Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование конкурентных отношений в потребительском комплексе как подсистемы региональной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди основных видов компромиссов организации можно выделить компромисс между конкурентами, общественный компромисс, структурный компромисс организации, компромисс во взаимоотношениях с наемным персоналом, финансово-технологические компромиссы производства. Важно выбрать способ выбора компромиссного решения при взаимодействии отдельных субъектов рыночных отношений, которые будут складываться при… Читать ещё >

Содержание

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 10 1.1.Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности регионов и их современное содержание

1.2. Формирование системы конкурентных отношений с учетом экономических интересов субъектов рыночной экономики

1.3. Основные подходы к формированию конкурентных отношений в потребительском комплексе региона

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1. Экономическая оценка состояния потребительского комплекса в регионе

2.2. Анализ внутренней среды развития конкурентных отношений на предприятиях текстильной промышленности региона

2.3. Оценка внешних факторов развития конкурентных отношений в потребительском комплексе региона

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА

3.1. Разработка методики принятия управленческих решений в условиях развития конкурентных отношений

3.2. Разработка методики совершенствования конкурентных отношений в условиях неопределенности спроса на продукцию

3.3. Методическое обоснование конкурентных отношений в условиях колебания рыночной конъюнктуры

Формирование конкурентных отношений в потребительском комплексе как подсистемы региональной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях эффективность экономики страны во многом зависит от степени развития региональных рынков и их межрегиональных связей. При этом емкость и структура региональных рынков определяется не только товарами, производимыми в самих регионах, но и продукцией, изготавливаемой другими регионами Российской Федерации и за рубежом. Процесс наращивания производства продукции, вывозимой за пределы регионов, неразрывно связан с производством высококачественной, пользующейся спросом продукции. Однако на современном этапе экономического развития многие отечественные предприятия выпускают продукцию, которая не может конкурировать с продукцией зарубежных товаропроизводителей. В связи с этим на первый план выступает необходимость создания конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей запросы не только российских, но и зарубежных потребителей.

Поэтому проблемы конкурентоспособности занимают и будут занимать центральное место в экономической политике государства, особенно в условиях финансового кризиса. Создание конкурентных преимуществ перед соперниками является стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

Авторы большинства исследований различные аспекты функционирования региональных промышленных предприятий и комплексов исследуются в основном в контексте решения частных отраслевых проблем. В то же время, в рассмотренных работах отечественных и зарубежных авторов недостаточно присутствует общеметодологическое видение проблемы, формулирование которой является назревшей и актуальной задачей. В настоящее время не предложен механизм обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия и практические подходы к его реализации. Недостаточно полно отражены методы, обеспечивающие реализацию научных подходов к решению проблемы конкурентоспособности всей совокупности предприятий, производящих товары для потребительского сектора.

Необходимость углубления теоретических обобщений и дальнейшего развития методов в области повышения конкурентоспособности предприятий регионального потребительского комплекса на основе формирования и оптимизации управленческих решений, использования мирового опыта в данной предметной области обусловили выбор темы, предмета и основных направлений настоящего исследования.

Степень разработанности научной проблемы. Значительный вклад в разработку теоретических и методологических положений развития региональной экономики внесли работы ученых С. Ю. Глазьева, А. Г. Гранберга, Д. С. Львова, П. М. Нестерова, В. И. Видяпина, П. В. Савченко и других [19, 25, 114, 86, 102, 85].

По проблемам формирования конкурентных отношений на региональном уровне были проведены многочисленные исследования и опубликовано значительное количество работ. Среди отечественных экономистов этой теме уделяли особое внимание ЛИ. Абалкин, С. Ю. Глазьев, А. Г. Гранберг, В. И. Ильдеменов, Л. П. Кураков, Р. А. Фатхутдинов, М. И. Гельвановский, А. Ю. Юданов, Ю. Б. Рубин, Е. И. Кузнецова и др. [2, 19, 58, 59, 25, 122, 123, 18, 144, 108, 57].

Среди зарубежных экономистов следует назвать Ф. Котлера, Ф. Найта, М. Портера, А. Смита, Ф. Хайека, И. Шумпетера, П. Кругмана, М. Обсфельда [54, 55, 84, 97, 98, 112, 134, 142, 56].

Отмечая различные теоретико-методологические подходы к исследованию конкурентных отношений, следует подчеркнуть недостаточную их изученность. На основе эффективного управления конкурентоспособностью предприятия получат возможность открыть новые направления повышения качественных характеристик отечественной продукции и использовать имеющиеся материальные и финансовые ресурсы для достижения поставленных целей. Наиболее важным при этом является повышение конкурентоспособности самого региона. Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.

В связи с этим возрастает значимость таких проблем, как обоснование и выбор управленческих решений в условиях конкурентных отношений, формирование методов оптимизации деятельности предприятий с учетом достижения показателей конкурентоспособности.

Целью диссертационной работы является разработка методических основ формирования конкурентных отношений в потребительском комплексе региона и практических рекомендаций по их совершенствованию. Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Уточнить экономическую сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность региона».

2. Исследовать основные подходы к формированию конкурентных отношений в потребительском комплексе региона.

3. Проанализировать состояние потребительского комплекса в регионе.

4. Исследовать внутренние и внешние факторы развития конкурентных, отношений в потребительском комплексе региона.

5. Разработать методические подходы к совершенствованию конкурентных отношений в потребительском комплексе региона.

Объектом исследования являются промышленные предприятия Ульяновской области, производящие потребительские товары для населения.

Предмет исследования составляют конкурентные отношения и взаимодействия, возникающие между предприятиями в региональном потребительском комплексе.

Область исследования. Результаты диссертационного исследования соответствуют п. 5.18 — «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионах» и п. 5.19 — «., организация и управление производством на предприятиях, отраслях и комплексах в регионах, особенности и закономерности» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения теории современного менеджмента, государственного управления, теории конкуренции, а также труды ученых-экономистов, посвященные анализу экономического поведения хозяйствующих субъектов н систем в условиях углубления конкуренции и глобализации экономики.

Методологическую основу исследования составили: методы экономико-математического анализа, комплексных исследований, функционального, структурного и сравнительного анализа и экспертных оценок, теории игр.

Информаг{ионной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы федерального и регионального уровня в сфере государственного управления, результаты исследований академических и отраслевых институтов, авторские разработки отечественных и зарубежных ученых, данные государственной статистики, электронные ресурсы сети Интернет, мониторинг развития территорий Приволжского федерального округа.

Научная новизна исследования заключается в уточнении теоретических и методологических основ формирования конкурентных отношений в потребительском комплексе региона и разработке на этой основе методических рекомендаций по их развитию.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные автором, состоят в следующем:

1) уточнена экономическая сущность понятия «конкуренция» как состязательность самостоятельных хозяйствующих субъектов, ограничивающая возможность каждого из них односторонне изменить условия обращения товаров на потребительском рынкеохарактеризовано понятие «конкурентоспособность региона» как способность реализовать основную задачу его функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения;

2) определены и охарактеризованы факторы формирования системы конкурентных отношений в потребительском комплексе региона, основным из которых является развитие состязательности на рынках в реальной окружающей среде со всеми ее элементами;

3)на основе анализа состояния потребительского комплекса выявлены основные проблемы его развития в регионе, которые выражаются в недостаточной адекватности конкурентных отношений требованиям рынка, снижении конкурентоспособности предприятий и потребительского комплекса в целом;

4) выявлены внутренние и внешние факторы развития конкурентных отношений в потребительском комплексе региона: внутренние факторы на каждом этапе развития узко ограничиваются совокупным потенциалом предприятий комплексавнешние факторы обусловлены колебаниями рыночной конъюнктуры на потребительском рынке и частыми изменениям основных макроэкономических показателей в национальной экономике, которые еще более ограничивают возможности отраслей потребительского комплекса;

5) разработана методика принятия решений по формированию конкурентных отношений в потребительском комплексе региона с применением принципа компромисса со всеми элементами внешнего окружения на основе кластеризации и мониторинга рынка.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при разработке стратегических направлений развития регионов, отраслей, предприятий потребительского комплекса.

Некоторые теоретические и методологические положения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин «Региональная экономика», «Управление маркетингом», «Основы конкурентной политики».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях всероссийского, регионального и местного уровней.

Основные положения научного исследования отражены в 8 научных публикациях, общим объемом 2,1 п.л., в том числе, в статьях в журналах «Качество. Инновации. Образование», «Российское предпринимательство», рекомендованных ВАК для публикаций основных результатов диссертационных исследований.

Объем и структура duccepmaifuu. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 169 наименований, и 9 приложений. Основное содержание изложено на 182 страницах машинописного текста, включает 18 таблиц, 10 рисунков.

Выводы по третьей главе.

1. Если рассматривать конкуренцию как соперничество, то важным фактором конкурентоспособности компании на занимаемом рынке является умение оценивать и устанавливать выгодный баланс экономических интересов всех субъектов, действующих в сфере интересов компании. В современных экономических отношениях существует большое количество видов взаимодействий между поставщиками, подрядчиками, партнерами и т. д. Но в любом случае отношения между контрагентами можно рассматривать как компромиссный вид сотрудничества, где нарушение интересов любой из сторон ведет к обоюдным процессам ухудшения финансовых результатов в перспективном плане. Поэтому наиболее надежным, эффективным методом согласования экономических интересов признается тактика компромисса, взаимных уступок, которая в перспективе может стать более надежной основой долговременного сотрудничества.

2. Среди основных видов компромиссов организации можно выделить компромисс между конкурентами, общественный компромисс, структурный компромисс организации, компромисс во взаимоотношениях с наемным персоналом, финансово-технологические компромиссы производства. Важно выбрать способ выбора компромиссного решения при взаимодействии отдельных субъектов рыночных отношений, которые будут складываться при создании кластеров текстильной и легкой промышленности отрасли. Одним из способов реализации компромиссного решения является методика теории игр, дающая возможность найти решение при соблюдении баланса интересов сторон экономических отношений и снизить степень риска принятия управленческих решений в условиях неопределенности параметров внешней среды.

3. Разработана методика принятия управленческого решения, реализующая тактику компромисса. В соответствии с ней могут быть решены проблемы взаимодействия предприятий текстильной промышленности с поставщиками, что позволит повысить уровень материального потенциала предприятий Ульяновской области, а также выбрать стратегию производства с учетом неопределенности параметров конъюнктуры рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как экономическая категория конкуренция выражает отношения между участниками общественного производства по поводу этого соперничества и представляет собой систему конкурентных рыночных отношений. Система конкурентных отношений представляет собой совокупность форм и методов ведения конкурентной борьбы в сложившихся условиях и на данном конкурентном поле.

Конкурентоспособность региональной экономики представляет собой способность реализовать основную задачу его функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности региона становится актуальным в связи с развитием рыночных отношений, усилением конкуренции и интеграционных процессов между территориальными образованиями.

Существует несколько подходов к формированию системы конкурентных отношений с целью обеспечения конкурентоспособности региональных промышленных систем. Один подход связывают эту проблему обеспечения конкурентных преимуществ с явлениями макроэкономики, управляемыми такими факторами, как валютный курс, процентные ставки и дефицит бюджета. Другой подход основан на достижении конкурентных преимуществ за счет наличия дешевой и находящейся в избытке рабочей силы или богатых природных ресурсов. В последнее время появился еще один подход, основанный на том, что конкурентоспособность управляется политикой правительства: созданием на региональном уровне благоприятных стартовых условий для развития предприятий и обеспечения социальной защиты населения. И, наконец, еще одно популярное объяснение наличия конкурентных преимуществ на уровне производственных комплексов региональных систем связывается с различиями в практике управления, включая взаимоотношения между управлением и рабочей силой.

Перечисленные подходы не дают целостного представления о достижении конкурентных преимуществ экономическими системами, т.к. основаны лишь на влиянии отдельных факторов в достижении конкурентных преимуществ и выборе системы конкурентных отношений, строящейся лишь на привлечении усилий в один какой-либо сегмент. Концепция конкурентных преимуществ Портера в наибольшей степени полно раскрывает суть этой проблемы.

Способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде, а лучше с положительной динамикой возрастания, также является фактором конкурентного преимущества производителя, который обеспечивает конкурентоспособность предприятия.

Если рассматривать конкуренцию как соперничество, то важным фактором конкурентоспособности компании на занимаемом рынке является умение оценивать и устанавливать выгодный баланс экономических интересов всех субъектов, действующих в сфере интересов компании.

Отечественная модель управления конкурентоспособностью объединяет следующие функции: подбор клиентовопределение качества и ассортимента продукции и услугопределение задач предприятия и его партнеров по сетираспределение ресурсоввыход на рыноксоздание условий для привлечения клиентов. Она базируется на стратегическом понимании приоритетов клиентов (эта задача шире, чем удовлетворение потребностей потребителей, включая задачу их долгосрочного удержания). Чаще всего конкурентоспособность экономических объектов определяется как сравнение будущих или имеющихся качеств и констатации его способности или неспособности конкурировать.

Формирование экономики социально-ориентированного рыночного типа подразумевает необходимость приоритетного развития потребительского комплекса, обеспечивающего удовлетворение личных потребностей членов общества. К потребительскому комплексу Ульяновской области относятся предприятия легкой, пищевой, целлюлозно-бумажной и полиграфической продукции, сферы услуг.

Ведущее место в потребительском комплексе Ульяновской области занимает производство услуг потребительского характера — особенно развита торговля и предоставление услуг по ремонту предметов личного потребления и средств транспорта. Материально-вещественный блок потребительского комплекса занимает в общем объеме этой сферы всего 13,0% от общей выручки от реализации товаров и услуг потребительского характера.

Начиная с 1999 года для промышленных предприятий Ульяновской области сложилась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура в связи с увеличением спроса на отечественные товары. Положительные тенденции роста экономики Ульяновской области положительно отражаются и на развитии потребительского комплекса — его объем уверенно растет (на 16 — 33,3% в год в период с 2004 по 2008 гг.) и составляет более 148 млрд руб. в год (данные 2008 г.). Динамика развития потребительского комплекса Ульяновской области свидетельствует о движении региона к более современной модели развития рынка товаров и услуг. В структуре потребительского комплекса увеличивается доля реализации услуг при снижении объема реализации потребительских товаров. Особенно равномерно развивается сфера торговли и потребительских услуг — на фоне общего снижения выпуска товаров потребительского назначения эта сфера не снижает положительной динамики.

Проблемы, существующие на сегодняшний день на предприятиях перерабатывающей промышленности, и, оказывающие негативное влияние на динамику развития отрасли в целом, следующие:

— большинство предприятий потребительского комплекса области не имеют собственных оборотных средств и нуждаются в кредитах для их пополнения;

— предприятия испытывают большую зависимость от внешних источников финансирования;

— недостаточные запасы собственного сырья (в частности, для соблюдения непрерывности технологического процесса на предприятиях с таким циклом производства);

— незначительная загруженность основного оборудования предприятий и, как следствие, высокие издержки производства, увеличивающие себестоимость продукции, а также низкая рентабельность продукции и резко возросшая стоимость энергоресурсов;

— наличие у большинства предприятий значительной непогашенной кредиторской задолженности;

— зависимость от внешних поставщиков сырья.

Уровень обеспеченности потребительскими товарами длительного пользования собственного производства в области по сравнению с 2004 г. постоянно растет. Сравнение уровня обеспеченности потребительскими товарами собственного производства и оборота предприятий розничной торговли показывает, что полностью предприятия потребительского комплекса области обеспечить население собственной продукцией не могут. Основной причиной является неразвитость конкурентных отношений между предприятиями поддерживающих отраслей пищевой и легкой промышленности. Для решения этой проблемы следует оценить возможность создания кластеров в потребительском комплексе Ульяновской области.

Для успешного взаимодействия с другими субъектами предпринимательского бизнеса, своевременного обеспечения динамического конкурентного преимущества над ними каждому субъекту экономической деятельности необходимо обладать необходимым внутренним потенциалом, который является основой его конкурентных преимуществ.

Для оценки уровня готовности предприятий потребительского комплекса к конкурентной борьбе был проведен опрос руководителей крупных и средних предприятий текстильной промышленности Мелекесского района Ульяновской области, которые производят не менее 50% всего объема продукции этой отрасли потребительского комплекса.

Интегральный показатель готовности предприятий текстильной промышленности Ульяновской области к конкурентной борьбе 0,56, что показывает среднюю степень готовности предприятий к конкурентной борьбе. Основными проблемами предприятий текстильной промышленности, связанными с обеспечением конкурентоспособности являются проблемы низкого материального потенциала. Для совершенствования конкурентных отношений на текстильных предприятиях Ульяновской области можно рекомендовать создание кластеров отраслей, способствующих взаимной поддержке и развитию.

Одним из способов реализации принципа компромисса является применение теории игр, которая основана на учете возможных вариантов поведения противоположной стороны и ответных действий. Наиболее универсальным подходом для выбора оптимальной стратегии является подход, при котором выбирается стратегия, обеспечивающая максимальную ожидаемую оценку, смысл которой состоит в вычислении математического ожидания выигрыша игрока при применении им данной стратегии.

Разработанная методика проверена в условиях действующих предприятий текстильной промышленности Ульяновской области. В соответствии с ней могут быть решены проблемы взаимодействия предприятий текстильной промышленности с поставщиками, что позволит повысить уровень материального потенциала предприятий Ульяновской области, а также выбрать стратегию производства с учетом неопределенности параметров конъюнктуры рынка.

Таким образом, при планировании стратегий закупок сырья применение инструментов игрового моделирования дает возможность выбрать наиболее оптимальную стратегию предприятию, которая при любых изменениях параметров внешней среды позволяет минимизировать общие издержки предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.
  2. Абалкин JL Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 23 31.
  3. Г. Л. Конкуренция: анализ, ее стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  4. Х.Т., СыромятниковаА.С. Перспективы легкой промышленности после вступления России в ВТО. //Текстильная промышленность, № 8, 2002. С. 24−36.
  5. Р.Л. Системы, организации и междисциплинарные исследования // Системные исследования. Ежегодник 1969. М., 1969. С. 143 164.
  6. В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы. // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 1(45). С. 106 — 112.
  7. В.А. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. 1997. — № 7. — С. 33−42.
  8. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  9. Л.Л. Капитал конкурентоспособных деловых моделей // Научный вестник Волынского государственного университета. 2002. — № 2. С 56.
  10. Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция. // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. — № 6(62). С. 83 -86.
  11. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. М.: Физматгиз, 1963. — 274 с.
  12. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука. 1984.- 189 с.
  13. Н.Н. Теория игр для экономистов-кибернетиков. М.: Наука, 1985.-272 с.
  14. С.Н. Внутренний рынок тканей: эффект дефолта исчерпан // Текстильная промышленность, № 3, 2003. С. 41 — 50.
  15. A.M. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. -396 с.
  16. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. — № 3. С. 68 — 72.
  17. С.Ю. О стратегии развития российской экономики / Научный доклад. М.: НИР. 2006. 60 с.
  18. А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции. Очерк 5. Потребности, спрос, качество и маркетинг // Стандарты и качество. 1994. — № 12. — С. 19−24.
  19. Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. — 412 с.
  20. Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., Дело, 1995. -416 с.
  21. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2 т. М.: МНИИПУ, 1996. — 720 с.
  22. А.П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицын А. С. Региональная экономика. СПб.: Питер, 2003. — 222 с.
  23. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. 330 с.
  24. Ш. А. Развитие организации // Системные концепции развития. / 1985. Вып. 4. С. 71.
  25. И., Типова Н. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. 1997. — № 1. — С. 20−34.
  26. М., Количин С. Конкурентоспособность российской экономики в условиях глобализации // Власть. — 2005. № 2. С.43
  27. Диалектика познания сложных систем / Под ред. В. С. Трохтина. М., 1985. — 132 с.
  28. А.В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму. Волгоград, 1999. — 296 с.
  29. Д. Преодоление разногласий. СПб.: Институт личности, 1994. — 138 с.
  30. Г. Н., Суздаль В. Г. Введение в прикладную теорию игр / Под ред. И. Н. Воробьева. М.: Наука, 1981.-336 с.
  31. Е.А. Теория экономического развития: системно-синергический подход. М., 1999. 160 с.
  32. О.Н., Королевская В. И., Хохлов С. Н. Системный подход к управлению: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. А. Персианова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 62 с.
  33. П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей // Маркетинг. 1996. — № 2. — С. 20−32.
  34. О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.-368 с.
  35. А., Глисин Ф. Деловая активность промышленности в первом полугодии. // Экономист. 2008. — № 10. С. 14 — 19.
  36. Л. Сырьевой рост на исходе? // Экономист. — 2008. № 10. С. 3 — 13.
  37. А.Н., Слепаков С. С. Некоторые особенности современной конкуренции // Сборник научных трудов. Серия «Экономика». СевКавГТУ. Ставрополь, 2002. 15 с.
  38. С., Хорькова Н. Управление децентрализацией на предприятии // Проблемы теории и практики управления. — 2000. № 4. С. 114−119.
  39. С. Математические методы в теории игр, программировании и экономике. М.: Мир, 1964. — 838 с.
  40. . Деловая стратегия / Пер. с англ.: Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписков. -М.: Экономика, 1991. 239 с.
  41. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2003. 584 с.
  42. Д.Н. Проблемы делового сотрудничества предприятий текстильной промышленности и химического комплекса/ЛГекстильная промышленность, № 6, 2004. С. 38−41.
  43. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. Кн. 2. — М.: АОЭТ, 1996.-С 101.
  44. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учебн. Пособие /В.К. Козлов, С. А. Уваров, Н. В. Яковлева и др.- Под ред. В. К. Козлова, С. А. Уварова. — СПб.: Политехника, 2000. — 322 с.
  45. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. Отв.ред. А. А. Дынкин, Ю. В. Куренков. М.: Изд-во «Международные отношения», 2003. С.56
  46. Конкурентоспособность России в 90-е годы: межстрановой макроэкономический анализ. Рос. Акад. Наук. Институт мировой экономики и международных отношений / Гельвановский М. И., рук. И др. М., 2000. 125 с.
  47. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.-384 с.
  48. Конфликтология / Под ред. А. С. Карлина. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.-448 с.
  49. Конфликтология: Учебник для вузов / В. П. Ратников, В. Ф. Голубь, Г. С. Лукашова и др.- Под ред. проф. В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-512 с.
  50. X., Фейер Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992. -296 с.
  51. О.А., Мищенко А. В. Исследование операций: Учебник / Косоруков О. А., Мищенко А. В. // Под общ. Ред. д.э.н., проф. Н. П. Тихомирова. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 448 с.
  52. Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 496 с.
  53. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2-е Европ. Изд. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 944 с.
  54. П., Обсфельд М. Международная экономика. Теория и политика: Учебник. 3-е изд. — М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. — 799 с.
  55. Е.И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. — 383 с.
  56. Л.П. Проблемы реформирования российской экономики. Чебоксары: Волго-Вятск. регион, центр «Ассоциация содействия вузам», 1997. -708 с.
  57. В.В., Фомченкова Л. Н., Шамис И. А. Пути развития текстильной и легкой промышленности//Текстильная промышленность, № 1−2, 2004. С. 49−57.
  58. Летунова О. В. Конкуренция как тип атональной деятельности (социально-философский анализ). Красноярск, 2006. — 164 с.
  59. И.В., Видгорчик Е. А., Кашин В. К. Конкурентоспособность российской промышленности // ЭКО: экономика и организация промышленного производства. Новосибирск, 1997. — № 6. С. 38 — 45.
  60. Литвак Б. Г. Управленческие решения. М.: ЭКМОС, 1998. — 248 с.
  61. Л.И. Краткий экономико-математический словарь. М.: Наука, 1979.-358 с.
  62. В.Л. Управление зарубежной промышленной фирмой: Курс лекций.- Новосибирск, 1995. 110 с.
  63. Люк Мартин. Чего не хватает российскому менеджменту? // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 4. С. 40−45.
  64. Мак-Кинси Дж. Введение в теорию игр. — М.:Физматгиз, 1960. 348 с.
  65. Макконнел Кемпбелл Р., Брю Л. Стенли. Экономикс. Т. 1. — Таллинн, 1992.-С. 52.
  66. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. //Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 33 — 39
  67. М. Основание общей теории систем // Общая теория систем. М.: Мир, 1966.-311 с.
  68. А.Н. Анализ рынка: Настольная книга маркетолога. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. — 552 с.
  69. М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. № 1. С. 52−58.
  70. М.В. Управление компромиссами как фактор повышения конкурентоспособности компании // Менеджмент в России и за рубежом. -2003. № 4. С. 18−28.
  71. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1993.-702 с.
  72. Е.О. Конкурентоспособность как интегральное свойство рыночной системы хозяйствования // Философия хозяйства. М., 2005. № 4/5. С. 203
  73. М.С. Конфликтология: Учебник. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 320 с.
  74. В.Д. Методология систем: вербальный подход. М.: Международные отношения, 1993. — 334 с.
  75. Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987. 304 с.
  76. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993. — TJI. — 222 С.-Т.2.-304 с.
  77. Н., Слушаенко М. Трансакционные издержки и их влияние на конкурентные позиции фирмы // Маркетинг. 2002. — № 3. С. 101 — 112.
  78. А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал. — М.: Высшая школа экономики, 1997. 207 с.
  79. С.В. Отраслевой маркетинг / Мхитарян С. В. М.: Эксмо, 2006. -368 с.
  80. Ф. Риск, неопределенность и прибыль. / Пер. с англ. М.: Дело, 2003. -148 с.
  81. Национальная экономика: Учебник / Под ред. д.э.н., профессора П. В. Савченко. М.: Экономиста", 2005. — 813 с.
  82. П.М., Нестеров А. П. Региональная экономика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 447 с.
  83. Т.И., Попов М. В. Модель управления конкурентоспособностью предприятий и регионов (на примере Воронежской области) // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. — № 2. С. 81 — 86.
  84. А.П. Этапы интерпретации системности научного знания (античность и новое время) // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1974.-256 с.
  85. Э.А. Текстильная промышленность России: перспективы развития. //Текстильная промышленность, № 3, 2003. С. 15 — 23.
  86. В.П., Потапов JI.B. Управление региональной экономикой: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2003. 330 с.
  87. Г. Теория игр. М.: Мир, 1971.-230 с.
  88. И.Н. Текстиль и национальная безопасность страны. // Текстильная промышленность, № 5, 2007. С. 22 — 23.
  89. JI.A. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-М., 1977. С. 126- 143.
  90. P.M. Оценка эффективности промышленного производства (методы и показатели). М.: Экономика, 1990. — 95 с.
  91. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, 1992. — 426 с.
  92. М. Конкуренция. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 495 с.
  93. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  94. Портфель конкуренции и управление финансами. — М.: Соминтэк, 1996. — 365 с.
  95. Проблемы отрасли требуют решения. //Текстильная промышленность, № 11,2004. С. 14−17.
  96. И.Д. Теория игр и исследование операций. М.: Гелиос АРВ, 2003.-368 с.
  97. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2008. — 666 с.
  98. Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 519 с.
  99. И.А. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 384 с.
  100. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. СПб: Питер, 2005.-288 с.
  101. Российская экономика в 2007 году: Тенденции и перспективы (Выпуск 26). М.: ИЭПП, 2008.-603 с.
  102. Россия в цифрах. 2007: Крат.стат.сб./ Росстат-М., 2007. 494 с.
  103. Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. — 572 с.
  104. В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы // Социология в СССР. М.: Мысль, 1966. Т.1 -173 с.
  105. В.Н. Основания общей теории систем. М. 1974. С. 64−68.
  106. О.А. Кризис отрасли: ломать не строить. ДУМАем вместе//Текстильная промышленность, № 10, 2004. С. 4−6.
  107. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. — 333 с.
  108. В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2000. 326 с.
  109. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина. М.: Экономика, 2004. 383 с.
  110. А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии). М.: Издательская фирма «Логос», 1992. — 204 с.
  111. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль. 1978. -272 с.
  112. В.Б. Конкуренция и логистика. М.:Экспертное бюро, 1999. -224 с.
  113. Ульяновская Симбирская энциклопедия. Том 2. / Редактор и составитель В. Н. Егоров. Ульяновск: Издательство «Симбирская книга», 2004. — 512 с.
  114. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. Колл. Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. М.: Экономика, 2000.-253 с.
  115. И.П. Экономика зарубежных стран. М., 1980. — 367 с.
  116. Х.А. Применение «ворот конкурентоспособности» при разработке товаров // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. — № 2(64). С. 73 — 83
  117. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Маркетинг, 2002. С.234
  118. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 с.
  119. Ф атхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения: Учеб. для вузов. -2-е изд., доп. М.: ЗАО Бизнес-школа, Интел-Синтез, 1998. — 272 с.
  120. Р.А. Стратегический маркетинг: Учеб. М.: ЗАО «Бизнес-школа, Интел-Синтез», 2000. — 640 с.
  121. В.В., Гармаш А. Н., Дайибегов Д. М. Экономико-математические методы и прикладные модели. М.: ЮНИТИ, 2000.-388с.I
  122. А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986.471с.
  123. Ф ерапонтов АЛ Один из вариантов математической модели показателей конкурентоспособности технической продукции // Стандарты и качество. -1994. N"4. — С. 44 -45.
  124. В.А. Основы системного анализа. М.: 1988. — 55 с.
  125. .М. Решить ключевую задачу по качественной модернизации отрасли. // Текстильная промышленность. 2008. — № 9. С. 4 — 6
  126. Г. П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 544 с.
  127. Фон Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. -М.: Наука, 1970.-707 с.
  128. Фэн Вэньхуа, Юй Ся, Чжао Юнхуа. Связи с общественностью и управление предприятием // Маркетинг. 2002. — № 3. С. 46 — 68.
  129. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 14 29.
  130. А.Ш. Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях. Автореф. дис. д-ра экон. наук. Казань, 1999. С. 7 — 14.
  131. С.Р., Пинегина М. В., Буянов В. П. Методы и модели решения экономических задач: Учебное пособие / С. Р. Хачатрян, М. В. Пинегина, В. П. Буянов. М.:Издательство «Экзамен», 2005. — 384 с.
  132. С.Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики / Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002. 274 с.
  133. JI.A. Тенденции развития рынка товаров легкой промышленности в 2004 г.//Текстильная промышленность, № 11, 2004. С. 24−32.
  134. С.В. Конкуренция в отрасли. Как ее оценивают директора предприятий? // Рынок легкой промышленности № 6, 2000. С. 46 — 76.
  135. М.Ч., Соколов М. М. Регионы, экономика и управление. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-271 с.
  136. Е.С. Региональная экономика: Учебное пособие. М.: Приор-издат, 2005. — 144 с.
  137. И. Теория экономического развития: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.-455 с.
  138. В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО, 1999, № 11. С. 157- 167.
  139. А.Ю. Конкуренция: Теория и практика: Учеб.-практ. пособие для вузов. Ассоц. авт. и изд. «ТАНДЕМ» М.: АКАЛИС, 1996. — 272 с.
  140. Ballou R.H. Business Logistical Management. The Integrated Supply Chain Process. The McGRAW-HILL Companies, inc. New York, 1996. — 348 p.
  141. Bierman N.S., Fernandez L. Game theory with economic application. -Addison-Wesley Publishing Company, INC, USA, 1993. 565 p.
  142. Boulding K. Conflict and Defence: A General Theory. N.Y.: Harper & Row, 1963.-255 p.
  143. Coser L.A. The Functions of Social Conflict. London: Free Press, 1956. — 488 P
  144. Council of Logistics Management. Oakbrook, Illinois, 1985. — 267 p.
  145. Delaney R.V. Sixth Annual «State of Logistics Report», presented to the National Press Club. Washington, D., C., June 5, 1995. — 560 p.
  146. Dietz W., Sashs B. Grunlade der Logistik. Wien, 1971. — 350 p.
  147. Giblons R. Game theory for applied economists. Princeton University Press, Princeton, New Gersey, 1992. — 146 p.
  148. Langley C.J. The Evolution of the Logistics Concept // Journal of Business Logistics, 2, 1979, v.7. P. 22 — 28.
  149. McLean G.E. Documenting Quality for ISO 9000 and Other Industry Standards. ASQC Quality Press, Milwaukee, 1993. — 315 p.
  150. Moller C., Johansen J. Paradigms in Logistics. — Department of Production, University of Aalborg, Denmark, 1993. 278 p.
  151. Stevenson W.J. Production/Operation Management. Irwin-Homewood-IL, Boston, MA, 1993. — 280 p.
  152. Total Quality Management. London, British Standards Institution, 1992. — 300 p. Total Quality Management. Teaching Material. TACIS’ED — 062. Milan, 1994. -315 p.
  153. Weibull J.W. Evolutionary Game Theory. MIT Press, Cambridge, Massachusetts, London, England, 1995. — 465 p.
  154. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью // Под ред. проф. С. Г. Светунькова. — www.Marketing.spb.ru
  155. Итоги социально-экономического развития Ульяновской области в январе- декабре 2005 г. // www.econom.ulgov.ru
  156. Итоги социально-экономического развития Ульяновской области в январе- декабре 2006 г. // www.econom.ulgov.ru
  157. Итоги социально-экономического развития Ульяновской области в январе- декабре 2007 г. // www.econom.ulgov.ru
  158. Итоги социально-экономического развития Ульяновской области в январе- декабре 2008 г. // www.econom.ulgov.ru/
  159. С. Кластеры легкой промышленности в России: стратегия и потенциал // www.rustm.net.
  160. Региональная база статистических данных по Ульяновской области // www.uln.gks.ru
  161. Россия в цифрах. Крат. Стат. Сборник.// www.gks.ru
  162. Социально-экономическое положение Ульяновской области // www.gks.ru168. www.textileclub.ru169. www.rustm.net
Заполнить форму текущей работой