Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Субстратные концепции материи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показав несостоятельность субстратных концепций материи, прогресс науки преподал философии урок диалектики. Этот урок лишний раз подтвердил необходимость последовательного диалектического мышления для построения онтологической концепции, отвечающей логике развития научного познания. Субстратные концепции недиалектичны. Они предполагают, что при всех изменениях и превращениях вещей их субстрат… Читать ещё >

Субстратные концепции материи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Представители раннего материализма положили начало субстратному пониманию материи: она трактовалась ими как субстрат, материал, вещество, из которого строится все существующее. Предполагалось, что этот субстрат вечен, несотворим и неразрушим. Однако их попытки рассматривать в качестве всеобщего субстрата некоторые из чувственно воспринимаемых веществ (воду, землю и др.) были еще очень наивны, обладали небольшой объяснительной силой.

Первую концепцию материи, способную привести к созданию эффективной программы научного познания природы, предложили в V в. до н.э. древние атомисты (Демокрит и др.). Субстратом, из которого состоят все тела, эти философы считали атомы — мельчайшие неделимые частицы; в бесконечном количестве они «трясутся», как говорил Демокрит, в мировом пространстве. Сталкиваясь, слипаясь и сцепляясь друг с другом, эти частицы образуют видимые нами вещи. Свойства вещей зависят от формы, величины, взаимного расположения, движения составляющих их атомов. Это позволяет положить в основу описания и объяснения всех вещей единую общую схему — модель объекта познания, представляющую любой объект в виде объединения атомов.

В соответствии с указанной моделью строится и стратегия познания, требующая выводить все свойства и особенности изучаемого объекта из его атомного строения. Эта стратегия определила развитие науки на многие столетия. Особенно большое значение она приобрела в химии и физике. Лишь в XVII в. обнаружилось, что существуют явления природы, для объяснения которых она непригодна (попытки объяснить на основе атомной концепции распространение света и действие сил тяготения не привели к успеху).

Вторая концепция материи, сыгравшая важную роль в развитии науки, опиралась на идею эфира. Эта идея была выдвинута впервые Аристотелем. Под эфиром понимается непрерывная среда, заполняющая сплошь все мировое пространство. Эфирная концепция получила распространение в XVII в. благодаря трудам Декарта и его последователей. Согласно Декарту, простейшим элементом материи является не атом, а эфирный вихрь. Всякий объект представляет собой сочетание и взаимодействие множества таких вихрей.

Подобная модель определяет и соответствующую стратегию познания: свойства вещей и процессов следует объяснять как проявление каких-то особенностей движения эфира (таким путем, в частности, были объяснены закономерности распространения света).

Третья концепция материи сложилась в XVIII—XIX вв. Она сформировалась в результате соединения учений об атомах и эфире. Поэтому ее можно назвать атомно-эфирной концепцией. В ней утверждается, что материя существует как в форме атомов, так и в форме эфира, т. е. состоит из двух различных субстанций. Вытекающая из этих представлений модель объекта обуславливает двойственную стратегию познания, согласно которой объяснение одних явлений (например, в химии или молекулярной физике) следует искать в атомном строении вещества, а других (например, в оптике или электродинамике) — в состоянии эфирной среды.

Успехи, достигнутые естествознанием в XIX в. с помощью этой стратегии, убеждали современников в правильности атомно-эфирных представлений о материи. Казалось, что, благодаря им, наука встала, наконец, двумя ногами на твердую почву и уверенно движется к раскрытию всех тайн природы. Но на рубеже XIX—XX вв. были сделаны открытия, которые произвели настоящую революцию в естествознании. Обнаружилось, что атомы, считавшиеся неделимыми и неразрушимыми, могут распадаться, а свойства эфира оказываются настолько противоречивыми, что приходится сомневаться в его существовании. «Материя исчезает!» — так это было воспринято многими учеными того времени. Видя несостоятельность атомноэфирной концепции материи, они стали думать, что устарело само понятие «материя» вообще, и отшатнулись от материализма.

Однако потерпело крах не понятие «материя», а лишь ее субстратное понимание, которое господствовало в умах ученых с древнего времени до начала XX в. Философский смысл сдвигов, произошедших в естествознании, состоял в том, что они выявили необходимость иного подхода к пониманию материи.

Все субстратные концепции материи страдают общим недостатком, который обуславливает их историческую ограниченность и делает неизбежным их рассогласование с результатами развития научного познания.

Дело в том, что материя в них сводится к одному или нескольким из ее видов — воде, атомам и т. д., — и этот вид материи объявляется исходной, универсальной, абсолютной основой всего, что имеется в мире. Пока наука исследует явления, обусловленные существованием данного вида материи, указанный недостаток остается незаметным и не создает особых препятствий для ее развития. Но открытие новых видов, форм, состояний материи немедленно вскрывает узость той субстратной концепции, в которой этот ее вид принимается за единственную, всеобщую и универсальную основу вещей. И тогда делается необходимой замена ее новой, более широкой концепцией. Всякая субстратная концепция материи имеет пределы своей применимости, и развитие науки рано или поздно их обнаруживает.

Показав несостоятельность субстратных концепций материи, прогресс науки преподал философии урок диалектики. Этот урок лишний раз подтвердил необходимость последовательного диалектического мышления для построения онтологической концепции, отвечающей логике развития научного познания. Субстратные концепции недиалектичны. Они предполагают, что при всех изменениях и превращениях вещей их субстрат — материал, из которого они состоят, — остается неизменным. Но принципы диалектического подхода к пониманию бытия, выдвинутые еще в античности Гераклитом, а в новое время развитые Гегелем и Марксом, исключают существование в мире чего-либо абсолютно неподвижного, не подверженного никакому изменению. Все в природе «течет и изменяется», как говорил еще Гераклит. И это необходимо отнести к любым субстратам вещей.

Отсюда следует, что при диалектическом подходе необходимо признать, что никакого «простейшего», «первоначального» материала, служащего субстратом всего существующего, в мире не существует. Ибо любой вид материи, принимаемый на каком-то этапе научного познания за такой простейший материал, — будь то атомы, эфир или что-то еще — образуется из других видов материи и рано или поздно исчезает, порождая иные ее виды. Следовательно, он не является простейшим. Не может считаться верным и предположение, что существует некоторое конечное число элементарных видов материи, которые переходят друг в друга, образуя постоянный и вечный «круговорот». Подобное предположение опять-таки означало бы наличие некоего неизменного субстрата, вечно сохраняющегося в этом «круговороте» и образующего общую основу всех сменяющихся в нем состояний материи.

Диалектическое понимание материи приводит к идее ее неисчерпаемости, т. е. существования бесконечного многообразия ее видов, форм, состояний.

На каждом этапе истории людям становится известной только малая часть того, что существует в бесконечно разнообразном материальном мире. Развитие науки время от времени ведет к открытию новых форм и состояний материи, обладающих необычными, «диковинными» особенностями. Вместе с тем, виды материи, считавшиеся ранее всеобщими и абсолютными, оказываются частными и относительными. Это и произошло на рубеже XIX—XX вв. Исследование распада атомов привело к открытию неизвестного ранее вида материи — элементарных частиц. Таким образом, стало ясно, что при разложении атомов материя не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую.

К обнаружению новых видов материальных объектов приходит и современная физика. Углубляясь в микромир, она сталкивается с такими необычными объектами, как физический вакуум, виртуальные частицы, кварки. Двигаясь же в мегамир (мир огромных космических масштабов), она открывает там протозвезды, квазары, «черные» и «белые» дыры.

Диалектический метод мышления опирается на опыт развития науки и вместе с тем экстраполирует этот опыт на ее дальнейшее развитие.

Таким образом, диалектическое понимание материи свободно от сведения ее к какому-либо из ее видов. Оно предполагает бесконечное многообразие материи, ее форм и состояний и утверждает, что все они изменчивы и преходящи.

К диалектическому пониманию материи в XIX—XX вв. пришла марксистская философия. Но в то же время и у науки появилась потребность в нем. В трудах ряда крупнейших ученых (Г. Л. Ф. Гельмгольц, Ч. Дарвин, Д. И. Менделеев, М. Планк, А. Эйнштейн, Н. Бор и др.) были высказаны идеи, связанные с его развитием. Можно сделать вывод, что современное диалектическое понимание материи сформировалось в результате соединения философского и научного подходов к ее познанию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой