Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление формированием бюджета региона, обеспечивающего сбалансированность доходов и расходов на социальные нужды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По определению понятие и термин управление в экономике и общей теории управления применяется в двух аспектах. В первом случае он относится к системе управления как функции управления и во втором — как к процессу управления. В этой связи эффективность управления бюджетным процессом существенным образом будет зависеть от управляющего воздействия. Это воздействие должно быть экономическим механизмом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Система управления формированием бюджета региона
  • 1.1. Основные определения системы управления при формировании бюджета региона
  • 1.2. Этапы реализации системы управления качеством бюджетного процесса региона
  • 1.3 Промышленный потенциал Вологодской области, как основа формирования бюджета
    • 1. 4. Бюджетное устройство Вологодской области, как субъекта Российской Федерации
  • Глава 2. Методика формирования бюджета региона
    • 2. 1. Экономические параметры промышленности региона
    • 2. 2. Последовательность расчёта исходных данных к бюджету региона
    • 2. 3. Структура доходной части бюджета
  • Глава 3. Формирование бюджета региона, обеспечивающего сбалансированность доходов и расходов на социальные нужды
    • 3. 1. Разработка структуры расходной части бюджета
  • 3.2. Последовательность формирования расходной части областного бюджета
    • 3. 3. Разработка законодательных инициатив по развитию малого бизнеса в социальной сфере региона

Управление формированием бюджета региона, обеспечивающего сбалансированность доходов и расходов на социальные нужды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Сегодня в России проблема управления бюджетным процессом на региональном уровне очень актуальная. Существующая практика формирования бюджета вне системы управления качеством приводит к необоснованным перекосам в финансировании различных направлений расходов на потребительские нужды и реализацию инвестиционных программ. Проблема усугубляется ещё и тем, что, например, в Вологодской области более 80% районов являются дотационными и более 50% бюджета направляются на покрытие дефицита бюджета этих регионов. В свою очередь эти регионы, пользуясь законом о самоуправлении, расходуют эти средства без учёта целостной социальной политики области и приоритетов в социальной сфере.

По определению понятие и термин управление в экономике и общей теории управления применяется в двух аспектах. В первом случае он относится к системе управления как функции управления и во втором — как к процессу управления. В этой связи эффективность управления бюджетным процессом существенным образом будет зависеть от управляющего воздействия. Это воздействие должно быть экономическим механизмом и алгоритмом в управлении бюджетным процессом региона. Бюджет региона является Законом. В свою очередь Закон — это стандарт, подлежащий безусловному исполнению без импровизаций. Не будет большим преувеличением сказать, что само выживание региона и его развитие существенным образом зависят от эффективно работающей системы управления качеством бюджетного процесса, обеспечивающей стандартизацию при формировании и исполнении доходной и расходной статей. Правительство Российской Федерации проводит важнейшие реформы. Программой реформ предусмотрено принять Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации на 1999 г. и на период до 2001 г.» С этой целью Законодательное Собрание Вологодской области совместно с исполнительными органами власти взялось за проведение важнейших новаций в сфере управления бюджетным процессом. Принят Закон Вологодской области «Об инвестиционной деятельности на территории Вологодской Области» и ряд других Законов, направленных на повышение эффективности бюджетного процесса.

В этой связи разработка системы управления качеством формирования бюджета региона и управляющего воздействия, обеспечивающего сбалансированность доходов и расходов на социальные нужды, является весьма актуальной задачей.

Разработанность темы. Основополагающие вопросы развития финансовой и налоговой систем получили большое отражение в научных трудах многих зарубежных экономистов: Буагильберга Г., Смита А., Рикардо Д., Сэя Ж. Б., Pay Г., Векселя К., Тибольда Р., Пичлера Дж., Кейнса Дж. М., Гэлбрейта Дж., Фридмена М. и других.

Большое внимание проблемам налогообложения уделили русские экономисты Посошков Г. Н., Тургенев Н. И., Витте С. Ю., Озеров И. X., Янжул И. И., Яснопольский И. .П. и другие.

Многие вопросы межбюджетных отношений, финансов, налогов получили развитие в работах Бухарина Н. И., Струмилина С. Г., Островитянова К. В., Кронрода А. Я., Бирмана А. М., Аллахвердяна Д. А., Шеремета А. В. и других экономистов.

С начала 90-х годов, с переходом к рыночной экономике в России, значительное внимание вопросам регулирования и управления, формированиям новых бюджетных систем в Федерации и регионах уделяют: Иванов В. В., Иванова В. Н., Игудин А. Г., Илларионов А. А., Котёлкин В. И., Кузнецов Ю. В., Лайкам К. Э., Лексин В. Н., Павлова Л. И., Потемкин В. К.,.

Балабанов И.Т., Пригарин В. С., Птицын В. И., Поляк Г. Б., Радионова В. М., Рохчин В. Е., Румянцев А. А., Рыбаков Ф. Ф., Рязанов В. Г., Филиппов А. И., Чекалин B.C., Яндиев М. И. и другие. В исследованиях последних лет разработаны основы бюджетной и налоговой политики, межбюджетных отношений, экономического федерализма в условиях перехода к рыночной экономике.

Однако многие вопросы остаются недостаточно исследованными. Среди нихосновные направления совершенствования системы управления качеством бюджетного процесса на региональном уровне.

Это обстоятельство обусловило необходимость дальнейших исследований рассматриваемой проблемы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются существующие системы управления бюджетным процессом на уровне субъекта Российской Федерации и отношения между органами власти разных уровней по бюджетным вопросам. Предметом исследования является система управления формированием и исполнением бюджета региона.

Цель и задачи исследования

Анализ системы формирования доходной и расходной частей бюджета региона показал большую разницу (до 30%) плановых и исполненных параметров. При этом имеет место необоснованный перекос в финансировании статей потребительского и инвестиционного блока расходов бюджета. Поэтому, целью исследований явилось разработка методов и системы управления качеством формирования бюджетного процесса региона, как составной части системы управления на уровне субъекта Российской Федерации.

Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи: -обосновать возможность использования концепций и алгоритма общей теории системы управления качеством в системе управления бюджетным процессом региона;

— разработать и обосновать системный метод расчёта доходной части бюджета;

— разработать и обосновать системный метод формирования расходной части бюджета;

— обосновать структуру бюджета, обеспечивающую сбалансированность его доходов и расходов;

— обосновать формы и методы взаимоувязанного комплексного использования выявленных элементов механизма регулирования межбюджетных отношений с районами региона;

— рассмотреть роль бюджета региона в развитии его экономики в современных условиях;

— предложить основные направления и методы развития предпринимательства в современных условиях.

Научная новизна.

Научная новизна работы заключается в разработке управляющих воздействий к системе управления качеством бюджетного процесса на уровне субъекта Российской Федерации.

Научная новизна работы определяется также выполнением тех задач, которые были выдвинуты как целевые.

В работе, на основе исследований существующих форм, методов и результатов формирования и исполнения регионального бюджета: 1. обоснована необходимость использования в бюджетном процессе элементов общей системы управления качеством как подсистемы управления экономикой региона;

2 систематизированы и разработаны методы расчёта доходной и расходной частей бюджета региона, позволяющие формировать и контролировать исполнение бюджета по единой структуре;

3 в рамках подсистемы управления качеством бюджетного процесса, обоснована объективная необходимость в качестве управляющих воздействий структурировать расходную часть бюджета по трём блокампотребительский, инвестиционный и расходы на управление, с закреплением налоговых доходов за соответствующими блоками расходов- 4 выделены основные направления совершенствования системы предпринимательства в социальной сфере региона;

5. разработаны рекомендации (с. 126−128) по наполнения доходной части бюджета региона на основе развития малого предпринимательства, включая народные, художественные промыслы;

6. на основе анализа налоговых поступлений от промышленных предприятий, установлены прогнозные показатели для планирования доходной части бюджета региона. Предложены модели для расчётов доходной и расходной частей бюджета.

Практическая значимость результатов исследования.

Проведенное исследование позволило разработать методические рекомендации по формированию бюджета региона.

Практическая апробация рекомендаций была проведена в ходе формирования консолидированного бюджета Вологодской области на 1998, 1999 и 2000 годы.

Обоснованные в диссертационном исследовании методические рекомендации могут быть предложены к внедрению в других субъектах Российской Федерации.

Научная апробация результатов исследования.

Вопросы, рассматриваемые в диссертационном исследовании, неоднократно представлялись автором на рассмотрение и совместное обсуждение на многочисленных научных конференциях.

Основные принципы формирования бюджета Вологодской области были доложены автором на конференции «Формы работы законодательных органов власти в сфере социальной политики», 05 ноября 1998 г г. Петрозаводск.

Рекомендации по формированию бюджета Вологодской области и доли социальных расходов в нём, вторая Российская научно-практическая конференция «Проблемы стратегии и тактики регионального развития», 1−2 апреля 1999 г., г. Вологда.

Методические рекомендации к формированию бюджета" - Ведомости Законодательного Собрания Вологодской области декабрь 1999 г, г. Вологда.

Проблемы формирования регионального бюджета" - Актуальные проблемы менеджмента в России на современном этапе: управление в условиях социально-экономического кризиса. Тезисы докладов научно-практической конференции. С-Петербург, 26−27 ноября 1999 г. 4.

1 .Разработаны управляющие воздействия к подсистеме управления бюд жетным процессом региона. На основе анализа и исследований динамики изменения объективных эко номических параметров региона, являющегося субъектом Российской Фе дерации, установлены закономерности и факторы развития его промыш ленного производства. Показано, что объём промышленного производства и уровень рентабельности с 1995 г. ежегодно возрастают на 16%. Основ ные фонды промышленных предприятий и доля затрат на продукцию оста вались эти годы неизменными. Инвестиции в производство были, в основ ном, финансовые и осуществлялись на 60% за счёт средств самих предпри ятий. В бюджете Вологодской области основную долю, то есть 72%, занимают платежи промышленности области. При этом, платежи чёрной ме таллургии составляют 36,3%, химической промышленности -15,4%, лес ной, деревообрабатываюш, ей и целлюлозно-бумажной промышленности 6,5%, пищевой промышленности -5%, электроэнергетики — 3,1%. Основная доля, 75% в прибыли приходится на металлургическую промышленность области. На основе анализа экономических закономерностей сформулированы принципы структуры и формирования бюджета региона. Методика оценки эффективности регионального бюджета в оценке эффективности реализа ции социальной и инвестиционной политики принята Законодательным Собранием и Администрацией Вологодской области. Суть разработанных управляющих воздействий в управлении бюджетным процессом региона заключается в следующем. Предложено доходную и расходную части бюджета формировать в следующей последовательности (§.§.2.5. и 3.3).• Рассчитывается по разработанным эмпирическим закономерностям объём и уровень рентабельности промышленного производства.• Рассчитывается прибыль с учётом объёма экспортной продукции и кур са $США. • Рассчитывается налог на прибыль в бюджет области и областной бюд жет.• Налоговая составляющая бюджета области и областного бюджета оп ределяют из условия следующих соотношений: в бюджете области налого вая составляющая равна 50%, а в областном — 72,5% .• Неналоговые составляющие бюджетов определяются по существующим методикам.• Расходную часть бюджета формируют в три блока в следующих долях средств: Потребительский блок — 45%- Инвестиционный блок — 35%- Блок расходов на управление — 20%. Причём, дотации районам и городам облас ти предложено формировать в долях от указанных блоков.• Предложено закрепить налоги за блоками. Подоходный налог с физиче ских лиц — 100% направить на первый блок расходовНалог на прибыль пропорционально разделить между первым и вторым блокамиНалог на имущество предприятий — 100% закрепить за инвестиционным блокомАкцизы и НДС закрепить за третьем блоком расходов.2.Исследования структуры доходной части бюджета области за пять лет показали, что сумма долей четырёх основных налогов (налог на прибыль, налог на имущество предприятий, подоходный налог с физических лиц и НДС) с достаточной для практики точностью ±1,5% составляют в бюджете области 82%, а в областном бюджете — 94%. Соответственно, налог на при быль 50% и 72,5%, налог на имущество предприятий 8% и бУо, подоход ный налог с физических лиц 14% и 1,5%- НДС соответственно — 10% и.

14%.Эти соотношения дают возможность оперативно оценивать динамику образования и исполнения бюджета региона.3.Исследования структуры расходной части бюджета позволили устано вить закономерности долей статей расходов. Результаты исследований приведены в таблице 3.2. Эти результаты позволяют оперативно оценить правомерность и сбалансированность расхода бюджетных средств по статьям.4.Исследования в бюджетной деятельности региона и методика формиро вания доходной и расходной статей явились исходными для разработки и формирования программы законотворческой деятельности в области инве стиций в социальную сферу экономики. Показано, что активной и одно временно эффективной формой развития социальной сферой региона явля ется экономические механизмы управления малым предпринимательством во всех сферах деятельности. Представлена разработанная концепция развития малого предпринимательства в образовании, здравоохранении, куль туре, искусстве и спорте. В результате выполненных исследований решена поставленная в диссер тации задача, а именно, разработан экономический механизм управления формированием бюджета региона, обеспечивающего сбалансированность доходов и расходов на социальную сферу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АРХИВНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ 2503.0 1748.0- 70%
  2. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 2752.0 910.0- 33%в том числе: 41 геологоразведочные работы 2752.0 910.0-
  3. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ИПРИРОДНЫХ. РЕСУРСОВ 15 798.0 2843.0- 18%в том числе: 61. государственная инспекция по маломерным судам 312.0 144.0-
  4. МП «Подводник» 209.0 89.0−63.управлению охотничьего хозяйства 360.0 330.0−64.расходы, связанные с воспроизводством лесов 14 917.0 2280.0- 15,3%
  5. ТРАНСПОРТ 8000.0 7288.0- 91,1%
  6. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 4075.0 2253.0- 55,3%
  7. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 3490.0 3287.0- 94,1%
  8. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 40 550.0 32 376.0- 80%в том числе: 121. культурно-просветительные учреждения 39 900.0 31 793.0- 80%122.кинофикация 550.0 484.0- 88%123.областная писательская организация 100.0 99.0- 99%
  9. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 9439.0 9418.0- 100%ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗКУЛЬТУРА 149 050.0 141 549.0- 95%в том числе: 141. здравоохранение 125 350.0 123 617.0- 98,6%из них: 142. областная детская больница 26 767.0 22 394.0- 83,7%
  10. З.Госсанэпиднадзор 1100.0 250.0- 22,7%144.физическая культура и спорт 22 600.0 17 682.0- 78,2%из них: 145. на развитие в районах области 3000.0 1228.0-
  11. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА 1000.0 515.0- 51,5%
  12. ФОНД РАЗВИТИЯ 10 000.0 9084.0- 90,8%1 8 ФОНД НЕПРЕДВИДЕННЫХ РАСХОДОВ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ 3000.0 2352.0- 78,4%19 ФОНД ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 281 734.8 281 734.8- 100%
  13. СУБВЕНЦИЯ г. ВОЛОГДЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИЙОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА 8000.0 8000.0- 100%
  14. ВОЗВРАТ КРЕДИТОВ И УПЛАТА ПРОЦЕНТОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕДИТАМИ 81 748.070279.0-
  15. КОМПЕНСАЦИЯ ПО УДОРОЖАНИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖСК, ПЕРЕДАННЫЕ БЮДЖЕТУ г. ВОЛОГДЫ 463.0 462.0-
  16. СРЕДСТВА НА ПОГАШЕНИЕ СЕРТИФИКАТОВ ' ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ, ПЕРЕДАННЫЕ ДЕПАРТАМЕНТАМ: СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТОПЛИВА И ЖКХ 248.0 100.0-
  17. НА КОМПЕНСАЦИЮ РАСХОДОВ РАЙОНАМ И ГОРОДМ ПО ПРИНЯТОМУ В 1996—1997 гг. ЖИЛОМУ ФОНДУ 10 432.0 10 432.0-
  18. ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ФОНД 5000.0 0.0- 27 ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ДОРОЖНОМУ ФОНДУ 6970.0 6070.0- ИТОГО: 1 496 688.7 1 302 247,8 87%
  19. ССУДЫ БЮДЖЕТАМ РАЙОНОВ 0.0 67 323.0-
  20. ВЗАИМНЫЕ РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТАМИРАЙОНОВ И ГОРОДОВ 0.0 3620.0-
Заполнить форму текущей работой