Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Независимая экспертиза инвестиционных проектов малых и средних предприятий в сфере промышленного производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, решение многих вопросов представляется еще достаточно далеким от запросов и реалий современной российской экономики. Особое место в решении актуальных проблем инвестиционного планирования и анализа занимают методы оценки проектных рисков и повышения надежности инвестиций. В условиях малого и среднего бизнеса проектные риски связаны не только с обоснованностью предлагаемых… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ОБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Институциональные и региональные факторы развития малых и средних предприятий
    • 1. 2. Формы и системы поддержки и стимулирования инвестиционной активности предприятий малого и среднего бизнеса
    • 1. 3. Анализ теории и практики организации экспертной оценки инвестиционных проектов малых и средних предприятий
  • Выводы по первой главе
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
    • 2. 1. Цели, принципы и критерии независимой экспертной оценки инвестиционных проектов
    • 2. 2. Организационно-методическое обеспечение системы независимой экспертизы инвестиционных проектов
    • 2. 3. Расчетно-аналитический инструментарий системы независимой экспертизы инвестиционных проектов
  • Выводы по второй главе. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 1ПЕРТИЗЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  • 1. деятельности Независимой ~о республиканского фонда редпринимательства

Независимая экспертиза инвестиционных проектов малых и средних предприятий в сфере промышленного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Темпы развития российского малого и среднего бизнеса (МСБ), наблюдавшиеся на раннем его этапе, породили у аналитиков и исследователей надежды на скорую и успешную реструктуризацию российской экономики, на формирование и развитие новой, рыночной системы экономических отношений. Однако, хотя развитие МСБ и было провозглашено политиками одним из приоритетных направлений экономических реформ, на самом деле явилось скорее результатом отсутствия прямого интереса к этой сфере хозяйственной деятельности со стороны органов государственной власти.

Отмена в начале 90-х годов уголовных и административных запретов на частнопредпринимательскую деятельность вызвала буйную поросль малых форм хозяйствования. Самые высокие темпы прироста числа малых предприятий и численности занятого в них населения наблюдались в 1992 г. (эти показатели выросли на 109% и 30% соответственно). Однако, начиная уже с 1995 г., наблюдается сокращение общего числа малых предприятий: темпы падения составили в 1995 г. -2,2%, в 1996 г. -5,6%. Как ни парадоксально, но именно в этот период отмечается усиление интереса к малому и среднему бизнесу со стороны административных структур на разных уровнях власти. Во второй половине 90-х годов процесс развивался в двух направлениях: с одной стороны, малое и среднее предпринимательство стало восприниматься как серьезный источник пополнения местных и региональных бюджетов, а с другой стороны, региональные, территориальные и муниципальные администрации вступили в своеобразное соревнование по «поддержке отечественного предпринимателя». Повсюду принималось множество программных документов, имевших в основном декларативный характер, лишь в ряде регионов были предприняты некоторые реальные меры по стимулированию инвестиций в МСБ.

Наблюдаемые на рубеже веков признаки общеэкономического роста свидетельствуют о начале нового этапа реформирования народного хозяйства. Для этого этапа характерно большое количество принципиально новых проблем, в том числе проблем, связанных со стимулированием инвестиционной активности малых и средних предприятий.

Реализация разработанных в период 1993;99 г. г. федеральных и региональных программ развития МСБ не привела к достижению поставленных в них целей. Это произошло не в последнюю очередь потому, что предусмотренные в программах мероприятия по государственной поддержке и стимулированию хозяйственной активности субъектов МСБ не получили надлежащего организационно-методического обеспечения, в достаточной мере учитывающего важные особенности инвестиционной деятельности в этой сфере предпринимательства.

С одной стороны, в сфере малого и среднего бизнеса имеется большое число и разнообразие одновременно реализуемых проектов, что объективно способствует возможности выбора наиболее выгодных альтернатив для вложений капитала частными инвесторами или для предоставления малым предприятиям прямой финансовой поддержки уполномоченными органами федеральной, региональной и муниципальной исполнительной власти. С другой стороны, невысокий уровень менеджмента малых и средних предприятий, слабость их материальной и финансовой базы, низкая ликвидность активов представляются для инвесторов весьма существенными негативными факторами. Наконец, в третьих, ситуация в МСБ настолько динамична, что первоначальные параметры инвестиционных проектов сохраняют актуальность не более полугода, после чего своевременно не получивший финансирования проект должен быть, как правило, переработан.

Таким образом, основная проблема заключается в необходимости проведения своевременной оперативной оценки большого числа альтернатявных (конкурирующих за инвестиции) предпринимательских проектов в условиях повышенного риска принятия инвестиционных решений. Как показала мировая и отечественная практика, эта проблема может быть разрешена путем привлечения к оценке проектов независимых специалистов-экспертов, сочетающих фундаментальную теоретическую подготовку с богатым практическим опытом прикладных исследований по проблемам малого и среднего бизнеса.

В свою очередь, для привлечения и организации труда высококвалифицированных экспертов необходимо создать и использовать специальную систему средств организационно-методического обеспечения, отвечающую как требованиям непосредственных инициаторов инвестиционного процесса — предпринимателей и инвесторов, так и требованиям привлекаемых специалистов-экспертов. Без создания такой системы не могут быть достигнуты заметные успехи в подготовке эффективных инвестиционных предпринимательских проектов и общем повышении инвестиционной активности МСБ.

Состояние изученности темы. На формирование концептуальных основ построения системы независимой экспертизы инвестиционных проектов (СНЭИП) малых и средних предприятий, а также на разработку средств ее организационно-методического обеспечения оказали влияние исследования в области планирования и анализа эффективности инвестиций, в методах подготовки и принятия управленческих решений, а также в области финансового менеджмента, экономической статистики и экономико-математического моделирования.

Основополагающий вклад в исследование проблем планирования и анализа эффективности инвестиций в условиях рыночного хозяйства внесли И. Ансофф, А. Вааг, Р. Дамари, Л. Канторович, В. Леонтьев, Е. Мэнсфилд, Э.Янч. Современное состояние этих проблем в российской экономике освещено в работах К. Воронова, В. Ковалева, А. Идрисова, М. Насырова,.

М.Сафиуллина. В них исследованы различные аспекты проблемы взаимоотношений инвесторов и предпринимателей, начиная от механизма влияния на эффективность проекта структуры капитальных вложений, источников и условий их заимствования, и кончая методами учета риска в структуре показателей экономической эффективности.

Значительным вкладом в развитие представлений о задачах и методах 4 организационно-методического обеспечения СНЭИП явились идеи, изложенные в публикациях В. Гальперина, А. Градова, Р. Пиндайка, Д. Рубинфельда, П. Самуэльсона, Д. Хаймана по проблемам микроэкономического анализа и финансового менеджмента. В методике экспертной оценки предпринимательских проектов и способах определения риска принятия инвестиционного решения нашли конкретное применение методы статистического анализа и экономико-математического моделирования, которые отражены в трудах Б. Миркина, Ф. Миллса, В. Рукавишникова, Р.Фишера.

Вместе с тем, решение многих вопросов представляется еще достаточно далеким от запросов и реалий современной российской экономики. Особое место в решении актуальных проблем инвестиционного планирования и анализа занимают методы оценки проектных рисков и повышения надежности инвестиций. В условиях малого и среднего бизнеса проектные риски связаны не только с обоснованностью предлагаемых проектантами организационно-технических решений, но и с применяемыми методами и процедурами экспертной оценки бизнес-планов, а также с уровнем компетентности, добросовестности и других личных качеств консультантов-экспертов. Как показало изучение специальной литературы, определение рисков указанной группы остается за рамками известных методов отбора инвестиционных проектов. На практике риск, связанный с возможными ошибками экспертов при использовании методов отбора проектов по перечню критериев, по коэффициентам предпочтительности, по балльной оценке или по показателям коммерческой эффективности, считается сводимым к допустимому минимуму путем увеличения числа привлекаемых к оценке специалистов-экспертов. Это, по сути, экстенсивный путь снижения проектных рисков, возникающих из-за ошибок экспертизы, и ограничен он весьма узким пределом, за которым простое увеличение числа независимых экспертов уже не приводит к повышению надежности оценок.

Решение указанной проблемы требует разработки и применения специальных средств и приемов, охватывающих весь экспертно-аналитический цикл — от подбора экспертов до анализа и обобщения опыта деятельности отдельных экспертов и экспертных групп (комитетов, комиссий). В основу организации такого аналитического исследования должно быть положено изучение взаимосвязей между уровнем организационно-экономического обоснования инвестиционных проектов, отражающими этот уровень экспертными оценками и фактическими результатами реализации этих проектов после освоения инвестиций.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является исследование теоретических вопросов поддержки и стимулирования инвестиционной активности малых и средних предприятий, а также разработка организационно-методических основ проведения независимой экспертизы предпринимательских проектов, обеспечивающих высокий уровень надежности инвестиционных решений на стадиях их подготовки и реализации.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задали: • исследовано современное состояние предприятий малого и среднего бизнеса, обусловленное системным действием ряда факторов институционального и регионального характера;

• раскрыто содержание причинно-следственных связей, определяющих особенности принятия инвестиционных решений в сфере малого и среднего предпринимательства;

• обосновано место и определена роль СНЭИП как одной из самостоятельных и эффективных форм прямого нефинансового содействия повышению инвестиционной активности предприятий МСБ;

• сформулированы и теоретически обоснованы цели, принципы и критерии независимой экспертной оценки предпринимательских инвестиционных проектов;

• определен состав комплекса средств организационно-методического обеспечения СНЭИП и выработаны требования, при соответствии которым этот комплекс обеспечивает эффективную организацию и реализацию процесса подготовки экспертного заключения;

• создан расчетно-аналитический инструментарий СНЭИП, применение которого обеспечивает эффективное совмещение в работе эксперта творческого подхода к решению аналитических задач и сокращения объема выполняемых им трудоемких рутинных (счетных) операций;

• проведена апробация средств организационно-методического обеспечения системы независимой экспертизы на базе Татарского республиканского фонда финансовой поддержки малого предпринимательства (ФФПМП РТ) при Торгово-промышленной палате РТ;

• проанализированы результаты практического использования СНЭИП и определены перспективные направления дальнейшего развития системы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является инвестиционная деятельность малых и средних предприятий, функционирующих в сфере промышленного производства. Предметом исследования стала система независимой экспертизы инвестиционных проектов как форма прямого нефинансового содействия повышению инвестиционной активности малых и средних предприятий.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых, исследователей и разработчиков в области планирования и анализа эффективности инвестиций, I теории принятия управленческих решений, финансового менеджмента, экономической статистики и экономико-математического моделирования. В работе использованы законодательные акты, нормативные материалы и статистические данные федерального и республиканского уровня, фактографические материалы ФФПМП РТ, а также программное обеспечение для современных информационных технологий.

При выполнении работы использовались такие общенаучные принципы и методы исследования, как единство исторического и логического подходов, научная абстракция, а также индуктивно-дедуктивный метод. При решении поставленных в диссертации задач диалектический процесс непрерывного совершенствования практических приемов проведения экспертной оценки сопровождался углублением теоретического осмысления целей и принципов ее организации, а также развитием и уточнением критериев оценки предпринимательских проектов.

Научная новизна. К основным результатам, определяющим научную новизну работы, относятся следующие:

• впервые сформулированы и теоретически обоснованы цели, принципы и критерии независимой экспертизы инвестиционных проектов малых и средних предприятий;

• разработана принципиальная факторная схема стимулирования инвестиционной активности малых и средних предприятий, отражающая основные направления воздействия институциональных и региональных ! I факторов на малый и средний бизнес в сфере промышленного производства;

• впервые реализован системный подход к решению проблемы организационно-методического обеспечения независимой экспертизы инвестиционных проектов МСБ, выразившийся в создании комплекса организационно-технических и нормативно-методических материалов СНИЭП;

• разработана и теоретически обоснована структура расчетно-аналитического инструментария независимой экспертизы, главным элементом которой является не имеющая прямых аналогов математическая модель процесса обоснования экспертного заключения;

• создан и практически реализован комплекс человеко-машинных алгоритмов, обеспечивающих оптимальное сочетание в работе эксперта возможностей реализации его творческого потенциала с необходимостью сокращения объема трудоемких операций рутинного характера;

• предложена методика расчета надежности принимаемых инвестиционных решений, основанная на экспертной оценке уровня адекватности и достоверности планово-проектных мероприятий.

Апробация и практическая значимость результатов исследований. Предложенные в диссертации методические подходы к созданию системы независимой экспертизы предпринимательских проектов и разработанные диссертантом средства ее организационно-методического обеспечения реализованы в Татарском республиканском фонде финансовой поддержки малого предпринимательства. Масштабы апробации характеризуются трехлетним опытом деятельности независимой экспертной комиссии (НЭК) Татарского республиканского фонда финансовой поддержки малого предпринимател ьства.

Практическая значимость полученных результатов заключается в решении актуальной проблемы объективного отбора эффективных проектов по развитию производства на малых и средних предприятиях Республики Татарстан. Реальная осуществимость и эффективность предложенного варианта решения этой проблемы выразилась :

• в обеспечении необходимых организационных условий для формирования стабильного высококвалифицированного персонального состава экспертной комиссии ФФПМП РТ;

• в подготовке и практическом использовании комплекса руководящих нормативно-методических материалов, в соответствии с которыми экспертами рассмотрено более 1 ООО инвестиционных предложений и проектов МСБ;

• в формировании статистической базы независимой экспертизы, содержащей первичные данные о 267 инвестиционных предпринимательских проектах;

• в разработке системы нормативов экспертной оценки, в том числе — в создании уникальной экономико-математической модели, предназначенной для оценки интегрального уровня надежности предлагаемых проектантами инвестиционных решений.

Эффективность созданной системы независимой экспертизы подтверждается финансовыми и социально-экономическими результатами деятельности ФФПМП РТ за период 1996;1999г.г.

Методические разработки, апробированные в ФФПМП РТ, были переданы представителям аналогичных региональных, субрегиональных и муниципальных структур в Чувашии, Удмуртии, Ульяновской области. Комплекты бизнес-планов малых предприятий, а также экспертные заключения, подготоволенные Независимой экспертной комиссии ФФПМП РТ были представлены на ежегодных всероссийских выставках инвестиционных проектов «Инвестэкспо» в 1996, 1997 и 1998 г. г. и получили одобрение конкурсных комитетов.

Публикации. Основные положения и результаты диссертации были доложены, обсуждены и получили одобрение на 7 международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских научных и научно-практических конференциях и симпозиумах. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 печатных работ, в которых полностью раскрываются материалы диссертации, имеющие научную новизну. Автором диссертации подготовлено и издано широким тиражом «Руководство по подготовке инвестиционных проектов», активно используемое на малых и средних предприятиях Республики Татарстан в практической деятельности по привлечению инвестиций.

Структура и логика изложения материала диссертации отражает последовательность постановки целей и решения основных и сопутствующих задач диссертационного исследования.

Первым шагом на пути к достижению главной цели исследованияразработке системных основ организации независимой экспертизы и расчетно-аналитических процедур ее выполнения — является выработка ясного представления о том, какое место занимает малое и среднее предпринимательство в национальной и региональной экономике, каковы его главные институциональные особенности и, наконец, какими факторами определяется и с помощью каких механизмов может быть опосредовано позитивное влияние оптимально организованных процедур и методик экспертной оценки на состояние и перспективы инвестиционного процесса в этой сфере экономики. Именно эти вопросы подробно рассматриваются в первой главе диссертации.

Развернутый теоретико-методологический анализ проблемы организационно-методического обеспечения независимой экспертизы, представленный во второй главе диссертации, базируется на I формализованном представлении системы отношений, возникающих между ! субъектами инвестиционного процесса.

Следующий этап исследований посвящен раскрытию системы причинно-следственных связей, обусловливающих объективную потребность субъектов МСБ в организации независимой экспертной оценки инвестиционных проектов. Обоснование принципиальных основ построения системы независимой экспертизы доведено до уровня требований к каждому системообразующему элементу, начиная с субъекта экспертизы (независимого эксперта) и кончая расчетно-аналитическим инструментарием ' и формой экспертного заключения.

I j.

В заключительной третьей главе диссертации изложен процесс насыщения теоретико-методологического каркаса разрабатываемой системы независимой экспертизы практическим материалом. Вначале дана краткая характеристика структуры и состава независимой экспертной комиссии, а также руководящих нормативно-методических документов Фонда ФПМП РТ, представление о которых необходимо для правильного понимания приведенного в приложении статистического материала.

Центральное место в заключительной главе отведено обоснованию мероприятий по совершенствованию методики экспертной оценки и обработке методами корреляционного анализа массива статистических данных с целью установления зависимости между фактическими результатами реализации проектов и первоначальной экспертной оценкой их достоверности и адекватности.

Завершается исследование определением показателей эффективности предложенного в диссертации варианта организационно-методического обеспечения СНЭИП. В качестве показателей финансово-бюджетной и социально-экономической эффективности приведены данные о доходах бюджетов административно-территориальных образований и числе созданных новых рабочих мест.

В заключении работы дана краткая характеристики наиболее актуальных направлений дальнейшего совершенствования системы независимой экспертизы инвестиционных проектов малых и средних предприятий в сфере промышленного производства.

Выводы по третьей главе.

Результаты деятельности Независимой экспертной комиссии Татарского республиканского фонда финансовой поддержки малого предпринимательства подтвердили научную значимость и практическую результативность обоснованных в диссертации принципов и методов организации системы независимой экспертизы инвестиционных проектов подтверждены. В 1996 году решением Попечительского совета Фонда введено в действие подготовленное автором диссертации «Положение об экспертизе инвестиционных проектов». Этот нормативный документ содержит полное изложение комплекса организационно-технических мероприятий и методических указаний по созданию и организации деятельности НЭК.

Сформирована нормативно-статистическая база независимой экспертизы, соответствующая условиям и целевым задачам работы Фонда ФПМП РТ, существовавшим в период с 1996 по 1999 годы. НСБ содержит первичные данные о 267 инвестиционных проектах малого предпринимательства и разработанную на их основе систему нормативов экспертной оценки. Собранная первичная статистическая информация о проектах обеспечивает возможность сопоставления установленных при проведении независимой экспертизы оценочных значений уровня адекватности и достоверности проектно-плановых решений с параметрами фактического состояния проектов на последующих этапах их реализации. В результате анализа и обобщения этой информации установлен обязательный перечень оценочных показателей и методика их отражения в анкете эксперта, а также нормативные значения уровней значимости этих показателей в рамках схемы интегральной оценки адекватности и достоверности проектных решений.

Рассчитаны значения статистической вероятности достижения цели проекта при различных уровнях адекватности и достоверности планово-проекгных решений. Методом корреляционного анализа определены эмпирические характеристики качества экспертизы m и п, на их основе построена функция P=Am Dn, моделирующая зависимость вероятности достижения цели проекта Р от уровня адекватности, А и достоверности D плановых решений при достигнутом уровне качества организационно-методического обеспечения и уровне квалификации экспертов.

Обоснована эффективность предложенного автором варианта организационно-методического обеспечения независимой экспертизы инвестиционных проектов, подтверждением которой являются итоговые показатели деятельности Фонда ФПМП РТ. В качестве основного показателя использован фактический возврат целевых кредитов и займов, составивший по состоянию на апрель 1999 г. более 95% от запланированного уровня (с учетом обоснованной пролонгации 7 кредитных и лизинговых договоров). Подсчитано, что на каждый рубль затрат по обеспечению деятельности исполнительного аппарата Фонда прирост бюджетных поступлений в форме налогов, сборов и обязательных отчислений от предприятий-реципиентов Фонда, а также в форме прироста активов самого Фонда ФПМП составил более 5 рублей.

Намечены пути дальнейшего совершенствования системы независимой экспертизы в связи с выходом ее на решение задач по оценке адекватности и достоверности мероприятий по корректировке параметров инвестиционных предпринимательских проектов, находящихся в критической стадии реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Состояние, тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в его организационно-правовом, хозяйственно-отраслевом и административно-территориальном аспектах формируются под влиянием множества факторов институционального и регионального характера. В частности, исследованием установлено, что одним из негативных факторов является слабая методическая обоснованность и недостаточная ресурсная сбалансированность форм и средств оказания прямой и косвенной поддержки предприятиям МСБ.

Одной из наиболее актуальных задач в рамках кардинального решения этой проблемы является разработка методов отбора приоритетных предпринимательских проектов. В решении этой задачи особое место занимает организационно-методическое обеспечение независимой экспертизы.

Рассмотрение системы отношений, возникающих между участниками инвестиционного процесса в сфере малого и среднего предпринимательства, выявило такие особенности подготовки и принятия инвестиционных решений, которые позволили охарактеризовать независимую экспертизу проектов как одну из наиболее востребованных форм прямого нефинансового содействия росту инвестиционной активности МСБ.

Анализ содержания методов оценки и отбора проектов, получивших широкое применение в практической деятельности зарубежных и российских фирм, позволил установить, что решение вопросов, связанных с уровнем организационно-методического обеспечения экспертизы, а также! с уровнем оценки квалификации и других личных качеств экспертов, до сих пор выходило за рамки возможностей существующих методов отбора проектов. Сделан вывод о том, что решение этих вопросов требует применения принципиально новых средств организационно-методического обеспечения экспертизы, а разработка комплекса этих средств должна быть ориентирована на теоретически и методологически обоснованные цели, принципы и критерии экспертной оценки проектов.

Исходя их целей независимой экспертизы, обоснована необходимость и достаточность двухконтурной системы принципов формирования независимой экспертной оценки. Внешний контур, ориентированный на обеспечение соответствия СНЭИП потребностям инициаторов инвестиционного процесса, включает два статусных принципа — принцип компетентности и принцип независимости. Внутренний контур, ориентированный на соответствие СНЭИП требованиям к содержанию «продукта» экспертизы — экспертного заключения, включает четыре организационных принципа — системности, технологичности, детерминированности и аргументированности. В работе детально раскрыто содержание этих принципов, приведены соответствующие им критерии экспертной оценки инвестиционных проектов, а также обоснована форма их количественного (численного) представления в виде показателей уровня адекватности и уровня достоверности проектных решений.

В результате теоретического и методологического обоснования цели, принципов и критериев независимой экспертной оценки впервые реализован системный подход к решению проблемы организационно-методического обеспечения независимой экспертизы инвестиционных проектов малого и среднего предпринимательства. СНЭИП представлена как комплекс взаимоувязанных средств, предназначенных для организации и реализации процесса подготовки независимого экспертного заключения. В качестве системообразующих элементов выделены: субъект экспертной оценкинезависимый эксперт — и 4 группы средств организационно-методического обеспечения. В их числе: организационно-технические материалы (ОТМ), нормативно-методические материалы (НММ), расчетно-аналитический инструментарий (РАИ) и форма экспертного заключения (ФЭЗ).

Расчетно-аналитический инструментарий независимой экспертизы обеспечивает совмещенное выполнение экспертом творческих и рутинных операций. Его ключевым звеном является не имеющая прямых аналогов экономико-математическая модель процесса обоснования экспертного заключения. В составе математической модели сформирована система уравнений для расчета показателей достоверности и адекватности мероприятий по достижению целей проекта, а также обоснован общий вид многофакторной корреляционной модели, предназначенной для расчета интегральной вероятности достижения глобальной цели предпринимательского проекта.

Главным научно-практическим результатом исследования стал комплекс средств подготовки и обоснования независимого экспертного заключения, обеспечивающий значительное повышение степени надежности экспертных оценок по инвестиционным проектам малого и среднего предпринимательства. Возможность практической реализации обоснованных в диссертации принципов и методов организации СНЭИП подтверждены результатами деятельности Независимой экспертной комиссии Татарского республиканского фонда финансовой поддержки малого предпринимательства. В 1996 году решением Попечительского совета Фонда введено в действие подготовленное автором «Положение об экспертизе инвестиционных проектов». Этот нормативный документ содержит полное изложение комплекса организационно-технических мероприятий и методических указаний по созданию и организации деятельности СНЭИП. В течение 1996;99гг. к работе в составе НЭК было привлечено 10 внештатных экспертов, из них 2 доктора и 8 кандидатов наук. Штатными и внештатными экспертами Фонда за этот период рассмотрено и в соответствии с установленными процедурами оценено более 1000 инвестиционных предложений и проектов. Сформирована нормативно-статистическая база независимой экспертизы, соответствующая условиям и целевым задачам работы Фонда ФПМП РТ, существовавшим в период с 1996 по 1999 годы. Содержащиеся в ней первичные данные о 267 инвестиционных проектах малого предпринимательства обеспечили возможность сопоставления установленных при проведении независимой экспертизы оценочных значений уровня адекватности и достоверности проектно-плановых решений с параметрами фактического состояния проектов на последующих этапах их реализации. В результате анализа и обобщения этой информации установлен обязательный перечень оценочных показателей и дана методика их отражения в анкете эксперта, а также нормативные значения уровней значимости этих показателей в рамках интегральной оценки адекватности и достоверности проектных решений.

В работе на конкретных примерах показано, что надежность системы независимой экспертизы зависит от масштабов и опыта работы, от стремления к постоянному улучшению персонального состава экспертной группы и совершенствованию расчетно-аналитического инструментария. В связи с этим предложен рабочий инструмент для количественной оценки происходящих в системе качественных изменений. Таким инструментом является математическая модель вероятности достижения цели предпринимательского проекта, основанная на анализе и обработке эмпирического материала независимой экспертизы. Методом корреляционного анализа определены значения эмпирических характеристик качества экспертизы, с использованием которых установлена двухпараметрическая зависимость P=Am «D», моделирующая вероятность достижения цели проекта Р при уровне адекватности, А и достоверности D плановых решений.

Одним из основных показателей, отражающих целевую эффективность систем поддержки и развития малого предпринимательства, является фактический возврат инвестиционных кредитов и лизинговых займов. По состоянию на апрель 1999 г. в ФФПМП РТ он превысил 13 млн руб., а сумма предоставленной им помощи достигла 20 млн руб. При этом абсолютная сумма выделенных Фонду средств за весь период составила немногим более 14 млн руб. Наряду с обеспечением возвратности кредитных ресурсов, независимая экспертиза сыграла решающую роль в достижении Фондом высоких социально-экономических результатов по таким направлениям, как создание новых рабочих мести развитие рыночной конкуренции в сфере малого и среднего бизнеса. Прирост доходов республиканского и местных бюджетов в форме налогов, сборов и обязательных отчислений от предприятий-реципиентов Фонда, а также прирост активов самого Фонда ФПМП составил, по опубликованным данным, более 5 рублей в расчете на 1 рубль затрат по обеспечению деятельности Фонда.

Методические разработки ФФПМП РТ представлялись на специализированных всероссийских выставках инвестиционных проектов «Инвестэкспо» в 1996, 1997 и 1998 г. г. Апробированные на практике руководящие организационно-методические материалы могут быть использованы при создании и управлении деятельностью независимых экспертных групп (комиссий, комитетов и др.) как при органах государственной поддержки малого и среднего бизнеса на различных административно-территориальных уровнях исполнительной власти, так и при руководящих органах общественных образований и добровольных организаций предпринимателей.

Нормативно-методическая документация была передана для освоения опыта ФФПМП РТ представителям аналогичных региональных и муниципальных структур Чувашии, Удмуртии, Ульяновской области, ряда районов Татарстана. Широкая практика показала, что формирование эффективной системы независимой экспертизы следует начинать со своевременной подготовки документов, регламентирующих решение всех возникающих при этом организационно-технических и нормативно-методических вопросов. В свете проведенных исследований очевидно, что формы организации рабочих процедур должны учитывать конкретные обстоятельства и условия региона, территории, муниципального или общественного образования и поэтому они будут отличаться от предложенных автором. Но цели, принципы и критерии независимой экспертизы инвестиционных проектов МСБ в целом останутся неизменными, так как отражают внутреннее содержание, институциональный компонент проблемы.

Дальнейшее развитие предложенных в данной работе методических решений должно в еще большей мере отражать структурно-целевой подход к оценке адекватности и достоверности инвестиционных проектов малого и среднего предпринимательства. Именно такая постановка проблемы позволит обеспечить решение еще одной актуальной задачи независимой экспертизы — проводить оценку предпринимательских проектов не только на этапе предынвестиционной подготовки, но и находящихся в той или иной стадии реализации, когда часть локальных целей проекта уже достигнута.

Необходимость проведения такой экспертизы возникает, например, при корректировке предстоящих этапов проекта в связи с предполагаемой пролонгацией кредита, а в более широком плане — при необходимости привлечения новых источников финансирования (дополнительных инвестиций) в связи с общей корректировкой целей уже запущенного в реализацию проекта.

В качестве более отдаленных перспектив продолжения исследований определены такие направления развития и совершенствования организационно-методического обеспечения СНЭИП, которые связаны с инновационной деятельностью малых предприятий, в частности при развертывании работы учрежденного Торгово-промышленной палатой РТ Фонда передовых технологий и поддержки предпринимательства РТ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.К. Стратегия развития и поддержки малого бизнеса. Автореферат дисс. канд. экон. наук. -Казань: 1997.
  2. Т.А. и др. Инновационные процессы в малом предпринимательстве // Вопросы статистики, 1999. № 8. -С.34.
  3. Т. А. Малые предприятия в экономике России (статистический анализ). // Предпринимательство в России, 1998. № 2. -С.42−56.
  4. Е.В. Принятие инвестиционных решений на различных этапах функционирования предприятий.// Труды международной научно-практической конференции «Будущее России социально-экономический и экологический аспекты». — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. -С.404.
  5. В.А., Крылова Е. М. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости. // Российский экономический журнал. 1996, № 10. -С.40−44.
  6. В.В. Управление инвестиционными процессами в условиях рыночной экономики // Конверсия в машиностроении. 1994, № 2 -С.5−10
  7. А.О. Малое предпринимательство как проблема регионального развития. // Этнополитический вестник. 1999. № 4
  8. Х.Г. Малые и средние предприятия в странах с переходной экономикой потенциал и возможности содействия.// Материалы пятого пленарного заседания Консультативной группы по инвестициям ОЭСР, София, сентябрь 1995 года. -М: Информарт, 1996. -С.31−70.
  9. Г. Н., Мельничнов В. В., Линдваль Н. Р. Роль лизинга в развитии малого предпринимательства. // Материалы Международной конференции «Будущее России социально-экономический и экологический аспекты», СПб: изд-во СПб ГТУ, 1998. -С. 297−298.
  10. А.К. Развитие малого бизнеса путь к оживлению экономики Республики Татарстан. / Доклад на Международной конференциив Международной Академии Управления, Ун-т Томсон, Франция, 1997. -С.9−11.
  11. А.К. Финансовая поддержка МП это не благотворительность. // Бизнес для всех, 1997. № 8, -С.9.
  12. А.К., Мельничнов В. В. Руководство по подготовке инвестиционных проектов. Казань: Изд-во КГТУ им. А. Н. Туполева, 1997. -58 с.
  13. А.К., Мельничнов В. В. Потребности и возможности повышения качества управления бизнесом. // Материалы Республиканской научно-практической конференции, выпуск 20. Казань: 1998, -С. 45−49.
  14. Н.А., Долгова O.K. Технопарки как форма поддержки малого предпринимательства. // Мировая экономика и международные отношения. 1996, № 6.-С.130−134.
  15. Воздействие государственного и местного регулирования на предпринимательство (оценка предпринимателей). / Аналитическое пособие. Серия «Бизнес Тезаурус». -М.: ИСАРП, 1998. -94с.
  16. К.И. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционных проектов // Финансовая газета. 1993. №№ 49 52, 1994.1.6. 1
  17. Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. -М.: Высшая школа, 1994. -272 с.
  18. В.В. Малый бизнес «в тени» государству жарко. // Экономика и жизнь. 1998. № 20. -СЛ.
  19. В.В. Малый бизнес: Made in Russia: Научно-практическое пособие. -Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1999. -120с.
  20. Р.П. и др. Инвестиционный проект и бизнес-план: назначение и структура. // Инвестиции в России, 1995. № 1. -.23−27
  21. Е.Я. Формирование регионального звена системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности (на материалах Краснодарского края). Автореферат дисс. канд. полит, наук -М: 1995.
  22. М.Ю., Малев В. В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. -208с.1
  23. А.А. Критерии выбора перспективных инновационных проектов в практике венчурного финансирования. / Формирование стратегиии выбор приоритетов научно-технического развития США. Сборник трудов ВНИИ системных исследований. Вып.8. -М.: 1988. -148с.
  24. Р. Финансы и предпринимательство: Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций. / Перевод с англ. -Ярославль: «Елень», 1993. -258с.
  25. С., Суслов А., Левашов В. Новое в инвестиционной деятельности // Время и деньги, 1998. -27 января. -С.7.
  26. О.В. Анализ безубыточности предприятия // Бухгалтерский учет, 1993. № 6. -С. 18−22.
  27. О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия (практическое пособие). -М.: «Интел-Синтез», 1994. -118 с.
  28. Р. Повышение эффективности исследований и разработок. Перевод с англ. -М.: Прогресс, 1967. -256с.
  29. А.И. Интеллектуальные информационные системы. Минск: «ТетраСистемс», 1997. -136с.
  30. А. Методика разработки и экспертизы инвестиционных проектов // Финансовая газета. 1993. № 41, 42, 44.
  31. А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. -М.: Pro-Invest Consulting, 1995. -160с.
  32. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. -М.: Информ.издат.дом «Филин», 1996. -272с.
  33. С., Хайниш С. Как привлечь инвестора и получить и получить инвестиции // Экономика и жизнь. 1994. № 28. -С.9.
  34. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов. / Под ред. С. И. Шумилина. -М.: АО «Финстатинформ», 1995. -240с.
  35. Иностранные прямые инвестиции в малые и средние предприятия и с помощью малых и средних предприятий в странах с переходной экономикой. Материалы 5-го пленарного заседания
  36. Консультативной группы по инвестициям, София, сентябрь 1995 г. -М.: Инфомарт, 1996. -315с.
  37. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России / Справочник. -М: Ресурсный центр МП, 1998. -291с.
  38. А.Д., Бондаренко В. А., Горелик О. С. и др. Малый бизнес России: проблемы и перспективы. Аналитический доклад. М.: РАРМП, 1996. -292с.
  39. Итоговые документы совещания руководителей региональных фондов поддержки малого предпринимательства. -Иваново: ИГФПМП, 1998. -Юс.
  40. В.Ш. Выращиваем бизнесменов в инкубаторах. // Российская федерация, 1998, № 4. -С 7.
  41. В.Ш. и др. Бизнес-план инвестиционного проекта. / Рабочая тетрадь предпринимателя для разработки бизнес-плана / Под научн. ред. проф. Грошева В. П. -М:. Агроконсалт, 1996. -32с.
  42. Как рассчитать эффективность инвестиционного проекта (расчет с комментариями) / Инвестиционная деятельность (сборник методических материалов). -М.: «Информэлектро», 1996. -148с.
  43. А.В., Шишорин Ю. Р. Бизнес-план: финансово-экономический анализ и критерии эффективности (методология анализа) -М.: Препринт / Институт проблем управления РАН. 1996. -56 с.
  44. А.В., Шишорин Ю. Р. Бизнес-план: финансово-экономический анализ и критерии эффективности (методы анализа и оценки) -М.: Препринт / Институт проблем управления РАН. 1996. -60 с.
  45. Каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству России. Вып. 1. -М.: Ресурсный центр МП, 1999. -526с.
  46. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Перевод с англ. -М.: Прогресс, 1982. -184с.
  47. М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1998.-316с.
  48. В.В. Методы оценки эффективности инвестиций // Бухгалтерский учет. 1993. № 8. -С.8−12
  49. Концепция «Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России». Проект. / II Всероссийский съезд представителей малых предприятий. Москва, октябрь 1999 г. -14с.
  50. Л.П., Ляпунов С. И., Мингазов Х. Х., Попов В. М. Бизнес-план: Зарубежный и отечественный опыт. Новая практика разработки и документация. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1994. -400с.
  51. Лизинг и коммерческий кредит. -М.: «Ист-Сервис», 1994. -100с.
  52. Лизинг. Нормативные документы, методические рекомендации. -М.: «Деловая пресса», 1996. -56 с.
  53. Малое предпринимательство в России. / Сборник законопроектов. II Всероссийский съезд представителей малых предприятий. Москва, октябрь 1999 г. -56с.
  54. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы. / Аналитический сборник. -М: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999. -160с.
  55. Малый бизнес в Республике Татарстан: экономико-статистические материалы для участников актива предпринимателей выставки-ярмарки «Предприниматель-97». -Казань, Госкомстат РТ, 1997. -84с.
  56. Малый бизнес в Республике Татарстан: экономико-статистические материалы за 1996−97 г. -Казань, Госкомстат РТ, 1997.
  57. Малый бизнес России: проблемы и перспективы / Аналитический доклад. -М.: РАРМП, 1996. -306с.
  58. П. Критерии и методы оптимального распределения капиталовложений. Перевод с франц. -М.: Статистика, 1971. -136с.
  59. А. Экономическое обоснование предпринимательского проекта // Мировая экономика и международные отношения, 1992. №:6, -С.86−95- № 7, -С.117−130
  60. А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.-102с.
  61. А.Н. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях развития рыночных отношений. -Казань: Изд-во КГТУ им. А. Н. Туполева, 1995. -163с.
  62. В.В. Оценка бюджетной эффективности инвестиционной поддержки предпринимательства. // Материалы докладов 2-го Международного симпозиума по энергетике, окружающей среде и экономике (в 2 томах), Т.2. -Казань: Изд-во КФ МЭИ, 1998. -С. 270−273.
  63. Методы оценки эффективности капиталовложений в капиталистических странах. Перевод с англ. -М.: НИЭкИ при Госплане СССР, 1969.-112с.
  64. А. Основные направления инвестиционной поддержки малого бизнеса в России. // Предпринимательство в России, 1998. № 2. -С.31−37.
  65. А.В. Закономерности развития малого бизнеса в Республике Татарстан // В сборнике «Пути общественного развития страны». -Казань: Изд-во КГТУ им. А. Н. Туполева, 1996. -С.62−63.
  66. Ф.Х. Малый бизнес наш главный козырь в создании рыночной среды. // Бизнес для всех, 1997. № 8, -С.8.
  67. Г. Н. Воспроизводство основного капитала и циклическое развитие экономики США. -М.: Наука, 1985. С.88−97
  68. М.К. Измерение эффективности научно-технического прогресса в рыночных условиях. -Казань: Тат. книжное изд-во, 1990. -148с.
  69. М.К. Экономическая эффективность капитальных вложений. -Казань: Изд-во КГУ, 1981. -73с.
  70. М.Ф., Сидельникова Л. Б. Финансовый менеджмент: методы инвестирования капитала. -М.: «Буквица», 1996. -128с.
  71. Отчет о работе Фонда финансовой поддержки малого предпринимательства РТ за 1997 год и первое полугодие 1998 года // Предприниматель, 18.09.1998,-№ 34 (41).
  72. Отчет о работе Фонда финансовой поддержки малого предпринимательства Республики Татарстан за 1998 год // Предприниматель, 15.03.1999.-№ 4(50).
  73. У., Пантюшин В. Администрация малого бизнеса США // Предпринимательство в России, 1998. № 2. -С.57−60.
  74. Первый Всероссийский съезд представителей малых предприятий // Бизнес для всех, 1996. № 5. -С.8−9.
  75. Э.В. Статические и динамические экспертные системы. -М: Финансы и статистика, 1996. -97с.
  76. Пособие по порядку использования средств нецентрализованной части Фонда НИОКР на предприятиях Республики Татарстан. -Казань: 1999.
  77. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 1998−1999 годы. -Казань: Официальное издание Минэкономики РТ, 1998. 38с.
  78. Программный комплекс для решения задач экономической и финансовой оценки эффективности инвестиционных проектов. -М.: ЦНИИ ВВС, 1999. -4с.
  79. Ю. Мировая практика определения критериев предприятий малого бизнеса // Бизнес. 1996, № 8−9. -С. 18−19.
  80. Н.Е. Институциональные изменения и инвестиционный кризис. // Мировая экономика и международные отношения. 1996, № 6. -С.114−122.
  81. А.Н., Лукасевич И. Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: Опыт зарубежных корпораций. -М.: Финансы и статистика, 1993. -96 с.
  82. Руководство для инвестора / Аналитический справочник по инвестиционно привлекательным предприятиям Тульской и Калужской областей. Серия «Бизнес Тазаурус». -М.: КОНСЭКО, 1998. -400с.
  83. М.Р. К обоснованию инвестиционных проектов // Российский экономический журнал, 1994, № 7. -С.53−57.
  84. М.Р. Экономическое обоснование инвестиционных проектов. -Казань: Изд-во КФЭИ, 1995. -128 с.
  85. Сборник методических и нормативных материалов о порядке использования инвестиционных средств Бюджета развития Российской Федерации. Выпуск 1- М.: Официальное издание Минэкономики России, 1998, — 80с.
  86. Н.К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. -М.: Дело, 1997. -672с.
  87. С. А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. -М.: ТОО «Контур», 1999. -290с.
  88. О.Б. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. -Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 1997. -256с.,
  89. Структура инвестиционного проекта и бизнес-плана / Инвестиционная деятельность (сборник методических материалов), вып.2. -М.: «Информэлектро», 1996. -40с.
  90. США: организационные формы и методы управления промышленными корпорациями. М.: Наука, 1972. -С. 171−177.
  91. . Управление научно-техническими нововведениями. -М.: Экономика, 1989. -230с.
  92. Требования по составу и содержанию экспертного заключения по ТЭО (проекту) на строительство объектов производственного назначения. -М.: Госстрой России, 1993. -22 с.
  93. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Принят Государственной думой 12.05.1995 г.-М.: 1995.
  94. А.А. Как поддерживать предпринимателя. // Деловое Поволжье, 1997. № 38. -С. 11−12.
  95. В.Г. Предпринимательский прорыв экономики России в XXI веке. -М.: Издательство ПРИОР, 1999. -48с.
  96. П., Иллювиева Е. Бизнес-план вашего предприятия. Как составить бизнес-план, чтобы получить кредит. -СПб.: «Норма», 1994. -46с.
  97. Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства (региональные аспекты) / Материалы международного семинара в рамках проекта TACIS АСЕТ 94−152-R, ноябрь 1995 г. Пер. с англ. и нем. -М.: 1995. -184с.
  98. Финансовый анализ деятельности фирмы. -М.: «Ист-Сервис», 1994. -240с.
  99. М., Сэвэдж JI. Анализ выбора в условиях рынка // Российский экономический журнал, 1993. № 9. -С. 107−118.
  100. Р., Питере М. Предпринимательство. Выпуск 2. Создание и развитие нового предприятия. М.: Прогресс-Универс, 1992. -253с.
  101. JI.C. О разграничении прямых и портфельных инвестиций // Российский экономический журнал. 1996, № 2. -С.99−101.
  102. Частный бизнес: становление и развитие в регионах России (Иркутская область, Тульская область, Республика Удмуртия). -М.: ИСАРП, МАЦ, 1998.-230с.
  103. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -М.: Дело, Business Речь, -204 с.
  104. Е.М., Васильева Н. Е. Финансово-экономические расчеты: Справочное пособие. -М.: Финансы и статистика, 1990. -302 с.
  105. А., Трофимова И., Малухов К. Малое предпринимательство заявляет о себе. // Российский экономический журнал. 1996, № 3−4. -С.29−35.
  106. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки. // Российский экономический журнал. 1996, № 5−6.-С.31−33.
  107. Экспертиза инвестиций. В помощь предпринимателю и банкиру. -М.: ДжИПЛА лимитед, 1992. -54с.
  108. The State of Small Business: from the Report of the President Transmitted to the Congress. Washington, 1989.
  109. The European Observatory for SME Research. Second Annual Report 1994. ENSR. European Network for SME Research. April, 1994.
  110. Johnson. Erik C. Strengthening Russian Chambers of Commerce and Industry. Case Studies. Washington. CIPE. 1997.
  111. Pratt, Shannon P. Valuing Small Business and Professional Practices. New-York. McGraw-Hill. 1998.
  112. Drucker, Peter F. Managing the Non-Profit Organization: Principles and Practices. Washington. Harperbusiness. 1992.
  113. U.S. Small Business Administration, Small Business in the American Economy (Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1988), p. 165.
  114. Ralph L. Stanley, The White House Conference on Small Business: A Report to the President of the United States (Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, November 1986), p. 13.
  115. Teri Agins, «Owning Franchises Has Pluses, but Wealth Isn’t Guaranteed», Wall Street Journal (October 11, 1984) p.29.
  116. Excepted from Judith Jobin, «Start Your own Business?» Woman’s day, April 24, 1984. Reprinted by permission of Curtis Brown, Ltd. Copyright @ 1984 by Judith Jobin. First published by Woman’s day.
  117. U.S. Small Business Administration, «Business Plan for Small Manufactures», Management A id No. 2.007 (Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1985) p. 2.
  118. Adapted from William R. Osgood, How to Plan and Finance Your Business (Boston, Mass.: CBI Publishing Company, 1980), p.4.
  119. Adapted from Sabin Rassel, «What Investors Hate Most About Business Plans», Venture (June 1984), p. 53.
  120. White House Conference on Small Business: «Issue Paper on Regulations and Paperwork» (Unpublished, January 1980), p. 140.
  121. National Federation of Independent Business Foundation, Small Business Primer (Washington, D.C.: NFIB Foundation, 1988), p. 12.
  122. U.S. Small Business Administration, Association Services for Small Business (Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office), 1984. p.6.
  123. U.S. Small Business Administration, Business Basics: Credit and Collections (Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office), 1985. p.29.
  124. Benacek V. And Zemplinerova A. Problems and Environment of Small Business in the Chech Republic, Prague. 1994. p. 98−111
  125. Brown H.-G. et al., Direktinvestitionen in Entvickliungslandern, Bedeutung, Probleme und Risiken, Weltforum Verlag, Munchen. 1983.
  126. Lagemann B. et al. Aufbau mittelstandischer Strukturen in Polen, Ungarn, der Tschechischen Republic und der Slovakischen Republic, in: Rhenisches Institut fur Wirtschaftsforschung (Ed.), Essen. 1994.
  127. Ohrai J. Entwicklungsmoglichkeiten der Klein und Mittelbetreibe in der Tcshekchoslowakei, Wiener Internationales Gewerbeforum, Band YIII. 1990.
  128. Patschew P. Mittelstand in Bulgarien, Marktbedeutung und Entwicklungsprobleme, Sudost-Europa, Oldenburg Verlag (Ed.), Munchen. 1993.
  129. United Nations, Small and Medium sized Transnational Corporations: Role, Impact and Policy Implications, New York. 1993.
Заполнить форму текущей работой