Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование механизма реализации программно-целевого планирования в стратегическом развитии отраслей промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Моделирование, проведенное по четырем вариантам финансового обеспечения из областного бюджета целевой программы развития легкой промышленности в Иркутской области, позволило сформировать соответствующие оптимальные стратегии на 2003;2005 гг. Анализ которых, позволил отметить следующие основные моменты: при сокращении финансирования до 90% требуемых на программу из бюджета средств инвестиционные… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 1. 1. Программно-целевое планирование и управление в реформируемой экономике
    • 1. 2. Нормативно-правовое регулирование государственного программно-целевого планирования и управления развитием промышленности
    • 1. 3. Направления совершенствования взаимодействия бизнеса и органов государственного управления территории при реализации целевых программ развития промышленности
  • 2. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 2. 1. Современные тенденции в развитии промышленности Иркутской области
    • 2. 2. Ресурсное (инвестиционное) обеспечение формирования и реализации целевых программ развития промышленности
    • 2. 3. Критерии отбора (формирования) целевых программ, ориентированных на оптимальное развитие промышленности
  • 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Механизм формирования оптимального портфеля целевых программ развития промышленности Иркутской области
    • 3. 2. Модель оптимизации финансового обеспечения целевых программ в условиях дефицита бюджетного финансирования и нормирования инвестиций
    • 3. 3. Оптимизация финансового обеспечения целевых программ развития промышленности на основе метода опционов и оценка их эффективности

Совершенствование механизма реализации программно-целевого планирования в стратегическом развитии отраслей промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономика России как материальная база общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей, среди которых особое место традиционно принадлежит промышленности. Основной проблемой экономического развития России остается обеспечение развития ведущей сферы экономики — промышленности.

Например, только в США не без учета опыта СССР планированием занимается 14 отраслевых министерств. США и Германия имеют трех-, пятии десятилетние планы своего развития. Корпорации сдают в соответствующие департаменты свои планы, называя их бизнес-прогнозами, стратегическими аналитическими исследованиями. Во Франции, по мнению французских экспертов, планирование восходит к плану-программе Кржижановского-Красина, подготовленному в 1928 г. в СССР, но забракованному Сталиным как недостаточно директивный. В своем послевоенном развитии Франция использовала трехлетние и пятилетние планы в течение десятков лет.

Социально-экономические катаклизмы, национально-государственное размежевание, разрыв традиционных экономических связей, падение уровня жизни и покупательного спроса, инвестиционный кризис привели к значительному спаду в промышленности.

За последние 11 лет внутренний валовой продукт России сократился почти в два раза, в то время как в Китае за это время он увеличился вдвое. Объем промышленного производства составил чуть более половины уровня 1990 г. (56%), объем инвестиций в основной капитал — только 26%. Критическим является физическое и моральное состояние значительной части производственных мощностей. В условиях, когда до двух третей предприятий продолжают «проедать» капитал, уровень их обеспеченности оборотными средствами остается низким.

Глубинная причина бед российской промышленности, как отмечают отечественные экономисты А. Вольский, В. Кириченко, Ю. Яременко, Е. Ясин, Ю. Симачев, объясняется комплексом причин, возникновением особого механизма развертывания экономического кризиса. Сложившаяся кризисная ситуация в промышленности России характерна и для ее регионов, в частности для Иркутской области.

Проводимые в настоящее время меры, ориентированные на оживление промышленности, недостаточны. Механизмы трансформации сбережений в инвестиции практически не работают, отсутствует межотраслевой перелив инвестиционного капитала. При таком положении дел не может быть речи о жизненно важных для страны структурных сдвигах в экономике [147. С. 151−192].

В нынешней ситуации рынок подталкивает Россию не к развитию высоких технологий, а к всемерной эксплуатации природных богатств. В результате из страны выкачиваются огромные природные ресурсы, большей частью не возобновляемые.

И здесь государству следует активно участвовать в экономических процессах, проводить активную промышленную политику, существо которой состоит в определении приоритетных направлений развития промышленности и обеспечения их реализации.

Одним из важных и эффективных инструментов проведения государственной промышленной политики может стать программно-целевой метод планирования. Его суть заключается в разработке целевых программ, которые призваны сыграть важную роль в развитии промышленности, включая такие направления, как стимулирование спроса для развития новых секторов экономики, характеризующихся эффектом «сети» (согласно этому эффекту выход на соответствующий рынок становится экономически выгодным для хозяйствующих субъектов), развитие производства продукции, являющейся завершением нескольких технологических переделов и порождающей спрос на продукцию широкого спектра отраслей (авиастроение, химическая и нефтехимическая индустрия, целлюлозно-бумажная промышленность).

Решение задач, связанных с совершенствованием механизма реализации программно-целевого планирования для развития промышленности, позволит сохранить позитивные тенденции в социальной и экономической сферах развития общества. Это в значительной степени определяет актуальность темы исследования.

В диссертационном исследовании использовались работы зарубежных авторов Р. Акоффа, И. Ансоффа, Г. Бенвенисте, Б. Карлофа, К. Кернса, У. Кинга, Д. Клиланда, Д. Морриса, Т. Саати, Д. Хэя и др., в которых отражены теоретические и практические положения в области планирования и формирования эффективных направлений развития промышленности.

В работе использовались труды отечественных авторов, в которых процессы программно-целевого планирования рассматривались на основе анализа советской и современной российской промышленности, а также деятельности отдельных ее комплексов и регионов. Это труды А. Г. Аганбегяна, А. Амосова, М. К. Бандмана, B.C. Бялковской, В. А. Ирикова, И. Комарова, Н. И. Комкова, В. Н. Лексина, Я. В. Марковой, Б. З. Мильпера, Г. С. Поспелова, Б. А. Райзберга, Б. Г. Санеева, Ю. В. Симачева, А. П. Черникова, Г. А. Шабаева, А. Н. Швецова, Р. И. Шнипера и др.

Проблемы развития промышленности в России, планирования бизнеса и интеграции стратегий промышленных корпораций в систему перспективного планирования регионального социально-экономического развития рассматриваются в работах Н. В. Амбросова, М. А. Винокурова, А. Вольского, А. Илларионова, В. Кириченко, Е. Матросовой, Н. С. Отварухиной, А. С. Пелиха, А. Ревенкова, В. И. Самарухи, А. П. Суходолова, Е. А. Черныша, М. Ю. Швеца, А. Ф. Шуплецова, Ю. В. Яременко, Е. Г. Ясина и др.

Вопросы применения математических методов при оценке эффективности программ и проектов в опционном режиме, а также возможности осуществления опционных соглашений в стратегическом развитии промышленности региона рассматриваются в работах зарубежных и отечественных авторов, а именно С. С. Артемьева, Г. Бирмана, М. Бреннана, А. Н. Буренина, С. Майерса, Л. Макмиллана, К. Паррамоу, Г. Г. Салыча, Т. Уотшема, А. С. Чеснокова, Р. Шварца, А. С. Шведова, С. Шмидта и др.

Вместе с тем проблемы развития промышленности в реформируемой экономике, вопросы, связанные с решением комплекса социально-экономических проблем территории в современных условиях и с развитием интеграционных процессов в межотраслевых комплексах, особенности, связанные с выбором эффективного инструментария планирования, вызывают необходимость проведения дальнейшей работы по определению новых функций целевых программ и их места и роли в развитии промышленности и по совершенствованию механизма их реализации и оценки эффективности.

Актуальность изложенной проблемы обусловила цель диссертационного исследования, которая заключается в совершенствовании механизма реализации программно-целевого планирования для развития промышленности, связанного с определением оптимальных путей осуществления приоритетных стратегических мероприятий ее развития и методов оценки их эффективности в условиях дефицита инвестиций, и в частности государственных.

Для достижения указанной цели в диссертационной работе автором были поставлены и решены следующие задачи: уточнить применительно к современным условиям основные понятия и инструментарий, характеризующие программно-целевой метод планирования и определяющие его значение в развитии промышленностиопределить место программно-целевого метода планирования в системе стратегического планирования деятельности государства посредством изучения эволюции, а также анализа практических проблем и критического обобщения опыта использования программно-целевого метода в отечественной и зарубежной практике планированиядать оценку современного состояния нормативно-правового обеспечения процессов программно-целевого планирования развития промышленности на региональном и федеральном уровняхобосновать возможность использования опционных соглашений между органами государственного управления и бизнесом для выявления приоритетных отраслей промышленности в целях реализации стратегии развития территорииопределить возможности и оценить эффективность применения программно-целевого планирования для развития промышленности Иркутской областипоказать и обосновать подходы к многокритериальной оценке целевых программ, ориентированных на оптимальное развитие промышленностиразработать модель оптимизации финансового обеспечения целевых программ развития отраслей промышленности и исследовать ее поведение в условиях дефицита бюджетного финансирования и нормирования инвестицийразработать методику финансового обеспечения в опционном режиме целевых программ развития промышленности и оценки их эффективности.

Объектом исследования является система планирования развития промышленности Иркутской области, рассматриваемой как системообразующая отрасль экономики и основа обеспечения роста доходов населения.

Предметом исследования являются методы и механизмы программно-целевого планирования, позволяющие эффективно использовать резервы развития промышленности.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории и практике стратегического и программно-целевого планирования, процессу принятия оптимальных решений, согласованию интересов, а также проблемам совершенствования производственной и институциональной структуры развития региона, экономико-математического моделирования процессов, способствующих выявлению внутренних резервов развития промышленности и ее инвестиционной поддержки. Проработаны труды советских экономистов, на основе которых изучалась преемственность системы программно-целевого планирования и системы, сложившейся в процессе реформирования экономики.

В процессе работы использовались такие приемы научного исследования, как: системный подход, выразившийся в рассмотрении процесса программно-целевого планирования, с одной стороны, как совокупности взаимосвязанных элементов, с другой — как части системы планирования развития промышленностисравнительный, структурно-функциональный и финансово-экономический анализ, который был применены при исследовании экономической ситуации в отраслях промышленностиметоды экспертных оценок, имитационного моделирования, линейного программирования, опционов и основы теории вероятностей, которые использовались при моделировании выбора и оптимизации варианта целевых программ развития базовых отраслей промышленности Иркутской области.

В процессе исследования были получены следующие результаты:

1. Выработаны действия по совершенствованию правовой базы регламентирующей разработку и реализацию целевых программ развития промышленности в Иркутской области. Также был предложен алгоритм работы с целевыми программами и на ее основе — рациональный порядок формирования и их реализации.

2. Обозначены и аргументированы внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективную деятельность отраслей промышленности. Ключевые из них — значительный износ основных фондов, дефицит оборотных средств и инвестиционных ресурсов и связанное с этим неудовлетворительное финансовое состояние большинства предприятий промышленности, а также отсутствие межотраслевого перелива инвестиционного капитала из экспортоориентированиых отраслей во внутренне ориентированные отрасли промышленности региона. Решение этих проблем обуславливает необходимость системной работы администрации области и промышленных предприятий, а также концентрацию ресурсов, в рамках целевых программ по приоритетным направлениям промышленной политики.

3. Предложена система критериев формирования и реализации государственных целевых программ. На ее основе выработана комплексная оценка результативности реализации государственных целевых программ и разработана шкала граничных условий их эффективной реализации. Идентификация соответствия фактического значения целевой программы конкретному критерию позволяет осуществить ее интегральную оценку и принять оптимальное решение по всей совокупности целевых программ о степени их влияния на развитие промышленности региона.

4. Апробирована модель оптимизации финансового обеспечения целевых программ развития промышленности Иркутской области в условиях дефицита бюджетного финансирования и нормирования инвестиций. Ее реализация уже на этапе формирования программы позволяет комплексно оценить приоритетность и результативность мероприятий, принять эффективное решение о разработке механизмов ее финансового обеспечения при нормировании инвестиций из бюджета.

5. Обоснована возможность использования опционных соглашений между органами государственного управления и промышленными корпорациями (относящимися к естественным монополиям и экспортоориентирован-ным отраслям) для развития приоритетных отраслей промышленности и проведена оценка эффективности целевых программ на основе реальных опционов. Показано, что в силу неопределенности исходных условий имеет место недооценка экономической и социальной ценности результатов в момент разработки программ, которая приводит к исключению из них проектов с низкой эффективностью, а программы могут быть отклонены для корректировки на неопределенный период.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном решении важной народнохозяйственной задачи, заключающейся в применении в современных условиях механизма программно-целевого планирования стратегического развития промышленности, в основе которого лежат формирование портфеля целевых программ и разработка модели оптимизации их финансового обеспечения, на основе метода опционов. Это способствует эффективному использованию имеющихся ресурсов в условиях дефицита бюджетного финансирования и нормирования инвестиций.

Наиболее существенные элементы научной новизны исследования:

1. Уточнено понятие целевой программы развития промышленности, отличающееся от известных в экономической литературе тем, что она рассматривается как системный инструмент развертывания эффективной государственной промышленной политики, учитывающей вероятностные сценарии осуществления стратегии, оптимальные пути и средства решения возникающих проблем. Целевые программы рассматриваются в условиях неопределенности, как вероятностный механизм реализации стратегий развития отраслей промышленности, исходя из этого автор предлагает расширить их классификацию по признаку «выбор стратегии развития», включающую программы чистой стратегии, и программы смешанной стратегии.

2. Систематизированы и развиты основные принципы формирования портфеля целевых программ: блочный принцип построенияадресный характерпринцип базовых составляющих. На их основе уточнено понятие «портфель целевых программ развития промышленности», рассматриваемый как сложная система, представляющая собой совокупность вариантных комплексов целевых программ, мероприятия которых максимально полно базируются на уже достигнутых результатах и предполагают общую координацию действий органов государственного управления и бизнеса для реализации приоритетных направлений промышленной политики и достижение мультипликативного эффекта в стратегическом развитии региона.

3. Обоснована модель формирования и оптимизации финансового обеспечения портфеля целевых программ развития промышленности региона в условиях дефицита бюджетного финансирования и нормирования инвестиций, которая позволяет осуществлять их разработку, формируя оптимальные варианты достижения цели при разных объемах финансирования и по нескольким критериям, то есть оценивать изменение структуры и набора программных мероприятий, их приоритетность и количественные параметры в условиях нестабильного финансового обеспечения.

4. Апробирован методический подход к оптимизации финансового обеспечения целевых программ на основе метода опционов и к оценке их эффективности, который дает возможность органам государственного управления совместно с корпорациями формировать опционные стратегии развития отраслей промышленности при реализации целевых программ, а также проводить оценку их эффективности с учетом вероятностных изменений настоящей стоимости потока денежных средств и финансового обеспечения.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в следующем:

1. Отдельные элементы разработанной методики формирования и оценки эффективности целевых программ развития промышленности могут быть использованы в работе органов государственного управления при реализации программы социально-экономического развития территории, прогнозировании поведения отдельных отраслей экономики и промышленности в целом, разработке бюджетов развития территории.

2. Результаты диссертационной работы были использованы комитетом по экономике администрации области при разработке отраслевых целевых программ (Поддержка и развитие организаций легкой промышленности в Иркутской области на 2003;2005 гг.- Воспроизводство лесов в Иркутской области до 2005 г.- Развитие и реформирование коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 г. и ряда социальных программ Иркутской области), а также при разработке прогноза социально-экономического развития Иркутской области.

3. Результаты диссертационного исследования в части разработанной методики формирования портфеля целевых программ в условиях дефицита бюджетного финансирования и оптимизации их финансового обеспечения на основе метода опционов использованы при разработке программы социально-экономического развития Ольхонского района Иркутской области.

4. Отдельные элементы исследования в части предлагаемого методического подхода к формированию оптимальной инвестиционной программы предприятия апробированы при формировании стратегии развития ОАО «СИБМИКС Интернейшнал».

5. Основные положения и выводы диссертационного исследования применяются в учебном процессе в Байкальском государственном университете экономики и права.

Апробация работы. Основные выводы и практические результаты диссертациониого исследования были доложены на научных конференциях по экономическим и социально-политическим проблемам реформ в России: региональной научно-практической конференции «Интеллектуальные и материальные ресурсы Сибири» (28 февраля-1 марта 2001 г.) — международной научно-практической конференции «Перспективы развития высшего экономического и юридического образования» (23−24 мая 2002 г.) — на международной научно-практической конференции «Постиндустриальное развитие экономики России в XXI в.» (18−19 декабря 2002 г.) — ежегодной научной конференции профессорскопреподавательского состава, докторантов и аспирантов (весна 2003 г.).

Основные положения диссертации отражены в 13 публикациях автора общим объемом 4,95 печатных листа.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 165 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, и шести приложений. Она содержит 216 страниц машинописного текста, иллюстрируется 18 рисунками, 54 таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ современного состояния проблем развития промышленности позволяет говорить о необходимости участия государственных, региональных и муниципальных властей в их решении. Как показывает отечественный и зарубежный опыт планирования и управления, одним из основных механизмов реализации стратегии социально-экономического развития остается программно-целевой метод, инструментом которого являются целевые программы.

Разработка и реализация целевых программ при осуществлении промышленной политики, с учетом современных, рыночных механизмов их оптимального финансового обеспечения, позволяют отметить их актуальность и перспективность программно-целевого планирования в стратегическом развитии отраслей и в решении острых финансово-экономических проблем отраслей промышленности. Активное использование целевых программ как в отечественной, так и в зарубежной практике планирования как на уровне регионов, так и в различных отраслях экономики показывает универсальность программно-целевого метода, его гибкость в системе стратегического планирования деятельности государства. Сделаем общие выводы:

1. Применительно к особенностям использования программно-целевого планирования в современных условиях раскрыты понятия: развитие промышленности, целевой подход, программный подход, программирование, программно-целевой метод, стратегическое развитие.

На основе изучения эволюции отечественного и зарубежного опыта применения программно-целевого планирования и оценки содержания понятия целевой программы в отечественной литературе уточнено определение целевой программы развития промышленности. Под которой понимается системный инструмент развертывания эффективной промышленной политики, взаимоувязанный по ресурсам, срокам и исполнителям приоритетных стратегических мероприятий территории, учитывающий вероятностные сценарии реализации стратегии развития, конечные результаты достижения поставленной цели, оптимальные пути и средства решения программной проблемы.

Его отличительной особенностью является необходимость в условиях неопределенности обязательного учета вероятностных сценариев и оптимальных путей и средств реализации целевой программы.

2. В ситуации когда риск непредвиденных потерь, связанный с неполным финансированием, несвоевременным выполнением участниками соглашений, отсутствием эффективных механизмов реализации программы, является значительным, необходимо рассматривать различные стратегии поведения. Такое обстоятельство является типичным для экономики переходного периода.

На основе этого предположения, а также исходя из анализа практики формирования целевых программ на примере Иркутской области, автор предлагает расширить их классификацию по признаку «выбор стратегии развития», включив в нее программы чистой стратегии, предполагающие в качестве оптимального решения использовать только какую-то одну стратегию развития (принимаются однажды и не меняются в последующем), и программы смешанной стратегии, предусматривающие возможность изменения стратегии или применения нескольких стратегий развития в зависимости от изменений условий среды. Такая классификация позволяет рассматривать целевые программы в условиях неопределенности как вероятностный механизм реализации стратегий развития отдельных отраслей экономики и промышленности.

Это дало возможность автору в процессе исследования отнести современные целевые программы к программам «чистой» стратегии осуществляемым по принципу «реализация текущих мероприятий за счет государственного бюджета в любом объеме» и не предусматривающим сценарии и вероятности развития от изменения условий внешней среды, а также не имеющим механизмы гибкого управления реализацией программы и методов оценки их эффективности.

3. Систематизированы и развиты основные принципы формирования портфеля целевых программ: блочный принцип, адресный характер, принцип базовых составляющих. На их основе уточнено понятие «портфель целевых программ развития промышленности», который определен как сложная система, представляющая собой совокупность вариантных комплексов целевых программ, мероприятия которых максимально полно базируются на уже достигнутых результатах, не дублируя другие программы, и предполагают общую координацию действий органов госуправления и бизнеса для реализации приоритетных направлений промышленной политики и для достижения мультипликативного эффекта в стратегическом развитии региона.

Разработка и ведение портфеля целевых программ занимают ключевое место при осуществлении региональной властью действий по исполнению процедур развития промышленности в рамках стратегии социально-экономического развития территории. Это, в свою очередь, требует разработки и обоснования процедур формирования целевых программ, их экспертизы, а также механизмов оптимизации финансового обеспечения и инструментов оценки их эффективности.

4. Обоснована возможность использования опционных соглашений между органами государственного управления и промышленными корпорациями (относящимися к естественным монополиям и экспортоориентированным отраслям) для развития приоритетных отраслей промышленности в рамках реализации стратегии развития территории. В основе таких отношений лежат различные преследуемые цели, согласование которых, то есть нахождение компромиссов по социальным и рыночным критериям, является ключевым этапом в координации взаимодействия.

Схема реализации целевых программ развития промышленности по приоритетным направлениям стратегии развития территории в опционном режиме включает в себя: со стороны региональных и муниципальных органов власти — определение стратегических приоритетов в промышленности, разработку и реализацию финансовых схем (например, осуществление облигационных займов и покупка или продажа опционов на товарной бирже) для их реализации и заключения опционных соглашений, со стороны предприятий — представление гарантий (в форме передачи части активов) для исполнения опциона.

Таким образом, с одной стороны, мероприятия целевой программы, связанные с реализацией инвестиционных проектов по выпуску конкурентоспособной продукции, получают реальную поддержку администрации региона в опционном режиме, а с другой — выполнение опциона позволяет стимулировать рост доходов работающего населения, обеспечение социальных гарантий, а также развитие малого бизнеса и сферы услуг.

5. В результате оценки современного состояния нормативно-правого обеспечения процессов реализации целевых программ на федеральном уровне и с учетом современного опыта регионов, органами государственного управления Иркутской области должны быть осуществлены следующие основные действия по разработке и совершенствованию правовой базы: регламентирующие общий порядок разработки и реализации целевых программ, регламентирующие развитие отраслей промышленности.

В рамках действий, регламентирующих порядок разработки и реализации целевых программ, предложен алгоритм работы с целевыми программами в Иркутской области. На его основе автором разработан порядок формирования и реализации целевых программ в Иркутской области, утвержденный постановлением губернатора, являющийся основным нормативным документом, регламентирующим работу с ними. Его принятие в марте 2001 г. позволило разработчикам и заказчикам программ систематизировать действия по отбору проблем, контролю и координации формирования и реализации программ.

6. Обозначены и аргументированы ключевые проблемы, влияющие на развитие промышленности Иркутской области. Основные из них: значительный износ основных фондов (более 50%), дефицит оборотных средств (из расчета нормативного коэффициента текущей ликвидности потребность в 2003;2004 гг. составляет около 18−19 млрд р.) и связанное с этим неудовлетворительное финансовое состояние большинства предприятий промышленности (более 60% из 447 предприятий области), а также отсутствие межотраслевого перелива инвестиционного капитала из экспортоориентированных отраслей во внутренне ориентированные отрасли промышленности региона. Кроме того, анализ воспроизводства оборотных средств показал, что собственных средств предприятий недостаточно для финансирования даже инфляционного обесценивания оборотных средств. Инвестиции в развитие промышленных предприятий происходят по остаточному принципу.

Решение этих проблем обусловливает необходимость системной работы администрации области и промышленных предприятий, а также концентрацию ресурсов в рамках целевых программ по приоритетным направлениям промышленной политики.

7. В результате анализа методологических подходов к многокритериальной оценке целевых программ показано, что на сегодня отсутствует выраженная единая система критериев их отбора и формирования. Настоятельная необходимость решения этого вопроса показана на примере формирования оптимальной программы «Поддержка и развитие организаций легкой промышленности в Иркутской области на 2003;2005 гг.» по критериям: чистая прибыль от реализации проекта предлагаемого к включению в программу, чистая дисконтированная стоимость проекта, отчисления в консолидированный бюджет.

В результате оптимизации сформировано три разных варианта программы развития легкой и текстильной промышленности Иркутской области. На основе этого сделан вывод о том, что не представляется возможным подобрать такие варианты, чтобы один критерий смог бы совместить в себе все достоинства и был бы избавлен от недостатков. Множество критериев необходимо для выражения многообразия связей организации со сложной, разделенной на сегменты внешней средой.

В этом случае принятие региональной администрацией решения на основе анализа по количественным критериям формирования и отбора целевых программ автор предлагает дополнить оценкой по качественным критериям. Этот подход позволяет проводить комплексный анализ целевых программ для последующей оценки их эффективности и координации процесса реализации. На его основе автором проведен анализ по выборочному отбору целевых программ в департаменте инвестиционной политики администрации Иркутской области.

8. Выработан подход к комплексной оценке результативности реализации государственных целевых программ. На основе системы критериев разработана шкала граничных условий их реализации. Соответствие фактического значения рассматриваемой программы каждому конкретному критерию позволяет провести ее интегральную оценку и принять комплексное решение по всей совокупности о результатах их влияния на развитие промышленности региона.

Таким образом, рассмотрен подход обоснования качественных критериев через количественные параметры. В результате оценки программы развития легкой промышленности за 1998;2001 гг., наглядно показано наличие неиспользованных потенциальных возможностей, связанных с ее реализацией (интегральная оценка равна 7 баллам из 10 возможных).

9. Разработана и апробирована модель оптимизации финансового обеспечения целевых программ развития промышленности Иркутской области в условиях дефицита бюджетного финансирования и нормирования инвестиций.

Моделирование, проведенное по четырем вариантам финансового обеспечения из областного бюджета целевой программы развития легкой промышленности в Иркутской области, позволило сформировать соответствующие оптимальные стратегии на 2003;2005 гг. Анализ которых, позволил отметить следующие основные моменты: при сокращении финансирования до 90% требуемых на программу из бюджета средств инвестиционные проекты по выпуску конкурентоспособной продукции будут реализованы в полном объеме по всем периодам. Проекты по техническому перевооружению и реконструкции производства будут профинансированы только на 78%, а областной госзаказ — на 89%. Данный сценарий обеспечивает достижение основной цели программы — рост промышленного производства в легкой промышленности в 1,4 разасценарий финансирования мероприятий программы на 80% требуемых бюджетных инвестиций снижает эффективность предлагаемых мероприятий и требует пересмотра структуры программы и поставленной цели. В то же время предварительный анализ позволяет сделать выводы о росте промышленного производства в 1,3 раза за счет полного финансирования в начальном периоде потребности предприятий в оборотных средствах и поддержания производства полностью профинансированным госзаказом.

Реализация такой модели уже на этапе формирования программы позволила комплексно оценить приоритетность и результативность ее мероприятий, принять решение о разработке новых механизмов ее финансового обеспечения при нормировании инвестиций из бюджета.

10. Разработан методический подход, позволяющий формировать гибкий механизм финансового обеспечения целевых программ развития промышленности на основе метода опционов, и предложены практические процедуры оценки их эффективности.

Гибкость выражается в реализации следующих основных возможностей: модификация соглашений (расширение, пересмотр, прекращение) при изменении будущих условийреализация одной программы, позволяет начать другую, самостоятельно нереализуемую.

Рассчитанный при помощи метода Монте-Карло по четырем программам опцион стратегического роста составит 6616,0 млн р. против 1362,2 млн р. — эффекта оцененного по традиционной методике (чистая дисконтированная стоимость программы). Таким образом, недооценка программ при полной реализации составит 5253,8 млн р. Для программы это означает, что при наличии в ней мероприятий и (или) проектов с низкой эффективностью они будут исключены, а программа может быть отклонена для последующей доработки на неопределенное время.

На сегодня такой подход не применяется, однако, его использование, в условиях неопределенности, для оценки эффективности реализации программ, раскрывает недоучтенные потенциальные возможности, имеющие место при разработке целевых программ, позволяет определять их ценность в реализации стратегии развития территории и обосновывать их финансовое обеспечение для законодательного утверждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г., Шнипер Р. И. Методологические положения разработки крупных территориальных программ. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1984.215 с.
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. 336 с.
  3. Н.В. Проблемы взаимодействия плана и рынка в современной экономике. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997. 176 с.
  4. А. Эволюция планирования // Экономист. 2002. № 12. С. 395.
  5. В., Винслав Ю. Муниципальный уровень промышленной политики: специфика, опыт, принципы совершенствования // Российский экономический журнал. 2001. № 8. С. 13—23.
  6. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. -М.: Экономика, 1989. 519 с.
  7. С.С., Михайличенко И. Г., Синицын И. Н. Статистическое моделирование срочных финансовых операций. Новосибирск: Изд-во ВЦ СО РАН, 1996. 284 с.
  8. М.К. Государственная региональная экономическая политика: вехи, задачи и пути ее реализации в Сибири // Регион: экономика и социология. 1996. № 2. С. 34−58.
  9. М.К., Воробьева В. В., Ионова В. Д. и др. Нижнее Приангарье: логика разработки и основные положения концепции программы освоения региона. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996. 232 с.
  10. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. 260 с.
  11. С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России // РЭЖ. 1997. № 10. С. 3−12. ,
  12. Г. Овладение политикой планирования: создание реально выполнимых планов и политики, которая ведет к переменам / Пер. с англ. К.П. Михневич- Под общ. ред. М. Р. Калантаровой. М.: Прогресс 1994.304 с.
  13. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ. под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. 631 с.
  14. Л., Кротов М. Глобализационное изменение реформы и задачи промышленной политики // Российский экономический журнал. 2001. №З.С. 12−23.
  15. И.П. Нужны ли деньги нашим предприятиям? // Санкт-Петербургский Университет. 27 декабря 1999. — № 27 (3523).
  16. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1999. 1245 с.
  17. Бор М. Нужно ли пересматривать методологию планирования? // Плановое хозяйство. 1990. № 9. С. 44—49.
  18. С.А. Моделирование оценки инвестиционных решений в условиях дефицита ресурсов и риска // Вопросы теории и практики планирования и организации производства / ИГЭА. Иркутск, 1999. Деп. в НИИ ОРАН 31.08.99 № 54 939. 12 с.
  19. С.А. Опционный метод оценки эффективности инвестиций в целевые социальные программы // Рыночная экономика России на современном этапе: проблемы и пути их решения / БГУЭП. Иркутск, 2002. 334 с. Деп. в ИНИОН РАН 06.08.02 № 57 387.
  20. С.А. Приоритетные направления государственной инвестиционной политики // Вестник молодых ученых ИГЭА. 2001. № 1 (1). С.11−13.
  21. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ.: Учебник для вузов. М.: ОЛИМП-БИЗНЕС, 1997. 1120 с.
  22. М. Анализ экономической эффективности капиталовложений: Пер. с англ. М., 1996. 450 с.29
Заполнить форму текущей работой