Актуальность темы
исследования. Итоги более чем десятилетнего периода трансформации российской экономики показали, что одной из причин низкой эффективности работы рыночных механизмов является неразвитость институциональной среды. Необходимость учета трансак-ционных издержек и оценка их влияния на воспроизводственный процесс продиктована усложнением экономических отношений, усилением, наряду с технологическими факторами, значимости институциональных факторов экономического развития. Концепция трансакционных издержек достаточно широко разрабатывается в зарубежной литературе, а в последние годы все чаще используется в исследованиях отечественных экономистов.
Поиск информации, ведение переговоров, составление договоров, оценка свойств обмениваемых благ, спецификация прав собственности, предотвращение возможностей оппортунистического поведения в действительности требуют значительных издержек, и от того, какая доля данных издержек приходится на единицу обмениваемого блага, в конечном итоге зависит эффективность и конкурентоспособность, как отдельных экономических субъектов, так и национальной экономики в целом.
Среди основных характеристик, отражающих несовершенство институциональной среды в России, можно выделить высокие издержки спецификации и защиты прав собственности, значительные административные барьеры, противоречивость законодательной базы, низкий уровень корпоративного управления, неравные условия конкуренции, высокий уровень налогообложения, высокую долю теневого сектора, общую экономическую неопределенность, — все это в значительной мере увеличивает предпринимательские риски, уменьшает деловую активность и инвестиционную привлекательность российской экономики. В связи с этим, необходима активизация государственной политики в направлении совершенствования институциональной среды и, в частности, разработки конкретных механизмов снижения трансакционных издержек.
Ф В настоящее время снижение трансакционных издержек является одной из наиболее актуальных задач модернизации национальной экономики России, важнейшим условием ее устойчивого развития, а ее ре- «шение требует серьезного теоретического обоснования, учитывающего специфику современного этапа развития российской экономики.
Степень разработанности проблемы. Исследование трансакционных издержек в зарубежной экономической литературе выделяется в отдель.
• ную теорию трансакционных издержек, которая является частью более общей институциональной теории. Среди исследователей институциональной экономики следует отметить таких авторов как Г. Беккер, Дж. Бьюкенен, Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, Л. Дэвис, Дж. Коммонс, У. Меклинг, К. Менар, П. Милгром, Г. Мюрдаль, Р. Нельсон, У. Николсон, М. Олсон, С. Пейович, Р. Познер, К. Поланьи, Э. Де Сото, Дж. Стиглер, Дж. Стиглиц, Г. Таллок, Л. Тевено, О. Фаворо, С. Чанг, Т. Эггертссон, Ф. Эмар-Дюверне, К.Эрроу. Наибольший вклад в развитие теории трансакционных издержек внесли такие исследователи как А. Алчиян, И. Барцель, Г. Демсец, Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон, Дж.Уоллис.
Среди отечественных экономистов проблемы институциональной экономики и трансакционных издержек рассматривают А. Аузан, Е. Балацкий, Б. Ерзнкян, Р. Капелюшников, П. Крючкова, А. Ляско, С. Малахов, А. Олейник, В. Полтерович, В. Радаев, В. Тамбовцев, А. Шаститко, М.Юдкевич. Следует отметить попытки количественной оценки трансакционных издержек в национальной экономике, предпринятые В. Кокоревым, М. Узяковым, А. Блохиным, А.Бурковым.
Также следует указать ряд отечественных экономистов, в работах которых исследуются актуальные вопросы функционирования национальной экономики, особенности трансформационных процессов, в том числе с рассмотрением институциональных аспектов: С. Авдашева,.
С.Глазьев, В. Дементьев, Т. Долгопятова, А. Дынкин, Р. Евстигнеев, В. Кириченко, Г. Клейнер, Д. Львов, В. Маевский, В. Макаров, А. Нестеренко, Р. Нуреев, Ю. Ольсевич, Я. Паппэ, Н. Розанова, Я. Сергиенко, А.Яковлев.
Вместе с тем, следует отметить недостаточную разработанность подходов к исследованию механизмов снижения трансакционных издержек в национальной экономике, а также вопросов практического применения теории трансакционных издержек при выработке соответствующих мер государственной экономической политики.
Целью работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по формированию механизма снижения трансакционных издержек в национальной экономике России.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
— уточнить понятие и рассмотреть содержание трансакционных издержек;
— определить факторы роста трансакционных издержек в национальной экономике России;
— проанализировать адаптационные реакции экономических субъектов в условиях высоких трансакционных издержек;
— обозначить принципы вмешательства государства в экономику с точки зрения решения задачи снижения трансакционных издержек;
— обосновать направления государственной политики по снижению трансакционных издержек;
— определить принципиальные подходы к осуществлению институциональных изменений в национальной экономике.
Объектом исследования являются трансакционные издержки в национальной экономике.
Предметом исследования являются условия и способы снижения трансакционных издержек в национальной экономике.
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании условий и способов снижения трансакционных издержек в национальной экономике России.
Основные результаты научного исследования, полученные автором диссертации и выносимые на защиту, заключаются в следующем:
— проведено исследование трансакционных издержек с точки зрения двойственности их природы, показано их различное влияние на воспроизводственный процесс, что позволило обосновать необходимость осуществления инвестиций в трансформацию институтов и охарактеризовать увеличение трансакционных издержек в связи с проведением институциональной трансформации как нормальное явление;
— произведена структуризация объекта исследования через определение содержания трансакционных издержек фирмы в зависимости от субъектов взаимодействия;
— осуществлена спецификация факторов возникновения рынков трансакционных услуг и разграничение данных рынков в зависимости от стагнационной или системообразующей природы трансакционных издержек, что позволило сделать вывод о необходимости ликвидации рынков первого типа и осуществление целенаправленного развития рынков второго типа;
— обоснована необходимость дифференцированного снижения трансакционных издержек через разделение рынков на типовые и специфическиепоказано, что типовые рынки в условиях высоких трансакционных издержек имеют значительные преимущества в развитии по сравнению со специфическими рынками;
— разработана логическая схема адаптации экономических субъектов к высоким трансакционным издержкам, обеспечивающая возможность комплексной оценки формирования различных типов рынков и выработки адресных рекомендации по снижению трансакционных издержек со стороны государства;
— разработаны требования к организации институциональных изменений в национальной экономике, направленных на исключение возможности попадания воспроизводственной системы в институциональную ловушку.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую базу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области институциональной теории и теории государственного сектора экономики. В процессе исследования применялись диалектический метод, системный подход, методы научной дедукции и индукции, абстрактно-логический метод, метод аналогии, факторный анализ, статистические методы.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, аналитические материалы Правительства РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, данные Государственного комитета по статистике РФ, монографическая литература и периодическая научная печать, материалы научно-практических конференций.
Практическая значимость работы. Автором предложены направления и способы снижения трансакционных издержек в национальной экономике. Результаты исследования могут быть использованы при выработке государственной экономической политики, подготовке нормативно-правовых актов, разработке государственных целевых программ. Практическая значимость работы обусловлена также возможностью использования основных ее положений в преподавании таких учебных дисциплин как «Экономика общественного сектора» и «Государственное регулирование национальной экономики».
Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались автором на научно-практических конференциях (Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления — 2002», Москва, ГУУ, 2002 г.- 18-ая Всероссийская научна конференция молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления», Москва, ГУ У, 2003 г.- 11-й всероссийский студенческий семинар «Проблемы управления», Москва, ГУУ, 2003 г.) и получили положительные отзывы. Общий объем публикаций по теме диссертации составил 1 п.л.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, 1 приложения. В работе содержится 151 страница машинописного текста, 14 таблиц, 8 рисунков, использовано 185 источников.
Заключение
.
Настоящая работа обращает внимание на важность использования I понятия трансакционных издержек при исследовании проблем государственного регулирования национальной экономики и вносит вклад в развитие практического использования категории трансакционных издержек при выработке и осуществлении государственной экономической политики в целях совершенствования институциональной среды националь-^ ной экономики. В результате исследования были определены следующие основные положения:
1. Для экономики России характерен высокий уровень трансакционных издержек и по разным оценкам он достигает от 30 до 50% от ВВП. Рост трансакционных издержек, в первую очередь, обусловлен кардинальной трансформацией воспроизводственной системы, сопровождаю.
• щейся появлением большого числа независимых хозяйствующих субъектов, увеличением затрат на рыночное взаимодействие, поиском новых форм взаимодействия, отсутствием устоявшихся общепринятых стандартов поведения, необходимостью адаптации к рыночной среде, увеличением нагрузки на инфраструктурные сети. Высокие трансакционные издержки отвлекают все видов ресурсов, лишают экономического субъекта возможности эффективного воспроизводства основных фондов, осуществления НИОКР, улучшения качества выпускаемой продукции, совершен* ствования и обновления технологий. Снижение трансакционных издержек в масштабах всей воспроизводственной системы может дать значительные конкурентные преимущества национальной экономике.
2. Изначальное определение трансакционных издержек как издержек функционирования механизма цен в последующем приобрело более широкую трактовку. С нашей точки зрения, при определении трансакционных издержек необходимо разделять саму экономическую категорию и конкретное содержание трансакционных издержек. Таким образом, под трансакционными издержками следует понимать издержки взаимодействия между экономическими субъектами, связанные с созданием, функционированием и изменением институтов, а конкретное содержание трансакционных издержек рассматривать в зависимости от субъектов, с которыми фирма вступает в экономические отношения.
3. Особенностью трансакционных издержек является невозможность точного их подсчета, обусловленная наличием неявных трансакционных издержек, например, времени на приобретение информации, стояние в очередях, которые достаточно сложно выразить в денежном выражении, вместе с тем, данные издержки могут оказывать серьезное влияние на эффективность функционирования воспроизводственной системы. При оценке уровня трансакционных издержек в основном используется сравнительный институциональный анализ, заключающийся в сопоставлении трансакционных издержек при различных способах контрактации. Часть трансакционных издержек можно подсчитать. Как правило, это делается за счет выделения так называемых трансакционных секторов (оптовая и розничная торговля, связь, страхование, финансы, консультационные услуги и т. п.), другая часть может только лишь косвенно измеряться на основе экспертных оценок, опросов предпринимателей.
4. Институты, представляющие собой формальные и неформальные правила игры, уменьшают неопределенность во взаимоотношениях между экономическими субъектами, что стимулирует обмен. С другой стороны, институты, являясь ограничителями, сужают границы обмена. Основная цель институтов — минимизация трансакционных издержек, однако, равные нулю трансакционные издержки свидетельствуют об отсутствии обмена. Данные положения дают возможность рассматривать трансакционные издержки с точки зрения двойственности их природы.
К системообразующим трансакционным издержкам следует отнести издержки институциональных изменений в целях повышения эффективности функционирования воспроизводственной системы, а также издержки поддержания функционирования институтов. Стагнационные трансакционные издержки, в первую очередь, связаны с нечеткой спецификацией прав собственности, а также наличием высоких административных барьеров.
5. Детализированное определение содержания трансакционных издержек и способов их снижения по большей мере целесообразно только на микроуровне и относится к коммерческой функции конкретного предприятия. Однако эффективный рыночный механизм может быть создан только при активном участии государства. Государство имеет значительные возможности с широким набором действенных регулятивных мер, позволяющих снижать трансакционные издержки. Главная функция государства по снижению трансакционных издержек — создание эффективных формальных институтов и действенной системы их поддержания.
6. Отсутствие практики осуществления хозяйственной деятельности в рыночных условиях, противоречие между формальными и неформальными институтами привели к росту теневого сектора, формированию «экономики физических лиц», где огромную роль играют личные связи и патронаж. Персонификация экономических отношений ограничивает выгоды неперсонифицированного обмена. В условиях противоречия формальных и неформальных институтов значительно увеличивается трансакционная нагрузка для легального сектора экономики, происходит институционализация теневой экономики и распространение теневых методов на все общественные взаимоотношения, что, в первую очередь, негативно сказывается на самых незащищенных слоях населения.
7. Ускоренные темпы институциональной трансформации явились одной из основных причин неудовлетворительного состояния институциональной среды, проявляющегося в попадании воспроизводственной системы в институциональную ловушку, неэффективное, но ус.
I тойчивое состояние экономической системы: бартер, коррупция, неплатежи, уклонение от налогов, высокая доля теневого сектора, распространение теневых практик на все сферы общественной жизни, усиление технологической отсталости и сырьевой направленности национальной экономики.
8. Условиями возникновения рынков трансакционных услуг являются: возможность уменьшения эксплицитных трансакционных издерi жек по отношению к имплицитным трансакционным издержкамусложнение трансакционных действийпрактическая возможность выработки технологии оптимизации трансакционных действийустойчивость асимметричности информации между хозяйствующим субъектом и специализированной организацией. Рынки трансакционных услуг обеспечивают денежное выражение трансакционным издержкам. Мониторинг рынков трансакционных услуг позволяет оценивать динамику трансакционных издержек. Возникновение рынков трансакционных услуг можно рассматривать в качестве экономических сигналов, свидетельствующих о высоких имплицитных трансакционных издержках в определенных секторах национальной экономики. Динамика рынков трансакционных услуг, основанных на стагнационной природе трансакционных издержек, позволяет оценивать эффективность принимаемых законодательных норм, а также оценивать эффективность работы государственных органов. Повышение конкуренции на рынках трансакционных услуг — одно из важных направлений снижения трансакционных издержек в национальной экономике.
9. Исследование степени специфичности активов заключается, в первую очередь, в нахождении баланса между сокращением производственных издержек вследствие целевых инвестиций и увеличением риска вследствие оппортунистического поведения сторон. Незначительная специфичность активов способствует осуществлению рыночных закупок, в то время как производство необходимого ресурса собственными силами свидетельствует о значительной специфичности активов. Кроме специфичности активов возможно принятие во внимание специфики распределения и обмена ресурсов, то есть в целом специфики рынка. Типовые рынки характеризуются доступностью информации, низкими издержками оценки качества обмениваемых благ, наличием большого числа самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов, быстрым освоением технологии новыми хозяйствующими субъектами. Специфические рынки характеризуются, в первую очередь, труднодоступностью информации, высокой стоимостью информации, сложностью самостоятельной оценки экономическим субъектом качества обмениваемых товаров, запретительно высокими издержками входа на рынок. Исследование типовых рынков может осуществляться через рассмотрение факторов образования малых предприятий. Характеристикой функционирования специфических рынков может выступать генезис интеграционных процессов в национальной экономике.
10. Формирование того или иного типа рыночных структур можно рассматривать в качестве реакции на высокие трансакционные издержки. Для интеграционных процессов в России характерна преимущественно конгломеративная форма. Это косвенно свидетельствует о желании распределения рисков вследствие несовершенной институциональной среды и высоких трансакционных издержках. Интеграционные процессы в российской экономике во многом обусловлены переходными процессами, адаптацией предприятий к рыночным условиям.
11. Предложенная логическая схема адаптации экономических субъектов к высоким трансакционным издержкам основана на выборе альтернатив, на основе которых получаются агрегированные совокупности, выражающие степень специфичности рынка, определяющие природу трансакционного сектора. В условиях высоких трансакционных издержек экономические субъекты самостоятельно пытаются снизить трансакционные издержки, что обусловлено естественной реакцией рационального экономического агента. Однако, это может привести к попаданию воспроизводственной системы в институциональную ловушку. В связи с чем, следует отметить необходимость активного вмешательства государства в процессы «естественного» снижения трансакционных издержек, невозможность ориентации на естественные тенденции уменьшения трансакционных издержек.
12. Двойственность природы трансакционных издержек, особенности трансформационных процессов, высокая доля теневого сектора, существенное различие условий функционирования рынков различных типов обусловливают необходимость дифференцированного подхода к снижению трансакционных издержек в национальной экономике.
13. Комплексный механизм снижения трансакционных издержек в национальной экономике предполагает выработку идеологии, спецификацию и защиту прав собственности, стандартизацию методов измерения, учета и отчетности, поддержание денежной системы, повышение эффективности правоохранительной деятельности, а также мероприятий, направленных на устранение административных барьеров, информатизацию, создание организаций саморегулирования, создание инфраструктуры рынков трансакционных услуг, поддержку специфических рынков.
14. К основным требованиям институциональных изменений можно отнести: признание определяющей роли государства в процессе институциональных измененийучет издержек институциональной трансформациипроявление заинтересованности государства в экономическом развитиинепротиворечивость формальных институтовсближение формальных и неформальных институтовналичие широкого набора институциональных альтернативравномерное распределение издержек трансформации между экономическими субъектамиучет накопленных знанийотсутствие преференцийпересмотр практики селективного контроля.
Следует отметить, что в последние три года исполнительная власть начинает прислушиваться к доводам институционального подхода и делает соответствующие шаги в направлении совершенствования институциональной среды национальной экономики. Однако предпринимаемые правительством действия являются лишь малой долей того, что необходимо сделать. Для значительного улучшения институциональной среды и увеличения темпов экономического роста необходимы более согласованные и решительные действия.