Актуальность темы
Проблемы истории басмаческого движения в Средней Азии 20-х — 30-х годов XX в. начали привлекать внимание исследователей достаточно давно, что обусловлено, несомненно, большим геополитическим значением среднеазиатского региона. Публикации самых первых работ по басмачеству советских специалистов приходятся на то время, когда борьба с басмаческим движением в Средней Азии еще пе была закопчена, т. е на середину 20-х годов прошлого века. Басмаческое движение продолжало активно изучаться советскими историками и позднее. Собственно истории среднеазиатского басмачества в советской историографии посвящено свыше 40 исследований и сборников материалов. В значительном количестве опубликованы также и сборники воспоминаний участников событий, посвященных истории Гражданской войны и басмаческого движения, как по Средней Азии в целом, так и в среднеазиатских республиках и отдельных административных районах и т. д. Зарубежная историография (па английском, немецком, французском, а также турецком и персидском языках) также накопила большое количество работ, монографий и статей, посвященных в целом истории «советизации Средней Азии», и рассматривающих, как один из частных вопросов, басмаческое движение.
Однако в силу ряда причин политического характера, идеологической борьбы, развернувшейся между СССР и странами Запада в годы «холодной войны», история басмаческого движения получила одностороннее освещение в советской и зарубежной научной литературе. Советские ученые сосредотачивались на изучении проблем не собственно басмаческого движения, а истории борьбы с ним Советской власти в регионе, тогда как западные специалисты стремились обосновать тезис о «национально-освободительном» характере басмачества. Современные работы российских и среднеазиатских авторов написаны в основном в духе пересмотра, ревизии прежних концепций, господствовавших ранее в советской исторической пауке, и потому им также присуща некоторая «идеологизированиость» .
Таким образом, при кажущемся многообразии работ па тему басмачества в отечественной и зарубежной литературе, они все же далеко не исчерпывающе раскрывают проблему. На советскую, зарубежную историографию, отчасти и на современные работы, накладывала отпечаток политическая конъюнктура.1 Басмаческое движение и сегодня продолжает оставаться одной из наиболее дискуссионных проблем новейшей истории Средней Азии. Целый ряд вопросов, с ним связанных, как например,.
1 Об этом, в частности, см.: Пылев, 2003. С.29−36. вопрос об истоках движения, его социальной базе и движущих силах, региональной специфике, этноконфсссиопальпых особенностях, идеологии, и сегодня нельзя назвать изученными всесторонне. Следует также учитывать, что ряд важных источников, помогающим, по словам современного турецкого исследователя, «взглянуть на басмаческое движение изнутри» 2, стал доступен отечественному исследователю сравнительно недавно (подробнее о них см. Главу I настоящей работы).
Таким образом, в научном плане актуальность исследования заключается в наиболее полной, непредвзятой и объективной реконструкции истории басмаческого движения в Средней Азии, с учетом доступных на настоящий момент источников и материалов.
Если говорить об актуальности исследуемой темы в более широком плане, то нельзя не обратить внимание на важное геополитическое и геостратегическое значение среднеазиатского региона, имеющего с Россией непосредственные границы. По целому комплексу причин, Россия (СССР) и Центральпоазиатский регион находятся в тесной исторической и геополитической взаимосвязи. Благодаря этому обстоятельству, среднеазиатская цивилизация является сегодня уникальной, содержащей, по оценке современных исследователей, признаки «традиционно-восточного начала, черт третьего мира и современных структур» [Развивающиеся страны и Россия., 2001. С.319−320]. Теоретическое переосмысление роли и места басмаческого движения в истории среднеазиатской цивилизации поможет нам, во-первых: провести параллели с недавними событиями политической жизни региона (причины политического переворога 2004 г. в Киргизии, общая нестабильная социально-политическая обстановка в Ферганской долине Узбекистана, регионализация интересов современной политической элиты в Таджикистане) и дать этим событиям верную научную оценкуво-вторых, выработать прогноз возможного сценария дальнейшего социально-политического развития региона.
Постановка научной проблемы. Па основании привлеченных к исследованию нашей темы источников и нового массива материала, опубликованного в России, странах Европы и Средней Азии, в диссертационном исследовании мы предполагаем сформировать концепцию басмаческого движения, отвечающую новым геополитическим условиям, сложившимся в изучаемом регионе после распада СССР, и опиичсиощуюея подходом к басмачеству как социально-политическому явлению, тесно связанному с особенностями и закономерностями развития среднеазиатской цивилизации. Как показал анализ отечественных и зарубежных исследований по данной тематике, такой подход прежде не применялся при рассмотрении басмаческого движениярассматриваемое.
2 Paksoy II.В. Basmachi movement from within: Account of Zeki Velidi Togan // Nationalities Papers, Vol. 23, No 2. June 1995. Pp. 373−399 // wvw.lib.bvii.edu/~rdh/vwi/conimeiit/togan.litlin явление описывалось в однозначных, политико-идеологических категориях. В связи с отмеченным, автором исследования выносятся па защиту следующие положения:
— басмаческое движение следует рассматривать как явление, тссно связанное с особенностями среднеазиатского социума и его политического менталитетаконкретно-исторически это выявилось в стремлении традиционной элиты среднеазиатского общества сохранить свои социально-политические и экономические позиции как путем борьбы с советской властью, так и путем компромисса с последней;
— движение басмачества носило скорее центробежный, а не центростремительный характероно не могло в результате привести к появлению на территории Средней Азии какого-либо нового государственного образования с устойчивой политической системой (на основе предлагавшегося некоторыми идеологами движения лозунга «национальной независимости Туркестана»);
— для подтверждения предыдущего положения, в настоящей диссертации подробно рассматривается и анализируется региональный характер басмаческого движения, при котором местные силы и центры движения действовали в зависимости прежде всего от политических, экономических, этнических условий, присущих конкретной области или очагу движения (Фергане, Хиве или Бухаре) — в связи с этим будет показано, что среднеазиатское басмачество нельзя считать единым движением (как в военно-политическом, так и в идеологическом плане);
Цели п задачи исследования. В связи с поставленной по-повому научной проблемой басмаческого движения мы выдвигаем основную цель диссертационной работы — в комплексном плане изучить эволюцию среднеазиатского басмачества в 20-е — начале 30-х годов XX в., его глубинные истоки и причины, рассмотреть и проанализировать особенности дальнейшего подъема басмачества, его общих черт и региональной специфики. Таким образом, общий результат исследования — формирование современной, научной концепции истории басмаческого движения в Средней Азии, без «привязки» к каким-либо политико-идеологическим ориентирамдля достижения указанной цели автором привлекался более широкий круг источников, архивных материатов, мачоизвестных отечественной науке.
В соответствии с указанной общей целыо, для более полного и объективного освещения сложного социально-политического явления в истории Средней Азии, автором ставятся следующие задачи: определить состояние исследуемой проблемы в историографии (отечественной (советской), зарубежной, современной историографии среднеазиатских республик), выявить недостаточно раскрытые к настоящему моменту аспекты проблемы, затем рассмотреть социальную и политическую эволюцию басмаческого движения в Средней Азии в 20-е — начале 30-х гг. XX в. При этом автор исследования остановится на освещении ряда специфических вопросов:
— выявление особенностей зарождения и эволюции басмачества в 3-х основных очагах его развития: Фергана, Бухара (подразделяющаяся еще на два субрегионаЗападную и Восточную Бухару), Хорезм (Хива)3;
— определение социальных групп, как составлявших основу (организационный элемент) басмачества, так и примыкавших к движению па разных этапах его развития;
— выявление целей, которые ставились и провозглашались лидерами басмачества, а также методов и приемов, использовавшихся ими для достижения своих целей (пропагандистские методы и т. п.);
— изучение характера взаимоотношений лидеров басмачества и органов советской власти в регионе (от вооруженного противостояния до мирных переговоров), проблемы гак называемых «советских басмачей» (басмачей, переходивших на службу в Красную Армию);
— определение характера взаимоотношений басмачей и коренного населения (какие факторы определяли отношение среднеазиатского населения к басмаческому движению на разных этапах его развития);
— изучение влияния этнического фактора па развитие басмаческого движения в упомянутых основных очагах его развития (отношения между различными племенами, межэтнические противоречия, чем они определялись и т. д.).
Методологические оснопм исследования. Тема настоящей диссертационной работы предполагает исследование и научный анализ новых данных, а также переосмысление некоторых уже известных исторической пауке фактов. В связи с этим автор в качестве методологической основы работы руководствуется следующими постулатами: метод научного объективизма, при котором следует, при осмыслении уже известных проблем, а также тех вопросов, которые прежде мало освещались в исследованиях, избегать каких-либо политико-идеологических клише или же «идеологической заданное&trade-» — при исследовании полученных фактов следует стремиться, по выражению одного из современных среднеазиатских ученых, избегать «идеализации» вместо прежней «идеологизации» 4;
3 Фергана (Ферганская область) до 1924 г. являлась в административном плане частью Туркестанской АССР, тогда как Бухара и Хорезм (Хива) образовывали с 1920 по 1924 г. соответственно Бухарскую и Хорезмскую народные советские республики, а позднее составляли части Узбекской, Туркменской, а с 1929 г. и Таджикской советских социалистических республик.
4 http://cc.host.net.kg/vol 1/1 junushaliev. htm метод сравнительно-сопоставительного анализа, при котором выявляется соотношение этнических, социальных, религиозно-культурных особенностей, влиявших на эволюцию басмаческого движения в целом, рассматривается специфика басмаческого движения в различных регионахпри этом сопоставляются и творчески используются все объективные выводы и оценки, которые к настоящему моменту уже накоплены советской и зарубежной историографиейконкретно-исторический метод, позволяющий, воздерживаясь от каких-либо однозначных оценок двух противоборствующих политических лагерей (басмаческого движения и боровшейся с ним советской власти), изображать процессы в политической жизни региона во всей их сложности и неоднозначности, учитывать весь комплекс факторов, влияющих па поведение личности и социальных групп в конкретно-исторический момент.
Руководствуясь вышеуказанными постулатами, автор работы стремился, не отказываясь от социально-экономических (в т.ч. классовой) концепций, использовать также некоторые иные подходы, применяющиеся в современной науке.
Хронологические и территориальные рамки исследовании. Автор ограничил исследование в хронологическом плане 20-ми — началом 30-х годов XX столетия, поскольку именно в этот период басмачество получило распространение по всему среднеазиатскому региону (когда советская власть была установлена, помимо Туркестана, также и в бывшем Бухарском эмирате и Хивинском ханстве) — именно применительно к этому периоду басмачество можно назвать среднеазиатским. Однако истоки движения во всех его трех основных очагах следует искать в более ранний период, на что автор будет постоянно делать оговорки в соответствующих главах работы.
Территориальные рамки исследования заключают в себе три среднеазиатских субрегиона, которые традиционно считаются очагами басмаческого движенияФерганская область, Бухара (Восточная и Западная) и Хорезмский (Хивинский) оазис. Автор исследования рассматривает и сопоставляет эволюцию (проблемы истоков, подъема и разгрома) басмачества во всех трех регионах, выделяет общее и особенное в истории басмаческого движения, в указанных его основных очагах.
Краткая характеристика источников. Руководствуясь заявленной целыо исследования и поставленными в связи с ней задачами, автор работы произвел отбор источников, необходимых для объективного освещения избранной нами темы. Круг источников оказался довольно широк.
Прежде всего сюда вошла большая группа материалов из российских и среднеазиатских архивохранилищ.
Другая значительная группа источников, отражающих историю борьбы с басмачеством — материалы, содержащиеся в одном из важнейших (в начале 20-х гг. XX в.) периодических изданий Туркестанской Автономной Советской Социалистической республики (ТАССР), газете «Известия» (печатный орган ЦК Коммунистической партии Туркестанской республики). Еще одну важную группу использованных нами источников составляют мемуары и сборники воспоминаний участников борьбы с басмачеством, которые начали издаваться еще в конце 20-х — начале 30-х годов. Кроме того, в качестве источников нами использовались записки и воспоминания иностранных журналистов, разведчиков и дипломатов.
Следующая особо значимая для нашего исследования группа источников — это различные письменные свидетельства представителей оппозиционного советской власти политического лагеря, выступавших в качестве идеологов сопротивления советской власти в Средней Азии.
К последней группе письменных источников относятся тс, которые использовались нами с целыо восполнить недостаток документов с непосредственных мест событийопубликованные сборники документов, научные статьи и исследования, основанные преимущественно на архивных материалах, недоступных для пас в настоящий момент.
Помимо указанных групп источников, при разработке данной темы автором было использовано свыше 70 монографий и публикаций в периодической печати, как советских (а также российских), так и зарубежных ученых (преимущественно па английском, а также на турецком и узбекском языках). Поскольку автором исследования выявлен целый пласт пс использованной ранее литературы, извлечен и проанализирован обширный массив нового материала, который должен быть введен в научный оборот (особенно это касается литературы, написанной па турецком и узбекском языках), возникла необходимость поместить в текст настоящего исследования отдельную главу5, содержащую подробный анализ концепций, содержащихся в данной литературе, с точки зрения интересующих нас вопросов.
Паучнаи новизна исслсдоиаини. Научная новизна работы заключается в том, что в пей рассматриваются, главным образом, недостаточно изученные прежде аспекты истории басмаческого движения в Средней Азии, такие как его социальная сущность и политико-идеологическая направленность, взаимоотношения басмачей и автохтонного среднеазиатского населения, вопросы тактики действий басмачей в отношении советской власти6, влияние этнической ситуации в различных регионах Средней Азии (Фергана,.
5 Речь идет о Главе / диссертационного исследования. Как подтверждается фактами, содержание взаимоотношения басмачей и органов советской власти в Средней Азии — это не только вооруженное противостояние, но и попытки обеих сторон использовать друг.
Восточная Бухара, Хорезм) на басмаческое движение. В этой связи следует особо отметить источники, которые впервые вводятся в научный оборот в пашем исследовании. К таковым относятся: 1) документация Архива историко-политической документации г. Ош (Кыргызстан) — 2) ряд работ иностранных исследователей, находившихся в Средней Азии в качестве разведчиков, дипломатических работников, журналистов зарубежных государств и оказавшихся свидетелями басмаческого движения на разных его этапах7- 3) материалы турецкой периодической печати, содержащие свидетельства непосредственных участников басмаческого движения и его бывших о идеологов, пребывавших в Турецкой Республике в эмиграции .
Социально-политическое явление, названное в дальнейшем в литературе «басмачеством», в пашем исследовании рассматривается с учетом особенностей социально-экономической и политической обстановки, сложившейся в среднеазиатском регионе еще до 1917 г. (в результате присоединения его к России и проникновения в пего российского капитатизма). Как будет показано в исследовании, многие истоки движения следует искать именно в этом периоде. Это обстоятельство также отнесено нами к элементам научной новизны настоящего диссертационного исследования.
Автор диссертационной работы стремился рассмотреть внутреннюю специфику среднеазиатского басмачества, его «этносоциальный срез», показать его как явление в контексте среднеазиатской социально-политической и этнической истории, а не только в связи с событиями Гражданской войны на территории бывшей Российской империи, как это изображалось в большинстве предыдущих работ.
Пще одним из существенных элементов научной новизны исследования является стремление автора осветить историю басмаческого движения как социально-политического явления, с учетом всех основополагающих принципов и подходов, выработанных отечественной (русской, советской) школой историков-востоковсдов. Следует в этой связи заметить, что ранее, в силу специфики развития советского востоковедения и исторической науки вообще, к изучению основных проблем новейшей истории стран Средней Азии комплексно не подходилиисследования проводились научными коллективами отдельных среднеазиатских республик, главным образом, в друга в своих целях, и стремление таким образом изменить военно-политическую обстановку в регионе в свою пользу.
7 Aydemir §.S. Enver Ра$а. istanbul, 1999; Caroe О. The Turks of Central Asia and Stalinism. London, 1957; Hostler C.W. Turkism and the Soviets. The Turks of the World and their political objectives. London, 1957; Maclean F. Eastern Approaches. London, 1949.
8 Наиболее известные периодические издания (научно-популярного и пропагандистского характера), издававшиеся в Турции и публиковавшие подобные материалы, введенные в научный оборот в нашем исследовании — «Tiirkistan scsi» (тур. — «Голос Туркестана») и «Ya$ Turkistan» (узб. — «Молодой Туркестан»), рамках своего региона, в то время как центральные востоковедные школы СССР сосредотачивалось на изучении истории зарубежных стран Азии и Африки.
Структура исследования. Настоящая диссертационная работа состоит из вводной части, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения. В Первой главе подробно рассматривается степень изученности проблемы в советской, зарубежной и современной научной литературе. Вторая глава освещает проблемы причин возникновения басмачества, рассматривает военпо-политичсский аспект истории басмаческого движения в 20-х — начале 30-х годов и борьбы с ним советской властиодновременно в ней обращается внимание па региональные особенности басмаческого движения в его основных очагах на территории Средней Азии — Ферганской области, Бухаре и Хиве (Хорезмском оазисе). Третья глава подробно раскрывает специфику басмаческого движения «изнутри», анализирует внутренние закономерности его генезиса, с точки зрения его этнического и социального содержания. Четвертая глава освещает влияние и роль внешнего фактора в басмаческом движении, отношение и использование фактора среднеазиатского басмачества в своих интересах политической элитой зарубежных государств.
Заключение
содержит основные выводы по исследованию, с точки зрения решенное&tradeосновных задач, поставленных автором во вводной части. В приложении представлены ряд данных справочног о характера к настоящему исследованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Подводя итоги, мы можем, в соответствии с поставленными общими и частными задачами настоящего исследования, сделать ряд основополагающих выводов.
Басмачсскос движение в Средней Азии, в ходе своей военно-политической эволюции, прошло, по нашему мнению, 5 этапов. В ходе исследования нами был выделен «предварительный» этап, который охватывал период приблизительно с конца XIX по начато XX в.(см. С.47−53 наст. раб.). Хотя этот этап выходит за хронологические рамки нашего исследования, не охарактеризовав его, было бы невозможно в полной мере раскрыть и объяснить все особенности последующей военно-политической эволюции басмаческого движения. Именно па этом этапе, который можно назвать первым, возникли истоки и сложились те социально-экономические и этнополитическис особенности, которые в дальнейшем привели к подъему басмачества во всех 3-х его очагах. После 1917 г. басмачсскос движение развивалось, во многом, под влиянием именно этих особенностей. На втором своем этапе (1918;1920 гг.) оно представляло собой в основном стихийное восстание против советской власти, пс имевшее четко оформленного политико-идеологического содержания. Оно было обусловлено специфическими особенностями экономической и этпокоифессиопалыюй обстановки в его основных очагах (Ферганская область, Хивинское ханство и Бухарский эмират, впоследствии — Хорезмская и Бухарская народные советские республики). Истоки этих специфических особенностей и форм его проявления проистекали, в значительной степени, из условий социально-политической жизни региона, сложившихся еще до установления па территории Средней Азии советской власти. Для его третьего этапа (1921;1924 гг.), связанного, в основном, с деятельностью в Средней Азии Энвер-паши и его последователей, характерна попытка националистически настроенной местной интеллигенции (представленной сформированной в 1921 г. нелегальной организацией «Туркестанское национальное объединение») придать басмаческому движению характер политического и идеологического единства, объединить все очаги среднеазиатского басмачества под единым командованием. Попытка эта, как свидетельствуют факты, представленные в равной степени обеими из противоборствующих сторон, закончилась неудачей. Лозунги национального единства па основе «тюркизма» в реальных социально-политических и этнических условиях Средней Азии не имели под собой достаточной почвы. Четвертый этап басмачества (середина 20-х гг.) связан с относительным (в военном плане) затишьем, характеризовался, с одной стороны, попытками отдельных лидеров басмачества, формально перейдя па сторону советской власти и «встроившись» в новую социально-политическую реальность региона, продолжать преследовать свои интересы и свои цели. С другой стороны, данный период характеризуется попытками «непримиримых» басмачей, бежавших с территории СССР, поддерживая связи с оставшимися на территории советской Средней Азии соплеменниками, продолжать совершать различные антисоветские акциикроме того, эмигрировавшие с территории СССР басмачи в данный период принимали также активное участие в различных политических неурядицах и сепаратистских движениях, возникавших в 20−30-с гг. XX в. на территории государств, сопредельных с СССР (Иран, Афганистан, Китайский Туркестан). И последний, пятый этап, охватывающий конец 20-х — 30-е годы, связан с очередным всплеском активности движения, пришедшегося на период коллективизации в сельском хозяйстве, и затем окончательным его подавлением. В этот же период советская власть была реально установлена в отдаленных труднодоступных сельскохозяйственных районах Бухарской и Хорезмской республик (после национального размежевания, соответственно, вошедших в 1924 г. в состав Туркменской, Узбекской и с 1929 г. Таджикской ССР). Па данном этапе басмачи постепенно утрачивали свое былое влияние па широкие массы населениясвязано это с тем, что в целом среднеазиатский мусульманский социум приспособился к новым формам «советской» организации общества, поскольку они пс слишком противоречили традиционным коллективистским структурам среднеазиатской общины.
В силу ряда причин исторического и социально-экономического характера басмаческое движение имело довольно широкую социальную базу. По этому поводу еще в 1920 г. М. В. Фруизе (в свою бытность командующим Ферганским фронтом) писал: «Басмачи — это не просто разбойники. Если бы это было так, то с ними давно было бы покончено. Главные силы басмачества составили сотни и тысячи тех, коих так или иначе задела или обидела прежняя власть» [Цит. по: Котспсв, 1987. С.63]. Другой участник-борьбы с басмачеством несколько позднее характеризовал басмачество как явление, «всецело основанное па причинах экономических и социальных" — и именно по этой причине «немалую часть басмаческих отрядов составляло множество разоренных и обнищавших дехкан» [Гражданская война, 1924. С.72]. Помимо этих категорий населения, придавших движению характер массовости, имелось также организационное вооруженное ядро басмаческого движения, т. е. те общественные группы, непосредственно в интересах которых и шла борьба. В Ферганском очаге басмачества это «ядро» представлял собой бай-манапский элемент, традиционно имевший влияние па массы, в Восточной Бухаре — племенная аристократия Локая, в Хиве (Хорезме) -туркменские племенные вожди, имевшие постоянную вооруженную силу из числа своих соплеменников, готовых сражаться исключительно по призыву своих вождейдля них исторически басмачество «стало частью выгодного промысла» [Кутяков, 1930. С. 9, 37].
В политико-идеологическом плане басмаческое движение представляло собой весьма разнородное явление. Различные участвующие в нем социальные группы (равно как и лидеры движения) преследовали разные цели. Одни лидеры движения считали целыо своей борьбы провозглашение «демократической» или «исламской республики», независимой ог большевиков и Советской России, другие (как главным образом в Бухаре) — восстановление «законной власти» свергнутого эмираотдельные предводители (племенная аристократия или бывшее крупные землевладельцы — беки) добивались только «независимости» своей области, с целыо «свободно» эксплуатировать «свое» население. Большинство лидеров басмаческих лидеров эксплуатировало лозунги националистического или религиозного содержания, либо просто возврата к традиционному патриархальному прошлому, которое «кануло» в вечность с приходом в регион России и вслед за этим, специфики капиталистических отношений, наемного труда и товарного производства.
Продолжая подводить итоги по идеологической направленности басмачества, необходимо констатировать, что она вовсе пс была однозначно «антисоветской», как это не раз подчеркивалось в отечественной и отчасти зарубежной литературе. Для идеологов движения, представлявших среднеазиатскую интеллигенцию (из бывших прогрессистов-джадидов), многие из которых первоначально играли пс последнюю роль в установлении в регионе советской власти134, было характерным стремление придать движению не столько антисоветский, сколько сштироссийский (антирусский) характер. В то же время нельзя утверждать, что абсолютно всс басмаческие курбаши и военные предводители, непосредственно сражавшиеся с Красной Армией, представляли себе пели движения именно так, как некоторые его идеологи. Для них чисто местные, локальные интересы были нередко важнее каких-то абстрактных идей, обоснованных необходимостью «борьбы за независимый Туркестан». Ради достижения своих целей басмаческие вожди, представлявшие местную аристократию, готовы были смириться и с советской властью (как и прежде, до 1917 г., с царской), па том условии, если им будет предоставлена возможность остаться хозяевами в «своем» районе и контролировать экономическую и социальную жизнь «своего» населения.
Однако какова бы пи была направленность басмачества, оно так и пе стало единым движением, пи в воснио-политическом отношении (отсутствовал единый лидер или организация, которая оказалась бы способна возглавить движение в целом), пи в смысле.
Ь9 Особенно это относится к ситуации с провозглашением Хорезмской и Ьухарской народных советских республик (Об этом см.: Пылёв, 2005, С.140−173). идеологии. Попытки придать движению организационное единство и объединить всех лидеров под единым командованием пе получили успеха. В каждом очаге движения каждый лидер преследовал прежде всего свои интересы. В результате в движении доминировали центробежные, а пе центростремительные силы. Буржуазные националисты, как оказалось в реальности, имели слабое влияние па массы (более слабое, чем традиционные лидеры и даже большевики). Консервативные силы (представители традиционной племенной и феодальной аристократии) также потерпели в итоге иоражепне. Во-первых, среднеазиатский социум в целом оказался способным к трансформации, приспособившись к новому социалистическому общественному устройству. Низшие социальные слои среднеазиатского населения в конечном итоге оцепили позитивные перемены (по сравнению с прежним традиционным образом жизни), произошедшие после установления в регионе советской власти. Особенно эти перемены затронули сферу развития инфраструктуры и народного образования, которые уже несколько веков оставались в неизменном состоянии. Во-вторых, и сами басмачсскнс курбаши, представлявшие консервативные силы, пс надеялись па полную реализацию провозглашаемых ими лозунгов (как нередко показывала тактика их действий). Они также неоднократно предпринимали попытки приспособиться, «мирным путем» врасти в новый общественный организм, создаваемый в регионе советской властью. Им была не так уж важна организация верховной власти, они готовы были прекратить с пей борьбу, пойти на переговоры, если «эта самая власть даст им возможность жить за счет населения» [Гражданская война, 1924. С.64].
Что касается вопроса о влиянии зарубежных государств на военпо-политическую эволюцию басмаческого движения, то, как свидетельствуют факты, оно действительно имело местокак крупные европейские и мировые державы, так и соседние с регионом государства стремились использовать движение в целях укрепления в регионе своих собственных позиций. Но этот вопрос опять же нельзя трактовать однозначно, как это нередко происходило в прежних исследованиях. Что касается соседних со среднеазиатским регионом государств (в первую очередь речь идет об Иране и Афганистане), то оказалось, что для них в и тоге важнее стабильные отношения с СССР. Басмаческое движение обладало сильным центробежным потенциалом и могло способствовать развитию сепаратистских тенденций и в соседних со Средней Азией государствах (в чем, естественно, не было заинтересованы правительства Афганистана и Ирана). Крупные державы, геополитические противники СССР (Англия, Германия) стремились нанести ущерб позициям России в геополитически важном регионе, по так, чтобы пе нанести вред собственному престижу и влиянию. Гак, когда возникла реальная угроза антиколониального восстания мусульманского населения па территории индийских колоний, активность Великобритании в среднеазиатском регионе заметно снизилась. Германское правительство тоже очень долго рассматривало вопрос, насколько целесообразным будет вооружение и использование в войне с Советским Союзом бывших военпоплеппых-мусульмап, «выходцев из Туркестана». Что касается политической линии правительства Турецкой Республики в отношении «туркестанской проблемы» и среднеазиатской эмиграции, то она, как мы видели, неоднократно менялась. Правительство К. Ататюрка пе желало жертвовать добрососедскими отношениями с СССР, который первым дипломатически признал Турецкую Республику и оказал ей военно-нолитическую поддержку в годы национально-освободительной войны, в пользу интересов среднеазиатской эмиграции и выдвигаемых ею лозунгов иллюзорного содержания. После смерти К. Ататюрка политическая ситуация несколько изменилась, в связи с «прогерманской» ориентацией нового турецкого правительства. Однако в годы Великой Отечественной войны отношение турецкого правительства к «туркестанскому вопросу» и к политической среднеазиатской эмиграции неоднократно менялось в зависимости от положения па Восточном фронте. Таким образом, ни одна из крупных мировых держав, имевшая интересы в среднеазиатском регионе (включая и Турцию), пе была так сильно озабочена судьбами «покоренных советским империализмом народов Туркестана», как того хотелось бы среднеазиатской политической элите в эмиграции.
Последний момент, о котором следует сказать в «Заключении» — еще раз подчеркнуть актуальность тематики басмаческого движения в связи с современной общественно-политической обстановкой в среднеазиатских республиках СИГ. Здесь хотелось бы обратить внимание па два обстоятельства. Во-первых, можно констатировать, что проявления националистических тенденций сегодня в научных работах и периодике, издающихся в среднеазиатских республиках, имеют, прежде всего, антироссийскую направленность (особенно в толковании событий, связанных с присоединением региона к России и последующим вхождением его в состав СССР). Имеются факты использования националистических тенденций и в формировании государственной идеологии. С этой целью предпринимаю гея попытки придать националистической идеологии «научную форму», провести параллели е историческим прошлым регионав качестве одной из иллюстраций используется трактуемая определенным образом история басмаческого движения. Это обстоятельство еще раз подчеркивает особую значимость и актуальность проводимого нами исследования в интересах противодействия политически ангажированной идеологии (в определенном смысле опасной для позиций России в регионе).
Во-вторых, основные выводы и результаты проведенного исследования помогут понять сущность последних событий в политической жизни современных Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана (в особенности, в связи с так называемой «революцией» и последующей смене власти в Киргизии в 2005 г.), а также дать прогноз дальнейшей социально-политической эволюции среднеазиатских республик СНГ. Современные реалии социально-политической действительности региона (общий низкий уровень жизни основной массы населения, зависимость ее от той же традиционной аристократии и религиозных авторитетов, восстановивших свои позиции после распада СССР, влияние родового начала) во многом напоминают те, которые имели место и в 20−30-е годы XX в.(т.е. в период басмаческого движения). Данное исследование предлагает трактовать басмаческое движение как борьбу традиционной элиты среднеазиатского общества с целью сохранить свои социально-политические и экономические позиции. Аналогичный сценарий развития событий вполне вероятен и в настоящее время (когда возродившаяся в новых формах, по, но сути та же традиционная элита стремится завоевать господствующее положение в современной политической жизни). В идеологическом плане эта борьба может принимать разные формы — от призывов к государственному перевороту с цслыо «демократизации» политической системы среднеазиатских республик до борьбы за государственное устройство на основе исламских ценностей. Главенствующую роль и любом протестном движении с большой вероятностью возьмет в свои руки все та же традиционная элита, эксплуатируя весьма устойчивую для среднеазиатского политического менталитета традицию восхваления всего традиционалистского, представления о прошлом как о «золотом веке» (в условиях резко усилившегося социального неравенства в современных среднеазиатских республиках СНГ).
В данном исследовании нам удалось привлечь к раскрытию пашей темы новый, пе использованный прежде в отечественных исследованиях, материал. Прежде всего, сюда относится мемуарная литература и работы, изданные в контексте нашей тематики в Турции. С другой стороны, факты, извлеченные из этого материала, мы сопоставили с теми данными, которые содержатся в аналогичной литературе и архивных документах, находящихся в России. На основе сравнительно-сопоставительного анализа как впервые привлеченного, так и уже известного науке фактического материала и источников мы смогли представить современную трактовку социального и этнического содержании басмаческого движения в Средней Азии, комплексно охарактеризовать его политико-идеологическую направленность (как и его различные направления, представленные разными политическими силами и лидерами движения).