Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы формирования института государственной поддержки малого предпринимательства и оценка его эффективности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая концепция института государственной, поддержки малого предпринимательства получила эмпирическое обоснование. Используя данные Госкомстата России за 1995;2003 гг. и программное обеспечение, автором были проведены расчеты и получена регрессионная модель, описывающая влияние различных факторов на развитие института государственной поддержки малого предпринимательства в России. Проведя… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Малое предпринимательство и теоретические основы его государственного регулирования
    • 1. 1. Экономическая сущность малого предпринимательства и этапы его развития в России
    • 1. 2. Теоретические основы государственного регулирования предпринимательства
  • 2. Государственная поддержка малого предпринимательства как экономический институт
    • 2. 1. Институт государственной поддержки малого предпринимательства
    • 2. 2. Структура и функции института государственной поддержки малого предпринимательства
  • 3. Структуризация факторов и оценка эффективности института государственной поддержки малого предпринимательства как инструменты его формирования
    • 3. 1. Условия формирования и факторы развития института государственной поддержки малого предпринимательства
    • 3. 2. Анализ влияния структуры института государственной поддержки на развитие малого предпринимательства
    • 3. 3. Оценка эффективности института государственной поддержки малого предпринимательства

Теоретические основы формирования института государственной поддержки малого предпринимательства и оценка его эффективности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе страны, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являясь важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Зарубежный опыт показывает, что чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция.

По данным ОЭСР практически во всех относительно успешных переходных экономиках главным фактором роста стал малый бизнес, являясь важной частью процесса реструктуризации и перераспределения ресурсов государственного сектора. Согласно сравнительным эмпирическим исследованиям Россия находится далеко позади стран Восточной Европы по степени привлекательности условий для бизнеса и предпринимательства.

Однако малый бизнес имеет и слабые стороны — высокий уровень риска, концентрация управления в руках собственников, большая зависимость от действий других рыночных агентов, которые ведут к высокой «смертности» малых предприятий. Многочисленные проблемы малого бизнеса и необходимость формирования условий развития предпринимательства свидетельствуют о необходимости его государственной поддержки.

В развитых странах сложилась определенная система поддержки малого бизнеса, предполагающая определенную государственную и рыночную инфраструктуру. Формирование системы государственной поддержки в России началось в 90-х гг. и носило разрозненный и непоследовательный характер.

В настоящее время система государственной поддержки малого предпринимательства сложилась на всех уровнях власти, однако ряд исследований показывают ее низкую эффективность. Такое положение обусловлено рядом факторов. Во-первых, не совсем ясной является роль данной системы в рамках российского хозяйства с учетом его исторического развития. Во-вторых, имеет место несогласованность действий структур поддержки. В-третьих, отмечается недостаточное финансирование программ поддержки. Поэтому важнейшей задачей «. является создание институционального потенциала, охватывающего все ведомства и департаменты, с тем чтобы обеспечить применение комплексного подхода к достижению целей устойчивого развития в экономической, социальной и экологической областях"[68].

Можно выделить несколько направлений в исследовании данной проблемы.

Первое направление посвящено изучению роли малого предпринимательства в экономической системе, в т. ч. в переходный период, выявлению специфических черт хозяйствования малых предприятий в различных регионах и отраслях. В рамках данного направления исследования носили как прикладной, так и теоретический характер.

Теории предпринимательства в силу исторических условий складывались в западной экономической науке, начиная с классической школы политической экономии. Становление этой теории прошло много этапов и связано с именами великих экономистов — А. Смит, Ж.-Б.Сэй, А. Маршалл, Й. Шумпетер, Р. Коуз, Ф. Хайек, П. Дракер, Н. Сирополис, И. Кирцнер, К. Ховард, Р. Рюттингер и др. Среди российских исследователей, изучающих проблемы малого предпринимательства, можно выделить В. А. Рубе, Б. Н. Ичитовкина, Э. П. Дунаева, А. И. Агеева, А. О. Блинова, А. В. Бусыгина, М. Г. Лапусту, В. В. Радаева, Г. П. Черникова и др.

Второе направление объединяет исследования в рамках институционального подхода, направленных на изучение институтов и институциональной структуры различных сфер экономики: рынка труда, нефтегазового сектора, сферы услуг, малого бизнеса, ипотечной системы.

Становление и развитие институциональной теории связано с именами Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла, Дж. Гэлбрейта, К. Селигмена, Г. Беккера, Дж. Бьюкенена, Р. Коуза, Д. Норта, О. Ульямсона и др. В числе российских ученых, занимающихся проблемами институционализма, следует упомянуть Д. С. Львова, В. М. Полтеровича, Р. М. Нуреева, Г. Б. Клейнера, А. Н. Олейника, В. В. Радаева, А. Е. Шаститко, Р. И. Капелюшникова, О. В. Иншакова, О. Э. Бессонову, С. Г. Кирдину, В. В. Вольчика и др.

В этих работах, однако, не получила комплексного разрешения проблема формирования системы государственной поддержки малого предпринимательства и особенностей ее функционирования в России.

Третье направление касается анализа государственного регулирования малого предпринимательства, форм и методов его поддержки.

Вопросы государственного регулирования рассматриваются экономической теорией с момента ее возникновения. Различные подходы к государственному регулированию сформулированы представителями классической школы политэкономии (А.Смит), кейнсианства (Дж.М.Кейнс), либерализма (Л.Мизес, Ф. Хайек, В. Ойкен) и др. Однако, эти подходы являются наиболее общими и не позволяют исследовать проблемы малого бизнеса, безусловно определяя при этом парадигму исследований.

Пристальное внимание к проблемам малого предпринимательства и его государственной поддержки возникло в 70-е гг. XX в., причиной которого возможно было стремление к социальной стабильности общества и решению проблем занятости. Следует отметить, что решение этих проблем обусловило практическую направленность данного вида политики.

В российской экономической науке проблемы государственной поддержки бизнеса нашли свое отражение в работах Ф. И. Шамхалова, В. А. Рубе, Б. Н. Ичитовкина, А. О. Блинова, А. В. Виленского, А. Ю. Чепуренко, В. С. Лазарева, J1.А.Колесниковой, и др. Во многих работах отмечается, что развитие малого предпринимательства сдерживается отсутствием единого системного подхода к его развитию и поддержке.

Наличие отдельных разрозненных разработок в данной области подчеркивает необходимость комплексного, разностороннего анализа проблемы формирования системы государственной поддержки малого предпринимательства и особенностей ее функционирования в России на основе применения междисциплинарного подхода и анализа нормативных, статистических и аналитических материалов.

Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических основ формирования института государственной поддержки малого предпринимательства и анализа его эффективности, выработке рекомендаций и определении путей ее совершенствования в России. В соответствии с целью исследования в диссертационной работе определены следующие задачи:

— уточнить понятие института государственной поддержки малого предпринимательства, выявить его существенные черты;

— рассмотреть структуру института государственной поддержки малого предпринимательства и выделить факторы ее эффективности;

— исследовать функции института государственной поддержки малого предпринимательства;

— проанализировать условия и факторы формирования института государственной поддержки малого предпринимательства;

— разработать методику оценки эффективности института государственной поддержки малого предпринимательства.

Область исследования 1.1. — Политическая экономия: структура и закономерности развития экономических отношенийвзаимодействие институциональных структурвоздействие новых технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур и институтов.

Объектом исследования является малое предпринимательство и система государственной поддержки малого предпринимательства. В качестве предмета диссертационного исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие между государством и субъектами малого предпринимательства в процессе государственного регулирования.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы явились отечественные и зарубежные исследования по институциональной экономике, по государственному регулированию экономики, по проблемам малого предпринимательства. Базовые положения диссертации основываются на взглядах зарубежных и российских че-ных Р. Коуза, Д. Норта, О. Уильямона, А. Сабо, Д. Мартиморта, А. Эсташе, В. А. Рубе, Б. Н. Ичитовкина, А. И. Агеева, А. О. Блинова,.

A.В.Бусыгина, А. М. Лапусты, В. В. Радаева, Г. П. Черникова, Д. С. Львова,.

B.М.Полтеровича, А. И. Олейника, О. В. Иншакова, С. Г. Кирдиной, О. С. Белокрыловой, В. В. Вольчика, Ф. И. Шамхалова, А. В. Виленского, А. Ю. Чепуренко, А. Дадашева, В. Б. Тореева и др.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается применением научных методов исследования — структурного, факторного и функционального анализа, историко-логического метода, системного анализа, эконометрического анализа.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации и зарубежных стран, материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации, аналитические и информационные материалы Ресурсного центра малого предпринимательства, отечественных и зарубежных исследовательских организаций.

Научная новизна определяется следующими положениями:

— уточнено содержание института государственной поддержки малого предпринимательства как системы отношений и раскрыто его двухуровневое содержание, заключающиеся на первом уровне в системе норм прямого воздействия на субъекты малого предпринимательства, а на втором уровне системе норм, определяющих ограничения поведения данных субъектов;

— уточнен состав функций института государственной поддержки малого предпринимательства, в число которых дополнительно включены регулирующая и компенсационная функции, функция минимизации трансакционных затрат;

— дополнено существующее представление об институциональной структуре института государственной поддержки малого предпринимательства через добавление программ поддержки малого предпринимательства и дана характеристика связей в этой структуре;

— систематизированы условия формирования и факторы развития института государственной поддержки малого предпринимательства в современной экономике, уточнен их перечень;

— предложена авторская методика оценки эффективности института государственной поддержки малого предпринимательства на основе анализа эффективности его компонентов: нормативно-правовой базы, государственного аппарата, инфраструктуры поддержки и программ поддержки малого предпринимательства.

Теоретическая значимость полученных результатов заключается в дальнейшем развитии концептуальных положений теории государственного регулирования предпринимательства и институциональной экономики.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее основные положения могут быть использованы в качестве теоретической основы для совершенствования института системы государственной поддержки малого предпринимательства как на национальном, так и региональном и местном уровнях. Практическое значение имеет также методика, предложенная автором, для оценки эффективности института системы государственной поддержки малого предпринимательства.

Отдельные теоретические положения и материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, в таких курсах как «Институциональная экономика», «Предпринимательская деятельность», «Государственное регулирование экономики», а также органами власти в работе по совершенствованию системы государственной поддержки малого предпринимательства.

Апробация работы осуществлялась в ходе обсуждения основных положений диссертации на теоретико-методологических семинарах кафедры экономической теории РГППУ, на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в том числе: «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2000) — «Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики» (Екатеринбург, 2001), «Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России» (Екатеринбург, 2002), «Экономика и управление профессиональным образованием» (Екатеринбург, 2003, 2004), «Теория и практика структурных преобразований экономики отраслей и регионов» (Екатеринбург,.

2003), «Экономическое развитие в современном мире: факторы, ограничения, страновые и региональные особенности» (Екатеринбург,.

2004).

Результаты диссертационной работы использовались при разработке Концепции возрождения и развития ремесел и народных промыслов Свердловской области в 2000;2005 гг. и при подготовке проекта Программы развития малого предпринимательства МО г. Березовский на 2005;2006 гг., в качестве методических материалов для изучения государственных институтов в дисциплине «Институциональная экономика».

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 15 публикациях общим объемом 2,6 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 186 наименования, из которых 10 на иностранном языке, и 4 приложений. Основной текст работы изложен на 167 страницах, иллюстрирован 10 таблицами и 16 рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе анализа существующих в настоящее время подходов к государственному регулированию предпринимательства и формированию системы государственной поддержки малого предпринимательства, выявлена необходимость дополнительного исследования данной проблемы и сформулирована цель настоящего исследования.

В результате анализа теоретических трактовок предпринимательства выявлено, что малое предпринимательство — это особый тип предпринимательства, характерными чертами которого являются: соединение в одном лице собственника, управленца и производителя и ограниченный определенными количественными параметрами размер предприятия.

В ходе рассмотрения малого предпринимательства и его функций в экономической системе, развития в России и развитых странах, были сделаны следующие выводы: малое предпринимательство имеет большое значение для экономики, поскольку выполняет социально-экономическую, социально-политическую и др. функции. Малое предпринимательство является динамичным, но неустойчивым сектором экономики, а потому требует определенной государственной политики в отношении малого предпринимательства, базирующейся понимании исторических и географических условий развития данного сектора в национальной экономике.

Критический анализ существующих концепций государственного регулирования предпринимательства показал узость существующего подхода к государственной поддержке малого предпринимательства, не позволяющего эффективно содействовать развитию малого бизнеса, поэтому в диссертационной работе предлагается рассматривать государственную поддержку малого предпринимательства с позиций институ’циональной теории. Автором используется понятие института государственной поддержки малого предпринимательства и его институциональной структуры.

В диссертации институт государственной поддержки малого предпринимательства определен как совокупность взаимоотношений между государством и субъектами малого предпринимательства, формирующих условия функционирования и роста малого предпринимательства.

В результате структурного анализа института как отношения согласования выявлено, что интересы государства и малого предпринимательства, реализующиеся в институте государственной поддержки малого предпринимательства, выступают как встречные, с одной стороны, поскольку направлены на повышение благосостояния индивидов, и как противоположные, с другой стороны, поскольку малые предприятия заинтересованы в получении большей прибыли, а государство — в наделении этих предприятий социальными функциями.

Исследование показывает, что институт государственной поддержки малого предпринимательства имеет двух уровневую структуру. К первому уровню относятся действия, направленные на формирование правил поведения и норм субъектов малого предпринимательства — неисключительные отношения со стороны государства. Второй уровень представляет собой систему норм, определяющих ограничения поведения данных субъектов, к ним относятся меры содействия развитию или поддержки малого предпринимательства, — исключительные отношения.

В диссертации обобщены функции института государственной поддержки малого предпринимательства: регулирующая и компенсационная функции, функция минимизации трансакционных затрат.

Институт государственной поддержки малого предпринимательства направлен на создание условий развития малого бизнеса, связан с облегчением условий хозяйствования такой нестабильной формы предпринимательства как малое. В этом смысле он выполняет функцию минимизации трансакционных затрат. j.

На основе анализа инфраструктуры поддержки малого предпринимательства выделена компенсационная функция института государственной поддержки малого предпринимательства по отношению к действующей рыночной инфраструктуре, которая состоит в создании и поддержке объектов инфраструктуры, не генерируемых рыночной средой, и регулирующая функция, которая состоит в воздействии на деятельность субъектов рыночной инфраструктуры с целью обеспечения развития малого предпринимательства.

В диссертационном исследовании расширено понимание структуры института государственной поддержки малого предпринимательства, в которую наряду с нормативно-правовой базой, государственным аппаратом, инфраструктурой, входят и программы поддержки МП. Поскольку именно программы согласуют действия государственного аппарата и инфраструктуры поддержки в условиях определенной нормативно-правовой базы, дают комплексную оценку развитию малого предпринимательства и его государственной поддержке, определяют объемы финансирования поддержки малого предпринимательства.

В исследовании структурированы условия формирования и факторы развития института государственной поддержки малого предпринимательства в современной экономике. В качестве условий формирования института государственной поддержки малого предпринимательства выделены тип хозяйственного механизма, т. е. преобладающие политические, идеологические и экономические институты, и появление и развитие малого предпринимательства, усиление его социальной функции.

В работе раскрыты сущность и влияние факторов на развитие института государственной поддержки малого предпринимательства.^ К ним отнесены:

— наличие развитого института законодательной власти и правоприменения, формирование нормативно-правовой базы;

— формирование государственного аппарата системы поддержки малого предпринимательства, который включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, региональные агентства и ведомства;

— рыночная инфраструктура, обеспечивающая достижение поставленной цели, выступая элементом, дополняющим поддержку МП, и основным субъектом реализации государственной поддержки МП;

— возможность использования различных инструментов и методов поддержки малого бизнеса, особое место среди которых занимает программно-целевой метод;

— характер деловой среды, которая представляет собой совокупность взаимозависимых факторов, обуславливающих деятельность предприятия — к ним относятся экономические, социальные, инфраструктурные, политические и психолого-мотивационные факторы.

Теоретическая концепция института государственной, поддержки малого предпринимательства получила эмпирическое обоснование. Используя данные Госкомстата России за 1995;2003 гг. и программное обеспечение, автором были проведены расчеты и получена регрессионная модель, описывающая влияние различных факторов на развитие института государственной поддержки малого предпринимательства в России. Проведя анализ структуры института государственной поддержки МП, можно сказать, что она оказывает достаточно активное и существенное воздействие на развитие малого предпринимательства.

На этом основании представлена математическая модель института государственной поддержки МП, которая базируется на следующих основных принципах:

— системность — целостность и непрерывность управленческих решений;

— рациональность — повышение соотношения результатов и затрат, достижение цели наиболее эффективным способом с учетом поведения агентов;

— аналитичность — учет реальных экономических процессов и объективной информации;

— транспарентность — регламентированность, независимость, прозрачность и контролируемость процедур принятия решений;

— минимизации трансакционных издержек — сокращение денежных расходов и временных затрат МП на административное урегулирование бизнеса;

— результативность — ориентация на достижение результата, его количественное и качественное измерение и оценка.

В диссертационной работе с учетом целей, возложенных на институт государственной поддержки МП, формулируется следующий критерий оптимальности: обеспечение реализации всех возможностей субъектов малого бизнеса таким образом, чтобы повысить общественное благосостояние. Если экономические агенты имеют возможность реализовать свои планы, тем самым, способствуя повышению общественного благосостояния при прочих равных условиях, то структура института является оптимальной.

Методом сравнительного анализа подходов к оценке эффективности государственной поддержки выделен основной признак эффективности — реализация социально-экономических функций малого предпринимательства. Соответственно критерием эффективности государственной поддержки МП, на наш взгляд, является укрепление сектора малого предпринимательства в экономике и повышение его социального эффекта.

В результате проведенного исследования предложена методика оценки эффективности института государственной поддержки малого предпринимательства на основе анализа эффективности каждого элемента институциональной структуры:

— эффективность нормативно-правовой базы, с помощью которой оценивается полнота и наличие процедур дерегулирования;

— эффективность деятельности государственного аппарата, котоi рый в рамках такого подхода может принимать значения от 0 до 1, что безусловно повышает сопоставимость показателя в целом;

— эффективность инфраструктуры связана с долей субъектов малого предпринимательства в общем объеме частного сектора, обслуживаемого инфраструктурой, долей объема услуг, оказанных малым предприятиям в общем объеме услуг: чем ближе данный коэффициент к 1, тем более полно инфраструктура выполняет свои функции в отношении малого предпринимательства;

— эффективность программ поддержки.

Для оценки всех параметров института государственной поддержки малого предпринимательства автором предлагается использовать экспертную оценку.

Исследование проблем формирования института государственной поддержки малого предпринимательства и принципов ее построения, показало, что направлениями совершенствования института государственной поддержки МП в России являются:

— создание целостной нормативно-правовой системы предпринимательства, и малого предпринимательства, в частности, в том числе формирование новых критериев определения различных видов предпринимательской деятельностиснижение административных барье «ровповышение цены внелегальности и снижение цены подчинения закону;

— осуществление мер поддержки на основе рациональности через формирование целевых ориентиров данного вида политики, в качестве которых выступают количество малых предприятий и число занятых. Действительный принцип рациональности — повышение соотношения результатов и затрат — показывает необходимость применения косвенных мер поддержки, что согласуется и с выбором наиболее эффективного способа достижения цели. I.

— создание системы, обеспечивающей объективную оценку состояния малого бизнеса, что обусловлено наличием временных проблем распознавания явления, которые ведут к низкой эффективности статистической информации, тем самым обуславливают большую актуальность социологических исследований и деятельности общественных объединений предпринимателей;

— ориентацию на достижение результата, его количественное и качественное измерение и оценка. Как показал эмпирический анализ, развитие данного направления возможно только при развитии соответствующих систем учета и отчетности бизнеса, налаживании обратной связи между государственными институтами и предпринимательским сектором;

— достижение транспарентности — прозрачности и контролируемости процедур принятия решений — государственной поддержки малого предпринимательства в частности, и государственного регулирования в целом.

— снижение трансакционных издержек, что связано в первую очередь с сокращением денежных расходов и временных затрат малого предпринимательства на административное урегулирование бизнеса и согласуется со всеми принципами государственной поддержки малого предпринимательства.

Значение данной темы имеет большое практическое значение для развития экономики страны. Результаты диссертационной работы внедрялись в учебный процесс в дисциплине «Институциональная экономика» в виде методических материалов, позволяющих продемонстрировать противоречивость институтов государственного регулирования, показать методологические подходы к анализу реальных экономических институтов.

Теоретический подход к формированию института государственной поддержки подтвердил свою практическую значимость в ходе создания Концепции возрождения и развития ремесел и народных промыслов Свердловской области (акт внедрения прилагается) и Программы развития малого предпринимательства в МО г. Березовский на 20 052 006 годы (акт внедрения прилагается). В частности, показана связующая роль программ. поддержки малого предпринимательства в функционировании института государственной поддержки малого предпринимательства, а также возможности комплексной оценки эффективности деятельности данного института на основе авторской методики. .

Возможно, некоторые аспекты анализа государственной поддержки малого предпринимательства не рассмотрены в данной работе в силу широты данной темы, которая обусловлена возможностью анализа государственной поддержки, начиная с национального уровня и заканчивая местным, а также анализом, как общих вопросов государственной поддержки, так и применения отдельных ее инструментов.

В связи с этим дальнейшая работа по анализу государственной поддержки малого предпринимательства может вестись с применением математических методов, в частности эконометрического анализа и теории игр, теории коллективных действий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ред. от 30.11.1994).
  4. Федеральный закон РФ от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» // Собрание законодательства РФ, 19.06.1995, № 25, ст. 2343.
  5. Федеральный закон 08.08.2001. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  6. Федеральный закон от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ).
  7. Федеральный закон от 8.08.2001 № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 № 132-Ф3, от 10.01.2003 № 17-ФЗ).
  8. Распоряжение ВС РСФСР от 12.05.1991 № 1188−1 «О мерах по стимулированию предпринимательской деятельности в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 16.05.1991, № 20, ст. 649.
  9. Указ Президента РФ от 29.06.1998 № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» // Собрание законодательства РФ, № 27, 06.07.1998, ст. 3148.
  10. Указ Президента РФ от 04.04.1996 № 491 (ред. от 06.01.99) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».
  11. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 16 мая 2003 г. http://www.kremlin.ru/text/appears/2003/05/ 44 623. shtml
  12. Постановление Правительства РФ от 01.04.1993 г. № 268 «О Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции».
  13. Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 г. № 446 «О первоочередных задачах по развитию и государственной поддержки малого предпринимательства».
  14. Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994−1995 годы» // Собрание законодательства РФ, 16.05.1994, № 3, ст. 213.
  15. Постановление Правительства РФ от 01.12.1994 № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3364.
  16. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 224 «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, № 12, ст. 1052.
  17. Постановление Правительства РФ от 04.12.1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» (ред. от 27.11.2000).
  18. Постановление Правительства РФ от 12.07.1999 № 793 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» (ред. от 30.09.2000).
  19. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000−2001 годы» // Собрание законодательства РФ, 21.02.2000, № 8, ст. 959.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. № 897 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам малого предпринимательства».
  21. Постановление Госкомстата РФ от 14.02.1995 № 16 «Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за малым предпринимательством» (ред. от 07.12.1995).
  22. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. — 112 с.
  23. Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России. М.: Анкил, 2000. — 48 с.
  24. С.В. Механизм оценки эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности // Инновации. -2003. — № 8. С.43−47.
  25. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов). Автономная некоммерческая организация информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус». М.: Б.и., 2001. — 128 с.
  26. А., Крюкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. — № 5. — С.73−88.
  27. Т., Елисеева И., Лазарев В., Пуденко Т. Расчет потерь общества от существования административных барьеров веденияхозяйственной деятельности // Центр социальных и экономических исследований. М.: 2001, http://www.inp.ru/news/2001/html, май.
  28. Т., Лазарев В., Пуденко Т. Поддержка малого бизнеса в России: новые технологии разработки программ // Предпринимательство в России. 1998. — № 4. — С. 45−53.
  29. В.Г. Институциональные особенности развития малого бизнеса в регионах России. М.: EERC, 2002. — 60 с.
  30. А.В. Очерки социологии предпринимательства / Под ред. проф. Д. П. Гавры. СПб.: Изд-во «Петрополис», 1999. — 224 с.
  31. О.С., Андреева Л. Ю., Волъчик В. В., Зеленщиков В. Г., Дехтяр Г. И. Муниципальные инвестиции: институциональная структура и информационные технологи. http://economics.com.ua/ book/download.php?id=0Q0016.
  32. Н.Н. Институциональные факторы эффективного развития малого предпринимательства. Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004. -26 с.
  33. Бок Зи Коу. Экономика Японии. Какая она? М.: «Экономика», 2002.-238 с.
  34. А.О. Государственная политика малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. (Ч. 1) // Маркетинг. -№ 2.-С.113−122.
  35. А.О. Государственная политика малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. (Ч. 2) // Там же. — № 3. С.113−120.
  36. А.О. Государственная политика малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. (Ч. 3) // Там же. № 4. С.97−109.
  37. А.О. Малое предпринимательство: Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998. — 336 с.
  38. В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. — М.: Финансы и статистика, 1993. 144 с.
  39. В.В. Теоретико-методологические основы формирования стратегий развития малых и средних предприятий. Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.01 — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2001.-22 с.
  40. А.В. Понятие и сущность субъекта предпринимательской деятельности как участника гражданско-правовых отношений // Правоведение. 1994. — № 1 — С.68−72.
  41. Р. Теория регуляции: Критический анализ / Пер. с франц. Н. Б. Кузнецовой. М.: Наука для общества, Российск. гос. гума-нит. ун-т, 1997. — 213 с.
  42. А.В. Предпринимательство: Учеб. 2-е изд., испр. М.: Дело, 2000. — 640 с.
  43. Бухвалъд Е, Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С.109−118.
  44. Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1994. — № 6. — С.105−113.
  45. А. Этапы развития малого предпринимательства // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С.30−39.
  46. В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Рос-тов-н/Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2000. // http:// ie.boom.ru
  47. В.В., Лычагин М. В. Предпринимательство: проблемы и методы систематизации знаний / Отв. ред. д.э.н., профессор Г. М. Мкртчян. 2-е изд., перераб. и доп., электронная версия. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, НГУ, 2004. — 78 с.
  48. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. пособие. М.: Издательство «Косалтбанкир», 2002. — 704 с.
  49. С.Г. Институциональные основы реформируемой экономики: препринт. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 1998. -48 с.
  50. А.В. Деловая культура предпринимателя. — Челябинск: ЧелГУ, 2003. 70 с.
  51. Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы и методы (зарубежный опыт) // Общество и экономика. -1995. — № 12. — С.87−97.
  52. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. для вузов / Под общ. ред. Кушлина В. И., Волгина Н. А. М.: Экономика, 2000. — 735 с.
  53. Государство и малый бизнес: Сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1993.- 166 с.
  54. А.В. «Антикризисное» управление и корпоративный контроль.-Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001.
  55. В.П. Политика хозяйственного порядка в Германии. М.: Экономика, 2002. — 271 с.
  56. Дж.К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. / Под общ. ред. Н. Н. Иноземова, А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1979. — 406 с.
  57. А., Головацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. 2002.-№ 7. — С. 127−139.
  58. Демократия, управление и рынок // Бюллетень «Бизнес-Пресс». -2002.-№ 3(12) июль 2002.
  59. Г. Г. Люди среднего класса. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — 283 с.
  60. Т.Г. Институциональное развитие малого и среднего предпринимательства в российской экономике // Экономическая наука современной России. 1999. — № 3. — С.49−63.
  61. Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: «Дело Лтд», 1995. -288 с.
  62. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. А. Мкреавели. М.: СП «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992.-352 с.
  63. Институциональные основы рыночной экономики в России / О. С. Белокрылова, О. Е. Германова, И. Ю. Солдатова и др. М.: Наука, 1996.- 186 с.
  64. Информация и институты для принятия решений. Доклад Генерального секретаря // Комиссия по устойчивому развитию, Экономический и Социальный Совет ООН Организационная сессия 30 апреля — 2 мая 2001 года.
  65. О.В. Экономические институты и институции: к вопросу о типологии и классификации // Социс. 2003. — № 9. — С.42−51.
  66. Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2003. — 160 с.
  67. .Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991. — 197 с.
  68. С.М., Кулакова Т. В. Прямые зарубежные инвестиции в современной теории институциональной экономики и теории международной торговли: основные подходы и эмпирический анализ: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. -216 с.
  69. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.-С. 224−518.
  70. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2-е изд., перераб. / Ин-т экономики и организации промышленного производства. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП, 2001. — 308 с.
  71. И.М. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. / Под ред. проф. А. Н. Романова. М.: Юнити-Дана, 2001. — 239 с.
  72. В.В. К вопросу о применимости математики в экономических исследованиях // Науковедение. 2000. — № 3. — С.136−141.
  73. В. Формы и методы государственного управления // Проблемы теории и практики управления. — 2000. № 2. — С.46−48.
  74. Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации // Бизнес для всех. -2001. № 26 (декабрь). — С. 11−14.
  75. JI.A. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: «Новый Логос», 2000.-392 с.
  76. Р. Фирма, рынок и право: Сб. ст. М.: Дело, 1993. — 193 с.
  77. А.А. Основы регулирования предпринимательства. -СПб., 1998.-92 с.
  78. Н.А., Устинов Г. А., Шуткин А. С. Эффективность использования государственных средств в малом предпринимательстве // Финансы. 1996. — № 6. — С. 15−20.
  79. С., Свиянович В., Вайсбах А. Малый и средний бизнес: институциональные трансформации и дух предпринимательства // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6.Экономика. 2003. — № 4. — С.46−65.
  80. Ли И. Российский капитализм в эпоху глобализации: задачи и перспективы // Международная экономика и международные отношения. 2004.-№ 2. — С.42−47.
  81. Малое предпринимательство в России. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. — 109 с.87
Заполнить форму текущей работой