Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономические основы реформирования регионального промышленного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, социально-экономическая ситуация в стране остается достаточно сложной и нестабильной. Из трех секторов экономики — промышленного, аграрного и топливно-сырьевого — доминирует последний, причем ориентированный на экспорт, что определяет отставание России в индустриальном развитии. При наблюдавшемся значительном спаде отечественного товарного производства увеличивается стратегическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние и тенденции развития промышленности
    • 1. 1. Роль и место промышленности в отечественной экономике
    • 1. 2. Формирование и состояние оборонно-промышленного комплекса
    • 1. 3. Эволюция хозяйственного механизма в отечественной промышленности
  • Глава 2. Теоретические и методологические основы перестройки хозяйственного механизма в промышленности
    • 2. 1. Альтернативы и последствия реформирования экономики России
    • 2. 2. Теоретические основы структурной перестройки промышленности
    • 2. 3. Предприятие как основной объект структурных преобразований
    • 2. 4. Промышленная политика и ее роль в реформировании
    • 2. 5. Конверсия как элемент реформирования промышленности
  • Глава 3. Опыт реформирования промышленности за рубежом
    • 3. 1. Структурная перестройка промышленности в западноевропейских странах
    • 3. 2. Реформирование промышленности в США
    • 3. 3. Экономические реформы в странах Азии и Латинской Америки
    • 3. 4. Развитие и реформирование судостроения
  • Глава 4. Реформирование региональных промышленных комплексов
    • 4. 1. Регионализация промышленного производства
    • 4. 2. Особенности структурных преобразований в наукоемком технополисе
    • 4. 3. Инструменты реформирования региональных промышленных комплексов
  • Глава 5. Научно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга: формирование новой структуры
    • 5. 1. Роль и место научно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга в отечественной экономике
    • 5. 2. Основные направления реформирования научно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга
    • 5. 3. Структурная перестройка судостроения как основа реформирования научно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга
  • Глава 6. Социально-экономические аспекты структурной перестройки промышленности в регионе
    • 6. 1. Инвестиционно-финансовое обеспечение реформирования промышленного комплекса
    • 6. 2. Развитие информационно-маркетинговой инфраструктуры
    • 6. 3. Социальная защита и развитие городских территорий

Организационно-экономические основы реформирования регионального промышленного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективное использование имеющегося научно-производственного потенциала, ресурсных и технологических возможностей — задача любой социально-экономической формации, условие ее благополучия, а иногда и выживания. В современном мире с его резкой поляризацией интересов и экономической интеграцией, созданием и внедрением уникальных промышленных технологий, глобальными экологическими катаклизмами и интенсивным информационным обменом именно научно-производственный потенциал ведущих промышленных центров определяет шансы страны занять лидирующее место в будущем, обеспечить своим гражданам достойные условия жизни.

Распад СССР и реформирование общественно-социальных отношений в России за последние десять лет при отсутствии рациональной стратегии экономического развития привели к ряду отрицвтельных последствий. Россия, утратив занимаемые ранее позиции в решении глобальных мировых проблем, стоит перед необходимостью сохранения достойного места в мировом хозяйстве. Естественно, что экономические проблемы негативно отразились на национальной безопасности и уровне обороноспособности страны. С 1991 г. конверсия в России протекала неуправ-ляемо и обвально. Только в 1992 г. объем оборонных заказов сократился по сравнению с предыдущим годом на 67%, заказ на призводство вооружений и военной техники — на 45%, более чем в 2,5 раза упал экспорт оружия. По разным видам военной продукции снижение государственных закупок составило от 40 до 97% [137].

В экономике России сложилась тревожная ситуация. Сумма внешнего и внутреннего государственного долга в несколько раз превышает годовой бюджет России. Правительство добровольно отказалось от очевидного права суверенного государства быть главным эмитентом средств расчета, в результате внутренние контракты номинируются в иностранной валюте, в иностранной валюте происходит накопление средств населения, расчеты в реальном секторе экономики производятся при помощи взаимозачетов и векселей.

Результатом становится значительная утрата научно-производственного потенциала страны, сворачивание перспективных научных и технических программ, снижение жизненного уровня основной части населения. Отсутствие до настоящего времени серьезного экономического кризиса является в значительной степени следствием усилий промышленных предприятий, продолжающих функционирование в этих жестких условиях, что в полной мере относится и к промышленному комплексу Санкт-Петербурга.

Финансовый кризис в августе 1998 г. заставил пересмотреть цели и направления проводимых в России рыночных преобразований. Реформы в стране развивались крайне непоследовательно — от централизованно планируемой экономики к чисто рыночной модели, а затем к созданию финансово-промышленных групп, от масштабной приватизации к пересмотру ее результатов, от открытия рынков для внешних инвесторов до установления необоснованных ограничений. Россия получила огромный объем внешних кредитов, но остановить спад производства и привлечь инвестиции в необходимом объеме пока не удается, также как остановить снижение уровня жизни населения. Высказываются мнения, что, наряду с формированием рыночных отношений в современной экономической жизни России, произошло разрушение весьма важных элементов хозяйствования [110].

Обострение ситуации — это не всегда и не во всем плохо. Августовский кризис 1998 г. потряс до основания всю российскую «хозяйственную пирамиду», которая сооружалась последние годы, ярко показав ее ненадежность и бесперспективность. Деформация отечественного потребительского рынка дискредитирует один из важнейших пропагандистских постулатов либерально-монетаристской схемы развития и становится фактором отрезвления общества, ослабляет соци5 альную базу проводившихся реформ. Становится очевидным, что экономика может быть работоспособной, а финансовая система устойчивой лишь при нормально функционирующем реальном производстве [176]. На одних финансовых операциях, экспорте сырья и импорте потребительских товаров применительно к современной России экономического благополучия не достигнуть.

Еще одним вопросом, связанным с направленностью реформ, является степень государственного вмешательства в экономическую деятельность и его роль на современном этапе развития. Внешние кредиторы — государственные и частные — настаивают на продолжении рыночных преобразований в рамках «свободной экономики» и только на таких условиях готовы кредитовать Россию в дальнейшем. Напротив, представители реального сектора национальной экономики считают, что необходимо усиление плановых элементов и государственного регулирования, введение мер по защите отечественных производителей от иностранных конкурентов [217].

Очевидно, что для выбора рациональной стратегии дальнейшего экономического развития страны необходим анализ того состояния, в котором сегодня находится российская экономика. Имевшая место в середине 90-х гг. частая смена правительств, стихийность многих решений привели отечественную экономическую систему в некое состояние, которое называют виртуальным [39]. В ней разрушены прежние распределительные механизмы, а новые не созданы, финансовые рынки работают неэффективно и ориентированы лишь на получение спекулятивной прибыли, заторможены взаиморасчеты предприятий и государства, сохраняются денежные суррогаты, отсутствует стабильный рост промышленного производства. Данное состояние постепенно и неизбежно приводит к деградации экономики, падению уровня жизни все большей части населения ниже прожиточного минимума.

Выбор направлений дальнейшего экономического развития при максималь6 ном использовании потенциальных возможностей, интеллектуальных и производственных ресурсов становится, пожалуй, даже более важным, чем в тот период, когда рыночные преобразования в стране только начинались, что определяет актуальность выполненного исследования.

В настоящее время решающее влияние на российскую экономику оказывает отсутствие государственной промышленной политики, противоречивый конгломерат различных форм собственности, неурегулированность налоговых и таможенных правил. Общество, пытаясь соблюсти общие и частные интересы, ищет компромиссы между личностью и государством, национальными задачами и частным бизнесом, социальными гарантиями и эффективным производством. Причем, как отмечено в [44], научно обоснованная экономическая политика не может противоречить общепринятым этическим принципам справедливости, законности, соблюдения прав человека и социальных гарантий, ответственности личности перед обществом.

Вопреки позиции радикал-либералов о несовместимости мотивации поведения хозяйствующих субъектов, направленной на максимализацию прибыли, с ценностями духовности и справедливости современный опыт управления и макроэкономического регулирования свидетельствует об обратном. Ведущая мировая тенденция — переход к новой, постиндустриальной цивилизации, в основе которой непрерывный научно-технический прогресс, ставший главным источником экономического роста [42, 80].

Целью настоящего исследования явилась разработка методологических основ, определение принципов и практических направлений реформирования отечественного промышленного комплекса.

В соответствии с поставленной целью в диссертации сформулированы и решались следующие задачи:

— определение роли и места промышленности, прежде всего оборонно7 промышленного комплекса, в отечественной экономике на современном этапе,.

— анализ эволюции хозяйственного механизма отечественной промышленности, включая формирование современных рыночных отношений, и определение методической базы практического реформирования реального сектора экономики,.

— анализ целей и механизмов, а также разработка методологических основ, принципов и практических направлений структурной перестройки промышленности на основе отечественного и зарубежного опыта с учетом государственного регулирования и конверсионных процессов,.

— определение роли и места регионализации промышленного производства в современных условиях,.

— анализ состояния, выработка методологических основ и определение практических направлений реформирования научно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга с учетом инвестиционно-финансовых, информационно-маркетинговых и социально-градостроительных аспектов,.

— разработка организационной и экономической схемы структурных преобразований в ключевой отрасли петербургской промышленности — судостроении.

Предмет исследования составляли теоретические, методологические и методические вопросы и практические направления структурной перестройки промышленности. Объектом исследования являлся научно-производственный комплекс наукоемкого технополиса — Санкт-Петербурга в целом и предприятия профилирующих отраслей промышленности — судостроения и энергомашиностроения.

В наступающей исторической эпохе главными ценностями становятся человек и природа. Интеллектуальная революция определяет поворот всего общества и государственной политики в сторону науки, образования и культуры. Качественно меняется структура экономики, происходит ее переориентация на современные наукоемкие отрасли и ресурсосберегающие технологии. Роль Санкт-Петербурга 8 как информационно-образовательного и научно-технологического центра отечественной экономики становится все более значимой, а оптимизация управленческих и производственных схем — решающей в судьбе промышленного комплекса России в XXI веке.

Перспективу судостроения, объединяющего в своей конечной продукции результат деятельности большого числа предприятий различных отраслей, в значительной степени определяет оптимизация структуры и повышение эффективности производства. В «Морской доктрине РФ до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 27.07.01 г., прямо ставится задача «.содействовать повышению конкурентоспособности флота, портов, заводов и смежных отраслей .».

Методологической основой диссертационной работы явились работы российских и зарубежных ученых в области экономики и управления, организации и реформирования промышленности, проблем переходного периода, нормативные акты, регламентирующие деятельность субъектов хозяйствования, инвестиционную и промышленную политику. В диссертации применены анализ и синтез, метод экспертных оценок, экономико-математические методы, а в качестве статистической основы — материалы Госкомстата РФ, региональных и отраслевых статистических органов, а также материалы, полученные автором непосредственно на объектах исследования.

Особое внимание уделяется судостроению как одной из отраслей, определяющих научно-технический уровень, экономический потенциал и национальную безопасность России. Загрузка судостроительных предприятий государственным оборонным заказом составляет около 5% от имеющихся мощностей, значительная часть предприятий являются потенциальными банкротами. В 1998 г. было построено всего 4 морских транспортных судна, из которых 3 — для зарубежного заказчика, в то время как в 80-х гг. ежегодно 35−40 судов сдавались отечественным пароходствам. В 1998 г. было построено всего 8 судов смешанного и речного пла9 вания против 25 ед. в прежние годы, 6 промысловых судов суммарной мощностью около 3 тыс. кВт против ранее строившихся 100 ед. мощностью более 90 тыс. кВт [128]. В то же время отечественный торговый флот неуклонно стареет, средний возраст судов превышает 20 лет [158].

Утвержденные правительством РФ долгосрочные программы по развитию торгового и промыслового флота не выполняются. Так, программой «Возрождение торгового флота России» предусматривалась поставка в 1993;2000 гг. 589 судов общим дедвейтом 8427 тыс. т, а практически эта цифра не превысила 140 ед. дедвейтом 2955 тыс. т, что составило около 25% Программы. Причем только 35 судов суммарным дедвейтом 209 тыс. т построено на российских верфях [128].

Санкт-Петербург — крупнейший научно-промышленный центр России, наряду с другими функциями — транспортной, информационной, туристической, культурной — всегда задавал уровень российской техники и технологии. Особенно актуальной его роль становится в настоящее время, когда сохранение накопленного потенциала и эффективное использование именно в таких мегаполисах как Санкт-Петербург определяет судьбу страны.

Научная новизна заключается в том, что в диссертационной работе проведено комплексное исследование организационно-экономических проблем, связанных с реформированием промышленных комплексов на различных уровнях управления и разработан методологический подход к построению системы управления процессом структурной перестройки регионального промышленного комплекса. К числу основных результатов, определяющих научную новизну исследования, относятся следующие:

— на основе выполненного теоретического исследования уточнен ряд понятий, связанных с процессом реформирования промышленности, в частности «региональный промышленный комплекс», «региональный научно-промышленный комплекс», «реформирование регионального промышленного комплекса» и др.,.

10 что позволяет более обоснованно формировать стратегию структурных преобразований отдельных предприятий и промышленного комплекса в целом на региональном уровне- .

— сформулированы и научно обоснованы с учетом отечественного и зарубежного опыта реформирования основные принципы структурных преобразований промышленности на различных уровнях управления;

— предложены и обоснованы основные направления структурного реформирования регионального научно-промышленного комплекса, в частности, создание горизонтально и вертикально интегрированных структур в профильных отраслях, формирование и реализация информационно-маркетинговой инфраструктуры комплексных программ развития перспективных отраслей (например, энергома-. шиностроение и судостроение) и др.;

— предложены и обоснованы схемы инвестиционно-финансового, организационного и информационно-маркетингового обеспечения структурного реформирования регионального научно-промышленного комплекса;

— на основе анализа проблем регионализации промышленных комплексов и особенностей структурных преобразований в наукоемком технополисе выявлены роль и место инфраструктурных организаций в содействии росту промышленного производства в соответствии с платежеспособным спросом;

— разработана подробная классификация факторов, влияющих на формирование и реализацию промышленной политики на макро (федеральном) и мезо-уровне (федеральные округа и субъекты РФ), а также сильных и слабых сторон регионального научно-промышленного комплекса, что позволяет выработать стратегию его развития с учетом критерия минимизации социальных издержек реформирования;

— предложена и обоснована программа структурной перестройки регионального судостроительного комплекса, предусматривающая изменения организаци.

11 онных форм управления отраслью, изменение системы инвестиционно-финансового обеспечения реформирования и функционирования, принципиальное улучшение городской транспортной и градостроительной схем.

Практическое значение разработок автора состоит в том, что их реализация позволяет усилить позиции Санкт-Петербурга — второго по значению города России как научно-промышленного центра и многофункционального европейского мегаполиса за счет осуществления качественных преобразований промышленной структуры, изменения облика центральных районов и повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, улучшения условий жизни населения и гостей города.

На практическую реализацию направлены предлагаемые в диссертации методические положения, обеспечивающие привлечение финансовых ресурсов на перспективные проекты, реконструкцию и модернизацию производства, поиск конкурентоспособных технологических направлений, создание инфраструктуры внедрения научных разработок, проведение выставочных мероприятий, расширение информации о предприятиях и их продукции, финансовом состоянии, структуре активов и движении акций.

Основные положения диссертации использованы при подготовке региональных промышленных программ и инвестиционных проектов, реформировании промышленных предприятий, подготовке информационно-справочных изданий, представлении научно-производственного потенциала Санкт-Петербурга на ведущих российских и зарубежных промышленных выставках. С 1995 г. под руководством и при непосредственном участии автора осуществлено систематическое издание справочников и каталогов по экономике и промышленности Санкт-Петербурга на бумажных и электронных носителях, разработана «Программа финансового оздоровления, конверсии и диверсификации военного производства предприятий.

Миноборонпрома РФ по Санкт-Петербургу", содержащая 48 проектов 17 предпри.

12 ятий оборонного комплекса с финансированием на возвратной основе с включением расходов в объеме 20 млн руб. в бюджет Санкт-Петербурга 1996 г. (ст. 18.5).

По инициативе автора подготовлен ряд нормативных документов субъекта РФ — Санкт-Петербурга по проектам, в которых автор был ответственным исполнителем, в том числе распоряжения губернатора Санкт-Петербурга: № 326-р от 24.10.96 г. «Об участии Санкт-Петербурга в „Ганноверской ярмарке-97“ и проведении Международного промышленного конгресса», № 78-р от 26.01.98 г. «Об участии делегации деловых кругов Санкт-Петербурга в международных выставках и подготовке к выставке «ЭКСПО-2000», № 111-р от 04.02.98 г. «Об издании справочника по товаропроизводителям», № 508-р от 01.06.98 г. «О внесении дополнений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга № 165-р» (проект «Верфи Санкт-Петербурга»). Кроме того: «Стратегический план Санкт-Петербурга» (промышленный раздел), «Концепция реформирования промышленных предприятий Санкт-Петербурга» (утверждена Правительством Санкт-Петербурга 10.09.98 г.), система «городского заказа» (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.98 г. № 31 и др. распорядительные документы), «Концепция экспортной политики Администрации Санкт-Петербурга на период до 2003 года» (одобрена Правительством Санкт-Петербурга 15.11.99 г.).

Основные положения диссертационной работы докладывались автором на четырех международных конференциях, семинарах и конференциях профессорско-преподавательского состава Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, региональных и зарубежных мероприятиях и семинарах, на промышленных предприятиях города, опубликованы в 50 научных публикациях.

Структура диссертации сформирована на основе соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи факторов и элементов исследуемых проблем, что позволяет от анализа основополагающих факторов перейти к разработке преобразований конкретных хозяйствующих объектов. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка литературы.

Основные результаты диссертационной работы и выводы:

1. Промышленный комплекс играет важнейшую роль в экономике России, определяя ее политическое место в мире и социальную стабильность. Вместе с тем, для современной промышленности характерно наличие большого числа проблем, включая отсталость материально-технической базы, высокую долю неквалифицированного труда, отсутствие сберегающих технологий, низкую степень информатизации и, следовательно, интеллектуализации производственных процессов. В последнее десятилетие указанные недостатки дополнились новыми негативными моментами, в том числе крупномасштабным спадом производства с широкой амплитудой колебаний по отраслям, усилением гипертрофированного развития топливно-сырьевых отраслей и их экспортной ориентации, ускорением морального и физического износа основных фондов.

По прошествии более десяти лет реформирования социально-экономическая ситуация в России остается исключительно сложной, продолжаются переходные процессы, происходит поиск наиболее приемлемых взаимосвязей в производственной и других сферах, формирование адекватного хозяйственного механизма.

2. На основе теоретико-методологического анализа мирового опыта развития промышленности как ключевого элемента национальной экономики выявлены основные механизмы реформирования и перестройки промышленности в европейских государствах, США, странах Азии и Латинской Америки.

Автор выделяет два основных пути развития — западный, фактически применяемый в настоящее время, и восточный, который практически невостребован. Западный путь не предполагает наличия официальной промышленной политики, однако в практической деятельности любое правительство реализует экономическое развитие в соответствии с установленными приоритетами и осуществляет комплекс мер по защите национальной промышленности.

Выполнен анализ процессов национализации в промышленности развитых западных стран. Показано, что их развитие определяется не столько объективными экономическими потребностями, сколько политическими и идеологическими установками находящихся у власти политических партий. Так, экономика Германии после завершения Второй мировой войны находилась в более тяжелом состоянии, чем экономика Великобритании, однако ее динамичное развитие в 5060-е гг. было осуществлено на основе возрождения частного предпринимательства и демонтажа огосударствленного хозяйства тоталитарного типа. В то же время частично огосударствленная в послевоенный период экономика Великобритании развивалась значительно медленнее, что не может оправдать национализацию задачами концентрации капитала ради послевоенного восстановления экономики, модернизации и ускорения экономического роста.

3. Разработаны теоретические и методологические основы процесса реформирования отечественной промышленности с учетом роли и места государства, адаптации отечественного и зарубежного опыта, место интеграционных тенденций в ключевых отраслях промышленности.

Обоснована необходимость ускорения принципиальных структурных преобразований отечественного промышленного комплекса, создание и законодательное оформление соответствующей нормативно-правовой базы реструктуризации промышленности, формирования холдингов и крупных корпораций, осуществления мер по государственному содействию экспорту продукции, а также расширения информационно-маркетинговой поддержки предприятий.

4. Показано, что стабильное развитие может быть обеспечено только на основе структурной перестройки экономики, приоритетом которой должно стать создание мощного производственно-технологического комплекса, ориентированного на выпуск конкурентоспособных потребительских товаров и оборудования мирового уровня. При этом, реформирование должно учитывать уникальный характер России и иметь выраженную антикризисную направленность.

Разработаны принципы осуществления конверсионных процессов, исследованы цели и последствия проведение конверсии в России, роль и место ОПК в отечественной промышленности.

5. Сформулированы теоретические основы и сформирован методологический аппарат реформирования промышленности. Рассмотрены организационные, экономические, инвестиционные аспекты структурной перестройки промышленности, алгоритмы реализации целей реформирования регионального промышленного комплекса, роль основных факторов, возможности промышленного комплекса в качестве объекта развития и инвестирования. Обоснована объективная тенденция регионализации промышленного производства, рассмотрены основные направления структурных преобразований в промышленности.

Рассмотрены особенности поведения хозяйствующих субъектов в условиях переходной экономики, структура и влияние внешних и внутренних факторов, предложены модели поведения предприятий, исследовано содержание промышленной политики и ее роль в процессах реформирования.

6. Исследованы роль и место промышленности Санкт-Петербурга в отечественной экономике. На долю промышленного сектора Санкт-Петербурга приходится % ВРП и около 30% налоговых поступлений в бюджет. В промышленности занято до 25% работающего населения города. Таким образом промышленность для Санкт-Петербурга является структурообразующей отраслью экономики и от эффективности ее функционирования зависит возможность реализации стратегических целей развития города.

Объемные и финансовые показатели за последние два года свидетельствуют о наступлении в промышленности Санкт-Петербурга определенного периода стабилизации и создании предпосылки для поступательного развития, сохранение которого требует разработки и реализации дальнейших нормативно-правовых и организационно-экономических мер.

7. Выполнен анализ состояния и результатов фукционирования промышленности Санкт-Петербурга. Показано, что существует необходимость реформирования промышленного комплекса с оценкой коммерческих и общественных потребностей в продукции предприятий, определении приоритетов и способов поддержки перспективных направлений и конкретных предприятий.

8. Разработаны основные принципы структурной перестройки, направленные на улучшение деятельности предприятия, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, улучшение финансово-экономических результатов.

Рассмотрены характерные проблемы, препятствующие эффективному функционированию предприятий в условиях формирующихся рыночных отношений: низкая эффективность систем управления предприятиями, обусловленная отсутствием стратегии развития предприятия и ориентацией на результаты в краткосрочном периоде в ущерб долгосрочному развитию, некорректный учет конъюнктуры рынка, низкий уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена, недостаточная неэффективность финансового планирования и управления издержками производства и реализации, сравнительно невысокий уровень ответственности высших управленческих кадров перед государством или акционерами предприятия за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, финансовые результаты деятельности предприятий, необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что значительно снижает его инвестиционную привлекательность.

Повышение, эффективности промышленности за счет изменения среды функционирования предприятий, являвшееся в последнее время основным направлением реформы, невозможно без внутренних преобразований на уровне предприятия. Государственная и региональная промышленная политика своей основной целью должна должна ставить обеспечение нормативно-правовой базы, создание промышленной инфраструктуры и содействие эффективному реформированию предприятий.

9. Процесс реструктуризации промышленных предприятий может включать изменение организационной структуры управления и производства, перестройку финансовой политики и производственного персонала, а также реформирование имущественного комплекса и реструктуризацию долгов предприятия, формирование системы стратегического управления и информационное обеспечение.

Учитывая отсутствие рычагов прямого административного воздействия на подавляющее большинство современных отечественных предприятий, составляющих основу промышленного комплекса Санкт-Петербурга (акционерные общества или государственные предприятия федерального подчинения), и необходимых финансовых ресурсов, задачей органов регионального управления становится создание в рамках своих полномочий системы регулирования процесса реформирования, которая обеспечит заинтересованность предприятий в проведении структурных преобразований и при этом позволит согласовать интересы самих предприятий, их собственников, работников и кредиторов, интересы городского бюджета, ограничит возможный рост безработицы и социальной напряженности, не нанесет ущерба экономической безопасности и обороноспособности страны.

10. Исследовано состояние и перспективы судостроения — важнейшей отрасли промышленности, характеризующей состояние экономики, научно-технический уровень и национальную обороноспособность государства.

Особое значение эта отрасль имеет для Санкт-Петербурга, судостроительные заводы которого способны строить практически все типы кораблей и судов. В настоящее время объем постройки надводных кораблей заводами Санкт-Петербурга в судостроении России составляет более 47%, кораблей с динамическими принципами поддержания — более 27%, а транспортных и вспомогательных судов — более 30%. Объем научно-исследовательских работ, выполняемых петербургскими научно-исследовательскими институтами и проектно-технологическими бюро судостроительного профиля, составляет 75% объема таких НИОКР России.

Принимая во внимание ожидаемый рост объемов морских и речных перевозок, увеличение вылова рыбы и списание судов, поскольку в отечественном флоте более 50% тоннажа имеет срок эксплуатации более 20 лет, потребность в новом строительстве на период до 2010 г. по гражданским судам составляет более 5 тыс. ед. с общей стоимостью около 20 млрд долл. Кроме того, актуальным является строительство отечественного военного флота и экспорта судостроительной продукции.

Проанализировано развитие мирового судостроительного рынка, обоснована роль судостроения как базовой отрасли экономики, определены состояние и основные направления ее развития.

Укрепление судостроительных объединений на европейском и национальном уровне, кооперация с поставщиками и судовладельцами становится первоочередной задачей для предпринимателей и политиков. При этом кооперирование может происходит в различных формах: от долевого участия в капитале или объединения верфей, более тесной кооперации в исследовательских проектах и технологических разработках, использования совместных центров повышения квалификации и подготовки, более тесного сотрудничества с поставщиками и судовладельцами до совместной закупочной деятельности или маркетинга.

11. Предложена реструктуризация основных судостроительных предприятий города, разработана комплексная программа по развитию петербургского судостроительного комплекса, включающая:

— решение экономических проблем сохранения и развития научно-производственного потенциала судостроения как важнейшей отрасли отечественной и петербургской промышленности,.

— улучшение организационно-отраслевой структуры петербургского судостроения с оптимизацией управленческих, финансовых, социальных, технологических и маркетинговых функций,.

— решение актуальных технологических вопросов и создание современного судостроительного производства в виде компактной верфи сборочного типа;

— решение градостроительных и экологических проблем за счет высвобождение площадей центральной части Санкт-Петербурга,.

— реализацию конверсионных процессов предприятий ОПК с сохранением научно-производственного и интеллектуального потенциала, создание научно-технического задела в области реорганизации и реконструкции российских предприятий с обеспечением их гарантированного выхода на мировой рынок.

12. Исследованы инвестиционно-финансовое и информационно-маркетинговое обеспечение реформирования регионального промышленного комплекса, разработаны и реализованы практические методы продвижения продукции и услуг отечественных предприятий.

По инициативе и под руководством автора в 1995;2001 гг. осуществлен ряд региональных информационно-маркетинговых проектов, в том числе организация экспозиций на ведущих зарубежных промышленных выставках («Ганноверская ярмарка», «Стокгольмская техническая ярмарка» и др.), с 1997 г. ежегодная выставка-конгресс «Российский промышленник» в Санкт-Петербурге, издание справочников: «Каталог продукции промышленности Санкт-Петербурга-95», «Промышленность Санкт-Петербурга-96», «Промышленность Санкт-Петербурга и Ленинградской области-97 и -98», серия отраслевых сборников «Промышленность Санкт-Петербурга», CD-ROM «Экономика Санкт-Петербурга-1999 и 2000», «Промышленный экспорт из Санкт-Петербурга» и др.

Заключение

.

Состояние и развитие национальной промышленности в условиях глобализации определяет политическую и экономическую роль государства в мире, его место в мировом разделении труда, степень общественной социальной стабильности, качество жизни и материальное благосостояние населения. Реальный сектор является основой экономики с любым социальным строем, поэтому научно-производственному комплексу уделялось и будет уделяться серьезное внимание.

Промышленный комплекс, как и всякая сложная система, развивается по соответствующим законам, требующим детального изучения и оптимального использования. Особое значение приобретает формирование взвешенной национальной промышленной политики в переходной экономике, когда учет исторической практики, имеющихся особенностей и объективных факторов, отечественного и зарубежного опыта становится определяющим для успешного решения социально-экономических задач.

За последние годы достигнуты определенные успехи в создании рыночных структур в России, заложены основы финансовой, страховой, биржевой систем, развивается малое предпринимательство, проведена либерализация цен и внешней торговли, накоплен определенный опыт в вопросах приватизации и акционирования, проделана значительная работа по созданию нормативно-правовой базы рыночной экономики, проведена демилитаризация экономики и т. д.

Вместе с тем, социально-экономическая ситуация в стране остается достаточно сложной и нестабильной. Из трех секторов экономики — промышленного, аграрного и топливно-сырьевого — доминирует последний, причем ориентированный на экспорт, что определяет отставание России в индустриальном развитии. При наблюдавшемся значительном спаде отечественного товарного производства увеличивается стратегическая зависимость России от импорта продовольствия и промышленных товаров. Основные фонды промышленности изношены, а модернизация и техническое обновление практически не проводятся. В большинстве наукоемких отраслей фактически отсутствуют основы даже для простого воспроизводства, что приводит к разрушению отечественной промышленности и производственной инфраструктуры, лишает возможности создания и выпуска конкурентоспособной продукции.

В диссертационной работена основе опыта развития в XX веке выполнен анализ преобразований отечественной экономики в период 1992;2000 гг., разработаны методологические основы реформирования промышленности в условиях переходного периода, рассмотрены основополагающие тенденции и определены практические шаги по реализации промышленной политики на всех уровнях, исследовано состояние и реформирование промышленного производства с учетом регионализации. Особое внимание уделено анализу и путям решения проблем важнейшей отрасли промышленности — судостроения и разработаны направления структурной перестройки судостроительного комплекса на региональном уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. После эсминцев и фрегатов // Эксперт, 2001, № 7 (36), с.54−58.
  2. ., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // Вопросы экономики, 1994, № 8, с.31−39
  3. С., Набиуллина Э. Предприятия в переходный период: новые модели поведения // Экономика и организация производства, 1993, № 11 (223), с. 104−116.
  4. В. Проблемы развития флота // Независимое военное обозрение, 1998, № 35(109), с. 4.
  5. А. Реструктуризация предприятий: механизмы и организационные меры // Экономист, 2000, № 3, с. 28.6/ Амосова У. Рейтинг регионов Северо-Запада России // Деловой Петербург, 2000, № 26 (693), с.21−24.
  6. У. Северо-Запад вышел на новый виток развития // Деловой Петербург, 2001, № 129 (1005), с.11−14.
  7. Анализ тенденций развития регионов России. Программа ЕС ТАСИС, Москва, 1996.
  8. А.Г. О концепции реструктуризации отечественного приборостроения // Мир авионики, 1998, № 1, с.32−34.
  9. А. Сможет ли выжить энергомашиностроение //Дело, 1999, № 7 (85), с. 6.
  10. О., Триховицкая Е. Рейтинг петербургских компаний // Деловой Петербург, 2000, № 79 (746), с.15−20.
  11. Д. Энергетическое машиностроение России перспективность долгосрочных инвестиций // Рынок ценных бумаг, 1999, № 12 (147), с.40−41.
  12. М.К., Ленчук Е. Б. Использование научно-технического потенциала ВПК в реформировании экономики и обеспечении технологической безопасности России // Вестник Российской Академии наук, 1994, т.64, № 10, с.898−903.
  13. Е., Потапов А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист, 2001, № 4, с.45−54.
  14. Э.Ф., Ахундова Т. А. Анализ динамики промышленного производства //Аналитический вестник Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 1998, № 2 (69), ч. 2, с.4−27.
  15. А. Государство проводит ревизию собственности // Деловой экспресс, 1999, № 15.
  16. А. Масштабы неинвестирования в российской промышленности // Вопросы экономики, 1999, № 10, с.85−97.
  17. И.И., Боравенков В. Н., Горин Е. А., Зайцев Е. Н. Проблемы регионального управления процессом конверсии // Вопросы экономики и конверсии, 1992, вып. З, с.9−15.
  18. A.M., Масленников Н. И., Смирнов Л.Д Об инвестиционной политике Санкт-Петербурга // Экономика. Политика. Инвестиции, 1999, № 1(3), с. 1011.
  19. В.В. Состояние и перспективы судостроительной промышленности XXI века по гражданскому судостроению и военному кораблестроению. В сб. «Национальная морская политика России», М.: Изд. «Петровский двор», 2000, с.65−72.
  20. Г., Качалин В., Омельяновский Э. О привлечении частных инвестиций в конверсию // Проблемы теории и практики управления, 1995, № 2, с.73−79.
  21. Ю., Гетце У. Инвестиционные расчеты. Модели и методы оценки инвестиционных проектов. Калининград: Изд. «Янтарный сказ», 1997.
  22. А.В., Горин Е. А., Смирнов Ю. В. Промышленная недвижимость: проблемы использования // Development, 2000, № 3, с. 26.
  23. А.В., Горин Е. А. Три элемента успеха // Индустриальный Петербург, 2000, № 2 (20), с.62−63.
  24. В.Ф., Бузановский С. С., Рогов С. В., Сергеев Д. В., Филиппов Д. Н. Промышленность России. Антикризисные стратегии предприятий. -СПб: Изд. «Корвус», 1996, 352 с.
  25. А.Г., Куличков Е. Н., Калачанов В. Д. Конверсия авиакосмического комплекса России. М.: Изд. «Машиностроение», 1995.
  26. М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. СПб: Изд. «Судостроение», 1998, 544 с.
  27. А. Определение уровня расходов на оборону России с учетом фактора стабильности // Вопросы экономики, 1996, № 11, с.82−96.
  28. Н.П. Государственные предприятия и приватизация в Италии // Мировая экономика и международные отношения, 1991, № 9, с.96−100.
  29. Н.П. Экономическая система современной Италии. М.: Изд. «Наука», 1988.
  30. Ю. Экономика и политика: исторические метаморфозы и современность. // Экономика. Политика. Инвестиции, 1999, № 2 (4), с.8−9.
  31. Внешнеторговая деятельность регионов Ассоциации «Северо-Запад» в 1999 году. // Экономика и время, 2000, № 27 (314), с. 4.
  32. Внешнеэкономическая политика США. М.: Изд. «Наука», 1982.
  33. Внешнеэкономические связи России, 2000, вып. 18 «Международное промышленное сотрудничество и промышленная политика России», М.: Изд. ВНИИ внешнеэкономических связей, 176 с.
  34. Военная реформа в России. // США, 1997, № 8, с.51−55.
  35. В.А. Образцы для России среди развивающихся стран. // Экономическая наука современной России, 2001, № 1, с.128−147.
  36. К.Г., Икес Б. В. Виртуальная экономика России. // Экономическое развитие России, 1998, т. 5, № 11, с.43−55.
  37. М.И. Государственная промышленная политика в переходной период. В кн. «Аналитический вестник Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ», 1998, № 2 (69), ч. 2, с.50−65.
  38. А., Ляпунов С. Создание малых предприятий на базе крупных в странах переходного типа. // Проблемы теории и практики управления, 1995, № 1, с.74−80.
  39. .В. и др. Научно-технический прогресс, безопасность и устойчивое развитие цивилизации. // Журнал Всесоюзного химического общества имени Д. И. Менделеева, 1990, т. 25, с.409−424.
  40. Государственность и социально-экономическое устройство жизни России. Сб. научн. тр. под ред. Волкова С. Д., СПб, 2000, 440 с.
  41. С.Ю. Стратегия экономической реформы в научном и этическом понимании. // Церковь и общество, 1998, № 4, с.33−39.
  42. С.Ю. Политика экономического роста и интересы России, с. 129 161 в сб. «Пути стабилизации экономики России», под. ред. Клейнера Г. Б., М.: Изд. «Информэлектро», 1999, 188 с.
  43. С.Ю. Приоритетные направления структурной политики развития России. // М ОСТ, 2001, № 47, с.6−8.
  44. Ю.Н., Горин Е. А., Смирнов Ю. В. Инновационная деятельность и проблемы налогообложения. В сб. трудов межд. конф. «Будущее России — социально-экономический и экологический аспекты», СПб: Изд. СПбГТУ, 1998, с.74−75.
  45. В.Д. Задачи и перспективы реформирования отечественного судостроения. // Вестник технологии судостроения, 1999, № 5, с. 5−8.
  46. В.Д., Ситников А. Н., Горин Е. А., Смирнов Ю. В. Перспектива развития основных верфей Санкт-Петербурга. // Морской журнал, 1998, № 2/3, с.6−8.
  47. А.Л. Проблемы интеллектуальной конверсии. // Конверсия в машиностроении, 1995, № 4, с.5−8.
  48. Е.А. Поддержка товарного производства и научно-технический прогресс. // Инновации, 1999, № 3−4 (20−21), с. 16−18.
  49. Е.А. Содействие товаропроизводителям: проблемы и решения. // Промышленность Сегодня, 1998, № 6 (30), с.Ю.
  50. Е.А. Сохранить научно-технический потенциал предприятий города. //Промышленность Сегодня, 1995, № 1, с. 4.
  51. Е.А. Информационная поддержка промышленных предприятий города как элемент промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга. // Промышленность Сегодня, 1997, № 10 (24), с. 17.
  52. Е.А. Фонд поддержки промышленности: пятый год работы по содействию товарному производству. // Read Me, 1999, № 5 (63), с.6−7.
  53. Е.А. Поддержка промышленного экспорта — стратегическая задача региональной промышленной политики. // Инновации, 1999, № 5−6 (22−23), с.9−11.
  54. Е.А. О совершенствовании управления промышленностью. // Инновации, 2000, № 3−4 (30−31), с.52−53.
  55. Е.А. Опыт реформирования промышленности за рубежом. —СПб: Изд. «Судостроение», 2000, 92 с.
  56. Е.А. Структурная перестройка промышленности. Проблемы и решения в России и Санкт-Петербурге. СПб: Изд. «Судостроение», 2000, 136 с.
  57. Е.А., Виноградов А. Н. Финансирование проектов на возвратной основе: проблемы налогообложения. // Промышленность Сегодня, 1997, № 5 (20), с. 20.
  58. Е.А., Карлик А. Е., Смирнов Ю. В. Состояние и перспективы развития машиностроения для отечественного агропромышленного комплекса. В сб. «Современная российская экономика (проблемы и перспективы)», ч. II, СПб: Изд. СПбГУЭФ, 1999, с.71−76.
  59. Е.А., Смирнов Ю. В. Промышленность Санкт-Петербурга. // Инновации, 1997, № 2−3, с.7−10.
  60. Е.А., Смирнов Ю. В. Промышленность Петербурга: взгляд на цифры статистики. /У Экономика и жизнь. СПб региональный выпуск, 1997, № 27 (160), с. 7.
  61. Е.А., Смирнов Ю. В. Экологические проблемы и развитие судостроения в Санкт-Петербурге. // Промышленная безопасность в Северо-Западном регионе, 2000, № 1, с.49−50.
  62. Е.А., Смирнов Ю. В. О формировании оптимальной структуры судостроительной отрасли в Санкт-Петербурге. // Инновации", 2000, № 3−4 (30−31), с.56−59.
  63. Е.А., Смирнов Ю. В. Проект Верфи Санкт-Петербурга. // Экономика. Политика. Инвестиции, 2000, № 1(6), с. 46.
  64. Е.А., Смирнов Ю. В. Системная трансформация управления в промышленности на региональном уровне. // Инновации, 2000, № 9−10 (36−37), с. 12−18.
  65. Г орин Е.А., Смирнов Ю. В. Судостроение: состояние и перспективы. -СПб: Изд. «Судостроение», 2000, 60 с.
  66. Е.А., Смирнов Ю. В., Горбач В. Д. Состояние и тенденции развития российского судостроения. // Морской журнал, 1999, № 3, с.34−37.
  67. Е.А., Смирнов Ю. В., Шарахин П. С. Ключевые производства и новые технологии основа развития экономики Санкт-Петербурга. // Инновации, 1999, № 5−6 (22−23), с. 12−14.
  68. Е.А., Смирнов Ю. В., Шарахин П. С., — Щетинин В.В. Структурная перестройка судостроения Польши и Хорватии. // Морской журнал, 2000, № 2, с. 1618.
  69. Е.А., Смирнов Ю. В., Щетинин В.В Мировое судостроение: состояние и перспективы. // Морской журнал, 1998, № 4, с.18−25.
  70. Е.А., Смирнов Ю. В., Ходачек A.M. Информационно-маркетинговая деятельность петербургских товаропроизводителей на региональных выставках. -В сб. «Современная российская экономика (проблемы и перспективы)», ч. II, СПб: Изд. СПбГУЭФ, 1999, с.54−59.
  71. Е.А. и др. Промышленность Санкт-Петербурга. Судостроение. -СПб: Изд. «Интернорд Компасе», 2000, 172 с.
  72. Е.А. и др. Промышленность Санкт-Петербурга. Энергетика. Энер-гомашиностроение-2001. -СПб: Изд. «Интернорд Компасс», 2000, 218 с.
  73. Е.А. и др. Каталог продукции промышленности Санкт-Петербурга и Ленинградской области. -СПб: Изд. «Правда», 1998, 310 с.
  74. Госсобственность, госкапитализм, приватизация: уроки истории и современность. М., 1991.
  75. Государственность и социально-экономическое устройство жизни России. Сб. научн. трудов, СПб, 2000, 440 с.
  76. Государство и его имущество в 1998 году. // Экономика и жизнь, 1999, № 7, с.З.
  77. Л.Г. Реальный сектор в нереальной экономике. // Морской журнал, 1999, № 1, с. 12.
  78. Е.А. Формирование концепции реформирования предприятий на основе реструктуризации. // В сб., «Современная российская экономика (проблемы и перспективы)», ч. VI, СПб: Изд. СПбГУЭФ, 2000, с.63−70.
  79. П. Изменение структуры производства: результаты изучения рабочих мест в Америке. Материалы конференции МОТ по изменению структуры занятости в российской индустрии. М.: Центр по изучению бизнеса и управления, Гарвардский университет, 1992.
  80. Десятилетие экономических реформ в Санкт-Петербурге. Под ред Васильева С. А., СПб: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2001, 336 с.
  81. М.Б. Жизнь без доллара, или либерализм на пороге III тысячелетия. СПб: Изд. «Лик», 1999, 168 с.
  82. Т. Г. Промышленные предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. // Общество и экономика, 1994, № 9−10, с. 19−32.
  83. А.Н. Оборонно-промышленный комплекс. Состояние и перспективы. //Армия и флот, 2001, № 1, с. 13−17.
  84. Е. Внешняя политика Санкт-Петербурга. // Проспект Санкт-Петербург, 1999, № 1, с.10−11.
  85. В. Взгляд на авиацию будущего. // Мир авионики, 1998, № 3, с.16−19
  86. Н. Судостроение: новые заказы не сняли всех проблем. // Экономика и время, 2000, № 49 (336), с. 5.
  87. П.Н. Роль региональных органов власти в развитии науки США. // Инновации, 2000, № 7−8 (34−35), с.90−92.
  88. А.Б. Социально-экономические проблемы сохранения кадрового потенциала оборонного комплекса России в условиях рыночных отношений. // Вопросы экономики и конверсии, 1994, № 4, с.8−19.
  89. Засядь-Волк В. В. Собственность Санкт-Петербурга и Ленинградской области и ее роль в обосновании социально-экономического развития региона. // Петербургский аналитик, 2000, № 10 (19), с.42−45.
  90. А. Интеграция производства военной и гражданской продукции в условиях рынка. // Вопросы экономики, 1996, № 11, с.97−103.
  91. И.Г. Военное кораблестроение основа и движущая сила развития судостроительной отрасли России. — В сб. «Судостроение и водный транспорт в России. 2001″, издание 2 (17), СПб: Изд. „Интернорд Компасс“, 2001, с. 40−45.
  92. Зац А. С. Эффективная структурная политика непременное условие перехода к рынку. — В сб. „Проблемы нефтегазового комплекса в условиях становления рыночных отношений“, вып. 2, Уфа: Изд. Фонда содействия развитию научных исследований, 1999, с.68−73.
  93. Зац А.С., Петухов Ю. С. Возрастающая роль государства при переходе к рынку. В сб. „Проблемы нефтегазового комплекса в условиях становления рыночных отношений“, вып. 2, Уфа: Изд. Фонда содействия развитию научных исследований, 1999, с.74−78.
  94. В.Н., Тучкова В. В. Проблемы корпоративного управления в высокотехнологичных организациях. // Инновации», 2000, № 9−10 (36−37), с.24−28.
  95. А. Россия на рубеже веков. // Экономика. Политика. Инвестиции, 1999, № 2 (4), с.16−17.
  96. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1998−1999 гг. // Эксперт, 1999, № 39 (203).
  97. А.Г., Пименов В. В. Инновационная деятельность в отраслях оборонной промышленности России в условиях их реструктуризации. // Промышленность России, 1999, № 5 (25), с.4−15.
  98. Е. Научный потенциал Санкт-Петербурга. // Петербургский аналитик, 2000, № 9 (18), с.59−61.
  99. В.Д., Кашевский С. В., Ошмянский А. Ю. Экономические проблемы конверсии отраслевой науки (на примере авиационной промышленности). // Вестник Московского университета, серия 6 «Экономика», 1995, № 2, с.28−34.
  100. Г. Состояние и основные тенденции развития промышленности в Северном, Северо-Западном экономических районах России, Калининградской и Кировской областях. // Экономика и время, 2000, № 27 (314), с. 4.
  101. Н.К. Государственное предпринимательство и политическая борьба в Италии (1960−1975 гг.). М.: Изд. «Наука», 1977.
  102. И.И. ВПК важнейшая составляющая промышленности России. // Промышленность России, 2000, № 5(37), с. 3−5.
  103. Ю.В. Прикладная наука Санкт-Петербурга. // Петербургский аналитик, 2000, № 10 (19), с.21−23.
  104. Л.Л. Латинская Америка в постиндустриальном мире. // Латинская Америка, 2000, № 12, с.4−15.
  105. В.М. Об экономическом строе России. // М ОСТ, 2000, № 41,с.4−6.
  106. П.М., Рыбаков Ф. Ф. Экономическое реформирование России в XX веке (политико-экономическое исследование). СПб: Изд. «Петрополис». 1996,240 с.
  107. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры. В сб. «Избранные сочинения», М.: Изд. «Экономика», 1993.
  108. Т.К. Государство на различных этапах трансформации командно-административной системы в социальное рыночное хозяйство. // Вестник Московского университета, серия 6 «Экономика», 2001, № 2, с. 57−74.
  109. С.Б. Перспективы сотрудничества России и стран Латинской Америки в конверсионной сфере. // Российский экономический журнал, 1996, № 8, с.77−80.
  110. Концепция социально-экономической конверсии на региональном и локальном уровнях. Препринт, Екатеринбург: Изд. Урал. отд. РАН, 1993.
  111. И. Русское оружие движется в Европу. // Независимое военное обозрение, 1998, № 40, с. 6.
  112. Г. Потенциал ВПК и концепция устойчивого социально-экономического развития России. // Проблемы теории и практики управления, 1998, № 2, с.25−29.
  113. А.П. Экономические проблемы развития оборонного комплекса России в условиях перехода к рынку. М.: ЦНИИ экономики и конверсии военного производства, 1993, 88 с.
  114. А.П., Грачев Н. Г., Баумгартен Л. В., Дудкин В. И. Анализ использования зарубежного опыта по ограничению участия иностранного капитала при приватизации предприятий оборонного комплекса. // Вопросы экономики и конверсии, 1996, № 3, с. 14−23.
  115. В. Кировский завод: итоги реструктуризации. И Экономика и время", 2000, № 22 (309), с. 8.
  116. Т.В. Национализация и политическая борьба во Франции (опыт правительства левых сил). М.: Изд. «Наука», 1988.
  117. В.Н. Научно-методологические проблемы государственного регулирования территориального развития. // Экономическая наука современной России, 2001, № 1, с.48−58.
  118. А., Назаров В. Модернизация и расширение номенклатуры. // Индустриальный Петербург, 1999, № 5 (17), с.58−59.
  119. Н.Б. Конверсия оборонной промышленности Петрограда в годы НЭПа. И М ОСТ, 1999, № 6 (26), с.26−27.
  120. В.И. Планы доклада «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» на IV Конгрессе Коминтерна". ПСС, т.45, с. 431.
  121. В.А. «Черная дыра» приватизации. // Промышленность России, 1999, № 5 (25), с.58−61.
  122. О.П., Межевич Н. М. Реформа территориально-политического устройства Российской Федерации: анализ сложившейся ситуации и некоторые практические рекомендации. // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, 2001, № 2 (8), с. 10−18.
  123. С.И. О необходимости государственной поддержки российского судостроения. // Судостроение, 1999, № 2, с.46−51.
  124. С.И. Российское судостроение на рубеже нового тысячелетия. // Морской журнал, 1999, № 3, с.9−15.
  125. С.И., Чугунов В. В. Мировое судостроение: современное состояние и перспективы развития. -СПб: Изд. «Судостроение», 2000, 312 с.
  126. И. Российскому клиенту турбины не по карману. // Экономика и время, 2001, № 31 (368), с. 6.
  127. А. ЛОМО: частное предприятие работает на оборону. // СПб деловое обозрение, 1999, № 14 (156), с. 7.
  128. А. Что может предложить странам Юго-Восточной Азии и Океании ВПК России // Мировая экономика и международные отношения, 1997, № 6, с.79−89.
  129. Малый бизнес в Санкт-Петербурге. // Промышленность Сегодня, 1999, № 1(44), с.З.
  130. А.И. Инженеры Санкт-Петербурга: Энциклопедия СПб: Межд. фонд истории науки, 1996, 816 с.,
  131. В.Б. История экономического развития СССР. M.-J1: «Государственное издательство», 1928.
  132. Л.П., Головач В. В., Михайлов Н. А. Рыночные перемены и вооруженные силы России. // Российский экономический журнал, 1995, № 9, с.9−15.
  133. Л.П., Крутик А. Б., Головач В. В. Новая программа конверсии военного производства. // США-ЭПИ, 1994, № 11, с.35−51.
  134. Е.Ф. Инвестиционный потенциал страховых компаний с точки зрения использования его для реструктуризации промышленных предприятий. // Петербургский аналитик, 2000, № 9 (18), с.2−6.
  135. Москва промышленная, 1998 год. // Промышленность России, 1999, № 5 (25), с.49−52.
  136. С.А. Роль деловых изданий в развитии отечественной промышленности. // Инновации, 2000, № 9−10 (36−37), с.82−84.
  137. А. Московский холдинг занялся петербургским ВПК. // Деловая панорама, 2000, № 27 (92), с. 2.
  138. Народное хозяйство СССР в 1990 году. Статистический ежегодник. М.: Изд. «Финансы и статистика», 1991.
  139. В.И., Сапожников Н. И. Конверсия оборонной промышленности: системно-методологический аспект, методическая разработка. Ижевск: Изд. Удмуртского ун-та, 1993, 64 с.
  140. Н. Валовой региональный продукт обобщающий показатель функционирования экономики региона. // Экономика и время, 2001, № 33 (370), с. 14.
  141. П. Военно-промышленный комплекс. Оборонка остается у государства. //Деловая панорама, 2000, № 7 (72), с. 13−15.
  142. П. Металлургический Петербург. // Деловая панорама, 2000, № 29 (94), с. 15−17.
  143. Т.Г., Трейвиш А. И. Постсоветское пространство России. // Мир России, 1996, т.5, № 2, с.3−42.
  144. О.В. Интеллектуальная собственность ваш капитал. // Промышленный вестник, 1999, № 5 (30), с.18−19.
  145. О комплексной оценке уровня социально-экономического развития регионов России и степени использования регионами инвестиционной привлекательности в 2000 году. //Деловой Петербург, 2001, № 154 (1030), с. 14.
  146. Обзор экономической политики в России за 1998 год. М.: РОССПЭН, 1999, 629 с.
  147. А., Роговский Е., Яременко И. Конверсия оборонной промышленности и преобразование экономики СССР. // Вопросы экономики и конверсии, 1991, № 10.
  148. А.К., Осипов С. А. Проблемы стратегического управления в регионе. // Проблемы региональной экономики, Ижевск: Изд. ИЭиУ УдГУ, 2000, № 5−7, с.58−90.
  149. Основные итоги работы Администрации Санкт-Петербурга за 2000 год и задачи на 2001 и последующие годы. СПб, 2001, 76 с.
  150. В.И., Буянов С. И. Настоящее и будущее российского флота. В сб. «Судостроение и водный транспорт в России. 2001″, издание 2 (17), СПб: Изд. „Интернорд Компасс“, 2001, с.35−37.
  151. Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития. Под ред. Осипова Ю., Шургалиной И., М.: Изд. Моск. ун-та, 1994.
  152. С.Б. Концепция возрождения промышленности Санкт-Петербурга и ее интеграции в мировую экономику. // Промышленность Сегодня, 1999, № 4 (47), с. 4.
  153. Е. Торговый флот СНГ (статистический обзор). // Судоходство, 1997, № 5−6, с.30−33.
  154. К.И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практика. М.: Изд. „Эдиториал УРСС“, 1998, 216 с.
  155. Приватизация государственных предприятий на Западе: Концепция и практика. ч.1, М., 1992.
  156. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период. Сб. науч.-практ. конф., Совета Федерации Федерального Собрания РФ, секция „Россия в мировой экономике XXI века“, М., 1999, 204 с.
  157. Проблемы совершенствования хозяйственного механизма. Под ред. Егиазаряна Г. А., М.: Изд. „Экономика“, 1986.
  158. Проблемы становления и регулирования рынков городской недвижимости. Под ред. Лимонова Л. Э., СПб: Изд. „Наука“, 1997, 216 с.
  159. Продукция промышленности Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Под ред. Горина Е. А. и Ходачека A.M., СПб: Изд. «Телиа ИнфоМедиа», 1999, 342 с.
  160. Пути экономического роста. Международный опыт. М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2001, 176 с.
  161. В.В. Социологические подходы к анализу рынка труда: спрос на труд. // Российский экономический журнал, 1995, № 3, с.86−92.
  162. М. Оптимальная сложность управленческих структур. // Проблемы теории и практики управления, 1994, № 5, с74−79.
  163. . Стратегия социальной политики в обществе переходного типа. // Проблемы теории и практики управления, 1995, № 5, с.94−97.
  164. С. Реструктуризация управления промышленностью как один из путей выхода из кризиса. // Проблемы теории и практики управления, 1998, № 2, с.30−34.
  165. А.А., Титов К. А. Конверсия: проблемы, перспективы, социальный аспект. Самара, 1994, 154 с.
  166. Я.С. Промышленная политика СССР. М.: Изд. «Плановое хозяйство», 1926.
  167. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2000, 396 с.
  168. Россия-2015: оптимистический сценарий. Под ред. Абалкина Л. И., М.: ММВБ, 1999, 416 с.
  169. В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в Х! Х-ХХ в.в. СПб: Изд. «Наука», 1998, 796 с.
  170. В.Т. Постлиберальная экономика и ее возможности в преодолении кризиса в России. СПб: Изд. СПбГУ, 1999, 66 с.
  171. Jl. Государственное страхование необходимый инструмент стимулирования экспорта. // Российский экспортер, 2000, № 7, с.53−55.
  172. В. Малый бизнес в России и странах с развитой рыночной экономикой. // Промышленность Сегодня, 1999, № 1(44), с. 5.
  173. В.В. Стратегия структурных преобразований в оборонно-промышленном комплексе России. // Промышленность России, 1997, № 10.
  174. В.В. Оборонно-промышленный комплекс: состояние и перспективы развития. // Промышленность России, 2000, № 5(37), с.5−10.
  175. И.И. Хозяйственный механизм как управляющая подсистема народного хозяйства. // Экономические науки, 1977, № 3.
  176. С.И. Оборонная промышленность Израиля и конверсия. // Конверсия, 1996, № 3, с.6−10.
  177. С.А. России нужна новая идеология преобразований. //Торгово-промышленные ведомости, 1999, № 12 (176), с.1−2.
  178. Ю.В., Блинов А. В., Григорьев М. Н. Роль отраслевого маркетинга и выставочной деятельности в развитии российского судостроения. II Индустрия, 2001, № 3 (25), с.60−63.
  179. Ю.В., Блинов А. В., Григорьев М. Н. Экономические проблемы зарубежного судостроения. В сб. «Судостроение и водный транспорт в России. 2001», издание 2 (17), СПб: Изд. «Интернорд Компасс», 2001, с.24−34.
  180. Советский энциклопедический словарь. М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1980, 1600 с.
  181. Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М.: Изд. полит, лит., 1988, 544 с.
  182. В.В. Концепция развития рыболовного флота. В сб. «Материалы всероссийского совещания о повышении эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса РФ и перспективах отечественного судостроения», М.: Изд. ВНИРО, 1999, с.89−98.
  183. Н. Будущее энергетики зависит от машиностроителей. // Энергетика и промышленность России, 2001, № 9 (13), с.24−25.
  184. Дж. Кризис мирового капитализма. М.: Изд. «ИНФРА-М», 1999, 262 с.
  185. О. Финансово-промышленные группы России: потенциал надо стимулировать. // Российский экспортер, 2000, № 7, с. 16−17.
  186. Статистический раздел. // Экономический журнал Высшей школы экономики, 2001, т. 5, № 1, с. 124−154.
  187. Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация. М.: Изд. «Экономика», 2001, 351 с.
  188. Е.С., Бляхман Л. С., Кротов М. И. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячелетия. СПб: Изд. «Наука», 1998, 580 с.
  189. А.Б. Теоретические коллизии прямых иностранных инвестиций. // М ОСТ, 2001, № 45, с.7−10.
  190. А.И., Шеломенцев А. Г. Приватизация как социально-экономическая утопия конца ХХ-го столетия. // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, 2001, № 2 (8), с.3−9.
  191. В.Б., Колесниченко-Янушева Н.С. О проблемах государственного регулирования развития экономики РФ в переходный период. // М ОСТ, 2001, № 47, с.11−12.
  192. Торгово-промышленный и финансовый словарь. Под ред. Цыперовича Г. В., в 3-х томах, Л.: Изд. Сев.-Зап. промбюро ВСНХ, 1925.
  193. В., Куц А. Источники финансирования из чего выбирать. // Рынок ценных бумаг, 1998, № 19−20, с.13−15.
  194. С.А. Лиссабон дает идею Петербургу. //Дизайн и строительство, 1998, № 1 (4), с.14−15.
  195. А.А. Реструктуризация ОПК-основа подъема экономики страны. В сб. «Направления реформирования предприятий ВПК, расположенных на Северо-Западе России», СПб: Сев.-Зап. секция содействия развитию экономич. науки, 1999, с.34−49.
  196. Управление социальными резервами регионального развития. Под ред. Потемкина В. К., СПб: ИПРЭ РАН, 2001, 435 с.
  197. И.Н. Монополия внешней торговли России: аргументы «за» и «против». // Внешняя торговля, 2001, № 2−3, с.4−8.
  198. Ю.А., Медведев О. Н. Иностранные инвестиции и конверсия российских оборонных предприятий. // США-ЭПИ, 1997, № 1, с.62−71.
  199. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Изд. «Финансы и статистика», 1999, 512 с.
  200. A.M., Баумгартен Л. В., Абросимов В. А. Разработка и обоснование критериев формирования казенных оборонных предприятий. // Электронная техника, серия 9 «Экономика и коммерция», 1994, № 2, с.37−45.
  201. Е.П. Экономические проблемы конверсии оборонно-промышленного комплекса. СПб: Изд. СПбУЭиФ, Самарская государственная экономическая академия, 1996, 184 с.
  202. A.M. Проблемы государственного регулирования экономикой крупного города (на примере Санкт-Петербурга).- Препринт научного доклада, СПб: Изд. ИРЭ РАН, 2000, 76 с.
  203. Хозяйственный механизм общественных формаций. Под. ред. Абалкина А. И., М.: Изд. «Экономика», 1986.
  204. Хозяйственный механизм формирования социалистической экономики. -М.: Изд. «Экономика», 1982.
  205. М.Н., Степанов А. Е. Основные принципы развития инвестиционных процессов в оборонных отраслях промышленности. // Промышленность России, 2000, № 7(39), с.21−30.
  206. В.Е. Теория: конверсия в США и некоторые выводы для нас. // США-ЭПИ, 1991, № 4, с. 5.
  207. В.Е. Конверсия военного производства в США: выбор приоритетов и подходы в организации (обзор). // Проблемы управления экономикой, 1994, вып.19−20, с.5−25.
  208. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. т. 1−2, СПб: Изд. «Экономическая школа», 1999.
  209. А.В., Рязанов В. Т., Карелина Л. М. Проблемы и перспективы торгово-промышленных палат в России на современном этапе. СПб: Изд. СПб ТПП, 2000, 118 с.
  210. А.В., Рязанов В. Т. России нужна планово-рыночная экономика и программа новой индустриализации страны. // Торгово-промышленные ведомости, 2001, № 15−16 (227−228), с.З.
  211. Э.О. Теория и методология организации экономической безопасности инвестиционной деятельности. Дисс. докт. экон. наук, СПб: Изд. СПбГУЭиФ, 2000, 315 с.
  212. У.Ф., Александер Г. Д., Бэйли Д. В. Инвестиции. М.: Изд. «Инфра-М», 1998, 1028 с.
  213. А.Ф. Оборонный комплекс на подъеме. // Промышленность России, 2000, № 1(33), с.34−36.
  214. А.Н. Состояние оборонной промышленности и пути выхода оборонного комплекса из системного кризиса. В сб. «Аналитический вестник Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ», № 2 (69), ч. 2, М., 1998, с.98−128.
  215. А.Н. Проблемы и задачи развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. // Промышленность России, 2000, № 5(37), с.28−32.
  216. В.В., Шарахин П. С. Верфи Санкт-Петербурга: Проект модернизации судостроительной отрасли города. // Инновации, 1999, № 5−6 (22−23), с.28−30.
  217. К. Эффективная экономика шведская модель. — М., 1991.
  218. Юнь О.М., Бойченко B.C., Охлобыстин Н. И., Вазюлин В. А., Остапюк С. Ф. Инновационная деятельность в отраслях материального производства. II Промышленность России, 1999, № 5 (25), с.16−25.
  219. Г. Г., Замятина М. Ф. Конверсия как основа повышения конкурентоспособности. // Гуманитарные науки, 1994, № 1, с.35−40.
  220. А. Поиск оптимума. От олигополии к монополитической конкуренции: таким путем должна реформироваться система ВТС. // Независимое военное обозрение, 1998, № 39 (113), с. 6.
  221. Ю.В. Приоритеты структурной политики и опыт реформ. М.: Изд. «Наука», 1999.
  222. Е., Набиуллина Э. Российские предприятия: процесс адаптации. // Общество и экономика, 1993, № 7−8, с.37−62.
  223. Brewer S. Take-off for Sea Launch.//DNV Forum, 1999, № 3, pp.38−39.
  224. Cairncross A. Years Of Recovery. British economic policy 1945−1951. L., 1985.
  225. Cyert R., March J. Behavioural Theory of the Firm. Englewood Cliffs, NY, 1963.
  226. Gorbach V.D., Gorin E.A., Smirnov Yu.V. Integration-Aimed Solutions For St. Petersburg Shipbuilding Complex. // Sudosroenie, 2001, № 737, pp.26−28.
  227. Gorin E.A., Smirnov Yu.V. Industry in St. Petersburg: condition and tendencies. // Innovations, special issue, 1998, pp. 17−19.
  228. Gray T. Yards Axis Tilts Towards Japan. // LloydAs List, 1999, p.7.
  229. Investment Guide For The Russian Federation. OECD Project, Paris, 1996.
  230. Keith Evans R. Preparing for the Age of Intermodal Transport. // DNV Forum, 1999, № 3, pp.5−7.
  231. Nicholas R.L. China in the World Economy. Institute for International Economics, Washington, DC, 1994.
  232. SMM-2000. Shipbuilding Machinery and Marine Technology. // Инновации, 2000, № 9−10 (36−37), c.6−7.
  233. Solow R.A. Contribution to the Theory of Economic Growth. // Quarterly Journal of Economics, 1956, v. 70, p.65−94.
  234. Tikhomirov V.B. The study of International Relations Issues: Systems Analysis and Modeling. NY: UNITAR, 1979, p.52.
  235. The Mexican Economy. Annual Publication of the Direccion de Organismos у Acuerdos Internacionales of the Bank of Mexico, Mexico, 1997, p.221.243. 1999 World Development Indicators. World Bank, 1999, pp.12−14, 270−273.
Заполнить форму текущей работой