Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гимназическое образование в Казанской губернии во второй половине XIX — начале XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование, проведенное на основе историко-педагогической литературы, опубликованных источников, богатого неопубликованного материала Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА 4P), Государственного архива Республики Марий Эл (ГА РМЭ) было направлено на изучение становления и развития гимназического образования в Казанской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историография и Источниковая база исследования
    • 1. 1. Степень изученности проблемы
    • 1. 2. Источниковая база исследования
  • Глава II. Становление гимназического образования в России
    • 2. 1. Создание учебных заведений повышенного уровня образования
    • 2. 2. Гимназии Казанской губернии: возникновение и осуществление образовательных услуг
  • Глава III. Организация учебной и воспитательной работы
    • 3. 1. Педагогические кадры
    • 3. 2. Организация учебного процесса
    • 3. 3. Воспитательная работа: цели и основные формы
  • Глава IV. Материальная база гимназий Казанской губернии
    • 4. 1. Обеспечение учебного процесса оборудованием, литературой
    • 4. 2. Финансирование деятельности, состояние зданий и помещении

Гимназическое образование в Казанской губернии во второй половине XIX — начале XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Преобразования, осуществляющиеся в стране, стимулируют интерес к изучению истории и в том числе — опыту развития образования. В Российской Федерации появились новые типы учреждений среднего образования: гимназии, лицеи, частные школы с авторскими программами обучения. Становится востребованным повышенный тип образования, призванный решить проблему качественного уровня подготовки выпускников для последующего обучения в высшей школе. В ходе реформирования системы образования появилась возможность возрождения на новом качественном уровне классической гимназии, которая во второй половине XIX в. была единственным типом среднего учебного заведения, имеющим академическую направленность. Процесс становления и развития современных гимназий сталкивается с многими трудностями, поэтому обращение к историческому опыту целесообразно и эффективно.

Актуальность данной работы, посвященной изучению истории становления и развития гимназического образования, имеет практическую востребованность и определяется тем, что уровень изученности истории гимназического образования во второй половине XIX — начале XX вв. не может считаться достаточным, так как отсутствуют комплексные исследования по данной теме. Между тем, в рассматриваемый период именно гимназии осуществляли своеобразную «селекционную» функцию, способствуя отбору наиболее достойных для продолжения образования. Кроме того, это звено учебных заведений давало как классическое (гимназии), так и профессиональное (реальные училища) образование, будучи особенно в провинции, основной формой подготовки специалистов.

Объектом исследования является функционирование и совершенствование гимназического образования в Казанской губернии во второй половине XIX — начале XX вв., а предметом — анализ процесса становления гимназического образования, определение основных этапов оформления системы среднего образования, рассмотрение структуры и функций гимназий, а также их финансирования и хозяйственного обеспечения.

Хронологические границы исследования определены с начала «Великих реформ» Александра II, в том числе, и в области народного просвещения, когда классические гимназии становятся главным объектом государственной образовательной политики. Начальной датой является 1864 год, давший начало становлению гимназического образования. Конечной датой является период, связанный с революционными событиями 1917 г., преобразившими общественно-политическую ситуацию в стране, в том числе в области народного образования и просвещения, когда гимназии прекратили свое существование.

Территориальные рамки диссертации охватывают Казанскую губернию — одну из самых обширных административных единиц Среднего Поволжья, площадь которой в 1897 г. составляла 55,9 тыс. кв. версты, численность населения достигала 2 191 050 человек. Она обладала огромным потенциалом естественных ресурсов, входила в тройку самых развитых в социально-экономическом и культурном плане периферийных губерний России (Астраханская, Казанская, Симбирская). На территории губернии проживали представители более 30 национальностей, среди них русские, марийцы, мордва, татары, чуваши, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, евреи, поляки и др.1.

Казанская губерния была одним из центров развития образования. В 1798 г. здесь была открыта первая Казанская мужская гимназия, к 1918 г. их, А было 27. 24 января 1803 г. был образован Казанский учебный округ .

Цель работы состоит в анализе структуры, организации и содержания учебного процесса в гимназиях Казанской губернии во второй половине XIX.

1 Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Завол жье / Под ред. В. П. Семенова. СПб., 1901. С. 137−169.

2 Там же. С. 315.

— начале XX вв. Для реализации поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

•рассмотреть структурные признаки гимназий в России во второй половине XIX — начале XX вв.;

• определить особенности функционирования гимназий в условиях полиэтнического и многоконфессионального региона;

• проанализировать организацию учебного процесса и воспитательной работы в гимназиях Казанской губернии;

• выявить динамику численного роста и повышения качественных характеристик преподавательского состава данной группы учебных заведений;

• показать механизмы финансового обеспечения учебно-воспитательного процесса и состояние материально-технической базы.

Методологическая основа диссертации базируется на принципах историзма и научной объективности. В исследовании использованы сравнительно-исторический, историко-генетический, проблемно-хронологический методы и элементы системного анализа. Так, применение сравнительно-исторического метода позволяет сопоставить основные тенденции развития гимназического образования в пореформенной России и выявить их региональные особенности с учетом уровня социокультурного развития, полиэт-ничности и конфессиональной вариативности, характерных для Казанской губернии. Использование историко-генетического метода дает возможность определить условия функционирования гимназий и динамику их развития от низшего до верхнего предела хронологических границ, проследить основные фазы организации учебно-воспитательного процесса. При этом наглядно проявляются факторы, интенсифицировавшие или сдерживавшие эти процессы. Системный анализ использован при формировании выводов и оценок.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основании широкого круга документальных источников осуществлено комплексное изучение процесса становления и развития гимназий в Казанской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. Были выявлены тенденции формирования и функционирования гимназии как ведущего типа среднего учебного заведения, показана взаимосвязь основных компонентов образовательно-воспитательной деятельности, проанализированы учебные и воспитательные функции учителя, формы и эффективность его взаимодействия с учениками. Раскрыты исторические предпосылки возникновения гимназий на территории Казанской губернии. Выделены региональные аспекты содержания гимназического образования, произведен всесторонний анализ учебной и воспитательной деятельности, финансового состояния учебных заведений. Выявлено, какой вклад в дело формирования гимназий внесло государство в лице Министерства Народного просвещения, общественные организации и частные лица.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в нем материал может быть использована для создания работ по истории культуры, образования, а также при подготовке лекционных курсов по истории России и региона, при формировании музейных экспозиций. Результаты исследования могут найти применение при организации учебного процесса в системе высшей школы. Практическая востребованность данной работы связана с теми ее положениями, которые призваны дать более четкое представление о характере развития и достижениях отечественной системы образования во второй половине XIX — начале XX вв., поэтому содержание и отдельные выводы работы могут быть использованы в деятельности современных учебных заведений гимназического типа, а так же в преподавании общих курсов отечественной истории и спецкурсов в педагогических ВУЗах и училищах.

Достоверность и обоснованность исследования проявляется в том, что в ходе работы над темой было выявлено, проанализировано и использовано значительное количество архивных материалов, ранее не востребованных исследователями и впервые вводимых автором в научный оборот, которые обеспечивают оригинальность исследования.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры средневековой и новой истории Отечества ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Основные положения и результаты исследования изложены в выступлениях на научно-практических конференциях: на II Всероссийской научно-практической конференции «Субъект-ность в личностном и профессиональном развитии человека», Казань, 2005 г.- на Всероссийской Научно-практической конференции посвященной 100-летию Первой русской революции, Ульяновск, 2005 г.- на IV Международной конференции «Жизнь провинции, как феномен духовности», Нижний Новгород, 2006 г. Обсуждение отдельных положений исследования проводилось на методических семинарах кафедры гуманитарных дисциплин Алатырского филиала ЧГУ. Материалы исследования отражены в семи публикациях (объем 2,5 п.л.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс становления и развития гимназий в Казанской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. был обусловлен спецификой проявившейся:

— в своеобразии экономического развития (Казанская губерния была ориентирована на развитие многих отраслей экономики, что требовало квалифицированных специалистов в сфере управления и технического обеспечения производства);

— региональной ментальности (отмечена активная деятельность низших сословий в вопросе об открытии гимназий, прогимназий и учебных заведений гимназического типа, настойчивость, с которой местные жители выдвигали и отстаивали свои требования);

— проживании на территории Казанской губернии представителей более чем 30-ти национальностей — коренного населения — татар, чувашей, марийцевпришлого — русских, мордвы, башкир, удмуртов, украинцев, белорусов, немцев, евреев, поляков и др.

2. Становление гимназического образования в Казанской губернии определялось образовательной политикой, выразившейся в официальном утверждении обязательных типов учебных заведений, положившем начало функционированию государственной системы народного образованияэкономическим и социокультурным развитием губернииразвертыванием благотворительной деятельности общественной и частной инициативы в сфере просвещения.

3. Открытие гимназий в Казанской губернии происходило различными путями: созданием новых учрежденийпреобразованием городских училищутверждением гимназий на базе частного учебного заведения 1-го разрядареорганизацией прогимназий в гимназии.

4. Существенный вклад в развитие гимназий внесла общественность, что выразилось в частных пожертвованиях на нужды данного типа образования. Значительное количество гимназистов обучалось за счет взносов частных лиц, которыми учреждались стипендии, выдаваемые особо отличившимся учащимся.

5. Исследуемый период характеризовался повышенным спросом на образование, в том числе гимназическое: за 1850−1918 гг. было открыто более 20 учебных заведений гимназического типа, которые за небольшой промежуток времени были преобразованы в гимназии.

6. Несмотря на то, что гимназии в Казанской губернии открывались в провинциальных городах, уровень подготовки учителей был таким же высоким, как и уровень учителей Казани.

7. Особое место в гимназиях Казанской губернии занимал процесс воспитания. Исследование показывает, что воспитательная система носила ярко выраженную социальную направленность. Так как гимназия была привилегированным учебным заведением, то и содержание воспитания соответствовало правительственному курсу, направленному на сохранение сословно-дворянских привилегий. Главной целью было воспитание гражданской позиции личности, характеризующейся преданностью государю и правительству.

Структура диссертации отвечает целям и задачам работы и состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование, проведенное на основе историко-педагогической литературы, опубликованных источников, богатого неопубликованного материала Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА 4P), Государственного архива Республики Марий Эл (ГА РМЭ) было направлено на изучение становления и развития гимназического образования в Казанской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. Проделанная работа показала, что это сложный и динамично изменявшийся процесс, обусловленный рядом взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, характеризующийся общими и специфическими тенденциями. Изучение такого историко-педагогического феномена, как гимназия, позволило проследить его эволюцию и динамику, выявить наиболее существенные события в истории развития учебных заведений данного типа как в России в целом, так и в отдельном регионе — Казанской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.

В развитии гимназического образования в России общепринято выделять пять этапов. Предлагаемая периодизация строится на основе анализа сфер деятельности человека: экономике, политике, культуре, социальной среде. Что касается Казанской губернии, то эти этапы не совпадают с общероссийской периодизацией и несколько смещаются во времени в связи с особенностями социально-экономического, этнокультурного и конфессионального развития: I этап — (вторая половина XVIII — первая половина XIX вв.) -появление первых гимназий в губернииII — (вторая половина XIX в.) — распространение гимназий и рост их популярности среди населенияIII — (19 001 917 гг.) — расцвет гимназического образования, развитие общественной и частной инициативы в области гимназического образования.

Открытие гимназий в Российской империи происходило различными путями: учреждение новых гимназийпреобразование городских училищ в гимназииоткрытие гимназий на базе частных учебных заведений 1-го разряда, где содержание учебы было близким к гимназическомупреобразование прогимназийизменением статуса земских школ. В силу региональной специфики на территории Казанской губернии прослеживаются только три пути возникновения учебных заведений гимназического типа: учреждение новых гимназийоткрытие гимназий на базе частных учебных заведенийпреобразование прогимназий в гимназии.

Первые гимназии в губернии появились в Казани. В уездных городах появление гимназий приходится на начало XX в. Такая картина была напрямую связана с социально-экономическим и культурным потенциалом городов.

Кадровый состав гимназий был очень высоким. В гимназиях города Казани более 80% педагогов имели высшее образование, в уездных — более 70%. Чаще всего педагоги были выпускниками Казанского, Санкт-Петербургского, Московского университетов, а также педагогических институтов, учительских семинарий и др.

Административное руководство гимназией осуществлял директор, им мог стать человек, имеющий авторитет в губернских административных кругах и необходимое образование. Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса играли педагогические советы, которые рассматривали вопросы финансирования гимназии, организации учебно-воспитательного процесса, кадрового потенциала и т. д.

В ходе анализа отдельных аспектов организации образовательной деятельности гимназий выявлено, что она осуществлялась в контексте государственной просветительской политики с учетом региональных особенностей и потребностей конкретной гимназии. Важными факторами успешной работы учебных заведений были четкая процедура приема, отбор содержания учебного материала, выбор форм, методов и средств обучения. Учебный процесс, подчинялся единой цели — подготовить к поступлению в университет. Учащиеся имели возможность по окончании гимназии поступить в высшие учебные заведения различного профиля. Местные гимназии, с одной стороны, следовали строго установленным правилам и руководствовались циркулярами и инструкциями, с другой имели некоторую свободу в вопросах организации учебно-воспитательного процесса. Архивный материал дает яркие примеры использования в учебном процессе дополнительных форм обучения: познавательные экскурсии, посещение музеев и кинематографа, не только с обучающей целью, но и с воспитывающей. В исследовании отмечена также важная функция вспомогательных учебных заведений — библиотек. Чтение книг приучало гимназистов к усидчивости, вдумчивому отношению к учебе.

Однако существенным недостатком гимназического образования была постоянная нехватка, нередко отсутствие учебников, а имеющиеся зачастую становились предметом критики. Постоянно меняющиеся программы не давали возможности и времени для переработки учебных пособий, что негативно сказывалось на подготовке учащихся.

Организация учебного процесса в гимназиях Казанской губернии строилась в соответствии с утвержденными МНП документами, определяющими главную цель гимназического образования — служить воспроизводству элиты общества, готовить к поступлению в университет. Более 90% учебного времени в гимназиях губернии уделялось на изучение предметов, определенных уставом гимназий и прогимназий, т. е. основу учебного плана средней школы составляли курсы, обязательный для всех российских гимназий. Наряду с этим в связи с региональной спецификой губернии можно было вносить некоторые изменения в учебный процесс. Так, отчеты гимназий свидетельствуют о том, что древние языки изучались только в казанских гимназиях, в уездных — в результате освобождения времени за счет латыни и греческого увеличивался объем времени на русский язык, арифметику и т. д.

Исходя из направленности гимназического образования развивали гибкость ума, мыслительные способности гимназистов. Достаточно часто учителя использовали логические методы обучения, индукции и дедукции. Гимназисты практиковались в анализе, сравнении, сопоставлении, результаты учебно-познавательной деятельности во многом зависели от применяемых средств обучения, также профессиональной компетентности педагога.

Успех образовательной деятельности гимназий во многом зависел от количества и качества используемой в учебном процессе литературы. Архивные материалы свидетельствуют о том, что учебную литературу администрация гимназий приобретала в типографиях не только Казани, но и из столицы, даже из-за границы. В течение рассматриваемого времени наблюдается постоянная тенденция к расширению библиотечного фонда в результате приобретения учебной, методической, научной, художественной, популярной литературы как на русском, так и на иностранных языках. Также широко практиковалась выписка периодических изданий, отвечающих потребностям гимназии и эпохи.

В течение второй половины XIX — начала XX вв. происходила эволюция социального состава учащихся гимназий. Здесь прослеживается тенденция роста числа детей мещан и крестьян среди гимназистов. К 1917 г. число гимназистов крестьянского происхождения увеличилось и составляло почти третью часть всех учащихся в гимназиях Казани. В уездных гимназиях Казанской губернии этот показатель был еще выше. Материалы архивных фондов свидетельствуют, что кроме детей крестьян в уездных гимназиях губернии обучались дети дворян и чиновников, духовенства, купцов, мещан, казаков. На втором месте после крестьян по численности были дети мещан, в гимназиях г. Казани — дети дворян и чиновников. Вслед за ними шли дети купцов и духовенства. В гимназиях Казани также обучались дети казаков и иностранцев.

В гимназиях Казанской губернии, в основном обучались лица православного вероисповедания. В уездных гимназиях учащиеся, исповедовавших православие, составляли от 98 до 100%. Так, все 100% православными были в Козьмодемьянской, Царевококшайской, Чебоксарской, Ядринской, Лаишев-ской женских гимназиях. По 1−2% представителей иных (кроме православного) вероисповеданий было в Цивильской женской, Козьмодемьянской мужской гимназиях. Больше всего представителей других религий было в Казанских гимназиях. Архивные данные свидетельствуют о том, что в гимназиях Казанской губернии кроме православных обучались католики, иудеи, мусульмане.

Особую роль в гимназиях России, в том числе и Казанской губернии, играл процесс воспитания. Исследование показывает, что воспитательная система носила выраженную социальную направленность. Так как гимназия была привилегированным учебным заведением, то и содержание воспитания соответствовало правительственному курсу, направленному на сохранение сословно-дворянских привилегий. Главной целью было воспитание гражданской позиции личности, характеризующейся преданностью государю и правительству. Гимназия усердно занималась формированием такой личности, используя в большей степени систему наказаний, надзора, запретов. Для этого был выделен специальный штат сотрудников, занимавшихся воспитательной деятельностью. Причем, их количество к началу XX в. значительно возросло. Воспитательная система гимназии в губернии была основана на создании единого стиля жизни и деятельности воспитанников в школе и вне ее. Проступки и малейшие отклонения в поведении тщательно фиксировались, и затем следовало неминуемое наказание. Таким образом, поддерживалась дисциплина, основанная на страхе. Важную роль в процессе воспитания занимала связь учителей с родителями.

Финансирование гимназий Казанской губернии осуществлялось несколькими инстанциями: государственной казной, уездным и губернским земствами, городом и городскими обществами, попечителями, частными лицами. Как выяснилось в результате исследования, основную часть средств на развитие выделяли государственная казна, губернские и уездные земства. Значительную долю в финансировании составляли средства, собираемые за обучение. Однако, несмотря на широкий спектр представленных источников финансирования, гимназиям Казанской губернии не хватало средств на содержание и развитие.

Гимназии России и Казанской губернии накопили богатейший опыт в плане организации учебной и методической работы, связи с общественностью, который должен быть востребован современной школой, что несомненно улучшит содержание образования.

Анализ функционирования гимназий Казанской губернии в рассматриваемый период дает возможность сформулировать следующие рекомендации:

1. Создание современных учреждений гимназического образования возможно только на основе выраженного усиления гуманитарного компонента.

2. Перевод действующего учебного заведения в гимназический статус или открытие новой гимназии независимо от формы собственности требует ее комплектования высокопрофессиональными кадрами, желательно со специальной подготовкой для работы в учебном заведении повышенного уровня.

3. Гимназии при обязательном следовании федеральным требованиям к учебным планам могут вводить изучение дополнительных дисциплин по решению педагогических и попечительских советов.

4. Функционирование гимназии невозможно без формирования адекватной ее уровню, целям и задачам библиотеки. В современных условиях необходим достаточно массовый доступ в глобальную сеть и возможность постоянной телекоммуникации, предполагающей организацию Интернет-конференций.

5. Создание гимназий в современных условиях предполагает поиск и активное использование внебюджетных источников финансирования. Для этого необходимо шире проводить мониторинги потенциальных инвесторов, привлекая их налоговыми льготами, которые целесообразно лоббировать на всех уровнях власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР).
  2. Ф. 214 Цивильская женская гимназия.
  3. Ф. 217 Чебоксарская женская гимназия.
  4. Ф. 221 -Ядринская женская гимназия.
  5. Государственный архив республики Марий Эл (ГАР МЭ).
  6. Ф. 1 Козьмодемьянская мужская гимназия.
  7. Ф 40 Царевококшайская женская прогимназия.
  8. Ф. 94 Козьмодемьянская женская гимназия.
  9. Ф.144 Царевококшайская мужская гимназия.
  10. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ).
  11. Адрес-календарь и памятная книжка Казанской губернии на 1916 год. Казань: Центр. Тип., 1916. 769 с.
  12. В. Подробные правила и учебные программы всех классов женских гимназий Министерства Народного просвещения. Одесса: Школа, 1917. 178 с.
  13. П. Правила и Программы всех классов мужских гимназий и прогимназий ведомства МНП. Свод узаконений и распоряжений со всеми дополнениями и разъяснениями к ним. Одесса, 1971. 222 с.
  14. Воспоминания министра просвещения графа И. И. Толстого. 31 октября 1905 24 апреля 1906 г. // Мемуары русской профессуры / Сост. Л. И. Толстая. Кн. 2. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997. С. 21 -113.
  15. Извлечение из всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения за 1877 г.// Журнал МНП. 1887. Май. С.213−237.
  16. Извлечение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1900 г. // Журнал МНП. 1900. Август. С 259−278.
  17. Извлечение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1895 год. Статистические ведомости. СПб., 1896.С.233.
  18. Казанский календарь на 1870 год. Казань, 1869. 560с.
  19. Казанский календарь на 1884 год. Казань, 1883.480с.
  20. Г. И. Устав гимназий и прогимназий от 30 июля 1871 года // Журнал МНП. 1872. Февраль. С. 174 208.
  21. Материалы для истории и статистики наших гимназий // Журнал МНП. 1864. Сентябрь. С. 129−174.
  22. Обзор деятельности Министерства народного просвещения за 1862−1864. СПб., 1864. 72 с.
  23. Обзор деятельности Министерства народного просвещения за 1879,1880,1881 года//Журнал МНП. 1887. Ноябрь. С. 44 156.
  24. Отчет правления общества вспомоществования нуждающимся ученицам Ядринской женской гимназии. Село Шоркино: Тип. С. П. Фирсова и В. М. Осипова, 1913. 20 с.
  25. Расписания классных должностей по ведомству министерства народного просвещения по 1 июня 1904 года. СПб., 1872. 31с.
  26. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. Под редакцией В. П. Семенова. СПб.: Издание А. Ф. Девриена., 1901. 537 с.
  27. Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. СПб.: Изд. Нар. Комиссар, по Просвещению. 1918. 204 с.
  28. Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения. СПб., 1874. 552 с.
  29. Сборник распоряжений по министерству Народного просвещения. Т.15. 1901−1903 гг. СПб., 1904. 217 с.
  30. Смета доходов и расходов специальных средств министерства народного просвещения на 1863 г. // Журнал МНП. 1875. Апрель. С. 56−59.
  31. Справочник по истории Татарстана / Сост. А. М. Аминов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АНРТ, 1997. 300с.
  32. Татарский энциклопедический словарь. Сост. М. Х. Хасанов, Г. С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АНРТ, 1999. 703 с.
  33. Д. А. Академическая гимназия в XVIII столетии. По ру-копис. док. Архива Академии наук. СПб.: Типография Императорской Академии, 1885. 45 с.
  34. Д. А. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782 г. СПб.: Типография Императорской Академии, 1883.121 с.
  35. С.С. Десятилетие Министерства Народного Просвещения. 1833 1843. СПб.: Типография Императорской Академии, 1864. 48с.
  36. Указ «Об учреждении комиссии для заведения в России народных училищ» // ПСЗ. СПб., 1830. Т. ХХ1. С. 603−664.
  37. Университеты и средние учебные заведения 50-ти губерний Европейской России 1880 г. СПб., 1888. 93 с.
  38. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения 1855−1864 гг. Т. 3. СП6. Д865.С. 1301−1352.
  39. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения 30 июля 1871 // Журнал Министерства Народного Просвещения. Ч. 156. Август 1871 г. С. 42−79.
  40. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. Киев, 1872. 62 с.
  41. Устав гимназий и училищ уездных и приходских от 8 декабря 1828 Г.//ПСЗ. СПб., 1830. Т.З.
  42. Учебные планы и программы предметов преподаваемых в мужских гимназиях Министерства народного просвещения // Журнал МНП. 1872. Июль. С.35−156.
  43. Циркулярное предложение начальствам учебных округов о сборе за учение в гимназиях и прогимназиях // Журнал МНП. 1882. Август. С. 184 202.
  44. Циркулярное предложение начальствам учебных округов относительно некоторых изменений в курсе младших классов гимназий и реальных училищ в 1901—1902 учебном году // Сборник распоряжений по МНП. Т. 15. 1901−1903. СПб., 1904. Ст. 2061−2068.
  45. Школьное образование в России в конце XVIII начале XX вв.: Сборник документов / Сост. А. В. Арсентьева, А. П. Петрянкина. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. 316 с.
  46. Энциклопедический словарь / Под ред. К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского.: Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб. 1892. 701с.
  47. I. Монографии коллективные труды
  48. A.C. Симбирская гимназия (1809−1909 гг.): Историческая записка. Симбирск: тип. Токарева, 1909. 146 с.
  49. Г. А., Смирнов Ю. П. Чуваши в дореволюционных учебных заведениях. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1994. 108 с.
  50. А. Казанская гимназия в XVIII столетии. СПб.: Типография Императорской Академии, 1874. 29 с.
  51. И.А. История гимназического образования в России XVIII XIX вв. СПб.: Богданова IX, 1907. 354 с.
  52. И.А. История гимназического образования в России (XVIII XIX века). СПб.: Богданова IX, 1912. 346 с.
  53. И.А. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX в. Исторический очерк. СПб.: Русская школа, 1908. 205 с.
  54. В. Испытание зрелости. Справочная книга для гимназистов, готовящихся к испытанию зрелости. СПб.: Тип. Шредера, 1886. 162 с.
  55. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. М: Педагогика, 1990. 608 с.
  56. Т.А. Ступени образования до Сорбонны. Казань: Изд-во Алма-Лит. 2003. 205 с.
  57. И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. М.: Статистика, 1964. 195 с.
  58. Ф.И. Краткое руководство к первоначальному преподаванию русского языка. М.: бр. Салаевы, 1867. 55 с.
  59. Н. Государственные расходы на народное образование в 1866 1906 гг. М.: Типография Сытина, 1907. 148 с.
  60. И.С. Финансы России XIX столетия. СПб.: Тип. М.П. Стасю-левича, 1884. Т.3.245 с.
  61. Н.М. Педагогические заметки. Наши гимназии. Наши университеты. СПб.: Тип. Шредера, 1860. 20 с.
  62. И.Г. Симбирская гимназия. Симбирск: Симбирская земская типография, 1898.376 с.
  63. A.B. Краткое обозрение истории гимназий в России. СПб.: Тип. Я. Грея, 1905.24 с.
  64. Н.Х. Учебный курс гимназий. СПб.: Типография Императорской Академии, 1866. 39 с.
  65. Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа. СПб.: Типография Императорской Академии, 1903. 68 с.
  66. Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М.: Учпедгиз, 1959. 320 с.
  67. B.B. Материалы для истории образования в Казанском учебном округе. Казань: Центр, тип., 1866. 120 с.
  68. В.В. Историческая записка о 1-й Казанской гимназии XVIII столетия. Казань: Центр, тип., 1867. 66 с.
  69. Р.Ю. Специальная подготовка преподавателя средней школы или поднятие его положения. М., 1898. 25 с.
  70. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. Сб. науч. трудов / Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: НИИОП, 1978. 102 с.
  71. Вопросы общественного и социально-экономического развития России в XVIII XIX вв. / Под ред. И. П. Попова. Рязань: Рязанский гос. пед. институт, 1974. 181 с.
  72. Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. М.-Л., 1950. 274 с.
  73. P.A. Физическое развитие в средней школе России в период развития капитализма (с 80-х гг. XIX в. 1917 г.). Л., 1975. 21 с.
  74. Т.Н. Ослабление классического преподавания в гимназии и неизбежные последствия этой перемены. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987. 326 с.
  75. В.В. Средняя школа по нашим законам. Исторический очерк русской школы. М.: Товарищество Типография А. И. Мамонтова, 1900. 587 с.
  76. ГрингмутВ. Наш классицизм. М.: Тип. А. Левинсона, 1890. 55 с.
  77. Губернии Российской империи. История и руководители. 17 081 917 гг. М.: Объединенная редакция МВД России, 2003. 480 с.
  78. Э.Д. Четвертая школьная реформа. / Пособие для преподавателей. М.: Учпедгиз, 1994. 213с.
  79. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения / Сост. М. В. Богуславский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  80. Ф.Г. О некоторых желаемых улучшениях в гимназическом обучении. М.: Тип. бр. Салаевы, 1889. 128 с.
  81. Н.П. Очерки истории государственных образовательных учреждений дореволюционной России. М.: МГИ АИ, 1967. 395 с.
  82. JI.A. Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья в последней трети XIX- начала XX вв. Чебоксары: Руссика, 2000. 258 с.
  83. JI.A. Школы Чувашского края в XIX XX вв. М.: РИЦ «Альфа» МГПОУ им. М. А. Шолохова, 2003. 536 с.
  84. С. О подготовке преподавателей средних заведений к педагогической деятельности. М., 1898. 34 с.
  85. Заметки губернских предводителей о средней школе. СПб.: Типография Императорской Академии, 1898. 55 с.
  86. П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: «Мысль», 1978.288 с.
  87. П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М.: Просвещение, 1970.444 с.
  88. Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.: Педагогика, 1978. 160 с.
  89. Историческая записка о 2-ой Казанской гимназии. Казань: Центр, тип., 1876.407 с.
  90. История образования и просвещения в России XIX XX вв. Материалы научн.-практ. конф. М., 1994. 251 с.
  91. P.P. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX XX вв. Казань: ЗАО «Новое знание», 2001. 280 с.
  92. P.P. Казанская учительская семинария и ее роль в подготовке учителей для начальных школ. Казань: ЗАО «Новое знание», 2001. 55 с.
  93. P.P. Духовные учебные заведения XIX века как фактор создания педагогического образования в регионе. Казань: ЗАО «Новое знание», 2001.52 с.
  94. P.P. Формирование Российской правительственной политики в сфере педагогического образования (историко-образовательный подход). Казань: ЗАО «Новое знание», 2002. 20 с.
  95. P.P. Казанская татарская учительская школа и ее роль в формировании и становлении национального образования. Казань: ЗАО «Новое знание», 2002. 30 с.
  96. P.P. Система повышения квалификации учителей Казанской губернии педагогические курсы и съезды. Казань: ЗАО «Новое знание», 2002.- 34 с.
  97. История Чувашской АССР / Под ред. В. Д. Димитриева. Ч I., Чебоксары: Чуваш, кн. Изд-во, 1983. 258 с.
  98. П.П. Классицизм как необходимая основа гимназического образования. М., 1900. 203 с.
  99. П.П. По поводу отношения некоторой части нашего общества к классическим гимназиям. М., 1890.13 с.
  100. Кризис среднего образования и одна из теоретических попыток его разрешения. М., 1897. 62 с.
  101. Н. Выбор факультета. Руководство для учеников высших классов среднеучебных заведений. СПб., 1905. 149 с.
  102. О.Н. Взаимодействие культур народов Поволжья и При-уралья в новое время: исторический аспект. Чебоксары: Изд-во «Клио», 2000. 170 с.
  103. А. Материалы к вопросу о подготовке среднего образования в России. Одесса, 1904. 52 с.
  104. Н. Восемь лет. Воспоминания о гимназии. М., 1907. 100 с.
  105. Карамышев A. J1. Симбирская гимназия в годы учения В. И. Ленина. Ульяновск: Ульянове, кн. изд-во, 1958. 120 с.
  106. H.A. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года. М., Учпедгиз, 1947. 247 с.
  107. H.A. Очерки по истории средней школы. Издание 2-е доп.М.: Учпедгиз, 1956. 247 с.
  108. H.A., Медынский E.H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Учпедгиз, 1948. 147 с.
  109. В.Д. Алатырь. Краткий исторический очерк. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во., 1978. 200 с.
  110. В. Д. Николаев Г. С. Цивильск: Исторический очерк. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987. 160 с.
  111. H.H. Вопросы реформы средней общеобразовательной школы Министерства народного просвещения в период нового революционного подъема и Первой мировой войны (1910 февраль 1917 г.). М.: Учпедгиз, 1958.376 с.
  112. И. Из истории движения среди учащихся средних учебных заведений (с 90- х гг. XIX в. по октябрь 1917 г.). М., 1931. 135 с.
  113. В.П. Возникновение женских гимназий и история первых лет их деятельности (Петербург, 1858−1866 гг.). М.: Учпедгиз, 1950. 210 с.
  114. П.А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и учебных обществ, послуживших образованию русского народа. СПб., 1875. 74 с.
  115. Е.О. Материалы по истории женского образования в России. (1828−1856гг.). СПб., 1887. 203 с.
  116. A.M. Становление в России массового школьного образования в период социально-экономических преобразований 1861−1941 гг. Опыт, уроки: Монография. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001.39 с.
  117. T.B. Мысли педагога о реформе средней школы. СПб., 1912.82 с.
  118. Д.М. Историческая записка о Казанской 2-й гимназии с 18 761 885 гг. Казань: Тип. ун-та, 1885. 178 с.
  119. Е. Грехи и нужды нашей средней школы. СПб., 1900. 131 с.
  120. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. 176 с.
  121. С.М., Коршунова О. Н. Традиции взаимодействия культур народов Поволжья. Казань: Издательство «ФЭН», 1997. 106 с.
  122. С.М., Коршунова О. Н. Поволжье и Приуралье: культура много национальной провинции. Казань: Изд-во «ФЭН», 2001. 206 с.
  123. E.H. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. М., 1929. Т.З. 548 с.
  124. В.М. Молодежь и народное образование Чувашского края (конец XIX начало XX вв.). Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2002. 48 с.
  125. Мор Я. Несколько слов о материальном положении преподавателей наших гимназий. СПб.: Изд. К. Л. Риккера, 1898. 16 с.
  126. М.С. Казанское земство в конце XIX начале XX вв. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та. 2003. 69 с.
  127. Народное образование в казанской губернии. Казань: Центр, тип., 1907.130 с.
  128. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX вв. / Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Паначина, Б. К. Тебиева. М.: Педагогика, 1991. 448 с.
  129. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX вв. М.: Педагогика. 1991. 445 с.
  130. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII в. первая половина XIX в. /Отв. ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1973. 608 с.
  131. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. 600 с.
  132. О дореволюционной культуре чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1957. 120 с.
  133. Очерки истории и культуры дореволюционной Чувашии. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985.110 с
  134. А.П. Реформа среднего образования. 2-е изд-е. М., 1908. 65 с.
  135. Ф.Г. Учительство и революционное движение в России. (XIX начало XX вв.): Историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1986. 216 с.
  136. Ф.Г. Педагогическое образование в России. Историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979. 215 с.
  137. Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV—XVIII вв.. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. 207 с.
  138. Проблемы истории русской педагогики / Под ред. Е. Н. Медынского. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1946. 162 с.
  139. .П. Революционное движение учащихся средних школ в революцию 1905−1907гг. в Казанском учебном округе. Казань, 1941. 421 с.
  140. C.B. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802 1902. СПб.: Типография Императорской Академии, 1912. 431 с.
  141. C.B. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII XIX вв. СПб.: Типография Императорской Академии, 1912. 191 с.
  142. В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX в. М.: Учпедгиз, 1954. 310 с.
  143. H.H. На переломе: российское учительство накануне и в дни революции 1917 г. СПб., 1994.410 с.
  144. В.Я. Образование русской женщины. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
  145. Л.Д. Гимназии Симбирска-Ульяновска: история и современность. Монография. Самара: Изд-во МГПУ, 2004. 136 с.
  146. История Татарстана и татарского народа / Под ред. М.Мухамедова. Казань. Институт Татарской энциклопедии АНРТ, 1995. 235 с.
  147. Н. В. Российские гимназии XVIII XX вв.: на материалах г. Москвы. М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 2001. 192 с.
  148. Н.В. «Типы русской школы в их историческом развитии». М.: Изд-во «Мир», 1923.149 с.
  149. С. Три речи о воспитании в русских гимназиях. Полтава, 1880.31 с.
  150. С. К речи о преподавании русского языка и словесности в гимназиях. М.: Педагогика, 1987. 202 с.
  151. E.H. История средних учебных заведений в России. СПб.: Тип. К. Т. Солдатенкова, 1878. 683 с.
  152. Школьное образование в России в конце XVIII начале XX вв.: Учеб. пособие для вузов // Авт.-сост. А. В. Арсентьева, А. П. Петрянкина. Изд-во Чуваш, ун-та, 2005.160 с.
  153. Ф.Г. Гимназическое образование народов России. Казань: Магариф, 2002. 248 с. 1. Научные статьи
  154. Г. Д. Содержание образования в средней общеобразовательной школе России первой половины XIX в. // Вопросы обучения и воспитания. М., 1973. С. 101−112.
  155. A.B. История Алатырской женской гимназии (1858−1917) // Вопросы истории народов Поволжья и Приуралья. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1997. С 194 202.
  156. H.H. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX начало XX вв.) // Педагогика. 1998. № 2. С. 70 — 72.
  157. А. Борьба большевиков за коренное преобразование дела народного просвещения в России // Народное образование. 1957. № 1. С. 84 89.
  158. Н. Из истории средней школы (Движение в средних учебных заведениях г. Казани 1905−1906 гг. По данным второго стола канцелярии попечителя Казанского учебного округа) // Вестник просвещения. (Нарком-прос Татарской ССР). 1923. № 5. С. 14 31.
  159. П.О. О подготовке народных учительниц педагогическими классами женских гимназий // Русская школа. 1986. № 11. С 106 116.
  160. Н.Х. К разъяснению вопроса об облегчении учебных занятий гимназистов // Русская школа. 1890, № 3. С. 45 64.
  161. А.Д. По поводу вопроса о приготовлении учителей гимназии // Журнал МНП. 1894. Июнь. С. 11- 94.
  162. В.И. Древние языки в гимназии // Журнал МНП. 1861. Август. С. 10−22.
  163. В.И. Проект нового устава для школ низшего и среднего возраста // Санкт-Петербургские ведомости. 1860. № 192. С. 32 39.
  164. JI.M. Подготовка кадров интеллигенции Чувашии в учебных заведениях Казани во 2-й пол. XIX нач. XX вв. // Вопросы истории Чувашии периода капитализма. Чебоксары, 1986. С. 3 — 29.
  165. В.М. О преподавании восточных языков в первой Казанской гимназии в дореволюционный период // Ученые Записки Казанского пед. ин-та. 1940. № 3. С. 121−130.
  166. И.И. Вклад предпринимателей Чувашии в развитие женского гимназического образования (конец XIX начало XX вв.) // Предпринимательство Поволжья. Чебоксары, 1998. С. 212 — 219.
  167. И.И. Об изучении становления системы народного образования в дореволюционной Чувашии // История Чувашии: проблемы и задачи изучения. Чебоксары, 1993. С. 40−43.
  168. И.И. Ядринская женская гимназия // Вопросы истории культуры народов Среднего Поволжья. Чебоксары, 1993. С. 72−83.
  169. Н.В. Правительственная реакция и регулирование социального состава гимназистов в конце XIX в. // Проблемы истории СССР. М., 1973. С. 241 -253.
  170. Н.С. Воспитательная работа в общественных средних школах России начала XX в. // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. М., 1958. Т. 1.С.5−77.
  171. М. Педагогические собрания в наших гимназиях // Гимназия. Журнал филологии и педагогии. 1897. № 1. С. 36 41.
  172. А.Е. Гимназисты: выбор профессиональной судьбы (конец XIX начало XX века) // Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 4. С. 9−27.
  173. В.В. По вопросу о приготовлении учителей для гимназий и прогимназий // Журнал МНП. 1867. Август. С. 191 199, 526 — 614, 867 -887.
  174. Л.В. Деятельность МНП в конце 60-х гг. XIX в. // Сборник научных трудов аспирантов исторических факультетов МГУ. М., 1970. С. 168 -170.
  175. М.А. Российская гимназия: исторический очерк и современные проблемы // Современные проблемы истории образования и педагогической науки. М., 1994. Т. З С. 18 — 32.
  176. М.А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы // Педагогика. 1994. № 1. С. 75 80.
  177. Н. Российские гимназии начала века // Народное образование. 1992. № 5,6.
  178. А.И. Академические гимназии при Московском университете // Педагогика. 1994. № 1. С. 69−75.
  179. E.H. Критика немецкой педагогики в трудах русских педагогов // Известия Акад.пед. наук РСФСР. Л., 1946. С. 131−147.
  180. Мор Я. К вопросу об обременении учеников наших гимназий // Русская школа. 1891. № 10,11,12.
  181. Мор Я. К вопросу об обременении учеников наших гимназий // Русская школа. 1893. № 3,4.
  182. Е.Ю. Проектирование гимназического образования в России // Образование в современной школе. 2002. № 6. С. 5−12.
  183. А. Из прошлого наших гимназий (Заметки классика 70-х годов) / Русский вестник. Т. 207. № 4. С. 44 74.
  184. В.Ф. Поведение всех учениц найдено отличным: (О Чебоксарской женской гимназии). Страницы истории // Чебоксарские новости. 1992. 25 апреля. С 4.
  185. В.Ф. Принимались дети всех сословий // Советская Чувашия. 1994.24 декабря. С. 2.
  186. А.Н. Организация учебной части в гимназиях // Русский вестник. Т 29. КнЛ.С.52−54.
  187. Е. О материальном положении учителей гимназий в конце XIX начале XX века // Учитель. 2003. № 2. С. 80- 7.
  188. И.В. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX XX вв. // Отечественная история. 1995. № 1. с 62 — 77
  189. М.Т. Внегосударствснныс формы обучения в самодержавной России // Педагогика. 1994. № 4. 90 93.
  190. Н.В. Женские гимназии в России // Педагогика. 1998. № 4. С. 80−86.
  191. Хроника профессионального образования // Русская школа. 1903. № 7. С. 71- 77.
  192. С.А. Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России // Известия АН РСФСР. М., № 33. 1951. С. 151−197.
  193. А.Н., Демидова Е. Б. Царевококшайская женская гимназия // Марийский археографический вестник. 1997. № 7. С.49−65.
  194. V. Диссертации и авторефераты
  195. Агеева J1.B. Управление процессом становления и развития сельской гимназии: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997. 189 с.
  196. Т.Н. Пути развития женского вопроса в России во второй половине XIX века: на материалах журнала «Дело»: Дисс. канд. ист. наук. М., 1990.198 с.
  197. JI.B. Становление и развитие гимназического образования в Чувашии во второй половине XIX начале XX вв.: Дисс.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2005. 220 с.
  198. О.Б. Развитие низшего профессионального образования в России в конце XIX начале XX вв.: Дисс.. канд. пед. наук. Саранск, 1996. 200 с.
  199. P.P. Тенденции развития среднего образования в Казанской губернии во второй половине XIX века: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 2001. 168с.
  200. Н.В. История становления и развития среднего профессионального образования в Мордовии: Дисс.. канд. ист. наук. Саранск, 2001. 216 с.
  201. Т.А. Общественные и частные инициативы в развитии профессионального образования в пореформенной России 1861−1914 гг.:. Дисс. канд. ист. наук. М., 2000. 216 с.
  202. З.Х. Идеология татарского национального образования в общественно-политической мысли XIX начала XX вв.: Дисс.. канд. ист. наук. Казань, 1998.187 с.
  203. Е.Ю. Общеобразовательный и отечественный компоненты отечественной системы среднего общего и специального образования (конец 90-х годов XIX 1917 год, Московский учебный округ): Дисс. канд. ист. наук. Н. Новгород, 2001.171 с.
  204. Л.В. Политика правительства в области среднего образования в 60−70-е гг. XIX в. (гимназии, реальные училища): Дисс. канд. ист. наук. М., 1970.357 с.
  205. О.В. Государственная политика в области начального образования в России в первой половине 60-ых гг. XIX века: Дисс.. канд. ист. наук. С-Пб., 2000.180 с.
  206. Г. В. Современная земская гимназия как тип Российского образовательного учреждения. Дисс. канд. пед. наук. М., 2000. 200 с.
  207. ЮА. Гимназии Казанского учебного округа в первой четверти XIX века: Диссканд. ист. наук. Казань, 1997. 198 с.
  208. И.В. Становление и развитие светского образования Сред-неволжских губерний в пореформенный период XIX века (1864−1884 гг.): Дисс. канд. ист. наук. Тольятти, 2002.180с.
  209. Л.Д. Теория и практика гуманизации гимназического образования в России. Дисс. докт. ист. наук. Чебоксары, 2001. 509 с.
  210. С.Н. Развитие государственного гимназического образования в России в конце XIX начале XX веков: на примере Брянщины: Дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 2000.205 с.
  211. Н.В. Исторические аспекты развития системы образования и воспитания в России 1917−1999гг. Дисс.. канд. ист. наук. Пятигорск, 2000. 280 с.
  212. Ю.А. Формирование и функционирование системы народного образования в России во второй половине XIX начале XX века (На примере Самарского Поволжья): Дисс. канд. ист. наук. Самара, 1997. 230 с.
  213. С.Н. Тенденции развития преподавания древних языков в русской классической гимназии XIX начала XX века: Дисс.. канд. пед. наук. Ижевск, 2002.198 с.
  214. Т.А. Русская классическая гимназия во второй половине XIX века: На материалах Среднего Поволжья: Дисс.. канд. ист. наук. Самара, 2000.218 с.
  215. Е.И. История педагогического образования в Восточной Сибири (1872−1919гг.): Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1999. 180 с.
  216. Г. К. Образование и общественная деятельность женщин II половины XIX начала XX вв., 1861−1917гг.: Дисс.. канд. пед. наук. Тобольск, 1998. 195 с.
  217. , И. В. Становление и развитие гимназического образования в России в XIX начале XX вв.: На материалах Саратовской губернии: Дисс. канд. пед. наук. М., 2003.245 с.
  218. Т.Ю. Средние учебные заведения в системе образования России II пол. XIX начала ХХвв. (На примере Среднего Поволжья):. Дисс.. канд. ист. наук. Ярославль, 2000.197с.
  219. Н.В. Российские гимназии XVIII XX вв.(на материале г. Москвы): Дисс. канд. ист. наук. М., 2001. 210 с.
  220. З.Х. Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1994.197 с.
  221. Ф.Г. Гимназическое образование народов России: На материалах Казанской губернии. Дисс. докт. пед. наук. Казань, 2002. 450 с.
  222. Название гимназии Год открытия
  223. Первая Императорская Казанская мужская гимназия 1758
  224. Вторая Казанская мужская гимназия 1835
  225. Казанская Мариинская женская гимназия 1871
  226. Третья Казанская мужская гимназия 1874
  227. Казанская женская гимназия ЕЕ Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны 1881
  228. Казанская частная мужская гимназия К. Я. Мануйловой 1898
  229. Казанская женская гимназия учрежденная госпожой А. И. Котовой 1901
  230. Чистопольская женская гимназия 1905
  231. Казанская частная женская гимназия Л. П. Шумковой 1906
  232. Четвертая Казанская женская гимназия В. А. Ряхиной 1906
  233. Козьмодемьянская женская гимназия 1908
  234. Царевококшайская женская гимназия 1910
  235. Козьмодемьянская мужская гимназия 1910
  236. Тетюшская женская гимназия 1910
  237. Мамадышская женская гимназия 1910
  238. Чебоксарская женская гимназия 1910
  239. Тетюшская мужская гимназия 1911
  240. Чистопольская мужская гимназия 1911
  241. Ядринская женская гимназия 1911
  242. Царевококшайская мужская гимназия 1911
  243. Частная женская гимназия Л. И. Каван 1912
  244. Лаишевская женская гимназия 1915
  245. Цивильская женская гимназия 1915
  246. Частная женская гимназия А. Ф. Пономаревой 1916
  247. Распределение учащихся в российских гимназиях по сословиям с 1880 по 1892 гг. (в процентах к общей численности)1
  248. Детей В мужских гимназиях и прогимназиях МНП1880 1884 1892
  249. Потомственных и личных дворян и чиновников 47,6 49,2 56,2
  250. Духовного звания 5,1 5,0 3,9
  251. Городских сословий 33,3 35,9 31,3
  252. Сельских сословий (с инородческими и нижними чинами) 8,0 7,9 5,91. Иностранцев 2,0 2,0 1,9
  253. Других сословий 2,0 Вместе с предыдущими100,0 100,0 100,0
  254. Рассчитано автором по: Народное образование иа Всероссийской выставке в Н.-Новгороде в 1896 г. СПб., 1897. С. 101.
  255. Распределение учащихся в гимназиях по сословиям с 1874 по 1894 гг. (в процентах к общей численности)1
  256. Социальная принадлежность 1874 1881 1894
  257. Дворяне и чиновники 53,8 47,4 56,41. Духовенство 5,9 5,1 3,4
  258. Городские сословия 31,5 37,2 31,6
  259. Сельские сословия 7,1 8,2 6иностранцы 1,4 2,1 1,71. Прочие (инородцы) — 0,11. Казаки — 0,8
  260. Рассчитано автором по: Народное образование на Всероссийской выставке в Н. Новгороде в 1896 г. СПб., 1897. С. 101.
  261. Число учащихся, оставленных на второй год в 1900 году (по учебным округам в процентах)1
  262. Извлечение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения за 1900 г. СПб., 1902. С. 259.
  263. Учебный план классических мужских гимназий по Уставу 1804 г.1
  264. Предметы I II ГА V Всего уроков
  265. А Математика Один старший учитель 181. Алгебра + 1. Геометрия + 1. Плоская тригонометрия +
  266. Окончание чистой математики и начало прикладной +
  267. Прикладная математика +1. Опытная физика +
  268. Б История, география, статистика Один старший учитель 181. Древняя история + 1. География + 1. Мифология и древности +
  269. История (отечественная) +
  270. Новая география (отеч.) +1. Общая статистика +
  271. Статистика Римской империи +
  272. В Философия, изящные науки, политическая экономия Один старший учитель 201. Логика + 1. Всеобщая грамматика + 1. Психология + 1. Нравоучение + 1. Эстетика + 1. Риторика +
  273. Право естественное и право народное +
  274. Политическая экономия +1. Р Латинский язык 161. Грамматика +
  275. Чтение более легких прозаических писателей +1. Поэтов +
  276. Е Немецкий и французский языки По 161. Рисование 4
  277. Журнал Министерства народного просвещения. 1871. С. 146−147.
  278. Сведения о социальном составе учащихся гимназий Казанской губернии за 1881 год1п/п Название гимназии Всего учащихся По сословиям
  279. Дворяне и чиновники Духове нство Городское сословие Крестьяне Казаки Иностранцы Прочие звания
  280. Первая Императорская Казанская мужская гимназия 455 234 32 165 17 7
  281. Вторая Казанская мужская гимназия 302 159 13 111 16 3
  282. Третья Казанская мужская гимназия 347 182 182 123 35 2
  283. Казанская Мариинская женская гимназия 322 156 17 118 29 2
  284. Сведения о вероисповедании учащихся гимназий Казанской губернии за 1881 год1п/п Название гимназии Всего учащих ся По вероисповеданиям
  285. Правосла вного Расколь ников Римско-католич еского Армяне кого Иудейск ого Мусульма некого Лютера некого
  286. Первая Императорская Казанская мужская гимназия 455 412 9 1 11 2 21
  287. Вторая Казанская мужская гимназия 302 267 14 — 4 — 10
  288. Третья Казанская мужская гимназия 347 307 16 — 13 — 15
  289. Казанская Мариинская женская гимназия 322 296 17 11 2 2 7
  290. Сведения о социальном составе учащихся гимназий Казанской губернии за 1900 год1п/п Название гимназии Всего учащих ся По сословиям
  291. Дворяне и чинов -ники Духовен ство Купцы Мещане Крестьяне Казаки Иностранцы Прочие звания
  292. Первая Императорская Казанская мужская гимназия 430 290 14 47 55 21 2 1
  293. Вторая Казанская мужская гимназия 246 152 5 16 62 6 3 2
  294. Третья Казанская мужская гимназия 225 148 8 11 49 7 1 1
  295. Казанская женская гимназия имени ЕЁ Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны 495 268 31 60 72 23 13 8 20
  296. Казанская Мариинская женская гимназия 884 344 31 117 289 67 30 6
  297. Казанская мужская частная гимназия К. Л. Мануйловой 76 32 11 6 14 7 1 5
  298. Составлено по данным: НА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 739. Л. 31- Там же. Д. 4. Л. 14 об- Там же Д. 739. Л.102- Там же. Д. 6. Л.145- Там же. Д. 9. Л. 23- Там же. Д. 425. Л. 17.
  299. Первая Императорская Казанская мужская гимназия 430 387 2 12 7 22 —
  300. Вторая Казанская мужская гимназия 246 219 — 9 8 5 3 2
  301. Третья Казанская мужская гимназия 225 198 1 10 6 3 4 3
  302. Казанская женская гимназия4. имени ЕЕ Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны 495 455 3 8 21 7 1
  303. Казанская Мариинская женская гимназия 884 816 13 12 16 24 3
  304. Казанская мужская частная гимназия К. Л. Мануйловой 76 42 — - 2 1 26 5
  305. Составлено по данным: НА РТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 739. Л. 31- Там же. Д. 4. Л. 14 об- Там же Д. 739. Л. 102- Там же. Д. 6. Л. 145- Там же. Д. 9. Л. 23- Там же. Д. 425. Л. 17.
  306. Сведения о социальном составе учащихся гимназий Казанской губернии1п/п Название гимназии Год Всего учащихся По сословиям
  307. Дворяне и чиновники Духовен ство Купцы Мещане Крестьяне Казаки Иностранцы Прочие звания
  308. Первая Императорская Казанская мужская гимназия 1915 336 246 11 12 26 9 16 4 12
  309. Вторая Казанская мужская гимназия 1915 310 108 21 28 93 60 —
  310. Казанская Мариинская женская гимназия 1915 805 297 52 70 210 133 23 2 18
  311. Третья Казанская мужская гимназия 1913 246 105 12 19 96 14 —
  312. Казанская женская гимназия имени ЕЁ Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны 1915 453 280 20 31 84 35 2 1
  313. Казанская частная мужская гимназия К. Л. Мануйловой 1915 152 24 19 7 11 71 20
  314. Казанская женская гимназия учрежденная госпожой А. И. Котовой 1915 241 116 10 22 48 44 1
  315. Чистопольская женская гимназия 1915 139 21 2 6 32 78 —
  316. Казанская частная женская гимназия Л. П. Шумковой 1915 285 129 9 26 55 66 -п/п Название гимназии Год Всего учащихся По сословиям
  317. Дворяне и чиновники Духовен ство Купцы Мещане Крестьяне Казаки Иностранцы Прочие звания
  318. Четвертая Казанская женская гимназия В. А. Ряхиной 1915 427 125 28 28 118 128 —
  319. Козьмодемьянская женская гимназия 1905 209 9 16 13 56 105 —
  320. Царевококшайская женская гимназия 1915 302 29 21 52 198 — -
  321. Козьмодемьянская мужская гимназия 1915 178 15 20 6 22 115 —
  322. Тетюшская женская гимназия 1909 182 81 6 20 35 40 —
  323. Мамадышская женская гимназия 1915 258 — - - - - -
  324. Чебоксарская женская гимназия 1912 160 18 7 7 64 64 —
  325. Тетюшская мужская гимназия 1915 140 16 5 9 38 72 —
  326. Чистопольская мужская гимназия 1915 234 37 17 16 41 133 — 2
  327. Ядринская женская гимназия 1912 183 33 15 2 63 70 —
  328. Царевококшайская мужская гимназия 1915 95 4 7 15 69 — -
  329. Частная женская гимназия Л. И. Каван 1915 152 43 3 8 57 34 — 7
  330. Лаишевская женская гимназия 1915 157 10 10 6 34 97 —
  331. Цивильская женская гимназия 1915 271 18 37 6 43 167 -п/п Название гимназии Год Всего учащихся По сословиям
  332. Дворяне и чиновники Духовен ство Купцы Мещане Крестьяне Казаки Иностранцы Прочие звания
  333. Частная женская гимназия А. Ф. Пономаревой 1915 253 16 9 12 54 162 —
  334. Сведения о вероисповедании учащихся гимназий Казанской губернии в 19 151п/п Название гимназии Всего учащихся По вероисповеданию
  335. Православного Раскольников Римско-католического Армянского Иных христианских Иудейского Мусульманского
  336. Первая Императорская Казанская мужская гимназия 336 317 4 — - 2 14
  337. Вторая Казанская мужская гимназия 310 284 4 — - 15 1
  338. Казанская Мариинская женская гимназия 805 745 8 — - 20 5
  339. Третья Казанская мужская гимназия 307 294 1 — - 9 3
  340. Казанская женская гимназия имени ЕЁ Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны 453 447 1 1 — 3 1
  341. Казанская частная мужская гимназия K.JI. Мануйловой 152 132 2 — 4 11 4
  342. Казанская женская гимназия учрежденная госпожой А. И. Котовой 241 211 24 — - 5 1
  343. Чистопольская женская гимназия 139 136 — - 3 —
  344. Казанская частная женская гимназия Л. П. Шумковой 285 241 17 — 10 2 12
  345. Четвертая Казанская женская гимназия В. А. Ряхиной 427 389 5 — 12 13 8
  346. Козьмодемьянская женская гимназия 209 206 3 — - -п/п Название гимназии Всего учащихся По вероисповеданию
  347. Православного Раскольников Римско-католического Армянского Иных христианских Иудейского Мусульманского
  348. Царевококшайская женская гимназия 302 300 1 — - 1
  349. Козьмодемьянская мужская гимназия 178 176 — - - 1 1
  350. Тетюшская женская гимназия 182 168 2 — - 2 10
  351. Мамадышская женская гимназия 258 252 — - - 3 3
  352. Чебоксарская женская гимназия 160 160 — - - -
  353. Тетюшская мужская гимназия 140 131 — - - 1 8
  354. Чистопольская мужская гимназия 234 218 — - - 1 15
  355. Ядринская женская гимназия 183 183 — - - -
  356. Царевококшайская мужская гимназия 95 89 1 — - - 5
  357. Частная женская гимназия Л. И. Каван 152 132 1 — 4 11 4
  358. Лаишевская женская гимназия 157 — - - - -
  359. Цивильская женская гимназия 271 270 — - - - 1
  360. Частная женская гимназия А. Ф. Пономаревой 253 211 20 — 12 2 8
  361. Сведения о распределении учениц Цивильской женской гимназии по вероисповеданию на 1916 г. 11. Распределение Число в %
  362. Лиц, служащих в Казанской женской гимназии Имени его Императорского Высочества Великой Княгини Ксении Александровны на 1910 г.1
  363. Должность, чин, имя, отчество, фамилия, и получаемое содержание Какого вероисповедания В каком учебном заведении окончил курс и какую имеет ученую степень или звание С какого времени состоит в должности
  364. Почетная Попечительница, вдова Генерал Лейтенанта, Ольга Сергеевна Гейне Православного Получила домашнее образование С 12 Декабря 1881 г
  365. Председатель Попечительного Совета, быв. Председатель Губернской Земской Управы Петр Матвеевич Останков Православного Казанский Университет С 19 апреля 1896
  366. Члены Попечительного Совета
  367. Действительный Статский Советник Сергей Вячеславович Останков Православного В Казанском Университете со степенью действительного студента Юридических наук С 2 марта 1896 г.
  368. Председатель Педагогического Совета Действительный Статский Советник Дмитрий Моисеевич Львов Жалованье ЗООр Православного В Казанском Университете С 19 августа 1905г
  369. Александра Захаровна Мартынова Жалованье 480р Православного В Казанской Ксенинской Гимназии С 24 ноября 1904 г.
  370. Анна Петровна Котелова Жалованье 480 р. Православного В Казанской Мариинской гимназии С 10 августа 1895 г.
  371. Лидия Петровна Копылова Жалованье 480 р. Православного То же С 23 августа 1895 г.
  372. Мария Петровна Тартаковская Жалованье 480 р. Православного В Казанской Ксенинской гимназии С 16 февраля 1907 г.
  373. Лидия Михайловна Акрамовская Жалованье 480р. Православного В Казанской Ксенинской гимназии С 23 августа 1908 г.
  374. Ольга Дмитриевна Михайлова Жалованье 480р. Православного В Казанской Ксенинской гимназии С 22 августа 1908 г.1. Учительницы
  375. Русского языка Надежда Андреевна Люперсольская Жалованье за 16 уроков 960р Православного В Казанской Ксенинской гимназии С 8 августа 1878 г.
  376. Арифметики Елизавета Петровна Котельникова Жалованье за 12 уроков 720р. Православного В Казанской Ксенинской гимназии С 2 августа 1878 г.
  377. Географии Софья Петровна Котелова Жалованье за 8 уроков 480 р. по должности надзирательницы 480р, всего 960р. Православного В Казанской Мариинской гимназии С 23 августа 1878 г.
  378. Истории Ольга Владимировна Залесская Плата за 4 урока 240р. Православного В Казанской Ксенинской гимназии С 26 августа 1906 г.
  379. Алгебры и геометрии Надежда Васильевна Строгонова Жалованье за 4 урока 420р. Православного В Казанской Ксенинской гимназии слушала высшие математические курсы в Москве С 6 сентября 1907 г.
  380. Французского языка: 1) Надежда Васильевна Гузей-Разумова Жалованье за 12 уроков 750р. Православного В С.-Петербургском училище, имеет звание домашней учительницы С 2 августа 1878 г.
  381. Зинаида Ивановна Масловская Жалованье за 12 уроков 750р. Православного В Оренбургском Институте, слушала специальные курсы французского языка, имеет звание домашней наставницы С 28 сентября 1904 г.
  382. Немецкого языка: 1) Эмма Даниловна Курочкина Лютеранского Держала Испытание при Округе и имеет звание домашней учительницы С 1 сентября 1909 г.
  383. Екатерина Робертовна Мазина Жалованье за 14 уроков 840р. Православного В Казанской Ксенинской гимназии С 22 августа 1909 г.
  384. Елизавета Эдуардовна Шлитер Плата за 5 уроков 300р. Лютеранского С 1 сентября 1901 г.
  385. Рисования и чистописания Екатерина Александровна Коткова Жалованье за 8 уроков чистописания 360 р. и за 16 уроков рисования 720р, всего1080р Православного Выдержала испытание на звание домашней учительницы при Казанском учебном округе С 1 сентября 1906 г.
  386. Преподавательница танцев Елена Константиновна Малькова Плата 300р. Православного С августа 1877г
  387. Пения-Каролина Ивановна Гриняски Плата 120р. Католического С 28 ноября 1895г
  388. Пения-Екатерина Николаевна Васильева. Плата за 5 уроков 300р. Православного С 29 ноября 1895г
  389. Приготовительного класса Вера Алексеевна Замятнина Жалованье 480р Православного В Казанской Ксенинской гимназии С 1 сентября 1903г
  390. Младшего Отделения приготовительного класса Варвара Константиновна Кремкова Жалованье 480 р. Православного В Казанской Ксенинской гимназии С 1 ноября 1908г
  391. Законоучитель Православного исповедания Протоирей Михаил Иосифович Акрамовский Жалованье за 18 уроков 11 ООр Православного В Казанской Духовной Семинарии С 1 августа 1876г
  392. Лютеранского Исповедания Эдуард Карлович Гоэйзель Плата 60 р. Лютеранского С И сентября 1903г
  393. Римско-католического Ксенз Карл Генрихович Сливовский Плата 60р. Римско-католического В Римско-католической духовной академии, Магистр-богословия С 5 октября
  394. Приглашенные из других учебных заведений
  395. Педагоги Статский Советник Василий Дмитриевич Арбеков Плата за 6 уроков 400р За исполнение обязанностей Секретаря Педагогического Совета 240р. Православного В Казанской Духовной Академии, имеет степень кандидата богословия С 19августа 1880г
  396. Физики Коллежский ассесор Иван Александрович Корти-ковский Плата за 6 уроков ЗбОр Православного В Казанском Университете на физико- математическом факультете С 19 августа 1898 г. С 1 августа 1907г
  397. Математики Борис Иванович Смирницкий Платы за 10 уроков Православного В Казанском Университете С 6 сентября 1904г
  398. Естественной истории Николай Антонович Православного В Казанском Университете С 1 сентября 1909г
  399. Хруцкий Платы за 4 урока 240р
  400. Русского языка Леонид Константинович Ильинский Платы за 12 уроков 780р Православного В Юрьевском Университете С 3 августа 1907г
  401. Русского языка Действительный Статский Советник Михаил Николаевич Ольшамовский платы за 6 уроков 420р
  402. Истории и геграфии Сергей Феодорович Рождественский Платы за 12 уроков 740р. Православного В Московском Университете С 1 августа 1908г
  403. Звание, чин, имя, отчество и фамилии Вероис поведан ие Какую имеет ученую степень и где получил образование С какого времени состоит в должно сти В каком классе состоит классным наставником и что в нем преподает Какой оклад получа етза 12 уроков
  404. Исп. об. инспектора, Коллежский Советник Николай Никитич Заболотский Правосл авного В С. Петербургском историко-филологическом институте. С 20-го августа 1897 г. В III классе- преподает греческий язык. 900 р.1. Законоучители:
  405. Православного исповедания, священник Иоанн Александрович Красовский. Православного Кандидат Богословия в Казанской Духовной Академии. С 20-го сентября 1897 г. В IV классе- преподает Закон Божий 900 р.
  406. Лютеранского исповедания, пастор Ричард Карлович Вилькер. Лютеранского Действительный студент в Юрьевском университете. С 12-го января 1881 г. В IV классе- преподает Закон Божий Плата 75 руб. в год
  407. Римско-католического исповедания Карл Генрихович Сливовский. Римско-католич еского Магистр Богословия С 12-го сентября 1900 г. В IV классе- преподает Закон Божий Плата 75 руб. в год1. Преподаватели:
  408. Русского языка и словесности Виктор Алексеевич Логинов. Правосл авного В историко-философском институте Кн. Безбородко, в Нежине С 23-го июля 1898 г. В IV классе- преподает Закон Божий 750 р.
  409. Русского языка, Надворный Советник Виктор Александрович Селенкин. Правосл авного Действительный студент в Императорском Московском университете С 1-го сентября 1894 г. Во II классе- преподает русский язык 900 р.
  410. Математики, Коллежский Советник Василий Васильевич Ложкин Правосл авного Действительный студент в Императорском Казанском университете С 15-го сентября 1890 г. В IV классе- преподает математику 900 р.
  411. Математики и физики, Коллежский Советник Дмитрий Панфилович Чирихин Правосл авного Кандидат в Императорском С. Петер- бургском университете С 3-го сентября 1889 г. В I классе- преподает математику 900 р.
  412. Заслуженный преподаватель латинского языка, Статский Советник Зенон Августинович Валицкий Римско-католич еского Кандидат в Императорском Киевском университете С 24-го августа 1866 г. В I классе- преподает математику 1500 р.
  413. Латинского языка, Статский Советник Михаил Максимович Иванов Правосл авного Действительный студент в Императорском Казанском университете С 15-го августа 1885 г. В VIII классе- преподает латинский язык 1250 р.
  414. Греческого языка, Статский Советник Иван Дмитриевич Двинянинов Правосл авного В С.-Петербургском историко-филологическом институте С 4-го июня 1874 г. В VII классе- преподает греческий язык 900 р.
  415. Истории, Надворный Советник Николай Николаевич Фирсов Правосл авного Кандидат в Императорском Казанском университете С 1-го сентября 1894 г. В VII классе- преподает греческий язык 900 р.
  416. Географии, Надворный Советник Алексей Васильевич Фролов Правосл авного Кандидат в Императорском Казанском университете С 10-го сентября 1894 г. В VII классе- преподает греческий язык 750 р.
  417. Французского языка, Коллежский Советник Август Павлович Сивере Лютера некого Окончил курс в Саратовском реальном училище С1 августа 1892 г. В VII классе- преподает греческий язык 900 р.
  418. Немецкого языка, Статский Советник Александр Васильевич Шведенберг Лютера некого В Императорском Казанском университете С 30-го июля 1881 г. В IV основном классе- преподает немецкий язык 900 р.
  419. Чистописания и рисования, Надворный Советник Илья Александрович Андреев Правосл авного Неклассный художник в Императорской Академии художеств С1 сентября 1892 г. В IV основном классе- преподает немецкий язык 550 р. за 10 уроков
  420. НА РТ. Ф.92. Оп.2. Д. 9614. Л.14−15об.
Заполнить форму текущей работой