Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Газодинамика и локальная теплоотдача во впускной системе поршневого ДВС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные результаты исследований, изложенных в диссертации, докладывались и были представлены на «Отчетных конференциях молодых ученых», г. Екатеринбург, УГТУ-УПИ (2006 — 2008) — научных семинарах кафедр «Теоретическая теплотехника» и «Турбины и двигатели», г. Екатеринбург, УГТУ-УПИ (2006 — 2008) — научно-технической конференции «Повышение эффективности силовых установок… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ
  • 1. Состояние проблемы и постановка задач исследования
    • 1. 1. Основные элементы впускных систем поршневых ДВС
    • 1. 2. Газодинамика течения во впускных каналах и методы исследования процесса впуска в поршневых ДВС
    • 1. 3. Характеристики теплообменных процессов во впускной системе поршневого ДВС
    • 1. 4. Выводы и постановка задач исследования
  • 2. Описание экспериментальной установки и методов измерения
    • 2. 1. Экспериментальная установка для исследования процесса впуска в поршневом ДВС
    • 2. 2. Измерение частоты вращения и угла поворота коленчатого вала
    • 2. 3. Измерение мгновенного расхода всасываемого воздуха
    • 2. 4. Система для измерения мгновенных коэффициентов теплоотдачи
    • 2. 5. Система сбора данных
  • 3. Газодинамика и расходные характеристики процесса впуска в двигателе внутреннего сгорания при различных конфигурациях впускной системы. элемента
    • 3. 2. Влияние фильтрующего элемента на газодинамику процесса впуска при различных конфигурациях впускной системы
    • 3. 3. Расходные характеристики и спектральный анализ процесса впуска при различных конфигурациях впускной системы с разными фильтрующими элементами
  • 4. Теплоотдача во впускном канале поршневого двигателя внутреннего сгорания
    • 4. 1. Тарировка измерительной системы для определения локального коэффициента теплоотдачи
    • 4. 2. Локальный коэффициент теплоотдачи во впускном канале двигателя внутреннего сгорания при стационарном режиме
    • 4. 3. Мгновенный локальный коэффициент теплоотдачи во впускном канале двигателя внутреннего сгорания
    • 4. 4. Влияние конфигурации впускной системы двигателя внутреннего сгорания на мгновенный локальный коэффициент теплоотдачи
  • 5. Вопросы практического применения результатов работы
    • 5. 1. Конструктивное и технологическое исполнение
    • 5. 2. Энерго- и ресурсосбережение

Газодинамика и локальная теплоотдача во впускной системе поршневого ДВС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной задачей в развитии и совершенствовании поршневых двигателей внутреннего сгорания является улучшение наполнения цилиндра свежим зарядом (или другими словами повышение коэффициента наполнения двигателя). В настоящее время развитие ДВС достигло такого уровня, что улучшение какого-либо технико-экономического показателя хотя бы на десятую долю процента с минимальными материальными и временными затратами является настоящим достижением для исследователей или инженеров. Поэтому для достижения поставленной цели исследователи предлагают и используют разнообразные способы среди самых распространенных можно выделить следующие: динамический (инерционный) наддув, турбонаддув или нагнетатели воздуха, впускной канал переменной длины, регулирование механизма и фаз газораспределения, оптимизация конфигурации впускной системы. Применение этих способов позволяет улучшить ' наполнение цилиндра свежим зарядом, что в свою очередь повышает мощность двигателя и его технико-экономические показатели.

Однако использование большинства из рассматриваемых способов требуют значительных материальных вложений и существенной модернизации конструкции впускной системы и двигателя в целом. Поэтому одним из самых распространенных, но не самым простым, на сегодняшний день способов повышения коэффициента наполнения является оптимизация конфигурации впускного тракта двигателя. При этом исследование и совершенствование впускного канала ДВС чаще всего выполняется методом математического моделирования или статическими продувками впускной системы. Однако эти способы не могут дать корректных результатов на современном уровне развития двигателестроения, поскольку, как известно, реальный процесс в газовоздушных трактах двигателей является трехмерным неустановившимся со струйным истечением газа через щель клапана в частично заполненное пространство цилиндра переменного объема. Анализ литературы показал, что информация по процессу впуска в реальном динамическом режиме практически отсутствует.

Таким образом, достоверные и корректные газодинамические и теплообменные данные по процессу впуска можно получить исключительно при исследованиях на динамических моделях ДВС или реальных двигателях. Только такие опытные данные могут дать необходимую информацию для совершенствования двигателя на современном уровне.

Целью работы является установление закономерностей изменения газодинамических и тепловых характеристик процесса наполнения цилиндра свежим зарядом поршневого ДВС от геометрических и режимных факторов.

Научная новизна основных положений работы заключается в том, что автором впервые:

— установлены амплитудно-частотные характеристики пульсационных эффектов, возникающие в потоке во впускном коллекторе (трубе) поршневого ДВС;

— разработан способ увеличения расхода воздуха (в среднем на 24%), поступающего в цилиндр с помощью профилированных вставок во впускном коллекторе, что приведет к повышению удельной мощности двигателя;

— установлены закономерности изменения мгновенного локального коэффициента теплоотдачи во впускной трубе поршневого ДВС;

— показано, что применение профилированных вставок снижает подогрев свежего заряда при впуске в среднем на 30%, что улучшит наполнение цилиндраобобщены в виде эмпирических уравнений полученные экспериментальные данные по локальной теплоотдаче пульсирующего потока воздуха во впускном коллекторе.

Достоверность результатов основывается на надежности экспериментальных данных, полученных сочетанием независимых методик исследования и подтвержденных воспроизводимостью результатов опытов, их хорошим согласованием на уровне тестовых опытов с данными других авторов, а также применением комплекса современных методов исследования, подбором измерительной аппаратуры, ее систематической проверкой и тарировкой.

Практическая значимость. Полученные экспериментальные данные создают основу для разработки инженерных методик расчета и проектирования впускных систем двигателей, а также расширяют теоретические представления о газодинамике и локальной теплоотдаче воздуха в процессе впуска в поршневых ДВС. Отдельные результаты работы приняты к реализации на ООО «Уральский дизель-моторный завод» при проектировании и модернизации двигателей 6ДМ-21Л и 8ДМ-21Л.

Автор защищает:

— методики определения расхода пульсирующего потока воздуха во впускной трубе двигателя и интенсивности мгновенной теплоотдачи в ней;

— экспериментальные данные по газодинамике и мгновенному локальному коэффициенту теплоотдачи во впускном канале ДВС в процессе впуска;

— результаты обобщения данных по локальному коэффициенту теплоотдачи воздуха во впускном канале ДВС в виде эмпирических уравнений;

— практические рекомендации по увеличению расхода воздуха через впускную систему поршневого двигателя внутреннего сгорания.

Апробация работы. Основные результаты исследований, изложенных в диссертации, докладывались и были представлены на «Отчетных конференциях молодых ученых», г. Екатеринбург, УГТУ-УПИ (2006 — 2008) — научных семинарах кафедр «Теоретическая теплотехника» и «Турбины и двигатели», г. Екатеринбург, УГТУ-УПИ (2006 — 2008) — научно-технической конференции «Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин», г. Челябинск: Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (военный институт) (2008) — научно-технической конференции «Развитие двигателестроения в России», г. Санкт-Петербург (2009) — на научно-техническом совете при ООО «Уральский дизель-моторный завод», г. Екатеринбург (2009) — на научно-техническом совете при ОАО «НИИ автотракторной техники», г. Челябинск (2009).

Основные положения диссертации опубликованы в 5 печатных работах, в том числе в 1 статья в источнике, рекомендованном ВАК. Получены 2 патента РФ.

Диссертационная работа была выполнена на кафедрах «Теоретическая теплотехника и «Турбины и двигатели».

Автор выражает благодарность своему научному руководителю: д. ф.-м. н., профессору Жилкину Б. П. за доброжелательное отношение и плодотворную совместную работу.

Автор благодарит Ларинова И. Д., Плохова С. Н., за техническую поддержку и доброжелательное отношение.

1. ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВПУСКНЫХ СИСТЕМ ПОРШНЕВЫХ две.

ИССЛЕДОВАНИЯ.

На сегодняшний день существует большое количество литературы [1−8], в которой рассматривается конструктивное исполнение различных систем поршневых двигателей внутреннего сгорания, в частности, отдельных элементов впускных систем ДВС. Однако в ней практически отсутствует обоснование предлагаемых конструктивных решений путем анализа газодинамики и теплообмена процесса впуска. И только в отдельных монографиях [9,10] приводятся экспериментальные или статистические данные по результатам эксплуатации, подтверждающие целесообразность того или иного конструктивного исполнения. В связи с этим, можно утверждать, что до недавнего времени уделялось недостаточное внимание исследованию и оптимизации впускных систем поршневых двигателей.

В последние десятилетия в связи с ужесточением экономических и экологических требований к двигателям внутреннего сгорания, исследователи и инженеры начинают уделять все больше внимания совершенствованию впускных систем как бензиновых, так и дизельных двигателей, полагая, что их рабочие характеристики в значительной степени зависят от совершенства процессов, протекающих в газовоздушных трактах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разработаны методики, спроектирована, изготовлена и отлажена натурная экспериментальная установка для исследования газодинамики и теплообмена процесса впуска в поршневом ДВС, оснащенная системой измерений, в состав которой входит термоанемометр оригинальной конструкции. Проведенный на ней и дополнительных стендах комплекс исследований дал следующие основные результаты:

1. Установлено влияние конфигурации впускного коллектора (с воздушным фильтром и без него) на его газодинамические характеристики.

Выявлены частота и амплитуда изменения скорости при колебательном, возвратно-поступательном течении воздуха во впускной системе ДВС после закрытия впускного клапана, что позволит уточнить методы расчета рабочего процесса поршневого ДВС.

2. Показано, что путем размещения во впускном канале профилированных вставок (с поперечным сечением в форме квадрата или равностороннего треугольника) можно в сравнении с традиционной трубой постоянного круглого сечения приобрести ряд преимуществ: увеличение в среднем на 24% объемного расхода воздуха, поступающего в цилиндр (а это повысит мощность ДВС) — возрастание крутизны зависимости расхода воздуха от частоты вращения коленчатого вала в рабочем диапазоне п (что приведет к более быстрому набору мощности двигателем) или линеаризацию этой зависимости (расходной характеристики) во всем диапазоне частот вращения вала (это позволит иметь более равномерные термомеханические нагрузки на главные элементы ДВС) — подавление высокочастотных пульсаций воздушного потока во впускном канале (что улучшит процесс смесеобразования).

3. Выявлены закономерности влияния воздушного фильтра (в сочетании с профилированными вставками и без них) на газодинамические и теплообменные характеристики процесса впуска в поршневом ДВС.

4. Установлено, что существуют значительные отличия в закономерностях изменения локальных коэффициентов теплоотдачи а* при стационарном и пульсирующем течениях воздуха в канале, характерном для впускных систем ДВС. При этом гидродинамическая нестационарность снижает интенсивность теплоотдачи до 2,5 раз.

5. Показано, что применение профилированных вставок снижает подогрев свежего заряда при впуске в среднем на 30%, улучшая тем самым наполнение цилиндра двигателя.

6. В результате обобщения данных были получены эмпирические уравнения для расчета мгновенного локального коэффициента теплоотдачи во впускном канале двигателя внутреннего сгорания как для статических, так и для динамических условий течения при различных конфигурациях впускной системы.

7. Отдельные положения работы приняты к реализации на ООО «Уральский дизель-моторный завод» при модернизации двигателей 6ДМ-21JI и 8ДМ-21Л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование: Учеб. / В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др.- Под ред. В. Н. Луканина. — М.: Высш. шк., 1995. — 319 е.: ил.
  2. А.Б. Конструирование и оценка прочности основных деталей двигателей внутреннего сгорания: Учебное пособие. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. 265 с.
  3. Двигатели внутреннего сгорания: Учеб. для вузов / А. С. Хачиян, К. А. Морозов, В. Н. Луканин и др.- Под ред. В. Н. Луканина. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1985.-311 с.
  4. A.M., Солнцев А. Н., Гаевский В. В. и др. Основы конструкции автомобиля. — М. ООО «Книжное издательство «За рулем», 2005.-336 е.: ил.
  5. Н.М. Тепловозные двигатели внутреннего сгорания и газовые турбины / Н. М. Глаголев, В. В. Водолажченко, А. А. Куриц, Е. Т. Бартош — 2-е издание, перераб. и доп. — М. Транспорт, 1965 — 400 е., ил.
  6. Быстроходные поршневые двигатели внутреннего сгорания / Н. Х. Дьяченко, С. Н. Дашков, B.C. Мусатов, П. М. Белов, Ю.И. Будыко- Под ред. Н. Х. Дьяченко М. Ленинград, 1962 — 360 е., ил.
  7. Дизели: Справочник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. В. А. Ваншейдта, Н. Н. Иванченко, Л. К. Коллерова и др. Л.: Машиностроение, 1977. 480с.
  8. .Х., Круглов М. Г., Обухова B.C. Конструирование впускных и выпускных каналов двигателей внутреннего сгорания — К.:Вища школа. Головное изд-во, 1987. 175 с.
  9. М.М., Грудский Ю. Г. Конструирование впускных систем быстроходных дизелей-М.: Машиностроение, 1982. 151 е., ил.
  10. М.Г., Меднов А. А. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». — М.: Машиностроение, 1988. — 360 с.
  11. Calculation of three-dimentioal current in input pipe of cylinder head of diesel. Liu Botang, Gan Xianshan, Zou Guoping, Hu Jingrong// Huazhong ligong daxue xuebao=J. Huazhong Univ. Sci. abd Technol. -1999. -27., № 11 -c.42−44.
  12. CDF based shape optimization of 1С engine: Recontressci: IFP «Model multidimensionnelle ecoulements mot.», Ruel-Malmaison, 3−4 dec., 1998/ Trigui N., Griaznov V., Affes H., Smith D. //Oil and Gas: Rev. Inst. fr. petrole. -1999.-54, № 2.-c.297−307.
  13. В.В., Голев Б. Ю. Численное исследование впускных каналов // Двигателестроение № 4, 2007. стр. 24 27.
  14. Г. М. Рабочий процесс высокооборотных дизелей. Методы и средства совершенствования. Минск: БГПА, 1999. — 180 с.
  15. М.Г., Меднов А. А. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». — М.: Машиностроение, 1988. 360 с.
  16. Д. А. Быстроходные турбопоршневые двигатели с воспламенением от сжатия. Теория, рабочий процесс и характеристики. М. Машгиз, 1963 — 640 е., ил.
  17. Н.М. Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания. Новый метод расчета. М. Машгиз, 1950 — 480 е., ил.
  18. Двигатели внутреннего сгорания. Рабочие процессы в двигателях и их агрегатах. Под ред. А. С. Орлина. 2-е изд., T.l. М., Машгиз, 1957, 396с.
  19. Characterizatio of swirl under steady flow in a single cylinder diesel engine with different inlet conditions. Gazeaux J., Thomas D.G. (59 313 VALENCIENNES Cedex 9 France). Entropie. 2001. 37, № 234, c.12−19.
  20. Tumble-Brennverfabren fur DL-Ottomotoren. Wolters Peter, Geiger Jose, Baumgarten Henning. MTZ: Motortechn. Z. 2000.61, № 11, c.758−767.
  21. А.Ф. Информационно-измерительные системы нестационарного энергетического состояния. Уфа, 2000, 173 С.
  22. Патент США 5 218 866. Способ и устройство для измерения скорости потока среды // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1995, № 3.
  23. Патент Японии 6 043 906. Измеритель скорости потока газа // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1997, № 9.
  24. Патент Германии 4 342 235. Анемометр с питающим напряжением // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1997, № 3.
  25. Патент Франции 2 728 071. Массовый расходомер с нитью накала // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1997, № 20.
  26. Патент Японии 6 046 164. Устройство измерения расхода воздуха для системы управления двигателем внутреннего сгорания // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1997, № 10.
  27. Патент Японии 6 046 165. Устройство измерения расхода воздуха для системы управления двигателем // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1997, № 10.
  28. П. «Теория регулирования с обратной связью для термоанемометров постоянной температуры» //Приборы для научных исследований. 1967. № 5, стр. 98.
  29. Dreidimensionale fur 4-takt-Verbrennungsmotoren mit Ein. — Ventilstenerung nach dem Prinzip von Bernoulli: Заявка 10 161 689 Германия, МПК F 02 F 1/24, F 02 F 1/42. Kludszuweit Alfred.
  30. И.Н., Булыгин В. П., Вернадский В. Г., Волосенцев Б. С. Термоанемометр. А.С.650 014 (СССР), 1979, Б.И. № 8.
  31. И.З. Термоанемометр постоянной температуры. А.С.788 004 (СССР), 1980, Б.И. № 46.
  32. В.Д., Сарычев С. В., Чумаков В. И., Матвеев В. И., Яковлев В. П. Термоанемометр. А.С.834 524 (СССР), 1981, Б.И. № 20.
  33. В.В. Термоанемометрическое устройство, пат. 2 017 157 (РФ), 1994, заявка: 4 761 881/10.
  34. И.О. «Турбулентность» М., Физматгиз, 1963 г., 680 стр. силл.
  35. И. JI. Аэродинамический эксперимент в машиностроение. Изд. 3-е, доп. и исправл. Л., «Машиностроение» (Ленингр. Отд-ние), 1974. 480 с.
  36. П. «Введение в турбулентность и ее измерение» М. 1974. 282 стр.
  37. Патент США 5 383 357. Датчик массового расхода воздуха // Реферативный журнал «Изобретения стран мира». 1996, № 5.
  38. Патент Японии 6 054 252. Тепловой датчик расхода воздуха с импульсным управлением // Реферативный журнал «Изобретения стран мира», 1997, № 14.
  39. А.Ф., Ахметов P.P., Вежнин В. П. Термоанемометрический преобразователь. А.С.638 896 (СССР), 1978, Б.И. № 47.
  40. А.Ф., Клишко А. Р. Термоанемометрический датчик. А.С.775 701 (СССР), 1980, Б.И. № 40.•.:. 164−49.' Системы, — управления- дизельными-. двигателями. Перевод с немецкого. Первое русское издание. М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 20 041 — 480 е.: ил.
  41. Системы управления бензиновыми двигателями- Перевод с немецкого- Первое: русское издание. М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2005. — 432 е.: ил. ,
  42. С.Р. Исследование динамического наддува четырехтактного- двигателя- внутреннего сгорания.-Автореф. дис.. канд. техн. наук. -Москва, 1980 16 с.
  43. А.И., Сторчеус Ю-В.. Системы газодинамического наддува. Монография. — Луганск: Изд-во Восточноукр. нац. уни-та, 2000. — с. 224 ' - :'- «' ¦ ' ^ '• ' ' ' - .•
  44. Matsumoto 1., Ohara A. Variable: induction systems to improve volumetric efficiency at low and/or medium engine speeds / «SAE Techn. Pap. Ser.», 1986-№ 860 100 pp.1−1:1. V i. :
  45. Грехов Л. В^ Иващенко Н. А., Марков В. А. Топливная аппаратура и системы управления- дизелей: Учебник для вузов.- Mi: Легион-Авто дата, 2004.- 344 с.
  46. Vorrichtung zur Beeinflussung' der Ansaugstromung bei cinem Verbrcnnungs-motor: заявка 19 830 859 Германия, МПТС F 02 В 31/06, F 02 F 09/10. FischerChristian, l-ilterwerk Mann+Hummel Gmb H.
  47. Kolbenbrennkraft mashine mit unterteiltcm Gseinlabkanal: Заявка 19 960 626 Германия, Ml TK F 02 В 31/08. FEV Motorentechnik Gmb H. Wolters Peter (Patentan walte Maxton&Langmaack, 50 968 Koln) —
  48. Einlabkanalsystem fur eine Brennkraftmaschine: Заявка 19 856 309 Германия, МГЖ F 02 В 31/04. Ottowitz Alfred, Bandel Clemens-AUDI AG.
  49. I.e. engine inlet port with flat wall portion-: Заявка 2 332 709 Великобритания, МПК F 02 F 1/42. Brignall Allan, Capon Geoffrey Charles, Ford Global Technologies, Inc.
  50. I.e. engine inlet port with sharp-edged swirl lip: Заявка 2 332 708 Великобритания, МПК F 02 F 1/42. Brignall Allan- Turner Paul Niger, Baker Philip- Ford Global Technologies, Inc.
  51. B.O. Устройство для регулирования вихреобразования в цилиндре ДВС- Пат. 2 131 055 Россия, МГЖ F 02 М 29/08- Алт.техн.ун-т.
  52. С.С. Теплопередача и гидродинамическое сопротивление: Справочное пособие. — М.: Энергоатомиздат, 1990. — 367 с.
  53. С.С., Боришанский В. М. Справочник по теплопередаче. Изд. 1-е. М., «Государственное энергетическое издательство», 1958.
  54. The effect of intake valve alignment on swirl generation' in a DI disel engine /Kang Kern Y., Reitz Rolf D. //Exp. Therm, and Fluid Sci. -1999−20, № 2.-c.94−103.
  55. В.А. Улучшение показателей работы тракторного дизеля совершенствованием впускных каналов: Автореф. дис.. канд. техн. наук / ЮУрГУ. Челябинск, 2007. 185 с.
  56. Ю.В. Разработка и исследование регулируемого вихреобразования на впуске автомобильного двигателя с распределенным впрыскиванием бензина: Автореф. дис.. канд. техн. наук / ВлГУ. Владимир, 2002. 190 с.
  57. An experimental study of spray mixing in a direct ijection engine. Probst D.M., Ghandhi J.B. (Engine Research Center, University of Wisconsinn -Madison, USA). Int. J. Engine Res. 2003. 4, № 1, c/27−45.
  58. П.С. Повышение технического уровня четырехтактных дизелей снижением скорости рабочего тела в проходных сечениях клапанов: Автореф. дис.. канд. техн. наук /ЮУрГУ. Челябинск, 2006. 132 с.
  59. Diesel R. Theorie und Konstruktion eines rationellen Wannenmotors zum Ersatz der Dampfmaschine und der heute bekanten Warmenmotoren.-Berlin, Springer-Verlag, 1893.-96 S.
  60. В. И. Тепловой расчет рабочего процесса, Москва, типо литография «И.Н. Кушнерев и КО», 1907. С. 569−594.
  61. Nusselt W. Der Warmeubergan in der Verbrennungskrafi maschinen/ATDI -Forschungsheft, № 264.-1923.- S.47−54.
  62. H.P. Исследование рабочего процесса и теплопередачи в двигателе. Государственное научно-техническое издательство. Москва, Ленинград. 1931. 320 с.
  63. Ю.А., Манджгаладзе А. А. Принцип профилирования выпускных каналов и впускных патрубков двигателей внутреннего сгорания// Изв. вузов. Машиностроение. 1982. — № 9. — С.95−98.
  64. Ю.Г., Чирик П. И., Шведов В. Ф. Методы оценки совершенства выпускных каналов дизелей// Тр. НАМИ. 1979. — Вып. 176. — С.130−140.
  65. В.И., Васильев Л. А. Структура и интегральные характеристики потока в выпускном канале двигателя при стационарных и нестационарных условиях// Двигателестроение. 1985. — № 1. — С. 14−17.
  66. B.C. Газовая динамика выпускных систем поршневых машин. -X.: Вища школа. Головное изд-во, 1974. 171 с.
  67. Woschni G., Kawtaradse R.S., Zelinger К. Dralluntersuchung im Vierventil-Dieselmotor mit Hilfe stationarer Durchstromung. LVK TU-Munchen, 1995.-49 S.
  68. Г., Цайлингер К., Кавтарадзе Р. З. Вихревое движение воздуха в быстроходном дизеле с четырьмя клапанами на цилиндр// Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Серия «Машиностроение», № 1, 1997. С.74−84.
  69. Stieper К., Polej A. Brennraumseitige ortliche thermische Randbedingungen fur Verbrennungsmotoren//MTZ. № 7−8, 1998. S.500−505.
  70. M.P., Валишвили H.B., Кавтарадзе Р. З. Пограничный слой в вихревом потоке на неподвижной плоскости// РАН. Сибирское отделение. Теплофизика и аэромеханика. Том 9, № 3, 2002. -С. 411−421.
  71. В.М. Теплообмен и гидродинамика турбулентных течений в условиях гидродинамической нестационарности. / Изв. вузов. Авиационная техника. 2005. № 3, стр. 39−42.
  72. Ю.Г., Федоров К. С., Яковлев М. В. Нестационарные эффекты и теплообмен в пусковом режиме энергетических установок// Изв. ВУЗов. Авиационная техника. 2006. — № 4. — С. 41−43.
  73. Обслуживаем и ремонтируем ВАЗ-1111, BA3−11 113 «Ока». Правовая информация. Правила оказания услуг. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 346 е.: ил.
  74. McAdams W.H., Heat Transmission, 3-е изд., стр. 260, McGraw-Hill Book Company, Inc., New York, 1954. (Имеется русск. перевод: Мак-Адамс В., Теплопередача, ОНТИ, М., 1936.)
  75. Rasmussen C.G., Madsen В.В. A hot-wire and hot-film anemometry. An introduction to the theory and applicaton of the DISA constant tempreture anemometr.
  76. Kramers H., Physica, 12, 61 (1946).
  77. И.Е. Некоторые эффекты и парадоксы в аэродинамике и гидравлики. -М.: Машиностроение, 1982. 96 е., ил.
  78. И.П. Основы теории транзисторов и транзисторных схем. — М.: Энергия, изд. 2-е допол. и перераб., 1967. — 616 е., ил.
  79. Тревис Дж. LabVIEW для всех / Джеффри Тревис: Пер. с англ. Клушин Н. А. М.: ДМК Пресс- яприборКомплект, 2005. — 544 е.: ил.
  80. Густав Олссон, Джангуидо Пиани. Цифровые системы автоматизации и управления. — Спб.: Невский Диалект, 2001. — 557 е.: ил.
  81. Н.П., Жуков И. А. Основы цифровой схемотехеники: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Додэка-XXI», К.: «МК-Пресс», 2007. — 480 е., ил.
  82. .П. Экспериментальное исследование газодинамических процессов в системе впуска поршневого ДВС/ Б. П. Жилкин, JI.B. Плотников, С. А. Корж, И.Д. Ларионов// Двигателестроение № 1, 2009. С. 9−12.
  83. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: Учеб. / В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др.- Под ред. В. Н. Луканина. -М.: Высш. шк., 1995. 368 е.: ил.
  84. В.Н. Термодинамика поршневых двигателей внутреннего сгорания. Учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ, 1997. 76 с.
  85. .П., Плотников Л. В. Динамические характеристики процесса впуска в поршневом ДВС // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 1, 2009. С. 135−143.
  86. Ф., Блэк У. Основы теплопередачи: Пер. с англ. — М.: Мир, 1983.-512 е., ил.
  87. В.П. и др. Теплопередача. Учебник для вузов, Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Энергия», 1975.
  88. М.А. Основы теплопередачи. — Изд. 3-е перераб. — М., «Государственное энергетическое издательство», 1956.
  89. С.С. Основы теории теплообмена. Изд. 5-е перераб. и доп. — М.: Атомиздат, 1979, 416 с.
  90. И.И., Воскресенский К. Д. Прикладная термодинамика и теплопередача. Изд. 2-е. М., Атомиздат, 1977, 352 с.
  91. Н.С. Автомобильные двигатели с турбонаддувом М.: Машиностроение, 1991. 336 е.: ил.
  92. Каталог: Топливно-энергетический комплекс Уральского федерального округа (УрФО). Издательство: Реал-медиа. Территориально-промышленный маркетинг. 2006.
  93. Н.И. Основы энергосбережения: учебник / Н. И. Данилов, Я. М. Щелоков / Под ред. Н. И. Данилова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007, 346 с.
Заполнить форму текущей работой