Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научное обоснование путей совершенствования оказания медицинской помощи населению Республики Таджикистан в рамках реализации программы государственных гарантий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отсутствие широкомасштабных исследований по изученшо фактических потребностей населения районов Республики Таджикистан в различных видах медицинской помощи не позволяет обеспечивать адекватное планирование развития служб здравоохранения с учётом реальных потребностей населения. В этой связи возникает необходимость в получении достоверной статистической, финансовой и экономической информации… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР)
  • ГЛАВА 2. ПРОГРАММА, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СПИТАМЕНСКОГО РАЙОНА
    • 3. 1. Медико-демографическая характеристика Спитаменского района за период 2000—2008 гг.
    • 3. 2. Финансирование и кадровое обеспечение здравоохранения Спитаменского района за период 20 002 006гг. и 2007−2009гг
  • ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ В СПИТАМЕНСКОМ РАЙОНЕ
    • 4. 1. Сравнительный анализ доступности медико-санитарной помощи в Спитаменском районе
    • 4. 2. Влияние результатов внедрения ПГГ на основные показатели здоровья населения Спитаменского района 2000−2008гг
  • ГЛАВА 5. ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И
  • МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ О ВНЕДРЕНИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ

Научное обоснование путей совершенствования оказания медицинской помощи населению Республики Таджикистан в рамках реализации программы государственных гарантий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Здравоохранение является особой сферой деятельности по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье и в связи с этим — приоритетным направлением в политической, экономической и социальной жизни государства и общества [58,65,126,137].

Охрана здоровья населения относится к числу наиболее приоритетных задач государства, а здоровье человека, являющееся важнейшим фактором общественного развития, во всех экономических системах является одним из существенных факторов, формирующих национальную безопасность страны [126,137,169]. В этой связи социально-гигиеническая и экономическая характеристики состояния здоровья населения имеют не только медицинское значение, но и служат индикатором социального благополучия общества [169,202].

После приобретения независимости и гражданского конфликта в Республике Таджикистан к середине 90-х годов, существенно снизился уровень материального благополучия и социально-психологической устойчивости населения страны. Последствием этого стало значительное ограничение возможности государства в поддержании и развитии здравоохранения. В результате в здравоохранении всё ощутимее стали проявляться такие проблемы, как низкий уровень финансирования, неэффективная деятельность органов и учреждений здравоохранения, низкое качество медико-санитарной помощи, несоответствие реальных возможностей государства уровню потребности населения в медицинской помощи [18].

Сложившаяся ситуация в социально-экономической сфере потребовала проведения радикальных реформ, в том числе и в здравоохранении.

Основными задачами реформы здравоохранения являются: обеспечение конституционных гарантий граждан в области охраны здоровья, создание стабильного источника финансирования, оптимизация использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов отрасли, концентрация их на приоритетных направлениях [25,117,137,175, 183].

Попытки реформирования здравоохранения в Республике Таджикистан были предприняты ещё в самый тяжёлый постконфликтный период функционирования экономики с середины 90-х годов.

Масштабно республика приступила к процессу реформирования здравоохранения позже других постсоветских стран. В этом были свои плюсы, т.к. система имела возможность принять во внимание и учесть ошибки и недостатки данных преобразований в других постсоветских республиках, что в определенном смысле помогло избежать острых углов данного процесса в Таджикистане.

Необходимо отметить, что намеченные меры по реформированию системы реализовывались недостаточно и малоэффективно. Существующая система здравоохранения оказалась неподготовленной для эффективного использования имеющихся ресурсов. Это обусловило резкие диспропорции в снижении доступности и качестве медицинской помощи населению.

Принятие Правительством Республики Таджикистан «Концепции реформы здравоохранения в Республике Таджикистан» (март, 2002 г.) и «Стратегии Республики Таджикистан по охране здоровья населения до 2010 года» (ноябрь, 2002 г.) послужило мощным рычагом дальнейшего реформирования отрасли. Однако серьёзной проблемой, оказывающей прямое влияние на доступность и качество медицинской помощи, является отсутствие чёткого разграничения видов и объёмов медицинской помощи, оплачиваемых бюджетом и населением.

Внесённые изменения и дополнения в Конституцию Республики Таджикистан (июнь, 2003 г.) и в Закон Республики Таджикистан «Об охране здоровья населения» (ноябрь, 2003 г.), а также принятая Правительством Республики «Стратегия финансирования отрасли здравоохранения Республики Таджикистан на 2005;2015 годы» (май, 2005 г.) предоставили возможность разработать и внедрить программу государственных гарантий по обеспечению населения медико-санитарной помощью. '.

В целях улучшения качества и повышения доступности населения в получении медицинской помощи Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 199 от 14 апреля 2007 года была принята «Программа государственных гарантий оказания медико-санитарной помощи населению пилотных районов Республики Таджикистан на 2007 год». Пилотными районами в Республике Таджикистан, согласно принятому постановлению, стали: Дангара, Спитамен, Рашт и г. Турсун-заде.

При реализации программы государственных гарантий возник ряд проблем, таких как неэффективность распределения имеющихся бюджетных средств в лечебно-профилактических учреждениях, дефицит финансовых средств, необходимых для оказания медицинской и лекарственной помощи в гарантированных государством объёмах.

Несоответствие между потребностями населения в медицинской помощи и возможностью удовлетворения государством гарантированных услуг привело к острой необходимости научного обоснования, путей совершенствования предоставления медицинской помощи населению Республики Таджикистан в рамках ПГГ.

Отсутствие широкомасштабных исследований по изученшо фактических потребностей населения районов Республики Таджикистан в различных видах медицинской помощи не позволяет обеспечивать адекватное планирование развития служб здравоохранения с учётом реальных потребностей населения. В этой связи возникает необходимость в получении достоверной статистической, финансовой и экономической информации, необходимой для обоснования реальной стоимости программы государственных гарантий и медико-социальной оценки ресурсов здравоохранения в условиях реализации ПГГ, основных направлений государственной политики в области охраны здоровья и реформирования здравоохранения. Это обусловило актуальность выбранной нами темы исследования.

Цель исследования — на основе комплексного медико-социального исследования научно обосновать пути совершенствования оказания медицинской помощи населению Республики Таджикистан в рамках реализации программы государственных гарантий. Задачи исследования.

1. Провести анализ медико-демографической ситуации в Спитаменском районе.

2. Изучить систему ресурсного обеспечения (медицинские кадры, сеть учреждений, финансирование) здравоохранения Спитаменского района в условиях реализации программы государственных гарантий оказания медико-санитарной помощи населению.

3. Проанализировать эффективность внедрения программы государственных гарантий и её влияние на показатели здоровья населения Спитаменского района.

4. Изучить мнение пациентов и медицинских работников Спитаменского района о реализуемой программе государственных гарантий по оказанию медико-санитарной помощи.

5. Разработать рекомендации по совершенствованию оказания медицинской помощи населению и управлению системой здравоохранения в условиях реализации программы государственных гарантий.

Объектом исследования и изучаемыми явлениями являются показатели общественного здоровья, ресурсы здравоохранения (медицинские кадры, сеть учреждений, финансы), текущие документы (отчеты) о ходе реализации программы государственных гарантий по оказанию медико-санитарной помощи населению Спитаменского района.

Научная новизна:

— впервые в Республике Таджикистан на примере административного района (Спитаменский район) проведён комплексный медико-социальный анализ состояния здоровья населения с целью выявления потребностей в медицинской помощи и приоритетов в развитии системы охраны здоровья населения в современных социально-экономических условиях;

— впервые проведена оценка ресурсного обеспечения (сеть, медицинские кадры, финансы) здравоохранения Спитаменского района в условиях реализации программы государственных гарантий оказания медико-санитарной помощи населению и степень эффективности их использования;

— впервые проведен анализ эффективности внедрения программы государственных гарантий, оказания медико-санитарной помощи населению и её влияния на показатели здоровья населения Спитаменского района;

— изучено мнение пациентов и медицинских работников Спитаменского района о ходе реализации ПГГ;

— дано научное обоснование путей совершенствования оказания медицинской помощи населению в условиях реализации ПГГ.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты комплексного медико-социального исследования направлены на повышение эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов здравоохранения, степени доступности населения к квалифицированной и специализированной медицинской помощи и улучшение основных показателей общественного здоровья. Они могут быть использованы органами здравоохранения Республики Таджикистан, руководителями ЛПУ в целях совершенствования оказания медицинской помощи населению и экономической устойчивости лечебно-профилактических учреждений при внедрении организационно-финансовых реформ и реализации программы государственных гарантий.

Основные идеи и концептуальные направления данного исследования были использованы при подготовке Постановления Правительства Республики Таджикистан № 367 от 1 августа 2008 года «Программа государственных гарантий по обеспечению населения медико-санитарной помощью в пилотных районах Республики Таджикистан на 2008;2009 годы» и разработке нормативных актов органами управления здравоохранением Спитаменского района.

Внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования внедрены в практику деятельности лечебно-профилактических учреждений Спитаменского района, где реализуется программа государственных гарантий по оказанию медико-санитарной помощи населению.

Основные положения, выносимые на защиту:

— современный уровень общественного здоровья населения и его основные параметры на территории Спитаменского района до внедрения программы государственных гарантий и после начала реализации ПГГ характеризуются низким качеством, негативным влиянием комплекса неблагоприятных социально-экономических факторов в период общественно-экономических преобразований;

— существующая ресурсная база районных учреждений здравоохранения (сеть, медицинские кадры, финансирование) адекватно не обеспечивает реальные потребности населения в медицинской помощи и используется недостаточно эффективно;

— объемы медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий по оказанию медико-санитарной помощи населению не сбалансированы с предусмотренными финансовыми ресурсами;

— медико-социальная оценка общественного здоровья населения и изучение методом анкетирования мнения пациентов и медицинских работников о реализации программы государственных гарантий являются важным инструментом и индикатором общественного мнения в определении приоритетов государственной политики в области охраны здоровья населения, реформирования и совершенствования управления здравоохранением.

Апробация работы и публикации.

По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ. Основные положения исследования были доложены на: республиканской научно-практической конференции «Перспективы развития фундаментальных наук в Таджикистане», посвященной 90-летию со дня рождения профессора Я. Т. Таджиева (Душанбе, 2008 г.), научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию образования ТГМУ им. Абуали ибни Сино «Вклад ТГМУ в подготовку кадров, медицинскую науку и улучшение здоровья общества» (Душанбе, 2009 г.), на заседании факультета общественного здравоохранения Калифорнийского Университета (Беркли, США, 2009 г.), на заседании межкафедральной проблемной комиссии при ТГМУ им. Абуали ибни Сино по эпидемиологии, гигиене и инфекционным болезням (2009 г.).

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и предложений, списка литературы, приложений. Работа изложена на 166 страницах основного текста, иллюстрирована 11 таблицами и 24 рисунками. Список использованной литературы включает 262 источника, в том числе 225 отечественных и 37 зарубежных.

ВЫВОДЫ.

1. Медико-демографическая ситуация в Спитаменском районе Республики Таджикистан характеризуется на протяжении 2003;2008гг. неустойчивой тенденцией динамики материнской и младенческой смертности, при замедленном росте рождаемости и стабилизации показателей смертности, а, следовательно, численности населения. Неустойчивость тенденции векторных направлений уровней медико-демографических показателей обуславливается несовершенной системой медико-санитарной статистики.

2. Приоритетными направлениями государственной политики в области охраны здоровья и совершенствования организации медицинской помощи в условиях реализации ПГГ является обеспечение медицинскими кадрами высшего и среднего звена и адекватное финансирование сектора здравоохранения. Установлено недофинансирование программы государственных гарантий, покрываемое в основном за счет средств пациентов.

3. Внедрение программы государственных гарантий обеспечило населению широкий доступ к медико-санитарной помощи и способствовало росту регистрируемой заболеваемости отдельных нозологий. Эффективность внедрения ПГГ снижается из-за низкой обеспеченности кадровыми ресурсами, слабой материально-технической базы ЛПУ, отсутствия у врачей мотивации улучшать качество оказываемой медико-санитарной помощи.

4. Опрос врачей выявил низкую мотивацию и отсутствие заинтересованности в ПГГ в связи с тем, что реализация программы не привела к повышению заработной платы и улучшению социальной защиты медицинских работников. Пациенты указали на наличие проблем неформальных платежей (59,9%), в том числе двойную оплату за оказанные услуги (50,4%) и дополнительное приобретение лекарственных препаратов из личных средств (44,5%).

5. В целях совершенствования процесса реализации и улучшения организации оказания медико-санитарной помощи населению в рамках программы государственных гарантий разработана инструкция по практическому внедрению ПГГ для организаторов здравоохранения и руководителей ЛПУ районов республики, содержащая рекомендации по повышению информированности населения и медицинских работников, усилению мотивации медицинских кадров в реализации программы, рациональному использованию финансовых средств для укрепления материально-технической базы ЛПУ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. При разработке Программы государственных гарантий необходимо определить потребность во всех видах специализированной и медико-социальной помощи, а также ресурсов, с учетом прогноза состояния здоровья населения.

2. При проведении организационно-экономических и медико-социальных преобразований, в том числе кадровой политики, всемерно привлекать специалистов высокой квалификации, проводить широкое внедрение ресурсосберегающих технологий, при приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи.

3. В целях обеспечения финансового покрытия услуг оказываемых в рамках ПГГ, провести процесс оптимизации и реструктуризации отрасли с возможным выводом из системы общественного здравоохранения финансово необеспеченных или излишних мощностей ЛГ1У.

3. Совершенствование системы здравоохранения должно идти по линии разработки механизмов (правовых, финансовых), обеспечивающих ее адекватность, исходя из объема средств местного бюджета и сооплаты. Определить механизмы финансирования сектора здравоохранения, ориентированные на конечный результат работы медицинских учреждений.

4. Совершенствование организации медицинской помощи осуществлять за счет укрепления службы ПМСП и обеспечения широкого доступа населения к ее услугам, ориентированным на профилактику заболеваний.

5. Для дальнейшего совершенствования ПГГ по республике необходимо расширить перечень услуг медицинского характера и увеличить категорию лиц, имеющих право на бесплатную медицинскую помощь.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.К. Договор возмездного оказания медицинских услуг в сфере стационарозамещающих технологий / Н. К. Абрамова // Амбулаторная хирургия. Стационарозамещающие технологии. 2004. — № 4. — С. 7−8.
  2. С. Вопросы законодательного обеспечения оздоровления и медицинского обслуживания населения / С. Агапцов // Человек и труд. 2005. -№ 8.-С. 29−31.
  3. В.И. Медицинское право / В. И. Акопов. -М.: Ростов Н/Д (Юридическая практика).: Март, 2004. 366 с.
  4. О.Ю. Модель реформирования муниципальной системы здравоохранения: (на примере муниципальной системы здравоохранения г. Ii. Уренгоя) / О. Ю. Александрова, И. В. Груздева // Экономика здравоохранения. -2005. -№ 9-С. 17−20.
  5. О.Ю. Юридическая ответственность медицинских работников и организация здравоохранения / О. Ю. Александрова // Здравоохранение. 2005. — № 3. — С. 163−178- № 4. — С. 167−178 — № 5. — С. 163−168.
  6. H.A. Анализ эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений / H.A. Алексеев // Здравоохранение Российской Федерации. 2004. — № 5. — С. 8−10.
  7. В.М. Льготное лекарственное обеспечение населения на уровне муниципальной поликлиники / В. М. Алексеева // Главврач. 2005. — № 12. — С. 57−59.
  8. В.М. Реформирование системы здравоохранения Франции / В. М. Алексеева // Главврач. 2004. — № 1. — С. 62−70.
  9. Американский международный союз здравоохранения (ШАГО). Мат. конф. на тему: «Рабочая сила здравоохранения ХХТ века». Ташкент, Узбекистан, 20−24 апреля 1997 г.
  10. Анализ эффективности управления ресурсами здравоохранения в условиях реформирования отрасли / Н. Т. Токгоматов и др. // Экономика здравоохранения. 2006. — № ¾. — С. 60−65.
  11. О.В. Контроль качества медицинской помощи основа защиты прав пациентов / О. В. Андреева // Здравоохранение. — 2003. — № 1. — С. 29−39.
  12. В.В. Бюджетная система здравоохранения: три варианта одной модели / В. В. Антропов // Экономика здравоохранения. — 2005. № 11/12. — С. 5−10.
  13. И. С. Тенденции развития платной медицины / И. С. Апарин // Экономика здравоохранения. 2005. — № 7. — С. 14−18.
  14. Артемова J1.A. Организация медицинской помощи в США / JI.A. Артемова // Главврач. 2005. — № 6. — С. 97−101.
  15. Н.П. Роль инициативы пропаганды эффективного перинатального ухода в реформировании здравоохранения. / Н. П. Артыкова //Здравоохранение Таджикистана. 2000. — № 4. — С. 31−34.
  16. A.A. Деятельность Министерства Здравоохранения Республики Таджикистан в период реформирования / A.A. Ахмедов // Здравоохранение Таджикистана.-1998. № 1. — С.7−26.
  17. A.A. Основные элементы стратегии реформы в здравоохранении / A.A. Ахмедов, З. А. Мирзоева // Здравоохранение Таджикистана. 2000. — № 4. -С. 3−11.
  18. A.A. Реформа здравоохранения. Здоровье населения Таджикистана в контексте межсекторальной стратегии по обеспечению устойчивого развития / A.A. Ахмедов, З. А. Мирзоева //Здравоохранение Таджикистана. -2002. № 1−2. — С. 3−10.
  19. A.A. Становление института семейной медицины в Республике Таджикистан. / A.A. Ахмедов, З. А. Мирзоева, С. И. Рахматуллаева, С. С. Хасанова //Здравоохранение Таджикистана. 2003. -№ 4. — С.20−24.
  20. A.A. Внедрение новых методов оценки уровня знаний семейных врачей / A.A. Ахмедов, З. А. Мирзоева, А. И. Тиллоев, И. Г. Тулузановская //Здравоохранение Таджикистана.-2004.-№ 4. С.41−43.
  21. А. Д. Личные средства граждан как источник финансирования здравоохранения / А. Д. Аюшиев //Экономика здравоохранения. 2005. — № 11/12.-С. 28−38.
  22. А.Д. Об актуальных вопросах финансирования здравоохранения / А. Д. Аюшиев // Экономика здравоохранения. 2005. — № 10. — С. 31−38.
  23. С.Ф. Модель общественного здравоохранения в России: проблемы и перспективы / С. Ф. Багненко //Скорая медицинская помощь. — 2006. № 2. — С. 3−7.
  24. О. Вылечит ли реформа отечественное здравоохранение? / О. Беклемишева // Человек и труд. 2005. — № 7. — С. 15−19.
  25. Н.В. Материальная помощь: отчисления во внебюджетные социальные фонды / Н. В. Братчикова //Экономика здравоохранения.-2000. -№ 2/3. -С. 3−6.
  26. Ю.В. Нормирование труда и системы заработной платы: практ. пособие. / Ю. В. Белянинова // Управление персоналом".- 2005. № 2 — С. 92−94.
  27. А.Б. Размышление о реформе системы управления здравоохранением Российской Федерации / А. Б. Блохин // Региональная политика в условиях реформирования здравоохранения. Екатеринбург, 1999.
  28. Ю. П. Концептуальные подходы к реформированию систем охраны здоровья в мире / Ю. П. Бойко // Проблемы управления здравоохранением. — 2005. -№ 2.-С. 5−14.
  29. В.Э. Участие населения в финансировании здравоохранения / В. Э. Бойков, Ф. Фили, И. М. Шейман, C.B. Шишкин // Здравоохранение. 2000. -№ 2. — С. 18−19/
  30. C.B. Проблемы формирования единой системы стандартизации в здравоохранении / C.B. Болл // Главврач. 2006. — № 9. — С. 41−45.
  31. Э.В. Влияние социально-экоиомических аспектов на обращаемость населения за скорой медицинской помощью и возможность ее прогнозирования / Э. В. Бухтиярова // Скорая медицинская помощь. — 2005. № З.-С. 16−18.
  32. Ф.Е. Здравоохранение Великобритании: реформы последних лег / Ф. Е. Вартанян // Здравоохранение. 2004. — № 8. — С. 77−84.
  33. Ф.Е. Финансирование здравоохранения в зарубежных странах / Ф. Е. Вартанян, C.B. Рожецкая // Здравоохранение. — 2005. № 3. — С. 49−55.
  34. Ф.Е. Вопросы экономической оценки лечебно-диагностических мероприятий / Ф. Е. Вартанян, М. П. Сомин // Здравоохранение РФ. 1991. № 11. -С. 7−10.
  35. .Т. Патогенетическое обоснование стратегии медицины и общества в охране здоровья населения / Б. Т. Величковский // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2004. № 3. — С. 3−7.
  36. Д.Д. Системный подход к проблемам национального здоровья / Д. Д. Венедиктов // Вестн. Рос. АМН. 1998. — № 2. — С. 33−38.
  37. Верткин A. J1. Достижение стратегических целей ЛПУ с помощью системы сбалансированных показателей / A.JI. Верткин // Главврач. — 2006. № 2. — С. 80−86.
  38. Н.И. О некоторых актуальных социально-экономических и управленческих проблемах в реформировании здравоохранения / Н. И. Вишняков, E.H. Пенюгина, Н. Г. Петрова // Экономика здравоохранения. -1998. -№ 4−5.-С. 15−17.
  39. .А. Анализ деятельности участковых врачей и «узких» специалистов в амбулаторно-поликлинических условиях / Б. А. Войцехович // Здравоохранение Российской Федерации. 2006. — № 3. — С. 31−34.
  40. Е.А. Стандартизация госпитальных медицинских услуг в Германии: первые результаты внедрении системы ДРГ / Е. А. Вольская // Главврач. 2004. — № 9. — С. 91−96.
  41. И.А. Вопросы экспертизы качества медицинской помощи / И. А. Захаров, И. В. Новокрещенов, М. Ю. Алексашин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2003. № 5. — С. 52−53.
  42. А.И. Управление качеством процесс непрерывный / А. И. Вялков // Главврач. — 2004. — № 8. — С. 6−8.
  43. А.И. Показатели эффективности деятельности медицинских учреждений / А. И. Вялков // Главврач. 2005. — № 4. — С. 27−37.
  44. А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации: теория и практика / А. И. Вялков М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. — 527с.
  45. А.И. Оценка эффективности деятельности учреждений здравоохранения / А. И. Вялков // Главврач. 2005. — № 3. — С. 25−33.
  46. А.И. Проблемы здоровья населения РФ в период реформы здравоохранения / А. И. Вялков // Главврач. 2005. — № 7. — С. 12−18.
  47. А.И. Финансово-экономические механизмы повышения эффективности системы здравоохранения / А. И. Вялков // Главврач. 2005. -№ 2.-С. 16−20.
  48. А.Г. К оценке состояния и мотивации реформирования подготовки медицинских кадров в Таджикистане / А. Г. Гаибов //Здравоохранение Таджикистана. 2002. — № 2. — С. 12−17.
  49. А.Г. Современная демографическая ситуация в Республике Таджикистан / А. Г. Гаибов //Здравоохранение Таджикистана. 2003. — № 1−2. -С. 3−9.
  50. А.Г. Перспективы и принципы планирования и финансирования отрасли здравоохранения Республики Таджикистан / А. Г. Гаибов //Здравоохранение Таджикистана. 2004. — № 1−2. — С.6−9.
  51. А.Г. Современные реалии и задачи медицинской науки Таджикистана / А. Г. Гаибов //Здравоохранение Таджикистана. 2004. — № 3. — С.3−6.
  52. А.Г. Эффективность реформы здравоохранения в Таджикистане в контексте сокращения бедности / А. Г. Гаибов, С. Р. Миралиев, И. С. Бандаев //Здравоохранение Таджикистана. 2005. — № 4. — С. 6−10.
  53. А.Г. Некоторые проблемы развития медико-санитарной помощи сельскому населению Республики Таджикистан / А. Г. Гаибов //Здравоохранение Таджикистана. 2005. — № 3. — С. 3−6.
  54. Г. М. Социологические аспекты проблем в организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений / Г. М. Гайдаров // Здравоохранение. 2004. — № 3. — С. 139−149.
  55. Н.Ф. Актуальные вопросы правового регулирования экономических аспектов деятельности учреждения здравоохранения / Н. Ф. Герасименко, Ф. Н. Кадыров // Здравоохранение Российской Федерации. — 2004.-№ 1.-С. 24−27.
  56. Н.Ф. Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России / Н. Ф. Герасименко // Рос. мед. вести. —1997. -№ 3. С. 5−14.
  57. Н.Ф. Кризис здоровья и здравоохранения как угроза национальной безопасности России / Н. Ф. Герасименко // Вестн. Рос. АМН. —1998. № 4.-С. 58−62.
  58. Н.Ф. Организационно-правовой конфликт в системе здравоохранения / Н. Ф. Герасименко, О. Ю. Александрова // Здравоохранение. -2005. -№ 10.-С. 143−148.
  59. Н.Ф. Права граждан в сфере охраны здоровья / Н. Ф. Герасименко, О. Ю. Александрова, И. Ю. Григорьев // Здравоохранение. 2004. — № 8. — С. 127−138.,-С. 155−157.
  60. С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц //М.:Практика.-1999.-С. 459.
  61. Н. Реформы здравоохранения в постсоветской России: итоги и проблемы / Н. Головнина // Общество и экономика. 2005. — № 6. — С. 54−87.
  62. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 году // Здравоохранение РФ.-2003.-М 6. С. 11−34.
  63. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 году // Здравоохранение РФ. 2004. — № 1. — С. 3−18.
  64. В.Л. Стратегия здоровья для всех в Российской Федерации / В. Л. Гончаренко, Д. Р. Шиляев, C.B. Шуралева // Здравоохранение. 2000. -№ 1. — С. 11−16.
  65. Ю.И. Правовое обеспечение медицинских учреждений в свете концепции развития здравоохранения / Ю. И. Григорьев, Л. Б. Истомина // Экономика здравоохранения. 1999. — № 2−3. — С. 10−13.
  66. Ю.И. О развитии дополнительного обслуживания населения в лечебном учреждении через систему добровольного медицинского страхования / Ю. И. Григорьев // Экономика здравоохранения. — 2006. № 3−4. -С. 30−35.
  67. P.B. О реформе системы медицинского страхования во Франции / Р. В. Грищенко // Здравоохранение. 2005. — № 10. — С. 41−45.
  68. В.А. Новым условиям здравоохранения новые формы системной организации: городская клиническая больница № 1 / В. А. Гройсман // Стандарты и качество. — 2004. — № 4. — С. 98−99.
  69. В. А. Проблема менеджмента качества медицинских услуг в учреждениях скорой и неотложной медицинской помощи / В. А. Данилов // Скорая медицинская помощь. 2005. — № 4. — С. 3−5.
  70. H.A. Здоровье и здравоохранение (к концепции развития здравоохранения) / H.A. Демидов, Е. Ф. Архангельская // Здравоохранение РФ. 1997. — № 5.-С. 23−25.
  71. К.А. Методологические основы оценки качества медицинской помощи / К. А. Джемуратов, М. М. Каратаев, Н. М. Темиров //Здравоохранение Таджикистана. 2004. -№ 4. — С. 34−39.
  72. Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии. Региональное бюро ПРООН по странам Европы и Содружества Независимых Государств, 2005.
  73. Доклад о промежуточном исследовании пакета государственных гарантий и бремени финансовых расходов пациентов на уровне стационара в Республике Таджикистан. Региональное Представительство ВОЗ. Душанбе, 2008.-С. 4−5.
  74. Т.Б. Здоровье населения и национальная безопасность / Т.Б. Дмитриева// Рос. мед.вестн. 1997. -Т. 2, № 3. — С. 15−25.
  75. Документ стратегии сокращения бедности. Утверждён постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан № 666. Душанбе, 19 июня 2002 г. 152 с.
  76. Достижения Целей развития Тысячелетия. Таджикистан 2003 г. 72 с.
  77. Г. В. Менеджмент в здравоохранении : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования / Г. В. Дорошенко. — М.: Форум: Инфра. М, 2005. — 92 с.
  78. И. В. Административный учет в ЛПУ как инструмент повышения результативности медицинской помощи / И. В. Духанина // Главврач. 2006. — № 5. — С. 52−59.
  79. И.В. Роль управленческого учета в планировании финансового результата работы станционарных отделений ЛПУ / И. В. Духанина // Главврач. 2005. — № 8. — С. 31−33.
  80. Европейская база данных «Здоровье для всех» (БД-ЗДВ) онлайновая база данных. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2008.
  81. Г. Н. К вопросу об управлении здоровьем населения: Взгляд практического врача / Г. Н. Жуков //Сов. Здравоохранение. 1990. -№ 11. — С. 16−17.
  82. О. Опыт работы дневного стационара поликлиники / О. Журавлева, Г. Г. Багирова Н.П. Леонтьева. // Терапевтический архив. 2005. -№ 1. — С. 25−29.
  83. Здравоохранение в Центральной Азии. Под редакцией Мартина Макки, Джудит Хили, Джейн Фолкингем. Европейской обсерватории по системам здравоохранения. Издательство «Весь Мир», 2002.- С. 258.
  84. Здоровье населения и здравоохранение в Республике Таджикистан в 19 902 002 годах". Центр медицинской статистики и информации. — Душанбе, 2003. -С. 38−37.
  85. С.З. Реформа здравоохранения и организация послевузовского образования / С. З. Зарипов //Здравоохранение Таджикистана. 1998. -№ 1. — С. 26−28.
  86. Здоровье население и здравоохранение в Республике Таджикистан в 2005 году. МЗ РТ, Центр медицинской статистики и информации. — Душанбе, 2006.-370 с.
  87. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 1999 году (Статистические материалы).-М.:Минздравмедпром РФ.-2000.-С. 143- 144.
  88. В.Н. Социология сегодня: Опыт и проблемы социологических исследований / В. Н. Иванов. М., 1989. — С. 32−54.
  89. Д. 4-й Флагманский курс по реформе сектора здравоохранения и устойчивому финансированию для стран Центральной Азии, Кавказа и Молдовы / Д. Катцин. Бишкек, 2007. — Сессия 2.
  90. М.К. Медико-социальные проблемы демографического развития Республики Таджикистан / М. К. Касымова. Душанбе: Дониш.- 309 с.
  91. Ю.М. О некоторых перспективах развития здравоохранения / Ю. М. Комаров. -1997. -№ 2. С. 5−11.
  92. H.A. Научное обоснование методологии прогнозирования ресурсного обеспечения здравоохранения России / H.A. Кравченко, И. В. Поляков. М.: Федеральный фонд ОМС, 1998. — 391 с.
  93. В.П. Состояние финансирования здравоохранения / В. П. Корчагин // Экономика здравоохранения. 1996. — № 1. — 10−19 с.
  94. В.П. Организационно-экономические аспекты реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации / В. П. Корчагин, Н. Б. Найговзина // Экономика здравоохранения. -1997.-№ 8−9.-С. 17−21.
  95. В.П. Экономическая оценка медико-демографической ситуации / В.П. Корчагин//Экономика здравоохранения. — 1999. -№ 2. — С. 10−14.
  96. Н.В. Ресурсосберегающие технологии медицинской помощи в поликлинике / Н. В. Кравченко // Экономика здравоохранения. 2000. — № 5. -С. 58−60.
  97. Г. Здоровье нации — важнейшая забота государства : качество первичной медико-санитарной помощи в условиях рыночного реформирования здравоохранения в России / Г. Комаров // Стандарты и качество. 2005. — № 6. — С. 54−57.
  98. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / М. М. Кузьменко, В. В. Баранов, Ю. В. Шиленко. Москва, 1994. — 256−262, 304 с.
  99. Н.В. Оценка качества медицинской помощи на основе социологических опросов врачей и пациентов / Н. В. Комаров // Главврач. -2005. -№ 12.-С. 42−45.
  100. Ю. Здоровье нации качество жизни / Ю. Кравченко // Стандарты и качество. — 2005. — № 10. — С. 12.
  101. Ф.Н. Платные медицинские услуги: (экономико-правовые основы организации оказания платных медицинских услуг) / Ф. Н. Кадыров. — 2-е изд., — М.: ГРАНТЪ, 2003 .-511 с.
  102. В. И. Стандартизация медицинских услуг необходимый этап для обоснования затрат Программы государственных гарантий / В. И. Калиниченко // Здравоохранение. — 2004. — № 4. — С. 177−182.
  103. В.З. Основные направления реформирования Российского здравоохранения на современном этапе / В. З. Кучеренко // Экономика здравоохранения. 2005. — № 8. — С. 11−19.
  104. В.З. Реформирование здравоохранения в мире как общественный процесс / В. З. Кучеренко // Проблемы управления здравоохранением. 2005. — № 4. — С. 5−10.
  105. A.A. «Концепция выживания» как основная форма существования большинства лечебно-профилактических учреждений России / A.A. Калмыков // Здравоохранение Российской Федерации. — 2005. № 6. — С. 46−48.
  106. К. Оценка состояния и эффективность использования ресурсов в стационарном секторе здравоохранения / К. Куракбаев // Экономика здравоохранения. 2005. — № 4. — С. 15−19.
  107. A.A. Лицензирование как важный механизм обеспечения качества медицинской помощи / A.A. Корсунский // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2005. — № 1. — С. 53−55.
  108. Клинико-экономический анализ: оценка, выбор медицинских технологий и управление качеством медицинской помощи / под ред. П. А. Воробьева. М.: Ныодиамед, 2004. — 403 с.
  109. Н.В. Программа государственных гарантий важнейший механизм стратегического планирования ресурсов здравоохранения / Н. В. Климова //Актуальные вопросы организации ОМС. — М., 2000.- С.70−73.
  110. В.З. Системы финансирования здравоохранения в странах Европейского союза / В. З. Кучеренко // Экономика здравоохранения. — 2005. -№ 7.-С. 8−13.
  111. В.З. Реформирование здравоохранения за рубежом / В. З. Кучеренко, В. Ю. Семенов, В. В. Гришин, Л. Е. Сырцова. -М, 2000. 96 с.
  112. Р. Ф. Маркетинговая стратегия в управлении здравоохранением / Р. Ф. Кемалов // Экономика здравоохранения. 2005. — № 10. — С. 23−27.
  113. H.A. Проблемы методологии прогнозирования потребности в ресурсах здравоохранения в условиях перехода экономики к рынку. / H.A. Кравченко //Экономика здравоохранения. — 1996. № 3. — С. 12.
  114. Э.Н. Экономическая эффективность охраны здоровья / Э. Н. Кулагина. Горький, 1987. — 159 с.
  115. Н.В. Состояние здоровья населения как критерий оценки качества жизни / Н. В. Лебедева, Г. К. Родионова, Л. Г. Жаворонок // Вестн. Рос. АМН. 1997. — № 4.-С. 11−18.
  116. A.B. О прогнозировании приоритетных способов финансирования дорогостоящей специализированной помощи / A.B. Левин //Бюллетень НИИ им. H.A. Семашко,-1998.- № 4.-С.43−44.
  117. О.В. Медицинская помощь: права пациента / О. В. Леонтьев. -СПб.: Нев. проспект, 2002. 157 с.
  118. Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины / Ю. П. Лисицын. М: Медицина,-1982.- 29 с.
  119. Ю.П. Здравоохранение в XX веке / Ю. П. Лисицын. М.: Медицина, 2002. -215 с.
  120. Ю.П. Здоровье человека социальная ценность / Ю. П. Лисицын, A.B. Сахно. — М.: Мысль, 1988. — 207 с.
  121. Люмбалов 3. Финансовое обеспечение учреждений здравоохранения / 3. Люмбалов // Бюллетень НИИ им H.A. Семашко.-1996.4.-С.58−61.
  122. Л.В. Первичная медико-санитарная помощь населению -основные направления развития: Метод. Рекомендации / Л. В. Макарова. М., 1998.-32 с.
  123. Т.М. Закономерности формирования и современные социально-гигиенические оценки здоровья населения: Автореф. дисс. д.м.н. / Т. М. Максимова. -М, 1993.- 35 с.
  124. Материалы семинара по финансированию здравоохранения в Республике Таджикистан. Всемирный Банк, Душанбе, 2009.
  125. О. С. Современная организация медицинской службы / О. С. Матыцина // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 6. — С. 100−101.
  126. В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению : учеб. пособие для ВУЗ-ов. часть.2. Организация медицинской помощи / В. А. Медик.- М.: Медицина, 2003. 455 с.
  127. В.А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения : учеб. пособие для послевузовского профессионального образования / В. А. Медик. -М.: Медицина, 2006. С. 150−159.
  128. В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Ч. 3. Экономика и управление здравоохранением: учеб. пособие для вузов / В. А. Медик. М.: Медицина, 2003. — 391 с.
  129. Н.Б. Современные состояние здравоохранения и пути долгосрочного развития / Н. Б. Мелянченко, Г. Н. Царик //Здравоохранение Российской Федерации. Российская медицинская ассоциация. ИнСЭПЗ, 1997. 445 с.
  130. Н. Здравоохранение России: Новая концепция / Н. Б. Мелянченко. Кемерово, — 2000. — 124 с.
  131. Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования Территориальной программы государственных гарантийобеспечения населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. М., 1999. — 35 с.
  132. В.З. Методология измерения и оценки качества медицинской помощи: международный опыт / В. З. Кучеренко // Экономика здравоохранения. 2005. — № 10. — С. 5−18.
  133. З.А. Основные проблемы людских ресурсов здравоохранения / З. А. Мирзоева, И. Н. Юлдашева, С. С. Хасанова // Здравоохранение Таджикистана. -2000. -№ 4. С. 12−15.
  134. З.А. Государственный контроль в обеспечении качества и безопасности лекарственных средств / З. А. Мирзоева, JI.K. Мингбоев, И. Н. Юлдашева, Н. К. Юлдашев // Здравоохранение Таджикистана. — 2000. -№ 4. -С. 15−19.
  135. З.А. Особенности финансирования здравоохранения в переходном периоде / З. А. Мирзоева, М. К. Юлдашева, Ф. И. Одинаев, Ф. Э. Бакиев //Здравоохранение Таджикистана. 2000. -№ 4. — С. 19−25.
  136. З.А. Основные принципы реформирования службы охраны материнства и детства / З. А. Мирзоева, М. К. Юлдашева, С. И. Рахматуллаева //Здравоохранение Таджикистана. 2000. -№ 4. — С. 25−31.
  137. З.А. Состояние физической инфраструктуры здравоохранения и основные направления её реформирования / З. А. Мирзоева, М. К. Юлдашева, Ф. Р. Муртазаев //Здравоохранение Таджикистана. — 2001. -№ 1−2. С. 10−14.
  138. З.А. Сравнительная оценка работы участкового терапевта и врача общей практики / З. А. Мирзоева, С. З. Зарипов, Е. О. Рякова //Здравоохранение Таджикистана. 2002. -№ 4. — С. 11−13.
  139. Н.В. Качество медицинской помощи: современные тенденции и проблемы / Н. В. Михайлова // Стандарты и качество. 2005. — № 6. — С. 5862.
  140. Т.Л. Совершенствование финансирования системы здравоохранения как важный фактор повышения мотивации трудамедицинских работников / Т. Л. Могильницкая // Экономика здравоохранения. -2006.-№ 5.-С. 5−7.
  141. Т.Л. Качество медицинской помощи населению в условиях реформирования экономики здравоохранения: проблемы понятийного аппарата / Т. Л. Могильницкая // Проблемы управления здравоохранением. — 2005. -№ 5.-С. 38−41.
  142. О.Н. Деятельность лечебно-профилактических учреждений в условиях дефицита бюджета / О. Н. Морозов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. — № 4. — С. 37−38.
  143. .Б. Анализ удовлетворенности больных медицинской помощью в стационарах / Ж. Б. Набережная // Главврач. 2005. — № 3. — С. 4954.
  144. Национальная программа реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики «Манас». Постановление Правительства Кыргызской Республики от 24 июня 1996 года № 288.
  145. E.H. Материалы Республиканской научно-практической конференции «Проблема детской инвалидности и медико-социальные аспекты младенческой смертности в Таджикистане» / E.H. Нарзуллаева. Душанбе, 2001.- С. 7−9.
  146. Национальная стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения до 2005 г. Постановление Правительства РТ от 6 января 1997 г. № 27.
  147. М.С. Реформы здравоохранения: насколько они актуальны и от кого они зависят / М. С. Норекян // Проблемы управления здравоохранением. -2005.-№ 1.-С. 5−9.
  148. А.И. Лекарственный бюджет стационара: определение понятия и подходы к управлению / А. И. Овод // Экономика здравоохранения. 2005. — № 8.-С. 37−46.
  149. Обеспечение качества медицинской помощи на основе международных стандартов ИСО серии 9000 / И. Ю. Бедорева и др. // Главврач. 2005. — № 12. -С. 36−41.
  150. Обзор внедрения ПГГ по обеспечению населения пилотного Спитаменского района медико-санитарной помощью за июнь-октябрь месяцы 2007 года: Аналитическая записка Проекта общинного и базового здравоохранения (Группа Всемирного Банка). Душанбе, 2007.
  151. Памятная записка миссии Всемирного Байка по надзору за реализацией проекта по общинному и базовому здравоохранению в Республике Таджикистан (Р78 978). Душанбе, 2008.
  152. М.Я. О влиянии медицинских факторов па санитарно-демографические процессы и состояние здоровья населения (По материалам Зап. Урала) / М. Я. Подлужная, Е. П. Шилова // Здравоохранение РСФСР. — 1982. № 7.-С. 12−16.
  153. В.А. Разработка системы мониторинга здоровья и деятельности здравоохранения на региональном уровне: современные подходы / В. А. Полесский // Главврач. 2006. — № 5. — С. 23−42.
  154. И.В. Актуальные проблемы развития системы охраны здоровья населения России / И. В. Поляков // Проблемы соц. гигиены и истории медицины .-1996.-№ 1.-С. 11−22.
  155. В.И. Основные положения концепции развития здравоохранения России и её законодательное обеспечение / В. И. Покровский, О. П. Щепин, В. К. Овчаров, B.C. Нечаев // Проблемы социальной гигиены и истории медицины.- 1995.- № 4.- С. 4−7.
  156. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учеб. пособие для мед. вузов / под ред. В. 3. Кучеренко. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 188 с.
  157. Программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Постановление Правительства Российской Федерации № 1096 от 11 сентября 1998.
  158. Программа государственных гарантий по обеспечению населения пилотных районов Республики Таджикистан медико-санитарной помощью на 2007 год. Постановление Правительства Республики Таджикистана № 199 от 14 апреля 2007 г.
  159. Программа государственных гарантий по обеспечению населения пилотных районов Республики Таджикистан медико-санитарной помощью на 2008−2009 годы. Постановление Правительства Республики Таджикистана № 367 от 1 августа 2008 г.
  160. Программа работ по развитию системы стандартизации в здравоохранении на 2003−2007 годы//Проблемы стандартизации в здравоохранении, — 2003.- N 7.- С. 32−46.
  161. Проект территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения Кемеровской области, медицинской помощью на 19 992 000гг. Кемерово, 1999.
  162. М. Экономическое развитие здравоохранения и принципы его финансирования / М. Путин // Проблемы управления здравоохранением.- 2004.- N 2.- С. 20−23.
  163. Пути повышения экономической и ресурсной эффективности реализации территориальной программы гос. гарантий в Кемеровской области / Т. И. Швец и др. // Здравоохранение. 2004. — № 4. — С. 47−54.
  164. Разъяснения о правах граждан получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: письмо Минздравсоцразвития России от 30.09.05 // Здравоохранение. — 2006. — № 4. — С. 139−141.
  165. С.И. Этапы реформы и первые институциональные изменения в системе здравоохранения Таджикистана / С. И. Рахматуллаева,
  166. Ф.И. Одинаев, З. А. Мирзоева //Здравоохранение Таджикистана. — 2003. -№ 3. — С.10−13.
  167. A.B. Экономическая эффективность здравоохранения / A.B. Редюков // Экономика здравоохранения. 2006. — № 2. — С. 27−29.
  168. A.JI. Основные показатели состояния здоровья населения и пути дальнейшего совершенствования методики их получения: Автореф. дис. д-ра мед. Наук / A.JI. Роменский. М., 1978.
  169. A.B. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования./ A.B. Решетников // Экономика здравоох-ранения.-2001 .-№ 10.- С.9−12.
  170. Ф.Ф. Государственное регулирование в секторе здравоохранения в новых экономических условиях (сообщение 2). / Ф. Ф. Сайфуллоев //Здравоохранение Таджикистана. — 2002. -№ 2. — С.8−12.
  171. Ф.Ф. Государственное регулирование в секторе здравоохранения в новых экономических условиях / Ф. Ф. Сайфуллоев // Здравоохранение Таджикистана. -2002.-№ 3. —С.3−5
  172. Р.Б. Реформы системы здравоохранения в Европе. Опубликовано от имени Европейского регионального бюро ВОЗ медицинским издательством «ГЭОТАР МЕДИЦИНА» / Р. Б. Салтман, Дж. Фигейрас. М., 2000. — С. 325 342.
  173. А. И. Дополнительное материальное стимулирование труда медицинских работников / А. И. Свешникова // Главврач. 2005. — № 1. — С. 84−89.
  174. В.Ю. Опыт реформирования здравоохранения в зарубежных странах / В. Ю. Семенов, В. В. Гришин. М.: — 1997, — 256 с.
  175. В.Ю. Экономика здравоохранения : учеб. пособие / В. Ю. Семенов. М.: МЦФЭР, 2004. — 649 с.
  176. И.Ф. Качество и доступность медицинской помощи суть реформы здравоохранения / И. Ф. Серегина // Здравоохранение. — 2004. — № 12. -С. 15−20.
  177. Г. П. Некоторые аспекты реформирования здравоохранения в Российской Федерации / Г. П. Сквирская // Здравоохранение. 1998. — № 2. — С. 27−39.
  178. Состояние эпидемии ВИЧ инфекции в Республике Таджикистан по результатам дозорного эпидемиологического надзора за 2008 год". Душанбе, 2009.
  179. В.А. Планирование расходов местных бюджетов на здравоохранение в целях реализации программы государственных гарантий по обеспечению населения медицинской помощью / В. А. Солодкий //Здравоохранение. 1999. -№ 6. — С. 7−18.
  180. И.М. Формирование нормативной базы контроля качества медицинской помощи / И. М. Старовойтова // Заместитель главного врача. — 2006. -№ 1.-С. 96−102.
  181. Стандарты медицинской помощи // Врач. 2005. — № 4. — С. 81−136 — № 5. -С. 54−76- № 6.-С. 62−71.
  182. Стандарты организации работы в системе здравоохранения / Е. В. Деркач и др. // Главврач. 2005. — № 4. — С. 41−45.
  183. Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 5 ноября 2002 г № 436. при Правительстве Республики Таджикистан, Душанбе, 1999.
  184. И.И. Стратегическое планирование и реформы в здравоохранении: экспертная оценка и системный анализ / И. И. Ступаков // Главврач. 2004. — № 7. — С. 34−37.
  185. И.Н. Оценка и факторы, влияющие на показатели общественного здоровья и эффективность оздоровительных программ / И. Н. Ступаков // Медицинская кафедра. — 2004. № 4. — С. 36−41.
  186. Н.В. Реформы регионального здравоохранения в условиях регулирования законодательства / Н. В. Суслонова // Экономика здравоохранения. -2004. № 11−12.-С. 17−18. .
  187. В.Н. Основные положения Российского законодательства, регулирующего правоотношения в области оказания медицинских услуг / В. Н. Талалаев // Здравоохранение Российской Федерации. 2004. — № 3. — С. 31−35.
  188. Л.И. Организация экстренной медицинской помощи в зарубежных странах / Л. И. Тараканова // Скорая медицинская помощь. 2005. -№ 4.-С. 28−37.
  189. М.А. Краткий обзор экономических реформ Российского здравоохранения / М. А. Татарников // Экономика здравоохранения. 2006. -№ 2. — С. 30−35, — № ¾. с. 55−59.
  190. Таджикистан: Кластерное обследование по многим показателям, 2005. Государственный комитет статистики РТ, 2007. Душанбе.-С. 308.
  191. Е.А. Изучения состояния здоровья населения в современных условиях / Е. А. Тищук // Гигиена и санитария. 1997. — № 5. — С. 46−48.
  192. Туркестанский сборник. Сборник 1980 г. Том 59. С. 172 — 173.
  193. Управление качеством медицинской помощи // Стандарты и качество. — 2004.-№ 4.-С. 100−102.
  194. В. Б. Современная политика Российского здравоохранения / В. Б. Филатов // Главврач. 2003. — № 8. — С. 4−13- № 9. — С. 9−20.
  195. И.А. Медико-социальная характеристика смертности детей первого года жизни в Республике Таджикистан: Афтореф. дис. кандидата мед. наук / И. А. Филипущенко. Душанбе, 2002.- 22 с.
  196. Формирование территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи / И. В. Успенская и др. // Экономика здравоохранения. 2006. — № 3−4. — С. 18−21.
  197. Р.У. Контроль и надзор — неотъемлемые элементы обеспечения доступности и качества медицинской помощи / Р. У. Хабриев // Здравоохранение. -2006. № 1. — С. 14−18.
  198. М.Б. Формирование стоимости медицинских услуг и определение уровня заработной платы медицинского персонала при рыночных отношениях / М. Б. Худяков // Здравоохранение. 1999. — № 11. — С. 33−42.
  199. И.С. Научное обоснование путей совершенствования кадровой службы в управлении здравоохранением (комплексное социально-гигиеническое исследование): Дисс. д.м.н. / И.С. Черепанова//-М.-1998.-359 с.
  200. В.М. Основные проблемы охраны здоровья населения России / В. М. Черепанов //Здравоохранение РФ. 1999. — № 6. — С. 3−6.
  201. Е.И. Проблемы реформирования здравоохранения в современных условиях / Е. И. Черниенок // Региональная политика в условиях реформирования здравоохранения. Москва — Екатеринбург, 1998. — С. 20−24.
  202. Н.Г. Методология ценообразования в медицинской организации / Н. Г. Шамшурина // Здравоохранение. 2006. — № 1. — С. 147 155.
  203. Н.Г. Стимулирующие системы оплаты труда медицинского персонала / Н. Г. Шамшурина // Здравоохранение. 2005. — № 12. — С. 147−160.
  204. И.М. Возможные стратегии реформирования системы государственных обязательств в здравоохранении / Шейман И. М. // Экономика здравоохранения. М. — 2000. — № 5−6 — С. 45.
  205. И.М. Экономика здравоохранения.(Учебное пособие) / Шеймап И.М.-М.: 2001.-85−110 с.
  206. Е.Н. Системный подход в управлении здравоохранением // Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына. М., 1987. — Т.2. — С. 41−55.
  207. Фундаментальные основы политики здравоохранения / О. П. Щепин, В. Б. Филатов, Я. Д. Погорелов, B.C. Нечаев и др.-М.: 1999. -397 с.
  208. Е. От 42% до 63% смертей в странах СНГ связаны с болезнями системы кровообращения. Демоскоп Weekly / Е. Щербакова // Электронная версия бюллетеня «Население и общество», № 285 286. 16 — 29 апреля 2007.
  209. В.О. Анализ финансовой деятельности медицинской организации / В. О. Щепин // Здравоохранение. 2004. — № 11. — С. 47−51.
  210. Экономический анализ реализации Программы госгарантий основа разработки и финансирования государственных и муниципальных заданий медицинским организациям / В. О. Флек и др. // Здравоохранение. — 2004. — № 7.-С. 25−37.
  211. Avant-propos // Can. med. Soc. — 1999. — Vol. 32, N1. — P. 3−6.
  212. Apolone G. A survey of the necessity of the hospitalization day in an Italian teaching hospital / G. Apolone et al. // Qual.Assur.ITealth Care. 1991.-Vol.3.-P. 1−9.
  213. Berg Z. Some examples of ineguity in health-sweden / Z. Berg, F. Diderichsen // Health Pro-mot. 1989. -Vol.4, N2. — P. 151 -153.
  214. Bertera R.L. The effects of workplace health promotion on absenfuism and employment costs in a Large industrial population / R.L. Bertera // Amer. J. Public Yealth. 1990. -Vol. 80, N9.-P. 1101−1105.
  215. Besanquet N. Family doctors and innovation in general practice / N. Besanquet, B. Leese // Brit.Med. J. 1988. -Vol. 296, N6636. — P. 1576−1580.
  216. Bloom J.R. The relationship of support and health / J.R. Bloom // Soc. Sci. Med. 1990. — Vol.30, N5.-P. 635−637.
  217. Boerma W.G. Service profiles of general practitioners in Europe. European G.P. / W.G. Boerma, J. van-der-Zee, D.M. Fleming // Br. J. Pract. 1997. — Vol., 47 (421).-P.481−487.
  218. Brandt E.N. Hard choicesin public health / E.N. Brandt // Publ. Health. Rep. -1988. Vol. 103, N4.-P. 334−341.
  219. Brown J. The organization of participation in general practice / J. Brown // Occcas. Pap. R.Coll. Pract. 1994. Vol. (64). — P. 1−4.
  220. Cumper G.E. Should we plan for contradiction in health services? The Jamaican experience./ Cumper G.E. //J. Health Policy. 1993. — Vol. 8, N. 2. — P. 113−121.
  221. Deves Z. Occupation health stress, and work organisation in Australia / Z. Deves, R. Spillane // Sut. J. health. Sew. 1989. — Vol. 19. — P. 351−363.
  222. European Health Care Reform. Analysis of Current Strategies. Edited and written by Richard Saltman and Josep Figueras. WHO Regional Publications. European Series, N 72. Copenhagen, 1997.
  223. Ferraro R.F. Cohort analysis of refirement preparation, 1974−1981 / R.F. Ferraro // J. Gerontol. -1990,-Vol. 45, Nl.-P. 21−31.
  224. Fry J. Primary care in the Unhid Kingdom / J. Fry, W.J. Stephen // Int. J. Hlth. Serv. 1986.-Vol. 16, N4.-P. 485−495.
  225. Geddl Dahl T.W. A good family practice organization significalt for quality development of entire health service / T.W. Geddl Dahl // Tidsskr. Nor-laegeforen. -1997. — Vol.117, № 14.-P. 2075.
  226. Gibbons B. Griffith S. Additional services General practice'.(Letter) / B. Gibbons, M. Goodwin, J. Parken, S. Griffith // Br. J. Gen. Pract. 1997. — Vol., 47 (420). — P. 465−471.
  227. Honk V.N. Epidemiology in risk evaluation / V.N. Honk // Bull. N.Y. Acad. Med. 1989. — Vol.65, N4.-P. 461−466.
  228. Hyugen F.J. Family medicine / F.J. Hyugen // Ed. R. Taylor. 1983.
  229. Iaroslavtsev A.S. Trends in female reproductive health and health of newborns in anindustrial city / A.S. Iaroslavtsev // Probl-Sotsialnoi-Istor-Med. 1998. — N5. -P. 6−9.
  230. J. G., Quistion R. M. Обшая практика. Семейная медицина в Новой Европе (сравнительный анализ Восток-Запад) / J. G. Badia, R. М. Quistion. // Семейная медицина. 1998. -N1.-C. 18−22.
  231. Kinchen S.A. Youth Risk Behavior Surveillance United States, 1997. State and Local YRBSS Coordinators / S.A. Kinchen et al. // J.-Sch-Health. — 1998. -Vol. 68, N9. -P. 355−369.
  232. Kissik W.L. The British health service: foil not prototype / W.L. Kissik // Trans. Studies college of physicians. Philadelphia. 1987. — Vol. 9, N2. — P. 91−94.
  233. Lamm G. The risk-map of Europe / G. Lamm // Ann. Med. 1989. — Vol. 21, N3.-P. 189.
  234. Littlewood J. Health problems associatid with ageing / J. Littlewood // Hlth Ed. J. 1989. — Vol.48., N1.-P.44−45.
  235. N. Верный выбор цели в планировании деятельности служб медико-санитарной помощи / N. Lorenz, P. Kilima // Всемирный форум здравоохранения. 1995. — Т. 16, N3.- С. 61−64.
  236. Melker R.A. Diseases: the more common, the less studied / R.A. Mellcer // Fat. Pract. 1995. -№ 12.-P. 84−87.
  237. N. Извлечение прибыли из укрепления здоровья США / N. Milio // Jut. J. Health. -1988.-P. 573−585.
  238. Murray C.L. National Health Expenditures: a global analysis. / C.L. Murray, R. Govindaraj, P. Musgrove // Bulletin of the World Health Organization, 1994.-P.623−627.
  239. N.T. Технология для систематического совершенствования медицинской помощи / N.T. Rakoveani // Всемирный форум здравоохранения. -1995.-Т. 16, N2. С.27−32.
  240. Results of the supervision Mission of the Tajikistan Communitu and Basic Health Project- and Identification of the Proposed Next Project (Health SWAp). December 10−20, 2007.
  241. Schwemk T.L. The family as patient in family medicine / T.L. Schwemk, Ch. Hughes//Soc. Sci.Med.-1983.-Vol.17, Nl.-P. 1−16.
  242. Segovia J. The association between self-asseased health status and individual health practices / J. Segovia, R.F. Bartlett, H.C. Edwards // Canad. J.publ. Health. -1989.-Vol. 80, Nl.-P. 32−37.
  243. Tarride S.U. Construccion de un indice de situation desalud: Propnes tu metodologica if aplicacion / S.U. Tarride, M. Bosh, E. Medina, Soto J. // Bjl. Ofic. sant. Panamer. 1988. -Vol. 104, N5. -P. 462−69.
  244. Vital and Health Statistics: Russian and United States Selected Vears 1980−93.// U.S. Departament of health and Human Survives. 1995. — P. 28.
  245. Waitzkin H. Primary care in Cuba: Low and High Technology developments pertinent to family medicine / H. Waitzkin, K. Wald, R. Kee et al. // J. Fam. Pract. 1997. — Vol.26, № 5 Pt. l.-P. 734−744.
  246. Walker S.R. Quality of life: Assessment a application: Proc. of the Centre for medicines researcu workshop held at the Cuba found / S.R. Walker, P.U. Possr 3 rd.-London, 1987.
Заполнить форму текущей работой