Нравственное развитие советских ладей — важнейшая часть всестороннего совершенствования развитого социализма. Социалистические преобразования тогда имеют реальный успех, когда они закреплены в нравственных нормах общества, оказыващих определя-ицее влияние на сознательную повседневную деятельность трудящихся масс.
В условиях развитого социалистического общества повышение эффективности общественного производства, совершенствование хозяйственной и организавдонно^правленческой деятельности предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовки, квалификации советских ладей, но и к их нравственным чертам и, прежде всего, к таким, как организованность и деловитость, дисциплинированность и бескорыстие,' честность, справедливость и чувство высокой ответственности. Процессы совершенствования общественных отношений, постепенного стирания социально-классовых различий способствуют расширению нравственного регулирования взаимоотношений между людьми на производстве и в быту, усиливают влияние и действенность моральных оценок на активизацию их трудовой и общественно-политической деятельности. Вместе с тем, как отмечает Генеральный Секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов.К. У. Черненко в статье «На уровень требований развитого социализма» в области духовного развития советских ладей существуют еще определенные различия в уровне нравственной зрелости, в степени реализации высоких норм социа.
I См.: Черненко К. У. На уровень требований развитого социализма: Некоторые актуальные проблемы теории, стратегии и тактики КПСС.-М., 1984, с.6−7. лизма. Порой образцы сознательного отношения к труду, социалистической собственности и высоконравственного поведения еще соседствует с расхлябанностью, бесхозяйственностью, стремлением части ладей уотроить свое благополучие за счет других, за счет общества, имеют место случаи антиобщественных проступков и духовной деградации. Все эти обстоятельства, наряду с повышением уровня производства, совершенствованием хозяйственного механизма и распределения по труду, требуют усиления эффективности всего воспитательного процесса.
Руководствуясь ленинским указанием о том, что все дело воспитания, образования и обучения современной молодежи должно быть воспитанием в ней коммунистической морали Коммунистическая партия как одну из первостепенных задач идеологической, политико-воспитательной работы на этапе развитого социализма определила дальнейшее совершенствование нравственного воспитания молодого поколения, формирование у него активной жизненной позиции. Основные направления этой работы партийных организаций определены в.
Программе КПСС и, в частности, в моральном кодексе строителя ком2 мунизма. Они были конкретизированы и глубоко разработаны в документах ХХНЬХШ съездов КПСС, решениях пленумов ЦК и в постановлениях ЦК нашей партии. В документах ХХШ-ХХ1У съездов Коммунистической партии внимание парторганизаций акцентировалось на том, что все дело воспитания и образования молодежи должно служить формированию у новых поколений коммунистических убеждений.
1 Ленин В. И. Задачи союзов молодежи: Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года. — Полн.собр.соч., т.41, с. 309.
2 См.: Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принятая ХХП съездом КПСС. — М., 1974, с.119−120. и морали, преданности великим идеалам коммунизма и в этой связи всю организаторскую и воспитательную работу вести таким образом, чтобы юноши и девушки постоянно чувствовали связь времен наших революций, учились воспринимать жизнь во всей ее глубине и сложности, сознавать свою роль и ответственность за построение коммунизма Учитывая широкие возможности для всестороннего развития каждого человека в условиях развитого социализма, ХХУ съезд КПСС определил в качестве главной задачи — воспитание у юношей и девушек активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, когда единство слова и дела становятся повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию — задача прежде всего 2 нравственного воспитания. Эта задача была конкретизирована в решениях ХХУ1 съезда нашей партии и последующих пленумов ЦК, в постановлениях ЦК КПСС: «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» и «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи», в выступлениях и трудах Генерального Секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов.К. У. Черненко и других руководящих деятелей Коммунистической партии. В этих важных партийных документах парторганизациям настойчиво рекомендовалось всю организаторскую и воспитательную работу направить на формирование у молодежи таких черт лич.
1 См.: ХХШ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 29 марта — 8 апреля 1966 года: Стенографический отчет. В двух томах. Т. I. — М., 1966, с.9495 -ХХ1У съезд Коммунистической партии Советского Союза. 30 марта — 9 апреля 1971 года: Стенографический отчет. В двух томах. Т.2. — М., 1971, с. 2236.
2 ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 24 февраля-5 марта 1976 года: Стенографический отчет. В 3-х томах. T.I. ^ М., 1976, с. 103. ности, как социальная активность, трудолюбие и новаторство, деловитость и дисциплинированность, ответственность за общее дело и культура разумного потребления, т. е. формировать поколение лвдей политически активных, знающих дело, любящих труд и умеющих работать, всегда готовых к защите своей Родины. В этой связи КПСС нацеливала коммунистов на улучшение организаторской работы и подъем идейно-воспитательной деятельности, на необходимость вести решительную и бескомпромиссную борьбу с эгоизмом и мещанством, духовным убожеством и равнодушием, и с их неминуемыми спутникамипьянством и хулиганством В докладе на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС К. УЛерненко обратил внимание парторганизаций на особую важность во всей политико-воспитательной работе «.неустанно заботиться об идейно-нравственной, классовой, трудовой закал. 2 ке молодежи» .
Важность работы парторганизаций по нравственному воспитанию молодого поколения приобретает все возраставдее значение потому, что, во-первых, в жизнь вступают новые поколения молодых.
1 См.: ХХУ1 съезд Комгдунистической партии Советского Союза. 23 февраля — 3 марта 1981: Стенографический отчет. В трех томах. -T.I. — М., 1961, с. 82 — Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. — М., 1982, с. 9 -'Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М., 1983, с. П-13″ 35−37, 47, 55, 71−73, 78 — Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.-М., 1972;1982, т. 13, с.352−368 — О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи: Постановление ЦК КПСС, июнь 1984 г.- Партийная жизнь, 1984, № 14, с. б — II.
2 Черненко К. У. Народ и партия едины: Избранные речи и статьи.
М., 1984, с. 365. ладей, которым необходимо овладеть политическим и нравственным опытом предшествующих поколений. Во-вторых, определяя задачу совершенствования нравственного воспитания молодого поколения как программную цель, КПСС исходит из той роли, которую играет молодежь в жизни советского общества на современном этапе. От ее идейной убежденности и нравственной зрелости, организованности и сознательной дисциплины, от ясного понимания задач, стоящих перед обществом во многом зависят успехи работы Коммунистической партии и советского народа по совершенствованию развитого социализма .
КПСС, ее местные партийные организации накопили огромный опыт в деле нравственного воспитания молодого поколения. Важным периодом в решении этих задач были годы восьмой и девятой пятилеток, К этому времени четко обозначились качественные изменения во всех областях экономической и общественной жизни, достигнутые в упорной работе по строительсту и упрочению социализма, В исследуемые годы Коммунистическая партия провела большую работу по совершенствованию всего хозяйственного механизма, обусловленную новыми требованиями дальнейшего развития советского общества. Важную роль в этом плане сыграли мартовский и сентябрьский /1965 г./ Пленумы ЦК КПСС, которые разработали и упорядочили систему планирования и экономического стимулирования в народном хозяйстве и определили курс на интенсификацию общественного производства, усиление научных основ хозяйствования. Важными вехами в развитии советского общества были ХХШ и XXIУ съезд КПСС. Их решения способствовали совершенствованию и более эффективному действию механизмов социалистического хозяйствования. В итоге — за годы восьмой и девятой пятилеток Советский Союз в два раза увеличил свой экономический потенциал, на создание которого ушло почти полвека.
Вместе с ростом экономического могущества страны рос и ее духовный потенциал. Более зрелой стала социально-классовая структура советского общества, упрочилось его идейно-политическое и социальное единство. Исследуемый период характеризовался большим политическим подъемом и трудовым энтузиазмом советских лвдей, связанным с подготовкой и празднованием великих юбилеев: 50-летия Великого Октября, ЮО-летия со дня рождения В. И. Ленина, 50-летия образования СССР, 30-летия Великой Победы. КПСС обогатилась новым опытом политической и организаторской деятельности, повысился уровень и улучшилось содержание идейно-воспитательной работы, в том числе и нравственного воспитания. Его ценность особо возрастает также и в связи с тем, что в данный период партия проводила большую работу по совершенствованию всей системы воспитательной деятельности, приведению ее форм и методов в соответствие с новыми требованиями, обусловленными вступлением страны в период развитого социализма.
Значительный опыт в решении задач нравственного воспитания молодежи в исследуемые годы накопила Компартия Украины — боевой отряд КПСС. Важность его изучения и обобщения обуславливается тем, что на Украине сконцентрирован большой отряд молодых тружеников. Во всех отраслях народного хозяйства республики работает 8,5 млн. юношей и девушек. Каждый второй работающий в промышленности, около трети — в сельском хозяйстве, примерно 40% - в строительстве, почти половина всей интеллигенции — люди в возрасте до 30 лет. В народное хозяйство республики ежегодно вливаются сотни тысяч.
I ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 30 марта -5 марта 1976: Стенографический отчет, т.1, с. 59. молодых тружеников.
От их идейной убежденности и нравственной зрелости, организованности и сознательной дисциплины, от ясного понимания задач, стоящих перед обществом во многом зависят успехи Коммунистической партии и советского народа по совершенствованию развитого социализма. Анализ и обобщение богатого опыта, накопленного Компартией Украины в решении задач нравственного воспитания молодого поколения имеет важное научное и практическое значение. Он позволяет раскрыть основные направления деятельности парторганизаций, определить наиболее эффективные формы и методы, применяемые ими в воспитательной работе, показать действенные средства, влияющие на формирование у юношей и девушек высоких нравственных черт и качеств и, на этой основе, разрабатывать практические рекомендации по дальнейшему применению этого опыта в работе по формированию нового человека. Исследуя деятельность Компартии Украины, автор руководствовался ленинским требованием о необходимости изучения местного опыта, углубления в живую практику для успешного 2 строительства нового общества, а также выводами ХШ*ХШ съездов КПСС о роли местных партийных организаций в претворении в жизнь политики и программных целей партии и общепартийной значимости опыта этой деятельности.
1 Гордиенко Л. М. Воспитание молодежи: комплексный подход. Из опыта партийных организации Украины по коммунистическому воспитанию работакщей молодежи. — Киев, 1984, с.З.
2 См.: Ленин В.И. Н. Осинскому. — Полн.собр.соч., т.54, с. 237.
3 См.: ХХШ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 29 марта — 8 апреля 1966 года: Стенографический отчет. T. I, с. 88 — ХХ1У съезд Коммунистической партии Советского Союза. 30 марта.
9 апреля 1971 года: Стенографический отчет. T. I, с.122-ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 24 февраля — 5 марта.
— ю.
Определяя в качестве конкретного объекта исследования нравственное воспитание сельской работающей молодежи, автор руководствовался тем, что современные процессы развития сельского хозяйства /интенсификация производства, рост его технической оснащенности и повышение культурно-технического уровня тружеников с одной стороны и с другой — превышающий оптимальные нормы уход молодежи из села/ требуют не только совершенствования хозяйственного механизма и улучшения условий труда, быта и отдыха молодых тружеников, но и целенаправленного воспитания у них высоких нравственных черт и среди них прежде всего: организованности и деловитости, дисциплинированности и бережливости, чувства трудовой совести и культуры поведения на производстве и в быту. Организация воспитательной работы с сельской молодежью имеет свои особенности, обусловленные сезонностью и цикличностью сельскохозяйственного производства, определенной территориальной разобщенностью сельских жителей, своеобразием организации быта и отдыха. Анализ и обобщение опыта нравственно-воспитательной работы партийных организаций с учетом этих особенностей имеет важное научное и практическое значение.
Таким образом, решение задач совершенствования развитого социализма и связанный с этим процесс возрастания роли и значения нравственного воспитания обуславливают актуальность и практическую значимость избранной темы исследования.
Идеологическая, политико-воспитательная работа партии в условиях развитого социалистического общества, теоретическая разработка путей ее совершенствования широко отражена в документах КПСС.
1976 года: Стенографический отчет. T. I, с.93- ХШ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 23 февраля — 3 марта 1981 года: Стенографический отчет, т.1, с. 89. и, прежде всего, в документах руководящих партийных органов. В материалах партийных съездов, пленумов ЦК и постановлениях ЦК КПСС содержится оценка деятельности партии, ее местных партийных организаций в области формирования нового человека, анализируются важнейшие проблемы этой работы и выдвигаются задачи по ее дальнейшему совершенствованию. В частности, в докумениах ХХШ-ХХУ съездов КПСС, решениях пленумов и постановлениях ЦК нашей партии, относящихся к исследуемому периоду, широко освещены основные направления воспитательной деятельности партийных организаций, подведены ее итоги и определены исходные задачи дальнейшего совершенствования .
Важное, теоретико-методологическое значение для изучения опыта воспитательной работы партии имеют произведения Генерального Секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. К. У. Черненко и других руководящих деятелей Коммунистической партии и Советского государства В их докладах и выступлениях на партийных съездах и пленумах ЦК, сессиях Верховного Совета СССР и союзных республик, съездах профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, различных совещаниях и теоретических конференциях, в трудах постоянно анализируется текущая деятельность партии по коммунистическое воспитанию молодого поколе.
I См.: Черненко К. У. Авангардная роль партии коммунистов. — М., 1982 — его же: Избранные речи и статьи. — М., 1984 — его же: Народ и партия единыАндропов Ю. В. Избранные речи и статьи: 2-е издание. — М., 1983; Брежнев Л. И. Ленинским курсом: Речи и статьи. Т. 1−9, — М., 1973 — 1983 — Щербицкий В. В. Воспитывать сознательных, активных строителей коммунизма. — М., 1974 — его же: ХХУ съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека. — М., 1977 — его же: Избранные речи и статьи. — М., 1978. ния, содержатся важные оценки общественно-политических событий и даются практические рекомендации по повышению эффективности воспитательной работы. В этом смысле документы руководящих органов КПСС и произведения выдающихся деятелей партии и государства выступают также в качестве важного историографического источника.
Главную массу источников исследования составляет историко-партийная литература. Она непосредственно отражает идеологическую, политико-воспитательную работу парторганизаций, в том числе работу по формированию у молодого поколения нравственного облика. С известной мерой условности эту литературу по содержанию и назначению можно разделить на следущие группы.
Обобщающие труды по истории КПСС, в которых отражена организаторская и идеологическая деятельность как партии в целом,* так и ее местных организаций на разных этапах истории, в том числе в исследуемые годы. Охватывая крупные периоды, они раскрывают общие закономерности развития Коммунистической партии, особенности осуществляемого ею воспитательного процесса, его тесную связь с экономикой, политикой и культурой. Деятельность местных партийных организаций Компартии Украины в решении задач социалистического строительства и воспитании нового человека широко освещена в очерках истории областных и Киевских городской и областной партийных организаций, переизданных в конце 70-х начале 80-х годов. Изучение этих обобщающих трудов позволяет проследить возрастание руководящей роли КПСС, ее социальной политики в решении.
I См.: История Коммунистической партии Советского Союза: В шести томах, тт. 1−5. — М., 1964т-1980 -'История Коммунистической партии Советского Союза: Изд. 7~е доп. — М., 1984. задач социалистического строительства и воспитании нового человека и, в конечном итоге, проанализировать влияние этих процессов на рост нравственной зрелости советских лодей.
Следующую группу составляют монографические историко-пар-тийнне исследования и статьи, посвященные общим проблемам идеологической работы партии. Среди них большой интерес вызывают работы, в которых исследуются проблемы теории и практики коммунистического воспитания трудящихся и молодежи Эти исследования широко освещают основные направления деятельности парторганизаций, в том числе Компартии Украины по коммунистическому воспитанию молодого поколения, анализируют закономерности воспитательного процесса, его тесную связь с экономикой, политикой и культурой.
Обобщение опыта работы партийных организаций по совершенствованию воспитательной работы, в соответствии с ее основными направлениями: идейно-политическим, трудовым и нравственным воспир танием, содержится в опубликованных материалах всесоюзных и рес.
I. См.: Вопросы теории и методов идеологической работы: Вып. I-I2. — М., 1972;1980 — ВДцейно-воспитательная работа" КПСС. — М., 1981; Мостовой С. Н. Идейно-воспитательная работа КПСС. — М., Мысль, 1984Ненашев М.Ф. Ицейно-воспитательная работа КПСС: Особенности, опыт, проблемы. — М., 1980 Теория и практика коммунистического воспитания: Редкол. Ж. Т. Тощенко /руководитель/ и др.-М., 1980 и др.
2 См.: Социализм и молодежь: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. — М., 1967 -ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи: По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Минске /июнь 1976 г./- М., 1976 — Коммунистическое воспитание молодежи: система, проблемы эффективности: Материалы научно-практической конференции, посвященной ЦО-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Москва 4−5 февраля 1980 года. — М., 1980 Источник духовной силы: Всесоюзная научно-практическая конференция «Совершенпубликанских * научно-практических конференций, проведенных в 1967;1984 гг. под руководством ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ и ЦК Компартий союзных республик. Среди них особо следует выделить Всесоюзную научно-практическую конференцию: «Формирование активной жизненной позиции: опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания», /Баку, 25−27 апреля 1979 г./ непосредственно посвященную вопросам нравственного воспитания, как центрального звена идеологической деятельности партии. В выступлениях и рекомендациях участников конференции получили дальнейшее развитие положения ХХУ съезда КПСС о необходимости комплексного подхода к организации нравственного воспитания, обеспечения его тесной связи со всеми другими направлениями воспитательной работы по формированию у трудящихся активной жизненной позиции. ствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС. — М.: Правда, 1984, 12 декабря.
1 См.: В.1.Лен1н i комушстичне виховання молодо Матер1али рес-публ!кансько! науково-практично! конференцП, присвячено! 50-pi44io промови В. I. Леш на на Ш з" !зд! РКСМ. — Ки! в, 1971; Актуальные проблемы идейно-нравственного воспитания молодежи {'Республиканская научно-практическая конференция /сборник докладов и выступлений/. — Минск, 1976 — Актуальные проблемы нравственного воспитания молодежи: Узбекская республиканская научно-практическая конференция. — Ташкент, 1980 и др.
2 См.: Активная жизненная позиция молодежи: Некоторые аспекты нравственного воспитания. — М., 1980 — Коммунистическая идейность — основа активной жизненной позиции. — М., 1979 — Коммунистическая нравственность и правопорядок. — М., 1979 — Трудовой коллектив — центральное звено нравственного воспитания. — М., 1979 — Свободное время и нравственное воспитание. — М., 1979 — Роль средств массовой информации и пропаганды в нравственном воспитании. — М., 1979.
— 15.
Важную роль в исследовании проблемы сыграла литература, анализирующая идеологическую, политико-воспитательную работу парт? тийных организавдй Украины, в том числе и сельских. Хотя эти исследования непосредственно не посвящены вопросам деятельности партийных организаций по нравственному воспитанию сельской молодежи, но содержащийся в них глубокий анализ процессов и особенностей идейно-воспитательной деятельности помог автору глубже уяснить его закономерности, сущность и содержание, проследить воздействие многих форм и методов воспитательной работы на формирование у юношей и девушек нравственных качеств.
Анализу опыта работы партийных организаций Украины по совершенствованию идейно-воспитательной работы в свете решений ХХУ1 съезда КПСС, ноябрьского /1982 г./ и июньского /1983 г./ Пленумов ЦК КПСС посвящен сборник: «Идеологическая работа: опыт, проб.
1 См.: Авангард трудового колективу: 3 досвгду роботи парт^них орган! защй УкраГни в пер! од mi ж ХХ1У i ХХУ з’Чздами КПРС. -Ки!в, 1976 -'Василенко В.К. 1дейно-шштична робота партП в умо-вах розвинутого сощал13му: На матер1алах парт1йних оргашзащй Украгни. — Ки1 В, 1981; ХХУ1 съезд КПСС об идеологической работе партии на современном этапе /М.А.Акопов, В. К. Василенко, Г. М.ВДултых и др. — Киев, 1982 — Стеля БЛ. Виховання ново! лю-дини — справа партгйна: 3 досв! ду роботи парторганiзац© по комуHiстичному вихованню пращвник! в промисловост! Укра! ни /1956;1965 pp./. — Ки! в, 1970 и др.
2 См.: Идейно-в о спита т ельная работа на селе: Из опыта парторганизаций Украины /Отв.ред. Л. М. Кравчук: сост. В.П.Баштанник/.
Киев, 1980 — Хижняк В. П. Комушстичне виховання TpyfliBHHKiB села: 3 досв! ду 1дейно-виховно! роботи партгйних оргашзащй Ук-ра!ни на сел! в 1959;1970 pp. — Ки? в, 1973 -'Целуйко В. А. Деятельность партийных организаций Украины по совершенствованию идейно^воспитательной работы на селе /1971;1975 гг./. — Киев, 1978 и др. лемы" авторами которого являются партийные, советские, хозяйственные и комсомольские работники, ученые-обществоведы. Среди помещенных в нем материалов исключительную ценность представляют" в частности, статьи члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря ЦК Компартии Украины тов.В. В. Щербицкого и кандидата в члер ны Политбюро ЦК Компартии Украины тов.А. С. Капта. В них всесторонне проанализированы сущность и формы идеологической работы парторганизаций республики, в том числе партийное руководство воспитанием идейно закаленных, активных борцов за дело коммунизма.
Ряд статей, опубликованных в этом сборнике, непосредственно относятся к проблеме деятельности парторганизаций по нравсто венноаду воспитанию молодого поколения. В них содержится богатый материал о формах и методах нравственного воспитания в трудовых коллективах, общеобразовательных школах и учебных заведе.
1 См.: Идеологическая работа: опыт, проблемы. /Редкол. Л. М. Кравчук /руководитель/, Б. В. Иваненко, А.В.М§ ркулов и др./. — Киев, 1982;1984, вып.1- Вопросы идейно-политического, трудового и нравственного воспитания молодежиВып.2 Единство идеологической и организаторской работы, вып. З-'Совершенствование идеологической, массово-политической работы, вып.4 — Повышение эффективности и наступательности идеологической работы.
2 См.: Щербицкий В. В. Воспитывать идейно-закаленных, активных борцов за дело коммунизма, пламенных патриотов и интернационалистов, вып.1, с.5−25 — его же: Идеологическую работу на уровень современных задач, вып. 2, с.5−27 — Капто А. С. Важная партийная задача, вып.1, с.29−57 — его же: Творчески, конкретно, по-деловому, вып.2, с.5−43.
3 См.: Васильев Н. В. Коллектив: традиции, нравственное воспитание молодежи, вып.1, с.294−304 — Кодацкий Е. М. Нравственная закалка будущих рабочих, вып.1, с.343−356 -'Погребняк А. И. Формировать разумные потребности, вып.1, с.305−319 — Фоменко М. В. Повышать ниях профтехобразования, рассматриваются вопросы формирования у трудящихся разумных потребностей, показываются пути искоренения таких отрицательных явлений нашей действительности, как формализм и шаблон в воспитательной работе. Вместе с тем, проблемы деятельности парторганизаций по нравственному воспитанию сельской работавшей молодежи в них практически не нашли отражения.
Несомненную ценность представляют работы историков партии республики, в которых освещается опыт партийных организаций по воспитанию советских людей, в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма сознательного, добросовестного 2 отношения к труду, организованности и дисциплины, по повышению общеобразовательного и культурного уровня молодекачество обучения и нравственного воспитания школьников. Вып.1, с.333−342.
1 См.: Воспитывать пламенных патриотов: 0 работе партийных и комсомольских организаций УССР: Сборник. /Отв. ред. П.Д.Сардачув/-Киев, 1973; Дедков Н. В., Щербина А. А., Грих С. В., Глазунов С. В. Об использовании памятников революционной, боевой и трудовой славы в пропаганде советского патриотизма и социалистического интернационализма /1971;1975 гг./. — Научные труды по истории КПСС. Внп.128. — Киев, 1984, с.59−64 — Падалко A.I., Зал1зко В.О. Д1яльн1сть КП Укра! ни щодо шдвшцення ролг комсомолу в naTpio-тичному вихованш молод* /1961;1971 pp./. — Науков! npani з icTopif КПРС. Вип.60. — Ки! в, 1973, с.139−146 и др.
2 См.: Глазунов С. В. Об использовании моральных стимулов к труду в коммунистическом воспитании рабочей молодежи Украины /19 661 975 гг./. — Научные труды по истории КПСС. Вып.107. — Киев, 1980 jBitko Д. О. Роль наставництва у комушстичному вихованш колгоспно! молодi. — Укра1нський гсторичний журнал, 198I, № 9, c. II4-II8- Ямковая З. И. Из опыта работы партийных организаций промышленных предприятий УССР по воспитанию активной жизненной позиции молодежи на основе экономического всеобуча /1959;1976гг./ - Научные труды по истории КПСС. Вып.107, с.123−130 и др. жи организации профилактической работы по предупреждению срер ди молодежи правонарушений и др.. Эта литература явилась важным подспорьем в изучении отдельных аспектов деятельности парторганизаций по формированию у молодежи патриотических и интернационалистских черт, укреплению дисциплинированности и организованности, повышению общеобразовательного и культурного уровня и др. Однако работа партийных организаций по нравственному воспитанию молодежи и особенно сельской в данных исследованиях, на наш взгляд, не нашла достаточного освещения.
Исследованию опыта работы партийных организаций непосредственно по нравственному воспитанию трудящихся и молодежи посвящены лишь отдельные работы. Среди них большой интерес представ.
1 Трафпяк М. В. Шдвищення загальноосв1тнього та культурно-техшч-ного piBHH Ыльсысо! молод! на УкраГш /1966;^1970 pp./. — Укра-1нський !сторичний журнал, 1974, J6 II, с.42−47 — Канавенко С. А. 0 работе парторганизаций Украины по повышению уровня эстетической культуры трудящихся /1966;1970 гг./. — Научные труды по истории КПСС. Вып.128. — Киев, 1984, с.106−112 и др.
2 См.: Мирошниченко П. Т., Шефель С. В. Роль партийных организаций в улучшении взаимодействия органов охраны правопорядка и комсомола по предупреждению нарушений молодежи: На материалах Украины /1966;1973 гг./. — Научные труды по истории КПСС. Вып.126. — Киев, 1983, с.100−107 — Глазунова Н. И. Партийное руководство нравственно-правовым воспитанием молодежи профтехучилищ в годы десятой пятилетки: На материалах Украинской ССР. — Научные труды по истории КПСС. Вып.126, с.108−114.
3 См.: Зырянов А. Ф. Партийное руководство нравственным воспитанием трудящихся. — М., 1981; Зырянов Ф. П. Воспитание в духе коммунистической морали. — М., 1968 — Степаненко В. Н., Холод Б. И. Деятельность партийных организаций Украины по повышению роли рабочего класса в формировании духовно-нравственных устоев советского образа жизни. — Научные труды по истории КПСС. Вып.103, 1979, с.47−54 Шелест Д. С., Нагайцев А. Е. Руководство партийных ляет коллективная монография: «Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики» в которой в отдельной главе рассматривается специфика и особенности нравственного воспитания трудящихся, роль КПСС и конкретный опыт партийных организаций в нравственном процессе развитого социалистического общества. Некоторый опыт партийных и комсомольских организаций по нравственному воср питанию рабочей молодежи рассматриваются в статьях И. Х. Ткачука. В них показано партийное руководство этим процессом, проанализированы формы и методы воспитательной деятельности комсомольских организаций по формированию у юношей и девушек высоких моральных качеств: идейной убежденности, трудолюбия, патриотизма и интернационализма, коллективизма, чувства гражданского долга перед обществом. Однако многоплановость поставленных вопросов и ограниченный объем статей не позволили автору глубоко раскрыть формы партийного руководства деятельностью комсомола по нравственному воспитанию рабочей молодежи. организаций вузов Украины процессом нравственного воспитания студентов /1976;198]/. — Научные труды по истории КПСС. Вып. Ш. Киев, 1983.
1 См.: Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. /Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, каф. идеол. работы и каф. социальной психологии и педагогики: Редкол.: А. К. Уледов /отв. ред./ и др. -М., 1979.
2 См.: Ткачук И. Ф. Деятельность комсомольских организаций Украины по нравственному воспитанию молодежи в условиях развитого социализма /1961;1976 гг./. — Научные труды по истории КПСС. Вып.91. — Ки! в, 1977, с.3−9 — его же: Некоторые вопросы партийного руководства нравственным воспитанием рабочей молодежи в условиях развитого социализма /1961;1978 гг./. — Научные труды по истории КПСС. Вып.107. — Киев, 1980, с.117−123.
— 20.
Значительный интерес представляет монография Л.М.Гордиен-ко I, в которой на фактическом материале освещается деятельность партийных организаций Украины по коммунистическому воспитанию работающей молодежи, процесс совершенствования форм и методов этой работы. Проблемам нравственного воспитания молодых ладей в книге посвящен раздел: «В духе коммунистической морали». Автор освещает такой малоизученный аспект деятельности парторганизаций, как воспитание у молодежи разумных потребностей и рациональная организация свободного времени, анализирует эффективность форм и средств, применяемых парторганизациями в нравственном воспитании молодых тружеников. В монографии нашли отражение также вопросы работы партийных организаций по воспитанию у рабочей молодежи коммунистического отношения к труду, сознательной дисциплины и чувства хозяина производства. Вместе с тем, вопросы деятельности Компартии Украины по нравственному воспитанию сельской работа-щей молодежи не нашли достаточного отражения в силу иной тематической направленности книги.
Таким образом, проблема деятельности партийных организаций Украины по нравственному воспитанию советских ладей неоднократно привлекала внимание историков партии. Однако вопросы нравственного воспитания молодежи и, особенно сельской, в их работах не нашли достаточного отражения. Незначительное количество научных трудов на эту тему и недостаточно широкий спектр рассматриваемых в них вопросов составляют значительные резервы для проведения историко-партииных исследований в этом направлении.
I См.: Гордиенко Л. М. Воспитание молодежи: комплексный подход: Из опыта партийных организаций Украины по коммунистическому воспитанию работащей молодежи.
— 21.
Проблемы формирования нравственного облика молодого человека в условиях развитого социализма нашли широкое отражение и в трудах философов, социологов, психологов и педагогов, изучаицих отдельные стороны идеологической деятельности КПСС. Посвященные главным образом теории и практике нравственного воспитания, они дают интересный конкретно-социологический материал, однако почти совсем не освещают опыт работы партийных организаций в этом направлении.
Различные аспекты воспитательной работы партийных организаций, частично связанные с проблемой исследования, нашли отражение также в ряде других диссертаций. Значительный интерес среди них представляют, в частности, кандидатские диссертации И. Ю. Гот? робца, В. А. Целуйка х и докторская — В. П. Хижняка. Их исследования в совокупности охватывают период с 1959 по 1975 гг. В этих работах проанализированы особенности идейно-воспитательной работы на селе, обусловленных спецификой труда и быта сельских тружеников, показана работа парторганизаций по ее совершенствованию, что оказало диссертенту существенную помощь при анализе их деятельности по нравственному воспитанию молодых тружеников села.
Наиболее близка к теме исследования диссертационная работа О. К. Гришкина. В ней автор проанализировал основные формы и ме.
1 См.: Горобець 1.Ю. 1дейно-виховна робота Ыльських партгйних ор-гашзащй УкраГни в пер! од м! ж ХХИНШУ з" 1здами КПРС. — Ки! в, 1972 — Целуйко В. А. Деятельность партийных организаций Украины по совершенствованию идейно-воспитательной работы на селе /19 711 975 гг./. — Киев, 1978.
2 Хижняк В. П. Идейно-воспитательная работа партийных организаций Украины на селе /1959;1970 гг./. — Киев, 1975.
3 См.: Гришкин O.K. руководство Компартии Украины деятельностью культурно-просветительных учреждений по Еравственному воспитанию тоды партийного руководства деятельностью культурно-просветительных учреждений по нравственному воспитанию рабочего класса, обобщил основные направления их работы по формированию у рабочих идейной убежденности и нравственного долга, развитию трудовой активности, и повышению культурного уровня. В частности, в работе освещен такой малоизученный в историко-партийной литературе вопрос, как партийное руководство деятельностью учреждений культуры по организации борьбы с отклонениями от норм социалистической морали и воспитанию у рабочих нравственного долга, определена степень эффективности применявшихся в этом плане форм и методов: массовых мероприятий, тематических вечеров по пропаганде морально-этических устоев гражданина советского общества, агитационно-художественных бригад и коллективов художественной самодеятельности. Однако, с нашей точки зрения, автор недостаточно уделил внимания такой важной проблеме, как партийное руководство деятельностью учреждений культуры по формированию у рабочего класса культуры разумного потребления духовных ценностей общества. Кроме того, ряд других направлений нравственно-воспитательной работы культурно-просветительных учреждений не явились объектом данного исследования.
Значительный научный интерес представляет диссертация Т. Д. Литвинец в которой освещен один из аспектов деятельности парторганизаций по нравственному воспитанию сельской молодеживоспитание ее на примере жизни и деятельности В. И. Ленина. рабочего класса республики /1966;1975 гг./. — Днепропетровск, 1981.
I См.: Литвинец Т. Д. Деятельность Компартии Украины по коммунистическому воспитанию сельской молодежи на примере жизни и деятельности В. И. Ленина /1960;1970 гг./. — Киев, 1984.
— 23.
Таким образом, историографический обзор показывает, что многогранная деятельность партии по коммунистическому воспитанию молодого поколения нашла должное отражение в научной литературе. Что же касается проблем нравственного воспитания молодежи, то они чаще всего рассматриваются в теоретическом плане. Практический же опыт партийных организаций по формированию у юношей и девушек морального облика изучен и освещен гораздо слабее, хотя актуальность таких исследований не вызывает сомнений и обуславливается требованиями общественного развития на этапе совершенствования развитого социализма. В этой связи наблюдается известный разрыв между имеющимся богатым опытом партийных организаций в деле нравственного воспитания молодежи и его научным осмыслением. В частности, в настоящее время в историко-партийной литературе отсутствуют специальные обобщающие работы, в которых на основе широкой источниковой базы был бы научно обобщен опыт работы парторганизаций по нравственному воспитанию сельской работащей молодежи в годы восьмой и девятой пятилеток.
Исходя из актуальности темы и учитывая степень ее научной разработки, диссертант поставил перед собой цель на основе изу^ чения партийных и государственных документов, статистических данных и опубликованных данных социологических исследований, материалов периодической печати и научной литературы изучить, проанализировать и обобщить богатый опыт партийных организаций Украины по нравственному воспитанию молодых тружеников села в годы восьмой и девятой пятилеток.
В диссертации не ставится цель дать исчерпывающее освещение всех вопросов многогранной деятельности партийных организаций по нравственному воспитанию сельской молодежи. Автор ограничивает ее такими важнейшими направлениями нравственно-воспитательной работы, как воспитание у юношей и девушек нравственных черт патриота-интернационалиста, чувства хозяина общественного производства, потребности в добросовестном труде и культуры разумного потребления. Конкретизуя эту цель, автор поставил задачу осветить прежде всего;
— организационно-практическую деятельность парторганизаций по улучшению условий жизнедеятельности молодых тружеников селаповышению культуры труда и совершенствованию его организации, обеспечению их материального и культурного уровня жизни, созданию для них социальных возможностей для духовного развития, что является важным фактором нравственного роста молодых людей ;
— работу по воспитанию у молодежи села высоких нравственных качеств в процессе вовлечения ее в общественно-полезную деятельность ;
— опыт использования парторганизациями положительного примера в формировании у молодых тружеников нравственного облика ;
— деятельность по совершенствованию социально-психологических и нравственных отношений на производстве, в быту и в сфере досуга, оказывавших определящее влияние на формирование у работающей молодежи села нравственной культуры и культуры разумного потребления.
Научная новизна диссертации, по мнению автора, состоит в том, что она является одним из первых специальных обобщающих исследований опыта работы Компартии Украины по нравственному воспитанию молодых тружеников села. В ней рассмотрен ряд существенно-важных аспектов проблемы, не получивших еще достаточного отражения в ис-торико-партийной литературе. В частности в работе предпринята попытка:
— 25.
— обобщить опыт деятельности парторганизаций республики по формированию у работающей молодежи села высоких нравственных черт и культуры разумного потребления ;
— подвергнуть научному анализу применявшиеся в практической работе партийных и комсомольских организаций по нравственному воспитанию формы и методы, обосновать перспективное значение и возможность развития и творческого применения некоторых из них в современных условиях ;
— на основе анализа конкретного материала, относящегося к деятельности Компартии Украины, показать влияние воспитательной работы партийных организаций на рост нравственной зрелости молодых тружеников села, выявить" некоторые особенности этого процесса ;
— обосновать практические рекомендации, которые, по мнению автора, могут в определенной мере способствовать совершенствованию деятельности парторганизаций по нравственному воспитанию работающей молодежи села.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем основные выводы, положения и рекомендации, на наш взгляд, могут найти применение в работе по совершенствованию деятельности партийных и комсомольских организаций по нравственному воспитанию молодых сельских тружеников. Теоретический и фактический материал, содержащийся в диссертации, может быть использован при подготовке обобщающих исследований по вопросам идеологической работы КПСС, а также применяться в пропагандистской работе, в сети партийного и комсомольского политпросвещения и др.
Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации были опубликованы в двух научных статьях, в тезисах доклада на.
Всесоюзной научно-технической конференции «Социально-экономические проблемы развития сельской службы быта» /г, Хмельницкий, 23−25 октября 1984 г./, в двух брошюрах, изданных для пропагандистов и слушателей в сети комсомольской политической учебы. Результаты исследования изложены в выступлении автора на Всесоюзной научно-технической конференции «Социально-экономические проблемы развития сельской службы быта», апробированы на методологическом семинаре преподавателей и аспирантов кафедры истории КПСС гуманитарных факультетов Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили произведения основоположников маркойзма-лениниз-ма, документы КПСС и труды руководящих деятелей Коммунистической партии. Важное значение для исследования проблемы имели принципиальные положения марксистско-ленинской науки о сущности морали нового общества, ее нормах и принципах, о возрастании роли нравственного воспитания в общем процессе формирования нового человека, о необходимости вести работу по формированию у молодого поколения высоких нравственных качеств в процессе вовлечения ее в общественно-полезную работу на благо общества и др.
Основную источниковую базу диссертации составили документы КПСС и ее местных организаций, ВЛКСМ и ЛКСМ Украины, советских и хозяйственных органов, министерств и ведомств, статистические данные и данные конкретно-социологических исследований.
Источником, наиболее полно отражающим воспитательную деятельность партии во всем ее многообразии, являются документы партийных органов и организаций. Это, прежде всего — документы съездов и пленумов ЦК, постановления ЦК КПСС и другие директивные документы. В них содержатся важные, принципиальные выводы о проделанной работе по формированию нового человека и о ее перспективах, освещается руководство КПСС местными парторганизациями, в том числе и Компартией Украины, в этом направлении работы. В своем большинстве эти документы опубликованы отдельными изданиями, в периодической печати или вошли в сборник: «Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», и другие видовые и тематические сборники.
В рамках этой группы основную массу источников составляют документы Компартии Украины. Это документы — опубликованные в сборнике: «Коммунистическая партия Украины в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», отдельными изданиями и в периодической печати и сконцентрированы в партийном архиве Института истории партии при ЦК Компартии Украины /ф.1, оп.31, 32/ Среди материалов руководящих партийных органов и организаций большую ценность, как источник, составляет, в частности, информационно-справочный материал отделов ЦК Компартии Украины, областных комитетов партии о выполнении решений партийных органов, о состоянии партийного просвещения коммунистов и комсомольцев, агитационно-пропагандистской и воспитательной работе, о проведении важных общественно-политических мероприятий, об организации социалистического соревнования и др.
Среди документов партархива института особое место занимают стенограммы разнообразных республиканских совещаний, семинаров и конференций по хозяйственным и идеологическим вопросам. В текстах выступлений руководящих партийных, советских и хозяйственных работников, участников этих мероприятий давалась оценка деятельности парторганизаций, анализировалась эффективность тех или иных.
I В процессе исследования из этого фонда автором изучено более 500 дел, из них непосредственно использовано в диссертации более 60 дел. форм организационной и воспитательной работы, указывались конкретные пути по ее совершенствованию и ликвидации существующих недостатков. Изучение документов из фонда Щ Компартии Украины, позволило проанализировать партийное руководство процессом нравственного воспитания молодого поколения, координацию, осуществляемую ЦК Компартии Украины, деятельностью советских и административных органов, общественных организаций в этом направлении.
Автором был изучен ряд материалов партийных архивов Кировоградского, Полтавского, Львовского, Харьковского, Хмельницкого и Черновицкого обкомов Компартии Украины Эти документы по своему характеру многогранны и условно их можно поделить на ряд групп:
— стенографические отчеты областных, городских и районных партийных конференций, собраний партийно-хозяйственного актива, семинаров идеологических работников ;
— материалы протоколов пленумов, заседаний бюро и секретариатов обкомов, горком и райкомов партии ;
— материалы конференций и собраний, заседаний бюро и комитетов первичных партийных организаций ;
— справочно-информационный материал отделов обкомов и райкомов Компартии Украины, парткомов первичных организаций по разнообразным вопросам организационной и идеологической работы. Все эти партийные документы широко отражают многостороннюю деятельность парторганизаций по формированию у молодежи высоких нравственных качеств и позволяют раскрыть основные формы и методы работы, применяемыми парторганизациями в этом направлении. Они также дают возможность проанализировать работу местных партийных органов по совершенствованию организации нравственного воспитания молодежи, ис~.
I В процессе работы над диссертацией в областных партархивах изучено более 600 дел и использовано в работе около 150 дел. пользования имевшихся резервов и устранения существующих недостатков.
Партийное руководство деятельностью общественных организаций и, прежде всего, комсомольских в деле нравственного воспитания молодежи широко отражено в документах, которые сосредоточены в фонде ЦК ЛКСМ Украины /ф.7, оп.18, 20/ Это — стенограммы пленумов и разнообразных республиканских совещаний, материалы протоколов заседаний бюро и секретариата ЦК ЛКСМ Украины, информационный и справочный материал ЦК комсомола и его отделов, а также обкомов комсомола по наиболее важным направлениям деятельности комсомольских организаций: организация политической учебы молодежи, вовлечение ее в общественно-полезную работу, проведение среди нее воспитательной работы. Среди этих документов особенный интерес представляют выступления ответственных партийных работников на пленумах, совещаниях, заседаниях бюро и секретариата ЦК ЛКСМ Украины. Архивные материалы комсомольского фонда помогли проанализировать основные формы и методы партийного руководства организаторской и воспитательной деятельностью комсомольских комитетов, первичных организаций, являющихся важным инструментом парторганизаций в деле нравственного воспитания подрастащего поколения.
Важным источником диссертационного исследования являются документы советских и хозяйственных органов, министерств и ведомств, сосредоточенные в фондах Центрального Государственного Архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления Украинской ССР /ЦГАОР УССР/. В частности, наиболее широко изучены документы из фондов министер
I Всего из этого фонда автором было изучено около 400 дел и использовано в диссертации более, НО дел. ства сельского хозяйства УССР /ф.27, оп.22/ и министерства культуры УССР /ф.5116, оп. 4, б, 8/. Среди них — информационные справки и отчеты министерств в Щ Компартии Украины и Совет Министров Украинской ССР по различным вопросам развития сельскохозяйственного производства, научной организации труда, о работе учреждений культуры, деятельности театров и филармоний по культурному обслуживанию тружеников села. Они позволили проследить партийное руководство этими органами по вопросам обеспечения для молодежи благоприятных условий жизнедеятельности: совершенствования организации труда и повышении его культуры, развитию бытового обслуживания и созданию социальных возможностей на селе для духовного развития и культурного обогащения.
Отдельную группу источниковой базы диссертации составляют материалы центральной и местной печати. Изученный материал /пе-педовые статьи, выступления партийных, советских, хозяйственных и комсомольских работников, передовиков и новаторов производства, журналистов и др./ условно можно разбить на следующие группы:
— показывающий возрастающую роль партийных организаций в нравственном воспитании молодежи ;
— популяризующий передовой опыт воспитательной работы отдельных партийных и комсомольских организаций, наиболее эффективные формы и методы, применяемые ими в практической деятельности ;
— раскрывающий высокие моральные качества молодых сельских тружеников и рост их трудовой и общественно-политической активности.
Важным источником в подготовке диссертации явились данные конкретно-социологических исследований, опубликованные в научных работах, а также содержащиеся в партийном архиве института истории партии при ЦК Компартии Украины и в областных партархивах. Они во многом помогли проследить эффективность проводимой парторганизациями работы по нравственному воспитанию молодежи.
В диссертационной работе также использованы информационно-статистические и энциклопедические издания, в которых находится богатый фактический материал и в силу этого они также выступают в качестве источника изучаемой проблемы.
Таким образом, при подготовке диссертации использован широкий круг источников, которые в той или иной степени отражают многогранную деятельность Коммунистической партии по нравственному воспитанию молодого поколения.
В результате проведенного исследования автор выносит на защиту следующие основные положения:
— материалы исследования деятельности парторганизаций Украины подводят к выводу о том, что в условиях развитого социализма происходит неуклонное возрастание роли и значения организаторской и идеологической деятельности партии в нравственном процессе развитого социалистического общества: расширении действия морального фактора и формировании у трудящихся и, прежде всего, у молодежи активной жизненной позиции ;
— в формировании у молодежи высоких нравственных качеств и культуры разумного потребления решавшую роль играет обеспечение тесного единства между организационно-практической деятельностью партийных организаций по обеспечению для молодежи благоприятных условий жизнедеятельности, по реализации социальной политики КПСС, направленной на повышение материального и культурного уровня жизни молодых людей и целенаправленной воспитательной работы ;
— 32.
— все возрастающее положительное влияние на рост нравственной зрелости молодых тружеников оказывает пример коммунистов, наставников, ветеранов партии и комсомола, войи и труда, передовиков и новаторов производства ;
— на формирование у молодежи нравственной культуры поведения определящее воздействие оказывает деятельность парторганизаций по совершенствованию социально-психологических и нравственных отношений между людьми на производстве, в быту и в сфере досуга ;
— в развитии творческой активности молодежи важную роль играет целенаправленная деятельность партии по нравственному воспитанию молодежи.
Характер, объем и содержание исследуемой проблемы, поставленные автором цель и задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, четырех разделов и заключения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Изученный и проанализированный автором опыт работы Коммунистической партии Украины по нравственному воспитанию сельской работающей молодежи в годы восьмой и девятой пятилеток показывает возрастание роли и значения организаторской и идеологической деятельности партии в нравственном процессе развитого социалистического общества: расширении действия морального фактора и формировании у трудящихся активной жизненной позиции. Этот опыт работы также показал, что постановка и решение проблем нравственного воспитания молодого поколения обусловлены потребностями совершенствования развитого социалистического общества поскольку, как отмечал В. И. Ленин, «нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше.» .
Исследуемый период занимает важное место в истории советского общества. За эти годы КПСС, ее местные партийные организации, руководствуясь ленинским учением о сущности коммунистической морали, ее нормах и принципах, о путях и методах нравственного совершенствования личности, накопили огромный опыт работы по нравственно^ воспитанию молодежи, шевдий всемирно-историческое значение. При этом партия исходила и исходит из того, что достичь высоких рубежей в экономическом и социально-политическом развитии невозможно без опоры на глубокие знания, на высокую сознательность 2 и культуру трудящихся .
Как свидетельствует изученный материал, деятельность партийных организаций республики по нравственному воспитанию работающей.
1 Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. — Полн.собр.соч., т.41,с.313.
2 См. Черненко К. У. На уровень требований развитого социализма: Некоторые актуальные проблемы теории, стратегии и тактики КПСС, с. 9. молодежи села характеризовалась социалистическим содержанием, использованием в комплексе разнообразных и эффективных средств, форм и методов и обеспечением тесного единства всех факторов воздействия на человека: экономических, социальных и духовных.
Руководствуясь положением основоположников марксизма о том, что «если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными» парторганизации республики провели большую организационно-практическую работу по обеспечению для молодых тружеников благоприятных условий жизнедеятельности и, прежде всего, по совершенствованию организации труда, быта и отдыха, по повышению их материального и культурного уровня жизни на базе неуклонного роста общественного производства, т. е. такого комплекса социально-экономических условий, которые активно способствовали гармоническому развитию личности.
Работу по формированию у молодежи села нравственных черт и качеств парторганизации осуществляли прежде всего в процессе вовлечения ее в общественно-полезную работу на благо общества. Проведенное исследование свидетельствует о том, что добросовестный труд, отличаясь системностью и многообразием форм воздействия и выступая одновременно критерием эффективности воспитательной работы, является основой нравственного воспитания молодых тружеников.
В арсенале средств, используемых партийными организациями в нравственном воспитании работающей молодежи села, одно из центральных мест занимало социалистическое соревнование, которое по образному выражению В. И. Ленина, способствовало не только росту производительности труда, но и выводило трудящихся на дорогу са.
I Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики: Против Бруно Буэра и кампании. — Соч., 2-е изд., т.2, с. 145−146.
— 185 мостоятельного творчества новой жизни Анализ работы парторганизаций показывает, что нравственная сущность трудового соперничества и его влияние на формирование нравственного облика молодежи села заключалась в том, что, во-первых, оно выступало специфической формой совместной трудовой деятельности молодых тружеников, усиливало их коллективную ответственность за выполнение планов и обязательств и коллективную материальную ответственность за сохранение общественного богатства — во-вторых, имело широкую направленность нравственного влияния и способствовало, прежде всего, формированию таких нравственных качеств как патриотизм и интернационализм, трудолюбие, дисциплинированность и бережливость, коллективизм, чувства товарищеской взаимопомощи и гуманного отношения друг к другу и др. — в-третьих, способствовало повышению активности молодежи в реализации общих производственных задач на основе товарищеского соперничества.
Проанализированный опыт работы парторганизаций со всей убедительностью подтверждает, что личный пример коммунистов, ветеранов партии и комсомола, войн и труда, передовиков и новаторов производства был и остается действенным фактором нравственного воспитания молодого поколения. Партийные организации республики, руководствуясь марксистским положением о том, что передовой пример является методом убеждения и методом политического и нравственноо го воспитания масс, использовали эффективные средства, формы и методы воспитания молодежи на таком примеререволюционные, боевые и трудовые традиции Коммунистической партии и советского на.
1 См.: Ленин В. И. Как организовать соревнование? — Полн.собр. соч., т.35, с. 199.
2 Энгельс Ф. Крестьянский вопрос во Франции и Германии. — Маркс К. Энгельс Ф. — Соч., 2-е изд., т.22, с.518−519- рода, социалистическое соревнование и движение за коммунистическое отношение к труду, институт наставничества и др. Как показывает анализ документов, эффективность этой работы заключалась в том, что положительный пример служил важным фактором для подражания молодежи, помогал ей правильно анализировать реально сущест-вупцую действительность, ее положительные стороны и противоречия.
Новым опытом обогатилась в исследуемый период работа парторганизаций по совершенствованию социально-психологических и нравственных отношений на производстве, в быту и в повседневном неформальном общении молодежи, основанных на нормах и принципах социалистической морали. Опыт работы показывает, что атмосфера деловитости и принципиальности, доверия и взаимной требовательности, товарищества и гуманного отношения к людям формируется в трудовых коллективах, сельских населенных пунктах под определяющим влиянием парторганизаций, которые направляли в этом плане деятельность советских, хозяйственных и административных органов, комсомольских и профсоюзных организаций, общественных органов трудовых коллективов и сельских населенных пунктов, учреждений культуры и др. Материалы исследования свидетельствуют о том, что правильная оценка трудового вклада производственника, признание и доверие коллектива активно формируют у молодых людей чувство моральной ответственности, активизируют процесс их нравственного совершенствования, а всеобщее осуждение антиобщественных проявлений формирует у них нетерпимость к антиподам социалистической морали.
Ленин В. И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи советской власти». — Полн.собр.соч., т.36, с. 148, 150, I9I-I94 — его же: Великий почин. — Полн.собр.соч., т.39, с.17−18 — От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику-маевке. — Полн. собр.соч., т.41, с.107−109.
— 187.
Кроме того, анализ конкретной нравственно-психологической атмосферы в трудовых коллективах позволял парторганизациям разрабатывать мероприятия по совершенствованию воспитательной работы.
Значительным опытом обогатились партийные организации по развитию сельской культурной среды и социальных возможностей для духовного развития, которые, в сочетании с целеустремленной культурно-воспитательной работой сыграли важную роль в формировании у трудовой молодежи села разумных потребностей и интересов в сфере потребления культуры, организации досуга и самодеятельного творчества непрофессионального производства и др.
Изученный опыт работы парторганизаций также показывает, что в условиях развитого социализма объективно возрастает ведущая роль рабочего класса не только в социально-экономическом преобразовании деревни, айв деле формирования у ее тружеников нравственного облика: чувства хозяина производства и потребности в труде, нравственной культуры, разумных запросов и интересов.
В результате целенаправленной организаторской и воспитательной работы партийных организаций Украины в исследуемый период активно проходил процесс роста идейной убежденности и нравственной зрелости сельских юношей и девушек, что нашло свое отражение в росте их трудовой и социально-политической активности. В исследуемые годы эта активность проявлялась: во-первых, в возрастающем стремлении молодежи добросовестно трудиться — во-вторых, в развертывании среди молодежи движения за эффективное использование земли, сельскохозяйственной техники и повышении производительности труда — в-третьих, в росте дисциплинированности и организованности — в-четвертых, в активизации общественно-политической и культурно-просветительной деятельности сельских юношей и девушек.
— 188.
Проанализированный опыт работы партийных организаций подтверждает о том, что формирование у молодежи села высоких нравственных качеств, приобщение ее к духовным ценностям социалистического общества играет возрастающую роль в решении важных проблем развития сельского хозяйства: росте производительности труда и совершенствовании его организации, закреплении молодежи в сельскохозяйственном производстве и др.
Вместе с тем, анализ партийных документов свидетельствует.
0 том, что в практической работе по нравственному воспитанию сельской молодежи имели место и,' порой, продолжают существовать в условиях сегодняшнего дня определенные трудности, недостатки, боль.
Сс.э одной стороны, существование определенных различий в уровне нравственной зрелости молодежи и, с другой, обострение идеологической борьбы, переход империалистической пропаганды к «психологической войне» требуют усиления эффективности нравственного воспитания, направленного на приведение в движение больших творческих сил молодых тружеников, которые заключаются в сознательности, идейной убежденности и о т% u нравственной зрелости. В этой связи, автору представляется целесообразным высказать ряд практических рекомендаций, вытекащих из сущности проанализированного опыта работы парторганизаций. Деятельность партийных организаций по нравственному воспитанию молодого поколения свидетельствует, что это направление в их работе одно из наиболее сложных и требует дальнейшего совершенствования как в содержательном, так и в организационном плане.
Решающим условием планомерной организации воспитательной работы является постоянное внимание партийных комитетов к ее проб.
1 Частично об этих проблемах и возможных путях их решения говорилось ранее в данной диссертации. — См.: с. 65−67,106−109, 141−144, 180−182.
— 189 лемам, их систематическому анализу и разработке путей и методов решения поставленных задач. Анализ архивных документов показывает, что в этой работе партийных комитетов, в рассматриваемый период нередко имели место недостатки, которые не преодолены окончательно и на сегодняшний день: частое обсуждение одних и тех же вопросов, постановка однотипных задач или подмена их общими фразами, увлечение количественной стороной анализа и др. В этой связи, на наш взгляд, представляется важным при рассмотрении вопросов нравственного воспитания в партийных комитетах глубоко их изучать, всесторонне учитывать различные факторы /экономические, социальных и духовные/, влияющие на рост нравственной зрелости молодежи, в постановлениях определять конкретные задачи в области воспитательной работы и средства, формы и методы их решения. При этом важно придерживаться того положения, что новые решения по одним и тем же вопросам должны приниматься после выполнения предыдущих. Это, в значительной степени, будет способствовать конкретности, деловитости и целенаправленности в воспитательной работе. В организации перспективного планирования вопросов нравственного воспитания необходимо, на наш взгляд, добиваться того, чтобы эти планы предус-сматривали обеспечение взаимодействия всех факторов /объективных и субъективных^ морального воздействия на личность, отражали процесс нравственного роста молодого человека на различных этапах его социального становления /детство, юность, зрелость/ в них должны быть освещаны и скоординированы конкретные задачи партийных, советских, хозяйственных и административных органов, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций по нравственному воспитанию.
Проанализированный опыт работы парторганизаций свидетельствует, что успехи в воспитательной работе достигаются там, где.
— 190 учитываются реальные условия жизнедеятельности сельской молодежи. Социально-экономические процессы, происходящие в ходе развития специализации, концентрации сельскохозяйственного производства и его агропромышленной интеграции способствуют ликвидации все еще существуюцего разрыва между реальными условиями жизнедеятельности на селе /значительный удельный вес ручного труда, недостаточный уровень культурно-бытового обслуживания/ и требованиями, которые к ним предъявляет молодежь. Вместе с тем, как показывают исследования социологов, молодежь в своем большинстве ориентируется на сельский образ жизни в современном урбанизированном виде. По нашему мнению, в воспитательной работе с работающей молодежью партийным и комсомольским организациям необходимо больше внимания уделять формированию у нее стремления преодолевать существующие трудности в развитии этого образа жизни, развитию деловитости и инициативы в решении вопросов организации труда, укреплении организованности и порядка на производстве, в улучшении условий быта и отдыха. В этом плане, с нашей точки зрения, заслуживает всяческой поддержки возникшее в исследуемые годы движение молодых тружеников села по внедрению в сельское хозяйство комплексной механизации трудоемких процессов и прогрессивных форм организации труда, движение за улучшение условий труда и быта, повышение своего культурно-технического уровня.
Вовлекая сельских юношей и девушек в общественно-полезную деятельность важно проводить эту работу планомерно и дифференцированно, с учетом ее профессиональной подготовки и образовательного уровня, интересов и потребностей. Определенную роль в этом плане, на наш взгляд, может сыграть упорядочению практики организации социалистического соревнования и движения за коммунистическое от ношение к труду. В этой связи представляется целесообразным: во.
— 191 первых, практиковать разработку социалистических обязательств одновременно с производственными планами, что способствовало бы, в определенной мере, ликвидации хозяйственной диспропорции и развитию творческого поиска тружеников -'во-вторых, широко развивать те формы социалистического соревнования, которые усиливают коллективную, материальную и моральную ответственность производственников за выполнение планов и обязательств -'в-третьих, всячески поддерживать практику разработки молодыми тружениками личных творческих планов и обязательств на пятилетки и включение в них задач по повышению образовательного уровня и духовного обогащенияв-четвертых, предусматривать меры поощрения для тех участников соревнования, которые, не добиваясь рекордных результатов в труде, выполняют плановые задания и не допускают нарушений трудовой дисциплины, что будет способствовать охвату моральным стимулированием абсолютного большинства молодых производственников, поднимать престижность их повседневной будничной работы и на этой основе развивать творческую активность. Положительную роль, как нам кажется, сыграла бы практика привлечения молодежи, занятой в основном малоквалифицированным ручным трудом к выполнению на общественных началах отдельных видов труда по управлению хозяйством /поручения бригадира, звеньевого и т. д./, в деятельность общественных органов и организаций, учреждений культуры и предприятий бытового обслуживания, что в определенной мере могло бы компенсировать отсутствие творческого труда.
Многочисленные исследования социологов свидетельствуют о том, что определенная часть молодых людей еще редко в качестве своего идеала называют передовика производства, многие из них не умеют видеть романтику в повседневном, будничном труде. В этой связи в организации воспитательной работы на положительном приме.
— 192 ре, по нашему мнению, партийным и комсомольским организациям необходимо: во-первых в агитационно-пропагандистской и массово-политической работе шире отражать факты реальной жизни, показывать деятельность современных тружеников — представителей рабочего класса и крестьянстваво-вторых шире привлекать знатных людей села для участия в нравственном просвещении молодежи и организации ее досута — в-третьих усиливать ответственность руководителей производства, специалистов сельского хозяйства за социально-политические и нравственные последствия хозяйственной деятельности и др.
В целях совершенствования социально-нравственных отношений на производстве, в быту и в сфере досуга молодежи, по нашему мнению, партийным и комсомольским организациям важно: во-первых, более внимательно изучать нравственно-психологическую обстановку и общественное мнение в трудовых коллективах и населенных пунктах и, на этой основе, определять задачи нравственного воспитания -' определять конкретные средства, формы и методы по их реализации -' во-вторых, больше внимания обращать на развитие коллективных форм ответственности за соблюдение трудовой дисциплины, правил социалистического общежитияв-третьих, с целью повышения эффективности воспитательной работы, давать принципиальную и объективную оценку недостаткам и трудностям, существующим в реальной действительности, показывать перспективу их устранения и решенияв-четвертых, наряду с совершенствованием организации досуга сельской молодежи важно более целенаправленно направлять ее интересы на общественно-значимые дела: участие в общественной работе, в творчестве непрофессионального производства и т. д. й3учение опыта партийного руководства шефской работой промышленных предприятий, строек и транспортных организаций учебных заведений, творческих союзов, театральных и концертных организации показывает, что в целях ее совершенствования все насущнее появляется потребность в разработке научно-обоснованных прогремм или планов, которые бы включали вопросы социально-экономического развития села и духовного роста его тружеников, мобилизовывали бы деятельность предприятий, организаций и учреждений на оказание шефской помощи колхозам и совхозам республики.
Проанализированный опыт работы парторганизаций республики и анализ научной литературы приводят к убеждению в том, что если в области идейно-политического и трудового воспитания молодежи опыт работы партийных организаций республики освещен в целом довольно обстоятельно, то этого нельзя сказать о вопросах ее нравственного воспитания, что приводит к определенному разрыву между теорией нравственного воспитания и обобщением, научным осмыслением практического опыта работы. Перспективными темами научных исследований могут являться, в частности, проблемы влияния деятельности партийных организаций по формированию у молодежи высоких нравственных качеств на рост ее трудовой и социально-культурной активности, ее потребности и интересы. Предметом специального исследования может быть также проблема деятельности парторганизаций по борьбе с влиянием религиозной морали на молодежь.
Далеко не все насущные и важные проблемы деятельности партийных организаций республики по нравственному воспитанию сельской молодежи нашли отражение в диссертационной работе. Однако постановка и исследование отдельных из них, внедрение в практику высказанных практических рекомендаций, на наш взгляд, могут оказать в определенной мере положительное влияние на процесс дальнейшего совершенствования работы партийных и комсомольских организаций по нравственному воспитанию работающей молодежи.
— 194.
Возрастание роли нравственного воспитания, обусловленное потребностями дальнейшего развития социалистического общества, его всестороннего совершенствования, играет важную роль в реализации стратегической цели нашей партии в области формирования нового человека. Дальнейшее совершенствование партийного руководства этим процессом — важная задача парторганизаций, на необходимость реализации которой с особой силой указано в решениях XX7I съезда КПСС, последующих пленумов ЦК партии, в Постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи». «ЦК КПСС, — подчеркивал К. У. Черненко, — будет постоянно держать в поле зрения этот участок работы и требовать к ней самого пристального внимания всех партийных комитетов, каждого члена партии» .
I Черненко К. У. На уровень требований развитого социализма. Некоторые актуальные проблемы теории, стратегии и тактики КПСС, с.Si.