Разработка модели и критериев самооценки вузов для совершенствования их деятельности
Диссертация
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные критерии оценки могут быть использованы при проведении анализа деятельности любого вуза методом самооценки, а также подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, проводящим аттестацию высших учебных заведений. Методы и алгоритмы позволяют решать задачи эффективного управления вузом путем выявления… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. САМООЦЕНКА КАК ИНСТРУМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Анализ подходов к созданию эффективных систем управления качеством продукции
- 1. 2. Применение методов самооценки для совершенствования деятельности организации
- 1. 3. Национальные премии в области качества
- 1. 4. Премии Правительства Российской Федерации в. области качества
- 1. 5. Анализ существующих подходов к эффективному управлению в системе высшего образования
- 1. 6. Терминология в системе менеджмента качества вуза
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ «ВНУТРИВУЗОВСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ» И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ
- 2. 1. Основные принципы разработки и внедрения модели «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»
- 2. 2. Этапы совершенствования модели конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»
- 2. 2. 1. Модель 2000 года
- 2. 2. 2. Модель 2001 года
- 2. 2. 3. Модель 2003 года
- 2. 2. 4. Модель 2004 года
- 2. 2. 5. Модель 2005 года
- 3. 1. Применение математических методов для установления статистических связей
- 3. 1. 1. метода корреляционного анализа для оценки связи между критериями
- 3. 1. 2. Использование линейного множественного регрессионного анализа для определения зависимости между критериями
- 3. 2. Установление тесноты связи между критериями модели «внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»
- 3. 2. 1. Установление тесноты связи между критериями (1−5) группы «возможности»
- 3. 2. 2. Установление тесноты связи между критериями (6−9) группы «результаты»
- 3. 2. 3. Установление тесноты связи между критериями группы «результаты» и критериями группы «возможности»
- 3. 3. Установление зависимости критериев группы «результаты» от критериев группы «возможности
- 3. 3. 1. Установление зависимости критерия 6 (удовлетворенность потребителей) от критериев группы «возможности (1−5)
- 3. 3. 2. Установление зависимости критерия 7 (удовлетворенность преподавателей, сотрудников и обучаемых) от критериев группы «возможности (1−5)
- 3. 3. 3. Установление зависимости критерия 8 (влияние на общество) от критериев группы «возможности (1−5)
- 3. 3. 4. Установление зависимости критерия 9 (результаты работы вуза) от критериев группы «возможности (1−5)
- 4. 1. Изменение подходов в работе с персоналом на основании результатов анкетирования
- 4. 1. 1. Результаты опросов преподавателей и сотрудников в 1997- 2002 гг
- 4. 1. 2. Результаты опросов преподавателей и сотрудников в 2003—2005 учебных гг
- 4. 2. Экспериментальная оценка удовлетворенности студентов 2003—2005 учебных гг. МИСиС
Список литературы
- Всеобщее управление на основе качества: Учебное пособие / Под ред. Карабасова Ю. С., Кочетова А. И., Соловьёва В. П., Дубровиной Л. А. -М.: МИСиС, 2003.- 145 с.
- Глудкин О.П., Горбунов Н. М., Гуров А. И. и др. Всеобщее управление качеством. Учеб. Для вузов. / Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь. — 1999.-600 с.
- Шапиро В.Д. TQM как высший этап развития корпоративного менеджмента. // Сборник докладов 10-й конференции «TQM-2000″. М. -2000.-С. 13−15.
- Антология русского качества. М.: РИА „Стандарты и качество“. -2000.-432 с.
- Фейгенбаум А.В. Всеобщее качество для девяностых годов опирается на принципы всеобщего качества, разработанные в начале сороковых годов. // Курс на качество. 1992. № 3−4. — С.4−9.
- Конкурентоспособное качество отечественной продукции ключевая проблема выхода России из экономического кризиса. Беседа Н. Львова с И. И. Чайкой // Стандарты и качество, 1994. № 7. — С.8−11.
- Чайка И.И. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 // Стандарты и качество, 2000. № 1. С.4−8.
- Менеджмент систем качества: Учебное пособие / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997. — 368 с.
- Окрепилов В.В. Управление качеством: учебник для вузов / 2-е изд. Доп. и перераб. М.: ОАО „изд-во „Экономика“. — 1998. — 639 с.
- Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования / Пер. с англ. А. Л. Раскина. М.:РИА „Стандарты и качество“, 2002. — 128 с.
- Адлер Ю.П. Качество и рынок, или как организация настраивается на обеспечение требований потребителей// Стандарты и качество, 1999. № 8−12.
- Конти Тито. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция TQM// Стандарты и качество, 1997. № 4, С. 76−80.
- Качалов В.А. Сертификация систем менеджмента качества как основа для перехода к TQM. // Стандарты и качество. 1997. № 8. — С. 46−53.
- Свиткин М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества. //Стандарты и качество. 1997. № 9.1. С. 43−48.
- Конка М.Г. Один стратегический подход к использованию самооценки и бенчмаркинга // Избранные труды 40-го Конгресса ЕОК, Берлин, сентябрь 1996 г. М.: РИА „Стандарты и качество“, 1997. — 224 с.
- Галеев В.И., Варгина М. К. Управление качеством: проблемы, перспективы. // Сертификация, 1994. № 4.- С. 18−19.
- Варгина М.К. Направления совершенствования работ по управлению качеством в регионах мира// Сертификация, 1995. № 1.- С. 10−13.
- Бикчентаев А.А. Самооценка важный инструмент в управлении качеством// Стандарты и качество, 1996. № 2, — С. 29−30.
- Критерии премии по качеству инструмент самосовершенствования как промышленных предприятий, так и организаций социальной сферы.// Стандарты и качество. — 1996. — № 9. — С. 40−42.
- Конти Тито. Самооценка в организациях. М.: РИА „Стандарты и качество“, 2000. — 328 с.
- Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С. В. Ариничева / Науч. Ред. Ю. П. Адлер. М.- РИА „Стандарты и качество“, 2003.- 272 е., илл. — (Серия „Практический менеджмент“).
- Кощий С.С. Самооценка и её роль в развитии и совершенствовании менеджмента качества //Стандарты и качество, 2002. № 10. С. 61 — 63.
- Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 1992. — 140 с.
- Марш Дж. Справочник по методам непрерывного улучшения: практикум для достижения организационного превосходства / 2-е изд. Пер. с англ. И. Н. Рыбаков. Общее редактирование М. Е. Серов. -Нижний Новгород: СМЦ „Приоритет“, 2002.- 128 с.
- Шайнберг С. Крах „потемкинских деревень“. История нескольких российских организаций на пути к достижению мировых стандартов управления. М.: ВНИИС, 2002. — 345 с.
- Премии Правительства Российской Федерации в области качества: Руководство для организаций участников конкурса 2003 года. — М.: Госстандарт России, 2002. — 36 с.
- Келс Г. Р. Процесс самооценки / Пер. с англ. О. Бухиной. М.: Московский общественный научный фонд- ООО „Издательский центр научных и учебных программ“. — 1999. — 44 с.
- Мануйлов В.Ф., Дмитренко В. П., Федотова А. В., Шишков Г. М., Галетова H.JI. Образовательные услуги и управление качеством./Под ред. А. П. Петрова. М.: Изд-во МАТИ-РГТУ „ЛАТМЭС“. — 2001. -196 с.
- Альперин JI. Российская премия по качеству: стимул и ориентир.// Стандарты и качество. 1996. — № 6. — С. 7−9.
- Альперин Л. Премии Правительства Российской Федерации в области качества: цели, критерии и организация конкурса.// Стандарты и качество.- 1997. № 1. — С. 23−30.
- Калита П.Я. От процессов управления качеством к целостной технологии непрерывного совершенствования организации.// Сб. докладов „Созвездие качества“. — Киев: Украинская ассоциация качества, Межотраслевой центр „ПРИРОСТ“. — 2000.4.1. — С. 61−71.
- Гор У. Э. Присуждение премии Болдриджа за достижения в области качества// Реф. Сб. „Стандартизация и качество продукции за рубежом“. -М.:ВНИИКИ. 1991.-№ 5.- С. 21.
- Деминг Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. — 497 с
- Премия Малкольма Болдриджа новые идеи // Европейское качество. Дайджест, 2004. № 3. — С.4−11.
- Европейская премия качества. www.efqm.org/
- Путь к совершенству. Премия Правительства РФ в области качества: Сборник статей и документов / Под ред. Е. В. Белова. М.: РИА „Стандарты и качество“, 2002. — 112 с.
- Розно М.И. Как научиться смотреть вперед? Внедрение FMEA -методологии. //Методы менеджмента качества“. -2000. № 6.1. С. 25−28.
- Постановление Правительства РФ № 423 от 12 апреля 1996 г. „Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области качества“ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 16, ст. 1900.
- Альперин Л. Программа освоения Российской премии по качеству.// Стандарты и качество, 1996. № 8.- С. 3−6.
- Акинфиев Л.Л. Премии Правительства в области качества лучшим!// Стандарты и качество, 1997. № 4. — С. 70−71.
- Альперин JI. К эффективности бизнеса через качество: конкурсный подход// Стандарты и качество, 2001. № 1. С.48−53.
- Галеев В.И. Премии Правительства Российской Федерации в области качества: пять лет и далее // Стандарты и качество, 2002. № 10. —1. С. 54−56.
- Безверхий С.Ф. Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Накануне первого конкурса // Стандарты и качество, 1996. № 10.-С. 19−22.
- Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2004. № 6. С. 35−37.
- Багаутдинова Н.Г. Менеджмент качества в вузе // Стандарты и качество, 2003. № 1. С. 86−88.
- Багаутдинова Н.Г., Маливанов Н. Н., Новиков Д.С, Управление качеством в сфере образования. М.: РИА „Стандарты и качество“. -2003.-256 с.
- Шукшинов В.Е., Овсянников А. А. Системная модель организационно-экономической реформы образования в России. М.: „Исносервис“, 1997.-220 с.
- Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
- Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.- 180 с.
- Марухина О.В., Берестнева О. Г. Системный подход к оценке качества образования. // Стандарты и качество, 2002. № 4. С. 35−36.
- Федеральный закон РФ „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“. № 125 ФЗ от 22.08.96. Принят Государственной думой 19.07.1996 г. Одобрен Советом Федерации 7.08.1996 г.
- Harvey L. Quality is not free! Quality monitoring alone will not improve quality // Tertiary Education and Management. Vol. 3. No. 2,1997.1. P. 133−143.
- El-Khawas E., Thah T. Internal revier to Assure quality: comparative perspectives on evolving practice// Tertiary Education and Management. Vol.4.No. 2. 1998.-P. 95−101.
- Gordon G. Approaches to effective internal processes to quality management: an initial analysis // Tertiary Education and Management. Vol. 4.No. 4,1998.-P. 295−301.
- Kristensen В., Plannthin M. Quality Assessment at a multinational level // Tertiary Education and Management. Vol. 4. No. 2,1998. P. 103−113.
- Whlen S. Is there a Scandinavian model of evaluation of higher education? // Higher Education and Management, November 1998, Vol. 10. No. 3.1. P. 27−42.
- Шаргель Ф. Всеобщее качество в образовании. // Сборник переводов с англ. „Системы качества в образовании“. Выпуск 1. 4.1. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. М.: МИСиС. — 2000. — С. 42−52.
- Westerheijden D.F. Systems of quality assessment in European higher education: paper presented to the 4-th EAIE Conference, Berlin, 5−7 November, 1992.
- Клычева E.B., Меркулова О. П. Обеспечение качества образовательного процесса (уровень факультета). Научно-методические материалы врамках проекта TEMPUS TACIS 10 219/96. Волгоград: Перемена, 2000.- 28 с. (Сер. Время новых перемен).
- Lewis R.G. and Smith D.H. Total Quality in Higher Education. // St Lucie Press. FL.- 1994.-234 p.
- Mukherjee S.P. » Quality assurance in an education system" // Total Quality Management. Vol 6. no. 5&6. 1995. -P.8−571.
- Бейли Д., Беннетт Дж. Реалистическая модель высшего образования. // Сборник переводов с англ. «Системы качества в образовании». Выпуск 1.4.1. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. -М.: МИСиС. 2000.1. С. 99−107.
- Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. Ч. З. Эволюция основополагающих принципов менеджмента качества и их использование в образовательных системах // Стандарты и качество, 2000. № 7. С. 68−73.
- Кочетков Е.П. Модель экспертного оценивания с механизмом внутреннего улучшения.// Материалы международного семинара «Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели организационного совершенства». Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. — С.118−129.
- Риттер Д. Применение методов всеобщего управления качеством в образовании ключ к академическим успехам. // Избранные труды 40-го Конгресса ЕОК. Пер. с англ. / Под ред. Ю. П. Адлера. — М.: Стандарты и качество, 1996- С. 53−61.
- Овлия М.С., Аспинвалл Э.М. TQM в высшем образовании обзор. // Сборник переводов с англ. «Системы качества в образовании». Выпуск 1.4.1. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. — М.: МИСиС. — 2000. — С. 23−42.
- Менли Р., Менли Дж. Распространение богатства: TQM переносится от бизнеса к образованию. // Сборник переводов с англ. «Системы качества в образовании». Выпуск 1.4.1. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. М.: МИСиС. — 2000. — С. 59−72.
- Левшина В.В., Бука Э. С. Формирование системы менеджмента качества вуза: Монография. Красноярск: СибГТУ, 2004. — 328 с.
- Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2003, № 4.1. С. 3−15.
- Мансуров А.Н., Мансурова Г. М. Согласованность квалификационных требований к выпускнику вуза Российской Федерации и специалисту в сфере труда. М.- Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 19 с.
- Егоршин Е. Прогноз (о перспективах развития образования в России) // Высшее образование в России, 2000. 662 с.
- Третьяк JI.H. Роль субъективного фактора при разработке систем качества в вузе. / Материалы всероссийской научно-практической конференции «Качество профессионального образования: обеспечение, контроль и управление». Оренбург: ОГУ, 2003.662 с.
- Рузаев Е.Н., Погребняк С. А., Клепиков А. С. и др. Система менеджмента качества. // Стандарты и качество, 2002. № 4. С. 61−63.
- Востриков А., Никитина Н. Новосибирский государственный технический университет: путь к созданию системы качества // Стандарты и качество, 2002. № 4. С. 57−60.
- Воробьев Г. В. Некоторые подходы к построению систем качества по МС ИСО серии 9000:2000 // Стандарты и качество, 2002. № 4.- с.43−45.
- Всероссийское совещание специалистов в области инноваций и качества. Колонка редакции // Качество. Инновации. Образование, 2003. № 2.-С. 2−7.
- Огвоздин В.Ю. Анализ основных терминов стандарта ИСО 8402−86 «Качество. Словарь». // Стандарты и качество. 1992. № 3. — с. 22−24.
- Словарь по качеству / Под ред. Ю. П. Адлера.- Самара: ИВФ «Сенсоры. Модели. Системы».- 1999. 76 с.
- Деминг, Джуран и другие. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». М.: НТК «Трек». — 1999. — 33 с.
- Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. Кол.: В. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев, Н. М. Ланде и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — 912 с.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.
- Стрижков A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. № 3.-С. 47−50.
- Ильинский И.М. Качество ядро образовательного процесса // Стандарты и качество, 2002. № 4. — С. 22−24.
- Беляева М.Г. Проблемы качества образования в условиях реформы высшей школы // Стандарты и качество, 2002. № 4. С. 20−21.
- Афанасьева М.П., Кейман И. С., Севрук А. И. Управление качеством в образовательном учреждении // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. № 1. С. 35−38.
- Адлер Ю.П. А вуз и ныне там.// Стандарты и качество, 2002. № 4. -С. 66−68.
- Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. 4.7. Вузы России и современные методы менеджмента качества: простое признание или активное внедрение // Стандарты и качество, 2000. № 12. С. 82−87.
- Гаффорова Е.Б. Создание системы менеджмента качества в вузе // Методы менеджмента качества, 2002. № 12. С. 12−16.
- Горленко О.А., Радькова Н. О. Качество образовательных услуг в высшем учебном заведении. Сертификация и управление качеством продукции // Тезисы докладов международной научно-технической конференции, 13−15 октября 1999.-Брянск: БГТУ.
- Гуськова Н.Д., Макаркин Н. П., Салимова Т. А. Мониторинг качества образования // Стандарты и качество, 2000. № 5. С. 85−86.
- Салимова Т.А., Ахметова Н. Ш. Самооценка как инструмент управления качеством в вузе // Стандарты и качество, 2002. № 4.-С. 49−51.
- Качалов В., Прудковский Б. По поводу оценки качества // Высшее образование в России, 1999. № 10. С.54−57.
- Зинетуров Х.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория, методы, решения. Москва-Уфа: УГАТУ, 1993.
- Качалов В.А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах. Записки менеджера по качеству.- М.: ИздАТ, 2001. -128 с.
- Гаффорова Е., Балабан В., Кравченко И. Проблемы формирования целей вузовской системы качества // Стандарты и качество, 2000. № 4. -С. 38−40.
- Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. -Ь.: Новая школа, 1997.- 144 с.
- Рыков А.С. Методы системного анализа: многокритериальная и нечеткая оптимизация, моделирование и экспертные оценки. М.: изд-во «Экономика», 1999. — 191 с.
- Кокрен У. Методы выборочного исследования: Пер. с англ./ Под ред. А. Г. Волкова. М.: Статистика.- 1976. — 440 с.
- Древе Ю.Г., Дубровский Ю. В. Прикладная математическая статистика. Часть I. М.: МИФИ, 1997. — 56 с.
- Учебник по прикладной статистике -http://www.sutd.ru/statistics/Docs/Tutor.htm.
- Эфендиев А.Г. Преподаватель московского вуза: социально-экономическое положение, проблемы и ожидания. (Опыт конкретно-социологического исследования). М., 1996. — 99 с.
- Управление персоналом организации: Учебное пособие./ Под ред. А. Я Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997. -512 с.
- Сирванчи М. Студенты ли истинные потребители высшего образования? // Сборник переводов с англ. «Системы качества в образовании». Выпуск 1. 4.1. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. М.: МИСиС.-2000.-С. 133−141.
- Бабочкин П.И., Ильинский О. И., Ушакова М. В. Московские школьники о профессиональном самоопределении.// Материалы II этапа социологического мониторинга учащихся старших классов. -М.: Социум. 2001.-68 с.
- Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1976. — 279 с.
- Учебное пособие «Теория и практика социальной работы». Часть 2. Петрозаводск: ПетрГУ, 1999.- 77 с.
- Морган Б., Шейман У. Оценка сотрудников и деятельность фирмы: результаты сближаются. // Стандарты и качество. 1999. № 11.1. С. 80−84.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С. 3 -19
- Адлер Ю., Кочетов А., Косырев К., Полховская Т., Соловьев В. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов.// Стандарты и качество. 2000.- № 2.- С. 68−74.
- Ермаков С.Д. Анкетирование: работа или игра?// Методы менеджмента качества. 2001. -№ 9. — С. 23−25.
- Золотовицкий Р. 10 вопросов управления персоналом. // Управление персоналом. 2001 .-№ 8. — С. 61 -63.
- Общая социология: теория и прикладные исследования /Под ред. Ядов В. А., Беляев В. Я., Марарица В. Ф. и др. СПб, Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 440 с.
- Общая удовлетворенность персонала залог успехов компании. Будущая роль опросов работников. // Европейское качество. — 2001. -№ 1.-С.60−64.
- Соловьев В.П., Кочетов А. И., Бабочкин П. И. Богданова О.В. Мониторинг удовлетворенности преподавателей и сотрудников деятельностью вуза. /Аналитический отчет по опросам преподавателей и сотрудников МИСиС за 1997−2003 гг.: М: Изд-во «Учеба». 2003.-32 с.
- Соловьев В.П., Кочетов А. И., Бабочкин П. И. Богданова О.В. Мониторинг удовлетворенности студентов образовательным процессом. /Аналитический отчет по опросу студентов МИСиС, проведенному в мае 2003 г. -М.: Изд-во «Учеба». 2003. 108 с.
- Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности. Пер. с англ. М.: изд-во стандартов. — 1990. — 231 с.
- Мушников B.C., Строшков А.Н, Мотивация работников предприятия в условиях действующей системы обеспечения качества. // Стандарты и качество. 1998. № 4. — С.46−49.
- Шишковский В.И., Чернышев А. А., Мидуков В. З. Менеджмент качества образования в высшем учебном заведении. / Учебное пособие. Томск: STT, 2001.- 40 с.
- Шереги Ф. Э., Дмитриев Н. М., Арефьев A.JI. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузовсоциологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования. 2002. — 552 с.