Актуальность темы
исследования не вызывает сомнений. Она определяется рядом причин. Одна из главных среди них возрастающее значение социального фактора в процессе развития, что обусловлено, прежде всего, усилением глобальной конкуренции. Авторы опубликованного в середине 2007 года аналитического доклада Всемирного банка называют усиление конкуренции между странами, фирмами и работниками определяющей чертой нового этапа глобализации1. Сегодня, несмотря на различные подходы к трактовке категории «конкурентоспособность», общепризнанно, что конкурентоспособность национальной экономики макроконкурентоспособность) — это в решающей степени развитие человеческого потенциала — образованности, профессионализма, способности к инновациям и благосостояния граждан.
Декларируемый переход к инновационной, основанной на знаниях экономике также диктует необходимость повышения качества трудовых ресурсов. Становление и развитие экономики знаний требует не только образованного и квалифицированного работника, но и развитого внутреннего рынка для высокотехнологичных товаров, что невозможно без повышения уровня жизни населения.
Между тем и в России, и в Китае в ходе рыночных преобразований сложился дисбаланс экономического и социального развития. Так, в.
1 Global Economic Prospects: Managing the Next Wave of Globalization 2007. — The World Bank. Wash., D.C. 2007.
России, несмотря на высокие темпы роста доходов населения в последние годы, большинство россиян, по данным июльского (2007 года) социологического опроса, проведенного аналитическим центром «Левада-Центр», большинство россиян всё ещё не видят для себя новых возможностей для существенного улучшения качества жизни. 43% опрошенных испытывают трудности с приобретением продуктов питания и одежды, в т. ч. 12% - едва сводят концы с концами, 22% заявляют, что им приходится ограничивать себя в большом и малом1. В Китае состояние социальной сферы рассматривается в настоящее время в качестве одной из основных угроз не только перспективам развития, но и самой целостности китайского общества.
Отвечая на вызовы XXI столетия, обе страны осуществили разной степени глубины изменения в своей социально-экономической стратегии, усилили внимание к социальной составляющей развития. Однако всесторонне не исследованы сущность и характер этих изменений, их взаимосвязь с новейшими тенденциями развития. Практически отсутствуют также сравнительные исследования социальных результатов рыночных преобразований в России и Китае, осуществляющихся на основе различных концептуальных подходов и системы ценностей.
Сложность и недостаточная разработанность вопросов, связанных с повышением значимости социального фактора развития и его места в стратегии рыночных преобразований в России и Китае, диктуют необходимость их рассмотрения, что и определило выбор целей, задач, структуры и содержания данной работы.
Объектом диссертационного исследования являются факторы, обусловливающие повышение роли социального фактора развития;
1 http://www.newsru.com/russia/29 jul.2007/life.html. социальные результаты рыночных преобразований в России и Китае, а также основные направления государственной социальной политики по их регулированию. Приоритетным направлением исследования стали изменения в социально-экономической политике обеих стран в начале XXI столетия.
Цель диссертационного исследования — сравнительный анализ современной социальной ситуации в России и Китаераскрытие характера и степени остроты основных социальных проблемвыявление общих черт и специфических особенностей социальной стратегии на различных этапах преобразованийанализ и оценка концептуальных подходов к реформированию социальной сферы и конкретных результатов реформрассмотрение основных черт новой стратегии развития, оценка её эффективности.
В соответствии с этими целями в диссертации ставятся следующие задачи:
• раскрыть причины повышения роли социальной составляющей процесса развития на современном этапе, охарактеризовать новые концептуальные подходы к оценке роли социального фактора, выявить новейшие мировые тенденции;
• проанализировать динамику основных социальных индикаторов на различных этапах рыночных преобразований;
• раскрыть роль демографического и экологического факторов и их воздействие на социально-экономическое развитие;
• охарактеризовать актуальные социальные проблемы и источники социальной напряжённости;
• рассмотреть основные направления реформ в социальной сфере и дать оценку их результатов;
• выявить причины и вектор изменений в социально-экономической стратегии России и Китая в XXI столетии.
Теоретическая и методологическая база исследования. В работе использован метод анализа и синтеза, который позволил автору, исходя из фактологических и статистических данных, выявить общие тенденции или, наоборот, имея общую информацию, определить отдельные специфические, но важные детали. Системный, многофакторный анализ ситуации в социальной сфере России и Китая дал возможность комплексной оценки позитивных и негативных последствий, рыночных преобразований в каждой из стран. Широко использовался эмпирический метод и метод сравнительного анализа, на основе которых было осуществлено сопоставление основных социальных результатов и определена специфика подходов каждой страны к решению социальных проблем. Диссертант опирался на теоретические труды и разработки российских, китайских и западных учёных по социальным проблемам. В работе использовались экономико-статистические методы сбора и обработки информации.
Степень научной разработанности темы и информационная база исследования. В своей работе автор опирался на глубокое изучение теоретических трудов российских учёных по социальным проблемам, а также работ, посвященных анализу конкретной социальной ситуации в России. Были изучены работы Белоусова А. Р., Гимпельсона В., Гонтмахера Е. Ш., Горшкова М. К., Гринберга Р. С., Вишневского А. Г., Дерябиной М. А., Малевой Т. М., Овчаровой JI.H., Ржаницыной JI.C., Римашевской Н. М., Сорокина Д. Е., Рыбаковского Л. Л., Четверниной Т. В., Чубаровой Т. В., Шевякова А.Ю.
Проблемы жизненного уровня Китая исследованы в трудах Бергера Я. М., Гельбраса В. Г., Волковой Л. А., Кондрашовой Л. И., Михеева В. В., Муромцевой З. А., Наумова И. Н., Пивоваровой Э. П., Титаренко МЛ. Среди работ российских ученых-китаеведов, посвящённых социальным проблемам, следует отметить публикации И. Н. Наумова, а также две коллективные монографии: «Социальные последствия рыночных преобразований в КНР (1978;2000)"1 и «Китай: угрозы, риски, вызовы развитию"2, где дана оценка социальным итогам рыночных преобразований и очерчены острые социальные проблемы, стоящие перед Китаем. Большой массив материала для исследования дала дискуссия по проблемам развития, развернувшаяся в Китае накануне XVI съезда КПК (2002 год). На ней с результатами своих исследований выступили известные китайские учёные — Сунь Липин, Кан Сяогуан, Ху Аньган и др.
По мере возрастания роли Китая в глобальной экономике активизировались китаеведческие исследования в западной литературе, особенно в США. Среди последних работ заслуживает внимания доклад корпорации Рэнд об экономических проблемах современного Китая и совместный трёхлетний проект «China Balance Sheet» двух независимых научных центров США: Центра стратегических международных исследований и Института международной экономики в Вашингтоне4.
При написании работы были использованы также нормативные документы обеих стран, статистические ежегодники, периодические издания, а также ресурсы всемирной информационной сети Интернет.
1 М: Институт Дальнего Востока РАН, 2004.
2 Под ред. В. В. Михеееа. Московский Центр Карнеги. — М., 2005.
3 Fault Lines in China’s Economic Terrain (Ch. Wolf Jr., K.C. Yen, B. Zycher, N. Eberstadt, Sung — Ho Lee). RAND — National Defense Research Just. 2003.
4 Итоги первого этапа трёхлетнего исследования получили оформление в книге «Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве». Переведена на русский язык. Институт комплексных стратегических исследований. — М., 2007. Результаты второго этапа — «China in 2007 and Beyond» были представлены в виде серии докладов на конференции в Вашингтоне в мае 2007 г.
Научная новизна работы определяется тем, что диссертация представляет собой первое в российской науке сравнительное исследование социальных аспектов рыночных преобразований в России и Китае. В этом смысле оно является уникальной аналитической работой.
В диссертации:
— определены основные тенденции и обоснована роль социального фактора в обеспечении национальной конкурентоспособности в XXI столетии;
— впервые проведён сравнительный анализ социальной политики России и Китая и дана сравнительная оценка основных показателей жизненного уровня и степени их соответствия требованиям современного развития;
— выявлено сходство в характере основных, наиболее острых социальных проблем, стоящих перед Россией и Китаем в настоящее время;
— проанализирован ход социальных реформ в обеих странах и показаны препятствия, стоящие на пути преобразований крупных социальных систем;
— проведено сравнительное исследование причин и сущности поворота в социально-экономической стратегии России и Китая в начале текущего столетия.
Практическая значимость диссертации. Проделанный в работе сравнительный анализ актуальных социальных проблем России и Китая имеет большое научное и практическое значение для понимания современных тенденций и перспектив социального развития обеих стран. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в работе государственных органов и научных организаций Российской Федерации и при разработке и реализации государственной социальной политики, а также в развитии сотрудничества с КНР.
Результаты работы также могут быть востребованы при подготовке учебных курсов для студентов и аспирантов профильных вузов, использованы при подготовке научных публикаций по вопросам социальной политики, а также для повышения квалификации специалистов отраслей социальной сферы.
Апробация работы. Основные положения диссертации были включены в ряд служебных докладов и записок, обсуждались на заседании сектора Восточной и Юго-Восточной Азии ОМЭПИ ИЭ РАН также были использованы при подготовке научных трудов по социальным проблемам переходного периода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В заключении сформулированы основные выводы, которые выносятся автором на защиту.
1.В основе повышения значимости социального фактора в мировой экономике и общественно-политическом развитии современного мира лежит углубление конкуренции на глобальном, национальном и корпоративном уровнях, а также на уровне отдельных работников. В условиях глобализации, интенсивной информатизации общества, инновационных вызовов в области науки и технологий конкурентоспособность тесно связана с развитием человеческого потенциала, повышением образованности, профессионализма и благосостояния людей. Не случайно, что общей тенденцией в мире стал сегодня рост инвестиций в образование и здравоохранение, расширение сферы действия социальной политики в тех или иных её формах.
2. Уровень и качество жизни населения обеих рассматриваемых в диссертации стран — России и Китая — не соответствует требованиям нового этапа мирового развития, вызовам XXI столетия, замедляет переход к инновационной, основанной на знаниях экономике. Имеются, несомненно, существенные различия в параметрах основных социальных индикаторов обеих стран и в векторе их изменений в годы рыночных преобразований.
Шоковая рыночная реформа в России и связанный с ней глубокий и продолжительный спад производства привели к обвальному падению жизненного уровня населения. Страна стремительно теряла накопленные социальные преимущества. Неблагоприятные тенденции удалось переломить лишь в 2001;2002 гг., после этого ситуация стала медленно улучшаться. Но и в настоящее время показатели реальных доходов и реальной заработной платы лишь приблизились к дореформенному уровню.
Избранная Китаем стратегия рыночных преобразований была значительно более адекватной сложившимся в стране социально-экономическим и политическим условиям и потребностям. В результате, особенно на начальных этапах преобразований, происходило устойчивое повышение доходов населения, что позволило вывести материальное потребление на качественно иной для Китая уровень. Произошло сближение обеих стран по такому комплексному показателю как индекс человеческого развития (в Китае его значение повысилось с 0,560 в 1980 г. до 0,628 в 1990 г. и 0,768 в 2004 г.- в России оно снизилось с 0,818 в 1990 г. до 0,797 в 2004 г.).
3. В обеих странах общенациональные положительные тренды показателей благосостояния деформируются нарастанием экономической дифференциации, а также существенными региональными разрывами в уровне и качестве жизни населения, несмотря на различные стратегии преобразований. Сохраняется широкомасштабная бедность населения, хотя её масштабы и величина существенно различаются. Достаточно сказать, что, по данным ООН, доля населения, живущего на 1 долл. и менее в день, была в Китае в начале XXI столетия в 9 раз больше, чем в России, а живущего на 2 долл. и менее в день — в 4 раза. При этом обе страны сопоставимы, как показано в работе, по глубине экономической дифференциации и региональных различий. В основе углубления экономического неравенства в каждой стране лежат разные, обусловленные национальной спецификой факторы, но главной, общей для России и Китая причиной углубления названных социальных проблем является отсутствие или крайняя слабость государственной социальной политики, направленной на предупреждение или ослабление социальных рисков, связанных с приватизацией и развитием различных форм предпринимательства.
4. Наиболее острым социальным противоречием, оказывающим непосредственное воздействие на перспективы развития, является сложившийся в обеих странах дисбаланс между экономическим ростом и развитием социальной инфраструктуры. Различия в уровне благосостояния населения России и Китая были и остаются наиболее существенными именно в потреблении благ и услуг, предоставляемых социальной сферой. В годы рыночных преобразований низкий уровень государственных социальных обязательств в Китае был одним из факторов экономического роста. В России же в основном сохранялась сложившаяся, хотя и сильно сокращающаяся, система социальных гарантий, что было одним из факторов стабильности в годы резкого падения жизненного уровня.
В обеих странах социальная сфера в годы реформ оказалась наиболее уязвимой. Фактически экономические реформы осуществлялись без оглядки на социальную сферу, происходило сокращение государственных социальных расходов и быстрая стихийная коммерциализация отраслей социальной сферы. Как показал анализ, уровень социальных расходов государства и в России, и в Китае остаётся одним из самых низких в мире, не соответствующим ни критериям социального государства, ни потребностям развития человеческого потенциала в XXI веке.
5. В обеих странах предприняты шаги по реформированию крупных социальных систем. Декларируемой целью реформ является реструктуризация систем предоставления социальных услуг для повышения эффективности их функционирования, расширения доступности и повышения качества. Но большая часть заявленных преобразований пока остаётся на бумаге. Опыт России и Китая, накопленный в ходе преобразования отраслей социальной сферы, показал, что социальные реформы затрагивают сложившуюся систему интересов на всех уровнях — от центральных властей до отдельных работников — и требуют значительных финансовых и административных ресурсов для их осуществления. Китай отличает более взвешенный и осторожный подход к системным социальным реформам, широкое использование стадии предварительного экспериментирования.
6. Масштабность и глубина актуальных социальных проблем в России и Китае исключает возможность их решения без увеличения социальных расходов и усиления социальных функций государства. Нельзя ожидать серьёзных позитивных сдвигов в социальной ситуации или решения конкретных социальных задач, сокращая расходы и государственное присутствие в социальной сфере. Мировая практика показывает, что в условиях обострения социальных проблем используются кейнсианские методы регулирования, повышается роль государственной социальной политики, независимо от характера национальной модели.
7. В начале XXI столетия Россия и Китай усилили внимание к социальным проблемам, прежде всего к отраслям социальной инфраструктуры, увеличили социальные расходы.
В России поворот в стратегии нашёл практическое воплощение в разработке и реализации национальных проектов в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищного строительства и демографии. Национальные проекты направлены на решение наболевших конкретных социальных проблем, поэтому они, безусловно, очень важны. Но в проектах отсутствует системность, а выделенные ресурсы и имеющиеся институциональные возможности недостаточны для достижения поставленных целей. Национальные проекты не являются составной частью цельной, взвешенной и легитимной в глазах общества долгосрочной социальной стратегии. Такой стратегии в России ещё нет, хотя дискуссии вокруг этой проблемы в последние годы активизировались. В Китае социальные проблемы стали приоритетной частью объявленной в начале XXI столетия социально-экономической стратегии, ставящей своей целью вывод общества на качественно новый уровень развития. Разработка конкретных мер социальной и экономической политики в тех или иных областях, основных направлений социальных реформ осуществляется на основе этой концепции.
Поворот в стратегии, повышение роли социальной составляющей процесса развития в обеих странах не меняет сложившихся тенденций в функционировании социальной сферы: сохраняется курс на сочетание частных и государственных начал в предоставлении социальных благ и услуг.