Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономический механизм государственного регулирования природопользования в регионе: На примере Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. В системе рыночных отношений складывается особый механизм в оценке (Федоров Е. Израэль Ю., Аверченко А.- Лесников J1., Никаноров А., Строганов Н., Bulter G. и др.) и присвоении (Львов Д.) природной ренты, состоящей из ресурсной и ассимиляционной (экологической) частей. В рамках последней экстерналии являются объектом регулирования природоохранных органов… Читать ещё >

Содержание

  • I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
    • 1. 1. Сущность природопользования и его особенности в Республике Адыгея
    • 1. 2. Состояние природно-ресурсного потенциала Адыгеи
    • 1. 3. Основные механизмы государственного регулирования природопользования в регионе
  • II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    • 2. 1. Структура управления природопользованием
    • 2. 2. Основы определения эффективности природопользования в регионе
    • 2. 3. Эффективность управления лрй^бдб^льзованием и пути ее повышения «'.iVf*
  • III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
    • 3. 1. Социально-экономическая направленность региональной политики природопользования
    • 3. 2. Экологический мониторинг как инструмент повышения эффективности природопользования в регионе
    • 3. 3. Перспективы развития эколого-ресурсной политики в регионе Республики Адыгея

Экономический механизм государственного регулирования природопользования в регионе: На примере Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с действием Указа Президента РФ «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», а также Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, законов и нормативных актов, определяющих особый статус региональных органов в управлении в новых экономических условиях, субъекты Российской Федерации оказались перед фактом ужесточения экологических требований. Это заставляет их искать нетривиальные пути природохозяйственной деятельности, средств в рамках обеспечения стратегии устойчивого развития социоэкосистем.

Перед таким фактом оказалась и система государственного регулирования природопользования Республики Адыгея как субъекта РФ. В республике проявляются общие тенденции перехода на рыночные отношения, которые связаны с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции и другими негативными процессами, что проявилось в сокращении объемов производства при ухудшении состояния окружающей среды.

Органы государственной власти Республики Адыгея оказались перед выбором принятия необходимых кардинальных решений в управлении сложившейся экологической ситуацией, т.к. несовершенство рыночных отношений неудовлетворительно сказывается на всей системе природопользования в единстве двух ее составляющих: природоресурсной и природоохранной. В этой связи возникает настоятельная необходимость разработки такой системы государственного регулирования природопользования, которая бы отвечала критериям устойчивого развития на региональном уровне. К сожалению. механизмы государственного регулирования природопользования на уровне субъектов РФ до сих пор являются слабо разработанными.

Актуальность темы

диссертационной работы определяется:

• необходимостью разработки критериев природоресурсного и природоохранного регулирования в условиях принадлежности 20% территории к особо охраняемым объектам (Кавказского биосферного заповедника и всемирного природного наследия);

• поиском новых подходов к перераспределению природной ренты в рамках новых социально-экономических отношений, связанных со становлением рыночной экономики в регионе.

Степень разработанности проблемы. В системе рыночных отношений складывается особый механизм в оценке (Федоров Е. Израэль Ю., Аверченко А.- Лесников J1., Никаноров А., Строганов Н., Bulter G. и др.) и присвоении (Львов Д.) природной ренты, состоящей из ресурсной и ассимиляционной (экологической) частей. В рамках последней экстерналии являются объектом регулирования природоохранных органов государственной власти управления, что изучали Лосев К.,.Горшков В, Медоуз Д., Моисеев Н., Одум Ю., Патин С., Яншин А., Тяглов С., Хованский А., Закруткин В., Злотнокова Т. Струкова Е. и другие. Рассмотрению проблем и механизма рационального природопользования посвящены работы таких авторов, как Батурин Л. Ковалева Г., Коробков Э., Воробьев Д., Шмидхейни С., Норт К., Игнатов В. Кокин А.- анализу проблем управления природопользованием: Игнатов В., Кокин А., Дружинин А. и стратегии государственного регулирования природопользованием: Урсул А., Моисеев Н., Шмидхейни С., Яблоков А. Хабаров О., Мунтян М., Копытин Ю., Данилов-Данильян В. Арский Ю. Хромов Ю. Чалов В., Черняковский Э. и другие.

Обилие концепций развития, при ограниченности разработок механизмов регулирования природопользования в рамках отчуждения значительных территорий из зоны хозяйственного оборота под особо охраняемые территории и объекты (ООТ)(о), не дает возможности (из-за потери части природной ренты) выработать критерии учета экономических факторов, способствующих охотному предоставлению субъектами Федерации своих территорий под природоохранные функции, как, например, в Адыгее. В этой связи выработка механизма государственного регулирования объектов природопользования для Адыгеи является насущной и в экономическом, и в управленческом направлениях.

Объектом исследования является механическое содержание и последствия природоресурсной и природоохранной деятельности в Республике Адыгея.

Предметом исследования является механизм государственного регулирования системы адаптивного и сбалансированного природопользования в рамках экологизации социально-экономического развития Республики Адыгея и перехода к модели устойчивого развития.

Целью исследования является разработка механизма государственного регулирования управлением природоохранной и природоресурсной деятельностью в регионе на принципах устойчивого развития.

На основе поставленной цели исследования предлагается решение следующих задач: обосновать стратегию, функции и принципы экономического механизма государственного регулирования природопользования в современных условиях и определить его формы и инструменты;

— наметить пути создания эффективного механизма управления природопользованием во взаимосвязи с решением социально-экономических проблем в регионе;

— определить перспективы развития экономики Республики Адыгея в условиях перехода России к стратегии сбалансированного природопользования.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют основные положения теории природопользования и региональной экономики: труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики природоохранной деятельности, взаимодействия общества и природы, эколого-ресурсной политики. Нормативно-правовую базу формируют основополагающие законодательные и нормативные материалы в сфере государственного регулирования природопользования.

В процессе работы автором использовались системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический и логический анализ, что позволило провести сравнение концепций и стратегий государственного подхода к решению проблем природопользования на уровне Российской Федерации и Республики Адыгея. В исследовании использовались общенаучные методы количественного, статистического, монографического анализа.

Эмпирической базой, обеспечивающей достоверность диссертационного исследования, послужил массив нормативно-правовых документов органов государственного регулирования природоохранной деятельности РФ и Адыгеи, а также данные мониторинга социально-экономического развития Республики Адыгея в увязке с природоохранной составляющей процесса его управления. Непосредственное участие автора в работе Комитета Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея по экологии и природопользованию при подготовке и проведении серии парламентских слушаний по вопросам управления природоохранной деятельностью послужили основой для внедрения разработок, осуществленных коллективами ученых и специалистов, и автором в том числе.

Концепция диссертационного исследования основана на выработке экономического механизма государственного регулирования регионального природопользования в условиях отвода значительной части территории под особо охраняемые объекты, включая зону Всемирного природного наследия. В этой связи содержанием работы является государственное регулирование, экономическая эффективность и социально-экономические последствия адаптивного природопользования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Основой государственного регулирования природопользованием в Республике Адыгея должна стать стратегия учета национальных и социальноэкономических интересов в рамках поставленных целей устойчивого развития, включающего механизм адаптивного и сбалансированного природопользования. Сущность национальных интересов заключается в механизме перераспределения ресурсной и ассимиляционной ренты. Финансово-экономическим обоснованием затрат на природопользование Адыгеи, вынужденной исключить 20% территории (зоны особо охраняемых территорий и объектов Всемирного природного наследия) из зоны хозяйственного освоения, являются 20% отчислений упущенной выгоды, которую должны покрывать на 1/3 бюджет РФ. а на 2/3 — международные организации.

2. Переход к устойчивому развитию Республики осуществляется на основе трех этапов (сбалансирования программ социальноэкономического развития Адыгеи с требованиями экологизации производства и стратегии устойчивого развитияпереподготовка специалистов системы управления всех уровней в рамках требований экологизации производствапреобразование хозяйственной деятельности Республики с учетом перераспределения ресурсной и экологической ренты). Для реализации данной стратегии потребуется увязка природоохранного законодательства РА с законодательством РФ и международным экологическим правом, особенно в части особо охраняемых территорий и объектов — ООТ (о).

3. Концептуальные, нормативно-правовые, комплексно-территориальные ценностные основания регулирования природопользования в регионе заключаются в необходимости учета фактора связи социально-экономических программ сбалансированного развития народного хозяйства в сферах производства и рекреации с необходимостью решать проблемы ООТ (о), не допуская развитие неблагоприятных последствий в системе природопользования.

4. Система государственного регулирования двух составных частей природопользования (природоресурсной и природоохранной) в регионе должна осуществляться на основе принципа повышения эффективности управления этим процессом: на факторе непрерывности не только экологического сопровождения хозяйственной деятельности объектов природопользования, но и социально-экономического мониторинга последствий управления.

5. Действие экологического мониторинга в условиях перехода к модели устойчивого развития должно быть направлено на отслеживание не только природоресурсных отношений, складывающихся в регионе, но и на взаимосвязи экологической компоненты региональной динамики с последствиями управления объектами природопользования. На основе этого достигается единство мониторинга управления и прогноза развития республики.

Научная новизна полученных диссертантом результатов заключается в исследовании регионального механизма государственного регулирования природопользованием на примере республики Адыгея в условиях сбалансированного природопользования и требований стратегии устойчивого развития.

Реальные приращения научного знания заключаются в следующем:

• вскрыт механизм перераспределения ресурсной и ассимиляционной ренты региона в условиях отчуждения 20% территории из зоны хозяйственного освоения под особо охраняемые территории и объекты ООТ (о);

• движение региона к устойчивому развитию связывается с необходимостью сбалансирования программ социальноэкономического развития Адыгеи с требованиями экологизации производства, нового перераспределения ресурсной и ассимиляционной ренты, переподготовки специалистов системы управления всех уровней;

• охарактеризованы перспективы развития эколого-ресурсной политики в Республике Адыгея, связанные с расширением сырьевой базы для промышленного развития при достижении целей по рекреационной деятельности и защите ООТ (о);

• действие экологического мониторинга в условиях перехода к модели устойчивого развития должно быть направлено на отслеживание не только природоресурсных отношений, складывающихся в регионе, но и на взаимосвязи экологической компоненты региональной динамики с последствиями управления объектами природопользования. На основе этого достигается единство мониторинга управления и прогноза развития республики.

• в определении фактора непрерывности не только экологического сопровождения хозяйственной деятельности объектов природопользования, но и взаимосвязи экологической компоненты региональной динамики с последствиями управления объектами природопользования.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке государственного механизма управления региональным природопользованием в условиях перехода к устойчивому развитию при выводе из хозяйственного освоения значительной части территории под ООТ (о).

Практическая значимость работы связана с использованием выводов и рекомендаций исследования органами власти и управления при формировании законодательной базы регионального природопользования. Отдельные положения и выводы диссертационного исследования использованы в процессе преподавания дисциплин: «Экономика природопользования, «региональная экономика и управление», «Государственное регулирование экономики», а также спецкурсов по проблемам природопользования в высших учебных заведениях.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационной работы рассматривались в материалах Международного симпозиума в г. Туапсе «Государственное управление и местное самоуправление в полиэтнической и социокультурной среде» в 1999гв материалах Второй международной научно-технической конференции «Новые технологии управления движением технических объектов» в г. Новочеркасске в 1999гв материалах второго съезда по охране природы Республики Адыгея «Экология и мы» в г. Майкопе в 1998гв материалах парламентских слушаний Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея 1997;1999 гг.

По результатам диссертационных исследований опубликовано 5 работ общим объемом 1Л п. л.

I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ.

Под адаптивным1 природопользованием понимается использование механизмов и факторов адаптации к окружающей природной среде хозяйственной деятельности, в результате которой не нарушается целостность и способность окружающей среды поддерживать свойства саморегуляции за.

• счет естественных ассимиляционных функций природы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Природопользование в Республике Адыгея характеризуется двумя особенностями.

Первая. Необходимость социально-экономического развития в новых рыночных условиях ставит перед Законодательной и Исполнительной властью Республики задачу наращивания темпов использования природных ресурсов и в первую очередь топливно-энергетических, минеральных (рудных и нерудных). Несмотря на достаточно высокую перспективу использования минерального сырья, нет достаточно четкого экономического обоснования целесообразности ведения масштабных геологоразведочных работ, которые бы способствовали развитию горнопромышленного комплекса. К тому же его развитие неизбежно скажется на состоянии окружающей природной среды, которое даже в условиях кризисной экономики в Республике остается напряженным. Увеличиваются темпы деградации земельных, водных ресурсов. Сокращаются площади лесных массивов. В сопредельных районах Краснодарского края и Адыгеи растет количество подтопляемых земель за счет нарушения гидрогеологического режима подземных вод под влиянием Краснодарского водохранилища. Хроническое недофинансирование геологоразведочных работ, низкий процент отчислений средств на воспроизводство природных ресурсов ставит под сомнение социально-экономическую политику Республики связывать с ресурсопоглощающей экономикой.

Вторая. 20% территории Республики Адыгея принадлежит к особо охраняемым объектам, таким как Кавказский государственный заповедник. 14% территории Республики отнесено к Всемирному природному наследию, где сохраняется редкое разнообразие животного и растительного мира. Велик рекреационный потенциал Республики, отличающийся великолепно сохранившимися ландшафтами. Изящность и красота природы является всемирно известной. Адыгея все больше привлекает внимание как один из немногих уголков РФ и мира, где может эффективно развиваться экономика при достаточном внимании к развитию туризма. Однако интенсификация развития промышленности в регионе может подорвать отношение к Республике, как месту сохраненной и не отягощенной хозяйственной деятельностью природному комплексу.

Эти две особенности состояния природопользования заставляют искать нетрадиционные пути государственного подхода к национальному достоянию Адыгеи. А именно, помимо социально-экономического обоснования развития промышленности в Республике необходимо такое экономическое обоснование, которое бы учитывало возможность опережающего развития рекреационной деятельности в рамках государственных, частных и зарубежных инвестиций.

На основе вскрытых в диссертации двух особенностей развития природопользования возрастает на современном этапе роль государственного регулирования природоресурсной и природоохранной деятельности. В этой связи, применительно к Адыгее, разработан механизм рентного подхода к системе сбалансированного природопользования в рамках финансово-экономического обоснования отчислений на воспроизводство природных ресурсов (ресурсная рента) и ассимиляционной функции природной среды (экологическая рента). Разработаны основные социально-экономическое принципы экологизации экономики, управления, образования и культуры с позиции современных требований и устойчивому развитию региона.

При этом последовательность реализации социально-экономических программ в Республике Адыгея связывается с поэтапным переходом от одной к другой моделям природопользования:

Рациональное природопользование (связано с необходимостью использования всей полноты ресурсов в рамках достижения целей экономического развития). Этот этап заканчивается в связи с необходимостью перехода к следующему этапу.

Современный этап сбалансированного природопользования. Цель сбалансированного природопользования заключается в реализации программ социально-экономического развития в рамках сбалансированного потребления природных ресурсов, учитывающего фактор необходимости наращивания таких темпов изъятия природных ресурсов, которые бы компенсировались темпами их восстановления в рамках сохранения среды обитания. Длительность этого этапа определяется уровнем стабильного развития экономики Республики и стабильным высоким социально-экономическим состоянием населения Адыгеи.

Этап адаптированного природопользования (в рамках целей устойчивого развития) предполагает будущий характер природопользования, обеспечивающего его синергизм на уровне экологической емкости природной среды, развивающейся по биосферному закону саморегуляции. При этом хозяйственная деятельность человека определяется принципом коэволюции с природной средой.

Проведенный в данной работе анализ современного состояния управления природопользованием в Республике Адыгея позволил сделать следующие выводы, которые выносятся в защищаемые положения диссертационной работы.

1. Основой государственного регулирования природопользованием в Республике Адыгея должна стать стратегия учета национальных и социально-экономических интересов в рамках поставленных целей устойчивого развития, включающего механизм адаптивного и сбалансированного. В рамках закона сбалансированного природопользования одним из важнейших экономических механизмов регулирования природопользования выступает ресурсная и ассимиляционная (экологическая) рента. Финансово-экономическим обоснованием затрат на природопользование служит сбалансированный характер отчислений на воспроизводство ресурсов и ассимиляционного потенциала. В случае Адыгеи, вынужденной 20% территории (зоны особо охраняемых территорий и объектов Всемирного природного наследия) исключать из хозяйственного освоения, отчисления на экологическую ренту, в рамках 20% упущенной выгоды, должны покрывать на 1/3 бюджет РФ. а на 2/3 — международные организации под патронажем Всемирного наследия.

2. Переход к устойчивому развитию Республики осуществляется на основе трех этапов, включающих сбалансирование программ социально-экономического развития Адыгеи в рамках экологизации производства и требований РФ к стратегии устойчивого развития. Для реализации данной стратегии потребуется увязка природоохранного законодательства РА с законодательством РФ и международным экологическим правом, особенно в части особо охраняемых территорий и объектов — ООТ (о).

3. Концептуальные, нормативноправовые. комплексно-территориальные ценностные основания регулирования природопользования в Адыгее заключаются в необходимости учета фактора увязки социально-экономических программ сбалансированного, адаптивного к естественным (сложившимся природным) условиям развития народного хозяйства Республики Адыгея с необходимостью решать проблемы ООТ (о), не допускающих развитие неблагоприятных последствий в системе природопользования.

4. Система государственного регулирования двух составных частей природопользования: природоресурсной и природоохранной в Республике Адыгея должна включать основные принципы повышения эффективности управления этим процессом, которые должны основываться на факторе непрерывности не только экологического сопровождения хозяйственной деятельности объектов природопользования, но и непрерывности социально-экономического анализа последствий управления.

5. Сущность экологического мониторинга в рамках рассматриваемой проблемы в современных условиях перехода к модели устойчивого развития должна быть направлена не только на отслеживание природоресурсных и природоохранных составляющих природопользования, но и необходимость увязки экомониторинга с мониторингом экономических последствий управления объектами природопользования с увязкой стратегии разработки социально-экономических программ. На основании этого достигается единство мониторинга управления и прогноза развития республики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» //Собрание законодательства РФ.-1995. № 10.
  2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». М.: Республика, 1993.
  3. Закон Республики Адыгея «О недрах» //Ведомости Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея,-1996. № 4.
  4. Закон Республики Адыгея «Об экологической безопасности на территории Республики Адыгея». //Ведомости Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея.-1998. № 35.
  5. Закон Республики Адыгея «Об отходах производства и потребления в Республики Адыгея». //Ведомости Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея.-. 999. № 43.
  6. Закон Республики Адыгея «Об установлении ставок платы за пользование водными объектами». //Ведомости Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея.-1999. № 45.
  7. Закон Республики Адыгея «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея «О лесе». //Ведомости Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея.-1999. № 45.
  8. Материалы парламентских слушаний Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. Майкоп, 1999.
  9. А.В., Шевчук А. В., Грошев B.JI. Экономика природопользования /Аналитические и нормативно-методические материалы. М., 1994.
  10. В.А. Правое обеспечение экологической экспертизы. -Киев, 1990.
  11. Т.Ю. Экономические основы платы за загрязнение окружающей среды //Теория и практика переходной экономики в России. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1995.
  12. О.Ф., Мельник Л. Г., Яковлев А. Ф. Экономика и качество окружающей среды. J1.: Гидрометеоиздат, 1984.
  13. В.Ф., Седов В. В. Концепция взаимодействия экономики и природы. Критический анализ современных буржуазных теорий. -М&bdquo- 1984.
  14. .И., Варламова О. С., Гусев А. А. Вопросы эколого-эконо-мического обоснования критерия НТП в области природопользования. М.: Наука, 1990.
  15. И .Я. Эколого-экономические аспекты предплановых исследований. Л.: Наука, 1984.
  16. A.M., Литвин В. А., Русин И. И. Экологизация экономики: методы регионального управления. М.: Наука, 1990.
  17. Н.Н., Алиев Э. Д., Шарикова Т. М. Финансирование природоохранной деятельности //Финансы.-1994. № 8.
  18. Т.П., Каширин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху информационных технологий. М., 1995.
  19. А.Б. Теоретические вопросы российской государственности //Теория государства и права. Ч. I. — Теория государства. — М., 1995.
  20. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценка экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика.-1986. — 93 с.
  21. Ю.Ю. Рынок экономических лицензий: основные проблемы и опыт их решения в США //Экономика и математические методы.-1991. Т 27. — Вып. 6.
  22. В.Г. и др. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению //Зеленый мир, 1994.
  23. А. А. Гофман К.Г. Экономические механизмы управления глобальными природными процессами //Экономика и математические методы, 1992. Т. 28. — С. 687−694.
  24. А.А., Струкова Е. Б. К вопросу об экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды //Экономика и математические методы.-1988. Вып. 3. — С. 458−468.
  25. А.А., Струкова Е. Б. Проблемы экономизации взаимоотношений природы и общества //Известия АН СССР. Сер. «Экономика"-1984. — № 6.
  26. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования М.: Наука, 1995.
  27. А.Б., Угольницкий Г. А. Введение в моделирование эко-лого-экономических систем. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1990.
  28. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 1997 г. М., 1998.
  29. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Республике Адыгея в 1998 году. Майкоп, 1999.
  30. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Республике Адыгея в 1999 году. Майкоп, 2000.
  31. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Адыгея в 1998 году. Майкоп.: 1999.
  32. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Адыгея в 1999 году. Майкоп, 2000.
  33. К.Г. Экономический механизм природопользования в условиях перехода к рыночной экономике //Экономика и математические методы,-1991. Т. 27. — С. 315−321.
  34. Н.Н. Введение в экологическое аудирование //Экологическая экспертиза. -М.: ВИНИТИ. 1991.
  35. Данилов-Данилян В. И. Состояние и проблемы охраны окружающей среды в Российской Федерации //Научные и технические аспекты охраны окружающей среды. 1995. — № 10.
  36. Декларация Международной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию. Июнь, 1992.
  37. Т.А. Учет и анализ затрат предприятий на природоохранную деятельность. М., 1990.
  38. В.Г., Бородина О. Ю. Приоритеты государственного регулирования экономикой. Ростов-н/Д., 1998.
  39. В.Г., Кокин А. В. Природоохранное регулирование. -Ростов-н-Д: Ростовское книжное издательство, 1998.
  40. В.Г., Кокин А. В., Батурин JI.A. Сбалансированное природопользование. Ростов-н/Д: Ростовское книжное издательство, — 1999.
  41. В.Г., Кокин А. В., Сидоров П. Г. Экологический менеджмент на предприятии. Ростов-н/Д., 1997.
  42. В.Г., Кокин А. В. Экологичный менеджмент. Ростовн/Д., 1997.
  43. Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. -М.: Гидрометеоиздат.-1984.
  44. Инвестиционная политика природопользования. /Т.С. Хачатуров, Н. Г. Фейтельман. Н. В. Базилеева и др./. М.: Наука.-1989.
  45. Н.Д. О правовом регулировании охраны природы. //Вестник Моск. Ун-та. Серия «Право». — 1960. — № 1.
  46. Г. О некоторых вопросах экономического механизма природопользования //Экономист. Т. 1. — 1993. — С. 92−96.
  47. А.И., Мовшович С. М., Овчиенко Ю. В. Воспроизводство и экономический оптимум. М. — С. 315−321.
  48. А.В. Технология эффективного управления природопользованием. Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС.-1999.
  49. А.В. Влияние политико-административной элиты на условия устойчивого развития. Ростов-н/Д., 1996.
  50. Коммонер Барри. Замыкающий круг. Природа. Человек. Технология (Пер. с англ.). JL, 1974.
  51. А.А. Экономический механизм регулирования природопользования //Экономист. Т. 5. — 1992. — С. 81−85.
  52. Г. О некоторых вопросах экономического механизма природопользования //Экономика.-1993. № 1.
  53. М.Я. Экономика и экология. (Новое в жизни, науке и технике). Сер. «Практика хозяйствования и управления». — М.: Знание,-1990.
  54. В.А. Человек и природа . Социально-философские аспекты экологических проблем. М., 1973.
  55. В.А. Взаимоотношения общества и природы как глобально-региональная проблема. М. 1991.
  56. К.Б., Ронкин Г. С. Окружающая среда и рыночная экономика: проблемы регионального управления //Экономика и математические методы, 1991. Т. 27. — Вып. 4.
  57. К.Б. О влиянии средозащитной стратегии на эколого-экономическое развитие. //Экономика и математические методы. -Вып. 3.- 1988. -С. 438−446.
  58. Р.С. Экологическое право. М, 1996.
  59. Макконелл Кэмбелл Р., Брю Стенли Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. (В 2-х т. Пер. с англ.) М.: Республика, 1992. — Т.2. — С. 202−205, С. 269−270.
  60. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М: Терин-вест, 1994.
  61. Методические рекомендации по формированию на предприятиях и объединениях программ по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на 13 пятилетку и до 2000 года. М.: Наука,-1982.
  62. Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М&bdquo- 1995.
  63. Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ //Вопросы филосо-фии.-1995. № 1.
  64. П. М. Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок.: Учебник для ВУЗов. М.: Закон и право.-ЮНИТИ.-1997.
  65. В.Н. Информационное общество: к анализу категорий «синергизм» и «природная среда» //История взаимодействия общества и природы: факты и концепции. М, 1990.
  66. Д. П. Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. М.: ВШ.-1986.
  67. Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.
  68. К. Основы экологического менеджмента: Введение в экологию промышленного производства. М., 1993.
  69. Образование: сокрытое сокровище. Париж (ЮНЕСКО), 1997.
  70. Ю. Экология (В 2-х томах). М.: Мир,-1986.
  71. П.Г. Равновесное природопользование. Взгляд экономиста. Новосибирск: Наука, 1983.
  72. Охрана окружающей природной среды. Комментарий к Закону России. (Под. ред. В.В. Петрова). М.: Изд-во Верховного Совета РФ, — 1993.
  73. Охрана окружающей среды в городах (организационно-правовые вопросы) (Под ред. проф. Ю.С. Шемшученко). Киев, 1981.
  74. В.К., Катасанов В. Ю. Государственное монополистическое регулирование охраны среды //Достижения и перспективы: Природные ресурсы и окружающая среда.-1980-№ 10 С 22−25.
  75. С.А. Экологические аспекты геополитики //Общественные науки и современность.-1996. № 1.
  76. В.В. Экология и право. М., 1981.
  77. Программа экологических исследований АН СССР //Вестник АН СССР.-1988. № 11.
  78. Протасов В. Ф, Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. М.: Финансы и статистика.-1995.
  79. Регион: теория и практика устойчивого развития (коллектив авторов) М., 1998.
  80. Региональные стратегии и технологии экономического развития (Под ред. проф. Игнатовой Т.В.). Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС.-1999.
  81. Н.Ф. Природопользование . Словарь-справочник. ML 1990.
  82. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М., 1992.
  83. И.А. Экономическая оценка природных ресурсов и рациональное природопользование. Воронеж. 1981.
  84. Р. Наш дом планета Земля. Полемические очерки об экологии человека (Пер. с англ.). М., 1984.
  85. Справочное пособие по экологической оценке. Т. I. Вашингтон: Всемирный банк.-1991.
  86. Справочное пособие по экологической оценке. Т. II. Вашингтон: Всемирный банк.-1991.
  87. С.М. Экономика и экология. М.: ВШ.-1988.
  88. Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы. М.: Экология,-1992. — С. 238.
  89. У орд Б. Дюбо Р. Земля только одна (Пер с англ.). М., 1975.
  90. Управление по результатам. (Под ред. Я.А. Леймана). М.: Прогресс.-1993.
  91. С.В., Нечиторенко Е. Б. Экологический менеджмент. -СПб.: СПУФ.-1992.
  92. А. Д. Уледов В.А. Государство и экология. М., 1996.
  93. А.Д. Ноосферная стратегия. Переход России к устойчивому развитию. М.: Ноосфера.-1998.
  94. Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. JI., 1977.
  95. Н.П. Вопросы оптимального функционирования экономики. М.: Наука.-1980. — С. 63.
  96. Н.Г. Управление природопользованием //Вопросы экономики.-1984 № 3 — С. 64
  97. А.С., Лесная Н. Г. Союз экологии и экономики //Химизация сельского хозяйства. 1999- № 4 — С 42−46.
  98. О. Экологическая диктатура //Завтра.-1994. № 3.
  99. Т.С. Хозрасчетные интересы и экология //Экономическая газета. 1987- № 7.
  100. Г. А. Методы оценки экологической безопасности. М.: Экспертное бюро.-1998.
  101. М.А. Возможности и пределы понятия «гражданское общество» применительно к развивающемуся миру //Мировая экономика и международные отношения.-1996. № 6.
  102. Г. В. Экономические вопросы охраны природы в регионе. Л.: Изд-во ЛГУ .-1983.
  103. М.А. Экология и экономика: проблемы взаимодействия, сущность и значение //За гармонию взаимоотношений человека с природой .- М., 1989.
  104. Ю.С. Местные советы и охрана окружающей среды. М&bdquo- 1987.
  105. Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев, 1989.
  106. Шмидхейни С, Зораквин Ф. Финансирование перемен. Финансовое сообщество. Экоэффективность и устойчивое развитие. М.: Ноосфера.-1998.
  107. Экология и мы //Материалы 2-го съезда по охране природы Республики Адыгея. Майкоп, 1998.
  108. Экономика природопользования. Аналитические и нормативно-методические материалы. М.-1994.
  109. Экономико-географические проблемы экологии. (Под ред. Т.С. Хачатурова). М.: Изд-во МГУ.-1984.
  110. Экономические оценки в системе охраны природной среды СССР. (Под ред. Т.С. Хачатурова). Л.: Гидрометеоиздат.-1988.
  111. Экономические проблемы природопользования, Под ред. К. Г. Гофмана. М.: Наука.-1985.
  112. Экономические проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Под ред. Т. С. Хачатурова. М.: Изд-во МГУ.-1982.
  113. Эффективность капитальных вложений: Сб. утвержденных методик. М.: Экономика,-1983. — С. 8 — 74.
  114. Barbier Е.В. Alternative approaches to Economic- Environmental Interactions. //Ecology Economics 2. 1990. P. 7−26.
  115. Economics. Natural Resource Scarcity and Development: Conventional and Alternative Views. London: Earthscan Publications, 1988.
  116. Bochniarz Z., Kassenberg A. Environmental protections by integrated planning.
  117. Boio J., K-G Maler, L. Unemo. Economic analysis of development projects. /Stockholm: The economic research institute, Stockholm school of economics, 1988.
  118. Caring for the Earth. A Strategy for Sustainable 1: Ving, Gleand, 1991.
  119. Dixon J.D. and others. Economic analysis of the environmental of the environmental impacts of development projects. London/Manila: Earthscan Publications Ltd, 1988.
  120. Draggan S, Morrison R.E. Environmental monitoring, assessment and management. New York: Prayer, 1987.
  121. Economic valuation of environmental impacts. /Project Appraisal 3. 1998.
  122. Haftschmidt M.M. Environmental, natural systems and development. /Baltimore: Maryland, 1983.
  123. Hansacer C.T. and others. Environmental management. 1990.
  124. Isard W. Charles L., Richard Turlock. /Ecologic-economic analysis for Regional Development, 1972.
  125. Livingston Douglas. The Bond Markets. Chicago Publishing, 1995.
  126. Warsaw. Economics and social problems of environmental planning and processing, 1985.
  127. World Bank. Global Economic Prospects and the Developing Countries. 1995. Washington: D. C» 1995.
Заполнить форму текущей работой