Актуальность темы
исследования. Мировое и отечественное самолетостроение имеет уже вековую историю. Всё это время самолетостроение в мире находилось в условиях жесткой конкуренции, которую стимулировали правительства ведущих мировых держав.
В период с конца 80-х и до конца 90-х годов XX столетия в структуре зарубежной АП произошли кардинальные изменения. Американская и европейская авиационная промышленность в это время прошли два взаимосвязанных этапа развития — масштабную консолидацию активов с кардинальным сокращением модельного ряда самолетов и вывод на рынок новых оптимизированных рыночных продуктов (самолетов). Конкуренция приобрела глобальный масштаб, а её регулирование вышло на наднациональный уровень.
При этом, прямая государственная поддержка отрасли трансформировалась в более сложные механизмы и формы, а внешне кажущаяся свободная рыночная конкуренция производителей самолетов, никаким образом, не уменьшила роль национальных правительств в успешном развитии отрасли. Наоборот, мы стали свидетелями жесткой конкуренции между США с ЕС и Канады с Бразилией через использование процедур ВТО.
Российская авиационная промышленность, в это же время попала в условия негативных макроэкономических процессов, происходивших в стране. К ним можно отнести: жесткое недофинансирование ранее начатых структурных изменений в отраслипрекращение финансирования ключевых НИОКР при невозможности привлечения негосударственного финансированияналичие многократно избыточного самолетного парка отечественных авиакомпаний при упавшем в несколько раз спросе на авиационные перевозки, что вызвало соответствующее падение спроса на новые отечественные самолеты и другие факторы. Единый национальный авиастроительный комплекс оказался раздробленным на множество компаний. Фактически российская авиационная промышленность оказалась вне общемировых тенденций развития отрасли. Как результат, всё это привело к системному кризису отрасли и невозможности предложения на рынок современного продукта. В этот период времени, на мировой^ авиационной" карте появились новые страны, ставящие амбициозные задачи ¦ по созданию национальной авиационной промышленности.
Задача приведения к соответствию отечественного самолетостроения мировому уровню развития отрасли требует не только системного анализа произошедших изменений в мировой АП, но и разработки адекватного ситуации комплекса мер по её ускоренному развитию.
Поэтому анализ состояния, роли и места отечественной авиационной промышленности в рамках мирового (глобального) распределения работ по созданию и продажам гражданских самолетов, разработка предложений по кардинальной модернизации отечественной самолетостроительной отрасли являются актуальными и имеют важное научно-практическое значение.
Отечественное самолетостроение в настоящее время вошло в принципиально новый для себя период развития, не имеющего прямого аналога в мировой практике. Это требует разработки новых, в том числе ранее не апробированных, форм и методов организационной, политической и экономической поддержки и финансирования отечественной отрасли самолетостроения. Вместе с тем, вне анализа накопленного мирового опыта и современных тенденций развития отрасли на региональном, государственном и корпоративном уровнях решение этой задачи представляется невозможным.
Важным элементом этой комплексной работы является анализ соответствия государственного регулирования отрасли в Российской Федерации общемировому уровню её развития. Для этого необходимо выполнить анализ и выявление несоответствия уровня развития отечественной АП (на отраслевом и корпоративном уровнях) общемировому уровню развития отрасли, а также провести анализ и выявление несоответствия реализуемых мероприятий практике уже апробированных в-мире решений.
Это должно обеспечить разработку решений, опирающихся на мировой опыт, но учитывающих специфику отечественного самолетостроения* и как следствие способствовать ускоренному развитию отечественной авиационной промышленности.
Объективная необходимость в теоретических и прикладных разработках комплекса проблем, связанных со спецификой деятельности мировых авиастроительных корпораций и предприятий отечественного самолетостроения, вызвана вхождением отечественного гражданского самолетостроения в принципиально новый период развития, не имеющего аналога в мировой практике. Это требует разработки новых, в том числе ранее не апробированных, форм и методов организационной, политической и экономической поддержки и финансирования отечественной отрасли самолетостроения.
Актуальность данному диссертационному исследованию придают радикальные изменения в организационной структуре управления отраслью, в совершенствовании форм участия государства. Государством поставлена задача не только вернуться в качестве значимого субъекта мирового рынка гражданских самолетов, но и занять соответствующие доли глобального рынка продаж самолетов во всех основных его сегментах.
При этом отечественное самолетостроение перестало быть только государственным активом, и его деятельность перешла к реализации принципов частно-государственного партнерства. Более того, впервые за всю историю, иностранный партнер с одобрения Президента России получил блокирующий пакет акций в самолетостроительной компании «Гражданские самолеты Сухого» (ТСС). Все перспективные проекты отечественного гражданского самолетостроения (881−100 компании ГСС, МС-21 корпорации «Иркут») реализуются с масштабным участием иностранных партнеров. Одновременно указанные лидеры отрасли апробировали новые финансовые инструменты привлечения инвестиций на открытых рынках заимствований.
В России существенно возрастает роль государства в определении и реализации, стратегии гражданского самолетостроения. Поставленная государством как основным собственником активов и главным инвестором, задача по поиску новых негосударственных источников финансирования, требует масштабного анализа и пересмотра всей концепции развития отрасли.
Мировые лидеры, компании «Boeing» и «Airbus», не только включили Россию в свою международную структуру распределения работ, но и создали в России свои инженерно-проектные центры. Поэтому отечественной авиационной промышленности приходится решать, такую ранее невозможную к постановке задачу, как конкуренция на внутреннем рынке труда (инженерно-конструкторского персонала), с мировыми лидерами отрасли. Существует и множество других, не менее сложных задач, с которыми отечественная авиационная промышленность, ранее никогда не сталкивалась.
Поскольку страна за последние два десятилетия не была столь сильно вовлечена в международные процессы трансформации отрасли, ревизии подвергнется роль международного капитала и финансовых институтов отдельных стран в капитальных вложениях в отрасль, в степени присутствия иностранных компаний в отечественном самолетостроении.
Актуальность темы
исследования определяется и тем, что в настоящее время возобновился поиск новых механизмов и инструментов управления отраслью, привлечения долговременных инвестиций с зарубежных рынков, принятия сбалансированных решений по формированию государственной политики развития отрасли на длительную перспективу. Появились первые работы по системному анализу текущей ситуации в отрасли в увязке с общемировыми тенденциями. В ряде работ рассмотрены возможности выхода продукции отечественного самолетостроения на региональные рынки.
Объект исследования — авиационная промышленность ведущих стран-производителей авиационной техники в условиях возрастающей конкуренции.
Предметом исследования, являются формирующиеся модели регулирования авиастроительных компаний ряда государств, в том числе России, институциональные, формы государственного регулирования их развития и повышение конкурентоспособности на мировом рынке.
В данном диссертационном исследовании рассматривается только гражданское самолетостроение.
Целью диссертационного исследования является анализ соответствия государственного регулирования отрасли в Российской Федерации общемировому уровню её развития и разработка комплекса мер по его совершенствованию.
Поставленная цель достигается решением следующих задач: S исследованием тенденций и перспектив развития мировой авиационной промышленности;
S исследованием роли государства в реализации приоритетных проектов гражданского самолетостроения ведущих стран производителей авиационной техники (США, ЕС, Китая, Индии) — S анализ развития ведущих мировых производителей финальной продукции на рынке гражданской авиационной техники («EADS» и «AIRBUS SA», «Boeing», «Bombardier», «Embraer») — •S выявлением влияния глобализации на деятельность и тенденции развития мировой авиационной промышленностиS определением особенностей развития авиационной промышленности России на современном этапе. Анализ и выявлениенесоответствия уровня развития отечественной АП (на отраслевом и корпоративном уровнях) общемировому уровню развития отрасли, соответственно, на отраслевом и корпоративном уровняхV анализ содержания государственной политики Российской Федерации в области развития гражданского самолетостроенияоценкой возможности использования зарубежного опыта в развитии авиационной промышленности России-на современном этаперазработкой предложений по реформированию и развитию головного5 предприятия" отрасли- - ОАО «Объединенная авиастроительная» корпорация", осуществляющего разработку и выпуск коммерческих самолетовобоснованием предложений по совершенствованию государственной поддержки отечественного самолетостроения.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца двадцатого века по 2010 г. Нижняя^ временная граница исследования определяется окончанием периода формированиям основных мировых лидеров" отрасли и переходом деятельности АП на действительно глобальный уровень.
Территориальные рамки диссертационного исследования не ограничены рамками Российской Федерации или отдельных стран и регионов мира. В работе содержится анализ проблем развития авиационной промышленности с учетом роли и места всех основных участников мирового отраслевого разделения труда.
Степень изученности темы. В рамках исследований перспектив развития отечественного самолетостроения, учитывающих специфику экономических процессов в отрасли, существует несколько ведущих исследовательских центров, решающих прикладные задачи. К их числу следует отнести:
•Институт менеджмента, экономики и финансов Государственного Технического университета «Московский авиационный институт» (старейший отраслевой ВУЗ (с 1933 г.));
•Научно-исследовательский институт экономики авиационной промышленности (создан на базе НИИ экономики, планирования и управления авиационной промышленности Министерства промышленности Российской Федерации);
•30 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ;
•Центральный институт военно-технической информации Министерства обороны РФ;
•Межведомственный аналитический центр;
•Украинский научно-исследовательский институт авиационной технологии.
В течение двух десятилетий, в России не ставились масштабные задачи по возврату отечественного гражданского самолетостроения на позиции конкурентоспособной на мировом рынке отрасли. Соответственно изучение и сопоставление мирового и отечественного опыта развития отрасли стало носить ограниченные рамки и без системных исследований роли и места отечественного гражданского самолетостроения в глобальной системе распределения работ и услуг в части авиационной промышленности и смежных с неё отраслей. Во многом это объяснялось тем, что основной заказчик таких исследований — государство, в течение длительного периода времени не имело средств (до 2007 года), которые могли бы пойти на финансирование этих работ. Это подтверждает проведенный автором анализ состояния управления отечественной авиационной промышленностью. Ограничены были и аспекты исследования проблем. Основной упор в выполненных исследованиях делался на анализ потенциальных рынков сбыта отечественных самолетов, предлагались меры по защите внутреннего рынка самолетов, анализировались возможности и механизмы кооперационного сотрудничества с зарубежными странами и компаниями. Поэтому наличие источников, изученных автором диссертационной работы, не дает ответы на вопросы вынесенные в качестве целей настоящего исследования и требует дополнительных исследований.
Наибольший вклад в разработку методологии проведения исследований проблем функционирования авиационной промышленности, в том числе в условиях глобализации, их внедрения в экономику России, внесли Андрианов.
Д.П., Саркисян C.A., Исаев A.C., Минаев Э. С., Захарчук Т. Б., Фомин, М.В., Дмитриев О. Н., Левицкий Г. В, Колпаков С. К., а также зарубежные исследователи Филипп К. Лоуренс, Микаэлла Д. Платцер, X. Джонс и д.р.
Наиболее значимыми являются результаты научно-исследовательских работ, выполненных в последний период времени в НИИ ЭАП, ЦАГИ, 30 ЦНИИ МО РФ, ЦИВТИ, МАЦ по темам, финансируемым Министерством промышленности и торговли РФ — шифры «01Ж-6−009» и «ОПК-Ю-019-ОАК».
Информационная база. Важным ресурсом исследования явились годовые и квартальные отчеты и публикации ведущих мировых авиастроительных компаний, а также отраслевые статистические источники и аналитические материалы. Часть информационной базы (глава 3) представлена Федеральными законами Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Особо следует отметить, что к 2009 году все основные корпорации по разработке и производству гражданских самолетов, особенно «большая четверка», открыли русскоязычные версии своих сайтов в интернете. Это характеризует значимую роль России на глобальном рынке не только как потребителя гражданских самолетов, но и как источника привлечения наиболее одаренных инженеров и конструкторов с их опытом и знаниями зарубежными компаниями.
Автором использовались также два наиболее значимых отраслевых интернет-источника: aviaport.ru и avia.ru. Опираясь на возможности Научно-исследовательского института экономики авиационной промышленности (НИИ ЭАП), они объективно информируют о процессах, происходящих в отрасли в России и за рубежом.
Методологической основой исследования проблем развития мировой и отечественной авиационной промышленности является теория технологических укладов, с развитием которых новые качества приобретают все традиционные производства, в том числе авиационная промышленность.
Системный подходпозволил, автору, комплексно рассмотреть проблемы развития? иностранных лидеров отраслии отечественной) самолетостроительной отрасли;
Важным методом исследования является системно-структурный? подход, где историческая реальность рассматривается в развитии совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов. Система отношений, сложившаяся внутри авиационной промышленности как сложноорганизованной системы, включает ряд подсистем (государственные органы управления, производственный и проектный сектора отрасли, организации фундаментальной и прикладной (отраслевой) науки, предприятия-смежникисамолетостроительного комплекса4 со своим проектно-конструкторским и производственнымкомплексом, система сертификации воздушных судов и их основных компонентов).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в обобщении опыта мирового самолетостроения, в выявлении несоответствия в уровне развития' отечественного самолетостроения (на отраслевом и корпоративном* уровне) уровню ведущих производителей авиационной техники, в разработке комплекса мер государственной поддержки отечественной авиационной промышленности на среднесрочную перспективу (в части организационноправовых мероприятий, финансовых и нефинансовых мер). Автором предлагается: субсидировать пассажирские авиационные перевозки на отечественных самолетах- ^ совершенствовать действующее законодательство в сфере регулирования лизинговых отношений в России, в частности, развитие операционного лизинга, прежде всего для воздушных судов отечественного производства-, ^ ввести ограничение возраста ввозимых в РФ иностранных воздушных судовл/ ввести запрет на финансовый или операционный лизинг иностранных воздушных судов авиакомпаниям, имеющим правовую форму «ФГУП» или авиакомпаниям с контрольным пакетом у государства;
V создать систему мотивации в виде предоставления кредитными учреждениями долгосрочного кредитования с низкой процентной ставкой российским и иностранным покупателям российских воздушных судоввыделять связанные кредиты авиакомпаниям через уполномоченные государственные банки (Сбербанк, ВЭБ, ВТБ) в рамках мер государственной помощи на покупку и на оплату лизинговых платежей для покупки и эксплуатации только воздушных судов российского производстваи т.д.
Научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования:
• разработана классификация стран мира по уровню развития и степени участия в международном разделении труда при производстве авиационной техники, с помощью которой определены роль и место отечественной авиационной промышленности в мире;
• определены закономерности формирования авиационной промышленности ведущих стран — производителей и главные тенденции развития отрасли, выявлены направления развития авиационной промышленности Китая, Индии и ряда других, интенсивно развивающихся в авиационном отношении стран, что позволяет определить факторы существенно влияющие на перспективы развития отечественной авиационной промышленности. К основным тенденциям развития мировой авиационной промышленности можно отнести: концентрация производства в отраслирост объема инвестицийпоявление новых технологийсоздание предприятий на новых территориях: Мексика,.
Китай, Марокко, Сингапур, ОАЭ и др.;
• выявлены основные факторы развития отечественной авиационной промышленностиоценены возможности и угрозы для> ее устойчивого развитияк основным факторам можно отнести состояние мировой экономики, доступность факторов производства и прежде всего кредитных ресурсов, уровень цен на энергоносители, уровень террористической угрозы и т. д.;
• выявлены ключевые особенности развития авиационной промышленности России на современном этапе и определено влияние на них государственной политики Российской Федерации в области развития гражданского самолетостроения. Основными особенностями развития авиационной промышленности России на современном этапе являются: структура и сложившаяся система государственно-частного партнерства, которые во многом сохраняют отношения сложившиеся в предыдущий (советский и постсоветский) период развития и не соответствуют интересам ускоренного развития авиастроительного комплекса в условиях глобального характера конкуренции основных мировых производителей гражданских самолетов;
— тенденция утраты конкурентоспособности производимых самолетов на внутреннем и внешних рынках;
— крайне высокая (более 80% оборудования) изношенность активной части основных производственных фондов предприятий;
— наличие объективных ограничений на темпы развития базовых предприятий гражданского авиастроения, что требует радикального структурного и технологического преобразования отрасли.
Выводы, сделанные по результатам исследования, носят как общетеоретический, так и конкретно практический характер. Задачи, стоящие перед отечественнымсамолетостроением, по своим масштабами ресурсоемкости требуют действительно кардинально новых государственных подходов и степени участия, при усилении конкуренции на глобальном уровне.
Практическую, значимость' результатов диссертационного" исследования" во многом определяют структурированный в её рамках фактический материал и его анализ. Результаты анализа деятельности мировых авиастроительных корпораций и отечественного самолетостроения могут быть использованы Министерством экономического развития, Министерством обороны, Министерством промышленности и торговли для уточнения государственной политики по развитию ЛП и смежных с ней отраслей, а также системы профессионального и специального образованияМатериалы, содержащие предложения по развитию отечественной авиационной промышленности, могут быть востребованы ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» в рамках работ по уточнению продуктовой и организационной стратегии корпорации. Сделанные автором научные обобщения могут быть использованы в учебном процессе при подготовке, специалистов в области экономики и мировой экономики, в том числе при разработке материалов курсов: длялекционных и семинарских занятий по мировой экономике и международным экономическим отношениям.
Апробация основных результатов данного исследования. Результаты исследования обсуждались на международных и всероссийских конференциях РУДН, а также заседании кафедры Международных экономических отношений Российского университета дружбы народов. По теме и материалам диссертации опубликовано 10 статей, общим объемом 3,36 п.л., в том числе в ведущих рецензируемых научных журналах.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 31 приложения. Общий объем диссертационного исследования составляет 155 стр., в том числе, 9 рисунков, 19 таблиц.
Заключение
.
Глобализация деятельности стала определяющим вектором развития мировой авиационной промышленности. Ситуация в отрасли стала одновременно зависеть от действия множества факторов до последнего десятилетия еще слабо влиявших на протекающие в ней процессы. Поэтому даже при положительной динамике мирового экономического цикла и соответствующем тренде на умеренный рост мировой индустрии авиаперевозок, при возникновении событий типа «свиного гриппа» через систему спроса-поставок самолетов происходит существенное снижение темпов роста АП. При этом от действия указанных факторов стали зависеть все ведущие авиастроительные компании мира. Добиться успеха и стать лидерами гражданской АП в этих условиях смогли только те компании, которые сумели перейти на интернациональное организационное строение, кардинально изменить производственную структуру и культуру проектирования и производства нового поколения самолетов.
В настоящее время АП в разных объемах, формах и на разных стадиях развития присутствует практически во всех регионах мира: в Северной и Южной АмерикеЕвропеАзии. Началось первоначальное формирование отрасли в странах арабского мира на Ближнем и Среднем Востоке (ОАЭ, Турция) и в Африке (ЮАР).
Ключевой тенденцией развития АП в последние 15 лет стала поэтапная консолидация активов. Это привело к слияниям компаний-партнеров, поглощению компаний-конкурентов, сокращению количества независимых производителей и избыточных производственных мощностей, образованию новых крупных финансово-промышленных групп с наднациональной принадлежностью. Исследование взаимодействия этих финансово-промышленных групп выявило существование системы перекрестных производственно-технологических связей, между ними и их теснейшую зависимость от технической и нормогворческой политики друг друга. ,.
В процессе исследования & функциональных взаимосвязей для" разработки модели описания мировойАП и её структуры, были выявлены действующие закономерности, позволившие структурировать описание отрасли ввиде построенной по принципам иерархической соподчиненности системы последовательных многоуровневых связей, названной автором «иерархической пирамидой поставщиков». Данное описание позволило выстроить логически взаимосвязанную по целям и задачам хозяйствующих субъектов (компаний) и степени их участия (включая разделение рисков) в разработке, окончательной сборке и продаже самолетов схему, где на вершине «пирамиды» расположены компании — финальные производители самолетов.
Как один из факторов всё более влияющих на развитие отрасли, выявлен последовательный рост числа авиационных (промышленных) кластеров формируемых в различных регионах мира с участием ведущих мировых компаний производителей авиационной техники и комплектующих.
Исследование основных финансово-экономических показателей деятельности и результатов развития авиационных компаний, входящих в-/ мировой рейтинг 100 ведущих за последнее десятилетие, позволило сформулировать вывод о способности этих компаний достичь и поддерживать высокие технические и экономические показатели своей деятельности в течение длительного (многолетнего) временного периода. Обладание этим свойством во многом является определяющим для попадания компаний-производителей АТ в число мировых лидеров и сохранения их конкурентоспособности.
Кроме того, в последние годы происходил существенный, рост рентабельности многих компаний-поставщиков различных компонентов АТ. Одновременно происходил и рост степени их влияния на результаты деятельности ведущих мировых производителей, специализирующихся на финальной сборке и продажах самолетов. Значительно увеличилось количество" компаний «второго эшелона», имеющих многолетний положительный опыт работы в. кооперационных проектах. Отличительными качествами этих компаний является высокий уровень, используемых технологий, и организации производства, менеджмента, обладание исключительными авторскими правами на современные и перспективные разработки (технологии) и промышленные образцы, а также другие качества, необходимые для достижения конкурентоспособности, такие, как совершенная логистика, развитые 1Т-технологии, грамотная маркетинговая политика.
Сохраняют свое влияние на состояние дел в отрасли и менее опытные компании-поставщики, которые имеют только ограниченный, опыт деятельности в условиях международной авиастроительной кооперации. Эти компании, чтобы сохранить своё присутствие на рынке и долю выполняемых работ и услуг вынуждены разрабатывать новые (современные) бизнес-модели своей деятельности. Это, в свою очередь, ставит их перед необходимостью решать комплекс взаимосвязанных проблем (технических, организационных, финансовых, кадровых и других).
Исследование обобщенных показателей деятельности мировой АП и региональных особенностей позволило сформировать исходную базу данных и методические подходы для решения еще одной частной научно-практической задачи — исследование роли и места государства в реализации приоритетных проектов гражданского самолетостроения ведущих стран производителей АТ.
Однозначно определено, что государственные органы управления всех ведущих «авиационных держав»:
• уделяют особое внимание развитию своего национального авиастроения;
• оказывают прямую или косвенную помощь своей национальной авиастроительной отрасли;
• используют широкую номенклатуру инструментов государственной поддержки отрасли;
• готовы использовать вопросы любой финансовой и иной (государственной) помощи производителям самолетов со стороны национальных правительств как инструмент конкурентной борьбы и давленияна конкурентов.
Глобальный масштаб деятельности отрасли, объемы финансовых и иных ресурсов задействованных в ней, новые риски возникающие в мире, предельно жесткая и многоплановая конкуренция между основными мировыми производителями самолетов, делает отрасль гражданского самолетостроения и эффективность её деятельности прямо зависимыми от государственной помощи производителям самолетов со стороны национальных правительств.
Поэтому, формально признанные на наднациональном уровне как неприемлемые формы государственной поддержки авиастроительной отрасли, продолжают использоваться многими государствами.
Сопоставление при этом государственной политики в отношении отрасли в США, Западной Европе, Китае, Индии, показало, что последовательно реализуемая политическая линия руководства Китая и Индии, уже в среднесрочной перспективе превратит Китай в прямого конкурента России на всех традиционных для нее рынках гражданского самолетостроения, в то время, как сотрудничество с Индией по целому ряду направлений станет невозможным. Значительный практический интерес представляет современный опыт деятельности предприятий и примеры решений государственных органов Мексики и Ирана по развитию своей национальной АП, которые должны учитываться при формировании стратегии развития гражданского самолетостроения в России.
Самостоятельное исследование мировой АП на уровне ведущих самолетостроительных корпораций («EADS» и «AIRBUS SA», «Boeing», «Bombardier», «Embraer»), позволило не только оценить конкурентную среду, в которой будет развиваться отечественное самолетостроение, но и сформировать банк решений, допустимых к рассмотрению, как управленческие действия по реализации действующей стратегии развития гражданского самолетостроения в России.
Это является особенно актуальным в силу позиционирования АП России в качестве «третьего игрока» на мировом рынке, фактически поделенного между мировыми «грандами» — компаниями «Airbus» и «Boeing», которые контролируют 90% от накопленного мировыми авиастроительными компаниями объема заказов на новые самолеты и оцениваемого приблизительно в 1 триллион долларов США. Несмотря на то, что имеющиеся заказы фактически обеспечили обоим самолетостроительным гигантам нормальное существование и загрузку производственных мощностей, по крайней мере, на шесть-семь лет вперед, они реализуют комплекс решений и предпринимают действия направленные на реструктуризацию своей внутренней деятельности, реконфигурацию производственных связей (аутсорсинг), оптимизацию структуры и численности персонала.
Оценивая при этом перспективы развития отечественного гражданского самолетостроения, следует отметить, что в настоящее время существует «окно возможностей» для выхода отечественных самолетов на внешний рынок.
При этом объективно требует своего решения проблемапоиска новых механизмов и инструментов управления отечественной самолетостроительной отраслью, привлечения долговременных инвестиций и формирования сбалансированных решений для выработки государственной политики Правительства РФ по управлению отраслью на длительную перспективу. Эта проблема не может быть разрешена без глубокого сопоставительного анализа тенденций развития, организационного построения и специфики деятельности мировых авиастроительных корпораций и предприятий отечественной АП.
Проведенный анализ показал, что ключевыми особенностями развития авиационной промышленности России на современном этапе являются: • структура и сложившаяся система взаимоотношений между участниками самолетостроительной отрасли, бизнесом и органами государственного управления и, регулирующая их законодательная база, которые во многом сохраняют отношения сложившиеся в предыдущий (советский и постсоветский) период развития и не соответствуют интересам ускоренного развития авиастроительного комплекса в условиях глобального характера конкуренции основных мировых производителен гражданских самолетов;
• тенденция утраты конкурентоспособности производимых самолетов на внутреннем и внешних рынках;
• крайне высокая (более 80% оборудования) изношенность активной части основных производственных фондов предприятий;
• наличие объективных ограничений на темпы развития базовых предприятий гражданского авиастроения, что требует радикального структурного и технологического преобразования отрасли.
Анализ основных направлений государственной политики российской Федерации в области развития гражданского самолетостроения наглядно продемонстрировал, что: с 2003 года по настоящее время разработан, принят установленным порядком и реализуется комплекс механизмов и процедур государственной поддержки отрасли, включая кардинальное увеличение прямого государственного финансирования по различным статьям бюджета Россиипрактика и эффективность реализации решений Правительства Р*3> пока не позволили обеспечить достижение отечественным самолетостроение1' сколь угодно значимых целей и рост выпуска-сбыта продукциипринято решение об интеграции всех самолетостроительных активов страны в рамках подконтрольного государству открытого акционерного общества «ОАК», где самолетостроение преобразуется в совместный бизнес государства и частного капитала.
Исследование тенденций развития и механизмов современного финансирования АП в России, показало, что главными из них являются: главенствующая роль программно-целевой подхода к определению приоритетов развития отечественного гражданского самолетостроения, формирующего принципы и объемы финансирования программ за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программневозможность ни одного отечественного разработчика самолетов финансово самостоятельно реализовать новый проект самолетасуществуют системные (макроэкономические) проблемы привлечения средств в самолетостроительные проекты.
Отмеченные результаты исследований объективно подтверждают необходимость проведения оценки возможности использования зарубежного опыта на современном этапе развития АП России и разработки предложений по программе реформирования и развития предприятий ОАО «ОАО».
К числу предлагаемых автором инструментов развития отечественной АП (самолетостроения) на среднесрочную перспективу можно отнести:
А) Разработку и поэтапную реализацию Программы реформирования и развития предприятий ОАО «ОАК» в части ОАО «ВАСО» (г. Воронеж), ЗАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск), ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» (г. Казань), осуществляющих выпуск коммерческих самолетов через реализацию мер: по изменению (оптимизация) продуктового ряда разрабатываемых и выпускаемых ОАО «ОАК» самолетовпо производственной реструктуризации ОАО «ОАК" — по корпоративной и финансовой реструктуризации ОАО «ОАК». Б) Разработку и поэтапную реализацию, комплекса организационноправовых, финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки отрасли, включая пакет мер государственной поддержки сбыта отечественных ВС на внутреннем и внешнем рынках, сосредоточенный на трех основных направлениях: поддержке конечного потребления населением России услуг российских авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты отечественного производстваснижение стоимости и увеличение сроков предоставления капитала на приобретение отечественных самолетоврасширение круга инвесторов в сделках, связанных с предоставлением капитала на приобретение самолетов.