Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка модели и критериев самооценки вузов для совершенствования их деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные критерии оценки могут быть использованы при проведении анализа деятельности любого вуза методом самооценки, а также подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, проводящим аттестацию высших учебных заведений. Методы и алгоритмы позволяют решать задачи эффективного управления вузом путем выявления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. САМООЦЕНКА КАК ИНСТРУМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Анализ подходов к созданию эффективных систем управления качеством продукции
    • 1. 2. Применение методов самооценки для совершенствования деятельности организации
    • 1. 3. Национальные премии в области качества
    • 1. 4. Премии Правительства Российской Федерации в. области качества
    • 1. 5. Анализ существующих подходов к эффективному управлению в системе высшего образования
    • 1. 6. Терминология в системе менеджмента качества вуза
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ «ВНУТРИВУЗОВСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ» И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ
    • 2. 1. Основные принципы разработки и внедрения модели «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»
    • 2. 2. Этапы совершенствования модели конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»
      • 2. 2. 1. Модель 2000 года
      • 2. 2. 2. Модель 2001 года
      • 2. 2. 3. Модель 2003 года
      • 2. 2. 4. Модель 2004 года
      • 2. 2. 5. Модель 2005 года
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗРАБОТАННОЙ МОДЕЛИ И МЕТОДИКИ ЭКСПРЕСС- САМООЦЕНКИ С ЦЕЛЬЮ ВЫРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ
    • 3. 1. Применение математических методов для установления статистических связей
      • 3. 1. 1. метода корреляционного анализа для оценки связи между критериями
      • 3. 1. 2. Использование линейного множественного регрессионного анализа для определения зависимости между критериями
    • 3. 2. Установление тесноты связи между критериями модели «внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»
      • 3. 2. 1. Установление тесноты связи между критериями (1−5) группы «возможности»
      • 3. 2. 2. Установление тесноты связи между критериями (6−9) группы «результаты»
      • 3. 2. 3. Установление тесноты связи между критериями группы «результаты» и критериями группы «возможности»
    • 3. 3. Установление зависимости критериев группы «результаты» от критериев группы «возможности
      • 3. 3. 1. Установление зависимости критерия 6 (удовлетворенность потребителей) от критериев группы «возможности (1−5)
      • 3. 3. 2. Установление зависимости критерия 7 (удовлетворенность преподавателей, сотрудников и обучаемых) от критериев группы «возможности (1−5)
      • 3. 3. 3. Установление зависимости критерия 8 (влияние на общество) от критериев группы «возможности (1−5)
      • 3. 3. 4. Установление зависимости критерия 9 (результаты работы вуза) от критериев группы «возможности (1−5)
  • Выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ «ВНУТРИВУЗОВСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ» НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНКИ ПОДХОДОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ И ОБУЧАЕМЫМИ
    • 4. 1. Изменение подходов в работе с персоналом на основании результатов анкетирования
      • 4. 1. 1. Результаты опросов преподавателей и сотрудников в 1997- 2002 гг
      • 4. 1. 2. Результаты опросов преподавателей и сотрудников в 2003—2005 учебных гг
    • 4. 2. Экспериментальная оценка удовлетворенности студентов 2003—2005 учебных гг. МИСиС
  • Выводы по четвертой главе

Разработка модели и критериев самооценки вузов для совершенствования их деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В эпоху глобализации и внедрения новых технологий образование обеспечивает будущее страны, в котором, в равной мере, участвуют многие заинтересованные стороны: люди, промышленные предприятия, организации и учреждения.

В XXI веке образование должно ответить «вызовам» экономического развития, заключающегося в «интеллектуализации машин», нарастающем динамизме и неопределенности. Что же ждут заинтересованные стороны от системы высшего образования? Прежде всего, сдвиг высшего образования в сторону запросов экономики и рынка труда. Выпускник вуза в XXI веке должен быть более адаптирован к условиям жизнедеятельности, подготовлен как активный субъект новой образовательной парадигмы — «образование в течение всей жизни», способен решать проблемы и управлять проектами. По сути, речь идет о новом уровне качества подготовки выпускников вузов.

Мировой опыт промышленных предприятий и различных организаций показывает, что ключевым фактором успеха в решении задач, стоящих перед высшей школы, является высокоэффективный менеджмент. Это в полной мере согласуется с общеевропейским подходом, продекларированным в Берлинском коммюнике совещания Министров образования стран, участвующих в Болонском процессе.

Вузы должны научиться быстро реагировать на внешние и внутренние изменения, более эффективно использовать кадровые, материальные, финансовые и информационные ресурсы. Вузы должны понять роль обучающихся в системе образования и создавать условия для активного овладения личностными и социальными компетенциями.

Использование в вузах России современных систем управления находится на начальном этапе. Лишь 42 государственных вузов из 620 сертифицировали системы менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям ИСО 9001:2000. Еще в 10−15 вузах ведется целенаправленная работа в этом направлении. Анализ показывает, что на первом этапе для совершенствования своей деятельности на основе современных подходов предпочтительным является метод самооценки по общепринятым критериям [1]. Не исключается при этом внедрение элементов системы управления на основе требований международных стандартов.

Использование этого метода не требует больших затрат, обязательного привлечения специалистов в области управления качеством. Он может применятся в любом вузе. В связи с этим, разработка методики самооценки в области образовательной деятельности, анализ результатов из опыта более ста вузов является актуальным для всей системы высшего образования России.

Существенный вклад в область управления качеством высшего образования внесли и вносят ученые Ю. П. Адлер, В. А. Качалов, В. В. Левшина, Н. А. Селезнева, В. П. Соловьев, А. С. Степанов, А. И Субетто и др.

Из анализа литературных источников следует, что проблемы формирования моделей внутривузовской оценки по критериям, основанным на менеджменте качества, комплексно не рассматривались, хотя по отдельным вопросам публикации имеются. Это объясняет необходимость и целесообразность осуществления исследования, направленного на определение критериев комплексной оценки вуза с целью совершенствования его деятельности.

Объектом исследований является процесс совершенствования деятельности вузов на основе менеджмента качества.

Предметом исследования — модель и критерии самооценки вузов.

Целью диссертационной работы является разработка новых подходов, базирующихся на принципах всеобщего управления качеством, с использованием критериев самооценки как эффективного инструмента для непрерывного совершенствования деятельности.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

1. Анализ основных подходов и методов менеджмента качества с целью их применения для совершенствования деятельности вузавыделение положений и принципов, обеспечивающих достижение цели исследования.

2. Разработка модели «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» и критериев комплексной оценки деятельности вуза на базе моделей национальных премий по качеству (Европейской премии по качеству, премии Правительства РФ в области качества).

3. Разработка методики экспресс-самооценки с целью определения исходного состояния вуза по критериям модели «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

4. Реализация методики экспресс-самооценки для совершенствования деятельности вуза.

5. Разработка математической модели для статистической оценки значимости критериев и определения связи между применяемыми подходами и полученными результатами модели «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

6. Разработка методик мониторинга степени удовлетворенности сотрудников, преподавателей и обучаемых.

7. Экспериментальная апробация метода самооценки по критериям модели «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» с выявлением областей для улучшения подходов в работе с персоналом и обучаемыми.

Теоретическую основу диссертации составили труды ведущих российских и зарубежных специалистов в области менеджмента качества: Ю. П. Адлера, В. А. Лапидуса, М. З. Свиткина, В. И. Галеева, И. М. Ильинского, О. П. Глудкина, В. В. Окрепилова, С. Шайнберг, Т. Конти, Э. Деминга и других.

В диссертационной работе в рамках рассмотрения вопросов качества образования использованы труды Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов: Н. А. Селезневой, А. И. Субетто, Б.К.

Коломийца, В. И. Байденко, а также труды по этой проблематики В. А. Качалова, В. В. Левшиной, В. П. Соловьева, А. И. Кочетова, Н. Г. Багаутдиновой.

Методы исследования. В качестве основного инструмента теоретического исследования и построения математических моделей использовались методы системного анализа, математической статистики, теории управления и принятия решений, методология Всеобщего управления качеством.

Содержание работы изложено в четырех главах.

В первой главе рассмотрены основные существующие подходы эффективных систем управления организациями на основе качества.

Показано, что в современных условиях работа любой организации, в том числе и вуза, не может быть успешной без постоянного совершенствования деятельности, направленной на улучшение качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Эффективным методом современного менеджмента качества для планирования мероприятий по улучшению деятельности и контролю эффективности их выполнения, привлекая к этой работе весь персонал организации, является проведение самооценки.

На основе системного анализа метода самооценки отмечено что, наиболее эффективным для определения направлений и методов совершенствования работы по качеству является модель национальных премий в области качества. Однако, на фоне успешного применения единых критериев самооценки предприятиями, модель совершенствования для учебных заведений отсутствует.

Во второй главе представлена разработанная модель «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Основная цель — стимулировать вузы к проведению самооценки по критериям, отражающим современные подходы к управлению вузами на основе качества и совершенствованию деятельности. Разработанная внутривузовская модель, включает две группы критериев. Первая группа критериев характеризует, как на основе применяемых подходов, вуз добивается результатов в области качества, каким образом постоянно совершенствуется система качества, как развивается система управления вузом, что для этого делается («возможности») — вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты») вузом на основе применяемых методов. Разработка и внедрение модели совершенствования осуществлялась посредством отраслевого конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Конкурс проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ и позволяет получать обратную связь от вузов при представлении по разработанной модели отчетов по самооценке. Процедуры проведения конкурса аналогичны процедурам конкурса на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества. В диссертационной работе представлены этапы совершенствования модели в течение пяти лет.

Результаты обследования состояния вузов методом экспресс-самооценки, разработанным по девяти критериям модели, позволил выявить области для совершенствования, а также оценить стабильность результатов деятельности вузов на сегодняшний день.

В третьей главе разработана математическая модель с целью установления зависимости между критериями группы «возможности» и критериями группы «результаты». Для проведения данного анализа были использованы исходные данные результатов экспресс-самооценок и внешних оценок в нормализованном виде (значения от 0−1). С помощью математических методов проведен анализ связей критериев отдельно в каждой группе «подходы» и группе «результаты», а также между собой. Получено практическое подтверждение о наличии связи между критериями, что заложено в модели совершенствовании.

В четвертой главе проведена экспериментальная проверка модели «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» на примере оценки подходов и результатов в работе с персоналом. Рекомендации по изменению подходов вырабатывались на основе результатов анкетирования преподавателей, сотрудников и обучаемых Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета). Приведены результаты опросов, определены области для улучшений и даны корректирующие мероприятия.

В заключении формулируются результаты работы в целом.

Научная новизна защищаемых автором положений состоит в следующем:

1. На основе изучения и анализа теории современного менеджмента и философии качества сформулированы принципы совершенствования деятельности вузов.

2. Впервые разработана модель «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» и критерии самооценки, базирующиеся на принципах TQM, как новый подход повышения эффективности управления вузом.

3. Методом корреляционного анализа по результатам самооценки и внешней оценке доказана связь критериев — подходов между собой, что подтверждает идеологию модели совершенствования.

4. Впервые установлены зависимости между применяемыми подходами и получаемыми результатами в деятельности вуза, с целью выявления сильных сторон и областей для улучшений.

5. Методами математического анализа выявлен наиболее существенный индикатор оценки управления вузом — удовлетворенность персонала и обучающихся.

6. На основе проведенных исследований по апробации разработанной модели выявлена возможность ее применения в качестве инструмента для совершенствования деятельности всех типов вузов.

На защиту выносятся:

1. Модель «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» и критерии оценки, как новый подход к совершенствованию деятельности вуза.

2. Методика экспресс-самооценки, позволяющая определить исходное состояние вуза и выявить сильные стороны и области для улучшения деятельности вуза.

3. Метод прогнозирования результатов деятельности вузов при применении усовершенствованных подходов с целью выработки рекомендаций по основным направлениям улучшений.

4. Разработанная система мониторинга по выявлению степени удовлетворенности сотрудников, преподавателей и обучаемых.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные критерии оценки могут быть использованы при проведении анализа деятельности любого вуза методом самооценки, а также подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, проводящим аттестацию высших учебных заведений. Методы и алгоритмы позволяют решать задачи эффективного управления вузом путем выявления сильных сторон и областей для улучшений деятельности. Предложенная модель используется как базовая при проведении отраслевого конкурса Министерства образования и науки РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается корректным применением методов математической статистики, использованием современных лицензионных пакетов обработки статистических данных.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались и обсуждались на всероссийских научно-методических конференциях: «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург, 2002 г.), «Качество образования: системы управления, достижения, проблемы» (Новосибирск, 2003 г.), международной конференции «Современные технологии обучения „СЮ-2004“» (Санкт-Петербург, 2004 г.).

По предложенной модели совершенствования в рамках конкурса проведена самооценка 112 вузов России, в обследовании методом экспресс-самооценки приняли участие 320 представителей вузов, в анкетировании -2145 преподавателей и сотрудников и 1971 обучаемых МИСиС.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 работ.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов и предложений, списка литературы, включающего 153 наименований, 8 приложений. Работа изложена на 177 страницах текста, содержит 40 таблиц и 21 рисунок. Приложения занимают 30 страниц.

Выводы по четвертой главе.

1. Разработаны анкеты для мониторинга степени удовлетворенности сотрудников, преподавателей и обучаемых.

2. Представлены результаты анкетирования по удовлетворенности сотрудников, преподавателей и обучаемых МИСиС.

3. Определены области для улучшений по результатам мониторинга сотрудников и преподавателей.

4. Определены корректирующие мероприятия по совершенствованию деятельнсоти в работе с персоналом и обучаемыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Разработана критериальная модель «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», базирующаяся на принципах всеобщего управления качеством: ориентация на потребителя, роль руководства как лидера в работе по качеству, установление партнерских связей с поставщиками и потребителями, нацеленность на постоянное совершенствование, системное управление процессами, взаимодействие с обществом, ориентация на результаты. Модель представлена девятью критериями.

2. Предложен новый подход в управлении вузом на основе метода всеобщего управления качеством — самооценки, которая является на сегодняшний день одним из эффективных способов, позволяющим организации непрерывно совершенствовать свою деятельность. Выполнен анализ различных методов самооценки: метод имитации (участие в национальных конкурсах) — метод проформыметод матрицырабочее совещаниепривлечение экспертованкеты. Выделен наиболее эффективный метод — совершенствование деятельности на основе критериев национальных премий по качеству.

3. Разработана методика экспресс-самооценки, позволяющая определить исходное состояние вуза и включающая в себя критерии модели «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Результаты данной методики позволяют в кратчайшие сроки выявить сильные стороны и области для улучшений в деятельности вуза. По результатам экспресс-самооценки вузов выявлена область для улучшений вузов: управление персоналом.

4. Проведено ранжирование 192 обследованных вузов на основе результатов экспресс-самооценки по уровню деятельности в области качества. Установлено, что в 36,5% вузов внутренние эксперты оценивают эту деятельность как «стабильно.плохо» (достаточно низко).

5. Разработана математическая модель анализа результатов экспресс-самооценки и внешней экспертизы.

6. Установлена парная линейная корреляционная связь между критериями в группе «возможности» (rx Xj) и в группе «результаты» (rYY), что явилось практическим подтверждением идеологии модели, основанной на взаимосвязи подходов и результатов между собой.

7. Методом множественного регрессионного анализа установлены линейные зависимости каждого критерия результата (отклик) от всех подходов (факторы). Полученные уравнения первого порядка показали неоднозначность оценки деятельности вузов внутренними и внешними экспертами. При экспресс-самооценке достижения высоких результатов связывается, прежде всего, с управлением процессами и ресурсами. При внешней экспертизе отчетов выявлена прямолинейная зависимости результатов, прежде всего, от деятельности руководства.

8. Проведенный математический анализ статистических данных показывает необходимость обучения руководящего состава вузов вопросам менеджмента качества (управлению ресурсами, персоналом и обучаемыми, процессному подходу, лидерству).

9. Проведены экспериментальные исследования зависимости результатов от применяемых подходов на примере работы с персоналом. Выявлены сильные стороны и области для улучшений деятельности. Приведены корректирующие мероприятия в подходах к управлению с персоналом и обучающими за период 1997;2003 гг. на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета).

10. Практическая ценность модели «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»: критерии, подкритерии и составляющие модели охватывают всю деятельность вуза: роль руководства, работу с персоналом, планирование, управление ресурсами, взаимодействие с потребителями и поставщиками, влияние на обществометод самооценки по предложенным критериям позволяет выделить сильные стороны и области для улучшений и на основе полученной информации сформировать план корректирующих мероприятий для дальнейшего совершенствованиякритерии модели и их составляющие сформулированы таким образом, что делает возможным применение для всех типов вузов: гуманитарных, классических университетов, технических, медицинских, педагогических.

По предложенной модели совершенствования в рамках конкурса за три года исследования проведена самооценка 112 вузов России, в обследовании методом экспресс-самооценки приняли участие 320 представителей вузов, в анкетировании — 2145 преподавателей и сотрудников и 1971 обучаемых МИСиС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщее управление на основе качества: Учебное пособие / Под ред. Карабасова Ю. С., Кочетова А. И., Соловьёва В. П., Дубровиной Л. А. -М.: МИСиС, 2003.- 145 с.
  2. О.П., Горбунов Н. М., Гуров А. И. и др. Всеобщее управление качеством. Учеб. Для вузов. / Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь. — 1999.-600 с.
  3. Шапиро В.Д. TQM как высший этап развития корпоративного менеджмента. // Сборник докладов 10-й конференции «TQM-2000″. М. -2000.-С. 13−15.
  4. Антология русского качества. М.: РИА „Стандарты и качество“. -2000.-432 с.
  5. А.В. Всеобщее качество для девяностых годов опирается на принципы всеобщего качества, разработанные в начале сороковых годов. // Курс на качество. 1992. № 3−4. — С.4−9.
  6. Конкурентоспособное качество отечественной продукции ключевая проблема выхода России из экономического кризиса. Беседа Н. Львова с И. И. Чайкой // Стандарты и качество, 1994. № 7. — С.8−11.
  7. И.И. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 // Стандарты и качество, 2000. № 1. С.4−8.
  8. Менеджмент систем качества: Учебное пособие / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997. — 368 с.
  9. В.В. Управление качеством: учебник для вузов / 2-е изд. Доп. и перераб. М.: ОАО „изд-во „Экономика“. — 1998. — 639 с.
  10. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования / Пер. с англ. А. Л. Раскина. М.:РИА „Стандарты и качество“, 2002. — 128 с.
  11. Ю.П. Качество и рынок, или как организация настраивается на обеспечение требований потребителей// Стандарты и качество, 1999. № 8−12.
  12. Конти Тито. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция TQM// Стандарты и качество, 1997. № 4, С. 76−80.
  13. В.А. Сертификация систем менеджмента качества как основа для перехода к TQM. // Стандарты и качество. 1997. № 8. — С. 46−53.
  14. М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества. //Стандарты и качество. 1997. № 9.1. С. 43−48.
  15. М.Г. Один стратегический подход к использованию самооценки и бенчмаркинга // Избранные труды 40-го Конгресса ЕОК, Берлин, сентябрь 1996 г. М.: РИА „Стандарты и качество“, 1997. — 224 с.
  16. В.И., Варгина М. К. Управление качеством: проблемы, перспективы. // Сертификация, 1994. № 4.- С. 18−19.
  17. М.К. Направления совершенствования работ по управлению качеством в регионах мира// Сертификация, 1995. № 1.- С. 10−13.
  18. А.А. Самооценка важный инструмент в управлении качеством// Стандарты и качество, 1996. № 2, — С. 29−30.
  19. Критерии премии по качеству инструмент самосовершенствования как промышленных предприятий, так и организаций социальной сферы.// Стандарты и качество. — 1996. — № 9. — С. 40−42.
  20. Конти Тито. Самооценка в организациях. М.: РИА „Стандарты и качество“, 2000. — 328 с.
  21. Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С. В. Ариничева / Науч. Ред. Ю. П. Адлер. М.- РИА „Стандарты и качество“, 2003.- 272 е., илл. — (Серия „Практический менеджмент“).
  22. С.С. Самооценка и её роль в развитии и совершенствовании менеджмента качества //Стандарты и качество, 2002. № 10. С. 61 — 63.
  23. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 1992. — 140 с.
  24. Дж. Справочник по методам непрерывного улучшения: практикум для достижения организационного превосходства / 2-е изд. Пер. с англ. И. Н. Рыбаков. Общее редактирование М. Е. Серов. -Нижний Новгород: СМЦ „Приоритет“, 2002.- 128 с.
  25. С. Крах „потемкинских деревень“. История нескольких российских организаций на пути к достижению мировых стандартов управления. М.: ВНИИС, 2002. — 345 с.
  26. Премии Правительства Российской Федерации в области качества: Руководство для организаций участников конкурса 2003 года. — М.: Госстандарт России, 2002. — 36 с.
  27. Г. Р. Процесс самооценки / Пер. с англ. О. Бухиной. М.: Московский общественный научный фонд- ООО „Издательский центр научных и учебных программ“. — 1999. — 44 с.
  28. В.Ф., Дмитренко В. П., Федотова А. В., Шишков Г. М., Галетова H.JI. Образовательные услуги и управление качеством./Под ред. А. П. Петрова. М.: Изд-во МАТИ-РГТУ „ЛАТМЭС“. — 2001. -196 с.
  29. JI. Российская премия по качеству: стимул и ориентир.// Стандарты и качество. 1996. — № 6. — С. 7−9.
  30. Л. Премии Правительства Российской Федерации в области качества: цели, критерии и организация конкурса.// Стандарты и качество.- 1997. № 1. — С. 23−30.
  31. П.Я. От процессов управления качеством к целостной технологии непрерывного совершенствования организации.// Сб. докладов „Созвездие качества“. — Киев: Украинская ассоциация качества, Межотраслевой центр „ПРИРОСТ“. — 2000.4.1. — С. 61−71.
  32. Гор У. Э. Присуждение премии Болдриджа за достижения в области качества// Реф. Сб. „Стандартизация и качество продукции за рубежом“. -М.:ВНИИКИ. 1991.-№ 5.- С. 21.
  33. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. — 497 с
  34. Премия Малкольма Болдриджа новые идеи // Европейское качество. Дайджест, 2004. № 3. — С.4−11.
  35. Европейская премия качества. www.efqm.org/
  36. Путь к совершенству. Премия Правительства РФ в области качества: Сборник статей и документов / Под ред. Е. В. Белова. М.: РИА „Стандарты и качество“, 2002. — 112 с.
  37. М.И. Как научиться смотреть вперед? Внедрение FMEA -методологии. //Методы менеджмента качества“. -2000. № 6.1. С. 25−28.
  38. Постановление Правительства РФ № 423 от 12 апреля 1996 г. „Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области качества“ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 16, ст. 1900.
  39. Л. Программа освоения Российской премии по качеству.// Стандарты и качество, 1996. № 8.- С. 3−6.
  40. Л.Л. Премии Правительства в области качества лучшим!// Стандарты и качество, 1997. № 4. — С. 70−71.
  41. JI. К эффективности бизнеса через качество: конкурсный подход// Стандарты и качество, 2001. № 1. С.48−53.
  42. В.И. Премии Правительства Российской Федерации в области качества: пять лет и далее // Стандарты и качество, 2002. № 10. —1. С. 54−56.
  43. С.Ф. Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Накануне первого конкурса // Стандарты и качество, 1996. № 10.-С. 19−22.
  44. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2004. № 6. С. 35−37.
  45. Н.Г. Менеджмент качества в вузе // Стандарты и качество, 2003. № 1. С. 86−88.
  46. Н.Г., Маливанов Н. Н., Новиков Д.С, Управление качеством в сфере образования. М.: РИА „Стандарты и качество“. -2003.-256 с.
  47. В.Е., Овсянников А. А. Системная модель организационно-экономической реформы образования в России. М.: „Исносервис“, 1997.-220 с.
  48. В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
  49. А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.- 180 с.
  50. О.В., Берестнева О. Г. Системный подход к оценке качества образования. // Стандарты и качество, 2002. № 4. С. 35−36.
  51. Федеральный закон РФ „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“. № 125 ФЗ от 22.08.96. Принят Государственной думой 19.07.1996 г. Одобрен Советом Федерации 7.08.1996 г.
  52. Harvey L. Quality is not free! Quality monitoring alone will not improve quality // Tertiary Education and Management. Vol. 3. No. 2,1997.1. P. 133−143.
  53. El-Khawas E., Thah T. Internal revier to Assure quality: comparative perspectives on evolving practice// Tertiary Education and Management. Vol.4.No. 2. 1998.-P. 95−101.
  54. Gordon G. Approaches to effective internal processes to quality management: an initial analysis // Tertiary Education and Management. Vol. 4.No. 4,1998.-P. 295−301.
  55. Kristensen В., Plannthin M. Quality Assessment at a multinational level // Tertiary Education and Management. Vol. 4. No. 2,1998. P. 103−113.
  56. Whlen S. Is there a Scandinavian model of evaluation of higher education? // Higher Education and Management, November 1998, Vol. 10. No. 3.1. P. 27−42.
  57. Ф. Всеобщее качество в образовании. // Сборник переводов с англ. „Системы качества в образовании“. Выпуск 1. 4.1. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. М.: МИСиС. — 2000. — С. 42−52.
  58. Westerheijden D.F. Systems of quality assessment in European higher education: paper presented to the 4-th EAIE Conference, Berlin, 5−7 November, 1992.
  59. E.B., Меркулова О. П. Обеспечение качества образовательного процесса (уровень факультета). Научно-методические материалы врамках проекта TEMPUS TACIS 10 219/96. Волгоград: Перемена, 2000.- 28 с. (Сер. Время новых перемен).
  60. Lewis R.G. and Smith D.H. Total Quality in Higher Education. // St Lucie Press. FL.- 1994.-234 p.
  61. S.P. » Quality assurance in an education system" // Total Quality Management. Vol 6. no. 5&6. 1995. -P.8−571.
  62. Д., Беннетт Дж. Реалистическая модель высшего образования. // Сборник переводов с англ. «Системы качества в образовании». Выпуск 1.4.1. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. -М.: МИСиС. 2000.1. С. 99−107.
  63. В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. Ч. З. Эволюция основополагающих принципов менеджмента качества и их использование в образовательных системах // Стандарты и качество, 2000. № 7. С. 68−73.
  64. Е.П. Модель экспертного оценивания с механизмом внутреннего улучшения.// Материалы международного семинара «Всеобщий менеджмент качества (TQM) и модели организационного совершенства». Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. — С.118−129.
  65. Д. Применение методов всеобщего управления качеством в образовании ключ к академическим успехам. // Избранные труды 40-го Конгресса ЕОК. Пер. с англ. / Под ред. Ю. П. Адлера. — М.: Стандарты и качество, 1996- С. 53−61.
  66. М.С., Аспинвалл Э.М. TQM в высшем образовании обзор. // Сборник переводов с англ. «Системы качества в образовании». Выпуск 1.4.1. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. — М.: МИСиС. — 2000. — С. 23−42.
  67. Р., Менли Дж. Распространение богатства: TQM переносится от бизнеса к образованию. // Сборник переводов с англ. «Системы качества в образовании». Выпуск 1.4.1. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. М.: МИСиС. — 2000. — С. 59−72.
  68. В.В., Бука Э. С. Формирование системы менеджмента качества вуза: Монография. Красноярск: СибГТУ, 2004. — 328 с.
  69. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2003, № 4.1. С. 3−15.
  70. А.Н., Мансурова Г. М. Согласованность квалификационных требований к выпускнику вуза Российской Федерации и специалисту в сфере труда. М.- Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 19 с.
  71. Е. Прогноз (о перспективах развития образования в России) // Высшее образование в России, 2000. 662 с.
  72. JI.H. Роль субъективного фактора при разработке систем качества в вузе. / Материалы всероссийской научно-практической конференции «Качество профессионального образования: обеспечение, контроль и управление». Оренбург: ОГУ, 2003.662 с.
  73. Е.Н., Погребняк С. А., Клепиков А. С. и др. Система менеджмента качества. // Стандарты и качество, 2002. № 4. С. 61−63.
  74. А., Никитина Н. Новосибирский государственный технический университет: путь к созданию системы качества // Стандарты и качество, 2002. № 4. С. 57−60.
  75. Г. В. Некоторые подходы к построению систем качества по МС ИСО серии 9000:2000 // Стандарты и качество, 2002. № 4.- с.43−45.
  76. Всероссийское совещание специалистов в области инноваций и качества. Колонка редакции // Качество. Инновации. Образование, 2003. № 2.-С. 2−7.
  77. В.Ю. Анализ основных терминов стандарта ИСО 8402−86 «Качество. Словарь». // Стандарты и качество. 1992. № 3. — с. 22−24.
  78. Словарь по качеству / Под ред. Ю. П. Адлера.- Самара: ИВФ «Сенсоры. Модели. Системы».- 1999. 76 с.
  79. Деминг, Джуран и другие. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». М.: НТК «Трек». — 1999. — 33 с.
  80. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. Кол.: В. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев, Н. М. Ланде и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — 912 с.
  81. С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.
  82. A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. № 3.-С. 47−50.
  83. И.М. Качество ядро образовательного процесса // Стандарты и качество, 2002. № 4. — С. 22−24.
  84. М.Г. Проблемы качества образования в условиях реформы высшей школы // Стандарты и качество, 2002. № 4. С. 20−21.
  85. М.П., Кейман И. С., Севрук А. И. Управление качеством в образовательном учреждении // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. № 1. С. 35−38.
  86. Ю.П. А вуз и ныне там.// Стандарты и качество, 2002. № 4. -С. 66−68.
  87. В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. 4.7. Вузы России и современные методы менеджмента качества: простое признание или активное внедрение // Стандарты и качество, 2000. № 12. С. 82−87.
  88. Е.Б. Создание системы менеджмента качества в вузе // Методы менеджмента качества, 2002. № 12. С. 12−16.
  89. О.А., Радькова Н. О. Качество образовательных услуг в высшем учебном заведении. Сертификация и управление качеством продукции // Тезисы докладов международной научно-технической конференции, 13−15 октября 1999.-Брянск: БГТУ.
  90. Н.Д., Макаркин Н. П., Салимова Т. А. Мониторинг качества образования // Стандарты и качество, 2000. № 5. С. 85−86.
  91. Т.А., Ахметова Н. Ш. Самооценка как инструмент управления качеством в вузе // Стандарты и качество, 2002. № 4.-С. 49−51.
  92. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества // Высшее образование в России, 1999. № 10. С.54−57.
  93. Х.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория, методы, решения. Москва-Уфа: УГАТУ, 1993.
  94. В.А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах. Записки менеджера по качеству.- М.: ИздАТ, 2001. -128 с.
  95. Е., Балабан В., Кравченко И. Проблемы формирования целей вузовской системы качества // Стандарты и качество, 2000. № 4. -С. 38−40.
  96. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. -Ь.: Новая школа, 1997.- 144 с.
  97. А.С. Методы системного анализа: многокритериальная и нечеткая оптимизация, моделирование и экспертные оценки. М.: изд-во «Экономика», 1999. — 191 с.
  98. У. Методы выборочного исследования: Пер. с англ./ Под ред. А. Г. Волкова. М.: Статистика.- 1976. — 440 с.
  99. Ю.Г., Дубровский Ю. В. Прикладная математическая статистика. Часть I. М.: МИФИ, 1997. — 56 с.
  100. Учебник по прикладной статистике -http://www.sutd.ru/statistics/Docs/Tutor.htm.
  101. А.Г. Преподаватель московского вуза: социально-экономическое положение, проблемы и ожидания. (Опыт конкретно-социологического исследования). М., 1996. — 99 с.
  102. Управление персоналом организации: Учебное пособие./ Под ред. А. Я Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997. -512 с.
  103. М. Студенты ли истинные потребители высшего образования? // Сборник переводов с англ. «Системы качества в образовании». Выпуск 1. 4.1. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. М.: МИСиС.-2000.-С. 133−141.
  104. П.И., Ильинский О. И., Ушакова М. В. Московские школьники о профессиональном самоопределении.// Материалы II этапа социологического мониторинга учащихся старших классов. -М.: Социум. 2001.-68 с.
  105. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1976. — 279 с.
  106. Учебное пособие «Теория и практика социальной работы». Часть 2. Петрозаводск: ПетрГУ, 1999.- 77 с.
  107. ., Шейман У. Оценка сотрудников и деятельность фирмы: результаты сближаются. // Стандарты и качество. 1999. № 11.1. С. 80−84.
  108. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С. 3 -19
  109. Ю., Кочетов А., Косырев К., Полховская Т., Соловьев В. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов.// Стандарты и качество. 2000.- № 2.- С. 68−74.
  110. С.Д. Анкетирование: работа или игра?// Методы менеджмента качества. 2001. -№ 9. — С. 23−25.
  111. Р. 10 вопросов управления персоналом. // Управление персоналом. 2001 .-№ 8. — С. 61 -63.
  112. Общая социология: теория и прикладные исследования /Под ред. Ядов В. А., Беляев В. Я., Марарица В. Ф. и др. СПб, Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 440 с.
  113. Общая удовлетворенность персонала залог успехов компании. Будущая роль опросов работников. // Европейское качество. — 2001. -№ 1.-С.60−64.
  114. В.П., Кочетов А. И., Бабочкин П. И. Богданова О.В. Мониторинг удовлетворенности преподавателей и сотрудников деятельностью вуза. /Аналитический отчет по опросам преподавателей и сотрудников МИСиС за 1997−2003 гг.: М: Изд-во «Учеба». 2003.-32 с.
  115. В.П., Кочетов А. И., Бабочкин П. И. Богданова О.В. Мониторинг удовлетворенности студентов образовательным процессом. /Аналитический отчет по опросу студентов МИСиС, проведенному в мае 2003 г. -М.: Изд-во «Учеба». 2003. 108 с.
  116. Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности. Пер. с англ. М.: изд-во стандартов. — 1990. — 231 с.
  117. B.C., Строшков А.Н, Мотивация работников предприятия в условиях действующей системы обеспечения качества. // Стандарты и качество. 1998. № 4. — С.46−49.
  118. В.И., Чернышев А. А., Мидуков В. З. Менеджмент качества образования в высшем учебном заведении. / Учебное пособие. Томск: STT, 2001.- 40 с.
  119. Ф. Э., Дмитриев Н. М., Арефьев A.JI. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузовсоциологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования. 2002. — 552 с.
Заполнить форму текущей работой