Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование управления рыночной ориентацией малых предприятий легкой промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Важной составной частью развитой рыночной экономики является малое предпринимательство. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40−50%, а в некоторых отраслях — до 70−80%. Доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе промышленно развитых стран… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы и проблемы малого предпринимательства в России
    • 1. 1. Социально-экономическая роль малого бизнеса в процессе воспроизводства
    • 1. 2. Развитие малого предпринимательства в России
    • 1. 3. Проблемы российского малого бизнеса
  • 2. Анализ развития и проблем малого бизнеса на примере Самарской области)
    • 2. 1. Развитие малого предпринимательства в Самарской области
    • 2. 2. Конъюнктура регионального рынка продукции легкой промышленности
    • 2. 3. Анализ проблем управления малым предпринимательством в легкой промышленности Самарской области
  • 3. Организационно-методические подходы к совершенствованию управления на малых предприятиях легкой промышленности
    • 3. 1. Совершенствование управления рыночной ориентацией на предприятиях малого бизнеса легкой промышленности
    • 3. 2. Организационно-экономические методы совершенствования деятельности малых предприятий
    • 3. 3. Совершенствование государственного регулирования и поддержки малого бизнеса

Совершенствование управления рыночной ориентацией малых предприятий легкой промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важной составной частью развитой рыночной экономики является малое предпринимательство. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40−50%, а в некоторых отраслях — до 70−80%. Доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе промышленно развитых стран, достигает 50%. Предприятиям малого I бизнеса присуща свобода действий, гибкость и оперативность в решениях, дух предпринимательства. Мировой опыт показывает, что малый бизнес позволяет гибко и маневренно заполнять рыночные ниши, которые либо не развиты совсем, либо малы по величине и непривлекательны для средних и крупных предприятий. Без малых фирм, деятельность которых состоит в непрерывном поиске общественных потребностей и в приспособлении к изменяющейся конъюнктуре рынка, потребности рынка будут удовлетворяться не полностью.

Успешное функционирование малых предприятий создает благоприятные условия для оздоровления экономики, для более эффективного функционирования крупных организаций, вносит значительный вклад в создание инноваций, снижает социальную напряженность в обществе.

Значение малого бизнеса подчеркнул на заседании Госсовета РФ Президент России: «Малый бизнес — это по-настоящему большое государственное дело. Чем больше людей втягивается в малый бизнес, тем здоровей экономика России» 1.

1 Путин В. Малый бизнес — это большое государственное дело// Коммерсантъ. 2001. № 233. 21 дек. С. 3.

Рыночное реформирование российской экономики привело к легализации частной коммерческой деятельности. Однако за 16 лет развития малый бизнес не смог достичь уровня малого предпринимательства государств с развитой экономикой. В настоящее время в стране имеется около 900 тыс. малых предприятий, которые производят примерно 12% внутреннего валового продукта. Свыше 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Российское малое предпринимательство характеризуется вынужденной диверсификацией деятельности, ориентацией на производство потребительских товаров и услуг, преимущественным развитием малых предприятий торговли, слабостью менеджмента, наличием недостаточно эффективной поддержки со стороны государственных структур.

Скромные масштабы развития малого бизнеса, его незначительная роль в экономике страны и характер функционирования требуют мер, способных изменить сложившуюся ситуацию.

Одной из проблем развития малого предпринимательства в России являются низкие темпы роста числа малых предприятий в промышленности, падение их удельного веса в общем числе малых предприятий. Кроме того, многие предприниматели в малом бизнесе имеют низкую компетентность принятия решений и испытывают значительные трудности в управлении различными сферами деятельности, в частности сбытом.

Указанные обстоятельства требуют исследования предпринимательства в промышленном малом бизнесе и проблем управления им. Это особенно важно для малых предприятиях легкой промышленности, развитие которых имеет большое социальное значение для промышленных центров с доминированием тяжелой промышленности и предприятий ВПК, в целях обеспечения занятости женщин.

Степень разработанности проблемы. Большой вклад в разработку теории предпринимательства внесли классики экономической теории Й. А. Шумпетер, Р. Хизрич, американские ученые И. Ансофф, П.Ф. Дру-кер, а также современные российские ученые Л. И. Абалкин, А. В. Бусыгин, В. Я. Горфинкель, B.C. Ефремов, П. Д. Половинкин, В. А. Швандар, Ф. И. Шамхалов.

Изучению проблем управления в малом бизнесе посвящены работы Н. Г. Агурбаша, Ю. А. Афонина, Г. Л. Багиева, В. Д. Грибова, Т. П. Данько, А. П. Жабина, Г. Б. Клейнера, Р. Г. Маннапова, М. Н. Рыбиной, И.М. Семе-нушкина, А. А. Шулуса, А. Ю. Юданова, И. П. Южанова.

Однако в российской экономической науке и практике управления малым бизнесом отсутствует дифференцированный подход к предприятиям различных отраслей народного хозяйства как при разработке рекомендаций по совершенствованию их деятельности, так и при оказании государственной поддержки, не учитываются особенности рыночного поведения и рыночной ориентации предприятий.

Отсутствие анализа особенностей рыночного поведения и рыночной ориентации различных групп малых предприятий, функционирующих в легкой промышленности, разработок по совершенствованию управления рыночной ориентацией этих предприятий, потребность в практических рекомендациях свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований по этой проблеме.

Цель диссертационного исследования — анализ проблем управления рыночной ориентацией предприятий малого бизнеса и разработка комплекса мероприятий по их решению.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

— исследовать в теоретическом аспекте особенности предпринимательства в малом бизнесе;

— изучить проблемы развития малого предпринимательства в России и Самарской области;

— выявить наиболее важные сферы управленческой деятельности, представляющие трудности для руководителей малых предприятий;

— установить специфические особенности рыночной ориентации отдельных групп предприятий легкой промышленности;

— рассмотреть основные формы государственной поддержки малого бизнеса и оценить их применение по отношению к предприятиям легкой промышленности;

— оценить ситуацию на региональном рынке продукции легкой промышленности и конкурентные позиции предприятий малого бизнеса;

— рассмотреть возможность использования стратегического планирования и маркетинга в деятельности малых предприятий;

— разработать комплекс организационно-экономических мероприятий по совершенствованию управления на малых предприятиях легкой промышленности.

Предметом диссертационного исследования является процесс управления рыночной ориентацией малых предприятий легкой промышленности.

Объектом исследования являются малые предприятия легкой промышленности Самарской области.

Научная новизна исследования заключается в обосновании нового концептуального подхода к совершенствованию управления рыночной ориентацией малых предприятий легкой промышленности, предлагающего реализацию комплекса мер по следующим направлениям:

— ориентация предприятий на определенные рыночные ниши с широким использованием современных технологий маркетинга ниш;

— совершенствование менеджмента предприятий за счет внедрения и использования возможностей предпринимательского управления и потенциала стратегического планирования, повышения надпрофессио-нальной квалификации предпринимателей, а также формирования региональной ассоциации товаропроизводителей одежды и обуви;

— дифференциация методов государственной поддержки предприятий легкой промышленности на основе учета их особенностей и большой социальной значимости с позиций занятости женщин, обеспечения населения качественными товарами российского производства.

Теоретической и методологической основой диссертации являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, предпринимательства, менеджмента, маркетинга, статистики, а также нормативные документы, регулирующие деятельность малых предприятий в Российской Федерации.

Исследования проводились на основе комплексного подхода к анализу и решению проблем управления рыночной ориентацией малых предприятий легкой промышленности. В качестве эмпирической базы привлечены материалы Госкомстата РФ, результаты сплошного статистического обследования малых предприятий, проведенного Самарским областным комитетом государственной статистики в 1998 г. и 2000 г. Автором работы проведено выборочное обследование малых предприятий легкой промышленности Самарской области с целью выявления проблем управления рыночной ориентацией, собраны и обобщены экспертные оценки специалистов органов государственной поддержки предпринимательства Самарской области. Исследование проводилось с использованием комплекса методов, включающего научное обобщение, экономический анализ, логическое моделирование, кластерный подход, экспертные оценки, методы аналогий, группировок.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования заключается в следующем:

— определены концептуальные подходы к совершенствованию управления рыночной ориентацией малых предприятий;

— разработана классификация малых предприятий легкой промышленности по типу рыночного поведения и особенностям создания;

— обоснована необходимость использования современных технологий маркетинга в деятельности малых предприятий и оказания маркетинговых услуг региональными агентствами поддержки малого бизнеса;

— предложены направления создания отличительных преимуществ для рыночного позиционирования малых предприятий — производителей одежды и обуви;

— обоснована необходимость создания региональных ассоциаций предпринимателей малого бизнеса по отраслевому признаку.

Теоретические и прикладные аспекты диссертации могут быть учтены региональными органами государственной поддержки предпринимательства при разработке программ развития малого предпринимательства, нормативно-правовой документации, направленной на совершенствование управления малым бизнесом. Положения работы могут стать основой для внедрения современных методов управления, в частности маркетинга, стратегического планирования, в деятельность малых предприятий легкой промышленности Самарской области с целью повышения их конкурентоспособности. Рассматриваемые в работе подходы к совершенствованию управления малыми предприятиями легкой промышленности могут быть использованы в малом бизнесе других регионов России с учетом региональной специфики.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях, конференциях профессорско-преподавательского состава Самарской государственной экономической академии. Отдельные рекомендации были реализованы на ряде малых предприятий Самарской области.

Публикации. Основное содержание работы отражено в 7 научных работах общим объемом 5,2 печ. л.

Объем и структура работы. Структура исследования подчинена его цели и обусловлена содержанием подлежащих решению задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка из 173 наименований. Содержание изложено на 190 страницах, включает 36 таблиц и 19 рисунков.

10. Результаты работы показали, что рыночная ориентация малых предприятий на нужды и потребности клиентов, использование современных технологий маркетинга являются необходимыми условиями долговременного успеха и эффективной работы малого бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе анализа проблем малого предпринимательства в легкой промышленности, обобщения теоретических исследований и накопленного практического материала в области управления малым бизнесом в диссертации разработаны концептуальные подходы к организации государственной поддержки малых предприятий и управлению их рыночной ориентацией.

В работе исследованы тенденции развития малого предпринимательства в Самарской области, проанализирована структура регионального рынка продукции легкой промышленности и конкурентные позиции на рынке малых предприятий.

На основе анализа генезиса малых предприятий легкой промышленности и особенностей их рыночного поведения разработана классификация предприятий, практическая значимость которой связана с ее использованием органами государственной поддержки предпринимательства.

В результате проведенного исследования сделан вывод о возможности успешного использования предпринимательского управления малыми предприятиями. Обоснована необходимость использования в деятельности малых предприятий легкой промышленности стратегического планирования и совершенствования управления на основе широкого применения маркетинга ниш.

Основные научные и практические результаты диссертационной работы заключаются в следующем.

1. Выделены группы малых предприятий легкой промышленности с различными типами поведения, проанализированы особенности их функционирования на рынке, для каждой группы предприятий разработаны предложения, способствующие их успешной коммерческой деятельности.

2. Сформулирован концептуальный подход к совершенствованию управления рыночной ориентацией малых предприятий легкой промышленности, предполагающий реализацию комплекса мер по следующим направлениям:

— ориентация предприятий на определенные рыночные ниши с широким использованием современных технологий маркетинга ниш;

— совершенствование менеджмента на предприятиях за счет внедрения и использования возможностей предпринимательского управления и потенциала стратегического планирования, повышения надпро-фессиональной квалификации предпринимателей, а также формирования региональной ассоциации товаропроизводителей одежды и обуви;

— изменение подходов к организации государственной поддержки предприятий на основе учета особенностей малого бизнеса в легкой промышленности и большой социальной значимости развития этой отрасли с точки зрения занятости женщин, обеспечения населения качественными товарами российского производства.

3. Исследование показало, что организация государственной поддержки малого бизнеса должна носить дифференцированный характер. Наиболее неустойчивые рыночные позиции малые предприятия имеют в первые годы своего существования. Поэтому следует создавать режим наибольшего благоприятствования для вновь создаваемых предприятий путем как снижения административных барьеров, так и предоставления возможности руководителям таких предприятий получить бесплатно необходимые знания в области предпринимательства, маркетинга, бухгалтерского учета.

4. Разработана классификация малых предприятий легкой промышленности, основными классификационными признаками в которой выступают способ создания, тип поведения и финансовое положение, показана возможность ее использования органами государственной поддержки малого бизнеса для организации дифференцированной помощи по предоставлению финансовых ресурсов, сдачи в аренду помещений, принадлежащих муниципалитетам, организации лизинга оборудования.

5. В работе доказано, что необходимым условием роста самосознания предпринимателей, формирования предпринимательской культуры является создание добровольного объединения малых предприятий легкой промышленности в форме ассоциации. Объединение предпринимателей по профессиональному признаку позволит им путем централизации отдельных видов деятельности получить ряд преимуществ за счет использования единой торговой марки, организации сбыта через принадлежащие ассоциации фирменные магазины, участие в федеральных и региональных выставках продукции легкой промышленности и т. п.

6. В диссертации обосновано центральное место маркетинга в совершенствовании управления рыночным поведением малых предприятий. Именно маркетинг позволяет предприятиям на основе глубокого понимания потребностей заказчиков формировать ассортимент востребованной рынком продукции, осуществлять ее дифференциацию и позиционирование за счет создания отличительных преимуществ. В малом бизнесе легкой промышленности отличительное преимущество может быть достигнуто за счет как уникальных качеств товара, так и характеристик сопутствующих услуг, профессионализма персонала.

7. Разработана и апробирована модель детального операционного плана маркетинга для малых предприятий легкой промышленности.

8. На основе анализа конкурентного положения малого бизнеса на региональном рынке одежды и обуви выявлены важные тенденции монополизации рынка крупными вертикальными корпоративными структурами, необходимость использования малыми предприятиями концентрированного маркетинга, в частности подходов «партизанского» маркетинга.

9. Для оказания действенной помощи малым предприятиям, для принятия оперативных мер по регулированию деятельности малого бизнеса государственные органы управления и поддержки предпринимательства должны иметь полную и оперативную информацию о деятельности малых предприятий. В целях повышения заинтересованности предприятий в представлении такой информации органам управления и статистики необходимо сделать обязательным условием предоставления какой-либо поддержки внесение предприятий в регистр муниципалитетов и своевременность сдачи достоверной информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 1540−1 «О кооперации в СССР».
  3. Закон СССР от 4 июня 1990 г. № 1529−1 «О предприятии в СССР».
  4. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
  5. Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 2116−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  6. Закон Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  7. Закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  8. Закон Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  9. Закон Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  10. Закон Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 228-ФЗ «О федеральном бюджете на 1996 год».
  11. Закон Российской Федерации от 10 января 1997 г. № 13-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  12. Закон Российской Федерации от 16 июля 1998 № 102 ФЗ «Об ипотеке».
  13. Закон Российской Федерации от 31 июля 1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определения видов деятельности».
  14. Закон Российской Федерации от 08 августа 1998 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  15. Закон Российской Федерации от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге».
  16. Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации».
  17. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1995 г. № 563 «О Государственном Комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства».
  18. Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации».
  19. Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предприятий».
  20. Постановление Совета Министров СССР от 8 июля 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».
  21. Постановление Совета Министров РСФСР от 18 июня 1991 г. № 406 «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий».
  22. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 11 марта 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  23. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».
  24. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. № 1322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд».
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 663 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности».
  26. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 777 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства».
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1045 ««О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства».
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства».
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. № 1256 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 19 961 997 годы».
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. № 253 «О привлечении кредита Федеративной Республики
  31. Германии для поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации».
  32. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 424 «Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства».
  33. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд.
  34. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 7 июня 1996 г. 444-II ГД «Об утверждении Федеральной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996−1997годы».
  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации».
  36. Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР от 6 июня 1988 г. «Положение об организации деятельности малых предприятий».
  37. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 1995 г. № 130 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 1 марта 1996 года».
  38. Комплексная программа государственной поддержки малого i предпринимательства в Самарской области на 2001−2003 годы (утв. постановлением Губернатора Самарской области от 20 февраля 2001 г. № 9-ГД).
  39. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики// Вопр. экономики. 1997. № 6.
  40. Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора/ИЭ РАН. М., 1997.
  41. Н.Г. Малое предпринимательство в России и промыш-ленно развитых странах. М.: Анкил, 2000.
  42. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  43. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Тип. «НОВОСТИ», 2000.
  44. Т.В. Проблемы развития малого бизнеса в России. М.: 1993.
  45. А. Бизнес крутится мелким бесом// Волж. комсомолец сегодня. 2000. 10 марта.
  46. Т.А. и др. Инновационные процессы в малом предпринимательстве// Вопр. статистики. 1999. № 8.
  47. Э.Андреева А. Н. Особенности фэшн-маркетинга дизайнерских торговых марок// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002. № 1.
  48. Ю.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. И. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  49. Д., Джон В. Основы свободного предпринимательства /УкрНИИНТИ. Киев, 1992.
  50. Н.В., Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства / Под общ. ред. Г. Л. Ба-гиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
  51. Ю.А. Российский промышленный малый бизнес: социально-экономические и духовные предпосылки становления. Самара: Самар. кн. изд-во, 1994.
  52. Ю. А. Гладышев А.Г., Добреньков В. И., Жабин А. П. и др. Концептуально-доктринальные проблемы развития малого предпринимательства в России в контексте социально-экономической инноватики. М.: Экономика, 2001.
  53. Ю.А., Жабин А. П. Концепция поддержки малого пред-принимательства:социально-экономические механизмы реализации. М.- Самара: Самар. кн. изд-во, 2000.
  54. Ю.А., Жабин А. П. Малое предпринимательство в парадигме социальной инноватики. М.: Экономика, 2000.
  55. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. М.: Экономика, 1999.
  56. М. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  57. С.А., Бабаджанова С. Г. Швейная промышленность России: состояние и перспективы развития // Швейная пром-сть. 1999. № 4.
  58. А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО. 2000. № 8.
  59. В.Ф., Кабаков B.C., Ходачек A.M. Стратегия малого предпринимательства. СПб.: Корвус, 1995.
  60. А.А. Маркетинг малого предприятия. Киев: Выща шк., 1998.
  61. А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 1999.
  62. Н., Краснова В. Искусство кройки, шитья и бизнеса // Эксперт. 2000. № 22.
  63. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учеб. 3-е изд. М.: Гар-дарика, 1998.
  64. О.С. Стратегическое управление: Учеб. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  65. Н.И., Кайдалова J1.B. Методические вопросы определения регионального спроса на потребительские товары // Региональные и отраслевые проблемы маркетинга: Межвуз. сб. науч. тр. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2001.
  66. М. и др. Малый бизнес в системе государственных и муниципальных закупок // ЭКО. 2000. № 5.
  67. М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малых предприятий // Вопр. экономики. 2001. № 4.
  68. А.А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
  69. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998.
  70. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В. И. Кушлина, А. А. Фоломеевой. М.: Изд-во РАГС, 1998.
  71. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. М.: Дело, 1998.
  72. В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. М.: Финансы и статистика, 1999.
  73. Т.П. Управление маркетингом: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2001.
  74. Л.П., Данилов А. И., Тютюкина Е. Б. Предпринимательство и бизнес. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.
  75. Д. Принципы и практика маркетинга. М.: Вильяме, 2000.
  76. П.Р. Управление маркетингом. М.: БИНОМ, 1998.
  77. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 1999.
  78. Ю.А., Доможирова Л. Ю. Менеджмент как инструмент организации и управления швейным производством// Швейная пром-сть. 2000. № 2.
  79. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Бук, 1993.
  80. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
  81. У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Экономика, 1996.
  82. Н.Е., Майн Е. Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование / ЦЭМИ РАН. М., 1997.
  83. Е. Малый бизнес губернии ждут большие дела// Самар. изв.2001. 23 марта.
  84. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: Финпресс, 1998.
  85. Ю.В. Рынок тканей России в 1999 г. // Швейная пром-сть. 2000. № 3.
  86. А.М., Рыженко Г. Н. Производство непродовольственных товаров в России: диагноз состояния и проблемы развития // ЭКО. 2000. № 7
  87. Инновационные процессы в малом предпринимательстве// Вопр. статистики. 1999. № 8. С. 21.
  88. А.Д. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М.: Экономика, 1996.
  89. Д. Предпринимательский маркетинг. М.: Прогресс, 1995.
  90. О.В. Совершенствование организационной структуры и оптимизация управленческой деятельности// Текстильная пром-сть.2002. № 6.
  91. Дж. Малый бизнес: Стратегическое планирование. М.: Изд. дом «Довгань», 1998.
  92. Г. Малый крупный бизнес// Дело. 2000. № 33.
  93. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  94. Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998.
  95. А.Б., Горенбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. СПб.: Питер, 1998.
  96. Курс предпринимательства: Учеб. для вузов / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар, Е. М. Куприянов и др.- Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997.
  97. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: Экономика, 1998.
  98. М. Колесо малого бизнеса первое изобретение человека// Дело. 1998. № 5.
  99. Ш. М. Экономико-организационные основы развития предпринимательства в России. М.: Прометей, 1993.
  100. Г. В. Малые предприятия России в 1999 году // Вопр. статистики. 1999. № 8.
  101. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000.
  102. Малое предпринимательство России в 1995 году. М.: Статистика, 1996.
  103. Р.Г. Малый бизнес: ключ к успеху. Тольятти: Современник, 1992.
  104. Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5.
  105. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000.
  106. В. Сможет ли российская промышленность «победить» сильный рубль? (О динамике конкурентоспособности промышленности в1998- 2001 г.) // Центр развития. 2001. № 1.
  107. Н.К., Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.
  108. В., Шереги Ф. Малые предприятия и банки: пути расходятся?// РЭЖ. 1999. № 9−10.73,Оников ЭЛ. Текстильная промышленность России: перспективы восстановления// Текстильная пром-сть. 2002. № 6.
  109. Очень малый бизнес// Коммерсантъ. 2001. № 230. 18 дек.
  110. В.Т. Особенности современного рынка товаров легкой промышленности //Директор. 2001. № 3.
  111. П.Д. Предпринимательство как стратегический ресурс развития экономики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.
  112. Попов J1. Импортеры разрушают наш рынок// Волж. заря. 1999. 18 февр.
  113. М.Э. Конкуренция. СПб.: Диалектика, 2000.
  114. Л.Н. Малые предприятия. М.: Ось-89, 1998.
  115. В. Малый бизнес это большое государственное дело // Коммерсантъ. 2001. № 233. 21 дек.
  116. К.Э. Концепция развития шерстяного комплекса России // Текстильная пром-сть. 2000. № 4.
  117. Э., Траут Д. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2000.
  118. Л. Маркетинг в малом бизнесе. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1996.
  119. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики / ИЭ РАН. М., 1997.
  120. Роль малого бизнеса в экономике развитых стран: (Обзор). М.: ИНИОН, 1992.
  121. Российский статистический ежегодник, 2000: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.
  122. Российский статистический ежегодник, 2001: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001.
  123. Российский статистический ежегодник, 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.
  124. М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2.
  125. Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992.
  126. С.Н. Влияние малого бизнеса на социально-экономическое развитие области // Проблемы и перспективы социально-экономического развития Самарской области: Материалы регион, науч.-практ. конф. Т. 2. Самара: СамВен, 1997.
  127. С.Н. Малый бизнес: стратегия управления// Волга-бизнес. 2000. № 2.
  128. Самарская область в 1998 г.: Стат. сб. / СОГКС. Самара, 1999.
  129. Самарская область в 1999 г.: Стат. сб. /СОГКС. Самара, 2000.
  130. И.М. К классификации форм господдержки малого предпринимательства// РЭЖ. 2000. № 11−12.
  131. И.М. Статистические органы в системе государственной поддержки малого предпринимательства // Вопр. статистики. 2000. № 4.
  132. Я. Феномен использования «доверительных» стратегий предприятиями реального сектора экономики // РЭЖ. 2002. № 1.
  133. А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия // Пробл. теории и практики упр. 2000. № 6.
  134. С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. М.: ТОО «Контур», 1999.
  135. В. Формирование концепции предпринимательского управления // Пробл. теории и практики упр. 1998. № 4.
  136. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1987.102 150 лет Самарской губернии: Стат. сб. / СОГКС. Самара, 2000.
  137. М.В. Экспансия «черного» импорта // ЭКО. 2000. № 5.
  138. В.В., Песоцкая Е. В. Маркетинг в системе предпринимательства. СПб.: Геликон Плюс, 2000.
  139. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации. М.: ИНФРА-М, 1999.
  140. Юб.Траут Дж. Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2001.
  141. П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1995.
  142. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Экономика, 1988.
  143. Управление организацией: Учеб. / Под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1998.
  144. Ю.Уткин Э. А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996.
  145. Ш. Хандриков И. А. Средний бизнес в зоне отчуждения// Рынок легкой пром-сти. 2002. № 27. Нояб.
  146. X. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2000.
  147. ИЗ.Хизрич Р., Питер М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. М.: ИНФРА-М, 1992.
  148. У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров. М.: ЮНИТИ, 1999.
  149. Ю. Тольяттинский опыт пошел во всероссийский тираж // Самар. обозрение. 2001. 9 апр.
  150. Иб.Цветкова Л. А. Общие социально-экономические условия и некоторые аспекты развития рынка товаров легкой промышленности в I квартале 2000 г. // Швейная пром-сть. 2000. № 3.
  151. Ф.И. Государственная поддержка малого предпринимательства. М.: Экономика, 1997.
  152. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство России: регионально-отраслевой аспект. М.: Экономика, 1997.
  153. Ф.И. Новое российское предпринимательство. М.: Экономика, 1994.
  154. X. Маркетинг для малых и средних предприятий. М.: Республика, 1995.
  155. О. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства в России // Вопр. экономики. 2001. № 4.
  156. Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ.- Под ред. Д. О. Ямпольской. СПб.: Питер, 2001.
  157. А.А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // РЭЖ. 1997. № 5−6.
  158. А.А. Съезд надежд (по материалам второго всероссийского съезда представитёлей малых предприятий)// РЭЖ. 2000. № 1.
  159. Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  160. Экономика России в 2001 году. Внутренний рынок тканей: эффект дефолта исчерпан // Текстильная пром-сть. 2002. № 3.
  161. Экономика Самарской области на рубеже веков / Под ред. А. П. Жабина. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2000.
  162. Дж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры: Учеб. пособие/ Пер. с англ.- Под ред. проф. Ю. А. Цыпкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  163. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.-практ. пособие. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998.
  164. И. Всякий монополизм в экономике ли, политике -страшен тем, что мешает свободе выбора // Человек и труд. 2000. № 11.
  165. В.М. Малое предпринимательство в России: проблемы переходного периода. М.: Дело, 1994.
  166. В. Малый бизнес встречает поддержку// Волж. заря. 2001. 10 июля.
  167. Bitner M.J. Servicecapes: The impact of Physical surrounding on Customer and Employees // J. of Marketing. 1992. № 56 (Apr.).
  168. Drucker P. Innovation and Entrepreneur ship: (Practice and Principles). L.: Pan Books, 1986.
  169. Entrepreneurs in High Technology: Lessons from MIT and Beyond. N.Y.: Oxford University Press, 1991.1. Ресурсы Интернета
  170. В., Сычев В. Состояние и перспективы развития текстильной и легкой промышленности Российской Федерации (по материалам пленарного доклада на конференции «Текстильная химия -2000») // www.textileciub.ru
  171. О. Выступление на заседании Госсовета РФ 23 декабря 2001 г. //www. opora.ru
Заполнить форму текущей работой