Эстетизм как принцип социальной философии: Экспликация концептуальных положений социальной модели К. Н. Леонтьева
Диссертация
Прослежена историческая динамика эстетизма. На основании исследования, в истории развития европейской культуры выделяются два типа периодов. Первый тип определяется ориентацией на чувственно воспринимаемую действительность, что позволяет основной принцип социального конституирования в этот период определить как эстетизм. Второй тип определяется ориентацией на сверхчувственный Абсолют, который… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ .С
- Глава 1. Понятие «Эстетизм» и историческое развитие эстетизма как социального принципа. С
- 1. Эстетизм как предмет социально-философского анализа: постановка проблемы .С
- 2. Развитие эстетизма как социального принципа от
- Античности до Нового времени .С
- 3. Возникновение и развитие философской концептуализации принципа эстетизма .С
- 4. Критический анализ эстетизма и эстетической философии с экзистенциальных позиций (С
- Киркегор).С
- Глава 2. Эстетизм как методологический принцип социально философской рефлексии: оправдание эстетизма в творчестве
- К. Н. Леонтьева. С
- 1. Выработка эстетического критерия для определения уровня социального развития в социальной философии К. Н. Леонтьева .С
- 2. Эстетизм и социально-философский консерватизм: эстетическая критика Леонтьевым прогрессистского культурного идеала Западной Европы
- С
- 3. Экзистенциальная направленность личности как основа методологии социального анализа. С
- Глава 3. Социально-философская модель К. Н. Леонтьева в постнеклассическом философском контексте. С
- 1. Чувственность в культуре постмодернизме и эстетическая религиозность К. Н. Леонтьева. С
- 2. Эстетизм и социальные построения К. Н. Леонтьева в контексте современных философских проблем. С
Список литературы
- Авдеева Л. Р. Константин Николаевич Леонтьев: пророк или «одинокий мыслитель»?//Социально-политиче-ский журнал, 1992, № 8. — С. 85−91.
- Аверинцев С. С. Красота как святость//Курьер ЮНЕСКО, 1988, июль. С. 9−13.
- Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988. — 287 с.
- Адрианов Б. Иерархия вечный закон человеческой жизни//К. Леонтьев, наш современник. — СПб.: Издательство Чернышёва, 1993. — С. 422−441. (Серия «Русь многоликая"^кн. 1) .
- Александрова Р. И. Этическое и эстетическое в творчестве М. М. Бахтина//Вопросы философии, 1994, № 12. С. 90−96.
- Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века, — М.: Искусство, 1963. 311 с.
- Астафьев П. Е. «Добрая ссора лучше худого ми-ра»//К. Леонтьев, наш современник. СПб.: Издательство Чернышёва, 1993. — С. 348−350. (Серия «Русь многоликая», кн. 1).
- Барт Р. Сад-1//Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. — С. 183−210.
- Батай Ж. Сад и обычный человек//Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. — С. 89−116-
- Батай Ж. Суверенный человек Сада//Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. — С. 117−132.
- Бахтин М. М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники. Ежегодник, 1984−1985. М.: «Наука», 1986. — С. 80−161.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. -2-е изд. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
- Бахтин Н. М. Философское наследие //Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию рождения Михаила Михайловича Бахтина (18 951 995). СПб.: Изд. «Алетейя», 1995. — С. 315−358.
- Бежин Л. Путь свободного исследования//Наш Современник, 1980, № 1. С. 187−189.
- Бердяев Н. А. Константин Леонтьев (очерк из истории русской религиозной мысли)//Н. Бердяев о русской философии. 4.1. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та,-- 1991. С. 14 9−287. --------- ------------------------
- Бердяев Я. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века//0 России и русской философской культуре. Философы русского после-октябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. — С. 43−272.
- Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. -СПб.: Мифрил, 1995. 224 с.
- Блаженный Августин Исповедь. М.: ГЕНДАЛЬФ, 1992. — 544 с.
- Бланшо М. Сад//Маркиз де Сад и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. — С. 47−89.
- Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997. — 139 с.
- Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. — 415 с. (Мыслители XX века).
- Булычев Ю. Вольнолюбивый певец деспотизма//К. Леонтьев, наш современник. СПб.: Издательство Чернышёва, 1993. — С. 409−422. (Серия «Русь многоликая», кн. 1)
- Бычков В. В. Эстетика поздней античности (II-III вв.). М.: Наука, 1981. — 328 с.
- Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808 с. — (Социологич. мысль Запада).
- Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель. Новалис), М.: Наука, 197 8. — 188 с.
- Гайденко П. Я. Дмитрий Никулин. Метафизика и этика. Теоретическая и практическая философия в античности и в новое время (рецензия)//Вопросы философии, 1999 г., № 10. С. 186−190.
- Гайденко П. Я. Понимание бытия в античной и средневековой философии//Античность как тип культуры/А. Ф. Лосев, Н. А. Чистякова, Т. Ю. Бородай и др./М.: Наука, 1988. С. 284−307.
- Гайденко Я. Я. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. — 495 с. -(Философия на пороге нового тысячелетия).
- Гайденко Я. Я. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М.: Искусство, 1970. — 247 с.
- Гайденко Я. и Бородай Ю. Философия буржуазного иррационализма и современная эстетика//0 современнойбуржуазной эстетике. Сборник статей. М.: Искусство, 1963. — С. 143−206.
- Гараджа В. И. Секуляризация христианской религии и современная культура//Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Общество «Знание» Российской федерации, 1993. — С. 33−53.
- Геворкян А. Р. Пессимизм и религия//Вопросы философии, № 1, 1998.
- Гегель Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: «Мысль», 1977. — 471 с. (АН СССР. Ин-т философии. Филос. наследие).
- Глушкова Т. Преждевременный Константин Леонтьев.
- К 160-летию со дня-рождения"Константина--Ншсолаевича Ле-----онтьева (1831−1891)//Домострой, № 4, 5.02.1991. С. 1213.
- Горизонты культуры накануне XXI века: Сборник научных работ. Тверь, 1997. — 189 с.
- Давыдов Ю. Н. Эволюция взаимоотношений искусства и философии//Философия и ценностные формы сознания (критический анализ буржуазных концепций природы философии). М.: Наука, 1978. — С. 283−347.
- Дамье Н. В. К. Н. Леонтьев и классическое славя-нофильство//Кентавр. Историко-политологический журнал, 1994 г., № 1. С. 32−48.
- Долгов К. М. Восхождение на Афон: Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М.: Раритет, 1997.- 397 с.
- Долгов К. М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. — 399 с.
- Зеньковский В. В. Основы христианской философии.- М.: Канон+, 1997. 560 с. — (История христианской мысли в памятниках).
- Игнатов А. Русская философия истории: романтический консерватизм//Вопросы философии, 1999 г., № 11. -С. 102−121.
- Исупов К. Г. От эстетики жизни к эстетике истории (Традиции русской философии у М. М. Бахтина)//М. М. Бахтин как философ/С. С. Аверинцев, Ю. Н. Давыдов, В. Н. Турбин и др. М.: Наука, 1992. — С. 68−82.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. — 415 с. (Мыслители XX века).
- Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. — 367 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
- Кириллова Е. А. Необходимый момент в истории русского самосознания (философско-историческая концепция Константина Леонтьева)//Вестник Московского университета. Серия 7 Философия, 1990, № 5. С. 4 9−57.
- Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев: Издательство АО «Ал-гЪапсЬ», 1994. — 504 с.
- Киркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — 383 с. — (Б-ка этич. мысли).56. --Клоссовс-ки- П. Сад—и- Революция//Марки-з де--Сад- и XX век. М.: РИК «Культура», 1992. — С. 25−46.
- Кондратович В. По разные стороны баррикад (Константин Леонтьев и Николай Федоров)//К. Леонтьев, наш современник. СПб.: Издательство Чернышёва, 1993.- С. 404−409. (Серия «Русь многоликая», кн. 1).
- Кормин Я. А., Абрамов А. И., Любимова Т. Б. Русская религиозно-идеалистическая эстетическая мысль// История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 4. Вторая половина XIX века. М.: Искусство, 1987. — С. 267−285.
- Королев А. В. Культурно-исторические воззрения К. Н. Леонтьева//К. Леонтьев, наш современник. СПб.: Издательство Чернышёва, 1993. — С. 325−348. (Серия «Русь многоликая», кн. 1).
- Корольков А. А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. 200с.
- Кочетков В. Жизнь и судьба неузнанного ге-ния//Леонтьев К. Н. Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992. — С. 5−19.
- Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 478 с.
- Кутлунин А. Г., Малышев М. А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии¦Ницше//Философские науки, 1990 г., № 9. С. 67−76.
- Леонтьев К. Я. Византизм и славянство//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (18721−8-91). М.: Республика, 1996. — С. 94−156. — (Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Я. Владимир Соловьев против Данилев-ского//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891).
- М.: Республика, 1996. — С. 466−512.- (Прошлое и настоящее) .
- Леонтьев К. Я. Враги ли мы с греками?//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — - С. 156−158- (Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Я. Г. Катков и его враги на празднике Пушкина//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — - С. 278−288.- (Прошлое и настоящее) .
- Леонтьев К. Н. Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). -М.: Республика, 1996. — С. 458−466.- (Прошлое и настоящее) .
- Леонтьев К. Н. Египетский голубь: Роман, повести, воспоминания. М.: Современник, 1991. — 528 е., портр. — (Из наследия).
- Леонтьев К. Н. ^Еще о греко-болгарской распре//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — - С. 82−94.- (Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Н. Записка об Афонской горе и об отношениях ее к России//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — - С. 13−19.-(Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Н. Записки отшельника (18 8 7 г.)//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — С. 432−458.- (Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Н. Как надо понимать сближение с народом? //Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891).
- М.: Республика, 1996. С. 288−298.- (Прошлое и настоящее) .
- Леонтьев К. Я. Национальная политика как орудие всемирной революции. Письма к о. И. Фуделю//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — С. 512−534.- (Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Я. Не кстати и кстати. (Письмо А. А. Фету по поводу его юбилея)// Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — С. 567 572.- (Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Я. О всемирной любви. Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. -С. 312−329.- (Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Я. Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной Пустыни//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — С. 175−218.-(Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Я. Панславизм и греки//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — С. 38−56.- (Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Я. Панславизм на Афоне//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — С. 56−81.- (Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Н. Передовые статьи «Варшавского дневника» 1880 года//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — С. 218−262.-(Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Я. Письма отшельника//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. -С. 166−175.- (Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Я. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — С. 400−432.-(Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Я. Храм и Церковь//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. -С. 161−166.- (Прошлое и настоящее).
- Леонтьев К. Я. Чем и как либерализм наш вре-ден?//Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891).
- М.: Республика, 1996. С. 267−278, — (Прошлое и настоящее) .
- Леонтьев К. Н. Четыре письма с Афона// Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872−1891). М.: Республика, 1996. — С. 19−38. — (Прошлое и настоящее).
- Лесневский Ст. Писатель-инок//Книжное обозрение, № 4, 1991. С. 8−9.
- Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990 — 720 с.
- Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 366 с. — (Личность. Мораль. Воспитание).
- Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: «Высшая школа», 1963. — 583 с.
- Лосев А. Ф. Эстетика//Философская энциклопедия. Т. 5. Сигнальные системы — Яшты. М.: «Советская энциклопедия», 1970. — С. 570−577.
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. — 623 с.
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). 2-е изд., доп. — СПб: Искусство-СПБ, 1998. — 415 с.
- Лукач Д. Между этикой и эстетикой//Своеобразие эстетического. М.: Прогресс, 1987. Т. 4. С. 236−264.
- Мальчевский Н. Живое и мертвое в русской философии//^ Леонтьев, наш современник. СПб.: Издательство Чернышёва, 1993. — С. 441−455. (Серия «Русь многоликая», кн. 1) .
- Малявин В. В. Мифология и традиция постмодерниз-ма//Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Книга I. Разум. Духовность. Традиции.- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. С.51−59.
- Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта. Перевод П. Глазовой//Манн Томас Художник и общество: Статьи и письма. Сборник. М.: Радуга, 1986. — С. 163 196.
- Маркиз де Сад Жюльетта: Роман. М., 1994. — Т. 1 — 544 е.- Т. 2 — 544 с.
- Маркиз де Сад Жюстина: Роман. М., 1994. — 640с.
- Маркузе Герберт Одномерный человек. М.: «REFL-book», 1994. — 368 с.
- Мигунов А. С. Vulgar: Эстетика и искусство во второй половине XX в. М.: Знание, 1991. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер.: Эстетика- 1991, 9) .
- Морякова О. В. Культурная традиция и политика в философии К. Леонтьева//Человек и культурно-историческая традиция. Тверь, 1991. — С. 89−95.
- На путях постмодернизма: Сборник обзоров и реф.- М.: ИНИОН РАН, 1995. 187 с.
- Нанси Ж. -Л. Corpus, М.: Ad Marginem, 1999 -225 с. (коллекция «Философия по краям»).
- Неволин С. Б. Константин Николаевич Леонть-ев//Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 1. — М.: Изд-во. «Книжная палата», 1993.
- Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: Издательство «Пресса», 1991. — 638 с. 108. о. Вениамин (Новик) Православие. Христианство. Демократия. СПб.: «Алетейя», 1999. — 365 с.
- Овсянников М. Ф. Гегель. М.: «Мысль», 1971. -223 с. (Мыслители прошлого).
- Ортега-и-Гассет, Хосе Восстание масс//Вопросы философии, 1989 г., № 3. С. 119−155.
- Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию (материалы лекционных курсов 1992—1994 годов). М.: Ad Marginem, 1995. 339 с.
- Полях Е. Постмодернизм и дизайн//Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 19 98. № 5.1. С. 85−97.
- Постмодернисты о посткультуре. Интервью с современными писателями и критиками. М.: ЛИА Р. Элини-на, 1996. — 213 с. (Серия Классики XX века).
- Рабкина Н. А. «Византизм» Константина Леонтье-ва//История СССР, 1991, № 6. С. 28−44.
- Роде Петер П. Серен Киркегор сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и других иллюстраций). Челябинск: Урал LTD, 1998. — 429 с.
- Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. -М.: Искусство, 1990. 605 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
- Розанов В. В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. — 543 с. — (Мыслители XX века).
- Розанов В. В. Эстетическое понимание истории/ /Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 2.- М.: Изд-во «Кн. палата», 1994. — С. 43−126.
- Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола»)//Вопросы философии, 1992, № 6. С. 3−4 9.
- Рот Джон Фридрих Ницше//Великие мыслители Запада. М.: Крон-Пресс, 1998. — С. 586−593. — Серия «Академия».
- Сивак А. Ф. Константин Леонтьев. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. — 88 с. (Мыслители России).
- Соловьев В. С. Константин Леонтьев//К. Леонтьев, наш современник. СПб.: Издательство Чернышёва, 1993. — С. 321−325. (Серия «Русь многоликая», кн. 1).
- Сонтаг Фредерик Серен Кьеркегор//Великие мыслители Запада. М.: Крон-Пресс, 1998. — С. 532−536. -Серия «Академия».
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. 543 с.
- Ставцева О. И. «Экзистенция» в философии С. Кьеркегора и М. Хайдеггера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. -СПб., 1998. 24 с.
- Степченко А. Эстетизм как тип духовно-сти//Человек и духовность: Сб. ст. Рига: Зинатне, 1990. — С. 97−107.
- Тахо-Годи А. А. О древнегреческом понимании личности на материале термина soma//Bonpocbi классической филологии. Сборник статей. Вып. 3−4. М.: Издательство московского университета, 1971. — С. 273−297.
- Тиллих Пауль Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479 с. — (Лики культуры).
- Тихомиров Л. А. Тени прошлого. К. Н. Леонть-ев//К. Леонтьев, наш современник. СПб.: Издательство Чернышёва, 1993. — С. 355−377. (Серия «Русь многоликая», кн. 1) .
- Тихомиров Л. А. Русские идеалы и К. Н. Леонть-ев//К. Леонтьев, наш современник. СПб.: Издательство Чернышёва, 1993. — С. 377−395. (Серия «Русь многоликая», кн. 1) .
- Уайльд О. Душа человека при социалистическом строе. Ленинград: КТЦ «Реновация», 1991. — 62 с.
- Философия Канта и современность. М.: «Мысль», 1974. — 469 с.
- Философские основания эстетики постмодернизма. М.: ИНИОН РАН, 1993.-43 с.
- Флоренский П. А. XXVII. Эстетизм и религия (к стр. 7, 99 и др.)//Том 1. Столп и утверждение истины (II). — М.: Правда, 1990. — С. 585−586.
- Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. -Вильнюс, 1991. 600 с.
- Франк С. Л. Миросозерцание Константина Леонтье-ва//К. Леонтьев, наш современник. СПб.: Издательство Чернышёва, 1993. — С. 350−355. (Серия «Русь многоликая», кн. 1).
- Чернавский М. Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К. Н. Леонтьева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.- М., 2000. 21 с.
- Черноглазов А. Формула воцерковления//К. Леонтьев, наш современник. СПб.: Издательство Чернышёва, 1993. — С. 395−404. (Серия «Русь многоликая», кн. 1).
- Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, — Т. 1, 1987. 637 е.- Т. 2, 1989. — 636 с. (Филос. наследие).
- Шестов Лев Киркегард религиозный философ//Киркегор Сёрен Наслаждение и долг. — Киев: Издательство АО «АггЬапс!», 1994. — С. 423−451.
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. — 663 с.
- Эко, Умберто Имя розы: Роман. М.: Издательство «Книжная палата», 1989. — 486 с.
- Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
- Яковлев Д. Е. Моралисты и эстеты (Английская неоромантическая эстетика и современность). М.: Знание, 1988. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика" — № 6).
- Янов А. Л. Трагедия великого мыслителя//Вопросы философии, 1992, № 1. С. 61−88.