Развитие высшего образования России в условиях социально-политической трансформации общества: Вторая половина 80-х — 90-е гг. XX в
![Диссертация: Развитие высшего образования России в условиях социально-политической трансформации общества: Вторая половина 80-х — 90-е гг. XX в](https://westud.ru/work/5001354/cover.png)
Диссертация
Георгиева Т. С. Высшая школа США на современном этапе. М., 1989; Ильинский И. М. Образовательная революция. М., 2002; Мошняга В. П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. М., 2000; Тангян А. С., Высшее образование в перспективе XXI столетия. // Педагогика. 2002, № 2, с.3−10- Федоров И. Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование: мировые тенденции… Читать ещё >
Содержание
- Раздел I. Обновление вего образования Рии в во второй половине 80-х — начале 90-х годов XX века: овные тенденции
- Раздел II. овные направления развития вего образования в 90-х годах XX века
- Раздел III. Модернизация риого вего образования в контее международного образовательного пррава на рубеже XX—XXI вв.еков
Список литературы
- Официальные документы 1. Документы Российской Федерации, СССР, РСФСР
- Конституция Российской Федерации. М., 1993.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. // Высшее образование в России. 1992.-№ 3.
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 29 декабря 2000 г.) М. 2001.
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ и Образование в документах. 1996.
- Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // Образование в документах. 1996. № 21.
- Закон РФ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. // Образование в документах. 1995. № 10.
- Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г.
- Закон «Об-укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Принят Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 г. М. 1958
- Материалы ХХУП съезда КПСС. М., 1986.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС: 27−28 января 1987 г. М., 1987.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС: 17−18 февраля 1988 г. М., 1988.
- Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов»: от 9 мая 1963 г. № 231. // СП СССР. 1963.
- Постановление Совета Министров СССР «Об организации и структуре управления народным образованием в стране» от 29 апреля 1988 г.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении «Государственного стандарта высшего профессионального образования» № 940 от 12 августа 1994 г. // СЗ РФ, 1994. № 18. Ст. 2085.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О целевой контрактной подготовке специалистов высшим и средним профессиональным образованием» от 19 сентября 1995 г. № 942 // СЗ РФ. 1995. № 39. Ст. 3777.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О Положении о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения» от 11 июня 1996 г. № 695 // Образование в документах. 1996. № 17.
- Постановление Правительства РФ «О создании Правительственной комиссии по образованию» от 30 августа № 646 //
- Постановление Правительства РФ о Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2003 годы)» от 28 августа 2001 г.
- Распоряжение Правительства РФ «О Концепции модернизации
- Российского образования на период до 2010 года» от 29 декабря 2001 г. о1756
- Государственная программа развития высшего образования РСФСР (проект) М., 1991-
- Государственный стандарт высшего профессионального образования. М., 1994.
- Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 -2000 годов (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г.) // Российская газета. 1997. 12 марта.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Образование в документах. 2000. № 4. http://www.umnik.rikt.ru/nmc/zakon/zn-doct.htm
- Комплекс межведомственных мероприятий по реализации в 2002—2005 гг. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. М., 2002.
- Постановление Совета Федерации «О состоянии и перспективах развития системы высшего профессионального образования» от 20 мая 1998 г. № 214-СФ.
- Стенограмма заседаний Государственной Думы // Государственная Дума. Бюллетень. 2000. № 22.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). 3 апреля 2001 г. М., 2001.
- Указ Президента Российской Федерации «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» от 23 июля 1997 г.
- Постановление президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки от 26 ноября 1997 г. // Образование в документах. 1998. № 2.
- Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования. Доклад председателя Государственного комитета СССР по народному образованию Всесоюзному съезду работников народного образования // Учительская газета. 1988. 29 декабря.
- Постановление Госкомвуза России «Об утверждении «Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Российской Федерации» от 31 мая 1995 г. № 3 7/ Бюллетень Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1996 .№ 5.
- Решение коллегии Минобразования РФ «О состоянии и мерах по улучшению повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации» № 112 от 17 июня 1997 г. // Образование в документах. 1997. № 19.
- Решение коллегии Минобразования РФ «О структуре иосновных направлениях деятельности Минобразования в1998/99 учебном году» № 2 от 19 сентября 1998 г.// Образование в документах. 1998. № 22.
- Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации «Об итогах работы в 2002 году и очередных задачах системы образования России по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 26 февраля 2003 г. № 3 //
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Калининградской области о разграничении полномочий в сферее образования и науки от 12 января 1996 г.// Коментарий к закону РФ -«(J6 образовании'^., 1998.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Нижегородской области о разграничении полномочий в сфере науки и образования от 8 июня 1997 г. и Коментарий к закону РФ «Об образованием., 1998.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Саратовской области о разграничении полномочий в области общего и профессионального образования от 2 июля 1997 г.// Коментарий к закону РФ «Об образованием., 1998.
- Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997−2000 гг.». М., 1996.
- Концепция развития негосударственного образования в России (проект) // Учительская газета. 1994. 20 декабря.
- Концепция обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (проект). М., 1996.
- Концепция реформирования образования в России. // Учительская газета. 1997.9 сентября.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Министерства образования России от 11.02.2002 N 393 (www.inforniika.ru Официальный сервер Министерства образования РФ).
- Концептуальные вопросы развития высшего образования. М., 1991.
- Общесоюзный классификатор: Специальности по образованию. М., 1990.
- Разработка условий, целей и процедуры аккредитации учебных заведений в качестве высших учебных заведений соответствующей уровня: Отчет о НИР/НИИВО- ИГР 1 910 053 564. М., 1991.
- Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа// Учительской газета. 1997. 26 августа.
- Сохранение и развитие интеллектуального потенциала вузов России. Межвузовская научно-техническая программа М., 1997.
- Временное положение о многоуровневой системе высшего образования в РСФСР (проект) М., 1991.
- Временное положение о государственой аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации: Утверждено постановлением Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. № 6 // Коментарий к закону РФ «Об образованием., 1998.
- Положение о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения // Коментарий к закону РФ «Об образовании М., 1998.
- Типовое положение об учебно-методическом объединении вузов Российской Федерации. М., 1992.
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. М., 1993.
- Положение молодежи в Российской Федерации. Доклад Государственного Комитета по делам молодежи Правительству Российской Федерации. М., 1996.
- Путин В.В. Особая ответственность: Речь на Всероссийском совещании работников образования 14−15 января 2000 г. // Высшее образование в России. 2000. № 1.
- Филиппов В.М. Образование для новой России: Речь на Всероссийском совещании работников образования 14−15 января 2000 г.// Высшее образование в России. 2000. № 1.
- Садовничий В.А. Отечественная высшая школа и российская государственность: доклад на У съезде Российского союза ректоров // Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. 1998. № 8.
- Документы ООН, ЮНЕСКО и мезвдународных форумов повопросам образования
- Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей. План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. ООН. Нью-Йорк, 1990.
- Всемирный доклад по образованию за 1995 год. Париж, 1995.
- Всемирный доклад по образованию за 2000 год. Право на образование. На пути к ооразованию для всех в течение всей жизни. Париж-Москва, 2001.
- Всемирный доклад по образованию, 26−28 апреля 2000 (Дакар, Сенегал). Заключительный доклад. Париж, 2000.
- Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Париж: ЮНЕСКО, 1988, 5−9 октября.
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 г.)
- Конфенция о техническом и профессиональном образовании (10 ноября 1989 г.)
- Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. (1998)
- Болонская Декларация. 1999.
- Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Изд. ЮНЕСКО, 1996.
- Доклад о положении дел в области образования в мире за 1993 год. Париж. ЮНЕСКО. 1993.
- Копенгагенская Декларация о социальном развитии. Программа действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития. ООН. Йью-Йорк, 1995.
- Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998- Международные нормативные акты ЮНЕСКО. Конвенции. Соглашения. Протоколы. Декларации. М., 1993.
- МОТ. Конвенции и Рекомендации. Т. I (1919−1956). Т. II (1957−1990). Женева-Москва, 1991 и др.
- Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. Париж: ЮНЕСКО, 1995.
- Реформы и развитие высшего образования. Программный документ / ЮНЕСКО. ЮНЕСКО, 1995.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.: Политиздат. 1984.
- Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране: Сб. док. и матер. М., 1987.
- Наука и образование в РСФСР: Сб. законодательных, правительственных и ведомственных нормативных актов. В 3-х кн. М., 1991.
- Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании». М., Юристь. 1998.
- Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании». М., Филинъ. 1998.
- О реализации конституционного права граждан РФ на образование: Материалы парламентских слушаний. (Москва, 15 апреля 1997 г.) // Образование в документах. 1997. № 22.
- Материалы заседания Комиссии по подготовке очередного этапа реформирования системы образования от 9 декабря 1997 г.// Образование в документах. 1998. № 2.
- О концепции реформирования системы образования Российской Федерации: Рекомендации парламентских слушаний от 20 января1998 года // Образование в документах. 1998. № 2.
- Высшая школа в 1989 г.: Перестройка высшего образования в 1989 г. Ежегодный доклад о развитии высшего и среднего специального образования в СССР. М., 1990.
- Высшая школа в 1991 г. Ежегодный доклад о развитии высшего и среднего специального образования в СССР. М., 1992
- Высшая школа в 1994 г. Ежегодный доклад о развитии высшего профессионального образования в России. М., 1994.
- Резолюция Всесоюзного съезда работников народного образования // Учительская газета. 1988. 29 декабря.
- Резолюция V съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений «О ситуации в области высшего образования и мерах по выходу из создавшегося кризиса». 26 июня 1998 г. http://www.rector.msu.ni/mssian/massmedia/newspaper/14−98/rez.html
- Постановление У11 Съезда Российского Союза ректоров «О стратегии модернизации высшего образования» от 6−7 декабря 2002 г. // http://www.rsr.msu.rWriissian/2002/06−12−02-strat.html
- Заявление УП съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений «Россия студентам, студенты — России» // http://www.rsr.msu.ru/russian/2002/06−12−02-st.html
- Исследования НИИ ВШ по проблемам перестройки высшего и среднего специального образования в 198/. М., 1988.
- Научно-образовательный потенциал высшей школы России в 1996 г. Аналитические материалы. М., 1997.
- Необходимость структурных изменений в российской науке: Аналитическая записка Центра социологических исследований Минобразования РФ. М., 1997.
- Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Материалы к У1 заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования 29 апреля 1999 г. (Часть I). М. 1999.
- Высшее образование в СССР и за рубежом // Библиограф, указ. книг и журнальных статей. 1970−1975. М., 1978.
- Высшее образование в СССР и за рубежом // Библиограф, указ. книг и журнальных статей. В 2-х томах. М., 1987.
- Высшая школа в 1987 г. Ежегодный доклад о развитии высшего и среднего специального образования в СССР. М., 1988.
- Высшая школа сегодня: цифры и факты. Стат. справ. М., 1990.
- Высшая школа СССР за 50 лет: Стат сб. М., 1967.
- Высшее и среднее профессиональное образование в России: Стат. справ. М.: НИИВО. 1999.
- Высшее образование в СССР. Стат сб. М., 1962.
- Высшее образование в СССР: Стат сб. М., 1990.
- Молодежь в СССР: Стат сб. М.: Госкомстат. 1990.
- Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сб. М.: Финансы и статистика. 1989.
- Народное хозяйство СССР за 70 лет. Стат. справ. М., 1987.
- Наука России в цифрах: 1998. Крат. ст. сб. М., 1998.
- Наука в России. Статистический сборник / Госкомстат России. Центр исследований и статистики науки. М. 2001.
- Научно-технический потенциал Высшей школы России (статистический сборник) / Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. М. 1994.
- Научно-образовательный потенциал высшей школы России в 1996 г. М., 1997.
- Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России. 1997 г. Стат. сб. М., 1998.
- Научный потенциал вузов Поволжского экономического района России. 1995 г. Стат. сб. М., 1996.
- Образование России 2001 (Сборник статистических данных) / Министерство образования Российской Федерации. М. 2001.
- Образование в Российской Федерации: Стат. сб. М., 1994.
- Основные показатели научно-исследовательской деятельности вузов и научных организаций Минобразования России. Статистический сборник. 2001 / Министерство образования Российской Федерации. М. 2002.
- Открытый архив. Справочник. М., 1997.
- Регионы России. Состояние и развитие научного потенциала вузов Минобразования России. 2000: Сборник информационно-аналитических материалов. СПб. 200 L
- Российский статистический ежегодник. Стат. справ. 1997 г. М., 1998.
- Российский статистический ежегодник. Стат. справ. 1999 г. М., 2000.
- Российский статистический ежегодник. Статистический сборник
- Госкомстат России. М. 2001.
- Россия в цифрах. Крат. ст. справ. 1996 г. М., 1997.
- Статистические данные о деятельности высших и средних специальных заведений. М. 1992.
- Статистические данные по системе образования / Министерство образования Российской Федерации. М. 2002.
- Статистический сборник о работе сферы послевузовского профессионального образования за 2001 г. (Аспирантура и докторантура в системе Минобразования России). М. 2002.
- Статистический сборник по организации научно-исследовательских работ, проводимых в рамках тематических планов вузов по заданиям Минобразования России в 1998—2002 гг. М. 2002.
- Труд в СССР. Стат. справ. М., 1989.
- Факты и цифры // Курьер ЮНЕСКО. 2000. Ноябрь.
- Аспирантура и докторантура в вузах Министерства образования Российской Федерации и Российской академии наук. Справочник / Министерство образования Российской Федерации. М. 2002.
- Книги (монографии, сборники научных трудов)
- Аитов Н.А., Мавлютов P.P., Назарова З. М. Непрерывное образование и вуз. М., 1989.
- Алексеева Л. П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М., 1994.
- Алексеева Л. П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М., 1994.
- Анализ состояния подготовки к педагогической деятельности преподавателей технических вузов. М., 1995.
- Анализ состояния подготовки к педагогической деятельности преподавателей технических вузов. М., 1995.
- Андросова О.А. Ценность образования и профессии педагога в системе ценностей российских учителей // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 190−201.
- Антюшина Н. М. Адаптация сферы НИОКР к рыночным условиям (Опыт России и восточных земель ФРГ) // Общество и экономика. 1995. № 10−11.
- Апресян Р.Г. Философия образования. М., 2002.
- Арбатов А.Г. Национальная безопасность России в многополярном мире // Вестник Российской академии наук. 2000. № 11.
- Арефьев А .Я. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 412−429.
- Астахова В. Свобода выбора и конкурентность // Вестник высшей школы. 1992. № 1.
- Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991.
- Болотов В.А. Дадим детям шанс учиться // Вестник «Россия: третье тысячелетие». Спецвыпуск «Стратегия образования». М. 2001.
- Бордюгов Г. А., Козлов В. А. История и конъюнктура. М., 1992.
- Борисова Е. Четыре ступени к австралийскому диплому // Иностранные языки и учеба за рубежом. 2002. № 5.
- Борисович Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. М., 1998.
- Бражник Г. В., Бердыклычева Н. М. Вузовская щука: один шаг к забвению // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 312−327.
- Бугягин А.С., Салтанов А. Ю. Университетское образование в СССР. М.: МГУ. 1967.
- Бурдье А. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. № 2.
- Бурлацкий Ф. М. Проблемы прав человека в СССР и России (1970−80-е и начало 90-х гг.). М., 1999.
- Бутенко А.П. Откуда и куда мы идем? Взгляд философа на историю общества. Л., 1990.
- Бутенко Н.Ю. Воспроизводство специалистов с высшим образованием. Киев. 1990.
- Варшавский Е.А. Академический сектор науки в переходный период // Вестник Российской академии наук». 2002. № 11.
- Веревкин Л.П. Интеллектуальная миграция: уехать или остаться // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 300−312.
- Веревкин Л.П. Наука в высшей школе // Высшее образование, 2001, № 5. С. 61.
- Веревкин Л.П. Причины невостребованности науки // Государственная служба. 1999. № 4. С. 82.
- Веревкин Л.П. Сколько стоит российская наука // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 291−300.
- Веревкин Л.П., Бражник Г. В., Бердыклычева Н. М. Опыт организации инновационной деятельности за рубежом // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 277−291.
- Верт Н. История советского государства. 1900−1991. Пер. с фран. М., 2000.
- Власов Ю.Н. Феномен реформаторства в переломные эпохи: культурологический анализ. М. 1998.
- Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г. А. Социальная мобильность и образовательные траектории молодежи со средним образованием // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 55−82.
- Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г. А. Жизненные дебюты: поведение молодежи со средним образованием на рынке труда // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С.82−114
- Волобуев О., Кулешов С. Очищение. История и перестройка. М., 1989.
- Воронин А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М., 1999.
- Высшая школа СССР: достижения, проблемы, перспективы. М., 1987.
- Высшее образование для XXI века: общие подходы и практические меры. (Материалы Международной российско-польской научной конференции, г. Москва, 16 ноября 2002). М., 2002.
- Высшее образование и исследования в Российской Федерации. Обзор национальной образовательной политики. М. 2000. |
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
- Государственные приоритеты в науке и образовании / ИНИОН РАН. М. 2001.
- Дежина И. История МНФ. Роль в сохранении фундаментальной науки в бывшем СССР. / Open Society Institute. N.Y. 2001.
- Делокаров K.X., Комисарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций. М., 1997
- Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Изд. ЮНЕСКО, 1996.
- Деятельность в области образования во всем мире / ЮНЕСКО. Париж-Москва, 1994.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
- Дмитриев Н.М. Обучение иностранных студентов в российских вузах в условиях рынка // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 35−55.
- Дмитриева С.В. Актуальные проблемы реформирования системы высшего образования // Социальная работа: теоретические знания и связь с практикой. М., 2000. С. 52−73.
- Дымарская О.Я. Элитное образование в России: история, современное состояние, перспективы // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 201−219.
- Жак Аллак. Вклад в будущее: приоритет образования. М., 1993.
- Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты // Глобализация и образование / ИНИОН РАН. М. 2001.
- Жуков В .И. Реформы в России: 1985−1995 годы. М., 1997.
- Жуков В.И. Социально-экономические проблемы вузов и пути их решения при переходе к рынку. Красноярск. 1994.
- Журавлев В.В. Методологический шок в исторической науке: истоки, некоторые особенности и пути преодоления // История: постижение смысла. М., 1995.
- Журавлёв В.В. Методология исторической науки //Кентавр. 1995. № 6.
- За «железным занавесом «. Мифы и реалии советской науки / Российская академия наук. Ганноверский университет. СПб. 2002.
- Зайцев С.Б. Аспиранты о проблемах в системе подготовки кадров высшей квалификации // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 342−376.
- Зарецкая СЛ. Международная составляющая современного высшего образования // Глобализация и образование / ИНИОН РАН. М. 2001.
- Заславская Т.Н. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002.
- Захаров И.В., Ляхович Е. С. Миссия университета в европейской культуре (история, теория, современность). М., 1994
- Ивановской государственный университет региональный центр науки, культуры и образования. Иваново. 1994.
- Изучение отечественной истории в СССР между XXV и XXVI съездами КПСС. М., 1982.
- Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974.
- Ильин Г. Л. Философия образования (идеи непрерывности). М., 2002.
- Ильинский И.М. О «культуре» войны и Культуре мира. М., 1999.
- Ильинский И.М. О спасительной роли образования. М., 1998.
- Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002.
- Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001.
- Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Часть I / По ред. С. А. Кугеля. СПб, 1993.
- Исторические исследования в России: тенденции последних» лет/ Ассоциация исследователей Российского общества XX век. М., 1996.
- История отечества: В 2-х вып. М., 1992.
- История России: советское общество. 1917−1991 гт7 Под. общ. ред. В. В. Журавлёва. М., 1997.
- История России: XX век. М., 1997.
- Кадровый потенциал вузов в условиях реформирования высшей школы. М., 1993.
- Казакова Р.А., Романкова Л. И. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития. М.: НИЙВО. Вып.4.1999.
- Казнов А.И., Репина О. В. Концепция функционирования вуза в условиях рыночных отношений // Рынок научной продукции. М., 1991.
- Калинкин Е.В. Научно-технический потенциал вузов и пути его эффективного использования. М., 1982.
- Качество высшего профессионального образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы. Доклад. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2000.
- Кивинен М. Прогресс и хаос: социологический анализ прошлого и будущего России. СПб. 2002.
- Кинелёв В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995.
- Князев Е.А. Общественное высшее образование в России // Пер. с нем. Франкфурт на Майне. 1994. Р. 30. № 4.
- Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.
- Коган Л.Н. Образование как общественная потребность // Проблема социологического изучения потребности в образовании. М., 1986.
- Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / ИС РАН. СПб. 2001.
- Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М., 1999.
- Константиновский Д.Л. Институт образования и социальное неравенство // Россия- трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. М., 2001. 144−166.
- Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. Москва: ЦСО РАО, 2000.
- Константиновский Д.Л. Молодежь и образование между свободой выбора и необходимостью // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003.
- Константиновский Д.Л., Чередниченко Г. А., Вознесенская Е. Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М.: изд-во ЦСП, 2002.
- Королев А.А. От моноидеи к цветущей сложности // История. Постижение смысла. М., 1994.
- Короткое Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. М., 2002.
- Коршуков С.В. Высшее профессиональное образование. Мировые тенденции. М., 1998.
- Крухмалев А.Е., Пронина Е. И., Колесникова Е. Ю. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 376−412.
- Крухмалёва О.В., Смоленцева А. Ю., Ушакова М. В. Новые образовательные учреждения в России. М., 2000. (Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования //НИИВО- Вып. З).
- Кузьмин С.А. Эффективная занятость. М., 1990.
- Культура мира и демократии / Ред. А. О. Чубарьян, В. Б. Ломейко, Я. Симонидес, Д. Смит. М., 1997.
- Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970
- Леденева Л.И. Учеба за рубежом как форма эмиграции российской молодежи // Вестник научной информации. Реформы вчера, сегодня, завтра / Институт международных экономических и политических исследований РАН. М. 2002. № 2.
- Лельчук B.C. СССР в условиях войны// Доклады института российской истории РАН. 1995−1996 гг. М., 1997.
- Лисовский В.Т. Советское студенчество. М., 1990.
- Лужков Ю.М. Произведение мысли на металл есть величина постоянная. Речь мэра Москвы на V съезде ректоров России 26 июня 1998 г. //
- Московский университет. 1998. Июль. № 14.http://www.гector.msu.гu/шssian/massmedia/newspapeг/14−98Лuz.html
- Лукичев Г. Средства населения на развитие образования // Вестник «Россия: третье тысячелетие». Спецвыпуск «Стратегия образования». М. 2001.
- Майор Ф. Память о будущем. М., 1995.
- Майор Ф., Адаме Д. Культура мира: программа действий // Перспективы. Т. XXX. № 1. 2001. С.5−18.
- Материалы международной конференции: гибкость рынка труда и реформа занятости в СССР. М., 1990.
- Межвузовская научно-техническая программа «Сохранение и развитие интеллектуального потенциала вузов России» М. 1997.
- Международный год грамотности — год возможностей / Составители: А. С. Панкратов, Н. Л. Яблонскене. М., 1991.
- Мирская Е.З. Ученые Академии Наук в 90-х годах // Вестник Российской Академии Наук. 2000. № 11.
- Митина B.C. ЮНЕСКО и образование в современном мире // Народное образование. 1987. № 3. С.87−89.
- Можаева Л.Г. Развитие систем образования в западных странах в условиях глобализации // Глобализация и образование / ИНИОН РАН. М. 2001.
- Молодежь и образование. М., 1972.
- Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. М., 2000.
- Наука в системе образования. Об организации научных исследований Минобразования России / Министерство образования России. М. 2002,
- Не позволили США достичь превосходства (из документов ЦК КПСС) // Источник. 1995. № 2.
- Нечаев ВЛ. Социология образования. М., 1992.
- Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М., 2002.
- Нигматулин Р.И., Сорокин Д.Е, Стратегия для России: проблема выбора / Вестник Российской академии наук. 2002. № 5.
- Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. М., 2000.
- Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочный подход). Под. ред. Н. А. Селезневой, А. И. Сумбетто. М., 1995.
- О проблемах реформирования образования в Российской Федерации. М., 1997.
- Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 1−8, М., 1993−2000
- Образование в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1991.
- Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ / Институт социологии РАН. Центр социологических исследований. М., 2003.
- Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития. Всемирный Банк. Вашингтон, 2000.
- Овсянников А.А., Шукшунов В. Е. Системная модель организационно-экономической реформы образования в России. М., 1997.
- Основные направления социально-экономической политики
- Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Реформирование образования. Обзор мероприятий первого этапа. Выпуск 4 / Министерство образования Российской Федерации. Йошкар-Ола. 2001.
- Основные тенденции и принципы реформирования высшего и среднего специального образования в регионах России. (На опыте Новгородской области). Совещание семинар. Новгород. 1995.
- Охрименко АА. Методология построения и статистического анализа баланса подготовки кадров с высшим образованием в России // Вопросы статистики. 2002. № 6.
- Оценка качества профессионального образования. Доклад 5 мая 2001 года. Под редакцией В. И. Байденко, Д. В. Зантворта. М., 2001
- Павлов Б.С., Стожаров А. Б. Особенности социально -педагогической среды северных городов // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. .235−255.
- Партийное руководство высщей школой СССР. Л., 1982.
- Першуткин Б.В. Участие студентов в научно-исследовательской работе // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 327−342.
- Плаксий С.И. Качество высшего образования. М., 2003
- Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. СПб., 1995.
- Пономаренко Б.Г. Профессиональное образование в условиях перехода к рынку. Донецк. 1994.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
- Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М., 1994.
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
- Проблемы информатизации высшей школы / Метаинформация, координация, интеграция / Концепция. Информатизация сферы образования РФ. М., 1998.
- Пронина Е.И. Роль основных агентов социализации в формировании ценностей молодежи и подростков в современной России // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 271−277.
- Радаев В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996.
- Развитие образования и науки на пороге XXI века. СПб., 1997.
- Реформирование России: от мифов к реальности. В 2-х т. / ИСПИ РАН. М. 2001.
- Реформы образования. Аналитический обзор под ред. В. М. Филиппова. М., 2003.
- Российское образование на рубеже тысячелетий: проблемы дополнительного образования / Министерство образования Российской Федерации. Тверской государственный университет. Тверь. 2002.
- Россия в поисках стратегии: общество и власть / ИСПИ РАН. М. 1999.
- Рубина Л.Я. Советское студенчество. М., 1981.
- Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи. М., 2002.
- Савельева О.О. Маркетинговые коммуникации в науке: проблема имиджа // Наука, технология, культура (глобальный процесс и проблемы России) / ИНИОН РАН. М. 1999.
- Савичев К.П. Подготовка и распределение молодых специалистов. М., 1982.
- Садовничий В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г. и др. Университетское образование: приглашение к размышлению. М., 1995.
- Сборник аналитических докладов по вопросам образовательной политики. ' М., 2002.
- Семенов Е.В. Мерцающий свет науки: миссия Российского гуманитарного научного фонда. М. 2001.
- Семенова JI.A. Российские учителя, проблемы образования и формирование профессионального потенциала страны в условиях трансформирующегося общества // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 161−190.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
- Сидоров В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. М., 1990.
- Системы аккредитации за рубежом (Мотова Г. Н., Наводков В. Г., Кухлин В. Ж., Савельев Б.А.). М., 1998.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика. М. 1997.
- Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. Оренбург, 2000.
- Смолин О.Н. Образовательная политика и образовательное законодательство в современной России, ч. I и И. М., 2002
- Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. М., 1983.
- Согрин В.В. Политическая история современной России. М., 1994
- Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2001 году. Аналитический доклад / Министерство образования Российской Федерации. М. 2002.
- Состояние и перспективы фундаментальных наук в вузах. Отчет по итогам социологического исследования / Государственный комитет РФ по высшему образованию. Центр социологических исследований. М. 1995.
- Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования (анализ и оценка). М.: НИИВО. 1999.
- Социальная политика и социальная работа. Словарь. М., 2001.
- Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области за 2002 год.
- Специальный номер «Курьер ЮНЕСКО» «Миллиард неграмотных» (сентябрь 1990).
- Староверова ИМ. Изменение в положении и ценностных ориентациях молодежи//Россия накануне XXI века. Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 323.
- Старченко ТЛ. Высшая школа на пути обновления. Львов. 1991.
- Столяров М.В. Россия в пути. Новая федерация и Западная Европа. Казань, 1998.
- Студенчество и социальные ориентиры. М.: Высшая школа. 1990.
- Сухов В. Гуманистическая миссия ЮНЕСКО // МЭМО. 1986. № 12. С.27−37.
- Татур Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке. М., 1994.
- Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты / Под ред. В. И. Марцинкевич. М.: ИМЭМО РАН. 1994.
- Тенденции развития образования в современном мире (социально-экономический аспект). М., 1992.
- Терехов А.И. Научные кадры непреходящая ценность // Вестник Российской Академии Наук. 2002, № 7.
- Тоффлер Э. Шок будущего, М., 2002.
- Тоффлер Э. и X. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны. Новосибирск, 1996
- Турченко В.Н. Методологическая культура исследования проблем образования // Проблемы методологической культуры ученого. Новосибирск. 1986.
- Турченко В.Н. НТР и революция в образовании. М., 1973-
- Турченко В.Н. О взаимосвязи социальной и народно-хозяйственной функции образования. М., 1986.
- Учеба в Германии. Информация для иностранцев об учебе в немецком университете (пер. с нем.). / Deutscher Akademischer Austauschdienst. Bonn. 2001.
- Ушкалов И.Г., Малаха НА. Утечка умов. Масштабы, причины, последствия. М. 1999.
- Фёдоров И.Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование. Мировые тенденции. М., 1998.
- Фигуровская В.М. Элитарное образование: научное содержание и теоретическое обоснование проблемы // Проблемы образования: Сб. науч. трудов. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. С. 4−9.
- Филиппов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы. Доклад // Всероссийское совещание работников образования. Москва, Кремль. 14−15 января 2000 г. М. 2000.
- Филиппов В.М. Россия-образование-XXI век: взгляд в будущее // Университетская книга. 1999. № 12.
- Филиппов Ф.Р. Совершенствование социальных функций системы образования. М., 1986.
- Функционирование вузовской науки в условиях регулируемых рыночных отношений. Сб. науч. тр. М., 1991.
- Хвостова К.В., Финн В. К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997.
- Хозова Л.В. Мировой опыт и тенденции развития высшего образования. Красноярск. 1994.
- Хохлушкина Ф.А. Жизненные стратегии молодежи Новосибирска после получения среднего и начального профессионального образования // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 114−135.
- Хохлушкина ФА. Работа и учеба как способы профессиональной самореализации выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 135−161.
- Хроменков НА. Образование, человеческий фактор, общественный прогресс. М., 1989.
- Хэйр П., Луначев П. П. Финансовый кризис в российском высшем образовании // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1996. № 5.
- Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь (Социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М., 1985.
- Челышкова М.Б. О возможных направлениях модернизации образовательных стандартов. // Проблемы качества образования, М, 2001.
- Чередниченко ГА. Механизм социокультурного воспроизводства на примере средних школ с изучением иностранного языка // Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты / Отв. ред. В. Н. Шубкин. М.: ИС РАН, 1994.
- Чупрунов Д.И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования. М., 1988.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
- Шереги Ф.Э. Социология образования. М, 2001.
- Шереги Ф.Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов Институт социологических исследований РАН, Центр социологических исследований Минобразования РФ. М., 2002.
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
- Щрагилева Н.В. К вопросу о социальной дифференциации в сфере высшего образования // Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ. М., 2003. С. 219−235.
- Шубин А.В. Социальная структура СССР в канун перестройки // Отечественная история. 1997. № 4.
- Шубкин В. Н, Молодежь в меняющемся мире // Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи (по материалам социологических обследований). М.: Институт социологии РАН, 1999.
- Шукшанов В.Е., Ленченко В. В., Третьяк А. Я., Ткачев А. Н., Нырков Е. А. Основы создания университетских комплексов. Новочеркасск, 2002.
- Экономико-статистический анализ и прогнозирование потребности народного хозяйства в специалистах. М., 1989.
- Яблонская Е.Г. Инновационный процесс в вузах. //Управление инвестициями и инновациями. Саратов, 1997
- Ярская В.Н., Смирнова Е. Р. Философия образования на пороге XXI века // Философия на рубеже веков. СПб., 1996.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М., 1991.
- I. СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ И ГАЗЕТАХ
- Бермус А.Г. Российское образование и российское общество- развитие во взаимодействии // Общественные науки и современность. 1998. № 5.
- Богданова И.Ф. Эффективность подготовки молодых ученых // Социс. 1998. № 9.
- Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальных позиций студенчества. //Социс. 2002, № 3.
- Болотин И. С. Козлова О.И. Социология и образование //Социс. 1997. № 3.
- Брукнер Х.Х. Глобализация, образование и революция в технологии // Перспективы. 2001. № 3.
- Буховцев А. МВА для тех, кто умеет считать // «Study in. Образование без границ. 2002. № 6.
- Васенина И., Сорокина Н. Кадровая политика вузов в современных условиях // Высшее образование в России. 1999. № 6.
- Валицкая А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие. //Педагогика. 2001, № 7.
- Вейланд Н.С. Университеты и новый облик Европы // Вестник высшей школы (Альма-матер). М., 1991. № 4.
- Виноградов Б. Живительная сила науки // Высшее образование в России. 2000. № 6.
- Виноградов Б.Д. Дальний Восток: проблемы вузов и не только вузов // Высшее образование в России. М., 1993. № 2.
- Вишневский В.Ю., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социс. 1997. № 10.
- Галаган А.И. Сравнительная характеристика систем управления высшим образованием в России и некоторых зарубежных странах. // Социально-гуманитарные знания. 1996, № 6.
- Ганин В.В. Государственная политика в области подготовки кадров и развитие юридического образования в СССР во второй половине 1980−1991 гг. // История государства и права. 2003 .№ 3.
- Ганин В.В. Государственная политика в области высшего юридического образования в России в 1990-е гг. // История государства и права. 2003 .№ 4.
- Гильмеева Р.Х. Профессионализм учителя в социологическом измерении // СОЦИС. 1998. N11. С. 74.
- Гладкова Н. Неясный профиль. В Москве прошло Всероссийское совещание «Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы» // Поиск. 2002. 18 апреля.
- Головина Е. Учись, студент! // Study in. Образование без границ. 2000. № 6.
- Голубев В.К., Горчаков Г. Е., Мышелов В. П., Хомяков AM. Уроки прошлого в современном ракурсе // Высшее образование в России. 1994. № 4.
- Горшков А. К вопросу о реформировании высшей школы. // Высшее образование в России. 1995, № 5.
- Громыко Ю.В., Давыдов В. В., Лазарев B.C., Рубцов В.В, Слободчиков В. И. Концепция прогноза развития образования до 2015 года. //Народное образование. 1993, № 1−2.
- Девятова С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования. // Социально-политический журнал. 1995, № 6.
- Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. // Педагогика, 1995, № 5.
- Дояганова В.А., Трубима Е. Г., Шабурова О. В. Языковая школа: возможности элитарного образования // Магистр. 1995. № 2. С. 75−80.
- Елютин В.П. Первейший долг высшей школы // Коммунист. 1981. № 3.
- Ефремов Л.Г. Высшая школа Чувашии: состояние и перспективы // Регинология. Саранск. 1994. № 1.
- Жураковский В.И. Образования много не бывает // Поиск. 1994. № 31.
- Зимин А.И. Социология образования: вопросы остаются//Социс. 1994. № 3.
- Зиятдинова Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социс. 1998. № 11.
- Змеев В.А., Коротаев А. Ю. Новые инициативы США в области образования. // Социально-гуманитарные знания. 1999, № 6.
- Иосилевский Н. Острые проблемы современного высшего образования // Высшее образование в России. 1997. № 1.
- Зернов В., Бархатова Н. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России. 1999, № 4
- К вопросу о современном статусе российских негосударственных вузов. // Русский журнал, 5 августа 2003.
- Карелова Г. Н. Российское образование в зеркале государственного бюджета // Университетское управление. 1997. № 1.
- Кинелев В.Г. Государственная политика развития высшего образования // Высшее образование в России. 1993. № 10.
- Кинелёв В.Г. Целостность, преемственность, качество. // Высшее образование в России. 1997. № 1.
- Киселев А.Ф. Модернизация высшего образования и ключевые аспекты эффективности подготовки специалистов. // Высшее образование сегодня. 2003, № 2.
- Ковалёва А.И. Кризис системы образования // Социс. 1994. № 6.
- Козлова О. О концепции развития образования в России // Социально-политический журнал. 1993. № 10.
- Корольков В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы // Высшее образование в России. 2000. № 6.
- Корольков В., Взятышев В., Романкова А. Кадровая политика в высшей школе: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 1999. № 2.
- Костаков В. Занятость: дефицит или избыток // Коммунист. 1987. № 2.
- Кочетов А.Н. Профессиональное образование в 60−80-х годах: путь к инфляции // Отечественная история. 1994. № 4−5.
- Красных В.И. Элитный или элитарный? // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 40. С. 14.
- Кроль В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России // Высшее образование в России. 1994. № 4.
- Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг. // Социс. 1999, № 9.
- Лайн Р. Не устаю поражаться уровню образования российских студентов // Study in, Образование без границ. 2002. № 9.
- Ларичев О.И., Мании В А., Петровский А. Б., Шепелев Г. И. Российская фундаментальная наука в третьем тысячелетии // Вестник Российской академии наук. 2001. № 1.
- Левин А. Ученье под светом мальтийского солнца // Элитное образование в России и за рубежом». 2002. № 7−8.
- Леденева Л.И. Эмиграционные намерения студентов крупных городов европейской части России и Украины // Высшая школа в зеркале социологии. 1994. № 1.
- Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений // Социс. 1997. № 8.
- Макаркин Н.П., Наумченко И. Л. Фактор развития образовательных систем //Высшее образование в России. 1995. № 4.
- Мацуура К. Создаются ли ценности для новой цивилизации в процессе глобализации экономики? // Перспективы. Т.ХХХ. № 2. 2001. С.21−27.
- Международное образование: проблемы интеграции // Вестник высшей школы. (Альма-матер). 1992. № 3.
- Мерль Ст. Экономическая система и уровень жизни в дореволюционной России и Советском Союзе // Отечественная история. 1998. № 1.
- Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы. // Вопросы философии, 1999, № 8.
- Москвичев Л.Н. Воспроизводство научного потенциала социальных и гуманитарных дисциплин // Социс. 1998. № 5.
- Наука и технология на пути в XXI век // Россия и современный мир. 2001. № 1.
- Наумова Т.В. Ориентиры сохранения науки в России // Социологические исследования. 2001. № 12.
- Несветайнов Г. А. Научные кадры: возраст и творчество//Социс.1998. № 9.
- Образование и цивилизация //Высшее образование в России. 1996. № 3.
- Образование, открытое миру. Интервью с первым зам. Министра образования РФ В. А. Болотовым. Alma Mater. Вестник высшей школы. 2003, № 8.
- Общее собрание РАН. Выступление академика В. Е. Фортова // Вестник Российской Академии Наук. 2002. № 4.
- Общее собрание РАН. Выступление академика Г. А. Месяца // Вестник Российской Академии Наук. 2002. № 4.
- Общее собрание РАН. Выступление академика М. Ч. Залиханова // Вестник Российской Академии Наук. 2002. № 4.
- Общее собрание РАН. Выступление академика Р. И. Нигматулина // Вестник Российской Академии Наук. 2002. № 4.
- Общее собрание РАН. Выступление заместителя председателя Правительства Российской Федерации, министра промышленности, науки и технологий И. И. Клебанова // Вестник Российской Академии Наук. 2002. № 4.
- Оспина Г. Л. Задачи образования на национальном и международном уровне // Перспективы. Т.ХХХ. № 1. 2001. С. 19−20.
- Остек М. Гора с горой не сходится // Study in. Образование без границ. 2002. № 9.
- Отгоне Э. Глобализация и изменения в образовании: модернизм и гражданственность. // Перспективы, т. XXVI, № 2, 1997
- Подщеколдин А.И. К вопросу о социальной структуре советского общества// Философские науки. 1989. № 4.
- Преловская И. Что изменит реформа в высшей школе? // Известия. 1997. 12 ноября.
- Прокопов Ф., Роговский Н. Занятость, которая нам нужна // Коммунист. 1990. № 6.
- Радаев В.А. Мнение экспертов о вузовском образовании // Социс.1994. № 12.
- Ратникова Л. Забота о нашем завтра (об организации работы с одаренными школьниками) // Народное образование. 1993. № 3. С. 4−6.
- Ревякина В.И. Опыт дифференциации образования в школе 20-х годов // Советская педагогика. 1991. № 11. С. 87.
- Савицкая Н. А ВУЗ и ныне там. Высшее образование в стране будет массовым, но качество диплома сугубо индивидуальным // Независимая газета. 2002. 20 декабря. № 271.
- Салтыков Б.Г. ЮНЕСКО. Роль в современном мире, перспективы // Международная жизнь. 1995. № 10. С. 66−78.
- Сенашенко В., Ткач Г. Болонский процесс и качество образования. //Alma Mater. Вестник высшей школы, 2003, № 8.
- Синягин А. А., Фролкин П. П. Выпускники вуза: перспективы трудоустройства// Человеческие ресурсы. 1999. № 1−2.
- Смолин О. Образование и национальная безопасность России//А1та mater. Вестник высшей школы. 1996. № 3.
- Смолин О.Н. Приоритеты образования: взгляд законодателя. // Высшее образование в России. 2002, № 5.
- Советские историки и перестройка //Коммунист. 1987. № 12.
- Согрин В.В. 1985−1995: Реалии и утопии новой России. Отечественная история. 1995, № 2.
- Сойфер В. Где лучше учат в США или в России? // Известия. 1995. 15 сентября.
- Социальная ориентация выпускников высшей школы //Социс. 1994. № 12.
- Супян В.Б. Образование в США: состояние и приоритеты развития. // США-Канада: экономика, политика, культура. 2000, № 1.
- Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСАах. // Высшее образование в России. 1996, № 3.
- Тангян А.С. Высшее образование в перспективе XXI столетия // Педагогика. 2000. № 2 С.3−10.
- Тимофеев Ю.Ф. Системный подход к проблеме совершенствования высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2.
- Федоров И, Еркович С. Разумно использовать мировой опыт. // Высшее образование в России. 2003, № 4.
- Филиппов В.М. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование в России. 1996. № 2.
- Филиппов В.М. 10 лет, которые потрясут наш кошелек. // Университет и школа. 2000. № з.
- Филиппов В.М. Уроки дает история. // Высшее образование в России. 2002, № 5.
- Фредрикссон Ульф. Как наладить взаимодействие на законодательном, политическом и практическом уровнях? // Перспективы. Т. XXIX. 2000, № 2.
- Харчева В. Г. Шереги Ф.Э. Высшая школа в зеркале социологии // Социс. 1994. № 12.
- Хуан Карлос Тедеско. Роль государства в развитии образования // Перспективы, 1990. С. 7−24.
- Шефер Г. Соотношение фундаментального и специального образования в университетах будущего // Высшее образование в России. 1994. № 4.
- Школьный профиль в зеркале министерства // Первое сентября. 2001. № 29.
- Шадриков В.К. Структурно-содержательные реформы и качество образования // Высшее образование в России. 1996. № 1.
- Эйзенштадт С.Н. Модернизация и изменяющиеся концепции молодежи и поколений. // Перспективы, т. XXV, № 3, 1996.
- Юнсуф Кассам. Кому выгодна неграмотность? // Перспективы, 1990. С. 8994.
- Юпитов А.В., Зотов А. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социс. 1997. № 3.
- The European Higher Education Area. Joint Declaration of the Ministers of Education. Bologna, 1999, 19 June.
- Memorandum of Higher Education in the European Community //Commission of the European Communities. Brussels, 1991
- Shaping our Own Future in the European Higher Education Area // Convention of European Higher Education Institutions. Salamanca, 2001, 29−30 March
- Booth, C. «Afterword' to Internationalizing British Policy Perspectives by David Elliott», in, Scott, P., ed. The Gobalization of Higher Education. Buckingham: Society for Research into Higher Education and Open University Press, 1998.
- Biggs J. Teaching for Quality Learning at University. Society for Research in Higher Education and Open University Press, 1999
- Brown G., Bull J. and Pendlebury M. Assessing Students Learning in Higher Education. Routledge, 1997.
- Callan, H. «Internationalization in Europe», in, Scott, P., ed. The Gobalization of Higher Education. Buckingham: Society for Research into Higher Education and Open University Press, 1998.
- Coaldrake, P., and Stedman, L. On the Brink: Australia’s Universities Confronting Their Future. St. Lucia, Queensland: University of Queensland Press, 1998.
- Finland: Ministry of Education. Higher Education Policy in Finland. Helsinki: Ministry of Education, 1998.
- Goddard, J. «The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs», Institutional Management in Higher Education (1999).
- UP. Policy Statement on the Internationalization of Higher Education in the World. Sacramento: International Association of University Presidents, 1995.
- Knight, Jane, and Wit, Hans de. «Quality and Internationalization in Higher Education», Institutional Management in Higher Education (1999).
- Mallea, J. «Internationalization of Higher Education and the Professions», in,
- OECD. International Trade in Professional Services. Paris: Organization for
- Economic Co-operation and Development, 1997.
- OECD. Globalization and Linkages to 2020: Challenges and Opportunities for OECD Countries. Paris: Organization for Economic Co-operation and Development, 1996.
- OECD. Redefining Tertiary Education. Paris: Organization for Economic Cooperation and Development, 1998.
- Review of Higher Education Financing and Policy the «West Review». Learning for Life: A Policy Discussion Paper. Canberra: Commonwealth of Australia, 1997.
- Russia: Education in Transition. The World Bank. EC A Country Department III and Human Resources Division. December, 1995.
- Scott, P. «Massification, Internationalization, and
- Globalization», in, Scott, P., ed. The Globalization of Higher Education. Buckingham: Society for Research in Higher Education and Open University Press, 1998.
- The National Committee of Enquiry into Higher Education the «Dearing» Report. Higher Education in the Learning Society. Norwich: HMSO, 1997.
- The National Committee of Enquiry into Higher Education the «Dearing» Report., Higher Education in the Learning Society. Norwich: HMSO, 1997.
- Yan de Groof (ed) Educational Policy in Russia and its Constitutional Aspects. Acco Leuven//Ammorsfoort. (1994) —
- Windham, Douglas M. Overview and Main Conclusions of the Seminar in Internationalisation of Higher Education. Paris: OECD Documents, 1996.
- Yan de Groof, Veronika Spasskaya, Igor Roshkov (ed) Shaping New Legislation on Education in Russia. Acco LeuvenZ/Ammorsfoort. (1997) —
- V. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРЕРАТЫ
- Ахиезер А.С. Методология социокультурных исследований переходных процессов (на материале России). Автореф. дис. д-ра. ист. наук // Российский институт культурологии. М., 1997.
- Брицкий П.П. Содействие стран социализма развивающимся странам в подготовке национальных кадров 1956—1985: Автореф. дис."докт. ист. наук. Минск, 1991.
- Всемиров В.В. Создание советской системы высшего образования и студенчества (1917−1927 гг.): Диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук// Саратов. 1998.
- Долгана Н.А. Становление и развитие ассоциированных школ ЮНЕСКО: Историко-педагогический аспект: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1993.
- Долженко О.Н. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования. Автореф. дисс. докт. филос. наук //М., МГУ. 1995.
- Геворкян Е.Н. Инновационные процессы в высшей школе России в условиях переходной экономики. Автореф. дисс. канд. социолог, наук // СГУ. Саратов. 1997.
- Железнякова С.И. Ориентации и установки учителей на инновационную деятельность. Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. социол. наук. Екатеринбург, 1997.
- Желнова О.Н. Политические аспекты гуманитарного сотрудничества в современном мире: Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2000.
- Зыкин В.А. Развитие университетского образования в Сибири и на Дальнем Востоке (1966−1975 гг.). Автореф. дис. канд. ист. наук // М., 1991.
- Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. Автореф. дисс. д-ра ист. наук // АН СССР. Институт истории СССР. М., 1992.
- Квартальное В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2000.
- Кольцов Ф.А. Роль вузовской науки в развитии научно-технического потенциала России во втор. пол. 1950-х нач. 1970-х гг. Автореф. дис. д-ра ист. наук// СПб. 1998.
- Корнюшин Н.П. Разработка региональной концепции образования: теоретические проблемы и технология внедрения. Автореф. дисс. канд. пед. наук // СГУ. Саратов. 1994.
- Кочетов А.Н. Роль профессионального образования в развитии социальной структуры советского общества (60−80-е гг.- Автореф. дис. д-ра ист. наук // Институт Российской истории РАН. М., 1994.
- Красильников С.А. Социально-политическое развитие интеллигенции Сибири в 1917 середине 30-х годов. Автореф. дис. докт. ист. наук. Научный доклад//Новосибирск. 1995.
- Кусжанова А.Ж. Взаимодействие общества, личности и государства в сфере образования. Автореф. дисс. докт. филос. наук // М., МГУ. 1996.
- Ляшенко М.А. Политика и деятельность ЮНЕСКО в области образования (вторая половина XX века). Дис. канд. ист. наук. М., 2001.
- Мошняга Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997.
- Поляева Т.И. Начало становления демократического общества и формирование концепции гражданского образования в России (конец 80-х-90-е гг. XX века). Автореф. дис. канд. ист. наук // М., 1998.
- Пермякова Т.В. Образование как ценность. Автореф. дис, на соискание уч. ст. канд. социолог, наук. Екатеринбург, 1999.
- Пономаренко Б.Т. Профессиональное образование: опыт противоречия и тенденции реформирования (по материалам России и Украины). 1980−1990 гг. Автореф. дис. д-ра ист. наук // М., 1995.
- Разуваев С.В. Политическая социализация студенческой молодёжи в современных условиях. Автореф. дисс. канд. полит, наук// Волгоград. 1999.
- Смирнова Н.В. Общее (среднее) образование и процесс социокультурного воспроизводства: Автореф. дис. докт. социолог, наук. М., 2001.
- Смирнова Н.В. Реформа высшей школы РСФСР (1917 окт. 1922 гг.). Автореф. дис. канд. ист. наук // М., 1990.
- Столяров М.В. Роль ООН в оценке и решении социально-экономических проблем молодежи развитых капиталистических и развивающихся стран (80-е гг): Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 1990.
- Терновая Л.О. Студенчество стран Восточной Европы в процессе общественных перемен (70−80-е гт): Автореф. дис. докт. истор. наук. М., 1995.
- Чанг Н.И. Мотивация учебного поведения студентов провинциального вуза. Автореф. дисс. канд. филос. наукII Тамбов. 2000.