Джаз и родственные ему формы в пространстве культуры Центральной Европы 1920-х годов
Диссертация
Имея в виду то обстоятельство, что в европейскую культуру проник не только джаз, но именно он завоевал в ней прочные позиции, мы можем предположить, что здесь в действие вошел чрезвычайно значимый в истории культуры фактор — случай. Рассмотрим это явление в истории культуры подробнее. По словам Ю. М. Лотмана, случай играет роль во многих культурных событиях (Лотман, 1989, с. 40). Например… Читать ещё >
Содержание
- 1. 1. Объект и его границы
- 1. 2. Географические и хронологические границы исследования
- 1. 3. Задачи исследования
- 1. 1. Свобода/не-свобода
- 1. 2. Новое/старое
- 1. 3. Свое/чужое
- 2. 1. Джаз в театре
- 2. 2. Джазовоеово
- 2. 3. Незвучащий ряд джаза
- 2. 4. Позицияушателя
- 3. 1. Понятие художественного примитива
- 3. 2. Связь джазаобрядом
- 3. 3. Место исполнения джаза
- 3. 4. Джаз вотношениифольклором
- 3. 5. Джаз во взаимодействиинизовым иединным уровнями культуры
- 3. 6. Вхождение джаза в профессиональную культуру
- 4. 1. Культурное пространство: центр, периферия, граница, культурное пограничье
- 4. 2. Пространственные характеристики джаза
- 1. Гастроли
- 2. Нотныеорники и ролики для пианолы. Механические политембровые инструменты (оркестрионы), фонографы
- 3. Радио
- 4. Граммофоны
- 5. Технический прогресс
- 6. Кинематограф
- 1. «Взрыв» в культуре Европы двадцатых годов
- 2. Появление джаза на высоком уровне культуры
- 2. 1. Ар деко и ритмические теории
- 2. 2. Кризис эмоционального содержания позднеромантического искусства -с
- 2. 3. Вхождение джаза в профессиональную музыку
- 3. Срединный и низовой уровни культуры — новаяеда обитания джаза
- 3. 1. Цыганская музыка
- 3. 2. Blasmusik-довые, любительские, аккомпанирующие капеллы
- 3. 3. Капеллы парижского состава
- 4. Джаз встеме языков культуры
- 4. 1. Эстетика художественного примитива
- 4. 1. 2. Европейский джаз как искусство примитивизма
- 4. 1. 3. Колебательная позиция европейского джаза: джаз и фольклор
- 4. 1. 4. Джаз — искусство города
- 4. 1. 5. Анонимность европейского джаза
- 4. 1. 6. Тенденция к мифологизации в восприятии джаза
- 4. 1. 7. Эстетика тождества и стереотип изация -с
- 4. 2. Джазовая музыка — выразитель тенденции кнтезу искусств
- 4. 2. 1. Незвучащий ряд европейского джаза
- 4. 2. 2. Джазовоеово
- 4. 1. Эстетика художественного примитива
- 1. Выбор европейского джаза
- 1. 1. Джаз hot и sweet
- 1. 2. Чистый и коммерческий джаз
- 1. 3. Симфоджаз
- 2. Трансформации джаза
- 2. 1. Варианты джаза
- 2. 2. Трансформации в природе джаза
- 3. Культурная рефлексия джаза
- 3. 1. Новизна и экзотика джаза
- 3. 2. Мода и джаз
- 3. 3. Джаз иорт
- 3. 4. Джаз и танец
- 3. 5. Джаз и машина
- 3. 6. Джаз: город/природа
- 3. 7. Джаз икс
- 3. 8. Джаз иобода
Список литературы
- Адаменко К. Игорь Стравинский и Велемир Хлебников: мир первоэлементов художественного языка // Примитив в искусстве. Грани проблемы. М., 1992. — С. 149 — 169.
- Барбан Е. Эстетические границы джаза //Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. М., 1987. — С. 96 — 113.
- Барт Р. Миф сегодня // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. -615 стр.
- Баташев А. Знак музыкального кубаря // Музыкальная жизнь, 1984, № 16. С. 22.
- Баташев А. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. М., 1987. — С. 80−95.
- Баташев А. Советский джаз. М., 1972. 174 стр.
- Бессонова М. А. Об отношении к примитиву и наивности в восточноевропейском искусстве межвоенного периода // Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы 20−30-х годов XX века. М., 1995.-С. 13−21.
- Богатырев П. Г. Знаки в театральном искусстве // Труды по знаковым системам. VIII. Тарту, 1975. С. 7 — 36.
- Богатырев П. Г., Якобсон Р. О. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 369−383.
- Богемская К. Введение // Примитив в искусстве. Грани проблемы. М., 1992.-С. 7- 17.
- Богемская К. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. М., 2001. 183 стр.
- Будагова JI. Н. Сюрреализм в Чехословакии. 30-е годы // Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы 20−30-х годов XX века. М., 1995. С. 21−37.
- Букреев В. А. Джаз латинской Америки как пример синтеза культуры // Культурология. 1999 -4 (12). Дайджест. М., 1999. С. 209 — 215.
- Бусев М. Примитивизм во французском изобразительном искусстве конца XIX начала XX века. Поль Гоген // Примитив в искусстве. Грани проблемы. — М., 1992. — С. 126 -145.
- Гаврилова Н. А. Автореферат докт. дисс. на тему: Проблема национального в музыке XX века: Чехия и Словакия. М., 1996. 24 стр.
- Гамзатова П. Традиционная культура и рок: опыт сравнительного анализа// Примитив в искусстве. Грани проблемы. М., 1992. — С. 207−225.
- Гнилов Б. Г. Фортепианное джазовое исполнительство как вид музыкального творчества (1940−1950-е гг.): Канд. диссертация /МГДОЛК им. П.И. Чайковского- кафедра междисплинарных специализаций музыковедов. -М&bdquo- 1991. 190 стр. + нота. прим.
- Гнилов Б. Г. Фортепианное джазовое исполнительство как вид музыкального творчества (1940−1950-е гг.). Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1992. 16 стр.
- Гнилов Б. Г. Джаз: истоки и пути развития // Культурология. 1999 4 (12). Дайджест. М., 1999. — с. 197 — 207.
- Гудимова С. А. Музыкальная эстетика. М., 1999. 283 стр.
- Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники М., 1986. 206 стр.
- Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей под редакцией и с предисловием Л. Гинзбурга. Л. «Academia», 1926. 64 стр.
- Дмитриева М. «Природа природствуюгцая и природа оприроденная» // Примитив в искусстве. Грани проблемы. М., 1992. — С. 111 — 125.
- Дуков Е. Размышления о мифопоэтике «популярной музыки» // Мифологические представления в народном творчестве. М., 1993. С. 218−235.
- Евзлнн М. Космогония и ритуал. М., 1993. — 337 стр.
- Евреинов Н. Н. Театр как таковой. М., 1923. 123 стр.
- Егорова В. Н. Новые тенденции в чешской музыке 20-х годов // Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы 20−30-х годов. М., 1995. С. 103−114.
- Егорова В. Н. Чешская музыка и музыкальная культура Австро-Венгрии. Притяжения и отталкивания // Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. М. 1997. С. 237−243.
- Ерохин В. De Musica Instrumentalis. Германия 1960 — 1990 -. Аналитические очерки. М., 1997. — 398 стр.
- Ерохин В. А. «Заокеанские» мотивы в музыкальной культуре Центральной Европы 20-х годов" //Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы 20−30-х годов. М., 1995. С. 114−136.
- Житомирский Д. В., Леонтьева О. Т., Мяло К. Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М., 1989. 301 стр.
- Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976. 302стр.
- Иванов Вяч. Вс. Об эволюционном подходе к культуре // Тыняновский сборник. Вторые тыняновские чтения. Рига, 1986, С. 173−180.
- Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сборник трудов. М. 1988. 339 стр.
- Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М&bdquo- 1997.- 383 стр.
- Коваленко Г. Ф. Художник театра Даниил Лидер. М., 1980. 200 стр. Козлова Е. Народное искусство Мексики: обретенные имена и новые опыты // Профессиональное искусство и народная культура Латинской Америки. М., 1993. — С. 161 — 184.
- Козлова Н. Социально-историческая антропология. М., 1999. 185 стр. Кокто Ж. Петух и Арлекин (рус. пер. М. А. Сапонова). М., 2000. — 223стр.
- Кряжева И. Городской музыкальный фольклор: некоторые особенности становления и современного развития (На материале Аргентины и Кубы) // Профессиональное искусство и народная культура Латинской Америки. М., 1993.-С. 80−120.
- Кузнецов Э. Д. Искусство Нико Пирасманишвили как явление «третьей культуры» // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. — С. 105−131.
- Культурология. XX век. Антология. М., 1995. 703 стр.
- Лебедев А. В. Художественный примитив в контексте культуры русской провинции. Вторая половина XVIII первая половина XIX в. Авторефереат на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1995. — 31 стр.
- Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество. М., 1974. 448 стр.
- Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность М., 1990. 222 стр.
- Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М. 1992. 270 стр.
- Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. Тарту. 1971. Вып. 5. С. 144 — 166.
- Михайлов А. В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М., 1989. 231 стр.
- Мурина Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств (Очерки теории). М., 1982. 192 стр.
- Никольская И. И. Романтизм антиромантизм: эстетическая дискуссия в польской музыке 20 — 30-х годов // Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы 20−30-х годов XX века. М., 1995. — С. 91−103.
- Овчиников Е. От классического джаза к свингу. М., МГПИ им. Гнесиных, 1987.-63 стр.
- Овчинников Е. Архаический джаз. М., ГМПИ им. Гнесиных, 1986. 56стр.
- Овчинников Е. История джаза. Вып. 1. М., 1994. — 239 стр.
- Овчинников Е. Театр рок-н-ролла//Ракурсы. М., 1996. С. 64−89.
- Озеров В. Комментарий к книге У. Сарджента «Джаз: генезис, музыкальный язык, эстетика». М., 1987. Стр. 308−326
- Озеров В. Словарь специальных терминов в книге Дж. Коллиера «Становление джаза». М., 1984. 357 стр.
- Онеггер А. О музыкальном искусстве. Л., 1985 215 стр.
- Островский Г. С. Народная художественная культура русского города XVIII начала XX в. как проблема истории искусств // Примитив и его место в художественной культуре Нового и новейшего времени. М., 1983. — С. 63−77.
- Пави П. Словарь театра. М., 1991. 481 стр.
- Панасье Юг. История подлинного джаза. Л., 1978. 120 стр.
- Петухов А. В. Ар деко и художественная жизнь Франции первой четверти XX века. М., 2002. 172 стр.
- Плахов Ю. Об импровизации в монодических структурах и методах ее изучения // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Сб. статей. Киев, 1988.-С. 530−539.
- Поляк 3. Н. О специфике авторского повествования в исторической прозе Тынянова // Тыняновский сборник. Вторые тыняновские чтения. Рига, 1986.-С. 7−13.
- Поспелов Г. Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990. — 268 стр.
- Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. 206 стр.
- Примитив в искусстве. Грани проблемы. М., 1992. 228 стр.
- Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. -М., 1973.-256 стр.
- Прокофьев В. Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. — С. 6−27.
- Прокофьев С. Статьи, интервью. Сост. В. Варунц. М., 1991. 175 стр.
- Профессиональное искусство и народная культура Латинской Америки. М., 1993. 236 стр.
- Римский Корсаков А. Н. «Джаз-банд» в Капелле // Красная газета. № 4 от 30 апреля 1927 г. — С. 3.
- Румянцев С. Уличное звукотворчество и проблема примитива в музыке// Примитив в искусстве. Грани проблемы. М., 1992. — С. 191 — 204.
- Светлов И. Е. Новый историзм? // Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы 20−30-х годов XX века. М., 1995.-С. 3−12.
- Скороходов М. В. К вопросу об информационности названия произведения // Эмпирическая эстетика: информационный подход. Материалы международного научного симпозиума. Таганрог, 1997. С. 3−6.
- Скороходов Г. А. Аннотация к пластинке «Мелодия» МОНО М60 -43 255 «Обмануть не пробуй сердце».
- Советский джаз. Проблемы. События, Мастера. М., 1987. 529 стр.
- Стерноу С. А. Арт Деко. Полеты художественной фантазии. Нью-Йорк, 1997. 128 с.
- Тананаева Л. И. О низовых формах в искусстве Восточной Европы в эпоху барокко (XVII-XVIII вв.)// Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени, М. 1983. — С. 29 — 42.
- Тананаева Л. И. Очерки кубинского искусства XVI- XX веков. М., 1999. 304 стр.
- Теоретические проблемы внеевропейских музыкальных культур. Сб. трудов. Вып. 67. М., 1983. 156 стр.
- Титова Л. Н. Ян Вацлав Каутский. К вопросу об интеграции чешско-австрийской общественно-культурной жизни во второй половине XIX в.// Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. М. 1997.-С. 227−331.
- Топоров В. Н. Пространство и текст // Из работ московского семиотического круга. М., 1997, С. 455−515.
- Топоров В. Н. Функция границы и образ соседа в становлении этнического самосознания // Проблемы культурного пограничья. Славяноведение. 1991, № 1. С. 30−33.
- Топоров В. Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М., 1982. С. 8−40.
- Топоров В. Н. Происхождение некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. М., 1972. — С. 191 — 219.
- Ухо в Д. Аналогии и ассоциации (к проблеме «Джаз и европейская музыкальная традиция») // Советский джаз Проблемы. События, мастера. М., 1987.-С. 114−142.
- Фетисова Т. А. Культура города // Человек: образ и сущность. Массовая культура. М., 2000. С. 91−105.
- Фисанов В. П. Феномен австрийской культуры в XX веке: «эффект отраженного света"//Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. М. 1997. С. 111- 117.
- Хершак Э. Этничность как форма интеграции (теоретические проблемы и некоторые примеры стран Средней Европы //Австро-Венгрия: интеграционные процессы и национальная специфика. М. 1997. С. 22- 33.
- Холопова В. Н. Родион Щедрин. Путь по центру. С.-П., 2000. 320 стр.
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Часть первая. М., 2000. 320стр.
- Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы 20−30-х годов XX века. М., 1995. 238 стр.
- Чапек К. Война с саламандрами. // Избранные произведения. М., 1947. -520 стр.
- Чередниченко Т. В. Кризис общества- кризис искусства. Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. М., 1987. 188 стр.
- Чередниченко Т. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. М., 1988.- 319 стр.
- Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. М., 1994. 173 стр.
- Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты // Сочинения. М. 1989. С. 345−472.
- Шкловский В. Б. За 60 лет работы в кино. М., 1985. — 573 стр.
- Элиаде М. Космос и история. М., 1987. 312 стр.
- Эшпай А. От фольклора к своему слову // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. — М., 1987. — С. 57−60.
- Art Deco. An illustrated Guide to the decorative style. 1920−1940. Edited by Mike Darton. 128 стр.
- Asriel A. Jazz. Analysen und Aspekte. Berlin, 1977. 93 стр.
- Baresel A. Das Jazzbuch. Berlin Leipzig — Riga, 1926. — 38 стр.
- Baresel A. Das Neue Jazz-Buch, 1929. 99 стр.
- Baumgartner H. «Jazz» in den zwanziger Jahre in Zurich. Zur Entstehung und Verwendung einer popular-kulturelle Bezeichnung. Kommissionsverlag Hug & Co., Zurich, 1989. 83 стр.
- Berendt J.-E. Die Story des Jazz. Boston, 1986. 285 стр. Berendt J.-E. Od raga do rocka. Wszystko о jazzie. Krakow, 1977. — 539 стр. Berrett J. Reissuing Satchmo: A Musical Autobiography (without pagination). Verve CD 543 822−2.
- Feran E. Die Improvisation in der Musik. Eine Entwicklunggeschichte und psychologische Untersuchung, Rhein-Verlag. Zurich 1938. 464 стр.
- Godbolt J. A History of Jazz in Britain 1919−50. London, 1986. 302 стр. Gutman H. Mechaniesirung und Jazz //Musik und Maschine. Wien. 1926, C. 407- 408.
- Goldwater R. Primitivism in Modern Art. N. Y., 1938 210 стр. Heide R. and Gilman J. Popular Art Deco. Depression Era Style and Design. New York — London — Paris. 1991. — 228 стр.
- Hellhund H. Cool Jazz. Grundziige seiner Entstellung und Entwicklung. Ed. Schott, Mainz, 1985. 302 стр.
- Hindemith P. Aufsatze, Vortrage, Reden. Zurich, Atlantis-Verlag, 1994. 353стр.
- Hodeir A. Jazz: its evolution and essence. Trans. By D. Nodres. N.-York, 1958. Pp. 1-Х. -295 стр.
- Horsham M. '20S & '30S Style. London, 1996. -128 стр. Jack Back. Triumph des Jazz. Wien, 1948. 264 стр.
- Jazz in Osterreich. Graz, Institut fur Jazzforschung, s.a. (1-te Auflage 1964). -64 стр.
- Jezek J. О jazzu//Аннотация к пластинке: Suprafon, Mono 1013 3371 -2. Jemnitz A. Der Jazz als Form und Inhalt //Musikblatter des Anbruch. Jazz -Sonderheft. Jg. 7, 1925, H. 4. C. 190−198.
- Junk V. Ein Handbuch des Tanzes. Ernst Klett — Verlag. Stuttgart, 1930. -188 стр.
- Koebner F.W. Jazz und Schimmy. Berlin. 1921. 34 стр. Kolisch R. Schonberg als nachschaffender Kunstler // Musikblatter des Anbruch VI/7−8. Wien, 1924. — C. 306 ff.
- Kollbrunner B. Moderne Tanzmusik //Der Tanz. Wien, 1926. — № 5/6. C.1213.
- Macha Z. Country & western // Tanecni hudba a jazz. Praha-Bratislava, 1968 -C. 98−114.
- Mann C. Paris Artistic Life in the 1920 1930s. London, Lawrence King, 1996.-208 стр.
- Milhaud D. Ma vie heureuse. Paris, 1987. 348 стр.
- Moholy-Nagy I. Musico mechanico — optico // Musik und Maschine. Wien, 1926.-C. 356−374.
- Moran P. Alle Tanze. Wien-Leipzig, 1930. 202 стр. Moran P. Moderne Tanze. Wien. 1926/1927. — 99 стр. Morgenstern D. Jazz people. Photographs by Ole Brask, foreword by Dizzy Gillespie. Introd. By James Jones. N.-York, 1976. — 300 стр.
- Mottl J. Pisnicky od taboraka // Tanecni hudba a jazz. Praha-Bratislava, 1968. -C. 66−97.
- Musik und Maschine. Wien, 1926. C. 345−409.
- Musikblaetter des Anbruch. Jazz Sonderheft. Jg. 7, 1925, H. 4. C. 187−212. Myth of Primitivism. Perspectives on Art. London — New Jork, 1991. — 540стр.
- Pearsall R. Popular Music ofthe Twenties. Totowa, N. J., 1976. 176 стр. Popelka I. Devetsil, Teige a jazz // Tanecni hudba a jazz. Praha-Bratislava, 1968. -C. 49−64.
- Pick L. Die Musikinstrumente in der modernen Jazz-Band // Tanz in dieser Zeit. Wien, 1926. C. 144−154.
- Rosier W. Die Chanson und deutschen Kabarett 1901−1903. Berlin (Ost), 1980.- 415 стр.
- Rust B. The Wibbly Wobbly Walk. Novelty numbers from tht original phonograph cylinders and 78's // Аннотация к компакт-диску Cd-SDl 350. С. 5−6.
- Sargeant W. Jazz: Hot & Hybrid/ New York, 1975 (рус. перевод: Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика // пер. М. Н. Рудковской, В. А. Ерохина- вступ. статья В. А. Ерохина. М., 1987. 294 стр.
- Schebera J. Kurt Weil, Eine Bibliographie und Texten, Bildern und Dokumenten, VEB Deutsche Verlag fur Musik. Leipzig, 1990. 302 стр.
- Schmidt-Joose S. Koexistenze nebo Integrace// Tanecni hudba a jazz. Praha-Bratislava, 1968. C. 195−205.
- Schoenberg A. Stil und Gedanke. Leipzig, 1989. -292 стр. Schuller G. Musings: The musical worlds of Giinter Schuller. New York: Oxford University Press, 1986. 330 стр.
- Sonnen-Berlin R. Cafehausmusik von der Parieserbesetzung bis zum Jazz-Orchestra//Die Musik. Jg, 21. H. 6, 1929. C. 440−443.
- Starr Г. Red & Hot: The Fate of Jazz in the Soviet Union. 1917−1980. N.Y. -Oxford: Univer. Press, 1983. 368 стр.
- Stearnes M. Die Storie vom Jazz. Mtinchen, 1959 (на англ. яз. Stearnes M. The Story of Jazz. New York: Oxford University Press, 1970) — 402 стр.
- Stefan P. Jazz ?. // Musikblaetter des Anbruch. Jazz Sonderheft. Jg. 7, 1925, H. 4. — 187 стр.
- Ulanov B. A History of Jazz in America. The Viking Press, New York, 1955.382 стр.