Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Импульсно-плазменные системы зажигания авиационных двигателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработано базовое схемотехническое решение перспективной импульсно-плазменной системы зажигания, занимающей промежуточную нишу между импульсными искровыми и плазменными системами зажигания. Создание нового класса систем зажигания является развитием идей по совершенствованию традиционных емкостных систем, заключающихся в использовании сочетания разрядов разной мощности и длительности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Анализ состояния проблемы и постановка научно-технических задач
    • 1. 1. Современные системы зажигания газотурбинных двигателей и направления их совершенствования
    • 1. 2. Подходы к учету нелинейных свойств свечей зажигания
    • 1. 3. Методы моделирования процессов в системах зажигания
    • 1. 4. Выводы по результатам анализа и постановка научнотехнических задач
  • ГЛАВА 2. Моделирование разрядных процессов в импульсноплазменной системе зажигания
    • 2. 1. Разработка базовой схемы импульсно-плазменной системы зажигания комбинированного разряда
    • 2. 2. Схемотехническое моделирование разрядных процессов в импульсно-плазменной системе зажигания
    • 2. 3. Имитационное моделирование разрядных процессов
      • 2. 3. 1. Имитационная аналитическая модель
      • 2. 3. 2. Имитационная модель без получения аналитических решений
    • 2. 4. Экспериментальное подтверждение адекватности разработанных моделей
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Исследование энергетической эффективности разрядных цепей системы зажигания
    • 3. 1. Теоретическое исследование энергетических характеристик импульсно-плазменной системы зажигания с помощью разработанных моделей
    • 3. 2. Экспериментальное исследование разрядных процессов — в импульсно-плазменной системе зажигания
      • 3. 2. 1. Зависимость энергии разрядов от емкости и начального напряжения накопительного конденсатора при постоянстве накопленной энергии
      • 3. 2. 2. Сравнительное исследование разрядных процессов в импульсной емкостной и импульсно-плазменной системах зажигания
    • 3. 3. Методика оценки эффективности импульсно-плазменных систем зажигания
  • Выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. Разработка схемотехнических решений эффективных систем зажигания
    • 4. 1. Импульсно-плазменная система зажигания повышенной эффективности
    • 4. 2. Высоковольтная импульсно-плазменная система зажигания
    • 4. 3. Двухканальная система зажигания с синхронизацией разрядов в свечах
  • Выводы по четвёртой главе

Импульсно-плазменные системы зажигания авиационных двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Электрические системы зажигания являются одной из наиболее ответственных частей комплекса электрооборудования двигателей летательных аппаратов. Они используются для воспламенения топливовоздушной смеси при запуске газотурбинных двигателей как на земле, так и в воздухе, и от эффективного действия системы зажигания во многом зависит надежность запуска и работы двигателей.

В настоящее время широкое распространение получили емкостные системы зажигания с полупроводниковыми свечами, обладающие такими достоинствами, как большие энергия и мощность разрядных импульсов в свечах, практическая независимость работы от давления окружающей среды, степени загрязнения свечей, имеют высокую воспламеняющую способность и значительный ресурс работы свечей. Разряд в полупроводниковых свечах емкостных систем зажигания может иметь колебательный или апериодический характер. Системы зажигания апериодического разряда обладают повышенной энергетической эффективностью и широко применяются в зарубежных ГТД.

Значительный рост скоростей и высот полета, увеличение мощности двигателей приводят к усложнению функций, выполняемых летательными аппаратами и ужесточению требований, предъявляемых к силовым установкам, что вызывает необходимость совершенствования электрических систем зажигания и поиска новых решений, направленных на повышение их энергетической эффективности, надежности работы.

Наряду с существующими емкостными системами зажигания, в последнее время ведутся разработки плазменных систем, предполагающих использование специальных мощных источников питания.

Вопросы повышения эффективности авиационных систем зажигания освещены во многих работах отечественных и зарубежных авторов. Среди них следует особо выделить труды И. М. Синдеева, В. А. Балагурова, В. П. Ураева, Р. Ш. Вахитова, Ф. А. Гизатуллина, В. Н. Гладченко, Л. И. Алимбекова, О. А. Попова, А. В. Краснова, А. Н. Мурысева, В. Д. Опескина, А. Лефевра, Дж.Р. Фруса, К. К. Светта и др.

Тем не менее, следует отметить, что традиционные методы повышения эффективности систем зажигания практически исчерпаны. Актуален поиск новых возможностей совершенствования систем зажигания.

В известных работах по исследованию воспламеняющей способности искровых разрядов экспериментально доказано, что при некоторых способах организации процессов стабилизации пламени в камерах сгорания и пусковых воспламенителях ГТД целесообразно снижать мощность разрядов в условиях постоянства энергии разрядоврезультаты исследований свидетельствуют о том, что снижение скорости подвода энергии к топливовоздушной смеси в условиях постоянства общей накопленной энергии при электроискровом способе стабилизации пламени расширяет пусковую характеристику воспламенителей. Возможности повышения эффективности систем зажигания за счет снижения в определенных пределах мощности разрядных импульсов в свечах в настоящее время не используются в полной мере при разработке новых схемотехнических решений систем зажигания.

Снижение мощности разрядных импульсов в свечах при постоянной энергии может быть достигнуто путем изменения соотношения между емкостью и начальным напряжением накопительного конденсатора. При значительном увеличении емкости разрядный процесс может быть однополярным (апериодическим), что также является положительным фактором, влияющим на эффективность систем зажигания.

Научный и практический интерес представляет создание на основе отмеченного эффекта новых импульсно-плазменных систем зажигания, сочетающих в себе преимущества импульсных емкостных и непрерывных плазменных систем.

Моделирование разрядных процессов в системах зажигания осложняется быстротечностью разрядных процессов, наличием в разрядных контурах нелинейных элементов. Известные в настоящее время модели являются достаточно приближенными, основанными на упрощенном представлении характеристик нелинейных элементов.

В последние годы в связи с развитием информационных технологий актуальны новые подходы к проектированию и оценке эффективности разрабатываемых систем зажигания на основе компьютерного моделирования.

Таким образом, проведение исследований, направленных на разработку новых систем зажигания, основанных на неиспользуемых возможностях повышения эффективности, внедрение информационных технологий в процесс разработки и исследования систем зажигания и создание достоверных методик оценки их эффективности, в настоящее время продолжает оставаться актуальным.

В соответствии с обозначенной проблематикой формулируются цель и задачи настоящей работы.

Цель работы: Разработка и исследование нового класса импульсно-плазменных систем зажигания газотурбинных двигателей, обладающих повышенной энергетической эффективностью.

Задачами диссертации являются:

1. Математическое и компьютерное моделирование разрядных процессов в импульсно-плазменной системе зажигания.

2. Исследование разрядных процессов в импульсно-плазменной системе зажигания на основе созданных моделей.

3. Разработка методики оценки эффективности импульсно-плазменных систем зажигания на основе результатов моделирования и исследования.

4. Экспериментальное подтверждение адекватности разработанных моделей разрядных процессов.

5. Разработка новых схемотехнических решений на основе результатов моделирования и выполненных исследований.

Методы исследований. При выполнении работы для решения поставленных задач использовались методы математического анализа, численные методы математики, осциллографический метод экспериментальных исследований. Моделирование на ЭВМ производилось в программных средах Matlab 6.5, Mathcad 2000 Professional, Mathematica.

На защиту выносятся:

1. Схемотехническая и имитационные модели разрядных процессов в системе зажигания нового класса — импульсно-плазменной системе зажигания.

2. Результаты исследований разрядных процессов с помощью разработанных моделей.

3. Методика оценки эффективности импульсно-плазменных систем зажигания ГТД.

4. Новые схемотехнические решения перспективных систем зажигания, предложенные на основе исследований базовой схемы.

Научная новизна.

1. Впервые исследована и обоснована эффективность нового класса импульсно-плазменных систем зажигания, занимающих промежуточное положение между импульсными искровыми и непрерывными плазменнымиразработаны математическая и компьютерные имитационные модели разрядных процессов в импульсно-плазменной системе зажигания с учётом нелинейных свойств свечи.

2. На основе теоретических и экспериментальных исследований разрядных процессов выявлены возможности повышения энергетической эффективности систем зажигания, отличающиеся от известных, в частности, отрицательным влиянием индуктивности разрядной цепиустановлены закономерности изменения коэффициента использования энергии накопительного конденсатора в функции параметров разрядной цепи, установлено, что коэффициент использования энергии в импульсно-плазменных системах зажигания выше в 4−5 раз по сравнению с импульсными емкостными системами зажигания различных типов и составляет 20-Н30%.

3. На основе результатов моделирования разрядных процессов разработан алгоритм расчета энергетических параметров разрядов по заданным характеристикам разрядной цепи, отличающийся от известных видом аппроксимирующего выражения при учете нелинейности свечи.

Практическая значимость.

1. Разработанные схемотехническая и имитационные модели, подтверждённые экспериментально, позволяют решать задачи исследования, разработки, доводки, оценки эффективности импульсно-плазменных систем зажигания без проведения сложных и трудоёмких стендовых испытаний.

2. Новые схемотехнические решения являются основой создания и практического применения нового класса систем зажигания, обладающих повышенной энергетической эффективностью по сравнению с известными системами зажигания при том же уровне потребляемой мощностиразработки защищены четырьмя патентами на полезные модели (Патент РФ № 59 159, Патент РФ № 59 160, Патент РФ № 62 664, Патент РФ № 75 433).

3. Получены рекомендации по выбору параметров импульсно-плазменных систем зажигания, обеспечивающие максимальную энергетическую эффективность разрядных цепей.

4. Предложенная методика оценки эффективности импульсно-плазменных систем зажигания учитывает нелинейные свойства свечи и позволяет с приемлемой точностью определять основные параметры искровых разрядов в свечах.

Реализация результатов работы. Результаты исследований внедрены в учебный процесс в УГАТУ для студентов специальности 140 609 «Электрооборудование летательных аппаратов» .

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы представлялись на следующих научно-технических конференциях:

• Интеллектуальные системы управления и обработки информации. Уфа, 2003.

• От мечты к реальности: научно-техническое творчество создателей авиационной и ракетно-космической техники (к 100-летию со дня рождения С.П. Королёва). Уфа, 2006.

• Наука. Технологии. Инновации. Новосибирск, 2006.

• Актуальные проблемы в науке и технике. Уфа, 2007. Публикации по теме диссертации. По результатам исследований опубликовано 14 печатных работ, из них 4 патента РФ, 10 статей и тезисов докладов, в том числе 1 статья в издании, рекомендованном ВАК Рособрнадзора.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения. Основная часть содержит 129 страниц, 54 рисунка, 3 таблицы.

Список литературы

включает 111 наименований и занимает 12 страниц.

Основные результаты исследования по теме диссертации опубликованы в работах [44−45, 63−70, 77−80].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Разработано базовое схемотехническое решение перспективной импульсно-плазменной системы зажигания, занимающей промежуточную нишу между импульсными искровыми и плазменными системами зажигания. Создание нового класса систем зажигания является развитием идей по совершенствованию традиционных емкостных систем, заключающихся в использовании сочетания разрядов разной мощности и длительности, в использовании преимуществ апериодического разряда.

2. Разработаны математическая и компьютерные схемотехническая и имитационные модели разрядных процессов применительно к новому классу импульсно-плазменных систем зажигания. На основе математического моделирования получены расчетные выражения для определения основных параметров разрядов. Имитационные модели учитывают нелинейные свойства свечей зажигания. Адекватность моделей подтверждена результатами, экспериментальных исследований энергетической эффективности системы зажигания. Расхождение между теоретическими и экспериментальными данными не превышает 15%.

3. На основе разработанных имитационных моделей разрядных процессов проведены исследования энергетической эффективности импульсно-плазменных систем зажигания. Установлены закономерности изменения коэффициента использования энергии накопительного конденсатора в функции параметров разрядной цепи, показано, что коэффициент использования энергии накопительного конденсатора в импульсно-плазменных системах зажигания выше в 4−5 раз по сравнению с импульсными емкостными системами зажигания различных типов и составляет 20-К30%. Установлено, что увеличение индуктивности разрядной цепи влияет отрицательно на энергетическую эффективность импульсно-плазменных систем зажигания по сравнению с традиционными емкостными системами зажигания. Установлено, что для повышения энергии, выделяющейся в свече, необходимо увеличивать в определенных пределах емкость накопительного конденсатора при одновременном снижении уровня начального напряжения конденсатора в условиях постоянства накопленной энергии.

4. Предложена методика оценки эффективности импульсно-плазменных систем зажигания, позволяющая определять основные энергетические параметры искровых разрядов. Основой методики оценки эффективности являются: разработанные модели разрядных процессов, выражения для параметров разрядов и интегральных показателей эффективности искровых разрядов и систем зажигания в целом.

5. Разработаны схемотехнические решения перспективных систем зажигания на основе исследований базовой схемы нового класса импульсно-плазменных систем зажигания, анализа эффективности двухканальных систем зажигания, защищенные четырьмя патентами на полезные модели.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Х. Диагностика систем зажигания авиационных двигателей. Дисс. канд. техн. наук / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. — Уфа, 2002. — 135 с.
  2. А.В., Гизатуллин Ф. А. Разрядные процессы в емкостных системах зажигания апериодического разряда // Управление в сложных системах: Межвуз. науч. сб. Уфа: УГАТУ, 2001.
  3. Л.И. Устройства зажигания газотурбинных двигателей и измерительные преобразователи энергии искровых разрядов. Дисс. канд. техн. наук / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 1998. — 120 с.
  4. И.Е. Самоучитель MATLAB 5.3/б.х. СПб.: БВХ -Петербург, 2002. — 736 с.
  5. А.с. N° 623 987 СССР. Система зажигания / Л. И. Алимбеков, Р. Ш. Вахитов // БИ, 1978, № 34.
  6. А.с. 2 106 518 СССР. Конденсаторная система зажигания для газотурбинных двигателей / В. Н. Гладченко, А. В. Краснов, Н. Е. Нелюбин, И. Г. Низамов, Ю. Д. Курдачев, В. Б. Рябашев, В. В. Черныш // БИ, 1998, № 7.
  7. А.с. 1 547 457 СССР. Емкостная система зажигания / Ф. А. Гизатуллин, В. В. Балавнев, В. И. Зайцев, Л. И. Алимбеков, Ю. Н. Прохорчев // БИ, 1990, № 8.
  8. А.с. № 782 444 СССР. Система зажигания / Л. И. Алимбеков, Р. Ш. Вахитов, Ф. А. Гизатуллин // БИ, 1980, № 43.
  9. А.с. 1 679 828 СССР. Емкостная система зажигания / Ф. А. Гизатуллин, И. А. Великжанин, В. Н. Зайцев, А. П. Муратов // БИ, 1989, № 8.
  10. Ю.В. Некоторые аспекты применения датчиков в счетчиках электроэнергии. Электронный ресурс. — http://www.eltranstech.ru/aspect.php.
  11. Ю.В. Принципы подбора параметров трансформатора тока и его нагрузки. Электронный ресурс. — http://www.eltranstech.ru/param.php.
  12. И.Х. Разрядные процессы в емкостных системах зажигания газотурбинных двигателей. Дисс. канд. техн. наук / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 2004. — 143 с.
  13. В.А. Аппараты зажигания. М.: Машиностроение, 1968. -352 с.
  14. Л.А. Теоретические основы электротехники. М.: Высшая школа, 1973. — 750 с.
  15. Р.Ш. Об искровой стадии разряда по поверхности полупроводника в свече емкостной системы зажигания // Сб. научн. тр. /
  16. Уфимск. авиац. ин-т. Уфа, 1974. Вып. 67."
  17. Р.Ш. Системы запуска авиационных газотурбинных двигателей: Учебное пособие / Уфимск. авиац. ин-т. Уфа: УАИ, 1977. — 120 с.
  18. Р.Ш., Гизатуллин Ф. А. Трубчатый широкополосный шунт для измерения больших импульсов тока. Измерительная техника, № 8, 1978 г.
  19. Р.Ш., Гизатуллин Ф. А. Разрядные процессы в системе зажигания с полупроводниковой свечой при запуске ГТД // Электроника и автоматика: Межвуз. науч. сб. Уфа: УАИ, 1976. Вып.1. — С. 88 — 94.
  20. Р.Ш., Гизатуллин Ф. А., Комиссаров Г. В. Разрядные процессы в системе зажигания с полупроводниковой свечой при запуске ГТД //Авиационная промышленность. 1979. № 9. С. 24 — 25.
  21. Ф.А. Влияние индуктивности на энергораспределение в разрядном контуре емкостной системы зажигания // Элект роника и автоматика. Межвуз. науч. сб. Уфа: УАИ, 1976. Вып.1. — С. 84 — 87.
  22. Ф.А. Емкостные системы зажигания / Ф.А. Гизатуллин- Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа: УГАТУ, 2002. — 249 с.
  23. Ф.А. Закономерности электроискровой стабилизации пламени в устройствах горения // Проблемы авиации и космонавтики и роль ученых в их решении. Материалы Межвузовской научно-практической конференции. Уфа: УГАТУ, 1998. С. 36 — 38.
  24. Ф.А. Контроль эффективности систем зажигания газотурбинных двигателей // Вестник УГАТУ. 2000. — № 2. — С. 121.
  25. Ф.А. Критерий воспламеняющей способности искровых разрядов в свечах емкостных систем зажигания // РЖ Авиационные и ракетные двигатели. 1992. № 9.
  26. Ф.А. К теории искрового воспламенения топливовоздушных смесей в ГТД //Авиационная промышленность. 2000. — № 1.-С. 56−60.
  27. Ф.А. К теории разрядных процессов одного класса емкостных систем зажигания двигателей и энергетических установок // Электромеханические комплексы и системы управления ими: Межвуз. науч. сб. -Уфа: УГАТУ, 1998.-С. 137- 140.
  28. Ф.А. Метод контроля эффективности систем зажигания газотурбинных двигателей // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 1999. — № 3. — С. 82 — 84.
  29. Ф.А. Методика проектирования емкостных систем зажигания: Учебное пособие / Уфимск. авиац. ин-т. Уфа: УАИ, 1992. — 59 с.
  30. Ф.А. Методы повышения эффективности систем воспламенения топливовоздушных смесей в газотурбинных двигателях: Дисс. докт. техн. наук / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. — Уфа, 1994. — 340 с.
  31. Ф.А. Системы зажигания двигателей летательных аппаратов / Уфимский гос. авиац. техн. унт. Уфа: УГАТУ, 1998. — 115 с.
  32. Ф.А. Электроискровая стабилизация пламени в пусковых воспламенителях камер сгорания ГТД // Материалы Международной научной конференции «Двигатели XXI века». Москва: ЦИАМ, 2000.
  33. Ф.А., Абдрахманов В. Х. Оптимизация параметров емкостных системах зажигания ГТД по критериям воспламеняющей способности // Аэрокосмическая техника и высокие технологии 2002: Материалы Всероссийской НТК. Пермь: ПГТУ, 2002. — С. 79.
  34. Ф.А., Краснов А. В. Об одном подходе к оценке параметров проектируемых систем зажигания газотурбинных двигателей // Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2000. — № 2. — С. 214.
  35. Ф.А., Краснов А. В., Зиновьев КВ. Сравнительный анализ современных отечественных и зарубежных емкостных систем зажигания. // Электромеханика, электротехнические комплексы и системы. Межвуз. науч. сб. Уфа: Изд. УГАТУ, 2003. С. 83−92.
  36. Ф.А., Зайцев В. Н., Великжанин И. А., Алимбеков Л. И. Методы и средства измерения параметров искровых разрядов в свечах зажигания газотурбинных двигателей// Измерительная техника. 1992. — № 6. — С. 10−11.
  37. Ф.А., Попов О. А. Измерительный комплекс для контроля параметров систем зажигания газотурбинных двигателей// Известия вузов. Авиационная техника. 1999. — № 1- С. 78−80.
  38. Ф.А., Лобанов А. В. Моделирование разрядных процессов в импульсно-плазменной системе зажигания // Вестник УГАТУ, Т. 11 № 2 (29), 2008. С. 161−168.
  39. Ф.А., Лобанов А. В., Нуриев Ш. Б. О новой разновидности емкостных систем зажигания // Электроника, автоматика и измерительная техника: межвуз. науч. сб. Уфа: УГАТУ, 2007. — С. 27−30.
  40. Ф.А., Салихов P.M. Оценка эффективности импульсно-плазменной системы зажигания / Электромеханика, электротехнические комплексы и системы. Межвуз. научн. сб. УФА, УГАТУ, 2008, с. 187−191.
  41. Ф. А. Худяев В.Н. Моделирование и исследование процессов в плазменной системе зажигания // Вестник УГАТУ, 2007, Т. 9, № 6 (24), С. 170−177.
  42. В.Н. Разработка устройств зажигания повышенной эффективности для систем управления двигателей летательных аппаратов. Дисс. канд. техн. наук в форме научного доклада / Уфимск. авиац. ин-т. — Уфа, 1988.-48 с.
  43. А.К. Визуальное моделирование в среде MATLAB: Учебный курс — СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  44. Гулътяев А.К. MATLAB 5.2. Имитационное моделирование в среде Windows: Практическое пособие. — СПб.: КОРОНА принт. — 1999. — 288 с.
  45. Г. Ю., Дзюба В. Л., Карп И. Н. Плазмотроны со стабилизированными электрическими дугами. Киев: Наукова думка, 1987.
  46. Дьяконов В.П. Simulink 4. Специальный справочник / В. Дьяконов. СПб: Питер, 2002. — 528 с.
  47. Дьяконов В.П. MATLAB 6.5 SP1/7 + Simulink 5/6® в математике и моделировании / В.П. Дьяконов- Серия «Библиотека профессионала». М.: СОЛОН — Пресс, 2005. — 576 е.: ил.
  48. В.М., Новиков О. Я. Некоторые задачи устойчивости горения электрической дуги // Теория электрической дуги в условиях вынужденного теплообмена. — Новосибирск: Наука, 1977.— С. 163−173.
  49. В.И. Измерительные преобразователи системы управления стендовыми испытаниями устройств зажигания ГТД. Дисс. канд. техн. наук / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 1996. — 130 с.
  50. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Под общей редакцией И. Г. Арамановича. М.: Наука, 1973.-831 с.
  51. Н.Н., Птах Г. К. Системы зажигания высокой энергии / Известия вузов. Электромеханика 2004, № 1. С. 42−44.
  52. B.C., Синдеев И. М., Давидов П. Д., Федоров Б. Ф. Электрические системы зажигания, обогрева и освещения самолетов. — М.: Оборониздат, 1960. — 372 с.
  53. В.М. Теоретические основы проектирования электрических систем зажигания. — Уфа: Изд-во УАИ, 1985. — 92 с.
  54. В.М. Электроразрядные устройства систем управления космических аппаратов (Развитие теории, исследование режимов работы. Разработка). Дисс. докт. техн. наук / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 2002. — 299 с.
  55. В.М., Старцева О. А. Взаимосвязанные процессы в электрических разрядах. Уфа: УАИ, 1989. — 51 с.
  56. А. Процессы в камерах сгорания ГТД. М.: Мир, 1986.566 с.
  57. А.В. Двухканальная емкостная система зажигания повышенной эффективности // Наука. Технологии. Инновации: Материалы НТК: Новосибирск: НГТУ, 2006. — С. 95−97.
  58. А.В. Схемотехническая модель комбинированной системы зажигания // Электромеханика, электротехнические комплексы и системы: Межвуз. научн. сб. Уфа: УГАТУ, 2007. — С. 197−201.
  59. А.В., Гизатуллин Ф. А. Перспективы совершенствования плазменных систем зажигания // Электромеханика, электротехнические комплексы и системы: межвуз. науч. сб. — Уфа, 2006. — С. 248−253.
  60. А.В., Гилъманов М. Ф. Сравнительный анализ схем построения емкостных систем зажигания с одним преобразователем на две свечи // Интеллектуальные системы управления и обработки информации: Материалы НТК.- Уфа, 2003. -С. 223.
  61. А.А., Смушкович В. М. Физика разрядных процессов и основные характеристики низковольтной системы зажигания с полупроводниковой запальной свечой: Труды / Центр, ин-т моторостроения. — М., 1957. № 317.-23 с.
  62. Л.Р., Демирчян КС. Теоретические основы электротехники. М. — JL: Энергия, 1981, т.1. — 522 с.
  63. Низковольтный агрегат системы зажигания емкостного разряда СКНА-22−2А, техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Машиностроение, 1968, 47 с.
  64. Патент № 5 561 350 США, МКИ Н05 В 039/03- F026G 003/00- F02C 007 / Ignition System for a turbine engine / John R. Frus, Frederic B. Sontag, 1996.
  65. Патент № 5 587 630 США, МКИ H05B 039/03- F026G 003/00- F02C 007 / Continuous plasma ignition system / Кевин А. Дули, 1996.
  66. Патент 5 °F 02 C7/266 Франция от 19.12.1990 г. Генератор зажигания для газовых турбин.
  67. Патент на полезную модель N2 59 159. Комбинированная система зажигания / Ф. А. Гизатуллин, А.В. Лобанов- опубл. 10.12.2006, Бюл. № 34.
  68. Патент на полезную модель № 59 160. Система зажигания / Ф. А. Гизатуллин, А.В. Лобанов- опубл. 10.12.2006, Бюл. № 34.
  69. Патент на полезную модель № 62 664. Комбинированная система зажигания / Ф. А. Гизатуллин, А. В. Лобанов, Ш. Б. Нурыев- опубл. 27.04.2007, Бюл. № 12.
  70. Патент на полезную модель № 75 433. Комбинированная система зажигания / Ф. А. Гизатуллин, А. В. Лобанов, P.M. Салихов- опубл. 10.08.2008, Бюл. № 22.
  71. Патент на полезную модель № 60 640. Емкостная система зажигания / Ф. А. Гизатуллин, З.Г. Валиуллина- опубл. 27.01.2007, Бюл. № 3.
  72. Патент на полезную модель № 64 295. Емкостная система зажигания / Ф. А. Гизатуллин, М.Н. Андреев- опубл. 27.06.2007, Бюл. № 18.
  73. Патент на полезную модель N2 65 577. Емкостная система зажигания / Ф. А. Гизатуллин, А.Ю. Сергеева- опубл. 10.08.2007, Бюл. № 22.
  74. Патент на полезную модель № 75 700. Система зажигания / Ф. А. Гизатуллин, Д.Р. Газизов- опубл. 20.08.2008, Бюл. № 23.
  75. Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления. — М.: Наука, 1978. Т.1. 456 с.
  76. В.А. Исследование рабочего процесса в емкостных системах зажигания с полупроводниковыми свечами зажигания и разработка методов их контроля: Дисс. канд. техн. наук / Моск. энерг. ин-т. М., 1974. — 187 с.
  77. . К. Специальные разделы высшей математики. — М.: Высшая школа, 1973. — 464 с.
  78. Г. Ф., Матвеев И. Б., Сербии С. И. Плазменные системы газоперекачивающих агрегатов. СПб.: Недра, 1992. — 142 е.: ил.
  79. И.М. Электрооборудование летательных аппаратов. М.: Изд-во ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 1972. 442 с.
  80. JI.II. Полупроводниковые комплексы для индукционного нагрева (анализ и компьютерное моделирование). Дисс. канд. техн. наук, Уфа, 2003 г.
  81. Формирование внешних характеристик специализированных источников питания плазмотронов / И. В. Волков, М. Н. Александров, В. Н. Губаревич и др. // Тез. докл. IX Всесоюз. конф. по генераторам низкотемпературной плазмы. Фрунзе: Илим, 1983. — С. 418−419.
  82. Rao К. V. L., Lefebvre A. H. Minimum Ignition Energies in Flowing Kerosine-Air Mixtures, Combust Flame, vol. 27, no. 1, 1976. pp. 1−20.
  83. Swett С. C. Effect of Gas Stream Parameters on the Energy and Power Dissipated in a Spark and on Ignition, Third Symposium on Combustion Flame and Explosion Phenomena, Williams and Wilkins, Baltimore, 1949. pp. 353−361.
  84. Swett С. C. Spark Ignition of Flowing Gases. NACA Report 1287, 1956.
  85. Swett C.C., Jr., Spark Ignition of Flowing Gases Using Long-duration Discharge // 6th Symposium (International) on Combustion, Reinhold, New York, 1957, pp 523−532.
  86. US Patent 7,387,115, 1С F02P 3/02. Plasma Ignition System / Hideyuki Katoh, Tooru Yoshinaga. 17.06.2008.
  87. КВ. Исследование динамических характеристик емкостных систем зажигания ГТД в высокочастотном режиме генерирования разрядных импульсов. Дисс. канд. техн. наук / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. — Уфа, 2008. 146 с.
  88. Ф.А., Зиновьев КВ. К вопросу оптимизации параметров емкостной системы зажигания ГТД в режиме генерирования серий разрядных импульсов с высокой частотой следования // Вестник УГАТУ, 2007, Т. 9, № 6 (24), С. 178−186.
  89. И.М., Шнейдер Ю. Р. 400 схем для ABM. М.: Энергия, 1978.-248 е., ил.
  90. Аналоговая и аналого-цифровая вычислительная техника. М., «Советское радио», 1968 1977, вып. 1−7.
  91. Л.Ф., Евдокимов В. Ф. Электронное моделирование передаточных функций. Киев, «Техшка», 1971, 231 с.
  92. И.М. Программирование аналоговых вычислительных машин. М., «Машиностроение», 1972, 407 с.
  93. .Я. Электронные моделирующие устройства и их применение для исследования систем автоматического регулирования. — М.: Физматгиз, 1963. 510 с.
  94. Г., Корн Т. Электронные аналоговые и аналого-цифровые вычислительные машины. М.: Мир, 1967, т. 1, 462 е.- 1968, т. 2, 311 с.
  95. Л. Методы решения технических задач с использованием аналоговых вычислительных машин. М.: Мир, 1966, 415 с.
  96. И.М. Электрическое моделирование. М.: Физматгиз, 1959,319 с.
  97. А.С. Основы моделирования на аналоговых вычислительных машинах. М.: Наука, 1974, 320 с.
  98. Р. Имитационное моделирование систем. Искусство и наука. — М.: Мир, 1978.
  99. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учеб. для вузов — 3-е юд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2001. — 343 с: ил. j
Заполнить форму текущей работой