Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационные механизмы разработки национальных стандартов в сфере бытовых услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Стандартизация на всех этапах экономического развития государства выполняла функцию инструмента по установлению и применению правил и норм для их многократного использования. Однако степень, формы и уровни применения нормирования изменялись со сменой экономической формации. В период плановой централизованной экономики стандартизация обеспечивала жесткий механизм управления через… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Система национальных стандартов как база для технического регулирования в сфере сервиса
    • 1. 1. Нормативно-правовая основа технического регулирования в переходный период времени и исторический аспект стандартизации
    • 1. 2. Зарубежный опыт технического регулирования в странах-участницах
  • В семирной торговой организации
    • 1. 3. Методические подходы к разработке национальных стандартов и проблем их реализации
  • Глава 2. Опыт разработки национальных стандартов в сфере услуг
    • 2. 1. Бытовое обслуживание как объект государственной стандартизации и технического регулирования
    • 2. 2. Применение методов стандартизации в сфере услуг
    • 2. 3. Аналитический обзор отдельных групп услуг, анализ методологии их стандартизации и формулирование требований к услугам
  • Глава 3. Формирование системы национальной стандартизации
    • 3. 1. Разработка методики создания стандартов на услуги, учитывающей различные факторы
    • 3. 2. Адаптация методики разработки национальных стандартов при стандартизации конкретного вида услуги
    • 3. 3. Интенсификация деятельности по стандартизации через организационный механизм саморегулирования

Организационные механизмы разработки национальных стандартов в сфере бытовых услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Стандартизация на всех этапах экономического развития государства выполняла функцию инструмента по установлению и применению правил и норм для их многократного использования. Однако степень, формы и уровни применения нормирования изменялись со сменой экономической формации. В период плановой централизованной экономики стандартизация обеспечивала жесткий механизм управления через установление требований к качеству продукции и услуг. Несоблюдение требований стандартов преследовалось по закону. В период перехода к рыночной экономике изменились роль и функции стандартизации, нормы (требования) перестали быть обязательными по отношению к основной массе продукции и услуг и сохранили обязательность только для продукции и услуг, представляющих потенциальный риск для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды.

С введением государственной системы стандартизации в России в 1970 году стандартизация получила импульс для интенсивного развития во всех сферах деятельности и, в том числе в сфере бытового обслуживания. Общее число документов, подготовленных в области стандартизации за прошедшие годы, более 2000 (в том числе межгосударственные, национальные стандарты, стандарты организаций, технические условия). Перемены, происходящие в экономике страны, изменяли и содержание работ по национальной стандартизации и организационную структуру ее участников.

Новое значение приобретает стандартизация в сфере бытовых услуг в связи с введением 27 декабря 2002 года Федерального закона «О техническом регулировании», определяющего стандартизацию как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного использования. Основной задачей стандартизации на ближайшую перспективу становится упорядочение всех видов деятельности, внедрение результатов инноваций, повышение конкурентоспособности услуг. Национальные стандарты, установленные взамен государственных, в техническом законодательстве приобретают совершенно новый добровольный статус и выполняют роль доказательной базы технических регламентов. Кроме того, они служат для идентификации продукции и услуг и закрепляют определенный уровень экономического развития конкретного вида деятельности.

Действующий закон не дает ответов на многие вопросы, связанные с научно-технической и организационно-методической деятельностью в сфере услуг. В частности остаются нерешенными следующие проблемы: разработка технических регламентов на услугивиды потенциальных опасностей, присущие услугаммеханизм разработки национальных стандартов на услугиспособы подтверждения соответствия в сфере услуг.

Необходимость решения поставленных проблем определила целесообразность и актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности научной проблемы. Экономические аспекты использования научных методов стандартизации достаточно подробно рассмотрены в трудах И. З. Аронова, В. Я. Белобрагина, В. В. Бойцова, В. И. Бубнова, В. К. Ващенко, В. Г. Версана, М. К. Глазатовой, А. В. Гличева, М. Е. Ламазова, И. М. Лифиц, В. В. Окрепилова, Л. Б. Сульповара, В. А. Шванденра.

Исследованиям в области истории стандартизации посвящены работы: В. В. Бойцова, А. В. Гличева, М. И. Куфмана, В. Н. Черняковой. Вопросам исследования международного опыта в области постановки и решения организационно-экономических проблем стандартизации посвящены работы Н. П. Дедкова, Э. Деминг, Ю. А. Гусакова, К. Исикавы, Я. Оллнер, А. Робертсон, X. Сименс.

Экономическим проблемам развития бытовых услуг, тесно связанным с проблемами стандартизации и управления качеством, посвящены работы: Л. А. Коржневой, В. И. Малышкова, В. Ю. Морозова, А. Г. Новицкого, Н. А. Платоновой, Н. С. Перекалиной, В. М. Постыко, Л. Б. Сульповара, Я.С. Ядга-рова. Практическое применение стандартизации в сфере услуг описано в работах: В. А. Воробьевой, Г. П. Воронина, А. И. Горанина, Т. И. Зворыкиной, А. И. Кубарева, В. В. Курицыной, Е. А. Панфилова, Г. Н. Сюткина, Е. Тавер, А. В. Ракова, И. Н. Томоховой.

Современная теория технического регулирования широко обсуждается представителями общественных объединений предпринимателей и обществами защиты прав потребителей, ведется полемика о возможности развития технического регулирования в различных областях деятельности, в т. ч. в сфере услуг.

Однако, продолжают оставаться недостаточно полно изученными вопросы, связанные со стандартизацией в сфере бытовых услуг. До настоящего времени не определен комплекс организационно-экономических мер по развитию национальной стандартизации бытовых услуг в период перехода к рыночным отношениям.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит разработке научных и организационно-методических основ стандартизации в сфере бытового обслуживания населения, базирующихся на принципах современной теории технического регулирования экономических процессов.

В соответствии с этой целью в диссертации были поставлены и реализованы следующие задачи:

— определить место и роль технического регулирования в системе государственного регулирования и определить принципы и функции стандартизации как инструмента технического регулирования в сфере бытовых услуг;

— исследовать возможность использования международного опыта стандартизации в развитых странах;

— выявить проблемы, сдерживающие развитие стандартизации в сфере бытовых услуг, учитывая ее особенности;

— исследовать методические подходы, используемые при разработке национальных стандартов в различных сферах деятельности с целью анализа возможности их применения для разработки национальных стандартов на услуги;

— разработать методические подходы для установления типологии (классификации) услуг и определить требования к бытовым услугам;

— разработать методику создания национальных стандартов в сфере услуг;

— разработать организационный механизм стандартизации в сфере бытового обслуживания.

Объектом исследования являются бытовые услуги, предприятия бытового обслуживания, потребители бытовых услуг, федеральные и региональные органы управления, общественные объединения потребителей и профессиональные объединения предпринимателей, участники системы стандартизации в России и за рубежом.

В качестве предмета исследования определена совокупность организационно-экономических отношений, возникающих при проведении стандартизации бытовых услуг.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились концептуальные положения современных теорий рыночной экономики, методологические основы современной теории технического регулирования. Широко использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по вопросам регулирования рынка, стандартизации и управления качеством в сфере услуг. В качестве инструментов исследования применялись методы экономического, статистического и логического анализа, количественного и качественного изучения проблемы.

Информационную базу исследования составили данные государственной и региональной (по Москве) статистики, Минэкономразвития России, международные, межгосударственные, национальные стандарты, законодательные документы, правила и другие документы, публикуемые в СМИ и Интернет, материалы международных и отечественных конференций и семинаров по рассматриваемой теме.

Научная новизна диссертации заключается в разработке научных и организационно-методических рекомендаций в области стандартизации в сфере бытового обслуживания.

На защиту выносятся следующие наиболее важные положения диссертации, содержащие элементы научной новизны:

1. Уточнено организационно-экономическое понятие стандартизации в сфере бытовых услугопределены причины, сдерживающие разработку национальных стандартовразработаны подходы к стандартизации процесса оказания бытовых услуг, включающие ряд требований к отдельным составляющим этого процесса (технологии, квалификации исполнителей, помещению, материалам, оборудованию и к результату выполнения услуги).

2. Из всей совокупности методов и приемов технического регулирования выбраны те, которые наиболее применимы в сфере бытовых услуг.

3. Осуществлена классификация бытовых услуг по различным признакам в целях разработки стандартовразработана система требований к услуге, ранжированная по степени значимости в системе стандартизации.

4. Предложена методика разработки национальных стандартов на бытовые услуги.

5. Предложены организационные механизмы реализации практической деятельности в области национальной стандартизации бытовых услуг.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его основные положения и выводы, сформулированные в виде практических рекомендаций, могут быть использованы техническими комитетами по стандартизации в сфере услуг и общественными объединениями предпринимателей и потребителей. Содержащиеся в диссертации теоретические положения создают научно-методическую базу для разработки конкретных организационных и экономических решений по дальнейшему совершенствованию и развитию стандартизации бытовых услуг как в Российской Федерации, так и в рамках международных организаций по стандартизации. Ряд предложений и рекомендаций используется в практической деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Российской Федерации (ранее — Госстандарт России) и ТК 346 «Бытовое обслуживание населения».

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на методических семинарах во Всесоюзном научно-исследовательском институте сертификации и Московском государственном университете сервиса, совещаниях в Госстандарте России.

Результаты исследований используются также в учебном процессе в Московском государственном университете сервиса при чтении курсов: «Стандартизация, метрология и сертификация» и «Управление качеством услуг».

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в трех опубликованных печатных работах, общим объемом 1,2 печатных листа.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенных исследований организационно-экономических механизмов создания национальных стандартов в сфере бытовых услуг получены результаты, которые могут быть использованы в практической деятельности технических комитетов при разработке национальных стандартов, в образовательном процессе и при проведении научно-исследовательских работ и при оказании бытовых услуг предпринимателями. Эти результаты представляют собой конкретные предложения, направленные на упорядочение процессов в сфере бытового обслуживания, развитие добросовестной конкуренции среди участников рынка услуг, проведение инновационной политики, и кроме того могут быть положены в основу теории технического регулирования в сфере бытового обслуживания.

Ниже приводятся конкретные результаты и выводы, полученные в рамках диссертационного исследования.

1. Сформулированы принципы стандартизации в сфере бытового обслуживания. Установлена диалектическая связь между этапами развития стандартизации в России и развитием стандартизации в сфере услуг в настоящее время. Определены место и роль стандартизации в качестве доказательной базы технических регламентов. Это позволит сохранить преемственность методов стандартизации для сферы услуг и целенаправленно адаптировать их к новому техническому законодательству.

2. Изучен международный опыт стандартизации в рамках международных организаций: ИСО, МЭК, Европейского союза, Японии, Канады и США. Исследована организационная структура и механизм ресурсного обеспечения участников разработки стандартов. Установлена практика привлечения технических комитетов в качестве организационного механизма разработки стандартов.

Данный опыт деятельности в области стандартизации, а также механизм ресурсного саморегулирования может быть использован и развит в деятельности отечественных технических комитетов.

3. Выявлены проблемы экономического, организационного, научного, технического и социального характера, сдерживающие развитие стандартизации в сфере бытовых услуг.

Знание проблем позволит установить пути их решения и аргументировать экономическую целесообразность проводимых работ.

4. Установлены методические приемы при разработке стандартов, используемые в различных сферах деятельности. Эти приемы могут быть использованы при проведении конкретных работ по стандартизации бытовых услуг.

5. Рассмотрена динамика развития рынка услуг и установлена целесообразность проведения стандартизации бытовых услуг с учетом характера изменения потребностей в бытовых услугах. Данный прием может быть использован при выборе объектов национальной стандартизации.

6. Разработана типология требований, предъявляемых к услугам, на основе исследования действующих стандартов и официальных нормативно-правовых актов. Данная информация может быть основой при выборе категории, вида и содержания национального стандарта на услугу.

7. Разработана методика разработки национальных стандартов, содержащая два аспекта: методический и организационный. Установлено, что наиболее важными этапами в процессе разработки национальных стандартов являются этапы экономического подхода к выбору объектов стандартизации с учетом предпочтений рынка услуг и этапы проведения научных исследований по поиску наиболее оптимальных (рациональных) путей установления показателей и требований к услуге.

Данная методика может быть использована разработчиками национальных стандартов для определения алгоритма их действий, начиная с идеи о разработке стандарта, и до его утверждения.

8. Подготовлены рекомендации по организационной структуре, функциям и полномочиям технического комитета по стандартизации в сфере бытовых услуг. Установлены пути определения ресурсного обеспечения его деятельности.

Данные рекомендации могут быть основой для создания технических комитетов, как в сфере услуг, так и в других видах деятельности (производстве продукции, обучении специалистов, выработки управленческих решений и т. д.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 г. № 2300/1−1 (в редакции Федеральных законов от 09.01.96 г. № 2-ФЗ, от 17.12.99 г. № 212-ФЗ).
  2. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 г. № 5151−1 (в редакции Федеральных законов от 27.12.95 г. № 211-ФЗ, от 02.03.98 г. № 30-Ф3, от 31.07.98 г. № 154-ФЗ).
  3. Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10.06.93 г. № 5154−1 (в редакции Федерального закона от 27.12.95 г. № 211-ФЗ).
  4. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93 г. № 4871−1.
  5. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.94 г. № 51-ФЗ.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.96 г. № 14-ФЗ.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  10. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. № 7-ФЗ (с изменениями от 26.11.98 г., от 08.07.99 г., от 21.03.2002 г.).
  11. В.В. Не будет ни революций, ни контрреволюций. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации./Российская газета от 04.04.2001 г.-№ 66.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.97 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации».
  13. ГОСТ Р 1.0−92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.
  14. ГОСТ Р 1.2−92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.
  15. ГОСТ Р 1.4−93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.
  16. ГОСТ Р 1.5−92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
  17. ГОСТ Р 1.8−95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов.
  18. ГОСТ Р 1.9−95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам.
  19. ГОСТ Р 1.10−95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них.
  20. ГОСТ Р 52 113−2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества
  21. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 15.08.2001 г. № 332-ст.
  22. ГОСТ Р ИСО 9001−2001 Системы менеджмента качества. Требования. Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 15.08.2001 г. № 333-ст.
  23. ГОСТ Р ИСО 9004−2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 15.08.2001 г. № 334-ст.
  24. Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства 1 75 018, подготовлен Государственным комитетом СССР по статистике, Государственным плановым комитетом СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам, введен в действие 01.01.76 г. (отменен).
  25. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002−93, принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 28.06.93 г. № 163.
  26. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004−93, принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 06.08.93 г. № 17.
  27. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029−2001, принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 г. № 454
  28. Э.М. Экономический анализ сферы услуг.//М.: 1968
  29. Э.М. Производство и потребление услуг в десятой пятилетке.//М., 1977
  30. Ю., Моховикова JI. Должна ли страна быть бедной? -Тольятти: ПП Современник, 1998. 112 с.
  31. Ю.П., Аронов И. З., Шпер B.JI. Что век грядущий нам готовит? Менеджмент XXI века- краткий обзор основных тенденций// Стандарты и качество. 1999. — № 3. — с. 52−60.
  32. А.А. Возникновение и развитие стандартов в СССР (19 171 940 гг.: Автореф. Дис. /ВНИИС. 1971
  33. Актуальные проблемы рыночной экономики в сфере сервиса. Под ред. Л.Б. Сульповара//М., ГАСБУ, 1995
  34. В.И., Корягина Т. И., Рутгайзер В. М. Планирование бытового обслуживания.//Вопросы экономики, 1976
  35. Р. Международные стандарты и практика регулирования торговли страховыми услугами: Автореф. Дисс. к.э.н: Моск. гос. ин-т международных отношений М., 2000
  36. Ф.А. Экономика и качество. (Всеобуч по качеству). -М.: Изд-во стандартов, 1987. 128 с.
  37. Ф.А., Рабинович Б. Д., Швандар В. А. Эффективность стандартизации. М.: Изд-во стандартов, 1987. — 328 с.
  38. Ю.Д., Печенкин А. Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика// Стандарты и качество. 1992. — № 7.- с. 21−24.
  39. Антология русского качества/Сост. Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев, М.А.Кузнецов- Под ред. Б. В. Бойцова, Ю. В. Крянева. — 3-е изд. Доп. -М.: РИА Стандарты и качество, 2000. — 432 с.
  40. И. Стратегическое управление. М.: Прогресс, 1989.
  41. И.З., Штерн JT.M. Стандарты ИСО 9000 в жизни. Рисованный комментарий к ГОСТ Р ИСО 9001 2001 «Системы менеджмента качества. Требования». — М.: Книжный дом «Университет», 2001. — 96 с.
  42. И.З. Методология оперативного управления безопасностью технических систем на основе процедур статистического анализа нарушений при эксплуатации и стандартизация методов оценки. Дис. д-ратехн. Наук: М., 1998−254 с. ил -Библиогр.: с.209−223
  43. Г. А. Социальные аспекты экономической реформы в России.//М., МГУ, 1998
  44. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы.//Казань, 1996
  45. A.M., Егоров Е. В., Жильцов Е. Н. Социальная сфера в условиях перехода к рынку.//М., 1995
  46. В.Д. Экономика бытового обслуживания. М.: 1983.
  47. В.П. Региональные проблемы управления и планирования сферы обслуживания.//М., Наука, 1989
  48. В .Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. -М.: Изд-во стандартов, 1994. 140 с.
  49. В .Я. Региональная экономика: проблемы качества. М.: АСМС, 2001.-281 с.
  50. П., Гражданкин А. Махутов Н. Стандартизация и регламентация в сфере безопасности: реалии и перспективы// Стандарты и качество — 2004. -№ 2.-С.26−31
  51. Л.А., Гуков Н. В., Гулевич К. С. Экономика бытового обслуживания.//М., 1971
  52. Ю.В., Сульповар Л. Б., Ломазов М. Е. Качество техники и экономика. -М.: Экономика, 1973. 295 с.
  53. В. А. Принципы оптимального планирования.//М., Экономика, 1973
  54. В.И. Организационно-экономические вопросы развития и совершенствования стандартизации в бытовом обслуживании населения: Дисс. к.э.н. М.:ВНИИС.-1988
  55. ., Грозовский Г., Макушкина С. Место и роль Технических комитетов по стандартизации// Стандарты и качество. -2003. -№ 10, с. 69
  56. Бытовое обслуживание: проблемы и перспективы развития в XXI веке.//Материалы секции Ш международной научно-практической конференции «Индустрия сервиса в XXI веке», М., 2001
  57. Г. М. Социально-экономические проблемы перехода сферы услуг к рынку.//М., 1993
  58. Васильев A. J1. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. -Серия «Дом качества», вып. 12 //М.: РИС «Стандарты и качество», 2003. -440 с.
  59. Введение в государственное управление: Кн. 1. Право, государство и политика/Гуреев С.А., Парамонов А. Р., Лобанов В. В., Гришковец А.А.- Под ред. В. Я Афанасьева/ГУУ. М.: ЗАО Финстатинформ, 1998. — 231 с.
  60. Введение в государственное управление: В 3 кн. Кн. 2. Экономика и финансы/ Парсаданов Г. А., Жилкина А. Н., Антонов В.А.- Под ред. В.Я.Афанасьева/ГУУ. -М.: ЗАО Финстатинформ, 1998. 195 с.
  61. Введение в государственное управление: В 3 кн. Кн. 3. Управление персоналом и информационные технологии/ Афанасьев В. Я., Корнеев И.К.- Под ред. В.Я.Афанасьева/ГУУ. М.: ЗАО Финстатинформ, 1998. — 173 с.
  62. В.Г. Интеграция управления качеством продукции новые возможности. — М.: Изд-во стандартов, 1994. — 218 с.
  63. В.Г., Сиськов В. И., Дубицкий Л. Г. Интеграция производства и управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1995. — 320 с.
  64. В.Г., Королькова В. И. Стандартизация и сертификация в сфере услуг. Состояние и проблемы//Стандарты и качество. 1996. — № 7. -с. 9−11.
  65. Введение в рыночную экономику/Под ред. Лившица А. Я., Никулиной И.Н.-М., 1996.
  66. В.И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. М., 1995.
  67. В.А. Стратегическое управление: сущность, методология, организация.-М.: Изд-во Академии экономики и права, 1996.
  68. Г. П., Версан В. Г. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя. М.: ВНИИС, 1998. — 398 с.
  69. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В.Зорин- Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. — 600 с.
  70. М.К. Актуальные вопросы технического регулирования. Материалы конференции «Перспективы развития химической чистки и крашения» М.: 2005
  71. А.В., Робинович Г. О., Примаков М. И., Синицын М. М. Прикладные вопросы квалиметрии/ Под ред. А. В. Гличева. М.: Изд-во стандартов, 1983. -216 с.
  72. А.В. Основы управления качеством продукции. М.: АМИ, -1998.-354 с.
  73. А.И. Вопросы качества бытовых услуг.//М., 1975
  74. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Кушлина В. И., Волгина Н. А. и др. М.: Экономика, 2000. — 735 с.
  75. Государственное регулирование экономики переходного периода.//Под ред. И.ЯЧ. Каца-Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997
  76. Ю.А. Исследование роли стандартизации в экономическом сотрудничестве СССР с развивающимися странами и разработка рекомендаций по повышению ее эффективности: Дисс. к.э.н./ВНИИС-1985
  77. И.А. Стандартизация, метрология, сертификация, М.: Изд-во ПРИОР, 2001−64 с.
  78. Н.П., Дубицкий Л. Г. Социальная конкурентоспособность зарубежных потребительских товаров: анализ, оценка, подтверждение соответствия требованиям российского рынка. Мурманск: Мурманский ЦСМ, 1999. — 38 с.
  79. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994.- 497 с.
  80. В.И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых услуг.//М., Легкая индустрия, 1979
  81. Е.Н., Восколович И. А., Казаков В. Н. Экономика сферы платных услуг.//Казань, 1996
  82. Т.И. Есть стандарт есть услуга// Химчистка и прачечная. -2002.-№ 3.- с. 48−50.
  83. Т.И. Исследование и разработка метода определения оптимальных гарантийных сроков на отремонтированные технические устройства. Дисс. к.т.н.// М.: МТИ 1983
  84. Качество и стандартизация: Сокр. пер. с нем./ Под ред. Х. Лилие- Науч. ред. В. В. Бойцов. -М.: Экономика, 1982. 168 с.
  85. А.Н. Стандартизация в США: Экономические аспекты и проблемы организации. -М.: Изд-во стандартов, 120 с.
  86. Л., Зворыкина Т. Стандартизация и подтверждение соответствия в бытовом обслуживании//Стандарты и качество 2003. -№ 6. -С.20
  87. Л.А. Территориальное размещение предприятий бытового обслуживания населения в крупном городе (на примере г. Москвы).//М., 2002
  88. Т.И. Платные услуги в СССР.//М., Экономика, 1990
  89. И.А. Обеспечение конкурентоспособности продукции средствами гармонизации национальных стандартов. Дисс. Канд. Экон. наук: 08.00.20 СПб., 2000 168с.ил.
  90. И.А., Подлепа С. А., Клаузнер Е. Р. Стандартизация в условиях становления рыночных отношений// Стандарты и качество. 1995. -№ 1.-с. 21−23.
  91. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ./ Общ. ред Пеньковой Е. М. -М.: Прогресс, 1992.
  92. Е.Л. Бытовое обслуживание населения: проблемы адаптации к рынку.//Екатеринбург, 1996
  93. А.И., Панфилов Е. А., Хохлов Б. И. Надежность машин, оборудования и приборов бытового назначения. Учеб. для вузов. 2-е изд. переработ, и доп. — М.: Легпромбытиздат, 1987. — 336 с.
  94. Курс экономической теории. Учебное пособие/Под ред. М. Н. Чепурина. М.: 1995. — 475 с.
  95. М.И., Чернякова В. Н. 60 лет стандартизации в СССР (19 251 985). Основные события и факты. М., 1987
  96. И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. -4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-М, 2004. — 350 с.
  97. М.Е. Экономические проблемы стандартизации и повышения качества товаров народного потребления. — М.: Экономика, 1976. — 223 с.
  98. М.Е., Сульповар Л. Б. Экономическая эффективность стандартизации товаров народного потребления. — М.: Экономика, 1971.-200 с.
  99. М.Е., Швандар В. А. Рост производства и повышения качества товаров народного потребления. -М.: Экономика, 1981.—144 с.
  100. В.И. Стратегия развития потребительского рынка в условиях преобразования экономики.// Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.э.н., М.: 1998
  101. Ш. М. Экономико — организационные основы развития предпринимательства России. -М.: Прометей, 1993. 188 с.
  102. К.Р., Брю С.Л. Экономикс/В 2-х т., пер. с англ. М.: Республика, 1992. — 399 с.
  103. Г. Ф. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия. Тольятти: ОАО ПП Современник, 2000. 54 с.
  104. И.А. Организация управления сферой бытового обслуживания населения в условиях экономической реформы. // М., 1990
  105. А.А., Кобелев Н. Б. Совершенствование управления бытовым обслуживанием населения. М.: Легкая индустрия, 1980. -200 с.
  106. Менеджмент организации. Учебное пособие./ Под ред. Румянцевой З. П., Саломатина Н. А. М.: ИНФРА-М, 1996. — 432 с.
  107. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. /Общ. ред. Евенко Л. И. М.: Дело, 1994.
  108. Методика определения технического уровня предприятий бытового обслуживания населения.// М.: ЦНИИбыт, 1980
  109. Т.К. Государственное регулирование экономики. Учебник. -М.: Изд-во ЮНИТИ-Дана, 2001,-254 с.
  110. О. Особенности и основные пути развития стандартизации и оценки соответствия в странах с различным уровнем экономики. -М., 2002
  111. Начальный курс рыночной экономики. //Под ред. Фельдмана Г. И., М., Экономика, 1992
  112. В.В. Всеобщее управление качеством. Учебник. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996. — 454 с.
  113. Я. Стандартизация на фирме: Пер. с англ. М.: Изд-во стандартов, 1982. — 52 с.
  114. Т.Ю. Международная капиталистическая торговля услугами и проблемы ее регулирования. // М., Экономика, 1987
  115. Е.А. Стандартизация и управление качеством в службе быта. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983. — 240 с.
  116. Е.А. Организация работ по стандартизации бытовых услуг в международных организациях//М.:Стандарты и качество. — 1983.-№ 6
  117. Е.А. Стандартизация в бытовом обслуживании РСФСР, М.: Изд-во «Знание» РСФСР, 1981 40 с. 20 см. — Библиогр.: с.38
  118. С., Руженцев Н., Угаров В. Взаимодействие государственных органов и национальных систем стандартизации// Стандарты и качество. -2003 .-№ 10.-С.69
  119. Е.В. Маркетинг услуг.// СПб.: Изд. Питер, 2000
  120. Н.А. Экономические проблемы бытового обслуживания в период формирования рынка: Монография. -М.: ГАСБУ, 1995−164 с.
  121. С.А. Роль стандартизации в обеспечении стабильности функционирования рыночной экономики//Стандарты и качество. -1996. -№ 5.-с. 34−36.
  122. Т.М., Воробьева Т. Н., Ртищева Г. А. Стандартизация. Часть 1: Организационно правовое регулирование работ по стандартизации. — М.:МИСИС, 1999. — 202 с.
  123. Т.М., Каретникова Н. В., Ртищева Г. А. Стандартизация. Часть 2: Правила и порядок разработки нормативной документации в отечественной и зарубежной стандартизации.-М.:МИСИС, 2001.-166 с.
  124. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦЛО Мегаполис-Контакт, 1993.
  125. В.М. Научно-методические проблемы стандартизации и пути их решения. М.: Машиностроение, 1989, -125 с.
  126. С. Стандартизация: место и роль в системе технического регулирования// Стандарты и качество. -2003. -№ 10. -С.8
  127. С., Самнов В. Национальный стандарт как доказательство соответствия обязательным требованиям технических регламентов// Стандарты и качество. — 2003. № 10.-С.34
  128. С. Стандартизация: проблемы и перспективы развития// Стандарты и качество. -2003.-№ 3
  129. В.В. Японский менеджмент. Уроки для нас. М.: Япония сегодня, 2000. — 334 с.
  130. В.JI. Ступени совершенства ИСО 9000:2000. М.: Реалии, 2002.- 144 с.
  131. Н.М. Экономическая теория рынков.// М., МГУ, 1998
  132. Н.К. Управление качеством. СПб: ЗАО Питер, 2002. — 224 с.
  133. А. Управление качеством./ Пер. с англ., Общ. ред. и послесловие Сиськова В. И М.: Прогресс, 1974. — 252 с.
  134. Рынок труда. Учебник/Под ред. проф. Буланова B.C. и проф. Волгина Н. А. М.: Экзамен, 2000. — 448 с.
  135. Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования: Учебное пособие/Рук. авт. колл. Д. И. Правдин. -М.: Институт международного права и экономики, 1994.-268 с.
  136. П. Экономика/В 2-х т., пер. с англ. М.: Алгон, 1993.
  137. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя/Справочник под ред. Воронина Г. П. Версана В.Г. — М.: Изд-во стандартов, 1998.
  138. X. Стандартизация: Пер. с нем./ под ред. Верченко В. Р. М.: Изд-во стандартов, 1966. — 159 с.
  139. Современная экономика/Под ред. Мамедова О.Ю.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  140. Ю.П., Друкер С. Г. Анализ и прогнозироваине структуры потребительских расходов.// М., Наука, 1981
  141. Е. Особенности национальной стандартизации на современном этапе// Стандарты и качество. -2003.-№ 8.-С.30−34
  142. Е. Практические советы по разработке национальных стандартов// Стандарты и качество. -2004.№ 1
  143. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях.// Под ред. д.э.н. проф. Платоновой Н. А. и доц. Вапнярской О. И., № 7 м., ГАСБУ, 2000
  144. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/ Швандар В. А., Панов В. П., Купряков Е. М. и др.- Под ред. проф. Швандара В. А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 487 с.
  145. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов.// М., Институт экономики РАН, 1996
  146. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях./Под ред. Е. Н. Жильцова.М.: МГУ, 1998
  147. Л.Б. Стандартизация: планирование, стимулирование, эффективность. М.: Экономика, 1977. — 207 с.
  148. Л.Б. Управление качеством продукции и услуг в отрасли бытового обслуживания населения. М.: МТИ, 1981. —91 с.
  149. Сфера бытового обслуживания в США. Научно-технические достижения и передовой опыт в области БОН.// Информационный сборник, 1990, вып. 6
  150. Г. Н. Политика регулирования сферы услуг г.Москвы//Сборник научных трудов.- 1997.-М.: ЦНИИБыт.-0,2 п.л.
  151. Г. Н. Революция в техническом регулировании: необходимость, обоснованность, последствия//Химчистка и прачечная.- 2002. № 3. — с. 16−22.
  152. Г. Н., Семенов М. Ю. Сертификация безопасности и качества услуг: учебное пособие. -М.: 2003. — 160 с.
  153. Е. Защита прав потребителей на качественные и безопасные товары//Стандарты и качество. 2000. — № 4. — с. 74−80.
  154. В.Л. Экономика и математические методы.// М., 1998
  155. Технические комитеты по стандартизации Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2003). -М.: ВНИИстандарт, 2003.-118 с.
  156. TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы/ Под ред. В. Л. Рождественского, В. А. Качалова. М.: ИздАТ, 2000, Вып. 4. — 311 с.
  157. Трейер Вальфрид. Национальная система стандартизации: Какой она должна быть// Стандарты и качество. -2003.-№ 8, с. 38
  158. Указатель стандартов Европейского комитета по стандартизации /ВНИИ техн. информ. Классификации и кодирования. -М., 1989. Загл. Обл.: Стандарт Европейского комитета по стандартизации (Лен. Библ. 13 89−1/2001−7)
  159. Управление качеством продукции. Справочник/ Под ред. В. В. Бойцова, А. В. Гличева. -М.: Изд-во стандартов, 1985. 464 с. U
  160. Управление качеством в масштабах компании/ Под ред. Иосио Кондо -Н.Новгород: СМЦ Паритет, 2002. 226 с.
  161. В.А. Экономика управления предприятием. Учебное пособие. -М.: ГАУ, 1993.
  162. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: ИКЦ Маркетинг, 2002. 892 с.
  163. А. Контроль качества продукции/ Сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1986. 470 с.
  164. А.П. Вопросы оценки технико экономической эффективности разрабатываемой и выпускаемой продукции// Стандарты и качество. — 1995. — № 6. — с. 53−54.
  165. Е. Услуги (работы) и ФЗ «О техническом регулировании"// Стандарты и качество. -2003.№ 9.-С.26
  166. Филосовский словарь/ Под ред. Фролова И. Т. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  167. Финансы, налоги и кредит: Учебник/Под общ. ред. Емельянова A.M., Мацкуляка И. Д., Пенькова Б. Е. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  168. Н.И. Рационализация процесса разработки стандартов// Подг.: Н. И. Цибизов, В. Г. Федцов, Т.С. Орлова-М., 1980 -32 с.
  169. И.И. Стандарты ИСО 9000: тенденция развития и совершенствования// Сертификация. 1993. — № 3−4. — с. 21−22.
  170. В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. М.:000 Изд-во ЮНИТИ-Дана, 1999−482 с.
  171. Экономика. Учебник/Под. ред. Булатова А. С. М.: 1998.
  172. Экономика и организация рыночного хозяйства: Учебник/Под ред. Злобина Б. К. М., 2000.
  173. Экономика непроизводственной сферы. Под ред. М. В. Солодкова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 285 с.
  174. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия) /Научные ред. А. Г. Грязнова, Т. В. Чечелева. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1997. -337 с.
  175. Экономические проблемы бытового обслуживания населения.// Под ред. К.э.н. Л.А. Боброва//М., 1978
  176. Эффективность стандартизации: Пер. с анг. -М.: Изд-во стандартов, 1986. -144 с.
  177. Я.С. Экономика и культура сервиса. М.: «Экономика», 1990.
  178. Я.С. История экономических учений: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.-480 с.
  179. Я.С., Баркан Н. А. Качество услуг и культура обслуживания населения. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
  180. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере.//М., Экономика, 1991
  181. Объем бытовых услуг на одного жителя и занимаемое место по регионам Российской Федерации
  182. Регионы 2000 2001 2002 2003
  183. Объем на одного жителя, руб. Занимаем ое место Объем на одного жителя, руб. Занимаем ое место Объем на одного жителя, руб. Занимаем ое место Объем на одного жителя, руб. Заним аемое место
  184. Российская Федерация 606,2 757,1 885,5 1055,3
  185. Центральный федеральный округ 970,5 1189,4 1395,5 1680,7
  186. Белгородская область 551,1 19 793,6 14 734,0 28 853,1 32
  187. Брянская область 781,0 5 1125,2 5 1282,9 4 1526,8 4
  188. Владимирская область 382,9 51 470,8 50 554,6 47 716,8 44
  189. Воронежская область 446,0 34 636,0 26 733,8 30 864,7 29
  190. Ивановская область 461,4 29 518,0 42 537,5 50 667,7 51
  191. Калужская область 395,0 46 468,1 51 615,3 41 684,7 49
  192. Костромская область 239,7 70 292,8 71 291,0 73 345,6 73
  193. Курская область 263,5 67 311,5 70 343,7 67 464,1 66
  194. Липецкая область 439,5 39 622,7 28 767,3 24 949,3 23
  195. Московская область 1225,0 2 1026,7 2 1993,8 2 2316,9 2
  196. Орловская область 433,3 40 570,4 37 716,9 32 855,8 31
  197. Рязанская область 283,9 65 450,1 53 582,4 45 743,1 41
  198. Смоленская область 331,0 56 352,3 67 330,3 70 423,5 69
  199. Тамбовская область 445,9 35 664,1 22 894,7 14 1119,4 13
  200. Тверская область 185,6 76 251,4 76 299,8 71 337,2 74
  201. Тульская область 393,7 47 474,1 49 530,7 53 618,6 55
  202. Ярославская область 385,8 48 512,0 44 463,3 59 511,1 61r. MM0CKEf^ 2207,0 II 2481,3 1 2897,4 1 1115,7 1
  203. Северо-Западный федеральный округ 461,0 585,0 719,3 923,8
  204. Республика Карелия 443,6 37 591,7 32 700,0 36 967,9 20
  205. Республика Коми 414,4 44 624,9 27 800,0 23 1063,5 16
  206. Архангельская область 267,6 66 368,2 65 547,9 49 708,3 46
  207. Ненецкий автономный округ 149,3 82 267,0 73 330,5 69 442,6 68
  208. Вологодская область 459,2 31 644,3 25 711,4 33 857,2 30
  209. Калининградская область 306,3 58 432,2 54 589,6 44 747,1 40
  210. Ленинградская область 223,3 73 288,5 72 356,0 66 446,6 67
  211. Мурманская область 551,3 18 848,0 11 1207,0 6 1496,7 5
  212. Новгородская область 364,2 53 408,8 60 430,0 63 503,5 63
  213. Псковская область 293,2 64 425,9 56 655,9 37 792,4 37
  214. Г. Санкт-Петербург 676,6 13 761,1 16 868,9 17 1145 10
  215. Южный федеральный округ 423,2 548,9 686,1 848,1
  216. Республика Адыгея 298,7 63 376,1 66 403,5 65 495,9 64
  217. Республика Дагестан 92,9 85 121,8 84 167,5 81 140,3 85
  218. Республика Ингушетия 3,1 88 2,1 88 45,3 88 54,3 88
  219. Кабардино-балкарская Республика 228,2 72 419,1 58 501,1 56 697,3 48
  220. Республика Калмыкия 156,6 79 227,2 80 191,7 79 250,1 76
  221. Карачаево-Черкесская Республика 300,9 62 379,3 63 509,1 55 665,6 52
  222. Республика Северная Осетия-Алания 715,3 9 645,8 24 593,3 43 763,6 38
  223. Краснодарский край 491,1 25 693,1 21 810,9 22 1070,2 14
  224. Ставропольский край 415,2 42 537,0 40 570,2 46 752,6 39
  225. Астраханская область 302,1 60 408,7 61 459,3 60 609,7 56
  226. Волгоградская область 240,8 69 332,3 68 444,1 62 601,6 58
  227. Ростовская область 733,9 8 972,9 8 1280,2 5 1564,2 3
  228. Приволжский федеральный округ 553,8 691,1 713,1 813,5
  229. Республика Башкортостан 750,9 6 1004,0 7 903,5 12 1069,3 15
  230. Республика Марий ЭЛ 305,8 59 500,0 47 604,8 42 734,6 43
  231. Республика Мордовия 483,6 27 460,1 52 447,0 61 518,3 60
  232. Республика Татарстан 444,8 36 563,0 38 705,1 35 920,6 25
  233. Удмуртская Республика 385,6 50 496,2 48 533,6 52 588,5 59
  234. Чувашская Республика 515,2 22 650,3 23 813,3 20 1053,7 17
  235. Кировская область 696,9 10 849,7 10 812,0 21 793,8 36
  236. Нижегородская область 514,5 23 608,1 30 488,1 58 506,0 62
  237. Оренбургская область 334,3 55 390,3 62 528,2 54 604,3 57-с
  238. Пермская область 695,2 11 890,4 9 902,5 13 1007,4 19
  239. Коми-Пермяцкий автономный округ 149,8 81 217,1 81 149,0 82 127,6 86
  240. Самарская область 677,8 12 800,3 13 842,2 18 905,2 27
  241. Саратовская область 488,0 26 583,0 35 634,8 40 700,5 47
  242. Ульяновская область 655,6 15 789,7 15 735,6 27 713,5 45
  243. Уральский федеральный округ 425,8 529,5 611,1 728,1
  244. Курганская область 385,8 49 369,3 64 299,3 72 358,1 71
  245. Свердловская область 367,8 52 515,9 43 655,8 38 802,5 35
  246. Тюменская область 461,4 30 609,0 29 733,9 29 841,7 34
  247. Ханты-Мансийский автономный округ 577,0 17 759,5 17 930,7 11 1019,5 18
  248. Ямало-Ненецкий автономный округ 432,5 41 508,4 46 554,5 48 625,1 54
  249. Челябинская область 479,2 28 523,3 41 536,6 51 642,0 53
  250. Сибирский федеральный округ 484,2 617,4 785,9 885,4
  251. Республика Алтай 87,0 86 121,3 85 121,4 86 165,9 83
  252. Республика Бурятия 153,9 80 205,0 82 204,6 78 283,1 75
  253. Республика Тыва 172,6 78 233,1 79 136,4 84 171,3 82
  254. Республика Хакасия 1022,7 3 1174,0 4 1114,6 7 1165,5 9
  255. Алтайский край 315,2 57 423,5 57 499,4 57 667,7 50
  256. Красноярский край 646,0 16 838,0 12 1070,7 8 1254,9 7
  257. Таймырский автономный округ 239,4 71 259,3 74 212,3 75 200,8 79
  258. Эвенский автономный округ 216,7 74 258,1 75 121,7 85 159.1 84
  259. Иркутская область 410,6 • 45 510,4 45 640,2 39 742,7 42
  260. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 49,5 87 63,5 87 63,3 87 72,9 87
  261. Кемеровская область 536,0 21 749,3 18 945,3 10 1126,1 12
  262. Новосибирская область 539,5 20 586,9 34 1062,8 9 961,3 22
  263. Омская область 451,3 33 546,3 39 729.1 31 934,8 24
  264. Томская область 924,8 4 1334,5 3 1323,0 3 1179,2 8
  265. Читинская область 213,9 75 250,0 77 271,8 74 346,9 72
  266. Агинский Бурятский автономный округ 101,0 84 123,3 83 184,3 80 227,6 78
  267. Дальневосточный федеральный округ 457,5 601,5 700,6 877,1
  268. Республика Саха (Якутия) 662,4 14 706,6 20 755,6 25 1136,7 11
  269. Приморский край 506,4 24 718,1 19 826,4 19 965,3 21
  270. Хабаровский край 442,7 38 575,2 36 754,2 26 912,6 26
  271. Амурская область 175,8 77 241,2 78 331,3 68 411,7 70
  272. Камчатская область 735,4 7 1026,8 6 876,5 15 844,4 33
  273. Корякский автономный округ 359,7 54 319,5 69 211,3 76 186,9 80
  274. Магаданская область 242,4 68 410,0 59 205,9 77 232,3 77
  275. Сахалинская область 451,4 32 594,0 31 873,0 16 1302,8 6
  276. Еврейская автономная область 301,8 61 428,5 55 422,3 64 493,1 65
  277. Чукотский автономный округ 137,1 83 112,2 86 143,2 83 171,9 81
Заполнить форму текущей работой