Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мировой опыт развития пенсионных систем: общемировые тенденции и межстрановые различия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодняшний день в мире существует и успешно функционирует большое количество различных типов пенсионных фондов, при этом, исходя из накопленного мирового опыта, становится очевидным, что более прогрессивным способом аккумулирования пенсионных накоплений являются частные пенсионные фонды. Наибольшее развитие частные пенсионные фонды получили в США, где серьезно развит рынок ценных бумаг, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Основные демографические и экономические факторы эволюции пенсионных систем
    • 1. 1. Цели и задачи пенсионного обеспечения в условиях изменения демографических тенденций
    • 1. 2. Факторы, определяющие специфику выбора пенсионной системы и ее динамику в странах с различным уровнем экономического развития
    • 1. 3. Основные направления реформирования пенсионных систем в условиях демографических изменений
  • Глава II. Пенсионные системы: механизм функционирования и способы организации
    • 2. 1. Классификация и типология пенсионных систем
    • 2. 2. Пенсионные фонды как инструмент реализации пенсионных систем
    • 2. 3. Взаимосвязь пенсионной системы и финансовых рынков
  • Глава III. Пенсионные системы в современном мире: комбинации старого и нового
    • 3. 1. Опыт построения и реформирования пенсионных систем в развитых странах
    • 3. 2. Пенсионные реформы в развивающихся странах и странах с переходной экономикой
    • 3. 3. Динамика пенсионной системы в России: успехи и неудачи реформирования. Возможность использования зарубежного опыта в проведении реформ

Мировой опыт развития пенсионных систем: общемировые тенденции и межстрановые различия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одними из главных вопросов в области социально-экономической политики государства выступают вопросы пенсионного обеспечения. По своей политэкономической сути пенсионное обеспечение выражает согласование экономических интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага.

Несмотря на то, что первые пенсионные системы возникли уже более 100 лет назад, и прошли не один этап реформирования, сегодня проблемы пенсионного обеспечения даже в развитых странах вновь серьезно обострились. Это связано в первую очередь с демографическими факторами, которые не всегда учитывались при проведении реформ в прошлом. Демографическая ситуация в большинстве развитых стран (Европа, США, Австралия) в настоящее время характеризуется следующей особенностью: происходит замедление роста численности трудоспособного населения, или даже его сокращение. При этом присутствует тенденция к резкому увеличению населения в возрасте более 60, и даже более 80 лет, что неизбежно приводит к потенциальному росту числа недееспособных членов общества и инвалидов, то есть к росту числа пенсионеров.

При этом развитие экономики и рост уровня жизни населения в большинстве как развитых, так и развивающихся государств не только усугубили влияние демографических факторов, но и привели к появлению новых факторов, влияющих на состояние пенсионной системы. Среди них такие как: увеличившаяся продолжительность жизни при сокращении рождаемости, что приводит к дисбалансу взносов и выплатранний уход на пенсию, а значит сокращение трудового периода и периода уплаты взносовувеличение коэффициента зависимости и нагрузки на трудоспособное население.

Главная проблема заключается в том, что «стареющие» государства могут оказаться не в состоянии выплачивать своим пожилым гражданам пенсии и обеспечивать их медицинской и социальной помощью. Экономический рост в этих государствах идет недостаточно быстро — ныне экономики Японии и Западной Европы находятся в стагнации. Уже заметна тенденция сокращения в них числа работающих, а, соответственно, и числа потребителей — в ближайшем будущем этот процесс может набрать силу. Таким образом, будущие пенсионеры, находящиеся в расцвете лет сегодня, могут просто не суметь обеспечить себе достойную старость. Наиболее пессимистичный сценарий предусматривает, что трудности с содержание пенсионеров в 2050 году обернутся глобальным финансовым кризисом.

Все эти факторы в совокупности привели к серьезному увеличению пенсионной нагрузки на государственные бюджеты и поставили перед правительствами вопрос об уменьшении доли распределительной пенсионной системы и увеличении доли накопительной, для чего необходимо было, в первую очередь, создать благоприятные условия. При этом, как показывает опыт разных стран, реформирование пенсионной системы часто приводит к социальному недовольству, так как связано либо с увеличением пенсионного возраста, либо с отказом от льготных пенсий, либо с увеличением взносов в пенсионные фонды.

Подобным образом складывается ситуация и в развивающихся странах: новых индустриальных странах, странах с переходной экономикой и других. Там проблемы стоят более остро, так как в этих государствах только начинается переход от распределительной системы к накопительной.

В совокупности эти и другие причины подтверждают недостаточную разработанность ряда аспектов проблемы, выбранной для исследования в данной диссертации. Основной акцент в диссертации был сделан на анализ зарубежных источников и опыта развитых и развивающихся стран в области построения и реформирования пенсионных систем, а также выявления факторов, влияющих на динамику пенсионного обеспечения. Следует отметить, что последние годы в зарубежной, и в отечественной практике все более очевидной становится необходимость обобщающего анализа, комплексного подхода к изучению причин и форм проявления кризисных состояний большинства мировых пенсионных систем, выбора инструментов управления ими для более эффективного выявления значимых факторов, предупреждения и снижения уровня потерь при неблагоприятном развитии демографических и экономических тенденций. Именно такой подход определил формулировку основной цели данного диссертационного исследования.

При очевидном научном интересе со стороны исследователей к проблемам в области реформирования пенсионного обеспечения и его адаптации к условиям современного общества, до недавнего прошлого мировой опыт не был в достаточной мере востребован отечественной практикой. До начала 90-х годов в отечественной практике не отмечалось попыток серьезного пересмотра систем социального обеспечения, не существовало условий применения достижений экономической науки и практического опыта зарубежных стран к российским реалиям. Неспособность пенсионного обеспечения выполнять свои основные функции привела к тому, что пенсионная система России столкнулась с серьезными трудностями, а в конце 90-х годов оказалась в кризисном состоянии.

Некоторые варианты решения подобных проблем содержатся в отдельных работах, посвященных анализу пенсионных реформ в разных странах, работе негосударственных пенсионных фондов и другим аспектам. Много внимания в периодической и научной литературе уделяется вопросам становления и развития пенсионной системы в России, неоднозначные последствия проведенных в нашей стране пенсионных реформ вызывают большое количество дискуссий как внутри страны, так и за рубежом. В основном, в литературе обсуждаются вопросы сущности и экономической природы пенсий, проблемы изменения пенсионного возраста, экономические проблемы содержания нетрудоспособных членов общества и т. п. Однако вопрос о пенсионной системе, отвечающей требованиям современного мирового сообщества требует, как нам представляется, детального и системного подхода.

Таким образом, назрела необходимость приведения полного, всестороннего исследования в области теории построения пенсионных систем с определением факторов, влияющих на динамику пенсионного обеспечения и обоснованием критериев выбора стратегии пенсионных реформ в странах с различным уровнем экономического развития.

Это и определяет актуальность и необходимость данной работы. Цели и задачи исследования. Целью диссертации является изучение экономических основ формирования пенсионных систем в зарубежных странах, выявление основных тенденций в проведении пенсионных реформ в развитых и развивающихся странах в условиях демографических изменений, а также анализ возможностей, открывающихся для России в проведении пенсионной реформы.

Для достижения данной цели в рамках диссертационной работы были поставлены следующие задачи:

— изучить и проанализировать основные виды пенсионных систем;

— выявить факторы, определяющие тип пенсионной системы и показать их влияние на существующие пенсионные системы;

— рассмотреть деятельность пенсионных фондов и показать их влияние на пенсионное обеспечение;

— рассмотреть и проанализировать опыт пенсионных реформ в развитых и развивающихся странах;

— показать основные направления реформирования пенсионной системы в России;

— обосновать необходимость и возможность использования зарубежного опыта функционирования пенсионных систем в России.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования диссертационной работы являются типы пенсионных систем и основные направления пенсионного реформирования в зарубежных странах.

Предметом исследования выступают факторы, определяющие тип пенсионной системы, и особенности складывающихся пенсионных систем в странах с различным уровнем развития экономики.

Теоретические и методологические основы диссертационной работы. Теоретические основы исследования опираются на работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области пенсионного обеспечения, а также законодательные и правовые акты. Среди российских исследователей выделены работы Александрова Д. Г., Аникина А. В., Ерошенкова С. Г., Дегтярь Л. Г., Зурабова М. Ю., Красавиной JI.H., Скаржинского М. И., Соловьева А. В., Сонина М. Я., Урланиса Б. И., Четыркина Е. М, Шатохина И. Г. и др.- среди иностранных исследователейработы Пальмера, Стиглица Дж., Боскина М., Конрада Г., Фридмана Б., Линдемана Д., Дэвиса И. П. и ряда других.

Теоретические разработки по вопросам социального обеспечения опираются на труды Бевериджа У., Демченко В., Ройка В. Д., Соловьева А. К., Федоровой Т. А. Над проблемой рациональной инвестиционной политики и формирования оптимального инвестиционного портфеля пенсионных фондов работали ряд российских и зарубежных ученых: Александер Г., Антони Р. Н., Бейли Дж., Беренс В., Бухонова С. М., Виленский П. Л., Русакова Н. Д., Марковиц Г., Пайк Р., Ревентлоу П., Сейтц Н., Сигел С. А., Смоляк Г. А., Фатхутдинов Г. А., Холт Р., Шабалин Е. М., Шарп У.

В качестве исходной информации в диссертации использованы законодательные и информационно-статистические материалы, касающиеся пенсионных систем, как зарубежных стран, так и России. В качестве информационной базы использовались официальные статистические данные МВФ, Мирового Банка, ООН, ОЭСР, МОТ, а также Госкомстата РФ, Минтруда РФ, Пенсионного Фонда РФ, бюджеты Пенсионного Фонда РФ. В процессе работы над диссертацией автором также использовалась информация российских периодических изданий «Эксперт», «Пенсия», «Пенсионные деньги», «Человек и труд», «Финансы», «Рынок ценных бумаг», «Коммерсант», «Аргументы и факты» и ряда других.

Методология и методика исследования основана на использовании диалектической логики и системного подхода, приемах анализа и синтеза, дедукции и индукции. Широко использованы методы сравнения, наблюдения, детализации, группировки и обобщения.

Научная новизна диссертационного исследования представлена следующими положениями и выводами:

— теоретически обосновано, что основными целями и задачами пенсионного обеспечения в изменившихся демографических условиях (увеличение продолжительности жизни, снижение уровня рождаемости и смертности, старение населения и т. д.) являются следующие: обеспечение людям гарантированного дохода после выхода на пенсию, защита пенсионеров от возрастающих социальных, экономических и психологических рисков, обеспечение социальной справедливости;

— на основе выявления демографических изменений и их последствий в разных странах доказано влияние демографического фактора на динамику пенсионного обеспечения, выражающееся в растущем дисбалансе пенсионных систем из-за чрезмерной нагрузки связанной с повышением числа пенсионеров;

— выявлены и систематизированы экономические и политические факторы, определяющие тип и направление развития пенсионной системы: величина ВВП и уровень ВВП на душу населения, доходы государственного бюджета и доля расходов на выплату государственных пенсий в ВВП, уровень заработной платы и инфляции, уровень жизни граждан, состояние рынка капитала (рынка ценных бумаг) и кредитной системы и т. д., имеющие приоритетное значение для оценки возможностей реформирования пенсионной системы;

— в результате детального анализа пенсионных систем в разных странах разработана классификация систем по важнейшим признакам и составлено описание каждого типа пенсионных системдоказана и проиллюстрирована взаимосвязь пенсионной системы и финансовых рынков, прежде всего рынка ценных бумаг, сделан вывод о необходимости наличия эффективно функционирующего фондового рынка для перехода к накопительной пенсионной системе;

— проведен сравнительный анализ пенсионных систем в странах с развитой и развивающейся экономикой на основе деления стран на группы, и выявлены особенности систем с точки зрения уровня развития пенсионного обеспечения, степени влияния демографического фактора, готовности к проведению пенсионных реформ, наличия источников для перехода к накопительной пенсионной системе и т. д.;

— на основе вывода о необходимости использования зарубежного опыта в реализации российской пенсионной реформы предложены конкретные направления дальнейшего реформирования, призванные увеличить эффективность пенсионной системы в России и приблизить ее к общемировым стандартам: создание дополнительных профессиональных пенсионных систем для работников организаций, освобождение от прямого налогообложения инвестиционного дохода профессиональных пенсионных фондов, обеспечение регулирования, контроля и прозрачности негосударственных пенсионных фондов, принятие необходимых законодательных актов и т. д.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные и обоснованные в нем научно-практические положения могут быть использованы при разработке документов программного характера, определяющих стратегию развития систем пенсионного обеспечения в современных экономических и демографических условиях. Предложенные в работе выводы и рекомендации по совершенствованию пенсионного обеспечения могут быть использованы при проведении пенсионной реформы в России, применены на практике управляющими пенсионных фондов. Материал работы может быть использован при чтении курсов «Экономика зарубежных стран», «Экономика социальной сферы», «Экономика общественного сектора», «Управления социальной сферой», «Инвестиционные институты», а также при подготовке спецкурсов по темам «Пенсионные фонды», «Пенсионные системы западных стран», «Реформирование пенсионного обеспечения в развитых и развивающихся странах».

Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию на кафедре экономики социальной сферы экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Основные результаты работы были изложены в докладах на конференциях «Ломоносовские чтения», тематических конференциях Международного союза экономистов в 2003;2006 гг.

По теме диссертации автором опубликовано 6 научных статей общим объемом 5,95 печатных листа.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения с выводами и рекомендациями, списка литературы, 9 приложений, изложена на 207 страницах, включает 25 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные выводы и рекомендации:

1. Одной из главных социальных проблем государства в современных условиях является проблема повышения жизненного уровня граждан. При этом, одним из основных способов выступает пенсионное обеспечение, предполагающее обеспечение достойного уровня жизни граждан при выходе на пенсию. Целью создания пенсионных систем является не государственная благотворительность, направленная на предотвращение бедности граждан в старости, а построение такого механизма, функционирование которого позволило бы осуществлять финансирование пенсий, гарантирующих поддержание достойного уровня жизни в старости и обеспечение большей социальной справедливости. При этом, формы реализации этих целей существенно отличались в разных странах.

Основными задачами, стоящими перед пенсионной системой в современных демографических условиях, являются следующие: 1) Обеспечение людям гарантированного дохода после выхода на пенсию, чтобы прекращение участия в трудовом процессе не означало автоматического снижения жизненного уровня- 2) Защита людей пенсионного возраста от возрастающих рисков, связанных с различными социальными и экономическими, а также моральными и физическими факторами.

2. Проблемы пенсионного обеспечения в мире особенно обострились в 80-е годы XX в. — именно в это время практически во всех развитых и во многих развивающихся государствах начались серьезные реформы пенсионных систем. Основным фактором, способствующим этому реформированию, как показал проведенный анализ, был кризис распределительной системы из-за появившегося дисбаланса между работающими (плательщиками) и неработающими (получателями) пенсий. Такой дисбаланс все в большей степени покрывался за счет государственных расходов, что и привело к необходимости перехода к новым системам пенсионного обеспечения. Однако полностью перейти на накопительную систему для большинства стран на данном этапе оказалось невозможно, так как уровень жизни населения и дифференциация доходов, не позволяли полностью отказаться от государственной пенсии и переложить это бремя на плечи самих работников. Выход был найден в постепенном, многоступенчатом варианте пенсионных реформ. Первые результаты проведенных реформ доказали правильность такого плавного перехода, но уже в 90-е годы вновь серьезно обострилась демографическая ситуация, что привело к необходимости дальнейшего совершенствования пенсионного обеспечения.

3. Проведенный в исследовании анализ мирового опыта пенсионного обеспечения показал, что на практике существует большое количество различных типов пенсионных систем и их комбинаций. При этом, как доказывает исследование, пенсионная система должна отвечать уровню и устойчивости экономического развития страны, ее масштабам, традициям, накопленному опыту социального обеспечения, степени организованности наемных работников, институциональному развитию пенсионного обеспечения. В частности в основу разработанной автором классификации пенсионных систем были положены следующие признаки: субъект осуществления пенсионного обеспечения, его форма, наличие страхования, уровень охвата, цели, метод финансирования, вид института социальной защиты, источники финансирования.

4. После проведения в рамках исследования подробного рассмотрения каждого вида пенсионных систем автором был сделан вывод о том, что в чистом виде представленные разновидности пенсионных систем не присутствуют ни в одной стране, они перекликаются и дополняют друг друга. На сегодняшний день в мире существует около 268 различных пенсионных систем, представляющих самые различные формы сочетания накопительных и распределительных моделей. К концу истекшего столетия лишь пять государств — Чили, Боливия, Сальвадор, Мексика и Казахстанполностью отказались от распределительной системы и перешли на чисто накопительную.

5. Проведенный анализ показывает, что пенсионная система, основывающаяся на накопительных принципах, характеризуется большей устойчивостью, не зависит от демографических рисков и больше, чем распределительная система соответствует экономико-демографическим требованиям, однако указанные достоинства не могут признать ее полностью эффективной в достижении основных целей пенсионной политики. Этот факт привел к необходимости диверсификации пенсионного обеспечения и сочетании обеих моделей, появлении, так называемой, распределительно-накопительной или смешанной системы, где присутствуют как элементы распределительной системы — в виде обязательной пенсии всем неработающим, выплачиваемой за счет взносов работающих членов общества, и дополнительной пенсии, образующейся за счет инвестирования определенной части взносов на финансовых рынках. В большинстве развитых стран пенсионная система сегодня является трехуровневой: 1-й уровеньобязательная государственная система с внутрии межпоколенческим перераспределением- 2-й уровень — обязательная накопительная система, в которой пенсия зависит от средств, накопленных на индивидуальных счетах пенсионеров, и инвестиционных доходови 3-й уровень — добровольное частное пенсионное страхование.

6. Результаты диссертационного исследования позволили сделать вывод о том, что вид пенсионной системы в немалой степени зависит от многих экономических, политических и других факторов, преобладающих в определенное время в отдельной стране. Следовательно, вопрос об оптимальных параметрах системы пенсионного обеспечения не может рассматриваться в отрыве от конкретных социально-экономических, политических и демографических условий, в которых она будет функционировать. Среди таких существенных факторов автором было выделено несколько групп: экономические факторы (уровень ВВП, доходов государственного бюджета, заработной платы, инфляции и степень развития финансового рынка, рынка ценных бумаг и кредитной системы и т. д.), уровень развития пенсионного обеспечения {доля расходов в ВВП), демографические факторы (уровень рождаемости и смертности, продолжительность жизни, соотношение численности населения трудоспособного возраста с численностью пенсионеров (коэффициента зависимости) и т. д. Детальный анализ этих факторов привел к выводу, что изменение их соотношения и условий развития страны приводит к необходимости либо замены пенсионной системы, либо ее реформирования. О чем наглядно свидетельствует исторический опыт развития пенсионных систем в различных странах.

7. На основе проведенного межстранового сравнения и разработки классификаций в исследовании был сделан вывод о том, что приоритетное место в структуре пенсионной системы занимают пенсионные фонды, которые являются, по сути, инструментом реализации пенсионного обеспечения. Автором была разработана классификация пенсионных фондов по следующим признакам: в зависимости от субъекта образования {государственный и негосударственный), субъекта управления {застрахованный и незастрахованный), источника финансирования {фондированный и нефондированный), типа договора {с установленным размером выплат и с установленным размером взносов), обязательности участия {с добровольным участием работника и с обязательным участием работника), количества учкстников {индивидуальные схемы и групповые схемы), возможности участия {открытые и закрытые).

8. На сегодняшний день в мире существует и успешно функционирует большое количество различных типов пенсионных фондов, при этом, исходя из накопленного мирового опыта, становится очевидным, что более прогрессивным способом аккумулирования пенсионных накоплений являются частные пенсионные фонды. Наибольшее развитие частные пенсионные фонды получили в США, где серьезно развит рынок ценных бумаг, что позволяет пенсионным фондам осуществлять эффективные вложения денежных средств и обеспечивать выплаты пенсий. В то же время в Западной Европе, где пенсионные фонды также успешно функционируют, их стратегия несколько иная. Преимущественное развитие кредитной системы по отношению к рынку ценных бумаг привело к тому, что, пенсионные фонды, во-первых, наряду с вложениями в ценные бумаги практикуют венчурное финансирование, во-вторых, инвестируют денежные средства преимущественно не в акции, а в облигации, т.к. во многих европейских странах не очень развита акционерная форма собственности. Принципиальным отличием является также отсутствие в некоторых странах (например, в Германии) классических пенсионных фондов и развитие частного страхования по обеспечению старости в форме заключения договоров о пенсионном страховании.

9. Реформирование пенсионной системы, как показало проведенное исследование, может проходить по трем основным направлениям: 1) модернизация существующей распределительной пенсионной системы без введения накопительных схем- 2) переход к накопительным схемам и резкое ограничение при этом распределительного компонента (или даже полный отказ от него) — 3) принятие того или иного смешанного варианта, означающего сочетание распределительных и накопительных принципов.

10. Проведенный в исследовании анализ концепций пенсионных реформ и ведущихся вокруг них дискуссий позволил сделать ряд выводов:

— на современном этапе в основе реформ подавляющего большинства государств лежит не замена существующей системы, а ее модернизация и введение параллельной многоуровневой схемы, сочетающей государственную распределительную пенсионную систему, накопительную схему и добровольное пенсионное страхование;

— переход к новой системе во всех странах происходит постепенно;

— отдельные элементы перехода, а также источники его финансирования в каждой стране имеют специфические особенностиразработка концепций реформ, особенно в развивающихся странах, происходила в условиях острой политической борьбы и часто планы разработчиков претерпевали существенные измененияво многих странах отмечается недостаточная разработанность и незавершенность отдельных моментов реформ;

— в большинстве стран пенсионные реформы начинаются при условии наличия определенных условий: экономического роста и повышения заработной платы.

Имеющиеся между странами различия в концепциях пенсионных реформ обусловлены разными способами и скоростью ведения накопительных элементов, а также характером сочетания распределительных и накопительных пенсионных систем.

11. При проведении пенсионных реформ в развитых странах используются различные методы адаптации устаревших пенсионных систем к изменившимся социальным и демографическим условиям. Современным пенсионным системам развитых стран присущи следующие общие черты: 1) наличие трех основных уровней пенсионного обеспечения — обязательное, добровольное корпоративное и личное- 2) государственное регулирование и контроль- 3Стимулирование корпоративной и личной формы пенсионного обеспечения- 4) индивидуализация пенсионных систем, усиление связи пособия с уровнем и продолжительностью страховых взносов. Среди характерных отличительных черт пенсионных систем можно назвать, например, конкретное решение проблем формирования и распределения пенсионных взносов, демографических проблем (изменение пенсионного возраста), проблем увеличения пенсионных взносов.

12. В развивающихся странах — новых индустриальных, странах с переходной экономикой — основными мерами, призванными решить назревающие демографические и экономические проблемы, как показало исследование, должны стать следующие: 1) переход от распределительной к накопительной пенсионной системе- 2) повышение возраста выхода на пенсиюЗанижение «пенсионного покрытия» дохода до выхода на пенсию- 4) борьба с инфляцией и защита пенсионных накоплений- 5) развитие фондового рынка для увеличения пенсионных сбережений через накопление.

13. Анализ первых результатов пенсионной реформы в России показал, что есть немало трудностей в ее реализации, а также много пробелов в самой концепции пенсионной реформы, которые должны быть учтены и приняты во внимание Правительством при проведении дальнейшего реформирования. При этом необходимо, без сомнения, учитывать российскую специфику в процессе организации пенсионного обеспечения и формировании условий для перехода к накопительной системе. Богатый мировой опыт в области пенсионного обеспечения позволяет извлечь немало полезных уроков, главный из которых заключается в том, что любое механическое заимствование моделей и механизмов социальной защиты населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета конкретных социально-экономических, социально-культурных и социально-психологических особенностей и условий нежелательно и невозможно.

14. На основе анализа опыта пенсионного реформирования в развитых и развивающихся странах в исследовании рекомендованы некоторые направления дальнейшего реформирования пенсионной системы в России: стимулирование работодателей путем применения налоговых скидок и инвестиционных льгот, допуск в страну иностранных пенсионных фондов, увеличение размера пенсионных взносов и увеличение пенсионного возраста, увеличение числа возможных вариантов размещения денежных средств пенсионными фондами, субсидирование накопительных счетов государством и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 31.12.2002 № 197-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год»
  2. Федеральный закон РФ от 20.11.1990 № 340−1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № ПЗ-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»
  4. Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  7. Федеральный закон № 111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон № 175-ФЗ от 10.12.2003 г. «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год».
  9. Федеральный закон РФ от 31.12.2002 № 197-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год».
  10. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  11. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
  12. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 18-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон „О негосударственных пенсионных фондах“».
  13. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 395 «О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений».
  14. Д.Г. Принципы организации и финансирования пенсионных систем в развитых странах мира. СПб., 1997.
  15. Д.Г. Направления реформы пенсионной системы в России. -СПб., 1998.
  16. Д.Г. Альтернативы развития пенсионной реформы в России -СПб., 1998.
  17. Д.Г. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы. -СПб., 2000.
  18. Д.Г. Пенсионная система в России: состояние, проблемы, перспективы. СПб., 2000.
  19. Альманах «Золотая Книга России. Год 2002», 2002.
  20. JT.A. Развитие негосударственного пенсионного страхования. М., 1999.
  21. Англо-русский экономический словарь. Ок. 70 000 терминов. Изд.2, перераб. и доп. / под.ред. Аникина А. В. -М., 1981.
  22. А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России в XXI веке. М., 2000.
  23. Г. А. Реформы внебюджетных фондов социального страхования. -М&bdquo- 1997.
  24. Г. А. Социальные аспекты экономической реформы в России. М.: Экономический факультет МГУ, 1998.
  25. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие М., 2003.
  26. А. М., Егоров Е. Н., Жильцов Е. Н. Экономика социального страхования. М., 1998.
  27. Ю.М. Экономические проблемы содержания нетрудоспособных по старости при социализме/ под ред. А. С. Гусарова. Кишинев. 1987.
  28. Банки и небанковские кредитные организации и их операции./ под ред. Жукова Е. Ф. М., Вузовский учебник, 2004.
  29. Г. В. Пенсионное обеспечение в условиях формирования рынка. -М., 1999.
  30. О.П. Уровень пенсионного обеспечения. М., 1999.
  31. В., Хавронек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций / Пер. с англ. М., 1995.
  32. Г. М. Инвестирование промышленности негосударственными пенсионными фондами: Автореф.дисс.канд.экон.наук./ Санкт-Петербургский ун-т экономики и финансов СПб., 1996.
  33. Т.В. Реформирование системы пенсионного страхования в Германии: Дис.канд.экон.наук: 08.00.14.-М., 2005.
  34. Глобализация мировой экономики и место России / Отв. ред. М. Н. Осьмова. -М.: Экономический факультет, 2002.
  35. , Е. Ш. Социальные реформы. Что завтра? / Евгений Гонтмахер- ред.-сост. Э. Б. Гилинская. -М., 2005.
  36. Демография: современное состояние и перспективы развития: Уч. пособ. / Под ред. Д. И. Валентая. М., 1997.
  37. Г. П. Пенсионные реформы в России. М., 2003.
  38. С.Г. Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение фактического состояния пенсионной системы в России. М., 2004.
  39. С.Г. Переход к накопительной пенсионной системе. М., 2000.
  40. С.Г. Рост стратегических инвесторов. Мировой опыт пенсионных реформ. М.: МАКС Пресс, 2000.
  41. Е.Ф. Инвестиционные институты. М., «Банки и биржи», Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998.
  42. А.Е., Михайлов А. Ю. Демографические предпосылки реформирования пенсионной системы в России. М., 1999.
  43. Игонина, JI. JL Финансовая инфраструктура и экономический рост //Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. 2005. -N4.-С. 48−56.
  44. Е.Б. К проблеме реформирования пенсионных систем: Информационно-аналитический обзор (по материалам зарубежной прессы) // Вестн.научн.информ. /Институт международных экономических и политических исследований РАН М., 1998. № 7.
  45. С.П. Модель роста населения земли и экономическое развитие человечества // Вопросы экономики. 2000. № 12.
  46. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. Одобрена распоряжением правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-р. // Российская газета. 2001. 16 октября // Собрание законодательства РФ. 2001. № 40, ст. 3873.
  47. Концепция социально-экономического развития России (научный доклад) / Международный университет. М., 2004.
  48. И.А. Формы и методы пенсионного обеспечения. М., 1999.
  49. Н.А. Реформирование государственного пенсионного страхования в странах с переходной экономикой: Дис. д-ра.экон.наук. 08.00.07. М., 1999.
  50. JI.H. Финансовые и кредитныепроблемы инвестиционной политики. М., 2004.
  51. П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. 5-е изд. Спб.: Питер, 2003.
  52. Е.В. Формирование и управление государственных пенсионных фондов: Автореф. дисс. канд. эк. наук, СПб, 1996.
  53. Э.К. США: государство и социальное обеспечение. М.: Наука, 2000.
  54. , Л. Старение населения: структурные и тендерные особенности / Л. Лебедева // Человек и труд. 2006. — N 2. — С. 33−36.
  55. М. С. Надежны ли рейтинги надежности? //Финансовые услуги. М., 1995.
  56. А.И., Якушев Е. Л. Негосударственные пенсионные фонды. Спб.: Междунар. фонд истории науки, 1994.
  57. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф. В. П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М. Н. Осьмовой. -М., 2002.
  58. В.И., Гостева О. М., Згоржельский И. П., Мясин A.M., Лучкин А. Б., Никитина Н. Д. Атлас негосударственного пенсионного обеспечения населения Российской Федерации. Справ.-информ.изд. -М., Просвещение, 2002.
  59. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад /Отв. ред. А. Г. Вишневский. М., 2001.
  60. Население России на рубеже XX—XXI вв.еков: проблемы и перспективы/ Под. ред. В. А. Ионцева, А. А. Саградова. М., 2002.
  61. Нил Б., Пайк Р. Корпоративные финансы и инвестирование. СПб.: Питер, 2005.
  62. Ю.В., Русаков В. П. Сухова Н.Н. Пенсионная система в России: современное состоянме и пути реформирования М.: ЦЭМИ РАН, 1999.
  63. О.В. Моделирование процессов перехода к накопительной пенсионной системе : Дис.канд.экон.наук. 08.00.13. М., 2002.
  64. Отчет о мировом развитии 1996 от плана к рынку. — Всемирный банк, 1996.
  65. Пенсионная реформа. Под ред. М. Ю. Зурабова. М., Современная экономика и право, 2001.
  66. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы. СПб: Норма, 1998.
  67. А. П., Ордеев И. В. Очерки зарубежного страхования. М., 1997.
  68. Реформа пенсионной системы. Международный опыт и рекомендации для России/ Джанчурина А. К. и др. -М., 2003.
  69. Российский статистический ежегодник: стат.сб. Госкомстата России. М., 2003.
  70. М.И. Социальная политика. Переходная экономика России (Беседа девятая) Кострома, 2000.
  71. Современные проблемы пенсионной сферы. М., 2002.
  72. А.К. Экономика пенсионного страхования: Учеб пособие для вузов М., 2004.
  73. Социальная политика в период перехода к рынку. Проблемы и решения. Сб. статей/ под ред. А. Ослунда и М. Дмитриева. М., Моск. Центр Карнеги, 1996.
  74. Социально-экономические и организационно правовые основы современной пенсионной системы. М., 2002.
  75. Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М.: МГУ., 1997.
  76. Д.Я., Захаров С. В., Рахманова Т. В. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы. -СПб, Норма, 1998.
  77. .Ц. Эволюция продолжительности жизни. М., 1978.
  78. Страхование/ Под. ред. Федоровой Т. А. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.-Спб., 2006.
  79. Финансовая политика российского государства в условиях социальных и экономических реформ. Сб.науч.трудов/ Ростов -н/Д- 2002.
  80. Ю.Ю. Пенсионное страхование. М., 2001
  81. В. И. Социальное страхование в России и зарубежных странах. -М.: Интел-Синтез. 1997.
  82. Э.К. Старение населения и пенсионные реформы в странах большой семерки. М., 2002.
  83. М.А. Инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов, МГУ-М., 1995
  84. Е.М. Пенсионные фонды. Зарубежный опыт для отечественных предприятий, актуарные расчеты. М., 1993.
  85. У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. М. 2003.
  86. И.Г. Пенсионная система в России и за рубежом. М., 2002.
  87. А.Н. Пенсионные системы в России: современное состояние, проблемы реформирования. М., 1997.
  88. Е.Н. Государственные внебюджетные фонды РФ. М., 2002.
  89. Е.Н. Финансовое обеспечение социальной защиты населения в РФ. -Самара- 2004.
  90. В.Х. США: Демография и бизнес. Научно-аналитический обзор. М, 1993.
  91. ЮНИСЕФ, Социальный мониторинг «Инноченти», 2004, Флоренция: исследовательский центр ЮНИСЕФ «Инноченти», 2004- Социальный мониторинг «Инноченти».
  92. Т.В. Экономика некоммерческих организаций: Учеб. Пособие. -М., 2002.
  93. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. -М.: Наука, 1995.1. Периодические издания
  94. В. Актуарное оценивание финансовой деятельности НПФ. Методика практических расчетов // Пенсионные Фонды. 1995. — № 4(4).
  95. О.Т. Роль государства в развитии накопительных пенсионных систем// США. Канада: Экономика. Политика. Культура. 2003. -№ 1.
  96. , А. Переход к социально ориентированной модели экономического роста настоятельно необходим // Человек и труд. 2006. — N 4. — С. 11−15.
  97. В. Реформа пенсионной системы // Общество и экономика. 1998. -№ 6.
  98. Н. Попов А. Конец счастливой старости // РБК. 2006. — № 9.
  99. Н. О понятии финансовой устойчивости пенсионного фонда России. // Вопросы экономики. 2004. — № 7.
  100. , С. М. Количественная оценка потребительской и общественной эффективности социальных инвестиций // Экономический анализ: теория и практика. 2006. — N 10. — С. 14−22.
  101. А., Поманский А., Трофимов Г. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса// Вопросы экономики. 1999. -№ 2. С. 103−118.
  102. А., Андреев В. Население России в первой половине нового века. // Вопросы экономики. 2001. № 1.
  103. Выбрана модель пенсионной системы //Литовский курьер. -2001. -№ 43(347)
  104. Где министры держат свои пенсионные заначки// Комсомольская правда. -2004. от 01.10.
  105. С., Жуковский О. Негосударственные пенсионные фонды и банковская система // Пенсионные фонды. 1995. — № 31(1).
  106. Н.П. Проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России // Современные аспекты экономики. 2003. — № 2.
  107. JI. Пенсионные системы в современном мире Общие черты и национальные особенности //Пенсионные деньги 2003.
  108. Единый социальный налог и социально-экономические последствия его снижения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 18
  109. С.Г. Изменения в пенсионной системе и социальная стабильность в стране. // Человек и труд. 2002. — № 1.
  110. И. Роль НПФ в реализации новой модели пенсионного обеспечения // Человек и труд. 2002. — № 11.
  111. JT.A. Пенсионная система Франции: состояние и перспективы реформирования // Вопросы экономики М., 1995, № 9.
  112. М.Ю. Об актуальных вопросах пенсионного обеспечения // Пенсия.-2003.-№ 4.
  113. Каков инвестиционный потенциал пенсионной реформы? //Экономика России: XXI век. -2002. № 2(7)
  114. И. Международные требования к годовой отчетности пенсионных фондов // Пенсионные Фонды. 1997. — № 1(9).
  115. , И.В. Социальная стабильность как фактор экономического роста и финансовые механизмы ее реализации // Финансы. 2002. — N 8. — С. 61−64.
  116. Качество жизни пожилых людей // Социальное обеспечение. 2006. — N 7. -С. 27−29.
  117. , С. Б. Перспективы социальной политики в бюджете 2006 года : меняем курс или уточняем прежний? // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 2005. — N 11. — С. 3−14.
  118. Кому доверить свою пенсию? // Комсомольская правда. -2004. -№ 128(704)
  119. А.П., Хорева О. Б. Кризисные явления в демографическом развитии России и ее решение // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2001. № 4.
  120. Ликвидационная миссия. //Коммерсантъ-Деньги. -2005. № 44(549)
  121. М. Дилеммы пенсионных фондов // Пенсионные Фонды. -1997. -№ 2(10).
  122. Мойер А. Влияние времени на германскую систему обязательного пенсионного страхования// Социальный вестник. М., 2001. -№ 1.
  123. А. Пенсии от предприятий в Германии // Пенсии. 1997. — № 11.
  124. А. Установление законом пенсионного страхования в общей системе защиты старости в Германии // Пенсии. -1997. № 5.
  125. На пенсию в 65 лет. // Аргументы и факты. — 2005. — № 9.
  126. На что будем жить в старости // Комсомольская правда. -2003. от 03.10.
  127. Недород//Московские новости. -2005. -№ 34(1301).
  128. , С. М. Рынок и социальная политика государства // Деньги и кредит. 2005. — N 1. — С. 12−20.
  129. О реформировании системы обязательного социального страхования // Человек и труд. 2004. — № 1.
  130. Основные показатели доходов и уровня жизни населения России в I квартале 2006 года // Мониторинг доходов и уровня жизни населения. 2006. -N1.-C. 18−26
  131. Отечественные записки № 4(19), 2004.
  132. О ходе реализации пенсионной реформы // Пенсия. 2003. -№ 12.
  133. Пенсионное обеспечение в России: основные проблемы и тенденции/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -1997. -№ 19(64)
  134. М.Я., Дыскин А. А. Пожилой человек в семье и обществе// Социальная защита. 1996. № 2.
  135. Преемственность поколений: круглый стол //Человек. 1996.№ 5.
  136. , JI. Социальный, материальный и эмоциональный климат старости в России // Отечественные записки. 2005. — N 3. — С. 141−153.
  137. Проблемы реализации и практики применения пенсионного законодательства // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2002.-№ 13.
  138. Э. Финансирование пенсий по старости: распределительные и накопительные системы в Европейском Союзе // Пенсия. 1996. -№ 1.
  139. Реконструкция пенсионной системы в Республике Казахстан // Пенсия. -1997.-№ 11.
  140. В. Проблемы развертывания пенсионной реформы// Налоги и платежи. 1999. — № 4.-С.38 — 43.
  141. , В. Старение населения глобальный вызов XXI века и адекватные ответы// Человек и труд. — 2006. — N 2. — С. 33−35.
  142. Россияне оставили свои пенсионные заначки у государства. //Комсомольская правда. -2004. от 3.02.
  143. А.С. Страховые компании и фондовый рынок// Финансы. -2003.-№ 1.
  144. А.К. Прогноз развития пенсионной системы России в 2003—2005 годах // Пенсия. 2002. — № 7.
  145. А.К., Донцова С. А., Кувалкина Е. А. Актуарная оценка развития системы обязательного пенсионного страхования России до 2020 года // Пенсия. 2003. -№ 3. — с. 52.
  146. А.К. Актуарная оценка тарифной политики обязательного пенсионного страхования // Пенсия. 2003. -№ 9 — с. 45.
  147. Старшее поколение в России: Современная ситуация.//Россия и современный мир. 2000.№ 2(27). С. З 6−38.
  148. Р. Частные пенсии в США и их регулирование // Пенсия. 1997. -№ 12.
  149. О. Проблемы негосударственных пенсионных фондов. //Вопросы экономики. -2004. -№ 7. С. 123.
  150. Чтобы жить на полном пенсионе// Комсомольская правда. 2004. от 21.05
  151. Е. Реформирование системы социальной защиты населения в странах Восточной Европы //Мировая экономика и международные отношения. -1997. -№ 1.
  152. , Ю. Демографический переход и экономический рост // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — N 8. — С. 3−10.
  153. Andrews Е., Rashid М. The Financing of Pension System in Central and Eastern Europe. An Overview of Major Trends and Their Determinants. 1990−1993. World Bank. Technical Paper N339. Washington. D. C. World Bank. 1996
  154. Ahmad E., Dreze J., Hills J., Sen A. Social Security in Developing Countries. Clarendon Press. Oxford. 1995.
  155. Averting the Old Age Crisis: Politicies to Protect the Old and Promote Growth. Washington. D. C. World Bank and Oxford University Press. 1994.
  156. Balleantyne N. Actuarial Status of the OASI and DI Trust Funds // Social Security Bulletin. July. 1986.
  157. Boskin M. J. The Social Security System. NY. Twentieth Century Fund. 1984.
  158. Boskin M. J. Social Security and the American Family, 1987.
  159. Boskin M. J. Too many Promoses: The Univertain Future of Social Security. Homewood. IL. Dow Jones, Inwin, 1986.
  160. Conrad G. The emergence of Modern Retirement. Germany in an International Companion (1850−1960) Population. An English Selection. 1991. Vol. 3.
  161. Davis E. P. Pension Funds. Retirement Income Security and Capitals Markets. An International Perspective. Oxford: Clarendon Press. 1995.
  162. Dilnot A., Disney R., Johnson P. Whitehouse E. Pension Policy in the UK. London. The Institute for Fiscal Studies. 1994.
  163. Disney R. and P. Johnson, Pension Systems and Retirement Incomes Across OECD Countries. Cheltenham, UK, in press.
  164. Europen Economy: Aging and Pension Expenditure Prospects in the Western World N3 European Commission, Directorate for Economic and Financial Affairs. 1996.
Заполнить форму текущей работой