Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы управления муниципальным здравоохранением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложенная модель управления качеством медицинской помощи обеспечивает сочетание интересов пациентов и возможностей ЛПУ. Управле ние качеством медицинской помощи — это основной механизм создания более эффективной модели здравоохранения, перехода к малозатратным медицин ским технологиям без снижения объемов и уровня оказания медицинской по мощи.6. Разработанные методические рекомендации… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Экономическое содержание управления муниципальным здравоохранением в условиях рынка
    • 1. 1. Теоретические аспекты управления муниципальным здравоохранением
    • 1. 2. Опыт управления здравоохранением за рубежом и основные аспекты его применения в России
    • 1. 3. Проблемы управления здравоохранением в России
  • 2. Механизмы совершенствования системы управления муниципальным здравоохранением
    • 2. 1. Методические аспекты исследования проблемы совершенствования системы управления муниципальным здравоохранением
    • 2. 2. Механизмы управления здравоохранением на муниципальном уровне
      • 2. 2. 1. Управление качеством медицинской помощи
      • 2. 2. 2. Управление финансированием учреждений здравоохранения 91 ^ 2.2.3. Управление ценообразованием медицинских услуг
  • 3. Направления совершенствования системы управления муниципальным здравоохранением в условиях рынка
    • 3. 1. Модель управления качеством медицинской помощи
    • 3. 2. Методические рекомендации по проведению аттестации средних медицинских работников
    • 3. 3. Методические рекомендации по управлению финансовыми потоками в муниципальном здравоохранении
    • 3. 4. Методика расчета показателей деятельности лечебнопрофилактического учреждения
    • 3. 5. Методика расчета величины спроса на медицинские услуги лечебно-профилактического учреждения

Совершенствование системы управления муниципальным здравоохранением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Реформирование народно-хозяйственного комплекса подразумевает обеспечение направленности деятельности всех отраслей на человека, на удовлетворение его социальных нужд, среди которых медицинское обслуживание населения занимает одно из ведущих мест.

Состояние здоровья населения является одной из приоритетных проблем современного цивилизованного общества. Социально-экономическая нестабильность в России не могла не оказать негативного влияния на состояние отрасли здравоохранения. Ухудшение уровня общественного здоровья, рост неудовлетворенности населения качеством медицинской помощи создали объективную необходимость реформирования системы здравоохранения.

Эксперименты по совершенствованию системы управления в здравоохранении страны начались еще в конце 1980;х гг. в рамках вводимого тогда нового хозяйственного механизма в здравоохранении. Однако попытки реформирования системы управления путем ослабления командно-административных методов и усиления хозяйственной самостоятельности лечебно-профилактических учреждений /ЛПУ/, децентрализации управления не увенчались успехом, поскольку не было достигнуто главного — эффективного функционирования здравоохранения. Причина этого — в некомплексном подходе, в попытках решить частные проблемы, не решив глобальных. В результате положение с управлением отрасли во многом даже ухудшилось.

Особое значение приобретают вопросы поиска эффективной системы управления муниципальным здравоохранением, новых подходов к проблемам управления. Реформирование управления муниципальным здравоохранением следует осуществлять с учетом опыта стран с рыночной экономикой, с учетом специфических особенностей нашего государства, его экономических возможностей.

Большой интерес представляет проблема управления качеством медицинской помощи, оказываемой населению. Действующая до последнего времени система регулирования различных аспектов деятельности в этой области не позволяла достаточно полно задействовать имеющийся в отрасли экономический и кадровый потенциал для получения адекватных ему результатов в оказанной населению медицинской помощи, сделать механизм повышения качества лечебно-диагностического процесса управляемым. Одним из основных условий совершенствования системы управления является научно-обоснованное решение вопросов и проблем медицинских кадров.

Важнейшим направлением совершенствования системы управления муниципальным здравоохранением является реформирование финансирования. Разносторонний характер источников финансирования здравоохранения в настоящее время требует многовариантности управления финансами, в основу которого должно быть положено умение оценить конкретную финансовую ситуацию, принять адекватное управленческое решение, способное оптимально устранить возникновение проблемы.

Актуальны в настоящее время вопросы управления ценообразованием на медицинские услуги. Ценообразование в условиях инфляции наиболее сложный элемент оганизационно-экономической и управленческой деятельности производителя медицинских услуг, инструмент маркетинговой политики. С нашей точки зрения, политика цен на медицинские услуги должна предусматривать не только собственно установление цен на услуги, но и управление ценами в различных ситуациях рынка, в условиях влияния на них различных факторов.

На наш взгляд, фактическое состояние, резервы дальнейшего совершенствования системы управления муниципальным здравоохранением изучены еще недостаточно, особый отпечаток накладывает резкий переход от централизованного директивно-планового управления здравоохранением к свободным формам управленческих структур, передача функций управления краевых департаментов здравоохранения на местный уровень. Не найдены и научно не обоснованы подходы к управлению финансовыми потоками в муниципальном здравоохранении, что отнюдь не простая задача, так как нормативные показатели, утвержденные территориальной программой, не соответствуют фактическому использованию финансовых средств в здравоохранении. Немалый интерес в научно-практическом плане представляет правильная оценка экономического состояния учреждений здравоохранения. В настоящее время делаются разнообразные попытки разработки методик проведения анализа экономической деятельности, но научного обоснования их пока нет. Экономический анализ, проводимый на уровне учреждения здравоохранения, не дает представления об эффективности его работы, не позволяет осуществлять текущее и стратегическое планирование деятельности.

Оценивая в целом степень научной разработанности проблем управления муниципальным здравоохранением автор полагает, что современная экономическая ситуация требует их глубокого, всестороннего рассмотрения для теоретического обоснования рекомендаций по совершенствованию системы управления муниципальным здравоохранением.

Актуальность и практическая значимость выше изложенных проблем определили выбор темы, цели и задачи данного диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка теоретических и практических основ механизма управления муниципальным здравоохранением.

В соответствии с целью в диссертационной работе поставлены следующие задачи:

— проанализировать современное состояние системы управления здравоохранением и обосновать необходимость ее реформирования;

— на основе изучения отечественного и зарубежного опыта управления муниципальным здравоохранением выявить проблемы управления муниципальным здравоохранением;

— охарактеризовать основные направления реформирования системы управления здравоохранением;

— определить новые подходы к совершенствованию системы управления муниципальным здравоохранением.

Предметом исследования являются экономические и социальные отношения, а также совокупность методов управления муниципальным здравоохранением.

Объектом исследования являются лечебно-профилактические учреждения Крымского территориального медицинского объединения.

Методологической и теоретической основой исследования явились общенаучные методы — диалектическая логика, анализ и синтез, моделирование.

Из конкретных научных методов был использован статистический анализ.

Информационная и статистическая база для анализа обеспечена данными статистических отчетов Крымского территориального медицинского объединения.

При исследовании общетеоретических вопросов управления муниципальным здравоохранением использованы публикации зарубежных и российских ученых и специалистов в области управления муниципальным здравоохранениемзаконодательные акты Министерства здравоохранения Российской Федерации, Департамента по здравоохранению администрации Краснодарского края, материалы переодических изданий и прочее.

В процессе работы над диссертацией были изучены труды специалистов в области управления здравоохранения: Родионовой В. Н., Стародубова В. И., Лисицина Ю. П., Райса Д., Клилэнда К., Кузьменко М. И., Баранова В. В., Ши-ленко Ю.В., Гончаренко В. Л., Кадырова Ф. Н., Лебедева А. А. и других.

В диссертации также широко использованы исследования в области управления здравоохранением таких ученых экономистов как Акопян А. С., Байко В. В., Губин Г. И., Дегтярев Г. П., Дубинина Е. И., Емельянов А. Л., Житников Ю. М., Зимин В. П., Козлов А. В., Комаров Ю. М., Кубатаев А. А., Лившиц.

A.А., Линькова И. В., Люст С. В., Мескон М., Минаков Ф. В., Муравьева В. Н., Накатис Я. А., Низамов И. Г., Омельченко В. Н., Решетников А. В., Самодин.

B.И., Сквирская Г. П., Филатов В. И., Царегородцев А. Д., Шамшурина Н. Г., Шейман И. М., Шилова В. М. и других.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что основным научным результатом исследования, определяющим его новизну, является теоретическое обобщение проблем управления экономическими и социальными отношениями в сфере муниципального здравоохранения в рыночных условиях, позволившее обосновать необходимость повышения эффективности системы управления здравоохранением, классифицировать методы управления, определить источники, цели и объекты приоритетного управления финансовыми ресурсами, а также разработать новые методические подходы к формированию ценовой политики на услуги лечебно-префилактических учреждений и предложить целостный подход к управлению качеством медицинских услуг.

Научная новизна исследования определяется следующими элементами:

— дополнено понятие «механизм управления муниципальным здравоохранением» ;

— раскрыто понятие «управление качеством медицинской помощи» ;

— уточнено понятие «управление финансированием учреждений здравоохранения» ;

— классифицированы факторы, влияющие на эффективность управления здравоохранением, и на этой основе определены и обоснованы практические разработки совершенствования системы управления муниципальным здравоохрааеяием, которые включают: а) концепцию развития системы эффективного управления муниципальным здравоохранением, представленную моделью совершенствования управления муниципальным здравоохранениемб) методику расчета показателей деятельности лечебно-профилактических учреженийв) методические рекомендации по управлению финансовыми потоками в муниципальном здравоохраненииг) методику расчета ведичины спроса на медицинские услугид) модель управления качеством медицинской помощие) методические рекомендации по аттестации средних медицинских работников.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем содержатся методические рекомендации, методики и модели управления муниципальным здравоохранением которые могут быть использованы при разработке эффективной модели управления муниципальным здравоохранением в условиях рыночной экономики, а их реализация может способствовать совершенствованию системы управления муниципальным здравоохранением.

Апробированы и внедрены в практическую деятельность в Крымском территориальном медицинском объединении следующие положения диссертационной работы:

— модель управления качеством медицинской помощи;

— методические рекомендации по управлению финансовыми потоками в муниципальном здравоохранении;

— методика расчета показателей деятельности ЛПУ;

— методика расчета величины спроса на медицинские услуги ЛПУ;

— методические рекомендации по аттестации средних медицинских работников.

Публикации. Основные результаты и положения диссертационного исследования изложены в публикациях общим объемом 0, 8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы /102 наименования/. Изложена на 166 страницах, имеет 9 таблиц, 21 рисунок, 22 формулы, 7 приложений.

В условиях перехода к рыночным отношениям, вопросы управления здравоохранением стали приобретать все большую актуальность. Это потре бовало децентрализации государственной власти на уровне территорий и ре формы управления здравоохранением. Важным этапом реформы муниципального здравоохранения должна стать разработка такого хозяйственного механизма, который способствовал бы удовлетворению потребностей общества и граждан в сохранении и восста новлении здоровья. Это целесообразно, во-первых, с точки зрения управления факторами, влияющими на уровень здоровья жителей России и, во-вторых, с точки зрения решения современных проблем улучшения медико-санитарной помощи населению. В этих условиях в управлении медицинской помощью акцент смещается на муниципальный уровень, на котором решаются вопросы контроля за со блюдением законодательства в области охраны здоровья граждан, защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, формирова ния органов управления муниципальной системы здравоохранения, развития сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, формирования собственного бюджета в части расходов на здравоохранение. Наиболее суще ственной станет роль муниципальной системы здравоохранения, а с ней — роль учреждений первичною звена. Сегодня лечебно-профилактическое учрежде ние — это сложная, динамическая экономическая система, представляющая планомерно-организованное и относительно обособленное самостоятельно функционирующее звено непроизводственного сектора экономики, на кото ром осуществляется лечебно-профилактическая деятельность с целью обеспе чения системы общенародных, коллективных и личных экономических интересов характеризующаяся технологическим и организационным единством и экономическими связями. В связи с этим, нами была поставлена в диссертации задача со всей тща тельностью, в меру своих возможностей проанализировать современное со стояние и обосновать основные тенденции совершенствования системы управления здравоохранениемпоказать необходимость оптимального соот ношения административных и экономических методов управления в здраво охранениивыявить воздействие зарубежного и отечественного опыта управ ления здравоохранением и оценить перспективы его применения в современ ных условияхопределить основные направления реформирования управле ния здравоохранением и, исходя из этого, обосновать новые подходы к совер шенствованию управления муниципальным здравоохранением. Изучение теоретических основ и анализа отечественной и зарубежной практики управления муниципальным здравоохранением позволило сделать ряд теоретических выводов и практических предложений:

1. Реформы и преобразования не оставляют безучастными ни потреби телей медицинских услуг, ни конкретных производителей и поставщиков, ко торые, учитывая новую обстановку, вынуждены пересматривать свои функ ции и задачи в области управления процессами предоставления и оплаты ме дицинских услуг. Российские реформы радикально отличаются от реформ на Западе, которые не затрагивают политико-экономических основ общества. Россия, как мы видим, является ареной фундаментальных макроэкономиче ских сдвигов. На этом фоне происходит постепенное, но неуклонное осозна ние настоятельной необходимости внесения изменений во все сферы деятель ности организаций и учреждений с целью придания им соответствия требова ниям рыночной экономики.2. От руководителей в российской системе здравоохранения прежде все го требуется выработка нового стиля управления. Подлинные лидеры здраво охранения должны видеть все ограничиваюпдие факторы внутри самой систе мы и уметь преодолеть соблазн провести реформы по принципу «большого скачка» .3. В настоящее время проблема поиска наиболее эффективной системы управления здравоохранением напрямую связана о вопросами экономической самостоятельности и ответственности ЛПУ, совершенствованием хозяйствен ного механизма отрасли в целом.4. Совершенствование управления муниципальным здравоохранением заключается в разработке моделей, с помощью которых можно было бы ре шать основную задачу в управлении здравоохранением — оказание качествен ной медицинской помощи. Разработанная модель совершенствования управ ления муниципальным здравоохранением определяет основные направления совершенствования: управление качеством медицинской помощи, управление финансированием ЛПУ, управление ценообразованием на услуги ЛПУ.

5. Предложенная модель управления качеством медицинской помощи обеспечивает сочетание интересов пациентов и возможностей ЛПУ. Управле ние качеством медицинской помощи — это основной механизм создания более эффективной модели здравоохранения, перехода к малозатратным медицин ским технологиям без снижения объемов и уровня оказания медицинской по мощи.6. Разработанные методические рекомендации к управлению фи нансовыми потоками учреждений здравоохранения, дадут возможность руко водителям самостоятельно проводить реструктуризацию сети ЛПУ и управ лять потоками финансовых средств. Основным направлением реструктуриза ции стационарной помощи является приведение структуры коечного фонда по типам учреждений и профилям отделений в соответствие с его фактическим использованием и перераспределение коечного фонда по интенсивности ле чения. Управленческие решения по реструктуризации влекут за собой изме нение направлений финансовых потоков и позволяет руководителям ЛПУ бо лее эффективно использовать выделенные ресурсы.7. Предложенная методика расчета величины спроса на медицинские услуги ЛПУ дает возможность определить действенный спрос населения, раз работать систему расчета нормативных показателей спроса и дать его кратко срочный прогноз для обоснования управленческих решений.8. Проведенный анализ деятельности учреждений здравоохранения по казал ограниченность показателей, характеризующих эффективность управ ления финансированием и ценообразованием, управления медицинскими кад рами, управление качеством медицинской помощи. В этой связи предлагается к использованию методика расчета показателей деятельности ЛПУ, главной целью которой является поиск внутренних резервов и выбор приоритетных направлений вложения средств.9. На основании изучения экономической литературы и практики управ ления муниципальным здравоохранением обоснована необходимость опти мального соотношения административных и экономических методов управ ления муниципальным здравоохранением. Оптимальное соотношение административных и экономических ме тодов управления здравоохранением должно определяться функциями ор ганов управления, которые в последнее время претерпевают существенные изменения. Совершенствование экономических методов управления позволит расширить рамки экономической свободы медицинских учреждений до уров ня, соответствующего степени их экономической ответственности.10. Предложенные методические рекомендации по аттестации средних медицинских работников дают возможность реального стимулирования заин тересованности работников в повышении квалификации и оценки результатов профессиональной деятельности кадров. Внедрение в практическую деятельность муниципальных учреждений здравоохранения разработанных моделей совершенствования управления му ниципальным здравоохранением дадут возможность, на наш взгляд, совер шенствовать систему управления муниципальным здравоохранением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.С. Механизм реструктуризации стационарных учреждений здравоохранения в рамках действующего законодательства. Экономика здравоохранения, 1997, № 7/19, с. 51−53.
  2. А.С., Кузьмина Н. Б., Шиленко Ю. В. Методы анализа экономической эффективности лечебно-профилактических организаций. // Экономика здравоохранения. 1999, № 5,6/38, с.49−54.
  3. Г. В. О проведении вневедомственного контроля качества медицинской помощи. Здравоохранение, 1998, № 3, с. 13−17.
  4. В.В., Петрашевич В. А. Применение новой системы материального стимулирования в медицинском учреждении. // Здравоохранение Российской Федерации -М. Медицина, 1997, № 1, с.20−22.
  5. Н.Н., Краснобаева Т. И. Многофакторная система экономического управления в территориальной поликлинике // Здравоохранение, 1998, № 12, с.22−25
  6. Г. М. Смирнов С.Н. Кицул И. С., Абоилин Н. Н. Система дифференцированной оплаты труда. // Здравоохранение, 2000, № 2, с.57−67.
  7. Г. И. К вопросу о качестве оказания медицинской помощи населению. /7 Экономика здравоохранения, 1999, № 5,6/38, с.40−41.
  8. Р.А., Двойников С. И., Павлов В. В., Поляков И. В., Уваров С. А. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении: Монография Перспектива, Самара — Санкт-Петербург, 1998, с.67−70.
  9. Н.Ф. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспектива. // Экономика здравоохранения, 1997, № 1. с.5−7.
  10. А.П. Проблемы организации экспертной деятельности по оценке качества медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. // Здравоохранение, 1998, № 11, с. 13−21.
  11. Гончаренко B. JL, Кадыров Ф. Н. О соотношении административных и экономических методов управления здравоохранением. // Экономика здравоохранения, 1998, № 4/5/29, с. 15−18.
  12. Г. И., Шилова В. М. Финансирование здравоохранения области при реструктуризации медицинской помощи. // Здравоохранение, 1999, № 5, с.43−53.
  13. Г. П. Основные механизмы финансирования здравоохранения. // Здравоохранение, 1997, № 4, с.7−26.
  14. М.Э., Шишкин С. В., Потапчик В. Г., Соловьева О. Г., Сала-хутдинова С.К. Создание системы обязательного медико-социального страхования. // Здравоохранение, 1996, № 4 с.5−18.
  15. Е.И., Лебедев А. А., Лисицын Ю. П., Отдельнова К. А., Перекопская Л. Г., Полутина Н. В., Родионова В. Н., Савельева Е. Н. // Экономика и управление здравоохранением М: Можайский полиграфический комбинат, 1993, с.43−83.
  16. А.Л. Уровни профессионализма в управленческой деятельности. // Экономика здравоохранения, 1998, № 12−1 /35/, с.40−44.
  17. В.П., Селюков В. К., Калинин С. А., Жаров И. З. Принципы и особенности подготовки кадров по медико-техническому менеджменту в МЕТУ им. Н. Э. Баумана. // Экономика здравоохранения, 1998, № 12−1 /35/, с.34−39.
  18. Ю.М., Шилова В. М. Нормирование труда медицинского персонала. Состояние, проблемы, перспективы. // Здравоохранение, 1997 г, № 9, с.7−8.
  19. Г. С. Мартынчик С.А. Формирование единой системы стандартов в медицинском страховании на принципах доказательной медицины. // Здравоохранение, 1999, № 9, с. 19−29.
  20. С.А. Модель цены медицинских услуг. // Здравоохранение Российской Федерации М: Медицина, 1996, № 5, с.20−25.
  21. И.А., Александров Е. В. Организационно-финансовая модель оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи сельскому населению в современных условиях. // Здравоохранение, 1996, № 11, с.13−19.
  22. И.А., Водяненко И.М, Захарова Е. А., Худошина Е. Г. Территориальная система обеспечения качества медицинской помощи. // Здравоохранение, 1997, № 8, с.7−10.
  23. К.Ш. Направления реформирования первичной медико-санитарной помощи населению. // Здравоохранение, 1997 г., № 6, с.7−10.
  24. В.П. Мониторинг качества медицинской помощи: связь с управлением, экономикой стационара и страховыми медицинскими организациями. // Здравоохранение, 1999, № 8, с. 145−153.
  25. Л.Ф., Шипова В. М. Хозрасчетная деятельность лечебно-профилактического учреждения.//Здравоохранение, 1998, № 11, с.21−27.
  26. Н.Г. Особенности информационного поведения. // Здравоохранение, 1997, № 6, с. 196−199.
  27. Е.Н. Реформа британского здравоохранения: стационары на дому. // Главный врач, 1999, № 2, с.52−55.
  28. Ф.Н. Методы экономического анализа деятельности медицинских учреждений амбулаторно-поликлинического звена при ОМС. // Здравоохранение, 1999, № 7, с.49−61.
  29. Ф.Н. О некоторых подходах к анализу финансового положения стационаров. // Здравоохранение, 1997, № 1, с.49−57.
  30. Ф.Н. Порядок разработки положений об оплате труда работников медицинских учреждений. // Здравоохранение, 1998, № 7, с. 16−23.
  31. Т.В. Некоторые аспекты ценообразования в здравоохранении. // Проблемы социальной гигиены и истории медицины М. Медицина, 1996, № 2, с.20−41.
  32. Г. Я., Захаров В. П., Мухин Г. В. Система оценки качества медицинской помощи населению. // Здравоохранение, 1997, № 7, с. 19−27.
  33. А.В., Нестеренко Е.И, Полунина Н. В. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе. // Экономика здравоохранения, 1999, № 5,6/38, с. 12−14.
  34. Д.В. Понятие сущности лечебно-профилактического учреждения в современных условиях. // Экономика здравоохранения, 1997, № 4/5/17, с.20−21.
  35. Ю.М. О некоторых перспективах развития здравоохранения в России. // Экономика здравоохранения, 1997, № 2, с.5−1 1.
  36. Н.И., Азарова Н. Н., Омельченко В. Н. Новый подход к финансированию больниц. // Главный врач, 1999, № 3. с.36−44.
  37. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М: Дело ЛТД, 1993, с.53−71.
  38. А.А. Современные аспекты финансового управления в учреждениях здравоохранения. // Экономика здравоохранения, 1997, № 2, с.29−33.
  39. А.А. Управленческий учет в учреждениях здравоохранения. // Здравоохранение, 1996. № 9, с.94−104.
  40. B.C., Кайков С. Ф., Бережнова С. Н. Комплексная оценка деятельности клинических структурно-функциональных подразделений медицинских учреждений. // Здравоохранение, 2000, № 1, с.25−29.
  41. К.А. Организация вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе ОМС. // Здравоохранение, 1999, № 7, с.27−29.
  42. М.М. Медицинские кадры: научно-практические аспекты /современное состояние и проблемы/. // Проблемы социальной ги-гиены и история медицины Медицина, 1996, № 4, с.42−46.
  43. М.М., Баранов В.В, Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. // Под. редакцией Э. А. Нечаева, Е. Н. Жильцова М. Медицина, 1994, с. 155−162.
  44. В.А. Кадровая политика. // Здравоохранение, 1996, № 5, с.179−182.
  45. В.З., Шамшурина Н. Г., Кобяцкая Е. Е. Особенности финансового планирования в учреждениях здравоохранения г.Москвы: практика сегодняшнего дня и поиск внутренних резервов. // Здравоохранение, 1999, № 12, с.44−53.
  46. А.А. Использование маркетинговой философии в деятельности медицинских учреждений государственной системы здравоохранения в условиях рыночной экономики. // Экономика здравоохранения, 1997, № 7/19, с.31−37.
  47. А.А., Лисицин Ю. П. Использование стратегии внутреннего рынка в обновлении государственней системы охраны здоровья. // Здравоохранение, 1996, № 8, с.22−34.
  48. А.А., Карасева Т. В., Толстое С. Н. О роли маркетинговых исследований в оптимизации хозрасчетной деятельности лечебно-профилактических учреждений. // Здравоохранение, 1996, № 2, с.5−11.
  49. А.А. Материальное поощрение медицинских работников как фактор повышения качества медицинской помощи. // Здравоохранение, 1998, № 4, с. 31−34.
  50. А.Л., Шаровар Т. М., Васюкова B.C. Оценка качества и эффективности медицинской помощи /Методические материалы/ /Под редакцией О. П. Щепина — М: НИИСГЭ и УЗ им. Семашко, 1992 г, с.3−12.
  51. И.В. Контроль руководителя медицинского учреждения. // Здравоохранение, 1997, № 6, с. 161−168.
  52. С.В., Шалев О. А., Муравицкая Е. В. Социально-психологическое обеспечение в системе управления кадрами учреждений здравоохранения Омской области. //Главный врач, 1999, № 2, с.30−39.
  53. А.И., Овчаров В. К. Стратегия и методология профессиональной подготовки кадров для работы в условиях проведения рыночных реформ. // Проблемы социальной гигиены и история медицины М: Медицина, 1996, № 2, с.24а-30.
  54. С.А. Маркетинг как условие организации добровольного медицинского страхования,. // Здравоохранение, 1997, № 7, с.7−19.
  55. С.А. Практический маркетинг в добровольном медицинском страховании. // Здравоохранение, 1998, № 2, с.59−71.
  56. С.А., Хромченко О. М. Роль цены в управлении процессом предоставления медицинских услуг в условиях инфляции. // Здравоохранение, 1999, № 2, с.25−38.
  57. С. А. Худяков М.Б. Организация медицинской помощи в сфере платных медицинских услуг. Приложение к журналу «Здравоохранение». М: МЦФЭР, 1999, с.157−160.
  58. С.Г., Шипова В. М., Соловьева Н. Б. Анализ деятельности вспомогательной лечебно-диагностической службы. // Главный врач, 1999, № 3, с.64−70.
  59. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Перевод с английского. М: Дело, 1992, с. 565−595.
  60. Ф.В., Самодин В. И., Заделидько Н. Ю. Конфликты в медицинских коллективах и их значение в социальном управлении. // Здравоохранение, 1998, № 8, с. 173−179.
  61. В.А., Вишняков Н. И., Юрьев В. К., Лучкевич B.C. Социальная медицина и организация здравоохранения. Руководство для студентов, клинических ординаторов, аспирантов. С-Петербург: Водолей, т.2, 1997, с. З-18, 405−434.
  62. Л.А. Основные положения концепции межрегионального развития здравоохранения и направлений реформирования системы медицинского обеспечения в Российской Федерации. М: Общественнное объединение «Российское медицинское общество», 1997, с. 1−2.
  63. A.M., Гаврилов В. А. Реформы здравоохранения в Европе: анализ нынешних стратегий. // Экономика здравоохранения, 1996, 10−11, с.5−9.
  64. В.Н. Механизм реализации концепции реформирования здравоохранения на муниципальном уровне. // Здравоохранение. 1999, № 7, с.45−49.
  65. Я.А., Титов В. В. Структура управления и процесс планирования деятельности медицинских организаций. // Экономика здравоохранения. 1996, №. 4/5/29, с.18−19.
  66. И.Г. Размышления о низкой результативности управления здравоохранением. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. М: Медицина, 1996, № 2, с 33−36.
  67. О защите прав потребителя. Закон РФ // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, № 15, с. 766.
  68. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации. Закон РФ // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 27, с. 920.
  69. О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации. Приказ Минздрава РФ от 24. 10.1996г. № 2363/77 // Вестник медицины, 1996, № 23(30), с. 17.
  70. Об охране здоровья населения Краснодарского края. Закон Краснодарского края от 19 июня 1997 г., Краснодар. Законодательное собрание Краснодарского края.
  71. С.О. Хозрасчетное отделение больницы управление им. // Здравоохранение, 1997, № 9, с. 23−29.
  72. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5488−1, Москва, Дом Советов России.
  73. Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Москва Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096.
  74. Д. Преобразование системы здравоохранения США в контексте мирового прцесса реформ. // Проблемы социальной гигиены и история медицины, 1996, № 4, с. 47−51.
  75. Д., Клилэнд К. Вопросы организации и управления в российском здравоохранении XXI века: стиль, стратегия, система. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. М: Медицина, 1996, № 2, с.36−43.
  76. А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М: Финансы и статистика, 1998, с. 145−168.
  77. Ромашова И. Б Политика ценообразования хозрасчетного подразделения ЛПУ. // Здравоохранение, 1997, № 10, с. 15−18.
  78. В.И., Шамшурина Н. Г. Подразделения ЛПУ и основные показатели их лечебно-хозяйственной деятельности: методика расчета. // Здравоохранение, 1998, № 9, с.20−27.
  79. В.П., Шамшурина Н. Г. Показатели коммерческой деятельности учреждений здравоохранения. // Здравоохранение, 1997, № 7, с. 107 113.
  80. Самодин ВИ, Шамшурина Н. Г. Экономический анализ лечебно-хозяйственной деятельности ЛПУ в условиях становления рыночных отношений. // Здравоохранение, 1997, № 10, с.25−49.
  81. Т.Г., Кром Л. И., Дорофеев Н. И. Анализ инфраструктуры сельского здравоохранения как необходимое условие прогноза его развития. // Здравоохранение, 1997, № 4, с.33−41.
  82. А.П. Пути дальнейшего развития городского здравоохранения.//Здравоохранение, 1999, № 12, с. 17−21.
  83. В.Ю., Щепин В. О. Организация национальной системы здравоохранения Финляндии. // Проблемы социальной гигтены и история медицины, 1996, № 2, с 51−55.
  84. Г. П. Некоторые аспекты реформирования здравоохранения в Российской Федерадии. // Здравоохранение, 1998, № 2, с.27−32.
  85. Г. П. Управление качеством медицинской помощи. // Здравоохранение, 1998, № 12, с.7−13.
  86. В.И. Приоритеты концепции развития здравоохранения РФ /интервью/. // Экономика здравоохранения, 1997, № 7/19, с. 11−16.
  87. В.И. Реформы российского здравоохранения: настоящее и будущее, // Здравоохранение, 1999, № 4, с.7−13.
  88. В.И., Гончаренко В. Л., Кадыров Ф. Н., Шиляев Д. Р. О разумном сочетании административных и экономических методов управления здравоохранением. // Здравоохранение, 2000, № 2, с.9−21.
  89. Н.Д., Копосов П. В. Контроль качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. // Здравоохранение, 1996, № 3, с.11−18.
  90. Управление производственной базой санитарно-лечебного комплекса /Под ред. Воронина С. Н. М: Дело, 1998, с.6−7.
  91. В.И. Современные требования к содержанию и уровню профессиональной подготовки специалиста по управлению здравоохранением. // Экономика здравоохранения, 1997, № 8/9/21 с.74−75.
  92. М.Б. Формирование стоимости медицинских услуг и определение уровня заработной платы медицинского персонала при рыночных условиях. // Здравоохранение, 1999, № 11, с.33−42.
  93. А.Д. Основные направления реформы здравоохранения в Российской Федерации. // Здравоохранение, 1996, № 10, с.8−11.
  94. Ценообразование и рынок. Перевод с английского. Общая редакция и предисловие С. И. Лунина, С. Б. Рычкова М: Прогресс, 1992, 320с.
  95. Н.Г. Платные медицинские услуги и ценообразование в условиях коммерциализации сферы здравоохранения в Российской Федерация. // Здравоохранение, 1996, № 6, с.7−15.
  96. В.И. Менеджмент в здравоохранении: правила техники безопасности для руководителя. // Здравоохранение, 1997, № 5, с. 183−184.
  97. И.М. Новая роль органов управления здравоохранением. // Проблемы социальной гигиены и история медицины М: Медицина, 1995 г, № 6, с.37−41.
  98. В.М. Нормирование труда и стоимость больничной помощи. // Здравоохранение, 1997, № 5, с.149−158.
Заполнить форму текущей работой