Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-экономические аспекты регулирования процесса экологической интеграции России в мировое сообщество

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна результатов исследования, выполненных автором заключается в следующем: впервые раскрыта сущность и социально-экономическое значение процесса экологической интеграции России в мировое сообщество, сформулированы его цели, методы и основные принципы, определены социально-экономические механизмы регулирования процессом экологической интеграцииобобщен зарубежный опыт государственного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-экономические аспекты экологической безопасности
    • 1. 1. Концептуальный уровень проблемы экологической безопасности
    • 1. 2. Экологическая компонента в новом «человеческом измерении» и социально-экономической политике государств
    • 1. 3. Историческая необходимость реализации в России «социоприродной модели развития»

Социально-экономические аспекты регулирования процесса экологической интеграции России в мировое сообщество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В новых социально-экономических условиях, когда меняются отношения собственности и централизованная планово-распределительная экономика заменяется рыночной, необходим коренной пересмотр методов регулирования и регламентации природопользования. Природная среда России составляет не только значительную часть биосферного потенциала планеты, но и основу национальных богатств, это в значительной степени нивелирует негативные социально-экономические эффекты процесса перехода к рыночной экономике, поскольку природно-ресурсный потенциал страны в явном или неявном виде может выполнять роль залогового капитала в отношении внешних инвестиций, займов, кредитов и финансовой помощи.

Одно из главных противоречий переходного этапа — временной разрыв между законодательным закреплением экономических преобразований и восприятием нововведений в общественном сознании. Следствием обострения данного противоречия является деформация ценностных ориентаций, сопровождающаяся болезненным изменением менталитета российского общества. Вполне закономерно, что трансформация внутренней общественно-политической ориентации России обусловила изменение внешних экономических и политических связей. Россия начала новый процесс интеграции в мировое сообщество практически во всех сферах. Однако следует отметить настороженность других стран к интеграции с Россией в экономической, политической и военной сферах и трудности, связанные с этим. Длительная изоляция нашего общества выработала стереотипы недоверия и отчуждения, вследствие чего пока различий значительно больше, чем точек соприкосновения.

В то же время экологический аспект интеграции России имеет ясные цели и задачи. Он может стать определяющим в научной разработке и практической реализации новых механизмов управления развитием экономических и социальных процессов.

Уровень, качество и образ жизни общества в современной России во многом зависят от состояния природно-ресурсного потенциала. Поэтому исключительно важной представляется проблема разработки и становления механизма социальной защиты различных слоев общества при введении частной собственности на землю и другие природные ресурсы. В международной практике эти проблемы нашли отражение в концепции экологически безопасного развития на глобальном, региональных и территориальных уровнях.

Для переходного периода реформации России особую актуальность имеет анализ зарубежного опыта по использованию методов государст4 венного регулирования хозяйственной деятельности по критериям экологической безопасности, а также изучение основных этапов становления и развития экологической политики в отдельных странах (США) и в практике международных отношений. В этом плане представляет интерес сравнительный анализ механизмов реализации внутренней и внешней экологической политики. В частности, процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и здоровье населения негативных факторов хозяйственной деятельности, методов оценки мощности генерации техногенного воздействия на компоненты природной среды, определения степени приемлемого риска при возникновении чрезвычайных ситуаций, методов оценки экономического ущерба природной среде от трансграничного воздействия вредных и опасных факторов и т. д. Их сопоставление, взаимная координация и дополнения позволят выработать обобщенную методологию применительно к конкретным условиям в различных аспектах процесса экологической интеграции.

Следует отметить, что в настоящее время российская социально-экономическая реформа характеризуется переносом основного центра тяжести с общегосударственного уровня на уровень регионов и субъектов Федерации. Это обстоятельство инициирует наряду с изучением глобальных процессов проведение теоретических исследований и разработку рекомендаций по реализации экономических методов управления экологически безопасным развитием на региональном уровне.

Среди других регионов исключительную модель для разработки и практической реализации концепции экологчески безопасного развития в контексте интеграции России в мировое сообщество представляет регион Санкт-Петербурга. Это объясняется, во-первых, тем, что он располагает мощным научно-техническим и культурным потенциалом, во-вторых, имеет уникальный природно-ресурсный потенциал и, в-третьих, занимает особое геополитическое положение.

Краткий анализ проблемной ситуации обосновывает актуальность темы исследований и обусловливает постановку цели и задач диссертационной работы.

Целью диссертационной работы является разработка теоретических положений, методологических подходов и методического аппарата регулирования процессов экологической интеграции России в мировое сообщество в условиях экономических реформ.

В соответствии с этой целью в работе решались следующие взаимосвязанные задачи: раскрыть сущность процесса экологической интеграции России в мировое сообществоизучить характер и формы экологической интеграциипроанализировать зарубежный опыт, тенденции формирования и развития экологической политики в странах с рыночной экономикой (на примере США) — выявить основные принципы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности по критериям экологической безопасности и рассмотреть возможности их применения в условиях Россиисформулировать методологические подходы к процедуре ОВОС и приемлемого риска при реализации крупных проектов хозяйственной деятельностиразработать основные подходы к экономическому регулированию процессов производства продуктов питания и товаров широкого спроса по критериям экологической безопасностисформулировать методологические подходы и разработать методы экономической оценки величины ущербов жизненной среде при трансграничных воздействияхразработать рекомендации по реализации экономических методов управления экологически безопасным развитием региона, на примере Санкт-Петербурга, в контексте интеграции России в мировое сообщество.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования является система методов анализа и реализации концепции экологической интеграции России в мировое сообщество.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны методы социально-экономического регулирования процесса экологической интеграции России на уровне субъектов Федерации (на примере Санкт-Петербурга), ее интеграции со странами СНГ и в мировое сообщество.

Методология исследования базируется на принципах системного подхода и его приложений к разработке методологических приемов, учитывающих специфику и тенденции развития процессов экологической интеграции России на различных уровнях — от национального до мирового.

Теоретической основой исследования послужили положения и методы теории управления системами экологической безопасности, а также труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории управления социально-экономическим развитием в области эко6 номики природопользования, охраны окружающей среды и экологической политики. В работе используются методы математической статистики, структурно-функционального анализа, логико-информационного и имитационного моделирования, а также научно-технического прогнозирования перспективного состояния сложных эколого-экономических систем.

Научная новизна диссертации состоит в разработке теоретической концепции и механизме реализации стратегии экологически безопасного развития России в условиях ее интеграции в мировое сообщество.

Научная новизна результатов исследования, выполненных автором заключается в следующем: впервые раскрыта сущность и социально-экономическое значение процесса экологической интеграции России в мировое сообщество, сформулированы его цели, методы и основные принципы, определены социально-экономические механизмы регулирования процессом экологической интеграцииобобщен зарубежный опыт государственного регулирования хозяйственной деятельности по критериям экологической безопасности с точки зрения его применения в условиях Россииуточнены и развиты методологические подходы к проведению процедуры оценки воздействия на окружающую средуобоснованы методы экологического аудирования и рассмотрены возможности их реализации в условиях рыночной экономикивпервые предложен метод интегральной оценки уровней опасности различных источников генерации техногенных воздействий в компоненты природной средыформализация метода позволила произвести на практике качественную и количественную сравнительную оценку генерации техногенного воздействия от различных источников, включая интеграции России в международное сообщество (на материалах Санкт-Петербурга) .

Практическая значимость выводрв и рекомендаций, содержащихся в диссертации, заключается в разработке методологических подходов и рекомендаций, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы создания и поэтапной реализации социально-экономических методов управления экологически безопасным развитием России в процессе ее интеграции в мировое сообщество на переходной стадии адаптации к условиям рыночной экономики. 7.

Предложенные методологические подходы, методические приемы и рекомендации реально применялись и могут быть в дальнейшем использованы в процессе разработки концепций программ управления социально-экономическим развитием России и ее отдельных регионов на основе учета принципов и факторов экологической интеграции в мировое сообщество. Кроме того, основные научные результаты исследования могут быть использованы для обоснования планов перспективного экологически безопасного устойчивого социально-экономического развития на национальном и региональном уровнях.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались на национальных и международных конференциях, симпозиумах и семинарах в городах: Москва, Санкт-Петербург, Берген (Норвегия), Берлин (Германия), Лаксенбург (Австрия), Пекин (Китай), Хельсинки, Эспо (Финляндия).

Выводы и предложения диссертационного исследования были использованы в концепции Ленинградского хозрасчетного региона (1989 г.), бизнес-плане перспективного развития Санкт-Петербурга (1989 г.), в программе фундаментальных исследований РАН «Экология Санкт-Петербурга» (1989 г.), а также в государственных программах РФ, — «Экологическая безопасность России» (1994 г.) и «Возрождение Волги» (1994 г.).

Структура диссертации. Диссертационное исследование изложено на 12Гстраницах, состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, приложений, таблиц и рисунков.

Выводы.

1. В концепции экологической безопасности произошло слияние жизненных интересов отдельной личности, территории, государства с общечеловеческими интересами сохранения жизни на Земле. Впервые в истории цивилизации появилась возможность единения духовного начала и активной созидательной деятельности по устойчивому развитию.

2. Новая модель развития инициировала и новые политические интересы, а также формы их реализации. Данная ситуация оказала благоприятное воздействие на быстрое формирование зеленых партий и их достаточно весомую роль в политической жизни. Крупные политические партии в Европейских странах в начале семидесятых недооценили политическое значение экологических проблем и их роль в общественном мнении. Тем самым они допустили возникновение свободной политической ниши, чем и воспользовались «зеленые» .

3. Партии зеленых в Европейских странах стали выразителями не только зеленых движений в их общественном смысле, но и экологических предпринимательских кругов, для которых экологическая безопасность становится зоной экономических интересов и областью основной деятельности. Сектор экономики должен иметь, если не своих представителей, то, по крайней мере, своих приверженцев, как в исполнительной, так и в законодательной структурах управления госудраством. Вот почему «зеленые» так активно участвуют в разработке и контроле реализации государственных экологических программ, а они есть во всех странах Европейского Экономического Союза.

4. Наличие четко определенной сферы деловой активности способствовало развитию и поэтапному закреплению нового мировоззрения, вошедшего в качестве одного из главных факторов политических процессов, как в отдельной стране, так и в мировом сообществе.

5.

Введение

экологической компоненты в политику придало экономической деятельности в области экологической безопасности политический смысл. Поиски оптимальных или допустимых компромиссных соотношений в триаде: экономика — политика — экологическая безопасность определяют новое содержание комплексного подхода к регулированию хода общественно-исторического процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. И. Живое вещество и биосфера. Отв. ред. академик к. JI. Яншин. — М.: Наука, 1994. — ?70 с.
  2. Верховенство права/ Сборник: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992. — 216 с.
  3. Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 526 с.
  4. В. И. Апокалипсис. Завет ушедших поколений. — Л-д — СПб.: А/О «Мобильность плюс», 1993. — 56 с.
  5. История взаимодействия общества и природы: Факты и концепции: Сборник тезисов докладов/ Отв. ред. академик В. П. Алексеев, 1990. Ч. I. — 198 с, Ч. II—III. — 147 с.
  6. А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. — М.: Прогресс, 1991, 340 с.
  7. К. Я., Данилов-Данильян В. И., Донченко В. К., Лосев К. С. Экология и политика. — Спб.: НИЦЭБ РАН. 1993. — 286 с.
  8. В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. — М.: Ин-т охраны природы и заповедного дела, 1992. — 174 с.
  9. Курс экономической теории/ Учебное пособие под редакцией проф. Че-пурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. — Киров: Московский государственный институт международных отношений МИД РФ, 1994. — 624 с.
  10. Н. Н. Экология человечества глазами математика. — М.: Молодая гвардия. — 1988. — 255 с.
  11. Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия. — 1990.- 352 с.
  12. Р. Послание Президента США о мерах борьбы с загрязнением окружающей среды. МЭ АН/ЛР. 10.02.70. — 30 с.
  13. С. А. Обеспечение устойчивого развития народного хозяйства в условиях меняющегося климата и глобальных изменений природной среды. — В сб.: Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. — М.: ВИНИТИ, № 5, 1994, с. 3—18.
  14. Политическая экономия современного капитализма: учебное пособие/ Под ред. В. С. Торкановского. — СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1993. — 544 с.
  15. Политология: Энциклопедический словарь/ Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. — М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. — 431 с.
  16. К. Р. Открытое общество и его враги. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Международный фонд «Культурная инициатива» SOROS FOUNDATION (USA), 1992, т. I, 446 е., т. II, 526 с.
  17. Н. Ф. Популярный биологический словарь. — М.: Наука. 1990.- 544 с.
  18. Н. Ф. Природопользование. Словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990. — 640 с.
  19. Страны мира: Краткий полит.-экономический справочник. — М.: Республика, 1993. — 489 с.
  20. А. Д. Устойчивое развитие: ноосферные перспективы. — М.: Метроном. Российско-германский экологический журнал. № 2, 1993. — С. 65—66.
  21. А. Мир как воля и представление. — М.: Наука. Т. И, 1993. 671 с.
  22. А. Э. Утопии и социализм. — М.: Наука, 1993. — 271 с.
  23. Gore Al. Earth in the Balance. Ecology and the Human Spirit. PLUME. New York. N. Y. — 1993. — 408 pp.
  24. Глава II. Сущность экологической интеграции России в мировое сообщество
  25. Социально-экономические предпосылки экологической интеграции
  26. Новые бизнесмены уже запомнили некоторые правила из рыночной экономики, в частности, одно из них о возможности успеха, когда есть потребность в товарах и услугах, а их самих пока еще нет.
  27. Одним из главных направлений вхождения России в рыночные отношения должно стать восстановление на новой основе интеграционных процессов.
  28. Экологическая интеграция включает постановку проблемы и разработку стратегии достижения множества целей, которые в совокупности определяют направления выхода как из экологического, так и экономического кризисов.
  29. Одной из ведущих целей собственно интеграционного процесса рассматривается — снятие противоречий, обусловленных границами (в широком смысле) в различных сферах человеческой деятельности.
  30. В связи с этим представляется актуальным проведение сравнительной оценки возможных приоритетных сфер (направлений) интеграционного процесса в самом Российском государстве, а также интеграции России со странами СНГ и в мировое сообщество.
  31. Экспертная оценка приоритетных путей интеграционного процесса22.1. Выбор метода сравнительного анализа приоритетных путей интеграционного процесса
  32. В исследовании была предпринята попытка провести сравнительный анализ перспективных целей, принципов и методов в различных сферах интеграционного процесса с использованием социометрического подхода.
  33. Социально-экономические процессы, к которым можно отнести и интеграцию, отличаются от чисто социальных возможностью комплексного использования качественных и количественных методов для их оценки по имеющимся или прогнозируемым результатам.
  34. В применяемых количественных методах наиболее важную роль играют три основные компоненты: индикаторы, средства обработки и собственно социометрические модели.
  35. Между тем, степень валидности социометрической модели не может быть установлена на основе одних лишь теоретических соображений и во многом должна определяться практикой.
  36. Основной предмет нашего исследования — изучение перспективных путей экологической интеграции внутри государства Российского, России со странами СНГ и в мировое сообщество.
  37. Достижение поставленной цели эксперимента проведем в три этапа.
  38. Первый этап — подготовка исходной информации, второй — проведение собственно эксперимента и третий — аналитический.22.2. Эксперимент по проведению экспертной оценки приоритетных путей интеграционного процесса России
  39. Первый этап эксперимента (подготовительный)
  40. Образовательная (просветительская).10. Территориальная.
  41. Цели интеграционного процесса.1. Добровольное объединение.
  42. Объединение на основе соглашений.3. Силовое объединение.1. Методы интеграции.1. Переговоры.2. Совместная деятельность.3. Силовое воздействие.1. Принципы интеграции.1. Добровольность.2. Доверие.3. Взаимопомощь.4. Согласованность действий.
  43. Соблюдение условий соглашений.
  44. Ответственность за нарушение обязательств.
  45. Уважение и соблюдение интересов третьей стороны.
  46. Проведенная формализация в значительной степени облегчила процедуру выбора коллективов респондентов или экспертов.
  47. В нашем эксперименте было сформулировано три вопроса, идентичных для каждого из иерархических уровней интеграционного процесса: внутренняя интеграция России, интеграция со странами СНГ и в мировое сообщество. Вопросы эти следующие:
  48. Какие цели наиболее перспективны для интеграционного процесса в современных условиях?
  49. Какие методы наиболее эффективны для интеграционного процесса в современных условиях?
  50. Какие принципы наиболее важны для интеграционного процесса в современных условиях?
  51. Второй этап эксперимента (практический)
  52. На данных мероприятиях проводился личных опрос возможных экспертов и каждому из них было предложено в трех опросных картах, выполненных в виде аналитических матриц (Приложения 1, 2, 3), проставить свою оценку.
  53. Среди экспертов были государственные деятели России и стран СНГ (Беларуси, Грузии, Казахстана, Молдовии и Украины), ученые, специалисты и представители администраций субъектов Российской Федерации.
  54. Третий этап эксперимента (аналитический)
  55. По замыслу эксперимента экспертные карточки не нумеровались, заполнялись добровольно. Всего было заполнено и обработано 37 серий опросных карт, по девять матриц в каждой.
  56. Использование качественных оценок во многом сняло психологические барьеры и стимулировало принятие экспертами обобщенно-независимых решений.
  57. В процессе дальнейшей обработки была произведена трансформация аналитических матриц с качественными оценками в матрицы с количественными оценками. Для этого оценочным символам были присвоены веса:+ 1-- + (-1)-+ 0.
  58. Применение данного приема позволило выполнить количественную оценку качественных показателей интеграционных процессов: государства Российского, России со странами СНГ и России в мировое сообщество.
  59. Результаты экспертных оценок процесса экологической интеграции респондентов в каждой серии эксперимента представлены в таблице 2.1.
  60. Анализ экспертных оценок по -всем рассмотренным сферам интеграционного процесса России, на различных иерархических уровнях, позволил установить их рейтинги, которые представлены в таблице 2.2.
  61. Оценка перспективности целей интеграции государства Российского1. Добровольное объединение
  62. Объединение на основе соглашений1. Силовое объединение
  63. Баллы -15 -10 -5 0 5 10 15
  64. Оценка эффективности применения методов интеграции государства Российского1. Переговоры 1. Совместная деятельность 3. Силовое воздействие
  65. Баллы -15 -10 -5 0 5 10 15
  66. I. Оценка важности заложенных принципов интеграции государства Российского1. Добровольность 2. Доверие 3. Взаимопомощь 4. Согласованность действий
  67. Соблюдение условий соглашения
  68. Ответственность за нарушение обязательств
  69. Рис. 2.1. Обобщенные экспертные оценки (в относительных баллах) интеграционного процесса государства Российского.
  70. Оценка перспективности целей интеграции России со странами СНГ1. Добровольное объединение
  71. Объединение на основе соглашений3. Силовое объединение
  72. Баллы -15 -10 -5 0 5 10 151. Оценка эффективности применения методов интеграции России со странами СНГ 1. Переговоры 2. Совместная деятельность 3. Силовое воздействие
  73. Баллы -15 -10 -5 0 5 10 15
  74. I. Оценка важности заложенных принципов интеграции России со странами СНГ1. Добровольность 2. Доверие 3. Взаимопомощь 4. Согласованность действий
  75. Соблюдение условий соглашения
  76. Ответственность за нарушение обязательств
  77. Рис. 2.2. Обобщенные экспертные оценки (в относительных баллах) интеграционного процесса России со странами СНГ.
  78. Оценка перспективности целей интеграции России в мировое сообщество1. Добровольное объединение
  79. Объединение на основе соглашений3. Силовое объединение
  80. Баллы -15 -10 -5 0 5 10 151. Оценка эффективности применения методов интеграции России в мировое сообщество 1. Переговоры 2. Совместная деятельность 3. Силовое воздействие
  81. Баллы -15 -10 -5 0 5 10 15
  82. I. Оценка важности заложенных принципов интеграции России в мировое сообщество1. Добровольность 2. Доверие 3. Взаимопомощь 4. Согласованность действий
  83. Соблюдение условий соглашения
  84. Ответственность за нарушение обязательств -'
  85. Рис. 2.3. Обобщенные экспертные оценки (в относительных баллах) интеграционного процесса России в мировое сообщество.
Заполнить форму текущей работой