Физиологические и психофизиологические критерии распределения студентов на медицинские группы для занятий физической культурой
Диссертация
Для отбора студентов в специальное учебное отделение необходимо иметь четкие критерии, по которым студентам для занятий физическими упражнениями определяется специальная медицинская группа. До последнего времени врачи руководствовались в этом вопросе «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утвержденным приказом МЗ СССР № 1672 от 29.12.1985 года… Читать ещё >
Содержание
- Используемые сокращения
- Глава 1. Обзор литературы
- 1. 1. Проблема оценки индивидуального здоровья у здорового человека
- 1. 2. Контингент студентов в специальных медицинских группах
- 1. 3. Морфо-функциональное состояние студентов специальных медицинских групп
- 1. 4. Психофизиологические особенности студентов специальных медицинских групп
- 1. 5. Правовые аспекты распределения студентов на различные медицинские группы для занятий физическим воспитанием
- 1. 6. Комплектование специальных медицинских групп студентов в учебном заведении
- Глава 2. Организация и методы исследований
- 2. 1. Характеристика контингента обследуемых студентов
- 2. 2. Методы исследования
- Глава 3. Результаты собственных исследований
- 3. 1. Уровень отклонений в состоянии здоровья у студенток специальной и основной медицинских групп
- 3. 2. Характеристика морфо-функциональных показателей у студенток специальной и основной медицинских групп
- 3. 2. 1. Характеристика показателей физического развития обследуемых
- 3. 2. 2. Характеристика показателей функции внешнего дыхания обследуемых
- 3. 2. 3. Характеристика показателей гемодинамики обследуемых
- 3. 2. 4. Показатели неврологического статуса
- 3. 2. 5. Сосотояние биоэнергетики сокращения сердца, уровень физического состояния и индекс функциональных изменений обследуемых студенток
- 3. 3. Общая физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода у студенток разных медицинских групп
- 3. 4. Особенности вариабельности сердечного ритма у студенток специальной и основной медицинских групп
- 3. 5. Электрокардиография у студенток специальной и основной медицинских групп
- 3. 6. Психологический статус личности студенток специальной и основной медицинских групп
- 3. 6. 1. Личностные психологические свойства студенток
- 3. 6. 2. Нервно-психическое напряжение студенток специальной и основной медицинских групп
- 3. 6. 3. Характеристика теста САН (самочувствие, активность, настроение) у обследуемых студенток
- 3. 6. 4. Мотивационные компоненты учебной деятельности у обследуемых студенток
- 3. 6. 5. Влияние микросоциальной среды на физическое состояние обследуемых студенток
- 3. 6. 6. Индивидуальные субъективные представления студенток обследуемых групп о своем здоровье
- 3. 7. Основные критерии распределения студенток в разные медицинские группы для занятий физической культурой
Список литературы
- Анохин Л. В. Медицинская статистика / Л. В. Анохин. — Рязань: РязГМУ, 2002.- 153 с.
- Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Наука, 1968. — 548 с.
- Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1978. — 253 с.
- Антипова И. Г. Динамика физического развития и состояние здоровья студентов мединститута / И. Г. Антипова, М. Я. Безматерных, Н. А. Петухов //
- Тезисы докладов 3-го Всероссийского съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Свердловск, 1986. — С. 6−7.
- Апанасенко Г. Л. К проблеме распределения студентов на медицинские группы для занятий физическими упражнениями / Г. Л. Апанасенко, В. В. Волков // Теория и практика физической культуры. — 1985. № 10. — С. 45−47.
- Аронов Д. М. Функциональные пробы в кардиологии / Д. М. Аронов // Кардиология. 1995. — № 3. — С. 74−82.
- П.Артамонова Л. Л. Спортивная медицина: учебно-методическое пособие / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов. Тула, 2002. — 61 с.
- Артемов А. Б. Организация физического воспитания в МИИТе / А. Б. Артемов, А. И. Качурин, И. Г. Кремнева // Теория и практика физической культуры. — 2002. № 5. — С. 20−22.
- Баевский P.M. Валеология / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, A. J1. Максимов. Магадан, 1996. — 56 с.
- Баевский P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. — М.: Медицина, 1997.-236 с.
- Баевский Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов С. 3. Клецкин. М.: Наука, 1984. — 219 с.
- Баевский Р. М. Теоретические аспекты валеологии / Р. М. Баевский // Валеология. Проблемы и перспективы развития: тезисы Международной научно-практической конференции. — Ижевск, 1998. С. 6−9.
- Батясов Ю. И. Здоровье студентов финансового института / Ю. И. Батясов, Р. А. Хайруллин, В. Ю. Батясов // Казанский медицинский журнал. 1997. — № 4. — С. 298.
- Безматерных JI. Э. Информативность методов количественной оценки индивидуального здоровья: автореф. дис.. канд. мед. наук / JI. Э. Безматерных. Барнаул, 1997. — 21 с.
- Белов А. Ф. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологический аспект / А. Ф. Белов, М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева// Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 1. — С. 81−86.
- Белугин С. JL Данные о состоянии физического воспитания в медицинском институте / С. JI. Белугин // Тезисы докладов 3-го Всероссийского съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Свердловск, 1986. — С. 12.
- Бондарь С. Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий: учебно-методическое пособие / С. Б. Бондарь. — Ульяновск: УлГУ, 2007. 156 с.
- Боровков Н. Н. Велоэргометрия в кардиологической практике: учебно-методическое пособие / Н. Н. Боровков, А. П. Мату сова, В. В. Гладков. -Горький: ГМИ, 1989. 56 с.
- Буланова Э. В. Состояние кардиореспираторной системы у студентов младших курсов / Э. В. Буланова, В. Г. Осипов // Физической культуре в вузах 75 лет: материалы научно-практической конференции. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. — С. 126−127.
- Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учебное пособие для техникумов / Э. Г. Булич. М.: Высшая школа, 1986. — 255 с.
- БушуевЮ. В. К проблеме распределения студентов на группы для занятий физическим воспитанием / Ю. В. Бушуев, Л. П. Долженко // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2004. — № 3. — С. 34−37.
- Бяловский Ю. Ю. Применение статистики в медико-биологических публикациях / Ю. Ю. Бяловский. Рязань: РязГМУ, 2004. — 84 с.
- Васильев Д. А. Морфо-функциональные показатели в оценке медицинской группы студентов младших курсов медицинского вуза: автореф. дис.. канд. мед. наук / Д. А. Васильев. М., 2004. — 24 с.
- Взаимосвязь между некоторыми показателями физического развития, физической работоспособностью и степенью близорукости / В. Д. Прошля-ков и др. // Гигиена и санитария. 1980. — № 10. — С. 61−63.
- Виленский М. Я. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования / М. Я. Виленский, Г. К. Карповский // Теория и практика физической культуры. 1984. -№ 10. — С. 39−42.
- Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем / Е. В. Быков и др. // Теория и практика физической культуры. 2003.-№ 7. — С. 51−54.
- Войтенко В. В. Здоровье здоровых (введение в саналогию) / В. В. Войтенко. -Киев: Здоровья, 1991.-248 с.
- Гербачевский В. К. Оценка уровня притязаний / В. К. Гербачевский // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. — С. 38−43.
- Гилязитдинов Д. М. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов / Д. М. Гилязитдинов, Б. Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 17−18.
- Гневушев В. В. Врачебный контроль в физическом воспитании студентов: учебное пособие / В. В. Гневушев. — Петрозаводск: ПГУ, 1982. — 112 с.
- Готовцев П. И. Клинические и клинико-функциональные методы исследования нервной системы / П. И. Готовцев // Проблемы спортивной медицины. Методы врачебно-физиологических исследований: сборник научных трудов. М., 1972. — С. 224−232.
- Гриненко М. Ф. Проведение занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья / М. Ф. Гриненко, А. П. Рысцов // Теория и практика физической культуры. 1971. — № 8. — С. 46−49.
- Дибнер Р. Д. О распределении студентов на учебные группы для занятий физической культурой / Р. Д. Дибнер, М. Я. Левин, В. А. Павлова // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 6. — С. 17−18.
- Дмитриева Н. В. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма (системно-информационный подход) / Н. В. Дмитриева, О. С. Глазачев. М., 2000. — 124 с.
- Дмитриева Н. Г. Особенности организации занятий по физическому воспитанию со студентами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата / Н. Г. Дмитриева, 3. И. Таршина // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 5. — С. 47−48.
- Доскин В. А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников // Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С. 141−145.
- Дубровский В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов / В. И. Дубровский. -М.:Владос, 1998.-С. 172−191.
- Жемайтите Д. И. Ритмограмма как отражение особенностей регуляции ритма сердца / Д. И. Жемайтите // Ритм и сердце в норме и патологии. — Вильнюс, 1970.-С. 99−111.
- Жемайтите Д. И. Анализ сердечного ритма / Д. И. Жемайтите, JI. Телькснис. Вильнюс: Мокслас, 1982. — 130 с.
- Журавлева А. И. Спортивная медицина и лечебная физкультура: руководство для врачей / А. И. Журавлева, Н. Д. Граевская. М.: Медицина, 1993. — 293 с.
- Зайцева Н. В. Современные методы привлечения студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, к занятиям физической культуры /
- Иванов А. В. Системный подход к совершенствованию функционального состояния студентов медицинского вуза на занятиях по физическому воспитанию: автореф. дис. канд. мед. наук / А. В. Иванов. Рязань, 1999. — 24 с.
- Ильин Е. П. Изучение свойств нервной системы / Е. П. Ильин. — Ярославль, 1978.-93 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Ильинич В. И. Образ жизни студентов и спорт / В. И. Ильинич // Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий: сборник научных трудов. — Ростов н/Д.: РГЭУ, 2000. С. 13−15.
- Индивидуальное здоровье человека как междисциплинарная проблема и направления его изучения / М. М. Лапкин и др. // Российский медико-биологический вестник имени акад. И. П. Павлова. 2005. — № 1−2. — С. 6−10.
- Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. — М., 1994. — 54 с.
- Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы: справочник / под ред. Т. С. Виноградовой. — М.: Медицина, 1986. 416 с.
- Казначеев В. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. -Л.: Медицина, 1980.-225 с.
- Канаев Н. Н. Методика и диагностические возможности спирографиче-ского исследования / Н. Н. Канаев, А. Г. Орлова // Функциональное исследование дыхания в пульмонологической практике: сборник научных трудов.-Л., 1976.-С. 17−23.
- Карлова А. С. Адаптация дыхательной и сердечно-сосудистой систем к статической мышечной тренировке / А. С. Карлова, А. А. Князев // Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий: сборник научных трудов. Ростов н/Д.: РГЭУ, 2000. — С. 133−135.
- Карпман В. Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В. Л. Карпман. М.: ФиС, 1974. — 95 с.
- Карпман В. Л. Спортивная медицина: учебник для институтов физической культуры / В. Л. Карпман. М.: Медицина, 1987. — 354 с.
- Клекка У. Р. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / У. Р. Клекка. М.: Финансы и статистика, 1989. — 184 с.
- Клинико-физиологическое обоснование распределения на медицинские группы студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы /
- Р. А. Котуков и др. // Тезисы докладов 2-го Всесоюзного съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. — М.: ФиС, 1981. — С. 167−168.
- Кобяков Ю. П. Здоровье студентов и учебный процесс / Ю. П. Кобяков // Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: тезисы Всероссийской научно-практической конференции.-М., 2003.-С. 111−114.
- Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006−20 015 годы» от 15.09.2005 г. № 1433-р. -М., 2005.
- Комков А. Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема / А. Г. Комков, Е. В. Антипова // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 3. — С. 5−8.
- Кулаичев А. П. Методы и средства анализа в среде Windows. STADIA / А. П. Кулаичев. — М.: Информатика и компьютеры, 1999. 341 с.
- Лапкин М. М. Системные механизмы целенаправленного поведения человека и животных при изменении значимости подкрепляющих раздражителей: дисс.. докт. мед. наук / М. М. Лапкин. Рязань, 1994. — 273 с.
- Лапкин М. М. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов / М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева // Психологический журнал. 1996. — № 4. — С. 134−140.
- Лапкин М. М. Организация психологического мониторинга студентов вуза / М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева // Здоровье студентов как комплекс проблем.
- Медицинские, экологические и социальные аспекты: тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Тула, 1996. — С. 92−94.
- Ларин Ю. А. Общее состояние здоровья студентов ТРТУ / Ю. А. Ларин, В. Г. Ковалева // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7-й Международный научный конгресс. М.: СпортАкадемПресс, 2003. — Т. 2. — С. 86.
- Ларионова Н. Н. Мотивы оздоровительной деятельности студентов / Н. Н. Ларионова // Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий: сборник научных трудов. Ростов н/Д.: РГЭУ, 2000. — С. 86−89.
- Леончик Е. Ю. Кластерный анализ: терминология, методы, задачи / Е. Ю. Леончик, О. В. Савастру. Одесса: ОНУ им. И. И. Мечникова, 2007.
- Макареня В. В. Методические рекомендации по организации и методике занятий физическим воспитанием в специальном учебном отделении / В. В. Макареня, О. В. Зеленок. Киев, 1991. — 22 с.
- Макарова Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г. А. Макарова. Ростов н/Д.: Баро-пресс, 2002. — С. 68−93.
- Макарова Г. А. Справочник детского спортивного врача: клинические аспекты / Г. А. Макарова. М.: Советский спорт, 2008. — 440 с.
- Максимова Е. Н. Исследование уровня физического состояния студентов / Е. Н. Максимова // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: сборник научных трудов. Волгоград: ВГСХА, 2005. — С. 47−49.
- Мандриков В. Б. Дидактический материал к занятиям в специальном учебном отделении: учебно-методическое пособие / В. Б. Мандриков, М. П. Мицулина, JI. В. Салазникова. Волгоград, 2002. — 145 с.
- Мандриков В. Б. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в специальном учебном отделении: учебное пособие / В. Б. Мандриков, М. П. Мицулина, JL В. Салазникова. Волгоград, 2003. — 178 с.
- Мандриков В.Б. Пути формирования здорового образа жизни студентов. Элективный курс / В. Б. Мандриков, А. И. Краюшкин, И. А. Ушаков, М. П. Мицулина. Волгоград: ВолГМУ, 2006. — С. 298−299
- Маринченко A. JT. Физическое воспитание в вузе и здоровье студентов /
- A. JI. Маринченко // Теория и практика физической культуры. — 1978. -№ 6. С. 57−59.
- Маркин В. В. Адаптационные реакции и уровень здоровья студентов /
- B. В. Маркин // Здоровье и образование в 21 веке: материалы 3-й Международной научно-практической конференции. -М.: РУДН, 2002. С. 274.
- Медик В. А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В. А. Медик, А. М. Осипов. М.: Логос, 2003. — 200 с.
- Медико-социальные аспекты здоровья и образа жизни подростков и молодежи / И. В. Семушина и др. // Социальные и медицинские проблемы здоровья подростков: сборник научных трудов / под ред. Л. П. Гре-бовой. Рязань: РязГМУ, 2002. — С. 36−38.
- Методика оценки функционального состояния организма человека / Р. М. Баевский и др. // Медицина труда и промышленная экология. — 1995. -№ 3.- С. 30−33.
- Методики психодиагностики в спорте: учебное пособие для студентов / Марищук В. Л. и др. М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
- Москаленко Н. П. Ортостатическая проба в клинической практике / Н. П. Москаленко, Г. А. Глезер, М. Г. Глезер // Клиническая медицина. -1995.-№ 2.-С. 52−53.
- Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения / Т. А. Нем-чин.- Л.: ЛГУ, 1983.- 166 с.
- Опыт организации медицинского осмотра студентов 1 курса / М. В. Во-робушкова и др. // Проблемы физического воспитания студентов медицинских вузов в современных условиях: тезисы докладов Всероссийского семинара. СПб: СПбГМУ, 2003. — С. 6−7.
- Орлова С. В. О состоянии здоровья студентов РГМУ в зависимости от соматотипа / С. В. Орлова // Физическая культура, спорт и туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов: сборник научных трудов. — Ростов н/Д., 1999. С. 123.
- Орлова С. В. Оценка состояния здоровья студентов юношеского возраста с учетом соматотипов: автореф. дис.. канд. мед. наук / С. В. Орлова. — Ростов н/Д., 2004. 18 с.
- Осипов В. Г. Физическая работоспособность и особенности личности у студентов с артериальной гипертензией / В. Г. Осипов, В. А. Величко,
- A. Ф. Бармин // Физическое воспитание студентов медицинских и фармацевтических институтов в системе подготовки специалистов здравоохранения: тезисы докладов 2-й Всесоюзной учебно-методической конференции. Львов, 1991.-С. 69−70.
- Особенности распределения студентов на группы в медицинских вузах / Л. Н. Порубайко и др. // Проблемы физического воспитания студентов медицинских вузов в современных условиях: тезисы докладов Всероссийского семинара. СПб: СПбГМУ, 2003. — С. 10−11.
- Оценка здоровья студентов в Сибирском регионе / А. О. Шепилов и др. // Здоровье и образование в 21 веке: материалы 3-й Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2002. — С. 386.
- Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы в покое и при физических нагрузках: методические рекомендации / Прошля-ков В. Д. и др. Рязань, 2001. — 27 с.
- Пакет психодиагностических программ для исследования мотивацион-но-эмоциональной сферы человека / М. М. Лапкин, В. И. Маркин // Ин-форм. листок ЦНТИ, № 234. 92. — 1992. — С. 4.
- Паутов Ю. С. Студент и здоровье / Ю. С. Паутов, Я. П. Полковников,
- B. И. Пахомович // Физическая культура, спорт и туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов: сборник научных трудов. Ростов н/Д., 1999. — С. 117.
- Пирогова Е. А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Страпко. -Киев: Здоров’я, 1986. 152 с.
- Письмо Минобразования России органам управления образованием от 31.10.2003 г. № 13−51−263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». М., 2003.
- Плаксина О. А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университета: автореф.. канд. пед. наук / О. А. Плаксина. — Рязань, 2008. — 20 с.
- Плотников В. П. Нервно-психическое состояние и мотивация спортивной деятельности студентов медицинского вуза / В. П. Плотников, Т. С. Миронова, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 5. — С. 26, 39−40.
- Плохинский Н. А. Биометрия / Н. А. Плохинский. — М.: Высшая школа.- 1990.-С. 352.
- Пономарева В. В. Учебное пособие по организации изучения дисциплины «Физическая культура» в высших медицинских и фармацевтических учебных заведений / В. В. Пономарева. М., 2003. — 26 с.
- Практикум по валеологии для высших учебных заведений / под ред. Г. А. Кураева. Ростов н/Д.: ООО ЦВВР, 2001. — С. 120−156.
- Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Г. Блинова и др. — М.: Вла-дос, 2000. С. 60−99.
- Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
- Приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 г. № 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях». — М., 1994.
- Приказ Минздрава РФ от 20.08 2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры». М., 2001.
- Приказ Минздрава РФ от 21.03.2003 № 118 «Об утверждении перечня не действующих на территории Российской Федерации приказов Минздрава СССР по разделу: Организация и развитие медицинской помощи населению». М., 2003.
- Приказ Минздрава СССР от 29.12.1985 г. № 1672 «О задачах органов и учреждений здравоохранения по широкому использованию физкультуры и спорта для укрепления и сохранения здоровья населения, профилактики заболеваний». М., 1985.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.12.99 № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования». — М., 1999.
- Приказ Минобразования России от 02.03.2000 г. № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования». -М., 2000.
- Примерная учебная программа по физическому воспитанию для высших медицинских и фармацевтических учебных заведений / под ред. В. В. Пономаревой, В. Д. Прошлякова, Е. В. Харламова. Москва: ВУНМЦ, 1997.-25 с.
- Проблемы здоровья студентов специальных медицинских групп / С. Б. Бондарь и др. // Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. -М., 2003. С. 69−72.
- Прошляков В. Д. Как повысить интерес студентов к физической культуре / В. Д. Прошляков // Эргономические основы двигательной активности: материалы Международной научно-практической конференции. — Рязань: РГРТА, 1999.-С. 11−12.
- Прошляков В. Д. Медико-биологическое обоснование физического воспитания студентов с нарушениями в состоянии здоровья: дис.. докт. мед. наук / В. Д. Прошляков. Рязань, 1997. — 214 с.
- Прошляков В. Д. Организация учебного процесса по физическому воспитанию в специальном учебном отделении / В. Д. Прошляков. — Рязань, 1995.-71 с.
- Прошляков В. Д. Физические, функциональные и психологические особенности состояния студентов специальной медицинской группы / В. Д. Прошляков // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2004. — № 4. — С. 32−35.
- Прошляков В. Д. Физическое воспитание школьников с ослабленным здоровьем / В. Д. Прошляков, Б. А. Сыч. Рязань: РязГМУ, 1995. — 122 с.
- Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2002. -Т. 1.-312 с.
- Психологический тест «САН» применительно к исследованиям в области физиологии труда / В. А. Доскин и др. // Гигиена труда и профессиональных заболеваний. 1975. — № 5. — С. 28−32.
- Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2003. 607 с.
- Разумов А. Н. Здоровье здорового человека / А. Н. Разумов, В. А. Пономаренко, В. А. Пискунов. — М.: Медицина, 1996. — 412 с.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 1507 // Медицинская газета. — 2002, 6 ноября (№ 212).
- Романова Е. С. Психодиагностика / Е. С. Романова. — СПб.: Питер, 2008.-400 с.
- Рыбачук Н. А. Состояние здоровья студентов и меры по его улучшению / Н. А. Рыбачук // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2000.-Ч. 2.-С. 137.
- Савченко М. Б. Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста / М. Б. Савченко, А. А. Караченцева // Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий: сборник научных трудов. — Ростов н/Д.: РГЭУ, 2000. С. 55.
- Савченко М. Б. К вопросу контроля физической подготовки студентов / М. Б. Савченко // Физическая культура в вузах на рубеже тысячелетий: сборник научных трудов. — Ростов н/Д.: РГЭУ, 2000. С. 57−58.
- Сауткин М. Ф. К вопросу о принципах комплектования групп в специальном учебном отделении / М. Ф. Сауткин, В. Д. Прошляков, А. П. Поляков // Тезисы докладов 2-го Всесоюзного съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. М., 1981. — С. 182.
- Сауткин М. Ф. Медицинские основы для дифференцирования физического воспитания подрастающего поколения: дисс. докт. мед. наук / М. Ф. Сауткин.-М., 1991.-306 с.
- Семенов Б. А. Исследование функции внешнего дыхания: учебно-методическое пособие / Б. А. Семенов, В. А. Семенов. — Ульяновск: УлГУ, 1999.-48 с.
- Сергеева Н. В. Функциональное состояние кардиореспираторной системы и уровней регуляции кровообращения у детей 8−14 лет под воздействием оздоровительного массажа: автореф. дис.. канд. биол. наук / Н. В. Сергеева. — Челябинск, 2007. 26 с.
- Сидоров П. Н. Почему так болен наш студент? / П. Н. Сидоров // Медицинская газета. 2000, 25 февраля (№ 14). — С. 11.
- Сидоров П. Н. Здоровье молодежи — здоровье нации / П. Н. Сидоров // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 39−42.
- Синельникова Э. М. Основы неврологического контроля в спорте / Э. М. Синельникова. М.: ФиС, 1984. — 96 с.
- Соколов А. В. Исследование функции внешнего дыхания в клинической практике: методические рекомендации / А. В. Соколов, М. С. Якушина. — Рязань: РязГМУ, 1999. 38 с.
- Состояние здоровья мальчиков-подростков города Смоленска / Н. И. Зернова и др. // Социальные и медицинские проблемы здоровья подростков: сборник научных трудов / под. ред. Л. П. Гребовой. Рязань: РязГМУ, 2002. — С. 84−86.
- Состояние здоровья студентов младших курсов / И. А. Острей и др. // Физической культуре в вузах 75 лет: материалы научно-практической конференции. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. — С. 158−159.
- Спирина М. П. Вводный контроль на занятиях в специальной медицинской группе: методические рекомендации / М. П. Спирина. — Екатеринбург: УГТУ, 1997.-20 с.
- Сравнительная антропометрия и оценка функционального состояния студенток различных групп физической подготовленности / М. Ю. Же-лезнов и др. // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2003. — № 2. — С. 240.
- Старшов А. М. Спирография для профессионалов: пособие для врачей / А. М. Старшов, И. В. Смирнов. М.: Познавательная книга ПРЕСС, 2003.-77 с.
- Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере: учебное пособие / под ред. М. П. Шестакова и Г. И. Попова. М.: СпортАкадем-Пресс, 2002. — 278 с.
- Стунеева Г. И. Научное обоснование гигиенических направлений формирования здоровья школьников в современных условиях: автореф.. докт. мед. наук / Г. И. Стунеева. Рязань, 2002. — 49 с.
- Судаков К. В. Диагноз здоровья / К. В. Судаков. М.: ММА им. И. И. Сеченова, 1993.-120 с.
- Судаков К. В. Общая теория функциональных систем / К. В. Судаков. -М.: Медицина, 1984. 224 с.
- Судаков К. В. Рефлекс и функциональная система / К. В. Судаков. -Новгород: НовГУ, 1997. 399 с.
- Сулимцев Т. И. Изучение двигательного режима студенток специальных медицинских групп / Т. И. Сулимцев // Тезисы докладов 3-го Всероссийского съезда по лечебной физкультуре и спортивной медицине. -Свердловск, 1986. — С. 72.
- Травинская JL А. Клинико-функциональные критерии для распределения на медицинские группы студенток с отклонениями в состоянии здоровья: автореф. дис. канд. мед. наук / JL А. Травинская. — Москва, 1979. — 19 с.
- Трутнева Е. А. Медико-биологическая оценка морфо-функционального и психического статуса студентов с отклонениями в состоянии здоровья: дис.. канд. мед. наук / Е. А. Трутнева. Рязань, 1999. — 127 с.
- Федеральный Закон Российской федерации от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской федерации». М., 2007.
- Физическая культура и здоровье: учебник / под ред. В. В. Пономаревой. -М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. С. 249.
- Формирование здоровьесберегающего пространства в вузах / JI. Б. Ан-дрющенко и др. // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: сборник научных трудов. Волгоград: ВГСХА, 2005. — С. 80−84.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.-Т. 1.-407 с.
- Чичикин В. Т. Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы: методическое пособие / В. Т. Чичикин. Н. Новгород, 1998.-С. 7−18.
- Чоговадзе А. В. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте / А. В. Чоговадзе, М. М. Круглый. М.: Медицина, 1977. — 176 с.
- Чоговадзе А. В. Пути совершенствования процесса физического воспитания в специальном учебном отделении / А. В. Чоговадзе, В. Д. Прошля-ков // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 4. — С. 12−14.
- Чоговадзе А. В. Спортивная медицина: руководство для врачей / А. В. Чоговадзе, JI. А. Бутченко. -М.: Медицина, 1984. 383 с.
- Чоговадзе А. В. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: учебное пособие / А. В. Чоговадзе, В. Д. Прошля-ков, М. Г. Мацук. М.: Высшая школа, 1986. — 144 с.
- Чоговадзе А. В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А. В. Чоговадзе, М. М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С. 8−10.
- Шик Н. В. Руководство по клинической физиологии дыхания / Н. В. Шик, Н. Н. Канаев. Л., 1980. — 376 с.
- Шкляр А. Л. Типологические особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского вуза в динамике лет обучения: автореф. дис.. канд. мед. наук / А. Л. Шкляр. Волгоград, 2006. — 22 с.
- Шумова А. Л. Состояние индивидуальных резервов организма и возможность их коррекции у практически здоровых людей: автореф. дис.. канд. мед. наук / А. Л. Шумова. — Москва, 2004. 25 с.
- Щедрина А. Г. Методологические аспекты оценки здоровья студентов / А. Г. Щедрина // Научные основы охраны здоровья студентов: материалы Всесоюзной научной конференции. М.: РУДН, 1987. — С. 87−93.
- Щедрина А. Г. Методологические аспекты проблемы здоровья студента / А. Г. Щедрина, О. М. Филатов, А. С. Щедрин // Образ жизни и здоровье студентов: материалы 1-й Всероссийской научной конференции. — М.: РУДН, 1995.-С. 265−267.
- Щедрина А. Г. Морфофункциональные показатели здоровья студентов в связи с различными видами учебной деятельности и влиянием физического воспитания: автореф. дис.. докт. мед. наук / А. Г. Щедрина. — Новосибирск, 1982. 47 с.
- Янчик Е. М. Программно-методическое обеспечение оздоровительных занятий в специальных медицинских группах школьниц 10−14 лет: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Е. М. Янчик. Тюмень, 2002. — 24 с.
- Amsterdam Е. A. Exercise testing and indirect assessment of myocardial oxygen consumption in evaluation of angina pectoris / E. A. Amsterdam, D. T. Mason // Cardiology. 1977. — V. 62. — P. 174−189.
- Bandura A. Social foundations of thought and action: a social cognitive theory / A. Bandura. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Haal, 1986. — 102 p.
- Calfas K. J. Physical activity and its determinants before and after college graduation / K. J. Calfas, J. F. Sallis, J. Campbell // Med. Exerc. Nutr. Health. 1994. -V. 3. — P. 323−334.
- Characteristics of exercise behavior among college students: Application of social cognitive theory to predicting stage of change / L. S. Walles et al. // Prev. Med. 2000. — V. 31. — P. 494−505.
- Comparative effects of two physical activity programs on measured and per-cived physical functioning and other health-related quality of life outcomes in older aduts / A. C. King et al. // J. Geront.: Medical Sciences. 2000. -V.55, № 2. — P. 74−83.
- Daily energy expenditure in free living children: comparison heart rate monitoring with the doubly labelled water method / M. B. Livingstone et al. // Am. J. Clin. Nutr. 1992. — V. 56. — P. 343−352.
- Detrano S. C. The diagnostic accuracy of the exercise electrocardiogram: a meta-analysis of 22 years of research / S. C. Detrano, R. Gianrossi, V. Froelicher // Progr. Cardiovasc. Dis. 1989. — V. 32. — P. 173−206.
- Domhnall MacAuley Sport and exercise medicine. New York: Oxford University Press, 2007. — 831 p.
- Ekelund U. Total daily energy expenditure and pattern of physical activity measured by minute-by-minute heart rate monitoring in 14−15 year old Swedish adolescens / U. Ekelund, M. Sjostron, A. Nilsson // Europ. J. Clin. Nutr. -2000.-V. 54.-P. 195−202.
- Energy expenditure determined by self-reported physical activity in related to body fatness / M. S. Buchowski et al. // Obessity Research. 1999. — V. 7, № 1. — P. 23−33.
- Eysenck H. J. The structure of human personality / H. J. Eysenck. — London, 1953.-348 p.
- Eysenck H. J. Personality, learning and anxiety / H. J. Eysenck // Handbook of abnormal psychology. London, 1973. — P. 40.
- Eysenck H. J. The scientific study of personality / H. J. Eysenck. London, 1952.-320 p.
- Goodmen R. The exented version of the strenghts and difficulties questionaire as a guide to child psychiatric caseness and consequent borden / R. Goodmen // J. Child Psychology and Psychiatry. 1999. — V. 40. — P. 791−799.
- Heikkinen E. Experimental studiea on the physical fithess of first year university students / E. Heikkinen, J. M. Vuori // Scand. I. clin. Lai. Invest. -1967. -V. 19.-P. 66−95.
- Incorporating physical activity advice into primary care. Physician-delivered advice within the activity counseling trial / C. L. Albright et al. // Am. J. Prev. Med. 2000. — V. 18, № 3. — P. 225−234.
- Israel S. Die wirkung eines physischen trainings auf den organismus / S. Israel // Physioter. 1975. — Bd. 27, № 2. — S. 117−126.
- Israel S. Zum begriff der korperlichen leistungsfahigkeit / S. Israel // Med. und Sport. 1978. — № 1. — S. 1−7.
- Kannel W.B. Epidemiology of heart failure / W. B. Kannel, A. J. Belanger // Am. Heart J. 1991.-V. 121.-P. 951−957.
- Kennedy H. L. Heart rate variability — a potential, noninvasive prognostic index in the critically ill patient / H. L. Kennedy // Critical Care Medicine. -1998. V. 26, № 2. — P. 213−214.
- Kibittel W. Spiroergometrische untersuchungsergebnisse von mannlichen stu-denten / W. Kibittel, H. Volkmar, G. Brauer // Med. und Sport.- 1970.-№ 3. S. 82−86.
- Kleiger R. E. Stability over time of variables measuring heart rate variability in normal subjects / R. E. Kleiger et al. // Am. J. Cardiol. 1991. — V. 68. — P. 626−30.
- Kruger U. Sportmethodische Aspekte einer lebenslanger sportlichen betati-gung / U. Kruger // Theor. Prax. Korperkultur. 1988. — № 2. — S. 80−85.
- Lee I-Min Physical activity and coronary heart disease risk in men. Does the duration of exercise episodes predict rick? / Lee I-Min, H. D. Sesso, R. S. Paffenbarger // Circulation. 2000. — V. 102, № 8. — P. 981−986.
- McManon P. J. Current diagnosis and treatment in sport medicine / P. J. McManon. New York: McGrawHill, 2007. — 287 p.
- Mekota K. Testbatterie zur erfassung konditioneller fahlgkeiten bei hochschulstudenten / K. Mekota // Theor. Prax. Korperkultur. 1989. — № l.-S. 17−22.
- Palushka S. A. Physical activity and mental health. Current concepts / S. A. Palushka, T. L. Schwenk // Sports Med. 2000. — V. 29, № 3. — P. 167−180.
- Riddoch C. The health-related physical activity of children / C. Riddoch, C. Boreham//Sports Med.-1995.-V. 19.-P. 86−102.
- Robinson B. Relation of heart rate and systolic blood pressure to the on set of pain in angina pectoris / B. Robinson // Circulation. 1967. — V. 35, № 6. -P. 1073−1083.
- Steptoe A. Psychological predictors of change in physical activity in overweight sedentary adults following conseling in primary care / A. Steptoe, E. Rink, S. Kerry // Prev. Med. 2000. — V. 31. — P. 183−194.
- Strelau I. О temperamencie i iego poznawaniu / 1. Strelau. Warsawa, 1965.-S. 149−164.
- Wannamethee S. G. Rhysical activity in the prevention of cardiovascular disease. An epidemiological perspective / S. G. Wannamethee, A. G. Shaper // Sports Med.-2001.-V. 31, № 2.-P. 101−114.
- Willian R. Physsical and psychosocial stress and the cardiovascular system / R. Willian, M. D. Harlan // AHA TACK Report Circulation. 1981. — V. 63, № 1. — P. 266−270.