Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеграция автоматизированных систем управления знаниями в производственный процесс проектной строительной организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 01 января 2010 года весьма актуальным является вопрос о повышении квалификации сотрудников строительных и проектных организаций. Это связано с переходом на саморегулирование всех строительных и проектных организаций (положения закона № 148-ФЗ). Право организации на осуществление строительной деятельности должно быть подтверждено исключительно свидетельством о допуске к работам, влияющим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В 8 СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 1. 1. Анализ методов управления знаниями
    • 1. 2. Анализ методов создания и распространения знания
    • 1. 3. Анализ информационных систем обработки знаний
    • 1. 4. Анализ современных систем дистанционного обучения
    • 1. 5. Выводы
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В 47 ПРОЕКТНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 2. 1. Математические методы обработки формализованных знаний
    • 2. 2. Методы проектирования системы управления знаниями
    • 2. 3. Системотехнические принципы
    • 2. 4. Методы проектирования системы дистанционного обучения
    • 2. 5. Выводы, схема исследования
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 3. 1. Разработка методики управления знаниями в строительстве
    • 3. 2. Разработка методики применения системы дистанционного обучения в качестве инструментария управления знаниями в строительстве
    • 3. 3. Выводы
  • ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ ОАО «Моспроект»
    • 4. 1. Анализ применяемых видов обеспечения САПР в ОАО «Моспроект»
    • 4. 2. Разработка методики управления знаниями ОАО «Моспроект» с применением средств дистанционного обучения
    • 4. 3. Эффективность применения результатов исследования
    • 4. 4. Выводы

Интеграция автоматизированных систем управления знаниями в производственный процесс проектной строительной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С 01 января 2010 года весьма актуальным является вопрос о повышении квалификации сотрудников строительных и проектных организаций. Это связано с переходом на саморегулирование всех строительных и проектных организаций (положения закона № 148-ФЗ). Право организации на осуществление строительной деятельности должно быть подтверждено исключительно свидетельством о допуске к работам, влияющим на безопасность капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (СРО). Для получения допуска на выполнения строительных работ необходимо постоянное повышение уровня квалификации сотрудников строительных и проектных организаций.

Стремясь, максимально реализовать свой потенциал и добиться преимущества на рынке, строительные организации обращаются к важнейшему ресурсу — людям и их знаниям. Конкурентные преимущества все чаще зависят от умения получать знания и грамотно распорядиться ими. Знания организации пополняются и обновляются в результате обучения сотрудников, проведения исследований, приглашений на работу уникальных специалистов, анализа ошибок и использования различных методов работы. Если обмен знаниями в компании отсутствует, то люди нередко выполняют двойную работу. Они придумывают способы решения проблем, которые давно решены, и повторяют одни и те же ошибки. А это означает постоянный перерасход ценных ресурсов, особенно человеческих.

Подходы, применяемые в системах управления знаниями, значительно увеличивают прибыль организации за счет сокращения потерь и рисков, повышения эффективности производства и развития инноваций. Говоря об инструментах управления знаниями, следует понимать и различать технологические, культурологические и административно-социальные (организационные) аспекты принимаемых решений.

Автором работы предлагается использовать в качестве технологического инструмента управления знаниями автоматизированное обучение, позволяющее организациям непрерывно накапливать, обрабатывать и передавать знания (опыт) всем сотрудникам без отрыва от производства вне зависимости от удаленности от центра обучения. Таким образом, очевидна актуальность темы исследования в области управления знаниями сотрудников с использованием средств дистанционного обучения.

Работа основана на результатах исследований в области управления знаниями Нонака И., Такеучи X., Мариничевой М., Дресвянникова В. А. и в области системотехники Гусакова A.A. Щеголя А. Е., Яковлева В. Ф., Гуда Г. Х., Макола Р.Э.

Содержание исследования соответствует п.п. 5,7 Паспорта специальности 05.13.12 — Системы автоматизации проектирования (строительство).

Цель диссертации: разработка способов и приемов интеграции системы управления профессиональными знаниями в области систем автоматизированного проектирования (САПР) в непосредственный производственный процесс проектной строительной организации. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

• анализ состояния методологической базы управления знаниями в области САПР в строительстве;

• разработка методики проектирования системы управления знаниями в проектной строительной организации;

• проведение экспериментальной проверки результатов и определение перспективных направлений исследования.

Объект исследования: Производственный процесс и система управления знаниями в строительной проектной организации.

Предмет исследования: методы проектирования системы управления знаниями в области САПР в строительной проектной организации. Теоретические и методологические основы исследования включают: теорию функциональных систем, системотехнику строительства, системный анализ, экспертные методы, имитационное моделирование, теорию информации, информационные технологии, теорию «Управление коммуникациями (отношениями)», труды, отечественных и зарубежных ученых.

Научная новизна исследования состоит:

•• в осуществлении синтеза методов управлениязнаниями и технологии проектного процесса в области САПР в проектной строительной организации;

• в создании комбинированного подхода к управлению знаниями в области САПР в строительной проектной организации, основанному на системотехнических принципах и применении модели спирального развития организационного знания;

• в разработке новых методов обучения автоматизированному проектированию.

На защиту выносятся: использование способов управления знаниями в области САПР для решения производственных задач в проектной строительной организации.

Практическая значимость работы. Разработанные методики и полученные в диссертации результаты позволяют:

• стандартизировать, упростить способы внедрения системы управления знаниями в области САПР в строительной проектной организации;

• обеспечить благоприятные условия для создания инновации и решения наиболее перспективных и актуальных производственных задач;

• обеспечить персонал актуальными знаниями в области автоматизации строительного проектирования;

• обеспечить непрерывное обучение персонала проектной организации. Апробация работы. Положения диссертационной работы обсуждались на 12-ой международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов «Строительство — формирование среды жизнедеятельности» — г. Москва МГСУ, 2009; на 5-ой международной научно-практической конференции «Задачи архитектурно-строительного комплекса в повышении качества жизни и устойчивого развития сельских территорий» — г. Орел ОГАУ, 2009; на заседаниях кафедры САПР в строительстве, ИСТАС ГОУ ВПО МГСУ.

Внедрение результатов работы. Практические рекомендации и разработанные методы усовершенствования компьютерных систем управления обучением использованы в ОАО «МОСПРОЕКТ» и в ЗАО «Европлан».

Публикации: по теме диссертации опубликовано 5 научных работ, в том числе из перечня изданий, рекомендуемых ВАК РФ — 2 работы. Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, четырех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложений.

Основные выводы и предложения.

1. В результате проведенного анализа современных подходов к управлению знаниями в области САПР в строительстве и исследования различных технологических и методологических решений по сбору и трансформации знаний была разработана методика построения системы управления знаниями проектной строительнойорганизации с использованием средств дистанционного обучения, что позволило обеспечить эффективные условия для постоянного процесса формирования инновационных знаний строительной проектной организации.

2. Подробно исследованы вопросы организации системы управления знаниями на всех этапах цикла разработки, оценки, накопления и использования инноваций. Данный подход сопровождается соответствующими решениями по программно-информационному обеспечению, а все взаимосвязи проходят посредствам модели управления знаниями «из центра — вверх — вниз».

3. Применение в работе методов имитационного моделирования (симуляторов-тренажеров) при формировании системы управления знаниями позволило наиболее точно сохранить и передать полученный практических опыт проектировщиков менее опытным сотрудникам с минимальными потерями или искажениями.

4. Внедрение методики эффективного применения системы управления знаниями в ОАО «Моспроект» и в ряде других организаций, с использованием средств дистанционного обучения подтверждает практическую применимость разработанных в диссертации методов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 1997.
  2. A.A. Методика оценки экономической эффективности дистанционного обучения с помощью компьютерных сетей. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. -М.: ВУ, 1995 г. с. 77−83.
  3. A.A., Барабанщиев A.B. Некоторые проблемы разработки методики ДО. Материалы 2-й и 3-й Всероссийских конференций по ДО. -М.: МЭСИД997.
  4. К. Организационное научение. М.: ИНФРА-М, 2004. 529с.
  5. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 2001
  6. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.-616с.
  7. П.В., Гапоненко А. Л., Корниенко В. И. Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал организации. — М.: Социальные отношения, 2003. -215с.
  8. В. А. О дистанционном образовании. // Информатика и образование, № 1, 1998.
  9. . Дж. Управление знаниями// Открытые системы, 2001. 284с.
  10. Ю.Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новомтысячелетии ./Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 204с.
  11. П.Брукс Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. Пер. с англ. — СПб.: Символ-Плюс, 2001. — 304с.
  12. У., Уильяме Р. Управление знаниями: Руководство к действию/ Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. 172с.
  13. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб. Изд.: СПбГТУ, 1999.
  14. Ю.Ю., Личностный аспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование, № 1, 1998.
  15. А.Л., Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 190с.
  16. И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 1998.
  17. Гончаров A. HTML в примерах. СПб.: Питер, 1997. — 192 с.
  18. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Москва 1995.
  19. A.A. Реструктуризация строительных знаний и образования на основе функционально-системного подхода // Промышленное и гражданское строительство. 2003. № 1
  20. А. А. Системотехника в строительстве. М.: Стройиздат, 1993. -337с.
  21. A.A. Информационное поле. СПб.: Омега, 1998. — 64с.
  22. В.В. Информационные системы в экономике. М.: Финансы и статистика, 1996.-272с.
  23. В.А. Менеджмент информационных технологий технической подготовки производства на предприятии: монография-Пенза: Изд-во ПГУ, 2004. 207с.
  24. А. В., Максимцов М. М. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ, Москва, 2000. 257с.
  25. Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. 272с.
  26. Калянов Г. Н. CASE структурный системный анализ (автоматизация и применение). -М.: ЛОРИ, 1996.
  27. М. Управление программными проектами. Практическое руководство по разработке успешного программного обеспечения.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 176с.
  28. . Создавая связи. Внутрикорпоративные коммуникации в бизнес-стратегии. М.: Вершина, 2006. — 301с.
  29. Д. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации: Учебник. СПБ.: Питер, 2001. — 435с.
  30. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб.: ИВЭСЭП- Знание, 2002.-247с.
  31. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб.: ИВЭСЭП- Знание, 2000.-214с.
  32. С. Восьмой навык: от эффективности к величию. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 340с.
  33. К., Парсел Дж. Учитесь летать. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. — 321с.
  34. Э.М. Исследование систем управления. М.: «ДеКА», 2000. -301с.
  35. В.В. Управление знаниями. М.: Современная школа, 2006. -352с.
  36. В.М., Поляков А. О. Информодинамика или Путь к Миру открытых систем. СПб.: СПбГТУ, 1999. — 431с.
  37. И. Тенденции научно-технического развития малого бизнеса в Японии// Проблемы теории и практики управления. 2002. — 65с.
  38. Леонид Черняк Управление знаниями и информационные технологии // Журнал «Открытые системы» (www.osp.ru) Постоянный адрес статьи: http://www.osp.ru/os/2000/10/074.htm
  39. Л.И., Егорычев Д. Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. — М.: Омега-Л, 2004.
  40. М. Заставьте знания работать. // Сетевой № 10 2002
  41. М. Управление знаниями на 100%. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  42. И.А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл-Текст» Семантика, синтаксис. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.
  43. .З. Управление знаниями. Эволюция и революция в организации. М.: ИНФРА-М, 2003. — 308с.
  44. .З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова A.B. Управление знаниями в корпорациях. М.: ДЕЛО, 2006. 523с.
  45. В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 235с.
  46. В.И. Исследование систем управления. Учебник. М.: Экзамен, 2002. — 450с.
  47. Т.А. «Интерактивные технологии обучения. // Спец. семинар для учителей. М., 2004.
  48. И., Такеучи X. Компания создатель знания. М.: Олимп-бизнес, 2003.
  49. Пидкас, истый П. И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№ 5. -С. 7−12.
  50. Питер Сенге, Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М.: Олимп-бизнес, 2003.
  51. В.В., Ермаков А. Е., Липинский Г.В. TopSOM: визуализация информационных массивов с применением самоорганизующихся тематических карт // Информационные технологии. — 2001
  52. Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. 1999. -№ 7. -С. 29−34.
  53. А.О. От количественной информации к информационной машине. СПб.: СпбГТУ, 2001.
  54. Н.И. «Виртуальные объекты строительства и образовательный процесс», М., Сборник научных трудов МГСУ под редакцией Гусакова A.A.- Преснякова Н. И. и др., 2000
  55. Н.И. Виртуальные объекты строительства как информационная основа построения промышленных предприятий // «Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века», № 8/2001
  56. Н.И., Гамер И. И., Пресняков Н.Н. «Применение системы дистанционного образования в инвестиционно-строительной деятельности» Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века — № 3, 2003
  57. В.В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнеспроцессов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
  58. М., Фирстенберг А. Интеллектуальная организация. М.: ИНФРА-М, 2003. — 402с.
  59. М. Управление знаниями. Полное руководство. — M.: АСТ, Астрель, 2004. 380с.
  60. Н., Джонс Д. Microsoft Front Page в подлиннике: Пер. с англ. -СПб.: BHV Санкт-Петербург, 1997. — 426 с.
  61. А. Мэлоун. Корпоративный учебный центр. Создание и управление. Минск: Гревцов Паблишер, 2008. — 273с.
  62. Системотехника строительства. Энциклопедический словарь // под. ред. Гусакова А. А. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1999. — 411с.
  63. Скотт, Кендалл. Унифиицированный процесс. Основные концеции.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 160 с.
  64. . Я., Яковлев С. А. Моделирование систем (2-е изд.). -М.: Высшая школа, 1998. — 637с.
  65. Д. Виртуальная корпорация высшая форма сети делового сотрудничества // Менеджмент в России и за рубежом. — 1997. — № 1.
  66. Дж. Управление организационным знанием // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 4. — С. 14−26
  67. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007. — 343с.
  68. М.М. Классификация моделей структурирования данных по JI.K. Калиниченко / Под науч. ред. Терещенко С. С. Т. 3: Риски. Ситуационные центры и системы. Технологии выявления неявных проблем. Аналитика-Капитал. М., 2000. -312 с.
  69. Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М.: ИНФРА-М, 2005. 124 с.
  70. Тис Д.ДЖ. Получение экономической выгоды от знаний как активов: «Новая экономика», рынки «ноу-хау» и нематериальные активы// Российский журнал менеджмента. Т.2. № 1, 2004.
  71. В.П. ДО: история, экономика, тенденции.//Дистанционное обучение 1997. № 2.
  72. Управление программными проектами. Практическое руководство по разработке успешного программного обеспечения.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 185с.
  73. Управление проектами.// под. ред. Шапиро В. Д. СПб.: Два-Три, 1996. -678с.
  74. Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. -437с.
  75. P.A. Инновационный менеджмент: Учебник. СПБ.: Питер, 2002. — 532с.
  76. P.A. Управленческие решения: Учебник. М.: Инфра — М, 2002. — 566с.
  77. Л., Продукты Lotus для управления знаниями //Computerworld. 2001, № 38.
  78. С. Н. Исследование систем управления. УМК Тюмень, 2003.
  79. A Helpful Guide to Search Engines. Электронный ресурс. / The Spiders’s Apprentice, 2003. Режим доступа: http://www.monash.com/spidap3.html, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  80. AICC (Aviation Industry Computer-based training Committee) Электронный ресурс. / AICC, 2003 Режим доступа: http://www.aicc.org, свободный. -Загл. с экрана. — Яз. англ.
  81. Burke Oppenheimer. Collaborative Software and Knowledge Management Tools Market. Электронный ресурс. / GartnerGroup, 2003 Режим доступа: http://www4.gartner.com/DisplayDocument?id=410 762, платный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  82. IMS (Instructional Management System) Электронный ресурс. / IMS, 2003 -Режим доступа: http://www.imsproject.org, свободный. Загл. с экрана. -Яз. англ.
  83. Information Organization and Retrieval. Электронный ресурс. / IBM Research, 2003 Режим доступа: http://www.research.ibm.com/km/areasl.html, свободный. Загл. с экрана. -Яз. англ.
  84. Jerry Honeycutt. Knowledge Management Strategies. // Microsoft, 2000.
  85. Knowledge Discovery & Data Mining. Электронный ресурс. / IBM Research Center, 2003 — Режим доступа: http://www.research.ibm.com/compsci/kdd/index.html, свободный. Загл. с экрана. — Яз. англ.
  86. Koch, Richard, The 80/20 Principle: The Secret of Achieving More with Less, Bantam Doubleday Dell Publications, 1998.
  87. R. Rogers, G. Green, B. Goldiez. Preliminary testing of low cost visualization systems using public domain benchmarks // Institute for simulation and training of university of central Florida, 1998.
  88. SCORM 1.2, SCORM 1.3 Электронный ресурс. / ADL (Advanced Distributed Learning), 2003 Режим доступа: http://www.adlnet.org, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  89. The Scorm Content Aggregation Model. Version 1.2. Электронный ресурс. / Advanced Distributed Learning Initiative, 2001 Режим доступа: SCORM1.2CAM.doc (http://www.adlnet.org/), свободный. — Загл. с экрана. -Яз. англ.
  90. Опубликованные работы автора
  91. П.Б., Денисова Е. Д. Организационные вопросы создания системы управления знаниями строительной компании./ Вестник МГСУ, 2009, № 2. -С. 199−203.
  92. Е.Д. Анализ подходов управления знаниями. / Материалы 12-ой международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов «Строительство -формирование среды жизнедеятельности» (15−22 апреля 2009)// М.: МГСУ, 2009.
  93. Е.Д., Каган П. Б. «Разработка эффективной системы управления знаниями проектной строительной организации на основе информационных технологий» Вестник МГСУ, 2009, спецвыпуск № 1. С. 195−197.
Заполнить форму текущей работой