Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Былина о богатыре Дунае: Сюжетный тип

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аналогичные сюжеты есть в русских сказках. Также мы обратились к албанскому, болгарскому, германскому, ирландскому, кабардинскому, калмыцкому, карело-финскому, румынскому, южнославянскому эпосам, к мифам других народов. Мы показали самобытность былины о Дунае в противовес мнениям В. В. Стасова, Б. М. Соколова, М. Е. Халанского, считавшими данный сюжет целиком заимствованным. «Былины близки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. История изучения былины о Дунае (в свете проблемы историзма жанра)
    • Глава II. Былина о Дунае как художественное целое выявление инварианта) а) Композиция былины. б) Результаты сопоставления вариантов былины (таблицы)
  • Глава III. Границы колебаний сюжетного типа былины о Дунае. а) «Женитьба князя Владимира». б) «Женитьба Дуная»

Глава IV. Былина о Дунае в контексте русского фольклора и на фоне международных эпических схождений. а) Традиции свадебного обряда в связи с темой сватовства в былине о Дунае. б) Старшие и приезжие богатыри в связи с былиной о женитьбе Дуная. в) «Бой Добрыни с Дунаем». г) «Женитьба князя Владимира» и аналогичные сюжеты русских сказок, а также эпоса и мифов других народов.

Былина о богатыре Дунае: Сюжетный тип (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русский героический эпос отразил историческую реальность и в то же время в значительной степени сохранил мифологическое мировоззрение. Мнения учёных по поводу происхождения сюжета о богатыре Дунае иногда диаметрально противоположны. Большинство исследователей концентрировало своё внимание на истории женитьбы князя Владимира. К рассматриваемой нами былине обращались О. Ф. Миллер, М. Е. Халанский, В. В. Стасов, Б. М. Соколов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер, А. М. Лобода, В. Я. Пропп, Д. С. Лихачёв, Б. А. Рыбаков, В. П. Аникин, С. Н. Азбелев,

A.М.Астахова, Д. М. Балашов, Э. В. Померанцева, Д. А. Мачинский,

B.Г.Смолицкий, Ю. И. Юдин, В. И. Чичеров, А. Н. Робинсон и другие учёные.

Актуальность темы

исследования. Сюжетный тип былины о Дунае не был предметом специального исследования. Внимание учёных привлекал вопрос происхождения сюжета. Сопоставление максимального количества вариантов былины представляется необходимым и значимым для получения более полного представления о происхождении и исторической трансформации данного сюжета, для выявления его неизменяемых и переменных признаков. Былину о Дунае мы изучали, прежде всего, на уровне содержания. Нас интересовал вопрос, как содержание сюжета в устах певцов становится песней. Сюжет — это оформленное содержание. Термин сюжетный тип возник в связи с наличием в одной былине двух мотивов: героического сватовства и добывания невесты помощником для своего господина. Чтобы определить сюжетный тип былины о Дунае необходимо понять одна или две песни перед нами.

Научная новизна работы определяется тем, что данное диссертационное исследование является первым опытом монографического изучения былины о богатыре Дунае, выявлением её сюжетного типа.

Объектом исследования являются все опубликованные и частично архивные записи вариантов былины о богатыре Дунае («Женитьба князя Владимира»).

Методологической основой диссертации стало сочетание принципов сравнительно-исторического, историко-типологического и историко-генетического методов. Анализ фольклорных текстов в своей основе синхронистический, индуктивный, основанный на детальном сопоставлении вариантов былины (записи XVIII — XX вв.). Наглядное представление результатов нашего анализа дают таблицы, помещённые во второй главе диссертации.

Цель работы: определение сюжетного типа былины о богатыре Дунае.

Конкретизация цели предполагает решение следующих задач: — обобщить историю исследования былины о Дунае;

— установить степень изученности вопроса о её мифологических и исторических источниках;

— выявить все опубликованные тексты (варианты) былины;

— воссоздать полную версию сюжетного типа былины;

— наглядно показать в таблицах паспортные сведения о записях всех экспедиций;

— исследовать колебания сюжетного типа былины в пространстве и во времени;

— представить сюжетный тип былины о Дунае в национальном и международном фольклорном контексте.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования её результатов для дальнейшего исследования проблемы происхождения сюжетов былин мифологического содержания, анализа Ф временных напластований в них. Конкретное содержание работы может найти применение в лекционном курсе по устному народному творчеству и в спецкурсе, посвященном русскому эпосу, а также на уроках литературы в средней школе.

Апробация материалов диссертации. Основные результаты исследования были изложены в выступлении на научной конференции: «Сохранение и возрождение фольклорных традиций» (Государственный республиканский центр русского фольклора, май, 2002 г.). Проблематика работы обсуждалась на заседании аспирантского объединения кафедры русской литературы МПГУ, 2002 г. По теме диссертации опубликовано две работы: Былина о Дунае: образ невесты-богатырши // Русская речь.- 2002. № 5- Былины мифологического содержания // Литература в школе.- 2003. № 3.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение

.

Как представляется, итоги нашего исследования создали основу для решения проблем, связанных с генезисом данного сюжета на славянской почве, а также с его международным типологическим характером.

В нашей работе было показано, как образность мифов повлияла на содержание эпических песен. Миф и история слились в сознании народа. Постепенно мифическое время преобразовалось в героическую эпоху, появилась тенденция к идеализации прошлого. Противоречия между эпосом и мифологией могли возникнуть лишь на почве старого и нового отношения к действительности. Мифологическая образность и особая стилистика древних славянских эпических песен по традиции перешла к песням последующего времени.

Герои мифологических былин — это так называемые богатыри старшего поколения. Сказители Х1Х-ХХ вв. объединили их с былинами о Владимире, ввели в круг киевских богатырей.

Миф — идеальная модель мироздания, служащая основою земных поступков людей. Эпос — идеальная учительная концепция нации в своём героическом варианте. Сюжетная основа сохраняется очень долго, а детали меняются, отражая временные изменения.

Итоги развития отечественного эпосоведения ясно показали, что былины возникли в период Киевской Руси, выразив уже оформившееся национальное сознание русского народа. Былины сохранили архаичные эпические традиции, однако мифологизм оказался подчинённым историческому отображению действительности. В сознании народа, значение былин заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению.

Учёные рассматривали былину о Дунае с разных точек зрения, но в своём большинстве были уверены в её самобытности. Мы также считаем этот сюжет исконно славянским. Многие исследователи полагали, что в основе былины лежат две песни, например, О. Ф. Миллер, В. Ф. Миллер, А. М. Лобода, ПВ.П.Аникин, С. Н. Азбелев, Б. А. Рыбаков, Д. М. Балашов, Д. С. Лихачев и др.

Итоги нашего исследования подтверждают эту мысль. В качестве аргумента мы изучили опубликованные и архивные записи былины о Дунае. На их основе был выявлен инвариант, который мы исследовали с точки зрения его композиции. В сюжете о женитьбе князя Владимира композиция кольцевая: действие начинается на княжеском пиру, Владимир обращается с просьбой найти ему «обручницу», выясняется, что невесту знает только Дунай, князь подносит ему чару с вином и просит выполнить его поручение, Дунай берёт в помощники Добрыню, отец невесты отказывает сватам, богатыри сражаются и увозят девушку, в Киеве происходит венчание, былина заканчивается пиром у князя. В сюжете о женитьбе богатыря Дуная композиция линейная: Дунай слышит погоню, угрожающее поведение наездника приводит к поединку, узнав, что перед ним женщина, Дунай предлагает взять её в жёны, иногда описывается свадьба в поле, но потом богатыри всегда едут на венчание в Киев, там на пиру происходит роковая ссора супругов, Дунай попадает стрелой в Настасью и затем убивает себя, от крови богатырей течёт река. Наличие двух композиций подтверждает нашу мысль о контаминации известных сюжетов. Долгая историческая жизнь былины привела к образованию песни сложного по структуре сюжетного типа.

Дунай является героем одной былины. Его эпическая биография сложилась во времена циклизации русского эпоса. Из-за недостаточности сведений о нём были привлечены другие тексты (былины «Бой Добрыни с Дунаем» и «Молодец и королевична»), по своему происхождению более поздние.

При исследовании былины о Дунае нами были детально сопоставлены 111 вариантов. В своей работе мы учитывали ряд факторов, прежде всего, временной, так как былина записывалась на протяжении трёх веков (с XVIII в. по XX в.). Самый ранний вариант зафиксирован в XVIII в. в Сибири. О популярности этой былины говорит её сохранность в репертуаре сказителей: XIX в. — 60 записей, XX в. — 50. Нами учитывалась география бытования сюжета: 2 варианта представляют сибирскую былинную традицию, 42 варианта — традицию Олонецкой губернии, 67 — Архангельской губернии. Сказителями являются в основном мужчины, что объясняется временем и местом исполнения былин — на промыслах, либо во время подготовки к рыбной ловле. Женщинам часто запрещали петь былины родственники мужа. В XIX в. соотношение исполнителей было, примерно, один к трём в пользу мужчин (4 женщины и 11 мужчин в Олонецкой губернии и 7 женщин и 22 мужчины в Архангельской губернии), к XX в. женщин становится больше среди исполнителей (6 сказительниц и 10 сказителей в Олонецкой губернии и соответственно 11 и 16 в Архангельской губернии).

Мы рассмотрели отдельно полные варианты былины: в Олонецкой губернии в XIX в. их 16, в XX в. — 10- в Архангельской губернии в XIX в. — 25, в XX в. — 9. Не все записи являются полными, некоторые содержат только первую или вторую часть былины. Есть варианты, в которых сохранилось самое начало песни, конца сказитель не помнил. В Олонецкой губернии в XIX в. таких сказителей было 5, в XX в. — 6- в Архангельской губернии в XIX в. -11 сказителей, а в XX в. — 18. Редко былина исполнялась сразу с мотива рокового соперничества супругов на пиру, подобные примеры есть в Олонецкой губернии: XIX в. — 2 сказителя, XX в. — 4, — в Архангельской губернии: XIX в. -1 сказитель, XX в. — 2.

При анализе сюжета, мы учли все известные нам варианты, в то числе и неполные, чтобы проследить сохранность былинной традиции. Также мы следовали географическому методу, выявляя весь ареал бытования данной былины. Для наглядности мы оформили наши выводы в виде 9 таблиц.

В третьей главе изучены границы колебаний сюжетного типа былины. Сватание невесты для князя Владимира осуществляется Дунаем — основным сватом. Его выбирают, потому что он один знает землю невесты. Былинная традиция в основном сохраняется устойчиво, и всё же есть региональные отличия. В Архангельской губернии записано больше вариантов и сохранены они лучше: чаще упоминаются поднесение ритуальной чаши-просьбы, сидение невесты в терему. Сама невеста проявляет активность почти в половине вариантов былины, в отличие от её пассивного поведения в олонецкой традиции. Только в Архангельской традиции поют о заточении Дуная в глубоком погребе.

Дунай добывает себе жену в поединке. Былинные традиции двух губерний имеют гораздо больше отличий, когда поётся о Дунае, по сравнению с описанием женитьбы Владимира: в Олонецкой губернии упоминается ископыть, сам противник называется по-разномув Архангельской губернии появляется уже ископыть с угрожающей надписью и противник называется более определённо. В сборнике Кирши Данилова Настасья говорит об обете выйти замуж за того, кто её победит, на Русском Севере слова об обете отсутствуют, за исключением нескольких вариантов XX в. из Олонецкой губернии. По олонецкой традиции у Дуная «рука застоялась», он не может нанести удар Настасье, спрашивает её имяв архангельской традиции о застоявшейся руке не поётся, имени у побеждённого Дунай не спрашивает. Зато именно в этой губернии во время поединка между сужеными появляются другие русские богатыри. В архангельских текстах Настасья стреляет в Дуная по дороге в Киев. В самой ранней записи XVIII в. реку назвали Дунаем, потому что в неё «богатырь бросился». В Олонецкой губернии в XIX в. больше поётся о Дунае как зачинщике спора и уже о двух реках, потёкших из крови богатырей, а в XX в. единообразия нет. По традиции Архангельской губернии начинает хвастать чаще Настасья, реки либо нет совсем, либо она одна.

Основным сюжетом былины является героическое сватовство. В связи с этим мы обратились к обрядовому фольклору, прежде всего к схеме свадебной обрядовой игры, как русской, так греческой и римской. Ритуальные обряды часто инсценируют события мифического времени. Ритуалы обеспечивают «вечное возвращение» мифических событий и героев и их магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Следы синкретизма былины о Дунае с древними обрядами позволяют говорить о наличии архаичных пластов в ней.

Богатырь Дунай отличается от старших богатырей и от богатырей, приезжающих в Киев за женой. Они женятся сами, а Дунай привозит будущую княгиню правительницу Руси. На этом миссия Дуная заканчивается, больше подвигов он не совершает. Дунай никогда не заменяет Добрыню, последний выступает главном сватом в единичных случаях: в полном варианте былины, записанном от одного сказителя XIX в. из Олонецкой губернии и от одного сказителя из Архангельской губерниив XX в. таких примеров нет.

Аналогичные сюжеты есть в русских сказках. Также мы обратились к албанскому, болгарскому, германскому, ирландскому, кабардинскому, калмыцкому, карело-финскому, румынскому, южнославянскому эпосам, к мифам других народов. Мы показали самобытность былины о Дунае в противовес мнениям В. В. Стасова, Б. М. Соколова, М. Е. Халанского, считавшими данный сюжет целиком заимствованным. «Былины близки волшебным сказкам о богатырях. По-видимому, они имели общий мифологический источник: богатырскую сказку-песню, генетически связанную с древнеславянскими мужскими обрядами посвящения. Как эпос классического типа, развившийся в условиях ранней государственности и феодализма, былины типологически соответствовали эпическому творчеству многих народов Европы и Азии» [Иссл. № 50. С.- 18].

Безусловно, славяне имели свою развитую культуру, но ранняя история славянских племён не была зафиксирована в письменных источниках древности. И именно жанр былины мог бы максимально приблизить нас к далёкому прошлому, благодаря своей специфичности передавать в опоэтизированно-мифологической форме исторические события. Сила традиции донесла до нас отголоски древней эпохи. Нашей задачей была выработка методики исследования былинных сюжетов, разделение мифологического и эпического.

Таким образом, объект исследования относится к составному сюжетному типу, состоящему из двух стадиально разных былин: о добывании невесты для Дуная и о добывании невесты для киевского князя Владимира. Тематическое сходство этих былин явилось причиной их более поздней ассимиляции, вследствие чего они стали исполняться как одна песня с двумя самостоятельными сюжетными ходами.

Эпоха князя Владимира — историческое время Киевской Руси. Эпоха Дуная — до государственный период. На наш взгляд былина сохранила древний миф о божестве, связанном с плодородием, что подтверждается и обилием параллелей со свадебным обрядом, лирическими и обрядовыми песнями. Дунай появляется только для того, чтобы состоялась свадьба киевского князя, имеющая государственное значение. Сам Дунай, его жена и ребёнок (дети) уходят в иной мир, они не могут остаться среди людей. Они трансформируются в воду, которая даёт жизнь племенам, живущим по берегам реки.

Подобное единение с миром природы подтверждает наше суждение о мифологической основе былины о богатыре Дунае. На правах гипотезы можно предположить, что свадьба Дуная праздновалась каждый год в одно и то же время (скорее всего, в начале лета) и была связана с обрядом плодородия. В мифе переплетены элементы религии, философии, искусства, науки. Но и после обособления их от мифа мифологию нельзя рассматривать как памятник первобытного мировоззрения. Некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении всей истории людей, не исключая при этом философское и научное знания.

По поводу былины о Дунае С. Н. Азбелев писал: «для учёных исторического направления эта былина представляет один из трудных случаев. В особенности — как раз та её часть, где речь идёт собственно о судьбе Дуная» [Иссл. № 3. С. 12]. Былину вполне можно назвать самой загадочной. Она всегда вызывала интерес своей ощущаемой всеми мифологической глубиной. Надеемся, что наше исследование позволило приблизиться к её пониманию. Вместе с тем былина о Дунае является парадоксальной: чем больше её изучаешь, тем больше возникает вопросов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Н. Веселовский и историческое изучение эпоса //
  2. Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. Отв. ред. П. Р. Заборов.- СПб.: Наука, 1992.
  3. С.Н. Добрыня-сват // Русская речь.- 1989.- № 1.
  4. С.Н. Историзм былин и специфика фольклора.- Л.: Наука, 1982.
  5. С.Н. Эпос и история. // Русский фольклор. Отв. ред. А. А. Горелов.- Т. XX: Фольклор и историческая действительность.- Л.: Наука, 1981.
  6. АкскаковК.С. Полное собрание сочинений К. С. Аксакова.- Т. I.-Тип. П. Вахметева, 1861.
  7. Н.П. Проблема тождества сюжета // Фольклор: Проблемы историзма.- М.: Наука, 1988.
  8. В.П. Былины: Метод выяснения исторической хронологии вариантов.- М.: Изд-во Московского университета, 1984.
  9. В.П. Возникновение жанров в фольклоре // Русский фольклор. Ред. коллегия: А. М. Астахова, В. Г. Базанов, Б. Н. Путилов и др.- Т. Х: Специфика фольклорных жанров.- Москва Л.: Наука, 1966.
  10. В.П. Изменение и устойчивость традиций языкового стиля и образности в былинах // Русский фольклор.- Т. XIV: Проблемы художественной формы. Отв. ред. А. А. Горелов.- Л.: Наука, 1974.
  11. В.П. Русский богатырский эпос. Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1964.
  12. В.П. Теория фольклорной традиции и её значение для исторического исследования былин.- М.: Изд-во МГУ, 1980.
  13. Л.А. Сюжет и стиль русских былин.- М.: Наука, 1993.
  14. Л. А. Типология лейтмотивов и описаний в русских былинах // Типология народного эпоса. Отв. ред. В. М. Гацак.-М.: Наука, 1975.
  15. А. М. Былины: Итоги и проблемы изучения.- М.- Д.:
  16. Наука Ленингр. отд-ние., 1966.
  17. А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике: Ф. И. Буслаев.- М.: Наука, 1988.
  18. Д.М. Дунай // Русский фольклор. Отв. ред. А. А. Горелов.- Т. ХУ1: Историческая жизнь народной поэзии.-Л.: Наука, 1976.
  19. Д.М. Из истории русской баллады // Русский фольклор. Ред. коллегия: А. М. Астахова, В. Г. Базанов, Б. Н. Путилов и др.- Т. VI: Материалы и исследования.- М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
  20. П.Г. Некоторые задачи сравнительного изучения эпоса славянских народов // IV международный съезд славистов. Доклады.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958.
  21. П.Г. Функции лейтмотивов в русских былинах // Вопросы теории народного искусства.- М.: «Искусство», 1971.
  22. Ф.И. Исторические очерки русской народнойсловесности и искусства. Соч. Ф.Буслаева.- Т. I.- СПб.: Тип.1. Д. Е. Кожанчикова, 1861.
  23. Ф.И. Русский богатырский эпос.- СПб.: Тип. Д. Е. Кожанчикова, 1862.
  24. Г. Л. Внелогическое начало в фольклорной поэтике // Русский фольклор. Отв. ред. А. А. Горелов.- Т. Х1У: Проблемы художественной формы.- Л.: Наука, 1974.
  25. Г. Л. Идейно-художественные принципы былин как отражение дофеодальной и феодальной эпохи // Русский фольклор.- Т. ХУ1: Историческая жизнь народной поэзии.- Л.: Наука, 1976.
  26. А.Н. Историческая поэтика. Вступительная статья И. К. Горского.- М.: «Высшая школа», 1989.
  27. А.Н. Мелкие заметки к былинам: О Ставре Годиновиче и деве-воине // Журнал министерства народного просвещения.- 1890.- № 3.
  28. В.Е. Летописное осмысление княжеских пиров и дарений в свете фольклорных и этнографических данных // Русский фольклор. Ред. коллегия: С. Н. Азбелев, А. А. Горелов и др.- Т. ХХ1У: Этнографические истоки фольклорных явлений,-Л.: Наука, 1987.
  29. В.Б., Энговатов Н. Б. Где была Индия русских былин? // Славянский фольклор.- М.: Наука, 1965.
  30. З.И. Скоморохи и свадьба // Русский фольклор.- Ред. коллегия: С. Н. Азбелев, А. А. Горелов и др.- Т.ХХУ.- Л.: Наука, 1989.
  31. В.М. Устная эпическая традиция во времени: Историческое исследование поэтики.- М.: Наука, 1989.
  32. В.М. Эпический певец и его текст // Текстологическое изучение эпоса. Отв. ред. В. М. Гацак, А. А. Петросян.- М.: Наука, 1971.
  33. В.М. Эпос и героические коляды // Специфика фольклорных жанров. Отв. ред. Б. П. Кирдан.- М.: Наука, 1973.
  34. Геродот. История.- М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1993.
  35. А.Ф. Олонецкая губерния и её народные рапсоды // Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом1871 года: В 3-х т.- Т. 1- Л.: Изд-во АН СССР, 1949.
  36. Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.- М.:
  37. Товарищество Клышников, Комаров и К, 1992.
  38. Л.Н. Этносфера земли: История людей и история природы.- М.: Экопрос, 1993.
  39. С.И. Географическое распространение русских былин. По материалам конца XIX- начала ХХв.- М.: Наука, 1975.
  40. С.И. Применение метода картографирования к изучению русского эпоса.- М.: Наука, 1973.
  41. С.И. Ритуал и фольклор.- Л.: Наука, 1991.
  42. И.Н. Русский былевой эпос. Исследования и материалы.- СПб.: Л. Ф. Пантелеев, 1895.
  43. Женщина в мифах и легендах II Энциклопедический словарь. Авт.-сост. О. П. Валянская.- Ташкент: Гл. редакция энциклопедий, 1992.
  44. В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды.- Л.: Наука, 1974.
  45. В.М. Эпическое творчество славянских народови проблемы сравнительного изучения эпоса.- М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  46. Зуева Т. В. Древнеславянская версия сказки «Чудесные дети»
  47. Перевоплощения светоносных близнецов")// Русская речь.-2000.- № 2, № 3.
  48. Т.В. О жанровом выделении волшебных сказок ввосточнославянском повествовательном фольклоре // Сказка несказочная проза: Межвузовский сборник научных трудов.
  49. M.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.
  50. Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник: Книга дляучителя, — М.: Просвещение, 2002.
  51. Т.В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: Учебник длявысших учебных заведений.- М.: Флинта: Наука, 1998.
  52. Е.Г. О значении некоторых русских свадебныхобрядов // Известия АН.- T. XI.- Серия 6.- № 9.- СПб., 1917.
  53. Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности //
  54. Сборник музея антропологии и этнографии.- АН СССР.- Т. Л., 1929.
  55. В.В. Малорусские песни о Дунае-богатыре //
  56. Этнографическое обозрение.- Кн. III.- M., 1889.
  57. А.И. Поэмы ломбардского цикла (Опытсравнительного изучения западного и русского эпоса). М., 1873.
  58. Н.И. Проблемы славянского фольклора. Отв. ред.
  59. Б.П.Кирдан.-М.: Наука, 1972.
  60. В.П. В поисках прародины славян.- М.: Наука, 1973.
  61. Н.И. Об историческом значении русской народной поэзии. Сочинение Н.Костомарова.- Харьков: Университетская типография, 1843.
  62. P.C. Образ древнего тура и отголоски его культа в былинах // Славянский фольклор: Сборник статей. Отв. ред. Б. Н. Путилов и В.К.Соколова- М.: Наука, 1972.
  63. P.C. Эпос и древняя Русь,— М.: Наука, 1969.
  64. Д.С. «Единичный исторический факт» ихудожественное обобщение в русских былинах // Славяне и Русь. К 60-летию акад. Б. А. Рыбакова.- М.: Наука, 1968.
  65. A.M. Русский богатырский эпос. Опыт критикобиблиографического обзора трудов по русскому богатырскому эпосу.- Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира, В. И. Завадского, 1896.
  66. A.M. Русские былины о сватовстве.- Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира, акц. о-ва печ. и изд. Дела Н.Т.Корчак-Новицкого, 1904.
  67. В.И. «Повесть о Сухане». Из истории русской повести XVII в.- М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
  68. A.B. Бытовые черты русских былин.- М.: т-во скоропеч. А. А. Левенсона, 1904.
  69. A.B. К вопросу о методе исследования былин // Этнографическое обозрение.- 1907.- № 1, № 2.
  70. A.B. Поэзия великого Новгорода и ея остатки в Северной России.- Харьков: тип. «Печатное дело», 1909.
  71. Д.А. «Дунай» русского фольклора на фоневосточнославянской истории и мифологии // Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. Отв ред. Т. А. Бернштам, К. В. Чистов.- Л.: Наука, 1981.
  72. Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники.- М.: Изд-во вост. лит., 1963.
  73. В.Ф. Очерки русской народной словесности.- Т. З. Былины и исторические песни.- М.- Л.: Гос. издат., 1924.
  74. В.Ф. Экскурсы в область русского эпоса.- Т. I-VIII.-М.: тип. т-ваКушнерев и К., т-во скоропеч. А. А. Левенсона, 1892.
  75. В. Ф. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса.- СПб.: тип. т-ва Кушнерев и К., т-во скоропеч. А. А. Левенсона, 1870.
  76. О.М. Илья Муромец и богатырство киевское. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса Ореста Миллера.- СПб.: тип. Н. Н. Михайлова, 1869.
  77. О.М. Опыт исторического обозрения русской словесности.- Ч. I.- СПб.: тип. Н. Н. Михайлова, 1865.
  78. Мифологические представления в народном творчестве / Рос. Ин-т искусствознания. Ред. состав П. М. Гамзатова, О. А. Пашина.-М., 1993.
  79. Мифологический словарь. Гл. ред. Е. М. Мелетинский.- М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия" — «Лада-Маком», 1992.
  80. И. А. Женитьба добра молодца: Происхождение и типология традиционных молодёжных развлечений с символикой «свадьбы"/"женитьбы». — Государственный республиканский центр русского фольклора- Изд-во «Лабиринт», 1998.
  81. С.Ю. Время и пространство в былине И Славянский фольклор: Сборник статей. Отв. ред. Б. Н. Путилов и В. К. Соколова.- М.: Наука, 1972.
  82. С.Ю. К вопросу об описании «эмоциональной реакции» былинного персонажа // Сборник статей по вторичным моделирующим системам.- Тарту, 1973.
  83. Т.А. Эпическое сватовство и свадебный обряд // Русский фольклор. Ред. коллегия: С. Н. Азбелев, А. А. Горелов идр.- Т. ХХ1У: Этнографические истоки фольклорных явлений.-Л.: Наука, 1987.
  84. И.Я. Традиционные и индивидуальные элементы в стиле былин // Русский фольклор.- Т. XII: Из истории русской народной поэзии.- Л.: Наука, 1971.
  85. М.М. Взаимосвязи русского и украинского героического эпоса.- М.: Изд-во АН СССР, 1963.
  86. В.Я. Исторические корни волшебной сказки.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
  87. В.Я. Морфология сказки.- М.: Наука, 1969.
  88. В.Я. Русский героический эпос.- М.: Гослитиздат., Ленингр. отд-ие, 1958.
  89. В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи / В. Я. Пропп. Сост., ред., предисл. и примеч. Б. Н. Путилова, АН СССР, Ин-т востоковедения.- М.: Наука, 1976.
  90. Путилов Б. Н Время мифологическое // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии.- Минск: Наука и техника, 1993.
  91. .Н. Героический эпос и действительность.- Л.: Наука, 1988.
  92. .Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора.- Л.: Наука, 1976.
  93. .Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти В. Я. Проппа (1895−1970). Сост. Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов.-М.: Наука, 1975.
  94. .Н. Об историзме русских былин // Русский фольклор. Ред. коллегия А. М. Астахова, В. Г. Базанов, Б. Н. Путилов и др.- Т. Х: Специфика фольклорных жанров.- Л.:1. Наука, 1966.
  95. Путилов Б. Н О типологической преемственности в эпосе славянских народов // Межславянские культурные связи, — М.: Наука, 1971.
  96. .Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование.- М.: Наука, 1971.
  97. .Н. Эпос и обряд // Фольклор и этнография. Обрядыи обрядовый фольклор. Сб. статей. Отв. ред. Б. Н. Путилов.-JI.: Наука, 1974.
  98. И.В. Якутский героический эпос. Олонхо: Основные образы.- М.: Изд-во АН СССР, 1962.
  99. .А. Древняя Русь: Сказания Былины — Летописи,-М.: Изд-во АН СССР, 1963.
  100. .А. Исторические судьбы праславян // История, культура, этнография и фольклор славянских народов.- Загреб1. Любляна, сент. 1978.
  101. .А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв..-М.: Наука, 1982.
  102. .А. Язычество древней Руси / АН СССР. Отд-ие истории. Ин-т археологии.- М.: Наука, 1987.
  103. .А. Язычество древних славян.- М.: Наука, 1994.
  104. Е.А. Рязанская свадьба: Исследования местного обрядового фольклора.- Рязань: Серия «Рязанский этнографический вестник», 1993.
  105. Е.А. Тема смерти в свадебных корильных песнях (на материале Рязанской области) // «Этнографическое обозрение». — 1993.- № 4.
  106. В.В. Происхождение и ранняя история славян.- М.: Изд. АН СССР, 1979.• 111. Селиванов Ф. М. Искусство изображения внутреннего мирачеловека в былинах // Фольклор как искусство слова. Сб. статей под ред. Н. И. Кравцова. Вып. 2.- М.: Изд-во МГУ, 1969.
  107. Ф.М. К вопросу об изображении времени в былинах // Русский фольклор. Отв. ред. А. А. Горелов.- T. XVI: Историческая жизнь народной поэзии.- JL: Наука, 1976.
  108. Саратов: В. З. Яксанов, 1924.
  109. Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне / Отв. Ред Н. И. Толстой.- М.: Наука, 1986.
  110. Славянский и балканский фольклор. Реконструкциядревнеславянской духовной культуры: Источники и методы / АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики / Отв ред. Н. И. Толстой.- М.: Наука, 1989.
  111. Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал / Рос. АН, Ин-т славяноведения и балканистики. Отв ред.• Н. И. Толстой.- М.: Наука, 1994.
  112. Ю.И. Материалы к изучению русской эпическойпоэзии Сибири и Дальнего Востока // Русский фольклор. Ред. коллегия: С. Н. Азбелев, А. А. Горелов и др.- T. XXVI: Проблемы текстологии фольклора.- Л.: Наука, 1991.
  113. Ю.И. Славянские эпические традиции. Проблемыэволюции.- М.: Наука, 1974.
  114. В.Г. Героические былины о Добрыне Никитиче.-Автореферат.- М., 1966.
  115. В.Г. Былина о Дунае // Славянский фольклор и историческая действительность. Отв. ред. А. М. Астахова.- М.: Наука, 1965.
  116. А.И. Заметки о собственных именах // Материалы и исследования в области слав, филологии и археологии.Т. 88.-СПб.: изд-во Имп. Академии наук, 1910.
  117. .М. Непра-река в русском эпосе.- СПб.: Отдельный оттиск из «Известий отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук». — T.XVI.- Кн. 3, 1912.
  118. .М. Эпические сказания о женитьбе князя Владимира // Учёные записки гос. Саратовского Университета.- T.I.- Вып. 3.- Саратов, 1923.
  119. В.В. Происхождение русских былин // Вестник Европы.- №№ 1−4, 6−7.- СПб., 1868.
  120. Н.Ф. К вопросу о влиянии греческого и римского свадебного ритуала на малорусскую свадьбу // Киевская старина.-Киев, 1886.
  121. Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских.-Харьков: Тип. И. В. Попова, 1881.
  122. Н. Ф. Религиозно-мифическое значение малорусской свадьбы // Киевская старина.- Киев, 1885.
  123. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. Поэтика и стилистика / Ред. В. М. Гацак.- М.: Наука, 1980.
  124. Н.И., Толстая С. М. Заметки по славянскому язычеству // Русский фольклор. Отв. ред. А. А. Горелов.- T.XXI.: Поэтика русского фольклора.- Л.: Наука, 1981.
  125. Н. «Пересмотр» русских былин о сватовстве // Журнал министерства народного просвещения.- СПб.- № 6.
  126. П.Д. Атрибуции русских былин,— М.: Изд-во МГУ, 1970.
  127. Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования /
  128. АН СССР. Науч. совет по фольклору, Ин-т мир. Лит-ры. Отв. ред. В. А. Бахтина, В. М. Гацак.- М.: Наука, 1991.
  129. И.Я., Юдин Ю. И. Былинная история: Работы разных лет / Под ред. К. В. Чистова.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1997.13 7. Халанский М. Е. Великорусские былины Киевского цикла.-Варшава, 1885.
  130. М.Е. К былине про Дюка Степановича // Русский филологический вестник.- № 4.- Варшава, 1891.
  131. М.Е. Южнославянские сказания о кралевиче Марко: В 3-х тт.- Варшава, 1893−1895.
  132. Н.Г. Опыт изучения эпической памяти: на материалебылин // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика / Отв. ред. В. М. Гацак.- М.: Наука, 1980.
  133. В.И. Школы сказителей Заонежья.- М., 1982.
  134. Н.В. Русская женщина в народном эпосе и лирике.-Воронеж: Тип. В. И. Исаева, 1903.
  135. E.H. Из истории женской личности в России: Лекции и статьи.- СПб.: Тип. Б. М. Вольфа, 1914.
  136. Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство).-М.: Наука, 1975.
  137. Ю.И. Типы героев в героических русских былинах // Русский фольклор. Отв. ред. А. А. Горелов.- T. XIV: Проблемыхудожественной формы.- Д.: Наука, 1974.
  138. Архив Архив московского государственногоуниверситета им. М. В. Ломоносова, кафедра фольклора.
  139. Б.К. Былины М. С. Крюковой. / Зап. и ком. Э.
  140. Бородина и Р.С.Липец- Ввод. Статья Р. Липец- Ред. и предисл. Ю. М. Соколова.- М.: Изд-ие Гос. лит. Музея, 1939.- (Летописи Гос. лит. Музея.-Кн. 6).
  141. Б.П. и З. Б. Былины Печоры и Зимнего берега (новыезаписи)/ Отв. ред. А. М. Астахова.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
  142. Б.П. К. Былины Пудожского края/ Подг. текстов, вст. ст. и прим. Г. Н. Париловой, А.Д.Соймонова- Предисл. и ред. А. М. Астаховой.- Петрозаводск: Гос. изд-во К-Ф ССР, 1941.
  143. Б.С. Былины Севера. / Зап., вст.ст. и коммент. А. М. Астаховой.- Т. 1, — Под ред. М. К. Азадовского.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1938 Т.2.- Под ред. В.П.Адриановой-Перетц.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.
  144. Гильф. Онежские былины, записанные
  145. А.Ф.Гильфердингом летом 1871 г.: В 3-х т. / Отв. ред. А. М. Астахова.- Изд.4-е: Т.1.- М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1949- Т.2.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950- Т.З.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.
  146. Григ. Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг. снапевами: В 3-х т.- T. l: М.: Изд-ие Имп. Академии наук, 1904- Т.2: Прага, 1939- Т. З: СПб.: Изд-ие Имп. Академии наук, 1910.
  147. Гул. Былины и песни Южной Сибири. Собрание С. И. Гуляева / Под ред. В. И. Чичерова,-Новосибирск: Обл. гос. издание, 1952.
  148. Джангар. Джангар. Калмыцкий героический эпос/Пер. Н. Ц. Биткеева и др.- М.: Наука, 1990.
  149. И.Ф. Из истории русской фольклористики: Сб. науч.трудов.- Вып. 4−5 / Отв. ред. А. А. Горелов.- СПб.: «Дмитрий Буланин», 1998. (Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский Дом) РАН).
  150. Калевала — Калевала: Карело-фин. нар. эпос / Собрал и обработал Э.Леннрот.- JL: Лениздат, 1984.
  151. К.Д. Древние российские стихотворения, собранные
  152. Киршею Даниловым / Под ред.А. А. Горелова. СПб. «Тропа Троянова», 2000. (изд.1 М., 1804- изд. Н -М., 1818).
  153. Кир. Песни, собранные П. В. Киреевским / Изданы
  154. Обществом любителей российской словесности.-Вып.З.- М.: Тип. А. Семена, 1861.
  155. Круглов Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб.
  156. М.: Изд-во Моск. высших женских курсов, 1908.
  157. Нарты Нарты. Кабардинский эпос/ Пер. В. Звягинцевой и др.- М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1994.1. Кун-Леон. 1. Марк. 1. Мил.
  158. Онч. Печорские былины. / Сост. Н. Е. Ончуков.- СПб.: Типография Н. Соколова и В. Пастор, 1904.
  159. Песни Песни: Лирика русской свадьбы / Изд-е подг.
  160. Н.П.Колпакова.- Л.: Наука, 1973.
  161. Р.Б. Русские былины старой и новой записи. / Под ред.акад. Н. С. Тихонравова и проф. В. Ф. Миллера.- М.: Скоропечатня А. А. Левенсон, 1894. (Этногр. Отдел Имп. Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии).
  162. Свадеб, обряд Русский народный свадебный обряд / Подред. К. В. Чистова и Т. А. Бернштам.- Л.: Наука, 1978.
  163. Рыб. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым: В 3-х т. /
  164. Под. ред. А. Е. Грузинского.- Изд.2-е: Т.1.-М.: изд-ие фирмы «Сотрудник школ», 1909- Т.2.-М.: изд-ие фирмы «Сотрудник школ», 1910- Т.З.- М.: изд-ие фирмы «Сотрудник школ», 1910.
  165. Р.Э.П. К. Русские эпические песни Карелии/ Изд. подг. Н. Г. Черняева.Науч. ред. Б. Н. Путилов,-Петрозаводск: «Карелия», 1981.
  166. Сказки Перм. губ. Великорусские сказки Пермской губернии. С приложением башкирских сказок и одной мещерякской. Сборник
  167. Д.К.Зеленина.-Пг., 1914.- (Зап. Имп. Рус. Геогр. Общества. По отделению этнографии.- Т. ХЫ).
  168. Сок. — Онежские былины. / Подбор былин и науч. редакция текстов Ю.М.Соколова- подг. текстов к печати, прим., словарь В. И. Чичерова.- М.: Изд-ие Гос. лит. музея, 1948.- (Летописи Гос. лит. музея.- Кн. 13).
  169. ТЭО — Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 г. А. В. Марковым, А. Л. Масловым и Б. А. Богословским.- Часть 2: Терский берег Белого моря, — Труды музыкально-этнографической комиссии, — Т. 16.- М., 1911.
Заполнить форму текущей работой