праву Российской Федерации и проведении семинарских занятий студентов юридических вузов.

Апробация результатов исследования осуществлена в процессе обсуждения на кафедре конституционного и международного права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».

Основные положения диссертации нашли свое отражение в публикациях автора в научной периодической литературе, научно-практических сборниках, а также на Всероссийской конференции «Законодательная и правоприменительная практика реализации избирательного законодательства в современной России» (г. Саратов, 23−24 мая 2007 года).

Результаты исследования были использованы автором в его практической работе в участковых, территориальных, окружных избирательных комиссиях г. Саратова с правом решающего голоса.

Структура и содержание диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Современный этап развития форм непосредственной демократии России является составной неотъемлемой частью общей государственной политики по совершенствованию избирательного законодательства и законодательства о референдуме с учетом как отечественных традиций и опыта, так и международных стандартов в осуществлении законодательного регулирования и проведения демократических выборов и референдумов.

Проведенное исследование по комплексной оценке института выборов через его конституционные функции и их реализацию позволило выделить актуальные проблемы избирательного законодательства и правоприменительной практики.

В ходе исследования! были рассмотрены понятия демократии, выборов, избирательного права, избирательного процесса и избирательной системы, а так же предложены авторские классификации конституционных функций выборов и принципов избирательного права. Автор проанализировал правовые условия и правовые средства реализации функций выборов. Это-позволило сделать ряд выводов теоретического и практического плана, которые сводятся к следующим основным положениям:

1. Категории «власть», «народ», «избирательное право», «избирательный процесс», «выборы» тесно взаимосвязаны между собою, но имеют собственное содержание.

По мнению диссертанта «выборы» — это сознательная деятельность определенного круга граждан, по делегированию своих властных полномочий органам публичной власти либо должностным лицам, важнейшая форма участия их в управлении государством.

2. Предмет и содержание выборов определяют конституционные функции выборов. Конституционные функции выборов — это демократические формы воздействия на конституционный строй государства с целью структурирования органов государственной власти и местного самоуправления, наделением полномочиями должностных лиц, посредством прямого, сознательного волеизъявления граждан.

Впервые проведена комплексная оценка функций выборов и их классификации. Для классификации конституционных функций выборов автор предлагает за основу принять: во-первых, участие народа. Так, можно выделить субъективные и объективные функции выборов. Объективные функции выборов — это нормы, закрепленные в Конституции России и в нормативно-правовой базе. Субъективные функции выборов непосредственно зависят от воли народа. Во-вторых, попредмету регулирования функции можно разделить, на конституционно-правовые, политические и морально-идеологические функции.

3. Демократические выборы в государстве — это подлинное проявление• народовластия лишь тогда, когда они действительно выражают прямую волю народа. Для большинства граждан в государстве выборы являются единственной формой’реального участия в.политике.

Непосредственное участие гражданина^ выборах связано с повышением уровня^ гражданского и политического самосознаниям Анализируя, сложившуюся политическую обстановку в ходе процессавыборовавтор? приходит к выводу, что из-за многочисленных нарушений законодательства, норм нравственности и морали, вызывают у народа не только разочарование в обществе, но и повсеместное отторжение от власти.

Мы. предлагаем пути повышенияэлекторальной активности* граждан, через комплекс мер ¦ государственного реагирования,' а именно: необходимо проведение мероприятий по работе с молодежью, направленных на развитие интереса к процессу организации и проведения выборов: Применение новых информационных технологий, повышения роли электронных СМИ, сети Интернет в избирательном процессе, развитие двусторонних коммуникации в электоральном процессе и, прежде всего, PR— технологий, которые не совместимы с манипулятивными приемами, а ориентированы на этически приемлемые в обществе способы влияния на общественность.

4. Избирательный процесс является формой реализации конституционных функций выборов. Проведение выборов как стадия избирательного процесса — это сплетение воедино всех конституционных функций института выборов. Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Проведение выборов на всех уровнях таит в себе опасность злоупотреблений и нарушений, избежать которых можно лишь при контроле со стороны общественных организаций.

Выборы способствуют развитию истинно демократического государства, что определяет актуальность разработки и исследования вопросов избирательного законодательства.

5. Конституционные функции выборов в большей степени находят выражение в функциях политических партий. Легитимность реформирования системы власти, как конституционная функция института выборов неразрывно связана с важнейшей функцией" партий в современном-демократическом обществе — служить каналомсвязи между гражданским-обществом и государством.

Деятельность партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления.

6. Международные избирательные стандарты, выработанные в результате согласования активных правовых позиций различных государств, состоящие из норм международного * права, закрепляют принципы и определенные правовые гарантии участия граждан в выборах.

Избирательное законодательство Российской Федерации неразрывно связано с современными международными избирательными стандартами. Такое положение вытекает из смысла положений Конституции Российской Федерации. В то же время необходимо применять особенности развития конкретного государства и только тогда данные стандарты будут осуществлять функции гарантов и защиты избирательных прав граждан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  3. Меяедународно-правовые акты
  4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г./ «Российская газета» от 10 декабря 1998.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. / Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2004. С.61−71.
  6. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных правь и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г./ Вестник Межпарламенской Ассамблеи. 2002. № 3. (34). С.343−366.
  7. Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г.// Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2004. С.44— 46.
  8. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г.// Международные избирательные-стандарты: Сб. документов. М., 2004. С.85−91
  9. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 25 декабря 1965 г.//Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2004. С.51−61.
  10. Декларация о критериях свободных и справедливых выборов// Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2004. С.813−816.
  11. Всеобщая декларация о демократии//Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2004. С.816−820.
  12. Конвенция о защите прав человека и основных свобод//Международные избирательные стандарты: Сб. документов. М., 2004. С.536−549
  13. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // Миронов О. О. Права человека: сборник документов / Сост.: О. О. Миронов. 2-е изд. М., 2006.
  14. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.) /СПС ГАРАНТ, по состоянию на ноябрь 2007.
  15. Федеральный конституционный закон" от 30 мая 2001 г. N З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. N 23. ст. 2277- 2005. N 10. ст. 753.
  16. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г. № 4866−1 в ред. от 14.12.1995 г. № 197-ФЗ //Российская газета. № 89. 12.05.1995.
  17. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г.) // СЗ РФ 2002. N 22. ст. 2031- 2006. N 31 (часть I) ст. 3420.
  18. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» от 30.03.1998 г. № 54-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
  19. СЗРФ. 2002. N 12. Ст. 1093- СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2574- СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5272- СЗ РФ. 200. N 30 (ч. 1). Ст. 3104- СЗ РФ. 2006. N 29. Ст. 3124- СЗ РФ. 2007. N1(1 ч.). Ст. 37- СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2118.
  20. Ст. 4377- СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3286- СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3420- СЗ РФ.2006. № 301. Ст. 4032- СЗ РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 21.
  21. Федеральный закон «Об? Общественной? палате- Российской? Федерации» от 04.04.2005 г. № 32-Ф3 в* ред. от 27.12.2005 N 195-ФЗ, от 30.06.2007 N 121-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277- СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 6- СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3216.
  22. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2005 г. № 93-Ф3 // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть 1). Ст. 3104.
  23. Федеральный, закон «О внесении-, изменений в отдельные законодательные: акты- Российской Федерации в части: отмены формы голосования против всех кандидатов, (против всех списков кандидатов)» от 12.07.2006. №> 107-ФЗ//СЗ РФ. 2006-Лг" 29. Ст. 3125.
  24. Федеральный-- закон «О внесении? изменений? в отдельные-законодательные акты Российской Федерацииш> части уточнения^ требований* к замещению государственныхмуниципальных должностей» от 25.712 006-. № 128-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3427.
  25. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006 г. № 31 (часть 1). Ст. 3448.
  26. Закон Саратовской области «Об отзыве депутата Саратовской областной Думы» от 2.08.2002г. № 97-ЗСО в ред. 06.02.2004 г. № 6-ЗСО // Организационно-правовой статус Саратовской области субъекта
  27. Российской Федерации: Сборник нормативно-правовых актов/ Сост. В. В. Володин, В. Г. Анненкова, Т. В. Заметина. Саратов. 2006. С.142−151.
  28. Закон Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» от 31. 10. 2005 года // газета «Неделя области». Саратов. 2 ноября 2005. N82 (200).
  29. Закон Саратовской области «Об избирательной комиссии Саратовской области» от 25.02.2004 года// газета Саратов Столица Поволжья N51 (1002). 17 марта 2004.1. Подзаконные акты
  30. Какую Россию мы строим: Выступление В. В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г.// Российская газета. 11 июля 2000
  31. Положение, утверждённое Указом Президента Российской Федерации «Об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан» от 24.05.2004 г. № 662 // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2025.1
  32. Положение, утверждённое Указом Президента Российской • Федерации «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе собращениями граждан» от 24.08.2004 г. № 1102 // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3609.
  33. Собранию «Порядок во власти — порядок в стране (о положении в стране иосновных направлениях политики в Российской Федерации)» от 06.03.1997 г. // «Российская газета». 07 марта1997. № 47.
  34. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // «Российская газета». 04 апреля 2001. № 66.
  35. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Общими силами к подъёму России (о положении в стране и основных направлениях политики в Российской Федерации)» от 17.02.1998 // «Российская газета». 24 февраля1998. № 36.
  36. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации» // «Российская газета». 17 мая 2003. № 93.
  37. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской"Федерации» // «Российская газета». 27мая 2004. № 109.
  38. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох (о положении- в стране и основных направлениях политики в Российской Федерации)» от 30.03.1999// «Российская газета». № 60. 31 марта 1999.
  39. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // «Российская газета». 19 апреля 2002. № 71.
  40. Послание Президента Российской, Федерации Федеральному Собранию от 10.05.2006 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации» // «Российская^ газета». № 97. 11 мая 2006.
  41. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 2007 года «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // «Российская газета». № 18. 12 апреля 2007 г.
Заполнить форму текущей работой